Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Национально-государственные интересы России: стратегия обеспечения: Социально-политический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия — целый космос, здесь приходят в соприкосновение многочисленные народы, культуры, языки, традиции. Справедливо замечено, что ни одна держава не знает такого средового разнообразия, полилога. Данные существенные особенности определяют место России по отношению к цивилизационным ареалам Востока и Запада. Так, ЕЭС, США, страны АТР 6 предстают однородными, гомогенными социальными, культурными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Природа национально-государственных интересов
    • 1. 1. Проблема самосохранения: что такое национально государственный интерес
    • 1. 2. Национально-государственный интерес и национально-государственная безопасность
    • 1. 3. Цивилизационные основы национальной жизни
  • Глава 2. Национально-государственные интересы России и их обеспечение
    • 2. 1. Внутриполитический аспект
    • 2. 2. Внешнеполитический аспект

Национально-государственные интересы России: стратегия обеспечения: Социально-политический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Острота проблемы национальногосударственных интересов России определяется переломным этапом развития страны, когда рушатся структурные связи в обществе, перестраивается институциональная система, трансформируются геополитические реалии.

Современность доказала: снижения роли силовых факторов в мировой политике не предвидится — безъядерный ненасильственный миропорядок не установлен, эпоха либерального интернационализма не упрочается. Геополитическая мощь, баланс мировых сил определяется совокупным экономическим, технологическим, военным, демографическим, сырьевым, энергетическим потенциалом.

Национальная ситуация отягчена глубоким экономическим кризисом, усугубляющим социальные характеристики жизнеобеспечения, жизневоспроизводства населения, находящегося в бедственном положении.

В стране сократилось производство, существенно ухудшилась его структура по сравнению с дореформенным периодом. Инвестиционная и инновационная активность снизились. Нарастает научно-техническое отставание России от развитых стран. Усиливается зависимость от импорта продовольственных, потребительских товаров, оборудования, технологий. 4.

Растет внутренний и внешний государственный долг. Происходит отток квалифицированных кадров из сферы материального производства. Увеличивается количество катастроф техногенного характера. Прогрессирует имущественное расслоение, снижается уровень жизни населения, высоки показатели преступности, коррупции.

В создавшихся условиях перед страной стоит задача сформулировать политические цели, адекватные наличной обстановке. Необходимо заново определить интересы в области национальной безопасности, отвечающей за сохранение территориальной целостности страны, поддержание качества жизни народа.

В ситуации системного кризиса существенна четкая фиксация национальных интересов, обуславливающих стратегию развития России, придающих политический вес, целесообразность тактическим решениям. Защищенность и стабильность государства можно считать обеспеченными, если гарантирована его внешняя и внутренняя безопасность.

Положение России в данный момент требует особого внимания к проблемам внутреннего масштаба. Ряд политологов правомерно замечает, что в данное время один из главных источников опасности подрыва национальных интересов находится внутри страны. Необходимо достижение экономической, социальной, политической, идеологической стабильности. В концепциях национального интереса и национальной безопасности высший приоритет должен быть отдан решению комплекса внутренних проблем. 5.

Перед страной стоят первостепенные задачи:

— укрепление государственности,.

— налаживание структуры, принципов функционирования смешанной реальной экономики,.

— стабилизация финансовой системы,.

— развитие парламентской демократии, — обеспечение правопорядка, законности.

Для достижения этого необходимо последовательное реформирование, выводящее страну на путь оптимального развития, которое характеризуется открытостью, социальной ориентированностью рыночного хозяйствования, народовластием. Необходима радикальная модернизация всех сфер жизнедеятельности общества, на основании чего достигался бы экономический рост, гражданское процветание. Фундаментальная цель России — создать соответствующие условия для благополучного, удобного существования своего народа в сообществе иных народов.

Важная задача дня сегодняшнего — отстоять целостную, единую державу, обеспечить условия ее устойчивого развития.

Россия — целый космос, здесь приходят в соприкосновение многочисленные народы, культуры, языки, традиции. Справедливо замечено, что ни одна держава не знает такого средового разнообразия, полилога. Данные существенные особенности определяют место России по отношению к цивилизационным ареалам Востока и Запада. Так, ЕЭС, США, страны АТР 6 предстают однородными, гомогенными социальными, культурными, религиозными, экзистенциальными структурами. Россия представляет собой объединение разнородных, гетерогенных, несовместных по массе признаков структур. Специфику российского социума традиционно составляли полиэтнизм, поликонфессионализм, сильная государственность.

Определение и обоснование концепции национальных интересов невозможно без учета характерных, традиционных черт российской социальности. Россия занимает географически срединное положение между индустриальным Западом и традиционным Востоком. По ряду признаков Россия гомогенна Востоку и Западу, по ряду признаков — гетерогенна им. Восточное начало проявляется в деспотии власти, в ее опоре на традиционные устои общества, западное начало выступает «деятельным органом развития и прогресса» (Кавелин) страны.

Традиционно модернизация в России протекала как вынужденная форсированная самовестернизация. Индустриальное сближение с Западом сопровождалось усилением социального сближения с Востоком. Характерная особенность российской истории: индустриальные рывки, ориентация на научный и технический прогресс сочетались с абсолютизмом, крепостничеством.

Модернизация как индустриальная вестернизация без учета социальных показателей (гражданское общество, парламентаризм, либерализм, конституционизм, народовластие) более невозможна. Необходима 7 сбалансированная программа социального развития, учитывающая как промышленные, так и общественно-политические сферы национальной жизни. Социальные преобразования, с одной стороны, должны быть ориентированными на позитивные параметры цивилизационно более продвинутого Запада, с другой, — учитывать собственные реалии. Россия может быть квалифицирована как становящееся образование, сохранение идентичности которого — в сочетании общецивилизационных начал с национальной почвой.

Самоопределение, самосохранение, процветание являются существенными целями, детерминирующими вектор национально-государственного развития. Современность требует разработки проблемы национально-государственной идеологии, умножающей силу народа, восстанавливающей исконно высокий исторический статус России как влиятельной сверхдержавы.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В научном осмыслении проблемы национальных интересов, национальной безопасности, как правило, выделяются три приоритетных аспекта: экономический, военный, геополитический. В отечественных исследованиях по проблеме национальной безопасности фигурируют направления:

— вопросы общеметодологического, системного характера: Ахиезер А., Белоусов А., Выборнов В., Гращенкова Т., Зарецкий Ю., Ильин В., Кургинян 8.

С., Лапин Н., Серебрянников В., Хлопьев А., Локосов В., Осипов Г., Подберезкин А., Рубанов В., Урсул А., Федотова В., Яновский Р.;

— страновый аспект: Абалкин Л., Арбатов А., Благоволин С., Гречко П., Кандель П., Капустин Б., Красин Ю., Майоров Л., Михалкин Н., Поздняков Э., Сорокин К.;

— экономический аспект: Арсентьев М., Блинов Н., Ведута Е., Гловацкая Н., Городецкий А., Загашвили В., Ипполитов К., Краснов В., Страхов А., Татаркин А., Шмелев И.- стратификационный аспект — Ахтянова Г., Иванченко В., Крыштановская О., May В., Сычева В., Шабанова М.;

— правовой аспект — Белов П., Возгрин И., Волженкин Б., Куликов А., Лунеев В., Сальников В., Степашин С.;

— организационно-управленческий аспект — Бизюков П., Гурьева Л., Ловцов Д., Мильнер Б., Сергеев Н., Султанов Ш.

Однако различные стороны обсуждаемой многогранной темы проанализированы не одинаково глубоко и не в равной мере. Весьма недостаточно изучены способы сохранения, обеспечения, отстаивания общенациональных ценностей, образа жизни народа в особенности в период поеттоталитарой реформации. Между тем, без ясного понимания механизмов влияния на них точной, объемной, непредвзятой картины заявления и проведения национально-государственных интересов страны на текущий момент не составить. Главное в составлении такой картины — уяснить 9 возможности переработки общих закономерностей, форм в особенные. Для этого необходимо единство синхронических и диахронических рассмотрений, интегрирующих представления специалистов в комплексную модель взаимообусловливания интернационального и национального. Пока это естественное требование, к сожалению, весьма далеко от практического воплощения.

ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ БАЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют стратификационный, институциональный, аксиологический подходы. Для разработки частных вопросов использовались подходы кратологии, геополитики, теории элит, теории социальной организации.

Учитывая исходно комплексный, динамический статус социально-политической материи, методологический остов исследования составили принципы единства исторического и логического, связанности абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. В ходе работы автор опирался на результаты изысканий крупнейших представителей философской, политологической мысли, использовал труды российских, немецких, французских, американских ученых.

ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — определить стратегические линии обеспечения национально-государственных интересов на современном этапе развития российского общества.

ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ определяются его целью:

1. проанализировать сущность и содержание национально-государственных интересов на современном этапе развития России;

2. выявить стратегические линии национально-государственной безопасности;

3. раскрыть внутриполитический и внешнеполитический аспекты национально-государственных интересов.

Объект исследования — национально-государственные интересы России и способы их адекватного учета и обеспечения.

Предмет исследования — целенаправленная, целесообразная социально-политическая деятельность, гарантирующая учет, сохранение, поддержание, обеспечение национально-государственных интересов современной России.

Метод исследования — абстрагиорование, анализ, синтез, индукция, дедукция, традукцияарсенал культурно-исторического, структурно-функционального подходов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Доказано, что концепция национальных интересов является эффективным инструментом укрепления нации, политической защитой государства на мировой арене.

2. Показано, что национальная безопасность — внешнее и внутреннее состояние и положение страны, надежно обеспечивающие ее свободу, независимость, целостность, исключающие реальные возможности ее дестабилизации, деструкции. Для современного состояния российского общества, характеризующегося нестабильностью, неустойчивостью, приоритетным является достижение экономической, социальной, политической стабильности, что в значительной степени обеспечит параметры внешней безопасности.

3. Рассмотрена специфика евразийской цивилизации по отношению к европейской, детерминированная географическим, геополитическим, социокультурным факторами. Показана нетранслируемость, некорреспондируемость их отличительных черт. Рассмотрены фенологические тенденции во взаимодействии России и Запада.

4. Раскрыт внутриполитический аспект национальных интересов. Отмечается, что ориентир на сильную государственность, традиционную для России, должен быть сочетаем с народными интересами. Избежание ошибок прошлого — в построении открытого общества, отстаивающего высокую правовую, гражданскую культуру. Подчеркивается, что Россия должна достигнуть отвечающей высотам гуманитарности державы, где каждому гражданину гарантирован простор реализации и достойное будущее.

5. Рассмотрены стратегические линии реализации внешнеполитических национальных интересов. Современная ситуация многополюсного.

12 полицентричного мира характеризуется как уязвимый, неравновесный, неопределенностный, неустойчивый, турбулентный миропорядок.

Отстаивается позиция: историческое призвание, назначение Россиибыть фактором евразийского равновесия как системообразующего элемента глобального равновесия, межгосударственной, межцивилизационной стабильности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ определяется выявлением и обоснованием тех элементов и приоритетов реализации эффективной национальной безопасности, которые важны при политико-управленческом конутруировании полновесной системы национальной безопасности. Результаты, полученные в диссертационном исследовании, могут использоваться в практической деятельности (система социального управления, органы безопасности), применяться в учебном процессе — вузовской подготовке студентов — при чтении курсов по социальной философии, политологии, экономической теории и права.

Выводы настоящего исследования учитывались при подготовке федеральных законов «О национально-культурной автономии», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», других законов и подзаконных актов.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано шесть статей. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ им. Н. Э. Баумана и рекомендована к защите. Различные аспекты темы.

13 раскрывались диссертантом на международных конференциях: «Российская государственность: идеология и самосознание народа» (Москва, МГУ, 1993) — «Иерархия норм права в федеративных государствах и методы гармонизации федерального и регионального законодательства» (Пятигорск, Совет Европы, 2000).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обсуждение проблемы национальных интересов актуально в условиях кризисного переходного состояния российского общества, когда наиважнейшими являются цели самосохранения, безопасности развития, реализации цивилизационной идентичности. Россия оказалась в центре перемен, стала крупнейшей зоной нестабильности. Распад СССР повлек за собой кризис российской государственности со всеми вытекающими отсюда последствиями: негативными тенденциями в экономике, политике, социальной сфере.

Осмысление национальных интересов, выступая интегрирующим фактором для российского общества, задает направление политики государства в принятии конкретных внутрии внешнеполитических решений. Национальные интересы выступают в своем роде как система долгосрочных целевых установок государственного развития, являются сплачивающим фактором в национальном масштабе.

Диссертант показывает, что национально-государственные интересы определяются рядом факторов: географическое положение страныобеспеченность ресурсаминаселение и его национальная, расовая структурауровень развитияналичие внешних и внутренних угрозвнутреннее устройство. Их содержательный контекст с необходимостью опирается на.

124 историческое прошлое, сложившуюся на протяжении веков культуру, традиции, систему ценностей, духовный склад населения. Подробно рассматриваются наиболее значимые аспекты национальных интересов: политический, экономический, социальный.

Диссертант придерживается позиции, прочно упрочившейся в современной политологической мысли, что наиболее адекватная формулировка национальных интересов возможна в обращении ко всей истории и самобытной культуре, цивилизационной специфике страны.

Исследование национально-государственных интересов и державной безопасности общества показывает, что проблема национальной безопасности рассматривается не только на уровне исключения угроз и возможности адекватного на них реагирования. Реализации безопасности предполагает институциональную стабильность и структурную сбалансированность общества, полноценную социокультурную трансляцию в циклах социального воспроизводства, развитие гуманитарно ориентированных технологий социального взаимодействия, компетентность и ответственность управляющих развитием общества субъектов. Внутренние угрозы общественной безопасности более опасны для социальной системы своими стратегическими последствиями, поскольку они ведут к воспроизводству и умножению разрушений социокультурной, нормативной среды, скрепляющей общество в единое целое.

Перед российским обществом стоит неотложная задача констатации, нацеленности на реализацию внутренних и внешних национальных интересов, защита и реализация которых определяет безопасность национального развития. В диссертационном исследовании намечаются стратегические линии реализации внутриполитических и внешнеполитических национальных интересов.

При анализе внутриполитического аспекта национальных интересов следует подчеркнуть: российское государство — демократическая ассоциация равноправных субъектов федерации, образующих суверенную Россию. Избежание ошибок прошлого — в построении открытого общества, отстаивающего высокую правовую, гражданскую культуру. Последнее выражается в надлежащем представительстве интересов всех общественных групп, выраженном народовластии, настоящей практике разделения законодательной, исполнительной, судебной власти.

Важнейшим фактором обеспечения безопасности обществ является качество социального управления, которому должны быть присущи компетентность, инновационность, антикризисность, ответственность и социальная подотчетность.

Для внешнеполитической позиции необходимо признать: важно реализовать возможности восстановления великого статуса России как евразийской империи.

Современный мировой порядок характеризуется многополюсностью, многополярностью, ему присущ неравновесный, неустойчивый порядок. Геополитическое регулирование осуществляется не на национально-государственном, а на регионально-корпоративном уровне. Приоритетным для России в условиях многополярного мира — усилить свое господство в хартлендев условиях мозаичности, ценностной проницаемости геополитических массивов — генерализовать, транслировать, культивировать ценностную идентичность.

Диссертационное исследование содержит анализ стратегических линий внешнеполитических интересов России. Анализируется евразийская идентичность России с позиций столкновения панидей, определяющих расстановку геополитических сил и процессы, происходящие в них.

Евразийская цивилизационная целостность определена по отношению к геополитическим массивам: аллохтоны, лимитрофы. В диссертационном исследовании определены внешнеполитические интересы России в данных направлениях, рассматриваются существенные стороны политики на восточном, юго-восточном, южном, западном, юго-западном, северо-западном театре действий.

Традиционно рывок Запада обостряет ситуацию стагнации в России. Достижение необходимого уровня как правило достигается усиленной мобилизацией, оплачивается усилением крепостничества, понижением уровня жизни, ограничением свобод. Так как поддержание державного равновесия.

127 подобными способами долгое время невозможно, наступает сбой, за которымочередное отставание. Запад традиционно «готовит вызов» органически эволюционно, его следствие — индивидуализация, кооперация, демократизация, рационализация. В России же мобилизация ресурсов насильственная, революционная, влекущая деиндивидуализацию, концентрацию, централизацию, милитаризацию. Запад ориентирован на принцип «общество для человека», тогда как Россия, демонстрирует обратный — «человек для общества».

Согласно выделенной в политологической мысли этатоциклике, современная ситуация в России может характеризоваться как завершающий этап понижательной фазы, характеризующийся состоянием стабилизации. Задача современности — выйти на уровень цивилизационно устойчивого кумулятивного развития, реализующего принципы широкой гуманитаризации.

Цель обновляющейся России — процветание державы-нации, достигаемое ненасильственными методами. В данном условии — необходимость отрыва от традиционного для России подавления, сдерживания народного начала. Настоящая ситуация со всей необходимостью требует учета столь значимого ориентира как интересы народа.

России следует признать, что человеческий капитал является наиважнейшим. Социальная политика должна быть ориентирована на непреходящие жизненные ценности — достойность существования,.

128 гарантированность свободы, занятость, образование, вовлечение, обеспечение, «качество» нового поколения.

Приоритет должен быть отдан ни совершенствованию и наращиванию технической мощи, ни экономике, ни регулированию уровня инфляции, ни росту ВВП, а прогрессу человека. Первейшие задачи — упразднение нищеты, эффективность занятости, национальное согласие, народное единство, социальное, экономическое оздоровление.

Основаниями инноваций России как непреходящей самобытной, самодостаточной компоненты цивилизационного процесса выступают: полиэтнизмполиконфессиональностьдемократизмгражданский консенсуспатриотизмгуманистичность развитиятолерантность социальных технологийверховенство законаправопорядокдистанцированность от экстремизма, фанатизма, радикализма. Перспектива созидания гуманного, продуктивного, устойчивого социума — в ориентации на свободу, закон, стабильность. В центре же социума — не.

129 абстрактный человек, а личность, имеющая простор творчества, гарантии самореализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. — 1994. — № 2. — С.4−16.
  2. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 4−13.
  3. В.А., Дьяконова Л. А. Безопасность предпринимательской деятельности в регионе // Социально-политический журнал. 1998. — № 2. -С. 34−55.
  4. A.A. Экономический и эволюционный аспект национально-государственных интересов // Вопросы экономики. 1994. — № 2. — С. 85−94.
  5. O.A. Этический аспект проблемы интересов // Вопросы экономики. 1994. — № 2. — С. 56−74.
  6. O.A. Риск и нестабильность // Социально-политический журнал. 1997. — № 3. — С. 24−40.
  7. А.Г. Национальная идея и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 5. — С. 6−15.
  8. А.Г. Россия: национальная безопасность в 90-е годы // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 7. — С. 5−15.131
  9. Арсентьев М. А Экономическая безопасность // Обозреватель. — 1998.- № 5. С. 24−34.
  10. A.A., Городецкий А. Е. Михайлов Б.М. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики.- 1994.-№ 12.-С. 36−44.
  11. A.A. Проблемы безопасности в России // Экономика и жизнь.- 1995.-№ 5.-С. 4−14.
  12. Безопасность и устойчивое развитие регионов России (по итогам работы конференции, Воронеж, 1997) // Российский социально-политический вестник. 1998. — № 1. — С. 34−43.
  13. Безопасность человека и преступность (Международная научно-практическая конференция) // Государство и право. 1995. — № 12. — С. 34−45.
  14. П.А. Законодательство и национальная безопасность // Свободная мысль. 1996. — № 7. С. 43−50.
  15. С.Е. Геостратегические и внешнеполитические приоритеты России // Вопросы экономики. 1994. — № 4. — С. 145−189.
  16. Н.М., Городецкий А. Е. Экономическая безопасность и политика реформ. М., 1996. — 342 с.
  17. В.А. Четыре угрозы безопасности и ответ на них // Экономика и организация промышленного производства. 1999. — № 4. -С. 56−70 132
  18. A.M. Плюралистическая одноиолярность и интересы России // Свободная мысль. 1996. — № 2. — С. 56−80.
  19. E.H. Продовольственная безопасность России (проблемы и перспективы). М., 1997. — 205 с.
  20. A.A. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования // Вопросы экономики. 1998. — № 3. — С. 123−140.
  21. Е.М., Гловацкая Н.А, Лазуренко С. А Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 67−78.
  22. E.H. Экономическая безопасность Российской Федерации. -М., 1997.- 141 с.
  23. А.О. Снова к сюжету «Российская реформа под диктовку МВФ» // Российский экономический журнал. 1998. — № 4. — С. 3−10.
  24. Военная реформа: Оценка угроз национальной безопасности России. -М., 1997.-237 с.
  25. Всероссийская научно-практическая конференция «Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии»: Сборник материалов. М., 1998. — 354 с.
  26. В.Я. Развитие и безопасность: Опыт стран Востока и России. -М., 1997.-456 с.
  27. Галкин А. В, Красин Ю. А. Национальные интересы и национальная безопасность России // Обозреватель. 1997. — № 3. — С. 4−10.133
  28. М.А. О концепции российской оборонной политики // Свободная мысль. 1996. — № 7. С. 50−60.
  29. В.Г. Национальная идентичность в России и Китае (опыт сравнительного анализа) // Политические исследования. 1997. — № 7. -С. 34−50.
  30. Г. А. Динамические закономерности развития системы городских и сельских поселений // Вопросы географии. 1974. — С. 92−101.
  31. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения) // Российская газета. 1996. — 14 мая. — С. 2.
  32. Гражданское общество и проблемы безопасности в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. — № 2. — С. 56−64.
  33. П.К. К вопросу о понятии «национальная безопасность» // Социально-политический журнал. 1998. — № 3. — С. 14−20.
  34. Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны? // Российский экономический журнал, 1997, № 9.
  35. Н.С., Дятченко Л. Я., Сперанский В. И. Социальная регуляция в системе управления конфликтом // Социально-политический журнал. 1998. — № 2. — С. 45−57.
  36. В.А. Ядерное сдерживание: взгляд в будущее // Pro et contra. 1998. — № 4. — С. 12−23.
  37. С.С. Продовольственная безопасность России // Экономист. 1996. — № 8. — С. 56−70.134
  38. A.A. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности. М., 1998. — 459 с.
  39. А.Г. Геополитика. М., 1999. — 395 с.
  40. A.A. О национальной безопасности и военно-политической стратегии государства // Социологические исследования. 1994. — № 3. — С. 1230.
  41. JI.А. Транспортная безопасность внешнеэкономического комплекса России // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 23−40.
  42. B.C. Экономическая безопасность России. М., 1997.218 с.
  43. Ю.М. Опасность и безопасность: социальный аспект // Социально-политический журнал. 1995. — № 5. — С. 43−55.
  44. О.Д., Рыбаковский JI.JI. Геополитические аспекты депопуляции в России // Социологические исследования. 1997. — № 6. — С. 2230.
  45. В.А. Коллективная безопасность на пространстве содружества // Международная жизнь. 1998. — № 11. — С. 111−118.
  46. В.А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование). М., 1998. — 352 с.
  47. В.В. Социальная защита населения и национальная безопасность // Наука. Политика. Предпринимательство. 1998. — № 1. — С. 2−9.135
  48. П.М., Халоша Б. А. НАТО и интересы национальной безопасности России // Мировая экономика и международные отношения. -1997.- № 8. -С. 19−25.
  49. В.А. Общность критериев экономической и государственной безопасности // Экономист. 1996. — № 5. — С. 29−38.
  50. В.И. О состоянии национальной безопасности России // Русская мысль. 1995. — № 1. — С. 6−17.
  51. В.В., Панарин A.C., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы В России / Под ред. В. В. Ильина. М.: МГУ, 1996. — 423 с.
  52. В.В. Политология. М., 1999. — 78 с.
  53. К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М., 1996. — 156 с.
  54. .А. Последствия расширения НАТО // Международная жизнь, 1997. -№ 11.-С. 12.
  55. П. А. Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика (круглый стол) // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 7.- С. 24−29.
  56. В.О. Соч., т. 2. М.: Мысль, 1987. — 447 с.
  57. В.А. Русская идея и возрождение России. Иркутск, 1997.-250 с.
  58. Т.А. К проблеме национальной безопасности // Общество и экономика. 1998. — № 1. — С. 12−19.136
  59. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 52. — Ст. 9022.
  60. И.А. Внешнеэкономические связи России // Вопросы экономики. 1994. — № 2. — С. 56−68.
  61. В.А. Кризис экономики угроза целостности России // Свободная мысль. — 1996. — № 12. — С. 52−63.
  62. Д.А. Что является главным достоянием любой развитой нации? // Вопросы экономики. 1994. — № 2. — С. 37−38.
  63. С.Е. Концептуальная безопасность и ее роль для России в XXI веке //Россия XXI. 1995. — № 11. — С 12−20.
  64. С.Е., Бялый Ю. Я., Подкопаева М. А. «Южная угроза» и ее связь с обострением политического кризиса в России // Россия XXI. 1996.-№ 11.-С. 12−23.
  65. В.А. Главная опасность нашего времени // Pro et contra. -1998. -№ 4.-С. 13−21.
  66. В.А., Швецов A.A. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. 1998. — № 3. — С. 13−37.
  67. Н.С. Что грозит национальной безопасности России // Рабочая трибуна. 1998. — 4 февраля. — С. 1−2.
  68. В.Е. Проблемы информационно-психологической безопасности // Психологический журнал. 1996. — № 3. — С. 43−50.137
  69. Х.А., Стенак A.A. «Государственность», национализм и демократия // Политические исследования. 1997. — № 5. — С. 43−51.
  70. Д.П. Проблема обеспечения информационной безопасности России // Обозреватель. 1999. — № 2. — С. 44−49.
  71. Д.П., Сергеев H.A. Проблема обеспечения «Организационной безопасности» России // Обозреватель. 1998. — № 11. -С 33−42.
  72. В.А. Безопасность России: внешнеполитическое измерение // Международная жизнь. 1995. — № 8. — С. 34−40.
  73. A.B. Политика и безопасность: взаимосвязь и соотношение // Вестник Московского университета. Сер. 18. — Социология и политология. -1998.-№ 1.-С. 34−50.
  74. М.А. От «имперского» Союза к Содружеству независимых государств // Мировая экономики и международные отношения. -1992. -№ 4.-С. 29−40.
  75. М.В. Права человека и международная безопасность России // Дуэль. 1997. — № 2. С. 24−30.
  76. В.А. Защита национальных интересов // Свободная мысль. 1997. — № 1. — С. 90−102.
  77. В.А. Время сосредоточиться. Россия в новой геополитической ситуации // Свободная мысль. 1996. — № 5. — С. 104−114.138
  78. Материалы круглого стола по вопросам безопасности человека // Государство и право. 1995. — № 12. — С. 45−60.
  79. Мау В.А. Национально-государственные интересы и социально-экономические группы // Вопросы экономики. 1994. — № 2. — С. 54−63.
  80. Д.А. Интересы и безопасность России в постсоветскую эпоху // Мировая экономика и международные отношения. 1992. — № 4. -С. 10−23.
  81. .В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической жизни // Политические исследования. 1997. -№ 1.-С. 8−11.
  82. Э.Ф. Круглый стол «Адаптация человека к рынку» // Экономист. 1995. — № 6. С. 30−44.
  83. H.A. Национальные интересы как проблема безопасности и будущее России // Диалог. 1998. — № 5. — С. 20−39.
  84. В.Ф. Безопасность как атрибут социальной системы: Социально-политические аспекты государственной безопасности в современных условиях. М., 1994. — 347 с.
  85. Г. А. Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир // Социально-политический журнал. 1996. — № 2. — С. 36−52.
  86. Ю.Н., Проскурин С. А. Культура безопасной жизнедеятельности и будущее России // Социально-политический журнал. -1998.-№ 1.-С. 15−28.139
  87. A.M. Валютные аспекты экономической безопасности России // Российский экономический журнал. 1996. — № 9. — С. 26−40.
  88. A.A. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван, 1988. 65 с.
  89. H.A. Россия и Европа // Наш современник. 1993. -№ 12.-С. 45−56.
  90. Национальные интересы России и ее военная политика: заседание круглого стола «Армия и общество» // Политические исследования. 1994. -№ 4.-С. 40−55.
  91. Национальные интересы современной России: круглый стол // Политические исследования. 1997. — № 1. — С. 38−58.
  92. А.Р. Геоэкономическая безопасность России в современном мире // Рубежи. 1997. — № 10. — С. 3−11.
  93. Некоторые вопросы национальной безопасности. -М., 1998. 250 с.
  94. P.A. Технологическая безопасность государства // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 10. — С. 56−70.
  95. И.А. Военное сотрудничество стран СНГ как элемент их национальной безопасности // Политические исследования. 1997. — № 5. -С. 158−169.
  96. В.Н. Банки, протекционизм и национальная безопасность // Российский экономический журнал. 1997. — № 8. — С. 43−55.140
  97. О безопасности: Закон Российской Федерации // Российская газета. -1992.-7 марта.-С. 3−4.980 безопасности: Сборник законодательных и нормативных документов. М, 1998. — 342 с.
  98. A.A. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности упреждения // Вопросы экономики, 1995. — № 1. — С. 107−118.
  99. Д.Н., Котилко В. М. Проблемы безопасности экономики России и стран Содружества // Экономист. 1997. — № 7. — С. 34−50.
  100. A.C. Безопасность и этническая миграция в Россию // Pro et contra. 1998. — № 4. — С. 20−30.
  101. Т.Д. О новой архитектуре безопасности в Европе // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 12. — С. 30−43.
  102. Ю.В. Реформирование России и проблемы национальной безопасности // Социально-политический журнал. 1997. — № 2. — С. 56−70.
  103. B.C. Методология комплексного исследования проблем безопасности России. М., 1994. — 237 с.
  104. В.М. Минеральные ресурсы и национальная безопасность. М., 1996. — 365 с.
  105. А.И. Вызовы безопасности России // Свободная мысль. 1996. — № 12. — С. 34−56.
  106. А.И. Геостратегическое положение и безопасность России // Свободная мысль. 1996. — № 7. — С. 86−117.141
  107. Э.А. Нация, национализм, национальные интересы. М.: ИМЭМО, 1994.-245 с.
  108. Э.А. Национальные интересы: теория и практика. М.: ИМЭМО, 1991.- 180 с.
  109. Проблемы безопасности и устойчивости социально-политического развития российского общества: Материалы теоретико-методологического семинара. М., 1994. — 340 с.
  110. Проблемы исторической демографии СССР /Таллин. 1977.-243 с.
  111. Проблемы обеспечения личной безопасности граждан / Академия МВД России. М., 1995. — 230 с.
  112. С.А. Системный принцип формирования внешнеполитической стратегии // Политические исследования. 1997. — № 1. -С. 45−60.
  113. Д.М. Новые измерения российской политики безопасности на рубеже столетий. М., 1997. — 246 с.
  114. А.Б., Беляков А. Н. Стратегия кризиса // Свободная мысль. 1997. — № 9. — С. 60−78.
  115. Пути укрепления экономических позиций России на постсоюзном пространстве с учетом обеспечения ее экономической безопасности (доклад колл. авт. под рук. С.А.Ситаряна) // Проблемы прогнозирования. 1996. — № 4. -С. 44−56.142
  116. Разоружение и безопасность: 1997−1998: Россия и международная система контроля над вооружениями: развитие или распад. М.: Наука, 1997. -348 с.
  117. .В. Культура и интерес нации // Вопросы экономики. -1994. -№ 2.-С. 6−12.
  118. JI.A. Адаптация человека в переходной экономике // Общество и экономика. 1997. — № 7−8. — С. 33−44.
  119. Д.О. Аспекты российского кризиса и проблемы международной безопасности // Политические исследования. 1997. — № 1. -С. 32−49.
  120. Российская федерация: Безопасность и военное сотрудничество. -М.: Обозреватель, 1995. 230 с.
  121. Россия: В поисках стратегии безопасности (проблемы безопасности, ограничения и миротворчества). М., 1996. — 248 с.
  122. Россия в условиях стратегической нестабильности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. — № 9. — С 3−43.
  123. Р.В. Постсоветское государство как генератор конфликтов // Социологические исследования. 1999. — № 5. — С. 43−67.
  124. В.Т. Экономическое развитие России. XIX—XX вв. Спб., 1998.-89 с.
  125. В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — С. 34−56.143
  126. В. Экономическая безопасность: Финансы: Банки. М.: Изд-во Института экономики РАН, 1996.- 340 с.
  127. В.В. Анатомия грядущей революции: О политической безопасности России // Патриот. 1997. — № 4. — С. 20−34.
  128. В.В. О политической безопасности России // Социально-политический журнал. 1997. — № 3. — С. 31−40.
  129. В.В. Политическая безопасность // Свободная мысль. 1997. — № 1. — С. 12−24.
  130. В.В., Хлопьев A.M. Социальная безопасность России. -М, 1996.- 168 с.
  131. Г. П. Экологическая безопасность населения и территорий Российской Федерации. М., 1998. — 240 с.
  132. О. Образование и национальная безопасность // Свободная мысль. 1996. — № 11. — С. 75−82.
  133. B.C. Соч., т. 5. -М.: Мысль. 1990. — 718 с.
  134. К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. -М., 1996.-256 с.
  135. К.Э. Государственные интересы как обобщение национальных // Политические исследования. 1995. — № 1. — С. 34−60.
  136. C.B. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы). СПб., 1994. — 210 с.144
  137. A.JI. Униполярность (Концентрическая структура нового мирового порядка и позиция России) // Политические исследования. 1997. -№ 2.-С. 13−18.
  138. А.И. Экономическая безопасность // Экономика и организация промышленного производства. 1998. — № 7. — С. 40−56.
  139. С.Д. Свет во тьме. М., 1949. — 326 с.
  140. Л. Россия в современном мире: геополитические выводы из геоэкономической ситуации // Рубежи. 1996. — № 5. С. 11−34.
  141. В.И. Россия и проблемы безопасности в балтийском регионе // Международная жизнь. 1997. — № 11. — С. 3−12.
  142. A.C. Проблема координации действий в сфере охраны государственной границы России и пути ее решения // Государство и право. -1996. -№ 4. -С. 23−45.
  143. .С., Карапетян Л. Е. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. -1995. -№ 3.- С. 35−49.
  144. Экономическая безопасность России: материалы «круглого стола» // Социально-политический журнал. 1997. — № 5. — С. 31−58.
  145. Экологическая безопасность России: материалы межведомственной комиссии по экологической безопасности. М., 1996. — Вып. 1,2. — 253 с.
  146. Ядерная безопасность: социогуманитарные структуры / Редкол. В. С. Степин и др. М., 1998. — 347 с.145
  147. И.С. От империи к национальному государству (попытка концептуализации процесса) // Политические исследования. 1996. — № 6. -С. 4−34.
  148. Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования. 1995. — № 12. — С. 45−68.
  149. Произведения на иностранных языках
  150. Bok S. Cultural Diversity and Shared Moral Values // Common Security in Asia: New concept of Human Security. Tokyo. 1995.
  151. Common Security and Foreign Policy in the Post Cold War / Address by the Minister for Foreign Affairs, Msr. Lena Hjelm-Wallen, at the Common Security Forum. Stockholm, 1995, June 19.
  152. Common Security Forum Research Network Proposal: Human Survival and Security / Harvard Center for Population and Development Studies. Harvard, 1992.
  153. Grosby S. Territoriality: the Transcendental, Ptimordial Feature of Modern Societies //Nations and Nationalism. 1995. Vol.1, pt.2.
  154. Katzenstein P.J., Noburo Okawara. Japan’s National Security: Structures, Norms and Policies // International Security. Vol. 17. № 4 (Spring 1993).
  155. Rothschild E. What is Security? // Daedalus, 1995, Summer146
  156. Rothschild E. Introduction // Common Security in Asia: New Concepts of Human Security. Tokio. 1995.
  157. Security in a Changing World: Guidennes for Finland’s Security policy: Report by the Council of State to the Parlament 6 June 1995. Helsinki, 1995.
  158. Simis K. USSR: The Currupt Society. N.Y., 1982.
  159. The Culture of National Security: Norms and Identtity in World Politics / P.J.Kanzenstein (ed.)N.Y.: Columbia Univ. Press, 1996.
Заполнить форму текущей работой