Наука как социальный институт: основные этапы становления
Первые промышленные лаборатории: лаборатория Т. Эддисона (США) (1876 г.), лаборатории немецких химических фирм «Хехст», «Байер», «Агфа» (80-е гг. XIX в.), лаборатория американской компании «Дженерал электрик» (1890 г.), английской фирмы «Левел Вравера» (1889 г.). Особенности: относительная самостоятельность и независимость от непосредственных потребностей практики; созерцательность… Читать ещё >
Наука как социальный институт: основные этапы становления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Школы геометров и писцов в древнем Египте — XX в. до н.э.
Математическая школа Пифагора — VI в. до н.э.
Академия Платона — IV в. до н.э. — V в. н.э.
Ликей Аристотеля — IV в. до н.э. — V в. н.э.
Александрийская библиотека — III в. до н.э. — V в. н.э.
Первые университеты в Европе: Болонский (1119 г.), Парижский (1160 г.), Оксфордский (1167 г.), Кембриджский (1209 г.), Падуанский (1222 г.).
Первые национальные академии наук: Лондонское королевское общество наук и ремесел (1660 г.), Парижская академия наук (1666 г.), Берлинская академия наук (1700 г.), Петербургская академия наук (1724 г.).
Первые «невидимые колледжи» : «Республика ученых» (XVII в.) в Европе.
Первые дисциплинарные научные сообщества: сообщество немецких химиков (конец XVIII в.), объединившихся вокруг журнала «Химические анналы»; сообщество немецких испытателей и врачей «Леопольдина» (XIX в.).
Первые политехнические вузы: Политехническая школа в Париже (1794 г.).
Первые научные лаборатории: химическая лаборатория Ю. Либиха (1825 г.).
Первые промышленные лаборатории: лаборатория Т. Эддисона (США) (1876 г.), лаборатории немецких химических фирм «Хехст», «Байер», «Агфа» (80-е гг. XIX в.), лаборатория американской компании «Дженерал электрик» (1890 г.), английской фирмы «Левел Вравера» (1889 г.).
Первые международные организации ученых: Всемирная федерация научных работников (1946 г.).
Численность ученых в мире:
начало XIX в. — около 1 тыс.;
середина XIX в. — около 10 тыс.;
начало XX в. — около 100 тыс.;
конец XX в. — свыше 5 млн.
90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.
Количество научных журналов:
начало XX в. — около 10 тыс.;
конец XX в. — несколько сотен тысяч.
Культурология науки
Культурология науки — раздел философии науки, предметом которого является наука как подсистема культуры, ее особенности и взаимосвязь с другими подсистемами культуры (практическая деятельность, общество, государство, политика, мораль, искусство, религия, философия и др.), а также с культурой в целом; исследование социокультурных факторов и закономерностей развития науки (рис. 2.5, 2.6).
Рис. 2.5. Взаимосвязь философии, культурологии науки и реальной науки.
Философия культуры — теория общества как реализации определенного множества универсальных ценностей.
Культурология науки — теория универсальных ценностей науки и форм их проявления в разные исторические эпохи развития науки.
Рис. 2.6. Общекультурные факторы динамики науки.
Культурно-исторические типы науки
Культурно-исторический тип науки — крупный исторический таксон (этап) в развитии науки как целого. Его содержание и особенности в существенной степени определяются спецификой культуры соответствующей эпохи (рис. 2.7).
Древняя восточная наука (XX — VII в. до н.э.).
Особенности: непосредственная связь с практикой; эмпиричность, рецептурность знания; догматический и сакрально-кастовый характер.
Античная наука (VII в. до н.э. — III в. н.э.).
Рис. 2.7. Основные культурно-исторические типы науки.
Особенности: относительная самостоятельность и независимость от непосредственных потребностей практики; созерцательность, теоретичность, доказательность, системность, рефлексивность, демократизм и открытость критике.
Средневековая наука (IV — XVI вв.).
Особенности: теологизм, телеологизм, схоластичность, гуманитарность, герменевтичность, религиозный догматизм.
Классическая наука (XVII — XX вв).
Особенности: светский характер, натурализм, объектность, экспериментально-математический характер, ориентация на практическое применение, доказательность, рефлексивность, демократизм, открытость к изменениям, критический дух, социальная институализация.
Неклассическая наука (начало XX в. — 70-е гг. XX в.).
Особенности: массовый характер, создание промышленного сектора науки, научно-техническая революция, государственное регулирование, научно-техническая политика, экспоненциальный рост научной информации, сциентизм и технократизм, инновационность.
Постнеклассическая наука (70-е гг. XX в. — по настоящее время).
Особенности: глобальный и сверхсложный характер; базис инновационной экономики; один из приоритетов национального развития; масштабное финансирование; резкое возрастание значения научных коммуникаций; усиленное внимание к вопросам организации и управления наукой; экологизация научных исследований; общественный мониторинг; гуманитарная направленность научных исследований.