Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение студентов старших курсов педагогических вузов профессиональной речи на английском языке с использованием деловых игр

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается: -в теоретическом анализе проблемы исследования с позиции педагогики, психологии, лингвистики и методики обучения иностранным языкам- -в создании модели обучения умениям профессиональной речи студентов старших курсов педагогических вузов при овладении английским языком с использованием деловых игр профессиональной направленности, -в обосновании идеи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИНГВО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
    • 1. Понятие профессиональной компетенции учителя иностранного языка
    • 2. Место умений профессиональной речи в общей структуре профессиональной компетенции учителя иностранного языка и специфика их формирования
  • Выводы
  • ГЛАВА2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
    • 1. Деловая игра как способ формирования умений профессиональной речи учителя иностранного языка
    • 2. Методика формирования умений профессиональной речи учителя иностранного языка на основе деловой игры
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
    • 1. Этапы обучающего эксперимента
  • §-2.Анализ и обработка данных обучающего эксперимента
  • Выводы

Обучение студентов старших курсов педагогических вузов профессиональной речи на английском языке с использованием деловых игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы возросли требования к профессиональной подготовке выпускников языковых факультетов педагогических вузов. Профессиональная подготовка осуществляется в процессе целенаправленного осознания студентами социально-психологических закономерностей взаимодействия специалистов в производственной и других областях деятельности и в процессе овладения этими закономерностями. Такая подготовка, проводимая на старшем этапе обучения в вузе, способствует в дальнейшем быстрой ориентации студентов в выбранной специальности.

В этой связи, принцип профессиональной направленности приобретает особую значимость и приоритетность. Учет профессионального фактора в совершенствовании владения иноязычной речью будущего учителя предполагает направленность курса основного иностранного языка на педагогизацию процесса обучения, что позволит, по нашему мнению, обучать коммуникации на иностранном языке на профессиональном уровне.

Заметим, также, что современная теория изучения языков международного общения в русле диалога культур и цивилизаций [Сафонова, 1996] ставит вопрос о необходимости формирования у преподавателей иностранного языка профессиональной компетенции, компонентный состав которого включает языковую, речевую, лингвострановедческую, лингводидактическую, культуроведческую и предметную компетенции.

Несформированность указанных компонентов ведет к тому, что многие учителя испытывают трудности при чтении иноязычной литературы по специальности, обсуждении педагогических и методических проблем на иностранном языке, трудности в беседах и дискуссиях на профессиональную тематику. Следовательно, можно предположить, что еще в вузе надо добиваться определенного уровня сформированности умений профессиональной речи, достаточного и необходимого для успешного осуществления профессиональной деятельности. Умения профессиональной речи будут служить базой для дальнейшего самообразования и самосовершенствования в избранной студентами профессии.

Проблема профессиональной речи учителей иностранного языка получила освещение в ряде исследований, однако, не нашла полной реализации в имеющихся учебниках и учебных пособиях для обучения иностранному языку в педагогическом вузе. При анализе различных методов и приемов профессиональной подготовки предпочтение, как правило, отдается общекоммуникативной подготовке студентов, меньше внимания уделяется формированию специальных умений, без которых невозможно профессиональное общение. Естественно, что педагогическое мышление будущего педагога формируется не в полной мере, и как результат, общепедагогические знания не коррелируют с другими 'знаниями, нарушается и без того слабая система профессиональных ценностей, что, в свою очередь, не обеспечивает готовности к самообразованию и профессиональному росту.

В определенной мере, включение в преподавание иностранного языка на старших курсах материалов зарубежных пособий (Cambridge Advanced English, Masterclass Advanced, Masterclass Proficiency) в качестве дополнения к базисным отечественным учебникам и учебным пособиям по практике устной и письменной речи, построенных на коммуникативной основе, помогает решению проблемы, но только при формировании собственно коммуникативных иноязычных умений.

Что касается обеспечения достаточно высокого уровня профессионального общения, то в учебных программах по практике устной и письменной речи для студентов старших курсов недостаточно представлена планируемая целенаправленная работа в системе профессионально-ориентированного обучения. Следовательно, возникает необходимость в создании серии специальных упражнений для формирования профессионально-речевых умений.

Как известно, на старшем этапе обучения (4−5 курсы) студенты владеют иностранным языком как средством общения на достаточно высоком уровне. Однако этот уровень лингвистических знаний и речевых умений не всегда обеспечивает готовность к профессионально-педагогической деятельности. В условиях педагогической практики студенты оказываются перед необходимостью использовать свои знания и умения при решении конкретных профессионально-педагогических задач. Однако, при отсутствии целенаправленного профессионального обучения в вузе профессионально-педагогическая деятельность осуществляется студентами стихийно, методом проб и ошибок, что, естественно, отрицательно сказывается на эффективности обучающего процесса в школе.

На старшем этапе обучения в педагогическом вузе возникает необходимость создания реальных возможностей для функциональных и структурных преобразований речевых коммуникативных умений в профессиональные.

В этом плане, некоторые методисты считают перспективным обучение будущих педагогов иностранного языка умениям профессионально-педагогического общения не только в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла, но и при прохождении практического курса основного иностранного языка в вузе. [Сафонова, 1996].

Вероятно, это справедливо, особенно для старших курсов, где имеет место некоторая тенденция к преобразованию языковых знаний и речевых умений в профессиональные. Однако, как правило, это осуществляется стихийно, неуправляемо. Необходимо этот процесс сделать планомерным, целенаправленным, в специально организованном обучении.

Ориентация на профессионально-педагогические цели обучения иностранному языку в учебном процессе создает предпосылки для «педагогизации» курса основного иностранного языка, позволяющей осуществлять не только овладение нормами иноязычного общения, с одной стороны, но и овладение нормами профессионально-коммуникативной педагогической речи, с другой, в их единстве и взаимосвязи.

Педагогизация курса иностранного языка входит в систему профессиональной направленности, иначе — профессионализации обучения как возможности воссоздания «предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности». [Бияк, Логинова, 1990, С.40] в условиях учебного процесса в педагогическом вузе.

Следует отметить, что проблема профессионализации возникла не на пустом месте. Имеется значительное количество теоретико-практических работ, посвященных общим проблемам профессиональной направленности и отдельным ее аспектам (Андреева И.П., Ариян М. А., Бердичевский А. Л., Гальскова Н. Д., Еремин Ю. В., Зыкова Н. Н., Карпов А. С., Колесникова О. А., Максимова Г. А., Перфилова Г. В., Скалчинская Н. М., Саломатов К. И., Шатилов С. Ф., Шевяков В Н.). Особое место среди них занимают работы, в которых раскрывается проблема формирования и совершенствования профессиональных умений учителя на практических занятиях по основному языку (Арясова А.А., Белова Л. В., Богданова И. И., Гальскова Н. Д., Дорина Г. И., Исхакова Ф. С., Маслыко Е. А., Петрова С. А., Репп Е. Б., Ромашина С. Я). Проблема обучения преподавателей иностранного языка профессионально-направленному общению исследуется и широко освещается в зарубежной научной литературе (Cristison, Gebhart, Hymes, Jaramillo, Krasnik, Murdock, Palioura, Pennington, Savignon, Willems).

Использование проблемных ситуаций как средства формирования профессиональных умений рассматривается в работах Кругловой В. П., Саломатова К. И., Богомоловой Н. Н., Сафоновой В.В.

Важное для теоретического обоснования методики профессионально-направленного обучения иностранному языку в педагогическом вузе имеют работы по психологии и исследования по педагогике высшей школы, в которых рассматриваются вопросы моделирования педагогических ситуаций и использования деловых игр как дидактического средства обучения (Артемьева О.А., Борисова Н. В., Филатова Г. Е., Фролова Г. М., Вербицкий А. А., Филиппов А. В., Шантарин Е. В., Гурвич П. Б., Платов В. Я., Красовский Ю. Д., Кочегарова В. Д., Сельвинская Л.И.).

Однако, в методике профессионально-направленного обучения иностранному языку основное внимание авторы сосредоточили на обучении языку как инструменту предстоящей коммуникативно-обучающей деятельности. В общем, это закономерно. Тем не менее, вопросы методики обучения студентов профессиональной речи, под которой, в частности, понимаются умения обсуждать психолого-педагогические проблемы на иностранном языке, высказывать свои суждения по профессиональным вопросам, пользоваться специальной литературой, анализировать ее и т. д. требуют особого анализа и решения, поскольку есть основания полагать, что владение профессиональной речью не отвечает требованиям, предъявляемым к учителю иностранного языка. Можно предположить, что имеются определенные недостатки в организации профессионально-направленного процесса обучения иностранному языку в педагогическом вузе.

На наш взгляд, к основным причинам неудовлетворительного обучения умениям профессиональной речи можно отнести следующие: 1. Обучение профессиональной речи строится, как правило, на устном воспроизведении чужих мыслей и высказываний при отсутствии коммуникативной и профессиональной направленности учебного процесса.

2. В обучении не реализуется сам предмет профессионального общения, его процесс, средства и пр. Профессиональное общение должно быть представлено в обучении единством собственно коммуникативного (информационного обмена) и межролевого, межличностного взаимодействия с учетом норм и правил общения носителей языка.

3. Преподаватели не имеют достаточно действенной специальной подготовки в области теории и практики профессионального общения на иностранном языке, не владеют способами и средствами обучения основам профессионального общения, и поэтому не готовы к эффективной организации в аудитории адекватного учебного профессионального общения, и соответственно, не могут целенаправленно управлять им.

Наблюдения и практический опыт показывают, что студенты испытывают определенные трудности при общении на профессиональные темы. В частности, затрудняются при изложении собственного мнения, замедлен темп речи и изобилует необоснованными паузами. В речи чаще всего используется неадекватная лексика, а слова и словосочетания, относящиеся к профессиональной терминологии, опускаются, перефразируются, заменяются синонимичными конструкциями.

Остановимся на некоторых методических проблемах, которые предстоит решить в процессе обучения студентов умениям профессиональной речи. К ним в первую очередь относится задача расширения профессионально-педагогического словарного запаса студентов и активизации его в целенаправленной тренировке в различного вида упражнениях. Эта задача связана с определением круга тем и подбором текстов, которые включали бы в себя необходимые лексические минимумы и обеспечивали бы их высокую повторяемость и преемственность.

Второй важной задачей является выявление круга наиболее типичных ситуаций, определяющих необходимость использования профессиональной речи.

Проблема заключается в разработке теории обучения профессиональной речи на иностранном языке и методики формирования соответствующих умений, обеспечивающих профессионально-речевую деятельность.

Под умениями профессиональной речи учителя иностранного языка в данном исследовании мы понимаем умения студентов общаться на иностранном языке на профессиональные темы.

Традиционным приемом педагогизации на старшем этапе обучения в педагогическом вузе является привлечение студентов к проведению занятий микропреподавание), а также групповые и коллективные формы работы по моделированию ситуаций в сфере педагогической деятельности.

Проблема развития и формирования умений профессиональной речи может быть решена за счет использования деловых игр профессиональной направлености, с помощью которых на занятиях по практике устной и письменной речи моделируются стороны профессиональной деятельности.

Обучаемый, оказываясь в условиях, близких к реальным, с одной стороны, имеет возможность объективно оценить свои знания и наметить пути профессионального их совершенствования, а с другой стороны, осознает необходимость совершенствования уровня профессионального общения.

Однако использование деловых игр в профессионально направленном обучении представляет собой сложную и недостаточно изученную методическую проблему, требующую научно-обоснованной разработки как на теоретическом уровне, так и в практическом плане.

Таким образом, актуальность проблемы, рассматриваемой в диссертационном исследовании, определяется следующими факторами: -возрастающими требованиями к уровню профессиональной подготовки учителя иностранного языка и, соответственно, ее качеству- -необходимостью совершенствования умений профессиональной речи будущих учителей иностранного языка- -недостаточной теоретической разработанностью проблемы- -отсутствием практических рекомендаций по организации обучения умениям профессиональной речи.

Объект исследования — профессионально направленное обучение устной иноязычной речи студентов педагогических вузов на практических занятиях по английскому языку на старших курсах.

Предметом исследования является модель обучения умениям профессиональной речи студентов факультетов иностранных языков педагогических вузов.

Цель исследования — научное обоснование, разработка и экспериментальная проверка модели формирования умений профессиональной речи учителя иностранного языка с помощью деловых игр.

Гипотеза исследования — достижение необходимого уровня сформированности умений профессиональной речи учителя иностранного языка у студентов старших курсов специального вуза возможно при целенаправленном использовании профессионально ориентированных деловых игр, моделирующих типичные педагогические ситуации и обеспечивающих условия, во-первых, комплексного использования имеющихся у обучаемых знаний предмета профессиональной деятельности, во-вторых, совершенствования их иноязычной речи и, в-третьих, условия более полного овладения иностранным языком как средством профессионального общения.

Для достижения поставленной цели и проверки основных положений гипотезы необходимо решить следующие задачи:

— уточнить номенклатуру умений, обеспечивающих профессионально-коммуникативную деятельность учителя иностранного языка и дать анализ компонентного состава умений в общей структуре профессиональной компетенции учителя иностранного языка;

— проанализировать методические особенности формирования умений профессиональной речи на психологическом, лингвистическогом и профессионально-педагогическом уровне;

— определить роль деловой игры как способа формирования умений профессиональной речи, отвечающего требованиям коммуникативного метода обучениядать характеристику деловой игры, ее особенностей- -разработать типологию деловых игр для формирования умений профессиональной речи, принципы построения, организации и проведения деловых игр;

— разработать методику формирования умений профессиональной речи на основе деловой игры;

— экспериментально проверить эффективность использования деловых игр в учебном процессе для формирования умений профессиональной речи студентов на старших курсах педагогических вузов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— анализ отечественной и зарубежной литературы по методике преподавания иностранных языков и смежным наукаманализ специальной литературы по теме исследования;

— анализ и обобщение опыта профессионально направленного преподавания иностранного языка на старших курсах педагогического вуза;

— изучение и анализ требований анализ требований к подготовке специалистов-будущих учителей иностранного языка;

— обучающий эксперимент.

Научная новизна исследования заключается: -в теоретическом анализе проблемы исследования с позиции педагогики, психологии, лингвистики и методики обучения иностранным языкам- -в создании модели обучения умениям профессиональной речи студентов старших курсов педагогических вузов при овладении английским языком с использованием деловых игр профессиональной направленности, -в обосновании идеи эффективности использования деловых игр имитационного характера (имитационно-исследовательских, имитационно-деятельностных, имитационно-оценочных) в процессе обучения иностранному языку студентов старших курсов педагогических вузов- -в разработке структуры деловой игры профессиональной направленности и комплекса соответствующих упражнений по обучению умениям профессиональной речив установлении связи этапов формирования умений профессиональной речи и структуры деловой игры.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретических положений о компетентностном подходе к обучению и формированию умений профессиональной речи на иностранном языке, о структурировании профессиональных компетенций будущего учителя иностранного языка, которые легли в основу методики формирования и развития иноязычных профессионально-речевых умений студентов в профессионально направленных деловых играх.

На основе теоретического анализа содержания профессиональной компетенции учителя иностранного языка разработана теоретическая основа использования деловой игры как средства профессионального овладения иностранным языком.

Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии формирования умений профессиональной речи, включающей в себя использование в учебном процессе на старших курсах педагогических вузов деловых игр как способа формирования умений профессиональной речи.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на занятиях по практике устной и письменной речи со студентами 4 курса факультета иностранных языков Псковского государственного педагогического института им. С. М. Кирова. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры английского языка и методологическом семинаре в ПГПИ, на заседании методического объединения учителей иностранного языка в гуманитарном лицее г. Пскова, докладывались на научно-методических конференциях в г. Санкт-Петербурге (1997г.), г. Пскове (1999, 2000, 2001 г.), в публикациях.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Одной из главных задач профессионального становления учителя иностранного языка на старшем этапе обучения в педагогическом вузе должно стать формирование профессиональной компетенции, обеспечивающей функционирование умений профессиональной речи будущего учителя.

2. Формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка как значимого компонента профессиональной деятельности должно осуществляться целенаправленно за счет активизации двух взаимосвязанных аспектов — обучения собственно коммуникативным умениям и умениям профессиональной речи, что обеспечит адекватное профессиональное общение на иностранном языке.

3. Использование обучающей модели, ориентированной на формирование умений профессиональной речи у студентов старших курсов педагогических вузов и использование деловых игр имитационного характера (имитационно-исследовательских, имитационно-деятельностных, имитационно-оценочных) способствует достижению студентами более высоких результатов в обучении профессионально ориентированному иноязычному общению.

Результаты исследования, практические рекомендации, система упражнений могут найти применение при обучении профессиональному общению на иностранном языке на старших курсах педагогических вузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью профессиональной подготовки студентов — будущих учителей иностранного языка является формирование профессиональной компетенции.

Педагогизация занятий по практике устной и письменной речи с ориентацией на профессиональное владение иностранным языком способствует формированию профессионально значимых ориентаций, ценностей и личностных качеств, что составляет профессиональный образ учителя иностранного языка. Это специально организованное, детально разработанное, последовательно осуществляемое формирование и развитие знаний, умений и свойств личности будущего преподавателя иностранного языка, соответствующее целям, определяемым Квалификационной характеристикой.

Осуществленное в рамках диссертации исследование подтвердило актуальность и практическую значимость проблемы формирования профессиональных умений учителя иностранного языка на старших курсах педагогических вузов.

В соответствии с выдвинутыми задачами в результате проведенного исследования удалось:

1. Уточнить номенклатуру умений, обеспечивающих профессионально коммуникативную деятельность учителя иностранного языка и дать анализ компонентного состава умений в общей структуре профессиональной компетенции будущего учителя. Профессиональные умения учителя иностранного языка делятся на: 1) коммуникативно-обучающие, служащие основой дидактической речи и 2) умения профессиональной речи, служащие основой профессиональной речи учителя иностранного языка.

2. Проанализировать методические особенности формирования умений профессиональной речи. Доказана мысль о необходимости взаимосвязанного обучения собственно ' коммуникативным умениям и умениям профессиональной речи на старших курсах педагогических вузов.

3. Определена роль деловой игры как способа формирования умений профессиональной речи, отвечающего требованиям коммуникативного метода обучениядана характеристика особенностей деловой игры профессионального характера.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что имитационная деловая игра является действенным способом формирования умений профессиональной речи учителя иностранного языка.

4. Разработать и экспериментально проверить методику формирования умений профессиональной речи учителя иностранного языка при использовании профессионально направленных деловых игр.

Целостность методики профессионально направленного обучения общению на иностранном языке достигается за счет взаимосвязи структурных компонентов деловой игры и этапов формирования умений профессиональной речи.

Экспериментальная проверка подтвердила правомерность и целесообразность использования методики формирования профессиональных умений с применением деловой игры.

Система умений, обеспечивающих профессионально-педагогическую деятельность учителя иностранного языка, сложна. Много внимания в методической науке уделено формированию коммуникативно-обучающих умений. В нашем исследовании мы рассматривали вопрос о специфике формирования умений профессиональной речи.

В данной работе представлена методика формирования умений профессиональной речи учителя иностранного языка с использованием деловых игр профессионально-педагогической направленности.

Исходя из обучающих возможностей деловых игр, определены основные направления совершенствования профессиональной подготовки, а именно: -повышение уровня теоретической и практической подготовки преподавателя иностранного языка;

— целенаправленная и скоординированная работа преподавателей по практике иностранного языка и преподавателей психолого-педагогического цикла для достижения единой цели — формирования у студентов-будущих учителей иностранного языка умений профессиональной речи;

— включение элементов профессиональной подготовки в учебные занятия студентов старших курсов педагогических вузов, а именно: включение в учебные планы деловых игр профессиональной направленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). — С-Петербург, Издательство «Златоуст», 1999.-472 с.
  2. М.Ж., Пидкатистый П. М., Хайдаров Н. С. Проблемно-моделированное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата: Мектеп, 1980 — С. 80.
  3. О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 608с.
  4. В.М. Семинары практикумы. // ИЯШ. 1985. № 3. — С.59−60.
  5. Л.В. Основные трудности в обучении студентов языковых вузов владению профессиональной речью. // Новые направления в методике преподавания иностранных языков в школе и вузе: Сб. науч. тр. СПб.: Образование, 1992. — 160 с. — С. 107−114.
  6. А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе: Научно-теоретическое пособие. / М.: Высшая школа, 1989. 103 с.
  7. Бердичевский A. J1. Концепция подготовки учителя иностранного языка. // ИЯШ. 1990. № 4. С.94−100.
  8. Бим И.Л., Вайсбурд М. Д., Калинина С. В., Биболетова М. З. Совершенствование обучения иностранным языкам в свете задач реформы школы. //ИЯШ, 1987. № 2. С.13−19.
  9. Бияк Л. Л, Логинова В. А. Активные методы обучения как средство профессионализации. // Методы активного обучения и деловые игры в учебном процессе. Межвуз. конференция-семинар. Тезисы докладов. Часть2. Челябинск, 1990. — С.40.
  10. И.И. О профессиональных умениях учителя иностранного языка. // Методика обучения иностранным языкам как специальности. Сб. науч. трудов. М.: Моск. гос. пед. ин-т иностран. языков им. М. Тереза. 1979. — Вып. 150. -С.22−37.
  11. Н.Н. Ситуативно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н. Н. М., 1977, — С. 183−204.
  12. Н. Н. Петровская Л.А. К вопросу о методах активной подготовки к педагогическому общению. // ИЯШ. 1982. № 7. С. 59−67.
  13. Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения систем активных методов обучения в институте повышения квалификации М.: 1987. -С.57.
  14. Н.В., Князев A.M. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов: Учебное пособие М.: Домодедово, ВИПК МВД России, 1999 — 59с.
  15. А.А. Психолого-педагогические особенности деловой формы игры как формы знаково-контекстного обучения. // Хрестоматия по педагогической психологии. / Сост. А. Красило и А. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 416 с.
  16. Л.Г. Использование деловых игр в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1987. — С.29.
  17. Е.Д. О значении дидактических игр в контексте концепции гуманитарного образования. // Образование в развивающемся мире: интеграционный подход к развитию планетарного образования: Сб. науч. тр.-СПб, 1997.-С.8−9.
  18. Н.Д. Профессионально направленное обучение немецкой диалогической речи в языковом педагогическом вузе. // ИЯШ.1982.№ 4-С.58−62.
  19. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. — 165с.
  20. Гез Н. И Проблема формирования и совершенствования профессиональных умений учителей иностранного языка. // Проблемы дидактики высшей школы в области преподавания иностранных языков:
  21. Сб. науч. тр. М.: Моск. гос. пед. ин-т иностран. языков им. М.Тереза. 1981. — вып. 182,-С. 6−20.
  22. Гез Н И. Проблемы формирования и совершенствования профессиональных умений учителей иностранного языка. // Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 182. -М., 1981. — С. 6−20.
  23. Гез Н.И., Ферстер У. Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителей немецкого языка. // ИЯШ. 1981. № 4. С.40−45.
  24. А.Н., Дмитренко Т. А. Краткий курс современного английского языка делового общения. Учебно-методическое пособие по разговорному английскому языку делового общения для студентов старших курсов. М.: Моск. пед. гос. университет, 1998. — 62 с.
  25. Глушкова J1.E. Ролевые / деловые игры как средство оптимизации обучения устному речевому общению. // Новые тенденции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков. Тезисы докладов. / Пермь: Пермский гос. пед. ин-т, — 1992. С.9−11.
  26. О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М.: ИНФРА, 1997. — 272 с.
  27. С.В. Педагогическое общение как фактор адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности. // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. / Магнитогорск, 1998 — 22с.
  28. И.В. Реализация личностно-ориентированного подхода в повышении квалификации руководителей школ. СПб, Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1998.-41 с.
  29. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. — 112 е.
  30. П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. Владимир, 1980, — 104с.
  31. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Классификатор направлений и специальностей высшегопрофессионального образования. Утвержден приказом Госкомвуза России № 180 от 05.03.94.
  32. JI.A. Экспрессивная устная речь как объект контроля. // Актуальные вопросы контроля в обучении иностранным языкам в средней школе: Сборник научных трудов НИИ школ. М., 1986. — С. 40−49.
  33. Г. И. Осуществление профессионально-направленного обучения второму иностранному языку путем само- и взаимообучения (немецкий язык при первом английском). // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1987.- 16 с.
  34. Т.М. Язык информации и язык реципиента как факторы информативности. // Речевое воздействие. М.: Наука, 1972. — С. 34−86.
  35. М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия). М.: Институт национальных проблем в МО РСФСР, 1992. — 102с.
  36. Ю.В. Некоторые вопросы профессиональной подготовки будущих учителей к реализации коммуникативных целей обучения иностранному языку в средней школе. // Сб. науч. тр. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, — 1984 С. 139−145.
  37. Ю. В. Профессионально-коммуникативная подготовка учителя иностранного языка в педагогическом вузе. СПб, 1995 — 45с.
  38. Ю. В. Теоретические основы профессионально-коммуникативной подготовки будущего учителя в условиях педагогического университета (предметная область иностранный язык).// Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д.п.н. С-Петербург, 2001. — 38 с.
  39. Ю.В. Основы профессионально-коммуникативной подготовки учителя иностранного языка. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 181 с.
  40. Р.Ф. Формирование и развитие учебных деловых игр: рекомендации школы-семинара по методам активного обучения, разработанных на основе технологий МАСТАКа. СПб, 1993. — С.11.
  41. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989 -219 с.
  42. Горьковский гос. пед. институт иностранных языков им. Н. А. Добролюбова, 1974.-420 с. С. 163- 170.
  43. Ф.С. О формировании профессиональных навыков и умений при обучении английскому языку. // ИЯШ. 1982. № 1. С.54−56.
  44. Кавнатская Е.В. Communicating Successfully in the World of ELT. пособие по развитию умений профессионального общения специалистов в области обучения английскому языку. М.: Еврошкола, 1999. — 95 с.
  45. В.Г. Динамика взаимосвязи самосознания, профессиональной направленности и ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. //Автореф. дис.. канд. псих, наук, — М., 1998, — 16с.
  46. Карпов, А С. Развитие умений педагогического общения у будущих учителей иностранного языка в процессе само- и взаимообучения.// Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н М., 1984, — 16с.
  47. Квалификационная характеристика выпускника педагогического института (факультета), иностранных языков по специальности 02.20. «Учитель иностранного языка», — М.: 1988. 35 с.
  48. Кириченко Н И. Правильность устной речи с точки зрения оценки ее коммуникативности. // Объекты и формы контроля при обучении иностранным языкам: Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. -М., 1983. Вып. 223. — С.123−136.
  49. И.Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ“», «Cambridge University Press», 2001. — 224с.
  50. Колесникова O A. Использование ролевых игр для обучения педагогическому общению на иностранном языке (английский язык, языковый вуз). // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1987, — 23с.
  51. Ю.А. Формирование педагогического коллектива единомышленников. Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. — С.27.
  52. В.Д., Сельвинская Л. И. Использование активных методов обучения иностранному языку. // Деловые игры и методы активного обучения: Сб. науч. тр. Челябинск, 1993 — 122 с.
  53. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985, — С. 186.
  54. Ю.Д. Мир деловой игры. М. Экономика, 1989. — 175 с.
  55. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности Л.: Изд-во ЛГУ, 1967, — С. 20.
  56. К.М. О профессионально значимых качествах учителя иностранного языка. Проблемы профессионально-педагогической направленности в преподавании иностранных языков как специальности: Сб науч. тр. / Под ред. Горький, 1979, — С.66−74.
  57. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999, — 365 с.
  58. А.А. Общение и речевое общение. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М.: Наука, 1974. 147 с.
  59. А.А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранному языку. // РЯ за рубежом. 1982. № 4. С. 48−52.
  60. И.И. Имитационное моделирование учебных программ, — М., 1980, — С. 59.
  61. Е.В. Актуализация педагогических технологий в развитии профессионально-педагогического мышления. // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н.- Омск, 1998, — 19с.
  62. Л.В. Обучение профессионально-ориентированному общению на английском языке студентов неязыкового вуза. // Автореф. на соиск. уч. ст. к.п.н. СПб, 2000.-21 с.
  63. Максимова Г А. Формирование профессионально-методических умений на начальном этапе в языковом вузе (немецкий язык). // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1988, — 23с.
  64. Е.И. Формирование конструктивно-проектировочной деятельности педагогов инновационной школы (на материале курсов ИЯ). // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. Орел, 1998, — 18с.
  65. Е.А., Бабинская П К., Будько А. Ф., Петрова С. Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Вышэйшая школа, 1997.- 522 с.-С. 256−269.
  66. О.П., Морозова Л.Ю. On Education. О педагогике: Практикум по английскому языку. 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 176 с.
  67. Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999, — 304с.
  68. Е.В. Сто вопросов к себе и к ученику.: Кн. для учителя. М.: Дом педагогики, 1996. — 192 с.
  69. Общая психология. М., 1979.- С. 15.
  70. В.А. Педагогическая терминология в пяти странах английского языка. // ИЯШ.1990.№ 1, — С.80−84.
  71. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб: Знание, 1999, — 494с.
  72. Г. В. Компоненты профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка. // Методическая подготовка преподавателей иностранного языка: Сб науч. тр.- М., 1989 Выпуск 325.
  73. Г. В. Предпосылки формирования профессиональных умений студентов педагогических вузов. // Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 182. — М., 1981. — С. 82−98.
  74. Г. В. Формирование профессиональных умений студента. // Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза Вып. 202. — М., 1982. -С. 51−68.
  75. Г. В. Профессиональная направленность овладения иностранным языком на практических занятиях. // Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 277. — М., 1986. — С. 5−10.
  76. Г. В. Комплекс заданий как средство формирования профессионально-педагогических умений учителя. // Машинное и безмашинное управление учебным процессом: Сборник научных трудов им. М. Тореза. Вып. 305. — М., 1988. — С. 77−84.
  77. С.А. Ведение диалога как профессиональное умение преподавателя. // Методическая подготовка преподавателей иностранного языка: Сб науч. тр. М., 1989, — Выпуск 325. — С. 14.
  78. JI.A. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1989, — С. 176.
  79. Печерский И М. Деловая игра как средство экономического образования старшеклассников. // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. Брянск, 1998. -18 с.
  80. В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. Учебник М.: Профиздат, 1991, — 192с.
  81. В.Я., Подиновский В. В. Методические разработки и рекомендации по деловым играм. Вып. 1. Характеристика деловой игры как метода активного обучения. М., 1983. — С.11.
  82. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1962, — С. 16.
  83. К.К. О знаниях, умениях, навыках, — Советская педагогика.-1963,-№ 4, — С. 15.
  84. О.В. Обучение учителей конструированию педагогических ситуаций как условие совершенствования учебного процесса на курсах в ИУУ.// Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. JL, 1985.-17с.
  85. Н.К. Формирование предметной компетенции при обучении русскому языку как иностранному, — РЯЗР.1983. № 2 С.67−72.
  86. Профессиограмма учителя иностранного языка./ Составители: Шатилов С. Ф., Саломатов К. И., Рабунский Е С./ Л., 1985. — С. 3−19.
  87. Пряжников Н С. Профессиональное и личностное самоопределение.-Воронеж: Издательство «Институт практической психологии», НПО «Модэк», 1996. 256с. •
  88. П.В. Имитационная игра как активный метод обучения гуманитарным дисциплинам. // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н-Саратов, 1998. 18с.
  89. И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. М.: Высшая школа, 1980. — 120 с.
  90. Ф.М. Профессиональная направленность урока иностранного языка в среднем профессионально-техническом училище. // ИЯШ.1989. № 3, — С.14−18.
  91. С.Я. Обучение студентов . речевому общению при формировании профессиональных умений учителя. // Автореф. дис. на соиск. уч ст. к.п.н.-М., 1979 24с.
  92. И.А. Анализ ситуаций в процессе педагогической деятельности. Деловые игры и методы активного обучения — Челябинск, 1993 -С.18−19.
  93. Д.Р. Тенденции развития и современное состояние системы профессионально-педагогического образования в Англии.// Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. Казань, 1998.-24с.
  94. Т.С. Обучение аргументированному высказыванию на факультете иностранных языков педагогического института. // ИЯШ.1988. № 3. С.82−85.
  95. Сафонова В В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций, — Воронеж: Истоки, 1996 237с.
  96. Сафонова В В. О внедрении элементов проблемного обучения на языковых факультетах университетов. // Пути реализации проблемного подхода в обучении иностранному языку в вузе: Сб. науч. тр. Воронеж, 1986 -С. 56−64.
  97. В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Учебное пособие Воронеж, 1987, — 174с.
  98. О.В. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя технического вуза посредством коррекции коммуникативной деятельности. // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н-Л.: ЛГУ, 1986, — 18с.
  99. К.И., Шатилов С. Ф. Совершенствование профессионально-методической подготовки будущих учителей.// ИЯШ.1988.№ 1. С. 15−20.
  100. В.Л., Котлярова Л. Б. Имитационно-деловые игры как одно из средств профессиональной подготовки учителей иностранного языка // ИЯШ. 1990. № 1.-С.70−74.
  101. Н.М. Профессионально-направленное обучение устной речи на старших курсах языкового вуза. // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н.-Л., 1985.-16с.
  102. Н.М. Методические рекомендации по профессионально направленному обучение английскому языку на 4 курсе факультета иностранных языков. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. — 60с.
  103. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное, пособие для преподавателей. / Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. М.: Российское педагогическое агенство, 1998, — 102с.
  104. Г. Б., Салкова О. В. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя// Советская педагогика. 1990. № 5. С. 101.
  105. .Н., Штатская Т В. Новая ориентация в обучении иностранным языкам. // Деловые игры и методы активного обучения: Сб науч. тр. / Под ред. Челябинск, 1993, — 122с.
  106. А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб: Издательство «Златоуст», 2000, — 230с.
  107. В.М. Ситуационно-ролевые игры как средство методической подготовки студентов языкового педвуза. // ИЯШ. 1982. № 4, — С. 56.
  108. В.М. Методическая типология ролевых игр. // ИЯШ. 1988. № 2, — С.25−30.
  109. Г. М. Влияние различных форм организации учебного процесса на формирование коллективистических качеств личности. // РЯ за рубежом. 1981. № 4. С. 76.
  110. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования. // Стандарты и мониторинг. 1999. № 2.-С.30.
  111. С.Е., Кальсней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М. Педагогическое общество России, 1999 — 354с.
  112. Э.А. Теоретические основы организации научно-экспериментального методического исследования. //ИЯШ. 1980. С.42−47.
  113. Л.П. О некоторых путях совершенствования профессионально-методических умений учителя-стажера в ИУУ. // ИЯШ. 1990. № 3, — С.72−75.
  114. Требования к педагогически направленному владению иностранным языком и последовательность их реализации по годам обучения.// Составитель: Саломатов К. И. Горький, 1979. -60с.
  115. М.Г. Эмоционально ценностный аспект игры. Игра в педагогическом процессе. — Новосибирск, 1989. — С. 111.
  116. Н.В. Процесс обучения иностранным языкам как предмет профессионально-методической подготовки будущего учителя. // ИЯШ. 1994. № 2.-С.49−54.
  117. Anderson, Lee. Education with a Global Perspective: Avenues for Change, in «Next Steps in Global Education: A Handbook f2or Curriculum Development» written and edited by Willard M. Kniep, The American Forum, 1987, — 120 p.
  118. Byrne, D. Teaching Oral English./2nd ed. London: Longman, 1986. — 132 p.
  119. Byrne, D. Techniques for Classroom Interaction. London, New York: Longman, 1986. — 108 p.
  120. Christison, Mary Ann. Cooperative Learning in the EFL Classroom, in «Teacher Development: Making the Right Moves. Selected articles from the English Teaching Forum 1989−1993, — p.p. 20.
  121. Christison, Mary Ann. TESOL’s Standards for Teachers of Adult Learners. TESOL Matters. June/July 2001. p.p. 1,10.
  122. Clarke, M. The Dysfunctions of the Theory/ Practice Discourse. TESOL Quarterly, 28, 1994. p.p. 9−26.
  123. Committee on Professional Standards. TESOL core Standards for ESFL/English as an international language program. Alexandria, VA: TESOL, Inc., 1991.
  124. Frazier, Chapman Hood. The Development of an Authentic Assessment Instrument: The Scored Discussion. English Journal, Vol. 86, No. 1, 1997. -p.p.37−40.
  125. Gebhard, Jerry G. Awareness of Teaching: Approaches, Benefits, Tasks, in «Teacher Development: Making the Right Moves. Selected articles from The English Teaching Forum 1989−1993 edited by Thomas Krai.- p.p. 40−41.
  126. Goodman, Keneth S. The Whole Language Catalog. A Macmillan/ Mc Graw-Hill company. p.p. 73.
  127. Guljamova, Jamilya. Case Study in an ESP Classroom. TESOL Matters, June/July 2000. -p.p.15.
  128. Harris, D.P. Testing English as a Second Language. NY: Mc. Graw Hill, 1968.
  129. Hones, Donald F. US Justice? Critical Pedagogy and the Case of Mumia Abu-Jamal. TESOL Journal, Vol. 7, No. 5, 1998. p.p. 27−33.
  130. Hughes, Arthur. Testing for Language Teachers. CUP, 1994- p.p. 108.
  131. Hymes, D.H. On Communicative Competence (extracts). // C.G. Blumfit and K. Johnson (eds). The Communicative Approach to Language Teaching. -Oxford, OUP, 1979. p.p. 5−26.
  132. Jackson, Jane. The Case for Decision Forcing Cases: Preparing Teachers for EFL Settings. Tesol Journal, Vol. 9, Number, 2000. — p.p.5−9.
  133. James, A., Conway and Frank Calzi, The Dark Side of Shared Decision Making. Educational Leadership, 1996, — p.p.45−49.
  134. Jaramillo, Ann. Professional Development From the Inside Out. TESOL Journal, vol. 7, No. 5, 1998. p.p. 12−17.
  135. Jostens Learning Corporation and the American Association of School Administration (AASA) New Poll Explores How School Use Computer Technology. TESOL Matters, June, 1997. p.p. 6.
  136. Krasnick, Harry. Professional Development in TEFL: The Case of Indonesia. TESOL Matters, June/July 1995. p.p. 17.
  137. Langan, John. College Writing Skills with Reading.// by Mc. Craw-Hill, Inc., 1993. p.p. 213−214.
  138. Mills, Doug. What Constitutes Call Competence. TESOL Matters, Vol. 9, № 1, February/March 1999. -p.p. 14−15.
  139. Murdock, George S. Practising What We Preach A Trainee-Centered Approach To In-Service Training, in «Teacher Development: Making the right Moves. Selected articles from the English Teaching Forum 1989−1993 edited by Thomas Krai.- p.p. 49−51.
  140. Nation, Paul. Group Work and Language Learning. English Teaching Forum, 1989,-p.p. 20−24.
  141. Northrup, Janet. Pamphlets: An Introduction to Research Techniques. English Journal, 1997 -p.p.53−56.
  142. Nunan, D. Communicative Language Teaching: Making IT Work. ELT Journal, No. 41 (2), 1987: — p.p.136−145.
  143. Ormrod, Jeanne Ellis. Educational Psychology. Principles and Applications. Prentice-Hall, Inc., 1995. p.p. 513.
  144. Palioura, Ioanna. Using Simulations to Enhance Oral Competence. Forum, Vol.34, Number 2, 1996, — p.40−43.
  145. Pennington, M. Improving Motivation, Commitment and Performance in ESL Through Growth Opportunities for Teachers. In exploring secondary language teacher development. Hong Kong: City Polytechnic of Hong Kong.1994. p.p. 151−164.
  146. Pike, Graham and Selby, David. Reconnecting, from National to Global Curriculum, WWF UK, 1995.- p.p. 5−7.
  147. Richards, J. and Schmidt, R.W. (Eds). Language and Communication. -London, N.Y.: Longman, 1983. 276 p.
  148. Rixon, Sh. How to Use Games in Language Teaching. London and Basingstoke: MACMILLAN PUBLISHERS LTD. Modern English Publications, 1981. — 138 p.
  149. Rossi, John Allen. Designing Thoughtful Units: A response to the coverage desease.// 30th Annual Meeting of Virginia Social Studies Educators, Richmond, VA, 1994, — p.p. 7−9.
  150. Savignon, S. J. Communicative Competence: An Experiment in Foreign Language Teaching. Philadelphia, PA: The Center for Curriculum Development, 1972. — 115 p.
  151. Savignon, S.J. Communicative Language Teaching: State of the Art. -TESOL Quarterly, Vol. 25, No. 2, Summer 1991. p.p. 261−277.
  152. Spack, Rachel Koch and Keith S. Folse. Focus on Grammar. An Advanced Course for Reference and Practice. Longman, 2000. p.p. 88−89.
  153. Tillyer, Anthea. The infiNET Possibilities. FORUM. Vol. 35, No. 1, January, 1997.-p.p. 16−25.
  154. Vandrick, Stephanie. Using Newspapers to Teach Critical Reading and Thinking. TESOL Matters, June/July 1995. — p.p.9.
  155. Widdowson, H. G. Aspects of Language Teaching. Oxford: OUP, 1990. -213p.
  156. Wilhoit, Dennis. Helping Students Help Themselves. Forum, Vol. 34, Number 1, 1996. p.p.16−19.
  157. Willems, Gerald M. Attainment Targets for Foreign Language Teacher Education in Europe/ ATEE Cahiers, № 5, 1993, — 64 p.
  158. Williams, Helen. University Programmes Provide Information Literacy Training. June, 1997. p.p. 10.
  159. Woodward, Tessa. Ways of Training, Recipes for Teacher Training, Pilgrims Longman, 1993 -p.p. 20−22.
  160. Zola, John. Middle School Score Discussions.// Social Education, 1992. -p.p. 121−125.
Заполнить форму текущей работой