Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование управления промышленным предприятием на основе программно-целевых методов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Указанные и другие особенности функционирования промышленных предприятий в сложившихся условиях рыночной экономики делают особенно значимой роль программно-целевого подхода к их управлению. Он позволяет выбирать модели хозяйствования, адекватные изменениям экономических, социальных, материально-технических и др. условий под воздействием рыночных механизмов разного рода. На этой основе становится… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОГРАММНО — ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
    • 1. 1. Проблемы управления промышленным предприятием на современном этапе хозяйствования
    • 1. 2. Роль и значение программно-целевого управления в повышении эффективности функционирования промышленных предприятий
    • 1. 3. Особенности ПЦУ промышленными предприятиями в условиях развития рыночных отношений
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 2. 1. Основные инструменты и методы ПЦУ
    • 2. 2. Факторы, определяющие эффективность программно-целевого управления
    • 2. 3. Методы и модели повышения эффективности программно-целевого управления
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПРОГРАММНО — ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 3. 1. Формирование организационного механизма ПЦУ на предприятии
    • 3. 2. Формы и методы стимулирования персонала ПЦУ на предприятии
    • 3. 3. Развитие маркетингового подхода к формированию эффективной системы
  • ПЦУ предприятием

Совершенствование управления промышленным предприятием на основе программно-целевых методов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рыночная трансформация экономики, продолжающаяся до настоящего времени, непосредственно связана с преобразованиями в управлении как на уровне народным хозяйством в целом ее отраслей так и на уровне первичных звеньев. Поэтому его совершенствование является не только условием повышения эффективности производства, но и важнейшим фактором решения основных экономических и социальных проблем. Особенно остро вопросы преобразования управления стоят на предприятиях промышленности, как одной из ведущих сфер материального производства.

Общее состояние промышленных предприятий, сложившееся в ходе рыночных преобразований, свидетельствует о необходимости создания систем управления, обеспечивающих надежное и устойчивое их функционирование и развитие. Большой объем капиталовложений в промышленное производство, потребность в оснащении современными машинами и оборудованием, появление новых видов промышленной продукции и технологий предопределяют необходимость постоянного поиска форм и методов управления, адекватных современной рыночной экономики. Одновременно происходит неуклонное усиление роли человеческого фактора в производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Решению таких проблем наиболее полно отвечает программно-цедевой метод управления, позволяющий не только формулировать цели предприятия, но и обеспечивающий определение способов их достижения на основе реализации целевых программ его развития.

Укрепление хозяйственной самостоятельности и ответственности первичных звеньев промышленного комплекса требует сосредоточения внимания на конкретных условиях производства и установившихся экономических связях. Одновременно возрастает влияние складывающейся рыночной ситуации, конъюнктуры отдельного или нескольких рынков и даже политической обстановки. Кроме того, действие экономических законов рынка выдвигает условие капитализированного подхода к принятию управленческих решений не только текущего, но и стратегического порядка. Он выражает существо цели любого участника рынка, в т. ч. промышленного предприятия, связанной с получением прибыли от своей деятельности. Одновременно решается задача повышения конкурентоспособности на рынке промышленных товаров и услуг, что в принципе означает сохранение предприятия в системе обмена, который и обеспечивает получение прибыли. В совокупности эти положения обеспечивают нормальное функционирование капитала, выступающего первичным и главным фактором оценки эффективности управленческого решения в рыночной экономике.

Указанные и другие особенности функционирования промышленных предприятий в сложившихся условиях рыночной экономики делают особенно значимой роль программно-целевого подхода к их управлению. Он позволяет выбирать модели хозяйствования, адекватные изменениям экономических, социальных, материально-технических и др. условий под воздействием рыночных механизмов разного рода. На этой основе становится возможным с помощью регулирования и планирования обеспечить динамичное равновесие предприятия, как хозяйственно-экономической системы, с учетом особенностей ее функционирования на конкретной территории и на конкретном отрезке времени. Решение такой сложной и многосторонней задачи предполагает неуклонное укрепление теоретической и методической базы формирования системы управления предприятий промышленности, как основы их устойчивого развития на этапе стабилизации и перехода к подъему отечественной экономики.

Все вышеперечисленные проблемные аспекты, связанные с формированием и совершенствованием программно-целевого управления промышленного предприятия и определили выбор темы и актуальность исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и методологические проблемы программно-целевого управления (ПЦУ) достаточно широко освещались экономической наукой. Они нашли отражение в работах ряда известных отечественных ученых-экономистов. Вопросы теории и методологии программно-целевого подхода в планировании и управлении рассмотрены в работах Абрамова.

A.JI., Аганбегяна А. Г., Комкова Н. И., Лейбкинда А. Р., Лысенко В. Л., Машина.

B.И., Рапопорта B.C., Рябова Я., Тамбовцева В. Л., Ясина Е. Г и др. авторов. Определенный вклад в теорию управления с позиции программного подхода внесли Белоусов А., Макаров И. М., Мильнер Б. З., Речин В. Д., Соколов В. Б., Тихомирова А. В., Чистов Л. М., Шастико А. и др., исследовавшие данную проблему на современном этапе развития экономики. Они способствовали укреплению системности в разработке и принятии управленческих решений с учетом новых реалий в национальном хозяйстве и потребностей практики.

Однако, подавляющая часть проведенных исследований посвящена программно-целевому подходу, как части системного анализа, что сузило рамки рассмотрения конкретных процедур и алгоритмов формирования целевых программ, которые в конечном счете и нужны для реализации поставленных задач. Продолжают оставаться нерешенными вопросы, связанные с эффективностью данного типа управления, как одного из важных условий выбора направлений его совершенствования и практического использования. В частности, недостаточно четко представлены факторы повышения эффективности управления в промышленности, не решена задача создания эффективного механизма управления промышленным предприятием. Особого внимания заслуживает организационный фактор формирования ПЦУ, использование маркетинга и др.

Все это и предопределило цель, задачи и направления настоящего исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка и уточнение теоретических и методических основ формирования эффективно функционирующего программно-целевого управления промышленными предприятиями, а также системы мер его совершенствования на современном этапе развития национальной экономики.

В соответствии с поставленной целью в диссертации рассмотрены и решены следующие задачи:

— изучение особенностей и проблем управления предприятиями промышленности на современном этапе развития отечественной экономики;

— определение условий эффективного функционирования программно-целевого управления промышленным предприятием в ходе расширения и углубления рыночных отношений;

— выбор основных инструментов и методов программно — целевого управления, адекватных требованиям современной рыночной экономики и специфике промышленного производства;

— выявление и систематизация факторов влияющих на эффективность программно — целевого управления промышленными предприятиями в рыночных условиях хозяйствования;

— разработка методов и моделей повышения эффективности программноцелевого управления первичными звеньями промышленности;

— методическое обеспечение формирования организационного механизма программно — целевого управления промышленным предприятием;

— определение роли и значения маркетинга в системе программно — целевого управления промышленным предприятием.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов программно — целевого управления промышленными предприятиями.

Объектом исследования выступают предприятия промышленного комплекса России и Республики Дагестан.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по теории и практике использования программно-целевого управления в национальном хозяйстве. Исследование опирается на положения экономической теории, современной теории управления производством, а также научные разработки по проблемам создания и развития программно — целевого управления предприятиями и организациями.

В процессе исследования были использованы методы системного анализа, общие и специальные научные методы: анализа и синтеза, сравнения, моделирования, статистического и экономического анализа.

Информационное обеспечение диссертации составили законодательные и нормативные акты органов власти Российской Федерации и Республики Дагестан, статистические и аналитические материалы министерств и ведомств РФ и РД, а также статистические данные, бухгалтерская и внутренняя отчетность промышленных предприятий Республики Дагестан. В работе использовались материалы, опубликованные по рассматриваемой проблематике в монографиях и периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании и уточнении теоретических и методических положений по формированию программно-целевого управления промышленными предприятиями на основе совершенствования организации и расширения использования экономических методов, обеспечивающих повышение эффективности его функционирования в конкретных условиях производственно-хозяйственной деятельности.

К основным результатам, составляющим новизну исследования, можно отнести следующие:

— установлены особенности программно — целевого управления промышленными предприятиями, обусловленные спецификой их производственно-хозяйственной деятельности в сложившихся экономических условиях и тенденциями развития на ближнюю и дальнюю перспективу;

— обосновано использование целевой комплексной программы в качестве метода, и инструмента, направляющего и организующего деятельность всех звеньев управления промышленным предприятием;

— систематизированы факторы, определяющие эффективность программноцелевого управления, и сформулированы общие положения по усилению воздействия информационных, коммуникационных и социально-культурных факторов на ее повышение в масштабе промышленного предприятия;

— выдвинуты предложения по использованию сценарного метода в программно-целевом управлении промышленным предприятием способствующим преодолению инерционности сложившегося хозяйственного механизма и усилению направленности целевой программы на достижение поставленной цели;

— предложена модель выбора оптимальной стратегии развития предприятия в рамках программно-целевого управления, основанная на построении матриц, направленная на получение различных комбинаций управленческих решений;

— разработаны методические положения по формированию организационного механизма программно — целевого управления, как совокупности матричной структуры управления и экономических методов, обеспечивающих единство распорядительства ресурсами и неразделимость ответственности за достижение конечных целей.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты Moiyr быть использованы в качестве теоретической и методической базы при разработке конкретных предложений по формированию и совершенствованию программно-целевого управления промышленными предприятиями с учетом экономических и социальных особенностей конкретного региона.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на научных и научно-практических конференциях Махачкалинского филиала Московского автодорожного института, Дагестанского государственного технического университета, Дагестанского государственного университета, Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН в 2000;2004 годах.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Сложившиеся условия функционирования и развития отечественной экономики выдвигают особые требования к управлению на всех уровнях и во всех хозяйственных звеньях. Они в свою очередь обуславливают постановку целого ряда новых задач, связанных, прежде всего, с увеличением неопределенности изменений внешней среды и возрастанием трудностей предвидения будущего. В этих условиях становится особенно важным принятие управленческих решений, обеспечивающих быструю адаптацию предприятий к возникающим изменениям. Такому положению наиболее полно отвечает методология программно-целевого подхода, направленного на достижение целей и задач хозяйственного развития на основе последовательного и рационального сосредоточения ресурсов, необходимых для их выполнения, и всестороннего обоснования принимаемых управленческих решений.

2. Первостепенное влияние на процесс формирования и развития ПЦУ в промышленности оказывают особенности экономических отношений, от которых зависит движение экономики по пути оживления или спада, ориентация на создание эффективной или затратной системы, направленность промышленности на стратегические цели. Они определяются формой собственности, обуславливающей интересы участников воспроизводственного процесса, которые возникают в условиях рыночной экономики. В этом же направлении развиваются и различные организационные формы хозяйствования предприятий, отражающие в определенной степени возможности реализации интересов ее участников. Отраслевая и региональная специфика, направление и динамика подобных отношений порождают отличия между объектами управления по ведению производства и хозяйственной деятельности, что выдвигает особые требования к системе управления, вообще, и к ПЦУ в промышленности, в частности.

3. В работе рассматривается ряд концептуальных положений, связанных с формированием системы управления предприятием, адекватной требованиям рынка. Они охватывают постановку целей и задач ее создания, разработку промышленной политики региона, финансирование промышленных предприятий, преобразование их экономических связей и др.

4. К особенностям экономики промышленности региона следует отнести следующие:

— высокая степень монополизации производства отдельных видов промышленных товаров;

— структура промышленности, не соответствующая требованиям и возможностям экономики региона;

— воздействие спроса на рост цен, а не на рост производства, как этого требует рынок;

— наличие крупных промышленных предприятий;

— высокая доля предприятий, изготавливающих средства производства;

— весомая доля наукоемких производств;

— наличие значительного числа оборонных предприятий;

— отрыв производства от научно-исследовательских организаций.

5. Особенности функционирования и развития предприятий промышленности региона предопределяют необходимость проведения глубинных внутрипроизводственных преобразований, основанных на коренных рыночных изменениях во взаимодействии всех работников. Решение такой сложной и жизненно важной задачи, по нашему мнению, следует считать одной из основных особенностей формирования и развития системы ПЦУ в промышленности в настоящее время и на ближайшую перспективу.

6. Аналитическое обобщение состояния промышленности в регионе вполне определенно указывает на стабильность развития, но недостаточные темпы экономического роста. Дальнейшее движение к этапу подъема экономики в условиях усложнения внешней и внутренней среды промышленных предприятий предъявляет особые требования к эффективности производства и управления. С учетом этого в исследовании рассматриваются факторы, определяющие уровень эффективности управления. К ним можно отнести, по нашему мнению, следующие группы таких факторов:

— факторы уровня квалификации управленческого персонала;

— факторы, отражающие качество технических средств управления;

— факторы интенсификации всех видов ресурсов управления;

— факторы развития управленческой науки.

В настоящее время необходимо учитывать всю совокупность указанных факторов при решении проблемы создания эффективной системы программно-целевого управления в промышленности. В противном случае возможно возникновение ее разбалансированности, следствием чего может стать снижение прибыли или возникновение убытков от действий управленческого персонала.

7. Повышение эффективности программно-целевого управления в промышленности — процесс постоянный. Для его характеристики следует определить основные направления подобного рода деятельности. Здесь одной из проблем становится поиск методов разработки вариантов планов, отражающих неопределенности, возникающие при исследовании конкретной хозяйственной системы и управления. Проведенный в ходе исследования сравнительный анализ имеющихся методов, выделение их сильных и слабых сторон позволил установить возможности их применения в отечественной промышленности. В целом они сводятся к устранению недооценки, во-первых, инерционности сложившегося хозяйственного механизма, слабо ориентированного на конечные результаты, во-вторых, самой целевой программы по достижению цели.

8. Эффективно управлять промышленным предприятием, как экономической, хозяйственной системой, по нашему мнению, крайне затруднительно без применения моделей, обеспечивающих учет неопределенности ее поведения. В данном аспекте рассматривается возможность использования сетевой модели планирования работ в практике ПЦУ российских предприятий промышленности. Она позволяет учесть фактор неопределенности в поведении промышленного предприятия. Жесткая регламентация по времени, четкое определение последовательности работ и другие особенности данного типа модели дают возможность уловить особенность проникновения программно-целевой концепции в сферу промышленного производства.

9. Особая роль в решении проблемы повышения эффективности ПЦУ в промышленности принадлежит сценарному методу. В работе он рассматривается исходя из понимания сценария как системы содержательных и формально-математических предпосылок вариантов, а также самих вариантов, которые разрабатываются с целью представления неопределенности, возникающей в процессах исследования конкретной социально-экономической системы и управления ею. Подобный подход позволяет при незначительном количестве вариантов отразить весь спектр возможных направлений промышленного производства, развития предприятия и всего промышленного комплекса территории.

10. Описание сценариев развития промышленного производства предполагает выбор моделей расчета стратегических параметров. При этом следует исходить из необходимости эффективности экономического развития и использования различных факторов, которые определяют конечные результаты. Кроме того, учитывается временной фактор, охватывающий все остальные, что обуславливает применение динамического моделирования, описывающего пространственно-временное состояние системы. На этой теоретической основе в диссертационном исследовании рассматривается динамическая модель связи показателей эффективности управления от ряда факторных признаков его образования, к которым отнесены: объем производства промышленного предприятияресурсоемкостьтрудоемкостьудельные затраты на управление. Первые три показателя отражают изменение результата (прибыли), последний — затраты управления на его достижение. Большее число переменных затрудняет расчеты, что рассматривается как препятствие для использования моделей эффективности ПЦУ в практике промышленных предприятий.

И. Предложенная в исследовании модель повышения эффективности программно-целевого управления в промышленности отражает косвенно процесс согласования целей с ресурсным обеспечением промышленного производства, что позволяет использовать ее для установления оптимальных параметров промышленного предприятия, отвечающих сложившейся ситуации на рынке и перспективам развития.

12. Реализация программно-целевого подхода к управлению процессами решения комплексных работ в промышленности в условиях рыночной экономики требует постоянного совершенствования и организационного механизма. Его назначение состоит в создании условий по обеспечению устойчивых связей между элементами системы ПЦУ в процессе взаимодействия. Целевая направленность данного типа управления обуславливает такой механизм, как средство достижения целей с учетом наилучшего использования ресурсов. С указанных позиций организация рассматривается как процесс упорядочения элементов и связей в системе программно-целевого управления промышленными предприятиями для наиболее эффективного использования ресурсов. Они сконцентрированы на достижении цели и обеспечивают не только ее точную формулировку, но и определяют перечень ресурсов по ее достижению. Практически это означает получение отдачи с инвестиций, на которые рассчитывает система ПЦУ. Соответствующая организация ресурсов увеличивает эффективность их использования и повышает результативность ПЦУ промышленностью в целом.

13. Важнейшей проблемой совершенствования организационного механизма ПЦУ в промышленности, как показало проведенное в диссертации исследование, является разделение труда и связанная с ним координация деятельности различных звеньев системы управления производством, призванная обеспечить единство действий всех работников. В этом аспекте рассматривается такой компонент организации, как широта охвата менеджмента, отражающая количественную и качественную стороны контроля за управляемым объектом. При этом отмечается важность увеличения этой организационной характеристики на основе использования матричной структуры для повышения эффективности программно-целевого управления.

14. Матричная форма организации управления, реализующая главные достоинства ПЦУ на основе сбалансированного применения административных и экономических рычагов воздействия, сокращает иерархические пирамиды при решении конкретных задач в 3—4 раза. Одновременно она повышает оперативность и надежность принятия решений, включает механизм самоорганизации, саморегулирования и самоконтроля для каждой вводимой горизонтальной цепи управления.

Вместе с тем, они имеют определенные недостатки (сложность, расточительность ресурсов). Снижению их действия способствует соблюдение следующих условий внедрения матричных структур на промышленном предприятии:

— наличие одинаковой значимости двух или нескольких аспектов организационной деятельности (продуктового, функционального и т. п.);

— недопущение информационной перегрузки системы управления, вызываемой сложностью продукции, научно-технической и рыночной неопределенностью ее создания и другими факторами;

— привлечение квалифицированных специалистов, потребность в которых возникает попеременно в разное время и на разных участках работы.

В ходе исследования сделан вывод, что пока не будет созданы все указанные три условия, применение матричных структур достаточно определенно будет излишне усложнено.

15. Другой широко применяемой формой ПЦУ является управление продуктами, предусматривающее создание горизонтальных систем управления с постоянным наложением". Принципиальная ориентация продуктовой системы, в отличие от проектной, совершенно иная. Так, цель руководителя проекта сводится к возможно быстрому его завершению при обеспечении заданных технико-эксплуатационных свойств создаваемого объекта и без нарушения сметы затрат. Цель же управляющего продуктом состоит в длительном поддержании конкурентоспособности продукта, обеспечении его продвижения на рынок и постоянном совершенствовании продукта.

16. Достаточно широко используется такая форма программно-целевого управления, как управление проблемно-целевыми группами. По своему характеру она ближе к координационному типу. Интерес для промышленных предприятий представляет также «внутренний венчур». Подобная форма подразумевает организацию внутрифирменных ячеек, напоминающих по своей организации независимые мелкие инновационные фирмы. Она предназначена для решения не обычных, а рискованных, неопределенных, но обладающих высоким рыночным потенциалом задач, связанных с коммерческой реализацией технических или иных инноваций.

17. В качестве разновидности организационной структуры управления производством в работе выделяется смешанная структура, оптимально сочетающая линейно-функциональную и матричную организационные структуры. Она, по нашему мнению, позволяет наиболее эффективно реализовывать в производстве принципы ПЦУ. Структуры подобного типа способствуют, как показало проведенное исследование, одновременному и взаимосвязанному совершенствованию отношений управления как в «вертикальных» иерархических функционально или предметно специализированных блоках, так и в «горизонтальных» программных или проблемно ориентированных подсистемах.

1 В. Одной из важных задач и одновременно условием повышения эффективности программно-целевого управления является создание экономического механизма, обеспечивающего адекватный складывающейся экономической системе тип трудовой мотивации. Ключевой проблемой в области формирования механизма стимулирования ПЦУ в промышленности выступает оптимизация, гармонизация материальных, т. е. доходных и потребительских, интеллектуально-творческих и социально-нравственных интересов работников, выступающих в качестве членов трудового коллектива и как личности. От этого, прежде всего, зависят сдвиги в отношении к выполняемым действиям на рабочих местах, активизация воздействия ПЦУ на процесс промышленного производства и укрепление роли трудовой мотивации в коллективах предприятий.

19. Решение поставленных проблем и задач, на наш взгляд, возможно при органическом единстве традиционных систем стимулирования с новыми подходами к распределению вознаграждения. С данной точки зрения важным направлением совершенствования механизма стимулирования персонала ПЦУ становится усиление его заинтересованности в росте эффективности производства на базе научно-технического прогресса.

20. На основе аналитического обобщения теоретических положений менеджмента, а также опыта отечественных и зарубежных промышленных предприятий по экономическому стимулированию управленческого персонала, в диссертационном исследовании предлагаются конкретные рекомендации по усилению его действия, в частности:

— отражение в вознаграждении финансовой значимости действий аппарата ПЦУ и каждого работника;

— своевременность выплаты вознаграждения;

— применение в практике небольших и частых вознаграждений на этапе подготовки нововведений с последующим переходом к выплатам через определенные промежутки времени;

— введение льгот за «самообслуживание» работника, т. е. сознательное выполнение не свойственных его должности действий и работ;

— ориентация премиальной системы руководителей высшего эшелона управления на получение промышленными предприятиями наибольшей прибыли;

— отказ от политики увольнений и др.

21. Целевой характер ПЦУ находит свое отражение в ориентации промышленного комплекса и каждого предприятия на потенциальных потребителей и удовлетворении их потребностей. Достижение данной цели выдвигает необходимость использования средств маркетинга при разработке стратегических и тактических направлений их деятельности, отражающих предвидение движения рынка, действий предприятия по укреплению своей конкурентоспособности и оптимальному развитию своей предпринимательской активности.

22. Принципы маркетинга и ПЦУ тесно взаимоувязаны между собой. По существу маркетинг используется для повышения результативности ПЦУ промышленного предприятия, способствуя разработке наиболее реальных программ производства и их реализации в конкретных условиях. Кроме того, он позволяет своевременно реагировать на изменения внешней среды, создает преимущества в конкурентной борьбе. В этой связи, прогнозирование рынка, разработка стратегий и планирование действий на рынке, формирование рыночного спроса становятся основными принципами маркетинговой концепции программно-целевого управления промышленных предприятий. В совокупности они позволяют проводить долгосрочную стратегическую политику, избегать значительных экономических и социальных потрясений и добиваться стабильного развития и перспективных успехов.

На практике это обеспечивается формированием программы маркетинговой деятельности, которая выступает одним из элементов общего плана предприятия. Тем самым особое значение приобретает проблема ее реализации, что предполагает наличие особой системы разработки и осуществления маркетинговых программ в реальные сроки и в соответствии с направлениями ее действия. Этого можно достигнуть, как показало проведенное исследование, путем ранжирования стратегических задач. По содержанию он представляет собой последовательные действия, направленные на наблюдение за тенденциями развития внешней среды, выявление и изучение срочных проблем, разработки рекомендаций по их устранению, принятия соответствующих управленческих решений и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. -М.: Наука, 1990.
  2. В.Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. — М: Экономика, 1989.
  3. Академия рынка: маркетинг. Пер с фр. М.: Экономика, 1993.
  4. Р.З., Кибанов, А .Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. Учебное пособие. М.: ГАУ, 1993.
  5. Г., Ритчи Дж., Мода К. Организация производства и управления в американских корпорациях. Пер с англ. М.: Экономика, 1991.
  6. С.Н. Методика разработки плана маркетинга. М.: Фолиум, 1995.
  7. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1990.
  8. Н. Эволюция системы управления предприятием 1999 № 2.
  9. С.П., Батяев А. Е. Российские предприятия в рыночной экономике, ожидания и действия. М.: Наука, 2000.
  10. В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М.: Политиздат, 1973.
  11. В.Г. Общество: системность, познание и управление. — М.: Политиздат, 1981.
  12. А. Разгосударствление и развитие форм собственности.// Вопросы экономики -1991, № 4.
  13. Г. Л., Томилов В. В., Чернышева З. А. Маркетинг и культура предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  14. И.Т. Новые формы организации предприятий. Л.: Лениз-дат, 1991.
  15. B.C., Проталинский О. М. Применение математического аппарата нечетких множеств при автоматизации технологических процессов.// Измерение, контроль, автоматизация. 1985, № 2.
  16. Д.И. Управление фирмой в условиях рынка. Л.: Аквилон, 1991.
  17. А.Н., Тихомиров А. А. Моделирование экономических систем -М.: Экономика, 1971.
  18. У. Экономическая теория и исследование операций. М.: Прогресс, 1965.
  19. А. Механизм инвестиционных решений на промышленном предприятии. Проблемы теории и практики управления 1998, № 3.
  20. С.А. Факторы эффективности управления труда в промышленности М.: Наука, 1988.
  21. Д.Н. Управление научно-техническими программами. М.: Экономика, 1986.
  22. Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективность работы предприятия М.- Стандарт. 1991 г.
  23. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М-Премьер, 1995.
  24. Л.А., Бокарева М. А., Гальперин С. Б. Новые организационные структуры: сочетание плана и рынка. М.: Экономика, 1991.
  25. В.Ю. Программно-целевой метод в планировании. М., 1977.
  26. М.К. Наука управления- Новый подход ? М.: Экономика1990.
  27. B.C. Программно- целевые методы в развитии промышленности. М.: Экономика, 1983.
  28. О.И. Экономика предприятия. Уч. М.: ИНФРА-М НОРМА, 1997.
  29. А.П., Матирко В. П., Модин А. А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: опыт ФРГ. М.: Дело, 1992.
  30. Вопросы программно-целевого подхода/ Под ред. Б. П. Орлова. — Новосибирск: Наука, 1975.
  31. И., Ревенлоу П. Экономика фирмы. М.: Высшая школа, 1994.
  32. Габ В. И. Оценка эффективности функционирования промышленного производства. —К.: Наука думка, 1989.
  33. А. Об управлении предприятиями в трансформационном периоде.//Общество и экономика.2000,№ 7.
  34. Н.В. Экономическая система: генезис, структура, развитие. М.: Наука и техника, 1991.
  35. И.Н. Маркетинг: методические рекомендации и система показателей. М.: МГИМО, 1994.
  36. И.Н. Маркетинг: организация и технология. М.: ШМБ МГИМО, 1990.
  37. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1997.
  38. Ю.И. Эффективность управленческого труда и методы ее определения В сб.: II Всесоюзная научно-техническая конференция по управлению производством. — М., 1972.
  39. Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. М.: Дело ЛТД, 1995.
  40. Е.П. Программно-целевой метод управления. М.: Знание, 1980.
  41. Е.П. Маркетинг: Выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993.
  42. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. М.: МНИИПУ, 1996, т.2.
  43. Г. В., Басарева В. Г. Анализ и формирование организационной структуры промышленного предприятия. -Н.: Наука, 1983.
  44. И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда ОиЭ, № 1,2000.
  45. Г. М. Технология программно-целевого управления. — К.: Нау-кова думка, 1985.
  46. А.В. Экономическая социология: Учебное пособие. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997.
  47. С.В. Организация и управление производством. -М.:ДГУ, 2000.
  48. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М., 1994.
  49. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. М., 1992 Гл.Ш. — Предпринимательские стратегии.
  50. О.М. Управление инвестиционными программами.// ЭС, № 3, 1993.
  51. Л.Г. Методологические основы и эффективность программно-целевого управления. В кн.: Совершенствование методов руководства экономикой: Вопросы теории и практики. — М.: Экономика, 1982.
  52. Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976.
  53. Л.Н. Организация управленческого труда. Уч. пос. М.: ИН-ФРА-М. НОРМА, 1997.
  54. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело, 1993.
  55. B.C. Программно-целевое управление на производстве: Уч. пособие. Л.: ЛИЭИ, 1984.
  56. Н.Г. Проблемы эффективности управления. М.: МГУ, 1981.
  57. В.Н. Человек и общество.// Соц. пол. науки, 1991, № 11.
  58. Л.М. Экономические проблемы интенсификации строительного производства. Л.: Стройиздат, 1990.
  59. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер с англ. М.: Экономика, 1991.
  60. В.Г. Стратегический маркетинг в условиях отечественного рынка. Маркетинг, 1992, № 3.
  61. Кац И. Система внутрифирменного планирования. // Проблемы теории и практики управления. 1999, № 4.
  62. Е.Б. Программно-целевой подход в планировании и организации строительства. Новосибирск: Наука, 1986.
  63. Е.Б., Хуторецкий А. В. Моделирование целевых строительных комплексов. Новосибирск: Наука, 1986.
  64. Г. Эволюция и реформы промышленных предприятий: 10 лет спустя. // Вопросы экономики. 2000,№ 5.
  65. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Советское радио, 1974.
  66. Knight К. Matrix organizations review/Journal of Management Studies. 1976.May.)
  67. Клуб директоров. Опыт программно-целевого управления предприятиями/ Под ред. Аганбегяна А. Г. М.: Экономика, 1989.
  68. В.А. Разработка стратегических планов предпри-ятий.//Народонаселение.2001 ,№ 1.
  69. Н.Н. Рынок и предприятие. М.:Агропромиздат, 1992.
  70. В.М. Методы управления. К.: МАУП, 2003.
  71. Н.И. Модели программно-целевого управления. М.: Экономика, 1981.
  72. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер Ком, 1999.
  73. Ф. Управление маркетингом. М.: Экономика, 1980.
  74. И.И. Маркетинг на предприятии. М.: АО «Финстатинформ», 1994.
  75. И.И. Организация маркетинга на предприятии. М.: Юристь, 2001.
  76. С.В., Наумов Е. А. Программно-целевое управление решением научно-технических проблем. Новосибирск: Наука, 1989.
  77. А.В. Справочник по экономико-математическим моделям и методам. К.: Техника, 1982.
  78. О. Маркетинговый подход к управлению. // Российский экономический журнал. 1992,№ 10.
  79. JI.B. Мировые технологические тенденции и экономическое переустройство России. // «Экономист», № 7, 1998.
  80. А.Р., Руднева Е. В., Рудник Б. Л. Проблемы методологии и организации разработки комплексных программ. М.: Наука, 1983.
  81. А.Р., Рудник Б. Л. Моделирование организационных структур (классификационный подход) М.: Наука, 1981.
  82. М.Я., Панченко А. И. Комплексные программы в планировании народного хозяйства. -М.: Экономика, 1973.
  83. М.М. ПАТТЕРН метод планирования и прогнозирования научных работ.- М.: Сов. радио, 1974.
  84. М.М. Проблемы управления экономикой региона в рыночных условиях. М., Консорциум «Евразия», 1994.
  85. И.М. Целевые комплексные программы. М.: Знание, 1980.
  86. Д.А. Программно целевой метод планирования. М.: Экономика, 1977.
  87. А.Н., Берштейн Л. С., Коровин С. Д. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. М.: Наука, 1990.
  88. P.M. Формирование экономических отношений в строительстве и их анализ. //Экономика строительства, № 7,1988.
  89. М. Проблемы организационных структур управления российским рынком. // Вопросы экономики. 1997,№ 6.
  90. Миллер Джон В., Джорж А. Тактика и стратегия менеджмента .
  91. Miller, Danny. Evolution and Revolution- a quantum view of structural chance in organization//JournaI of Management Studies. 1982. N. 2.
  92. .З. Методы анализа и формирования организационных структур управления: опыт системного исследования. В кн.: Системное исследование методических проблем: Ежегодник. М.: Наука, 1981.
  93. .З. Организационные структуры управления производством. М.: Экономика, 1975.
  94. .З. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980.
  95. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.
  96. Н.М. Инвестиционный маркетинг// ЭС 1991, № 1.
  97. .Д. Программно-целевое управление в науке. М.: Экономика, 1991.
  98. Д. Целевое управление организацией. М.: Советское радио, 1979.
  99. И.В. Современные тенденции организационной перестройки структуры производственного предприятия в свете развития его организационной культуры. С.Пб.: СПУЭФ, 1996.
  100. Новая технология и организационные структуры./ Под ред. И. Пиннингса, А. Бьюитандама. М.: Экономика, 1990.
  101. Е.Д., Самохин Ю. М. Комплексные народно-хозяйственные программы. -М.: Наука, 1976.
  102. В.И. Методы управления. Саратов: Изд. саратовского университета, 1992.
  103. С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Сов. радио, 1969.
  104. Организационные структуры управления производством./ Под ред. Мильнера Б. З. М.: Мысль, 1975.
  105. P.M. Оценка эффективности промышленного производства: (Методы и показатели). М.: Экономика, 1990.
  106. Планирование как рычаг ускорения развития и интенсификации экономики. Киев: Знание, 1988.
  107. Г. Х. К эффективному управлению. М.: Экономика, 1990.
  108. Г. Х., Косов Н. С. Программно-целевой метод управления и планирования. -М.: Экономика, 1980.
  109. Г. С. Проблемы программно-целевого планирования и управления. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1978.
  110. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Сов. радио, 1976.
  111. В.К., Яковлев Н. В. Экономические методы управления предпринимательской деятельности. СПб: ИСЭП РАН, 1995.
  112. Программно-целевое планирование развития городов и регионов. -Ленинград: Наука, 1987.
  113. Программно-целевое управление и хозрасчет в науке. Б. Д. Моторыгин, Р. А. Соколов, В. С. Бондарев и др. М.: Экономика, 1991.
  114. Программно-целевое управление социалистическим производством. Под ред. Аганбегяна А. Г. и др. М.: Экономика, 1980.
  115. Программно-целевой метод в планировании. Под ред. Н. П. Федоренко -М.: Наука, 1982.
  116. Н.Ю. Обеспечение устойчивого развития предприятия. //ЭС, № 5, 1995.
  117. Пути повышения капитальных вложений. Сб.н.тр. Киев, 1991. 1983
  118. B.C. Системный подход к организации управления М.: Экономика 1983.
  119. JI.А., Караваев В. П. Региональные аспекты повышения инвестиционной активности.// ЭС, № 9, 1996.
  120. В.Р. Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. М.: Наука, 1989.
  121. В. Управление: проблемы и решения.// Проблемы теории и практики управления.2000,№ 1.
  122. Ф.М. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ИНФРА-М, 1996.
  123. В.И. Проектирование и создание больших производственных систем. М.: Экономика, 1971.
  124. В.И., Кац И.Я. Анализ эффективности и интенсификации в промышленности и строительстве.// ФиС, 1989.
  125. Р. Культура предпринимательства. М.: Экономика, 1992. Рябинин А.,
  126. Л. Социальная направленность и эффективность производства.// Экономист. 2001,№ 2.
  127. Р. Стимулирование производительности тру-да.//Экономист. 2001,№ 4.
  128. М.И. Основы функциональной теории организации. Л.: Знание, 1972.
  129. Система моделей народнохозяйственного планирования. Под ред. Э. В. Баранова. М.: Наука, 1985.
  130. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 1996.
  131. A.M. Организационная перестройка на предприятии. М.: Экономика, 1991.
  132. Н.А., Румянцева З. П. Менеджмент организации: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1995.
  133. Социально-экономическое положение РД. Махачкала: Госкомстат, 2000,2001,2002,2003,2004.
  134. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. Опыт развития и новые явления. М.: Наука, 1990.
  135. Н. и др. Программно-целевой подход в управлении М.: Прогресс, 1975.
  136. Функционирование экономического механизма и новые явления в развитии. Я. А. Рекитар и др. М.: Наука, 1991.
  137. И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. -М.: Экономика, 1980.
  138. В.Д., Тихомиров А. А. Организация управления комплексными программами. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  139. В.Л., Фонотов Л. Г. Целевые комплексные программы. -М.: Знание, 1982.
  140. В. Причины возникновения и особенности организации предприятий нового типа.// Проблемы теории и практики управления. 1998,№ 1.
  141. А.В. Оценка эффективности управления производством. -М.: Экономика, 1984.
  142. В.В. Культура организации предпринимательской деятельности. СПб: СПбУЭФ, 1993.
  143. В.В. Проблемы организационной культуры в системе предпринимательства. Сб.н.тр. МНК, СПб, 1996.
  144. В.В., Крупанин А. А. Экономика и организационные основы предпринимательства. СПб: СПбУЭФ, 1996.
  145. О.А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  146. Управление социалистическим производством. Организация. Экономика: Словарь / Под ред. Козловой О. В. М.: Экономика, 1983.
  147. Э. А. Управление фирмой. М.: Акалис, 1996.
  148. В., Терешин А. Показатели эффективности управления.// Российский экономический журнал, 1994.
  149. А.А., Райская Н. Н., Матвеев О. Н. Прогнозирование роста промышленного производства.// Вопросы статистики. 2002,№ 2.
  150. Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике / Пер. с нем. М.: Междунар. отношения, 1997.
  151. Ч., Маккин Р. Военная экономика и ядерный век. М.: Воениз-дат, 1964.
  152. Хозяйственный механизм в системе оптимального функционирования социалистической экономики. Под ред. Н. П. Федоренко, Н. Я. Петракова. М.: Наука, 1985.
  153. И. Ф. Совершенствование управление предприятием. -К.: Наукова думка, 1981.
  154. Р.К. Маркетинг: Учебное пособие. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997.
  155. Чистов J1.M. Эффективность программно-целевого управления народно-хозяйственного комплекса. JL: Знание, 1988.
  156. Е.В. Маркетинговые ниши в стратегическом инновационном процессе. СПбУЭФ, сб.н.тр., 1996.
  157. Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. М.: наука, 1993.
  158. С.В. Управление персоналом современной организации / Учеб. пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
  159. Г. Математические модели в экономических исследованиях на предприятии.// Проблемы теории и практики управления. 1998,№ 1.
  160. В.И., Котликов Я. Ш. Резервы и стимулы повышения эффективности производства. -М.: Экономика, 1985.
  161. Экономика предприятия./ Под ред. В. Я. Горфинкеля, Е. М. Купрякова. -М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1996.
  162. Экономическое стимулирование на промышленном предприятии. Под ред. В. И. Клецкого. Минск.: Наука и техника, 1991.
  163. Янг С. Системное управление организацией. Пер с англ. М.: Советское радио, 1972.
  164. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970.
Заполнить форму текущей работой