Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Смысловая динамика символизации зла в русской религиозно-философской традиции: историко-философский аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения и результаты, которые содержаться в диссертации, докладывались на заседаниях кафедры теоретической и социальной философии СГУ им. Н. Г. Чернышевского, на аспирантском семинаре 2003;2006 гг. Главные выводы и положения исследования были представлены: на конференциях молодых ученых «Философия и жизненный мир человека» (Саратов, 2002 г.) и «Человек в глобальном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Мировоззренческо-христианские предпосылки символизации
    • 1. 1. Метафизические и исторические аспекты символизации зла в библейской традиции
    • 1. 2. Символизация зла в контексте средневековой философии
  • Глава 2. Основания смыслообразования в символах зла в контексте русской религиозной философии
    • 2. 1. Антропно-психологические основания философской рефлексии смысла зла
    • 2. 2. Ценностно-этический аспект смысловой интерпретации символов зла

Смысловая динамика символизации зла в русской религиозно-философской традиции: историко-философский аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

настоящего исследования обусловлена рядом явлений. Во-первых, нарастанием моральной деградации, проявляющейся в обесценивании жизни человека. Социально-психологическое и социально-политическое нарастание агрессии становится яркой тенденцией современного общества. Во-вторых, повышением роли религиозных течений в противоборстве со злом природного и социального мира. Особенно значительную ролью играют в этом отношении религии, имеющие мощный нравственно-ценностный ресурс. Среди таковых следует отметить христианство и, в частности, православие. С точки зрения христианства воплощением мирового зла объявляется Сатана, который, отступив от Бога, стремиться «совратить», увлечь человека с истинного пути. Вследствие этого возникают разные проявления зла. Так, согласно христианской эсхатологии, перед концом света Сатана использует свое «орудие» — Антихриста, который символизирует зло в исторической перспективе как продолжение пагубного действа Сатаны. Важнейшая черта, отличающая Антихриста от всех других противников христианства, это его эсхатологический характер.

В третьих, своевременность обращения к теме объясняется недостаточной изученностью процесса символизации зла на фоне нарастания эсхатологических мироощущений. Несмотря на наличие яркого символического ряда в христианской традиции не существует целостного учения об общем «символе зла». Христианским богословием не разработано и единого учения об Антихристе. Существуют лишь общие предпосылки, имеющие основание в библейской и патристической традиции. В связи с этим возникает ряд вопросов, относительно динамики этих символов в христианском мировоззрении. Прежде всего, — это вопросы о смысловых изменениях в трактовках соотношения между Сатаной и Антихристом, в выявлении природы Антихриста и его статуса.

К выдвинутой проблеме обращаются и русские мыслители, развивающие традицию отечественной религиозной философии. Они продолжили разработку символов зла уже на уровне философской рефлексии. Все вышеобозначенное дает возможность реконструировать процесс символизации зла, выявив его смысловые особенности в пространстве религиозного и философского мировоззрения. Подобный анализ также позволяет обозначить составляющие русской религиозно-философской традиции в определении направлений духовной борьбы со злом.

Степень разработанности. Символика зла, обозначенная в христианской религиозно-философской традиции, обладает особой привлекательностью, и универсальностью. Христианские представления о Сатане явились благодатной почвой для всевозможных исследований. Философские интерпретации этого символа можно обнаружить на уровне фундаментальных исследований и публицистики. Среди отечественных исследований следует отметить работы Ю. Сандулова, А. Д. Беляева, H.H. Глубоковского, Н.Е. Зубер-Яникум, И. А. Крывелева, А. П. Лопухина, М.Г. Селезнева1. Из зарубежных исследований выделяются работы л.

Дж.Б. Рассела, М. М. Шейнмана, Дж. Мильтона, Дж. Трахтенберга. Они интересны и по историческому материалу и по социальным мотивам. В качестве примера фундаментального исследования следует назвать работу Дж.Б. Рассела «Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции», которая является продолжением его более ранней книги «Дьявол». В своем исследовании автор доводит историю развития концепта Сатаны в христианской мысли вплоть до V века н. э., когда уже были сформированы в общих чертах основные направления демонологической традиции. Главным.

1 См.: Сандулов Ю. Дьявол. Исторический и культурный феномен. СПб., 1997; Беляев А. Д. О безбожии и Антихристе: подготовление, признаки и время пришествия Антихриста. В 2ч. Сергиев Посад, 1996; Глубоковский H.H. Благовестив христианской славы в Апокалипсисе св. Апостола Иоанна Богослова: Краткий обзор. СПб., 2002; Зубер-Яникум Н. Е. От Кумрана до новозаветного Канона. Основные этапы формирования мессианского эсхатологического культа Учителя праведности. М., 2004; Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982; Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. М., 1986; Селезнев М. Г. Книга Даниила. М., 2002.

2 См.: Дж Мильтон. Потерянный рай. М., 1973; Рассел Дж.Б. Люцифер. Дьявол в Средние века. СПб., 2001; Рассел Дж.Б. Мефистофель: Дьявол в современном мире. СПб., 2002; Рассел Дж.Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции. СПб., 2001; Трахтенберг Дж. Дьявол и евреи. Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. М., 1998; Шейнман М. М. Вера в дьявола в истории религии. М., 1977. образом он анализирует христианскую традицию (обзор иудейской постапокалиптической мысли дается в сжатом виде), включая дополнительно исследование по воззрению еретиков. Однако анализ концепта Сатаны автор ведет через решение общей проблемы добра и зла, и таким образом анализ собственно христианской символики снижается. Следующим развернутым исследованием концепта Сатаны является книга М. М. Шейнмана. В книге рассматривается вопрос о месте и роли веры в дьявола в различных религиях. Рассказывается об истоках возникновения этой веры, о «процессах ведьм», унесших миллионы человеческих жизней, об использовании веры в дьявола для реакционных политических целей в настоящее время. Что касается современных авторов, изучающих религиозно-философское направление, отметим лишь огромное количество упоминаний и ссылок на Сатану, символизирующего собой зло. Но фундаментальных исследований, включающих всесторонний анализ, самого процесса символизации в настоящее время не существует. Что касается публицистики, то особо следует отметить работу Дж. Мильтона «Потерянный рай», в которой представлена специфическая интерпретация образа Сатаны. Мильтон придает Сатане мрачную величавость, делающую его пригодным к роли эпического героя, в образе бесстрашного и решительного бунтаря, не склонившегося перед лицом большей силы и не покорившегося после поражения.

Следует особо подчеркнуть, что в настоящее время все же основная масса литературы по интерпретации христианских представлений о зле посвящена анализу Антихриста. Видимо подобное может быть связано с ростом эсхатологических мироощущений, а также с тем, что в Библии этот символ представлен сжато, пунктиром. В целом исследованию Антихриста посвящено значительное количество работ, несущих различную смысловую нагрузку. Обобщая их, можно выделить два центральных направления: церковное (религиозное) и аналитическое (философское). Религиозная традиция отражается в сочинениях группы таких авторов как: С. А. Яворский,.

С.Н. Булгаков, С. Нилус, В. В. Сорокин, А. Ф. Фомин, Л. Шевченко, F. Allnutt, J.L. Benson, W.K. Price, С. Smith — занимающихся исследованием религиозных пророчеств о пришествии Антихриста3. Другая группа этого направления, в которую можно включить: Б. А. Молчанова, А. Ю. Карпова, А. Мельникова, В. Харькива, Э. Генриха, A.A. Решетову, С. М. Шамина, М. НЭпштейна, В. Е Скоробогатова — исследует способы «соблазнения» людей и характер творимого Антихристом «добра"4. В качестве примера философско-этических изысканий можно выделить исследования таких мыслителей, как: B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, К. Н. Леонтьева, С. А. Аскольдова, Н. О. Лосского, В. П. Свенцицкого, Г. П. Федотова5. В их работах предлагается перенесение смыслов зла в Сатане и Антихристе на социальную практику с соответствующими выводами. Довольно ярко миф представлен и в публицистике Д. Л. Андреева и Ф. А Горенштейна6. В их сочинениях предлагаются различные интерпретации символа Антихриста. Кроме этого имеется ряд фундаментальных работ: С. А. Яворского, Б. А. Молчанова, А.Д. Беляева1. Особо следует отметить изыскание «Учение.

3 См.: Нилус С. Близ грядущий антихрист и царство дьявола на земле // http://www.pravosl.narod.ru / 23.04.2003; Сорокин В. В. От Бытия до Апокалипсиса. М., 1994; Фомин А. Ф. Знамения пришествия Антихриста. М., 2005; Шевченко Л. Солнце мертвых: О кн. изречений «Россия перед вторым пришествием: пророчества рус. святых: Материалы к очерку Рус. эсхатологии» // Знамя. 2000. № 7- Allnutt F. Antichrist: after The Omen. N.J., 1976; Price W.K. The coming antichrist. N.J., 1985; Smith, Chuck. The soon to be revealed Antichrist: Bible exposition. Costa Mesa, Calif., 1976; Булгаков С. Н. Апокалипсис Иоанна Богослова. M., 1991; Яворский С. А. Знамения пришествия антихристова и кончины мира. М., 1703.

4 См.: Молчанов Б. А. Антихрист. N.Y., 1960; Карпов А. Ю. Об эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси в конце XI — начале XII века // Отечественная история. 2002. № 2- Мельников А., Харькив В., Генрих Э. Религия антихриста. M., 1991; Решетова A.A. Эсхатологические мотивы в «Слове о некоем старце», памятнике паломнической литературы XVII в // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 1. Скоробогатов В. Е. О земной сущности Христа Спасителя // Дидакт. 1999. № 6- Шамин C.M. В ожидании конца света в России (конец XVIIначало XVIII века): Старообрядческая эсхатология // Вопросы истории. 2002. № 6- Эпштейн M.H. Роза Мира и царство Антихриста: о парадоксах русской эсхатологии // http://www.emory.edu /INTELNET/ voandreevl. html / 28.07.2004.

5 См.: Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе, и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе и с приложениями / Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х тт. M., 1988. T.2. Свенцицкий В. П. Диалоги. M., 1993; Свенцицкий В. П. Антихрист. Записки странного человека / Антихрист. Антология. M., 1995; Лосский Н. О. О природе Сатанинской (По Достоевскому) / Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931. М., 1988; Бердяев H.A. Великий Инквизитор / Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907; Федотов Г. П. Об Антихристовом добре / Антихрист. Антология. М., 1995; Леонтьев K.H. Над могилой Пазухина / Антихрист. Антология. M., 1995; Аскольдов С. А. Религиозный смысл русской революции / Из глубины. Сборник статей о русской революции. M., 1990.

6 См.: Андреев Д. Л. Роза мира. Метафилософия истории. М., 1991; Горенштейн Ф. Псалом. Роман-размышление о четырех казнях господних//Октябрь. 1991. № 10−12- 1992. № 1−2.

7 См.: Яворский С. А Знамения пришествия антихристова и кончины мира. М., 1703- Молчанов Б. А. Антихрист. N.Y., 1960; Беляев А. Д. О безбожии и Антихристе: подготовление, признаки и время пришествия Антихриста. В 2ч. Сергиев Посад, 1996. об Антихристе в древности и средневековье", в котором просматривается попытка собрать воедино разрозненные христианские представления об о.

Антихристе. Структурно она представляет собой собрание высказываний об Антихристе периода библейской и патриотической традиции. Интересен в этом отношении и сборник «Антихрист (из истории отечественной духовности): Антология», в котором опубликованы малоизвестные и практически недоступные тексты русских философов, посвященные истории апокалипсических настроений и соответствующих интерпретаций9. Однако издания такого рода не создают целостного представления об исторической динамике символизации зла в процессе развития христианского и философско-религиозного мировоззрения.

Объектом исследования выступает процесс образно-символического отражения идеи зла в религиозно-философском мировоззрении.

В качестве предмета исследования избирается смысловая динамика в символах Сатаны и Антихриста.

Цель исследования заключается в выявлении изменений смыслов зла в процессе развития христианской и русской религиозно-философской традиций.

В качестве задач диссертационного исследования выдвигаются следующие:

• Выявление смысла и структуры христианских представлений о символе зла;

• Определение оснований символизации зла в русской религиозной философии;

• Выделение основных направлений философской рефлексии религиозной (христианской) символизации зла;

• Реконструкция смысловой динамики интерпретаций христианского символа зла в русской религиозной философии.

8 См.: Учение об Антихристе в древности и средневековье. СПб., 2000.

9 См.: Антихрист: Антология. (Из истории отечественной духовности). М., 1995.

Методологической основой диссертационного исследования является историко-философский подход, реализуемый с использованием методов анализа, сопоставления, сравнения, обобщения и реконструкции. В изыскании применяются также системный и компаративистский подходы. В качестве теоретической основы исследования выступают работы B.C. Соловьева, В. П. Свенцицкого, Н. О. Лосского, H.A. Бердяева, Г. П. Федотова, С. А. Аскольдова, К. Н. Леонтьева, а также работы современных философов В. П. Рожкова, В. Г. Вишневского.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что на историко-философском уровне проанализирована смысловая динамика символизации зла, в христианской и в русской философско-религиозной традиции. Научную новизну работы характеризуют следующие положения:

1. На основе авторского текстологического анализа определены основные аспекты символизации зла в религиозно-философских источниках и структурированы основные смыслоообразующие характеристики символов зла.

2. Выявлена динамика символизации зла в истоке формирования христианского мировоззрения. Выделены основания смыслообразования в процессе символизации зла русской религиозной философией.

3. Установлены и систематизированы основные направления философской рефлексии динамики символов зла, обусловленные панэтизмом в нормативно-ценностной ориентации.

4. Концептуально реконструированы варианты философской интерпретации динамики подмены абсолютного смысла добра относительными ценностями в символах зла.

5. Выделены компоненты механизма трансформации смыслов зла с уровня образно-символического религиозного постижения на понятийный уровень философского познания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Символизация зла в тексах религиозных источников осуществляется в метафизическом, персоналистическо-аксиологическом и эсхатологическом аспектах. Выделенные аспекты отражают основную смысловую динамику зла в символах Сатаны и Антихриста.

2. Аспектные смысловые изменения в толковании Антихриста как символа зла представителями христианского богословия отражаются в динамике таких смысловых характеристик как: доминирование материальных ценностей над духовнымибогоборчество, реализуемое в противоборстве с Христомсебялюбиелживость на духовном и телесном уровняхэсхатологичность. Динамика символизации зла в рамках христианской традиции свидетельствует о функционально-целевой и нормативно-ценностной предпосылках формирования общехристианского символа зла.

3. Особенность осмысления символов зла в русской религиозной философии проявляется в выделении антропно-психологического и ценностно-этического оснований смысловой интерпретации символа Антихриста. Внутренним системообразующим основанием философской разработки смысловых характеристик зла является панэтизм, как принцип выражения нормативно-ценностной ориентации философской рефлексии.

4. Стремление к развитию смыслов христианской символики зла выразилось в русской философии в оформлении двух направлений анализа: антропно-психологического и ценностно-этического. Первое направление проявляется в концепциях B.C. Соловьева, В. П. Свенцицкого и Н. О. Лосского, второе — концептуально выражается в воззрениях H.A. Бердяева, Г. П. Федотова, С. А. Аскольдова, К. Н. Леонтьева.

5. Смысловая динамика философских интерпретаций в контексте антропно-психологического направления обуславливается вариативностью авторских характеристик образа Антихриста русскими философами. В диапазоне этой вариативности обнаруживается выделение B.C. Соловьевым личностной составляющей Антихриста, что позволяет ему обозначить такие структурные черты этого символа зла как красота, гениальность, властолюбие, сила, лживость. Диапазон рассматриваемой вариативности составляют выявление психического пространства зла В. П. Свенцицким и осмысление чувственно-психологических проявлений зла Н. О. Лосским, среди которых он выделяет страдание, ненависть, уныние.

6. Ценностно-этическое направление философского анализа символизации зла включает в себя варианты авторского обращения к различным аспектам проявления зла как неоднозначного феномена. В пространстве рассмотренной вариативности реализуется обнаружение проявлений зла в ориентации на мир материальных потребностей человека H.A. Бердяевымтерминологическая конкретизация Г. П. Федотовым проявлений Антихриста как Лжемессии, в лжедобродетели и лжеискренностиобозначение К. Н. Леонтьевым ценностно-этической среды появления Антихриста как учителя «Новой Веры" — и выделение С. А. Аскольдовым практического воплощения пути дьявола через уравнение, основанное на насилии.

7. Разработка направлений смыслообразования в процессе символизации зла позволяет русским философам выявить метафизический, аксиологический, психологический и этический компоненты механизма нормативно-ценностной подмены добра смысловым содержанием зла.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется обозначенной актуальностью и новизной. Положения диссертации могут быть использованы при дальнейшем анализе структуры, ценностных и смысловых составляющих христианских символов зла и их интерпретации в истории русской философии. Результаты, полученные в процессе диссертационного исследования, могут использоваться при формировании нравственно-этического компонента моделей социально-исторического развития. Полученные результаты и выводы диссертационного изыскания представляют значимость для фундаментального философского исследования проблемы зла и анализа ее рефлексии в истории философии, а также для выявления нравственно-ценностного ресурса христианской культуры. Теоретико-методологическая значимость данного исследования заключается в разработке христианской символики зла. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в составлении учебных программ и спецкурсов по истории философии, по религиоведению, культурологии, в частности при разработке учебных, грантовых программ и проектов, связанных с проблемами этики.

Апробация работы. Основные положения и результаты, которые содержаться в диссертации, докладывались на заседаниях кафедры теоретической и социальной философии СГУ им. Н. Г. Чернышевского, на аспирантском семинаре 2003;2006 гг. Главные выводы и положения исследования были представлены: на конференциях молодых ученых «Философия и жизненный мир человека» (Саратов, 2002 г.) и «Человек в глобальном мире» (Саратов, 2003 г.), на межвузовской конференции «Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство» (Саратов, 2004 г.), на региональной конференции «Православие в контексте истории, культуры и общества» (Саратов, 2004 г.), на межвузовской научной конференции «Человек в научном и религиозном мире: проблема внутреннего диалога» (Саратов, 2004 г.), на III региональных «Пименовских чтениях» (Саратов, 2005) на всероссийской научной конференции «Общество риска и человек в XXI веке: альтернативы и сценарии развития» (Саратов, 2006 г.).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано пять статей и одна брошюра. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и библиографического списка.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы о динамике символизации зла в христианской и русской религиозно-философской традициях.

В частности для процесса символизации зла в христианской традиции при трактовке Сатаны и Антихриста характерно обозначение и выделение метафизического, персоналистическо-аксиологического и эсхатологического аспектов. Кроме этого, динамика смысловых изменений в процессе символизации зла христианскими богословами выражается в акцентировании внимания на символе Антихриста. Это позволяет выделить такие смысловые характеристики зла как: доминирование материальных ценностей над духовнымибогоборчество, в противоборстве с Христомсебялюбиелживость на духовном и телесном уровняхэсхатологичность. Анализ символов зла в рамках христианской традиции также свидетельствует о предпосылках формирования общехристианского символа зла, выражающихся в стремлении объединить Сатану и Антихриста, и сформировать целостный символ. Основаниями этого выступают тенденции, проявляющиеся в толкованиях Сатаны и Антихриста, как: общая функциональная направленность и нормативно-ценностное ядро.

Для динамики символизации зла в русской религиозной философии также характерен акцент на символе Антихриста и обозначение антропно-психологического и ценностно-этического оснований смысловой интерпретации. Внутренним же системообразующим основанием философской разработки смысловых характеристик зла выступил панэтизм, как принцип выражения нормативно-ценностной ориентации философской рефлексии. На базе выделенных оснований в русской религиозной философии обозначились соответствующие направления осмысления символа Антихриста как концентрированного воплощения зла. В систематизированном виде эти направления обозначаются как антропно-психологическое, проявляющееся в концепциях B.C. Соловьева,.

В.П. Свенцицкого и Н. О. Лосского и ценностно-этическое, концептуально выражающееся в воззрениях H.A. Бердяева, Г. П. Федотова, С. А. Аскольдова, К. Н. Леонтьева.

Смысловая динамика философских интерпретаций в контексте антропно-психологического направления была обусловлена вариативностью авторских характеристик образа Антихриста русскими философами. В диапазоне этой вариативности обозначилось выделение B.C. Соловьевым личностной составляющей Антихриста, что позволило ему выделить такие структурные черты этого символа зла как красота, гениальность, властолюбие, сила, лживость. Диапазон рассматриваемой вариативности составляют выявление психического пространства зла В. П. Свенцицким и осмысление чувственно-психологических проявлений зла Н. О. Лосским, среди которых он выделяет страдание, ненависть, уныние.

Ценностно-этическое направление философского анализа символизации зла включило в себя варианты авторского обращения к различным аспектам проявления зла как неоднозначного феномена. В пространстве рассмотренной вариативности реализовалось обнаружение проявлений зла в ориентации на мир материальных потребностей человека H.A. Бердяевымтерминологическая конкретизация Г. П. Федотовым проявлений Антихриста как Лжемессии, в лжедобродетели и лжеискренностиобозначение К. Н. Леонтьевым ценностно-этической среды появления Антихриста как учителя «Новой Веры" — и выделение С. А. Аскольдовым практического воплощения пути дьявола через уравнение, основанное на насилии.

Разработка направлений смыслообразования в процессе символизации зла позволила русским философам выявить метафизический, аксиологический, психологический и этический компоненты механизма нормативно-ценностной подмены добра смысловым содержанием зла.

На основании проведенного анализа, можно утверждать о создании широкой методологической базы для последующего изучения сложной и противоречивой динамики нравственного становления человека в противоборстве со злом. В качестве перспектив дальнейшего исследования можно обозначить изучение процесса разработки символики зла современным христианским богословием и теологией, а также мировыми религиями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Амфитеатров А. В, Орлов М. Н. Дьявол. История сношений человека с дьяволом. М.: МП ВНК, 1992. — 839 с.
  2. Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. М.: Мысль, 1991. -170 с.
  3. Антихрист, Ад и мытарства: из откровений Божией Матери, Архиеп. Иоанна, св. Писания и св. Отцов Церкви. М.: ББИ св. апостола Андрея, 1999. 89 с.
  4. Антихрист: Антология. (Из истории отечественной духовности) М.: Высш.шк., 1995.-415 с.
  5. Антихрист и его банда: Сб. повестей. М.: Олимп, 1996. 464 с.
  6. Апокалипсис святого Иоанна Богослова: Сборник святоотеческих и богословских истолкований. Сергиев Посад.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.-278 с.
  7. Апокрифические апокалипсисы. СПб.: Алетейя, 2000. 279 с.
  8. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989.-336 с.
  9. Апокрифы. Книга Еноха. СПб.: Азбука, 2003. 328 с.
  10. СПб.: Алетейя, 2001. 970 с.
  11. А.Д. О безбожии и антихристе. В 2 ч. Ч. 1−2. М.: Паломник, 1996.-1036 с.
  12. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1998. 384 с.
  13. Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. М.: Моск. психол, — социальный ин-т: Флинта, 1999. 312 с.
  14. H.A. Новое религиозное сознание и общественность. СПб.: Лань, 1907.- 196 с.
  15. Библейская энциклопедия. М.: Фолио, 1991. 654с.
  16. К. В. Символ и духовный опыт православия. М.: ИЗ АН, 1996.-312 с.
  17. Большой путеводитель по Библии. М.: Палея, 1993. 354 с.
  18. С.Н. Апокалипсис Иоанна Богослова // http://www.ccel.0rg/c0ntrib/ru/xml/index.html#main / 23.04.2004
  19. С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: РХГИ, 1997. 589 с.
  20. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. — 267 с.
  21. А. Антиапокалипсис Илариона Митрополита киевского: О первом киев, митрополите (1051−1055) и его сочинении «Слове о Законе и Благодати» // Молодая гвардия. 2000, № 4. С. 90−97.
  22. Ветхозаветные апокрифы. Москва.: Фолио, 2001. 751 с.
  23. Р. Кошмары Америки. М.: Христианская жизнь, 1973. 59с.
  24. В.Г. Разум и разумность. Опыт античной и православно-святоотеческой метафизики. Саратов: Саратовский источник, 2003.-167 с.
  25. Г. Встречи с дьяволом. М.: Иностранная лит-ра, 1961.100 с.
  26. H.H. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св.Апостола Иоанна Богослова: Краткий обзор. СПб.: Библиополис, 2002. 286 с.
  27. Ф. Псалом. Роман-размышление о четырех казнях господних // Октябрь. 1991, № 10−12. С. 35−49. 1992, № 1−2. С. 15−40.
  28. А.Ю. Сатана там правит бал. Критические очерки магии. М.: Наука, 1991. 378 с.
  29. А. В. К вопросу о внутренней форме и семантике выражения «геона огньна» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003, № 4. С. 18−19.
  30. И.Р. История инквизиции. XIII—XX вв. М.: Наука, 1970.- 447 с.
  31. В. Воплощенная любовь: Очерки православной этики. М.: ББИ св. апостола Андрея, 2002. 269с.
  32. Данте Алигъери. Божественная комедия. СПб.: Кристалл, 1999. — 704 с.
  33. И.В. «Житие Василия Нового» как источник эсхатологических представлений и иконографии «Страшного суда» в средневековой Руси XIV—XVII вв.еков // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003, № 4. С. 22−23.
  34. А. Иисус Христос: В 2 т.: Пер. с фр. Т. 1−2. М.: ТЕРРА, 1998.-768 с.
  35. А. О гордости // Городское управление. 2003, № 1.С. 80−83.
  36. В.М. Святость: Краткий словарь агиографических терминов. М.:Гнозис, 1994.-110 с.
  37. А. Иисус в Евангелиях: Учитель. Пророк. Друг. Мессия. Москва.: ББИ св. апостола Андрея, 2003. 201 с.
  38. В.В. История русской философии. В 2 т. Т 1−2. Ростов Н/Д, 1999.-1078 с.
  39. Златоструй: Древняя Русь X—XIII вв.еков. М.: Мол. Гвардия, 1990. —302 с.
  40. Зубер-Яникум Н. Е. От Кумрана до новозаветного Канона. Основные этапы формирования мессианского эсхатологического культа Учителя праведности. М.: Алетейя, 2004. 444 с.
  41. История крестьянства в Европе. В Зт. Т 3. М.: Наука. 538 с.
  42. И.И. Русская религиозная философия в контексте русско-православного способа богопознания // Философские науки. 2002, № 2. С. 54−71.
  43. Из глубины. Сб. ст. о русской революции. М., Наука, 1990. 223 с.
  44. Иисус Христос в документах истории. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Алетейя, 2000. 574 с.
  45. В.К. Владимир Соловьев: имперские проблемы всемирной теократии // Вопросы философии. 2004, № 4. С. 126−144.
  46. В.Ф. Антихрист, или Вражда к Европе: становление тоталитаризма в России // Октябрь. 2001. № 1. С. 119−134.
  47. В.Ф. Антихрист, или Ожидавшийся конец европейской истории: (Соловьев contra Ницше) // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 14−27.
  48. Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2 т. Т.1−2. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1996. 1071с.
  49. Карпов АЛО. Об эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси в конце XI начале XII века. // Отечественная история. 2002. № 2. С. 3−15.
  50. Г. С. Современный мир и «новое» религиозное сознание. // Вопросы философии. 2000. — N 6. — С. 18−33.
  51. Г. П. Имя мое легион. М.: Воениздат, 1993. — 638 с.
  52. В. Старославянская молитва против дьявола. Москва: Индрик, 2002. 111 с.
  53. И.А. Библия: историко-критический анализ. М.: Политиздат, 1982. 255с.
  54. В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М.: Мысль, 1980.-309 с.
  55. Ю. Сошествие в ад: Поэма // Наш современник. 2002. № 12. С. 15−47.
  56. А.Ш. Сатанинская библия // http://samhainblack.narod.ru/bibl/index.htm/ 17.07. 2005.
  57. С. Чудеса Антихриста. Роман. М.: Книгоизд. Польза, 1913.-352с.
  58. Е. Николай Бердяев / Современные христианские революционеры. М, Республика, 1997. 170 с.
  59. Н.О. Бог и мировое зло: Сборник. М.: Республика, 1994.432 с.
  60. А.П. Библейская история Ветхого Завета. М.: Книга Принштоп, 1986. 402 с.
  61. А.П. Толковая Библия. Евангелие от Матфея // http://www.ccel.Org/contrib/ru/xml/index.html#main / 23.04.2006.
  62. А.П. Толковая Библия. Новый Завет. Послания к Фессалоникийцам (Солунянам) Св. Ап. Павла // http://www.ccel.Org/contrib/ru/xml/index.html#main / 25.04. 2006.
  63. С. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: Книга, 1989.-176 с.
  64. Н.Е. Войны Темных Сил. Париж.: Изд-во князя М. Горчакова «Долой Зло», 1928. 177 с.
  65. . Н.П. Царь-колокол, или Антихрист XVII века. М.: Кронос, 1994.-320 с.
  66. Мелетий митрополит Никопольский. Печать Антихриста в православном предании // http://www.wco.ru/biblio/zip/meletn2.zip / 24.04. 2006.
  67. А., Харькив В., Генрих Э. Религия антихриста. М.: Протестант, 1991. 64 с.
  68. Д.С. Собрание сочинений. Иисус Неизвестный. М.: Республика, 1996. 687с.
  69. Д.С. Царство Антихриста // Мережковский Д. С. Статьи периода эмиграции. СПб.: РХГИ, 2001. — 656 с.
  70. В.И. Миллениумы русский и западный: образы эсхатологии: О философии Канта//Вопросы философии. 2000, № 7. С. 3−12.
  71. В.В. Древнерусские апокрифы. СПб.: Издательство Русского Христианско-гуманитарного института, 1999. 894 с.
  72. Т.Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. М.: Проспект, 1999. 128 с.
  73. .А. Антихрист. Джорданвилль.: Associated University Presses, 1966.-213с.
  74. Р. Очерки по истории дьявола: Главы из книги // Новая юность. 2004. № 1. С. 125−158.
  75. П. Образ Божий. Пер. с англ. Н. Б. Ларионовой // Человек. 2000, № 4. С. 71−86.
  76. С. Близ грядущий антихрист и царство дьявола на земле // http://www.pravosl.narod.ru / 10.08.2006.
  77. Новая философская энциклопедия в 4 томах. М.: «Мысль», 2001. Т 3.590 с.
  78. А. Конец света с последующим симпозиумом: Эссе // Континент. 2000. № 3. С. 306−317.
  79. О кончине мира. М.: Светлячок, 1994. — 392 с.
  80. . Князь тьмы. Два года в Кремле. М.: Палея, 1992. 76с.
  81. B.C. О проблеме зла. Как она решается в христианстве и других мировоззрениях. Симферополь.: Христианский научно-апологетический центр, 1999. 40 с.
  82. Л.А. Эсхатологическая тема в Волоколамском патерике // Филологические науки. 2003, № 1. С.37−44.
  83. Е. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. М.: Политическая лит-ра, 1991. 302 с.
  84. Петр (Андриевский- священник). Антихрист // Москва. 2001, № 1. С. 231−240.
  85. O.A. Распутин и дети дьявола. М.: Алгоритм, 2005.544 с.
  86. Г. Великий инквизитор и его Собеседник // Искусство кино. 2005, № 3. С. 69−72.
  87. Дж. Р. Иисус Христос: Иисус истории, Христос веры. М.: БММАО, 1999.-240 с.
  88. В.Н. В. Соловьев и JI. Шестов: единство в трагедии // Вопросы философии. 2004, № 2. С. 148−159.
  89. Православное учение о человеке. Сборник статей. М.: Христианская жизнь, 2004. 430 с.
  90. Преподобные Старцы Оптинские: Жития и наставления. 2. изд., испр. и доп. Козельск: Свято-ВВеденская Оптина Пустынь, 2001. 510 с.
  91. . Почему я не христианин // Философия и общество. 2001, № 4. С. 176−197.
  92. Дж.Б. Люцифер. Дьявол в Средние века. СПб.: Евразия, 2001.-448 с.
  93. Дж.Б. Мефистофель: Дьявол в современном мире. СПб.: Евразия, 2002. 445 с.
  94. Дж.Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции. СПб.: Евразия, 2001. 320 с.
  95. Е.Ф. Бог в XX веке: Человек путь к пониманию Бога: Западное богословие XX века. СПб.: Европейский дом, 2002. — 186 с.
  96. И.П. Апологеты. Защитники христианства // www.mystudies.narod.ru /11.01.2003.
  97. В.В. Апокалипсис нашего времени. М.: Центр прикладных исследований, 1990. 64 с.
  98. Ю. Дьявол: исторический и культурный феномен. М.: Лань, 1997.-192 с.
  99. Ю. Тайный мир сатанистов. История и современность. СПб.: Лань, 1997. 256 с.
  100. М.Г. Книга Даниила. М.: РБО, 2002. 45 с.
  101. . Природа Добра и Зла: теософские и научные взгляды. М.: Лань, 1998. 128 с.
  102. С.П. Народный апокалипсис: смесь языческих и христианских представлений в связи с неурожаем и голодом 1891−1892 гг // Волга, 1998. № 9. С. 120−126.
  103. А.П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. СПб.: Алетейя, 2000. 480 с.
  104. В. Е. О земной сущности Христа Спасителя. // Дидакт. 1999. № 6. С. 65−77.
  105. В. Письма о демонологии и колдовстве. М.: Эксмо пресс, 2004.-763 с.
  106. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях. Москва: ББИ св. апостола Андрея, 2003. 123 с.
  107. Современная религиозность: Состояние, тенденции, пути преодоления. Киев: Политиздат Украины, 1987. 256 с.
  108. B.C. Избранные произведения. Ростов Н/Д.: Феникс, 1998.-544 с.
  109. B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. 478 с.
  110. B.C. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Минск: Харвест, 1999. 912 с.
  111. B.C. Чтения о Богочеловечестве / Собрание сочинений. Т. 3. М.: Республика, 1979. 549 с.
  112. В.В. От Бытия до Апокалипсиса. М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиереем А. Менем, 1994. 77 с.
  113. . Д.Р. Эсхатология. USA. World wide printing, 2001.159 с.
  114. Р. Есть ли Бог? Москва: Праксис, 2001. 192 с.
  115. Тайная армия Сатаны. Современные разоблачения масонов, сектантов (Свидетели Иеговы) и других врагов христианства. М.: Фолио, 2000.-288с.
  116. Г. А. Метафизика половой любви как металюбовь (от А. Шопенгауэра к Вл. Соловьеву) // Вопросы философии. 2004, № 4. С. 145−153.
  117. В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1: Первый век христианства на Руси. М.: Гнозис, 1995. 875 с.
  118. Дж. Дьявол и евреи. Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. М.- Иерусалим: Гешарим, 1998.-294 с.
  119. В.Н. Восприятие Троицы сердцем и умом // Русский Дом.2005,№ i.e.44−45.
  120. E.H. Миросозерцание B.C. Соловьева. Т. 1−2. М.: Моск. фил. фонд, Медиум, 1995. 1025с.
  121. В.М. Лактанций: Христианский историк на перекрестке эпох. СПб.: Алетейя, 2000. 320 с.
  122. Учения об Антихристе в древности и средневековье. СПб.: Алетейя, 2000. 528 с.
  123. Учение о спасении в разных христианских религиях. Сборник. М.: ББИ св.ап. Андрея, 2005. 168 с.
  124. Ф.В. Жизнь Иисуса Христа. Т. 1−2. М.: Сварог и К, 1999.-940с.
  125. Феофилакт блж., архиепископ Болгарский. Толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на книги Нового Завета // http://www.ccel.0rg/c0ntrib/ru/xml/index.html#main / 23.04.2006.
  126. П.А. Вопросы религиозного самопознания. М.:АСТ, 2004.-235 с.
  127. А.Ф. Знамения пришествия антихриста. М.: Новая мысль, 2005.-544 с.
  128. C.JI. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. М.: Факториал, 1998. 256 с.
  129. Фрер Ж-к. Сообщества зла, или Дьявол вчера и сегодня. Москва: Аграф, 2000. 267 с.
  130. Христианство: Словарь. М.: Республика, 1994. 559 с.
  131. A.A. «Град земной» в эсхатологической перспективе: переосмысление опыта античной и гражданской культуры в историософии Августина//Вопросы философии. 1999. № 1. С. 124−135.
  132. Г. К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991. 544 с.
  133. Е. М. Евангельские образы, сюжеты, мотивы в художественной культуре. Проблемы интерпретаций. М.: Наука, 1998. — 112 с.
  134. С.М. В ожидании конца света в России (конец XVII начало XVIII века): Старообрядческая эсхатология // Вопросы истории. 2002, № 6. С. 134−138.
  135. Jl. Солнце мертвых: О кн. изречений «Россия перед вторым пришествием: пророчества рус. святых: Материалы к очерку Рус. эсхатологии» (М., 1999)) // Знамя. 2000. № 7. С. 229−233.
  136. М.М. Вера в дьявола в истории религии. М.: Наука, 1977.- 110 с.
  137. В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. 208 с.
  138. М.И. О направлении и цели исторического процесса. // Философские науки. 2002. № 6. С. 5−26.
  139. М.Н. Роза Мира и царство Антихриста: о парадоксах русской эсхатологии // http://www.emory.edu/INTELNET/voandreevl.html / 07.09.2004.
  140. И.Г. Эсхатологическая компонента российской ментальности: Связи, обусловленности, логика актуализации // Общественные науки и современность. 2000. № 3. С. 87−95.
  141. Aichele К. Das Antichristdrama des Mittelalters der Reformation und Gegenreformation. Haag.: Martinus Nijhoff, 1974. 239 p.
  142. Allnutt F. Antichrist: after The Omen. N.J.: F. H. Revell Co., 1976.154 p.
  143. Antichrist. The play of Antichrist, from the Chester cycle, edited by W. W. Greg. Oxford.: The Clarendon Press, 1935. 90 p.
  144. Benson, John L. Who is the antichrist? / John L. Benson. Schaumberg, 111.: Regular Baptist Press, 1978. 127 p.
  145. Birch, Desmond A. Trial, tribulation & triumph: before, during, and after Antichrist. Santa Barbara, CA.: Queenship Publishing Co., 1996. 635 p.
  146. Cash Jonathan R. The age of the Antichrist. Hanover, Mass.: Christopher Pub. House, 1999. 343 p.
  147. Dailey Tim. J. The millennial deception: angels, aliens, and the Antichrist Grand Rapids, Mich.: Chosen Books, 1995. 239 p.
  148. Encyclopaedia of witchcraft and demonology. London, 1981. 356 p
  149. Evenhuis Anthony John. Messiah or antichrist?: a study of the messianic myth in the work of Zola. London: Associated University Presses, 1998.-283 p.
  150. Hill, Christopher, Antichrist in seventeenth-century England, London, New York. Oxford.: University Press, 1971. 201 p.
  151. Jeffrey Gr. R. Prince of darkness: Antichrist and the new world order. Toronto.: Frontier Research Publications, 1994. 333 p.
  152. Lyons A. Satan wants you. The cult of devil worship in American. New York, London, Tokyo, 1988. 201 p.
  153. Price, Walter K. The coming antichrist. N.J.: Loizeaux Bros., 1985.300 p.
  154. Shepherd B. D. Beasts, horns, and the Antichrist: Daniel: a blueprint of the last days? N.C.: Cliffside Pub. House, 1994. 135 p.
  155. Smith, Chuck. The soon to be revealed Antichrist: Bible exposition / Costa Mesa, Calif.: Maranatha Evangelical Association, 1976. 46 p.
  156. The end of the world. New York.: St. Martin’s Press, 1998. 297 p.
  157. Thompson D. Waiting for antichrist: charisma and apocalypse in a Pentecostal church Oxford. New York.: Oxford University Press, 2005. 216 p.
  158. Upton Charles. The system of Antichrist: truth & falsehood in postmodernism and the New Age Ghent. NY.: Sophia Perennis, 2001. 562 p.
Заполнить форму текущей работой