Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Школьные системы. 
Сравнительная педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структуры общего образования в ведущих странах мира становятся более гибкими и открытыми по горизонтали и вертикали. «Школьный взрыв» (появление массового среднего образования) подвигнул к диверсификации (дифференциации) школьных систем. Она означает широкий спектр учебно-организационных мер, направленных на удовлетворение интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества… Читать ещё >

Школьные системы. Сравнительная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Структуры общего образования

Общее образование — наиболее массовая сфера человеческой деятельности. Почти каждый шестой житель Земли учится в общеобразовательной школе.

Структуры общего образования в ведущих странах мира имеют немало сходных черт. Существуют элементарные школы; учебные заведения, промежуточные между начальным и завершающим образованием: основная школа (Россия); младшая средняя школа (США, Китай, Япония); объединенная школа (Англия); общая школа (Германия); коллеж (Франция) и т. п. По окончании начального и неполного среднего образования обучение может быть продолжено в начальных и средних профессиональных учебных заведениях либо в учебных заведениях завершающего общего образования, где ориентируют на теоретическую подготовку и обучение в университете или на подготовку к техническому вузу: полная средняя школа (Россия); старшая средняя школа (США, Китай, Япония); грамматическая и современная школа (Англия); гимназия, реальное училище, основная школа (Германия); лицей (Франция) и т. п.

Сходства и различия структур общего образования в России и за рубежом представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Сравнительная таблица систем общего образования.

Возраст.

Россия.

International School.

Великобритания.

США.

2—4 года.

Детский сад.

Детский сад Младшая группа.

Детский сад Младшая группа.

Детский сад Pre-School

4—5 лет.

Детский сад.

Детский сад Старшая группа.

Детский сад Старшая группа.

Детский сад Pre-School

5—6 лет.

Детский сад.

Первый класс Year 1.

Первый класс Year 1.

Детский сад Kindergarten

6—7 лет.

Детский сад/ Подготовительный класс.

Второй класс Year 2.

Второй класс Year 2.

Grade 1.

7—8 лет.

Первый класс.

Третий класс Year 3.

Третий класс Year 3.

Grade 2.

8—9 лет.

Второй класс.

Четвертый класс Year 4.

Четвертый класс Year А

Grade 3.

9—10 лет.

Третий класс.

Пятый класс Year 5.

Пятый класс Year 5.

Grade 4

10—11 лет.

Четвертый класс.

Шестой класс Year 6.

Шестой класс Year 6.

Grade 5.

11 — 12 лет.

Пятый класс.

Седьмой класс Year 1

Седьмой класс Year 1 (Form 1).

Grade 6.

12−13 лет.

Шестой класс.

Восьмой класс Year 8.

Восьмой класс Year 8 (Form 2).

Grade 7.

13—14 лет.

Седьмой класс.

Девятый класс Year 9.

Девятый класс Year 9 (Form 3)

Grade 8.

14—15 лет.

Восьмой класс.

Десятый класс Year 10.

Десятый класс Year 10 (Form 4).

Grade 9.

15—16 лет.

Девятый класс.

Одиннадцатый класс Year 11.

Одиннадцатый класс.

Year 11 (Form 5).

Grade 10.

16−17 лет.

Десятый класс.

Двенадцатый класс Year 12.

Двенадцатый класс Year 12 (Form 6).

Grade 11.

17—18 лет.

Одиннадцатый класс.

Тринадцатый класс Year 13.

Тринадцатый класс Year 13 (Form 7).

Grade 12.

В ведущих странах мира не стихает волна реформ, в результате которых структуры общего образования претерпевают важные изменения. В значительной мере покончено с формальными инструментами селекции учащихся, но социальному положению. Увеличились сроки полного общего образования, завершилось становление промежуточного между начальным и полным средним образованием учебного заведения.

Структуры общего образования в ведущих странах мира становятся более гибкими и открытыми по горизонтали и вертикали. «Школьный взрыв» (появление массового среднего образования) подвигнул к диверсификации (дифференциации) школьных систем. Она означает широкий спектр учебно-организационных мер, направленных на удовлетворение интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества. Основными проявлениями диверсификации являются распределение по разным типам учебных заведений, на профили и потоки внутри школы, компенсирующее обучение отстающих, талантливых учащихся и лиц с отклонениями в физическом и умственном развитии.

Дифференциация неоднозначна по последствиям. В целом это объективное условие совершенствования образования. Но она может оказаться и фактором социального неравенства при получении образования.

Неравенство в сфере образования проявляется как следствие моральных, экономических императивов и выглядит по-своему в разных странах мира. Основные направления ликвидации такого неравенства состоят в ломке селекционного механизма в виде платного обучения, второгодничества, отборочных экзаменов и др.; расширения непрерывного образования; выравнивания условий, в которых работают учебные заведения.

Можно обозначить несколько основных стратегий преодоления неравенства в образовании: «позитивная дискриминация» (выделение особых квот для слабоуспевающих школьников, например); программы поддержки слабых школ (в частности, путем изменения их менеджмента); повышение заработной платы для работающих со сложным контингентом учащихся; прямая поддержка учащихся из проблемных семей (например, допуск к бесплатному дополнительному обучению).

Для школьных систем характерно сосуществование общественных и частных учебных заведений.

В России негосударственные (частные) учебные заведения появились после 70-летнего перерыва в начале 1990;х гг. На протяжении 2010—2014 гг. количество учащихся частных школ сократилось с 0,4 до 0,1% от общего количества учеников. Это вызвано рядом негативных обстоятельств. Для этих учреждений отменены льготы по налогам и аренде. До многих частных школ не доходят государственные дотации.

За рубежом статистика частных школ остается стабильной на протяжении более чем столетия. Число учащихся от общего количества учеников в этих школах составляет: в США — 11%, Великобритании — 6%, Франции — 20%, Японии — 1%. В частных учебных заведениях организация и программы сходны с общественными учебными заведениями.

В статусе частных школ и контингенте их учащихся в отдельных странах есть общность и различия.

В России эти школы подконтрольны государственной администрации; в них учатся дети из состоятельных семей; среди учеников частных школ более половины детей с отклонениями в развитии. Школы платные.

В США частные школы находятся вне юрисдикции государственной администрации. Обучение в них стоит больших денег и доступно преимущественно белым американцам из среднего и высшего класса; здесь дают более качественное образование, чем в общественных школах.

В Великобритании наряду с традиционными частными учебными заведениями открываются так называемые чартерные школы, которые находятся под управлением частных лиц, но финансируются государством.

Во Франции частные школы по составу учащихся более демократичны. Плата за обучение довольно умеренная. Практикуется и бесплатное обучение. По качеству образования мало отличаются от общественных учебных заведений; государство утверждает в частном секторе школьные программы, организует конкурсы и экзамены.

Существуют два различных подхода к проблеме демократизации структуры школьной системы. Один основан на идее эгалитаризма и единообразия общего образования. Его отправным идеологическим постулатом является тезис о равных возможностях учащихся, что, по сути, означает намерения претворить сугубо утопический педагогический принцип. Другой подход исходит из необходимости диверсификации (дифференциации) ступеней образования сообразно способностям, склонностям и интересам учеников.

Понятие демократической системы образования предполагает доступность образования, автономию учебных заведений, преемственность ступеней школы, такую организацию учебного процесса, когда формируется творчески, свободно мыслящий и действующий человек. В ведущих странах мира реализуется стратегия демократизации структур общего образования, которая означает бесплатность, обязательность, массовость обучения, использование склонностей учащихся к той или иной образовательной подготовке.

Составная часть демократизации образования — гарантия права на обучение. Равные шансы на обучение означают доступ к учебным заведениям любых типов и тем самым возможность для каждого человека использовать свои склонности к той или иной образовательной подготовке. Есть необходимость мер, предназначенных для смягчения противоречия между относительным демократизмом школьных систем и социальными факторами, препятствующими получению достойного образования. Актуальными остаются меры по преодолению неравенства девочек в сфере общего образования. Гендерный паритет в начальном образовании соблюдается лишь в двух третях, в среднем образовании — в одной трети государств мира[1].

  • [1] Early for all. 2007.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой