Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности принятия решения у школьников средних и старших классов с разной успешностью обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертационное исследование проводилось в соответствии с планом работ в рамках приоритетного направления научных исследований Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова «Системные психолого-психофизиологические исследования человека в восходящем онтогенезе» (научный руководитель — д.б.н., профессор А.В. Пятков). Исследование по теме диссертации выполнялось в рамках грантов… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Психофизиологические аспекты проблемы принятия решения
    • 1. 2. Психофизиологические особенности школьников 12−17 лет
    • 1. 3. Теоретические основы взаимосвязи особенностей психического и психофизиологического развития школьника и успешности обучения
  • Глава 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Возрастные и половые особенности принятия решения у школьников средних и старших классов
      • 3. 1. 1. Реакции управляемого выбора
      • 3. 1. 2. Реакции вероятностного выбора
      • 3. 1. 3. Реакции свободного выбора
    • 3. 2. Взаимосвязь особенностей принятия решения и успешности обучения школьников
    • 3. 3. Характеристика психофизиологических механизмов принятия решения у школьников средних и старших классов
    • 3. 4. Взаимосвязь психофизиологических механизмов принятия решения и успешности обучения школьников
  • Глава 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Особенности принятия решения у школьников средних и старших классов с разной успешностью обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Принятие решения — ключевой акт в деятельности любой достаточно сложной биологической системы, функционирующей в реальных условиях внешней среды. П. К. Анохин [7], К. В. Судаков [145], В. Б. Швырков [168] считают этот процесс узловым моментом любой формы целенаправленного поведения.

Адаптивное поведение в постоянно меняющейся среде требует выработки способностей к вероятностному прогнозированию [92, 157, 189, 199] и активизации соответствующих пластических мозговых систем [187, 188, 204]. Выбор в ситуациях неопределенности связан с усиленным вовлечением когнитивных процессов [225]. Стратегии поведенческого реагирования представляют собой сложные, многокомпонентные образования, опирающиеся на подвижную в локализационном отношении церебральную систему [160, 183]. Рассмотрение психофизиологических механизмов принятия решения позволяет охарактеризовать стратегии психической деятельности школьников в разные возрастные периоды.

Интенсивность формирования основных компонентов психики, значительные морфофункциональные преобразования, происходящие в организме подростка, в частности, в его нервной системе делает этот период объектом особого внимания [18, 24, 50, 153, 180].

За годы обучения в школе у учащихся происходят интенсивные изменения эффективности и оперативности принятия решения, адаптивности поведенческих реакций. Умение проанализировать ситуацию, оценить ее и принять адекватное решение является одним из важнейших составляющих успешного обучения. Психофизиологические механизмы, обеспечивающие успешность усвоения знаний разнообразны, как по особенностям протекания физиологических процессов [24, 67], так и вовлекаемым структурам головного мозга.

Значительное количество работ посвящено изучению особенностей принятия решения и выделению информационных механизмов работы мозга.

109, 135]. Однако взаимосвязь особенностей принятия решения и успешности обучения школьников изучена недостаточно.

Цель настоящего исследования — выявление соотношений психофизиологических характеристик принятия решения и академической успешности у учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Определить возрастные и половые особенности принятия решения у школьников средних и старших классов.

2. Исследовать взаимосвязь особенностей принятия решения и успешности обучения школьников средних и старших классов.

3. Изучить соотношения психофизиологических механизмов принятия решения и успешности обучения школьников средних и старших классов.

Научная новизна работы.

Впервые на многоэлементных моделях с использованием кластеринга установлены соотношения 109 показателей принятия решения и успешности усвоения знаний по 10 ведущим учебным дисциплинам у школьников общеобразовательной школы.

Составлен психофизиологический профиль принятия решения высокоуспешных, среднеуспешных и низкоуспешных в усвоении знаний учащихся.

По результатам факторного анализа выделены сложные по составу входящих элементов и изменяющиеся с возрастом психофизиологические механизмы принятия решения.

Исследованы взаимосвязи между психофизиологическими механизмами принятия решения и успешностью обучения школьников, определяемую по традиционной и экспертной системам оценивания.

Проведен анализ возрастных и половых различий параметров принятия решения у учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов. Положения, выносимые на защиту:

1. Гетерохронность созревания функциональных систем в изучаемом возрастном диапазоне проявляется в неравномерном увеличении оперативности принятия решения при осуществлении выбора из двух альтернатив в ситуациях различной сложности и степени неопределенности.

2. Соотношения психофизиологических особенностей принятия решения и академической успешности у учащихся средних и старших классов различны для отдельных учебных дисциплин и изменяются с возрастом. При этом сохраняется постоянство суммарного влияния всей совокупности психофизиологических особенностей принятия решения на общую успешность обучения.

3. В школьном возрасте процессы принятия решения обеспечиваются функционированием независимых и обособленных систем, определяющих оперативность, точность и стратегию выбора. Наиболее выраженное влияние на успешность обучения оказывают психофизиологические механизмы, обусловливающие оперативность принятия решения.

Научно-практическая значимость.

Полученные данные расширяют представления о психофизиологических механизмах, лежащих в основе операции выбора из двух альтернатив у учащихся среднего и старшего школьного возраста. Результаты исследования дополняют сведения о факторах, влияющих на успешность обучения школьников средних и старших классов.

Показана специфика психофизиологического обеспечения успешности обучения при использовании двух принципиально различных подходов к оценке академической успешности: традиционных школьных отметок и метода парных сравнений. Применение в школе альтернативных систем оценивания может способствовать более эффективному использованию ресурса образования в обучении и воспитании современных подростков.

Материалы исследования используются в учебном процессе на кафедре психологии и психофизиологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова в преподавании учебной дисциплины «Педагогическая психология», спецкурса.

Психофизиологические основы учебной деятельности" (акт внедрения от 05.11.09).

Диссертационное исследование проводилось в соответствии с планом работ в рамках приоритетного направления научных исследований Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова «Системные психолого-психофизиологические исследования человека в восходящем онтогенезе» (научный руководитель — д.б.н., профессор А.В. Пятков). Исследование по теме диссертации выполнялось в рамках грантов РГНФ: проект 04−06−1800бе (2006 г.), проект 08−06−548а (2008 г.). Работа поддержана АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (20 092 010гг.)» проект № 2.2.3.3/4704.

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии и психофизиологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета (Северодвинск, 2005 -2009), на заседании проблемной комиссии по медико-биологическим наукам Поморского государственного университета (Архангельск, 2007, 2009). Основные положения диссертационного исследования были представлены в форме докладов и сообщений на третьей и четвертой международных конференциях «Экология образования: актуальные проблемы» (Северодвинск, 2005, 2009), на Общероссийской научно-практической конференции «Современные исследования социальных проблем» (Красноярск, 2009), на II Всероссийской научно-практической конференции «Естественные науки и современность: проблемы и перспективы исследований» (Москва, 2009).

По теме диссертации опубликовано 8 статей, в том числе 1 статья в издании, рекомендованном ВАК и 3 статьи в сборнике научных статей по материалам международных конференций.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 146 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, обсуждения и выводов, содержит 30 таблиц и 5 рисунков.

Список литературы

включает 232 источника, из них 61 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Выявлено неравномерное увеличение скорости принятия решения у школьников от 7-го к 11-ому классу, что является проявлением гетерохронности созревания функциональных систем, обеспечивающих осуществление выбора из двух альтернатив в ситуациях различной сложности и степени неопределенности. Точность выполнения заданий учащимися 7-х, 9-х и 11-х классов достоверно не различается.

2. Основной стратегией принятия решения в условиях и стохастической, и детерминированной среды к 11 классу становится повторение предыдущего выбора, особенно при его положительном подкреплении, что является более простым и энергосберегающим типом реагирования у школьников.

3. Выраженность половых различий параметров, характеризующих процесс выбора из двух альтернатив, увеличивается с возрастом. Точность простой сенсомоторной реакции выше у девушек, точность сложной сенсомоторной реакции выше у юношей. Скорость и простой, и сложной сенсомоторных реакций выше у юношей.

4. Для высокоуспешных учащихся характерны показатели оперативности принятия решения и точности выполнения задания преимущественно выше выборочных средних. У среднеуспешных учеников отмечены значения этих показателей как выше, так и ниже выборочных средних. В группе низкоуспешных школьников показатели точности выбора ниже средних значений, а показатели оперативности вероятностного выбора превышают средние значение выборки.

5. Определены школьные дисциплины, успешность обучения по которым более тесно связана с особенностями принятия решения: в седьмом классе — это геометрия и география, в девятом — биология и география, в одиннадцатом — физика. Структура соотношений успешности обучения и параметров принятия решения уникальна для каждой учебной дисциплины и неодинакова в 7-х, 9-х и 11-х классах.

6. Более значимыми для обеспечения успешности обучения школьников являются психофизиологические механизмы, определяющие оперативность принятия решения: у семиклассников — в условиях неопределенности, у девятиклассников — при выполнении сложной сенсомоторной реакции, у учащихся одиннадцатых классов — в условиях свободного выбора. У школьников 7-х и 9-х классов высокая успеваемость отмечается при средних значениях факторов, отражающих оперативность принятия решения, у учащихся 11-х классов — при низких значениях этих факторов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин СПб.: Изд-во В .А. Михайлова, 1998. — 379 с.
  2. М.А. Скорость простой двигательной реакции на словесный раздражитель у школьников /Айрапетян М.А. //Материалы X Всесоюзной конференции по физиологии, морфологии, биохимии и биомеханике мышечной деятельности. М., 1968. — Т.1. — С. 9−10.
  3. Т. В. Возможные модельные представления психофизиологической конструкции личности (концептуальная модель) /Т. В. Алейникова // Валеология. 2000. — № 4. — С. 14−15.
  4. И.О. Функциональное значение колебания Р 300 с точки зрения психофизиологического анализа структуры поведения /И.О. Александров, Н. Е. Максимова //Психологический журнал. 1985. — Т.6. -№ 3. — С. 86−95.
  5. .Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. В 2 т. //Под. ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — Т.2. — С. 128−266.
  6. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса /П.К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — С. 289—349, 381—405.
  7. П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии /П.К. Анохин //Проблемы принятия решения. М.: Наука, 1976. — 320 с.
  8. П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса /П.К. Анохин //Философские аспекты теории функциональной системы. М. — 1978. — С. 125−152.
  9. П.К. Системный анализ интегративной деятельности нейрона /П.К. Анохин // Успехи физиологических наук. — 1974. Т. 5. — № 2. — С. 5−92.
  10. М.В. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся /М.В. Антропова //Гигиена и санитария. — 1993. — № 3. С.24−26.
  11. П.Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития /И.А. Аршавский. М.: Наука, — 1985. -270 с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды /Ю.К. Бабанский. М: Педагогика, 1989. — 560 с.
  13. БадиковВ.И. Теория функциональных систем П. К. Анохина в изучении психофизиологических показателей результативности деятельности студентов /В .И. Бадиков, Е. В. Быков, Н. В. Климина //Вестник медицинских наук. — 1997. № 12. — С. 4549.
  14. . А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления: Автореф. дис. .канд. психол. наук /Ж. А. Балакшина. -СПб. 1995.-21 с.
  15. Д.П. Учебные и профессиональные интересы восьмиклассников с различными особенностями познавательных процессов /Д.П. Барам //Вопросы психологии. 1984. — № 2. — С.60−66.
  16. А.С. К современному состоянию рефлекторной теории /А.С. Батуев //Журнал высшей нервной деятельности. — 1995. — Т.45. № 3. -С. 435−440.
  17. М.М. Хрестоматия по возрастной физиологии /Под ред.: М. М. Безруких, В. Д. Сонькина, Д. А. Фарбер. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
  18. М.М. Ребенок идет в школу /М.М. Безруких, С. П. Ефимова. -М.: Академия, 2000.- 248 с.
  19. О. А. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников-подростков: Автореф. дис.канд. психол. наук /О. А. Беляева. М. — 1998. — 19 с.
  20. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности /Н.А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 350 с.
  21. Т.Г. Механизмы обработки непроизвольно воспринимаемой зрительной информации у детей /Т.Г. Бетелева //Физиология человека. -1995. -№ 5.-С. 58−66.
  22. М. Жить значит оценивать /М. Битянова //Школьный психолог. — 2001. — 9 с.
  23. Бобрищева-Пушкина Н. Д. Физическое и психическое развитие детей и подростков как показатель состояния здоровья /Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л. Ю. Кузнецова //Практика педиатра. Гигиена. Март. — 2008. -С. 9−11.
  24. .Г. Нейрофизиологическая модель многоальтернативного выбора //Психофизиологические закономерности восприятия и памяти /Под ред. А. Н. Лебедева. М: ИП РАН, 1985. — С. 214.
  25. Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка /Т.Г. Богданова, Т. В. Корнилова. М.: Роспедагентство, 1994. — 68 с.
  26. Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина. М.: Известия АПН РСФСР. Вып. 36, 1951. — С. 105−131.
  27. Т.И. Соотношение свойств основных нервных процессов, памяти, внимания. Успешность обучения у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. мед. наук /Т.И. Борейко. Киев. — 1993. -22 с.
  28. Н.Н. Функциональные асимметрии человека. /Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1988. — 240 с.
  29. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека /Под ред.: И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. М.: Наука, 1977. — 391 с.
  30. О.С. Гиппокамп и память /О.С Виноградова. М.: Наука, -1975.-62 с.
  31. Е. В. Формирование когнитивных репрезентативных структур в процессе изучения школьного курса химии: Автореф. дис. .канд. психол. наук /Е. В. Волкова. М. — 2000. — 21 с.
  32. И.А. Развитие предметных способностей школьников в условиях профильного обучения: Автореф. дис.. канд. психол. наук /И.А. Воронцова. Калуга. — 2004. — 191 с.
  33. JI.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте /JI.C. Выготский //Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М., 2005. — С. 400−419.
  34. О.Б. Возрастная динамика показателей времени реакции, тревожности и темперамента у школьников 7−16 лет: Автореф. дисс.. д-ра биол. наук /Гилева О. Б. Екатеринбург, 2001. — 45 с.
  35. В.А. Отражение индивидуальных особенностей скорости переработки информации в параметрах ЭЭГ детей школьного возраста /В.А. Гладыш, А. С. Горев, Д. А. Фарбер //Физиология человека. 1995. -Т. 21, № 1. — С.99 -110.
  36. Г. А. Возрастная динамика показателей интеллекта и их взаимосвязей с успеваемостью в подростковом возрасте /Г. А. Глотова, О. С. Чаликова //Известия Уральского государственного университета. — 2004.-№ 31.-С. 260−274.
  37. Г. А. Гармония и алгебра живого. /Г. А. Голицын, В. М. Петров. -М.: Знание, 1990. — 128 с.
  38. Э.А. Биоэлектрические корреляты памяти и успеваемости у старших школьников /Э.А. Голубева, Е. П. Гусева, А. В. Пасынкова //Вопросы психологии. 1974. — № 5. — С. 34.
  39. Э.А. Способности и индивидуальность /Э.А. Голубева. —М.: Прометей, 1993.-305с.
  40. М. НЛП в педагогике: исправление школьного конвейера /М. Гриндер, Л. Лойд. М., 2001. — 311 с.
  41. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся /С.М. Громбах. -М.: Медицина, 1988. 261 с.
  42. И.В. Половые различия и сравнительная характеристика скорости реакции /И.В. Грошев // Ананьевские чтения-2001: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000. — С.79−80.
  43. Е.Ю. Возрастные изменения слухоречевой и зрительной памяти у мальчиков и девочек 6−12 лет /Е.Ю. Давыдова, H.JI. Горбачевская, Л. П. Якупова, А. Ф. Изнак //Физиология человека. 1999.Т. 25 (2).-С. 14−20.
  44. . Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук /Б. Дембеле. СПб., 1994.45 с.
  45. Л.Е. Адаптивное поведение человека в экстремальных условиях среды: монография /Л.Е. Дерягина, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев /Под ред. П. И. Сидорова. Архангельск: Издат. Центр СГМУ, 2001. — 123 с.
  46. Диагностика школьной дезадаптации /Под ред.: С. А. Беличевой, И. А. Коробейниковой, Г. Ф. Кумариной. М.: Ред-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1992. — 204 с.
  47. В.А. Поликлиническая педиатрия / В. А. Доскин, Т. В. Косенкова, Т. Г. Авдеева. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. — 504 с.
  48. В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 1999.-С. 45−46.
  49. Н.В. Психофизиология ребенка: психофизиологические аспекты детской валеологии /Н.В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. Н. Безруких. М.:ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
  50. Н.В. Эмоции и их роль в организации когнитивных процессов на разных этапах онтогенеза. /Н.В. Дубровинская, Д. А. Фарбер //Физиология человека. 1993. — 19(2). — С. 16−35.
  51. Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии /Т. В. Егорова. М.: Педагогика, 1973. — 150 с.
  52. В.И. Синдром «учебной неуспешности» /Екимова В.И. //Журнал практического психолога. — 1998. № 3. — С.3−8.
  53. Жук Э. И. Моторная зрелость, физическая подготовленность и успеваемость младших школьников /Жук Э.И. //Гигиена и санитария. -1980.-№ 11.- С.15−17.
  54. Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование /Н.Н. Заваденко, А. С. Петрухин, Н. Г. Манелис, Т. Ю. Успенская //Вопросы психологии. -1999. № 4. — С.21.
  55. Н.В. Физическое развитие и сроки появления вторичных половых признаков у школьников 7−15 лет, проживающих в йододефицитном регионе /Н.В. Зарытовская. Ставрополь, 2001. — С.50−53.
  56. В.И. Современные средства оценивания результатов обучения /В.И. Звонников, М. Б. Челышкова. М., 2007. — 224 с.
  57. A.M. Возрастные особенности памяти учащихся среднего и старшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. псих, наук / A.M. Игнатенко. Л., 1972. — 24 с.
  58. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. /Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2006. — 544 с.
  59. Е.П. Б.Г. Ананьев и проблема оценивания в педагогической психологии /Е.П. Ильин, Н. А. Курдюкова //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Ч. 1. /Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1995. — С.23−33.
  60. Индивидуально-типологические особенности как фактор обучаемости учащихся математических классов /И.А. Левочкина, Е. П. Гусева и др. //Журнал прикладной психологии. 2000. — № 4. — С. 8−16.
  61. Л. Особенности памяти слабоуспевающих учеников, влияющие на ее изменения /Л. Ирлитц //Психологические особенности слабоуспевающих школьников. — М., 1984. С.78−131.
  62. Э.М. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография/ Э. М. Казин, С. Б. Лурье, В. Г. Селятицкая /Под ред. Э. М. Казина. Кемерово: КРИПКиПРО, 2008. — 300 с.
  63. З.И. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития /Под ред.: З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. -М., 1996.-С. 558.
  64. В.Н. ЭЭГ корреляты интеллектуальных способностей подростков /В.Н. Кирой, В. Б. Войков, В. В. Васильева //Журнал высшей нервной деятельности. 1995. — Т.45, 4. — С. 669−675.
  65. В.И. Физиология и гигиена подростка /В.И. Кирпичев. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.
  66. Г. Введение в дифференциальную психологию учения: пер. с нем. / Г. Клаус /Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1987.- 176 с.
  67. Е. В. Механизмы психофизиологии выбора у школьников и студентов гуманитарного вуза /Е. В. Комаровская, А. В. Пятков, Н. Ю. Валькова //Мед. техника. 2005. — № 1. — С. 26−32.
  68. Т.С., Звягина Н. В., Морозова Л. В. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста /Т.С. Копосова, Н. В. Звягина, Л. В. Морозова /Под ред Т. С. Копосовой. -Архангельск: ПГУ, 1997.- 159с.
  69. Т.В. Психология риска и принятия решения /Т.В. Корнилова. -М.: Аспект Пресс, 2003. 286 с.
  70. И.И. Параметры сенсомоторных реакций, психофизиологические характеристики успеваемости и показатели ЭЭГ человека /И.И. Коробейникова //Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 3. — С. 132.
  71. Э.А. Значение неосознаваемых стимулов обратной связи в когнитивной деятельности //Журнал высшей нервной деятельности /Э.А. Костандов, Ю. Л. Арзуманов. 1990. — Т. 40, № 1. — С. 15−22.
  72. Э.А. Особенности зрительной невербальной установки детей предшкольного и младшего школьного возраста /Э.А. Костандов, Е. А. Черемушкин, М. Л. Ашкинази //Журнал высшей нервной деятельности. -2005. Т 55, № 3. — С. 347−352.
  73. Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного /Э.А. Костандов. СПб: ПИТЕР, 2004. — 167 с.
  74. С. С. Связь успешности обучения старшеклассников общеобразовательных школ со свойствами психофизиологических функций: Автореф. дис.. канд. биол. наук /С. С. Костенко. Киев. -1998.-21 с.
  75. В.А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий /Под ред. Н. И. Чуприковой. М: Институт практической психологии, 1998. -416 с.
  76. А.П. Методы и средства анализа данных в среде WINDOWS. STADIA /А.П. Кулаичев М.: Информатика и компьютеры, 1999. — 341 с.
  77. Г. А. Функциональная асимметрия коры мозга и обучение /Г. А. Кураев Ростов-н/Д: изд-во Рост, ун-та, 1982. — 158 с.
  78. Г. А. Физиология центральной нервной системы: коллективная монография /Г.А. Кураев, В. Н. Думбай, Т. В. Алейникова /Под ред. Г. А. Кураева. М: Феникс, 2006. — 381 с.
  79. Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-СПб., 1997.- 18 С.
  80. Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание /Д. Леви //Красота и мозг, биологические аспекты эстетики /Под ред.: И. Ренчлера, Б. Херцбергера, Д. Эпстайна. М., 1995. — С. 227−250.
  81. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды /Н.С. Лейтес. М., 2003. — 464 с.
  82. Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника /Н.С. Лейтес //Вопросы психологии. — 1985. № 1.-С. 9- 17.
  83. Я.В. Особенности внимания и тип нервной системы как факторы успешности обучения /Я.В. Лельхова, А. Л. Стрекаловская //Психологический журнал. № 1. — 1999. — С. 114−116.
  84. Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика /Локалова Н. П. — СПб.: Питер, 2009. 368 с.
  85. Т.Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки ФС ЦНС /Т.Д. Лоскутова //Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. 1978. — С. 172−179.
  86. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга /А.Р. Лурия. 3-е изд. — М.: Академический Проект, 2000. — 512 с.
  87. А.Р. Лекции по общей психологии /А.Р. Лурия. СПб.: Питер, 2006.-320с.
  88. А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе /А.Р. Лурия, Л. С. Цветкова. — Воронеж, 1996.-С. 12−21.
  89. С.Л. Индивидуально-типологические особенности вероятностного прогнозирования у подростков /С.Л. Макаренко // Вопросы психологии. 1983. — № 1. — С. 134 — 138.
  90. Л.И. Особенности умственной деятельности младших подростков, испытывающих трудности в учении: Автореф. дис.. канд. псих, наук /Л.И. Максименкова. СПб. — 1999. — 18 с.
  91. Н.Е. Индивидуальные психофизиологические различия в интеллектуальной деятельности старших школьников: Автореф. дисс.. докт. биол. наук /Н.Е. Малков. М. — 1973. — 34 с.
  92. Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития /Н.Г. Манелис //Школа здоровья. 1999.-Т.6. — № 1. — С.8−24.
  93. А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя /А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  94. Т.М. Введение в психофизиологию /Т.М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. М: Флинта, 2001. — 400 с.
  95. Т.М. Вызванные потенциалы как предикторы показателей интеллекта /Т.М. Марютина, А. Г. Залгахин //Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности. СПб., 2000. — С. 30−32.
  96. Т.М. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся 2 классов /Т.М. Марютина, Т. А. Мешкова, Н. В. Гавриш //Вопросы психологии. 1988. -№ 3. — С.36−43.
  97. Е.В. Компьютерные инструментальные средства психофизиологических исследований высшей нервной деятельности в норме и патологии /Е.В. Матвеев, Д. С. Надеждин, JI.H. Зуев, А. А. Васильев //Медицинская техника. 1996. — № 1. — С. 48−48.
  98. Е.В. «Ритмо-Мнемо-Бинатест» семейство микропроцессорных аппаратов для исследования высшей нервной деятельности человека /Е.В. Матвеев, А. И. Вишняков, Д. С. Надеждин, J1.H. Зуев //Медицинская техника. — 1991. — № 2. — С. 42−45.
  99. Е.В. Системные вопросы проектирования приборов и комплексов для психофизиологических исследований /Е.В. Матвеев, Д. С. Надеждин //Медицинская техника. 1994. — № 4. — С. 31 — 34.
  100. М.А. Индивидуально-типическое своеобразие подростков с различной успешностью школьного обучения /М.А. Матова //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — 1990. № 2. — С. 2429.
  101. Р.И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания (аналитический обзор) /Р.И. Мачинская //Журн. высш. нерв. деят. -2003.-Т. 53 (2).-С. 133−150.
  102. Д.Н. Частичное и вероятностное подкрепление условных рефлексов/Д.Н. Меницкий, В. В. Трубачев //Журнал высшей нервной деятельности. 1970. — Т. 20(4) .- 57 с.
  103. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника /Н.А. Менчинская. М., 1989. — 224 с.
  104. Моделирование функциональных систем /Под ред.: К. В. Судакова, В. А. Викторова. -М., 2000. -253с.
  105. Г. Б. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником /Г.Б. Монина, Е. В. Панасюк. СПБ.: Речь, 2003. — 200 с.
  106. Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н. И. Мурачковский. Минск, 1977. — 80 с.
  107. В.П. Психомоторные способности человека /В.П. Озеров. Дубна: Феникс+, 2002.-320 с.
  108. Е. В. Психофизиологический анализ интеллекта и стратегий принятия решений у детей предшкольного и школьного возраста: Автореф. канд. дис.. канд. биол. наук /Е. В. Попова. Архангельск, 2009. — 24 с.
  109. Приборы и комплексы для психофизиологических исследований. Исследования, разработка, применение /Под ред.: В. А. Викторова, Е. В. Матвеева. М.: ЗАО «ВНИИМП-ВИТА», 2002. — 228 с.
  110. А. В. Системный анализ значимости некоторых психофизиологических характеристик, получаемых с использованием семейства микропроцессорных приборов «Ритмо — Мнемо — Бинатест» /А.В. Пятков //Медицинская техника. 1996. — № 3. — С. 28 — 31.
  111. А.В. Статистические методы анализа данных для гуманитариев: учебное пособие /А.В. Пятков. Архангельск: Поморский университет, 2007.-464 с.
  112. О.М. Влияние мотивации на частотно-пространственные характеристики активности коры головного мозга при выполнении образных и вербальных творческих заданий. /О.М. Разумникова, Н.В.
  113. , И.В. Тарасова //Журнал ВИД. 2008. — Т.58, № 5. — С. 540−551.
  114. О.М. Соотношение оценок внимания и успешности обучения /О.М. Разумникова, Е. И. Николаева //Вопросы психологии. 2001. — № 1. -34 с.
  115. Е.С. Психологические механизмы процесса прогнозирования /Е.С. Рапацевич //Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 122−129.
  116. Т.А. Взаимосвязь некоторых когнитивно-личностных показателей со школьной успеваемостью /Т.А. Ратанова //Структуры познавательной деятельности. Сборник научных трудов. Владимир, 1989 — С. 10−22.
  117. Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности /Т.А. Ратанова. Москва-Воронеж: «МОДЭК», 2008. — 160 с.
  118. Т.А. Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков /Т.А. Ратанова // Психологический журнал.1999.-Т.20, № 2. С. 90−102.
  119. В.М. Нейрофизиологические факторы вероятностного обучения /В.М. Русалов, С. А. Кошман //Физиология человека. 1980. — Т.6, № 2 — С. 242−250.
  120. В.М. Темперамент человека и особенности выбора между вероятностью достижения цели и ее ценностью /В.М. Русалов, М. Н. Русалова, Е. В. Стрельникова //Журнал высшей нервной деятельности.2000. Т.50, № 3 — С. 388−394.
  121. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
  122. М.Е. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий /М.Е. Сандомирский,
  123. JI.C. Белгородский, Д. А. Еникеев //Современные проблемы физиологии и медицины. Уфа. — 1997. — С.44−63.
  124. К. Г. Динамика возрастного развития пространственного мышления школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук /К. Г. Сердакова. М. — 1998.- 24 с.
  125. И. Г. Парадоксальный сон как средство понимания гиппокампальных механизмов контекстуальной памяти. /И. Г. Силькис //Журнал вышей нервной деятельности. 2008. — Т 58, 5. — С. 521−539.
  126. П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности /П.В. Симонов. -М.: Ин-т психол. РАН, 1998. 98 с.
  127. П.В. Функциональная асимметрия эмоций /П.В. Симонов //Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия. М.: Научный мир, 2004. — С. 316−321.
  128. А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей /А.Л. Сиротюк. М.: ТЦ Сфера, 2001.-128 с.
  129. Системный анализ механизмов поведения: сборник статей /под ред. К. В. Судакова, В. Б. Швыркова, Д. Г. Шевченко. М.: Наука, 1979. — 360 с.
  130. Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии /И.А. Скворцов, Н. А. Ермоленко. М.: Мед. пресс-информ, 2003. — 368 с.
  131. Л.С. Изучение недисциплинированных школьников и индивидуальный подход к ним /Л.С. Славина //Трудные дети. /Под ред. В. Э. Чудновского. М., 1998. — С. 52−110.
  132. В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. М. Смирнов. М.: Академия, 2004. — 400 с.
  133. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков /А. Г. Ильин, И. В. Звездина, М. М. Эльянов и др.//Гигиена и санитария, 2000. -№ 1. — С. 59−62.
  134. Современный словарь по психологии /авт. сост. В. В. Юрчук. Минск, 2007. — С.445.
  135. И.М. Психологические особенности «среднего» ученика: Автореф. дисс. .канд. психол. наук / И. М. Соколова. М., 1994. — 24 с.
  136. Г. Н. Риск как характеристика действий субъекта /Т.Н. Солнцева, Т. В. Корнилова. М: Изд-во ин-та психологии РАН, 1999. — 79 с.
  137. О. В. Закономерности развития познавательных способностей школьников /О. В. Соловьева //Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 2234.
  138. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга /Под ред. Д. А. Фарбер. Л.: Наука, 1990. — 198 с.
  139. К.В. Общие принципы построения поведенческих актов на основе теории функциональных систем //Системные механизмы поведения /Под ред.: К. В. Судакова, М. Баича. М., 1990. — С. 9−38.
  140. Е.А. Механизмы мозга. Информационная модель и оптимизация обучения /Е.А. Умрюхин. М.: Горизонт, 1999. — 96 с.
  141. Ю.В. Высшие функции мозга и поведение человека /Ю.В. Урываев. М. — 1996. — 200 с.
  142. В.В. Совершенствовать проверку и оценку знаний учащихся /В.В. Усанов, А. А. Кузнецов, Э. А. Красновский //Советская педагогика. 1986.-№ 10. — С.42- 46.
  143. А.А. Избранные труды /А.А. Ухтомский. Л.: Наука, 1978. -385 с.
  144. Д.А. Особенности функциональной организации мозга детей с разной стратегией когнитивной деятельности /Д.А. Фарбер //Новые исследования. 2001. — № 1. — С.З.
  145. Д.А. Физиология школьника /Д.А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонышн. М. — 1990. — 63 с.
  146. Д.А. Функциональная организация развивающегося мозга. Возрастные особенности и некоторые закономерности /Д.А. Фарбер, Н. В. Дубровинская //Физиология человека. 1991.- Т. 17, № 5. — С. 17.
  147. Д.А. Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе /Д.А.Фарбер, Т. Г. Бетелева, Н. В. Дубровинская, Р. И. Мачинская /Я Международная конференция памяти А. Р. Лурии. Сборник докладов. М.: РИА, 1998. — 96 с.
  148. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство /Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2006. — 432с.
  149. И.М. Быстрота моторной реакции и вероятностное прогнозирование /И.М. Фрейгенберг //Физиология человека. 2008. — Т.24, № 5. -С. 51−62.
  150. Л.К. Влияние функционального состояния нейронов на обучение /Л.К. Хлудова, Т. Н. Греченко //Психологический журнал. 1991. — Т 12, № 5. — С. 134−138.
  151. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования /М.А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  152. JI.C. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. Учебное пособие /JI.C. Цветкова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 148 с.
  153. В.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека /В.И. Циркин, С. И. Трухина М: Медицинская книга, 2001.-524с.
  154. О. С. Микровозрастная динамика структуры интеллекта подростков /О. С. Чаликова //Психологический вестник Уральского гос. унта. Екатеринбург, 2002. — С. 145−159.
  155. Чилингарян J1. И. Возрастные и индивидуально психологические различия в поведении школьников во время выбора вознаграждения /Л. И. Чилингарян, П. В. Дроздова, В. Г. Степанов //Журнал Высшей нервной деятельности. 2009. — Т. 59, № 1. — С. 55−65.
  156. Н. И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода) /Н.И. Чуприкова М.: Московского психолого-социального института. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — С. 9−29.
  157. Н. И. Умственное развитие: Принцип дифференциации /Н.И. Чуприкова. СПб.: Питер, 2007. — С. 448.
  158. В.Д. Ментальное развитие человека /В.Д. Шадриков М.: Аспект Пресс, 2007. — 288 с.
  159. В. Б. На пути к психофизиологической теории поведения /В.Б. Швырков //Психологический журнал. -1982. Т. 3, № 2. — С. 70−88.
  160. В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения /В.Б. Швырков. -М.: Наука. 1978.-240 с.
  161. В.Б. Психофизиология /В.Б. Швырков //Тенденции развития психологической науки. М: Наука, 1989. — 181 с.
  162. ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях / В. Б. Швырков, В. М. Русалов, Д. Г. Шевченко и др. М.: «Наука», 1987. — С.
  163. И.С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования /И.С. Якиманская //Психологические критерии качества знаний школьников. М. — 1990. -С.5−20.
  164. I.O. Р 300 and psychophysiological analysis of the structure of behavior /1.О. Alexandrov, N.E. Maximova //Elecroenc. and Clinical Neurophysiol. -1985. V. 61. — P. 548−558.
  165. Basar E. Spontaneous EEG theta activity controls frontal visual evoked potential amplitudes. Evoked Potential /Е. Basar, E. Rahn, T. Demiralp, M. Schumann //EEG and Clin. Neurophysiol. 1998. — V. 108, № 2. — 101р.
  166. Basar E. The selectively distributed theta system: functions /Е. Basar, M. Schumann, O. Sakowitz //Int. J. Psychophys-iol. 2001. — V. 39, № 2. — 197 p.
  167. Bechara A. Deciding Advantageously Before Knowing the Advantageous Strategy /А. Bechara, H. Damasio, D. Tranel, A. R. Damasio //J. Science. 1997. -V. 275, № 5304. — P. 1293 — 1295.
  168. Bechara A. Different Contributions of the Human Amygdala and Ventromedial Prefrontal Cortex to Decision-Making /А. Bechara, H. Damasio, A. R. Damasio,
  169. G. P. Lee //The J. of Neuroscience. 1999. — 19(13):5473−5481.
  170. Bechara A. Emotion, Decision Making and the Orbitofrontal Cortex /А. Bechara,
  171. H. Damasio and A. R. Damasio //Cerebral Cortex. 2000. -V. 10, №. 3. — P. 295 307.
  172. Bontempi B. Memories: Molecules and Circuits: Research and Perspectives in Neurosciences /В. Bontempi., A. Silva, Y. Christen. 2007. — 182 p.
  173. Brito G.N.O. Developmental norms for eight instrument used in the neuropsychological assessment of children: studies in Brazil /G.N.O. Brito, G.M.N. Alfradipue, C.C.S. Pereira //Brazilian J. Med. Bid. Res. 1998. — vl.31, № 3. — P. 399−412.
  174. Child neuropsychology: An introduction to theory, research, and clinical practice /В.Р. Rourke, D.J. Bakker, J.L. Fisk, J.D. Strang et al. New York: Guilford, 1983.-342 p.
  175. Coull 3.J.T. Neural correlates of attention and arousal: in sights from electrophysiology, functional neuroimaging and psychopharmacology /3.J.T. Coull //Progress in Neurobiology. 1998. — V. 55. — 343 p.
  176. Czeschlic T. General intelligence, temperament and the matching familiar -figures — test /Т. Czeschlic //Eur. J. Personal. — 1993. V. 7, № 5. — P. 379- 386.
  177. D’Amato R. C. A neuropsychological approach to school psychology /R. C. D’Amato //School Psychology Quarterly. -1990. V. 5. — P. 141−160.
  178. D. (Herausgeber) Lohhausen. Vom Umgang mit Unbestimmtheit und Komplexitat /D. Dorner, H.W. Kreuzig, F. Reither, L. Staudel //Verlag Hans I-Iuber. Bern, Stuttgart, Wein. 1983. — S. 5−466.
  179. Eckert H.M. Physical activity and human growth /Н.М. Eckert New Yourk — London. — 1973. — 154 p.
  180. Eisenberger R. Reward, intrinsic motivation, and creativity: A case study of conceptual and methodological isolation /R. Eisenberger, L. Shanock //Creativ. Res. J.-2003.-V. 15, № 2.-P. 121−130.
  181. Faraone S.V. Neurobiology of attentiondeficit hyperactivity disorder /S.V. Faraone, J. Biederman //Biol Psychiatry. 1998. — N 44. — P. 951−958.
  182. Faw B. Pre-frontal executive committee for perception, working memory, attention, long-term memory motor control, and thinking: A tutorial review /В. Faw //Conscious. Cognit. 2003. — V. 12, № 1. — P. 83−139.
  183. Feigenbery I. M. The model of the future in motor control / I. M. Feigenbery //Progress in Motor Control. Vol. 1: Bernsteins Tradition in Movement Stadies. -M.- 1998.-P. 89−103.
  184. Flaerty A.W. Frontotemporal and dopaminergic control of idea generation and creative drive / A.W. Flaerty // J. Сотр. Neurol. 2005. -V. 493, № 1. — P. 147 153.
  185. Floresco S. B. Cortico-limbic-striatal circuits subserving different forms of cost-benefit decision making /S. B. Floresco, J. R. St. Onge, S. Ghods-Sharifi and C. A. Winstanley //Cogn Affect Behav Neurosci. 2008. — V. 8, № 4. — P. 375 — 389.
  186. Frisk M. School-achievement and school adaptation in relation to SNS development as assessed by a complex-reaction time measured on school entry a follow — up /М. Frisk //Acta Pediatr. — 1993. -V. 82, № 9. — P. Ill — 782.
  187. Glimcher P. W. Neuroeconomics: The Consilience of Brain and Decision / Paul W. Glimcher and Aldo Rustichini // J. Science. -2004. V. 306, № 5695. — P. 447 -452.
  188. Glimcher Paul W. Neuroeconomics: The Consilience of Brain and Decision /Paul W. Glimcher and Aldo Rustichini //Science Magazine. 2004. — V. 306. — P. 447 -452.
  189. Grosjean M. Timing and reaction time /Marc Grosjean, D.A. Rosenbaum, C. Elsinger//Journal of Experimental Psychology: General. 2001. — V. 130, № 2. -P. 256−272.
  190. Heilman K.M. Creativ: innovation: possible brain mechanisms /К.М. Heilman, S.E. Nadeau, D.O.Beverdor //Neurocase. 2002. — V. 9, № 5. — P. 369−379.
  191. Henry F. M. Factorial structure of speed and static strength in a lateral arm movements /F. M. Herny //Research Quarterly Am. Ass. Helth. -1960. V. 31, № 3.-P. 313−326.
  192. Jonson L. M. When speaking of probability in behavior analysis /L. M. Jonson, E. K. Morris //Behaviorism. 1987. — Vol. 15, № 2. — P. 107−129.
  193. Kahneman D. Choice, Values and Frames /D. Kahneman, A. Tversky //Am. Psychologist. 1984. — V. 39, № 4. — P. 341−350.
  194. Kaufman A.S. Cerebral specialization and intelligence testing / A.S. Kaufman // Journal of Research and Development in Education. 1979. — V. 12. — P. 96−107.
  195. Klecka D. Kotasze dynamiky nervove cinnosti u sportovcu /D. Klecka, L. Minarik, I. Novosadova //Activ. Nerv. Super. 1960. — V. 2, № 3. — 249 p.
  196. Kniphts R.M. The effects of head injury in children on neuropsychological and behavioral functioning /R.M. Kniphts, L.P. Ivan, E.C.G. Ventureyre //Brain injury. 1991. — Vol.5, № 4. -P.339−351.
  197. Koene R. A. An integrate and — fire model of prefrontal cortex neuronal activity during performance of goal — directed decision making /R. A. Koene, M. E. Hasselmo //Cereb. Cortex. — 2005. — Vol. 15, № 12. — P. 1964 — 1981.
  198. Kuhl J. Motivation, konflikt und handlungskontrolle /J. Kuhl //Springer Verlag. -Berlin, Heidelberg, New York, Tokyo. 1983. — P. 1−354.
  199. Lawrence N. S. Distinct Roles of Prefrontal Cortical Subregions in the Iowa Gambling Task /N. S. Lawrence, F. Jollant, O. O’Daly, F. Zelaya //Cereb Cortex, 2009. — V. 19, № 5. -P. 1134- 1143.
  200. Lazar J. Frontal system dysfunction in children with ADHD and LD /J. Lazar, M. Frank //J. Neuropsychiatry. 1998. — V. 10, № 2.-160 p.
  201. Leger L. St Developing indicators to enhance school health /Lawrence St Leger //Health Education Research. 2000. — V. 15, №. 6. — P. 719−728.
  202. Loh M. Cognitive flexibility and decision-making in a model of conditional visuomotor associations /М. Loh, G. Deco //Eur. J. Neurosci. 2005. — V. 22, № 11.-P. 2927−2936.
  203. Lompscher I. Bedingungen effektiver Lernt’atigkeit /I. Lompscher //Psychologische Probleme der Entwicklung sozialistischer Personlichkeiten. Konferenzbericht. Berlin. — 1972. — 216 p.
  204. Lou H.C. Etiology and pathogenenesis of ADHD: significance of prematurity and perinatal hypoxic-haemodinamic encephalopathy /Н.С. Lou //Acta paediatr. -1996.-V.85.-P. 1266−1271.
  205. Lubar J.F. Spectral analysis of EEG differences between children with and without learning disabilities /J.F. Lubar, K.J. Bianchini, W.H. Calhoun //J. Learning Disabilities. 1985. -V.18, № 7.-403 p.
  206. Meier M. J. Education for competency assurance in human neuropsychology: Antecedents, models, and directions /М. J. Meier //S. B. Filskov & T. J. Boll (Eds.), Handbook of clinical neuropsychology. New York: Wiley. — 1986. — P. 754−781.
  207. Moscovitch M. The cognitive neuroscience mote episodic, semantic and spatial memory /М. Moscovitch, 1. Nadel, G. Winocur, R.S. Rosenbaum //Opin. Neurobiol. 2006. — V. 16, № 2. — P. 179−190.
  208. Nadel L. Hippocampalcontribution to curtical plasticity /L. Nadel, M. Moscovitch//Neuropyarmacology. 1998. — V. 37, № 4. — P. 431−439.
  209. Nebes R. D. Direct examination of cognitive function in the right and left hemispheres /R. D. Nebes //Asymmetrical function of the brain. — Cambridge. -1978.-P. 137−189.
  210. Neisser U. Intelligence: Knowns and Unknowns American Psychologist / U. Neisser 1996. — V. 51, № 2. — P. 77−101.
  211. Neural Mechanisms of Goal-Directed Behavior and Learning /R.F.Tompson, L.H.Hicks, V.B.Shvyrkov et al.//Acad. Press. 1980. — 637p.
  212. Njiokiktjien Ch. Pediatric Behavioral Neurology /Ch. Njiokiktjien //Clinical Principles. V. 1. — Amsterdam: Suit Publication. — 1988. — 396 p.
  213. Pelham W. E. Selective attention deficits in poor readers Dishotic listening, speeded classification, and auditory and visual central and incidental learning tasks /W. E. Pelham //Child Development 1979. — V.50. — P. 1050−1061.
  214. Pippig G. Zur Entwicklung mathematischer Fahigkeiten /G. Pippig //Psychologische BeitrSge. Heft 12. Berlin. — 1971. -272 p.
  215. Posner M.I. The attention system of the human brain /М.1. Posner, S.E. Peterson //Ann.science. -1989. -V. 13. P. 25−42.
  216. Rachlin H. Cognition and behavior in studies of choice /Н. Rachlin, A. W Loque., J. Gibbon, M. Frankel //Psychol. Rev. 1986. — V. 93, № 1. — P 33−45.
  217. Rogers R.D. Choosing between small, likely rewards and large, unlikely rewards activates inferior and orbital pre-frontal cortex /R.D. Rogers, A.M. Owen, H.C. Middloton, E.J. Williams //J. Neurosci. -1999. V. 20, № 19. — P. 9029−9038.
  218. Ross A.O. Psychological aspects of learning disabilities and reading disorders /А. O. Ross. New York: McGraw, 1976. — 191 p.
  219. Shvyrkov V.B. Neurophysiological study of systemic mechanisms of behavior /V.B. Shvyrkov //Oxonian Press Pvt., Ltd., New-Delhi, 1990. — 230 p.
  220. Soveikova E. Neuropsychological level of village children living in polluted environment /Е. Soveikova // Cesk. Psichol. 1997. — V.41, № 3. — P. 200−207.
  221. Sperry R. W. Cerebral organization and behavior /R. W. Sperry //Science. — 1961.-V. 133.-P. 13−22.
  222. Walter W.G. The Living Brain /W.G. Walter, W. W. Norton. New York, 1963. -216 p.
  223. Zenhausern P. Imagery, cerebral dominance and style of thinking (a unified model) /Р. Zenhausern //Bull. Psychonom. Society. 1978. — V. 12. — P. 44 — 73.
Заполнить форму текущей работой