Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка системы показателей стратегического развития российских промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующие на практике системы управления фирмой ориентированы в основном на управление объемами производства и реализации. Недостаточно внимания уделяется вопросам управления эффективностью бизнеса и его дальнейшим развитием. Чаще всего они решаются в форме отдельных проектов, планов мероприятий, имеющих не систематический, а единовременный частный характер. Проблема состоит в том, что… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. ' 1. Эффективное' управления предприятием на современном этапе
    • 1. 1. Эффективное управление предприятием: сущность и содержание
    • 1. 2. Модели и показатели управления-151.3. Роль стратегии в системе управления предприятием
  • ГЛАВА 2. Структура системы показателей стратегического развития промышленного предприятия
    • 2. 1. Требования к системе показателей промышленного предприятия
    • 2. 2. Направления совершенствования системы показателей эффективного управления предприятием
    • 2. 3. Отбор и> характеристика показателей для включения в модель эффективного управления и развития предприятий
    • 2. 4. Характеристика^ модели эффективного управления и развития предприятия
  • ГЛАВА 3. Экспериментальная реализация системы показателей стратегического развития предприятия
    • 3. 1. Порядок расчетов и трактовка* результатов модели эффективного управления и развития предприятия '
    • 3. 2. Расчет, модели эффективного управления и развития на примере Группы «Кировский завод»

Разработка системы показателей стратегического развития российских промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В современных условиях быстро развивающихся рынков и острейшей конкуренции между хозяйствующими субъектами повышаются требования к их деятельности, формированию и реализации стратегии их развития. При этом важным требованием к системам управления становится их одновременная нацеленность на общий результат и четкие цели каждого его подразделения в каждый момент времени.

Существующие на практике системы управления фирмой ориентированы в основном на управление объемами производства и реализации. Недостаточно внимания уделяется вопросам управления эффективностью бизнеса и его дальнейшим развитием. Чаще всего они решаются в форме отдельных проектов, планов мероприятий, имеющих не систематический, а единовременный частный характер. Проблема состоит в том, что анализируются отдельные составляющие деятельности, а не в целом предприятие. В таких условиях предприятия могут столкнуться с ситуацией, когда используемая в них система управления не в состоянии будет обеспечивать своевременную и эффективную реакцию на внешние и внутренние факторы воздействия на их экономику.

Россия в последние несколько лет растет достаточно быстрыми темпами, при этом главной опорой устойчивого экономического развития страны остается нефтяная отрасль. Однако в ближайшей перспективе политика России должна быть направлена на ускорение развития и других отраслей российской экономики: легкой промышленности, машиностроения, электронной промышленности, металлургии. Именно эти отрасли в среднеи долгосрочной перспективе должны стать одними из главных двигателей российской экономики. При этом в перечисленных выше отраслях имеются явные проблемы и отставание от уровня развития аналогичных предприятий в западных странах. Данное отставание в основном связано с неэффективностью моделей управления на российских предприятиях.

Совершенствование показателей, как одно из важнейших составляющих совершенствованиясистем* управленияпредприятиями^, должно быть ориентировано на повышение эффективности его развития и исходить из необходимости их встраиваниями увязки с моделями управления.

Известно множество < работ отечественных и зарубежных авторов направленных нарешение проблемы эффективности деятельности предприятия: Можно перечислить следующих авторов1 внесших вклад: в данную тему: Т. Коупленд, II. Друкер, М. Менде, М.И. БакановА. Д:. Шеремет, А1.А. Зарнадзе, В. НЛившиц, П. Е. Горинов, Б. Г. Клейнер, Р. М: Качалов, Ю. В. Богатин, JI. JL Самойлов, И. Ансофф, К. Уолш. Для управления эффективностью предприятия, предлагаются различные показателиси модели, в основном западными учеными, которые, однако^, из-за: недостаточной адаптации к российским условиям либо дают неполную картину происходящих процессов внутри предприятия, либо приводят к неоднозначным результатам из-за. применения: большого количества индикаторов. В немногочисленных работах российских ученых в областисовершенствования систем управления предприятиями/ основное внимание уделяется достижению — более высоких финансовых результатов деятельности. Исключение представляют исследования в области стратегического планированияи управления на предприятии-, проводимыепрежде: всего, в ЦЭМИ под руководством Г. Б. Клейнера, но эти работы не доходят до уровня конкретных систем показателей.

Сегодня одним из. наиболее популярных средиуправленцев* считается подход, предложенный Р. Капланом и Э. Нортоном. Суть, его состоит в предложении дополнить финансовые показатели, лежащие в основе управления предприятием, нефинансовыми. Проблемакоторую пытаютсярешить, таким образом, заключается в невозможности прогнозирования финансовых потоков на длительную перспективу, а именно стратегическое: долгосрочное: планирование становится необходимостью для предприятий. Однако-на практике такой подход сталкивается! с трудностями реализации, и соответственно отсюда возникает вопрос вообще о применимости его в российских условиях. Но это не значит,.что от такого подхода следует полностью отказаться. Необходимы исследования и практические эксперименты по его совершенствованию и адаптации к российским условиям.

Таким образом, проблема построения системы показателей предприятия с целью повышения эффективности его деятельности является актуальной как исходя из её прикладной значимости, так и с научной точки зрения.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка системы показателей промышленного предприятия, обеспечивающая эффективное управление и развитие предприятия.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи.

• Анализ предложений в области совершенствования системы показателей предприятия для выявления тенденций в этой области.

• Определение направлений совершенствования системы показателей стратегического развития промышленных предприятий.

• Выбор ключевых показателей в качестве критериев эффективности деятельности предприятия.

• Разработка системы показателей, обеспечивающей эффективное управление и развитие предприятия.

• Экспериментальная реализация предлагаемой системы показателей на промышленном предприятии.

Предметом исследования являются показатели деятельности предприятия, обеспечивающие эффективные механизмы управления.

Объектом исследования < является промышленное предприятие в целях повышения его эффективности и дальнейшего развития.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили основные положения экономической теории, научного управления экономическими системами, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам стратегического управления и планирования. В процессе работы автор руководствовался принципом системного подхода к исследованию проблемы. Использовались методы ситуационного, статистического анализа.

Научная новизна работы заключается в следующем.

1. Разработана система показателей стратегического развития, включающая группу производственных и инфраструктурных показателей (долгосрочное управление), группу показателейэффективности функционирования и развития предприятия (среднесрочное управление), группу финансовых показателей (текущее управление). Установлены приоритеты между группами показателей в зависимости от степени новизны производимой номенклатуры продуктов.

2. Построена модель управления предприятием, в которой используется * предлагаемая система показателей, позволяющая увязывать долгосрочную, среднесрочную и текущую деятельность предприятия. Данная модель позволяет использовать её как для разработки мероприятий по* достижению стратегического устойчивого функционирования и развития предприятия, так и для, текущего мониторинга’его деятельности.

3. Предлагается при конкретизации используемых показателей исходить из структурно-функционального подхода, в соответствии с которым исполнение собственно основной функции предприятия — удовлетворение платежеспособного спроса на продукцию, дополняется анализом поддерживающих эту функцию аспектов деятельности предприятия. Научные результаты, полученные лично автором.

1. Выявлены основные преимущества и недостатки традиционных западных и российских моделей управления, состоящие в том, что, обеспечивая эффективные решенияотдельных задач управления, эти модели не позволяют комплексно 'подойти к развитию предприятия и достижению его целей с учетом взаимозависимости достижения целей.

2. Показано, что основной тенденцией в области совершенствования системы показателей предприятия является расширение перечня финансовых показателей за счет включения в него нефинансовых показателей.

3. Построена модель эффективного управления и развития предприятия на базе трех групп показателей (показатели оценки эффективности 6 функционирования и развития, инфраструктурные и производственные, финансовые)* которые позволяют охватить все стороны и временные периоды деятельности предприятия.

4. Предложены ключевые индикаторы эффективного функционирования и развития предприятия:

— поддержание рентабельности активов на конкурентоспособном уровне;

— рост или, по крайней мере, не снижение производительности труда;

— темпы изменения производственных затрат на единицу продукции должны быть ниже инфляционного уровня.

5. Предложена схема действий менеджмента, обеспечивающая реализацию модели управления промышленными предприятиями на практике:

6. Возможности предлагаемой модели эффективного управления предприятием показаны на примере многопрофильной Группы «Кировский завод». Выявлены основные проблемные, моменты в деятельности предприятия и сформулированы рекомендации по их устранению. Разработанные мероприятия позволят предприятию достичь синергетического эффекта в направлении: решения различных проблем в> деятельности предприятия:

Практическая значимость.

Разработанная модель может использоваться производственными предприятиями для решения ключевой проблемы* современных предприятий- -приведение бизнес-процессови действий работников в соответствие с единой стратегиейразвития, исходя из эффективного исполнения предприятием его основной, функции — удовлетворение потребностей в его продукции. Внедрение разработанного подхода к управлению, предприятием позволяет повысить эффективность его функционирования и дальнейшего развития за счет положительного влияния на ключевые аспекты деятельности предприятия:

Выводы по главе.

1. Предложен алгоритм действий, которые необходимо предпринять для того, чтобы обеспечить согласование применения предлагаемой системы показателей для решения задачи повышения эффективности функционирования предприятия.

2. Действия в рамках разработанного алгоритма и соблюдение периодичности расчетов в рамках предложенной модели принятия решений позволят максимально эффективно использовать разработанную модель и оперативно реагировать на все отклонения, возникающие в работе предприятия.

3. На примере Группы «Кировский завод» была показана работа разработанной модели. Анализу подверглись конкурентная среда предприятия, проанализированы производственные возможности предприятия, которые сопоставлялись с потребностями на рынке производимой продукции. Группа «Кировский завод» имеет неплохие производственные возможности, однако была выявлена неэффективность использования имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Были определены проблемные зоны в развитии предприятия и сформированы конкретные мероприятия, направленные, с одной стороны, на достижение нормативных значений показателей в рамках разработанной модели, а с другой стороны, на развитие Группы в среднесрочной перспективе и достижение среднеотраслевого уровня рентабельности активов.

Заключение

.

По результатам проведенного исследования сформулированы следующие итоги и выводы.

1. Существующие подходы к эффективному управлению промышленными предприятиями не отвечают в полном объеме условиям среды и потребностям развития российских предприятий. Модель BCG, модель GE/McKinsey не предлагают конкретных индикаторов эффективности управления бизнесом и на практике не позволяют предприятиям в полной мере следовать условиям и рекомендациям разработанных моделей в силу того, что каждое предприятие расценивает условия модели совершенно по-разному. Модель ADL/LC малоприменима для использования в стратегических целях развития предприятия.

2. Из всех предложенных наукой и выработанных практикой концепций управления с помощью показателей наиболее востребованной с практической точки зрения являются модели Нортона-Каплана, Мейсела, разработки других зарубежных ученых, предусматривающие использование как финансовых, так и нефинансовых показателей. Однако универсальность, обобщенность и чрезмерная стратегическая направленность данных моделей встречает ряд проблем при их практическом применении на российских предприятиях.

3. Проведенный анализ существующих показателей с целью возможности их включения в разрабатываемую модель показал целесообразность выделения следующих групп показателей, составляющих комплексную систему: показатели оценки эффективности функционирования и развития предприятиягруппа показателей инфраструктуры и производственной деятельности предприятиягруппа финансовых показателей деятельности предприятия.

В каждой из данных групп были выделены наиболее универсальные показатели, которые можно применять при несущественных корректировках для российских промышленных предприятий.

4. В рамках анализа существующих общепринятых показателей с целью их включения в формируемую модель было выявлено, что отсутствие приоритетности среди групп показателей предприятия является не всегда достаточно эффективным. В связи с чем ключевую роль в разрабатываемой модели отвели показателю рентабельности активов и поддержанию уровня данного показателя в рамках значений не ниже среднеотраслевого в совокупности с положительной динамикой чистой прибыли. Одновременно с поддержанием определенного норматива рентабельности активов необходимо стремиться поддерживать рост или же отсутствие снижения производительности труда и темпы изменения удельных производственных затрат ниже инфляционного уровня.

5. Разработана схема взаимосвязи решений в рамках предлагаемой модели эффективного управления и развития предприятия. Предложены направления действий предприятия при возникновении отклонений в какой-либо из групп показателей, обеспечивающие достижение целей деятельности предприятия, зафиксированных в её миссии и видении желаемого состояния предприятия.

6. Разработаны рекомендации по практическому применению разработанной модели и показана практика расчетов на примере Группы «Кировский завод». На основе разработанной модели сформулированы мероприятия по реформированию Группы «Кировский завод», реализация которых в среднеи долгосрочной перспективе позволит предприятию успешно развиваться.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А. Стратегическое рыночное управление (бизнес-стратегия для успешного менеджмента). СПб.: Питер, 2002. 542 с.
  2. В.В. Корпоративный менеджмент в современных экономических отношениях. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.-479 с.
  3. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд., доп. И перераб. — М.: Финансы и статистика, 2001.-416 с.
  4. И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996. — с.
  5. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
  6. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2001.-215 с.
  7. Ю.В. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М.: ЮНИТИ, 2001.-254 с.
  8. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. Под ред. Ю. Дарова, P.M. Нуреева. -М.: Финпресс, 2000.
  9. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 1997. — 960 с.
  10. Ю., Гапенски JT. Финансовый менеджмент // Полный курс: В 2-х т. / Под ред. В. В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 1997. — Т. 1. — 497 с.
  11. Г. В., Демшин В. В. Практические аспекты применения доходного подхода к оценке российских предприятий. М.: ФА. 1999. — 267 с.
  12. С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Филинъ, 1997.
  13. С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. М.: Юнити-Дана, 2001 .-720с.
  14. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. -М: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  15. О. Как избежать ошибок при внедрении BSC // Финансовый директор. 2005. -34.
  16. А., Горский М. Технологии сбалансированного управления М.: Олимп-Бизнес, 2006 — 416 с.
  17. Е.П. Прибыль как индикатор эффективности: необходимость комплексного подхода // Маркетинг в России и за рубежом. 1998, № 1. -С. 23−26.
  18. П. Е. Оценка эффективности управления: предмет, методы, инструменты, ЗАО «МКД Партнер», СПб, 2002.
  19. А.Д. Особенности экономического расчета ставки дисконта (метод кумулятивного построения) в процессе оценки бизнеса Вопросы оценки. — 1999. — № 2. — С.35−37.
  20. А. «Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов».- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004, 1342 с.
  21. О. Принципы разработки ключевых показателей эффективности (КПЭ) для промышленных предприятий и практика их применения. М.: Управление компанией.- 2003.- № 2.-21 с.
  22. В.В., Есауленко В. В., Аветисян А. Метод определения ставки дисконта на основе ценовых мультипликаторов // Вопросы оценки. 2000. -№ 2. — С.35−48.
  23. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: ИД «Вильяме», 2000.
  24. К. Управленческий и производственный учет. М.: Юнити-Дана, 2002. -341 с.
  25. А.П. Управление персоналом, НИМБ, 2002, 720 с.
  26. А.А. Институциональные особенности стратегического планирования экономической эффективности развития производства, Вестник ГУУ 2005.- № 1(5),
  27. Заставьте BSC работать // Intelligent enterprise. 2004.- № 5(94).
  28. В., Попова Т. Система сбалансированных показателей (Balance ScoreCard, BSC) // Менеджмент Сегодня.- 2001.- № 4.
  29. Итан Распел. Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических консультантов для себя и своего бизнеса (2-е изд.).- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  30. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. / Пер. с англ.- М: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.-304 с.
  31. P.M. Управление хозяйственным риском. М.: Наука, 2002. — 192 с.
  32. Кащеев P. Balanced Scorecard: новое заклинание или стратегия управления? // Управление компанией. 2002. — № 9. — С.27−34.
  33. Е. Основы методологии разработки системы ключевых показателей эффективности // Маркетинг и маркетинговые исследования, 2005, № 3.
  34. В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2002. — 560 с.
  35. .Г. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. — 568 с.
  36. Коробков A. The Balanced Scorecard новые возможности для эффективного управления // Экономические стратегии. — 2001. — № 3. -50−59
  37. Э.М. Концепция российского менеджмента/- ДеКа, 2004, 893 с.
  38. Т., Колер Т., Мурин Д. Стоимость компаний: оценка и управление / Науч. ред. Н. Н. Барышникова.- М: Олимп-Бизнес, 1999. 576 с.
  39. Е.В. Статистический подход к коэффициентному методу в финансовом экспресс-анализе предприятия // Менеджмент в России и за рубежом.-2001 .-№ 1.-С. 38−41.
  40. А., Кран А., Кюнг П. Определение показателей для оценки качества хозяйственных процессов // Проблемы теории и практики управления. -1998.-№ 5 .-С. 101−106.
  41. Магнус Веттер, Жан Рой, Нильс-Горан Ольве. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. М.: Вильям, 2003. — 304 с.
  42. В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА- М.-2002.-295 с.
  43. Мейер, Маршал В. Оценка эффективности бизнеса. Что будет после Balance ScoreCard. М.: ООО «Вершина». — 2004. -272 с.
  44. М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1994.
  45. Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? / Пер с англ. М.: Дело, 1999,-272 с.
  46. О. Е., Шишкова Т. В. Управленческий учет. М.: УРСС, 1997. -368 с.
  47. А.С. Мотивация как инструмент управления персоналом //Управление персоналом. 2003, № 6. — С. 20.
  48. Ю.Г., Карташова JI.B. Управление персоналом, оценки эффективности / Ю. Г. Одегов, JI.B. Карташова М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2002. — 256 с.
  49. А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000.-416с.
  50. Оценка бизнеса / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 512 с.
  51. Оценка предприятия: теория и практика / Под ред. В. В. Григорьева, М. А. Федотовой. М.: -ИНФРА-М, 1996.-450 с.
  52. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Редколл.: А. Г. Грязнова, М. А. Федотова, М. А. Эскиндаров, и др. М.: Интерреклама, 2003.-544 с.
  53. Переверзев Николай. Управление предприятием с помощью системы Balanced Scorecard // Финансовый директор. 2003. — № 3. — С.50−59.
  54. И.В., Петухова Н. В. Современное состояние и направления совершенствования методологии прогнозирования рыночной доли продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 5. — С. 22−27.
  55. Попов Дмитрий. Эволюция показателей стратегии развития предприятия // Управление компанией. 2003. — № 2. — С.55−61.
  56. М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. М.: Альпина Букс, 2005.
  57. М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. М.: Альпина Букс, 2005.
  58. Практика Balanced Scorecard // Логинфо.- 2003.- № 11
  59. В.Ф. Структурно-функциональный подход к оценке эффективности внедрения инфокоммуникационных технологий на предприятии / В. Ф. Пресняков // Экономика и мат. методы. 2005. — Т. 41, № 4. — С. 39−52.
  60. Просянкин Денис. Добавленная экономическая стоимость как способ снижения агентских издержек // Управление компанией. 2003. — № 12. — С.45−52.
  61. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами / Под ред. A.M. Гершуна, Ю. С. Нефедьевой. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
  62. Рамперсад. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность/ Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  63. С.В., Рассказова А. Н. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании // Финансовый менеджмент. 2002. — № 3
  64. А.Н. Экономическая добавленная стоимость как метод управленческого консалтинга// Финансовый менеджмент. 2003. — № 2. -С.48−61.
  65. А.Н. Финансовые аспекты корпоративного управления. Расчет добавленной стоимости собственного капитала // Финансовый менеджмент. -2002. -№ 5. С. 11−37.
  66. В.Н. Моделирование гибкого развития предприятия // Российский экономический журнал, 1997. № 11−12.
  67. Е.К. Экономические показатели бизнеса. М.:Экзамен, 2002 -512 с.
  68. Э.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА-М, 2001.
  69. JI. Уест, Джонс Д. Д. Пособие по оценке бизнеса / JI. Томас, Д.Д.Джонс- Пер. с англ. М.: ЗАО КВИНТО-КОНСАЛТИНГ, 2003, — 746 с.
  70. Ф. Принципы научного менеджмента. — М.: Библиотека журнала контроллинг, 1991. -104 с.
  71. К. Ключевые показатели менеджмента: Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании / Пер. с англ. -2-е изд. М.: Дело, 2001. — 360 с.
  72. Управление компанией с помощью EVA // Финансовый директор. 2004. -№ 2. — С. 15−25.
  73. Управление организацией: Энциклопедический словарь. -М.:ИНФРА-М, 2001.
  74. А., Лекомцев П. Управление по KPI в многоуровневых компаниях / Менеджмент сегодня, 2005, № 2.
  75. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник: / Под ред.
  76. Е.С. Стояновой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Перспектива, 2005. — 574 с.
  77. Ч., Фостер Д. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Под ред. Я. В. Соколова.- М.: Финансы и статистика, 1995.-416 с
  78. П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием // Управление предприятием, 2000, № 4.
  79. Ч. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2002, — 416 с.79
Заполнить форму текущей работой