Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мировой опыт формирования механизмов финансирования инновационного развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Глобальная экономика претерпевает в настоящее время масштабные структурные изменения, обусловленные быстрым развитием науки и технологий. Особенно заметен этот процесс в развитых государствах, где широкое применение технологических и управленческих инноваций1 в производстве и социальной сфере превратилось в одну из главных движущих сил экономического роста и повышения уровня жизни… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Инновации как ключевой фактор обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста
    • 1. 1. Роль инноваций в стимулировании роста и повышении конкурентоспособности национальных экономик
    • 1. 2. Формирование национальных инновационных систем и стратегий долгосрочного инновационного развития
    • 1. 3. Инструменты и механизмы привлечения инвестиций в инновационную сферу
  • Глава 2. Современные тенденции финансирования инноваций за рубежом
    • 2. 1. Основные подходы к организации финансирования инновационной деятельности в развитых экономиках
    • 2. 2. Особенности финансирования инноваций в развивающихся странах
    • 2. 3. Мировой опыт государственной финансовой поддержки инноваций
  • Глава 3. Возможности построения эффективной системы финансирования инновационного развития экономики России
    • 3. 1. Проблемы модернизации отечественной экономики и задачи построения национальной системы финансирования инноваций
    • 3. 2. Роль государства в финансировании инновационного сектора
    • 3. 3. Формирование рынка частных инвестиций в инновации в России

Мировой опыт формирования механизмов финансирования инновационного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глобальная экономика претерпевает в настоящее время масштабные структурные изменения, обусловленные быстрым развитием науки и технологий. Особенно заметен этот процесс в развитых государствах, где широкое применение технологических и управленческих инноваций1 в производстве и социальной сфере превратилось в одну из главных движущих сил экономического роста и повышения уровня жизни населения. Инновационному подъему на Западе способствует быстрый рост капиталовложений, прежде всего частных, в передовые технологии, а также наличие эффективных национальных систем финансирования исследований и разработок, обеспечивающих движение инвестиций в наиболее перспективные высокотехнологичные проекты и их высокую доступность для всех субъектов инновационной деятельности2, включая малый бизнес. В результате благодаря масштабным инвестициям в фундаментальные и прикладные исследования и разработки в развитых странах сегодня формируется принципиально новый, нередко называемый постиндустриальным, тип «экономики знаний», основанный на широкой интеллектуализации производственных процессов и непрерывном совершенствовании подходов в области управления.

Крупнейшие развивающиеся государства в последние годы также прилагают серьезные усилия по активизации инновационных процессов в экономике и.

1 Под инновациями в международной практике принято понимать внедрение на рынке или в практическую деятельность новых или усовершенствованных продуктов (товаров или услуг), технологических процессов, методов организации производства и маркетинга. Данное определение содержится в «Руководстве Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» (Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data) — одном из основных методологических документов ОЭСР по инновациям, который эта международная организация подготовила совместно с Евростатом (статистической службой Европейского союза).

2 Согласно широко распространенному в отечественной и зарубежной экономической литературе подходу, к субъектам инновационной деятельности относят прежде всего физических и юридических лиц, создающих и реализующих инновации, специализированные институты, в том числе технополисы, технопарки, технологические инкубаторы, инновационные центры, инновационные и венчурные фонды, бизнес-ангелы, специализированные фондовые площадки, банки, иные организации инфраструктуры инновационной деятельности, основная деятельность которых направлена на содействие созданию и распространению инноваций, а также государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности. Инновационная деятельность определена в документах ОЭСР как деятельность, связанная с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. преодолению технологического отставания от стран Запада. В 2000;е годы им удалось резко увеличить затраты на исследования и разработки, а также сформировать современные механизмы и институты финансирования инноваций, включая развитую венчурную индустрию и специализированные фондовые площадки для небольших растущих компаний. Все это создает необходимые предпосылки для ускоренной перестройки экономик этих стран на инновационный лад и дальнейшего повышения их роли в глобальном хозяйстве.

Инновационный подъем в ведущих зарубежных странах опирается на мощную ресурсную базу, характеризуемую многообразием источников и форм инвестирования в исследования и разработки. В ее формировании, важную роль играет государство, которое активно наращивает собственные вложения в новые знания и технологии, а также стимулирует с помощью различных налоговых и финансовых инструментов приток частного капитала в этот сектор. При этом особое внимание за рубежом сегодня уделяется совершенствованию механизмов государственно-частного партнерства, способствующих концентрации ресурсов и интенсификации инновационного процесса на наиболее приоритетных для государств, «прорывных» направлениях.

Тщательное изучение и рациональное заимствование передового зарубежного опыта в области формирования развитой инновационной среды и использования современных инструментов финансирования инноваций имеет первостепенное значение для России, все более отстающей по уровню инновационного развития от ведущих стран мира и рискующей окончательно обрести статус сырьевого придатка мировой экономики. Избежать превращения страны в аутсайдера научно-технического прогресса, угрожающего ослаблением ее геоэкономических позиций, можно только в результате всесторонней активизации инновационного процесса, что, как показывает мировая практика, требует построения в сжатые сроки действенной системы финансирования исследований и разработок и кардинального увеличения притока инвестиций в сферу инноваций. В данном контексте исключительно важный и актуальный характер приобретают задачи всестороннего исследования особенностей и проблем функционирования инновационной сферы в России, включая комплексный анализ возможностей создания эффективных механизмов финансирования инновационного развития национальной экономики. Особую значимость при этом представляет оценка перспектив налаживания в России взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и государства в инновационной сфере, которое за рубежом играет ключевую роль в укреплении инновационной составляющей роста национальных экономик.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы финансирования инноваций находят в последние годы все более широкое освещение в отечественной и зарубежной научной литературе, что является объективным следствием заметного усиления роли нововведений в развитии и повышении конкурентоспособности ведущих экономик мира. Определению общих подходов к созданию благоприятных макроэкономических условий и комфортной институциональной среды для привлечения инвестиций в инновационную сферу посвящены исследования таких российских ученых, как Береговой В. А., Валентей С. Д., Глазьев С. Ю., Голиченко О. Г., Гохберг JIM., Дынкин A.A., Иванов В. В., Иванов И. Д., Иванова Н. И., Ивантер В. В., Кузык Б. Н., Курнышева И. Р., Макаров B. JL, Миндели Л. Э., Полтерович В. М., Тюрина A.B., Федоров В. П., Циренщиков B.C., Шмелев Н. П., ЯковецЮ.В.

Многие авторы в ходе разработки данной проблематики сосредоточились на изучении отдельных аспектов финансирования инноваций. Так, значительное число монографий и диссертационных исследований посвящено анализу теории и практики венчурного инвестирования. Следует отметить, в частности, работы таких авторов, как Аммосов Ю. П., Балабан A.M., Власов A.B., Гулькин П. Г., Дагаев A.A., Декопова И. А., Дмитриев H.H., Жуков В. Б., Зубков И. В., Ивина J1.B., Каржаув А. Т., Комарова И. П., Людвикова Н. Ю., Николаев А. Б., Оголева Л. Н., Орлова A.B., Осипов Ю. М., Пелевина К. В., Радиковский В. М., Сахаровская Т. Н., Угнич Е. А., Филин С. А., Фияксель Э. А., Фоломьев А. Н., Фонштейн Н. М., Эскиндаров М. А., Яновский A.M.

Вопросы использования государством инструментов экономической, прежде всего бюджетно-налоговой, политики в целях стимулирования инновационной активности предприятий и населения рассмотрены в работах Абрамовой C.B., Алексеенко Э. А., Бажана А. И., Бердашкевич А. П., Букиной И. С., Булаева Н. И., Васильевой А. Г., Васина В. А., Воробьевой И. В., Дмитриевой О. Г., Кузнецовой Т. Е., Черных С. И. Возможности применения механизмов государственно-частного партнерства для наращивания объемов финансирования инноваций проанализированы такими авторами, как Бирюлин М. А., Довбий И. П., Евстафьев Э. Н., Иванов B.C., Иголкина JI.M., Казанцев А. К., Мысник В. Г., Рубвальтер Д.А.

Несмотря на растущее число работ, посвященных проблемам привлечения инвестиций в инновационную сферу, в отечественной экономической литературе по-прежнему ощущается дефицит комплексных исследований, раскрывающих вопросы формирования в России целостной системы финансирования инноваций, которая обеспечивала бы действенную поддержку высокотехнологичным проектам на всех стадиях инновационного процесса — от самых ранних до организации выпуска готовой продукции, а также способствовала бы направлению инвестиционных ресурсов в наиболее значимые для страны области исследований и разработок. Кроме того, в дальнейшем всестороннем изучении нуждается накопленный богатый международный опыт участия государства и бизнеса в финансировании инноваций, особенно в ведущих развивающихся странах, добившихся за последнее десятилетие значительных успехов в построении финансовых механизмов стимулирования инновационной деятельности.

В этой связи значительный научный и практический интерес представляет анализ работ таких известных зарубежных специалистов в области теории и практики формирования национальных инновационных систем и организации финансирования инноваций, как Боттаззи Д., Гамбарделла А., Гелек Д., Гилсон Р., Гинэ Ж., Годэн Б., Гомперс П., Грили Л., Доси Дж., Камминг Д., Кларк Д., Коломбо М., Лернер Дж., Лундвал Б., Мейзон К., Мюррей Дж., Нельсон Р., Одрич Д., Сюте Л., Фагерберг Я., Фершпаген Б., Форей Д., Фриман К., Харрисон Р., Хол Б., Чарницки Д., Эдквист Ч.

Актуальность и недостаточная степень научной разработанности вопросов финансирования инноваций в России предопределили выбор темы, цели и задач проводимого в рамках данной диссертационной работы исследования.

Цель и задачи исследования

Целью работы является углубление и расширение научных представлений об инструментах и механизмах финансирования инноваций на основе всестороннего изучения мирового опыта привлечения инвестиций в инновационную сферу и выработка с учетом этого обоснованных рекомендаций по повышению эффективности государственной политики России в области стимулирования инновационной деятельности и перевода отечественной экономики на инновационный путь развития.

В соответствии с поставленной целью потребовалось решить следующие научно-теоретические и практические задачи:

— изучить влияние инноваций на макроэкономическую динамику и конкурентоспособность национальных экономик, охарактеризовать их вклад в повышение производительности труда и прирост ВВП;

— обобщить и систематизировать существующие в мировой практике подходы к построению национальных инновационных систем (НИС) и выработке стратегий долгосрочного инновационного развития государств;

— рассмотреть основные инструменты и механизмы привлечения инвестиций в инновационную сферу, применяемые в международной практике, а также оценить их эффективность;

— выявить и проанализировать современные тенденции финансирования инноваций в ведущих развитых и развивающихся странах;

— охарактеризовать основные направления государственной политики ведущих стран мира в области финансирования инноваций и установить на основе изучения зарубежной практики наиболее действенные формы участия государства в стимулировании инновационной активности;

— определить ключевые проблемы развития сложившейся в России системы финансирования инноваций и способы их решения с учетом передового международного опыта по привлечению инвестиций в инновационную сферу;

— раскрыть приоритетные направления государственной политики по совершенствованию финансирования инновационного сектора российской экономики;

— сформулировать рекомендации по созданию в России эффективно функционирующего рынка частных инвестиций в инновации.

Объект исследования — экономические отношения, складывающиеся между участниками рынка в процессе организации финансирования инновационной деятельности.

Предмет исследования — современные механизмы финансирования инновационного развития национальной экономики, используемые в ведущих зарубежных странах и России.

Методологическая и теоретическая основы исследования.

Методологической базой диссертации выступили системный и функциональный подходы. В ходе работы применялись общенаучные методы и приемы, такие как научная абстракция, анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция. Наряду с этим для установления качественных и количественных связей и зависимостей между исследуемыми явлениями в работе активно использовались методы экономического и статистического анализа. Теоретическую основу работы составили фундаментальные труды российских и зарубежных авторов в области экономической теории, теории инноваций и финансов.

Информационной базой исследования послужили информационно-аналитические материалы национальных статистических служб и агентств, отвечающих за проведение инновационной политики, международных организаций, в том числе ОЭСР, ЮНЕСКО, ЕЭК ООН, Всемирного банка. Наряду с этим активно использовались программные документы Правительства РФ, материалы Минэконмразвития РФ, Минобрнауки РФ, Росстата, Института проблем развития науки РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Высшей школы экономики, отечественных и зарубежных исследовательских центров, информационно-аналитических агентств, печатных и электронных СМИ.

Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении и систематизации существующих в мировой практике подходов к построению механизмов финансирования инновационного развития национальных экономик, а также определении возможностей формирования в России эффективной системы привлечения инвестиций в инновационную сферу.

В ходе исследования автором были получены следующие новые научные результаты:

— расширено представление о роли инноваций в стимулировании роста и повышении конкурентоспособности национальных экономик, в частности, на основе данных международной статистики установлена тесная взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития государств, показателями их международной конкурентоспособности и интенсивностью протекающих в них инновационных процессов;

— раскрыто содержание понятия «национальная система финансирования инноваций» как совокупности институтов, механизмов и инструментов привлечения инвестиций в инновационную сферу, выделены и охарактеризованы сложившиеся в мировой практике различные типы таких систем с учетом преобладающих в них источников финансирования исследований и разработок;

— предложена классификация инструментов привлечения инвестиций в инновационную сферу, в которой выделены такие критерии, как стадии инновационного цикла, формы финансирования, виды инвесторов и получателей инвестиций, а также раскрыта взаимосвязь между стадиями инновационного цикла и применяемыми инструментами финансирования инноваций;

— выявлены наиболее значимые тенденции финансирования инноваций за рубежом в 1990;2000;е годы, заключающиеся в быстром наращивании ведущими развитыми и развивающимися странами расходов на исследования и разработки, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных областях исследований, увеличении капиталовложений в смежные сектора (образование, информационно-коммуникационные технологии, научную инфраструктуру), обеспечивающие ускорение инновационного процесса;

— установлена роль государства в финансовом обеспечении инновационного процесса в ведущих зарубежных странах, состоящая в выполнении им функций крупного инвестора в новые знания и технологии, активно финансирующего прежде всего фундаментальную науку и прикладные исследования оборонного характера, а также катализатора инновационной активности бизнеса, создающего для него с помощью различных финансовых механизмов благоприятные условия для расширения вложений в высокотехнологичные проекты;

— на основе изучения современных тенденций финансирования инноваций в России определены ключевые факторы, препятствующие наращиванию инвестиций в исследования и разработки, к числу которых отнесены в первую очередь низкий уровень инновационной активности российского бизнеса, а также слабость и фрагментарность существующих механизмов финансирования новых технологий, не обеспечивающих комплексную поддержку всех звеньев инновационной цепочки в экономике;

— определены приоритетные задачи и направления построения эффективной национальной системы финансирования инноваций в России, которая обеспечивала бы широкое привлечение в данный сектор частного капитала, концентрацию мобилизованных ресурсов в наиболее значимых для страны областях исследований и разработок, а также комплексную финансовую поддержку высокотехнологичных проектов на всех стадиях их реализации;

— предложены меры по совершенствованию государственной политики в области финансового обеспечения инновационной деятельности, предусматривающие, в частности, существенное расширение спектра используемых государством инструментов финансовой поддержки инноваций, особенно на ранних этапах реализации инновационных проектов, более активное применение механизмов государственно-частного партнерства при организации их финансирования, а также оптимизацию деятельности участвующих в поддержке инноваций федеральных и региональных институтов развития.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют развить и дополнить положения экономической науки в части, касающейся изучения принципиально нового, постиндустриального типа экономики, ключевую роль в котором играют знания и широкая интеллектуализация производственных процессов.

Практическая значимость работы определяется прежде всего тем, что содержащиеся в ней научно обоснованные выводы и рекомендации могут быть использованы органами исполнительной власти при разработке государственной политики по стимулированию инновационной деятельности в России и построению развитой национальной системы финансирования инноваций. Наряду с этим, ряд научных положений и результатов работы может оказаться востребован государственными институтами развития, ответственными за наращивание финансирования инновационного сектора отечественной экономики. Наконец, представленные в работе научные положения, статистические и фактологические материалы могут быть использованы в вузах при чтении курсов по экономике инноваций, инновационной политике и инновационному менеджменту в рамках специальностей «Мировая экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит».

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования использованы при подготовке аналитических материалов по проблемам создания в России эффективно функционирующей системы финансирования инноваций, направлявшихся от имени банка ВТБ в органы исполнительной и законодательной власти. Основные положения и выводы диссертации докладывались на круглых столах и научно-практических конференциях, организованных Финансовым университетом при Правительстве РФ, в том числе «Инновационная стратегия развития российской экономики: финансовые, банковские и валютные аспекты» (2007 г.), «Роль финансовой и банковской систем в инновационном развитии экономики России» (2008 г.), «Проблемы совершенствования финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в целях инновационного развития экономики России» (2010 г.).

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в четырех научных работах общим объемом 3,8 п.л. (весь объем авторский), в том числе три работы объемом 3,5 п.л. в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации определяется объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа изложена на 145 страницах и состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 215 источников, и 8 приложений. Работа содержит 24 таблиц и 18 графиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное в диссертационной работе комплексное исследование научно-теоретических подходов к организации финансирования инновационной деятельности, а также отечественной и зарубежной практики формирования механизмов привлечения инвестиций в инновационную сферу позволило получить следующие основные научные результаты.

1. Инновации имеют определяющее значение для обеспечения устойчивого развития национальных экономик в долгосрочной перспективе и являются необходимым условием перехода от экстенсивного к интенсивному типу расширенного воспроизводства. Прорывные изобретения в сфере технологий, возникающие обычно в периоды экономического спада как реакция бизнеса на слабую конъюнктуру и низкую эффективность капиталовложений, способствуют заметному усилению предпринимательской активности, создавая предпосылки для ускоренного развития новых высокотехнологичных отраслей и секторов экономики. В итоге широкое, внедрение инноваций ведет к качественному улучшению территориальной и отраслевой структуры национальной экономики.

2. Экономический эффект от внедрения инноваций проявляется в усилении рыночной конкуренции, экономии трудовых и материальных затрат, более рациональном распределения ресурсов, а также более полном удовлетворении общественных потребностей. Кроме того, обеспечивая предпринимателям экономию на издержках и получение более высокой нормы прибыли, нововведения выступают одним из главных факторов привлечения дополнительных инвестиций в национальную экономику. Тем самым инновации создают дополнительные финансовые возможности для модернизации и диверсификации производственной базы экономики и наращивания объемов ВВП.

3. В последние десятилетия инновационная сфера оказывает все более существенное влияние на динамику роста национальных экономик. Так, если в 1970 — 1980;е годы вклад инноваций в прирост ВВП оценивался в ведущих странах мира в среднем в 40%, то в 1990;е — 2000;е годы — более чем вполовину. Это объясняется ускорением процесса диффузии инноваций, вызванного активным наращиванием инвестиций предприятий в покупку инновационных технологий и наукоемкого оборудования.

4. Инновации выступают также все более значимым фактором повышения международной конкурентоспособности национальных экономик. Государства с благоприятной инновационной средой и значительным объемом затрат на исследования, как правило, обладают большей конкурентоспособностью на мировом рынке. Значение коэффициента корреляции между расходами на исследования и разработки и индексом глобальной конкурентоспособности, подготавливаемом ВЭФ, достигает 0,8. Широкое применение инноваций не только обеспечивает государствам более прочные позиции в системе международного разделения труда, но и стимулирует в их экономики дополнительный приток прямых иностранных инвестиций. Кроме того, рациональное заимствование инноваций позволяет в сжатые сроки укрепить положение страны в мировом хозяйстве.

5. Важную роль в переводе экономики на инновационные рельсы играет институциональная среда, высокий уровень развития которой обеспечивает широкое поступление инвестиций в инновационную сферу. В этой связи ведущие развитые и развивающиеся страны сегодня уделяют самое пристальное внимание вопросам совершенствования НИС, формирующих институциональный каркас инновационной сферы их экономик. Их усилия сконцентрированы, в частности, на таких направлениях, как разработка и реализация комплексных инновационных стратегий, укрепление законодательной базы регулирования инновационной деятельности, повышение качества инновационной инфраструктуры, совершенствование механизмов создания и продвижения инноваций, в том числе инструментов их финансирования, обеспечение благоприятных условий работы для инновационно активных предприятий, развитие системы генерации и распространения знаний, всесторонняя поддержка образовательных учреждений, расширение и углубление международного научно-технического сотрудничества.

6. Несмотря на общность целей национальных программ инновационного развития зарубежные НИС существенно различаются между собой по таким параметрам, как степень вовлеченности государства и бизнеса в инновационный процесс, уровень инновационной активности малых и средних предприятий, отраслевая и региональная структура инновационной деятельности, интенсивность технологического обмена, приоритетные направления фундаментальных и прикладных исследований, структура научных кадров и научно-исследовательских организаций, соотношение источников финансирования инноваций и структура распределения внутренних затрат на исследования и разработки по субъектам инновационной деятельности.

7. Важным структурным элементом НИС является система финансирования инноваций, характеризуемая совокупностью институтов, инструментов и механизмов привлечения инвестиций в инновационную сферу. Она охватывает весь комплекс взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, связанный с движением финансовых ресурсов от их источников к получателям на всех стадиях инновационного процесса. Учитывая это, вложения в исследования и разработки представляют лишь часть финансовых затрат, связанных с созданием инноваций. В структуру инновационных расходов входят также инвестиции в организацию производства инновационной продукции и освоение новых технологий, закупку высокотехнологичного оборудования, приобретение программного обеспечения, патентов, лицензий, профессиональную подготовку и развитие кадров, сегодня достигающие ежегодно уже не менее 1525% ВВП государств ОЭСР.

8. На объем и структуру финансирования инновационной сферы влияет комплекс факторов, в том числе уровень развития национальной финансовой системы, характер инновационной политики государства, инновационная активность предпринимательского сектора, тесно связанная с производственной специализацией и размером компаний. В частности, страны, обладающие более развитой финансовой системой, имеют в среднем более высокий показатель капиталовложений в инновационную сферу.

9. Государственные инвестиции имеют ключевое значение для реализации национальных стратегий долгосрочного инновационного развития. Направляя средства на финансирование фундаментальной науки, развитие инновационной инфраструктуры и комплексную поддержку инновационной деятельности, государства формируют необходимую основу для стимулирования инновационной активности предпринимательского сектора и наращивания вложений бизнеса в высокотехнологичные отрасли экономики.

10. Национальные системы финансирования инноваций построены на основе различных финансовых моделей НИС, в числе которых можно выделить:

— англосаксонскую (США, Канада, Великобритания), опирающуюся на развитые рынки венчурного капитала, корпоративных слияний и поглощений, акций высокотехнологичных компаний;

— континентально-европейскую (Германия, Франция, Италия), отличительными особенностями которой являются концентрация значительной части исследований и разработок в ведущих промышленных корпорациях, активное участие в инновационном процессе выступающих их стратегическими партнерами крупных универсальных банков, высокое качество государственного управления инновационной сферой и эффективные институты государственно-частного партнерства;

— скандинавскую (Финляндия, Швеция, Дания), обеспечивающую мобилизацию финансовых ресурсов в рамках отраслевых и территориальных инновационных кластеров, в которых на основе устойчивых партнерских отношений и тесной кооперации осуществляется деятельность разнообразных и независимых друг от друга участников инновационного процесса;

— азиатскую (Япония, Южная Корея), базирующуюся на инвестиционных возможностях национальных финансово-промышленных групп и многоотраслевых холдингов, располагающих мощной сетью собственных научно-исследовательских центров и лабораторий;

— переходную (Россия, Казахстан, Польша, Индия, Бразилия), находящуюся на этапе становления рыночных механизмов финансирования инноваций и отличающуюся доминирующим участием государства в финансовом обеспечении инновационного процесса.

11. Сегодня в мировой практике используется широкий спектр инструментов финансирования инновационной сферы, включающий в себя, в частности, вложения бизнес-ангелов и венчурных фондов, прямое бюджетное финансирование, гранты, субсидии, инновационные ваучеры, гарантии, налоговые льготы, кредиты, публичные размещения акций, приобретение долей участия в капитале. Существующее многообразие инструментов можно классифицировать по ряду критериев, в том числе этапам инновационного цикла, сферам применения, видам инвесторов и получателей инвестиций.

12. Одной из наиболее значимых тенденций развития инновационной сферы в 1990;2000;е годы стал быстрый рост объемов ее финансирования как в развитых, так и развивающихся государствах. В результате отношение расходов на исследования и разработки к ВВП выросло за последние пятнадцать лет в рамках ОЭСР в среднем с 2% до 2,3%, а их общий размер более чем удвоился и превысил 900 млрд долл. в год. Особенно заметно возрос объем инвестиций в инновационную сферу ведущих развивающихся государств, доля которых в общемировом показателе расходов на исследования и разработки увеличилась в 2000;е годы в полтора раза до 24%.

13. Наряду с затратами на исследования и разработки, как правило, направленными на создание новых видов продукции, страны-лидеры в области инновационного развития ускоренно наращивали в 1990;2000;е годы частные и государственные вложения в подготовку инженерных и научно-технических кадров, массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий, укрепление научной инфраструктуры, а также в другие сектора, способствующие генерированию и диффузии инноваций в экономике и социальной сфере.

14. В условиях глобального финансового кризиса большинство государств сохранило докризисные объемы финансирования инновационной сферы. Более того ряд стран, в частности США, Германия и Южная Корея, рассматривая инвестиции в инновации в качестве важного инструмента антициклической политики, нарастили объемы государственной финансовой поддержки инновационной деятельности.

15. В последние годы большая часть (65−70%) всех затрат на исследования и разработки приходилась на 6 отраслей — производство машин и оборудования, электронную промышленность, фармацевтику и биотехнологии, автомобилестроение, производство программного обеспечения и 1Т-услуг, выпуск медицинского оборудования. При этом среди крупнейших государств лишь в США, Франции и, в меньшей степени, Японии, инвестиции в исследования и разработки носили диверсифицированный характер и направлялись в широкий круг отраслей. В других ведущих странах расходы на исследования и разработки концентрировались в 2−3 приоритетных секторах.

16. В настоящее время в большинстве ведущих экономик мира сформированы эффективные национальные системы финансирования инноваций, обеспечивающие высокую доступность инвестиционных ресурсов для всех субъектов инновационной деятельности, включая компании, исследовательские организации, университеты. Особое значение в них принадлежит институтам финансирования малых и средних венчурных предприятий, выступающих одними из главных двигателей инновационного роста экономики. Кроме того, все более важным элементом развитых национальных систем финансирования инноваций становятся специализированные фондовые площадки для растущих компаний с невысокой капитализацией, позволяющие даже относительно небольшим инновационным предприятиям привлекать капитал путем проведения первичного и последующих размещений акций.

17. Формирование современных национальных систем финансирования инноваций стало одним из ключевых факторов быстрого наращивания ведущими развивающимися странами инвестиций в исследования и разработки. В частности, ускорению инновационного процесса в этих странах способствовало построение развитой венчурной индустрии, размеры которой выросли в них в 2000;е годы в среднем в 4,5−5 раз. Формирование полноценной инфраструктуры финансирования инновационной деятельности, в том числе за счет создания обеспечивающих ее поддержку специализированных финансовых институтов, обеспечило необходимые предпосылки для ускоренной технологической перестройки экономик развивающихся стран и дальнейшего повышения их роли в глобальном хозяйстве.

18. Во всех ведущих зарубежных странах государству принадлежит ключевая роль в финансовом обеспечении инновационного процесса. Прежде всего, оно само выступает крупным, а в ряде стран и основным инвестором в новые знания и технологии. Наряду с этим государство выполняет функцию катализатора инновационной активности национального бизнеса, создавая для него с помощью различных административных, финансовых и налоговых механизмов комфортные условия для наращивания вложений в высокие технологии. При этом формы и инструменты господдержки исследований и разработок в ведущих странах постоянно обновляются и оптимизируются.

19. Учитывая уроки современного глобального кризиса, инновационный путь развития экономики сегодня является единственно возможным для России, так как только он способен обеспечить проведение масштабной технической модернизации национальной промышленности и укрепление позиций страны в мировом хозяйстве. Перевод отечественной экономики на инновационные рельсы требует кардинального улучшения ситуации с финансированием исследований и разработок в стране. Прежде всего, в ближайшие 10−15 лет необходимо многократно увеличить внутренние затраты на исследования и разработки, доведя их как минимум до 2−2,5% ВВП в год, то есть среднего уровня развитых государств. В условиях объективной ограниченности бюджетных ресурсов это может быть достигнуто только за счет резкого повышения инновационной активности отечественного бизнеса, доля которого в национальных расходах на науку должна возрасти с нынешних 20% до 50−55%.

20. Наряду с наращиванием инвестиций в новые разработки не менее актуальной задачей для России выступает существенное повышение экономической отдачи от осуществляемых вложений. Сегодня она находится на весьма низком уровне, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что при абсолютном объеме расходов на исследования и разработки, сопоставимом с затратами многих инновационно-развитых государств, Россия серьезно уступает им по объему экспорта высокотехнологичной продукции, числу зарегистрированных за рубежом патентов и ряду других показателей, характеризующих степень международного признания достижений страны в области инноваций. Недостаточная результативность капиталовложений в инновационную сферу во многом связана с низким уровнем координации инновационной деятельности и коммерциализации научных разработок, причинами чего являются слабость и фрагментарность существующих в России механизмов финансирования новых технологий, не обеспечивающих комплексную поддержку всех звеньев инновационной цепочки в экономике.

21. Решение стратегических задач по увеличению объема и повышению результативности вложений в новые продукты и технологии возможно лишь при условии построения в России, в том числе с учетом передового зарубежного опыта, эффективной национальной системы финансирования инноваций, которая обеспечивала бы широкое привлечение инвестиционных ресурсов в данную сферу и их направление в наиболее значимые для страны области исследований и разработок. Сегодня фундамент такой системы в России уже заложен. В частности, государством организован ряд институтов развития, ориентированных на финансирование высоких технологий, постепенно растет число и капитализация российских венчурных фондов, расширяется инфраструктура инновационной деятельности, в том числе сети технопарков и бизнес-инкубаторов. В ближайшие годы государству и бизнесу предстоит всемерно укреплять данную систему с тем, чтобы она соответствовала современным задачам модернизации отечественной экономики.

22. Основной упор в развитии национальной системы финансирования инноваций следовало бы сделать на создании в России условий, позволяющих резко нарастить приток частного, в том числе иностранного, капитала в высокотехнологичные отрасли национальной экономики. Этому способствовало бы в первую очередь последовательное совершенствование существующей практики государственной финансовой поддержки инноваций. Повышение ее эффективности предполагает, прежде всего, выстраивание целостной системы федеральных и региональных институтов и механизмов, обеспечивающих непрерывное финансовое сопровождение приоритетных инновационных проектов на всех стадиях их жизненного цикла, от разработки технической концепции до организации выпуска готовой продукции. Особое внимание при этом следовало бы уделить оказанию поддержки проектам на ранних, наиболее рискованных этапах реализации, когда из-за неопределенности их перспектив интерес частных инвесторов к ним минимален. В этой ситуации государство могло бы взять на себя большую часть нагрузки по финансированию начинающих инновационных предприятий, выделяя им в рамках различных программ стартовый капитал в виде грантов и льготных займов на осуществление первичных исследования по венчурным проектам, включая создание рабочих прототипов будущей продукции.

23. В рамках работы над созданием эффективной национальной системы финансирования инноваций было бы целесообразно также существенно расширить спектр используемых государством механизмов финансовой поддержки инновационного бизнеса, включив в него, в частности, такие активно применяемые за рубежом и доказавшие свою высокую эффективность инструменты, как предоставление кредитных гарантий венчурным компаниям с целью упрощения их доступа к банковским ссудам, субсидирование части расходов предприятий на исследования и разработки, осуществление госзакупок высокотехнологичной продукции отечественных производителей, а также стимулирование ее экспорта с помощью государственных экспортных кредитов и гарантий.

24. В серьезной оптимизации нуждается работа государственных институтов развития, участвующих в финансировании инноваций. Прежде всего требуется наладить эффективную координацию деятельности институтов, которые сегодня зачастую действуют разрозненно, не обеспечивая синергетический эффект от своих вложений. В этой связи следовало бы установить для них четкие и взаимоувязанные инвестиционные приоритеты, исключающие, в частности, дублирование функций отдельных организаций, а также сформировать действенные механизмы передачи перспективных проектов от одного института другим по мере их перехода на следующие стадии жизненного цикла (так называемый «инновационный лифт»). Кроме того, повышению отдачи от операций институтов развития способствовала бы организация «технологических платформ» — постоянно действующих площадок с участием институтов развития, представителей бизнеса и науки для обсуждения перспектив отдельных наиболее значимых проектов. Было бы целесообразно также провести дополнительную капитализацию отдельных институтов развития, в первую очередь тех из них, которые задействованы в поддержке ранних стадий инновационных проектов, что позволило бы существенно расширить масштабы государственной финансовой помощи малому и среднему инновационному бизнесу.

25. Наряду с укреплением системы государственной финансовой поддержки инноваций в России в ближайшие годы предстоит сформировать емкий внутренний рынок частных инвестиций в исследования и разработки, включающий, в том числе, развитую индустрию венчурных фондов и специализированные фондовые площадки для торговли ценными бумагами растущих высокотехнологичных компаний. Очевидно, что динамика становления этого рынка во многом будет определяться степенью вовлеченности в инновационный процесс отечественных банков, составляющих основу национальной финансовой системы. Сегодня их роль в поддержке инноваций невелика. Вклад банков в финансирование внутренних затрат на новые разработки, по экспертным оценкам, не превышает в России 4−5%, что явно не соответствует потребностям экономики страны.

26. Расширению притока банковского капитала в инновационный сектор способствовало бы развитие в России механизмов государственно-частного партнерства, в рамках которого государство и кредитные институты осуществляли бы совместное финансирование высокотехнологичных проектов. Государство при этом принимало бы на себя те виды инвестиционных затрат и рисков, которые неприемлемы для банков, стимулируя тем самым их участие в поддержке исследований и разработок. К наиболее перспективным направлениям взаимодействия государства и кредитных институтов относятся, в частности, организация фондирования крупных инновационных проектов, реализуемых ведущими российскими корпорациями в традиционных высокотехнологичных отраслях отечественной экономики, создание совместных венчурных фондов, предоставление банками ссуд малым и средним предприятиям, занимающимся новыми разработками, под гарантии государственных гарантийных фондов.

27. Еще одной важной сферой сотрудничества государства и кредитных организаций выступает организация финансирования отечественных компаний с целью приобретения ими за рубежом новых технологий и производственных предприятий в инновационных отраслях. При этом банки могли бы осуществлять кредитование подобных операций и оказывать инвестиционно-банковские услуги по их структурированию, а государство выступать по ним соинвестором и гарантом. Реализация подобных сделок, в частности, дала бы возможность российским компаниям быстро восполнить отсутствующие у них звенья технологических цепочек выпуска наукоемкой продукции.

28. Решение стратегической задачи по кардинальному обновлению технологической базы отечественной промышленности на инновационной основе, необходимое как для ликвидации сырьевой зависимости страны и обеспечения устойчивого развития экономики, так и для поддержания весомых позиций России в глобальной системе геополитических и хозяйственных отношений, должно стать общегосударственным проектом, своего рода национальной идеей, мобилизующей в рамках достигнутого консенсуса усилия власти и бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности. Федеральный закон от 19.07.2007 № 195-ФЗ.
  3. О науке и государственной научно-технической политике. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ.
  4. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Письмом Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576.
  5. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике Минобрнауки РФ (протокол от 15.02.2006 N 1).
  6. Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности / РАВИ. -СПб.: Феникс, 2005.
  7. А.Н., Капаров Б. М., Перевязкин В. Б., Старовойтов М. К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. М.: AHO ИПЭВ, 2008.
  8. В.А. Финансирование инноваций: проблемы теории и практики: монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2007.
  9. А.Б. Управление рисками кредитования инноваций: автореферат дис.. кандидата экономических наук: 08.00.10 / Гос. ун-т упр. М., 2005.
  10. И.С. Инновационный путь развития и налоговая политика: основные противоречия. М.: Институт экономики РАН, 2009.
  11. В.Г. Государственно-частное партнерство /в 2-х томах. М.: ИМЭМО РАН, 2009.
  12. В.А., Миндели Л. Э. Государственные структуры в формировании, эволюции и взаимодействии национальных инновационных систем. М.: ИПРАН РАН, 2009.
  13. В.А., Миндели Л. Э. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмы функционирования. М.: ЦИСЕ. — 2002.14.
Заполнить форму текущей работой