Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пространственно-временной аспект образа мира у представителей разнотипных профессий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представители социономических профессий воспринимают профессиональное пространство как «активное» и «хорошее». Актуальными и важными для них являются санитарно-гигиенические условия труда (освещение, чистота и площадь помещения, окружающие цветовые тона, запахи, звуки, вид из окна и др.). Специалисты профессий типа «Ч-Ч» отмечают внутренний план профессиональной деятельности: они описывают… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания изучения пространственно- 8 временного аспекта образа мира у представителей разнотипных профессий
    • 1. 1. Теоретические подходы к изучению профессиональной деятельности и субъекта труда
    • 1. 2. Образ мира профессионалов и его пространственно-временной аспект
  • Глава 2. Эмпирическое исследование пространственно-временного аспекта образа мира у представителей разнотипных профессий
    • 2. 1. Субъект исследования, организация и этапы исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования пространственно-временного аспекта образа мира у представителей разнотипных профессий
    • 2. 3. Анализ результатов исследования пространственно-временного аспекта образа мира у представителей разнотипных профессий

Пространственно-временной аспект образа мира у представителей разнотипных профессий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Психологическое значение пространства и времени, пространственно-временной организации жизнедеятельности и совокупности условий профессиональной деятельности для субъекта труда находит свое содержательное отражение в категории «образ мира», активно разрабатываемой в психологии (Леонтьев А.Н., Артемьева Е. Ю., Зинченко В. П., Климов Е. А., Медведев Д. А., Петренко В. Ф., Петухов В. В., Серкин В. П., Смирнов С. Д., Стрелков Ю.К.). Образ мира — это интегральное личностное образование, целостная система представлений человека о мире, других людях, себев нее входит окружающая действительность в своих существенных характеристиках. Образ мира в качестве составляющих содержит «пространственно-временные координаты видимого мира» (Леонтьев А.Н.), он формируется и развивается в конкретной деятельности субъекта, связан со всем множеством процессов и совокупностью условий, в которые данная деятельность вплетена, выполняя по отношению к ним регуляторную функцию. Совокупность взаимосвязанных пространственно-временных характеристик труда обозначены как «профессиональный хронотоп» (Ковалев В.И.).

В «системе инвариантных образов мира» (Леонтьев А.А.) значимым для исследования является «профессиональный образ мира». Профессиональной специфике образа мира посвящено немало теоретических работ (Артемьева ЕЮ., Климов Е. А., Петренко В. Ф., Серкин В. П., Стрелков Ю. К., Шмелев А.Г.). Все больше исследований посвящается изучению особенностей деятельности профессионалов во взаимосвязи с ее пространственными и временными характеристиками (Абросимова Н.Н., Бахтина Н. Н., Гаранина О. А., Истомина О. А., Михайленко Е. В. и т. д.). Однако, как отмечает Березина Т. Н., «хотя единство пространственно-временных характеристик никто не отвергает, большинство работ в психологии посвящено анализу какой-либо одной формы» [24].

Изучение особенностей пространственно-временного аспекта образа мира в разных профессиональных группах позволяет расширить существующие психологические описания профессий, используемые в целях профориентации, решения вопросов профессионального психологического отбора и адаптации. Подобных исследований в целом недостаточно, что делает такие разработки актуальными. Проблемное поле данной работы определено как изучение пространственно-временного аспекта образа мира у представителей разнотипных профессий.

Объект исследования: образ мира профессионалов.

Предмет исследования: пространственно-временной аспект образа мира профессионалов (на примере представителей разнотипных профессий).

Цель работы: изучить пространственно-временной аспект образа мира у представителей разнотипных профессий.

Гипотеза исследования: у представителей разнотипных профессий существуют отличия в пространственно-временном аспекте образа мира, связанные со спецификой их профессиональной деятельности (предметом, условиями, средствами, временной организации труда).

Задачи исследования:

— описать методологические подходы к исследованию субъекта трудапредставить теоретические концепции психологического изучения профессиональной деятельностирассмотреть содержательные основания психологических классификаций профессий;

— провести анализ основных концепций образа мираописать пространственно-временную проблематику в психологических исследованияхобозначить актуальность изучения пространственно-временного аспекта образа мира;

— определить методы эмпирического исследования пространственно-временного аспекта образа мира у представителей разнотипных профессий;

— исследовать особенности представлений о пространстве и времени как универсальных категориях представителей разнотипных профессий;

— исследовать и описать особенности пространственно-временного аспекта образа мира у представителей разнотипных профессий.

Теоретико-методологической основой исследования послужили основные положения системного (Ананьев Б.Г., Ганзен В. А., Ломов Б. Ф., Шадриков В.Д.), субъектно-деятельностного (Абульханова К.А., Брушлинский А. В., Климов Е.А.), экопсихологического (Дерябо С.Д., Панов В. И., ЯсвинВ.А.,), гуманитарного (Стрелкова Л.П., Стрелков Ю.К.) и психосоциального подходовнаучные представления об «образе мира» (Васшпок Ф.Е., Леонтьев А. Н., Медведев Д. А., Петухов В. В., Смирнов С. Д., Серкин В.П.) — концепция о профессиональной специфике «образа мира» (Артемьева Е.Ю., Климов Е. А., Петренко В. Ф., Серкин В. П., Стрелков Ю.К.) — психологические представления о пространстве и времени (Абульханова К.А., Ананьев Б. Г., Кроник А. А., Кроник Е. И., Левин К., Рубинштейн С. Л. и др.), о «хронотопе» как единстве пространственно-временных характеристик (Бахтин М.М., Васшпок Ф. Е., Ковалев В. И., Некрасова Е. Н., Ухтомский А.А.) — психосемантический подход к исследованию образа мира личности (Артемьева Е.Ю., Петренко В. Ф., Серкин В. П., Шмелев А.Г.).

В работе использовались следующие методы исследования:

1) теоретический анализ источников по проблеме исследованиянаблюдениебеседаассоциативный экспериментметод семантического дифференциалапроективный метод;

2) методики: методика СД Ч. Осгуда (в модификации Розеновой М. Н., 2001) — частный вербальный униполярный семантический дифференциал «Хронотоп» (Калита В.В., Петровская Н. В., 1999) — проективная рисуночная методика «Пространство и время» (Истомина О. А., Орлова М. Ю., 2005);

3) методы количественной и качественной обработки данных: контент-анализметод выделения семантических универсалийфакторный анализметод экспертной оценки.

Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel XP и пакета статистического анализа SPSS 11.5 (for Windows, Russian version).

Эмпирическую базу исследования составили представители профессий разного типа (социономического, биономического, технономического, сигнономического, артономического) — 354 чел., в возрасте от 18 до 67 лет.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основе выводов была обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, репрезентативностью выборки респондентов, применением методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, использованием математических методов статистической обработки данных, а также проведением качественного анализа результатов с привлечением экспертной группы. f.

Научная новизна и теоретическая значимость. Расширены представления об образе мира профессионалов. Показано, что совокупность пространственно-временных характеристик труда образует «профессиональный хронотоп», который находит свое отражение в образе мира субъекта труда. Описаны отличия в представлениях о пространстве и времени в разнотипных профессиях, связанные с содержательными особенностями профессиональной деятельности: предметом, условиями и временной организацией труда. Подобранные методические приемы исследования позволяют изучить пространственно-временной аспект образа мира профессионалов в конкретных условиях деятельности.

Практическая значимость: полученные в исследовании результаты могут быть применены при психологическом сопровождении профессиональной деятельности, при повышении квалификации специалистовпри подготовке студентов психологических специальностей вузовпри разработке спецкурсов в рамках дисциплин «Психология труда», «Организационная психология».

Положения, выносимые на защиту:

1. Совокупность пространственно-временных характеристик труда образует «профессиональный хронотоп», который находит свое отражение в образе мира субъекта труда.

2. Понятийное содержание конкретного вида «профессионального хронотопа», представления и эмоциональное отношение к пространству и времени входят в пространственно-временной аспект образа мира профессионала.

3. Существующие отличия в представлениях о пространстве и времени у представителей разнотипных профессий связаны с предметом, условиями и временной организацией их труда.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры психофизиологии и психологии труда в особых условиях МГУ им. адм. Г. И. Невельского, на двух региональных научно-практических конференциях (Владивосток, 2007; Хабаровск, 2007). Результаты исследования отражены в шести научных публикациях и использованы в лекциях по курсам «Психология труда» и «Организационная психология» в МГУ им. адм. Г. И. Невельского.

Структура диссертации соответствует принятой форме изложения результатов научно-исследовательской деятельности. Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список из 160 наименований, 17 приложений и изложена на 193 стр.

Выводы:

1. Для представителей всех профессиональных групп наиболее характерны «хронотопные рисунки», где идея пространства и времени изображена в единстве, неразрывно, взаимосвязано, т. е. как «хронотоп». Ахронотопные рисунки свидетельствуют о восприятии, переживании, осознании пространства и времени независимо друг от друга, они встречаются в профессиональных группах лишь в 7−15% случаях (в технономических профессиях не выявлены).

2. Во всех профессиональных группах преобладают изображения, отражающие объективные составляющие труда данных специалистов. Например, у представителей технономических профессий преобладает «техногенная среда» (40%) и «природа, преобразованная человеком» (20%). У представителей биономических профессий превалируют изображения «культурной среды» (47%) и, по сравнению с другими группами профессионалов, изображения «естественной природы» (32%) и т. д. Таким образом, в большинстве случаев специфичность восприятия, переживания, осознания специалистами пространства и времени как таковых связана с предметной областью их труда.

3. Анализ рисунков по критерию «тип изображения» показал, что в рисунках типа «вид» все группы профессионалов (в 30−50% случаев) отражают свое объективное рабочее место (классная комнатарабочий стол с компьютером в кабинетецех заводасцена и т. д.). При этом в изображения не включен сам субъект труда, что подтверждает сформулированные ранее выводы о том, что пространство выступает для респондентов как объективное, внешнее по отношению к ним как субъектам труда. В рисунках типа «индивидуально-конкретная символика» в 27−73% изображений отражены объекты и предметы, имеющие профессиональное значение. Таким образом, в изображениях указанных типов также проявилась профессиональная специфика восприятия, переживания, осознания специалистами пространства и времени .

Обобщая результаты проективного исследования можно сказать, что на пространственно-временной аспект образа мира профессионалов оказывает предметная область их профессии, кроме того в нем представлены предметный компонент производственной среды, организация труда, трудовые функции и т. д.

2.3.5. Особенности пространственно-временного аспекта образа мира у представителей разнотипных профессий.

Задача: описать особенности пространственно-временного аспекта образа мира у представителей разнотипных профессий.

Обобщенный анализ эмпирических результатов показывает особенности восприятия, переживания, осознания профессионального хронотопа у представителей разнотипных профессий.

1. Представители социономических профессий воспринимают профессиональное пространство как «активное» и «хорошее». Актуальными и важными для них являются санитарно-гигиенические условия труда (освещение, чистота и площадь помещения, окружающие цветовые тона, запахи, звуки, вид из окна и др.). Специалисты профессий типа «Ч-Ч» отмечают внутренний план профессиональной деятельности: они описывают профессионально важные качества, необходимые для эффективной работы (например, помощь и отзывчивость) индивидуальный подход, способность быть готовым выполнить любую поставленную задачу, а так же способность правильно принять решение. Профессиональное время воспринимается данными профессионалами как «активное» и «безудержное», временная направленность сосредоточена на настоящем и будущем. Эмоциональное отношение, к профессиональному пространству и времени в целом положительно, однако в описаниях наблюдается вариативность эмоционального тона — от негативного («скучно, мерзко», «четыре угла, в которых не знаешь, куда себя деть») до позитивного («радость», «улыбка», «яркость», «энергия»). Специалисты профессий типа «Ч-Ч» активны в «профессиональном хронотопе», но при этом отмечают его «тяжесть» (им, вероятно, приходится преодолевать разные профессиональные трудности, проявлять «твердость» по отношению к ним и к временному режиму труда), необходимость субъективного ощущения комфорта и безопасности. Важной для них является временная перспектива развития в профессииих волнует вопрос стабильности и уверенности в профессиональном будущем. Вероятно, это связано с тем, что профессиональная деятельность данных специалистов (учителей, врачей, военных, менеджеров) связана со стабильностью в обществе. Их благосостояние, наличие рабочих мест, востребованность напрямую зависят от социальных процессов (в т.ч. — от кризисных ситуаций, экономических факторов и т. д.). В факторной структуре оценки профессионального хронотопа специалистов тапа «Ч-Ч» встречается фактор «социальное окружение», отсутствующий в других профессиональных группахмногие из них находятся в ситуации вынужденного социального взаимодействия (менеджеры, учителя и т. д.), что делает актуальными ситуации общения с людьми. В соотношении с результатами ассоциативного эксперимента и проективной методики это свидетельствует об отражении в пространственно-временном аспекте образа мира предмета труда данных специалистов. Присутствие таких факторов, как «свобода», «аутентичность», «комфортность», «безопасность», «цивилизованность», отражает высокую субъективную значимость для данных профессионалов пространственно-временных характеристик их труда. Для них важны их собственные переживания в профессиональном хронотопе, желательно, чтобы его характеристики обеспечивали комфорт и безопасность, соответствовали современным требованиям цивилизации, давали свободу и возможность оставаться самими собой.

2. Профессиональное пространство для представителей биономических профессий выступает разнопланово: с одной стороны, в описаниях отражены конкретные рабочие места («институт», «кафедра», «лаборатория» и т. д.), а с другой — глобальные природные объекты, являющиеся предметом профессиональной деятельности («море», «лес» и т. д.). В них отмечается присутствие человека и продуктов цивилизации в природном пространстве, влияние человека на экологическую обстановку (чаще всего — негативное), о чем свидетельствуют результаты ассоциативного эксперимента, частного СД и проективной методики (Прил. 16). В факторной структуре оценки профессионального хронотопа встречаются такие факторы, как «единство человека и природы», «экологичность», «природная красота», которые отражают условия и предмет труда данных профессионалов (причем данные факторы не встречаются в факторных структурах других профессионалов). Профессиональное пространство воспринимается как «легкое» и «активное». Профессиональное время для них выступает как «ритмичное» и «размеренное», оценивается как «активное», «тяжелое», «доброе» и «красивое», в представлениях отражена временная организация труда. Специфичность организации профессионального времени у данных специалистов обусловлена ритмичностью, сезонностью, спадом и нарастанием профессиональной активности. Протекание биологических процессов, являющихся сферой профессионального интереса, характеризуется размеренностью, неспешностью (как отмечают сами специалисты, им приходится длительное время проводить в ожидании результатов их труда или полевого сезона как периода активной профессиональной деятельности), вероятно, этим и обусловлена субъективная «тяжесть» профессионального времени. Специалисты профессий типа «Ч-П» характеризуются направленностью на будущеесвой жизненный путь они напрямую отождествляют с профессиональным становлением (по их словам, «время моей профессии не существует, т. к. свою работу я не воспринимаю как работу — это моя жизнь»). В их представлениях отражена мысль о том, что наука, в рамках которой работают данные специалисты (биология, биохимия, экология), переживает период востребованности, нужности («период востребованности профессии" — «время подъема научной деятельности» и т. д.). Эти специалисты активны в профессиональном хронотопе, для них важны «самодостаточность», «автономность», «комфортная уединенность», «свобода и независимость», что свидетельствует об актуальной для данных специалистов возможности уединения, защищенности и отсутствия ограничений. Их эмоциональное отношение к профессиональному хронотопу в целом положительно.

3. Представления о профессиональном пространстве и времени представителей технономических профессий характеризуются детализированно-стью: в них находят отражение характеристики конкретных рабочих мест, предмета труда, средств труда, этапов технологического процесса («сварщик варит деталь, ее надо подбить со всех сторон, чтобы не было липшего раствора" — «сначала надо постелить раствор» и т. д.). Особенности профессионального мышления этих специалистов накладывают отпечаток на описание рабочего места, оно описано исходя из трехмерного представления о пространстве («пространство-вид поперек промежуточного второго цеха" — «цех и рабочее оборудование сверху и в даль»), что является одним из профессионально важных качеств. Рабочее время для них определяется сроками профессиональных задач («строго заданное время" — «быстрее сделать конструкцию» и т. д.). В целом время представляется данным профессионалам как быстротекущее (возможно, это связано с тем, что их работа постоянно наполнена различными физическими нагрузками и быстро сменяющимися действиями). Отмечена наибольшая согласованность и выраженность оценки профессионального пространства и времени у представителей профессий типа «чё-ловек-техника». Профессиональное пространство воспринимается ими как «большое» и «грязное», а профессиональное время — как «тяжелое», «грязное» и «холодное». Объективно их профессиональный хронотоп характеризуются открытостью пространства, отсутствием чистоты и порядка, а также работой на открытом воздухе в любое время года, что находит отражение в пространственно-временном аспекте образа мира. Для них субъективно значим эмоциональный комфорт в социальной сфере, они отмечают «теплоту» и «отзывчивость» окружающих их коллег. В целом специалисты типа «Ч-Т» оценивают профессиональный хронотоп как «хороший», отмечают высокую ответственность и значимость для других их ручного труда («превращение инженерной и конструкторской мысли моими руками при помощи моего рабочего места в конкретику — судно»). Важным временным фактором для них является возможность в будущем работать по специальности («воплощение моих возможностей и способностей" — «ответственность" — «собственная занятость и востребованность» и т. д.).

4. В целом профессиональное пространство для представителей артономических профессий выступает как «активное», «красивое» и «хорошее». Фактор «эстетичность» встречается только в данной группе, что, на наш взгляд, ярко отражает профессиональную специфику восприятия «профессионального хронотопа». Изображения социальной среды в проективной методике и содержание типа представлений «социальное пространство» свидетельствует о восприятии значимости социального окружения — тех, кому адресован результат труда профессионалов типа «4-Х». Время воспринимается данными профессионалами как «активное» и «тяжелое», оно носит стремительный характер, рабочее время выходит за пределы производственного распорядка, а будущее более актуально, чем настоящее и прошлое. Для представителей профессий типа «4-Х» значимы возможности саморазвития и самосовершенствования в профессиональном хронотопе, который воспринимается как «таинственный», «вечный» и «непостижимый», «недосягаемый для других людей». В данных условиях для них актуальна возможность уединения, обособленностихарактерным является акцент на субъективных переживаниях и чувствах. У представителей артономических профессий выражено негативное отношение к санитарно-гигиеническим условиям труда (искусственному освещению, отсутствию свежего воздуха и т. д.). В описаниях профессионального пространства часто встречаются средства труда, однако отмечено, что эксплицируются прежде всего орудия труда, внешние по отношению к профессионалу. При оценке профессионального хронотопа для представителей данных профессий не характерны описания внутреннего плана действий и их условий как средства выполнения профессиональной деятельности.

5. В представлениях о профессиональном пространстве у представителей профессий сигнономического типа отражены как непосредственные условия труда, так и глобальные условия, влияющие на результат их труда (состояние мировой экономики, рынка ценных бумаг и т. п.). Пространство переживается ими как «активное», «хорошее», «легкое». Важным является «комфортность» рабочего пространства, что связано с фиксированностью их рабочего места. Профессиональное время носит стремительный характер, является «быстрым», «активным», «хорошим», «тяжелым» (его «тяжесть» может быть обусловлена жестким временным режимом их труда — сдачей к сроку отчетности, компьютерных программ и т. п.). Данные специалисты отмечают неразделимость рабочего и личного времени и пространства, часто используют профессиональный сленг при описании профессионального хронотопа («очкарик" — «конторская крыса" — «кукловод-манипулятор структурами и терминами" — «сдохшая компьютерная мышка на коврике жизни» и т. д.). В целом, профессиональный хронотоп воспринимается и переживается как «уникальный» и «стабильный». Эта уникальность указывает на закрытость, недосягаемость профессионального пространства и времени для других людей («креатив" — «недоступность для многих людей" — «толпа «юзеров» за дверью» и т. д.). Вьфаженным для данных специалистов является стремление к карьерному росту, реализации творческих штанов и саморазвития («самосовершенствование" — «реализация собственных идей" — «карьерный рост» и т. д.) (Прил. 17). Они отмечают возможность безграничного общения в профессиональном хронотопе (что особенно характерно для программистов). В факторном пространстве представителей группы «Ч-З» присутствуют факторы «экологичность времени» и «экологичность пространства», которые отражают восприятие, переживание и осознание ими профессионального времени как неспешного, спокойного, а профессионального пространства — как «экологически чистого». Основываясь на результатах беседы и наблюдения, можно отметить, что объективные условия труда данных специалистов зачастую не соответствуют параметрам «экологичности пространства и времени», однако программисты при оценке профессионального пространства и времени, описывали не окружающее пространство, а пространство предмета труда (виртуальное, компьютерное).

В заключении можно сказать, что полученные результаты эмпирического исследования подтверждают теоретический постулат, что «образ мира формируется и развивается в конкретной деятельности субъекта, он взаимосвязан со множеством процессов и совокупностью конкретных условий, в которых данная деятельность осуществляется». Проведенный анализ показал, что совокупность пространственно-временных условий труда образует «профессиональный хронотоп», который находит свое отражение в образе мира субъекта труда. Полученные результаты отражают отличия в представлениях о пространстве и времени в разнотипных профессиях, связанные с содержательными особенностями профессиональной деятельности: предметом, условиями и временной организацией труда.

Заключение

.

На современном этапе развития психологии труда все больше исследований посвящается изучению особенностей конкретной деятельности профессионалов во взаимосвязи с ее пространственными и временными характеристиками, так как очевидным является факт особой организации предметного мира и пространственно-временных условий в каждой профессии. Между тем прикладных исследований, посвященных изучению восприятия, переживания и осознания пространственно-временных условий профессиональной деятельности в единстве указанных характеристик, в целом недостаточно.

Анализ научных представлений, характеризующих соотношение «человек — пространство и время» позволяет определить категорию «образа мира» как интегральное личностное образование, отражающее пространственность и временность окружающего мира. В работе проанализированы основные концепции образа мира, возможные механизмы его формирования и основные структурные элементы. Для анализа образа мира профессионалов важным является положение о том, что специфика конкретной профессиональной деятельности определяет особенности образа мира. Указанные положения позволяют обозначить пространственно-временной аспект изучения образа мира у представителей разнотипных профессий, где под «аспектом» понимается определенная точка зрения, заданная перспектива, взгляд на образ мира профессионалов. В рамках данной работы анализ пространственно-временного аспекта образа мира профессионалов произведен на примере представителей разнотипных профессий.

Профессиональная деятельность может быть изучена с позиций различных методологических и теоретических подходов. Описания профессиональной деятельности чаще всего принято проводить путем выделения различных ее структурных элементов. В работе представлены различные подходы к описанию профессий, анализ которых позволил заключить, что исследователями уделено недостаточно внимания описанию объективных пространственно-временных характеристик профессиональной деятельности и их субъективному отражению в образе мира профессионалов.

Эмпирическое исследование пространственно-временного аспекта образа мира подразумевает изучение восприятия, переживания, осознания пространства и времени в контексте реальной практической деятельностион может быть эксплицирован через исследование представлений, эмоционального отношения и понятийного содержания конкретных видов «профессионального хронотопа», что и было реализовано в рамках данной работы. Обобщение результатов поведенного теоретического анализа и эмпирического исследования образа мира у представителей разнотипных профессий позволило сформулировать следующие выводы:

1. Образ мира профессионала как интегральное образование содержит целостную систему представлений о совокупности пространственно-временных условий труда, отношения к ним и их осмысления.

2. Целостная совокупность взаимосвязанных пространственно-временных условий конкретной профессиональной деятельности образует «профессиональный хронотоп».

3. Пространственно-временной аспект образа мира профессионала включает в себя восприятие, переживание и осознание человеком пространства и времени в контексте реальной практической деятельности.

4. Пространственно-временной аспект образа мира может быть эксплицирован через исследование представлений, эмоционального отношения и понятийного содержания конкретных видов «профессионального хронотопа». Адекватными для исследования пространственно-временного аспекта образа мира являются психосемантические и проективные методы.

5. Представители разнотипных профессий при оценке пространства и времени как универсальных категорий наделяют их профессионально специфичными признаками. При сравнении разных групп отмечена наибольшая согласованность и выраженность представлений о профессиональном пространстве и времени у представителей профессий типа «человек-техника».

6. В пространственно-временном аспекте образа мира представителей разнотипных профессий отражены объективные пространственно-временные характеристики их труда (предмет, условия, временная организация, средства и др.). В наибольшей степени на пространственно-временной аспект образа мира оказывает влияние предметная область их профессии.

Результаты изучения особенностей пространственно-временного аспекта образа мира в разных профессиональных группах позволяют в дальнейшем расширить существующие психологические описания профессий, используемые в целях профориентации, решения вопросов профессионального психологического отбора и адаптации.

В развитии этой исследовательской тематики в дальнейшем возможно изучение адекватности отражения субъектом труда пространственно-временных условий конкретной профессиональной деятельности (профессионального хронотопа), которая проявляет себя в «инварианте» пространственно-временного аспекта образа мира профессионалов и, возможно, обуславливает успешность реализации личности в конкретной профессии. Особого внимания требует и исследование признаков ахронотопности у некоторых респондентов, выявленных в ходе исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Метод анализа продуктов деятельности Текст. / Г. С. Абрамова // Практикум по возрастной психологии. М.: Academia, 1998. -С. 42−53.
  2. , Н. Н. Психологический анализ временной организации труда в профессиях, связанных с использованием компьютерных технологий Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.03: защищена 2005 г. / Абросимова Наталия Николаевна.- М., 2005. 198 с.
  3. Абульханова Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова — Славская. — М.: Изд-во «Мысль», 1991. — 299 с.
  4. , К. А. Время личности, время жизни Текст. / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
  5. , К. А. Психология и сознание личности Текст. / К. А. Абульханова. М.: Воронеж, 1999.
  6. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологи, теории и исследования реальной личности) Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1999 — 224 с.
  7. Абульханова-Славская, К. А. Типология личности и гуманистический подход Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. — 214 с.
  8. , Б. Г. Избранные психологические труды Текст. / Б. Г. Ананьев. 1 т. — М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  9. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 2000.-351 с.
  10. , А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази, С. Урбина. СПб.: Питер, 2001. — с. 688.
  11. , Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы Текст. / Г. М. Андреева // Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдпггейн. -М.: МПСИ, 1999. 416 с.
  12. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева // Учебник для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2003. — 363 с.
  13. , Е. Ю. Профессиональная составляющая образа мира Текст. / Е. Ю. Артемьева, Ю. К. Стрелков // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль: ЯрГу, 1988. — С. 52−65.
  14. , Е. Ю. Семантические измерения как модели Текст. / Е. Ю. Артемьева. // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1991. — №i.
  15. , Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики Текст. / Е. Ю. Артемьева / под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука- Смысл, 1999. -350 с.
  16. , Е. Ю. Психология и математика: модели субъективного мира Текст. / Ё. Ю. Артемьева // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, — 1990. -№ 3. — С.4 — 15.
  17. , Е. Ю., Серкин, В. П., Стрелков, Ю. К. Описание структуры субъективного опыта: контекст и задачи Текст. / Е. Ю. Артемьева, В. П. Серкин, Ю. К. Стрелков // Мышление, общение, опыт. — Ярославль, 1983.-С. 99−107.
  18. , М. Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы Текст. / М. Д. Ахундов. М.: Наука, 1982. — 259 с.
  19. , Н. Н. Психологические особенности профессиональной деятельности инспекторов рыбоохраны Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.03: защищена 2004 г. / Бахтина Наталья Николаевна. М., 2004. — 150 с.
  20. , О. Б. Анализ событийной структуры жизненного пути Текст. / О. Б. Бекасов // Гуманистические проблемы психологической теории. -М.: Наука, 1995. -с. 214.
  21. , Т. Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.03: защищена 1997 г. / Березина Т. Н. М., 1997. — 137 с.
  22. , А. В. К проблеме субъекта в психологической науке Текст. / А. В. Брушлинский // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. — С. 5 — 14.
  23. , А. В. Программа учебного курса «Психология субъекта» Текст. / А. В. Брушлинский // Субъект, личность и психологиячеловеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, 3. И. Рябикиной. -М.: Изд-во «ИПРАН», 2005. С. 360 — 379.
  24. , А. В. Психология субъекта и его деятельности. Психология профессиональной деятельности Текст. / А. В. Брушлинский // Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999. С. 330 — 346.
  25. , Л. Ф. Введение в проективную психологию Текст. / Л. Ф. Бурлачук. Киев: Ника — Центр, Вист-С, 1997. — 128 с.
  26. , Л. Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуации Текст. / Л. Ф. Бурлачук, Н. Б. Михайлова // Психол. журн. 2002. — 23 т. — № 1. — С. 5 — 17.
  27. , Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  28. , Ф. Е. Методологический анализ в психологии Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Смысл, 2003. — 240 с.
  29. , Ф. Ё. Понимающая психотерапия как психотехническая система Текст.: автореф. дисс. д-ра психол. наук: защищена 2007. / Василюк Ф. Е. М.: 2007. — 48 с.
  30. , Ф. Е. Психологи переживания. Анализ преодоления критических ситуаций Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 с.
  31. , Ф. Е. Структура образа Текст./ Ф. Е. Василюк // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 5 — 20.
  32. , Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов Текст. / Л. М. Веккер. М.: «Смысл», 1998. — 685 с.
  33. , Л. С. Собрание сочинений Текст. / Л. С. Выготский. -М.: «Педагогика», 1982. 2 т. — с. 361.
  34. , О. А. Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.03: защищена 2006 г. / Гаранина Оксана Алексеевна. Магадан, 2006. 160 с.
  35. , Дж. Экологический подход к зрительному восприятию Текст. / Дж. Гибсон. М.: Прогресс, 1988. — с. 464.
  36. , М. Г. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. / М. Г. Гинзбург // Вопросы психологии. -1994.-№ 3.-С. 43−52.
  37. , Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии Текст. / Дж. Голд. -М.: Прогресс, 1990. с. 304.
  38. , Е. И., Кроник, А. А. Понятие психологического времени Текст. / Е. И. Головаха, А. А. Кроник // Категории материалистической диалектики в психологии./ под ред. Л. И. Анциферовой. М.: «Наука» 1988.-С. 99−215.
  39. , А. Н., Измайлов, Ч. А., Михалевская, М. Б. Измерение в психологии Текст. / А. Н. Гусев, Ч. А. Измайлов, М. Б. Михалевская // Общий психологический практикум. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
  40. , С. Д., Ясвин, В. А. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин // Психолог, журн. 1996. — Т.17. — № 6. — С. 9 — 17.
  41. , В. Психология / W.James. Psychology: Briefer Course. N.Y.: H. Holt & Co. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pSYlib.ukrweb.net/books/james02/txtl6.htm
  42. , Л. Г. Проблемы современной психологии труда Текст. / Л. Г. Дикая // Психологический журнал. 1992. — № 3. — С. 24 — 42.
  43. , Л. Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке Текст. / Л. Г. Дикая //Психол. журн. -2002.-23 т.-№ 6.
  44. , В.Н. Экспериментальная психология Текст. / В. Н. Дружинин. СПБ: Издательство «Питер», 2000. — 320 с.
  45. , О. П. Практикум по психологии личности Текст. / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2007. — 512 с.
  46. , Л. П. Картина времени жизни у морских специалистов Текст. / Л. П. Енькова // Вестник Гуманитарного института МГУ.- Владивосток: Изд во МГУ имени адмирала Г. И. Невельского. — 2003. -Вып. 4. — С. 115−123.
  47. , Л. П. Представление о времени жизни у судоводителей морского флота Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.03: защищена 2001 г. / Енькова Людмила Павловна.- М., 2001. 107 с.
  48. , О. Ю. Математическая статистика для психологов Текст. / О. Ю. Ермолаев. М.: Флинта, 2006. — 336 с.
  49. , А. Н. История психологи от античности к современности Текст. / А. Н. Ждан. М.: Педагогическое общество России, 1990.- 512 с.
  50. , Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности Текст. / Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко. М.: Наука, 1986. — 172 с.
  51. , Э. Ф., Павлова, А. М., Садовникова, Н. О. Профориентология: Теория и практика Текст. / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — 192 с.
  52. , Б. Ф. Теория личности К. Левина Текст. / Б. Ф. Зейгарник. — М.: Изд-во МГУ, 1981. с. 128.
  53. , В. П. Образ и деятельность Текст. / В. П. Зинченко.- М.: Ин-т практической психологии, 1997. 608 с.
  54. , В. П. Время действующее лицо Электронный ресурс. Режим дocтyпa: http://vmw.library.by/portalus/modules/psychology/readme.pllp?sub action=showcomments&id=l 107 782 917&archive=l 120 045 907&start from=&ucat=27&
  55. , В. П., Моргунов, Е. Б. Человек развивающейся. Очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  56. , Е. М. Психология профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 382 с.
  57. , Е. М. Системно-деятельностный подход к психологической профессиографии Текст.: автореф. дис.. д-ра. психол. наук: 19.00.03: защищена 2004 г. / Иванова Елена Михайловна. М.: «МАКС Пресс», 2004.-41 с.
  58. , О. А. Пространственно-временные компоненты образа мира моряков в условиях длительного рейса Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.03: защищена 2005 г. / Истомина Олеся Александровна. -Хабаровск, 2005. 199 с.
  59. , Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами Текст. / Т. С. Кабаченко. СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
  60. , С. И. Компьютерная обработка данных для психологов Текст. / С. И. Калинин. СПб.: Речь, 2002. — 134 с.
  61. , В. В. Психосемантические методы в психологии: разработка, апробация и опыт применения Текст. / В. В. Калита // Вестник
  62. Гуманитарного института. Владивосток, изд-во ДВГМА. 2000. Вып. 1. -С. 38−41.
  63. , В. В. Специфика восприятия пространственно-временного континуума профессионалами Текст. / В. В. Калита, В. Ю. Слабинский, О. А. Истомина // Вестник Гуманитарного института. Владивосток, изд-во ДВГМА, 2000. Вып. 1. — С. 42- 43.
  64. , И. Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления Текст. / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 60 — 70.
  65. , Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) Текст. / Е. А. Климов. М. МПСИ: Флинта, 2003. — с. 320.
  66. , Е. А. Введение в психологию труда Текст. / Е. А. Климов. М.: Академия, 2004. — 336 с.
  67. , Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст. / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с.
  68. , Е. А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. М.: Академия, 2005. — 304 с.
  69. , В. И Личностное время как предмет психологического исследования Текст. / В. И. Ковалев // Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. Черновцы, 1991. — 1 т. — С. 4−8.
  70. , В. И. Личностное время и жизненный путь личности Текст. / В. И. Ковалев // Психология личности и время жизни человека. Сборник научных докладов по материалам всесоюзной научной конференции. -Черновцы, ЧГУ, 1991. С. 5 — 23.
  71. , В. И. Об индивидуальном жизненном хронотопе человека Текст. / В. И. Ковалев // Психология личности и время жизни человека. Сборник научных докладов по материалам всесоюзной научной конференции. Черновцы, ЧГУ, 1991. — С. 76 — 91.
  72. , В. И. Особенности личностной организации времени Текст. / В. И. Ковалев // Гуманистические проблемы психологической теории. -М.: Наука, 1995. С. 179 — 184
  73. , Г. Д., Ростовцев, П. С. Анализ социологических данных с применением пакета SPSS Текст. / Г. Д. Ковалева, П. С. Ростовцев // Учебное пособие. Новосибирск: НГУ, 2002. — 160 с.
  74. , В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога Текст. / В. В. Константинов. СПб.: Питер, 2006. — 272 с.
  75. , JI. Ю. Организация времени личностью, как показатель ее активности Текст. / JI. Ю. Кублицкене // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. — С. 185 — 192
  76. , И. Ю. Самоопределение личности на жизненном пути Текст. / И. Ю. Кузнецов, С. А. Кузнецова. Магадан: Кордис, 2003. — с. 216.
  77. , О. В. Категория образа в традиции современной психологии Текст. / О. В. Курышева // Философская теория и практика. Волгоград, 2005.
  78. , Л. Д., Никонорова, Ю. В., Тараканова, Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии Текст. / Л. Д. Лебедева, Ю. В. Никонорова, Н. А. Тараканова. СПб.: Речь, 2006. — 336 с.
  79. , К. Теория поля в социальных науках Текст. / К. Левин. СПб.: «Сенсор», 2000. — с. 368.
  80. , К. Теория поля в социальных науках Текст. / К. Левин. СПб.: Лань, 2000.-364 с.
  81. , А. А. Деятельный ум Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2001.-С. 250−295.
  82. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  83. , А. Н. К психологии образа Текст. / А. Н. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. — № 3. — С. 72 — 76.
  84. , А. Н. Образ мира Текст. / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. С. 251 — 261.
  85. , Б. Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  86. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука 1999. — С. 70 — 76.
  87. , А. Г. Общая психология Текст. / Г. А. Маклаков // Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. — 583 с.
  88. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.. Владос, 1996. -308 с.
  89. Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (1−2 февраля 2006 г.) Текст. М.: Изд-во «ИПРАН», 2006. — 216 с.
  90. Мерло-Понти, М. Пространство. Текст. / М. Мерло-Понти // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века.- Томск: Издательство «Водолей», 1998.-. С. 27 95.
  91. , Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / Б. Г Мещеряков, В. П. Зинченко Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bookap.by.ru/genpsy/bigdic/gl6.shtm
  92. , Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике Текст. /Ю. Б. Молчанов. М.: «Наука», 1977. — 192 с.
  93. , В. А., Попович, В. В. Философско-психологические аспекты исследования категории времени / В. А. Москвин, В. В. Попович Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www.orenburg.ru/culture/credo/
  94. , Е. В. Подход к исследованию хронотопических характеристик жизненного мира человека / Е. В. Некрасова Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www.hpsy.ru/public/x2477.htm
  95. ЮЗ.Никандров, В, В., Новочадов, В. В. Метод тестирования в психологии Текст. / В. В. Никандров, В. В. Новочадов. СПб.: Речь, 2003. — 39 с.
  96. , О. Г. Психология труда Текст. / О. Г. Носкова // Под. ред. Е. А. Климова М.: Академия, 2004. — 384 с.
  97. , М. Ю. Актуальность психосоциального подхода для современной психологии труда Текст. / М. Ю. Орлова // Личность и морская профессия: психологический взгляд. Владивосток, Мор. гос. ун-т, 2008. — 296 с.
  98. , Дж. Рисунок в психотерапии Текст. / Дж. Остер, П. Гоулд. -М., 2000. с. 184.
  99. , И. В. Переживание времени в кризисных ситуациях Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук: защищена 2005 г. / Пахно Ирина Владимировна. Хабаровск, 2004. — с. 26.
  100. , В. Ф. Личность человека основа его картины мира / В. Ф. Петренко // Модели мира / отв. ред. Д. А. Поспелов. — М., 1997. -С. 9−24.
  101. , В. Ф. Основы психосемантики Текст. / В. Ф. Петренко.- М.: Моск. ун-т, 1997. 400с.
  102. , В. Ф. Основы психосемантики Текст. / В. Ф. Петренко.- СПб.: Питер, 2005. 480 с.
  103. Ш. Петренко, В. Ф. Психосемантика сознания Текст. / В. Ф. Петренко. М.: 1988. -208 с.
  104. , А. В., Ярошевский, М. Г. История и теории психологии Текст.: в 2 т./ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Ростов на Дону, Феникс, 1996. 416 с.
  105. , В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления Текст. / В. В. Петухов // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1984. — № 4. — С. 13−20.
  106. , К. К. Система психологии и теория отражения Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1982. — 309 с.
  107. , Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии Текст. / Т. В. Попова. М .: Флинта, 2006. — 72 с.
  108. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности Текст. / под общ. ред. В. А. Бодрова М.: ПЕР СЭ, 2003. -768 с.
  109. Практикум по инженерной психологии и эргономике Текст. / С. К. Сергиенко, В. А. Бодров, Ю. Э. Писаренко и др.- под ред. Ю. К. Стрелкова. М.: Академия, 2003. — 400 с.
  110. , Е. Ю. Профориентация Текст. / Ё. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. М.: Академия, 2005. — 496 с.
  111. Психология индивидуального и группового субъекта Текст. / под. ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. -М.: ПЕР СЭ, 2002. с. 368.
  112. Психология профессиональной деятельности Текст. // Современная психология: справочное руководство. — М.: ЙНФРА-М, 1999. С. 631 -651.
  113. Психосемантика и процессы семантической обработки Текст. // Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА-М. 1999 г. — С 218 — 239.
  114. , JI. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего Текст. / Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2003. — 352 с.
  115. , М. И. Психосемантические аспекты отношения ко времени Текст.: дис. .канд. психол. наук: 19.00.01: защищена 1998 г. / Розенова Марина Ивановна. -М., 1998. 208 с.
  116. , Е. С. Графические методы в практической психологии Текст. / Е. С. Романова. СПб.: Речь, 2001. — с. 406.
  117. Е. С. Графические методы в психологической диагностике Текст. / Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина. М.: Дидакт, 1992. — с. 256.
  118. , Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы Текст. / Е. С. Романова. СПб.: Питер, 2003. — 464 с.
  119. , С. JI. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  120. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.
  121. , В. П. Алгоритм метода семантических универсалий Текст. / В. П. Серкин // Личность и профессия: Труды Международной научно-практической конференции. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. -С. 174- 178.
  122. , В. П. Методы психосемантики Текст. / В. П. Серкин.- М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.
  123. , В. П. Образ мира и образ жизни Текст. / В. П. Серкин.- Магадан: СМУ, 2005. 331 с.
  124. , В. П. Структура и функции образа мира в практической деятельности Текст.: автореф. дисс. д-ра психол. наук: защищена 2005 г. / Серкин В. П. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. — 58 с.
  125. Словарь психолога-практика Текст. / составитель С. Ю. Головин. -Мн.: Харвест, 2001. 976 с.
  126. , С. Д. Мир образов и образ мира Текст. / С. Д. Смирнов // Вестник Московского Ун-та. сер. 14.- 1981. — № 2. — С. 15 — 29.
  127. Современный классик. Интервью с В. В. Петуховым. 26 апреля 2002 года. Интервьюер: Е. Е. Соколова Электронный ресурс. Режим доступа: http://flogiston.ru/interview
  128. Современный словарь по психологии Текст. / составитель В. В. Юрчук. М.: Элайда, 2000. — 704 с.
  129. Современный энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. А. Н. Прохоров -М.: Сов. Энциклопедия, 1984.
  130. , Р. Когнитивная психология Текст. учеб. пособие / Р. Солсо — под общ. ред. В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1996. — 600 с.
  131. Справочник практического психолога. Психодиагностика Текст. / под общ. ред. С. Т. Посоховой. М. :АСТ- СПб.: Сова, 2005. — 671 с.
  132. , Ю. К. Временные структуры профессионального опыта Текст. / Ю. К. Стрелков // Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / под ред. В. А. Бодрова. М.: ИП РАН, 2004. -С. 97−113.
  133. , Ю. К. Время транспортного труда Текст . / Ю. К. Стрелков // Личность и морская профессия: психологический взгляд. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2008. — 296 с.
  134. Москва, факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова 17−20 ноября 2005 года.- Москва АНО УМО «Инсайт», 2005. -. С. 383−384.
  135. , В. А: Современная психология труда Текст. / В. А. Толочек. -СПб.: Питер, 2005. 479 с.
  136. , П., Пиаже, Ж. Экспериментальная психология Текст. / П. Фресс, Ж. Пиаже / под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1973. — 342 с.
  137. , И. И. Исследование образа «пространство время» у моряков в течение рейса Текст. / И. И. Черемискина, М. Ю. Орлова, О. А. Истомина // Очерки морской психологии. — Владивосток: Мор.гос.ун-т., 2007.-С. 316−325.
  138. , И. И. Профессиональная специфика образа пространства и времени Текст. / И. И. Черемискина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал: СПб., 2008. № 27 (61) -С. 305−308.
  139. , Е. В. Временной фактор в организации деятельности международных экипажей Текст. / Е. В. Шилова // Очерки морской психологии. Владивосток: Мор.гос.ун-т., 2007. — С. 291 — 303.
  140. , А. Г. Психосемантика и психодиагностика личности Текст : автореф. дисс. д-ра психол. наук: защищена 1994 г. / Шмелев А. Г. -М., 1994.-с. 40.
  141. , А. Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных Текст. / А. Г. Шмелёв // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 34 — 46.
  142. , П. Б. Метод экспертных оценок Текст. / П. Б. Шошин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 80 с.
  143. , Д., Шульц, С. История современной психологии Текст. / Д. Шульц, С. Шульц. СПб.: Евразия, 2002. — 532 с.
  144. , Ю. Е. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек» Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.03: защищена 2004 г. / Якунина Юлия Евгеньевна. — М, 2004. с. 175.
  145. Craic К. Environmental psychology // Ann. Rev. of Psychol. 1973. V. 24. P. 403−422.
  146. Gibson J. The Perception of the Visual World. Boston, 1950.
  147. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.
  148. Osgood Ch. Studies on generality of affective meaning system // Amer. Psychol. 1962. V. 17.
Заполнить форму текущей работой