Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление региональной системой профессионального туристского образования на основе социального партнерства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный рынок, обозначаемый именно как цивилизованный, в процессе своей эволюции вывел на одно из первых мест прагматическую оценку личности с точки зрения ее надежности как партнера — прямого или опосредованного участника экономической деятельности: как элемента общества, соблюдающего правила игры и в рамках закона, и в рамках общепринятых норм поведениякак социально-активного субъекта… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Управление профессиональным туристским 12 образованием на основе социального партнерства как педагогическая
    • 1. 1. Сущность и содержание понятия «социальное парт- 12 нерство
    • 1. 2. Особенности социального партнерства в условиях 40 развития профессионального туристского образования
  • Глава 2. Содержание и структура управления регио- 65 нальным профессиональным образованием на основе социального партнерства
    • 2. 1. Целевые программы как системоообразующий фактор 65 управления профессиональным туристским образованием
    • 2. 2. Обеспечение преемственности различных ступеней 90 профессионального туристского образования в регионе
    • 2. 3. Условия взаимодействия партнерских организаций в 112 управлении профессиональным туристским образованием

Управление региональной системой профессионального туристского образования на основе социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кардинальные изменения в экономической, социально-политической, культурной жизни России затрагивают сферу образования и сопровождаются рядом противоречивых явлений.

С одной стороны наблюдается усиление социального неравенства различных групп населения, становление и развитие рынка образовательных услуг, в том числе платных, формирование негосударственной образовательной системы, с другой стороны наблюдается повышение уровня требований в обществе к интеллектуально-культурной зрелости и профессиональной подготовке молодежи.

Современный этап развития системы образования в стране характеризуется сменой педагогических парадигм. Сместился акцент осуществления образования как выполнение социального заказа на новую образовательную парадигму — удовлетворение образовательных потребностей посредством образовательных услуг.

Целостное педагогическое осмысление сложившейся образовательной ситуации приводит к поиску новых действенных путей преобразования современной высшей школы.

Проблема обучения специалистов туристского профиля должна решаться с позиций дидактики и квалификационных требований в сфере конкретной профессиональной деятельности, что обеспечило бы преобразование образовательных и педагогических процессов с учетом современного состояния туристской отрасли.

Особенность профессиональной туристской деятельности проявляется в том, что она имеет гуманитарный характер и социальные ориентации и в то же время большую долю неосвоенности и развитости, по сравнению с промышленным комплексом РФ, а так же определенной доли сохранившегося скептизма населения и отношения к сфере туристской профессиональной деятельности как отчасти развлекательной, не существенной, не востребованной.

Исходя из этих положений, перед сферой туристского образования, особенно профессионального высшего поставлена задача по разработке и реализации комплекса информационно-просветительной работы основ профессиональной туристической деятельности, повышение престижа профессии, перспектив профессионального роста, обоснование серьезного и вдумчивого подхода к туристской деятельности на всех уровнях, предоставление качественного профессионального образования.

Следовательно, нужен системный подход к профессиональной подготовке специалистов туристского вуза.

Системность профессиональной подготовки специалистов туристского вуза раскрывается как подход, который позволяет воспринимать процессы не как сумму частей, а как нечто целое. Для сохранения целостности процесса при совершенствовании образовательных систем эффективным средством является системное управление, обеспечивающее взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов друг с другом и внешней средой.

В научных исследованиях И. В. Зорина, В. А. Квартальнова, Ю. С. Константинова, А. И. Сеселкина раскрыта сущность и содержание туризма как многоотраслевого фактора в экономике страны, становление которого обусловлено реорганизацией социально-экономической и духовной сфер российского общества. Один из приоритетных компонентов туризма как сферы экономической деятельности — кадровые ресурсы, в частности, высококвалифицированная подготовка специалистов смежных областей профессиональной деятельности. Туризм как многопрофильная система профессиональной деятельности существенно влияет на формирование структуры должностей, профессий, специальностей и квалификаций, образующих профессионально-квалификационную структуру кадров.

— специалистов. По оценкам специалистов, в настоящее время профессионально — квалификационная структура кадров в туризме как сфере профессиональной деятельности находится в стадии становления.

Успешность развития многоотраслевого сектора экономики — туризма зависит от координации взаимодействия соответствующих органов государственной власти, предпринимательских структур, общественных организаций, которое обеспечит оптимальные условия формирования профессиональных туристских рынков труда и профессиональных образовательных структур туристской направленности.

В то же время, отмечается несогласованность в действиях управленческих организаций, бизнеса образовательных структур в организации профессионального туристского образования. Таким образом, было выявлено противоречие между, с одной стороны, зависимостью успешности развития профессиональных образовательных структур в регионе от согласованности действий управленческих организаций и, с другой стороны, неразработанностью научно-обоснованных подходов не только к сущности и содержанию социального партнерства в туризме, но и к педагогическим и экономическим условиям этого партнерства в управлении профессиональным образованием и рынком услуг в сфере туризма.

Исходя из данного противоречия была сформулирована проблема исследования: какими должны быть условия взаимодействия учреждений образования и управленческих организаций, обеспечивающие эффективность профессионального туристского образования.

Цель данного диссертационного исследования — изучить и экспериментально проверить педагогические условия управления системой профессиональной подготовки специалистов для туризма (на примере региона).

Объектом исследования является региональная система профессионального образования.

Предмет исследования: педагогические условия управления региональной системой профессионального туристского образования, обеспечивающие эффективность ее развития.

Гипотеза исследования: эффективность управления региональной системой непрерывного профессионального образования будет повышаться, если:

— будут созданы условия взаимодействия учреждений профессионального туристского образования и региональных управленческих организаций;

— будет разработана система разработки и управления целевыми программами;

— будет определена преемственность профессионального туристского образования, включающая в себя совокупность ступеней образования с периодами обучения, соответствующие им виды аттестации, вид документа об образовании и возможности дальнейшей карьеры.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности развития профессионального туристского образования в условиях региона.

2. Определить преемственные связи профессионального туристского образования обучающихся в системе «профильные классы — колледжвуз».

2. Выявить и экспериментально проверить условия реализации целевых региональных программ развития туризма как системообразующего фактора управления региональной системой непрерывного профессионального туристского образования.

Методологической основой исследования являются общетеоретические положения по единству теории и практики, связи обучения с жизнью, идеи системности в организации исследований социального партнерства, педагогические исследования и теория моделирования образовательной деятельности.

В работе использованы фундаментальные исследования по профессиональной педагогике (С. Я. Батышев, В. П. Беспалько, Г. В. Мухаметзя-нова, А. М. Новиков), по общим принципам дидактики (Ю. К. Бабанский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, JL В. Занков, В. С. Леднев, Н. Ф. Талызина) — по проблемам формирования содержания профессионального образования (А. М. Новиков, В. А. Ермоленко и др.) — по принципам функционирования образовательных заведений нового типа (А. А. Андреева, Н. П. Рудакова и др.) — по теории и методике туристского профессионального образования (И. В. Зорин, В. А. Квартальное, В. С. Преображенский, А. И. Сеселкин и др.) — законодательные и нормативные документы по вопросам общего и профессионального образования.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1998 — 2000 г.г.) — теоретический анализ научно-методической литературы и оценка работы отечественных и зарубежных учебных заведений по подготовке туристских кадровформулирование проблемы исследования и научного аппарата.

Второй этап (2000 — 2003 гг.) — разработка методики формирующего эксперимента, разработка методики профессиональной подготовки специалистовпроведение опытно-экспериментальной работыанализ результатов экспериментаподготовка и издание методических рекомендаций.

Третий этап (2003 — 2005гг.) — обобщение итогов экспериментальной работы, внедрение результатов исследования в региональную систему управления профессиональным туристским образованием — оформление диссертации.

Опытно-экспериментальная работа проводилось в Иркутском филиале РМАТ. В ней приняли участие более 300 студентов 1−4 курса.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены особенности региональной системы профессионального туристского образования, которые состоят в следующем: обеспечение условий для личностно-ориентированного профессионального образованиядиверсификация содержания профессионального образования по уровням и срокам обучения, формам и методам организации учебного процессапреобразование сети профессиональных образовательных учрежденийсоздание нового поколения учебного и научно-методического обеспечения образовательного процесса.

2. Раскрыты преемственные связи управления профессиональным туристским образованием, включающие в себя совокупность ступеней образования с периодами обучения, соответствующие им виды аттестации, вид документа об образовании и возможности дальнейшей карьеры. Системообразующим фактором реализации этих связей выступает учебно-методический комплекс как интегрирующая основа профессионального туристского образования. Под учебно-методическим комплексом на основе ассоциативных связей мы понимаем совокупность учебных заведений различных ступеней в профессиональном туристском образовании, осуществляющих учебно-методическую деятельность на основе преемственности в учебных планах, программах, организации учебно-воспитательного процесса. Первая ступень образования в учебно-методическом комплексе предполагает завершение общего среднего (полного) образования в профильных туристских классах. Обучение проводится по сопряженному учебному плану общеобразовательного учреждения, осуществляющего профильное обучение, и колледжа, включающему ряд дисциплин и отдельных блоков по дисциплинам среднего профессионального образования. Подобное согласование учебных планов проводится и на последующих ступенях образования в учебно-образовательном комплексе модели «профильные классы-колледж-вуз».

3. Выявлены условия реализации целевых региональных программ развития туризма как системообразующего фактора управления региональной системой непрерывного профессионального туристского образования: развитие мотивации к сотрудничеству со стороны ряда социальных партнероввзаимодействие между собой различных государственных органов управлениясоздание нормативной базы, способствующей развитию сотрудничества между образовательными учреждениями и различными категориями социальных партнероврасширение прямых связей с индустрией туризмасовместная разработка и реализация образовательных программ и оценка результатов обученияподдержка органов управления туризмом и образования на федеральном и региональном уровнях, развитие сотрудничества с зарубежными социальными партнерами.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для муниципальных административных органов образовательных учреждений по реализации социального партнерства в управлении профессиональным образованием и рынком услуг в сфере туризма.

На защиту выносятся:

1. Особенности региональной системы профессионального туристского образования (обеспечение условий для личностно-ориентированного профессионального образованиядиверсификация содержания профессионального образования по уровням и срокам обучения, формам и методам организации учебного процессаи др.), выявленные в данном исследовании, актуализируют решение следующие направления взаимодействия административных управленческих и образовательных организаций: социально-экономическая устойчивость региональной сети профессиональных образовательных учреждений, оптимизации их деятельностиразработка принципов формирования организационно-экономического механизма профессиональных учебных заведений, адаптированного к условиям рыночной экономикиразработка и реализация концепции региональной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования.

2.Система преемственности в профессиональном туристском образовании требует определения функции каждой ступени в формировании специалиста в сфере туризма, ответа на вопрос о конечных, ожидаемых и достигаемых результатах обучения на каждом этапе.

Учебно-методический комплекс «профильные классыколледжвуз» может стать интегрирующей основой профессионального туристского образования, поднимет качество знаний, повысит профессиональные компетенции студентов. Эффективность управления таким комплексом определяется взаимодействием региональных административных управленческих организаций, предприятиями сферы туризма и образовательными учреждениями.

3. Региональная целевая программа представляет собой согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающих решение проблем наиболее эффективными путями и в установленные сроки.

Работа с программами осуществляется по нескольким стадиям: отбора проблемы для программной разработки, решения о разработке и формировании программы, экспертизы, управления реализацией и контроля за ходом ее выполнения. Применение целевой программы повышает эффективность управления региональным профессиональным туристским образованием на основе социального партнерства при следующих условиях: развитие мотивации к сотрудничеству со стороны ряда социальных партнероввзаимодействие между собой различных государственных органов управлениясоздание нормативной базы, способствующей развитию сотрудничества между образовательными учреждениями и различными категориями социальных партнероврасширение прямых связей с индустрией туризмасовместная разработка и реализация образовательных программ и оценка результатов обученияподдержка органов управления туризмом и образования на федеральном и региональном уровнях, развитие сотрудничества с зарубежными социальными партнерами.

Апробация. Основные положения результатов исследования обсуждались на заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам развития туризма при Администрации Иркутской области, на методических семинарах и конференциях, посвященных актуальным проблемам туризма в регионе.

Общие выводы.

1. Свидетельством реформирования профессиональной туристской подготовки является активно начавшийся процесс ее диверсификации, появление новых видов учебных заведений и перепрофилирование традиционных, переориентация содержания образования на спрос и потребности рынка труда, интересы личности различных социальных и профессиональных групп населения. В настоящее время профессиональной подготовки уже свойственны такие черты диверсификации, как: многоуровневость образованиямногоступенчатость профессиональной подготовки кадроввариантность и гибкость образовательных программ и структур. Особое значение в развитии и становлении региональной системы непрерывного образования имеет ее взаимосвязь с социально-экономическими сферами регионов. Дальнейшее развитие и процветание регионов будет зависеть от успешности местной экономики, что в свою очередь влияет на региональные рынки труда и рынки профессионального образования. В этой связи становится актуальным для местным органов управления образованием интеграция образовательного пространство регионов с целью создания в нем системы непрерывного образования, обеспечивающей молодежи профессиональную подготовку различного уровня квалификации.

2. Новые подходы к профессиональной подготовке молодежи определяют содержание личностно-профессиональных качеств будущих специалистов различных профессий. В современных условиях значительно меняются приоритеты в содержании профессионального образования: не умаляя значимости технологической составляющей профессиональной подготовки, более весомой становится профессионально-личностная подготовленность специалиста, характеризуемая такими качествами, как гибкость мышления, исполнительность, творческое отношение к делу, умение работать в команде, коммуникативная культура.

3. Показана сущность и содержание социального партнерства в туризме как важному элементу в формировании современного подхода к отрасли туризма показывающему реальную заинтересованность общества и государства в его дальнейшем развитии, повышению прибыльности и конкурентоспособности. Определены трудности с которыми столкнулись при работе с различными категориями социальных партнеров в процессе организации профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, непосредственно отвечающих за развитие туризма. К ним в первую очередь относятся: отсутствие мотивации к сотрудничеству со стороны ряда социальных партнеровплохое взаимодействие между собой со стороны различных государственных органов управленияотсутствие нормативной базы, способствующей развитию сотрудничества между образовательными учреждениями и различными категориями социальных партнеровбольшая трудоемкость работы.

4. Преемственность профессионального туристского образования в системе «профильные классы-колледж-вуз» обеспечивает многоуровне-вость системы обучения, возможность достижения на каждом этапе обучения того уровня образованности и развития личности, который соответствовал бы возможностям и интересам ее развития, многопрофильность профессионального туристского образования, дифференциацию условий обучения, обусловливаемую запросами и возможностями студентов, выбор разных темпов обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс обучения, как таковой, можно рассматривать в системе предоставления образовательных услуг со стороны учебного заведения и потребления их обучаемыми. С таких позиций конечная результативность профессионального образовательного учреждения — конкурентоспособный специалист, опосредовано включением обучаемого в систему «предоставления — потребления» образовательных услуг. Но при таком подходе ориентация деятельности образовательного учреждения приобретает несколько иной характер — не на спрос на рынке труда, а на спрос населения на те или иные виды.

1. Современный рынок, обозначаемый именно как цивилизованный, в процессе своей эволюции вывел на одно из первых мест прагматическую оценку личности с точки зрения ее надежности как партнера — прямого или опосредованного участника экономической деятельности: как элемента общества, соблюдающего правила игры и в рамках закона, и в рамках общепринятых норм поведениякак социально-активного субъекта, своими действиями способствующего общественному развитию. Поведенческая цивилизованность субъектов рыночного хозяйствования обусловлена общими сдвигами отношений базисного характера, а именно: эволюцией отношений производства и распределения под воздействием экономических и политических факторов в сторону все большего соучастия в них работников, в сторону социализации этих отношений. Экономическая культура поведения, возникшая как необходимость в системе рыночных отношений, в общем-то, являясь одним из проявлений общей культуры человека, постепенно приобретает характер одной из центральных этических норм. Тенденции развития профессиональной школы и их влияние на функции, процессы, уровни и этапы профессиональной подготовки в региональной системе непрерывного образования, выявленные в данном исследовании, обосновываются следующими положениями.

Процессы всестороннего саморазвития регионов, специфика каждого из них вызывают необходимость усиления регионального аспекта деятельности профессиональных учебных заведений, поскольку в противном случае они могут потерять и контингент обучаемых, и заказчиков на иные виды своей деятельности. Необходимость самостоятельного трудоустройства, усиленная общими социально-экономическими трудностями переходного периода, ориентирует выпускников профессиональных учебных заведений на поиск работы в районе постоянного местожительства, к выходу их на региональные рынки отраслевых принципов деятельности системы профессионального образования к региональному. Одним из путей комплексного решения задачи формирования личностно-ориентированного непрерывного профессионального образования, учитывающего особенности и специфику каждого региона является создание региональной системы непрерывного образования, осуществляющей профессиональную подготовку молодежи. Это будет способствовать: ускоренному становлению и развитию единого образовательного пространства в регионеобеспечению преемственности образовательных программ и интеграции образовательных учреждений различных типовреализации концепции и государственной программы системы непрерывного профессионального образованиянаиболее полному удовлетворению потребности личности в профессиональном выборе интеллектуальных (образовательных) программ и услугвозможностям быстрой адаптации системы профессионального образования к меняющимся требованиям экономической среды.

1. Разработанная в исследовании модель региональной системы непрерывного образования, осуществляющая профессиональную подготовку молодежи, представляет собой ассоциативную форму совместной деятельности образовательных учреждений, осуществляющих субординированные функции развития региональной социально-экономической политики, Модель отражает связи отношений как между внутренними элементами системы, так и единство с окружающей средой, во взаимосвязи с которой система проявляет свою целостность. Модель раскрывает региональную систему непрерывного образования, осуществляющую профессиональную подготовку молодежи, как наиболее сложную систему, которая, с одной стороны, подчинена удовлетворению запросов молодежи в профессиональной подготовке, а с другой — адаптивна к условиям рыночной экономики.

2. Методика построения содержания, разработанная нами, состоит из следующих компонентов: цели изменения содержания, обоснованные изменениями в социальной и экономической сферах обществаанализ содержания профессиональной деятельности с целью учета квалификационных требований в содержании и организации учебного процессапостроение основных блоков и структуры профессиональной подготовкиразработка учебного планаописание содержания предметных областей. Эффективность содержания профессиональной подготовки в региональной системе непрерывного образования обеспечивается универсальностью технологии построения содержания в ее подсистемах при одновременной адаптации к задачам конкретной ступени многоуровневого профессионального образования. Разработанная методика построения содержания профессиональной подготовки основывается на интенсификации обучения с учетом личностных особенностей обучаемых.

3. В исследовании выявлены две группы педагогических условий профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования. В первую группу мы включили педагогические условия, ориентированные на структуру и содержание учебного материала (использование технологий развивающего обучения, возможность без превышения учебной нагрузки изменять объем часов на освоение учебного материала, определять формы и сроки проведения аттестации и другие). Во вторую группу вошли педагогические условия, ориентированные на организацию учебного процесса (организация учебного процесса с ориентацией на дальнейшее повышение личностью профессиональной компетенции в соответствии с потребностью рынка труда в высококвалифицированных специалистахособенности управления региональной системой непрерывного образования, осуществляющей профессиональную подготовку молодежи, и другие).

4. Оценка эффективности функционирования региональной системы непрерывного образования, осуществляющей профессиональную подготовку молодежи, определялась в нашем исследовании по интегральному критерию и включала следующие частные критерии: критерий эффективности маркетинговых исследований, показателями которого являлись такие, как спрос на образовательные услуги в сфере профессиональной подготовки, рейтинг образовательных учреждений, соответствие квалификации выпускника требованиям рынка труда-, критерий построения содержания обучения, показателями которого являлись такие, как квалификация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, качество образовательных программ, научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение, педагогическое мастерство на основе использования активных методов обучениякритерий эффективности профессиональной подготовки оценивался по таким показателям, как успешность обучения и трудоустройство выпускников. Исследование показало, что региональная система непрерывного образования может эффективно функционировать и обеспечивать развитие профессиональных и специальных свойств и качеств личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.- 240 с.
  2. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983.- 138 с.
  3. Г. Проверьте свои способности. М., 1971.-170 с.
  4. О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.- 170 с.
  5. В.Е. Социально-психологические условия формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера: Автореф. дис. канд. психол. наук Кемер. гос. ун-т.- Новосибирск, 1999.- 26 с.
  6. Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии. -М.: МГУ, 1988.- 109 с.
  7. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М.: МГУ, 1978.- 269 с.
  8. С. И. Некоторые проблемы теории обучения в высшей школе. М.: Знание, 1973.-61 с.
  9. Ю.Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979.- 144 с.
  10. П.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.- 103 с.
  11. Ю.К. Педагогика. М., Просвещение, 1980, — 320 с.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.-192 с.
  13. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998, — 249 с.
  14. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону, 2000.- 414с.
  15. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.- 196с.
  16. П.Г., Емельянов Е. Н., Иванов И. А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1987.- 213с.
  17. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.- 92с.
  18. Ф.Б., Мирошников М. П., Михайлов А. Н., Рожанец Р. В. Зависимость успеваемости от личностных особенностей, макросоциальных факторов и заболеваемости. Студент и вузовский коллектив. Каунас, 1973.- С.112−120.
  19. И.А. Адаптация студентов и НОТ. Минск, 1990.152с.
  20. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс. Пер. с англ. 1988.- 398 с.
  21. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 414 с.
  22. В.П. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., Высшая школа. 1989. — 144с.
  23. В.П. Слагаемое педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. — 190 с.
  24. М.Р. Социальная психология. М. Международная педагогическая академия, 1994.- 106с.
  25. Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ.- М.: МГУ, 1992.- 58 с.
  26. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М. МГУ, 1982.- 198 с.
  27. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии. 1978. № 4. — 36 с.
  28. Г. В. Психология делового общения. М.:ИНФРА-М, 1999. — 224с.
  29. .С. Психологические аспекты нравственного развития личности. -М., 1977.- 116с.
  30. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  31. Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.- 230 с.
  32. Е.А. Философские проблемы в советской психологии. -М.: Наука, 1971.- 370с.
  33. Д.А. Социально-педагогическая адаптация подростков с ограниченными физическими возможностями в оздоровительных общеобразовательных учреждениях: Автореф. дис. канд. пед. Наук Челяб. гос. пед. ун-т.- Челябинск, 1998.- 20 с.
  34. Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994, — 255 с.
  35. JI. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.365с.
  36. А.А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1990. — 207 с.
  37. Е.Б. Социализация и индивидуализация: законы и механизмы." М., 1990. 200с
  38. Вол охов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Автореф. дис. д-ра пед. наук Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского.- Ярославль, 1999.- 32 с.
  39. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе. М&bdquo- 1964. — С. 100−104.
  40. JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.342 с.
  41. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: изд-во МГУ, 1985. — С 16−29.
  42. Г. Эго-психология и проблемы адаптации . 1958. — 134с.
  43. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.- 166 с.
  44. С.Б. Профессиональное образование как социально-педагогическая проблема. Специалист.- 1999.- № 10.- С.37−39.
  45. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Проект. Сост. Квартальное А. В., Лагусев Ю. М., Се-селкин А.И. М. РМАТ 1999. — 47 с.
  46. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., Госкомитет РФ по высшему образованию. М., 1995. — 382 с.
  47. Ю.Г. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов во внешкольных объединениях: Автореф. дис. канд. пед. наук Ин-т развития личности РАН.- Курск, 1999.- 18 с.
  48. Е.А. Российская молодежь: Пробл. гражд. идентичности: С использ. данных социол. исслед. пробл. молодежи, провед. Ин-томмолодежи и НИЦ при Ин-те молодежи в 1995—1999 гг. / Ин-т молодежи, НИЦ при Ин-те молодежи.- М., 1999.- 133 с
  49. В.В. Проблемы развивающегося обучения. М., Педагогика, 1986.- 180 с.
  50. И.Н. Социализация подростка в процессе организации учебного времени: Автореф. дис. канд. пед. наук / Брян. гос. пед. ун-т им. И. Г. Петровского.- Брянск, 1997.- 17 с.
  51. Д.П. Социальная адаптация подростков // Социол. журн.- 1997.- N1−2.- С. 142−147.
  52. Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. — 304 с.
  53. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979.- 126 с.
  54. А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. — 207 с.
  55. М.И. Юридическая психология. М.:Норма, 1999.- 502с
  56. Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. — 64 с.
  57. И.А. Педагогика и психология М.: Логос, 1999. — 382с.бО.Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 82с.
  58. Р. А., Лисовский А. В. Становление личности молодого человека. Л., 1987. — С. 13−16.
  59. А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского.- Ярославль, 1999.- 22 с.
  60. Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи: Пробл. социал. интеграции молодых в России, в т. ч. в сфере труда: Поданным Всерос. социол. исслед. 1990−1996 гг. // Социол. исслед.-1998.-№ 8.- С. 47−56.
  61. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. Ин-т социал.-полит. исслед. РАН, НИЦ при Ин-те молодежи.- М., 1998.- 142 с.
  62. С.П. Проблемы социализации современной молодежи." Оренбург: Печат. Дом «ДИМУР», 1999.- 292 е.- Библиогр.: С. 281 290.
  63. Т.И. Педагогические аспекты социальной адаптации детей и подростков в школе: Автореф. дис. канд. пед. Наук. Ин-т педагогики социал. работы РАО.- М., 1999.- 24 с.
  64. Е.Н. Формирование социально-позитивной ориентации в познавательной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением: Автореф. дис. канд. пед. наук / Башк. гос. пед. ин-т.- Уфа, 1998.21 с.
  65. И.И. Структура процесса обучения. М.: Просвещение, 1986.-112 с.
  66. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей- Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично- Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1990. — 288с.
  67. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. -М.:РМАТ, 1997. 212с.
  68. В.Г. Проблемы инженерного образования в России. Высш. образ, в России. 1993. № 2. С. 5−10.
  69. М.С. Профессионально-педагогическая направленность в системе подготовки молодого специалиста// Сов, педагогика. 1983. — № 3-с.90−93.
  70. А.Г., Мяеищев В. Н. Психологические особенности человека. Л., 1960. Т. 2. — С. 48−52.
  71. О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подростка: Автореф. дис. канд. пед. наук. Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского.- Саратов, 1998.- 18 с.
  72. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. — 176с.
  73. С.Н., Холостова Е. И. Практическая педагогика. М., 1992. С 5−12.
  74. Г. И. Введение в конфликтологию. М: Владос, 2000.175с.
  75. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. — 347 с.
  76. Я. Великая дидактика// Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1 — М.: Педагогика, 1982. — С. 242−476.
  77. Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. Т.1. С. 242 476.
  78. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. — 333 с.
  79. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
  80. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.254 с.
  81. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.- 174 с.
  82. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 268 с.
  83. Коробова J1.B. Управление социальной адаптацией молодежи к учебной деятельности в высшей школе: Автореф. дис. канд. социол. наук / Липец, гос. пед. ин-т.- Белгород, 1999.- 22 с.
  84. О.В. Социальная адаптация молодежи региона к условиям становления рыночной экономики: Автореф. дис. канд. социол. Наук. Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского.- Саратов, 1999.- 17 с.
  85. Н.А. Социальная психология и международные отношения. М.: Наука, 1983. — 269 с.
  86. Краткий словарь по социологии. Под общей ред. Д. М. Гвишиани, И. И. Лапина. М., 1988. — С.318.
  87. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л.: ЛГУ, 1990. — 204 с.
  88. Р.Л. Если Вы руководитель. — М.: Дело, 1993. — 342с.
  89. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991.- 194с.
  90. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. — 221 с.
  91. А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наукова думка, 1982. — 157 с.
  92. А.Н. Педагогические условия формирования индивидуального стиля социального поведения подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского.- Ярославль, 1997.- 19 с.
  93. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1964.172 с.
  94. Е.Е. Профессиональная подготовка как фактор социализации личности будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Моск. пед. гос. ун-т.- М., 1996.- 16 с.
  95. Н.В. Методика исследования педагогической деятельности. JL, изд-во ЛГУ, 1990. — 114 с.
  96. Г. Ф. Проблема молодежи в новых экономических условиях. Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике и пути их решения. Тезисы докладов научно-практической конференции.- Уфа, 1993. С. 16.
  97. Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск.: Б ГУ, 1988. — - 205 с.
  98. ЮЗ.Кэмпбем Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. — 390 с.
  99. В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: РГУ, 1986. —134 с.
  100. Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.- 371 с.
  101. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1962. — 223с.
  102. В. Центр надежный путеводитель: О Кризис, социал.-реабилитац. центре для несовершеннолетних с различ. формами дезадаптации (Арзамас, р-н Нижегор. обл.). // Соц. обеспечение.- 2000.- № 9.- С. 37−41.
  103. Лекции по методике конкретных социальных исследований. -М.: МГУ, 1972. 201 с.
  104. А.И. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1972.565 с.
  105. А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 302 с.
  106. А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
  107. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  108. А.А. Формирование норм социального поведения учащихся учреждений начального профессионального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ин-т развития проф. образования М-ва образования РФ.- М., 2000.- 19 с.
  109. Литова 3. Подготовка выпускников школ к труду в новых экономических условиях: Реализация комплекс, прогр. подгот. школьников к социал.-труд. адаптации в шк. № 28 (г.Курск). // Нар. образование.- 1999.-№ 10.- С. 173−176.
  110. .Т. Педагогика. Курс лекций. М: Юрайт, 1998.453с.
  111. Д.С. О национальном характере русских. Вопросы философии. 1990. № 4.
  112. .Ф. Методологические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- С.19−24.
  113. А. В. О воспитании и образовании/ Под ред. A.M. Арсеньева, Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, М. А. Прокофьева, В. А. Разумного. М.: Педагогика, 1976. — 640 с.
  114. А.Р. Об истории развития познавательных процессов. Экспериментальное психологическое исследование. М.: Наука, 1974. -172с.
  115. И.А. Социальность как сущностная характеристика современного образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Омск. гос. пед. унт.- Тюмень, 2000.- 44 с.
  116. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. — 175 с.
  117. А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 309 с.
  118. Ю.С. Средовой подход в воспитании молодежи.: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Ин-т теории образования и педагогики РАО.-М., 1998.- 49 с.
  119. А.В. Социально-психологические проблемы процесса становления специалиста-выпускника ПУ: Автореф. дис. канд. психол. наук. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.- Ярославль, 1998.- 15 с.
  120. Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростка в учебной деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского.- Ярославль, 1999.- 38 с.
  121. Г. П., Рубин Б. Г., Колесников Ю. С. Адаптация важнейшая проблема педагогики высшей школы. //Советская педагогика. -1982.- № 3.- С. 64−71.
  122. Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г. М. Андреевой и А. И. Донцова. М.: МГУ, 1981. — 292с.
  123. Методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — 294 с.
  124. Методология и методы социальной психологии. Под ред. Е. В. Дороховой. М.: Наука, 1977. — 228 с.
  125. Методы социальной психологии. Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. — 172 с.
  126. И. А. Адаптация как социально-психологическое явление.// Социальная психология и философия. Л., 1983. — С 111−120.
  127. П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. -София, 1983.- С. 29.
  128. Т.Д. Теория и практика предупреждения и преодоления дезадаптации подростков: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Рост. гос. пед. ун-т.- Ростов н/Д, 1998.- 39 с.
  129. Дж. Социометрия. Пер. с англ. М.: Инлит, 1958. — 285с.
  130. А.Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников вуза// Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента: Материалы симпозиума/ Отв. ред. К. О'. Сантросян. -Ереван, 1973. С. 104−106.
  131. А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.-С. 12−18.
  132. А.В. Социализация и воспитание.- М., 1997.- 96 е.- (Б-ка «Директор шк.»).
  133. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
  134. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  135. А.А. Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван, 1980, — 240с.
  136. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. — 285 с.
  137. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. J1.B. Замкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  138. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. J1.B. Замкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  139. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987. — 300 с.
  140. Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ.- М., 1997.- 24 с.
  141. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
  142. О.Ф. Опыт социальной адаптации и подготовки к взрослой жизни воспитанников дома детства N1 в Перми // Вестн. психо-социал. и коррекц.-реабилитац. работы.- 1996.- N3.- С. 66−71.
  143. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-350 с.
  144. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. — 167 с.
  145. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 253 с.
  146. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
  147. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Нижний Новгород, 1992.- 218с.
  148. В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. М., 1995. — 255с.
  149. В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России: Автореф.дис. д-ра социол. наук. Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького.- Екатеринбург, 1997.- 48 с.
  150. Г. И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. Ереван, 1983.- С.18−21.
  151. М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. Сер. «Педагогика и психология». М., Знание. 1984. — № 2. — С. 5−15.
  152. Практикум по социологии молодежи / Ин-т молодежи, Каф. социол., Союз негос. высш. учеб. заведений г. Москвы и Моск. обл.- М.: Социум, 2000.- 296 с.
  153. Проблемы руководства научным коллективом. Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1982. — 315 с.
  154. Психологические механизмы регуляции социального поведения. Под ред. М. И. Бобневой и Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. — 330 с.
  155. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1997. — 279с.
  156. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. — 302 с.
  157. Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе. Дисс. .канд. пед. наук. Томск, 1973.-210с.
  158. Реформы в России и проблемы управления-99: Материалы 14-й Всерос. науч. конф. молодых ученых и студентов / Гос. ун-т упр.- Вып. 3.-М., 1999.- 380 с.
  159. Робер М.-А., ТилъманФ. Психология индивида и группы. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988. — 255 с.
  160. В.В. Юридическая психология. М.:Юнити, 1999.488с.
  161. В.В. Юридическая психология.- М., 1999.- 488с.
  162. В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. Вопросы психологии. 1985. № 1. с. 31.
  163. В.П. Опыт повышения активности самостоятельного обучения студентов. Совр. высш. шк.1988. № 2.- С. 115−124.
  164. Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: Автореф. дис. канд. пед. наук. Центр социал. педагогики РАО.- М., 1997.- 24 с.
  165. A.JI. Социальная психология управления. JL: ЛГУ, 1986. — 255 с.
  166. Н. Социология. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 686 с.
  167. Современная Западная социология. Словарь. М., 1990. — С. 316.
  168. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: МГУ, 1984. — 254 с.
  169. Н.А. Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей.- Челябинск: Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской, 2000.- 67 с.
  170. А.Я. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке.// Высш. образ, в России. 1995. — № 2. — С. 31−36.
  171. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: МГУ, 1992.- 110 с.
  172. Социальная психология классов. М.: Мысль, 1985. — 292 с.
  173. Социальная психология личности. Под ред. М. И. Бобневой и Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. — 341 с.
  174. Социальная психология. Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. — М., Политиздат, 1975. — 315 с.
  175. Социальная психология. Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова.-Л., 1979.-288 с.
  176. Социальная психология: саморефлексия маргинальное&trade-. Хрестоматия. М.: ИНИОН РАН, 1995. — 252 с.
  177. Социальные изменения в России и молодежь: Сб. работ победителей конкурса науч. проектов Рос. обществ, науки: новая перспектива / Моск. обществ, науч. фонд.- Вып.9.- М., 1997.- 104 с.
  178. Социология молодежи: Учебник. Под ред. проф. В. Т. Лисовского. Изд-во С.- Петербургского университета, 1996, 460с.
  179. Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: МГУ, 1993. — 79 с.
  180. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 240 с.
  181. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд-во МГУ, 1975.-343с.
  182. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М.: МГУ, 1977. -204 с.
  183. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 207 с.
  184. .М. Избранные труды: В 2-х М.: Педагогика, 1979.207с.
  185. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: изд-во АН Груз. Сер, 1961. — 210 с.
  186. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. — М., 1980. С.46−49.
  187. К.Д. Собр. соч. в 11-ти т. М. — Л., 1948. — Т.8 — С. 1823
  188. Философские проблемы теории адаптации. Пр. Г.И. Царегород-цева.-М., 1975.- С. 5−13.
  189. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. идоп.-М., 1991.-С. 421.
  190. Формирование направленности личности: Межвуз. темат. сб. тр. / Под ред. Г. Д. Аверьянова. Владимир, 1977. — 128 с.
  191. Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред. В. Я. Ляудус. М.: изд-во Моск. ин-та, 1989. — 240 с.
  192. В.А. К истории высшего педагогического образования в РСФСР. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963.- 166 с.
  193. В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. Киев, 1992.-С 23.
  194. Ю.В. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов: Психол.-пед. исслед. в вузах Москвы и Юга России: С использ. стат. данных. // Вестн. ун-та Рос. акад. образования.- 1997.- N2.- С. 83−91.
  195. В.Д. О структуре познавательных способностей //Психологический журнал. 1985. — Т.6. — № 3. — С. 38−40.
  196. Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. Ростов-на-Дону, 1993. — 85с.
  197. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.1. С. 51.
  198. Т. Социальная психология. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1968, — 535 с.
  199. Г. Г. Юридическая психология. М.: Зерцало, 1998.342с.
  200. П.И. Современная социальная психология в Западной Европе. — М.: Наука, 1985. — 174 с.
  201. В.П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогического вуза. Владимир, 1972. — 210с.
  202. А.Ф. Активизация познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 221 с.
  203. В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1987. — 237 с.
  204. М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.572с.
  205. М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974. 445 с.
Заполнить форму текущей работой