Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и развитие системы управления социальными процессами в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо в приоритетном порядке для системы управления социальными процессами в регионе решать задачи: установления возможностей и способов интегрировать целевые комплексные социальные и специальные программы развития отраслей социальной сферы в едином социальном процессеорганизации функционирования в соответствии с собственной материально-технической базой, ресурсамирационального использования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование концептуальных основ развития системы управления социальными процессами в регионе
    • 1. 1. Особенности формирования концептуальных положений развития системы управления социальными процессами в регионе
    • 1. 2. Принципы и факторы создания системы управления социальными процессами в регионе
  • Глава 2. Системный и сравнительный анализ состояния социальной сферы в регионе
    • 2. 1. Сравнительный анализ состояния социальной сферы регионов в России и за рубежом
    • 2. 2. Направления эффективного развития системы управления социальными процессами в регионе
  • Глава 3. Методические положения разработки перспективных направлений развития системы управления социальными процессами в регионе
    • 3. 1. Методические положения формирования системы управления социальными процессами в регионе
    • 3. 2. Перспективные направления программно-целевого развития системы управления социальными процессами в регионе

Формирование и развитие системы управления социальными процессами в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Создание и развитие системы управления социальными процессами в регионе связано не только с необходимостью удовлетворения растущих социальных потребностей населения, но и с управлением процессом развития социальной сферы на рациональной основе, а также эффективным функционированием учреждений и организационно-правовых структур в социальной сфере.

Условием эффективного управления социальными процессами в регионе, учреждениями социальной сферы, организационно-правовыми объектами социальной инфраструктуры, рынком социальных услуг выступает повышение научной обоснованности разработки и реализации всего комплекса функциональных составляющих системы управления социальными процессами, которые должны быть ориентированы на принятие таких мер и управленческих решений, которые учитывали бы новые рыночные тенденции развития экономической, демографической, политико-правовой, природной, инновационной сред, в которых находятся социальная сфера и потребители социальных услуг.

Необходимость реформирования и рационализации управления социальной сферой возникла на основе: динамично развивающихся социальных потребностей населения, обусловливающих непрерывное обеспечение социальными услугами, внедрение методов активизации повышения качественного уровня в процессе оказания социальных услугизменения требований к существующим стандартам в социальной сфереотсутствия мониторинга качества социальных услуг населению.

Кроме того, действенное управление социальными процессами в регионе может быть реализовано на основе единого социального пространства, в рамках которого возможно использовать критерии оценки социальной услуги, ее эффективного потребления. Вместе с этим, основными концептуальными положениями развития системы управления социальными процессами в регионе является: обеспечение сбалансированности государственных, пространственно-средовых и личных интересов граждан, удовлетворение требованиям социальной сферы о сохранении гомеостатического состояния на среднесрочный и стратегический периоды до тех пор, пока влияние внешних факторов не повлекут отклонения за рамки, установленные системой управления.

Актуальность решения поставленных в исследовании проблем особенно возрастает в условиях децентрализации управления системой социального обеспечения, реформирования социальной сферы, перехода к управлению, имеющему государственно-общественный характер за счет перераспределения полномочий федерального уровня управления, увеличения полномочий и прав органов управления регионов, учреждений социальной сферы локального уровня.

Результативность системы управления социальными процессами в регионе может варьироваться в установленных границах отклонений, при этом управление процессом оказания социальных услуг в учреждениях социальной сферы может быть тем эффективнее, чем меньше указанные отклонения от нормативно установленных.

Необходимым инструментарием адаптации и рационального развития социальной сферы в изменяющихся рыночных условиях политико-правовой, экономической, научно-технической, инновационной, демографической направленности может выступать такая система управления, в которой соблюдается сбалансированность федерального, регионального, локального уровней управления, определяемых результативностью и размером затрат, степенью заинтересованности и участия каждого уровня управления в социальной сфере.

Регламентированная система государственного управления социальной сферой диктует необходимость демократизации развития рынка социальных услуг, повышения уровня конкурентоспособности учреждений социальной сферывведения механизма многоканального, многоуровневого финансирования, установления равновесия и постоянной корректировки между складывающимся спросом и имеющимся предложением на социальные услуги, введения системы управления деятельностью учреждений социальной сферы, сочетающей в себе как прямые и опосредованные государственные и внутренние акты управленческих воздействий на систему управления социальными процессами в регионе, так и саморегулирования профессиональных участников рынка социальных услуг в рамках ассоциативных объединений.

В этой связи актуальными являются решения проблемы создания эффективной системы управления социальными процессами в регионе, включающей в себя современные требования о повышении результативности процесса оказания социальных услуг населению. Вместе с этим целевая ориентация системы управления социальными процессами и учреждениями социальной сферы в регионе должна предполагать соединение интересов государственных, общественных и индивидуальных потребителей социальных услуг с федеральной и национально-территориальной компонентами социального стандарта. Система управления социальными процессами должна быть направлена на реализацию мер по удовлетворению потребностей регионального, общественного и индивидуального рынков социальных услуг, на реализацию главной долгосрочной цели — обеспечить единое социальное пространство, отвечающее потребностям государства, социума и отдельного индивидуума.

В то же время теоретические и методические основы рационального управления социальными процессами и учреждениями социальной сферы в регионе в условиях значительного изменения социально-экономической, демографической, инновационной, политико-правовой, природной сред, а также развития механизма оказания социальных услуг населению в экономической литературе разработаны недостаточно. Существует необходимость формирования таких методологических и методических основ системного управления социальной сферой образования, которые могли бы составить его основу.

Решение концептуальных и методических проблем определения перспективных направлений программно-целевого развития системы управления, формирования и воплощения основных принципов и факторов, влияющих на создание эффективной системы управления социальными процессами, конструирования и использования механизма многоуровневого и многоканального финансирования, повышения мобильности, гибкости и адаптивности систем управления учреждениями социальной сферы к изменяющимся потребностям рынков социальных услуг также ждут своего решения.

Таким образом, актуальность темы исследования вытекает из необходимости решения таких важнейших экономических, финансовых, организационных и правовых задач как обоснование методологических, концептуальных и методических основ создания системы управления социальными процессами в регионе.

Актуальность темы

диссертации, практическая потребность народного хозяйства, его социальных сегментов рынков в исследованиях по формированию и практическому применению систем управления социальными процессами в регионе определили цель, задачи и предмет данного научного исследования.

Основной целью диссертационной работы является разработка концептуальных и методических основ, принципов формирования и программно-целевого развития системы управления социальными процессами в регионе.

В соответствии с основной целью в диссертации поставлены и обоснованы следующие задачи:

•установить концептуальные особенности функционирования и развития системы управления социальными процессами в регионе на основе требований социальных стандартов;

• сформировать принципы и определить основные факторы, направленность создания эффективной системы управления социальными процессами, их взаимодействие и обусловленность, влияющие на возможности системы управления принимать опережающие воздействия на процесс оказания услуг в социальной сфере;

• определить и проанализировать взаимодействия элементов механизма и системы управления социальными процессами на уровне региона, их влияния на виды управленческой деятельности и формы ее кадрового, информационного, финансово-экономического, материального, нормативно-правового, научно-методического, организационного обеспечения;

• проанализировать и обобщить результаты функционирования и развития рынка социальных услуг на основе устойчивого финансирования, иного ресурсного обеспечения, непрерывности процесса социального обеспечения населения;

• составить системные представления о методах, принципах и условиях, влияющих на создание эффективной системы управления социальными процессами в регионе, об информационной многоуровневости управления процессом оказания услуг учреждениями социальной сферой;

• сформировать и научно обосновать перспективные, стратегические направления программно-целевого развития системы управления социальными процессами в регионе.

Предметом исследования являются теоретические и концептуальные, методологические и методические проблемы управления социальными процессами, функционированием и развитием социальной сферы в регионе.

Объектом исследования выступает система социального обеспечения Республики Марий Эл, ее механизм, управление процессом оказания услуг в социальной сфере. Объектами исследования выступают также ресурсное обеспечение социальных процессов в регионе, учреждения и организационно-правовые структуры социальной сферы.

Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью проведения социально-экономического, системного, сравнительного и экономико-математического анализа, рационализации взаимодействия основных элементов системы управления социальными процессами в изменяющихся условиях внешней среды, научного обоснования возможностей достижения роста результативности функционирования системы управления социальными процессами, применения в инвестиционном процессе методов, процедур и способов управления экономической, финансовой, инвестиционной, структурно-организационной, нормативно-правовой направленности, формирования и эффективного развития систем управления учреждениями социальной сферы в регионе.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных и решаемых в ней проблем, явились новейшие научные труды в области управления, регулирования, планирования социальной сферы в стране, в Республике Марий Эл российских и зарубежных ученых-экономистов, управленческого персонала в социальной сфере, а также Гражданский кодекс, Закон Российской Федерации «О повышении социальных гарантий для трудящихся», Постановления Правительства РФ «О программе социальных реформ в РФ на период 1996;2000 годов «, «Об утверждении положения о республиканском (федеральном) и территориальном фондах социальной поддержки населения и мерах по обеспечению деятельности этих фондов», Указ Президента РФ «О неотложных мерах стабилизации уровня жизни населения РФ», Федеральная программа развития системы социального обеспечения населения, а также распоряжения и информационные материалы Правительства Республики Марий Эл о развитии социальной сферы.

В диссертации использованы и такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез, дедукция и индукция, методы вербалъно-блочного, аналитического моделирования.

Выполненные в диссертации исследования базируются на достигнутом уровне экономической науки, науки об управлении, нашедшем отражение в трудах российских и зарубежных ученых.

В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, статистические данные социально-экономического развития Республики Марий Эл, Российской Федерации, зарубежных стран, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы статистических органов об экономическом, финансовом, инвестиционном, организационном развитии социальной сферы.

Научная новизна результатов исследования, выполненного автором, заключается в следующем:

• проанализированы особенности функционирования системы управления социальными процессами в регионе в условиях существенного изменения факторов хозяйствования, реформирования социальной сферы;

• обоснована социально-экономическая результативность применения общесистемных, особенных и специфических принципов создания эффективной системы управления социальными процессами в регионе;

•предложено методическое обеспечение установления равновесия между рыночным спросом и предложением на социальные услуги, а также механизм ресурсного обеспечения по созданию системы социальной защиты населения региона;

• разработаны методические положения многоуровневого управления процессом оказания социальных услуг населению региона, а также программа вычислений потенциала доходов бюджета региона;

• определены стратегические направления программно-целевого развития системы управления социальными процессами на основе диверсификации социальных услуг, стратегия развития учреждений социальной сферы.

Практическая и научная значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней решения методических задач и концептуальных проблем имеют практическую направленность, а процессе создания эффективной системы управления социальными процессами в регионе, анализа направлений ее рационального применения. Научно-исследовательские положения диссертации по проблемам концепции формирования принципов и установления влияния основных внешних и внутренних факторов в процессе создания системы управления социальными процессами в регионе, достижения ее стратегических ориентиров экономического, финансового, социального характера, а также разработанная методика оценки бюджетного потенциала региона могут быть использованы региональными и местными органами управления социальной сферой, профессиональными участниками рынка социальных услуг, руководителями учреждений социальной сферы.

Основные научные результаты автора опубликованы в шести научных работах.

Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения логической последовательности и причинно-следственной взаимозависимости факторов и принципов, влияющих на создание эффективной системы управления социальными процессами в регионе.

Структура диссертации составлена таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальные и малоисследованные проблемы по теме работы.

Структура диссертации включила главы, в которых приведены теоретические, концептуальные и методические положения создания рациональной системы управления социальными процессами в регионе, разработки перспективных и стратегических направлений развития данной системы.

Цели и задачи диссертационной работы определили ее последовательность изложения, объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Управление социальной сферой неразрывно связано с экономическими, финансовыми, правовыми, организационными условиями формирующегося финансового рынка, характерными кризисными явлениями в экономике, необходимостью структурной реорганизации системы управления социальными процессами, финансовой поддержки развития учреждений и организационно-правовых структур социальной сферы, определения направления и стратегических ориентиров развития системы социального обеспечения населения.

Намечаемые стратегические ориентиры и перспективные направления программно-целевого развития системы управления социальными процессами, а также учреждений и организационно-правовых структур социальной сферы могут быть достигнуты при наличии рациональных механизмов и действующей системы управления социальными процессами в регионе.

На решение проблем формирования методологических и методических положений рационализации форм, методов социального управления, создания механизма и системы взаимодействующих элементов экономической, финансовой, организационной, правовой направленности, ориентированных на повышение результативности деятельности учреждений и организационно-правовых структур социальной сферы направлено данное исследование, основные выводы и рекомендации которого можно сформулировать следующим образом:

• управление социальными процессами в регионе может быть представлено как системная, конкретная, практическая работа по сознательной организации всей социально-экономической деятельности, осуществляемой учреждениями социальной сферы, структурами управления социальной сферой на всех стадиях развития региона;

• управление социальными процессами в регионе обладает способностью адаптироваться к изменяющейся внешней среде и с учетом внутренних количественных и качественных изменений самоорганизуется и саморазвивается, функционирует даже в условиях неполноты информационного обеспечения, имеет разнообразные внешние, внутренние цели и задачи, использует экономические, социальные, правовые, психологические, естественные, инженерные и другие науки;

• основой региональной концепции формирования и развития системы управления социальными процессами в регионе должна являться система взаимосвязанных по ресурсам и срокам экономических и организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих достижение целей, сформулированных в концепции, а процесс реализации необходимых мероприятий может осуществляться по отраслевым и территориальным признакам;

• мероприятия по формированию и развитию системы управления социальными процессами в регионе по отраслевому признаку (торговля и общественное питание, бытовое обслуживание, здравоохранение, народное образование, культура) должны образовывать комплекс отраслевых подпрограмм, направленных на достижение целевых показателей развития конкретной сферы социального обслуживания;

• формирование системы управления социальными процессами в регионе обеспечит согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов и организационно-правовых структур, действующих на территории региона и проживающего населения, а именно сочетаниесоциального и экономического аспектов управления;

• целевая программа может быть реализована только через систему государственного планирования, именно поэтому для реализации программ социального развития региона необходимо восстановление системы государственного планирования на основе усиления экономических функции государства.

• концептуальная часть развития системы управления социальными процессами в регионе, должна отражать основные направления и результаты реализации процесса оказания социальных услуг в регионе, комплексы мероприятий по качественному преобразованию всей социальной сферы на основе использования потенциала этой системы, ее резервов и эффективного потребления ресурсов;

• региональная комплексная программа по созданию системы управления социальными процессами в регионе, должна включать подпрограмму развития комплексов управления социальной сферой, а также реорганизации механизма осуществления подпрограммы и финансового обеспечения;

• эффективное развитие системы управления социальными процессами в регионе является сложным многоэтапным процессом, ориентированным на получение запрограммированных конечных результатов с заранее определенными вероятностными количественными оценками этих результатов, которые могут варьироваться в установленных границах колебаний и, чем меньше эти колебания, тем эффективнее может функционировать система управления социальными процессами как на территории государства, так и в конкретном регионе;

• генеральной целью системы управления социальными процессами в регионе выступает сохранение, «защита» достигнутого уровня потребления и выход на научно-обоснованный уровень удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей населения, противодействие снижению уровня жизни населения и обеспечение роста его благосостояния, осуществление коренных преобразований в условиях и содержании труда работников производственной сферы региона, при этом реализация генеральной цели задает структуру системы управления социальными процессами в регионе;

• в настоящее время существует необходимость перехода от разработки социально-экономических нормативов уровня обеспеченности объектами социально-культурного и бытового назначения к созданию системы динамических нормативов—ориентиров для оценки социальной эффективности функционирования объектов социальной сферы, степени удовлетворения социальных потребностей населения региона;

•разработка системы управления социальными процессами в регионе, должна быть основана на общесистемных, особенных и специфических принципах, при этом общесистемные (общие) принципы создания системы управления не зависят от специфики объекта исследования, сферы его деятельности и уровня управленческой иерархии, а особенные принципы создания системы управления социальными процессами в регионе зависят от таких факторов, как: сфера деятельности (оказание социально-культурных услуг) и уровень управленческой иерархии или территориальной принадлежности (региональная система управления социальной сферой);

• основной предпосылкой использования программно-целевой ориентации развития учреждений социальной сферы служит классификация целей данной системы управления по периодам реализации, ориентации на получение результатов различного вида, по условиям достижения ступенейрангов значимости в общей системе целевой ориентации, с помощью которых можно сформировать ее вербальную модель;

• принципы создания рациональной системы управления могут быть представлены в виде трехуровневой иерархической структуры усиливающей их влияние на процесс функционирования системы управления, а отказ хотя бы от одного из принципов, может привести к утрате свойства эмерджентности системы управления, под которым понимается такое новое свойство, как способность системы управления к выработке и принятию опережающих решений, что способствует формированию качественно новой системы — системы опережающего управления процессом оказания социальных услуг в социальной сфере;

• в современных экономических условиях, Правительству Республики Марий Эл, при осуществлении эффективного управления социальными процессами, следует больше уделять внимания усилению роли управляющих воздействий регионального звена в реализации и воздействии на процесс управления социальной сферой, а также процесс воспроизводства в целом, так как управление воспроизводственным процессом в качестве основных звеньев должно включать производство человека, материальных благ, производственных ресурсов, окружающей природной среды в их взаимной связи и зависимости;

• необходимо в приоритетном порядке для системы управления социальными процессами в регионе решать задачи: установления возможностей и способов интегрировать целевые комплексные социальные и специальные программы развития отраслей социальной сферы в едином социальном процессеорганизации функционирования в соответствии с собственной материально-технической базой, ресурсамирационального использования потенциала учреждений социальной сферы и перераспределения средств для вложения в разработку и внедрение новых социальных продуктов и услугразработки и внедрения социальных комплексных мероприятий, ориентированных на устойчивое социально-экономическое развитие регионасоздания механизма многоканального финансирования системы управления социальными процессами в регионеформирования системы маркетинговых исследований рынка труда и социальных услуг в регионе, районе, городе, позволяющую установить привлекательность рынков с точки зрения их емкости, а также потенциальной потребности в социальных услугах, конкурентоспособности учреждений социальной сферыповышения мобильности, гибкости и адаптивности систем управления учреждениями социальной сферы к изменяющимся потребностям как реальных, так и потенциальных рынков социальных услуг и труда;

• обобщающие и частные результаты анализа развития в современных условиях рынка социальных услуг свидетельствуют о необходимости: полного государственного в сочетании с многоуровневостью, многоканальностью финансирования системы управления социальными процессами в регионеустановления равновесия и постоянной корректировки между складывающимся спросом и имеющимся предложением социальных услуг на соответствующем сегменте общественного рынка, на рынке трудаприоритетного выделения и многоканального финансирования учреждений социальной сферы, чьи социальные услуги и продукты наиболее востребованы населением регионасоздания качественно новой системы непрерывного управления социальными процессами в регионе, учитывающей предъявляемые к ней современные требования о повышении эффективности и результативности как процесса управления, так и непосредственно самой социальной сферы.

Необходимо также целенаправленно проводить последовательные действия, способствующие преодолению имеющихся противоречий между отечественными и международными нормативными документами с учетом реальных возможностей субъектов социальной сферы и государственных интересов, ориентируясь прежде всего на приоритет отечественных производителей и потребителей социальных продуктов и услуг. При этом основными регуляторами общего процесса согласования интересов между субъектами социальной сферы должны стать известные формы цивилизованного общения через такие экономические формы как маркетинг, менеджмент, сертификацию систем качества и основных видов социальной продукции и оказываемых услуг.

• многоуровневость управления процессом оказания социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства означает, с точки зрения общесистемных принципов построения эффективного информационного обеспечения, что вышестоящий уровень управления создает часть информационного обеспечения для нижестоящего уровня в виде вторичной информации, полученной в результате обработки первичной информации в вышестоящем блоке переработки информации;

• создание ассоциации учреждений социальной сферы на местном и региональном уровнях управления, на наш взгляд, должно базироваться на общесистемных и особенных принципах, учитывающих возможности формирования единой интегрированной системы управления регионального уровня;

• основой для выделения средств из регионального бюджета может выступать соответствующая территориальная программа, разработанная совместно с региональным центром ассоциации учреждений социальной сферы, например, программа вычислений потенциала доходов бюджета региона, позволяющая решать следующие задачи: анализ данных статистической отчетности по основным финансово-экономическим показателям предприятий всех форм собственности, зарегистрированных и действующих на территории региона, соответственно их вкладу в доходную часть бюджетавыявление и оценка резервов увеличения доходов бюджетабюджетного потенциала по методу выравнивания отклонений фактических показателей бюджетной доходности хозяйствующих субъектов до среднеотраслевых значенийвыявление и оценка бюджетного потенциала по методу внутриотраслевого перераспределения занятых по критерию бюджетной доходности предприятийвыявление и оценка бюджетного потенциала по методу межотраслевого перераспределения занятых по критерию бюджетной доходности всех отраслей производства регионавыявление предприятий в каждой отрасли региона, подлежащих процедуре банкротства, при этом результаты расчетов могут использоваться руководством при принятии решений о распределении централизованных бюджетных средств на развитие социальной сферы в регионе;

• создание региональной системы управления социальными процессами, позволит внедрить специфические принципы рационального построения систем управления, позволяющие: уменьшить инерционность процесса выработки и принятия управленческих решенийна основе прогнозной информации разрабатывать перспективные мероприятия, реализация которых по срокам и длительности может совпадать с моментом возникновения потребности на рынке социальных услуг, подтвержденной устойчивым реальным спросом на свойства, качество и гарантированность социальных услуг;

•региональное управление социальными процессами выступает формой, способом развития, стимулом к труду населения и мотивацией выполнения управленческих функций, а именно: социального целеполаганияорганизации исполнениякоординацииучетаконтроля за согласованным распределением ресурсов и видов деятельности между регионом и городом (областью) в целом, регионом и предприятиями производственной сферы и социально-бытовой инфраструктурыстимулирования видов деятельности, обеспечивающих согласование интересов предприятий, организаций и проживающего населения;

• формирование рациональной системы управления конкретным учреждением социальной сферы, учитывая общесистемные и особенные принципы создания региональной системы управления и являясь частью этой многоуровневой системы управления, в большей степени должно учитывать специфические принципы построения, зависящие от свойств конкретного объекта управления, в качестве которых выступают социальные услуги, а также на принципы, отражающие направленность процесса управления и определяющие требования к размеру результата функционирования;

• степень эффективности функционирования системы управления социальными процессами в регионе зависит от полноты и качества разработки и соблюдения принципов, ориентированных на создание опережающей системы управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. К концепции третьего этапа промышленной реформы в РФ (структурная перестройка в отраслях социальной сферы)// Российский экономический журнал, 1998. -№ 5.
  2. А. Феномен крупной корпорации, или какой рынок нам нужен// Российский экономический журнал, 1997. № 8.
  3. С.М. Социальные проблемы труда в российской промышленности: период обострения// Общество и экономика, 1998. -№ 10−11.
  4. Р. Экономический потенциал России// Экономист, 1997. № 11.
  5. В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели// Человек и труд, 1996. № 6, — С.76−79.
  6. В., Мстиславский П., Смирнов В. Оценка состояния и прогнозной динамики доходов и уровня жизни населения/ Экономист, 1998. № 12.
  7. В.В. Моделирование финансовой деятельности предприятий и коммерческих организаций. СПб.: СПбУЭФ, 1996.
  8. П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка// Российский экономический журнал, 1997. № 3.
  9. Ф.Э. Социальные гарантии и социальная ответственность// Общество и экономика, 1997. № 3−4.
  10. Ю.Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./ Сост, общ.ред. и предисл. Н. А. Шматко. -М.: Socio-Logos, 1993.
  11. П.Виноградова Е. В. Российские предприятия: занятость, заработная плата, социальная инфраструктура// Общество и экономика, 1998. № 7.
  12. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд. учебник. -М.: «Фирма Гардарика», 1996.
  13. В. Инвестиционные приоритеты России// рынок ценных бумаг, 1997. -№ 23. С.41−72.
  14. Ю.Н., Ефимов Б. А. Изменение предпочтений индивидов в социальной сфере// Экономика и мат. методы, 1997. Т.ЗЗ. — Вып.2.
  15. С. Как оживить отечественное товаропроизводство// Российский экономический журнал, 1994. -№ 10.
  16. Г. Ф. Стратегия развития социальной сферы региона, автореферат дис.на соиск.уч.ст.канд.эк.наук. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 1998. — 18 с.
  17. Государственные приоритеты и механизмы их реализации/ Под ред. Кушлина В. И. и др. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1995.
  18. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. СПб.: Макет, 1995.
  19. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Челябинск: Книга, 1996.
  20. А.Г. Региональная политика в программах экономических реформ// Федерализм и региональная политика. Вып.1. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1995. — С.7−52.
  21. А.Г. Региональная экономика и региональная наука в Советском Союзе и России// Регион: Экономика и социология. 1994. — № 1. — С.7−27.
  22. А.Г. Региональный разрез экономической реформы// Экономика ижизнь. 1992. -№ 39. — С.6- № 40. -С.14, 15.
  23. С. Реформа предприятий: новый подход// Экономист, 1997. № 9.
  24. Е.В., Давыдов А. А. Измерение качества жизни. М., 1993.
  25. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: Микроэкономическая модель/ пер. с англ.- Под общ.ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича. СПб., 1992. — 496 с.
  26. Т., Евлева И. и др. Стратегии выживания государственных и приватизированных предприятий промышленности в переходный период. -М.: Изд-во Высшей школы экономики, 1994.
  27. О., Самусева Р. Результативность инвестиционного процесса региона// Экономист, 1996.
  28. В.А. Государственное управление и регулирование экономики. -Иркутск: ИИНХ, 1995.
  29. А., Шиллер Ф. Анализ социально-экономической ситуации в регионах России//Экономист, 1995. -№ 7.
  30. ЗО.Жильцов Е., Казаков И. Перспективы выживания социальной сферы предприятий// Российский экономический журнал, 1994. № 8.
  31. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики о повышении социальных гарантий для трудящихся от 19 апреля 1991 года N 1028−1 (в ред. Законов РФ от 06.12.91 N 1991−1, от 30.03.93 N4693−1)
  32. Закон Российской Федерации о вынужденных переселенцах от 19 февраля 1993 года N 4530−1 (в ред. Федерального закона от 20.12.95 N 202-ФЗ)
  33. Информация о социально-экономическом положении России. М.: Госкомстат РФ, 1998, январь-декабрь.
  34. .В. Роль финансово-промышленной группы в решении социально-экономических проблем российского общества// Социально-политический журнал, 1996. № 5.
  35. Р., Аукционек С. Российские промышленные предприятия на рынке труда// Вопросы экономики, 1995. № 6.
  36. В. Региональная инвестиционная политика: мировой опыт и российские проблемы// Проблемы теории и практики, 1995. № 4. — С. 100 105.
  37. В.А., Арженовский С. В. Исследование инвестиционной стратегии предприятия в условиях инфляции// Экономика и мат. методы, 1997. № 1.
  38. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. -М.: Прогресс. Академия, 1995.
  39. С.Ю. Циклические колебания социально-экономического развития. СПб.: СПбУЭФ, 1995.
  40. П.М., Рыбаков Ф. Ф. Экономическое реформирование России в XX веке (политико-экономическое исследование). СПб.: ТООТК «Петрополис», 1996.
  41. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года- Прогноз социально-экономического развития на 1996−2000 годы и на период до 2005 года. М.: Правительство Российской Федерации, 1996.
  42. Концепция среднесрочной программы на 1997−2000 годы / Вопросы экономики, 1997. № 1. — С. 16.
  43. С.А. Критический обзор некоторых теоретических вопросов приватизации// Экономика и мат. методы, 1997. № 1.
  44. В., Малева Т., Смирнов С. Социальная сфера промышленных предприятий// Экономист, 1996. № 3.
  45. Г. А., Шайбакова Л. Ф. Опыт и проблемы экономического регулирования нововведений в России// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1996. № 4.
  46. Крупномасштабные системы: моделирование развития и функционирования: Сб.тр./ Отв.ред. А. Д. Цвиркун, В. Н. Бурков. М.: Институт проблем управления, 1990.
  47. В.А., Кураков Л. П. Концепция социально-экономического развития Республики Марий Эл. Москва: Пресс-сервис, 1999.
  48. А., Скворцов А. Место финансово-промышленных групп в экономике// Экономист, 1997. -№ 3.
  49. Н.И. Задачи и методы региональной политики в странах рыночной экономики// Регион: Экономика и социология. 1994. — № 4. — С.146.
  50. Н.И., Бауман Л. А. Региональная политика субъектов Федерации: Региональная политика в Европе: Методическое пособие по спецкурсу. -Вып. 1. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1994. — С.55.
  51. В.М. Формирование инвестиционного климата в России// Финансы, 1995. № 40. — С.3−17.
  52. В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Ст.первая. Что такое региональная политика, зачем она нужна и есть ли она у нас?// Рос.экон.журн. 1993. — № 9. — С.49−63.
  53. В., Швецов А. Региональная политика Росс: концепции, проблемы, решения// Российский экономический журнал, 1997. № 3.
  54. В. Влияние формирования рыночного хозяйства на социальные процессы//Экономист, 1997. -№ 12.
  55. С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности// Вопросы экономики, 1994. -№ 12. С. 115−125.
  56. Д. Курс социально-экономического возрождения России// Российский экономический журнал, 1994. № 1−2.
  57. Д., Моисеев Н., Гребенников В. О концепции социально-экономического развития России. М.: ЦЭМИ РАН, 1995.
  58. А. Реорганизация акционерных обществ и становление финансово-промышленных групп// Российский экономический журнал, 1994. -№ 11.
  59. Д.К. и др. Предпринимательские структуры в рыночной экономике. СПб., 1995.
  60. А.В. Антикризисная политика: структуралистский подход// Экономика и математические методы, 1992. № 2.
  61. Математические методы в социальных науках. М.: Прогресс, 1973.
  62. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М: «Дело», 1993.
  63. Механизм территориального самоуправления и рыночное регулирование/ Ред. Г. А. Ковалева, А. И. Татаркина. Екатеринбург: Изд-во Уральского унта, 1991.
  64. B.C. Рыночная структура и методы ее оценки. Нальчик, 1996.
  65. Р. Логика экономического кризиса// Вопросы экономики, 1995. -№ 1.
  66. А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. М.: Наука, 1979.74.0сипов Г. В., Левашов В. К., Локосов В. В. Стратегическая динамика развития России// Социально-политический журнал, 1995. № 1.
  67. К.В. Гипотеза о существовании социально-экономического поля// Общество и экономика, 1996. № 6.
  68. Ф.И., Тарасенко Ф. И. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989.
  69. А.Н. Методология выработки стратегии развития. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  70. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие. Спб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  71. А.А. Рынок и его функции. Саратов, 1996.
  72. Федерации об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. N 1. Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 октября 1996 г. N1186
  73. Постановление Министерства труда Российской Федерации об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите от 6 февраля 1995 г. N 9
  74. Постановление Правительства Российской Федерации о дополнительныхIмерах поддержки молодежи в Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. NI387 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.96 N 937)
  75. Постановление Правительства Российской Федерации о неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 543
  76. Постановление Правительства Российской Федерации о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания от 15 апреля 1996 г. N 473
  77. Постановление Правительства Российской Федерации о приватизации научно-технической сферы от 26 июля 1994 г. N 870
  78. Постановление Правительства Российской Федерации о программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов от 26 февраля 1997 г. N 222 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.98 N74)
  79. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении положения о лицензировании деятельности негосударственныхорганизаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан от 28 октября 1995 г. N 1046
  80. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении порядка регистрации безработных граждан от 22 апреля 1997 г. N 458
  81. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении положения об организации общественных работ от 14 июля 1997 г. N 875
  82. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства от 26 июня 1995 г. N 609
  83. ЮО.Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения от 5 февраля 1993 г. N 99
  84. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации об органе, обеспечивающем осуществление международных договоров Российской Федерации по вопросам внешней трудовой миграции от 4 ноября 1993 г. N 1127
  85. Постановление Совета Министров РСФСР о некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов севера от 4 февраля 1991 г. N 76 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.92 N 838)
  86. ЮЗ.Пчелинцев О. С., Барышева А. В. и др. Экономические реформы в России. Итоги первых лет 1991−1996. М.: Наука, 1997.
  87. В. Единая налоговая система регулятор экономики/ Проблемы теории и практики управления, 1990. — № 2. — С.41.
  88. И. А., Шишкин С. В. Экономическая политика в социально-культурной сфере: проблемы и перспективы// Экономика и мат. методы, 1997. Т.33. — Вып.1.
  89. Юб.Розанов Г. В. Статистическое моделирование развития отрасли. М.: Статистика, 1976.
  90. П., Федорова М. Социальная сфера предприятий// Экономист, 1996. № 4.
  91. М. Структурные изменения в экономике и структурная политика/ Проблемы теории и практики управления, 1996 № 1. — С. 13−17.
  92. В.Е. Современные тенденции региональной политики в России// Регион: Экономика и социология. 1995. — № 3. — С.21−38.
  93. Социально-экономическое положение России 1997 г./ Государственный комитет Российской Федерации по статистике. М., 1997. — 308 с.
  94. Стратегическое планирование/ Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998. — 440 с.
  95. В.И. Измерение эффектов межрегиональных взаимодействий: модели, методы, результаты. Новосибирск: Наука, 1991.
  96. З.Сухотин Ю. В. О критериях оценки и объективных законах социально-экономических процессов// Экономика и мат. методы, 1998. Т.34. — Вып. 1.
  97. И.В. Управление инвестициями в регионе. Тула: Левша, 1996.
  98. В. Сочетание эффективности и социальной справедливости в экономике// Экономист, 1996. № 4.
  99. Пб.Том И. Развитие персонала как инструмент управления предприятием// Проблемы теории и практики управления, 1993. № 2.
  100. В.В. Формирование организационной культуры экономических систем/ Проблемы теории и практики управления, 1995. № 1. — С.70−73.
  101. В.В., Багиев Г. Л., Чернышева З. А. Маркетинг и культура предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  102. В., Глазырин М., Постышев Л. Образование производственно-социальных комплексов регионов// Экономист, 1997. № 3.
  103. Указ Президента Российской Федерации о гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования от 8 июля 1994 г. N 1487
  104. Указ Президента Российской Федерации о государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда от 4 мая 1994 г. N 850
  105. Указ Президента Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации от 12 ноября 1993 года N 1904 (в ред. Указов Президента РФ от 06.03.95 N 244, от 01.07.96 N 1010, от 02.04.97 N 277)
  106. Указ президента Российской Федерации о комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996−2000 годы от 11 мая 1996 года N 768
  107. Указ Президента Российской Федерации о мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов от 25 марта 1993 г. N 394
  108. Указ Президента Российской Федерации о мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными от 2 июля 1992 года N 723 (в ред. Указа Президента РФ от 18.10.96 N 1455)
  109. Указ президента Российской Федерации о неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 550
  110. Указ Президента Российской Федерации о неотложных мерах стабилизации уровня жизни населения Российской Федерации в 1993 году от 27 марта 1993 года N 405 (в ред. Указа Президента РФ от 28.02.95 N 221)
  111. Указ Президента Российской Федерации о проверках соблюдения законодательства об оплате труда от 19 февраля 1996 г. N 209
  112. Указ Президента Российской Федерации о российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 января 1997 года N29
  113. Указ Президента Российской Федерации об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации от 5 июня 1992 г. N 554
  114. Федеральный закон Российской Федерации о порядке исчисления и увеличения государственных пенсий от 21 июля 1997 года N 113-Ф3. Принят Государственной Думой 23 июня 1997 года. Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года
  115. Федеральный закон Российской Федерации о прожиточном минимуме в Российской Федерации от 24 октября 1997 года N 134-ФЭ. Принят Государственной Думой 10 октября 1997 года. Одобрен Советом Федерации 15 октября 1997 года
  116. Федеральный закон Российской Федерации о ратификации конвенции об упразднении принудительного труда от 23 марта 1998 года N 35-Ф3. Принят Государственной Думой 13 февраля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 13 марта 1998 года
  117. Федеральный закон Российской Федерации о сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию от 16 мая 1995 года N 74-ФЗ. Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года
  118. Н.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1998.-688 с.
  119. Г. О финансово-промышленных группах// Российский экономический журнал, 1994. № 2.
  120. С. Социальные ориентиры обновления: общество и человек. -М&bdquo- 1990. 176 с.
  121. С.М. Региональная политика России: состояние и перспективы// Регион: Экономика и социология. 1994. -№ 2. — С.31−45.
  122. М.А. Управление равновесием социально-экономических систем и процессов. СПб.: СПбГУЭФ, 1997.
  123. Неэкономическая безопасность. / Под ред. акад. Сенчагова В. К, — М.:ЗАО «Финстатинформ», 1998.
  124. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.
  125. Ю.В. К новой структуре экономики России. М.: ИЭ РАН, 1993.
  126. Amstrong Н., Taylor J. Regional Economics and Policy. Harvester Wheatsheaf. L., 1993.
  127. Lambooy J.C. Service Activities and Regional Development. Regional Development Strategies and Territorial Production Complexes // Nederlandse Geografische Studies. Amsterdam. — 1991. — № 130. — P. 145−154.
  128. Special Zones: an Assessment of Policies in Selected Countries / OECD. -Paris, 1991.
  129. The Regions in the 1990s: Fourth Periodic Report on the Social and Economic Situation and Development of the Regions of the Community / ECSC-EEC-EAEC. Brassel- Luxemburg, 1991. — P. 194.
  130. Wadley D. Restructuring the Regions: Analysis, Policy Model and Prognosis / OECD.-Paris, 1986.
Заполнить форму текущей работой