Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие творческих способностей младших школьников: На материале оригами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные этапы исследования. На первом этапе (2000;2002 гг.) осуществлялось изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, опыта работы передовых учителей по проблеме исследования, уточнялись исходные положения методологического плана, разрабатывалась методика исследования. На втором этапе (2002;2003 гг.) проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 15 ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ОРИГАМИ)
    • 1. 1. Концептуальные подходы к формированию творческих 15 способностей в современной дидактике
    • 1. 2. Оригами как искусство и дидактическое средство
    • 1. 3. Психологические аспекты формирования и развития творческих 55 способностей средствами оригами в младшем школьном возрасте
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С 71 ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОРИГАМИ
    • 2. 1. Педагогические возможности использования оригами в учебно- 71 воспитательном процессе '
    • 2. 2. Дидактические основы использования оригами в учебно- 89 воспитательном процессе
    • 2. 3. Формирование готовности учителей использовать оригами в 117 учебно-воспитательном процессе
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ 130 ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРИГАМИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 3. 1. Организация и проведение опытно-экспериментального 130 исследования целесообразности использования оригами в учебном процессе в начальной школе
  • Выводы по третьей главе

Развитие творческих способностей младших школьников: На материале оригами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач — формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески.

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка — это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

В работах многих педагогов и психологов (См.: Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб.: OMS, 1994; Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981; Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С.29−33- Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: Линка-Пресс, 1997) отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта — творческой деятельности. Особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на учащихся начальной школы.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе как ведущего фактора гуманизации образования требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) с целью их индивидуализации. Стратегическим направлением активизации обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами — японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Искусство бумажного моделирования возникло в глубокой древности в Японии и служило средством развлечения и умственного воспитания детей в народной педагогике. С середины восемнадцатого века оригами стали использовать в детских воспитательных учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве игровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и пространственного мышления. В школах Японии оригамные фигурки геометрических тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании.

Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса младших школьников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

В ходе работы в технике оригами ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Оригами улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания младших школьников. Занятия оригами в начальной школе формируют такие нравственные качества учащихся как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь одноклассникам, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, природоведения, чтения, иностранного языка. Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.

Оригами благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности младших школьников — формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. Общность творческих и образовательных интересов учащихся, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

Оригами как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиями, обеспечивающим эффективность развития творческой активности младших школьников:

• делает возможным овладение школьниками опытом самостоятельной, новой для них деятельности;

• создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;

• обеспечивает совместную деятельность педагога и учащегося, детского воспитательного коллектива, родителей и детей;

• способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;

• оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности младшего школьника.

Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, а оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес младших школьников к учебной деятельности.

Природу творческой деятельности рассматривали М. М. Бахтин,.

B.С.Библер, И. А. Герасимова, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, А. М. Коршунов, Д. С. Лихачёв, М. К. Мамардашвили, Ф. Т. Михайлов, В. С. Швырёв, А. Т. Шумилин. Психолого-педагогические особенности творческой деятельности рассматривались в работах В. И. Андреева, А. Г. Асмолова, О. Ю. Богданова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Н. Лука, А. Маслоу, Р. С. Немова, Н. Д. Никандрова, С. Л. Рубинштейна, А. К. Сухотина, Д. И. Фельдштейна. Проблемы оптимизации образовательных процессов и систем рассматривались Ю. К. Бабанским, А. М. Моисеевым, М. М. Поташником. Проблематика формирования познавательной, творческой и других видов активности младших школьников в последние годы раскрыта в диссертационных исследованиях М. В. Гринёва, Т. П. Зайченко, Г. Н. Котельниковой, Т. Н. Лукьянченко, Т. А. Старовойтовой. Оригами как средство обучения и воспитания школьников рассматривается в исследованиях С. Ю. Афонькина, Е. Л. Кабачинской, М. М. Литвинова,.

C.В.Опаричевой, Г. А. Соколовой.

Несмотря на разработку отдельных сторон проблемы, педагогический аспект формирования творческих способностей у учащихся начальной школы, связанный с подбором средств и методов оптимизации учебно-воспитательного процесса, еще недостаточно изучен.

Теоретическая и практическая значимость проблемы развития творческой активности младших школьников, а также отсутствие научных публикаций, дающих целостное представление об оригами как дидактическом средстве, способствующем развитию творческих способностей младших школьников, определили тему настоящего исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников (на материале оригами)».

Объект исследования — оригами как средство развития творческих способностей у младших школьников.

Предмет исследования — процесс развития творческих способностей учащихся младших классов средствами оригами в условиях средней общеобразовательной школы.

Цель исследования — рассмотреть теоретико-методологические основы формирования творческих способностей младших школьников путем использования в учебном процессе начальной школы искусства оригами в качестве дидактического средстваобосновать концептуальные подходы к формированию и развитию творческой активности младших школьников в современной дидактикена основе сделанных в ходе исследования выводов разработать модель организации учебного процесса с использованием оригами и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем. Рассмотреть перспективы развития учебного процесса в российской начальной школе с использованием нетрадиционных видов народного творчества.

В ходе работы над диссертацией была выдвинута рабочая гипотеза, основанная на том, что эффективность развития творческих способностей младших школьников средствами оригами в условиях средней общеобразовательной школы обеспечивается:

• опорой на концептуальные подходы к формированию творческих способностей, разработанные отечественной дидактикой;

• признанием искусства оригами в качестве дидактического средства;

• учетом возрастных психологических аспектов формирования и развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста;

• организацией учебного процесса с использованием оригами в учебном процессе и внеклассной работе начальной школы в качестве интегрирующего компонента, объединяющего учебную и внеклассную деятельность и оказывающего влияние на оптимизацию образовательного процесса младших школьников;

• выявлением дидактических основ использования оригами в учебном процессе и внеклассной работе;

• формированием готовности учителей к преподаванию оригами и использованию этого дидактического средства в учебном процессе начальной школы и внеклассной работе;

• подтверждением предполагаемых результатов научной и практической работы исследователя путем проведения эксперимента с целью выявления эффективности использования оригами в качестве средства формирования и развития творческих способностей младших школьников и корректировкой предложенной модели организации учебного процесса с учетом полученных результатов;

• разработкой методических рекомендаций учителям начальных классов и родителям учащихся.

Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необходимо решить следующие задачи:

• обосновать психолого-педагогические возможности использования искусства бумажного моделирования в практике начальной школы;

• выявить концептуальные подходы современной дидактики к формированию и развитию творческих способностей у учащихся младших классов;

• определить психологические аспекты развития творческих способностей с учетом возрастных особенностей учащихся;

• показать психолого-педагогические возможности использования оригами в учебно-воспитательном процессе начальной общеобразовательной школы;

• выявить дидактические основы использования оригами в учебном процессе и разработать с учетом выявленных закономерностей программу «Бумажное моделирование», предназначенную для обучения навыкам работы в технике оригами учащихся младших классов общеобразовательной российской школы;

• предложить методику формирования профессиональной готовности учителей к преподаванию оригами и использованию в учебно-воспитательном процессе;

• проверить эффективность использования оригами в учебном процессе начальной школы в ходе экспериментальной работы;

• выявить дальнейшие перспективы развития учебно-воспитательного процесса российской начальной школе с использованием нетрадиционных видов народного творчества.

Методологическую основу исследования составили философские положения о путях познания в онтогенезе и филогенезеучения, раскрывающие сущность творческой деятельности личностиидеи гуманизации образованиятеории личностно-ориентированного подхода в воспитании. Использованы идеи системного и целостного подхода к педагогическому процессу. Педагогические факты, явления изучались в их диалектическом единстве.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемыизучение передового педагогического опытабеседы с учащимися, учителяминаблюдениеанкетирование, тестирование учащихся, учителей и родителейобобщение личного педагогического опытаанализ продуктов детского творчестваопытно-экспериментальная работасравнительно-сопоставительный анализ результатов учебно-воспитательной работы, проводимой в контрольных и экспериментальных классах.

Исследование проводилось в 2000;2005 гг. на базе МОУ СОШ № 7, МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 28 г. Пятигорска Ставропольского края, Педагогического колледжа г. Железноводска Ставропольского края.

Основные этапы исследования. На первом этапе (2000;2002 гг.) осуществлялось изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, опыта работы передовых учителей по проблеме исследования, уточнялись исходные положения методологического плана, разрабатывалась методика исследования. На втором этапе (2002;2003 гг.) проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня влияния оригами на формирование и развитие творческих способностей у младших школьников в контрольных и экспериментальных классах, изучалось отношение учителей и родителей к проблеме формирования творческой активности младших школьников. На третьем этапе (2003;2005 гг.) подводились итоги опытно-экспериментальной работы, осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, внедрялись в практику основные итоги исследования, завершалось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены педагогические условия использование оригами как средства формирования и развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессепоказаны направления использования оригами в практике начальной российской школына основе многолетнего педагогического опыта разработана программа «Бумажное моделирование. Оригами» программа дополнительного профессионального образования «Учитель оригами», направленная на формирование готовности учителей начальных классов использовать оригами в процессе обучения, разработаны рекомендации для преподавателей, родителей по использованию нетрадиционных видов народного творчества в учебно-воспитательном процессе начальной школыэкспериментально доказана эффективность применения оригами как средства развития творческих способностей.

ШКППкНИКПП.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проанализированы и обоснованы общепринятые теоретические подходы и педагогическая практика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами оригами. Выявлен воспитательный и образовательный потенциал оригами как средства формирования и развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения и во внеклассной деятельностиразработаны методические психолого-педагогические приемы включения оригами в учебно-воспитательный процесс.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что в нем разработана программа обучения учащихся начальных классов технике бумажного моделирования, предложены пути формирования профессиональной готовности учителей к применению оригами на уроках в начальной школеиспользование положений и выводов, полученных в процессе исследования, может найти применение в школьной практике для повышения качества обучения и воспитания младших школьников, в разработке спецкурсов для студентов — будущих учителей начальных классов. Научное обоснование процесса развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности, комплекс разработанных автором педагогических условий и система учебно-познавательных творческих заданий позволяют совершенствовать процесс обучения в начальных классах общеобразовательной школы, и способствуют развитию творческого отношения к овладению знаниями у младших школьников.

Достоверность и обоснованность полученных в процессе исследования результатов обеспечены опорой на современные теоретико-методологические принципы, 'широкой источниковедческой базой, реализацией теоретических и эмпирических методов, соответствующих задачам диссертационной работы, апробацией и внедрением полученных результатов в практику.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Следующие положения составляют сущность концептуальных подходов к формированию творческих способностей в современной дидактике:

— творческие способности — важнейшие специфические качества личности, высший уровень учебно-воспитательного процесса и необходимое условие всестороннего развития личности;

— первоначальное развитие творческих способностей ребенка возможно только в жизненном общении с родителями, а затем с учителями;

— сензитивным периодом для развития творческих способностей является младший школьный возраст;

— уровень развития творческих способностей зависит: а) от качества наличных знаний и умений, от степени их объединения в единое целоеб) от природных задатков человекав) от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов (См.: Додонов Б. И. О системе «личности» // Вопросы психологии. -1985.-№ 5, с.42).

Наиболее приемлемой для современной начальной общеобразовательной школы является технология развивающего обучения, разработанная И. П. Волковым.

2. Дидактическими принципами использования искусства оригами как средства развития творческих способностей учащихся начальных классов являются:

— «знания — фундамент творчества». Творческая деятельность не может выходить за пределы имеющихся у ученика знаний;

— целенаправленность обучения. Формирование новых знаний, умений и навыков должно проходить постепенно и целенаправленно;

— тщательный отбор учебногр материала для развития творчества;

— принцип многократности;

— фронтальное приобщение школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;

— постоянный контроль учителя за работой ученика.

3. Результаты опытно-экспериментальной проверки педагогической целесообразности использования искусства оригами в учебно-воспитательном процессе показали:

— занятия оригами углубляют знания учащихся младших классов об окружающем мире;

— стимулирует поисковую деятельность;

— оказывает положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивает речь;

— оригами способствует формированию пространственного мышления, развивает фантазию и воображение;

— способствует становлению коммуникативных навыков учащихся.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику осуществлены в ходе учебного процесса, а также на внеклассных занятиях с детьми младшего школьного возраста Результаты экспериментального исследования получили признание в выступлениях на конференциях в г. Карачаевске (2001, 2003), г. Владикавказе (2003), в 5 публикациях автора диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертации обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета.

Выводы по третьей главе.

Эффективность формирования и развития творческих способностей младших школьников в условиях средней общеобразовательной школы обеспечивается поиском и целенаправленным, методически обусловленным внедрением в учебный процесс разнообразных дидактических средств, способствующих гармоничному развитию личности. Таким дидактическим средством является оригами. Улучшая образное восприятие, концентрацию и устойчивость внимания, зрительную и кинестетическую память, развивая пространственного и креативного мышления, оригами позволяет объединить учебную и внеаудиторную деятельность, оказывает существенное влияние на оптимизацию образовательного процесса младших школьников, формирует у ребенка желание к сотрудничеству, сотворчеству в процессе обучения.

Опираясь на концептуальные подходы к формированию творческой активности, разработанные отечественной дидактикой, и учитывая возрастные психологические аспекты формирования и развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста, мы разработали методику организации учебного процесса с использованием оригами в качестве дидактического средства, активизирующего творчески потенциал личности.

С целью выявления эффективности использования оригами в качестве средства формирования и развития творческих способностей младших школьников и корректировки предложенной модели организации учебного процесса, разработки методических рекомендаций учителям начальных классов и родителям учащихся в 2001;2005 гг. нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая заключалась в моделировании учебного процесса с использованием оригами, проведении комплексного обследования учащихся путем наблюдения, бесед, анкетирования, тестирования. Сравнительный анализ результатов исследования, систематизации и обобщение позволили нам прийти к следующим выводам.

Исходя из того, что главным показателем развития творческих способностей младших школьников является устойчивой интерес к учебной деятельности, готовность к действию, нестандартному выполнению заданий, нами было проведено комплексное обследование учащихся экспериментальных и контрольных классов (200 человек), которое показало следующие результаты.

В ходе беседы при приеме в первый класс учащиеся экспериментальных и контрольных классов показали одинаковый уровень готовности к школе: 80% учащихся экспериментальных классов, 81% — контрольных классов (данные Таблицы 1 «Степень готовности дошкольников к обучению в школе»).

Для формирования положительного отношения к учению, создания устойчивой мотивации достижения успеха, а также высокой адекватной самооценки, творческой активности нами была разработана и внедрялась в экспериментальных классах в течение двух лет программа «Бумажное моделирование». Кроме того фигурки оригами использовались на уроках природоведения, чтения, иностранного языка в качестве наглядного средства, а также во внеклассной работе. В 2003;2004 учебном году учащиеся контрольных и экспериментальных классов были протестированы с целью выявления степени сформированности мотивации к учебной деятельности у третьеклассников. Результаты тестирования показали, что все учащиеся экспериментальных классов (100%) осознают мотивы деятельности, стремятся к поставленным целям, вносят в учебу элементы творчества, проявляют инициативу, в то время как в контрольных классах данной характеристике соответствуют 90% учащихся. Беседы с учителями, родителями, детьми, наблюдения, проводимые на уроках, свидетельствуют о том, что использование оригами в качестве дидактического средства способствует формированию активной познавательной и творческой позиции учащихся.

Чтобы подтвердить выдвинутую нами гипотезу, основанную на том, что занятия оригами способствуют формированию пространственного мышления, а также оказывают положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, учащимся первых экспериментальных и контрольных классов было предложено тестирование по методике Дж. Равена «Чем залатать коврик». Выбор методики был обусловлен тем, что большинство детей, приходящих в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития, а трудность адаптации младшего школьника к учебной деятельности обуславливается неумением видеть части целого, анализировать.

Исходя из того, что для формирования аналитического мышления младшему школьнику необходимо научиться выделять отличительные свойства, овладеть специальными приемами анализа, необходимо обучение формам предметного, пространственно-графического или символического моделирования. Средством для достижения этой цели является оригами. Об этом свидетельствуют результаты тестов, проведенных вначале с первоклассниками контрольных и экспериментальных классов, а затем и с третьеклассниками экспериментальных классов, после прохождения курса обучения навыкам работы в технике оригами. Если уровень сформированное&tradeпространственного мышления у обследуемых первоклассников был одинаков (см. результаты обследования, приведенные в Таблице 3 «Уровни развития пространственного мышления учащихся младших классов»), то после работы по программе «Бумажное моделирование (оригами)» показатели учащихся экспериментального класса были выше в два раза (см. результаты, приведенные в Таблице 4 «Уровни развития пространственного мышления учащихся младших классов»).

Одним из основных направлений опытно-экспериментальной работы было определение того, что формирование творческой активности младших школьников способствует становлению коммуникативных навыков учащихся. В контексте исследования мы рассматривали проблему творчества как деятельности, неразрывно связанной с эстетическим, нравственным и умственным воспитанием детей. Основным направлением педагогической работы с детьми являлось формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности — как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования. На основе проведенного исследования нами был сформулирован концептуальный подход к развитию творческих способностей младших школьников. Исходя из того, что становление творческой личности — это результат всего образа жизни младшего школьника: общения и совместной деятельности со взрослыми, сверстниками, результат его собственной активности, одним из направлений исследовательской деятельности была психолого-педагогическая работа с родителями, целью которой было формирование у родителей осознания важности творческой доминанты в I содержании образования, обеспечение мам и пап педагогическими навыками, позволяющими сделать общение с детьми эмоционально насыщенным, целенаправленным, полезным. t.

Нами была разработана тематика родительских собраний, нацеленная на психолого-педагогическое просвещение и популяризацию оригами в семьях учащихся. В завершении этой работы было проведено тестирование родителей как экспериментальных, так и контрольных классов, результаты которого показали большую заинтересованность в учебной и внеклассной деятельности родителей учащихся экспериментальных классов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одним из основных направлений модернизации образования в Российской Федерации является повышение его качества и эффективности. В.

Концепции образования, утвержденной правительством в 2001 году на «период до 2010 года, подчеркнута необходимость повышения качества среднего образования, усиления его направленности на формирование интеллекта, совершенствования опыта коммуникативной, практической и творческой деятельности. Ведущим направлением модернизации образовательной системы является планомерный отход от репродуктивного стиля обучения к новой образовательной парадигме, обеспечивающей формирование познавательной активности, самостоятельности, творческого отношения к овладению знаниями.

Творчество как форма деятельности человека или коллектива, направленная на создание качественно нового, никогда не существовавшего, в современной дидактике рассматривается как процесс, в котором получает реализацию внутренний побудительный мотив деятельности. Данная точка зрения предполагает, что его главным моментом является не столько вещный результат, сколько совершенствование способностей личности.

Таким образом, стимулом к творческой деятельности служит стремление личности к созданию нового, оригинального. Возникшую проблемную ситуацию невозможно разрешить традиционными способами, поэтому для достижения намеченной цели личность готова к поиску I нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлекает неявно связанные элементы, устанавливает между ними новые виды I взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности является гибкость мышления, критичность, способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, однако, степень их развитости напрямую зависит от создания благоприятных условий к формированию творческой активности в детском возрасте.

Исходя из общепринятой теории о возможности раннего формирования творчес’ких качеств личности ребенка в окружающей среде различными средствами во время педагогически управляемой регулируемой деятельности, отечественные ученые-педагоги достаточно внимательно относятся к поиску средств, методов, технологий обучения, способствующих формированию творческой активности школьников.

Формирование опыта творческой деятельности является одним из ведущих компонентов содержания образования, призванного обеспечить готовность школьников к творческому, преобразованию действительности путем самостоятельного поиска решений. Вместе с тем, практика показывает, при традиционных формах обучения учащиеся, приобретая и усваивая в учебном процессе информацию, становятся способными воспроизвести указанные ему способы решения проблем, однако не принимают участия в творческом поиске пути решения задач. Механическое усвоение знаний, умений и навыков не дает возможности практической их реализации в повседневной активности.

В современной дидактике существует несколько теоретических подходов к проектированию нового содержания образования. Ведущее место занимает системно-мыследеятельностный подход, реализация которого в практике начальной средней школы может проходить путем включения в учебный план метапредметов, интегрирующих в своем содержании знания об окружающем мире и их практическом применении в повседневной деятельности. Одним из таких метапредметов является оригами — искусство бумажного моделирования. «.

Концептуальные подходы формирования творческой активности у младших школьников изложены в трудах Л. В. Занкова, Ш. А. Амонашвили, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, И. П. Волкова. Особого внимания заслуживает модель эффективного сочетания базовой программы и практики творческой деятельности, предложенная И. П. Волковым.

Теоретические и прикладные аспекты формирования творческой активности младших школьников обосновываются данными психологических исследований Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Рассматривая психологические особенности творчества в детском возрасте, ученые отмечают, формирование психологической потребности в творческом самовыражении личности имеет особое значение, поскольку оно дает возможность обоснования путей и способов развития творческого потенциала ребенка с целью их закрепления как устойчивой характеристики деятельности и поведения.

В ходе исследования нами установлено, что сензитивным для формирования творческой личности является младший школьный возраст. Таким образом, начало систематического обучения может стать началом целенаправленного развития творческого потенциала учащихся. В ходе учебного процесса у детей идет целенаправленное усвоение способов деятельности, в том числе и творческих, требующих формирования личностной активности, предполагающих нахождение не только проверенных чужим опытом, но и нестандартных собственных решений предложенных задач. Активное и успешное осуществление учебной деятельности приводит к перестройке психических процессов, развитию познавательных интересов, раскрытию интеллектуального и физического потенциалов школьников, к позитивным изменениям в личности ребенка.

Вместе с тем, существуют противоречия между резервом имеющихся теоретических и методических возможностей и недостаточностью использования этих возможностей как средств активизации и эффективности развития творческого потенциала младших школьников.

В ходе исследования нами установлено, что формирование творческой активности личности в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов). Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне творческой активности.

Одним из способов активизации творческого потенциала младших школьников является оригами — искусство складывания фигурок из бумаги. Анализ историко-педагогических исследований свидетельствует о том, что на протяжении длительного времени оригами используется во всем мире как средство обучения и воспитания. Доступность, демократичность, эстетичность, наглядность оригами делает этот вид искусства замечательным дидактическим средством, активно применяемым в практике общеобразовательной школы.

Анализ учебно-методической литературы показывает, что за последнее время созданы учебники и методические разработки, направленные на популяризацию оригами и широкое использование в системе, как основного, так и дополнительного образования.

Актуальность использования оригами в учебном процессе обусловливается возможностью этого воспитательного средства оказывать положительное воздействие на повышение и стабилизацию психоэмоционального состояния ребенка: переход от игровой (дошкольное детство.) к учебной ведущей деятельности в младшей школе проходит менее болезненно, если учитель использует игровые технологии, способствующие интериоризации и социализации учащихся 1−4 классов.

Интерес, возникающий в процессе работы в технике оригами, быстрота выполнения, видимость и осознанность ребенком конечного результата «способствует выработке таких качеств личности как усидчивость, целеустремленность. В ходе коллективной работы у детей формируются партнерские взаимоотношения, коммуникативные способности. Таким образом, оригами становится не только средством активизация творческого потенциала, но и может использоваться на уроках по развитию речи, иностранного языка, чтения как наглядное пособие, макет, игрушка.

Использование оригами на уроках математики в начальной школе способствует формированию • пространственного восприятия и пространственного мышления.

Формирование творческого опыта требует создания специальной педагогической ситуации, моделирующей условия, направленные выработку познавательного интереса. Этот процесс достигает полноты и эффективности тогда, когда не только обогащает детей знаниями, умениями и навыками, но и обеспечивает их развитие, социальную активность, реальное участие в I общественной практике. В этой связи дидактическая работа в технике оригами должна проводиться с учетом дидактических принципов, включающих последовательность, доступность, систематичность.

Изучение техники оригами в начальной школе должно происходить в тесном взаимодействии с остальными школьными предметами. Достижению этой цели способствует знакомство с элементарными геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция) и понятиями (сторона, угол, вершина угла, ось симметрии, диагональ, высота, биссектриса), использование оригами в качестве иллюстрации на уроках чтения, природоведения, иностранного языка.

Изучение оригами в школе способствует формированию таких качеств как усидчивость, аккуратность, умение слушать объяснения учителя и запоминать последовательность, концентрировать внимание. Достижению дидактических целей способствует формирование устойчивого интереса, который будет стимулировать поисковую деятельность, развивать любознательность, желание экспериментировать, желание выражать себя в творчестве. Этому в большей степени способствует использование таких дидактических методов как приучение, упражнение, игра. а.

Использование оригами в учебном процессе требует от учителя готовности к инновационной деятельности. Формирование готовности преподавателей использовать оригами в учебно-воспитательном процессе начальной школы должно происходить по трем основным направлениям: пропагандистская работа, направленная на ознакомление учителей начальной «школы с преимуществами оригами как дидактического средства, развитие надпредметной и предметной компетентности.

Осуществление подготовки учителей оригами может происходить в рамках федерального компонента государственного стандарта образования, на курсах повышения квалификации, спецкурсах и спецсеминарах, в ходе обучения по программам дополнительного профессионального образования.

В процессе исследования нами была проведена объективная научная оценка влияния занятий оригами на формирование и развитие творческих способностей младших школьников. В ходе опытно-экспериментальной работы нами было доказано, что оригами является дидактическим средством, оказывающим действенное воздействие на становление познавательного интереса и мотивации учения детей, вместе с тем у школьников, занимающихся по разработанной нами программе «Бумажное моделирование» за счет концентрации и устойчивости внимание улучшилась целостность и структурность восприятия образа, интенсифицировалось развитие пространственного и креативного мышления, произошло улучшение зрительной и кинестетической памяти.

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что занятия оригами оказывают позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков младших школьников, способствуют формированию умения личностного взаимодействия учащихся и их родителей.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена. Вместе с тем, проведенное исследование не претендует на полноту изучения рассматриваемой проблемы. На наш взгляд, для современной педагогики и практики воспитания представляется важным дальнейшее углубленное изучение оригами как средства межкультурной коммуникации, а также требует дальнейшей разработки и детального рассмотрения проблема использования оригами в организации работы с родителями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Академический проект, 2001. — 560 с.
  2. О.В. Особенности профессиональной подготовки учителя в системе к развитию творческих способностей детей в начальной школе: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 2001. — 200 с.
  3. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Под ред. М. П. Осиповой, Н. И. Колчановской. Минск, 1987. — 194 с.
  4. А.Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. 1989. -№ 12. — С.24−32.
  5. .Н., Семенов В. Д. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования. — Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989. 148 с.
  6. Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. М.: Сов. радио, 1979. — 144 с.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд. Минского ун-та, 1990. — 560 с.
  8. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 560 с.
  9. Ш. А. В школу с шести лет. — М.: Педагогика, 1986. 300 с.
  10. Ш. А. Школа жизни. М., 1996. — 300 с.
  11. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 144 с.
  12. М.В., Бородкина Т. В., Кузнецова Л. М., Манке Т. Г. Физиолого-гигиеническая оценка развивающегося обучения в начальных классах // Педагогика, 1999. № 8. — С.8−12.
  13. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального вIразвитии личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.- 124 с.
  14. А.И. Воспитание творчеством. — М.: Просвещение, 1986. 124 с.
  15. С.Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. — М.: Аким, 1995. — 204 с.
  16. С.Ю. Фридрих Фребель — первый европейский педагог-оригамист // Оригами и педагогика. — М.: Аким, 1996. — С.8−16.
  17. С.Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами в Англии. — М.: Аким, 1998.-64 с.
  18. С.Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами для знатоков. Драконы. -М.: Кристалл, 1999. 144 с.
  19. С.Ю. Игрушки. М.: Эксмо-пресс, 2002. — 128 с.
  20. С.Ю., Афонькина Е. Ю. Энциклопедия оригами. — М.: Кристалл, 2000. 272 с.
  21. С.Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами для знатоков. Динозавры. М.: Кристалл, 1999. — 208 с.
  22. С.Ю., Афонькина Е. Ю. Игры и фокусы с бумагой. -М.: Аким, 1999.- 192 с.
  23. С.Ю., Афонькина Е. Ю. Зоопарк в другом кармане. -СПб.: Оригами, 1998.-48 с.
  24. А.Ф. Нравственность и одухотворенность образования. // Педагогика. 2003 — № 8. — С.35−41.
  25. Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  26. Е.Б. Педагогические условия развития гуманитарных способностей учащихся в учебном процессе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курган, 1995.
  27. H.H. Диалектика творческой и репродуктивнойгдеятельности в системе культуры: Дисс. канд. филос. наук. СПб, 1992. -200 с.
  28. М.А., Леонтьева О. М. Образование как «рыночный» интеграл личных интересов // Школьные технологии. 1997 -№ 3. — С.7−13.
  29. В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. — 1997. -№ 5. С.24−28.
  30. В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: ПГЛУ, 1996. — 203 с.
  31. H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991. — 446 с.
  32. H.A. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1. —
  33. М.: Искусство, 1994. 240 с.
  34. В.Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. — СПб., 1995.-148 с.
  35. B.C. Мышление как творчество / Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 240 с.
  36. В.В. Энциклопедия обыкновенных вещей. М., 1998.272 с.
  37. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1983. — 200 с.
  38. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 188с.
  39. A.A. Психология и личность. — М.: МГУ, 1988. 188 с.
  40. A.A., Рудкевич Л. А. О Субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. — 1995. — № 3. С.24−32.
  41. A.M. Педагогический потенциал учителя: (личностно-гуманистический аспект): Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. -184 с.
  42. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  43. Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Дисс. докт. психол. н. -М., 1965. 397 с.
  44. Л.И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. — М., 1979. — 180 с.
  45. С.М. Урок творчество учителя. — М.: Знание, 1974. -№ 3.-88 с.
  46. А. Учебник для маленького японца // Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 12−16.I
  47. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования //Педагогика 1997 — № 4. — С.7−13.
  48. Н. В. Реан A.A. Педагогика. СПб., 2000. — 268 с.
  49. А.Е. Опыты словесного творчества. (Развитие творчеоких возможностей учащихся при изучении русского языка). Методические рекомендации. СПб.: СПб ун-т пед. мастерства, 1994. — 24 с.
  50. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 200 с.
  51. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. -«1. М.-Воронеж, 1996. 390 с.
  52. A.B. Воображение и творчество // Научное творчество / Под ред. С. Р. Никулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — С.12−16.
  53. А.П. Выставка в политехническом // Оригами. Искусство складывания из бумаги. 1996. — № 3. — С.12−16.
  54. П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 204 с.
  55. И.Я. Факторы, влияющие на формирование рефлексии в дошкольном возрасте // Проблемы формирования ценностных ориентации и социальной активности. — Л.: Межвузовский сборник научных трудов. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. С.24−28.
  56. М.А. Гуманизация образования. — М.: Педагогика, 1987.204 с.
  57. М.А. Творческая деятельность учащихся как средств’о усвоения нравственных норм: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989.-24 с.
  58. М.Р. Начальная школа сегодня: Обсуждаем итоги российского совещания по начальной школе // Начальная школа. — 1997. — № 4. С.24−32.I
  59. Н.В. Исследование развития креативности у младших школьников в условиях коллективной импровизационной игры // Проблемы школьной психодиагностики: Сб. науч. тр. -Бийск: БиГПИ, 1991. —С.48−52.
  60. И.П. Воспитание творчеством. — М.: Знание, 1989. — 240 с.
  61. И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1989. — 244 с.
  62. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991.
  63. Л.С. Мышление и речь. Т. II. М.: Педагогика, 1982.
  64. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. 536 с.
  65. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 616 с.
  66. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1998.- 160 с.
  67. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / НовоеIпедагогическое мышление. М., 1989. — С.221−237.
  68. А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды. — Новосибирск: Кн. изд-во, 1989. 180 с.
  69. Т.В., Алексеева Л. Г. Диагностика и развитие креативности / Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В.ДШадрикова. М.: Наука, 1991. — С.32−44.7. Гара H.H. Учить творчеству. М.: Просвещение, 1991.- 204 с.
  70. В.Г. От знаний — к творчеству: становление личности.- М.: Изд-во МЭИ, 1995. 186 с.
  71. В.В., Шумаков Ю. В., Шумакова Е.Р.Бумажное моделирование. М.: Аким, 2003. — 192 с.
  72. P.M., Березная И. Л. Интуиция и искусственный интеллект.-М., 1991. —124 с.
  73. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб., 1994.
  74. Ю.А. Психолого-педагогические условия творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. — 1989. № 2.- С.12−18.
  75. A.B. Педагогические основы формирования и становления творческой личности младшего школьника: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995.
  76. .С. Концепции самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования// Педагогика. 2003. — С. 12−16.
  77. Ю.А. Познание и творчество. — Минск: Изд-во университетское, 1987. — 200 с.
  78. П.С. Философия культуры. М., 1994. — 240 с.
  79. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. — Томск: Пеленг, 1992. 424 с.
  80. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.- 544 с.
  81. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С.22−30.
  82. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. МладшийIшкольник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1992. -№ 3−4.
  83. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. — М.: Педагогика, 1994.- 204 е.
  84. В.В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа.-1999.-№ 7.
  85. А.К. Развивающее обучение: зона актуальности и ближайшего развития деятельности // Начальная школа. 1999. -№ 7.
  86. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1997. — 200 с.
  87. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-400 с.
  88. В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980.-240 с.
  89. Е.В. Комплекс игр для воображения // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С.24−28.
  90. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.
  91. Л.В. Беседы с учителями (Вопросы обучения в начальных классах). — М.: Просвещение, 1970. ¦
  92. Л.В. О дидактических основах обучения // Народное образование. — 1962. -№ 10.
  93. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.
  94. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  95. .Л., Зусман A.B. К творческой педагогике // ЖТРИЗ. -1991. —№ 2. С.14−16.
  96. Д.Д. Какой должна быть педагогика XXI в.? // Педагогика. -2003.-№ 10.
  97. Г. И. Формулы творчества или как научиться изобретать.- М.: Просвещение, 1994. С.28−36.
  98. В.Г. Занимательность как фактор воспитания творческой активности младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1994.- 200 с.
  99. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. -М.: Наука, 1983, — 240 с.
  100. В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма Российского обществоведения // Вопросы философии.- 1997.- № 9.- С.44−48, >
  101. Е.Л. Оригами и дзен-буддизм // Оригами и педагогика. М.: Аким, 1996. — 93 с.
  102. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  103. М.Д. Формирование творческой активности личности учащегося в учебно-познавательной деятельности: Автореф. дисс. докт. пед. наук.-Киев, 1984.
  104. Л.С., Гуляева Е. К. От самопознания к самоорганизации и саморазвитию. Пособие для психологов, педагогов. — Барнаул, 1997.
  105. М.С. Образование как социальный институт // Яросл. пед. вестник. 1997. -№ 3. — С.36−38.
  106. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. // Директор школы. 2001. — № 1.
  107. .И. Учение — процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. •
  108. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994.
  109. И.Б., Шиянов E.H. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону: Ростовский педуниверситет, 1997.-'144 с.
  110. Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. — Мн., 1996.-328 с.
  111. В.В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. 1997. -№ 4. — С.113−118.
  112. В.В. Методология педагогического исследования. — Самара, 1994.-165 с. ,
  113. Краткий словарь по философии. Под ред. И. В. Блауберга. М.: Политиздат, 1982.-431 с.
  114. Краткий философский словарь. Под ред. А. П. Алексеева. — М.: Проспект, 1998.-400 с.
  115. Т.Ф., Межуев В. М., Шайтанов Н. О. Культура: теории и проблемы. — М., 1995. 200 с.
  116. В.В. Вместо педагогики «философия образования»? // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 110−118.
  117. О.В. Первые, шаги в геометрии // Начальная школа. — 2002. № 4. — С.97−99.
  118. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. — № 3.
  119. Ю. М. Болевые точки отечественного образования // Начальная школа. 2002. — № 4.
  120. В.М., Афонькин С. Ю. Вырезаем и складываем. М.: Кристалл, 1999.-160 с.
  121. JI.B. Оригами. Для детей старшего дошкольного возраста. Альбом второй (Серия «Страна чудес»). М.: Издательство ACT, 1998.-32 с.
  122. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1976. — 244с.
  123. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1975. — 584 с.
  124. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-250 с.
  125. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
  126. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2. — С.24−30.t
  127. М.М. Оригами. Чему учить? // Оригами и педагогика. — М.: Аким, 1996. С.64−73.
  128. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов. М.: Прометей, 1992. — 464 с.
  129. A.A. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка // Начальная школа. — 2002. — № 4. С. 12−20.
  130. Н.Г. Курс упражнений по развитию творческого воображения. — Волгоград, 1985. — 90 с.
  131. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 73 с.
  132. Лук А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. 240 с.
  133. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России JX нач. XX века. — М.: Форум, 1998. — 400 с.
  134. Ю.А., Галустов P.A., Трухачев В. И. Профессиональное становление и творческое развитие учителя технологии. — М., 2002. 204 с.
  135. И.И. Философия образования и педагогика: точказрения дидакта //Педагогика. 1997. — № 3. — С. 105−110.•
  136. Т.Д. Детская практическая психология. — М., 2004.
  137. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практическойtдиагностики. — М.: Школа-Пресс, 1993.
  138. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. -№ 6. — С.88−94.
  139. A.M. Мышление, обучение, творчество. М.: МПСИ1. НПО, 2000.
  140. A.M. Раннее выявление талантов и их развитие // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С.64−68.
  141. В.А., Амнуэль П. Р. Развитие творческого воображения. — Чебоксары, 1980. — 240 с.
  142. В. Аксиологический аспект движения к гуманной педагогике // Учитель. — 1994. № 15−16.
  143. В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования // Технология развития педагогического творчества. — Ставрополь: Ставропольская лаборатория по проблемам НОПТ, 1994.
  144. К. Образование, социология и проблема общественного сознания //иМир образования. 1997. — № 2.
  145. В.В. Ценностно-синергетический подход и его реализация в процессе педагогической подготовки будущих учителей // Наука и школа. -2001.- № 4.- С.10−12. ¦
  146. Мейстер Н. Г Лепим из бумаги. — М.: Эксмо-пресс, 2002. — 80 с.
  147. И.П. Когнитивная наука // Новая философская энциклопедия в четырех томах. Т.2. М., 2001. — 264 с.
  148. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. — № 3. — С.20−27.
  149. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995. — № 5.
  150. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика. 1990. — № 9. !
  151. О’Брайн Э., Нидхем К., Уотт Ф. Оригами. Конструирование избумаги. М.: Росмэн, 1999. — 64 с. «
  152. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении // Педагогика. 2002. — № 7. — С.2−6.
  153. Основные направления и план действия по реализациипрограммы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 гг. // Вестник образования. 2002. — № 7. — С.32−42.
  154. Оригами. Искусство складывания бумаги / Перевод и статья «От издательства» М. М. Литвинова. М.: Японская ассоциация оригами, Московский центр оригами, 1993. — 52 с.
  155. Оригами / Я. Танака (идея), К. Танака (эскизы рисунков), Т. Танака (предисловие), В. Берестов (стихи), В. Н. Берестова (перевод). — М.: Фонд содействия развитию культуры, науки и образования «Новое тысячелетие», 1994.-48 с.
  156. C.B. Оригами: игра, головоломка. или нечто большее? // Наука и жизнь. 1999. — № 12. — С.47−52.
  157. C.B. Технология радости. Стихия бумажного листа // Социальная защита. 1995. -№ 2. -С.106−109.
  158. C.B. Оригами в Центральном Доме художника // Оригами. Искусство складывания из бумаги. — 1997. — № 6 (10).
  159. C.B. Оригами как образовательный процесс // Вестник образования и развития науки (РАЕН). 2001. — Т. 5. -№ 2. -С.110−120.
  160. Оригами и педагогика. Материалы Первой Всероссийской конференции преподавателей оригами (Санкт-Петербург. 23−24 марта 1996 г.) / Ред. С. Ю. Афонькин. М.: Аким, 1996. — 160 с.
  161. Оригами в учебном процессе. Тезисы докладов Первой Сибирской конференции (Омск, 3−5 ноября 1997 г.). Омск: ОмГУ, 1997. -64 с.
  162. Оригами в учебном процессе. Тезисы докладов Второй Сибирской конференции (Омск, 3−5 ноября 1998 г.). Омск: ОмГУ, 1998. — 48 с.
  163. Оригами в учебном процессе. Тезисы Пятой Сибирской конференции (Омск, 25−27 марта 2002 г.). Омск: ОмГУ, 2002. — 36 с.
  164. Оригами в учебном процессе. Тезисы Шестой Сибирской конференции (Омск, 24−26 марта 2003 г.), Омск: ОмГУ, 2003. — 76 с.
  165. C.B. Оригами как образовательный процесс // Вестник образования и развития науки (РАЕН). 2001. — Т. 5. — № 2.
  166. C.B. Система образовательных программ в области оригами. М.: ЦЭВДиЮ, 1997. — 18 с.
  167. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение от 29 декабря 2001 г. № 1756-р // Начальная школа.-2002.-№ 4.
  168. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., 2000.
  169. JT.M. Содержание образования с позиций самоидентификации личности // Педагогика. 1997. -№ 3. — С.36−39.
  170. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. / Под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. — М.: Сов. Энциклопедия, 1966.
  171. A.B. Роль фантазии в развитии личности. — М.:1. Знание, 1961.
  172. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. -М.: Знание, 1985.
  173. H.H. Проблемное обследование и творчество дошкольников. — М.: Просвещение. 1998.
  174. H.H. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. 1990. — № 1.
  175. Я.А. Психология творческого мышления. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  176. Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психол. журнал. Т. 12. — 1991. — № 1.
  177. Я.А. К теории психологического механизматворчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. -М.: Наука, 1990.1 § 0. Полетаев А. Самолёты. М.: Эксмо-пресс, 2002. — 88 с.
  178. Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976.
  179. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  180. Я.А. Фазы творческого процесса / Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983.
  181. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Просвещение, 1984. • •
  182. Психологические исследования творческой деятельности. — М.:1. Наука, 1975. t
  183. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  184. Педагогика. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.
  185. Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.
  186. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт. и составитель В.М.Бим-Бад. -М.: Изд-во УРАО, 1998.
  187. Н. Цветы. М.: Эксмо-пресс, 2002. — 80 с.
  188. В.П., Лежнева Л. Легенды о цветах. М.: Аким, 1998.64 с.
  189. И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителем.-Пятигорск. 1992.
  190. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1991.
  191. В.В. Формирование' учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа. 1999. — № 7.
  192. В.В. Что такое развивающее обучение? Томск: Пеленг, 1992.
  193. Т. Творческое воображение / Пер. с франц. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1901.
  194. JI. Ракеты. М.: Эксмо-пресс, 2002. — 88 с.
  195. Российская педагогическая энциклопедия: Т.1/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.
  196. С.Л. Мышление и путь его исследования. — Берлин: Немецкое научное изд-во, 1968.
  197. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
  198. С.Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 1999.
  199. З.И. Актуальные проблемы методологии историкопедагогических исследований. -М.: РАО, 1993. «
  200. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.1. -М., 1993- Т.2. -М&bdquo- 1999.
  201. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  202. В.Д. Социальная педагогика. — Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 1995.
  203. Т.Б. Оригами для всей семьи. — М.: Айрис, 2001.192 с.
  204. Т.Б. 365 моделей оригами. М.: Айрис-пресс, 1999.288 с.
  205. Т.В. Гуманистическая антропология как основа социальной педагогики // Яросл. пед. вестник. — 1997. — № 1.
  206. В.А., Маранов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие. Под ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 2000.
  207. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. уч. завед. — М.: Школа-Пресс, 1997.
  208. Словарь терминов по сравнительной педагогике и историипедагогической мысли / Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск: ГТГЛУ, 1998. I
  209. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954.2J3. Соколова C.B. Оригами. Игрушки из бумаги. СПб.: Валерии, 1999.- 112 с.
  210. С.Л. От интересов к способностям. М.: Знание, 1968.
  211. Л.Н. Жизнь — Творчество Человек. — М.: Политиздат, 1985. '
  212. Л.В., Сорокопуд Ю. В. Опыт применения когнитивных образовательных технологий в учреждениях дополнительного образования школьников // Когнитивная парадигма. Пятигорск: ПГЛУ, 2000.
  213. Л.Л. Когнитивный аспект концепции развивающего обучения в общеобразовательной школе РФ // Когнитивная парадигма. — Пятигорск: ПГЛУ, 2000.
  214. В.А. Интерес к учению важный стимул учебной деятельности учащихся // Сов. педагогика. — 1952. — № 4.
  215. В.А. Избр. пед. соч.: В 3-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1979. &bdquo-с
  216. В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). — М.: Педагогика, 1990.
  217. Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов систематического синергетизма. -Казань, 1993.
  218. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.
  219. Н.Ф. Формирование познавательной деятельностимладших школьников. М.: Просвещение, 1988. t
  220. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.-М.: Просвещение, 1983.
  221. А.П. Организация творческой учебно-познавательной iдеятельности школьников.-Л., 1989.
  222. К.Д. Собрание сочинений. — М.: Учебгиз, 1954. Т.2.
  223. С.Б. К парадигме личностно-ориентированного воспитания и образования // Когнитивная парадигма. Пятигорск: ПГЛУ, 2000. .
  224. Философский словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
  225. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Интор. 1994.
  226. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.
  227. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М, 1997.
  228. С., Джонсон П. Смастери себе игрушку без клея и ножниц. Бумажный зверинец. — М.: Махаон, 1998.
  229. Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность. — М.: РАО, 1995.
  230. Т.П. У курочки-хохлатки. // Начальная школа. — 2002.- № 4.
  231. М.И. Какой участок больше? // Начальная школа. -2002.- № 4.
  232. .Ю. Парадигмы современного образования: Человек и культура / Под ред. Г. В. Драча. М., 2001.
  233. Ю.В., Шумакова Е. Р. Полезные предметы и украшения для письменного стола. — М.: Аким, 1998. — 64 с.
  234. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. 1997. — № 1.
  235. Vicente Palacios. Fascinating origami. 101 models by Adolfo Cerceda t
  236. Dover Publications, Inc. 182 p.
Заполнить форму текущей работой