Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование инфраструктуры малого инновационного предпринимательства как органичной части инновационной сферы России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективная реализация финансовых, налоговых, технологических, законодательных и других возможностей развития малого инновационного предпринимательства будет возможна при решении проблем его кадрового обеспечения. В настоящее время решение кадровой проблемы в инновационной сфере имеет три основных стороны: во-первых, воссоздание системы подготовки кадров всех специальностей, связанных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
    • 1. 1. Особенности становления и развития малого инновационного предпринимательства в России
    • 1. 2. Современное состояние малого инновационного предпринимательства в России
  • Глава 2. СОСТОЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
    • 2. 1. Анализ состояния и тенденций развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства в России
    • 2. 2. Государственная политика в области инфраструктурного обеспечения малого инновационного предпринимательства
  • Глава 3. ОСНОВЫ ПЕРЕХОДА К КОМПЛЕКСНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА11!
    • 3. 1. Финансовое обеспечение малого инновационного предпринимательства
    • 3. 2. Налоговое стимулирование развития малого инновационного предпринимательства
    • 3. 3. Кадровое обеспечение малого инновационного предпринимательства
    • 3. 4. Правовое регулирование формирования и развития малого инновационного предпринимательства

Формирование инфраструктуры малого инновационного предпринимательства как органичной части инновационной сферы России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап трансформации общественной системы России показал, что эффективные структурные преобразования в экономике и в социальной сфере невозможны без наличия класса мелких и средних предпринимателей, способных, благодаря динамизму и высокой мобильности, решать многие проблемы, связанные со структурной и технологической модернизацией экономики.

Недооценка социальной и экономической роли малого предпринимательства обернулась значительным снижением возможностей мобилизации и включения в экономический оборот разнообразных ресурсов, особенно па локальных и местных уровнях, и, соответственно, возможностей роста ВВП.

Необходимость развития малого предпринимательства диктуется не только спецификой стоящих перед российским обществом задач системного обновления, но и общемировыми экономическими тенденциями, четко обозначившимися в последней четверти XX столетия. Одной из них является растущая включенность малой экономики в общие механизмы воспроизводства и социально-экономического развития.

Особое место в структуре современного малого и среднего бизнеса занимает инновационное предпринима1ельство, являющееся как источником генерирования инновационных идей и разработок, так и способом их доведения до потребителя.

Эго значич, что малое инновационное предпринимательство становится необходимым и органичным звеном единого инновационного процесса. И от того, как налажено это звено, как выполняет свои функции, зависит результативность инновационной деятельности в целом. Можно сказать, что малое предпринимательство должно развшься в специфическую сферу экономики, своими технологическими, рыночными и другими экономическими связями объединяющую инновационный блок экономики и обеспечивающую его взаимодействие со сферами внедрения инноваций.

Проведенный анализ инновационной деятельности в России, позволяет сделать вывод, что малый инновационный бизнес не получил распространения, достаточного для выполнения его производственно-экономических и социальных функций. Его рост в годы оживления экономики незначителен и неустойчив, а количество высокотехнологичных малых предприятий сокращается.

Потенциал малого бизнеса в инновационной сфере, как специфического звена этой сферы, до сих пор остается нереализованным. Этот бизнес, фактически, еще не стал таким звеном, оставаясь простой совокупностью небольших предприятий, каждое из которых оказывает инновационные услуги или производит какую-либо инновационную продукцию.

Основными проблемами таких предприятий являются: нехватка собственных средств, крайняя ограниченность бюджетных и внебюджетных источников финансирования, отсутствие или недостаточность государственных заказов и неразвитость инфраструктуры, необходимой для них. Обладая научно-интеллектуальным и инновационным потенциалом, предприятия пытаются реализовать его на свой страх и риск, путем обмена на инвестиции. В результате большинство перспективных научных разработок оказывается нереализованным.

Препятствием для превращения мало! о инновационного предпринимательства в органичное звено всего инновационного процесса является несовершенство существующей налоговой системы, законодательной базы, наличие административных барьеров, неструктурированность инновационной сферы.

До настоящего времени так и не создана инфраструктура рынка, позволяющая осуществлять справедливый обмен инновационных идей на инвестиционные ресурсы.

Как показывает зарубежный опыт, государственная поддержка в прямой и косвенной формах имеет принципиальное значение для структурирования и формирования целостности инновационной сферы и нахождения в ней места для малого предпринимательства.

С этой точки зрения необходимо выделить основные, наиболее эффективные инструменты включения малого высокотехнологичного бизнеса в общий инновационный процесс.

Одним из определяющих факторов развития малого инновационного предпринимательства является создание и развитие его эффективной, разветвленной инфраструктуры, которая придаст ему системную целостность в выполнении функций по производству инновационной продукции и ее включения в рыночные связи, то есть доведения научно-технологической продукции до уровня товара. В результате инновационная инфраструктура является необходимым звеном осуществления взаимодействия науки и производства, разработчика и потребителя инноваций.

Развитие инфраструктуры инновационной деятельности является средством обеспечения ее эффективности и устойчивости.

Инновационная инфраструктура позволит, прежде всего, инновационным предприятиям, а в дальнейшем и реальному сектору экономики в целом, в максимальной степени использовать как собственные инновации, так и основные достижения мирового научно-технического прогресса, способствуя переходу России на инновационный путь развития.

Степень разработанности проблемы.

История современного малого предпринимательства в России, даже учитывая его кооперативный период 80-х годов прошлого века, насчитывает всего около 25 лет. Но и за это время была создана обширная литература о его становлении и развитии.

Разработке проблематики малого предпринимательства посвятили свои работы Т. А. Алимова, В. С. Афанасьев, А. В. Бусыгин, Л. Н. Иванова, М. Н. Рыбина, В. Г. Игнатов, О. А. Плотникова, В. А. Рубе, В. Е. Савченко, В. Ю. Фадеев, А. А. Шулус и др.

В работах этих авторов исследуются возникшие формы и виды малого бизнеса, его состояние и динамика, роль в условиях перехода экономики к рыночным отношениям, трудности, с которыми он столкнулся.

Цели и задачи, содержание, формы и основные методы государственного регулирования малого предпринимательства в России раскрываются в работах А. О. Блинова, Е. М. Бухвальда, А. Н. Буянкиной, А. В. Виленского, П. А. Мягкова, А. В. Орлова, Г. Н. Семенцовой, Е. Ф. Фесенко, А. Ю. Чепуренко и др.

Отдельно можно выделить научные работы, посвященные анализу инновационной деятельности в экономике в целом и в малом предпринимательстве в частности. Это работы А. И. Амосова, С. В. Валдайцева, В. М. Власовой, Г. М. Денисова, И. В. Журавковой, Л. А. Колесникова, Э. И. Крылова, В. Г. Медынского, Л. Э. Минделли, Н. А. Новицкого, Л. К. Пипия, Г. К. Орловой, P.A. Фатхутдинова и др.

Вместе с тем, исследования современных проблем деятельности малых инновационных предприятий нося! фрагментарный характер. Остаются недостаточно исследованными специфика малого инновационного предпринимательства как особого вида предпринимательской деятельности, его места и функций в общем инновационном процессе, причин неполной реализации этих функций.

В специальной разработке нуждаются проблемы формирования инфраструктуры малого и среднего инновационного предпринимательства, в том числе обеспечения маркетинга инноваций, финансирования инновационных проектов, налаживания информационных связей и получения заказов на производство и поставку инновационной продукции и т. д.

Между тем, слабость инфраструктуры является тормозом развития не только этого вида предпринимательства, но и всего инновационного процесса, поддержания его целостности.

В современных условиях для решения проблем обеспечения конкурентоспособности российской экономики на инновационной основе необходимо дальнейшее развитие научного аппарата, обоснование новых научных положений в области теории и практики деятельности малых инновационных предприятий и управления ими.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость обеспечения инфраструктурного развития инновационного сектора малого предпринимательства обусловили выбор темы исследования, предопределили его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является выявление места, функций и особенностей малого инновационного предпринимательства, обоснование условий и способов формирования и функционирования инфраструктуры малого бизнеса в инновационной сфере и на этой основеразработка научно-практических рекомендаций по созданию и дальнейшему развитию инфраструктуры малого инновационного предпринимательства в России, способной внести свой вклад в достижение целостности всего инновационного процесса.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

1. уточнение теоретических основ инновационной деятельности малых предприятий и роли инновационной инфраструктуры;

2. анализ современного состояния инновационного процесса и инновационной инфраструктуры в России;

3. выделение факторов, влияющих на развитие малого инновационного предпринимательства и роли в их составе инновационной инфраструктуры;

4. определение методов государственной инновационной политики, содействующих формированию и развитию инновационной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры малого инновационного предпринимательства;

5. изучение опыта зарубежных государств в области формирования и развития инновационной инфраструктуры;

6. определение основных приоритетных направлений развития инфраструктуры малого инновационного бизнеса в России.

Объект исследования — малое инновационное предпринимательство в России.

Предмет исследования — совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе формирования и функционирования инфраструктуры малого инновационного предпринимательства в России.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: фундаментальные положения экономической наукилогический и ситуационный анализ, методы теоретического обобщения и экспертных оценок, статистический методсравнительный анализ и синтез экономической информации и практического опьпаработы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области научно-технической и инновационной деятельности, развития малого инновационного предпринимательства, его государственного регулирования и инфраструктурного обеспечения.

В качестве информационной базы исследования были использованы федеральные законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации в области развития и государственной поддержки малого предпринимательстварешения Правительства РФ и региональных органов управления по вопросам поддержки развития инновационных предприятийметодические и нормативные материалы министерств и ведомств, регулирующих деятельность малых предприятийданные государственной статистики, материалы международных и российских научных конференций, семинаровстатьи в периодической печати и сети Интернетучебные и методические пособия по вышеуказанной тематике, а также экспертные оценки и расчеты аналитиков.

Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертации заключается в разрабатываемой в ней концепции развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства как каркаса, обеспечивающего его внутреннюю сбалансированность, органичность взаимосвязей со средним и крупным инновационным предпринимательством и вписанность в общий инновационный процесс.

Анализируя причины и негативные последствия отсутствия такого каркаса для перехода России на инновационный пугь развития, раскрывая сложности и потребности его создания, диссертант делает ряд обобщений и выводов теоретического и практического народно-хозяйственного характера.

1. Раскрыта относительность границ между малым и крупным инновационным предпринимательством и их инфраструктурой, показана объективная необходимость их взаимопроникновения друг в друга при сохранении специфики форм и функций каждого из них. Тем самым, доказано, что соблюдение определённых структурных соотношений и взаимодействий между всеми видами инновационного предпринимательства является обязательным условием успешного развития инновационных процессов в стране.

2. Выявлена необходимость перехода к новому этапу развития инфраструктуры малого инновационною предпринимательства — этапу её комплексного формирования, предполагающему достижение прямых и обратных воздействий всех её составляющих друг на друга и их сбалансированное (и. Определено, что условием такого перехода является развитие инфраструктуры в двух направлениях: во-первых, обеспечение для малого предпринимательства доступности общих финансовых, информационных, маркетинговых, консалтинговых и других инфраструктурных форм и структурво-вторых, создание специфических финансовых, налоговых, организационно-правовых и других видов и механизмов услуг, учитывающих особенности малого инновационного предпринимательства.

3. Доказано, что основополагающими инфраструктурными блоками, способными обеспечить превращение всей инновационной инфраструктуры малого предпринимательства в развшый сбалансированный комплекс, являются финансовый, налоговый, кадровый и правовой.

Взаимоувязанное приведение этих блоков в состояние, соответствующее потребностям развития малого инновационного предпринимательства, создаст предпосылки комплексного развития всех составляющих инновационной инфраструктуры, включая материально-техническую, технологическую, информационную, консалтинговую, маркетинговую и другие составляющие.

4. Обоснован круг конкретных мер по изменению ситуации в каждом из этих четырёх блоков и в их совокупности, предусматривающих достижение доступности и расширение инфраструктурных услуг для малого инновационного предпринимательства. Дальнейшая структуризация предлагаемых мер и механизмов их воздействия на другие составляющие инфраструктуры может быть использована для разработки программ поэтапного превращения инфраструктуры в целостный каркас всей инновационной сферы.

5. Доказано, что важнейшие задачи государственной политики поддержки малого инновационного предпринимательства заключаются в создании благоприятной среды для формирования целостной инновационной сферы страны, органично охватывающей всю совокупность инновационных структурв формировании эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные предпосылки создания и функционирования малых инновационных предприятий в условиях рыночной конкуренциив обеспечении всем типам инновационных предприятий относительно равных прав и условий ведения хозяйственной деятельностив ликвидации разрыва в рыночных возможностях малого, среднего и крупного инновационного предпринимательства.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость диссертации определяется раскрытием сущности и роли инновационной инфраструктуры как каркаса всей инновационной сферы России, включая и сегмент малого инновационного предпринимательства.

Практическое значение диссертационной работы заключается в том, что проведенный в исследовании анализ позволил определить основные направления развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, которые позволят преодолеть наметившийся застой в развитии данного сектора экономики и повысить его вклад в решение проблем модернизации экономики страны.

Содержащиеся в работе положения, обобщения, формулировки и выводы позволяют более глубоко проанализировать современный потенциал российского малого инновационного предпринимательства и разработать пути повышения его удельного веса в экономике.

Изложенные в работе выводы и практические рекомендации могут быть учтены и использованы государственными институтами при разработке комплексных программ развития малого инновационного предпринимательства в России, при формировании региональной стратегии инфраструктурного обеспечения инновационного бизнеса.

Материалы исследования, содержащиеся в нем положения могут быть использованы в процессе преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях.

Апробация работы.

Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на научно-практических конференциях аспирантов и соискателей МИМ «ЛИНК» (г.Жуковский), а также излагались в докладах автора на научно-методических семинарах и заседаниях кафедр экономических дисциплин МИМ «ЛИНК», на заседании сектора социально-экономической стратегии Института экономики РАН (2010).

Основные положения работы опубликованы в 9 статьях, общим объемом 6,7 п.л., в том числе 2 статьи (1,5 п.л.) в научных изданиях, входящих в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание учёной степени доктора и кандидата наук» ВАК.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Объем диссертационного исследования, с учетом списка используемой литературы, составляет 203 страницы. Работа содержит 3 рисунка, 3 таблицы. Список используемой литературы включает 118 наименований.

выводы.

За последние три десятилетия, вместе с возникновением и развитием малого инновационного бизнеса происходило становление всех основных составляющих его инфраструктуры. Однако, по целому ряду субъективных и объективных обстоятельств, состояние этой инфраструктуры характеризуется внутренними дисбалансами и несоответствием её общего уровня потребностям и возможностям роста малого и всего инновационного предпринимательства и перехода страны на инновационный путь развития. Инновационная инфраструктура должна перейти к новому этапу становленияэтапу комплексного, сбалансированного формирования.

Обеспечение комплексного развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства предполагает, прежде всего, выделение тех составляющих инфраструктуры, решение проблем которых создаст основы для её превращения в развитый сбалансированный комплекс.

Проведённое исследование позволяет утверждать, что такими основополагающими инфраструктурными блоками являются: финансовый, налоговый, кадровый и правовой. Взаимоувязанное приведение этих блоков в состояние, соответствующее целям и задачам повышения инновационное&tradeэкономики, создаст условия комплексного развития всех составляющих инновационной инфраструктуры, включая материально-техническую и технологическую, информационную, маркетинговую, консалтинговую и другие.

В области финансового обеспечения развития малого инновационного предпринимательства требуется корректировка используемых в этих целях форм и механизмов, изменение их структуры, расширение источников получения финансовых ресурсов.

Прежде всего, необходимо создать условия для широкого использования малыми предприятиями банковского кредита на основе: снижения процента по целевым кредитам, предоставляемым для инновационной деятельностиотработки вопросов, связанных с залоговым обеспечением кредитов, особенно на первичных стадиях формирования малых предприятийповышения качества разработки и обоснования бизнес-проектов и уровня компетентности при их оценке Было бы целесообразно определить круг банков, работающих на 1аких условиях с малым инновационным бизнесом и повысить уровень страхования возникающих при этом рисков.

Особого внимания требует обеспечение финансирования малых инновационных предприяшй, находящихся на начальной (посевной) стадии развития, практически не охваченных банковским кредитованием. В этой связи целесообразно стимулирование инвестиционной деятельности частных инвесторов, вкладывающих свои средс] ва в рискованные проекты создания и развития малых предприятий «посевной» стадии. Для этого необходимо формирование рынков инновационных проекюв и инвесторов, для которых такие проекты могут представлять интерес.

Принципиальное значение для финансово! о обеспечения инновационных предприятий, особенно находящихся на более продвинутых стадиях развития, может иметь венчурное финансирование. Для его развития в России, прежде всего, следует разработать нормативно-правовую базу венчурной индустрии в части налогообложения, защиты интеллектуальной собственности и авторских прав, как разработчиков венчурных проектов, так и инвесторов, условий выхода венчурного инвестора из компаний после завершения проекта.

Корректировка и развития системы финансирования малого инновационного бизнеса должны быть поддержаны переменами в его налогообложении. Главное заключается в придании налоговой системе функций стимулирования инновационной деятельности и снижении налоговой нагрузки, резко ухудшающей положение малых инновационных предприятий. Представляется целесообразным: поднять барьер (максимальную величину оборота предприятия), допускающий его переход на упрощенное налогообложениевернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыльотказаться от реформирования взимания ЕСН, которое может привести к разорению значительного количества малых инновационных предприятий и т. д.

Существенную роль в расширении возможностей предприятий использовать предоставляемые им налоговые льготы сыграло бы определение состава субъектов инновационной деятельности, наличие утвержденных документов по оценке разных видов инновационной продукции и критериям отнесения их к инновационным. Решение этих вопросов затрагивает улучшение правовых основ инновационной деятельности малого предпринимательства, которое должно осуществляться, как минимум, в четырех направлениях:

— устранение разрозненности законодательных норм и проведение их систематизации;

— установление единых правовых основ осуществления инновационной деятельности;

— разработка комплекса нормативных актов, охватывающих все аспекты и виды инновационной деятельности, с повышением доли актов прямого действия;

— предусмотрение необходимости и условий корректировки законодательства в соответствии с переменами в состоянии проблем инновационного развит ия.

Эффективная реализация финансовых, налоговых, технологических, законодательных и других возможностей развития малого инновационного предпринимательства будет возможна при решении проблем его кадрового обеспечения. В настоящее время решение кадровой проблемы в инновационной сфере имеет три основных стороны: во-первых, воссоздание системы подготовки кадров всех специальностей, связанных с инновационной деятельностью, с использованием современных методов и технологий обучения. Особое внимание должно быть обращено на подготовку персонала для малых инновационных структур (технопарков, инновационно-технологических центров и т. п.) — во-вторых, подготовка кадров преподавателей и консультантов по освоению современных технологий образовательного процессав-третьих, создание условий и для обучающих и для обучаемых оставаться работать в инновационной сфере.

В результате решение кадровых проблем малого инновационного предпринимательства смыкается с вопросами укрепления экономического положения инновационных предприятий и проведением государством социальной политики, направленной на поддержание и развитие сферы образования и профессионального обучения.

Реализация комплексного подхода к развитию инновационной инфраструктуры делает целесообразным разработку программы поэтапного решения этой задачи. Такая программа должна содержать не только взаимосвязанные количественные и качественные параметры всех составляющих инфраструктуры, но и конкретные механизмы их достижения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы:

На современном этапе главным приоритетом российской экономической политики является инновационный путь развития. Очевидно, что возрождение, устойчивый рост, реструктуризация российской экономики и повышение благосостояния народа в значительной степени зависят от её способности быстро осваивать высокий интеллектуальный и технологический потенциалэффективно использовать имеющиеся природные, трудовые и финансовые ресурсы. Инновационная деятельность способна обеспечить устойчивую динамику экономического роста страны за счет выпуска конкурентоспособной наукоёмкой продукции.

Особое место в структуре наукоёмкого бизнеса занимает малое инновационное предпринимательство, динамический рост которого также свидетельствует о четко установившейся тенденции к усилению научно-технологической составляющей системы общественного производства.

В решении проблем перехода страны на инновационный путь развития малому инновационному предпринимательству отводится роль, так называемого, «рыночного генератора» инновационных идей, выполнения функций связующего звена между наукой, производством и рынкомобеспечивающего коммерциализацию и распространение научно-технических идей, ускоряющего на микроуровне планируемые на макроуровне процессы структурных преобразований. Посредством малого инновационного бизнеса происходит формирование новых организационных структур управления инновационной деятельностью и их распространение, корректировка корпоративной инновационной стратегии и тактики (например, путем введения малых инновационных фирм в финансово-промышленные группы). За счет использования преимуществ малых форм организации быстрее осуществляется технологический трансферт (межотраслевой перенос и территориальная диффузия отечественных научно-технических достижений).

Проведенный анализ позволяет выделить ряд основных преимуществ использования данной формы:

1. Быстрая адаптация к новым условиям и требованиям, выдвигаемым НТП. Это особенно важно в условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, индивидуализации производства и спроса.

2. Малые предприятия способны выпускать мелкосерийную, уникальную продукциюимеют возможность в сжатый срок наладить производство новых изделий на современной технической основе.

3. Небольшие масштабы накопления и выпускаемой продукции делают необходимым постоянное техническое совершенствование производства, как основной способ выживания малых фирм.

4. Узкая специализация (на 1−2 видах продукции).

5. Высокая доля высококвалифицированных специалистов в структуре занятых.

6. Высокая доля затрат на НИОКР.

Доля инновационного предпринимательства в общей структуре современного малого бизнеса России варьируется по разным оценкам от 1,4 до 3,5%.

Проводимые экономико-социологические исследования позволяют выявить ряд проблем, в наибольшей степени сдерживающих развитие малого бизнеса в инновационной сфере: несовершенство экономической и нормативно правовой базынеэффективность финансово-кредитной системы поддержки малого инновационного предпринимательстванедостаточное количество доступных для малого предпринимательства технологийтрудности в получении малыми предприятиями необходимых помещений и оборудованиянедостаточная доступность необходимой информациинеотлаженность форм и методов государственной поддержки инновационного предпринимательства.

Главным условием устранения препятствий на пути становления и развития инновационного предпринимательства в России является разработка и реализация последовательной инновационной политики государства.

Одним из основных направлений государственной политики в области инновационного предпринимательства представляется создание и развитие его эффективной, разветвленной инфраструктуры.

Инфраструктура малого инновационного предпринимательства — явление многогранное, её различные составляющие выполняют различные функции по отношению к малому инновационному предпринимательству, инновационному предпринимательству вообще, по отношению к разным составляющим самой инновационной инфраструктуры.

В инновационную инфраструктуру, прежде всего, включается тот сегмент малого инновационного предпринимательства, который связан с услугами по материально-техническому снабжению инновационных предприятий и рыночной реализацией их продукции. Этот сегмент малого предпринимательства является частью инновационной инфраструктуры и малого и крупного предпринимательства. В свою очередь инфраструктурные функции по отношению к малому предпринимательству выполняют крупные предпринимательские структуры, формируя заказы на инновационную продукцию, оказывая технико-технологическое содействие, создавая свои малые инновационные предприятия.

Таким образом, четкой границы между малым инновационным предпринимательством и его инфраструктурой не существует. В общем инновационном процессе часть одних и тех же производственных и хозяйственных образований может выступать и в качестве производителей инновационной продукции, и в качестве создателей условий для её производства.

Другая часть инновационных структур, ограничивая свои функции производственной или инфраструктурной деятельностью, взаимосвязана между собой единством совместно выполняемого ими инновационного процесса, от генерации и материализации инновационных идей до реализации инновационной продукции.

Это значит, что государственная инновационная политика должна быть направлена на обеспечение благоприятной среды развития всей совокупности инновационных структур, осуществляющих инновационный процесс. Решение этой задачи предполагает, что инфраструктурное обеспечение развития инновационного предпринимательства, в том числе и малого, является одной из важнейших функций целого ряда отраслей инфраструктуры в народном хозяйстве, включая финансовую, кредитно-банковскую, налоговую, информационную, научно-технологическую, экспертно-консалтинговую, правовую инфраструктуру. Самое главное, чтобы деятельность этих отраслей по обслуживанию инновационных процессов была скоординирована и при этом учитывала специфику малого предпринимательства.

К сожалению, такая скоординированность в деятельности инфраструктурных отраслей не достигнута, что свидетельствует о незавершенности формирования инфраструктуры инновационного предпринимательства в целом и малого предпринимательства в частности.

С точки зрения малого бизнеса главным принципом формирования эффективной инновационной инфраструктуры является создание условий, блаюприятных для образования, функционирования и развития малых инновационных предприяшй в условиях рыночной конкуренции, наличия стимулов для их саморазвития, с учетом отраслевых, географических, национальных и исторических особенностей.

Для достижения таких условий государственная политика развития инфраструктуры малого предпринимательства в инновационной сфере должна быть направлена на минимизацию разрыва в возможностях малых и более крупных предприятий ведения предпринимательской деятельностина обеспечение свободы выбора ее форм и методов предприимчивости.

Выработка и реализация активной политики развития малого инновационного предпринимательства и его инфраструктуры предполагает создание совокупности условий, стимулирующих инновационные процессы, включая социальные, экономические (в том числе финансовые), правовые условиякорректировку налогового и таможенного режимовотработку отношений по поводу интеллектуальной собственностиформирование современной системы образования и подготовки кадров для инновационной деятельности и т. д.

Развитие финансовой инфраструктуры и финансового обеспечения малого инновационного предпринима1ельства предполагает решение блока конкретных задач:

— Повышение уровня обоснованности целевых государственных программ, посредством которых осуществляется прямое государственное финансирование инновационных проектов, четкое определение задач таких программ, форм и способов стимулирования участников их реализации, в зависимости от получаемых результатов;

— Расширение способов финансирования инновационных проектов, прежде всего, банковского кредитования. Для этого целесообразно снижение процента за кредит и комиссионного процента, сокращение времени принятия банком решения о предоставлении кредита и выдачи заёмных ресурсов, предоставление Центральному Банку права давать льготы банкам, кредитующим инновационные проекты малых предприятий и т. д.;

— Развитие венчурного финансирования, по мере создания для него благоприятных предпосылок (рост коммерческого потенциала инновационных разработок, развитие рынка ценных бумаг, разработка нормативно-правовой базы (налогообложения, прав собственности разработчика проекта инвестора), подготовка квалифицированных кадров, отработка договорных условий на венчурное финансирование и т. д.);

Дифференциация условий финансирования малого инновационного бизнеса, в зависимости от стадии сформированное&tradeи развитости инновационных предприятий.

В настоящее время банковское кредитование преимущественно ориентировано на уже сформировавшиеся малые инновационные предприятия, так называемые, «старт-апы» («start-up»), с налаженным производством готовой продукции и рынками сбыта.

В результате, наименее обеспеченным в финансовом отношении оказывается сектор малых инновационных предприятий, находящихся на самой начальном этапе своего развития — «посевной» стадии, наиболее нуждающийся в финансах.

Для развития таких предприятий, как базы роста инновационного малого предпринимательства, необходимым представляется (с учетом зарубежного опыта), стимулирование инвестиционной деятельности частных инвесторов, так называемых, «бизнес-ангелов», вкладывающих личные средства в рискованные инновационные проекты и предприятия на ранних стадиях развития.

Одним из важнейших условий расширения инновационной деятельности малых предприятий является корректировка системы их налогообложения.

Общая направленность перемен в данной сфере должна заключаться в формировании такой системы налогов, при которой налоговое бремя не препятствовало бы инновационной деятельности малых предприятий и организаций разных типов.

При этом целесообразно выделить следующие объекты налогового стимулирования: предприятия и организации, производящие инновационную продукциюпредприятия, использующие (внедряющие) инновационные технологииучреждения оказывающие инновационным фирмам финансовую и иную поддержку.

Одной из важнейших форм государственной поддержки инновационного предпринимательства, особенно малого, является установления для указанных субъектов инновационной деятельности льготного режима налогообложения:

— для стимулирования инновационной активности субъектов малого предпринимательства, выполняющих научные исследования и разработки, а также осуществляющих их использование в собственном производстве, следует законодательно закрепить льготы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость;

— для повышения востребованности продукции малого инновационного предпринимательства целесообразно налоговое стимулирование предприятий, внедряющих у себя на производстве эту продукцию. Например, могут быть введены дифференцированные размеры бюджетных субсидий па оплату кредитов, взятых производителями, использующими продукцию отечественных малых инновационных предприятий;

— для улучшения среды ведения инновационной и инвестиционной деятельности: вернуть малым предприятиям инвестиционную льготу по налогу на прибыльувеличить максимальную величину оборота предприятия, как границу, до которой можно вводить режим упрощенного налогообложенияуменьшить налогообложение научно-технической продукции малого бизнесаснизить или ликвидировать ввозные таможенные пошлины на научное оборудование, предназначенное для выполнения инновационных проектов: уменьшить такие налоги, как налог на имущество и земельный налогвернуться к определению величины и порядка взимания ЕСН, имея ввиду, что намеченные меры по его повышению крайне негативно отразятся на малых предприятиях.

Одной из необходимых форм инфраструктурной поддержки развития инновационной деятельности малого бизнеса со стороны государственной власти является разработка правовых основ инновационной деятельности и принятие нормативных правовых актов, направленных на создание благоприятной правовой среды для развития данного сектора экономики.

Улучшение правового регулирования развития инновационной сферы в России предполагает устранение разрозненности законодательных актов, систематизации законодательных норм и установление единых правовых основ осуществления инновационной деятельности.

В современных условиях необходим единый пакет нормативных актов с четко прописанным механизмом реализации заложенных в них норм, что явится важным условием действенности инновационной политики.

Следует законодательно определить субьекгный состав инновационной деятельности, критерии отнесения к ней видов деятельности и признания инновационными получаемых результатов (юхнологий, продуктов, услуг)-повысить удельный вес законодательных актов прямого действия, сократив количество документов отсыльного характера, требующих большого количества подзаконных актов.

Корректировка законодательства, связанного с инновационной деятельностью, должна осуществляться во взаимоувязке его различных аспектов: совершенствования механизмов финансирования и кредитованияналогообложения предприятий, связанных с инновациямизакрепления и реализации прав интеллектуальной собственности и т. д.

Вместе с формированием инновационного законодательства должна быть пересмотрена и возможность его своевременной корректировки в соответствии с общественно-экономическими изменениями и технологическим прогрессом.

В рамках комплексного формирования инфраструктуры малого и среднего инновационного предпринимательства особое место занимает решение кадровых проблем инновационной экономики, начиная с формирования стратегии государства и заканчивая практикой обеспечения требующимися кадрами любого хозяйствующего субъекта инновационной сферы и эффективным использованием их потенциала.

Для решения этих задач, на государственном уровне, необходимо создание многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной деятельности в научно-техническом, производственном и инфраструктурном секторах экономики. Такая система должна обеспечить:

1. Подготовку квалифицированных кадров преподавателей и консультанюв для образовательных учреждений, специализирующихся на подгоювке персонала и консалтинговом сопровождении предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

2. Обучение и повышение квалификации работников федеральных и региональных органов исполниюльной власIи и муниципалитетов, занятых созданием инновационных предприятий, условий для их производственной и рыночной деятельности, формированием и регулированием рынков инновационной продукции.

3. Подготовку персонала предпринимательской сферы, прежде всего для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, инновационно-технологических центров, центров продвижения технологий), который будет способен эффективно наладить всю совокупность звеньев инновационного процесса.

4. Обучение специалистов научных подразделений, прежде всего авторов инновационных разработок, руководителей научных организаций и учреждений основам организации инновационного процесса, включая использование научных результатов в качестве инновационного ресурса. Решение кадровых проблем инновационной сферы возможно только путем осуществления комплексной системы мер нормативно-правового, финансового, организационного характера и использования совокупности инновационных подходов к технологии и техники обучения, с учетом мирового опыта и современных требований к подготовке кадров.

Проведенный анализ выявил многообразие направлений необходимого улучшения состояния инфраструктуры малого инновационного предпринимательства.

Развитие инновационных процессов и инновационной инфраструктуры в настоящее время сдерживается, в том числе, отсутствием необходимых взаимодействий между отдельными составляющими самой инфраструктуры.

Поэтому, одним из важнейших условий дальнейшего формирования инновационной инфраструктуры является установление и регулирование прямых и обратных воздействий её элементов друг на друга.

Только в этом случае развитие инфраструктуры позволит выполнить ей функции по обеспечению всем типам инновационных предприятий относительно равных прав ведения хозяйственной деятельности, ликвидации разрыва в рыночных возможностях малого, среднего и крупного инновационного предпринимательства. В результате могут быть созданы предпосылки для того, чтобы малый инновационный бизнес занял подобающее ему место в переходе страны на инновационный путь развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодеке Российской Федерации (Часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в последней редакции Федерального Закона от 5 февраля 2007 № 13-ФЗ).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ). (С'г.66 в последней редакции Федерального Закона от 27 июля 2006 г. № 137-Ф3).
  3. Федеральный Закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  4. Федеральный Закон РФ от 22 июля 2005 г. N1 16-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» .
  5. Федеральный Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  6. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акш РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности».
  7. Закон РФ от 06 декабря 1991 г. № 1992−1 «О налоге на добавленную стоимость»,
  8. Закон РФ от 27декабря 1991 г. № 21 16−1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
  9. Указ Президента Российской Федерации от 08 ноября 2001 г. № 1301 «О Совете при Прсзидеше Российской Федерации, но науке и высоким технологиям».
  10. Руководаво Правительства РФ от 05 августа 2005 г. № 2473п-П7 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года».
  11. Приказ ФНС России №САЭ-3−19/798 от 21 ноября 2006 г. «Об утверждении порядка организации работы по предоставлению о юрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредит, но уплате, но налоюв и сборов».
  12. Указание Банка России «О размере ставки рефинансирования Банка России» № 2369-У ог 25.12.2009 г.
  13. Л.И., Мильнер Б. З., Дадашев А. З. и др. Сис1ема поддержки и развития малого предпринимательства в Москве.- М: Институт экономики РАН, 1998. -262с.
  14. В. В. Хворова Е.В. Управление инновационным нрсдпринимаюльством в современных условиях // Социальное управление и регулирование в трансформирующемся обществе. Казань. 2003.
  15. В.С. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. 1993. № 2
  16. В.Н. Экономическая ситуация и проблема малого бизнеса в Тульской обласш.-М.: Немецкий культурный центр. 1995.
  17. Ю.К. Кадровое обеспечение малого инновационного бизнеса в системе корпоративных экономических связей Электронный ресурс. / Кадры предприятия № 2. 2002. Режим доступа: http://www.kapr.rU/arLicles/2002/2/404.html//7 — свободный.
  18. Т.А. Повышение эффективности налоговою стимулирования инновационной деятельности предприятий//Вестпик Калининградского юридическо! о института МВД России. 2009. — № 2(18)
  19. В. Л. Плетнев К. И. Экспертиза в сфере научно- технической и инновационной деятельности.- М.: РАГС, 1997. 8с.
  20. О. Малому бизнесу помогут, но мало // Российская Федерация сегодня. 2000 № 7.
  21. Бизнес-ангелы в России готовы к ciapiy | Электронный ресурс.// ЗАО «Правда.Ру» / «Bigness.ru». Режим доступа: http://www.bigncss.ru/articles/2009−07−0 l/vcnchure/91 025 — свободный.
  22. Бизнес ангелы в России и за рубежом Электронный ресурс. // Биржа инвестиций и технологий. Режим доступа: http://wvw.tcchbusiness.ru/contcnt/print/?div=47 — свободный.
  23. А.О., Шапкпн И. П., Малое предпринимательство: Теория и практика / «Издательский дом Дашков и К» 2003. — 356с.
  24. А. В. Шмелев Ю.М. Государственная инновационная политика -формирование национальной системы // Инновации. 2003. № 2−3 — С. 10.
  25. М. «Венчурный бизнес (часть2-ая) / Технологический бизнес, 1999. -№ 1.
  26. M. Как увеличить предложение венчурного капитала в России Электронный ресурс. // Технологический бизнесЪ. 1999. № 3. — Режим доступа: htlp:/Avwv.lechbusiness.ru/tb/archiv/numbcr3/page01 .him — свободный.
  27. A.B. Предпринимательство.- М.: Инфра-М, 1997.- 607с.
  28. B.C. Основные проблемы венчурного бизнеса в России Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.bis.ru/libs/lid950.html — свободный.
  29. Государственное регулирование малого бизнеса в России. Дис.. докт. экон. наук: 08.00.05 / Буяпкина A. I I. М., 1998. — 357с.
  30. П.Г. Венчурные фонды в России: конец юридического подполья Электронный pecypcj / Cnews Аналитика. 2003. — Режим доступа: hUp://www.cnevs.ru/reviews/index.shtml?2003/06/06/145 024#2 — свободный.
  31. C.B. Организация управления инновационным бизнесом. М., 2001. — 343с.
  32. H.H. Трансформация систем налогообложений малого бизнеса в западных странах // Журнал «Управленческий учет». 2005. № 1.
  33. Венчурное финансирование инновационных проектов Электронный ресурс. // Инвестиционный бизнес. 2007. — Режим доступа: hUp://investbus.ru/invest-fin3.html — свободный.
  34. Ii. Глория откупила акции ЕБРР Электронный ресурс. И Ведомости 2002. — № 45 (608). Режим доступа: http://wwv.vedomosti.ru/nevvspaper/arlicle/shtml72002/03/19/42 786 — свободный.
  35. А. Никконен А. Венчурный капитал в России // Инновации, 2001. № 8. — С.35.
  36. II. Инновации и инновационная политика // Вопросы экономики. 1997 № 9 — С.94−95.
  37. П.Г. Венчурные фонды в России: конец юридического подполья Электронный ресурс. / Cnews Аналитика. 2003. — Режим доступа: http://www.cnews.rU/reviews/index.shtml72003/06/06/145 024#2 — свободный.
  38. JI.K. Национальная инновационная система России: модели и инфраструкпра Электронный ресурс. П Портал магистров ДонНТУ, 2004. Режим доступа http://masters.donntu.edu.ua/2004/fem/bclomerya/library/6.htm -свободный.
  39. А. Венчурный бизнес: управление в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 3.
  40. Г. М. Малый инновационный бизнес в США и Российской Федерации. М.- 1993.- 49с.
  41. Д.В., Ларичева Е. А. Государственное стимулирование инновационной деятельности в России и за рубежом // Вестник Московского психологосоциального института. 2004. № 1, С. 10−13.
  42. П.Д. Как стимулировать инновационную деятельность? // ЭКО. 2002. № 3.
  43. Е.Д. Оценка состояния законодательства РФ. регулирующего инновационную деятельность //Инновации. 2003. № 2−3 — С. 79.
  44. А., Воленс-ноленс Ноу-хау Электронный ресурс. // Альянс Разработчиков Программного Обеспечения Silicon Taiga. 2004. Режим доступа -http://www.sUicontaiga.ru/home.asp7artIcH2274 свободный.
  45. JI.T. Венчурное финансирование малого предпринимательства. // Финансы № 4. — 2006. — С.49
  46. В. Г. Бородина О.Ю. Малое предпринимательство и его государственная поддержка в России. Рос юв-на-Дону: Феникс. 2001. — 348с.
  47. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. Выпуск 2. / Рук. Голиченко О. М.: Издательство РУДН, 2003. — С. 181.
  48. Инновационный бизнес: быть или не бьмь Электронный ресурс. // Альянс разработчиков программного обеспечения SiliconTaiga. 2004. Режим доступа -http://vwv.silicontaiga.ru/home.asp?arlld=2294 свободный.
  49. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография / В. Г. Матвейкин, С. И. Дворецкий, JI.B. Мипько, В. П. Таров, JI.H. Чайникова. О. И. Летунова. М.: «Издательство Машиностроение-1». 2007−284с.
  50. Е. В. Подколзии В.В. Кутеев И. Д. Роль финансовой инфраструктуры в развитии региональной инновационной системы // Вестник ТГУ. выпуск 5 (61), 2008.-С. 166−174.
  51. Каганов B.III., Куприянов Д. И., Куров C.B. Подготовка кадров для малого бизнеса (Организация. Учебные программы. Методическое обеспечение): Сборник — М.: Агроконсалт, 1997.— 176с.
  52. А.К. Особенности развития национальной и региональных инновационных систем в Российской Федерации. // Центр исследований и статистики науки Минпромнауки РФ и РАН (Санкт-Петербургский сектор) -2003.- 87с.
  53. А.И. Бизнес-аш ел это «умные деньги Электронный ресурс. // Бизнес-портал Кузбасса. Режим доступа: http://biznes-ku7bass.ru/other/1560.html — свободный.
  54. А. И. Семенов A.C. Венчурное финансирование инновационной деятельности // Инновации. 2006. № 1
  55. А. И. Семенов A.C. Проблема современного этана инновационного развития России — дефицит финансирования па «посевной» стадии //
  56. ИННОВЛ11ИИ. 2007. № 9 (107)
  57. Коммерциализация научно-технических разработок/Учебно-практичсское пособие/ Мухин Л. Н., Арзамасцев H.H., Ващепко В. П., Вершинин И. Д., Каганов В.III. Коротаев В. П. Сафарова М.А., Толокошшков A.B. Шмелев A.C. — М.: АМиР. 2001. -192с.
  58. Курс предпринимательства: Учебник / Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандера, — М.: Финансы, 1997.- 439с.
  59. В.И. Инновационный потенциал России: современное состояние, пути развития, эффективность использования, — М.: PAI С, 1997. 9с.
  60. Г. А. Мштдсли Л.Э. Контуры научно-технической политики. М.ЛДИСН. 2000. С. 107.
  61. .К. Стратегический ресурс инноваций / Институт стратегических инновации М. 2000. — 48с.
  62. Ю.В., Челышев М. Ю., Агапов A.B. Правовые аспекты инновационной деятельности: новое в законодательстве, особенности договорного регулирования // Наука фундамент решения технологических проблем развития России, 2007 г. — № 2. — С.33.
  63. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина. АЛО. Чспурснко, В. В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия». 2003. 220с.
  64. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы /Аналитический сборник. — М.: Институт предпринимательства и инвестиций. 1999.- 160с.
  65. Малый инновационный бизнес: проблемы и перспективы Электронный ресурс. // Официальный сайт Программы развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге. Режим доступа http://www.spb-mb.ru/index.php?page=297 — свободный.
  66. В.П. Налоговая политика как инструмент стимулирования инновационной деятельности // Экономика и управление. 2006. -№ 1(22). С. 121 124.
  67. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательсгво.-М.: ИПФРА-М. 1997−230с.
  68. P.A. Инвестиционный налоговый кредит как инструмент государственной поддержки организаций Элекгроный ресурс. //
  69. Экономический портал / Финансы и инвестиции, 2009. Режим доступа: http://inslHutiones.eom/investmentb/l 186-investicionnyj-nalogovyj-kredit.html свободный.
  70. Мин дел и Л. Э. Пипия ЛЛС. Малое и среднее инновационное прсдпринима1ельс1во: условия развшия и международное сотрудничество. М: ЦИСН. 1995.
  71. Д., Инновации в России: наука и общество Электронный ресурс. // В мире науки. 2008, № 11. Режим доступа http://ww\.sciam.ru/2008/11/mnenye.shtml свободный.
  72. В.В., Герасимов Б. Н. Игровое моделирование развития организации / Материалы международной научно-практической конференции «Управление большими системами». 22−26 сентября 1997. — ML 1997. С.125−126.
  73. П.А. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна/П.Мягков, Е. Фесенко // Рос.окон.журп, 1993. — N 4. — С.49−55.
  74. Наука России: 1991. М.: ЦИСН. 1992.
  75. Наука России в цифрахгЗООО.Сш.сб. М.: ЦИСН. 2000.82. 11аука России в гшфрах:2001. / Стат. сб, — М.:1 Ц4СН. 2002.
  76. JI.B. Существующее налогообложение как одна из проблем развития малого и среднего бизнеса // В мире научных открытий, 2009. № 3» Часть 2. -С.75−80.
  77. Обзор сисюмы мер и результаюв реализации гюлишки Российской Федерации в области регулирования инновационной деятельности // Инновационная политика. Казахстан. 2004. -16с. С. 13.
  78. Г. К., Колесников JI.H. Механизм поддержки инновационного бизнеса. Система фондов венчурною финансирования на Западе //Вестник РАН. 1992. — № 9.
  79. Основные показатели научных исследований и разрабоюк Электронный ресурс.// Федеральная служба юсдарешснной екгшетпкп. Режим доступа -http:/Avvvvv, gks.ru/frccdoc/ne\site/busincss/nauka/nauka5.htni свободный.
  80. O.A. Малое предпршшма1ельс1во и его роль в обеспечении развшия национальной экономики Российской Федерации. М.: Моск. гуманн т. ун- г. 2006. — 216 с.
  81. Е.В. Основные направления налоювой полишки государства в целях стимулирования инновационного развшия // Инновации, 2006. № 7 (94). -С.17.
  82. H.A. Информационная инфраструктура как одна из важнейших составляющих инфраефуюуры поддержки инновационной деятельности. Электронный ресурс). Режим доаупа -http://vvwvv.weblancer.net/download/portrolio/329 331/329331 .doc — свободный.
  83. Предпринимательство. Монография. / Науч. ред. Е. М. Бухвальд, A.B. Виленский // Ин-т экономики РАН. Цешр соц.-экон. нробл. федерализма-. М., 2002. — 200с.
  84. Проведение анализа состояния инновационной струк1уры в г. Москва иразработка предложении, но совершенствованию ее деятельности / Руководство проектом и научное редактирование текста: Шамрай A.A. Москва. 2005. -316с.
  85. Развитие малого предпринимательства в России: главные направления (по материалам II Всероссийского съезда представителей малых предприятий) // Аналитический сборник. М.: ИЛИ, 2UU0. — 144с.
  86. Развитие науки в России. М.:ЦИСН. 1993.
  87. В.Ф. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2002, № 2−3 (11−12).
  88. A.B. Роль государственной власти в развитии инновационной деятельности // Инновации. 2002. № 9−10 (56−57).
  89. В.Е. Современное предпринимательство: экономические и организационные основы- проблемы формирования и реагирования: Монография / В. П. Савченко. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. — 223с.
  90. Р.П. Международное технолеп ическое сотрудничество / Р. П. Скляренко. 1-е изд.М.:ВПИИВС, 2003.
  91. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 годаЭлектронпын ресурс. // Министерство образования и науки РФ. Режим доступа: http://mon.gov.ru/vvork/nti/dok/ свободный.
  92. Схемы финансирования инновационных МПС и ИТ\Н МСЦИ «Леошьевский центр"-СПб-2003. 178с.
  93. Сценарии долгосрочного прогноза начпо-техничсского развития Социального комплекса СССР на период 1995—2015 гг. /Под ред. Гапоненко H.B. М. ГКНТ СССР. 1991.
  94. A.B. Организационно-правовое обеспечение инновационного развития экономики России // Биржа интеллектуальной собственности, 2009. -№ 10.
  95. Э.А. Управление фирмой,— М.: Акалнс, 1996.- 516с.
  96. Фадеев В. К). Малое предпринимательство в российской Федерации: проблемы и перспективы. М. Паука. 2000. — 271с.
  97. P.A. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер.2008. — 448с.
  98. Форум по развитию предприятий и предпринимательства (ФРПП) для Российской Федерации. Политически принципы и рекомендации / Организация сотрудничества и развития 2002. — 67с.
  99. И. Результаты фундаментального исследования деятельности в России инвестиционных фондов // Рынок цепных бумаг. 2001. — № 4
  100. А. Ю. (). Малый бизнес после августа 1998: проблемы, тенденции, адашационные возможное ш / М. К. Горшков, А, Ю. Чепуренко. Ф. Е. Шерсти. Осенний кризис 1998 ¡-ода: российское общество до и после. Москва. РОССПЕП, — 1998. С. 101−183
  101. Н. А., Нерверзев М. П., Панин В. А. Современная экономика России Тула: Изд-во ТГПУ, 1998. — 199с.
  102. Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации. 2005. — № 2
  103. О. Развитие малого бизнеса в России. Региональный аспект Элеюронный ресурс.// Национальный институ! сжиемных исследований проблем предпринимательства.- 2003. Режим доступа-http://wwvv.old.nisbe.ru/analitics.html?id=rmbra свободный.
  104. B.Li. Технопарки России Электронный ресурс. // Ассоциация «Технопарк».
  105. Режим доступа: http://technoparki.narod.ru/tpark/tpark russia/tparksrussia.htm -свободный.
  106. Г. Инновационная модель бизнеса// Человек и труд. 2001. № 12 -С. 82
  107. Юнь О.М., Архангельский В. Н. Организационные формы и экономические методы активизации инновационной дея1елыюсти, — М.: РАГС. 1997. Юс.
  108. Юнь О. М. Яковец Ю. В. Состояние производственного аппарат в России, среднесрочные циклы технологических изменений, — М.: РАГС. 1997. 8с.
  109. Ю.В. Прогнозирование развития пауки в регионе.- М.: РАГС, 1997. -9с.
  110. Bivens Matt. Investing. Pentagon-Style Электронный ресурс. / Bivens Matt // The Moscow Times. Issue 2175. Special Report — Wednesday. April 04, 2001. -Режим доступа — http://www.moscovvtimcs.ru/articlc/877/49/254 215.htm -свободный.
Заполнить форму текущей работой