Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование механизма использования интеллектуального капитала в системе менеджмента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость результатов диссертационной работы заключается в разработке методики диагностики состояния интеллектуализации менеджмента в современных социально-экономических системах, ее апробации на примере ЗАО «Генерация», подготовке соответствующих рекомендаций по совершенствованию механизма использования интеллектуального капитала на основе принятой концепции. Практическая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА 1.1 Анализ развития предмета и обоснование метода
    • 1. 2. Возможная интерпретация и классификация знаний в формате предмета диссертационного исследования
    • 1. 3. Интеллектуальный капитал как основа активизации бизнес-процессов
    • 1. 4. Менеджмент как реализация механизмов совершенствования и использования интеллектуального капитала
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
    • 2. 1. Научная гипотеза и понятийный аппарат
    • 2. 2. Концептуализация принятой гипотезы
    • 2. 3. Методика диагностики состояния интеллектуализации менеджмента. е 2.4 Практическая реализация методики на примере ЗАО «Генерация»

Совершенствование механизма использования интеллектуального капитала в системе менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Во второй половине XX — начале XXI вв. в мире произошли существенные изменения, которые не только изменяют облик менеджмента социально-экономических систем, но и направления развития его предметной области. Одно из них связано с интеллектуализацией, а также с информатизацией и компьютеризацией предметной области менеджмента. Ряд авторов (П. Дракер, М. Кастельс, Т. Сакая, Э. Тоффлер, Т. Стюарт и др.) называет данные трансформации информационно-технологической революцией, которая формирует переход к информационному обществу. Элементы, соединяемые в систему, которая обеспечивается информационными сетями в условиях глобализации, нестабильности и трансформаций создают качественно новую ситуацию, имеющую изменяющиеся характеристики своей предметной области и значительные социально-экономические последствия. Считается, что уже возможно говорить о формировании единой инфосферы (информационной сферы) и киберпространства в менеджменте наряду, например, с биосферой (что представляется некоторым продолжением и конкретизация идей В. Вернадского, Н. Моисеева и др. о ноосфере и ее самоорганизации).

Обозначилась новая парадигма в направлении развития менеджментаKnowledge management (КМ), целью которого является создание методик для более эффективного использования интеллектуального потенциала. При этом знания признаются экономической категорией, подлежащей количественному и качественному анализу. Прозрачность оценок деятельности большинства европейских и американских фирм выявила существенный рост затрат по данному направлению (наем менеджеров высшего звена соответствующего направления, высокие затраты на информационные технологии (ИТ) и т. д.). С 1994 г. крупные консалтинговые фирмы уже предлагают для своих клиентов услуги и семинары в сфере КМ. К настоящему времени на тему КМ было проведено более ста международных конференций. Выходит множество периодических изданий, специально посвященных КМ. Первая университетская кафедра по КМ была основана в 1997 г. Издается научный журнал «Knowledge management». Тематика КМ часто обсуждается в научных изданиях по теории и практике менеджмента. Открываются порталы и сайты в Интернете и появляются книги по дальнейшему развитию менеджмента, а также активизируется деятельность фирм, предлагающих услуги консалтинга и соответствующие ИТ-продукты. Однако отсутствует реальная методологически обоснованная связь между знаниями, их носителями и реальными методиками совершенствования механизмов использования интеллектуального капитала организаций. В этой связи тема диссертационной работы представляется актуальной.

Степень разработанности темы. Вопросы, связанные с совершенствованием механизма использования интеллектуального капитала в системе менеджмента, рассматриваются в работах многих ученых, в том числе использованных в диссертационном исследовании: Л. Бадалов, В. Баринов, В. Бусов, К. Бэрри, О. Виханский, А. Гапоненко, JI. Гончаренко, А. Гретченко, В. Грошев, Т. Данько, П. Дракер, В. Зинов, В. Иноземцев, JL Карташова, М. Кастельс, А. Козырев, Ф. Котлер, М. Кулапов, Б. Леонтьев, В. Набоков, А. Наумов, С. Никаноров, Л. Никулин, Ю. Одегов, Е. Олейников, Т. Орлова, П. Пимашков, В. Половинко, А. Прокопьев, А. Пулфорд, В. Репникова, П. Смит, Д. Тапскотт, Л. Фаткин, Ч. Хэнди и др. Они позволили диссертанту обосновать необходимый предмет исследования и целый ряд методологических обобщений. Однако исследуемая проблематика в работах указанных авторов дается чаще всего на теоретическом уровне без приведения конкретных обоснований и соответствующих методик практической реализации.

Целью диссертационного исследования является разработка методических и практических рекомендаций по совершенствованию механизма использования интеллектуального капитала социально-экономических систем для эффективного регулирования и координации системы отношений участников бизнес-процессов.

Данная цель потребовала решения следующих задач:

1. Выявить специфику развития предмета и метода.

2. Разработать классификацию и дать интерпретацию видов знаний в формате предмета диссертационного исследования.

3. Проанализировать вопросы использования интеллектуального капитала в аспекте менеджмента.

4. Выдвинуть научную гипотезу реализации цели диссертационного исследования.

5. Выявить понятийный аппарат совершенствования механизма использования интеллектуального капитала в системе менеджмента с учетом системообразующей роли процессного капитала.

6. Разработать концепцию интеллектуализации менеджмента на основе понятийной интерпретации интеллектуального и процессного капиталов и классификации выявленных положений (обобщений и принципов).

7. Разработать и на конкретном примере апробировать методику системной диагностики состояния интеллектуализации менеджмента социально-экономических систем.

8. Разработать рекомендации по совершенствованию механизма использования интеллектуального капитала в системе менеджмента конкретной социально-экономической системы на основе результатов апробации разработанной методики, а также выявить критерии научной новизны и с их помощью дать оценку полученным рекомендациям.

Объектом диссертационного исследования является механизм использования интеллектуального капитала социально-экономических систем. Для конкретного анализа выбрано ЗАО «Генерация».

Предметом являются организационные и управленческие отношения, возникающие в результате взаимодействия участников бизнес-процессов в аспекте совершенствования механизма использования интеллектуального капитала.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются положения, содержащиеся в законодательных и нормативных актах РФ, определяющие направления развития интеллектуализации организаций и управления социально-экономическими системамиработы отечественных и зарубежных авторов в области теории и практики менеджмента по принятой теме исследования, а также материалы нормативного, справочного и статистического характера, полученные в ряде документов Госкомстата и Министерства экономического развития РФрезультаты анализа данных, представленных на интернет-сайтах ряда социально-экономических систем.

В работе используется подход, основанный на интеграции индуктивного метода остатков и метода многомерного, комплексного математико-статистического анализа с помощью репрезентации концептуальных принципов, а также методов экспертных оценок, экономического и вероятностного анализа.

Научная новизна обобщений и рекомендаций состоит в дополнительных знаниях, представленных в гипотезе, концепции и понятийном аппарате за счет совместного использования ранее известных и новых принципов. Научная новизна с учетом выявленных критериев содержит несколько основных элементов:

• Выдвинута научная гипотеза, согласно которой предполагается возможность совершенствования механизма использования интеллектуального капитала организации с помощью менеджмента знаний. Гипотеза предполагает возможность обоснования интегральной концепции на основе выявления и классификации отдельных принципов менеджмента, учет и использование которых обеспечит необходимый механизм использования интеллектуального капитала в системе менеджмента, в том числе с помощью интерпретации известного индуктивного метода остатков в конкретной методике. По сравнению с действующей практикой гипотеза учитывает системообразующую роль процессного капитала и инновационных принципов при использовании интеллектуального капитала организации. Такой подход, с одной стороны, снижает неопределенность в интерпретациях интеллектуального капитала и механизмов его использования, с другой — допускает реализацию дополнительных принципов, в том числе новых для менеджмента.

• Дана интерпретация понятия «механизм использования интеллектуального капитала» как базового, а также таких понятий как «интеллектуальный капитал», «общесистемный процессный капитал», «интеллектуализация менеджмента» и «менеджмент знаний» применительно к научной гипотезе и предмету диссертационного исследования. Введены в научный оборот понятия «принцип компромиссной инициативности» и «метод саморазвития менеджера и клиента». Данный подход расширяет теоретическую и методическую базы практической реализации бизнес-процессов. Уточнение и интерпретация понятий снижает неопределенность при реализации механизмов совершенствования и использования интеллектуального капитала социально-экономических систем, в первую очередь для учета новых принципов менеджмента в конкретных условиях.

• Обоснована концептуализация принятой научной гипотезы с помощью классификации используемых аддитивно принципов, учитывающих три направления развития интеллектуализации менеджмента (традиционное (каноническое), институциональное, «виртуальное») и их инновационное направление в качестве базового и системообразующего. По сравнению с действующими концепциями такой подход обеспечивает учет самоорганизации человеческого фактора, формирование и использование нового качества отношений субъектов участников бизнес-процессов с учетом влияния внешней среды. Концепция снижает неопределенность в определении направлений комплексной диагностики состояния интеллектуализации системы менеджмента конкретной организации, а также позволяет разработать конкретную методику.

Практическая значимость результатов диссертационной работы заключается в разработке методики диагностики состояния интеллектуализации менеджмента в современных социально-экономических системах, ее апробации на примере ЗАО «Генерация», подготовке соответствующих рекомендаций по совершенствованию механизма использования интеллектуального капитала на основе принятой концепции. Практическая реализация повышает содержательность менеджмента при любом наборе количественных оценок ситуаций. В производственных процессах показатели, полученные в результате реализации методики, могут быть использованы менеджментом диагностируемой организации при выявлении направлений необходимого целевого регулирования и горизонтальной координации субъектов-участников бизнес-процессов. При проведении научно-исследовательских работ результаты диссертационного исследования методологически обеспечивают повышение уровня использования интеллектуального капитала при разработке различных программ, проектов, организационных структур, механизмов управления. В учебном процессе теоретические положения интеллектуализации менеджмента актуализируют и конкретизируют некоторые аспекты лекционных курсов, методики проведения семинарских занятий, написания курсовых работ и самостоятельной работы студентов, аспирантов, преподавателей.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на XV и XVI Международных Плехановских чтениях (2002, 2003), на Международной научно-практической конференции «Вступая в XXI век: стратегии экономики и менеджмента» (2002), а также на круглых столах, аспирантских семинарах и заседаниях кафедры Государственного управления и менеджмента Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 7 работ (2,7 п.л.).

Выводы и рекомендации.

1. Учитывая на конкретном примере ЗАО «Генерация» средне значение критерия экономической эффективности инновационных принципов (Кэср. = 0.82) и среднего показателя экспертной оценки (ОС = 0.59) необходимо:

1.1. Признать удовлетворительным соответствие принципов-репрезентантов и его диагностического показателя.

1.2. Отметить слабое влияние инициатив (57%), а также недостаточность эффективности трансформации знаний (61%).

1.3. Усилить инициативы по направлению совершенствования знаний.

35%).

1.4. Принципиально улучшить оценки инициатив формирования знаний по оценкам результатов работы (29%).

1.5. Улучшить инициативы по направлению использования информации (46%), а также обратить особое внимание на необходимость ликвидации лишних знаний у субъектов бизнес-процессов.

В диссертационной работе предлагается данные методические аспекты реализовывать с помощью предлагаемой методики количественной и качественной оценки состояния интеллектуализации менеджмента и целевого регулирования административными методами, учитываемыми для ЗАО «Генерация» приведенные в таблицах 2.5 и 2.6 оценки диагностики, при одновременном усилении разнообразия при выборе принципов-репрезентантов и диагностических показателей в соответствии с изменениями состояния предметной области менеджмента знаний в процессе реализации каждого конкретного бизнес-процесса.

2. В соответствии с «каноническими» принципами требуется:

2.1 Создание иерархии должностей, отвечающих за организацию совместного использования знаний. Предлагается введение в административно-иерархическую структуру ЗАО «Генерация» новых подразделений, таких как «совещание носителей знаний», «группа непрерывного мониторинга и целевого регулирование менеджмента знаний», в компетенцию и ответственность которых будут входить все вопросы связанные с менеджментом знаний, в том числе задача по совершенствованию механизма использования интеллектуального капитала организации (рис. 2.23).

Совещание носителей знаний должно подчиняться непосредственно генеральному директору и состоять из компетентных в различных областях работников. К основным обязанностям совещания носителей знаний можно отнести: ответы на (on-line) интерактивные вопросы, содействие в проведении интерактивных (on-line) дискуссий, постоянный поиск нужных материалов, ориентация членов сообщества на другие полезные источники информации, постоянное взаимодействие с профессиональными сообществами и др. Данный структурный элемент также носит информационно-совещательный характер, обеспечивая необходимой информацией как генерального директора, так и группу непрерывного мониторинга и целевого регулирования менеджмента знаний. Последняя состоит из «службы управления знаниями и информацией», «носителей целевых функций» и кураторов производственных подразделений.

В обязанности «носителей целевых функций» входит осуществление регулярного мониторинга и диагностики состояния интеллектуализации менеджмента с помощью предлагаемой в диссертационной работе методики, а также целевое регулирование и координация менеджмента знаний на основе результатов полученных при диагностике.

Значительная часть функций службы управления знаниями и информацией будет состоять в управлении оперативными системами данных, т. е. интернетами и другими системами хранения информации. Служба управления знаниями и информацией должна осуществлять следующие функции: формирование каталога контента, своевременное обеспечение информацией, обновление информационных профилей членов сообщества, обеспечение доступа к информации, помощь новым пользователям, ответы на запросы членов сообщества и др.

Рис. 2.23. Структурно-логическая схема холдинга «Генерация» с учетом рекомендаций.

2.2 Изменить организационную структуру таким образом, чтобы улучшить коммуникации и потоки знаний между работниками. Предполагается минимизация иерархии при развитии горизонтальных отношений, прежде всего между подразделениями осуществляющими управление и координацию процессов интеллектуализации менеджмента как внутри действующей структуры управления, так и в сети отношений с клиентами. При этом механизм диагностики интеллектуализации менеджмента организации и механизм целевого регулирования структурно обеспечиваются совещанием носителей знаний с соответствующей WEB-группой, группой непрерывного мониторинга и целевого регулирования менеджмента знаний с WEB-центром. В состав последней входят служба управления знаниями и информацией, кураторы ОАО ОАО «Теком», ОАО Уралкотломаш", ОАО «Нефтемаш» и ответственные координаторы — носители целевых функций.

2.3 Предлагается изменить систему вознаграждения и повышения по службе, вознаграждая специалистов, которые наиболее активно делятся знаниями и вносят свой информационный вклад к корпоративные базы данных, в форме премий, публичного вынесения благодарностей, положительных характеристик, повышения по службе и т. д. Пассивным работникам отказывать во всем вышеперечисленном.

3. В соответствии с виртуальными принципами предлагается обеспечение и оптимизация горизонтальных отношений между предприятиями холдинга на основе современных средств телекоммуникации (реализация WEBструктуризации путем создания WEB-групп и WEB-центра) (рис. 2.23).

4. В соответствии с институциональными принципами предлагается принятие «Корпоративного кодекса поведения» декларирующего приверженность работников организации к таким базовым ценностям и нормам как уважение и понимание ценности вклада каждого сотрудника в общее дело, свобода высказывания собственного мнения, развитие «доверия» между сотрудниками организации как фундаментальной нормы и т. д. Данный кодекс не должен носить директивного характера. Соответствие положениям кодекса для работников организации должно быть нормой.

5. В соответствии с инновационными принципами предлагается:

Создание корпоративной базы знаний (КБЗ). КБЗ должна содержать информацию и знания накопленные в компании, способствующие > самообучению и повышению квалификации работников, при возможности дистанционного доступа посредством интернет.

Осуществление мониторинга интеллектуального капитала организации в соответствии с принципами, а также с помощью других показателей.

— В аспекте обучения рекомендуется, помимо выделения средств на регулярно проводимые в организации тренинги, дополнительно (как мин. на 30%) увеличить расход средств на тренинги, повышающие компетенцию сотрудников в области менеджмента знаний.

Для развития самоорганизации руководству ЗАО «Генерация» рекомендуется особое внимание обратить на обеспечение прозрачности доступа к различным видам знания, в первую очередь к методикам интерпретации и реализации принципов интеллектуализации менеджмента (с помощью КБЗ).

Заключение

.

1. Информационно-технологическая революция, процессы глобализации, возрастание роли и значимости различных знаний при реализации бизнес-процессов, а также некоторые другие факторы обусловили нестабильность и неравновесность предмета современного менеджмента. Большинство методов исследования состояний последнего, как правило, ориентируется на статистический анализ или синтез, что обычно реализуется, так называемым, дедуктивным методом. В этой связи необходим метод, который может и должен быть вероятностным и минималистским по составу необходимых данных для принятия решения. В качестве такого метода рекомендуется использовать индуктивный метод остатков, использование которого совместно с другими известными методами позволяет конкретный предмет менеджмента, в частности, механизм использования интеллектуального капитала сводить к количественному и качественному анализу.

2. Неопределенность, связанная с возрастанием роли и значимости различных знаний в менеджменте может быть снижена с помощью предлагаемой их (знаний) классификации, с одной стороны, с другой — с помощью их интерпретации через систему неограниченного набора принципов, отображающих многовекторный характер развития предмета менеджмента.

3. Возможна определенная структуризация интеллектуального капитала, основными составляющими которого рекомендуется считать человеческий капитал, организационный капитал и капитал отношений с клиентом. При этом системообразующей основой рекомендуется считать процессный капитал, который, являясь частью интеллектуального капитала и вышеназванных его составляющих, отображает механизм его (ИК) использования.

4. В качестве отдельного фрагмента менеджмента организации рекомендуется выделять, так называемый, менеджмент знаний, основной функцией которого рекомендуется считать совершенствование механизмов использования интеллектуального капитала. Предметной областью данного менеджмента являются отношения всех участников бизнес-процессов в аспекте формирования, обмена и использования различных «видов знаний». Менеджмент знаний обеспечивает новое качество данных отношений и, как следствие, конечного результата в форме синергетического эффекта, учитывая возможности, предоставляемые самоорганизацией человеческого фактора и внешней средой.

• В диссертационной работе менеджмент знаний представлен как особый подход к пониманию методики реализации дополнительных принципов, развивающих традиционную интерпретацию менеджмента лишь как управления по вертикали без учета состояния отношений с субъектами бизнес-процесса внешней среды. В диссертационной работе узкий аспект понимания менеджмента знаний как управление знаниями по принципам «тейлоризма» расширяется и дополняется набором концептуальных положений и разработанной методикой.

5. В развитие теоретических основ, обеспечивающих практическую реализацию механизмов менеджмента направленных на совершенствование использования интеллектуального капитала организации, рекомендуется использовать разработанную и представленную в работе концепцию интеллектуализации менеджмента. При этом основными механизмами принято считать механизм использования интеллектуального капитала, в том числе механизм использования человеческого, организационного и клиентского капиталов, а также механизм диагностики интеллектуализации и соответствующий механизм целевого регулирования и координации.

Концепция представлена классифицированным набором принципов, актуальных при совершенствовании механизма использования интеллектуального капитала в системе менеджмента. При этом в состав концептуальных принципов были включены: «канонические» принципы, отображающие так называемый «тейлоризм» как «жесткое» целевое регулирование и координацию управляемой системы, как правило, в рамках иерархических структур- «институциональные» принципы, определяющие «правила игры» отношений субъектов рынка- «виртуальные» принципы, учитывающие использование возможностей, представляемых современными взглядами на нестабильность предметной области менеджмента и информационными технологиями и позволяющие, в дополнение к иерархичности вертикальных отношений, максимизировать горизонтальность" и «дистанционность» отношений субъектов рынка- «инновационные» принципы, отражающие необходимость всеобщего инновационного характера решений.

6. В целях совершенствования механизмов использования интеллектуального капитала рекомендуется использовать разработанную и представленную в работе методику диагностики интеллектуализации менеджмента. Методика основана на интегральном методе, полученном путем логического объединения индуктивного метода остатков с методами многомерного экономико-статистического анализа и экспертных оценок.

Методика прошла апробацию на системе менеджмента ЗАО «Генерация» с учетом мнения 10 экспертов, оценки которых даны по 11 критериям, названными в работе основными инициативами и способами трансформации знания. Кроме того, количественные оценки проанализированы в зависимости от точности и вероятности результатов.

На основе результатов апробации методики даны рекомендации по совершенствованию механизма использования ИК в системе менеджмента ЗАО «Генерация». В связи с полученными результатами уточнена структурно-логическая схема ЗАО «Генерация», основой которой является «совещание носителей знаний», УЕВ-группы и группа непрерывного мониторинга и целевого регулирования.

Таким образом, методика позволяет концептуальные положения совершенствования механизмов использования интеллектуального капитала в системе менеджмента сводить к конкретным количественным оценкам и качественным характеристикам (в зависимости от принятого алфавита классов). Показатели, полученные в результате реализации методики, могут быть использованы менеджментом диагностируемой организации для необходимого целевого регулирования и горизонтальной координации субъектов-участников бизнес-процессов.

7. При обосновании обобщений, выводов, рекомендаций и заключения были выявлены и использованы три критерия научной новизны (ОЭСР (95)) в следующей интерпретации диссертанта:

• Минимизация неопределенности при обосновании методологических положений интеллектуализации менеджмента (совершенствования механизмов использования интеллектуального капитала) в условиях наличия альтернативных мнений.

• Интерпретация индуктивного метода остатков, используемого применительно к условиям нестабильности, неравновесности и актуализации знаний как основного системообразующего ресурса.

• Использование и интерпретация традиционных и дополнительных принципов менеджмента в концепции совершенствования механизма использования интеллектуального капитала организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации" (с изм. от 25.07.2003) (принята народным голосованием 12.12.1993)
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 10.01.2003)
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 26.03.2003)
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001)
  5. Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации» (принят ГД ФС РФ 25.01.1995)
  6. Закон РФ от 09.07.1993 № 5351−1 (ред. от 19.07.1995) «Об авторском праве и смежных правах»
  7. Патентный Закон Российской Федерации" от 23.09.1992 № 3517−1 (ред. от 07.02.2003)
  8. Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 33 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (ред. от 03.10.2002)
  9. В. Интеллектуальная модель управления в бизнесе (опыт компании)
  10. Проблемы Теории и Практики Управления. 2001, № 3, С. 35−40.
  11. .А. Высший менеджмент для руководителей. М.: ИНФРА-М, 2000.
  12. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  13. Л. М. (в соавторстве). Основы управления в рыночной экономике:
  14. Учебное пособие. 41,2. М.: Логос, 2000.
  15. В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие для вузов. М: ФБК-Пресс, 2002.
  16. В. А. Белапетравичуте E.JI. Макаров JI.B. Управление знаниями. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003.
  17. Г. Человеческий капитал // Мировая экономика и международные отношения. 1994, № 11,12.
  18. Г. Человеческий потенциал // США. 1994, № 11,12.
  19. Г. Экономика семьи и макроведение //Мировая экономика имеждународные отношение. 1994, № 3.
  20. Э. Вы сказали «здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы- Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. Екатеринбург: Литур, 2000.
  21. A.A. Всеобщая организационная наука (тектология) 4.1. М., 1995. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001.
  22. Большой экономический словарь. Под редакцией А. Н. Азрилиаян. М.: «Институт новой экономики», 1998.
  23. Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001.
  24. В.Н., Новиков Д. А. Теория активных систем: состояния и перспективы.1. М.: СИНТЕГ, 1999.
  25. У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию: Пер. с англ. М.: ИНФА-М, 2002.
  26. Е.В. Руководство, лидерство и командообразование в организации (опыт социально-психологического обследования предприятий фармацевтической промышленности). М.: Издательство «Прометей», 2000.
  27. О. С. Стратегическое управление. Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2000.
  28. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 2002. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджмент. М.: Дело, 1991. Гапоненко А. Л. Управление знаниями. М.: ИПК госслужбы, 2001. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1997.
  29. Н. И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  30. А.И. Трудовой потенциал // Национальная экономика. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002.
  31. Д.В. (в соавторстве). Методические указания к проведению практических занятий (написанию курсовых и выпускных работ) на тему: «Диагностика интеллектуализации менеджмента организации». М.: Рос. экон. акад., 2003.
  32. Д.В. (в соавторстве) Постмодерн менеджмента: решение или тупик? // Круглый стол «Менеджмент: современный этап развития». М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003.
  33. Д.В. Менеджмент как управление совместной деятельностью людей // Задачи экономики и менеджмента в XXI веке: Тезисы докладов молодых ученых на Международной научно-практической конференции 9−10 апреля 2001 г., г. Москва. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
  34. Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976.
  35. Информационные технологии. Путеводитель по новой экономике. М.: Коммерсант XXI, Альпина Паблишер, 2002.
  36. Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.: Центр «Русская тройка», «Комета», 1989.
  37. Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Центр «Русская тройка», «Комета», 1989.
  38. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  39. Кейнс ДжМ. Общая теория занятости процента и денег. Антология экономической классики. Т 2. М.: Эконов, 1993.
  40. В. Самоменеджмент (введение в прообраз) //Проблемы теории и практики управления. 1994, № 3.
  41. В.И. Теория, практика и искусство управления: Учеб. 2-е изд. изм. и доп. М.: НОРМА, 2001.
  42. В.А. Интеллектуальный капитал: экономическое содержание и особенности воспроизводства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2001.
  43. А.Н. Математический и экономический анализ интеллектуального капитала. Автореферат диссертации доктора экономических наук. М.: Центр, эконом.-математ. ин-т РАН, 2003.
  44. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. М.: ACT, 2000. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 1998.
  45. Р. Природа фирмы // США: экономика, политика, идеология. 1993, № 3, № 4.
  46. А.И. История учений менеджмента. Киев: ВИРА-Р, 2000. Кулапов М. Н. (в соавторстве) Мировой опыт в управлении персоналом: Обзор зарубежных источников. М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова- Екатеринбург: деловая книга, 1998.
  47. Г. В. Японский менеджмент и теория международнойконкурентоспособности. М.: Экономика, 2000.
  48. И. Д. Практический менеджмент. Ч. I, II, III. М.: Ника, 1992.
  49. Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира // Путь. 1995, № 7.
  50. Дж. К. Менеджмент. Учебник. М.: ПБОЮЛ Григорян А. Ф., 2002.
  51. ДЖ. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. М.:
  52. . Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: «Акционер», 2002.
  53. .Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: Дело, 2000. Локтионов М. В. Системный подход в менеджменте. М.: Генезис, 2000. Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000.
  54. К., Брю Ст. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т1−2. М.: ИНФРА-М, 2000.
  55. Г. П., Шуманн X. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. Пер. с нем. М.: Издательский дом «Альпина», 2001. Менеджмент: Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.
  56. М. X., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998. Мильнер Б. 3. Теория организации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.
  57. Мине Грейди, Шнайдер Дэвид Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2001.
  58. Л.Ф. Интенсификация трудовых процессов. М.: Экономика, 1981. Никулин Л. Ф. Менеджмент эпохи постмодерна и «нью-экономики». М.: ЮНИТИ, 2001.
  59. Л.Ф. Научные аспекты менеджмента: собственность, самоорганизация и структуризация. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993.
  60. Л.Ф. Параллельный мир, самоорганизация, покер и менеджмент// Бизнес. 1995, № 8.
  61. Л.Ф. Самоменеджмент переходного периода. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995.
  62. Л.Ф. Самоорганизация мягких систем. М.: Экономика, 1992. Никулин Л. Ф. Управление общественным питанием с учетом роботизации. М.: Изд. Рос. экон. акад., 1989.
  63. Л.Ф., Егоров А, Ю. «Пульсирующий» менеджмент. М.: Изд. Рос. экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  64. Л.Ф., Егоров А. Ю. Виртуальный мир современного менеджмента. М.: 2000.
  65. Л.Ф., Магомедов A.B. Курс менеджмента как свободная проблема (в лекциях и тезисах). М.: РЕПРО, 2002.
  66. Л.Ф., Магомедов A.B. О некоторых общесистемных аспектах современного менеджмента //Менеджмент: направление развития. М.: Изд. Рос. экон. акад., 2002.
  67. Л.Ф., Мамедов K.M. Зонный менеджмент. Ашхабад.: Туркменистан, 1999.
  68. Л.Ф., Одегов Ю. Г., Тарханов A.B. Самоприватизация временных коллективов. М.: Рос. экон. акад., 1992.
  69. Л.Ф., Пимашков П. И. Сетевой менеджмент: двести принципов. Красноярск: ПИК «Офсет», 1999.
  70. Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака. Компания создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. Пер. с англ. М.: «Олимп-Бизнес», 2003.
  71. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом: Учебник. М.: Финстат-информ, 1997.
  72. Г. Менеджер и чудеса мышления: Как овладеть полной мощью собственного разума ради успехов в личной жизни и бизнесе. Пер. с англ. М.: «Попурри», 1999.
  73. А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М., 2002.
  74. B.B. Холдинговые структуры управления: Учебное пособие. М.: Изд. Рос. экон. акад., 2000.
  75. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1996.
  76. В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях. М.: Статистика, 1980.
  77. К. Открытое общество и его враги. Т1,2.М.: Феникс, международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
  78. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. Под ред. М. Г. Делягина. М.: ИНФРА-М, 2000.
  79. A.A. Современный отечественный промышленный менеджмент. М.: Рос. экон. акад., 1999.
  80. .А., Фатхутдинов P.A. Управление экономикой. М.: «Бизнес школа «Интел синтез», 1999.
  81. В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988.
  82. С. В. Системы управления бизнес-процессами и корпоративная культура // PC WeekIRE, 2001, N 46−48, С.34- 32−33, 36- 29.
  83. С. В. Уточнение понятия «бизнес- процесс». // Менеджмент в России и за рубежом. 2001, N 6, С. 26−33.
  84. Ф. М., Петросян Д. С. Основы теории современного менеджмента. М.: Изд. Рос. экон. акад., 1993.
  85. Ф.М., Никулин Л. Ф. Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ИНФРА-М, 1996.
  86. Д. Шагни в будущее. Стратегия в эпоху электронного бизнеса. М.: «Олимп-бизнес», 2001.
  87. Н. Глобализация и неравномерность мирового развития. М.: МЭМО, 2001.
  88. П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. Учеб. Пособие. Пер. с англ. / под ред. проф. Л. Ф. Никулина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  89. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов,
  90. Л.Н. Москвичев. М.: издательство НОРМА, 2002.
  91. Д. Электронно-цифровое общество. М.: «Рефл-бук», 1999.
  92. Э. Изменяющаяся структура бизнеса // США: экономика, политика, идеология. 1993, № 2, С. 2−3.
  93. Управленческий консалтинг. Путеводитель по рынку профессиональных услуг. М.: Коммерсант, Альпина Паблишер, 2002.
  94. Л.В. Парадоксы менеджмента. М.: «Проблемы теории и практики управления», 2002.
  95. Л.В., Петросян Д. С., Раскатов A.B. Управление финансовой организацией: теория и практика. М.: ИНФРА-М, 1998.
  96. Р. А. Понятийный аппарат по менеджменту. М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
  97. Р. А. Разработка управленческого решения. М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
  98. С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. М.: ИНФРА-М, 2000.
  99. Формальная логика. J1.: ЛГУ, 1977.
  100. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989.
  101. А. Гуру менеджмента. Пер. с англ. / под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2002.
  102. К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.: ИНФРА-М, 1996. Хэнди Ч. Время безрассудства. Пер. с англ. / под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001.
  103. Ч. По ту сторону уверенности. Пер. с англ./под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2002.
  104. А.Г. Менеджмент компенсаторных систем (на примере промышленности Республики Северная Осетия-Алания). Автореф. канд. экон. наук. М.: Изд. Рос. экон. акад., 2001.
  105. В.И., Жуплёв А. В., Володин А. А. Корпоративный менеджмент. Опыт России и США. М.: «Типография «Новости», 2000.
  106. Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. Пер. с англ. Под ред. В. А. Спивака. СПб: Питер, 2001.
  107. В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2000.
  108. М.А. Формирование системы управления знаниями в организации. Автореф. канд. экон. наук. М.: ГУУ, 2003.
  109. Brooking A. Corporate memory: strategies for knowledge management. London — New York: International Thomson Business Press. 1999.
  110. Edvinsson L., Mai one M. S. Intellectual capital: realizing your company’s true value by finding its hidden brainpower. New York: HarperBusiness. 1997.
  111. Nonaka I. The knowledge-creating company. // Harvard Business Review. 1991. № 69, pp. 96−104.
  112. Stewart T. A. Intellectual capital: the new wealth of organizations. New York: Doubleday / Currency, 1997.
  113. Sullivan P. H. Value-driven intellectual capital: how to convert intangible corporate assets into market value. New York: Wiley, 2000.
Заполнить форму текущей работой