Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общественное сознание и его структура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в нашей стране появилось много идеологий, каждая из которых представлена той или иной партией: коммунистической, демократической, социал-демократической, либеральной, монархической и т. д. Идеологические установки этих партий выражают и отражают интересы вполне определенных социальных групп. Все идеологии несут в себе элементы иллюзорности, ибо объявляют интересы своего класса… Читать ещё >

Общественное сознание и его структура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественное сознание и его структура

Категории «общественное бытие» и «общественное сознание».

Общественное бытие — это объективная реальность, включающая отношения людей к природе и друг другу. В общественное бытие входит материальное и духовное производство, а также все формы связи и общения людей между собой. Определяя общественное бытие как объективную реальность, мы тем самым подчеркиваем его независимость от индивидуального сознания. Социальные связи и отношения формируются как бы «за спиной» у людей, без контроля со стороны того или иного индивидуального самосознания.

Каждый человек имеет свои какие-то стремления, цели и реализует их. Столкновение отдельных бесчисленных стремлений и действий образует в итоге устойчивые структуры общественной жизни, которые трудно предугадать. Люди, вступая в общение по поводу, например, материального производства, не сознают, какие при этом сложатся общественные отношения, какие законы станут управлять их развитием. Даже в наш век социального планирования и прогнозирования многие ученые склонны считать, что неконтролируемые силы в истории гораздо более могущественны, чем силы, приводимые в действие сознательной волей людей. Люди не в состоянии заранее точно просчитать все условия, факторы, предпосылки, влияющие на процесс формирования общественного бытия.

Становление закономерностей общественного бытия предполагает взаимопогашение индивидуальных отклонений в поведении и сознании людей в ту или другую сторону. Для этого взаимопогашения нужно время, которое историки называют переходным периодом. В течение этого периода люди привыкают к новому способу жизнедеятельности, эта привычка закрепляется в системе воспитания, образования, обрастает традициями. Формируется общественное сознание, соответствующее общественному бытию.

Общественное сознание — это осознание обществом своих форм жизнедеятельности, своего общественного бытия. Такое осознание может протекать в явной и неявной форме. Явное осознание предполагает, что индивиды специально заняты изучением общественного бытия, используют при этом особые средства и методы познания, отдают себе отчет о способах своей деятельности. Данная форма осознания характеризует теоретический и идеологический уровень сознания. Неявное осознание общественного бытия происходит стихийно в ходе реальной жизнедеятельности людей. К такому типу осознания относятся обыденное сознание и общественная психология.

Уровни общественного сознания.

Обыденное сознание — неявный способ осознания общественного бытия, который состоит в том, что индивиды «повторяют» в сознании его содержание, не занимаясь при этом специальной познавательной деятельностью. Такое сознание возникает в процессе повседневной практики людей стихийно, как эмпирическое отражение бытия.

Возникнув, обыденное сознание пронизывает практическую деятельность людей и делает ее понятной. Например, капиталистический способ производства определил стихийную ориентацию всех форм и способов человеческого отношения к миру (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, мышления, ощущения, желания и т. д.) на присвоение вещей. Люди начинают измерять достоинство друг друга количеством вещей, которыми они обладают, видят в вещах-товарах гарантию своей силы и власти, осознают свою зависимость от них. Это сознание, которое Маркс называл вещным, стало общезначимым, присущим всем участникам капиталистического производства. Сегодня такого рода сознание стало нормой и в нашей стране.

Обыденное сознание не имеет истины, оно выражает интерес, чаще материальный, той или иной группы людей, класса и т. д. Поэтому обыденное сознание неоднородно по содержанию. Каждая социальная группа отражает в своем сознании свои потребности и интересы.

Представители того или иного класса выступают носителями определенных классовых отношений и интересов и с их позиций интерпретируют социальные явления. Класс определяет «жизненное положение, а вместе с тем и личную судьбу» (Маркс) своих членов, подчиняет их себе, что объясняет существование общего содержания классового сознания. Оно доминирует в индивидуальном сознании, и содержание последнего можно изучать, не обращаясь к анализу духовного мира отдельного индивида. Достаточно знать положение, роль, цели и задачи того класса, к которому принадлежит индивид, чтобы определить главный момент в содержании его сознания.

То же можно сказать об обыденном сознании в сфере национальных, профессиональных, семейных, религиозных и других отношений. Люди знают содержание интересов, навыков общения и норм поведения, характерных для той или иной социальной группы, в которую они входят. Эти знания возникают стихийно в ходе жизнедеятельности людей. Они «вплетены» в акты их реального поведения и действия.

Обыденное сознание выполняет роль «смазки», которая облегчает движение механизма общественного бытия. В силу того, что содержание этого сознания соответствует содержанию бытия, люди воспринимают последнее как норму, как «органическое» условия своей жизнедеятельности. Они «повторяют» в мышлении свое бытие, не замечая его ущербности, односторонности. Можно с уверенностью сказать, что огромное число людей, живших в эпоху сталинской диктатуры, воспринимало ее как вполне нормальное явление в жизни общества.

Так продолжается до тех пор, пока не разовьется противоречие общественного бытия, разрушающее тождество сознания и бытия. Но в условиях развитых противоречий живет уже другое поколение людей, и именно оно думает о том, что условия бытия прошлых поколений не соответствовали человеческой природе, были оковами для людей. Новое поколение имеет новое сознание, отличающееся от сознания предков. И это понятно, ибо изменились формы общественного бытия.

Общественная психология — это эмоциональное отношение людей к общественному бытию, его оценка, выраженная в соответствующих чувствах и настроениях. Как и обыденное сознание, общественная психология формируется в процессе повседневной жизни людей, но выражает их душевное состояние. В сферу общественной психологии входят общественное настроение и психологический уклад.

Можно ли говорить о душевном состоянии, настроении по отношению к обществу, а не отдельной личности? Положительный ответ на этот вопрос дает, например, история революционного движения пролетариата. Главным содержанием их эмоций и переживаний по поводу власти буржуазии было чувство внутреннего возмущения, гнева, ненависти. Эти чувства были общей формой отношения к общественному бытию, его оценки, а не характеристикой переживания отдельного индивида. Нужда, которую испытывали пролетарии, толкала их на борьбу, порождала страсть. Рабочие революционизировались в самом процессе жизни, и их интерпретация действительности выражалась не в теоретических идеях, а в страсти, в революционном возбуждении.

Это общее психологическое настроение и явилось впоследствии той благодатной почвой, на которой легко прижилась марксистская теория классовой борьбы. И сегодня используются «популистские» (популярный — значит народный) лозунги, ориентированные как на возбуждение чувства доверия и эмоционального одобрения реформы, проводимой в стране, так и на порождение протестных настроений.

Велика роль общественной психологии и в сфере национальных отношений. Одной из причин нынешней национальной вражды является чисто эмоциональное восприятие представителями той или иной нации своих национально-этнических особенностей (традиции быта и культуры, языка, цвета кожи, красоты своих женщин и т. д.), своего исторического прошлого. Без должной оценки с позиции общечеловеческих ценностей эмоциональное восприятие своей национальной принадлежности ведет к этноцентризму, оппозиции «мы — они», в рамках которой всем инородцам предписываются отрицательные качества. Рождается национализм с его агрессивностью и нетерпимостью к другим. общественный бытие сознание Психологическое настроение масс — главнейший фактор успеха или неуспеха в реализации экономических, политических и других реформ. Поэтому политики разных ориентаций прибегают к созданию общественного настроения с помощью телеи радиопередач и т. д.

Теоретическое сознание — это явное осознание общественного бытия, его существенных связей и закономерностей с помощью специальных средств и методов познания, нацеленных на открытие истины. На теоретическом уровне сознания общественное бытие отражается в научных понятиях. Умение мыслить в научных понятиях нельзя сформировать в процессе повседневной практики. Выйти на уровень теоретического сознания можно только в ходе специального обучения. Например, научиться диалектически, а значит, теоретически, мыслить можно в ходе чтения и осмысления философских трудов Гегеля. Этим и обусловлен тот факт, что на уровень теоретического сознания поднимаются не все люди. Общество готовит научные кадры специально через системы высшей школы, аспирантуру и т. д.

В реальной жизни теоретический и обыденный уровни сознания тесно связаны, но для философского анализа необходимо представить их в «чистом виде». Взаимодействие этих уровней сознания проявляется в том, что наука исследует проблемы, реально существующие в практической жизни людей, и в то же время видоизменяет, окультуривает обыденное сознание. Так, в условиях реформ, проводимых в нашей стране, в обыденном сознании многих людей изменились представления о коммунизме, капитализме, товарно-денежных отношениях, фермерстве, колхозах и т. д.

Идеология — это систематизированное, теоретически обоснованное выражение коренных интересов различных социальных групп. Если на уровне обыденного сознания и общественной психологии люди стихийно осознают свои интересы и потребности, то идеология подводит под те или иные групповые интересы теоретическое основание и на нем строит программу по реализации этих интересов, разрабатывает механизмы распространения идеологических теорий.

Идеология создается в процессе специальной познавательной деятельности мыслителями, политиками. Создатели идеологии класса или социальной группы не обязательно должны быть их членами. Идейными выразителями определенных групповых интересов они становятся в том случае, если теоретически решают те задачи, к которым та или иная социальная группа приходит практически. Идеология выводит сознание этих групп на теоретический уровень, т. е. позволяет им осознать свое место в обществе, свои цели и задачи, программу деятельности в реализации своих интересов — экономических и политических.

В настоящее время в нашей стране появилось много идеологий, каждая из которых представлена той или иной партией: коммунистической, демократической, социал-демократической, либеральной, монархической и т. д. Идеологические установки этих партий выражают и отражают интересы вполне определенных социальных групп. Все идеологии несут в себе элементы иллюзорности, ибо объявляют интересы своего класса всеобщими. Марксизм, например, отождествлял пролетарское мировоззрение с общечеловеческим. Но степень иллюзорности идеологий различна. Коммунистическая идеология, ориентированная на социальную справедливость, на обеспечение всем людям достойной жизни, отражает интересы очень большого числа людей, а потому ее содержание ближе к общечеловеческому, чем, например, содержание либеральной идеологии.

Любая идеология оправдывает интересы и потребности своей социальной группы, считает свои принципы незыблемыми, а от своих сторонников требует единства мысли и действий. Всякое отступление от своих установок она рассматривает как предательство по отношению к защищаемому ею классу. Поэтому в партиях, особенно с жесткой дисциплиной, коллектив господствует над личностью. Коллективный разум партии считается верховным законодателем и судьей, в силу чего происходит сужение сознания ее членов, подавляются и вытесняются многие существенные черты сложной эмоциональной и интеллектуальной духовной жизни человека. Иногда даже прекращается работа индивидуального сознания, а его содержание совпадает с коллективными решениями и мнениями.

Идеология — это очень острое оружие борьбы. Поэтому идеологические разногласия между социальными группами приводят к их противостоянию, накалу страстей, создают предкризисные и кризисные ситуации в стране. Опасны идеологические разногласия и между государствами, ибо являются потенциальным источником войн.

В настоящее время стало ясно, что современный мир превращается во все более взаимозависимый, целостный, что многие важные проблемы можно решить только общими усилиями, например, предотвращение ядерной войны, экологические, продовольственные, энергетические проблемы, искоренение опасных болезней (рак, СПИД и т. д.). Поэтому межгосударственные отношения разумно строить на деидеологизированной основе исходя из интересов выживания человеческой цивилизации, а также права человека на жизнь. Но опыт последних лет показал, что такие государства, как, например, США, не готовы строить межгосударственные отношения на основе партнерства и претендуют на роль международного жандарма. Достаточно вспомнить агрессию США против суверенных стран — Ирака и Югославии.

Формы общественного сознания и критерии их разграничения.

Формы общественного сознания — это различные способы духовного освоения действительности. К ним относятся политическое сознание, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия.

Они разграничиваются по следующим признакам:

1. По предмету отражения. Каждая форма сознания отражает какие-то особенные социальные связи и отношения. Политическое сознание отражает отношение к власти, т. е. отношения между борющимися классами, партиями, нациями, государствами.

Правосознание есть совокупность взглядов, идей, выражающих отношение социальных групп, классов к праву, закону, правосудию, их представления о том, что является правомерным, а что неправомерным.

Мораль отражает способы регуляции поведения людей в труде, в быту, в политике, международных отношениях, а также в отношениях с природой. Мораль пересекается с правом. Но в праве все предписания формируются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, а морально-нравственные установки формируются в практической жизни людей и являются отражением их жизненного опыта.

Религия имеет своим предметом «священное», т. е. такое начало, которое находится за чертой «естественного» мира, обладает сверхчувственными свойствами (Бог, Абсолют). Сверхчувственное и сверхъестественное знать нельзя, в него можно только верить.

Искусство воссоздает, отражает в образной форме человеческую жизнь в ее целостности, служит ее воображаемым дополнением. Художественные образы обращены к человеческому переживанию, а потому они плохо поддаются рациональному научному анализу. Произведения искусства раздвигают рамки реального житейского опыта человека, приобщают его к вековой мудрости, общечеловеческим идеалам. В искусстве даются образцы возвышенной любви, дружбы, сострадания, совести и других форм отношения человека к миру и другим людям.

Наука имеет своим предметом процессы и явления объективного мира. У нее один высший властелин — истина, критерий которой — практика.

Философия изучает мир и место в нем человека, отношение человека к миру: познавательное, политическое, нравственное, эстетическое и т. д. (см. раздел I).

2. По формам отражения. Политическое сознание отражает действительность в научных понятиях и теориях, но оно может возникать и в научной деятельности, на уровне обыденного сознания. Правосознание, как и политическое сознание, существует на теоретическом и обыденном уровне. Теоретический уровень представлен системой правовых взглядов, основанных на определенных социальных и научных принципах. Обыденный уровень отражает правовые явления в системе привычек, чувств, эмоций людей. Кроме того, в обыденное правосознание входит знание действующего права, оценка его, а также соответствующая поведенческая установка.

Мораль отражает свой предмет в нравственных ценностях и идеалах. Искусство воссоздает жизнь человека в мире в художественных образах. Религия выражает содержание «священного» в виде догматов. Наука есть теоретическое отражение действительности в виде понятий, гипотез, теорий, моделей, схем технологических процессов и т. д. Научное отражение действительности есть логическое, максимально обобщенное знание. Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Но философия, в отличие от науки, есть не только теоретическое, но и духовно-практическое освоение действительности. Поэтому многие философы опирались в своих учениях не на логику, а, например, на интуицию, здравый смысл.

3. По выполняемой социальной функции. Каждая форма общественного сознания играет в обществе вполне определенную роль, влияет на поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности. Политическое сознание связано с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами. Центральным содержанием этой деятельности является проблема завоевания государственной власти, ее удержания и использования.

Следует различать политическое сознание профессионалов-политиков и обыденное политическое сознание масс. Мера развитости или неразвитости последнего определяется тем, насколько народ понимает необходимость своего участия в делах государства и готов влиять на ход борьбы за государственную власть. В условиях демократического условия общества это влияние осуществляется в актах поддержки той или иной партии, претендующей на политическое лидерство. Народ выражает свое одобрение или неодобрение политике государства через процедуры голосования на выборах, референдумах. Так как политические симпатии людей меняются, для учета этих изменений проводятся социологические исследования, которые позволяют правительству вовремя скорректировать свои действия. Следует учитывать, что властные государственные структуры, прислушиваясь к общественному мнению, одновременно влияют на него, разрабатывая для этого особые технологии управления и методики «обработки» общественного сознания. В настоящее время исследование политических отношений и соответствующих форм политического сознания проводится в рамках специальной науки — политологии.

Правосознание играет в обществе очень важную роль. От того, насколько оно развито, зависит действие права, его применение и соблюдение. Недостаточный уровень развития правосознания может обречь на неудачу самое совершенное законодательство. Сегодня можно говорить о слабом правосознании в нашей стране: огромное число указов, постановлений, ориентирующих на реформы, остается только на бумаге. Отношение к праву народ выразил в емкой пословице: «Закон что дышло, куда повернешь — туда и вышло». Обыденное политическое сознание очень четко, точно и лаконично передает с помощью этой пословицы смысл того, что наше государство не было правовым. Попытки его построения предпринимаются в наши дни, но успешная их реализация зависит от развитости правосознания людей.

Моральное сознание является основой формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим людям, к природе. Мораль пронизывает все сферы общественной жизни, распространяется на всех людей. Она имеет всеобщее значение, фиксируя общеобязательные нормы поведения, без которых невозможно было бы межчеловеческое общение. Одна из древнейших нравственных заповедей (так называемое «золотое правило») гласит: не делай другим того, чего не хочешь для себя. «Золотое правило» содержится в пословицах и поговорках всех народов, оно вошло и в Евангелие. Общие принципы морали (а к ним относятся и десять заповедей) выполняют роль нравственных идеалов, с которыми люди могут сравнивать свои поступки, образ жизни, т. е. оценивать свои деяния с точки зрения добра и зла. Моральное сознание оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, намерения. При этом важно, чтобы личность сама могла определить нравственную линию своего поведения, делать нравственный выбор в обществе, оценивать свою жизнь в соответствии с общими принципами морали. В реальной истории нормы общечеловеческой морали никогда не реализовывались полностью. Отступление от всеобщих норм морали совершается по-разному в различных социальных группах и классах. Например, люди, имеющие главной целью жизни материальное обогащение, наживу, практически не в состоянии жить в соответствии с нормами общечеловеческой морали.

Состояние морального сознания народа есть важнейший компонент всех сфер жизни: труда, быта, семейных отношений, политики, межнациональных отношений и т. д.

Религиозное сознание — одно из древнейших в обществе. Его роль и функции менялись вместе со сменой общественных отношений и самих форм религии. С каждым серьезным историческим переворотом в общественных порядках происходил переворот и в религиозных представлениях людей. Так, средневековый католицизм был выражением феодальной разновидности христианства, а с развитием капитализма появились иные его разновидности: протестантизм, лютеранство и т. д. Религиозное сознание тесно связано с моральным сознанием, и многие ученые утверждают, что вне религии нет истинной морали.

Одной из функций религиозного сознания является компенсаторская. Люди через свои религиозные переживания, радость от общения с церковью и Богом, ощущения благодати и т. д. как бы уравновешивают свою земную жизнь, в которой постоянно присутствуют трудности, лишения, болезни, горе. Религиозное сознание всегда связано с национальным самосознанием.

Данное явление часто используется религиозными и светскими политиками для осуществления своих политических целей в борьбе за власть. Об этом свидетельствуют национальные конфликты в нашей стране: все они имеют явную или неявную религиозную окраску. Спекулируя на национально-религиозных чувствах людей, некоторые политики ввергают свой народ в жестокие распри, которые умело подогреваются, направляются и используются для достижения целей, чуждых самому народу.

Искусство как форма общественного сознания дает человеку дополнительный жизненный опыт, служит воображаемым дополнением жизни, ее продолжением, а иногда и заменой. В этой своей функции оно имеет много общего с религией. Но в отличие от религии, искусство дополняет жизнь художественными образами, имеющими земное происхождение, земной смысл. Искусство обращено не столько к уму человека, сколько к его способностям переживать; поэтому оно формирует культуру человеческих чувств и представлений, воспитывает людей. Художественные образы искусства дают человеку образцы человеческой жизни в ее целостном духовном содержании. Человек, входя в мир этих образов, живя в нем в своем воображении, эстетически наслаждаясь тем или иным произведением искусства, одновременно творит свое «Я», свою личность, развивает свои душевно-эмоциональные и интеллектуальные способности. Искусство приобщает людей к многовековому, накопленному человеческим коллективным опытом миру моральных ценностей, определенных представлений о добре, истине и красоте. Можно ли жить без искусства, без развитого художественно-эстетического сознания? Можно. Но в таком случае жизнь человека станет одномерной, ущербной, интересы его ограничатся потребностями тела. Существование человека станет растительно-животным, что неминуемо отразится на его эмоциональных и интеллектуальных способностях. Поэтому не случайно некоторые японские предприниматели обязывают своих рабочих посещать концерты классической музыки, ходить в театр, бывать на художественных выставках и т. д. и даже оплачивают связанные с этим расходы. Объясняется это тем, что высокое искусство способствует развитию эмоционально-интеллектуальных способностей, а в итоге повышается культура труда и быта рабочих, растет производительность труда, процветает фирма. Этот пример показывает, что искусство может стать могущественным способом социально-направленного формирования сознания каждого члена общества и в то же время влиять на ход развития культуры.

Наука играет важную роль в жизни общества. Начав с выработки и теоретической систематизации объективных знаний о реальной действительности, она превратилась в производительную силу общества, т. е. в основу его развития. Наука открывает новые знания, технологии, материалы, а потому способствует постоянному изменению всех видов деятельности. Она ускоряет материально-техническое развитие общества, повышает производительность труда, убыстряет ритм общественной жизни.

До конца XIX в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Научные разработки не финансировались государством, ученые не состояли на государственной службе. В начале XX в. государство берет под контроль и финансирует все виды научных исследований. Возникают крупные научно-исследовательские институты, лаборатории. Научные исследования начинают проводиться в областц промышленного и сельскохозяйственного производства, политики, в военной сфере. Складывается единая система «наука — техника — производство», в которой наука берет на себя ведущую роль. С этого времени ее развитие начинает опережать развитие техники и производства, и она становится движущей силой научно-технического прогресса.

В современную эпоху экологического кризиса перед наукой стоит задача разработать безотходные технологии промышленного производства, перевести его на биотехнический уровень. Наука подошла вплотную к нравственно-гуманистическому осмыслению человеческой деятельности по преобразованию природной среды, исследований в области медицины и биологии. Ученые осознали свою ответственность перед обществом за те научные открытия, которые могут быть использованы во вред человеку, принести ему гибель.

Научные исследования требуют больших затрат, и правительства многих стран, заботясь о благосостоянии своего народа и его безопасности, отводят науке одно из главных мест в социальных программах.

Философия — форма общественного сознания, наиболее удаленная от непосредственных материальных интересов. Философ Вл. Соловьев утверждал, что она имеет целью ответить на вопрос, что такое подлинное бытие в отличие от мнимого, призрачного. Этот вопрос вечно стоит перед человечеством, которое отвечает на него по-разному в те или иные исторические эпохи. (Более подробно о роли философии и ее месте в обществе сказано в разд. I.).

Итак, мы рассмотрели уровни и формы общественного сознания. Следует иметь в виду, что в реальной жизни общества все они взаимосвязаны. Например, уровень обыденного сознания и уровень общественной психологии присутствуют в политической форме общественного сознания, правосознания, морали, искусстве, религии. Взаимосвязаны и различные формы общественного сознания: политика и религия, политика и право, мораль и право, религия и мораль, искусство и религия, искусство и политика, наука и политика и т. д.

В каждую историческую эпоху была своя структура общественного сознания. Так, в Средние века религия выступала в роли главной формы общественного сознания, подчиняющей себе все другие. Наука как форма общественного сознания еще не появилась. В капиталистическом обществе на первый план выходит политическое и юридическое сознание, а позже — наука. Политическое сознание господствовало и в нашей стране после Октябрьской революции. И если в годы застоя (70—80-е гг. XX в.) уровень политизации сознания людей начал снижаться, то перестройка вновь активизировала процесс политизации общественного сознания.

Рекомендуемая литература

  • 1.

    Введение

    в философию: В 2 ч. Ч. 2. — М., 1989. — Гл. 14. 1−3.

  • 2. Духовное производство. — М., 1981.
  • 3. Общественное сознание и его формы. — М., 1986.
  • 4. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. — М., 1986.
  • 5. Философское сознание: драматизм обновления. — М., 1991.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой