Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Наука как социальный институт: основные этапы становления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первые промышленные лаборатории: лаборатория Т. Эддисона (США) (1876 г.), лаборатории немецких химических фирм «Хехст», «Байер», «Агфа» (80-е гг. XIX в.), лаборатория американской компании «Дженерал электрик» (1890 г.), английской фирмы «Левел Вравера» (1889 г.). Особенности: относительная самостоятельность и независимость от непосредственных потребностей практики; созерцательность… Читать ещё >

Наука как социальный институт: основные этапы становления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Школы геометров и писцов в древнем Египте — XX в. до н.э.

Математическая школа Пифагора — VI в. до н.э.

Академия Платона — IV в. до н.э. — V в. н.э.

Ликей Аристотеля — IV в. до н.э. — V в. н.э.

Александрийская библиотека — III в. до н.э. — V в. н.э.

Первые университеты в Европе: Болонский (1119 г.), Парижский (1160 г.), Оксфордский (1167 г.), Кембриджский (1209 г.), Падуанский (1222 г.).

Первые национальные академии наук: Лондонское королевское общество наук и ремесел (1660 г.), Парижская академия наук (1666 г.), Берлинская академия наук (1700 г.), Петербургская академия наук (1724 г.).

Первые «невидимые колледжи» : «Республика ученых» (XVII в.) в Европе.

Первые дисциплинарные научные сообщества: сообщество немецких химиков (конец XVIII в.), объединившихся вокруг журнала «Химические анналы»; сообщество немецких испытателей и врачей «Леопольдина» (XIX в.).

Первые политехнические вузы: Политехническая школа в Париже (1794 г.).

Первые научные лаборатории: химическая лаборатория Ю. Либиха (1825 г.).

Первые промышленные лаборатории: лаборатория Т. Эддисона (США) (1876 г.), лаборатории немецких химических фирм «Хехст», «Байер», «Агфа» (80-е гг. XIX в.), лаборатория американской компании «Дженерал электрик» (1890 г.), английской фирмы «Левел Вравера» (1889 г.).

Первые международные организации ученых: Всемирная федерация научных работников (1946 г.).

Численность ученых в мире:

начало XIX в. — около 1 тыс.;

середина XIX в. — около 10 тыс.;

начало XX в. — около 100 тыс.;

конец XX в. — свыше 5 млн.

90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.

Количество научных журналов:

начало XX в. — около 10 тыс.;

конец XX в. — несколько сотен тысяч.

Культурология науки

Культурология науки — раздел философии науки, предметом которого является наука как подсистема культуры, ее особенности и взаимосвязь с другими подсистемами культуры (практическая деятельность, общество, государство, политика, мораль, искусство, религия, философия и др.), а также с культурой в целом; исследование социокультурных факторов и закономерностей развития науки (рис. 2.5, 2.6).

Взаимосвязь философии, культурологии науки и реальной науки.

Рис. 2.5. Взаимосвязь философии, культурологии науки и реальной науки.

Философия культуры — теория общества как реализации определенного множества универсальных ценностей.

Культурология науки — теория универсальных ценностей науки и форм их проявления в разные исторические эпохи развития науки.

Общекультурные факторы динамики науки.

Рис. 2.6. Общекультурные факторы динамики науки.

Культурно-исторические типы науки

Культурно-исторический тип науки — крупный исторический таксон (этап) в развитии науки как целого. Его содержание и особенности в существенной степени определяются спецификой культуры соответствующей эпохи (рис. 2.7).

Древняя восточная наука (XX — VII в. до н.э.).

Особенности: непосредственная связь с практикой; эмпиричность, рецептурность знания; догматический и сакрально-кастовый характер.

Античная наука (VII в. до н.э. — III в. н.э.).

Основные культурно-исторические типы науки.

Рис. 2.7. Основные культурно-исторические типы науки.

Особенности: относительная самостоятельность и независимость от непосредственных потребностей практики; созерцательность, теоретичность, доказательность, системность, рефлексивность, демократизм и открытость критике.

Средневековая наука (IV — XVI вв.).

Особенности: теологизм, телеологизм, схоластичность, гуманитарность, герменевтичность, религиозный догматизм.

Классическая наука (XVII — XX вв).

Особенности: светский характер, натурализм, объектность, экспериментально-математический характер, ориентация на практическое применение, доказательность, рефлексивность, демократизм, открытость к изменениям, критический дух, социальная институализация.

Неклассическая наука (начало XX в. — 70-е гг. XX в.).

Особенности: массовый характер, создание промышленного сектора науки, научно-техническая революция, государственное регулирование, научно-техническая политика, экспоненциальный рост научной информации, сциентизм и технократизм, инновационность.

Постнеклассическая наука (70-е гг. XX в. — по настоящее время).

Особенности: глобальный и сверхсложный характер; базис инновационной экономики; один из приоритетов национального развития; масштабное финансирование; резкое возрастание значения научных коммуникаций; усиленное внимание к вопросам организации и управления наукой; экологизация научных исследований; общественный мониторинг; гуманитарная направленность научных исследований.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой