Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием: на материалах стекольной промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что полученные теоретические результаты доведены до уровня практических методических и управленческих предложений по обоснованному выбору и формированию организационно-экономического механизма управления предприятием стекольной промышленности. Сформированный организационно-экономический механизм управления предприятий стекольной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТЖО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. Л. Содержание экономической деятельности по управлению предприятием
      • 1. 2. Методические основы выбора системы построения организационных структур и методов управления 32 предприятием
      • 1. 3. Методика оценки эффективности управления промышленным предприятием
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 2. 1. Комплексная оценка состояния рынка стекольной промышленности России
    • 2. 2. Анализ эффективности системы управления промышленным предприятием
    • 2. 3. Исследование организационной структуры управления промышленными предприятиями
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ВНЕДРЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 3. 1. Формирование элементов организационно-экономического механизма управления на предприятиях
    • 3. 2. Системы информационных технологий, как основа организационно-экономического механизма управления на предприятиях
    • 3. 3. Особенности процесса внедрения информационных технологий
    • 3. 4. Оценка эффективности внедрения информационной системы на предприятиях

Формирование организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием: на материалах стекольной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате проведения в отечественной экономике рыночных реформ сформировались новые, специфические условия функционирования промышленных предприятий. Ужесточение конкурентной борьбы, насыщение рынков товарами и услугами, падение платежеспособного спроса и ряд других факторов усложняют деятельность предприятий и организаций, приводят к актуализации проблемы эффективного управления предприятием. На сегодняшний день обеспечение не только развития, но даже сохранение показателей деятельности предприятий на прежнем уровне чрезвычайно сложно без постановки долговременных целей, задач, определения методики и стратегии достижения поставленных целей. Большинство ученых и специалистов считают, что в условиях становления рыночной экономики управление предприятиями в России в отличие от западной экономики должно иметь свою специфику, свой механизм. Формирование организационно-экономического механизма управления на предприятии в настоящее время является одним из методов мобилизации собственных ресурсов для поддержания на должном уровне и повышения конкурентоспособности предприятия.

Отраслевые отличия предприятий настолько глубоки, что применение универсальных положений формирования механизма управления не может обеспечить требуемой эффективности деятельности. Требуется особый подход при формировании, внедрении и оценке эффективности механизма управления. В настоящее время проблеме разработки отдельных методик, формирования механизма управления для предприятий отдельных видов уделяется недостаточное внимание. Неустойчивость функционирования промышленных предприятий в условиях несовершенной системы управления затрудняет ее адаптацию к жестким условиям рынка.

На сегодняшний день в условиях перехода к рыночной экономике, резких изменений рыночной коньюктуры, высокой степени хозяйственной неопределенности предприятия стекольной промышленности практически лишены защиты от потерь и глубоких потрясений, что в свою очередь обусловливается как наличием негативных факторов внешней среды, таких как наличие конкуренции, колебания спроса, цен и т. д., так и отсутствием организационно-экономического механизма управления. Использование подходов, основанных на устаревшем и не отвечающих сегодняшним условиям опыта и знаний, приводит не только к стагнации развития, но и убыткам.

Исследования зарубежных и отечественных ученых свидетельствуют о том, что уровень информатизации предприятий оказывает непосредственное влияние на оперативное и стратегическое принятие управленческих решений, способствующих повышению уровня конкурентоспособности предприятия. Развитие информационных технологий в последнее десятилетие дало огромный толчок во многих сферах деятельности. С каждым годом они все больше входят не только в повседневную жизнь каждого человека, но и в производственную и управленческую сферы. Их использование помогает не только значительно облегчить труд работникам, но и оптимизировать многие процессы. Наличие современной информационной системы, способной на основе собранных исходных данных сформировать вторично обработанную информацию, которая является базой для принятия управленческих решений, позволяет в значительной степени облегчить процесс формирования организационно-экономического механизма управления. В современной литературе не уделяется должного внимания проблемам внедрения информационных технологий на предприятиях различных видов промышленности. Рассмотрение специфики подотраслевого своеобразия позволит с наибольшей эффективностью внедрить информационную систему, способную стать надежной основой формирования организационно-экономического механизма управления предприятием.

Отсюда, актуальной проблемой экономической науки и практики хозяйствования становится формирование организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием, а так же создание информационной базы для его внедрения в отдельных подотраслях промышленности, в качестве ресурса повышения их конкурентоспособности. Вышеизложенное и определяет актуальность темы исследования.

Необходимо отметить, что представители отечественного менеджмента не только формируют, но и постоянно развивают механизм управления промышленными предприятиями. Достаточно много внимания вопросам формирования механизма управления уделяется в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов Р. Акоффа, И. Ансоффа, П. Друкера, Л. И. Абалкина, И. Балабанова, Р. А. Белоусова, Б. Л. Бенцмана, Д. Н. Борышева, И. С. Булатова, Л. Г. Бунича, В. И. Видяпина, Г. Я. Гольдштейна, В. Т. Денисова, С. С. Дзарасова, Э. П. Дунаева, С. Д. Ильенковой, К. Кирякова, Л. И. Кошкина, В. М. Ларина, Ю. С. Нехорошева, А. И. Орлова, Н. Я. Петракова, Ю. И. Ребрина, В. В. Сизов, А. Г. Столбова, Э. Уткина, Н. П. Федоренко, В. Ф. Филипова, А. Е. Хачатурова, A.M. Чуйкина и некоторых других.

В публикациях авторов представлено многообразие взглядов на сущность и необходимость формирования механизма управления, его составляющих элементов и методов их взаимодействия. Следует отметить, что, несмотря на разнообразие исследований по данной тематике наблюдается их разобщенность и отсутствие целостности представлений о составляющих механизма управления промышленными предприятиями, особенностях его развития в российской действительности.

Множество разных теоретических подходов к интерпретации понятия и составляющих элементов организационно-экономического механизма управления все же не отвечают потребностям практики в управлении предприятием и не выражают специфику подотраслевого своеобразия. Необходимость их теоретического и методического исследования, потребность в создании инструмента выбора механизма, отражающего подотраслевую специфику предприятия, практическая значимость решения этой проблемы для промышленных предприятий, функционирующих в условиях нестабильности российского рынка, жесткой конкурентной среды в целом обусловили и выбор темы настоящей диссертационной работы и ее цели и задачи.

Основной целью диссертационного исследования является формирование элементов организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием, разработка плана и практических рекомендаций по внедрению информационных систем, как основы организационно-экономического механизма управления на промышленном предприятии в современных российских условиях.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

• исследование понятия «механизм управления» в трактовке как отечественных, так и зарубежных авторов;

• изучение роли механизма управления в деятельности предприятий;

• изучение видов организационных структур и методов управления, как основополагающих элементов организационно-экономического механизма управления предприятием;

• систематизация основных методов оценки эффективности управления предприятием и оценка их роли в выборе механизма управления;

• оценка состояния и основных тенденций развития рынка стекла и продуктов переработки из него, и предприятий-производителей этой продукции;

• формирование элементов организационно-экономического механизма управления на предприятиях стекольной промышленности;

• анализ и исследование современных информационных систем как основы организационно-экономического механизма управления и обоснование необходимости и экономической целесообразности их использования на предприятиях стекольной промышленности;

• выработка предложений и рекомендаций по внедрению информационных систем как основы организационно-экономического механизма управления на предприятиях стекольной промышленности.

Предмет исследованияорганизационные структуры и системы управления предприятий стекольной промышленности, существующие информационные системы управления и целесообразность их внедрения и использования, как основы организационно-экономического механизма, на данных предприятиях.

Объектом исследования являются предприятия стекольной промышленности.

Теоретической и методической основой диссертационного исследования являются диалектический метод познания действительности как в целом так и отдельной проблемы: работы отечественных и зарубежных экономистов по вопросам общей теории управления, анализа хозяйственной деятельности, исследования в области формирования механизма управления, использования и внедрения информационных систем, учредительные документы и отчетные данные последних периодов ведущих предприятий стекольной промышленности, а так же иные официальные источники информации.

При выполнении диссертационной работы применялись следующие методы исследования: системный подход, теория рыночного механизма, методы наблюдения, описания, сравнения, анализа и синтеза, абстрактно-логический, статистико-математический, структурный и сравнительный анализ, индукция и дедукция, системный подход и другие.

Научная новизна работы состоит в системном и комплексном исследовании теоретических аспектов формирования механизма управления и разработки на их основе методической базы по формированию и внедрению организационно-экономического механизма управления, учитывающего подотраслевые особенности стекольного производства.

К числу основных результатов, определяющих научную новизну работы, можно отнести следующие: на основе обобщения подходов ученых в исследовании механизма управления предприятием, синтеза функционального, процессного и системного подходов предложена обобщенная авторская трактовка механизма управления предприятием, представляющего собой целостную сложную систему, состоящую из множества элементов, таких как цели, принципы и задачи управления, органы, инструменты и методы, объекты и структура управления, анализа и оценки проделанной работы и т. д., взаимосвязанных между собой и с окружающей внешней средой, что позволяет гибко реагировать на изменения и адаптировать ее к изменяющимся условиям для достижения максимального конечного результатаразработана структура и модель (в виде схемы) организационно-экономического механизма управления предприятием, включающего:

• механизм финансовой деятельности предприятия;

• механизм работы предприятия с потребителями;

• механизм функционирования внутренних процессов предприятия;

• механизм функционирования предприятия как развивающейся системы;

• информационный механизм предприятия. разработана и апробирована методика оценки эффективности системы управления предприятий стекольной промышленности, включающая в себя как финансово-экономические показатели в целом по предприятию, так и нормативные характеристики аппарата управления и показатели, характеризующие рациональность организационной структуры и её техническо-организационный уровень, которая позволила выявить недостатки существующей системы управления и сформировать на его основе организационно-экономический механизм управлениявыявлены особенности и тенденции предприятий стекольной промышленности, что позволило определить перспективы их развития и направления совершенствования системы управленияразработан вариант построения организационно-экономического механизма управления на предприятиях стекольной промышленности, который позволит наиболее эффективно осуществлять функции диагностики и оценки влияния факторов внешней и внутренней сред, сконцентрировать и обеспечить оперативность информации для принятия управленческих решений, обеспечить сбалансированное развитие предприятия, оптимизировать координационные процессы управленияразработана структура и модель информационной системы управления предприятия стекольной промышленности, учитывающая подотраслевые особенности, которая позволит перейти на качественно новый уровень управления, иметь более полную картину о состоянии дел предприятия, оперативно получать достоверную информацию за необходимый период времени, а так же прогнозировать возможные последствия управленческих решенийпредложены практические рекомендации по внедрению информационной системы управления на предприятиях стекольной промышленности в качестве основы организационно-экономического механизма управления и звена, связывающего остальные механизмы предприятия.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что полученные теоретические результаты доведены до уровня практических методических и управленческих предложений по обоснованному выбору и формированию организационно-экономического механизма управления предприятием стекольной промышленности. Сформированный организационно-экономический механизм управления предприятий стекольной промышленности позволяет обеспечить работу подразделений как единого целого, направляя их деятельность на достижение общих целей и давая необходимый уровень самостоятельности в принятии управленческих решений для более эффективного взаимодействия как с внутренней, так и с внешней средой, учитывая особенности подотрасли. Разработанная схема внедрения информационной системы, выступающей в качестве основы организационно-экономического механизма управления предприятием позволяет оценить степень информатизации предприятия и его готовность к внедрению предложенного механизма, а так же, при наличии необходимых ресурсов, максимально быстро обеспечить реализацию поставленных задач по формированию организационно-экономического механизма управления.

Полученные в ходе исследования выводы и результаты значимы с точки зрения формирования организационно-экономического механизма управления и модернизации управленческих систем на предприятиях стекольной промышленности. Содержащиеся в диссертации теоретические разработки дополняют существующие представления по рассматриваемым аспектам проблемы и могут быть использованы руководителями предприятий стекольной промышленности.

Научная апробация работы. Основные теоретико-методические положения диссертации докладывались и получили одобрение на конференциях: IV международной научно-практической конференции «Реформирование системы управления на современном предприятии», международной научно-практической конференции «Стратегия и тактика социально-экономического развития общества», международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика».

По теме исследования опубликовано 8 работ общим объемом 4,2 п.л.

Структура диссертационной работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 174 наименований и 14.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях рыночной экономики вопрос развития промышленных предприятий и повышение их конкурентоспособности, обусловило проведение исследований, направленных на формирование механизма управления предприятием, способного не только поддержать текущую деятельность, но вывести его на качественно новый уровень развития.

Проведенное диссертационное исследование позволило определить основные положения решаемой проблемы и получить следующие результаты теоретического и методического характера:

1. На основе исследования работ по сущности и необходимости формирования механизма управления, его составляющих элементов и методов их взаимодействия, дано авторское определение данного понятия «механизм управления», представляющего собой целостную сложную систему, состоящую из множества элементов, таких как цели, принципы и задачи управления, органы, инструменты и методы, объекты и структура управления, анализа и оценки проделанной работы и т. д., взаимосвязанных между собой и с окружающей внешней средой, что позволяет гибко реагировать на изменения и адаптировать ее к изменяющимся условиям для достижения максимального конечного результата. Такое определение дало возможность представить механизм управление как подвижную систему, гибко реагирующую на внешние и внутренние изменения.

2. Сформирован организационно-экономический механизм управления, включающий пять основных элементов, каждый из которых, в свою очередь, представляет собой механизм определенного вида деятельности предприятия: механизм финансовой деятельности предприятияпредставляет собой систему ключевых финансовых показателей взаимосвязанных между собой. С их помощью оцениваются результаты, запланированные и полученные в рамках механизмов других видов деятельностимеханизм работы предприятия с потребителямиявляется формой учета предпринимателем требований основного закона рыночной экономикизакона возвышения потребностей. В основу данного механизма положены требования потребителей к продуктам и услугам предприятия и пути их удовлетворения, новые потребительские свойства продуктов, за которые потребитель согласится заплатитьмеханизм функционирования внутренних процессов предприятияв своей основе имеет выходные показатели механизма работы предприятия с потребителями. Данный механизм определяет внутренние взаимоотношения предприятия и в своем составе имеет такие элементы, как: основные цели, принципы, задачи управления, методика управления, организационная структура управлениямеханизм функционирования предприятия как развивающейся системы-характеризует способность предприятия к долговременному развитию и является предпосылкой успешного выживания в долгосрочном плане. В рамках этого механизма предприятие должно не только сформулировать меры по модернизации и усовершенствованию своих ноу-хау, обеспечивающих соответствие ее продуктов запросам потребителей, но и определить пути поддержания необходимого уровня производительности и эффективности тех процессов, которые в настоящее время создают ценность для потребителяинформационный механизм предприятияявляется интегратором всех подразделений, подсистем, форм хозяйствования и методов управления, т. е. механизмом, связывающим все остальные механизмы предприятия.

Такое представление организационно-экономического механизма управления подчеркивает динамизм системы управления, сосредоточивает внимание на отработке системы взаимосвязей в процессе хозяйствования, механизма взаимодействия различных структурных подразделений.

3. Установлено, что в условиях нестабильной внешней среды, организации не являются чем-то застывшим, они вынуждены меняться, чтобы обеспечить свое выживание. Внутренние факторы так же способствуют изменению. Эти процессы определяют необходимость развития организационной структуры предприятия.

Под организационной структурой управления предложено понимать систему четкой иерархически упорядоченной совокупности функционально связанных элементов, обеспечивающих целостность организационно-экономического механизма управления.

4. Главными принципами формирования организационной структуры сформулированы следующим образом: организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностямследует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работникамиформирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между нимимежду функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целоморганизационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

5. Установлены требования и характеристики формирования эффективных структур управления: сокращение размеров подразделений и комплектование их более квалифицированным персоналомуменьшение числа уровней управлениягрупповая организация труда как основа новой структуры управленияориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителейсоздание условий для гибкой комплектации продукцииминимизация запасовбыстрая реакция на изменениягибко переналаживаемое оборудованиевысокая производительность и низкие затратыбезупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

6. На основе анализа подходов к трактовке понятий «эффективность управления» и «результативность», дана их авторская трактовка и доказано, что эффективностьболее широкое понятие, чем результативность.

Под эффективностью управления следует понимать создание благоприятных условий для достижения коллективом предприятия высоких результатов в обусловленные сроки с наименьшими затратами.

Под результативностью следует понимать степень (меру) достижения планируемого результата.

7. Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

На основе существующих методик оценки эффективности системы управления разработана методика, включающая в себя как финансово-экономические показатели в целом по предприятию, так и нормативные характеристики аппарата управления и показатели, характеризующие рациональность организационной структуры и её техническо-организационный уровень, которая позволяет получить максимальное количество информации о слабых местах используемой системы управления и дать рекомендации по ее совершенствованию.

Таким образом, повышение эффективности системы управления производством предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии управления конкретным объектом в целях достижения управляемой системой определенных технико-экономических результатов в соответствии с заданным критерием или системой критериев.

8. На основании анализа состояния стекольной промышленности, был сделан вывод, что в настоящее время данный сегмент рынка является очень перспективным, что обусловливается следующими факторами: постоянно увеличивающейся потребностью в продукции стекольного производства на внутреннем российском рынкев последнее десятилетие лидирующими предприятиями данной отрасли были произведены серьезные преобразования в области реформирования структуры управления и мотивационных механизмов, внедрения новых технологий, переоснащения производства, создания промышленных групп и т. д.- позитивные изменения во внешней среде, такие как рост ВВП, увеличение темпов строительства жилья, государственной политики и т. д., привели к увеличению объемов сбыта и улучшили финансово-экономическое положение предприятий.

Однако, несмотря на положительные факторы, влияющие на деятельность предприятий стекольной промышленности, в ходе анализа организационной структуры и эффективности системы управления была выявлена неспособность существующей системы управления обеспечить дальнейшее их эффективное развитие. В ходе анализа было выявлено: высокая зависимость предприятий от использования заемных финансовых ресурсов и хронический дефицит оборотных средстврезкое увеличение объемов незавершенного капитального строительстварост абсолютных объемов долгосрочных финансовых вложенийзначительное увеличение размеров дебиторской задолженностисокращение доли собственных средств в структуре пассивов, вследствие значительного роста суммы заемных средствувеличение заемных средств предприятия, обусловленное привлечением кредитов банкаснижение значений коэффициента общей и среднесрочной ликвидностиснижение общей рентабельности капитала и производстваневысокий запас финансовой прочности действующего производства.

Проведенный анализ позволил выявить сильные и слабые стороны предприятий стекольной промышленности. К сильным сторонам относятся: сложившиеся связи с проектными организациями и поставщиками сырьявыгодное географическое положение и наличие транспортных возможностей (речной порт) — наличие современного оборудования для промпереработки, система менеджмента качества в соответствии с МС ISO 9001:2000, высокий научный и технический потенциалширокий ассортимент продукции и мобильность производстваопыт работы на рынке стекла и известность предприятий на отечественном рынке. К слабым сторонам относятся: значительный износ части оборудования основного производстванебольшие объемы производствадефицит оборотных средствнедостаточно гибкая система ценообразования и большое количество некрупных дилеров- «тяжелая» структура активовнеразвитая система бюджетирования.

Было так же выявлено, что большинство проблем, существующих на предприятии связано с отсутствием организационно-экономического механизма управления.

9. В результате анализа организационной структуры управления было выявлено несоответствие ее целям и задачам предприятия, что в свою очередь привело к невозможности его дальнейшего развития с учетом требований внешней и внутренней среды.

10.С учетом выявленных недостатков и выявленных тенденций разработан организационно-экономический механизм управления на предприятиях стекольной промышленности, отражающий отраслевые особенности.

В результате анализа основных тенденций мирового рынка стекольной промышленности и опыта мировых лидеров производства стекла было выявлено, что необходимо обратить особое внимание при формулировке целей предприятия на следующие пункты: удовлетворение спроса на внутреннем рынке в первую очередьоптимизацию загрузки производств перспективных видов изделиймодернизацию производств и внедрение современных технологийсокращение издержек производстваповышение качества продукциизапуск в производство новых видов продукции.

Для формирования целостного организационно-экономического механизма управления предприятиям отрасли необходимо решить следующие задачи, способные значительно облегчить данных процесс: принятие и оформление стратегической концепции предприятияразработка плана мероприятий, назначение ответственных за внедрение положений концепции управления в практикуширокое ознакомление персонала с основными положениями концепции управления предприятияорганизация и внедрение баз маркетинговых данныхвыявление информационных потребностей специалистовразработка форматов представления маркетинговых данных по подразделениямразработка стандартов о распределении маркетинговой информации на фирмеформирование единого и четкого понимания менеджментом конкурентных преимуществ и слабостей предприятияпланирование деятельности предприятия с учетом его конкурентоспособностипроведение мониторинга рынков предприятия на предмет имеющихся коммерческих возможностейпериодическая отчетность маркетологов перед руководством по поводу рыночных возможностейразработка планов мероприятий использования выявленных возможностейизменение организационной структуры предприятия в соответствии с выбранными стратегическими установкамиделегирование полномочий и ответственности по оперативному управлению среднему менеджментуусиление ответственности высших менеджеров за процесс принятия стратегических решенийсоздание в отделе маркетинга специального подразделения с задачами подготовки и анализа информации о состоянии маркетинговой среды, оценки реализуемости и корректировки стратегических целей и задач предприятиясистематическое приглашение внешних консультантовиспользование собраний, совещаний, объявлений и т. д. для постоянного напоминания сотрудникам о стратегических задачах предприятияпридание службе управления персоналом функции внутрифирменного PRсовершенствование системы оплаты труда и морального стимулированияинформирование персонала о планах руководства и мотивах управленческих решенийкомплектация маркетингового подразделения квалифицированными специалистами и определение им конкретных задач в рамках стратегического развития предприятия.

На основе проведенных исследований сформирован механизм развития отношений предприятия с потребителями, главной целью которого является формирование высокого имиджа предприятия у своих потребителей. Учитывая такие факторы, как рыночная коньюктура, динамика преобразования, покупательский спрос, направления совершенствования продукции, тенденции изменения емкости сегментов рынка, данный механизм позволяет планировать маркетинговую деятельность предприятия: товаропроизводство, ценообразование, товародвижение и сбыт, формирование имиджаи в результате анализа планов и достигнутых результатов вырабатывать корректирующие мероприятия.

На основе механизма отношений с потребителями сформирован механизм организации внутренних процессов предприятия. В основу предлагаемой методики управления, как одного из основных элементов данного механизма управления, по мнению автора, необходимо положить экономические методы в совокупности с социально-психологическими, что создаст так же более дифференцированную систему мотивации персонала, основанную не только на системе материального стимулирования отдельного работника, но и на результате работы команды в целом. Кроме того, было выявлено, положительный результат могут дать такие методы мотивации персонала, как социальный пакет, а так же нефинансовые мотивации, такие как престиж компании, возможность карьерного роста, возможность совершенствования профессионального уровня по средствам семинаров и тренингов, проводимых за счет предприятий и т. д.

Для применения предложенной методики управления была выявлена необходимость реорганизации организационной структуры управления предприятий. В качестве альтернативы уже существующей линейно-функциональной структуре была предложена структура управления, которая обеспечит большую свободу в области принятия решений, позволяя более гибко реагировать на изменения внутренней и внешней среды, основными признаками которой являются перспективность, гибкость, автономность, приоритет горизонтальных связей, обучаемость как всей организации, так и персонала.

При формировании механизма развития предприятия стекольной промышленности как обучающейся системы, было выявлено, что данная организация должна иметь процедуры и инструменты, которые позволят ей следующее: чутко улавливать изменения, происходящие в деловой средепобуждать работников, имеющих доступ к информации, сравнивать свои наблюдения, анализировать их с точки зрения предшествующего опыта функционирования предприятиядокументировать саму информацию и проведенный анализоценивать темпы накопления знаний и их уровень.

Формирование механизма финансовой деятельности на предприятиях стекольной промышленности должно включать четырех стратегических направления: номенклатура продуктов и темпы роста продаж, снижение издержек и рост производительности, максимизация использования производственных мощностей, повышение эффективности инвестиций.

Информационный механизм на предприятиях стекольной промышленности является механизмом, связывающим все остальные механизмы предприятия. Внедрение информационной системы управления позволит ускорить и значительно облегчить процесс формирования и внедрения организационно-экономического механизма управления предприятий стекольной промышленности и обеспечить функционирование его внутренних связей.

11. В результате анализа современных информационных управленческих систем выявлены следующие их возможности: получение оперативной информации о текущих результатах деятельности предприятия в целом и с полной детализацией по отдельным заявкам, заказам, видам ресурсовдолгосрочное и оперативное планирование деятельности предприятия с возможностью корректировки плановых данных на основе оперативной информацииконтроль всего цикла производства с возможностью влияния на него в целях повышения эффективности использования производственных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения потребностей заказчиковотслеживание производственных и материальных потоковреальное сокращение материальных ресурсов на складахавтоматизация работ договорного отдела с полным контролем платежей, отгрузки продукции и сроков выполнения договорных обязательствфинансовое отражение деятельности предприятия в целомвозможность расширения системы за счет создания и подключения новых модулейпоэтапное внедрение системы с учетом потребностей конкретного предприятия.

12.В ходе анализа данных информационных систем, были выработаны методы их выбора и внедрения, позволяющие наиболее быстро и безболезненно подготовить основу для внедрения сформированного организационно-экономического механизма управления. Внедрение предложенных технологий, как основы организационно-экономического механизма управления, даст следующий экономический эффект: экономия 30−40% времени сотрудников за счет оптимизации многих операций, стандартизации документов, использования единой актуальной базы данныхсокращение фонда заработной платыповышение качества выполняемых операцийоперирование достоверными данными информационной базы данныханализ ситуаций на исторических данных при изменении переменныхполучение оперативных рекомендаций по переводу групп агрегатов в режимы максимальной экономиипотенциал снижения эксплуатационных затратрешение проблем затоваривания складов, избытка запасов и несвоевременного исполнения заказов, путем оперативного контроляснижение себестоимости продукциипроверка правильности управленческих решенийповышение репутации предприятия.

Таким образом, исследования комплекса проблем, связанных с формированием организационно-экономического механизма управления предприятием позволило обосновать методологию решения этих вопросов, разработать рекомендации по формированию и внедрению организационно-экономического механизма управления на предприятиях стекольной промышленности.

Новизна приведенных выше результатов состоит в том, что на основе существующих подходов к проблеме формирования организационно-экономического механизма, его роли в процессе развития предприятия, даны авторские определения отдельных понятий и алгоритмы соответствующих взаимосвязей и процессов, комплексно исследованы необходимость и возможности организационно-экономического механизма управления с учетом отраслевых особенностей, взаимодействие его структурообразующих элементов.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что создана возможность комплексного рассмотрения и анализа факторов выбора и формирования организационно-экономического механизма управления предприятием стекольной промышленности, позволяющего обеспечить работу подразделений как единого целого, направляя их деятельность на достижение общих целей и давая необходимый уровень самостоятельности в принятии управленческих решений для более эффективного взаимодействия как с внутренней, так и с внешней средой, учитывая отраслевые особенности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные системы управления/ Под ред. Титоренко Г. А.- М.: «Финансы и статистика», 1983.-135 с.
  2. С.А., Мордвинцев А. И., Полонский A.M. Предпринимательская система хозяйствования: Монография. Волгоград: ТОО «Принт», 1998.-215 с.
  3. Р.Л. Планирование в больших экономических системах.- Нью-Йорк, 1970/ пер. с англ. Г. Б. Рубальского- под. Ред. И. А. Ушакова, М., 1972.-228с.
  4. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ под.ред. Грищенко О.В.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.-315с.
  5. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя / Макарьева В. И. М.: Налоговый вестник, 2003.-405с.
  6. И. Новая корпоративная стратегия,— СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-416с.
  7. И. Стратегическое управление.-М.: Экономика, 1989.-519с.
  8. И.К., Буков В. Н., Вилкова Н. Н. Модели и механизмы внутрифирменного управления. -М., Институт проблем управления, 1994.-3 84с.
  9. В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). 2-е изд., доп.М.:Политиздат, 1993 .-390с.
  10. Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3 томах. Российская экономическая академия им. Плеханова Г. В, Центр кадрового развития. Том 2./под общ. ред. В. И. Видяпина. М.: Информационно-издательская фирма «Триада», 1999.-569с.
  11. И.Т. Экономика. Спб: Питер, 2000.-316с.
  12. А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации. http://www.cfm.ru/management/chub/mdex.shtm. 2002.-164с.
  13. В.Р., Зверев В.С.Информационные системы в экономике, — М., 2005.-325с.
  14. В. А., Голобокова Г. М., Юл-Бин М. Менеджмент, — Магадан, 1997.-264с.
  15. С.В., Даморацкая А. С. Словарь экономических терминов, М., 1998.-421 с.
  16. P.P., Моутон Д. С. Научные методы управления. -Киев: Наукова думка, 1990.-247с.
  17. Браун Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-214с.
  18. П.Г. Хозмеханизм: идеи и реальности.- М.: Политиздат, 1989.-125с.-234 с.
  19. Ю.П. Управление развитием производства. Опыт США. М.: Экономика, 1989. -227с.
  20. О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс,-М:"Гардарика", 1996.-252с.
  21. Волгин В. В. Склад: организация, управление, логистика. 6-е издание, переработанное и дополненное.- М., 2005.-255с.
  22. И.Н. Менеджмент,— М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-501с.
  23. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организации и консультантам по управлению.-М.: Дело, 1999.-401с.
  24. Дж., Маркова В., Перкинс Д. Стратегия бизнеса. Новосибирск, 1996.-213с.
  25. В.М. Основы бумажной информатики. 2-е изд., испр. М.: Наука, 1987.-552с.
  26. Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика: монография. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.-169с.
  27. Г. Я. Основы менеджмента. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997.-198с.
  28. Г. Я. Стратегический менеджмент.- Таганрог: ТРТУ, 1995.-215с.
  29. Государственная власть и предприятие: от команды к партнерству/ Под ред. И. В. Простакова.-М.: Международные отношения, 1991.-226с.
  30. В.Т., Алтухов П. Л., Грищенко О. В., Резник Е. П. Развитие управления промышленным предприятием.- Саратов: изд-во Сарат. Ун-та, 2004.-149с.
  31. В.Т. Теория и практика управления внешнеэкономической деятельностью предприятия.- Саратов: Издательство Латанова В. Т., 2000.-134с.
  32. В.Т., Назарьева Н. А. Проблемы менеджмента промышленных предприятий: монография.- Саратов: Издательство Латанова В. Т., 2001.-165с.
  33. Г. Бойетт, Бойетт Джимми Т. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления. -М.: Олимп-Бизнес, 2001.-216с.
  34. С.С. Каждому- об управлении.- М.: Мысль, 1986.-194с.
  35. П.Ф. Энциклопедия менеджмента. М.: ВИЛЬЯМС, 2004.-288с.
  36. В.Д. Управление предприятия на основе повышения его конкурентоспособности.- Нижний Новгород: Инфо-Пресс, 2000.-248с.
  37. А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000, — 164с.
  38. С.Д. Этика бизнеса. М.: «ЮНИТИ», 2004, — 334Информационные системы и технологии в экономике/ Под общ.ред. В. И. Лойко.-М., 2005.-324с.
  39. А. К., Подлесных В. И., Серова Л. С. Практический менеджмент.- М.:Инфра-М, 2001.-345с.
  40. М., Громов А., Ферапонтов М., Шматалюк А. Моделирование бизнеса. М.: Весть-Метатехнология, 2001.-258с.
  41. Н.Д. Организационно-экономический механизма обеспечения конкурентоспособности продукции.- М.:ПроСофт-М, 2000.-238с.
  42. . Деловая стратегия. -М., 1991.-239с.
  43. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика.- М: Прогресс, 1982.-340с.
  44. Ковени М. Стратегический разрыв. Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-157с.
  45. В.М. Методы управления, М.:Мауп, 2004.-356с.
  46. Контроллинг в бизнесе: методологические и практические основы построения контроллинга в организациях/ Карминский A.M., Оленев Н. И., Примак А. Г., Фалько С.Г.- М.: Финансы и статистика, 1998.-259с.
  47. Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. под ред. О. А. Третьяк, JI.A. Волковой, Ю. Н. Каптуревского.- СПб: Изд-во «Питер», 1999.-584с.
  48. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: «Ростинтэр», 2000.- 736с.
  49. А.И., Уткин Э. А. Рекламное дело,— М.: Тандем, ЭКМОС, 2001 .-345с.
  50. .А., Шаркович В. Г., Дегтярева Т. Д. Методы и модели совершенствования организационных структур.- М.: Наука, 1988.-146с.
  51. В.Н., Русинов Ф. Н., Петросян Д. С. Кадровые проблемы современного менеджмента/ под ред. проф. И. М. Германа, Саратов: Изд. Центр СГЭА, 1996,-169с.
  52. Е.А. Формирование экономического механизма повышения деятельности предприятия.- Спб., 2003.-412с.
  53. М.М. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1999.-234с.
  54. А.С., Мухин В. И. Исследование систем управления— М.: ГУ ВШЭ, 2002.-256с.
  55. Ю.С., Тронин Ю.Н Стратегический и кризисный менеджмент фирмы.- М., 2005.-368с.
  56. Менеджмент на промышленном предприятии. / Кошкин Л. И., Хачатуров А. Е., Булатов И. С. Эколайн, 2000.-480с.
  57. Менеджмент / под. ред. Орлова А.И.- М.: Знание, 1999.-369с.
  58. М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ.- М.: Дело, 1992.-701с.
  59. Методы управления персоналом./ Управление персоналом организации. / Федосеев В. Н., Капустин С. Н. М: Экзамен, 2003.-367с.
  60. Мировая экономика и международный бизнес / Под общ.ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина, — М, 2005.-415с.
  61. А.И., Виханского О. С. Менеджмент. / Под ред. Наумова А.И.-М.: Экономист, 2002.-398с.
  62. Е.Г. Экономика и управление предприятием.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997.-359с.
  63. Ю.С., Сизов В. В. Хозяйственный механизм и научно-технический прогресс. Томск: Издательство томского университета, 1982.-168с.
  64. Организационная структура предприятий/ Коноков Д. Г., Рожков М. А, Смирнов А. О., Яниковская О. Н., издание второе.- М.: ИСАРП, 1999.-296с.
  65. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма.- М.: Изд-во МГУ, 1994.-364с.
  66. Основы менеджмента. / Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. М.:Дело, 1999.-701с.
  67. Основы управления/ Под ред. Радукина В. П. -М.: Высшая школа, 1986.-193с.
  68. Г. Х. Эффективное управление. -М., 1985.-158с.
  69. Проблемы совершенствования хозяйственного механизма/ Под ред. Егиазаряна Г. А.-М., 1986, — 143с.
  70. А.А. Основы менеджмента.- М.: Центр, 1998.-216с.
  71. Ю.И. Основы экономики и управления производством.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.-385с.
  72. А. Н. Логистика. Терминологический словарь.- М.: Экономика. 1995.-372с.
  73. Романенко И. В. Экономика предприятия.-СПб., 2005.-196с.
  74. Рыночная экономика. В 3 т. Т. 2. Часть 1/ Основы бизнеса.- М.: «Соминтэк», 1992.-3 65с.
  75. Сергеев И. В. Экономика предприятия.- М., 2005.-345с.
  76. Э.А. Основы теории организации.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-285с.
  77. А.Г. Совершенствование хозяйственного механизма программно-целевых территориальных комплексов.- JL: Издательство Ленинградского университета, 1988.-214с.
  78. Стратегический менеджмент. / Баринов В. А., Харченко В.Л.-М: Инфра-М, 2005.-312с.
  79. Территориальное управление экономикой: Слов.-справ./ Гл.ред.:В. П. Колесов и др.-Сост.:И. В. Усов.- СПб., 2005.-745с.
  80. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Половинкина А. И., Попова В. В. -М.: НПО «Информ-система», 1995.-245с.
  81. Инновации в управлении человеческими ресурсами предприятия. -М., 2002.-364с.
  82. С.Г., Носов В. М. Контроллинг на предприятии.- М.: Знание, 1995.-396с.
  83. В.Ф. Беседы о новом хозяйственном механизме,— М.: Политиздат, 1982.-139с.
  84. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга М.: Финансы и статистика, 1997. -264с.
  85. Хозяйственный механизм в двенадцатой пятилетке/Под ред. Белоусов Р. А., Борышев Д. Н. -М.: Экономика, 1986. -168с.
  86. Хозяйственный механизм общественных формаций/ под ред. Абалкина Л.И.М., 1986.-169с.
  87. Хозяйственный механизм управления социальной экономикой / Под ред. Бунича Л. Г. -М.: Экономика, 1984.-286с.
  88. Хозяйственный механизм функционирования социалистической экономики/ Ред. Коллегия: Федоренко Н. П., Петраков Н. Я., Киряков К. и др. М., 1982.-312с.
  89. A.M. Основы менеджмента / Калинингр. ун-т. Калининград, 1996.-198с.
  90. X. Экономика предприятия /Пер.с нем.- М., 2005.-257с.
  91. Юн Г. Б., Таль В. В., Григорьев В. В. Словарь по антикризисному управлению- М.: «Дело" — 2003.-564с.
  92. Д. Гравитация на службе у логистики //Логистика сегодня.-2005.-№ 3, С. 9−14.
  93. Ю. Внедрение и использование комплексной информационной системы для решения задач административного управления и управления персоналом //Управление развитием персонала.- 2005.- № 1, С. 4146.
  94. Ю. Использование комплексных информационных систем при создании единой инфраструктуры организации //Управление развитием персонала, — 2005, — № 2, С. 51−59.
  95. Д. Проблема безопасности автомобильных перевозок //Логистика сегодня, — 2005.- № 3, С.39−42.
  96. Е., Климантова Е. Практика принятия управленческого решения //Управление человеческим потенциалом.- 2005.- № 2, С. 42−49.
  97. Н., Бродецкий Г. Возможности повышения эффективности стратегий управления запасами при учете временной стоимости издержек / доходов //Логистика сегодня.- 2005, — № 2, — С. 48−53.
  98. В. Новые показатели успешности бизнеса и ожидания рынка //Менеджмент сегодня, — 2005.-№ 3, С. 13−18.
  99. Венетис Карин А. Гаури Первес Н. Качество обслуживания и удержание клиентов: создание долгосрочных отношений // Маркетинг-дайджест, — 2005.-№ 2, — С.5−8.
  100. К. Методы создания системы качества Группы компаний «Русская логистическая служба» //Логистика сегодня.- 2005.- № 2, С. 55−63.
  101. П., Земеров Ф. Бюджетирование деятельности производственных предприятий (опыт разработки и внедрения). // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 6.
  102. Г. Е. Еще один подход к терминологии по качеству. -Стандарты и качество. 1997. — № 7. — С. 44−46.
  103. Г. Е. И снова о терминах // Стандарты и качество. 1998. — № 4. — С. 70−72.
  104. Гибсон Джеймс Л., Иванцевич Джон, Доннелли Джеймс X. Организации: поведение, структуры, процессы// www.aksentiev.tut.ru
  105. П. Е. Оценка эффективности управления: предмет, методы, инструменты// www.aksentiev.tut.ru
  106. О. Контроллинг (методика работы) //Управленческий учет и финансы.-2005.-№ 2, С. 33−45.
  107. А., Козлов В., Уваров С. О свойствах и классификации логистических систем //Логистика сегодня.- 2005.- № 3, С.31−36.
  108. Н. Сбалансированная система показателей как инструмент стратегического развития предприятия в условиях Российской действительности //Маркетинг и маркетинговые исследования.- 2005.-№ 3, С.22−27.
  109. Л. И. О феномене дисконтирования и методике изложения капитализации в теории и практике ипотечного кредита. // Вопросы оценки.-1996.- № 1.-С.4−13.
  110. Я. Коалиционные программы лояльности // Маркетинговые коммуникации.- 2005.-№ 3.- С. 25−34.
  111. Н. Перспективы применения системы RFID в логистических цепях //Упраление каналами дистрибуции.- 2005.- № 2, С. 26−29.
  112. Е. Основы методологии разработки системы ключевых показателей эффективности //Маркетинг и маркетинговые исследования.-2005, — № 3, С.45−48.
  113. А. Возможные стратегии транспортно-экспедиторских компаний в условиях развивающегося российского рынка логистического сервиса //Логистика сегодня.- 2005, — № 2, С.52−55.
  114. В. Производственное планирование: особенности внедрения западных методов. // Директор ИС. 2000. № 10.
  115. В., Мясникова М., Бурмистров А. Оценка эффективности управления предприятием //Top-Manager- № 5−2003, с.20−33
  116. О. За пределами BSC: процесс-ориентированный подход к управлению эффективностью //Менеджмент-дайджест.- 2005.-№ 1, С.29−33.
  117. С., Рожков И. Долгосрочное планирование рынков в системе управления компанией. // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 2.
  118. В., Пилипчук С., Организационно-техническое проектирование микрологистической системы предприятия //Логистика сегодня.- 2005.- № 2, С. 44−48.
  119. П. Маркетинговые показатели, используемые для управления бизнесом на основе концепции Balanced Scorecards//MapKeTHHr и маркетинговые исследования.- 2005.-№ 3, С.26−29.
  120. М., Цапинский В. Уровни управления производственными системами. Связь ERP- И MES-систем //Менеджмент сегодня.- 2005.- № 2, С. 22−29.
  121. И. Единая информационная система. Этапы создания (часть 1) //Управленческий учет и финансы, — 2005.- № 2, С. 22−31.
  122. А. Стратегическое планирование и отбор проектов в логистике //Логистика сегодня.- 2005.- № 3, С. 29−34.
  123. В.И. Рынок производства стекла. Проблемы и перспективы развития. Доля России в мировой стекольной отрасли.// www.steklosouz.ru/static/lib/003.html
  124. А. Управление развитием персонала: мифы и реалии //Управление развитием персонала.- 2005.- № 1, С. 29−34.
  125. Е. Отдельные вопросы практики применения норм Таможенного кодекса Российской Федерации //Логистика сегодня, — 2005.- № 3, С. 5−9.
  126. Причины неудач внедрения ERP-систем в России//УПРАВЛЕНИЕ 3000 http://www.bizoffice.ru
  127. Т., Платонов С. Проблемы финансирования и оценки эффективности инвестиционных проектов и программ развития транспортно-логистической инфрастуктуры //Логистика сегодня.- 2005.- № 3, С. 32−37.
  128. Л. «Золотые правила» управления результативностью и эффективностью работы предприятий (Часть 1) //Менеджмент сегодня.- 2005.-№ 3, С. 51−58.
  129. О.А. Интегральная концепция контроллинга: актуальность, становление и перспективы/ Романова А. О., Малышева Л. А. // Экономическая наука современной России.- 2004.-№ 1.- С.88
  130. П. Особенности управления возвратными потоками в распределительных сетях торговых компаний //Логистика сегодня.- 2005, — № 3, С. 32−41.
  131. Т. Б., Умит К. С., Нудурупати С. Система оценки качества работы компании с использованием компьютерных сетей //Менеджмент-дайджест.-2005, — № 2, С. 25−32.
  132. Е.В. Стратегический контроллинг в системе управления предприятием// менеджмент в России и зарубежем.- 2004.-№ 4.-С.110
  133. А. Рынок хрупкий и манящий // Эксперт.-2006.-№ 11.-С.38−46.
  134. К. Управление клиентской базой в сфере продаж товаров промышленного назначения //Упраление каналами дистрибуции.- 2005.-№ 1, С. 11−16.
  135. А., Лекомцев П. Управление по KPI в многоуровневых компаниях //Менеджмент сегодня.- 2005.- № 2, С.3−8.
  136. В., Любарская М. Логистические принципы и методы в системе обращения с твердыми отходами //Логистика сегодня.- 2005.- № 3, С.41−48.
  137. И. Практические аспекты бизнес-планирования //Управленческий учет и финансы.- 2005.- № 2, С. 33−38.
  138. В.В. О проблемах терминологии, менеджменте качества и эффективности внедрения ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. 1996. — № 3. — С. 27−28.
  139. В.В. Открытое письмо коллеге // Стандарты и качество. 1998. — № 2.
  140. А. Дж. Какабадзе А. П. Перспективы развития управления и совершенствования команды сотрудников (часть 5) //Менеджмент-дайджест.-2005.-№ 1, С.44−49.
  141. Е., Алямов В., Проблемы взаимодействия управленческого звена и службы маркетинга на предприятии //Маркетинговые коммуникации.- 2005.-№ 2, С.29−35.
  142. Advanced strategies in financial risk management. New York: Institute of Finance, 1993.
  143. APICS dictionary//edit. Cox J. F., etc. American Production and Inventory Control Society, 1992.
  144. Barker, Philip G. Computer in analytical chemistry. — Oxford a.o.: Pergamon Press, 1983.
  145. Bartol, Kathryn M., Martin, David C. Management. — New York: McGRAW-HILL, 1991.
  146. Brown, Arnold, Weiner, Edith Manager in einer veranderten Welt. -Hamburg u. a.: McGraw-Hill, 1986.
  147. Chorafas, Dimitris N. Computergestutztes Management. — Hamburg a. o.: McGraw Hill, 1997.
  148. Foster, Richard N. Innovation: The attracker’s advantage. — London- Sydney: Pan Books, 1987.
  149. Gardner, Neely D. Gute Note als Manager. — Munchen: Management Buchclub, 1969.
  150. Gore, Marvin Elements of systems analysis. — Dubuque: Brown, 1998.
  151. Graham, Harold Thomas, Bennett, Roger Human resources management. -London: Pitman, 1990.
  152. Griffin, Ricky W. Management. — Boston: Houghton Mifflin Co., 1990.
  153. Groebner, David F., Shannon, Patrik W. Introduction to management science. — New York: Dellen- Macmillan, 1992.
  154. Hardy, Len Successful business strategy: How to win in the market-place. -London: Kogan Page, 1987.
  155. Heinze, Erhard Chefs- Falsch Programmiert: Ein Pladoyer fur bessere Managersitten. — Munchen: Verlag moderne Industrie, 1972.
  156. Ivancevich, John M. Management: quality and competitiveness. — Bun-Ridge a. o.: IRWIN, 1994
  157. Levitt, Theodore Marketing Imagination: Die unbegrenzte Macht des kreativen Marketing. — Landsberg: Verlag moderne Industrie, 2000.
  158. Management information system/ edit. Earl McPeek, etc.-WCB, 1992.
  159. Management under differing labour market and employment systems. -Berlin- New York: de Gruyter, 1988.
  160. Manufacturing planning and control systems./Vollmann, Thomas E., Berry, William L., Whybark, D. Clay. Homewood: IRWIN, 1988.
  161. Mercer, David The sales professional: Strategies and techniques for managing the high-level sale. — London: Kogan Page, 1998.
  162. Microcomputers in education conference: Tomorrow’s technology. -Rockville: Computer Science Press, 1995.
  163. Morris, Michael John Successful expansion for the small business. -London: Kogan Page, 1984.
  164. O’Leari, T. J. Computers and information systems. — Redwood City: The Benjamin Cummings, 1989.
  165. Pearce, John A., Robison, Richard B. Management. — New York: Random House, 1989.
  166. Produktivitat und Innovation durch Formen der Mitarbei-teraktivierung: Dokumentation zum 3.dt. Quality Circle Kongress 1984. Hamburg- Windmuhle: Vertrieb von Medien, 1985.
  167. Punnett, Betty Jane International business. — Oxford: Blackwell Business, 1997.
  168. Robinson, David Getting the best out of people. — London: Kogan Page, 1998.
  169. Spero Joan Edelman The politics of international econimic relations. -London: Allen, 1995
  170. The theory and practice of international relatons. New Jersey: Prentice-Hall, 1987.
  171. Thompson, Arthur A. Strategy formulation and implementation: Tasks of the general manager. — Homewood- Boston: IRWIN, 1999.
  172. Wiseman, Charles Strategy and computers: Information systems as competitive weapons. — Homewood: Dow Jones-Irwin, 1985.
  173. Wolberg J. R. Convertion of computer software. — Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1983.
Заполнить форму текущей работой