Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические основы формирования ценностно-смысловых установок школьников в системе дополнительного экологического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие ценностно-смысловой установки на эколого-ориентирован-ную деятельность в системе дополнительного образования реализуется через ряд последовательных этапов (установочный, деятельностный, смыслообразую-щий), каждый из которых реализуется в трех направлениях: изменение личностных ориентации школьника, т. е. изменение ценностей и установок учащегося и, в конечном счете, его поведения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 16,
    • 1. 1. Основные этапы развития экологического мировоззрения человека в процессе социогенеза
    • 1. 2. Современные мировые тенденции развития экологического образования школьников
  • Выводы по Главе 1
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Научно-практические механизмы формирования установок эколого-ориентированного обучения у современных школьников
    • 2. 2. Использование современных технологий при осуществлении экологического образования в системе современного дополнительного образования
  • Выводы по Главе II
  • ГЛАВА III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОМИР» В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Разработка и экспериментальная апробация системы экологического образования обучающихся «Экомир» средствами дополнительного образования
    • 3. 2. Результаты эксперимента по реализации системы экологического образования средствами дополнительного образования
  • Выводы по Главе III

Дидактические основы формирования ценностно-смысловых установок школьников в системе дополнительного экологического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В XXI веке проблемы сохранения окружающей среды занимают ведущее место среди глобальных проблем современности. Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, слабое развитие у них экологического сознания и ценностно-смысловых установок на природоохранную деятельность.

Экологическое образование в современной психолого-педагогической литературе рассматривается в качестве важнейшего приоритета деятельности современного общества [Владышевский Д.В., 1991; Дерябо С. Д., 2000; Сураве-гина И.Г., 1999 и др.]. Оно должно быть направлено на формирование эколого-ориентированных ценностно-смысловых установок школьников.

Ценностно-смысловую установку в экологическом образовании можно определить как фиксированную в опыте личности предрасположенность воспринимать ' и оценивать экологическую обстановку через эколого-ориентированную практическую деятельность, а также как готовность личности к определенным действиям, ориентированным на решение экологических проблем. Ценностно-смысловая установка актуализируется мотивом эколого-ориентированной деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной эколого-ориентированной деятельности.

Для того, чтобы экологическоеобразование стало личностно-значимым для школьника, необходимо развивать его ценностно-смысловые установки на эколого-ориентированную деятельность. Решать подобные задачи достаточно сложно для школы, где превалирует учебный, а не воспитательный процесс [Теплов Д.Л., 2005].

Состояние разработанности проблемы. Исследователями в области экологии и охраны природы разработаны основные принципы и технологии экологически целесообразного взаимодействия человека с природной средой и ее отдельными элементами [Вернадский В.И., 1988; Суравегина И. Г., 1999; Те-плов Д.Л., 2005 и др.] Однако проблема принятия этих принципов и освоение технологий остается, к сожалению, недостаточно разработанной.

Необходимость создания новой инновационной системы экологического образования обосновываются рядом ученых [Дерябо С.Д., 2000; Зверев И. Д., 1980; Немов Р. С, 2005; Суравегина И. Г., 1999; Теплов Д. Л., 1997; Хассард Д., 1993 и др.], однако существует дефицит научно-методических разработок по данной проблеме.

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие человека на природную среду, возникла необходимость развития у подрастающего поколения экологических компетенций, экологической грамотности, экологической культуры, экологического сознания, основанного на принципах экологического мировоззрения через формирование у обучающихся экологических ценностно-смысловых установок, предопределяющих готовность личности к определенным действиям, ориентированным на решение экологических проблем.

На сегодняшний день экологическое образование в школах имеет ряд болевых точек:

— отсутствие комплексной системы экологического образования (от первого до одиннадцатого класса);

— современному экологическому образованию не хватает научной основы, недостаточно осуществляется научно-исследовательская деятельность в области экологии (эколого-ориентированная проектная и метапроектная деятельность);

— недостаточное использование деятельностного подхода в экологическом образовании школьников;

— слабая вариативность образовательных программ экологической направленности;

— недостаточная методическая и материально-техническая база образовательных учреждений;

— недостаточное количество специалистов-экологов для преподавания предметов экологического цикла (экологическим образованием школьников занимаются, в основном, учителя биологии и географии);

— слабая связь образовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования экологической направленности.

Недостатки экологического образования в образовательных учреждениях можно исправить в рамках системы дополнительного образования, которое-не так стандартизировано и поэтому более привлекательно для обучающихся. Мы считаем, вслед за рядом ученых [Владышевский Д.В., 1991; Дерябо С. Д., 2000; Суравегина И. Г., 1999 и др.], что именно дополнительное образование является наиболее оптимальной формой развития экологического сознания школьников, так как имеет ряд преимуществ:

— свобода выбора ребенком видов деятельности и педагога — наставника;

— возможность широкого использования разнообразных методов, форм и. технологий обучения и воспитания;

— возможность создания деятельностной эколого-ориентированной среды, среды общения и социально-нравственного выбора;

— возможность проектирования индивидуальных траекторий развития экологического сознания и экологического мировоззрения школьников.

Наше диссертационное исследование опирается на ряд положений общероссийской стратегии действий в области экологического образования: Конвенция о правах ребенка (1989) [Конвенция о правах ребенка, 1995], Закон РФ «Об образовании» (2009) [Закон РФ «Об образовании», 2004], Экологическая доктрина Российской Федерации (2002) [Экологическая доктрина Российской Федерации, 2009], Закон «Об охране окружающей среды» (2003) [Закон «Об охране окружающей среды», 2005].

В статье № 1 Федерального Закона о государственном регулировании образования в области экологии определены несколько ключевых понятий экологического образования школьников, которые мы взяли за основу в нашей работе: «Экологическое образование — непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности. Экологическое просвещение — распространение экологических знаний и опыта, способствующих формированию экологической культуры. Экологическая культуранаследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека» [Российская Федерация. Законы. Об образовании- 2004].

Разработанная и реализованная нами система экологического образования школьников в процессе дополнительного образования направлена на формирование у обучающихся экологических ценностно-смысловых установок. Она основывается на разработанных концепциях экологического образования в мире (конец 20 и начало 21 века), и инновационных подходах в области современной теории, образования.

Экологическое образование рассматривается нами в качестве важнейшего приоритета деятельности современного общества, направленного на развитие экологического мировоззрения обучающихся как неотъемлемого условия обеспечения экологической безопасности страны и всего мира.

Проблема исследования 'заключается в ответе на вопросы: Какое образовательное пространство позволяет наиболее эффективно сформировать экологические ценностно-смысловые установки у современного школьника? Какие из современных образовательных технологий способствуют эффективному формированию экологических ценностно-смысловых установок в системе дополнительного образования школьников?

При этом возникают противоречия между:

— необходимостью создания эколого-ориентированной образовательной среды, создающей условия для выведения экологического образования обучающихся на личностно-смысловой уровень и недостаточностью существующих приемов и образовательных технологий по ее формированию;

— наличием разнообразных современных образовательных технологий и ситуативным и малоэффективным использованием их в практике-экологического образования школьников;

— стремлением образовательных учреждений дополнительного образования к созданию условий, способствующих творческому развитию, самореализации, умению работать в команде и личностному росту обучающихся, и недостаточностью проводимых мер по реализации данных условий в системе экологического образования школьников.

Охарактеризованная проблема обусловила выбор темы исследования «Дидактические основы формирования ценностно-смысловых установок школьников в системе дополнительного экологического образования».

Объект исследования: ценностно-смысловые установки школьников в системе дополнительного экологического образования.

Предмет исследования: дидактические основы формирования ценностно-смысловых установок школьников в системе дополнительного экологического образования.

Цель исследования: разработать систему формирования ценностно-смысловых установок школьников средствами дополнительного экологического образования.

Гипотезы исследования.

1. Ценностно-смысловая установка школьников в системе дополнительного экологического образования может выступать как фиксированная в опыте личности предрасположенность воспринимать и оценивать экологическую обстановку через эколого-ориентированную практическую деятельность, а также как готовность школьника к определенным действиям, ориентированным на решение экологических проблем различного уровня (местных, общероссийских, мировых).

2. Развитие ценностно-смысловой установки школьников в системе дополнительного экологического образования может быть осуществлено путем: изменения ценностно-смысловой сферы школьникапроведения регулярных занятий по специально разработанной программеиспользования комплекса современных образовательных технологий для создания эколого-ориентированной образовательной средыобучения школьников эффективным стратегиям взаимодействия с людьми и с окружающей средой.

3. Формирование ценностно-смысловой установки школьников в системе дополнительного экологического образования может быть реализовано через" ряд последовательных этапов: от анализа реальной экологической проблемы, через коррекцию поведения с учетом мотивов и первичных установок школьников к принятию решения и формированию эколого-ориентированных установок поведения, выражающихся в конкретной природоохранной деятельности обучающихся.

4. Разработанная система эколого-ориентированного образования, построенная на модульно-рейтинговой основе, с использованием комплекса современных образовательных технологий, может позволить сформировать устойчивые ценностно-смысловые установки школьников на реализацию эколо-го-ориентированной деятельности и может способствовать развитию экологического мышления современных школьников.

5. Возможно разработать практические рекомендации и эколого-психологический тренинг для преподавателей системы дополнительного образования, которые будут способствовать совершенствованию работы в экологических объединениях системы дополнительного образования и развитию ценностно-смысловых экологических установок современных школьников.

В соответствии с проблемой и сформулированной гипотезой, исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ мировых и отечественных подходов к реализации экологического образования в общеобразовательных учреждениях и в системе дополнительного образования.

2. Изучить педагогическую и психологическую литературу по проблеме формирования ценностно-смысловых установок эколого-ориентированной деятельности в системе дополнительного образования школьников.

3. Разработать практико-ориентированную модель экологического образования обучающихся в системе дополнительного образования, позволяющую формировать ценностно-смысловые экологические установки школьников.

4. Подобрать комплекс современных образовательных технологий, который будет способствовать формированию ценностно-смысловых установок на реализацию эколого-ориентированной деятельности школьников в системе дополнительного образования.

5. Разработать программу и провести эксперимент по практическому применению основных подходов к созданию условий для формирования ценностно-смысловых установок школьников в системе дополнительного экологического образования.

Методологическую базу исследования составили концепции: общепсихологические концепции установки (A.B. Петровский, Н. Б. Кучеренко, Д.Н. Узнадзе), в которых раскрывается сущность установки, ее виды, структура и функцииконцепции, которые рассматривают смысловые установки в образовательном процессе (А.Г. Асмолов, И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, Д.А. Леонтьев) — дидактические теории, ориентированные на личностно-центрированный подход в обучении (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, C.B. Кульневич, В. В. Сериков, В. Т. Фоменко, И.С. Якиманская) — отечественные психологические подходы к смысловой сфере учащегося как основе личностного и духовного становления человека (И.В. Абакумова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. А. Иванников, В. И. Леонтьев, Л. И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн) — теория дея-тельностного подхода в развитии личности (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Дж. Дьюи, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теоретические и практические подходы к внедрению в образовательный процесс современных образовательных технологий (В.П. Беспалько, М. И. Махмутов, Е. С. Полат, F.K. Селевко, В. Т. Фоменко, A.B. Хуторской и др.) — конкретно-научную методологию исследования составили научные положения по проблеме развития экологического образования, рассмотренные в отечественной и зарубежной педагогике в работах Н. В. Басовой, М. В. Богуславского, Д. В. Владышевского, С. З. Вишневецкой, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверева, И. Г. Суравегиной, Д. Л. Теплова, К. Д. Ушинского, Д. Хассарда, Р. Штейнера и др.

Методы исследования: теоретические — теоретический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по философии, психологии, педагогике, методике преподавания естественных дисциплин, нормативных документов по теме исследованияэмпирические — педагогический экспериментизучение и обобщение педагогического опытанаблюдениетестированиеанкетирование, метод беседыпоэлементный анализ ответов, контрольных работ, рефератов, творческих проектных заданий обучающихсяметоды педагогического моделированияметоды математической статистики.

База исследования: учреждение дополнительного образования — Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону, МОУ СОШ № 86 г. Ростова-на-Дону, координационный совет лидеров Городской экологической Лиги. В исследовании приняли участие по совокупности 251 человек, из которых мальчиков 37% и девочек 63% в возрасте от 14 до 17 лет.

Этапы исследования:

I этап (2004;2005 гг.) — подготовительный. На данном этапе определялись и уточнялись тема исследования, уровни ее изученности в науке, изучалась методологическая и специальная литература, проводился сбор фактического материала, был создан первичный вариант образовательной программы экологического образования школьников и проведена ее апробация в координационном совете лидеров Городской экологической Лиги на базе Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону, а также в экологическом центре МОУ СОШ № 86 г. Ростова-на-Дону.

II этап (2006—2009 гг.) — основной. На данном этапе разрабатывалась система экологического образования на основе программы «Город нашей мечты» Городской экологической Лиги детских и молодежных объединений Дворца творчества детей и молодежи, проводилась ее апробация и анализ получен^ ных результатов.

III этап (2010—2011 гг.) — завершающий. Проводилась работа непосредственно над текстом диссертации, результаты формирующего эксперимента активно внедрялись в практику работы учреждений дополнительного образования. Были подготовлены практические рекомендации для преподавателей системы дополнительного образования по совершенствованшо работы в экологических объединениях системы дополнительного образования.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна:

— показано, что ценностно-смысловая установка школьника в системе дополнительного экологического образования может выступать как способность воспринимать и оценивать экологическую обстановку через эколого-ориенти-рованную практическую деятельность, а также как готовность школьника к определенным действиям, ориентированным на решение экологических проблем различного уровня (местных, общероссийских, мировых);

— описаны этапы формирования ценностно-смысловой установки школьников в системе дополнительного экологического образования: от анализа реальной экологической проблемы, через коррекцию поведения с учетом мотивов и первичных установок школьников к принятию решения и формированию эколого-ориентированных установок поведения, выражающихся в конкретной природоохранной деятельности обучающихся;

— показано, что образовательное пространство системы дополнительного образования позволяет наиболее эффективно сформировать экологические ценностно-смысловые установкиу современногошкольника;

— разработана система эколого-ориентированного образования, построенная на основе модульно-рейтинговой системы, с использованием комплекса современных образовательных технологий, которая позволяет сформировать устойчивые ценностно-смысловые установки школьников на реализацию эко-лого-ориентированной деятельности и способствует развитию • экологического мышления современных школьников.

Теоретическая значимость исследования:

— выделены и описаны этапы изменения мировоззрения людей по отношению к природе: архаический, античный, религиозный, картезианство, возрождег ние, экологический, прагматический, современный;

— проведен сравнительный анализ организации экологического образования в России и в странах США и Европы. При этом выделены основные тенденции реализации экологического образования: представленческая, отношен-ческая и технологическая;

— разработана модель экологического образования школьников в рамках дополнительного образования, которая реализуется через ряд последовательных этапов (установочный, деятельностный, смыслообразующий), каждый из которых реализуется на трех уровнях: личностном, который предполагает изменение ценностей и установок обучающегося и, в конечном итоге, его поведения по отношению к природеструктурном, который реализуется при проведении занятий, организации эколого-ориентированной проектной деятельностикоммуникативном, который предполагает стимулирование открытости обучающихся при общении друг с другом, с учителями и с родителями, при взаимодействии с окружающей средой, изучение способов улаживания межличностных конфликтов, способов и стратегий принятия решений и т. д.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработана и прошла успешную апробацию образовательная программа, направленная, на формирование ценностно-смысловых экологических установок школьников, построенная на основе модульно-рейтинговой системы обучения, с использованием комплекса современных образовательных технологий развивающего типа, что позволило обеспечить устойчивую мотивацию школьников к занятиям экологической направленности в системе дополнительного экологического образования;

— разработан и успешно апробирован эколого-психологический тренингцелью которого является снятие эмоциональной напряженности и тревожности школьников при объединении их в новые группы по реализации природоохранной деятельности, обучение эффективным стратегиям взаимодействия в команде, изучение приемов расширения субъективного экологического пространства и др.;

— разработаны практические рекомендации для преподавателей системы дополнительного образования, которые способствуют совершенствованию работы в экологических объединениях системы дополнительного образования и формированию ценностно-смысловых экологических установок школьников.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов, полученных в ходе исследования^ обеспечены методологическими и общетеоретическими подходами к исследуемой проблеме: логикой исследования, применением комплекса научных методов, адекватных цели и задачам, объекту и предмету исследованиядлительностью практической и экспериментальной работы и пропагандой концептуальных подходов автора в школах и внешкольных учреждениях г. Ростова-на-Донусоответствием диссертационного исследования таким критериям, как непротиворечивость и проверяемость результатовположительной оценкой обучающихся, выпускников, родителей, педагогов — руководителей экологических объединений г. Ростова-на-Дону, журналистов, участников конференций, семинаров, круглых столов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические результаты диссертационного исследования представлялись на заседаниях кафедры педагогики и педагогической психологии ф-та психологии-ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2007;2010 гг.) — на семинарах экологического отдела Дворца творчества детей и молодежи (Ростов-на-Дону, 2004;2010 гг.) — на 4-й Международной научно-практической конференции «Методология и практика образовательных технологий в условиях модернизации высшего образования» (Таганрог, 2008) — на XXXVII научной конференции сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2009).

Материалы диссертационного исследования используются в педагогической деятельности Дворца творчества детей и молодежи (Ростов-на-Дону), СОШ № 86 им. Пескова Д. М. (Ростов-на-Дону).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностно-смысловая установка школьников в системе дополнительного экологического образования определяется как фиксированная в опыте личности предрасположенность воспринимать и оценивать экологическую обстановку через эколого-ориентированную практическую деятельность, а также как готовность школьника к определенным действиям, ориентированным на решение экологических проблем различногоуровня (местных, общероссийских, мировых).

2. Формирование ценностно-смысловой установки школьников в системе дополнительного экологического образования предполагает: изменение ценностно-смысловой сферы школьникапроведение регулярных занятий по специально разработанной программеиспользование комплекса современных образовательных технологий для создания эколого-ориентированной образовательной средыобучение обучающихся эффективным стратегиям взаимодействия с людьми и с окружающей средой.

3. Формирование ценностно-смысловой установки школьников в системе дополнительного экологическом образования можно реализовать через следующие этапы: от анализа реальной, экологической проблемы, как фиксированной в опыте личности* предрасположенности воспринимать и оценивать экологическую обстановку, через коррекцию поведения с учетом мотивов и первичных установок школьников к принятию решения и формированию эколого-ориентированных установок поведения, выражающихся в конкретной деятельности, поступках обучающихся, а также готовности' личности к определенным действиям, ориентированным на решение экологических проблем.

4. Система эколого-ориентированного образования, построеннаяна основе модульно-рейтинговой системы, с использованием комплекса современных образовательных технологий развивающего типа, позволяет сформировать устойчивые ценностно-смысловые установки к занятиям, экологической направленности в системе дополнительного образования и способствует развитию экологической грамотности и экологического мышления* современных школьников.

5. Практические рекомендации по реализации эколого-ориентированного образования и разработка эколого-психологического тренинга способствуют совершенствованию работы преподавателей дополнительного образования в экологических объединениях системы дополнительного образования (кружках, летних лагерях, экологических лигах и т. д.) и развитию ценностно-смысловых экологических установок современного школьника.

Публикации: По теме диссертации опубликовано 8 работ общим авторским объемом 4,0 п.л., в том числе 3 работы — в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, включающего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемысписка литературы, состоящей из 198 источников, в том числе 4 — на английском языке- 13 Приложений. Работа иллюстрирована 19 Рисунками и 26 Таблицами. Основной текст диссертации составляет 157 страниц.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ Ш.

1. Реализация системы экологического образования обучающихся в рамках дополнительного образования позволяет осуществить переход от антропоцентрических установок обучающихся к экологическим через ряд последовательных этапов (установочный, деятельностный, смыслообразующий), каждый из которых реализуется в трех направлениях: изменения в индивидуальном направлении, т. е. изменение ценностей и установок обучающегося и, в конечном счете, его поведенияизменения технологий реализации экологического образования при проведении занятий, организации проектной деятельности, общественно, — полезных мероприятийнепосредственное изменение микроклимата в группе или стиля межличностных отношений, которое предполагает стимулирование открытости обучающихся при общении друг с другом, изучение способов улаживания межличностных конфликтов, способов и стратегий принятия-решений и т. д.

2. Разработанная и апробированная система экологического образования «Экомир» предполагает развитие обучающегося с экологическим мировоззрением' через формирование экологических ценностно-смысловых установок. В нашей системе, рассчитанной на подростковый возраст, особое внимание уделяется развитию мотивации к познавательной деятельности обучающихся, направленной на выявление конкретных экологических проблем местообитания ребят и осознание роли молодежи в их решении.

3. Разработанная нами система экологического образования подростков долгосрочна. Она рассчитана на три года. При этом занятия проводятся по 4 часа в неделю в первый год обучения и по 6 часов в неделю во второй и в третий год обучения. Внедрение системы экологического образования «Экомир» проходило в 4 этапа. На первом этапе (диагностическом) был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме организации экологического образования в Россиина втором этапе (конструктивном) нами была разработана система экологического образования «Экомир" — на третьем этапе (проективном) был разработан эколого-психологический тренинг для подготовки обучающихся к работе во вновь сформированной командена четвертом этапе (анализирующем) был реализован анализ полученных данных, проводилась коррекция учебного содержания, видов учебной деятельности, упражнений для тренинга, исходя из интереса обучающихся их склонностей и мотивации.

4. Проведенная, обработка данных эмпирического исследования, анализ и оценка результатов внедрения системы экологического образования «Экомир» в практику дополнительного образования позволила проверить гипотезы данного диссертационного исследования и разработать, практические рекомендации для1 преподавателей, которые занимаются проблемами экологического образования в системе дополнительного образования.

5. При анализе диагностики уровня экологической грамотности обучающихся выявлялся ее уровень до эксперимента и после апробации системы экологического образования «Экомир». Проанализировав полученные результаты, мы увидели, что наилучших результатов достигли воспитанники, обучающиеся по системе «Экомир». При диагностике личностных качества обучающихся определялась их позиция в социуме, личностная активность и уровень взаимоотношений в коллективе сверстников. Оценивая скорость адаптации обучающихся в коллективе, можно отметить, что она значительно возрастает (по мнению обучающихся) после реализации системы «Экомир». Появились навыки работы в команде. Однако как оказалось, полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки. Радует тот факт, что в завершающем тестировании многие ребята — около 30% повысили свою самооценку, стали более уверенными в себе. Увеличился процент воспитанников, которые считают, что они способны к более быстрому решению проблемных ситуаций, чем до эксперимента. Это действительно так, из-за того, что в процессе эксперимента обучающимся достаточно часто задавались проблемные задачи и поэтому они научились их решать.

6. На основании результатов анализа ответов на вопросы опросника до и после формирующего эксперимента, мы доказали наличие изменений, которые: произошли с ценностно-смысловыми установками обучающихся после реализации экологического образования в рамках системы «Экомир». При этом были, выделены основные критерии развития экологических компетенций в процессе реализации системы экологического образования «Экомир» и мы убедились в том, что уровень развития ключевых экологических компетенций обучающихся постоянно повышался в ходе формирующего эксперимента.

7. В ходе формирующего эксперимента у обучающихся проявлялось экологическое мировоззрение, скорректировались, сформировались и развились экологические установки по преодолению антропоцентрического прагматического отношения к природе. Ребята стали задумываться об экологических проблемах общества. Увеличилось количество обучающихся, проявляющих дея-тельностное отношение к экономии природных ресурсов.

8. Нами выявлены реально действующие мотивы посещения факультативных занятий по экологии и социально-психологических факторы, влияющих на развитие детей. Сформировать интерес к факультативным занятиям по экологии помогают праздники, экологические акции, походы и экскурсии. В мотива-ционной структуре подростков первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности к какой — либо группе. Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними.

9. Выяснив, как ребята относятся к реализации системы «Экомир», используя метод анкетирования мы пришли к выводу, что дети чувствуют себя в экологических объединениях комфортно, у них сформирован достаточно высокий уровень мотивации, познавательных интересов и учебной активности к данному виду деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе диссертационного исследования нами было доказано, что разработанная и реализованная система экологического образования подростков «Экомир» способствует переходу от антропоцентрического мировоззрения к экологическому через формирование экологических ценностно-смысловых установок у обучающихся. В соответствии с результатами проведенного диссертационного исследования можно представить ряд выводов и обобщений:

1. Мировоззрение людей по отношению к природе в процессе социоге-неза изменялось, что приводилок взаимопроникновению антропоцентрического и экологического мировоззрения. Каждый последующий уровень развития мировоззрения людей по отношению к природе не вытеснял предыдущий, а наслаивался на него, так что все предыдущие уровни развития продолжали существовать в сознании общества наряду с самым последним появившимся.

2. Ценностно-смысловая установка школьников в системе дополнительного экологического образования является фиксированной в опыте личности предрасположенностью воспринимать и оценивать экологическую обстановку через эколого-ориентированную практическую деятельность. Ее развитие предполагает готовность школьника к определенным действиям, ориентированным на решение экологических проблем, а именно: участие в экологических акциях, проведение экологических субботников, реализацию проектной деятельности экологического характера и др.

3. Для формирования экологических ценностно-смысловых установок школьников наиболее эффективно использовать систему дополнительного образования за счет того, что данная система позволяет реализовать свободу выбора ребенком видов деятельности и педагога — наставникавозможность создания деятельностной эколого-ориентированной среды, среды общения и социально-нравственного выборавозможность проектирования индивидуальных траекторий развития экологического мышления школьников через использование современных образовательных технологий, реализацию практико-ориентированной экологической деятельности.

4. Формирование ценностно-смысловой установки в системе дополнительного экологическом образования школьников происходит по следующему алгоритму: от анализа реальной экологической проблемы, как фиксированной в опыте личности предрасположенности воспринимать и оценивать экологическую обстановку, через коррекцию поведения с учетом мотивов и первичных установок школьников к принятию решения и формированию эколого-ориентированных установок поведения, выражающихся в конкретной деятельности, поступках обучающихся, а также готовности личности к определенным действиям, ориентированным на решение экологических проблем.

5. Создание эколого-ориентированной среды в системе дополнительного образования позволяет: проектировать индивидуальные траектории развития ценностно-смысловых установок школьников, реализовать механизмы выведения практической природоохранной деятельности на личностно-смысловой уровень обучающихся через реализацию экологических проектов, конкурсов, эколого-психологического тренинга.

6. Развитие ценностно-смысловой установки на эколого-ориентирован-ную деятельность в системе дополнительного образования реализуется через ряд последовательных этапов (установочный, деятельностный, смыслообразую-щий), каждый из которых реализуется в трех направлениях: изменение личностных ориентации школьника, т. е. изменение ценностей и установок учащегося и, в конечном счете, его поведения по отношению к окружающей средеизменение технологий реализации экологического образования при проведении занятий, организации проектной деятельности, реализации общественно — полезных мероприятийнепосредственное изменение микроклимата в группе или стиля межличностных отношений, которое предполагает стимулирование открытости обучающихся при общении друг с другом, изучение способов улаживания межличностных конфликтов, способов и стратегий принятия решений и т. д.

7. Разработанная и прошедшая успешную апробацию система эколого-. 1 ориентированного образования построена на основе модульно-рейтинговой системы обучения с использованием комплекса современных образовательных технологий развивающего типа. Реализация этой системы позволяет сформировать устойчивые ценностно-смысловые установки подростков к занятиям экологической направленности в системе дополнительного образования и способствует развитию экологического сознания, экологической грамотности и экологических компетенций современных школьников.

8. Анализ результатов диагностики уровня развития экологического мышления, экологической грамотности и экологической культуры школьников после реализации, разработанной нами системы «Экомир», доказывает высокую эффективность ее использования в структуре дополнительного образования школьников.

9. Разработанная и прошедшая успешную апробацию система эколого-ориентированного образования построена на основе модульно-рейтинговой системы обучения с использованием комплекса современных образовательных технологий развивающего типа. Реализация этой системы позволяет сформировать устойчивые ценностно-смысловые установки подростков к занятиям экологической направленности в системе дополнительного образования и способствует развитию экологического сознания, экологической грамотности и экологических компетенций современных школьников.

10. Анализ результатов диагностики уровня развития экологического мышления, экологической грамотности и экологической культуры школьников после реализации, разработанной нами системы «Экомир», доказывает высокую эффективность ее использования в структуре дополнительного образования школьников.

Перспективы дальнейшего исследования состоят в выявлении и исследовании проблем организации непрерывного экологического образования обучающихся для формирования экологических ценностно-смысловых установок школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход) Текст. / И. В. Абакумова. Ростов-на-Дону: Изд-во «Издательство Рост, ун-та», 2003. 480 с.
  2. А. О граде Божием Текст. / А. Августин / Сост. С. И. Еремеев. 2-е изд. Киев: Изд-во «УЦИММ-Пресс», 1998. 586 с.
  3. A.M. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра Текст. / A.M. Айламазьян. М.: Изд-во «Владос», 2000. 32 с.
  4. Г. П. Вернадский Текст. / Г. П. Аксенов. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 2001. 486 с.
  5. A.B. Психология развития и возрастная психология Текст. / A.B. Акрушенко, O.A. Ларина, Т. В. Катарьян. М.: Изд-во «Эксмо», 2008. 128 с.
  6. В.А. Экология Текст. / В. А. Алексеев. СПб.: Изд-во «СМИО Пресс», 2001. 240 с.
  7. В.А. 300 вопросов и ответов по экологии Текст. / В. А. Алексеев. М.: Изд-во «Академия развития», 2006. 240 с.
  8. Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности Текст. /Г.С. Альтшуллер, И. М. Верткин. Минск: Изд-во «Беларусь», 1994. 479 с.
  9. И.В. Психология и педагогика Текст. / И. В. Андреева. М.: Изд-во «Эксмо», 2008. 224 с.
  10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления Текст. / Г. М. Андреева. М.: Изд-во «НОУ ВПО МПСИ», 2009. 160 с.
  11. П.Анисимов А. И., Арбузов E.H., Шатрова О. В. Практикум по психологии общения Текст. / А. И. Анисимов, E.H. Арбузов, О. В. Шатрова. М.: Изд-во «Речь», 2008. 272 с.
  12. Аристотель: сочинения в 4-х тт. Текст. / Аристотель. М.: Изд-во «Мысль», 1976. Т. 2. С. 55.
  13. В.Р. Звери-боги-люди Текст. / В. Р. Арсеньев. М.: Изд-во «Аст-Пресс», 1996. 121 с.
  14. А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во «Смысл», 2001. 416 с.
  15. Н.В. Педагогика и практическая психология Текст.: учебное пособие для высшей школы (ВУЗы) / Н. В. Басова. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000. 413 с.
  16. О.Б. Психология и педагогика Текст.: учебное пособие для., высшей школы / О. Б. Бетина. Екатеринбург: Изд-во «Вектор», 2006. 253 с.
  17. О.П. Осторожно: зарубежная педагогика Текст. / О.П. Белоконева//Обруч. 1999. № 6. С. 1−2.
  18. В.П. Природосообразная педагогика Текст.: учебное пособие/В.П. Беспалько. М.: Изд-во «Народное образование». 2008. 511 с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. 192 с.
  20. Библия Текст./ М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2002.299 с.
  21. B.C. Культура: Диалог культур Текст. // Журнал Вопросы философии. 1989. № 6. С. 13−15.
  22. Биосфера: загрязнение, деградация, охрана: краткий толковый словарь / Под ред. Д: С. Орлова. М.: Изд-во «Высшая школа», 2003. 125 с.
  23. Л.Д. Практика экологического воспитания школьников Текст. // Журнал Биология в школе. 1994. № 3. С. 55−58.
  24. Л.Д. Игровая экология в школе Текст. // Журнал Биология в школе. 2002. № 7. С. 54−60.
  25. М.В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах Текст. // Журнал Магистр. 1992. № 5. С. 9−11.
  26. A.A. Психология общения Текст.: учебное пособие для высшей школы / A.A. Бодалев. М.: Изд-во «Московский психолого-социальный институт НОУ», 1996. 256 с.
  27. Болыная советская энциклопедия Текст.: в 30-ти тт. / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1976. Т. 14. С. 83
  28. Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры Текст. / Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях: сборник статей. Ростов-на-Дону: Изд-во «РГПИ», 1993. С. 7−10.
  29. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во «РГПИ», 1997. 58 с.
  30. H.A. Педагогика Текст. / H.A. Бордовская. СПб.: Изд-во «Питер», 2008. 304 с.
  31. И.П. Охрана памятников природы Текст. / И. П. Бородин. М.: Изд-во «Главохота РФ», 1992. 134 с.
  32. Ю.В. Воспитательная работа в японской школе Текст. // Педагогика. 1999. № 8. 85 с.
  33. B.C. Русская, советская, Российская психология: конспективное рассмотрение Текст. / Б. С. Братусь. М.: Изд-во «Академия», 2001. 88 с.
  34. М.Е. Экологические олимпиады Текст.: учебное пособие для учителей / М. Е. Буковский. М.: Изд-во «АРКТИ», 2008. 94 с.
  35. В.А. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии Текст.: книга для учителей и учащихся / В. А. Бухвалов, Ю. С. Мурашковский. Рига: Изд-во «Эксперимент», 1993. 97 с.
  36. Ф. Сочинения: в 2-х тт. М.: Изд-во «Мысль», 1971. 592 с.
  37. Ф.Е. Методологический анализ в психологии Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во «Смысл», 2003. 240 с.
  38. A.A. Методологические рекомендации по проведению деловых игр Текст. / A.A. Вербицкий, Н. В. Борисова. М.: Изд-во «Высшая школа», 1990. 204 с.
  39. Н.М., Корсуновская В. М. Общая методика преподавания-биологии Текст.: учебное пособие для учителей / Н. М. Верзилин, В. М. Корсуновская. М.: Изд-во «Просвещение». 1983. 384 с.
  40. С.З., Хван Г. В. Экологические инициативы Текст.: методические материалы / С. З. Вишневецкая, Г. В. Хван. Ростов-на-Дону: Изд-во «Эколого-просветительский центр «Заповедник», 2003. 28 с.
  41. Д.В. Формирование экологической культуры актуальные задачи современности Текст. / Тезисы докладов 1 Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 1991.
  42. .З. Организатор внеклассной и внешкольной работы Текст.: учебное пособие / Б. З. Вульфов, JI.B. Ермоленко, М. Н. Ермоленко и др. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Изд-во «Юрайт Издательство», 2009. 430 с.
  43. JI.C. Педагогическая психология Текст.: исследования / JI.C. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Изд-во «ACT», 2008. 671 с.
  44. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения Текст. М.: Изд-во «Аст», 2007.752с.
  45. П.Я. Введение в психологию Текст.: учебное пособие / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во «Книжный дом Университет», 2007. 330 с.
  46. Ф. Сочинения Текст. М.: Изд-во «Мысль», 1977. 576 с.
  47. А.Я. Избранные педагогические труды Текст. / А. Я. Герд. М.: Изд-во «АПН РСФСР», 1953. 402 с.
  48. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен. М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995. 448 с.
  49. И.Р. Окружающая среда и ее охрана Текст. / И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков. М.: Изд-во «Просвещение», 1985. 192 с.
  50. А.И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы Текст. / А. И. Григорьева. Тула: Изд-во «ИПК и ППРО ТО», 1999. 23 с.
  51. С.А. Групповая форма работы на уроке Текст. // Советская педагогика. 1989. № 8. С. 5−7.
  52. В.В. Метод проектов как частный случай интегральнойтехно-логии обучения Текст. // Директор школы. 1995. № 6. С. 13−14.
  53. Л.И. Вернадский Текст. / Жизнь замечательных людей. Л. И. Гумелевский. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1988. 56 с.
  54. Р. Сочинения Текст. / Р. Декарт. М.: Изд-во «Наука». 2006.656 с.
  55. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000. 480с.
  56. Н.С. Юннатскому движению 80 лет Текст. / Н. С. Дервоед // Биология в школе. 1998. № 5. С. 67−71.
  57. А. Избранные педагогические сочинения Текст. / А. Дист-верг. М.: Изд-во «Учпедгиз», 1956. 374 с.
  58. И.А. Педагогика Текст. / И. А. Дмитриева. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007. 192 с.
  59. А.И., Андреева А. И. Социальная психология Текст. / А. И. Донцов, Г. А. Андреева. М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2002. 335 с.
  60. JI.B. Экологические проекты школьников Текст. / JI.B. До-рогань // Биология в школе. 1999. № 4. С. 12−13.
  61. A.B., Буланова-Топоркова М.В., Кукушин B.C., Сучков Г. В. Педагогические технологии Текст. / A.B. Духавнева, М.В. Буланова-Топоркова, B.C. Кукушин, Г. В. Сучков. Ростов-на-Дону.: Изд-во «МарТ», 2006. 320 с.
  62. Дж. Психология и педагогика мышления Текст. / Дж. Дьюи. М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. 192 с.
  63. В.К. Коллективный способ обучения Текст. / В. К. Дьяченко. М.: Изд-во «Аст», 2004. 352 с.
  64. Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы Текст. / Л. В. Егоров // Биология в школе. 1999. № 6. С. 42−45.
  65. П.Н. Психология личности Текст. / П. Н. Ермаков. М.: Изд-во «Эксмо-пресс», 2007. 653 с.
  66. Д.С. Глобальные проблемы — глобальные решения Текст. / Д. С. Ермаков // Журнал Биология в школе. 2002. № 3. С. 32−39.
  67. И.А. Педагогическая психология Текст.: учебное пособие / И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с. 76.3орина O.JI. Праздник на станции юннатов Текст. / O.JI. Зорина // Биология в школе. 1998. № 5. С. 76−78.
  68. А.Ф. Современная Западная философия Текст. / А. Ф. Зотов. М.: Изд-во «Высшая школа», 2005. 432 с.
  69. Г. И. Экологическая тропа на школьном участке Текст. / Г. И. Иванов // Биология в школе. 1999. № 4. С. 73−75.
  70. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст. / В. А. Иванников. СПб.: Изд-во «Питер», 2006. 208 с.
  71. Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения Текст. / Д. Н. Кавтарадзе. 2-е изд. М.: Изд-во «Просвещение», 2009. 176 с.
  72. И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант. М.: Изд-во «Высшая школа», 2002. 383 с.
  73. Ф. Гераклит Текст. / Ф. Кессиди. М.: Изд-во «Алетейя», 2004. 224 с.
  74. И.А., Горчакова М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для ВУЗов Текст. / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова. М.: изд. центр «Академия», 2005. 288 с.
  75. Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х тт. Текст. / Коменский Я. А. М.: Изд-во «Педагогика», 1982. 576 с.
  76. Конвенция о правах ребенка Электронный ресурс. Университет Миннесоты- Электронные данные. Университет Миннесоты: 1995−2003. Режимдоступа: wwwl.umn.edu, свободный. Заглавие с экрана. Яз. русский, английский, испанский, французский.
  77. H.A. Развитие осознанного отношения к здоровому образу жизни Текст. / Кора H.A. // Гуманитарные исследования. 2005. № 1. 113 с.
  78. М.Е. Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков в муниципальном образовательном пространстве Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / М. Е. Кореневская. Ростов-на-Дону, 2006. 185 с.
  79. В.И., Передельский Л. В. Экология Текст. / В. И. Коробкин, JI.B. Передельский. М.: Изд-во «Проспект», 2003. 507 с.
  80. КорчакЯ. Как любить ребенка Текст. / Я. Корчак. Екатеринбург: Изд-во «У-Фактория», 2007. 384 с.
  81. H.H. Водоканал — новые возможности для школ Текст. / Н. И. Корякина // Биология в школе. 2004. № 8. С. 54−57.
  82. К.Я., Крапивин В. Ф. Глоболизация и устойчивое развитие. Экологические аспекты Текст. / К. Я. Кондратьев, В. Ф. Крапивин. М.: Изд-во «Наука», 2006. 242 с.
  83. H.JI. Развитие эмоционального мира детей Текст. / Н. Л. Кряжева. Екатеринбург: Изд-во «У-Фактория" — 2004. 192 с.
  84. C.B., Лакоценина Т. П. Современный урок Текст. / C.B. Кульневич, Т. П. Лакоценина. М.: Изд-во «Учитель», 2005. 288 с.
  85. Н.Б., Бобрус О. Н., Кучеренко • С.Н. Категориальная установка личности и психологические факторы ее формирования / Н. Б. Кучеренко, О. Н. Бобрус, С. Н. Кучеренко // Психологический журнал. 2001. № 4. С. 12—20.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. М.: Изд-во «Академия», 2004. 338 с.
  87. Т.Г., Кохановский В. П. Философия науки Текст. / Т. Г. Лешкевич, В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2008. 603 с.
  88. Ю. Обезьяны, человек и язык Текст. / Ю. Линден. М.: Изд-во «Мир», 1981. 272 с.
  89. А.Ф. Эстетика Возрождения Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во «Мысль», 1978. 626 с.
  90. С.Н. Методы опережающего обучения Текст. / С. Н. Лысенкова. М.: Изд-во «Просвещение», 1988. 192 с.
  91. Г. Г. Формирование средневековой философии Текст. / Г. В. Майоров. М.: Изд-во «Мысль», 1979. 432 с.
  92. И.Ю. Метод проектов Текст. / И. Ю. Малкова. Томск: Изд-во «ТГУ», 2006. 43 с.
  93. К.А. Экскурсия в уголок живой природы Текст. / К.А. Малкова//Биология в школе. 1999. № 1. С. 63−65.
  94. A.M. Психология мышления. М.: Изд-во «КДУ», 2009.190 с.
  95. В.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории Текст. /В.И. Махмутов. М.: Изд-во «Педагогика», 1975. 367 с.
  96. Международные экологические проекты Электронный ресурс./ — non-profit organization- Электронные данные. — Missoula: 2 010/- Режим доступа: http://www.ecologyproject.org, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. англ.
  97. .М. Экология России Текст. / Б. М. Миркин. М.: Изд-во «Устойчивый мир», 2001. 272 с.
  98. Молодежный сайт об экологии Электронный ресурс. / Электронные данные. WordPress/ МЭС Уз: 2008- Режим доступа: http://ecoport.uz, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. русский.
  99. Мор Т. Коммунистические идеалы и история культуры Текст. / Т. Мор / Под ред. O.K. Логинова. М.: Изд-во «Наука», 1981. 382 с.
  100. A.B. Общение в процессе воспитания Текст.: учебное пособие / A.B. Мудрик. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2001. 320с.
  101. A.B. Социальная педагогика Текст.: учебное для студентов пед. вузов. М.: Изд-во «Академия», 2007. 224 с.
  102. А. В. Учитель: мастерство и вдохновение Текст. / A.B. Мудрик. М.: Изд-во «Просвещение», 1986. 160 с.
  103. В.Н. Психология отношений Текст. / A.B. Мудрик / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во «МПСИ», 2003. 400 с.
  104. P.C. Психология Текст. / P.C. Немов. М.: Изд-во «Владос», 2005. 608 с.
  105. И.Е. Психолого-дидактические особенности формирования смысловых установок старшеклассников в учебном процессе Текст.: Дисс.. канд. психол. наук /И.Е. Нестеренко. Ростов-на-Дону, 2009. 198 с.
  106. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики Текст. / А. Б. Орлов. М.: Изд-во «Академия», 1995. 272 с.
  107. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых Текст. / М. В. Осорина. СПб.: Изд-во «Питер», 2008. 304 с.
  108. В.М., Шманаева Т. Н. Кружковая работа как средство трудового воспитания учащихся Текст. / В. М. Пакулова, Т. Н. Шманаева // Биология в школе. 1993. № 1. С. 50−53.
  109. Педагогический словарь: в 2-х тт. Текст. М.: Изд-во «АПН РСФСР», 1983. Т. 1. С. 69
  110. Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире Текст. / Л. И. Петрова. М.: Изд-во «Аст», 2007. 336 с.
  111. И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х тт. Текст. /И.Г. Песталоцци. М.: Изд-во «Педагогика», 1981. 334 с.
  112. A.B. Теоретическая психология Текст. / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Изд-во «Академия», 2003. 496 с.
  113. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии Текст. / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М.: Изд-во «Роспедаген-ство», 1996. 233 с.
  114. Платон. Сочинения: в 4-х тт. М.: Изд-во «Мысль», 1994. 656 с.
  115. Г. М., Плоткина Е. К. Веселые школьные праздники Текст. / Г. М. Плоткин, Е. К. Плоткина. Ростов-на-Дону: Изд-во «Дрофа», 2007. 128 с.
  116. И.П. Педагогика Текст. / И. П. Подласый. М.: Изд-во «Владос», 2008. 544 с.
  117. Е.С. Типология телекоммуникационных проектов Текст. / Е. С. Полат //Наука и школа. 2000. № 1. С. 17−24.
  118. С.Д. Психопедагогика воспитания Текст. / С. Д. Поляков. М.: Изд-во «Новая школа», 1996. 159 с.
  119. A.M. Праздник «День земли» Текст. / A.M. Прокофьев? // Биология в школе. 1998. № 3. С.68−70.
  120. В.А. Японцы (этнопсихологические очерки) Текст. / В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. М: Изд-во «Наука», 1985. 272 с.
  121. Психология развития Текст.: словарь / Под ред. А. П. Венгера. СПб.: Изд-во «Речь», 2005. 175 с.
  122. Т.А. Экологический лагерь Текст. / Т. А. Пугачева // Биология в школе. 1993. № 3. С.46−48.
  123. Ростовский союз детских и молодежных организаций: практическое пособие по повышению эффективности деятельности детских и молодежных общественных объединений. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. 26 с.
  124. Н.И. Учебно-экологическая тропа на пришкольном участке Текст. / Н. И. Ремизова // Биология в школе. 2000. № 6. С.71−73.
  125. Российская Федерация. Законы. Об образовании Текст.: в последней редакции от 22 августа 2004 г. [8-е издание]. М'.: Изд-во «Проспект», 2004. 64 с.
  126. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды Текст. М.: Изд-во «Книга сервис», 2005. 48 с.
  127. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии Текст. / СЛ. Рубинштейн. СПб.: Изд-во «Питер», 2007. 720 с.
  128. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х тт. Текст. / Ж.-Ж. Руссо. М.: Изд-во «Педагогика», 1981. 656 с.
  129. О.Г., Грекова Т. И. Юннатское движение на Орловщине Текст. / О. Г. Сафронова, Т. И. Грекова //Биология в школе. 1999. № 1. С. 50−52.
  130. Н.В. Прикладная экология, Текст. / Н. В. Селиванова. М.: Изд-во «Авангард», 2007. 384 с.
  131. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х тт. Текст. / Г. К. Селевко. М.1: Изд-во «НИИ школьных технологий», 2006.
  132. В.В. Обучение как вид педагогической деятельности Текст. / В. В. Сериков / Под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. М.: Изд-во «Академия», 2008. 255 е.
  133. A.C., Хуторской A.B. О повышении квалификации с помощью сети Интернет / A.C. Сиденко, A.B. Хуторской // Народное образование. 2000. № 6. С. 177−188.
  134. В.А. Педагогика Текст.: учебное пособие / В.А. Сласте-нин. М.: Изд-во «Академия», 2007. 336 с.
  135. В.И. Психология развития человека Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995. 384 с.
  136. O.JI. Школьный экологический лагерь Текст. / O.JI. Смирнова // Биология в школе. 2004. № 3. С. 11−12.
  137. Современный экономический словарь Текст. / Под ред. Б.А. Райзе-берг, Л. Ш. Лозовский. 2-е изд. М.: Изд-во «Инфра-М», 1998. 478 с.
  138. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. Биографические очерки Текст. / Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. 411 с.
  139. Социальная психология Текст.: словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева. М.: Изд-во «Инфра-М», 2006. 176 с.
  140. И.Г. Экология для учителей Текст. / И.Г. Сураверги-на. М.: Изд-во «Nota bene», 1999. 132 с.
  141. И.Т. Экология Текст.: учебник 10 (11) класс / И.Т. Су-равегина, Н. М. Мамедов. М.: Изд-во «Аст-пресс», 2006. 304 с.
  142. В.А. Мудрость родительской любви Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Изд-во «Мол. Гвардия», 1988. 303 с.
  143. Д.Л. Экологическое воспитание школьников в процессе дополнительного образования Текст.: Дисс.. д-ра пед. наук / Д. Л. Теплов. М.: 2005. 165 с.
  144. Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова Текст.: в 4-х тт. / Под ред. Н. Ф. Татьянченко. М.: Изд-во «Альта-Пресс», 2005. 1206 с.
  145. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова Текст. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Изд-во «Первая образцовая типография им. A.A. Жданова Главполиграфиздата при Совете Министров СССР», 1952. 848 с.
  146. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля Текст.: в 4-х тт. М.: Изд-во «Русский язык», 1989. Т.2. С.56
  147. М.Е. Социально-психологическая установка личности Текст. / М. Е. Торшинин. Иваново: Изд-во «МИБИФ», 2010. 15 с.
  148. К.Д. Избранные труды: в 4-х кН. Текст. / К-Д- Уншн-ский. Ростов-на-Дону: Изд-во «Дрофа», 2005. 544 с.
  149. Д.Н. Психологические исследования Текст. / Д. Ы- Узнадзе. М.: Изд-во «Наука», 1996. 452 с.
  150. A.B. Педагогическая инноватика Текст. / A.IB. Хуторской. М.: Изд-во «Академия», 2008. 256 с.
  151. В.Т. Основы психологии и педагогики Текст. /13.Т. Чепи-ков, Чеховский М. И., Березовин Н. И. М.: Изд-во «Новое знание», 200S- 336 с.
  152. Н.М. Общая экология Текст.: учебник для студентов пед. ВУЗов / Н. М. Чернова. Ростов-на-Дону: Изд-во «Дрофа», 2007. 411 с.
  153. С.Б. Охрана окружающей среды Текст.: учебник для студентов пед. ВУЗов / С. Б. Чистякова. М.: Изд-во «Стройиздат», 1988. 272 с.
  154. A.A. Станция юннатов центр внешкольной работы Текст. / A.A. Чубаров // Биология в школе. 1993. № 4. С. 53.
  155. Д.И. Психология развития человека как личности: в 2-х тт. Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во «МПСИ», 2005. 456 с.
  156. И. Иудейские древности: в 2-х тт. Текст. / И. Флавий. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. 784 с.
  157. В.Т. Нетрадиционные системы, организации учебного процесса. Ростов-на-Дону: Изд-во «ГНМЦ», 1994. 41 с.
  158. В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. Ростов-на-Дону: Изд-во «ГНМЦ», 1994.
  159. И.В. Психотренинг: игры и упражнения Текст. / И. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М.: Изд-во «Класс», 2006. 272 с.
  160. Дж. Уроки естествознания Текст. / Дж. Хассард. М.: Изд-во «Экология и образование», 1993. 284 с.
  161. И.Ю. Научно-педагогические основы диалога в лично-стно-ориентированном образовательном процессе Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / И. Ю. Хоперскова. Ростов-на-Дону, 2000. 198 с.
  162. A.B. Современная дидактика Текст. / A.B. Хуторской. М.: Изд-во «Высшая школа», 2007. 640 с.
  163. В.Ф. Эксперимент продолжается Текст. / В. Ф. Шаталов. Донецк: Изд-во «Сталкер», 1998. 400 с.
  164. Н.Е. Эколого-биологический центр учащихся Текст. / Н. Е. Шиширина // Биология в школе. 2003. № 5. С. 39−42.
  165. Р. Воспитание к свободе Текст. / Р. Штейнер. М.: Изд-во «Парсифаль», 1992. 272 с.
  166. И. А. Учимся управлять природными ресурсами Текст. / И. А. Щербакова // Биология в школе. 2004. № 8. С. 62−65.
  167. Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. 560 с.
  168. Д.Б. Детская психология Текст.: учебное пособие для ВУЗов / Д. Б. Эльконин. М.: Изд-во «Академия», 2008. 384 с.
  169. Экологическое образование Электронный ресурс. /Электронные данные. Washington: 2000. Режим доступа: http://www.eelink.net, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ.
  170. Экологический центр «Экосистема» Электронный ресурс. / Электронные данные. М., 2001. Режим доступа: www.ecosystema.ru, свободный. Заглавие с экрана. Яз. русский, английский.
  171. Электронный учебник Электронный ресурс. / Электронные данные. М., 2007. Режим доступа: www.ebio.ru, свободный. Заглавие с экрана. Яз. Русский
  172. Энциклопедия античности Электронный ресурс. / Электронные данные. М., 2010. Режим доступа: http://anticnost.ru, свободный. Заглавие с экрана. Яз. русский.
  173. Экология: энциклопедия для детей. Т. 19 Текст. / Под ред. A.A. Яблокова. М: Изд-во «Мир энциклопедий Аванта +», 2001. 448 с.
  174. Экологическая доктрина Российской Федерации Электронный ресурс./ НИА — Природа- Электронные данные. НИА «Природные ресурсы»: 2 002−2009/- Режим доступа: www.priroda.ru, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус.
  175. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени Текст. / К. Г. Юнг. М.: Изд-во «МПСИ», 2006. 336 с.
  176. И.М. Психология взаимопонимания Текст. / И. М. Юсупов. Казань: Изд-во «Татарское книжное издательство», 1991. 96 с.
  177. Г. Н. Организация аудиторной и внеаудиторной СРС в рейтинговой системе обучения Текст. / Г. Н. Юшко. Ростов-на-Дону: Изд-во «УПЛ РГУ», 2000. 59 с.
  178. Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения Текст.: Дисс.. канд. пед. наук /Г.Н. Юшко. Ростов-на-Дону, 2009. 168 с.
  179. И.С. Психологические основы математического образования Текст. / И. С. Якиманская. М.: Изд-во «Академия», 2004. 320 с.
  180. Atkinson J. An introduction to motivation Текст. / J. Atkinson. N.Y.: Macmillan Publishing Company, 1964. 91 p.
  181. Dewey J. Experience and education Текст. / J. Dewey. N.Y.: Macmillan Publishing Company, 1963. 91 p.
  182. Eisele J. Educational technology Текст. / J. Eisele. N.Y.: Garland publishing, 1990. 209 p.
  183. Unger H. Encyclopedia of American Education Текст. / H. Unger. N.Y.: Facts on File? 1996. 792 p.
  184. GLOBE Германия Электронный ресурс. / Электронные данные. В., 2008. Режим доступа: http://www.globe-germany.de, свободный. Заглавие с экрана. Яз. немец.
  185. Urban Ecology Institute Электронный ресурс. / Электронные данные. МА., 2008. Режим доступа: http://www.greenscreen.org, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ.
Заполнить форму текущей работой