Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие интеграционных процессов в содружестве независимых государств на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценка текущего состояния интеграционного взаимодействия позволила заключить, что страны СНГ до сих пор сохраняют значительные различия в темпах развития экономики, в валютно-кредитных и банковских системах, системах ценообразования, методах государственного — регулирования экономических процессов (в том числе во внешнеэкономической деятельности). Следствием этого явилось создание разноскоростных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И УСИЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
    • 1. 1. Экономическая сущность глобализации и региональной экономической интеграции. .'.'
    • 1. 2. Особенности региональных интеграционных процессов на постсоветском пространстве
  • Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ФИНАНСОВОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН-УЧАСТНИЦ СНГ
    • 2. 1. Социально-экономическое положение и оценка внешнеторгового сотрудничества в рамках регионального интеграционного объединения
    • 2. 2. Анализ валютно-финансовой и инвестиционной кооперации на постсоветском пространстве
  • Глава III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ФИНАНСОВОЙ-ИНТЕГРАЦИИ В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
    • 3. 1. Институциональные особенности финансовой интеграции на постсоветском пространстве и необходимость усиления финансового взаимодействия на территории СНГ
    • 3. 2. Региональный банк развития СНГ: функции и источники ресурсов
    • 3. 3. Основные направления деятельности Регионального банка развития СНГ и совершенствование финансовой интеграции на постсоветском пространстве

Развитие интеграционных процессов в содружестве независимых государств на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На рубеже тысячелетий мироустройство переживает эпоху глобальной трансформации. Во многом это связано с глобализацией мировой экономики, которая в начале XXI в. как объективная реальность находит свое выражение в процессе расширения и усложнения взаимосвязей между государствами практически во всех сферах хозяйственного взаимодействия. Нри этом она несет как позитивные, так и негативные последствия для национальных экономик, затрагивает все регионы и требует от стран конкретных действий в защиту национальной безопасности.

Под, воздействием глобализации и в. связи с необходимостью усиления^ позитивных и нивелирования негативных ее последствий для многих государств приоритетным направлением их внешней политики становится: участие в процессе региональной экономической интеграции. Это зачастую является одним из немногих путей защиты национальной экономикиот глобальных угроз.

Стремление к сближению и наращиваниюхозяйственного взаимодействия! возрастает и на постсоветском пространстве.. Однако? здесь, интеграционные процессы сталкиваются" со множеством: проблем и противоречий^ Нахождение-консенсуса между странами затруднено действием множества объективных и: субъективных факторовИх переплетение приводит к тому, что на постсоветском пространстве действуют одновременно как, интеграционная, так и дезинтеграционная тенденции, подчиненные. стремлению стран, к максимизации собственных экономических выгод.

Однако под воздействием глобализации, в:. том числе и ее: финансовой: сферы, страны СНГ все более отчетливо понимают невозможность достижения: социально-экономического прогресса и усиления: своих позицийв системе мирового хозяйства и международного разделения труда (МРТ) исключительно' самостоятельным путем. В этой связи интеграция на постсоветском пространстве в той или иной форме стала в настоящее время безальтернативной возможностью дальнейшего роста, причем не только в экономической, но и в политической, научно-технической, социальной и других областях.

Тем более остро как для национального, так и для регионального развития стоит вопрос о необходимости нахождения приемлемой для стран СНГ эффективной, развивающейся (не статичной) формы интеграции, разработки ее механизмов и методов, инструментария и институционального каркаса. В настоящее время сохраняется необходимость выработки некой межнациональной концепции с учетом особенностей региона, отвечающей как уровням национального развития стран, так и мировым тенденциям.

В связи с этим, анализ особенностей интеграционных процессов на постсоветском пространстве и поиск новых возможностей взаимодействия приобретают особую актуальность как в научно-теоретическом, так и в практическом отношении и послужили основанием для выбора темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Хотя’отдельные аспекты избранной темы получили освещение в российской и зарубежной литературе, но в, то же время постоянно меняющаяся — мировая конъюнктура, связанная с вызовами глобализации и своевременной реакцией на них со стороны стран СНГ, требует тщательной проработки данной тематики. В силу этого в научной литературе, в том числе российской, пока явно недостаточно проанализированы наиболее существенные аспекты современного этапа развития экономической интеграции в СНГ, а также возможных путей активизации этой деятельности.

Значительная часть проблемо которых идет речь в данном диссертационном, исследовании, пока обсуждается лишь на уровне круглых столов и конференций, либо, в малотиражных изданиях, практически^ не достигающих широкой научной аудитории. В то же время эти1 вопросы являются крайне интересными и важными и в теоретическом, и особенно в практическом аспекте.

Диссертационное исследование опирается на труды классиков мировой экономической науки, основоположников различных направлений и школ, таких как: Смит А., Риккадро Д.,. Милль Дж., Кейнс Д., Гелбрейт Д., Самуэльсон П., Фишер С., Май дел Р., Леонтьев В. В., Кругман П. и д.р.

Значительный вклад в изучение вопросов экономического развития и интегрирования государств в мировую экономику содержится в трудах таких ученых как: Абалкина Л. И-, Богомолова О. Т., Булатова А. С., Вороновой Т. А., Колесова В. П., Русакова Н. П., Коллонтай В. О., Красавиной Л. Н., Некипелова.

A. Д., Осьмовой М. Н-, Рыбалкина В. Е., Фитуни Л. Л., Хасбулатова РИ., Черкасова Н. А., Широкова Г. К., Шмелева Н. П., способствовавших формированию методологии, анализа избранной диссертантом темы-: атакже Буториной О. В., Делягина М. Г., Долгова С. Ш, Иноземцева В. Л., Королева И. С., Неклессы А. И., Ревякина Е. В. Фаминского И: П., Черковца О. В,. Шемятенкова В. Г., Шишкова 10. В., Щенина Р: К., Щербанина Ю: А., ЯковцаЮе.

B. и других видных российских ученых, исследовавших проблемы глобализации и интеграции государств, в том числе стран СНГ, в систему мирохозяйственных связей вусловиях глобализации.

Необходимо также выделить груды иностранных специалистов в области международных финансовых отношений, таких, как Линдерта П., Кенена ГГ, Фишера С., Флеминга Д., и др.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении на основе анализа современного состоянияособенностей (предпосылок, потенциала’и механизмов) фегиональной экономической интеграции> стран GHF в условиях глобализации и направлений ее активизации путем использования элементов валютно-финансовоговзаимодействия.*.

В соответствии с поставленной целью в диссертационномисследовании* решаются следующие задачи:

• на основе анализа базовых концептуальных подходов к определению понятий «глобализация» и «интеграция» выявить характер взаимодействия этих процессов в современных условиях и их влияние на экономическую политику национальных государств;

• провести анализ современного социально-экономического положения стран Содружества Независимых Государств как основы регионального экономического сотрудничества;

• исследовать эволюцию экономического взаимодействия стран Содружества с начала 1990;х гг. и его современное состояние, включая формы и противоречия, факторы, как стимулирующие, так и противодействующие его углублению, а также новейшие тенденции в его механизме;

• выявить проблемы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и определить способы их решения, в том числе с помощью инструментов валютно-финансовой интеграции;

• оценить необходимость создания Регионально банка развития (РБР) как меры по усилению эффективности интеграции;

• определить основные правовые и финансовые аспекты и направления международной деятельности РБР как катализатора интеграционного процесса в СНГ.

Предмет исследования — закономерности интернационализации и глобализации экономических отношений как усиление экономической интеграции и валютно-финансового взаимодействия между странами Содружества Независимых Государств.

Объект исследования — интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств, направления и возможные перспективы их развития в современных условиях глобализации мировой экономики.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные положения классической и современной экономической теории, а таюке теории мировой экономики и международных экономических отношений. Для анализа особенностей формирования и прогноза развития интеграционных процессов использовались диалектический и системный подходы, экономико-статистические методы (группировок, сравнений, индексных расчетов, графических построений и пр.).

При исследовании торгово-экономических и финансовых отношений использовались работы, опубликованные в ведущих экономических и научно-популярных журналах, работы государственных учреждений, институтов и исследовательских центров, таких как Института международных экономических и политических исследований Российской Академии наук (ИМЭГШ РАН), Центра исследования проблем интеграции, Института Мировой Экономики и Международных Отношений (ИМЭМО РАН), Института стран СНГ. При анализе интеграционных процессов учтены результаты фундаментальных исследований и практических разработок зарубежных авторов.

Источниками статистических данных стали информационная база Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы1 государственной статистики РФ, Министерства Финансов РФ, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международного Валютного Фонда, Межгосударственного статистического Комитета стран СНГ, рейтинговых агентств «Moody's» и «Standard&Poors», а также российские и зарубежные статистические ежегодники, экономические обзоры международных и национальных специализированных организаций, материалы международных конференций, посвященных данной проблематике.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе системного анализа современного социально-экономического положения и оценки внешнеторгового, инвестиционного и валютно-финансового сотрудничества в рамках регионального интеграционного объединения стран СНГ в условиях глобализации разработан и предложен механизм финансовой интеграции в рамках Регионального банка развития (РБР), выступающего в качестве специализированного кредитного института и выполняющего важнейшую функцию по финансированию развития Содружества и обеспечению как социально-экономического прогресса стран СНГ, так и активизации экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Наиболее существенные результаты, полученные автором исследования:

• выявлено, что в условиях глобализации на развитие и усиление региональных интеграционных процессов стимулирующее влияние оказывают не столько внутренние, сколько внешние факторы (вызовы глобализации). Именно они объективно подталкивают национальные государства к интеграционному сотрудничеству и формированию его экономических предпосылок;

• на основе анализа современного социально-экономического положения стран СНГ сформулирована необходимость развития их интеграционного сотрудничества;

• исследована эволюция интеграционных процессов в СНГ с начала 1990;х гг. с выявлением специфики каждого этапа и анализом факторов, как стимулирующих, так и противодействующих интеграции;

• основываясь на экономическом опыте региональной интеграции в СНГ, и особенно новейших его тенденциях была установлена необходимость формирования новых интеграционных механизмов, а приоритетной сферой их разработки выделена валютно-финансовая;

• предложено создание Регионального банка развития СНГ с целью активизации и повышения эффективности экономического взаимодействия стран-участниц;

• определены основные условия и направления международной деятельности Регионального банка развития как катализатора социально-экономического прогресса и экономической интеграции в СНГ;

• разработаны рекомендации по приоритетным направлениям функционирования^ Регионального банка развития в долгосрочной перспективе, способствующие расширению кооперации и сотрудничества в различных сферах экономики, реализация которых позволит странам Содружества повысить свою конкурентоспособность на мировых рынках в условиях глобализации.

Практическая значимость состоит в том, что результаты выполненного исследования могут быть использованы банковскими структурами стран-членов Содружества в целях развития интеграционного финансового сотрудничества в регионе СНГ, а практические рекомендации, полученные в работе, могут быть применены в работе соответствующих экономических и финансовых ведомств России и стран СНГ, их общих органов, а также учеными и специалистами, занимающимися международными экономическими и финансовыми отношениями, в их научной, практической и преподавательской деятельности.

Материалы диссертационного исследования представляют также практический интерес и для учебного процесса при освещении вопросов, связанных с реализацией региональных интеграционных процессов в условиях глобализации, в курсах «Внешнеэкономическая деятельность», «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Международная торговля», «Международные валютно-кредитные отношения», «Международные финансовые организации».

Тема диссертационного исследования соответствует пп. 24 и 26 Паспорта ВАК РФ по специальности 08.00.14 — Мировая экономика.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были изложены в монографии «Закономерности и оценка перспектив региональной финансовой интеграции стран СНГ в современных условиях» (М.: Восход-А, 2007. — 118с, 7,38 п.л.), а также в тезисах и докладах на международных конференциях, в том числе на международной научно-практической конференции «Новые явления в мировой экономике и международном бизнесе начала XXI столетия: теория и процессы», на VII международной научно-практической конференции «Мировой рынок услуг: современное состояние, проблемы и перспективы развития», на Девятнадцатых Международных Плехановских чтениях.

Основные положения и выводы исследования были опубликованы автором в научных статьях общим объемом 8,05 п.л.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации составляет 159 страниц машинописного текста, содержит 12 таблиц, 2 рисунка, 12 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило выделить и сформулировать следующие выводы и рекомендации:

— На основе детального анализа современных теорий интеграции в работе было сформулировано, что глобализация мировой экономики оказывает существенное стимулирующее влияние на процессы региональной экономической интеграции как в развитых, так и в других группах государств, так как негативные ее последствияобостряют необходимость защиты национальных экономик от их воздействияпрежде всего в финансовой сфере.

На современном этапе развития мировой экономики именно вызовы глобализации — прежде всего формирование и рост влияниями соперничества, трех основных центров — инициируют создание региональных интеграционных объединенийтак как только в рамках подобного сотрудничества появляется возможность усиления страновой и региональной1 конкурентоспособности, в том числе международной, социально-экономического прогресса и противостояния этим вызовам. Одновременнопоявляется" потенциальная возможность воспользоваться позитивными последствиями глобализации. В противном случае национальные государства и их экономики останутся уязвимыми. Другими словами, внешние (по отношению к национальному государству) факторы развития МЭ и МЭО вызывают необходимость формирования региональных интеграционных группировок стран мира и их можно поставить в ряд основных в этом формировании.

Этим и предопределяется экономическая целесообразность приоритетного развития интеграционного сотрудничества стран СНГ в условиях глобализации.

— Анализ интеграционных процессов в СНГ позволил сделать заключение, что государства СНГ имеют объективные основания для экономической интеграции, сложившиеся не только в результате развития внешних факторов (глобализации), но и в результате действия объективных факторов регионального характера, возникших в силу геополитического положения и изза длительного существования в одном государстве с жесткими хозяйственно-экономическими связями.

Итоги более чем пятнадцатилетнего периода показали, что преобразование интеграционного процесса в рамках Содружества независимых государств на межгосударственной основе сопряжено с существенными проблемамипротиворечиями и трудностями. Экономический рост, начавшийся практически во всех бывших советских республиках с конца 1990;х гг., пока недостаточно способствует оживлению взаимных экономических связей и повышению заинтересованности в активизации интеграционных процессов.

Экономический опыт региональной интеграции в СНГ свидетельствует о необходимости формирования новых интеграционных механизмов. Последние должны учитывать негативные аспекты советского опыта и неудачи после распада СССР.

Среди таких механизмов, по мнению автора, особого внимания заслуживает валютная интеграция как дисциплинирующий фактор, способный ускорить торговые реформы, содействовать усилению' интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Потребности разработки такого механизма во многом предопределены характером социально-экономической динамики и интеграционного и валютно-финансового сотрудничества стран СНГ.

— Оценка текущего состояния интеграционного взаимодействия позволила заключить, что страны СНГ до сих пор сохраняют значительные различия в темпах развития экономики, в валютно-кредитных и банковских системах, системах ценообразования, методах государственного — регулирования экономических процессов (в том числе во внешнеэкономической деятельности). Следствием этого явилось создание разноскоростных интеграционных субгруппировок, ни одна из которых не приблизилась к формированию интеграционного объединения по образцу Евросоюза. Странами-участницами Содружества пока не создано фундамента дальнейшего развития региональной интеграции — полноценного валютно-финансового союза и зоны свободной торговли-без изъятий и ограничений во внутрирегиональной торговле.

На основе проведенного анализа внешнеторгового сотрудничества в рамках СНГ мы выделяем следующие основные факторы, повлиявшие на его динамику и структуру:

• для торговли между странами СНГ характерна высокая товарная концентрация, как экспорта, так и импорта, имеющих преимущественно сырьевую структуру. Это увеличивает уязвимость экономик стран СНГ и повышает риск реализации неэффективных и авторитарных моделей развития;

• географическая структура взаимной торговли характеризуется увеличением роли ЕС и государств остального мирапри этом в рамках Содружества лидером, как в экспорте, так и в импорте остается Россия;

• отличительной чертой взаимной торговли стран-участниц СНГ является разноуровневая торговая кооперация, проявившаяся через возникновение региональных торговых объединений;

• на сегодняшний день не сформирована полноценная система внутрирегиональной торговли в виде зоны свободной* торговли или таможенного союза в рамках ни одного из субрегиональных объединений;

• данная проблема требует своего решения в рамках вопроса о присоединении к Всемирной торговой организации, который является приоритетным в экономической политики государств Содружества. К настоящему моменту только четыре страны СНГ из двенадцати стали членами ВТО: Кыргызстан (вступил в 1998 г.), Грузия (2000 г.), Молдова (2001 г.), Армения (2003 г.). Все остальные или находятся на разных стадиях переговоров о вступлении в ВТО, или как Туркменистан, не подали заявки, на вступление в эту организацию.

Все это свидетельствует о медленной интеграции стран СНГ в мировую экономическую систему и позволяет сделать вывод о слабых позициях СНГ в международном разделении труда.

— В работе установлено, что валютно-финансовые и денежно-кредитные системы стран СНГ приобрели качественно новый характер и ориентируются на рыночные принципы. Однако неоднократные попытки валютной интеграции в рамках различных проектов и механизмов в СНГ не привели к существенным положительным результатам.

Нерешенными проблемами в области валютно-финансовых отношений, в частности, являются:

• отсутствие механизма согласования валютных курсов и режима совместного регулирования для поддержания их стабильности. Создание такого* механизма открывает большие возможности для повышения* роли рубля во взаимных расчетах и является важным шагом к формированию механизма валютно-финансовой интеграции в СНГ;

• низкий уровень инвестиционной взаимозависимости стран Содружества, как и значительных возможностей привлечения иностранных инвестиций;

• низкий уровень деятельности валютно-финансовых институтов, стран" Содружества.

Уровни развития банковских систем стран СНГ неодинаковы, что объясняется, существенными различиями в макроэкономической' и политической обстановке, а также неэффективной политикой, проводимой государственными органами в отношении национальных банков. Вместе с тем национальным банковским системам государств Содружества, лидером среди которых является банковская система Казахстана, характерны быстрые темпы развития.

В работе было выявлено, что усилению интеграции в регионе способствует инвестиционная активность. Анализ показал, что инвестиционная взаимозависимость стран Содружества невелика. Основная часть российских капиталовложений в страны СНГ приходится на прямые инвестиции. Значительную часть инвестиций из стран СНГ в Россию составляют так называемые прочие инвестиции — в основном торговые и другие кредиты. Основным фактором, препятствующих улучшению инвестиционного процесса в.

СНГ, является возрастающая конкуренция западных и национальных компаний, а также отсутствие конкретных мер, направленных на развитие «корпоративной» интеграции. Развитие промышленной кооперации в СНГ является приоритетным направлением инвестиционного сотрудничества.

— В работе было установлено, что одним из условий повышения конкурентоспособности стран СНГ в условиях глобализации является наличие последовательной, активной, поддерживаемой правительством стратегии, направленной на создание благоприятных экономических условий для стран-участников экономических образований, поддержание национальных компаний при выходе на зарубежные стратегические рынки, привлечение производственных технологий, финансовых вложений из-за рубежа. Стратегия усиления интеграционных процессов должна охватывать следующие области:

— диверсификация рынков, отраслей и форм участия бизнеса в системе международного разделения труда и кооперирования;

— активизация притока прямых иностранных инвестиций, прежде всего в секторы экономики стран, испытывающие их нехватку;

— использование механизмов регионального и многостороннего сотрудничества для либерализации торговли товарами, услугами, I миграции капиталов и, где это необходимо, рабочей силы.

— Анализ потенциальных направлений взаимодействия на постсоветском пространстве позволяет сделать вывод о целесообразности поиска экономического направления, позволяющего повысить эффективность региональной экономической интеграции в СНГ.

При этом поиск подобного направления мы рассматриваем как необходимую возможность стран* СНГ для устранения вышеназванных проблем в валютно-финансовой сфере, повышения торгово-экономического взаимодействия, дальнейшего* роста национальных экономик, и при этом не усугубляя политических противоречий между странами и не ущемляя (по крайней мере, на начальном этапе) их национальный суверенитет. Новый механизм в обязательном порядке должен стимулировать повышение дисциплины выполнения странами взятых на себя обязательств не только в. валютной и финансовой сфере, но и в более широком спектре вопросов.

Одним из таких механизмов может стать, по мнению автора, сотрудничество в рамках Регионального банка развития СНГ. Мировой опыт показывает, что более быстрое развитие финансового взаимодействия часто опережает развитие интеграционных связей в других областях. На определенном же этапе интеграции именно шаги по созданию валютного союза обеспечивают условия для дальнейшего сближения и устойчивого развития интегрирующихся стран:

— В работе предложено создание Регионального банка развития СНГ, разработаны-основные функции и принципы деятельности банка, определены источники формирования ресурсов, операции по финансированию развития, способы повышения качества управления банком, а также основы кооперации с другими банками.

Деятельность Регионального банка развития СНГ должна включать, по мнению автора, следующие основные компоненты:

• При распределении акций банка между странами контрольный пакет в любом случае необходимо оставить за Россией, учитывая ее экономический вес в регионе и вне зависимости от критериев этого распределения (количественных экономических или политических): В то же время целесообразно привлечь к участию в капитале банка страны, не входящие в СНГ, но заинтересованные в развитие внешнеэкономических связей с ним (например, Германия, Австрия, Финляндия в Европе, Китай, Япония, Корея — в Азии).

• Представляется перспективным его выход на мировые финансовые рынки с собственными выпусками облигаций и для привлечения кредитов, а также на национальные финансовые рынки стран СНГ.

• При осуществлении кредитной политики целесообразно руководствоваться следующими принципами: непосредственного предоставления кредитов (минуя посредников), субсидиарности, преобладания кредитов в национальных валютах, требования государственной гарантии. Разумеется, в отдельных случаях они могут нарушаться, но в целом должны быть положены в основу активных операций РБР.

• По направлениям кредитования, исходя из специфики региональных общественных благ. в. СНГ, ключевымиявляются: транспортная инфраструктурапромышленные проекты, способствующие диверсификации национальных экономик и приносящие эффект для двух и более стран (посредством кооперационных связей) — содействие социальному развитию (в том числе и путем инвестиций в человеческий капитал) — экологические проекты наднационального значения.

В числе ключевых принципов управлениябанком должны быть: максимально возможное внедрение количественных оценок результатов его деятельностиувязывание поддержки тех или иных проектов с реализацией странами: реформ и интеграционных инициативкоординация деятельности с другими банками развитияповышение прозрачности банка.

Основное внимание в вопросах управления РБР должно быть направлено на повышение прозрачности работы банка, предупреждение возможных фактов коррупции, организацию внутреннего контроля за деятельностью сотрудников банка, а также жесткий контроль за целевым использованием средств банка. При этом участие РБР в капитале: финансируемой им. организации может являться одним из эффективных способов подобного контроля.

В своей деятельности РБР должен сконцентрироваться на финансировании проектов по приоритетным направлениям, а также проектов, по которым сложно привлечь финансирование, что позволит не создавать, конкуренцию коммерческим банкам.

Помимо непосредственной банковской деятельности РБР" должен выполнять ряд смежных задач, среди которых нужно выделить исследования в области региональной экономической интеграции, привлечение частных инвестиций, консультирование малого и среднего бизнеса.

Предложенный механизм будет не только способствовать финансированию развития и повышению конкурентосопсобности группировки в целом и отдельных государств-участников, но и повысит уровень жизни населения и обеспечит оптимальную интеграцию в мировое сообщество. На территории Содружества РБР должен выступать в качестве специализированного кредитного института, выполняющего важную роль по финансированию развития региона и интеграционных процессов, которая не под силу частным банкам или отдельным государствам-членам СНГ.

— Политика реализации предложенного РБР требует активной деятельности во внешнеэкономических связях представителей стран-участниц, а также решения поставленных задач на приоритетных направлениях социально-экономического и интеграционного развития СНГ в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Итогом реализации данного проекта будет постепенное неуклонное, и в то же время мягкое, «незаметное» сращивание национальных экономик через валютно-финансовую сферу, что будет иметь и положительное воздействие на национальные социально-экономические сферы, на качественные сдвиги в усилении интеграции, на роль государств СНГ в системе мирового хозяйства.

Таким образом, все рассмотренные выше меры являются современными инструментами и позволяют странам Содружества осуществить стратегию региональной интеграции и интегрироваться в мировую экономику на новых, более отвечающих как интересам, так и возможностям стран СНГ условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Договора «О Таможенном союзе и едином экономическом пространстве» от2602.1999 г., Москва.
  2. Закон РФ от 02.12.1990 г. N 395−1 «О банках и банковской деятельности».
  3. Закон РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  4. Закон РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации».
  5. Закон РФ от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».
  6. Налоговый кодекс РФ № 146-ФЗ I ч. от 31.07.1998 г.- № 117-ФЗ II ч. от0508.2000 г.
  7. Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г. № 1016 «Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации».
  8. Соглашение «Об инвестиционной деятельности и свободном движении капитала на территории государств-участников Единого экономического пространства» от 14.04.2004 г.
  9. Соглашение «О сотрудничестве в области экологического мониторинга» Совета глав правительств СНГ от 13.01.1999 г.
  10. Соглашение о создании СНГ от 8.12.1991 г.
  11. Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 г.
  12. Соглашение о платежном Союзе стран содружества и перспективный план интеграционного развития СНГ от 21 октября 1994 г.
  13. Соглашение «Об организации обмена информацией, о перемещении товаров и транспортных средств между таможенными, органами государств участников Единого Экономического Пространства» от 14 апреля 2004 г.
  14. Соглашение «Об учреждении межгосударственного банка» от 22.01.1993 г.
  15. Соглашение о формировании Единого Экономического Пространства от 19.09.2003 г.
  16. Таможенный кодекс РФ № 61-ФЗ от 28.05.2003 г.
  17. Л.И. Стратегический, ответ России на вызовы нового времени. -М., Экзамен, 2004.
  18. A.A. Инвестиционное взаимодействие в странах СНГУ/Деньги и кредит. 2006. — № 11. — С. 73−75
  19. A.A. Современные тенденции формирования ресурсной базы в многосторонних банках развития//Банковское дело. 2006. — № 4. — С. 61−67
  20. A.A. Специфика деятельности многосторонних банков развития/Лэанковское дело. 2006. — № 10. — С. 19−25
  21. А.Г. Экономика, банки, инвестиции настала пора действовать//Деньги и кредит. — 2005. — № 12. — С. 3−8
  22. Ю.А. Значение валютно-финансовой интеграции для регионального объединения/ДЗестник научной информации. 2003. — № 3. — С. 4057
  23. Г. П., Зотова Н. А. Глобальный мир: единый неразделенный. Эволюция теорий глобализации. М.: Международные отношения, 2005.
  24. И.Т., Балабанова А. И. Внешнеэкономические связи. М.: Финансы и статистика, 2001.
  25. Ю.В. К вопросу о системном подходе к анализу интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств//Проблемы современной* экономики. 2003. — № 2(6). — С. 56−59
  26. А.Г. Опыт европейской интеграции и формирование Единого экономического пространства «большой четверки» Евро-Азиатского региона//Деньги и кредит. 2004. — № 12. — С. 20−25
  27. А. 13 лет СНГ: некоторые итоги экономической интеграции//Панорама Содружества. 2005. — № 12: — С. 40.
  28. Богомолов 0: Т. Мировая экономика. в>век глобализации. М.: Экономика, 2007.
  29. С.М. Международная инвестиционная позиция России: зарубежные активы и обязательства//Деньги и кредит. 2006. — № 9. — С. 34−5030: Буздалин А. В. Банковская интеграция в СНГУ/Бизнес и банки. 2006. — № 30.-С. 3−8
  30. A.B. Банки стран СНГ увеличивают свое присутствие в России//Коммерсант Банк. — 2006. — 21 сент.
  31. A.B. Банки СНГ: из России с любовью//Банковское дело в Москве. 2006. — № 11. — С. 7−13
  32. A.C. Экономика. -М.: Экономист, 2006.
  33. О.В. Закономерности валютно-финансовой интеграции: мировой опыт и СНГ//Деньги и кредит. 2005. — № 8. — С. 42−50
  34. А.Н. Вызовы глобализации- и перспективы евразийской интеграции (вопросы внешнеэкономической политики). М.: ИМЭПИ РАН, 2004.
  35. Дж., В защиту глобализации/Джагдиш Бхагвати- Пер. с англ. под ред. В. JI. Иноземцева. -М.: Ладомир, 2005.
  36. Бюллетень биржевой статистики стран СНГ. Международная ассоциация бирж стран СНГ. М.: МАБ СНГ, 2005.
  37. Вардомский Л. Б Экономическое пространство в контексте глобализации и регионализации международного сотрудничества//Экономическое пространство ЕврАзЭС: факторы и пределы интеграции. ИМЭПИ РАН. — 2004 — выпуск № 6. — С. 17−26
  38. Внешняя торговля стран СНГ в 2005 г. Статистический справочник. М.: Статкомитет СНГ, 2006.
  39. В.И., Бобовников А. И. Основные принципы ценообразования.на энергоносители в торговле России с Украиной//Вестник научной информации,-2003.-№ 3.-С. 18−39
  40. Т.А., СулоеваСВ. Иностранные инвестиции и инвестиционная политика России и регионов. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2002.
  41. М.Ю. Модели и перспективы валютной интеграции на постсоветском пространстве//Информационно-аналитический бюллетень ЦП И ИМЭПИ РАН. -2005. № 1. — С. 3−15
  42. М.Ю. Европейская финансовая интеграция: опыт для России и стран СНГ//Информационно-аналитический бюллетень ЦПИ ИМЭПИ РАН. -2006.-№ 3.-С. 30−42
  43. М.С. Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. М.: Альпина паблишер, 2003.
  44. Н. П. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире: движущие силы и противоречия/ЛГоргпредство. 2006. — № 5. -С. 5−11
  45. Т.П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны: Учеб. пособие для вузов по спец. «Нац. экономика». М.: Инфра-М, 1998.
  46. М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций. -М.: ИНФРА-М, 2003.
  47. М.А., Литвиненко Т. Ю. Корпоративные отношения и корпоративная культура в переходной экономике//Вестник научной информации. 2004.-№ 1.-С. 5−36
  48. С. И. Глобализация экономики новое слово или новое явление? -М.: Экономика, 1998.
  49. H.H. Риски финансовой глобализации/ТБизнес академия. — 2002. — № 7 (17).-С. 26
  50. ЕврАзЭС: Экономическое притяжение/Под ред. Р. А. Рапота. М.: Секретариат ЕврАзЭС, 2005.
  51. Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю. А. Борко и О. В. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  52. И.Е. Платежно-расчетные взаимоотношения стран СНГ. — MI: Полиграф, 2003.
  53. A.B. Банк развития Казахстана — новый институт поддержки экономики в СНГ//Банковское дело. 2006. — № 4. — С. 68−70
  54. Р.И. Россия: интеграция в мировую экономику. М.: Финансы и статистика, 2003.
  55. Д.В. Эволюция концепции глобализации//Телескоп. 2003. — № 4. -с. 4:
  56. В. JI. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М.: Экономика, 2003.
  57. Интеграция России в мировую экономику: Монография//Под ред. Н. П. Гусакова. М.: РУДН, 2007. — С. 88:
  58. ИНТЕРФАКС-1000: банки стран СНГ: итоги 2006 года. М.: Интерфакс-ЦЭА, 2007.-С. 4
  59. Ф. Единое экономическое пространство: новый шаг к интеграции или новый миф?//Мир перемен. 2005. — № 3″. — С. 86−99
  60. Л.П., Кохно П. А. СНГ: реалии и перспективы. М.: Юридический мир, 2001.
  61. В. П. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России.-М.: Теис, 2002.
  62. В. П. Осьмовой М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М.: Флинта, 2002.
  63. И.С. Мировая (экономика: глобальные тенденции за 100 лет. М.: Экономист, 2003.
  64. Красавина JI. H Тенденции и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ: финансовый, валютный банковский аспекты//Деньги и кредит. 2005. — № 9. — С. 63−72
  65. A.M., Реформа Центральных банков в странах ЦВЕ и СНГ // Вестник научной информации. 2004: — № 1. — С. 24.
  66. A.M. Взаимодействие государства и бизнеса на постсоветском пространстве: возможности и риски/Юбщественные науки и современность. -2005:-№ 4.-С. 51−67
  67. А.М. Влияние корпоративных структур на процессы региональной эконмической интеграции//Информационно-аналитический бюллетень Центра проблем интеграции. 2006. — № 4 (8). — С. 40−52
  68. A.M. Государство и бизнес на постсоветском пространстве: неэффективное равновесие и «институциональные ловушки"//Россия и современный мир. 2004. — № 4. — С. 13−19
  69. A.M. Неустойчивое газовое равновесие на постсоветском пространстве/ТИнформационно-аналитический бюллетень Центра проблем интеграции ИМЭПИ РАН. 2005. — № 1. — С. 5−16
  70. A.M. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: институциональный аспект//Вопросы экономики. 2005. — № 3. — С. 45−53
  71. .А., Хейфец A.M. Экспансия российского капитала в страны СНГ. М.: Экономика, 2006.
  72. А.Е. Интеграционная дипломатия России на постсоветском пространстве//Внешнеэкономический бюллетень. — 2004. № 12. — С. 43−58
  73. С.И., Широков Г. К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. -М.: Academia, 2001.
  74. И.М. Полная конвертируемость рубля и валютные отношения России со странами СНГ//Внешнеэкономический бюллетень. 2005. — № 3. — С. 55−61
  75. Р.Г. Объективные возможности валютной интеграции на пространстве СНГ//Финансы и кредит. 2006. — № 26. — С. 26−36.
  76. А. Валютная интеграция на пространстве СНГ: проблемы и перспективы: Дис. канд. экон. наук. М.*, 2004.
  77. A.B., Константинов Ю. А. Интеграция СНГ — новое качество развития//Банковское дело. 2006. — № 2. — С. 20−28.
  78. A.B., Константинов Ю. А. Интеграции СНГ новое качество развития. Инструменты валютно-финансовых отношений//Банковское дело. -2006.- № 5.-С. 32−38.
  79. A.B., Константинов Ю. А. СНГ: поиск оптимальных моделей взаимодействия//Деньги и кредит. 2006. — № 5. — С. 9−15
  80. А.Д. Становление и функционирование экономических институтов: от «робинзонады» до рыночной экономики, основанной на индивидуальном производстве. М.: Экономиста, 2006.
  81. А. И. Глобализация и новое геоэкономическое мироустройство//Философия хозяйства. 2002. — N 1. — С. 88−102
  82. Обзор экономического положения Европы, 2006 г.: Экономическое положение в Европе и Содружестве Независимых Государств в 2005—2006 гг. -ООН, ЭКОСОС, 2007. С. 6
  83. В.П. Нормы ВТО и экономические отношения в СНГ//Внешнеэкономический бюллетень. 2005. — № 9. — С. 3−5.
  84. Особенности и этапы экономических реформ государств-участников СНГ: Аналитический доклад. Исполнительный комитет СНГ. М.:ЭКОС, 2000. — С. 6−7, С.34
  85. Ю. Взаимодействие Украины и России в контексте мирового опыта//Мир перемен. 2004. — № 3. — С. 8−18
  86. И. Европейская экономическая и валютная интеграция. М.: Элекс-КМ, 2003.
  87. Платежный балансвнешний долг РФ. Mi: ЦБ РФ, 2004.
  88. Платежный баланс и внешний долг РФ. М.: ЦБ РФ, 2005
  89. В. В. Щенин Р.К. Мировая экономика и международный бизнес. -М.: КноРус, 2007.
  90. Противоречия процессов валютно-финансовой интеграции в регионе СНГ: Материалы «круглого стола». М.: ИМЭПИ, 2005.
  91. Развитие экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС: Доклад Национального Экономического Совета на ХХП Российском экономическом форуме. Екатеринбург, 2007. — С. 6−7
  92. Российский рынок транспортно-логистических услуг: итоги 2006 года и перспективы развития до 2012 года. Аналитический обзор. М.: РБК, 2007. — С. 11
  93. Е.Е. Пути достижения продовольственной безопасности Союзного государства и СНГ. М.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001.
  94. М. Роль СНГ в экономической интеграции региона//Мир перемен. -2006.-№ 2-С. 114−126
  95. Ю.Ю., Гусейнов Э. С. Факторы и условия интеграции банковских систем стран СНГ//Банковское дело. 2006. — № 10. — С. 48−511 002 Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. М.: ЮНИТИ, 2007.
  96. Ю.Ю. Европейская валютно-финансовая интеграция и перспективы использования ее опыта в евразийском регионе: Автореф. дис. кан. экон. наук. М., 2007. — С. 10
  97. С. Внутренний спрос как основной «локомотив» роста стран ЕврАзЭС//Экономическое обозрение. Беларусь. Казахстан. Кыргызстан. Россия. Таджикистан. Узбекистан. Украина. 2007. — № 1(9). — С. 11−14
  98. Содружество Независимых Государств в 2003 г. Статистический ежегодник. М.: Межгосударственный статкомитет СНГ, 2004 г.
  99. A.B. Готовимся к юбилею: российско-белорусскому таможенному союзу десять лет//Вестник научной информации. 2004. — № 1. — С. 66−69
  100. Статистика СНГ//Статистический бюллетень. 2006. — № 14(389)
  101. М. Европейский союз и СНГ: Сравнительный анализ институтов. М.: МОНФ, 1999.
  102. Страны СНГ 15 лет сотрудничества// БИКИ. — 2006. — № 136. — С. 2−4
  103. С. Банки развития//Банковское дело. 2006. — № 1. — С. 33
  104. Д.Г. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. М.: Весь Мир, 2006.
  105. И. Тенденции региональной и внешней торговли в рамках ЕврАзЭСЮкономическое обозрение. Беларусь. Казахстан. Кыргызстан. Россия. Таджикистан. Узбекистан. Украина. 2007. — № 1(9). — С. 20−22
  106. И.П. Международные экономические отношения. М., Юристь, 2001.
  107. JT.H. Россия в системе международных финансов. — М., 2007.-С. 93.
  108. JT.JI. Международное движение капитала в условиях глобализации. М.: МНЭПУ, 2000.
  109. Д. Россия, СНГ и ЕС //Мир перемен. 2004. — № 3. — С. 61−74
  110. В.Н. Международная экономическая интеграция. М.: АНКИЛ, 2002.
  111. Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: Гардарики, 2006. -1 и II часть.
  112. Р.И., Мигалева Т. Е. Экономическая интеграция в мировом хозяйстве. М.:РЭА, 2002.
  113. A.M. Взаимные инвестиции в СНГ//Экономист. 2005. — № 8. -С. 6−14
  114. А. Формирование денного экономического пространства России и Белоруссии: оценка и унификация действующих институтов//Деньги и кредит 2006. — № 1. — С. 126−140
  115. О.В. Глобализация: Экономические реалии и политические мифы М: Юнити-Дана, 2006.
  116. Г. П., Черникова Д. А. Европейский союз. М: Дрофа, 2003. — С. 330
  117. В.Г. Европейская интеграция. — М.: Международные отношения, 2003.
  118. Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ? М.: III Тысячелетие, 2001. — С. 288
  119. Ю.В. СНГ: десятилетие неоправданных надежд//БИКИ. -2003 г.-№ 48 (8544). -С.6
  120. Н.П. Европа: вчера, сегодня, завтра. М.: Экономика, 2002.
  121. А.В. Некоторые теоретические аспекты экономического взаимодействия стран СНГ. М.: ИМЭПИ РАН. — 2007. — С. 35
  122. А.В. Российско-белорусская интеграция в зеркале социологии //Мир перемен. 2004. — № 3. -С. 177−181
  123. Ю.А. Мировая экономика. М.: Юнити, 2007.
  124. Экономическое обозрение (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина). -М.: Центр развития, № 1,2005.
  125. Экономическое обозрение (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина). -М.: Центр развития, № 2,2006.
  126. Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. — М.: Экономика, 2003.
  127. Central Intelligence Agency The World Factbook 2006. — CIA's Edition, 2005.
  128. Fleming J. On Exchange Rate Unification//Economic Journal. 1971. — № 81.-P. 467−488.
  129. Handbook of International Trade & Development Statistics 2006. -UNCTAD, 2007. P. 35
  130. Hawley S., Financing corruption? The role of Multilateral Development Banks and Export Credit Agencies. Global Corruption Report, 2005.
  131. Human Development Report. United Nations Development Program. -UN, 2005. P. 267−268
  132. Kenen P. The Theory of Optimum Currency Areas: An Eclectic View//Monetary Problems in the International Economy. Chicago: University of Chocago Press. — 1969. — P.41−60.
  133. Krasner S. Globalization and sovereignty. States and sovereignty in the global economy. N. Y.: Ed, by Smith D. — 1999
  134. McKinnon R. Optimum Currency Areas//American Economic Review. -1963. № 53. — P. 717−725.
  135. Molle W., The Economics of European Integration. Theory, Practice, Policy. Aldershot, Ashgate Publishing Ltd, 2001
  136. Mundell R. A Theory of Optimum Currency Areas//American Economic Review 1961. — № 51. — P. 657−665.
  137. Mundell R. Uncommon Arguments for Common Currencies. Proceedings of the Madrid Conference on optimum currency areas. London, 1973. P:114−132.
  138. Reinicke W. H. Global public policy // Foreign affairs. Wash., 1997
  139. Sibert H. and Klodt H. Towards Global Competition: Catalyst and constraints. Kiel, 1998. — December
  140. Stevens, Willy J. Trienta у cinco anos del Mercado commun centrofmericano. Costa Rica, 1996
  141. Trade, regionalism and Development 2005. World bank. Washington D.C., 2005
  142. World Economic Outlook. Wash.: IMF. — September, 2005. — P. 275−277
  143. Объем внешней торговли некоторых интеграционных блоков в 2005 г. и динамика его изменения в 1990—2005 гг., млрд. долл. и %.
  144. Оборот 2005 Доля в общем объеме (%)1990 1995 2000 20 051. ЕС (25)
  145. Весь экспорт 4001 — 100,0* 100,0
  146. Внутрирегиональный экспорт 2673 67,5* 66,8
  147. Весь импорт 4135 — 100,0* 100,0
  148. Внутрирегиональный импорт 2673 64,1* 64,61. НАФТА (3)
  149. Весь экспорт 1477 100,0 100,0 100,0 100,0
  150. Внутрирегиональный экспорт 824 42,6 46,0 55,6 55,8
  151. Весь импорт 2268 100,0 100,0 100,0 100,0
  152. Внутрирегиональный импорт 782 34,4 37,7 39,6 34,51. АСЕАН (10)
  153. Весь экспорт 653 100,0 100,0 100,0 100,0
  154. Внутрирегиональный экспорт 162 20,1 25,5 24,0 24,9
  155. Весь импорт 594 100,0 100,0 100,0 100,0
  156. Внутрирегиональный импорт 144 16,2 18,8 23,5 24,31. МЕРКОСУР (4)
  157. Весь экспорт 163 100,0 100,0 100,0 100,0
  158. Внутрирегиональный экспорт 21 8,9 20,5 21,0 12,9
  159. Весь импорт 114 100,0 100,0 100,0 100,0
  160. Внутрирегиональный импорт 22 14,5 18,1 19,7 19,71. Андская группа (5)
  161. Весь экспорт 51 100,0 100,0 100,0 100,0
  162. Внутрирегиональный экспорт 4 4,0 8,6 7,7 8,7
  163. Весь импорт 46 100,0 100,0 100,0 100,0
  164. Внутрирегиональный импорт 5 5Д 6,7 8,8 10,2
  165. Источник: составлено по: Handbook of International Trade & Development Statistics 2006, Table 1.10, p. 35
  166. Темпы прироста ВВП по государствам участникам СНГ в % (2006 г.)40 5
Заполнить форму текущей работой