Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Динамическая оценка психофизических характеристик в процессе физического воспитания студентов сладших курсов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложившуюся ситуацию подтверждают многочисленные данные научных лабораторий различных регионов России, выявившие реально существующие тенденции ухудшения здоровья и физического состояния молодежи (Беляев Е.Н., 1999; Евсеев С. П., 2003; Сейранов С. Г., 1999; Хасин Л. А., 2001; Комков А. Г., 2001; Кучма В. Р. и соавт., 2003; Ланда Б. Х., 2002; Пузырь Ю. П., 2002;. Ямпольская ЮА., 2000). При этом… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений и условных обозначений
  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Физическая тренировка и психофункциональная активность
    • 1. 2. Физическое воспитание и врачебный контроль здоровья студентов
    • 1. 3. Медицинские группы и физическая тренировка
    • 1. 4. Психофизические характеристики в процессе физической тренировки
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Организация работы и объем наблюдения
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Статистические методы
  • Глава 3. Результаты исследования
    • 3. 1. Контингент обследованных и распределение на группы наблюдения
    • 3. 2. Анализ психофизических характеристик выборки
    • 3. 3. Анализ состояния здоровья студентов
    • 3. 4. Анализ морфо-функциональных показателей выборки и их соотношения с личностными характеристиками
    • 3. 5. Анализ динамики психофизических характеристик студентов в годовом цикле физической активности

Динамическая оценка психофизических характеристик в процессе физического воспитания студентов сладших курсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Важнейшим показателем благополучия общества является здоровье человека как один из факторов национальной безопасности государства. За последние годы в Российской Федерации сложилась ситуация ухудшения состояния здоровья населения. Функциональные отклонения выявляются у 33−50% новорожденных, в том числе: 74% имеют признаки патологии опорно-двигательного аппарата, у 36% детей наблюдается функциональная неполноценность кардио-респираторной системы. Около 53% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье. Снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи (Исаев А.А., 1998). Несправедливо забываются, по словам академика Е. М. Тареева, принципы лечения «.без лекарств, только физической нагрузкой, как гигиенической мерой, исходя из концепции регуляции мышцами кардио-васкулярной адаптации».

Систематически снижается уровень здоровья студентов. За время обучения в вузе в несколько раз увеличивается число хронических заболеваний. По данным выборочных медицинских обследований, в среднем у 40% студентов имеются признаки различных хронических заболеваний, в основном нервно-психических, сердечно-сосудистых, органов дыхания (Исаев А.А., 1998).

Сложившуюся ситуацию подтверждают многочисленные данные научных лабораторий различных регионов России, выявившие реально существующие тенденции ухудшения здоровья и физического состояния молодежи (Беляев Е.Н., 1999; Евсеев С. П., 2003; Сейранов С. Г., 1999; Хасин Л. А., 2001; Комков А. Г., 2001; Кучма В. Р. и соавт., 2003; Ланда Б. Х., 2002; Пузырь Ю. П., 2002;. Ямпольская ЮА., 2000). При этом в системе государственного образования не налажена система постоянного, динамического наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью детей и учащейся молодежипрактически отсутствует система оздоровления молодежи с низким уровнем физического развития и физической подготовленности средствами коррекционной и оздоровительной физической культуры.

В нашей стране уже создана серьезная законодательная база, позволяющая осуществлять действенные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья молодежи средствами физической культуры и спорта.

В Конституции Российской Федерации отражены государственные приоритеты в сфере «укрепления здоровья населения и деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта» (Конституция РФ, ст. 41, п. 2, 1993).

Воплощением государственной оздоровительной политики стали вышедшие за период с 1993 по 2006 годы Федеральные Законы «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Программа Правительства Москвы «Резервы здоровья и работоспособности молодежи», Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006;2015 гг.». Эти документы определили современные правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, установили принципы государственных интересов в области физической культуры и спорта России. Большой вклад в оздоровление молодежи нашей страны внесла проведенная в 2001;2005 гг. общероссийская Федеральная целевая программа «Молодежь России», подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации».

Вместе с тем крайне мало исследований, в которых изучены теоретические аспекты исследований состояния физического развития, физической подготовленности и влияние физических упражнений на психофизиологические характеристики студентов, не сформулирована целостная научно обоснованная концепция организации мониторинга состояния психофизического развития студентов.

На сегодняшний день ни у кого из специалистов не вызывает сомнения действенная роль в гармонизации психофизических характеристик оптимальной двигательной активности как одного из естественных факторов, способствующих укреплению здоровья, расширению адаптационных резервов организма, восстановлению иммунного статуса и т. п. (Антропова М.В. и др., 1982; Волков В. М., Мильнер Е. Г., 1987; Бальсевич В. К., 1990; Лубьппева Л. И., 1992; Нилуашев С., 1993; Мандриков В. Б. и др., 1998; Межуев В. Б., 1998; Порубайко Л. Н. и др., 1998; Трушкин А. Г., 1999 и др.).

Значимость физической активности особенно возрастает в современных условиях функционирования общества, когда за счет резко возросшей сложности учебных программ в начальной и средней школах, введения многоуровневой системы образования в высшей школе, а также повсеместной компьютеризации катастрофически снижается двигательная активность детей, подростков и лиц молодого возраста, особенно студентов высших учебных заведений.

Среди молодых людей выделяют как лиц повышенного риска, которые чаще, чем люди других социальных групп, страдают различными вегетативными расстройствами и нервно-психическими заболеваниями (Шкребко А.Н., 1998; Умрюхин Е. А., Быкова Е. В., Климина Н. В., 1999; Миннибаев Т. Ш., Михеева Л. В., Кузнецова Л. Ю. и др., 2001; Плотников В. П., 2001).

При этом нельзя не учитывать, что исходный уровень здоровья каждого последующего поколения существенно ниже, чем предыдущего.

Это связано с глобальными экологическими потрясениями, приведшими к максимальному увеличению разнообразных повреждающих факторов физического, химического и биологического плана, которые как сами по себе, так и за счет нарушения генофонда становятся причинами многочисленных аномалий развития и функциональной неполноценности органов и систем организма.

Естественно, в подобных условиях внимание специалистов самого разного профиля направлено на разработку эффективной системы физического воспитания студентов вузов. Данной проблеме посвящено огромное число публикаций (Лях В.И., 1990; Бальсевич В. К., 1992, 1996; Лубышева Л. И., 1993; Грузенькин В. И., 1994; Абаринов П. Д., 1995; Бобкин А. И., 1995; Комков А. Г., 1996; Байтман Л. Б., 1998, Тертычный А. В., 1999 и ДР-).

Однако на сегодняшний день, когда отсутствуют и соответствующий менталитет в плане необходимости систематического поддержания своего физического статуса, и необходимая материально-техническая база, все самые, казалось бы, перспективные направления совершенствования системы физического воспитания остаются нереализованными. Это обстоятельство заставляет вернуться к анализу сложившейся за многие десятилетия практике физического воспитания учащейся молодежи, ибо в каждой системе, в том числе и долго функционирующей, всегда существуют определенные резервы. Причем нередко отдельные нововведения на базе старого фундамента оказываются более эффективными, нежели полное разрушение сложившихся организационных основ.

Большую роль в оценке и охране здоровья студентов играет осуществление грамотного и продуктивного врачебного контроля. Своевременное отслеживание и адекватная интерпретация состояния здоровья студента, уровня его физического развития и функциональной готовности во многом обуславливают полезное влияние процесса физического воспитания. И напротив, ошибки и неточности врачебного контроля могут превратить, по сути, полезный процесс занятий физкультурой и спортом в нелюбимое и вредное для здоровья занятие.

Врачебный контроль ведется в течение всего учебного года. Начинается он с первичного медицинского осмотра, во время которого предстоит определить принадлежность студента к одной из медицинских групп (основной, подготовительной или специальной). Такое разделение необходимо для дифференцированного, индивидуального подхода к каждому занимающемуся физической культурой (Чоговадзе А.В., 1983). Благодаря данному подходу, студенты обоснованно распределяются по учебным группам и получают физическую нагрузку, адекватную их психофизиологическому состоянию и возможностям, совершенствуют свои физические качества, повышают и укрепляют здоровье.

Однако существующий механизм распределения студентов по медицинским группам не всегда может быть объективным из-за отсутствия четких характеристик принадлежности к той или иной группе. Исследования, предусмотренные первичным медицинским осмотром, подразумевают определение количественных характеристик состояния организма (например, ЖЕЛ, PWC170, динамометрия, ЧСС, АД, правильность осанки др.), а критерии принадлежности к той или иной медицинской группе на основании данных исследований носят сугубо качественный и приблизительный характер (незначительные отклонения в состоянии здоровья, достаточное физическое развитие, недостаточная физическая подготовленность) (Пономарева В.В., 2001). Также не оцениваются психофизические характеристики студентов и их индивидуальные психологические реакции на физические упражнения, хотя это может значительно облегчить, оптимизировать и обьективизировать процесс врачебного контроля у студентов, занимающихся физической культурой и спортом.

Таким образом, в основу нашей работы было положено стремление выявить объективно существующие количественные, статистически группирующиеся признаки распределения студентов по медицинским группам на занятиях физической культурой в процессе оценки их морфо-функциональных и психофизических характеристик.

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является оптимизация распределения студентов младших курсов в медицинские группы для занятий по государственной программе физического воспитания в зависимости от уровня физического развития, функционального состояния и психофизических особенностей.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. Определить значимость тестирования с помощью опросника Айзенка как пригодного экспресс-метода определения динамики психофизических характеристик при физических нагрузках у студентов младших курсов;

2. Изучить характер ответной психологической реакции на однократное воздействие дозированной физической нагрузки у студентов младших курсов;

3. Охарактеризовать изменения личностных реакций при условии систематического применения физических нагрузок в течение одного учебного года у различных категорий студентов младших курсов (группа общей физической подготовки, группы по видам спорта и специальная группа).

Научная новизна и практическая значимость.

Впервые в процессе распределения студентов младших курсов в медицинские группы на основании комплексной оценки морфо-функциональных показателей и психофизических характеристик был использован статистический анализ. С помощью анализа данных, полученных при индивидуальном психофизическом тестировании значительно расширено представление о динамике личностных реакций у студентов младших курсов, определены наиболее информативные психофизические критерии, позволяющие оценить интенсивность наступивших изменений. Проведена оценка возможности коррекции личностных реакций при помощи различных учебных программ физического воспитания.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что проведенные исследования позволили разработать новую методику объективной оценки распределения занимающихся физической культурой и спортом студентов младших курсов в медицинские группы на основании исследования морфо-функциональных показателей и психофизических характеристик, с помощью которой даны рекомендации по использованию физических нагрузок с учетом личностных реакций, позволяющие сформировать у студентов адекватную мотивационную установку на занятия физической культурой и спортом. Результаты работы создают реальные предпосылки для повышения психофизического статуса студентов, в том числе на основе имеющейся формы организации преподавания физической культуры в вузе.

Разработанная типология личностных реакций может быть использована для оценки психосоматического состояния студентов в рамках существующих определений акцентуации характера. Даны рекомендации по использованию физических нагрузок с учетом личностных реакций, что позволит сформировать у студентов адекватную мотивационную установку на занятия физической культурой и спортом. Результаты работы создают реальные предпосылки для повышения психофизического статуса студентов, в том числе на основе имеющейся формы организации преподавания физической культуры в вузе.

Разработанная в результате проведенного исследования научно обоснованная методика врачебного контроля получила в 2004 году звание «Лауреат премии Правительства Москвы молодым ученым города» за и успехи в области здравоохранения и социальной защиты населения и может быть внедрена в процесс врачебного контроля студентов. Научная гипотеза.

Основной гипотезой нашего исследования являлось предположение о существовании количественных и качественных группирующих признаков, определяющих распределение в группы занятий физической культурой и спортом. Согласно этой гипотезе, исследуемая совокупность студентов содержит в себе представителей различных медицинских групп: специальной, ОФП и по видам спорта, которые имеют статистически значимые различия в морфо-функциональных показателях и психофизических характеристиках как среди исследуемых мужского, так и женского пола.

Исходя из этого, морфо-функциональные показатели и психофизические характеристики организма могут быть объединены в единую систему определения состояния организма для оценки медицинских групп студентов, занимающихся физической культурой и спортом.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Показатели психофизического состояния студентов являются основополагающими для создания эффективной динамически модифицируемой системы экспресс-оценки их здоровья при ежегодной диспансеризации;

2. Распределение студентов младших курсов на медицинские группы базируется на объективных, статистически обоснованных критериях, в основе которых лежит комплексная оценка антропометрических, функциональных и психологических показателей;

3. Показатели психофизического развития при распределении студентов младших курсов на медицинские группы могут быть использованы в практике для коррекции личностных реакций при помощи различных программ занятий физической культурой и спортом.

Объем и структура диссертации.

Диссертация изложена на 135 страницах, содержит введение, 3 главы, заключение, выводы, практические рекомендации и список литературы, включающий 124 работы отечественных и 85 работ зарубежных авторов. Работа иллюстрирована 10 рисунками и 25 таблицами.

Выводы.

1. Комплексное использование морфо-функционального обследования при врачебном контроле и тестирования с помощью личностного опросника Айзенка у студентов дает возможность достоверно оценить исходный уровень и динамику психофизических характеристик при воздействии физических нагрузок и может быть использовано как экспресс-метод при диспансеризации студентов начальных курсов вуза;

2. Тестирование с помощью личностного опросника Айзенка может применяться как в индивидуальной оценке психофизического состояния, так и как важный дополнительный показатель в общей оценке развития организма;

3. Направленность и выраженность психологической реакции на однократное воздействие дозированной физической нагрузки определяется уровнем функционального состояния организма студента и его типом темперамента. Оценка особенностей ответной психологической реакции на такое воздействие позволяет прогнозировать эффективность систематических занятий физической культурой и спортом и выбирать наиболее оптимальную программу занятий;

4. Систематические занятия физической культурой и спортом оказывают позитивное влияние на функциональное состояние организма и гармонизируют психофизическое состояние, уменьшая выраженность характерологических акцентуацийпри этом наблюдаются определенные устойчивые изменения личностных реакций в пределах каждой из рассмотренных подгрупп у студентов;

5. Определение характера взаимосвязи морфо-функциональных и психофизических характеристик студенческого контингента позволяет использовать указанные параметры для оптимизации и объективизации процесса распределения студентов на группы занятий физической культурой и спортом на младших курсах медицинских вузов, что создает предпосылки для успешной коррекции личностных особенностей с помощью различных программ занятий физической культурой и спортом, а также повышает эффективность врачебного контроля студентов.

Практические рекомендации.

1. Первостепенную роль при массовых медицинских осмотрах студенческого контингента должны играть экспресс-методики оценки психофизического состояния, на основании которых можно делать обосновнные выводы о принадлежности исследуемых к медицинским группам;

2. Включение экспресс-методики оценки психофизического состояния в процесс физического воспитания в вузе позволит оптимизировать процесс врачебного контроля, наладить своевременный и обоснованный механизм распределения по группам занятий физической культурой, позволит повысить уровень мотивации к занятиям, а также уменьшить количество случаев пропуска занятий без объективных причин;

3. Наиболее адекватным способом психологического тестирования студентов является использование опросника Айзенка, позволяющего оценить уровень экстравертированности испытуемых и стабильность психических процессов. Данная методика позволяет получить объективную информацию о выраженности изменений акцентуаций характера как при однократном, так и при систематическом воздействии физических нагрузок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: ФиС., 1983 -176 с.
  2. Н.А., Тель Л. З., Циркин В. И., Чеснокова С. В. Физиология человека. СПб.: Сотис, 1998
  3. .Г. Проблемы оптимизации деятельности высшей школы в формировании физического здоровья студентов: Автореф. дис. к.социол.н. Уфа, 1996. — 26 с.
  4. Т.И. Биологические аспекты изучения адаптации человека //Антропология 70-х годов. М., 1972. — С. 103−129.
  5. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьниц //Вестник Российской АМН, 1993.-№ 5.-С. 19−24.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., МГУ, 1975−447 с.
  7. Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека// Гигиена и санитария-1985.-№ 6.- С. 55−58.
  8. Г. Л. Оценка физического развития: методология и практика поисков критерия оценки// Гигиена и санитария 1983 -№ 12-С. 51−53.
  9. И.А. Факторы, определяющие рост: физические механизмы роста // Количественные аспекты роста организмов. М.: Наука, 1975, С. 147−161.
  10. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников// Вестник Росс. АМН, 1993.-№ 5. -С. 19−24.
  11. P.M. Прогнозирование остояний на грани нормы и патологии. М., Медицина, 1979, — 295 с.
  12. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М., Наука, 1984.
  13. М.Г. Применение экспресс-анализатора при экспертной оценке состояния здоровья студентов // Тезисы третьего всероссийского съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Свердловск, 1986., с. 8.
  14. В.И. Диагностика и прогноз функциональной готовности спортсменов //Вестник спортивной медицины России. 1995, № 3−4, С. 85.
  15. Ю.П., Поляев Б. А. Аппаратно-программный комплекс «мониторинг здоровья спортсменов» // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы спортивной медицины и лечебной физкультуры». Санкт-петербург, 2003.
  16. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988.
  17. Бани Ата A.M. Оценка структуры физической подготовленности юных гимнастов разных типов телосложения как метод педагогического контроля: Автореф. дисс.. канд. пед. наук., 1989.-23 с.
  18. С.Л. Данные о состоянии физического воспитания в медицинском вузе // Тезисы третьего всероссийского съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Свердловск, 1986., с. 12.
  19. Л.М., Хрусталева Е. К. Функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы у детей. Мн.: Амалфея, 2000. -с.27−88.
  20. Е.С., Новак О. А. Врачебный контроль и самоконтроль на занятиях по физическому воспитанию: Метод, указания. -Казань: Казан, хим. техно л. ин-т, 1991. 12 с.
  21. В.П. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов. СПб.: Питер, 2003. — с. 688.
  22. В.П., Боровиков И. П. «STATISTICA статистический анализ и обработка данных в среде Windows». — М.: «Филин», 1998.-c.608.
  23. И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека //Вопросы философии. 1982. — № 2. — С. 48−53.
  24. П.В., Дибнер Р. Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения //Теория и практика физической культуры. 1994,№ 5−6,-С. 6−12.
  25. П.В., Дибнер Р. Д., Лисицына Л. Н., Осетинский М. Г. Автоматизированная система «ОФИС»: оценка состояния здоровья и назначение физических упражнений //Теория и практика физической культуры. 1991, № 8, С. 24−27.
  26. Я.С. Гигиена физического воспитания. М.: Просвещение, 1986. — 173 с.
  27. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. -М.: Просвещение, 1991. 64 с.
  28. A.M. Вегетативные расстройства. М.: МИА, 2000. с. 58−70.
  29. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: ФиС, 1985. — 176 с.
  30. В.Ю., Волкова Л. М., Давиденко Д. Н. и др. // Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов: Учеб. пособие. -СПб.: СПбГТУ, 1996. 89 с.
  31. Ю.В. // Адаптация и физическая работоспособность спортсменов: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: ГДОИФК, 1990. — 84 с.
  32. А.П., Медведев А. П., Маслюк А. П. и др. Анализ вариабельности ритма сердца у спортсменов: Методические рекомендации. Нижний Новгород, 1998. С. 3−9.
  33. Л.Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1990. — 224 с.
  34. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1992 .-М, 1992.-158 с.
  35. Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. -М.: Медицина, 1975.-278 с.
  36. С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков //Вестник АМН СССР. -1981. № 1. — С. 29−35.
  37. С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах //Вопросы охраны материнства и детства. 1973. — № 7. -С. 3−7.
  38. С.М., Ужви В. Г., Ямпольская Ю. А. Комплексная оценка морфологического развития ребенка по темпам созревания ифизическому состоянию //Вопросы антропологии. 1974. — Вып. 47.-С. 98−108.
  39. Делла .- Росса И. Г, Долидзе Г. Г. Работоспособность и особенности двигательного режима // IV Республиканская научно-методическая конференция по проблемам физического воспитания студентов: тезисы докладов. Тбилиси, 1988., с.29
  40. А.Г. Врачебный контроль в спорте. -М.:Медицина, 1988.-278 с.
  41. Е.Б., Дехнич Н. А., Костюченков В. Н. и др. Физическое развитие и состояние здоровья студентов медицинского института //Гигиена и санитария. 1982. — № 7. — С.87−88.
  42. В.Е., Филипченко Р. Е. Морфофункциональная перестройка мышечных волокон в результате адаптации к холоду и мышечной нагрузке //Физиология СССР. 1979. — Том 60. — № 4. -С. 566- 575.
  43. Детская спортивная медицина /Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1991. — 560 с.
  44. К.П. Оценка физического развития, как важнейший раздел контроля за процессами роста и состояния здоровья отдельного ребенка и коллектива //Гигиена и санитария. 1977. -№ 10.-С. 77 82.
  45. В.А., Апанасенко Г. Л., Фонарев М. И. // Лечебная физкультура и врачебный контроль. М.: Медицина, 1990. — 366
  46. Д.И., Янушкевичус З. И. Выводы о результатах анализа синусового ритма и экстрасистолии по ритмограмме: Методические рекомендации. М., 1981.
  47. А.И., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура / Руководство. М.: Медицина. — 1993. — с. 432.
  48. Э.В. Спортивная кардиология. СПб.: Гиппократ, 1995.
  49. В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. -М.: ФиС, 1987. -256 с.
  50. А. А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. -М.: ФиС, 1998.-240 с.
  51. В.П. Современные аспекты адаптации. -Новосибирск.: Наука, 1980. 192 с.
  52. В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения //Вестник Рос. АМН. -1993.-№ 5.-С. 25−27.
  53. А.Т., Варламова Н. Т., Евдокимов В. Г. Антропометрические показатели и физическая работоспособность // Физиология человека.-1984.-Т.10.-№ 1.-С.112−116.
  54. Ю.Л., Анищенко В. С., Пермяков И. А. // Основы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и спортом в вузе: для студентов всех факультетов. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2000. — с. 49
  55. В.Г., Никитюк Б. А. Медицинская антропология. -Киев.: Здоровья, 1992.
  56. К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224 с.
  57. Ф.Г., Нечаева Л. П. Об участии врачебно-физкультурной службы в диспансеризации студентов-медиков в условиях Севера // Тезисы третьего всероссийского съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Свердловск, 1986., с. 34.
  58. А. Е. Актуальные вопросы формирования и диагностики здоровья: Материалы итоговой науч. конф. СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: СПбГАФК, 2002. — 43 с.
  59. Левин В. И Материалы для контроля и оценки физического состояния подростков Л.: Медицина, 1966. 139 с.
  60. Ф.Г. Методические рекомендации по оценке уровня физического развития студентов. Архангельск, 1980., с. 9.
  61. Г. А. Спортивная медицина. М.: Советский спорт, 2002. -480 с.
  62. С.К. Тестирование в физическом воспитании студентов: Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. — с. 11
  63. И.В., Потапов В. Н., Важенина Е. Н. Здоровье и физическая культура студентов: Учебное пособие. Тюмень: Изд. Тюменского госунивеситета, 1999. — 44 с.
  64. А.И., Михайлов Н. Ю., Стрюков С. Г. Критерии оценки в пульсовой диагностике // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы спортивной медицины и лечебной физкультуры». Санкт-петербург, 2003. -с.76−77.
  65. Медведев ЕЛО., Постников Д. Я. МикроЭВМ и микропроцессоры в диагностической работе врачебно-физкультурных диспансеров // Тезисы третьего всероссийского съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Свердловск, 1986., с. 131.
  66. В.А., Юрьев В. К. Состояние здоровья, условия и образ жизни современных спортсменов. М.: Медицина, 2001. — 144 с.
  67. Р.А., Хрущев С. В., Хельбин В. Н. Возрастная кардиогемодинамика у спортсменов. М.: Медицина, 1989. — 112 с.
  68. Д.Н. Информация и проблемы высшей нервной деятельности. JL: Медицина, 1974.
  69. Миннибаев Т. III., Михеева JI. В., Кузнецова JI. Ю., Смирнова М. А., Силаев А. А., Грачев С. В. Интенсивные формы обучения и здоровье студентов // Вестник Российской АМН. 2001. № 12. С. 42.
  70. И.В. Экспресс-диагностика уровня здоровья по среднеэнергетическому показателю Риодораку у школьников // Медицина, физкультура и спорт. Итоги и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции. Ижевск, 2000., с. 166.
  71. Р.Е. Врачебно-физиологический раздел спортивного отбора и ориентации. -М., 1977. 37 с.
  72. Р.Е., Ерусалимский JI.A. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе.-М., 1986.-250 с.
  73. И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев: Здоров’я, 1989, — 56 с.
  74. . А. Адаптация, конституция и моторика // Морфофункциональные эквиваленты гипокинезии и двигательной активности: Материалы конференции. Горький, 1988. — С. 46−53.
  75. С.А., Сосин Д. Г. Методы антропометрического и соматометрического обследования. Тюмень, 1998. — 28 с.
  76. Н.Р. Справочник медицинской сестры по уходу. -М.: ACT, 2000, с. 544.
  77. Н.Е. Гиподинамия и сердечно-сосудистая система. -М.: Наука, 1977.- 259 с.
  78. В.П. Взаимодействие некоторых показателей кардио-респираторной системы у студенток с различным функциональным состоянием при физической нагрузке // Актуальные проблемы современной науки. М., 2001. — № 2. -с. 182−185
  79. В.П. Физическая реабилитация студентов с нейроциркуляторной дистонией: Автореф. дисс. докт. мед. наук. Москва, 2002. — с.4
  80. В.П., Поляев Б. А., Чоговадзе А. В. Иванова Г. Е. Постизометрическое влияние мышечных напряжений на сердечнососудистую систему здоровых и больных нейроциркуляторной дистонией // Физиология человека. М., 2002. — № 3. — с. 81−84
  81. Г. И. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Проф. Кофмана Л. Б. М.: Физкультура и спорт, 1998. — с. 60−69.
  82. В.В., Прошляков В. Д., Дворецкий Э. Н. и др. Физическая культура и здоровье: Учебник / Под ред. В. В. Пономаревой. -М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. -352 е.: ил.
  83. В. Н. // Отбор и контроль в юношеском велоспорте. Омск: Изд-во СибГАФК, 2001. — 195 с.
  84. Ю.М. Определение работоспособности учащихся. -М.: Медицина, 1985.-128 с.
  85. Н. Я., Потапова Т. В. Физическая работоспособность: Учеб.-метод, пособие для преподавателей, врачей и студентов. -Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2001. 74 с.
  86. Р.И., Бованенко В. В., Буткевич Г. А., Воскресенский Б. М. Физическая тренировка в группах здоровья. Киев: Здоровья, 1989.-c.92
  87. Рожков Г1.А. Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: Реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков: Документы и материалы: 1999−2002 гг. М: Советский спорт, 2002.
  88. М.Ф. Материалы для определения и оценки физического развития и общей физической работоспособности студентов: Методические рекомендации. М., 1986.
  89. .Б., Гусева JI.B. // Особенности физического воспитания в специальных медицинских группах: Учеб.-метод. пособие. Омск: АЖС, 1997. — 30с
  90. B.C. и соавт., Комплексная оценка состояния адаптивных систем студентов вузов Тюмени/ Дыхательная и сердечно-сосудистая системы в норме, патологии и эксперименте.-Тюмень, 1990.- С.96−100.
  91. Спортивная медицина /Под ред. B.JI. Карпмана/.-М.:ФиС.-1987.-250 с.
  92. К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. Москва, 1998. — с.267
  93. Е.М. К 75-летию со дня рождения. Терапевтический архив, 1970, № 6.
  94. А.Я. Болезни человека, обусловленные дефицитом двигательной активности, и здоровье. М.: Советский спорт, 2001. -с. 248.
  95. С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка-JI.: Знание, 1988. -32 с.
  96. Т.В. Контроль за состоянием здоровья студентов // Актуальные вопросы валеологического образования и физического воспитания студенческой молодежи: Материалы второй межвузовской научно-практической конференции. Н.1. Новгород, 2003., с. 78.
  97. Е.А., Быкова Е. В., Климина Н. В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности //Вестник Российской АМН. 1999. № 6. С. 47−51.
  98. А.А. Система комплексной количественной оценки состояния здоровья человека // Медицина, физкультура и спорт. Итоги и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции. Ижевск, 2000., с. 168.
  99. О.М., Щедрина А. Г. Роль индивидуальной изменчивости организма в формировании здоровья студентов //Гигиена и санитария. 1996. — № 6. С.29−32.
  100. B.C. Проблема измерения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма //Теория и практика физической культуры. 1996, № 7, с. 18−23.
  101. Н.Б. Регуляция вариативности ритма сердца у здоровых и больных с психогенной и органической патологией мозга: Дисс. д-ра мед.наук.-М., 1996. 217с.
  102. А.Г., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  103. С.В., Поляков С. Д., Чередниченко JI.C., Соболев A.M. Экспресс-оценка физического здоровья у практически здоровых школьников: методические рекомендации. Москва, 2003. С. 16
  104. О.И. Физическая работоспособность: методы определения и контроля: Метод, пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996. — 37 с.
  105. А.В. Физическое воспитание и здоровье студентов. -Здравоохранение РСФСР, 1984, № 6, с. 13−16.
  106. А.В., Круглый М. М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. М.: Мысль, 1977. — С. 10−35.
  107. А.В., Пахомов Ю. П. Врачебный контроль за физическим воспитанием и исследования в спортивной медицине: Респ. сб. науч. тр. М.: МОЛГМИ, 1987. — 129
  108. А.В., Прошляков В. Д., Мацук М. Г. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем. -М.: Высшая Школа, 1986. с. 47−58.
  109. А.В. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания / В кн. «Физическое воспитание» под ред. Головина В. А., М.: «Высшая школа», 1983, с. 269−317.
  110. А.Н. Медицинские основы применения новых технологий в физическом воспитании студентов. Автореф. дис. док. мед. наук. М., 1998.41 с.
  111. В.М., Левин М. Я. Иммунитет и здоровье спортсменов.-М.:ФИС, 1985.-175 с.
  112. А.Г. Морфофункциональные показатели здоровья студентов в связи с различными видами учебной деятельности и влиянием физического воспитания: Автореф. дисс. докт. мед. наук. Новосибирск, 1982. — 47 с.
  113. А.Г. Понятие индивидуального здоровья центральная проблема валеологии — Новосибирск, 1996. — 49 с.
  114. Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения //Гигиена и санитария, 1996. № 1.1. С. 24−26.
  115. Adams R.J. Management issues for patients with ischemic stroke // Neurology. 1995. -V. 45., № 2.-P. 15−18.
  116. Alberts M.J., Bertels C.H., Dowson D.V. An analysis of the time after stroke//JAMA.- 1999. Vol.263.-P.65.
  117. Altman D.L., Perlman J.P., Volpe J.J. et al. Cerebral oxygen metabolism in newborn infants mesuared with PET // J CBF Metab.-1989.-Vol.9.(Suppl.).-S.25.
  118. Andersen P., Hagan P.G., PhilHps C.G., Powell T.P.S. Mapping by microstimulation of overlapping projections from area 4 to motor units of the baboon hand // Proc. Royal Soc.Lond. B.-1975.-VoU88.-P.31−60.
  119. Appel M.L., Berger R.D. Saul J.P. et al. Beat-to-beat variability in cardiovascular variables: noise or music? // J. Am. Coll. Cardiol. -1989.-vol. 14.-p. 1139−1148.
  120. Astrup J., Siesjo В., Simon L. Theresholds in cerebral ischemia. The ischemic penumbra // Stroke, 1981.- N12. — P.723 — 725.
  121. Audy В., Moulin Т., Tatu L. et al. Early predictors of outcome in acute middle cere-bral artery ischemia // Abstracts of 3 World Stroke Congress.-Munich.-1996.-P55.
  122. Austin Q, Laffm D., Vasudevom R. et al. CBF in stroke-type patients // In: Microvascular anastomosis for cerebral ischemia.-New York.-Springer-Verlag.- 1978.-P.241 -265.
  123. Bannister R., Mathias C.J. Autonomic Failure: A Text-Book of Clinical Disorders of the Autonomic Nervous System. 3 Ed. -Oxford: Oxford1. Univ.Press., 1993.
  124. Baron J.C. PET studies in ischemic stroke // In: Stroke. Pathophysiology, Diagnosis and Management.-New York.-Churchill&Livingstone., 1992.-P. 111−123,
  125. Baumbach G.L., Heistad D.D. Cerebral circulation in chronic arterial hypertension //Hypertension.-1988.-Vol, 12.-P.89−95.
  126. Binkofski F., Seitz R.J., Arnold S. et al. Motor recovery after hemiparetic stroke: rela-tion to pyramidal tract damage and thalamic hypomethabolism // J Cer. Blood Flow Met,-1995.-Vol. 15.-Suppl. 1.-P.6S9.
  127. Blakely D.D., Oddone E.Z., Hasselblad V., et al. Noninvasive carotid artery testing. Ameta-analytic review // Ann Intern Med.-1995.-Vol.122.-P.360−7.
  128. Bobath B. Die Hemiplegie Erwachsener. 5 uberarb.Aufl.-Stuttgart: Thieme., 1993.-240 P.
  129. Bohannon R.W., Smith M.B. Interraterreliability of a modified Ashworth scale of muscle spasticity//Phys. Therapy.-1987.-Vol.67.-P.206−207.
  130. Bowler J.V., Wade IP., Jones B.E. et al. Single-photon emission computed tomography using hexamethylpropyleneamine oxime in the prognosis of acute cerebral infarction//Stroke.- 1996,-Vol. 27,-№l.-P. 82−86.
  131. Brainin M., Foulkes M.A. Stroke Data Banks: Challenges for Research.-Basel: Karger., 1994.-104 P.
  132. Brandstator M., Basmajian J. Stroke Rehabilitation. -1987.
  133. Brown M.M., Wade J.P.N., Marshall J. Fundamental importance of arterial oxygen content in the regulation of CBF in responce to changes in blood viscosity // Lancet,-1985.-№l.-P.604−609.
  134. Butterworth R., Abraha H., Sherwood R., Bath P.M.W. Serum S-100 predicts out- come after acute stroke // Abstracts of 3 World Congress-Munich,-1996,-P, 50.
  135. Castelan D.J., Fiirsch I, Martin M. Latex-bound antifibrmogen test for plasma fibrinogen assay //J Clin. Pathol.-1976.-Vol.21.-P.638.
  136. Chollet F. a. o. The functional anatomy of motor recovery after stroke // Ann Neurol. 1991. — N29. — P. 69−71.
  137. Colebatch II, Dieber M.P., Passingham R.E. et al. Regional cerebral blood flow during voluntary arm and hand movements in human subjects//J Neurophysiol.-1991.-Vol.65.-P. 1392−1401.
  138. Crohin C.C., Zelman V., Loskota W., Bayat A. Brain protection during deep hypothermic cardiac arrest (DHCA). // European Congress of Anaesthesiologi, 9-th: Proceeding. Jerusalem, 1994, p. 32.
  139. Cummings J.L. Dementia: the failing brain // Lancet.-1995.-№ 346.-P. 1481−4.
  140. Dalat P., Dalat K. Current management of Cerebrovascular Accident //JIM. 1993. — Suppl. 2. P. 14−18.
  141. Davidoff R. A. In: Spasticity. The current status of research and treatment. Ed. Emre M., BeneckeR. USA, 1989.-P.l 15−124.
  142. Davidoff R.A. In: The origin and treatment of spasticity. Ed. Benecke R., Emre M., Davidoff R.A. USA, 1990.-P.63−91.
  143. De Reuck J., Decoo D., Jansen H. et al. PET study of transhemispheric diaschisis in middle cerebral artery infarction // Abstracts of 3 World Stroke Congress.-Munich,-1996.-P.79.
  144. Deiber M.P., Passingham R.E., Colebatch J.G. et al. Cortical areas and the selection of movement: a study with PET // Exp. Brain Res.,-1991.-№ 84.- P.393−402.
  145. Di Pellegrino G., Fadiga L., Fogassi L. et al. Understanding motor events: a neuro-physiological study// Exp. Brain Res. -1992.- № 91.- P. 176−180.
  146. Dintenfass L. Blood microrheology viscosity factors in blood flow, ischemia and thrombosis.-NY: Appleton Century&Crofts., 1971.-P. 5129- 266−355.
  147. Djordjevich D., Jovicic A., Dincic E. Hemorheological parameters -Prediction of func-tional outcome in stroke patients // Abstracts of 3 World Stroke Congress.-Munich.-1996.-P.60.
  148. Dorndorf W., Marx P. Stroke Preventkm.-Basel.:Karger., 1994.
  149. Drory Y, Shapiro I, Fisman E., Pines A. Myocardial ischemia during sexual activity in patients with coronary artery disease see comments.
  150. Am J Cardiol. 1995- 75:835−837.
  151. Duncan P.W. Stroke Disability // Phys. Ther.-1994.-Vol.74.-P.399
  152. Duncan P.W., Propst M, Nelson S.G. Reliability of the Fugl-Meyer assessment of sensorymotor recovery following cerebrovascular accident // Phys. Ther.-1983,-Vol.63.-P. 1606−1610.
  153. Dymond A.A. Intracerebral current levels in man during electrosleep therapy//Biol.Psychiatry.-1975.-Vol. 10.-№ 1.-P. 101−104.
  154. Edvinsson L, McCulloch J. Peptidergic mechanisms in the cerebral circulation. -Chichester.: Ellis&Horwood., 1987.
  155. Edvinsson L., Mackenzie E., McCulloch J. et al. Perivascular innervation and receptor mechanisms in cerebrovascular bed // In: Cerebral blood Flow.- NY: McGraw &-НШ. 1987,-P. 119−136.
  156. Ernst E. A Review of Stroke Rehabilitation and Physiotherapy // Stroke.- 1990.-№ 7.-P. 1081−92.
  157. Faraci F.M., Heistad D.D. Regulation of large cerebral arteries and cerebral microvascular pressure // Circ. Res.-1990.-Na66.-P.8−17.
  158. Federico F., Lucivero V., Simone I.L., Mezzapesa D.M. Proton MR spectroscopy inacute, subacute and chronic cerebral infarctions // Abstracts of 3 World Stroke Congress. -Munich.-1996.-P.81.
  159. Fetz E.E., Cheney P.D. Postspike facilitation of forelimb muscle activity by primate corticomotoneuronal cells // JNeurophysiol.-1980.1. Voi.44,-P.751−772.
  160. Fieschi C, Frontoni M. Treatment of acute stroke: an update // Abstracts of I Con-gress of EFNS.-Marseille.-1995.-P. 124/
  161. Finger S. a. o. Brain injury and recovery. Teoretical and controversial issues. Plenum Press, London: 1990.
  162. Freed M., Grines C. Essentials of Cardiovascular Medicine.-Birmingham.: Physician’sPress., 1994.
  163. Freund H.J., Sabel В., Witte O. Brain Plasticity (Advances in Neurology.-Vol.73).-Philadelphia.: Lippingcott Raven., 1997.
  164. Fries W., Danek A., Scheidtmann K, Hamburger C. Motor recovery following capsular stroke // Brain.-1993.- № 116.- P.369−382.
  165. Fugii K., Sadoshima S.- Okada Y. et al. CBF and metabolism in normotensrve and hy-pertensive patients witn transient neurological deficits // Stroke.-I990.-Vol.21.-P.283−290.
  166. Fugl-Meyer A.R., Jaasko L., Leyman I. et al. The post-stroke hemiplegic patient. l. Amethod for evaluation of physical performance // Scand. Rehab. Med.-1975.-Vol.7.-P, 13−31.
  167. Geisseler T. Halbseitenlahrnung. 2 Aufl.-Stuttgart:Thieme&Frohberg GmbH., 1993.-228 P.
  168. Grafton S.T., Woods R.P., Mazziotta J.C. Within arm somatotopy in human motor ar-eas determined by PET imaging of cerebral blood flow
  169. Exp. Brain Res.-1993,-№ 95.-P. 172−176.
  170. Gusev E. Epidemiology of Cerebral Stroke in Russa (trends in incidence and mortality risk factors) // Thessaloniki Conferenc. 10 th.1. Vienna, 1994 P.48.
  171. Hacke W. a. o. Cerebral Ischemia.- Berlin: Springer Verlag, 1991
  172. Harris D.N., Smith P.L.S., Taylor K.M. Cerebral oxygenation during cardiopulmonary bypass using near infrared spectroscopi. // Pathophysiology and Techniques of Cardiopulmonare Bypass, San Diego, 1994, p. 262.
  173. Hass W. Beyond cerebral blood flow, metabolism and ischemic thresholds // Cerebral vascular disease. V.3. — 1981.
  174. Herholz K., Hess W. D. Pathophysiologie der Zerebralen Ischamie in-vivo Untersuchungen mit P.E.T. // Zerebrale Erkrankungen. Stuttgart, 1992. -S. 19−32.
  175. Homberg V. Rehabilitation in cerebrovasculardiseases // Cerebral Ischaemia. 1991. — P. 211−216.
  176. Hossman K. Pathophysiology of cerebral infarction // Handbook of clinical neurology. Parti. — 1988.-V.53.-P. 107- 155.
  177. Jobsis F.F. Noninvasive infrared monitoring of cerebral and myocardial oxygen sufficiency and circulatory parameters. // Science, 1977,198:1264−1267.
  178. La Rovere, M. Т., Bersano, C., Gnemmi, M., Specchia, G., Schwartz, P. J. Exercise-Induced Increase in Baroreflex Sensitivity Predicts Improved Prognosis After Myocardial Infarction. — Circulation, 2002, 106: 945−949
  179. Lechner H., Schmidt R. The Austrian stroke Prevention Study (ASPS) // Thessaloniki Conferenc. 10 th. Vienna, 1994 P.83.
  180. Lehmann E. L. Nonparametrics: Statistical methods based on ranks. San Francisco: Holden-Day, 1975.
  181. Malliani A., Lombardi F., Pagani M. Power spectral analysis of heart rate variability: atool to explore neural regulatory mechanisms. //Br. heart J. 1994. V.71.P.1−2.
  182. Mauritz K. General rehabilitation // Current Opinion in Neurology and Neurosurgery. 1990. — N.3. — P.714−718.
  183. McCormick P.W. Monitoring cerebral oxygen deliveri and haemodynamics.// Curr. Opin. Anaesthesiol., 1991, 4:639 644
  184. McCormick P.W., Stewart M., Goetting M.G., Balaktushnan L. Regional cerebrovascular oxygen saturation measured by optical spectroscopi in humans. // Stroke, 1991, 22:596−602.
  185. Myers, J. Exercise and Cardiovascular Health. — Circulation, 2003, 107: e2−5
  186. Natoctin J., Vilensky В., Semenova G. Traits of osmolality changing and ion concentration of blood serum and liquor in ischemic insult // Physiological and biochemical basis of brain activity. St. Petersburg, 1994. — P.78.
  187. , P., Ко, D. Т., Hebert, P. R., Krumholz, H. M., Perlo, D. H., Myers, J., Froelicher, V., Balady, G. J. Exercise Capacity and Mortality. — N Engl J Med., 2002, 347: 288−290
  188. Rabbat, C. G., Treleaven, D. J., Russell, J. D., Ludwin, D., Cook, D. J. Prognostic Value of Myocardial Perfusion Studies in Patients with
  189. End-Stage Renal Disease Assessed for Kidney or Kidney-Pancreas Transplantation: A Meta-Analysis. J Am Soc Nephrol., 2003, 14: 431 439
  190. Schmidt-Schonbein H. a. o. Erytrocyte aggregation: causes, consequences and methods of assessment // Tijdschr. NVKC. 1990. -N15. — P.88−97.
  191. Sneath P.H.A., Sokal R.R. Numerical taxonomy the principles and practice of numerical classification. — W.H. Freeman and Co., San1. Francisco, 1973.
  192. Sokal R.R. SPAF (Stroke Prevention in Atrial Fibrillation) //
  193. Circulation, 1991. -N 84. — P. 527 — 529.
  194. E., & Stoline M. R. An extension of the Г-method of multiple comparison to include the cases with unequal sample sizes. Journal of the American Statistical Association, 1973, 68: 976−978.
  195. Takken, T, van der Net, J, Kuis, W, Helders, P J M Physical activity and health related physical fitness in children with juvenile idiopathic arthritis. — Ann Rheum Dis, 2003, 62: 885−889.
  196. Toole J. Cerebrovascular Diseases. N. Y.: 1986.
  197. Troxell, M. L., Britton, S. L., Koch, L. G. Genetic Models in Applied Physiology: Selected Contribution: Variation and heritability for the adaptational response to exercise in genetically heterogeneous rats. — J. Appl. Physiol., 2003, 94: 1674−1681
  198. Williams I.M., McCollum C. Cerebral oximetry in carotid endarterectomy and acute stroke. In: Greenhalgh R.M., Hollier L.H., eds. Surgery for Stroke. London- Saunders, 1993, 129−138.f) p)
  199. Williams I.M., Picton A.J., Hardy^.C., Mortimer A.J., McCollum C.N. Cerebral hypoxia detected by near infrared spectroscopy // Anaesthesia, 1994, V. 49,7:762−766.
  200. Wray S., Cope M., Delpy D., Wyatt J.S., Reynolds E.O.R. Characterization of near infrared absorption spectra cytochrome aa3 and haemoglobin for the non-invasiv monitoring of cerebral oxygenation. // Biochim. Biophys. Acta, 1988, 933:184−192.
  201. Zulch K., Iiossman V. Patterns of cerebral infarct // Handbook of Clinical Neurology. 1988. — V. 53. Part I. — P. 175−199.
Заполнить форму текущей работой