Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка педагогов в учреждениях повышения квалификации к построению культуры отношений в системе «педагог-тренер-ученик»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

2009; — «Воспитание элиты как ресурс развития регионов страны», СПб., 2009; 4-х межрегиональных: «Проблема педагогической инноватики в профессиональной школе», Санкт-Петербург, 2005, 2006, 2007, 2009, а также путем публикации материалов исследования. Обсуждались на заседании лаборатории инноватики в педагогическом образовании в Учреждении РАО ИПО, кафедры педагогики и андрагогики ТОГИРРО… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • 1. 1. Содержательная составляющая понятия «культура отношений» в теоретическом поле педагогических исследований
    • 1. 2. Общение и отношение как сущностная характеристика и условие жизнедеятельности общности образовательного учреждения
    • 1. 3. Эффективное взаимодействие субъектов образовательного учреждения как фактор обеспечения культуры отношений
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ-ТРЕНЕР-УЧЕНИК»
    • 2. 1. Цикловая модель обучения на опыте в основе подготовки педагогов в учреждениях повышения квалификации к построению культуры отношений в системе «педагог-тренер-ученик»
    • 2. 2. Практическое применение цикловой модели обучения на опыте слушателей в учреждениях повышения квалификации
    • 2. 3. Результаты анализа состояния проблемы «культура отношений» в системе «педагог-тренер-ученик» в образовательных учреждениях на констатирующем и преобразующем этапах педагогического эксперимента
  • Выводы по второй главе

Подготовка педагогов в учреждениях повышения квалификации к построению культуры отношений в системе «педагог-тренер-ученик» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

На современном этапе развития образовательной системы в России, в связи с задачами реализации приоритетных направлений построения Новой школы особенно значимыми становятся вопросы формирования духовно-нравственной культурной личности, вопросы повышения квалификации педагогических работников. Усиление социальной составляющей образования требует совершенствования общения, взаимодействия, актуализирует вопросы культуры отношений в профессионально-образовательной среде, особенно в условиях реализации компетентностного подхода.

Такие негативные тенденции социума России, как увеличение роста преступлений против личности, беспризорность, педагогическое насилие требуют иных подходов к феномену культуры отношений, которая в современном социокультурном пространстве понимается по — разному: как некий устойчивый механизм, централизующий, либо смягчающий многочисленные разногласия, противоречия, как один из возможных путей преодоления различных форм агрессивности, напряженности и конфликтности в профессиональной деятельности.

Эти опасные для существования человечества явления современного мира обусловливают большой интерес к культуре отношений как позитивной личностной характеристике и важнейшей составляющей социальной зрелости личности профессионала, нацеленной на диалогичность восприятия окружающего мира.

В то же время, обостряются взаимоотношения между субъектами системы образования: «педагог — педагог», «педагог-тренер — ученик» «педагог — ученик», «педагог — руководитель», «педагог — родитель» и др., о чем свидетельствует множество фактов: детский суицид, конфликтность, увеличение числа «бродячих» детей, покинувших школы из-за конфликта с учителями, сверстниками, родителями, в спортивной среде — с педагогом-тренером и т. д. Эти обстоятельства также подчеркивают необходимость обращения к проблеме культуры отношений, как в процессе подготовки педагогических работников в вузе, так и в системе повышения квалификации.

В условиях повышения квалификации педагогических работников, в профессиональной подготовке педагогов в вузе, к сожалению, недостаточное внимание уделяется вопросам построения культуры отношений. Становятся востребованными научные исследования, разрабатывающие теоретические основы технологий и методики построения культуры отношений в профессиональной среде, однако, таких исследований пока немного.

Вопросами взаимодействия, общения, культуры отношений как педагогическими явления занималось достаточно большое количество ученых, которые рассматривали в своих исследованиях различные аспекты (Б.Г. Ананьев А.А.(Ю), Бодалев (26,27), Н. В. Гришина (45), Я. Л. Коломинский (бЗ), Ю. А. Конаржевский (61), А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик (83), В. Н. Мясищев (84), И. И. Рыданова (93), Н. Е. Сальников (101) и др.

Несмотря на значительный интерес к этой проблеме, вопросов по построению культуры отношений, эффективного взаимодействия остается много.

Анализ накопленных теоретических и практических данных по вопросам культуры отношений, построения эффективного взаимодействия в различных образовательных системах позволил выделить следующие противоречия:

— между установкой на гуманистический характер взаимодействия в профессиональной среде, компетентностный подход, ориентирующих на развитие коммуникативной компетенции специалистов, включающей культуру отношений и продолжающим оставаться авторитарным стилем взаимодействия, особенно в системе «педагог-ученик», «педагог-тренерученик»;

— между признанием необходимости построения культуры отношений субъектов образовательных учреждений, соответствующей гуманистическим ориентирам, и реальным характером культуры отношений в профессионально-педагогической среде из-за отсутствия системных педагогических действий, направленных на её построение среди субъектов образования,.

— между множеством проблем в построении культуры отношений субъектов образовательных учреждений в различных системах взаимодействия «педагог — ученик», «педагог-тренер» и др. и отсутствуем необходимой подготовки работников образования в учреждениях повышения квалификации.

Необходимость разрешения противоречий, возникающих проблем в образовательной среде при построении культурного взаимодействия обусловливают актуальность исследуемой темы: «Подготовка педагогов в учреждениях повышения квалификации к построению культуры отношений в системе «педагог-тренер — ученик» и позволяют сформулировать проблему исследования: каковы условия обеспечения подготовки педагогов в системе повышения квалификации к построению культуры отношений в системе «педагог-тренер — ученик».

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация модели подготовки педагогов в системе повышения квалификации к построению культуры отношений в системе «педагог-тренер — ученик».

Объект исследования: образовательный процесс в учреждении повышения квалификации.

Предмет исследования: процесс подготовки педагогов в системе повышения квалификации к построению культуры отношений «педагог-тренер — ученик».

Гипотеза исследования: подготовка слушателей системы повышения квалификации к построению культуры отношений субъектов «педагог-тренер — ученик» может быть более результативна при следующих условиях:

— построение культуры отношений осознается, как значимое педагогическое явление в деятельности педагога-тренера и на достижение этого направлен образовательный процесс учреждений повышения квалификации;

— разработана и внедряется цикловая модель обучения на опыте в образовательный процесс учреждения повышения квалификации, позволяющая в максимальной степени использовать позитивный практический педагогический опыт педагогов-тренеров с включением различных типов ситуаций, акцентирующих внимание на принципы гуманизации;

— в процессеподготовки педагогов-тренеров в системе повышения квалификации при реализации цикловой модели обучения на опыте используются методы и технологии, опирающиеся на позитивный опыт педагогов-тренеров;

— процесс подготовки педагогов-тренеров осуществляется поэтапно с опорой на принципы, соответствующие гуманистическому характеру взаимодействия.

— предусматривается включение родителей в педагогический процесс при построении эффективного взаимодействия в процессе разрешения различных ситуаций в системе «педагог-тренер — ученик»;

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические и практические аспекты культуры отношений субъектов образовательных учреждений на основе изучения литературы.

2. Проанализировать возможности учреждений повышения квалификации в аспекте подготовки педагогов-тренеров к построению культуры отношений в контексте гуманистического характера взаимодействия.

3. Разработать и апробировать в системе повышения квалификации цикловую модель подготовки педагогов к построению культуры отношений в системе «педагог-тренер — ученик».

4. Подобрать, классифицировать ситуации из профессиональной деятельности педагогов, позволяющие наиболее полно использовать позитивный педагогический опыт в построении культуры отношений в системе «педагог-тренерученик».

5. Выявить этапы подготовки педагогов в системе повышения квалификации с опорой на принципы, соответствующие гуманистическому характеру взаимодействия, а также методы и технологии, актуализирующие позитивный опыт педагогов-тренеров в работе с учениками.

Методологическими основами исследования явились:

— системный подход (В.Г. Афанасьев (Ю), А. П. Беляева (24), А. И. Жилина (51), М. С. Каган, Ю. А. Конаржевский, В. П. Кузьмин, Н. В. Кузьмина.

B.C., Лазарев, А. А. Макареня (76), A.M. Новиков, В. А. Сластенин, Э. Г. Юдин и др.), позволяющий выявить совокупность взаимосвязанных компонентов культуры отношений, дать характеристику функциональных связей взаимодействия, общения и культуры отношенийдеятельностный подход (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,.

C.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Г. И. Щукина, и др.), который определил логику процессуальной составляющей подготовки в системе повышения квалификации педагога-тренера к построению культуры отношений в системе «педагог-тренер — ученик" — методология педагогических исследований (Н.М. Борытко, Н. В. Бордовская (32), В. И. Загвязинский, В. В. Краевский (62), А. В. Моложавенко (82), A.M. Новиков, А. П. Тряпицына (118), Д. И. Фельдштейн (120) и др.).

Теоретическую основу исследования составили:

— работы, в которых обозначаются особенности развития личности в пространстве культуры (К. А. Абульханова-Славская (7), М. В. Богуславский, Л. И. Божович, Е. В. Бондареская, А. А. Макареня (76), А. В. Мудрик, C.JI. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Н.Е. Щуркова) — исследования, в которых затрагиваются вопросы общения, взаимодействия (Б.Г. Ананьев (8,9,10), А. А. Бодалев (26,27), А. В. Батаршов (23), B.C. Грехнев (44), Н. В. Гришина (45), Дэвид Джонсон, Роджер Джонсон, Эдит Джонсон-Холубек, О. А. Иванова, Я. Л. Коломинский, Ю. А. Конаржевский, Н. И. Кузнецова, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, В. Н. Мясищев (83), Н. Н. Обозов, И. И. Рыданова, Н. Е. Сальников (101), и др.);

— исследования в области гуманизации образования и гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) — работы, рассматривающие аспекты социального поведения (Ю.В. Василькова, Т. А. Василькова, П. Мак — Лорен, К. Хорни и др.);

— исследования, посвященные социальному воспитанию (И.Н. Андреева (11). В.Г. -Бочарова, М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик, М. М. Плоткин. С. А. Расчетина, Т. Ромм, Н. М. Смирнова и др.) — исследования в области педагогического образования (Ш.А. Амонашвили, Н. М. Александрова, З. И. Васильева, Л. С. Илюшин, С. В. Кривых, М. Б. Лебедева (69), Н. М. Полетаева, Н. Ф. Радионова, И. И. Соколова (Ш), В. И. Сопин (112), Н. Н. Суртаева (116), О.Н. И1илова (129), В. Е. Фрадкин и др.).

Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы:

— теоретические — анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, педагогическое моделирование;

— экспериментальные — наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, собеседование, анкетирование, педагогический экспериментстатистические методы (качественная и количественная обработка экспериментальных данных).

База исследования: констатирующий эксперимент охватывал в регионах России различные учреждения — детские юношеские спортивные школы, образовательные учреждения, детские юношеские центры (МОУ СОШ № 40, ТОГИРРО г. Тюмени, МОУСОШ № 4г. Гатчина, МОУ № 311 г. Санкт-Петербурга, детская юношеская спортивная школа № 1 и ИРООО г. Омска, МУК г. Ханты-Мансийска и др.), этап преобразующего педагогического эксперимента проводился в условиях Санкт-Петербурга в ГОУ ИПК СПО, включая выездные курсы повышения квалификации в различных регионах.

Исследование проводилось поэтапно с 2005 г.- по настоящее время.

Первый этап (2005;2006 г. г.) осуществлялось изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, поиск и формулирование идеи исследования, разработка научного аппарата, программы построения педагогического эксперимента, разработка содержания опросных материалов для проведения констатирующей части эксперимента, изучалось мнение педагогов, родителей, учеников.

Второй этап (2006;2009 г. г.) осуществлялась организация опытно-экспериментальной работы по внедрению модели подготовки педагога, рефлексия, коррекция основных теоретических положений, служивших основой разработки модели, осуществлялось завершение эксперимента, обобщение и систематизация результатов, полученных в ходе проводимого исследования. Научная новизна исследования:

— выявлены возможности учреждений повышения квалификации в аспекте подготовки педагогов — тренеров к построению культуры отношений, через модернизацию учебных программ и актуализацию практического педагогического опыта посредством включения в педагогический процесс соответствующих методов, педагогических технологий, приводящих к осознанию значимости данного педагогического явления в практической деятельности педагогов-тренеров.

— разработана цикловая модель обучения на опыте, применительно к процессу подготовки педагогов-тренеров в системе повышения квалификации к построению культуры отношений в системе «педагог-тренер — ученик». классифицированы ситуации, позволяющие наиболее полно использовать позитивный педагогический опыт педагога-тренера в учебном процессе системы повышения квалификации при организации обсуждения в ходе учебных занятий, при реализации учебной программы.

— выделены этапы подготовки педагога-тренера с опорой принципы, соответствующие гуманистическому характеру взаимодействия: наблюдательно-собирательный, информационносистемный, рефлексивно-деятельностный, когнетивнопроектный.

— предложены методы (рабочей ротации, репертуарные решетки, анализа конкретных ситуаций и др.) и технологии (модерации, коучинг, образовательный ретренинг), позволяющие актуализировать позитивный опыт педагогов-тренеров на курсах повышения квалификации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширено знание профессиональной педагогики за счет: уточнения содержания понятия «культура отношений» как педагогического явления, значимого для профессиональной деятельности педагога-тренера, раскрывающего составляющие коммуникативной компетенции этого специалиста;

— рассмотрения теоретических и практических аспектов культуры отношений субъектов образовательного процесса, показавших взаимосвязь межсубъектного взаимодействия, общения, культуры отношений как составляющих социального влияния на примере системы «педагогтренер-ученик»,.

— установления зависимости построения культуры отношений в системе «педагог-тренер — ученик» от личностных особенностей, характера общения, межсубъектного взаимодействия, отвечающих современной социокультурной ситуации;

— обоснования необходимости преобразования содержания подготовки в учреждениях повышения квалификации с целью построения культуры отношений в различных системах межсубъектного взаимодействия, в том числе и в системе «педагогтренерученик».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура отношений есть совокупность качественных характеристик личности, раскрывающих характер межсубъектного взаимодействия, позволяющих ей быть субъектом современных процессов развития общества, строить систему отношений в пространстве современной социокультурной ситуации в условиях образовательных учреждений, в русле гуманистических идей.

2. Цикловая модель обучения на опыте построения культуры отношений в системе «педагог-тренер — ученик», представляет собой открытую, динамическую, развивающуюся компоненту, на основе которой строится образовательный процесс в учреждениях повышения квалификации, опирающийся на принципы, соответствующие гуманистическому характеру взаимодействия (гуманизации, вариативности, альтернативности, самоактуализации, культуросообразности, доверия и поддержки и др.) в ходе осуществления таких видов деятельности как актуализация конкретного опыта, рефлективное наблюдение и осмысление, построение абстрактных концепций (на основе ситуаций), требующих активной опытной проверки, приводящей к столкновению с новым опытом. Цикл включает повторение таких действий как: конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, абстрактная концептуализация, активное экспериментирование.

3. Типология ситуаций, включение которых в образовательный процессе системы повышения квалификации позволяет наиболее продуктивно использовать практический педагогический опыт педагогов-тренеров при подготовке к построению культуры отношений (ситуации репродуктивные, ситуации «тупикового разрешения», ситуации многовариантного разрешения, ситуацииразвития, ситуации — творчества, ситуации — воспроизведения).

4. Этапы подготовки педагогов-тренеров на курсах повышения квалификации к построению культуры отношений в системе «педагог-тренер — ученик» (наблюдательно-собирательный, информационно-системный, рефлексивно-деятельностный, когнитивно-проектный) на которых осуществляются такие действия как конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, абстрактная концептуализация, активное экспериментирование описывающиеся в цикловой модели обучения на опыте;

5.Методы и технологии, актуализирующие позитивный опыт педагогов-тренеров (методы: рабочей ротации, репертуарные решетки, метод обсуждения, метод анализа конкретных ситуацийтехнологии: модерации, коучинг образовательный ретренинг), способствующие активному участию их в процессе обучения, предоставляющие возможность учиться на опыте других, помогающие понять другие точки зрения, что составляет основу коммуникативной компетенции, входящей в структуру культуры отношений.

Практическая значимость полученных результатов заключается в разработке процессуальной составляющей подготовки педагога-тренера в системе повышения квалификации, в разработке учебной программы «Построение культуры отношений в различных системах взаимодействия», в систематизации ситуаций, раскрывающих различный характер межсубъектного взаимодействия, применяемых как средство обучения, в разработке методических рекомендаций для андрагогов показывающих конкретные примеры использования технологий модерации, технолгии коучинг, методов обучения, актуализирующих практический опыт педагогов-тренеров.

Рекомендации к использованию. Материалы диссертационного исследования могут быть рекомендованы педагогическим работникам, имеющим отношение к детским учреждениям различного типа — образовательным, спортивным школам, ДЮЦ — материалы могут быть использованы в системе повышения квалификации, а также в системе подготовки студентов в педагогических вузах, при рассмотрении вопросов общения, межсубъектного взаимодействия, построения культуры отношений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической непротиворечивостью исходных положений, использованием взаимодополняющих методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, последовательным проведением педагогического эксперимента, качественным и количественным анализом экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические положения, материалы и результаты исследования обсуждались на конференциях различного уровня: 4-х Всероссийских научно-практических конференциях: Тюмень, 2009 — «Специфика педагогического образования в регионах России», «Специфика образования взрослых в условиях социокультурного развития регионов», Тюмень-СПб.,.

2006, 2009; - «Воспитание элиты как ресурс развития регионов страны», СПб., 2009; 4-х межрегиональных: «Проблема педагогической инноватики в профессиональной школе», Санкт-Петербург, 2005, 2006, 2007, 2009, а также путем публикации материалов исследования. Обсуждались на заседании лаборатории инноватики в педагогическом образовании в Учреждении РАО ИПО, кафедры педагогики и андрагогики ТОГИРРО, на заседаниях кафедры профессиональной педагогики в ГОУ ИПК СПО, использованы в профессиональной деятельности Государственного образовательного учреждения «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования».

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Проведенный анализ практической деятельности в образовательных учреждениях, спортивных школах, ДЮЦ на предмет построения культуры отношений в различных системах показал наличие множества проблем, среди которых можно назвать проблемы конфликтов межсубъектного взаимодействия, отсутствие интереса со стороны ученика к посещению спортивной школы, так как зачастую «навязаны» родителями, завышенные притязания, не учитывающие возможности ребенка и др.;

Педагогитренеры в большинстве своем не видят в качестве доминирующей функции построение культуры отношений, отдают предпочтение конкретным физическим тренировкам;

При посещении курсов повышения квалификации в последние годы констатируют, что проблема культуры отношений на них практически не рассматривалась, да и анализ программ подтвердил это же;

Наиболее качественному характеру взаимодействий, построению культуры отношений зачастую мешает некомпетентное вмешательство родителей;

Одной из причин неэффективного построения культуры отношений в системе педагогтренер является неготовность педагогов к решению этой проблеме, отсутствие осознания значимости этого педагогического действования;

Решение проблемы неэффективного построения культуры отношений может осуществляться за счет повышения квалификации педагогов-тренеров, специальной работы с родителями.

Подготовка педагогов-тренеров к построению культуры отношений может осуществляться в системе повышения квалификации на основе использования методов и технологий, позволяющих в большей мере использовать практический опыт педагогов-тренеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современные противоречия неразрешимы без методологической переориентации научного познания, мышления в целом. Включение человеческого фактора в число новых установок познания — это новая методологическая константа, опирающаяся на антропологический подход.

Без коренной переоценки своих нынешних представлений о самом себе, без кардинального пересмотра нынешних ценностей, человечество не сможет выбраться из тупика, ведущего к катастрофе" (К. Лоренц).

Российская действительность убедительно показывает, что глобальные кризисные явления находят свое отражение и своеобразие в социально-экономической, политической, социокультурной сферах развития общества и, естественно, в сфере образования, которая является социальным институтом общества.

Многие авторы отмечают наличие ситуации системного кризиса образования в мире, который в России отличается своеобразием, так как Россия переживает очередной этап в развитии «догоняющей» цивилизации -" ускоренный переход" от стадии индустриальной (техногенной) цивилизации к стадии постиндустриальной (информационной) цивилизации.

Особенность социокультурной ситуации в России состоит в том, что российское общество находится в переходном периоде от унифицированного общества к дифференцированному. Своеобразие переходной эпохи определяет своеобразие образовательной ситуации. Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего образования, его оторванность от реальных потребностей жизни, закрытость личности учителя, непререкаемость требований, принятие ученика как объекта воздействия, несмотря на многочисленные разговоры о субъект-субъектном характере взаимодействия, преобладание фронтальных форм и репродуктивных заданий, действия по образцу и т. д. заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за «педагогическое насилие, которое, что называется, проходит по всему „фронту“ и легко объективизируется по целому ряду параметров» (Д.Г. Левитес). Как следствие возникает отчуждение детей от учебных школьных ценностей, враждебность, соперничество. Если же сам учитель по своим личным и профессиональным качествам не в состоянии нейтрализовать насилие, объективно заложенное в основу его деятельности самой природой подобного обучения, дело может принять печальный оборот. При изучении мотивации учебной деятельности выявилось, что ведущим мотивом у 58% опрошенных является страх, 66% учителей считают, что школа не может противодействовать негативным социальным тенденциям.

Удручающие данные социальной действительности представлены министерством: около 50% российских школьников не усваивают более половины содержания- 40% выпускников, поступившим в вузы, запрещены занятия не только спортом, но и обычные занятия физической культурой- 40% первокурсников предписано заниматься лечебной физкультуройоколо 75% детей, посещающих детские сады, не хотят идти в школу- 53% детей в стране не посещают детские сады.

Наличие постоянных конфликтов с отдельными учениками отмечают 37% учителейгрубость и жестокость по отношению к ученикам со стороны педагогов отмечают 30% школьников и 15% их родителей. Указывают на апатию и безразличие к своей работе 36% учителей- 60% учителей обвиняют семью в ее устранении от воспитания детей.

Преступления против личности увеличились в несколько раз. Социальное окружение школы антигуманно, оно явно противоречит гуманизации образования.

Низкий уровень материальной обеспеченности педагогической интеллигенции выступает причиной того, что наиболее способная молодежь не идет учиться в педагогические вузы, 26−35% учащихся и 36−42% родителей не удовлетворены профессиональным уровнем педагогов.

В сфере образования, в различных типах образовательных, детских спортивных учреждениях и социуме действуют негативные факторы, противоречия, управленческий формализм, стереотипы, значительно затрудняющие реализацию гуманистической позиции педагогов и администрации, построение культуры отношений, адекватной этой позиции.

Чрезмерное влияние негативных факторов приводит к тому, что воспитательно-образовательный процесс становится более продуктивным только при наличии прочных связей между учащимися, педагогами и родителями. Родители, не включенные в процесс совместной работы, в эмоциональную сферу педагогического взаимодействия, недопонимают суть работы педагога. Это формирует боязнь прихода в школу, а в конечном итоге — отторжение родителей от учебного учреждения. Учет этих аспектов позволил нам создать цикловую модель обучения на опыте, которая формирует уникальный фон культуры отношений педагогического коллектива, особые формы взаимодействия учеников, педагогов и родителей.

В ходе проведенного исследования были получены результаты, позволившие сформулировать следующие выводы:

— проблема общения, межсубъектного взаимодействия, взаимоотношений, построения культуры отношений актуализировалась в педагогической науке последние десятилетия, в связи с возникшими негативными тенденциями в этом аспекте.

— проблема построения культуры отношений в системах ««педагог-тренер" — ученик» еще более актуальна, так как на нее не обращалось и недостаточно обращается внимание в настоящее время.

— в большинстве педагоги-тренеры видят в качестве доминирующей задачи — физические тренировки, а проблемами культуры отношений, общения, считают, что должны заниматься другие.

— решение проблемы построения культуры отношений возможно в комплексе с решением проблемы построения эффективного межсубъектного взаимодействия, общения в русле реализации гуманистического подхода;

— подготовка педагогатренера в системе повышения квалификации к построению культуры отношений возможна при опоре на использование имеющегося позитивного практического педагогического опыта слушателей в работе с детьми.

— для реализации задач подготовки педагогов-тренеров к построению культуры отношений на основе использования позитивного практического педагогического опыта целесообразно как показали результаты нашего исследования — использование цикловой модели обучения на опыте, организующей обучение в цикле — практика — обсуждение — теория — практика, где осуществляется обобщение конкретного опыта, рефлексивное наблюдение, активное экспериментирование, абстрактная концептуализация соответственно модели;

— реализация цикловой модели обучения на опыте осуществляется при опоре на соответствующие принципы с использованием технологий модерации, образовательный ретренинг, технология коучинг и методов: метод рабочие ротации, метод обсуждение, метод — анализ конкретных ситуаций, которые в большей степени позволяют использовать практический педагогический опыт, включать реальные педагогические ситуации, организовывать их обсуждение, обучаясь при этом в режиме неформального образования;

— проведенное исследование и позитивная динамика результатов, полученных в ходе проведения преобразующего этапа педагогического эксперимента, позволяют утверждать, о правильности выдвинутой гипотезы и ее доказательстве, полученными результатами.

Проведенное исследование открывает перспективные направления изучения проблемы культуры отношений в различных типах образовательных учреждений, в различных системах взаимоотношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д. В. Колесова. — М.: Педагогика, 1987.-211с.
  2. А. Наука жить. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Сост. И общ. Ред. Реана А. А. С-Пб.: Питер, 2000.-С.-321с.
  3. Е.А. Педагогическое сопровождение. Встречи детей и родителей в образовательном пространстве Культура взаимодействия детей и взрослых. /Новые ценности в образовании. № 1(39), 2009.-С.-129−139
  4. Н.М. Деятельность и компетенции педагога: теоретические положения и сравнительные результаты экспреимента //Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практики. СПб.: Учреждение РАОИПО, 2009.-.-101−104
  5. Э.М., Кокуркина Н. И., Технология психологической работы с подростками в «массовой школе».// Ж1111, 1996.-179с.
  6. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач.-СПБ.:Спец.Лит., 2000.-223с.
  7. Альбуханова -Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М.6МГУ, 1981.-С.218−241
  8. .Г. О проблемах современного человек знания. М.: Наука, 1974.-284с.
  9. .Г. О системе возрастной психологии /Вопросы психологии. 1957, № 3.-С.-21−27
  10. В.А., Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте./Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. 1995.-375с.
  11. Г. М. Социальная психология М.: Аспект Пресс, 2002.-364с.
  12. А. Анатомия конфликта // Армия. 1994. — № 10. — С.43−47.
  13. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2001. -551 с.
  14. Л.И. Личность с позиций динамического подхода //Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М.:МГУ, 1990.-С.-7−17
  15. Т.А. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психологический журнал. — 1984. — № 6.- С.54−56.
  16. Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология Психологические законы поведения человека в социуме. С-Пб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  17. С. Личные взаимоотношения и совместимость М.: ЦАИ, 1996.-224с.
  18. Е.С. Развитие эмоциональной гибкости учителя посредством социально-психологического тренинга // Психологическая наука и образование.- №.1- 2000, С. 11−14.
  19. А.Г. 21 век: психология в век психологии. Образование личности в контексте разных культур как фактор социальной эволюции// Развитие личности. 1999.- № 1.- С. 98−102.
  20. А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства \Социально-философские проблемы образования М.: 1992.-С.178−189
  21. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. 1984. -№ 1. С. 51 -57
  22. А.В. Влияние ценностей организационной культуры на инновационные процессы в образовании //Философия образования.- № 3, 2009.-С.55−62
  23. А.В. Психодиагностика способностей к общению, или как определить Организаторские и коммуникативные качества личности. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. 176 с.
  24. Н.Н., Баринова Л. И., Сметанина Е. Н. Несколько шагов к удовольствию общаться Тольятии: СИПКРО, 2008.-74с.
  25. П.П. Педология книга для преподават. и студ. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС 1999.
  26. А.А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н.Мясищева)//Вопросы психологии. 1993, № 2.-С.-86−91
  27. А.А., Ляудис В. Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся //Сб.научн. труд. НИИ общей педагогики АПНСССР.М.:АПНСССР, 1980.-С.-3
  28. В.А., Исаев Е.И" Слободчиков В. И. Проектирование профессионально педагогического образования //Педагогика.- 1997.
  29. В.А. Меняющийся контекст образования и вызовы, стоящие перед системой. //Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практики. СПб.: Учреждение РАОИПО, 2009.-С.9−14
  30. М.И. Методология системного подхода к решению проблем. -СПБ: СПБУЭиФ, 1997.-387с.
  31. Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПБ. :РХГИ, 2001.-512с.
  32. В.А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования СПБ.: РГПУим. А. И. Герцена, 1998.-127с.
  33. Г. А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного образования // Подготовка специалиста в области образования. СПБ.: Образование, 1994.-С.-3−8
  34. Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПБ.:РГПУим. А. И. Герцена, 2000.-359с.
  35. А.В. О природных предпосылках психического развития человека.- М.: Знание, 1977.
  36. Бурбо Лиз Отношения родитель- ребенок. М.:ИД «Гелиос», 2002.-144с.
  37. Ваш психологический портрет.- СПб.: Лениздат, 2008.- /Отв. ред. Лашевская О. 320с.
  38. С.Г. Непрерывное образование как фактор социализации //Новые знания.-2002.-№ 2.-С. 1 -5
  39. С.Г. Образование взрослых в России: вопросы теории// Новые знания.-2004.-№ 3.-С. 141. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы.1. М.:Педагогика, 1987.-183с.
  40. А.К. Культурологический подход к изучению среды свободной жизнедеятельности /Культуросообразная школа. М.: Народное образование, № 11. 2002.- С.- 95−101
  41. Л.Я. Психология эмоциональных отношений .М.:МГУ, 1987.-С.-75−101
  42. Т.С., Бородавкина т.Г, Кочина Т. Г., Кузьмина О. С., Пачина А. Г., Шагова О. А. Специалист повышения квалификации: современные функции и формы работы. Омск: ИРООО, 2009.-80с.
  43. С., Левин В. Гроссмейстер общения. М.:Смысл, 1996.-192с.
  44. Джери Дэвид, Джулия Джери Большой толковый социологический словарь том 1: пер. с англ.- Вече, АСТ, 1999.-544с. (.С.-535−537)
  45. А.В., Макарова И. В. Неформальная коммуникация. Очерки теории и практики. М.: Современная гуманитарная академия, 2003.-167с.
  46. Л.Я. Воплощения и превращения как формы взаимодействий индивидуальности с миром //Гуманитарная наука в России. М.:ГН, 1996. С.-187−200
  47. А.И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования СПБ.: ИОВРАО, 2001.-360с.
  48. А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя) СПб.: ИОВРАО, 2002.-228с.
  49. В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.:Асадемиа, 2007.-208с.
  50. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: МГУ, 1988.-319с.
  51. Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.-190с.
  52. Л.А. Художественное творчество как средство профессионального воспитания студентов в социокультурной среде вуза. СПб.: Институт декоративно-прикладного искусства, 2009.-112с.
  53. А.В. Культурологический подход к взаимодействию семьи учреждений дополнительного образования. \ Культура взаимодействия детей и взрослых. /Новые ценности в образовании. № 1(39), 2009.-С.-140−143
  54. С.Н. Методологическая культура воспитательной деятельности //Педагогическое образование и наука, 2009,№ 5 .-С.34−38
  55. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003.-336с.
  56. И.Э., Федорова Н. М. Гуманитарные ориентиры образовательной политики и государственно-общественного управления в сфере школьного образования.- СПб: ООО «Книжный Дом», 2008.-256с.
  57. М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники. М.: Net2Net, 2008.-336с.
  58. Г. Б. Дисциплина: педагогические подходы и позиции. \ Культура взаимодействия детей и взрослых. /Новые ценности в образовании. № 1(39), 2009 С.-90−106
  59. В.В. Воспитание или образование? //Педагогика.2001 .№ 3
  60. А. Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, Ты, я. Психология значимых отношений М.6Мгу, 1989.-С.-40−58, 86−94
  61. Н.Б. Культурология образования М.: Народное образование, 2000.-272с.
  62. Культуросообразная школа. М.: Народное образование, № 11. 2002.-192с.
  63. А.Ф., Франк С. Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. М.:Пг., 1914
  64. О.А. Индивидуальность, индивидуальный стиль учителя: теоретические основы.- Иркутск: ИГТУ, 2001.- 160с.
  65. Г. Р., Громова О. Н. Организационное поведение СПб.: Питер, 2004.-432с.
  66. М.Б. Дистанционные образовательные технологии: опыт подготовки педагогов к их использованию // Педагогическоеобразование: современные проблемы, концепции, теории и практики. СПб.: Учреждение РАОИПО, 2(Ю9.- С.-328−333
  67. К.М. Педагогическая деонтология Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-272с.
  68. И.А. Основные парадигмы воспитания //Педагогическое образование и наука, 2009,№ 5 .-С.4−10
  69. А.А. Основы профессионально-педагогического общения. М.: Академия, 2002.-192с.
  70. Ю.С. Феномен ограниченности культуры как инновационный аспект содержания образования. //Философия образования, № 3,2009.-С.-62−69
  71. .Ф. Личность в системе общественных отношений // психологический журнал. 1981 ,№ 1 .-С.-З-17
  72. А.С. Педагогические сочинения: в 8 т.-М., 1983.-1986.-Т.4−189с.
  73. Е.А. Сотрудничество с родителями \ Культура взаимодействия детей и взрослых. /Новые ценности в образовании. № 1(39), 2009 С.-162−163
  74. Л.И. Воспитание в современной школе. М.- Ноосфера, 1999.-300с.
  75. И.А. Деловое общение. М.: Академический проект, 2005.-224с.
  76. Н.Н. Нетрадиционная система подготовки учителя физической культуры /Три века Сибирской школы. Тюмень: ТОГИРРО, 2001. С.21−26
  77. С.В. Психология агрессивного поведения.-Ставрополь, 2006.-С.-5−55
  78. Моложавенко B. J1. Личностно-ориентированное педагогическое общение. Екатеринбург: УГУ им. А.м.Горького, 2000.-125с.
  79. В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М.: МГУ, 1995.-С. 15−27
  80. Нартова Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. М. НэКСМС)-пресс, 2001 .-416с.
  81. Р.С. Психология М.: Владос, 2004.-631с. Кн. З
  82. З.Н., Баннова Л. С. Модель взаимодействия школы и родителей // Культура взаимодействия детей и взрослых. /Новые ценности в образовании. № 1(39), 2009.-С С. 168−170
  83. В.Н. Минипуляции в общении и их нейтрализация. М. НИИП, 2001.-208с.
  84. Н.А. Педагогика общения в становлении и формировании личности /Н.А.Панов.-М., 2001
  85. .Д. Анатомия общения. СПб.: Михайлова В. А., 1999.-301с.
  86. С.А. Педагогическая деятельность как культурный процесс //Кулыуросообразная школа. М.: Народное образование, № 11. 2002.- С.-39−50
  87. С.А. Проблемы выявления и оценивания научных результатов диссертационного исследования //Совершенствование подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Выпуск 2, СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.-С.-27−39
  88. Психолог профессионал: деятельность, личность, общение. Проблемы профессионального взаимодействия в оказании комплексной психологической помощи детям./ Сб. научных матер. Тюмень: ТОГИРРО, 1998.-64с.
  89. Ребер Артур Большой психологический словарь Том 1: пер. с англ.-М.:Вече, ACT, 2000.-592с. (С.-582)
  90. JI. Дафт Менеджмент. СПб.: Питер, 2006.- 679с.
  91. П., Ярская-Смирнова Е. Методы прикладных социальных исследований. М.: ЦСП и ГИ, 2008.-215с.
  92. Е.В. В диалоге с учениками . \ Культура взаимодействия детей и взрослых. /Новые ценности в образовании. № 1(39), 2009.-С.-113−120
  93. Рутар Сонья Взаимодействие как сердцевина личностно-ориентировангного образования //Культура взаимодействия детей и взрослых. /Новые ценности в образовании. № 1(39), 2009.-С.-С.-176−183
  94. И.И. Основы педагогики общения. Мн. Беларуская навука, 1998.-319с
  95. В.Н. Человек и человеческие отношения / Сагатовский В. Н. Есть ли выход у человечества? СПб.: Петрополис, 2000.-148с. С. 74−89
  96. Н. Работа с детьми. Школа доверия. СПб.: Питер, 2003.-282с.
  97. А.Н. Союз юных граждан в «школе социального развития» //Культура взаимодействия детей и взрослых. /Новые ценности в образовании. № 1(39), 2009.-С С.199−202
  98. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию СПБ.: Речь, 2001.-256с.
  99. А.И. Проблема становления культуры отношений личности //психология и педагогика социального воспитания: Матер. научно-практ конф., посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина.-Кострома: КГУ им. Некрасова, 2005.-524с.
  100. А.И. Становление культуры отношений старшего подростка в учебно-познавательной деятельности. СПб. :РГПУ им. А. И. Герцена, 2006 /автореф. канд. дисерт.
  101. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М.: Академия, 2000.-216с.
  102. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии.1994,№ 6.-С.-5−15
  103. В.И. Формирование стиля педагогического общения у преподавателей высшей военной школы // Мир образования — образование в мире. № 3,2009.- С.-142−152
  104. Современный словарь по педагогике /Состав. Рапацевич Е.С.-Мн.: «Современное слово», 2001.-928с. (С.-551−552)
  105. Ш. Соколова И. И. Стандарты педагогического образования в России в зеркале идей Болонского процесса //Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практики. СПб.: Учреждение РАОИПО, 2009.-С.-14−20
  106. В.И. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся как фактор интенсификации учебного процесса//Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практики. СПб.: Учреждение РАОИПО, 2009.-С.-298−301
  107. Социальная психология в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской). М.:Гардарики, 1999.-3 97с.
  108. А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации СПб-м.:ИЦПКПС, 2000.-498с.
  109. .М., Бежунарь В. Д. Преподаватель физической культуры — организатор нравственного воспитания учащихся /Три века Сибирской школы Тюмень: ТОГИРРО, 2001.- С.52−55
  110. Пб.Суртаева Н. Н., СуртаевП.Б. Парадигмальность инновационных процессов в педагогическом образовании // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практики. СПб.: Учреждение РАОИПО, 2009.- С.-362−365
  111. Тенденции, формирующие систему образования./ Доклад Центра исследования и инноваций в области образования. ОЭСР.2008.Глава 4 // Вопросы образования, № 2,2009.- С.-19−65
  112. А.П. Особенности деятельности экспертного совета ВАК по педагогике и психологии //Совершенствование подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Выпуск 2, СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.-С.-57- 70
  113. Ю.К., Н.К.Воскресенская, А. А. Давыдов, Е. В. Жестерова, В.В.Носов, Г. В.Носова, И. В. Ружиская Управление общественными отношениями. М.: Вузовский учебник, 2009.-153с.
  114. Д.И. Психология разивающейся личности: Избранные психол. Труды., 1996.
  115. Е.С. Искусство понимать себя и окружающих. СПб.: Дельта, 1998.-3 68с.
  116. Философский энциклопедический словарь /ред. С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-ОД
  117. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования. М.: Академия, 2004.-160с.
  118. С.В. Моделирование ситуаций одно из условий развития организационной культуры педагога //Культуросообразная школа. М.: Народное образование, № 11. 2002, — С.-50−53
  119. П., Фернхем А. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.-368с.
  120. Т.В. Формы профессионального обучения педагогов. Мастер — классы. Технологические приемы. Волгоград.- 2008.-207с.
  121. Д.А., Цыплакова С. М. Культурная динамика традиций и инноваций: образовательный аспект// Философия образования, № 3, 2009, -С.-70−74
  122. Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее М.: ПОР, 2001.-224с.
  123. О.Н. Модернизация программ постдипломного педагогического образования в связи с изменениями в обществе и образовании //Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практики. СПб.: Учреждение РАОИПО, 2009.-С.-47−52
  124. Л.Б. Психология семейных отношений /М.:Эксмо-Пресс, 2000.-512с
  125. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: Народное образование, 1996.-134с.
  126. Criticism and the growth of knowledge, ed. by J. Lakatos, A. Musgrave.-Cambridge, 1970
  127. Mary Beth О Neill Executive Coaching with Backbone and Heart //A System Approach to Engaging Leaders witch Their Challenges // Jossey- Bass Publishers San Francisco- 2005.- 222p.
  128. Paradigms and revolutions, Notre Dame L., 1980
Заполнить форму текущей работой