Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным принципом инновационных поисков в процессе проектирования развивающего образовательного пространства является создание системы отношений гуманного типа, стремление к установлению гармоничного баланса между общественными потребностями и целями и мотивами и целями учащихся, педагогов, родителей. В целом лицей как открытая инновационная образовательная система призвана обеспечивать условия… Читать ещё >

Содержание

  • t Введение
  • Глава I. Теоретико-методологические основы становления образовательной системы инновационных школ
    • 1. 1. Сущностные характеристики образовательной системы инновационных школ
    • 1. 2. Обоснование правовой культуры ребенка как цели допрофессионального образования в лицее
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. Педагогические условия формирования правовой культуры учащегося в условиях модернизации образовательной системы лицея
    • 2. 1. Конструирование содержания правового образовательного пространства лицея юридического профиля
    • 2. 2. Инновационная деятельность педагогов по формирования правовой культуры учащихся в условиях модернизации образования в лицее
    • 2. 3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся как субъектов развивающего образовательного процесса лицея
  • Выводы по главе II

Формирование правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права. Стратегия развития обществоведческого (в том числе правового) образования в образовательных учреждениях, определенная Министерством образования РФ, предполагает коренное обновление школьного обществоведческого образования с целью обеспечения становления Российского демократического государства, возрождение России и возвращения ее в мировую цивилизацию.

В массовой педагогической практике правовое образование центрировано на трансляцию правовых знаний учащихся и не нацелено на формирование ценностей, ценностных ориентаций, правовых умений и навыков правового поведения человека в обществе, в результате чего выпускник образовательного учреждения имеет определенные сугубо теоретические правовые знания, но не готов к успешной социализации в обществе, не наделен важнейшими для жизни в правовом государстве качествами, такими как законоуважение, активная гражданская позиция, способность к социальному творчеству и толерантность. Отсутствие данных качеств у выпускников школ негативно сказывается на социальной ситуации: растет количество правонарушений среди молодежи, усиливается социальная апатия, чаще встречаются случаи асоциального поведения молодых и т. д., т. к. в каждый конкретно-исторический момент культура определенной социальной среды накладывает глубокий отпечаток на состояние правосознания населения.

А.В. Клочкова и О. В. Пристанская утверждают, что процесс нарастающей криминализации общественного сознания связан с криминогенной деформацией ценностно-нормативной системы общества, с размыванием и девальвацией социально-позитивных ценностей, установок, стереотипов поведения, нравственных идеалов людей. Образовавшийся культурно-ценностный вакуум заполняется ценностями и нормами криминальной среды, элементами преступной субкультуры: специфических для пенитенциарных учреждений жаргона, способов коммуникации и разрешения конфликтов, «блатного» творчества и т. п. Такого рода правовое мироощущение и правовое сознание часто отмечены в среде подростков, не имеющих достаточно точных, выверенных социальных ориентиров и норм.

Одним из средств преодоления сложившегося в обществе правового нигилизма, на наш взгляд, может стать система правового образования, ориентированная на обеспечение условий для формирования правовой культуры человека. Как известно, в советской школе существовал обязательный курс «Основы советского государства и права». В начале 90-х годов в связи с социально-политическими изменениями в России, обусловившими необходимость кардинального обновления законодательства, его преподавание было прекращено.

В ходе начавшейся реформы содержания гуманитарного образования в школу пришли разнообразные курсы из области политолог&trade-, социологии, психологии. Объем правового блока значительно сократился. Темы правового характера, главным образом из сферы конституционного права и прав человека, начали преподаваться в рамках модульных курсов или разделов интегрированного курса обществоведения. Принятие Министерством образования России в 1995 г. базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, в котором не предусматривалось изучение права, узаконило исчезновение его из школы как самостоятельного учебного предмета. Эта практика, сложившаяся в условиях переживаемого страной в 90-е годы переходного периода, в настоящее время, с точки зрения потребностей и задач современного этапа развития общества и государства, новых целей образования, становится неудовлетворительной и требует пересмотра. В связи с этим остро встает вопрос, связанный с проблемой формирования правового сознания личности, его внутренней, неформальной правовой ориентации и самоидентификации, т. е. ее правовой культуры в изменяющихся условиях российского социума.

Таким образом, решение актуальных задач современного этапа развития, переживаемого Россией, в том числе построение правового государства как задача государства, построение гражданского общества как задача социального развития, воспитание социально ответственного гражданина как задача реформирования школьного образования, оказывается тесно связанным с модернизацией целей, задач, форм и содержания правового образования в школе.

Наибольшими возможностями в построении системы правового образования обладают инновационные учебные заведения, поскольку для их развития характерны такие основные тенденции, как демократизация образованиявключение ресурса свободы (свободы личности ребенка, учительского труда, школы) — значительное влияние социально-экономических факторов на получение образованияразрастание рынка образовательных услугвключение в сферу образования ценностных установок и механизмов складывающегося гражданского обществавариативность образования (на уровне системы образования, образовательного учреждения, содержания образования и технологий его реализации и т. д.) — актуализация исторического образовательного опыта (прежде всего, сознательно «забытого» в советской педагогике) и др.

В связи с этим практика настоятельно диктует необходимость создания системы правового образования школьников, нацеленной на формирование демократической правовой культуры, основанной на усвоении нравственно-правовых ценностей и принципов, отказе от позитивистского подхода и приоритетов законопослушности, преодолении правового нигилизма.

Запросы практики в этом направлении находили отражение в ряде исследований отечественных педагогов, психологов и правоведов. Социально-педагогические основы правового воспитания, общий круг юридических знаний, различные формы внеклассной и внешкольной работы, условия эффективного функционирования системы профессиональной ориентации учащихся на юридические специальности освещены такими авторами, как Болотина Т. В., Бородич В. Ф., Вяземский Е. Е., Гранат Н. Л., Давыдова Г. П., Долгова А. А., Ма-заева В.Д., Никитин Э. М., Пикуров И. И., Чечель И. Д. и др.

Общие закономерности формирования личности, возрастные и индивидуальные особенности ее развития как субъекта учебной деятельности, психологическая сущность профессионального самоопределения, роль мотивов, интересов, установок в профессиональном выборе учащихся отражены в работах Ананьева Б. Г., Гинецинского В. И., Корчагина Т. В., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Никоновой Л. М., Певцовой Е. А., Скаткина М. Н., Щербаковой Н. В. и ДР.

Указанными выше исследователями внесен весьма существенный вклад в разработку теории и практики правового образования учащихся. Однако новые социально-экономические, политические и правовые условия, в которых оказалась страна, выдвинули на первый план нестандартные задачи и аспекты решения проблемы повышения качества правового образования учащихся общеобразовательных учебных заведений. В связи с этим появился ряд работ, в которых исследуются социально-педагогические аспекты модернизации образования (А.Г. Асмолов., В В. Арнаутов, В. И. Данильчук, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, О. Б. Логинова, A.M. Саранов, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В.И. Сло-бодчиков, Г. А. Цукерман и др.).

Вместе с тем следует признать существование и углубление в настоящее время целого ряда противоречий, связанных, в том числе и с правовым образованием и воспитанием молодежи, между: возросшим уровнем правонарушений в стране и недостаточно эффективной деятельностью правоохранительных органоввозросшей потребностью общества и государства в подготовке высококвалифицированных юридических кадров и отсутствием адекватных для этого организационно-педагогических условийпроводимыми широкомасштабными педагогическими исследованиями и отсутствием адекватного эффекта в повышении качества подготовки юриста- — между объективными потребностями преобразования процесса правового обучения и воспитания учащихся общеобразовательных учреждений и традиционными подходами к их подготовке. Опыт работы инновационных учебных заведений по правовому образованию и воспитанию учащихся видится нам одним из возможных направлений совершенствования всей общеобразовательной системы в сфере права.

Таким образом, в развитии правового образования учащихся наметилось противоречие между потребностью в модернизации системы правового образования в учебных заведениях и отсутствием научного обоснования механизма построения такого процесса. Данное противоречие и определило проблему — научного обоснования процесса формирования правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицея.

Актуальность и недостаточная проработанность указанной проблемы, наличие противоречий образовательно-правового характера и большая практическая значимость их разрешения обусловили выбор темы настоящего исследования: «Формирование правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицея».

Объект исследования — инновационные образовательные системы.

Предмет исследования — формирование правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицея юридического профиля.

Цель исследования — обосновать процесс формирования правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицея.

Гипотеза исследования: формирование правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицея по сравнению с массовым опытом работы аналогичных учебных заведений и общеобразовательных школ будет более эффективным, если: образовательная система лицея юридического профиля проектируется как развивающее Пространство, в котором формирование правовой культуры учащихся является одной из приоритетных целейобоснована система педагогических условий формирования правовой культуры учащегося в процессе модернизации образования в лицее: конструирование содержания образования в соответствии с ком петент постным подходомуглубление содержания общеобразовательных предметов в соответствии с профилем избираемой специальностивведение специализированных предметов, адаптированных к особенностям общего образованияиспользование элементов практической деятельности в области юриспруденцииразработка и реализация преподавателями инновационных программ по предмету и вне-учебной воспитательной работеосуществляется психолого-педагогическое сопровождение, в результате чего формируется уникальное правовое пространство, обеспечивающее учащимся приобретение опыта действия в различных жизненных ситуациях, регулируемых правом.

Задачи исследования:

1. Выявить сущностные характеристики образовательной системы инновационных школ.

2. Обосновать правовую культуру учащегося как цель допрофессио-нального образования в лицее юридического профиля.

3. Выявить и апробировать педагогические условия формирования правовой культуры учащегося в условиях модернизации образования в лицее.

4. Разработать психолого-педагогическое сопровождение, ориентированное на формирование уникального правового пространства, обеспечивающего учащимся приобретение опыта действия в различных жизненных ситуациях, регулируемых правом.

Теоретико-методологической основой исследования явились общенаучные идеи целостного подхода в образовании (B.C. Ильин, В. В. Краевский, И. А. Колесникова, В. М. Монахов, JI.C. По дымова, И. Пригожин, М. И. Рожков, A.M. Саранов, Н. К. Сергеев, В. А. С л астении, И. Д. Чечель и др.) — общетеоретические идеи деятельностного подхода к развитию личности (А.Г. Асмолов, J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н Леонтьев, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков и Др.) — концептуальные идеи личностно-развивающего образования (Е.В. Бонда-ревская, В. И. Данильчук, В. В. Зайцев, Е. А. Крюкова, С В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — идеи концепции педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, Н. В. Тамарская, Н. А. Тучинская и др.) — положения концепций сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе (Ш.А. Амонашвили, З. И. Васильева, О. С. Газман, Н. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Е. А. Козырева, А. П. Тряпицына и др.).

В соответствии с целью, задачами и методологией исследования были использованы следующие методы исследования:

— теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод единства исторического и логического, метод моделирования, различные виды анализа — сравнительный, структурный, функциональный, системный анализ инновационного развития образовательных систем);

— эмпирические (обобщение передового педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, изучение документации, связанной с инновационной деятельностью педагогов, анализ продуктов творческой деятельности детей, анкетирование, тестирование, наблюдение, метод самооценки, экспертная оценка, методы количественного и качественного анализа результатов, педагогический эксперимент).

Достоверность полученных результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позицийсоответствием применяемых методов исследования поставленным задачамопорой на инновационную практикутеоретической разработкой и экспериментальной проверкой в массовой практике основных положенийучастием автора в разработке программ развития и опытно-экспериментальной работе лицея.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые проведено теоретико-методологическое обоснование системы педагогических условий формирования правовой культуры учащегося в условиях модернизации образования в лицеес позиций компетентностного подхода сконструировано содержание правового образования учащихся, обоснована модель инновационной образовательной системы лицея юридического профиляуточнена система средств допрофессионального юридического образованияконкретизировано психолого-педагогическое сопровождение учащихся, ориентированное на формирование уникального правового пространства, обеспечивающего учащимся приобретение опыта действия в различных жизненных ситуациях, регулируемых правом.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии дидактических представлений о проектировании содержания правового образования учащихся в инновационном учреждении на основе компетент-ностного подходаобосновании педагогических условий формирования правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицеяв разработке педагогической технологии модернизации содержания правового образования учащихся, что вносит вклад в развитие теории педагогических систем. Результаты исследования могут служить базой для разработки проблем проектирования содержания образования в инновационных образовательных учреждениях.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью широкого использования в практике полученных результатов по проектированию образовательной системы инновационных образовательных учреждений. Полученные результаты могут быть использованы руководителями общеобразовательных школ и иных типов учреждений при формировании правовой культуры учащихся, а также в системе подготовки и переподготовки специалистов управления образованием в аспекте модернизации содержания образования.

Апробация результатов исследования осуществлялась на Международной научно-практической конференции в Волгоградской юридической академии МВД РФ «Проблемы преподавания права в образовательных учреждениях» (Волгоград, 1997) — VIII Международной сессии «Права человека, культура мира — содержание и методы обучения» (Москва, 1998 г.) — российской научно-практической конференции в Мужском педагогическом лицее «Воспитание гражданских качеств старшеклассников в условиях инновационных образовательных учреждений» (Волгоград, 2000 г.) — российской научно-практической конференции «Концептуальные подходы к обеспечению прав ребенка на региональном уровне» (Волгоград, 2001 г.) — научно-практической конференции «Пути развития российской юридической науки и образования в XXI веке» (Волгоград, 2001 г.) — научно-практической конференции «Теория и практика построения современных образовательных технологий» (Волгоград, 2002 г.) — на областных педагогических чтениях ВГИПКРО «Лицей: ценности современного образования» (Волгоград, 2001) — на городских семинарах и совещаниях в го/ родском Управлении образования (Волгоград, 1993—2003 гг.).

Внедрение результатов. Внедрение представленных в исследовании результатов осуществлялось в практической деятельности соискателя в качестве директора лицея № 6 г. Волгограда с 1989 по 2003 г.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными сущностными характеристиками образовательной системы инновационных школ являются: обеспечение обязательного освоения в образовании базового стандарта по всем образовательным областямуглубленное изучение отдельных предметовориентация учащихся на продолжение образования в вузахразвитие личности, познавательных и созидательных способностей ребенкавозможность выбора предметов, курсов, форм образования, что позволяет лицеистам развиваться по собственному индивидуальному образовательному маршруту, самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществамипсихолого-педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития детей, что позволяет педагогам — создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контекстерезультативность в обучении, превышающая средние показатели в аналогичных образовательных учрежденияхоткрытость образовательной системы лицея внешнему социуму и прямое взаимодействие педагогов, учеников и родителей с ним.

2. В качестве одной из основных целей допрофессионального образования в лицее юридического профиля выступает формирование правовой культуры учащегося, которая представляет собой интегративное личностное образование, включающее когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты. Данная цель реализуется через систему задач: воспитание личности, осознающей право как основу социальной защиты достоинства человекавоспитание отношения терпимости, ненасилия, уважения, солидарностиформирование знаний о правовых фактах, событиях, явлениях и процессах одновременно в национальном и международном измеренияхвоспитание понимания неразрывной связи правовых феноменов и развития общей национально-государственной и мировой культуры в широком смыслеформирование поведенческой модели человека, основанной на уважении права и достоинства личностиосуществление профессиональной ориентации учащихся на получение высшего юридического образования и работу в правоохранительных органах.

3. Педагогическими условиями формирования правовой культуры учащегося в условиях модернизации образования в лицее юридического профиля являются: конструирование содержания образования в соответствии с компе-тентностным подходомуглубление содержания общеобразовательных предметов в соответствии с профилем избираемой специальностивведение специализированных предметов, адаптированных к особенностям общего образованияиспользование элементов практической деятельности в области юриспруденцииразработка и реализация преподавателями инновационных программ по предмету и внеучебной воспитательной работе, что обеспечивает профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса.

4. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на развитие учащегося как субъекта жизнедеятельности в лицее юридического профиля и осуществляется по следующим направлениям: создание условий для формирования коммуникативных прав личностиорганизация самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся, направленной на формирование их правового самосознаниямониторинг развития индивидуальности ребенка, предполагающий регулярное и планомерное отслеживание актуальных состояний его развития в целом и правовой культуры в частности.

В результате в лицее формируется уникальное правовое пространство, обеспечивающее учащимся приобретение опыта действия в ситуациях, регулируемых правомсоздается правовая атмосфера в деятельности ученического самоуправления, в работе общественных организаций, в экологических, культурных и др. движениях. Психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивая создание условий для формирования правовой культуры выпускников лицея, является структурообразующим компонентом инновационной образовательной системы лицея, его правового пространства.

Базой исследования являлся Волгоградский лицей № 6 юридического профиля — опытно-экспериментальная площадка Волгоградской юридической академии МВД РФ, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, Центра педагогических инноваций Волгоградского государственного педагогического университета.

Этапы исследования. Исследование велось в течение десяти лет и состояло из трех этапов: первый этап (1993—1996 гг.) — аналитико-поисковый (изучение правовой, философской, психолого-педагогической, научно-методической и другой научной литературы, нормативно-программной и учебно-методической документацииосмысление опыта работы инновационных образовательных учрежденийапробирование первых вариантов инновационных технологий обучения в средней школе № 15 с классами юридического профиля г. Волгограда) — второй этап (1997—2000 гг.) — теоретико-методологический (уточнение формулировки проблемы, определение объекта и предмета, гипотезы и задач исследованияизучение разносторонних аспектов проблемы правового v образования учащихсяобоснование теоретических основ модели инновационной образовательной системы по формированию правовой культуры учащихся лицея юридического профилянаучно-методическая разработка содержания правового образования, подготовка его к экспериментальной проверке в деятельности педагогического коллектива лицея № 6) — третий этап (2000—2003 гг.) — конструктивно-моделирующий (обоснование педагогических условий и средств, необходимых и достаточных для формирования правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицея, опытно-экспериментальная их апробацияанализ результатовмодернизация содержания образования и технологий допрофессио-нального юридического образования).

Выводы по главе II.

Одной из важнейших целей образования, отраженной в концепции его модернизации является формирование у детей высокого уровня правовой культуры, умения отстаивать свои права (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства), нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В соответствии с этим в качестве основополагающих принципов организации образования в лицее юридического профиля выступают следующие: гуманизации и гуманитаризации образования, целостности педагогического процесса, «системности» правового образования, сочетания правового образования с практической деятельностью, интеркультурности преподавания правоведческих дисциплин, интеграции, общедоступности и свободы выбора, свободы и независимости развития ребенка, телеологический, мотивации, индивидуализации и дифференциации обучения, непрерывности образования, ответственности.

На основе данных принципов проектируется содержание образования, включающее углубленное общее среднее образование и органически интегрированный в него профессиональной компонент, представленный предметными курсами и системой дополнительного образования. При этом педагогический коллектив ориентируется на компетентностный подход к определению содержания образования, намеченный в концепции модернизации российского образования. Реализация этого подхода позволяет решать задачу подготовки взрослеющего человека к жизни и деятельности в обществе, самостоятельному принятию решений относительно своего будущего, способного действовать свободно и ответственно в изменяющемся мире. В отличие от традиционных ЗУНов, компетенции включают не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Все компетенции требуют различных типов действия: действовать автономно и рефлексивно, использовать различные средства интерактивно, входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них. В этой связи в ходе управления опытно-экспериментальной деятельностью педагогов по модернизации содержания образования основной акцент делается на научно-методическую разработку педагогами инновационных образовательных программ. Данные программы строятся на основе соотнесения знаний и умений детей с ключевыми компетенциями, в русле которых они будут формироваться. С учетом сказанного осуществляется конструирование учебного плана, на основе которого строится содержание образования в лицее юридического профиля. Основным отличием учебного плана в лицее юридического профиля от подобных планов в других образовательных учреждениях является то, что система образования лицея юридического профиля профессионально окрашена. Профессиональная направленность обеспечивается следующими условиями: углубленным изучением предметов по профилю избираемой специальностивведением в учебный план культурологических предметов, расширяющих культурный базис будущего юриста (философия, история мировой культуры, риторика, эстетика, художественная культура и др.) — моделированием элементов юридической деятельностииндивидуализацией и дифференциацией содержания образования с учетом личностной позиции лицеистов, уровня их профессиональной направленности, содержанием ценностно-смысловой сферы, мотивации, учебных возможностейпредоставлением преподавателю возможности разрабатывать, апробировать и реализовывать свою авторскую программу по предмету и внеучебной воспитательной работе.

Осуществляемое подобным образом проектирование содержания образования в лицее юридического профиля выступает как одно из направлений его модернизации, которую волгоградские исследователи понимают как целенаправленную инновационную педагогическую деятельность, основанную на осмыслении (рефлексии) собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. Инновационная деятельность педагогов при этом реализуется на высшем — теоретическом — уровне и характеризуется переориентацией с задач совершенствования компонентов, элементов, сторон учебно-воспитательного процесса лицея на преобразование его как целостной системы.

Второе направление модернизации образовательного процесса в лицее ориентировано на совершенствование содержания и технологии правовых дисциплин. В этой связи педагогами лицея реализуется опытно-экспериментальная деятельность по разработке учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права. В качестве основного результата этой деятельности выступает формирование у учащихся системного видения мира через призму права (правовых знаний и представлений), непосредственно формирующего «правовое пространство» отдельной личности, ученического коллектива лицея.

Третье направление — это организация опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива по модернизации практической подготовки будущих юристов, т. е. подкрепление знаний правовой практикой, введение в учебный процесс жизненных практик, предполагающее ознакомление и включение в работу ведущих служб, занимающихся раскрытием и расследованием преступлений. Подобная практика в лицее юридического профиля развертывается как последовательное освоение видов опыта, значимых для будущей профессии, что обеспечивает формирование у лицеистов компетентенции в сфере социально-трудовой деятельности (оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации, в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда).

Четвертое направление модернизации — повышение качества образования и, прежде всего, качества получаемых учащимися правовых знаний. Опытно-экспериментальная работа при этом сосредоточена на двух аспектах: первый направлен на инновационный поиск технологий обучения, второй — на активизацию самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся, организуемой в процессе работы в лицее научного общества учащихся, под руководством преподавателей ВЮИ МВД РФ и других вузов г. Волгограда.

В ходе опытно-экспериментальной работы апробирована модульная форма, которая включала в себя: лекции — самостоятельная работа — практические занятия — зачет. При этом каждая организационная форма обучения в структуре модуля (лекция — самостоятельная работа по изучению нового материала — практическое занятие — зачет) имеет свои задачи по обеспечению качественного усвоения знаний и формированию умений учащихся, однако вместе они составляют систему задач, решение которых позволяет достичь целей учебного блока. При модульной форме обучения широко практикуются интерактивные формы организации занятий (эвристические диспуты на правовые темы, игровые ситуации, поведенческие задачи обычного и конфликтного характера), проектный метод обучения, широкое использование компьютерно-информационных средств.

В качестве самостоятельного направления модернизации воспитательной системы выступает психолого-педагогическое сопровождение, направленное на развитие учащегося как субъекта жизнедеятельности в лицее юридического профиля. Основные принципы сопровождения развития индивидуальности детей, определенные педагогическим коллективом лицея следующие: — принцип равноправия- - принцип диалогичности- - принцип совместной деятельности педагогов и воспитанников- - принцип свободной самореализации личности воспитанников- - принцип творчества. В соответствии с данными принципами сопровождение осуществляется по следующим направлениям: создание условий для формирования коммуникативных прав личности, организация самостоятельной творческой и исследовательской активности учащихся, направленной на формирование их правового самосознания, мониторинг развития индивидуальности ребенка, предполагающий регулярное и планомерное отслеживание его актуальных состояний.

В результате реализации перечисленных направлений психолого-педагогического сопровождения формируется уникальный уклад жизни лицея, особая правовая атмосфера, пространство, обеспечивающее учащимся приобретение опыта действия в ситуациях, регулируемых правом, в органах ученического самоуправления, в работе общественных организаций, в экологических, культурных и др. движениях. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивая создание условий для формирования правовой культуры выпускников лицея, является структурообразующим компонентом развивающего правового образовательного пространства лицея.

Заключение

.

Анализ развития российской системы образования в конце XX в. позволяет выделить следующие основные тенденции ее развития: демократизация образованиявключение ресурса свободы (свободы личности ребенка, свободы учительского труда, свободы школы) — значительное влияние на получение образования социально-экономических факторовразрастание рынка образовательных услугразрушение государственной монополии на образование — формирование негосударственного (муниципального, частного) образовательного секторавключение в сферу образования ценностных установок и механизмов складывающегося гражданского обществавариативность образования (на уровне системы, образовательного учреждения, содержания образования, технологий и т. п.) — актуализация исторического образовательного опыта (прежде всего, сознательно «забытого» в советской педагогике) — признание образования приоритетным объектом финансирования.

На этом фоне возникают модели школ, реализующие альтернативное образование, противостоящее традиционному, осуществляемому в массовой общеобразовательной школе. Наибольшее распространение в практике получили инновационные школы, образовавшиеся как результат возрождения традиционно российских типов образования — гимназии, лицеи, школы разных профилей и направлений (казачьи, купеческие, фермерские, морские школы, кадетские корпуса). При этом переход от традиционной образовательной системы к инновационной происходил преимущественно путем реорганизации действующих образовательных учреждений в новый вид: из общеобразовательной школы — в гимназию, лицей и т. д. Образовательные системы данного типа образуют новую целостность более высокого, по сравнению с традиционной школой, уровня, реализуемые в виде единого образовательного развивающего пространства.

Основным принципом инновационных поисков в процессе проектирования развивающего образовательного пространства является создание системы отношений гуманного типа, стремление к установлению гармоничного баланса между общественными потребностями и целями и мотивами и целями учащихся, педагогов, родителей. В целом лицей как открытая инновационная образовательная система призвана обеспечивать условия для: реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов и с целью содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группамиоказания помощи ребенку, прежде всего, в духовно-нравственном становлении, в разрешении его жизненных проблемподдержки индивидуальности и самобытности ребенка, что означает решительный отказ от «валового» подхода в воспитании и признание каждого отдельного ребенка высшей ценностью воспитанияразвития творческого потенциала, стимулирования устойчивых просоциальных интересов и склонностей детейвключения воспитанников в контекст национальной и мировой культуры как среды, являющейся источником интеллектуального, духовного и нравственного развития ребенкаприоритетности семейного воспитания, признания в родителях главных воспитателей, ответственных за экологию детства, поиска путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями, взимообучение педагогов и родителейсущественного повышения педагогической культуры педагогов, обретения ими гуманистической педагогической позиции, овладения технологиями гуманистического воспитаниявключенности личности воспитанника в значимую для нее деятельность. Развивающее образовательное пространство лицея обладает своей спецификой, определяемой сущностными особенностями данного типа учебного заведения. Лицей представляет собой вид учебного заведения, где наличие широкого спектра специализаций делает реально возможным выбор индивидуальной образовательной траектории, поэтому для него характерны: прочная непременная связь с вузом (наличие базового вуза) на уровне долгосрочных договоровпредметная, ведомственная профилизацияпривлечение и использование в учебно-воспитательном процессе научного и преподавательского кадрового потенциала вуза и его материальной базы. В соответствии с этим, актуальным является научное обоснование процесса формирования правовой культуры учащегося в развивающем образовательном пространстве лицея.

Анализ научной литературы показывает, что формирование правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицея юридического профиля в качестве самостоятельного предмета исследования пока не рассматривалось.

В проведенном исследовании ставилась цель — обосновать процесс формирования правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицея. В процессе ее решения получены следующие результаты.

1. Основными сущностными характеристиками образовательной системы инновационной школы являются: гуманистическая направленность педагогического процессаполипарадигмальность инновационной деятельности педагогов, осуществляемой в форме опытно-экспериметальной работыактивное взаимодействие с педагогической наукойориентация на новое качество образования, предполагающее, помимо усвоения обучающимся определенной суммы знаний, развитие его личности, познавательных и созидательных способностейорганизационное оформление в качестве единого развивающего образовательного пространства, представляющего собой специально смоделированные место и условия, имеющие развивающую направленность, и выступающего в качестве многомерного социального пространства, обеспечивающего разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности сообразно индивидуальным особенностям ее физического, соматического, психического, психологического, духовно-нравственного и социального здоровья. Развивающее образовательное пространство инновационных школ создается с целью: обеспечения обязательного освоения в образовании базового стандарта по всем образовательным областям, углубленное изучение отдельных предметов, ориентацию учащихся на продолжение образования в вузах, развитие личности, познавательных и созидательных способностей ребенкавозможности выбора предметов, курсов, форм образования, что позволяет лицеистам развиваться по собственному индивидуальному образовательному маршруту, самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществамипсихолого-педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития детей, что позволяет педагогам — создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контекстеповышения качества образования, превышающие средние показатели в аналогичных образовательных учрежденияхоткрытости образовательной системы лицея внешнему социуму и прямое взаимодействие педагогов, учеников и родителей с ним.

2. В качестве основной цели допрофессиональной подготовки в лицее выступает формирование правовой культуры учащегося. Ее сущностными характеристиками являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраныориентированное на социальную ценность права и строгое соблюдение правопорядка отношение граждан к закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядкасоциально полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных ситуациях действовать юридически грамотно. Таким образом, правовая культура, на наш взгляд представляет собой интегративное личностное образование, включающее когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты. Выпускник лицея юридического профиля должен обладать такими качествами как законоуважение, толерантность, убежденность в неотъемлемости прав, в неразрывности прав и обязанностей, уважение к правам, своим и чужим, умение ориентироваться в правовом поле.

Основными целями правового образования в лицее юридического профиля являются: —воспитание личности, осознающую право как основу социальной защиты достоинства человека- — воспитание отношения терпимости, ненасилия, уважения, солидарности- — формирование знаний о правовых фактах, событиях, явлениях и процессах одновременно в национальном и международном измерениях- — воспитание понимания неразрывной связи правовых феноменов и развития общей национально-государственной и мировой культуры в широком смысле- — формирование поведенческой модели человека, основанную на уважении права и достоинства личности- — осуществление профессиональной ориентации учащихся на получение высшего юридического образования и работе в правоохранительных органах.

Данные цели конкретизируется в системе частных целей и задач, решаемых в развивающем правовом образовательном пространстве лицея:

— формирование социально активной личности, владеющей основами юридических знаний;

— осуществление профессиональной ориентации учащихся на работу в системе правоохранительных органов;

— подготовка учащихся к получению высшего юридического образования;

— подбор кандидатов для поступления в ВУЗы МВД России.

3. Педагогическими условиями формирования правовой культуры учащегося в условиях модернизации образования в лицее являются: конструирование содержания образования в соответствии с компетентностным подходомуглубление содержания общеобразовательных предметов в соответствии с профилем избираемой специальностивведение специализированных предметов адаптированных к особенностям общего образованияиспользование элементов практической деятельности в области юриспруденцииразработка и реализация преподавателями инновационных программ по предмету и внеучебной воспитательной работе, что обеспечивает профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса.

4. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на развитие учащегося как субъекта жизнедеятельности в лицее юридического профиля и осуществляется по следующим направлениям: создание условий для формирования коммуникативных прав личности, организация самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся, направленной на формирование их правового самосознания, мониторинг развития индивидуальности ребенка, предполагающий регулярное и планомерное отслеживание его актуальных состояний.

В результате в лицее формируется уникальное правовое пространство, обеспечивающее учащимся приобретение опыта действия в ситуациях, регулируемых правом, создается правовая атмосфера в деятельности ученического самоуправления, в работе общественных организаций, в экологических, культурных и др. движениях. Психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивая создание условий для формирования правовой культуры выпускников лицея, является структурообразующим компонентом инновационной образовательной системы лицея, его правового пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. А. Правовое знание и культура человека.— М., 1973.— 73 с.
  2. С.С. Право: время новых подходов // Советское государство и право. — 1991. № 2. — С. 3−12.
  3. С.С. Социальная ценность права в советском обществе.— М., 1980, — 27 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Избр. психол. труды.— Л., 1968,—117 с.
  5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. — М.: Педагогика, 1990.— 608 с.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995. — 496 с.
  7. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества. Новое педагогическое мышление // Педагогика. —1989. .№ 5. — С. 144—177.
  8. К. Учителя и инновации. — М., 1991. — 159 с.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. — Казань, 1996. — 368 с.
  10. Ю.Арнаутов В. В., Саранов A.M., Сергеев Н. К. Проектирование учебно-научно-педагогического комплекса как инновационной образовательной системы. Методологический аспект: Монография.— Волгоград: Перемена, 2001, —174 с.
  11. П.Архангельский Д. М. Нравственное развитие личности // Личность при социализме.— М.: Наука, 1968. — 313 с.
  12. А.Г. Деятельность и установка.— М., 1979. — 117 с.
  13. А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность // Магистр. — 1995. № 4. — С. 126−132.
  14. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский.— М.: Педагогика, 1989. —560 с.
  15. М.М. Готовность учителей к инновационной деятельности в образовании // Наука и школа. — 1999. № 4 — С, 9−13.
  16. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М.: Просвещение, 1991, —396 с.
  17. А. Некоторые аспекты преподавания права // Проблемы преподавания права в образовательных учреждениях: Тез. докл. и сообщ. / Ред-кол.: Анисимович. зссии, 1998,—С. 10−12.
  18. Н.А. Самопознание. — М., 1991. — 350 с.
  19. Р. Развитие «Я"-концепции и воспитание. — М., 1986. —420 с.
  20. Н.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1998.— 358 с.
  21. А.Д. Некоторые вопросы правового воспитания // Правовая культура и вопросы правового воспитания. — М., 1970. — 74 с.
  22. Т.В. Обучение школьников правам человека как условие гуманизации общего образования: Дис. .канд. пед. наук. М., 1997.— 180 с.
  23. Е.В. Прогностическая роль концепций личностно ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории. Науч. шк. чл.-кор. РАО, проф. Бондаревской Е. В. // Известия Южного отд. РАО. Вып. 1. — Р-н/Д: Изд-во РГПУ, 1999. —160 с.
  24. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособ.— Р-н/Д, 1999.— 560 с.
  25. В.Ф. Введение в правоведение.— М.: Центр гражданского образования на базе АПКПРО, 2000. — 48 с.
  26. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. — Волгоград, 2001. — 181 с.
  27. Н.М., Кузибецкий, А Н. Разработка и экспертиза авторских учебных программ. —Волгоград: Перемена, 1996. —46 с.
  28. В.К., Гуляихин В. Н. Правосознание и основы права. / Учеб.-метод. пособ. — Волгоград: Перемена, 1999. — 71 с.
  29. С.Г. Эффективная школа. —СПб, 1995. —235 с.
  30. JI.C. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. — М., 1984.—482 с.
  31. А.Н., Никонов К. М. Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве. — Волгоград, 1998. — 112 с.
  32. Ф.Ф. Самодвижение // Философская энциклопедия. — М., 1967, —Т. 4. —С. 257.
  33. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. — М., 1989. — 180 с.
  34. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. — М., 1996. — С. 10−39.
  35. М.Л., Ашкинази J1. Можно ли научить праву? // Правозащитник. —1999. № 3. —С. 4−9.
  36. Гегель. Наука логики, Т. 1. —М., 1970—315 с.
  37. Гегель Г. В.Ф. // Энциклопедия философских наук.— М., 1974. — Т. 1. — С. 148−149.
  38. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности // Педагогика. — 1992. № 5−6. —С. 32 -39.
  39. Глобализация и модернизация // Философские науки. — 2001. № 1. — С.35−47.
  40. Г. А. Понятие правового воспитания: социально-философский аспект// Философские науки. — 1989. № 4 — С. 19−37.
  41. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения.— М.: ЗАО «Учительская газета», 1997. —190 с.
  42. Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. — 1998. № 11/12.— С. 2−8.
  43. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. — Калининград, 2000. — 572 с.
  44. JI. Г. Гимназия как бесконечная инновация // Частная школа. —1996. № 6. —- С. 79—87.
  45. Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. —1994. № 6. — С. 31—36.
  46. Г. Д. Правовое сознание россиян: история и современность // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сб. науч. тр. каф. философии МПГУ. Вып. IX, — М.: Прометей, 2001. — С. 126−135.
  47. В.Е. Формирование правового сознания и поведения старшеклассников. —М.: Педагогика, 1988. — 59 с.
  48. Гузеев В В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. —1997. № 1. — С. 3—10.
  49. А.Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания. — 2000. № 3. — С. 79−89.
  50. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н. Л. Селивановой. — М., 1998. —238 с.
  51. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. — М, 1989.— 278 с.
  52. В.И., Саранов A.M., Сергеев Н. К., Сериков В. В. Современный мужской педагогический лицей: теория и практика воспитания и обучения.—М., 2000. — 205 с.
  53. А.Я. Теория интеграции образования. — Р-н/Д.: Изд-во РПГУ, 2000. — 440 с.
  54. А., Кожевникова А., Медведев А. Правовое воспитание несовершеннолетних. — М., 1977. — 192 с.
  55. Доступность — качество — эффективность. Доклад Государственному Совету РФ // Высшее образование. — 2001. № 2. — С. 5−20.
  56. B.C. Правовое воспитание в трудах русских юристов // Национальная идея: образование и воспитание. — М., 1998. — С. 85−90.
  57. Д.А. Инновационная деятельность и ее имитация в школьном образовании // Вопросы методологии. — 1996, № 1−2. — С. 102−108.
  58. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М., 1984. —144 с.
  59. И.М. Будущее России и молодёжь: к новой концепции молодёжной политики // Молодёжь и общество на рубеже веков / Под науч. ред. И. М. Ильинского. —Москва: Голос, 1999. — 333 с.
  60. Инновации в российском образовании. — М., 2000. — 79 с.
  61. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе школы. Проблемы, опыт, решения. —Псков, 1992. — 130 с.
  62. Инновационные процессы в образовании: Сб. науч. тр. ТГУ / Под ред. В. И. Загвязинского. — Тюмень, 1990. — 240 с.
  63. Инновационные процессы в образовании. Ч. II. Интеграция российского и западноевропейского опыта. Сб. ст. — СПб, 1997. — 285 с.
  64. Инновационные процессы в школах России / Под ред. И. Д. Чечель. — М., 1997. —89 с.
  65. Инновации и традиции в реформируемой школе: Материалы международного научно-практического семинара. Вып. 1. — Томск. 1995. —139 с.
  66. В.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). — СПб., 1997. — 160 с.
  67. Кальней В. А, Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель — ученик». — М., 1999. — 75 с.
  68. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. — М., 1974. — С. 43−45.
  69. И. Основы метафизики нравственности / Кант И. Соч. в 6 тт. — М., 1965.—Т. 4. — Ч. 1, —490 с.
  70. М.П., Помогайбин В. Н. К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и ее технологическом обеспечении // Школьные технологии. — 1999. № 1−2. — С. 3−9.
  71. П. Подготовка специалистов в области управления образованием. Управление в образовании. —СПб., 1996. —С. 35−41.
  72. П. Карстанье. Миссия школы // Управление образованием. Проблемы и подходы. — М., 1995. — С. 279−303.
  73. А.Г. Некоторые вопросы видового своеобразия современной гимназии. Современная гимназия через универсальность к многообразию. — М&bdquo- 1996. — 124 с.
  74. Д.А. Философские проблемы права. — М., 1992. — 172 с.
  75. А.Б. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. — Оренбург, 1996. — 81 с.
  76. В.А., Берман Б. Б. Правовое воспитание школьников в процессе учебной деятельности // Методика правового воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1982. — 75 с.
  77. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 14 с.
  78. А.В. Правовое сознание студенческой молодёжи: результаты криминологических исследований // Вестник Московского университета. Сер. 11,—Право. — 1998. № 1 — С. 120−132.
  79. А.В., Пристанская О. В. Информационные предпосылки криминализации общественного сознания // Вестник Московского университета. Сер. 11,—Право.—1999. № 2.— С. 115−123.
  80. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии.— 1993. № 1. — С.28−36.
  81. Т. Школа становится научной // Нар. образование. —1997. № 3. — С. 73—78.
  82. Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (с 1 по 11 кл.). — М.: Ин-т. «Открытое общество», 1996, —98 с.
  83. О.Ю. Правовая культура как объективная необходимость формирования правового сознания человека в условиях становления гражданского общества: Дис.. канд. социол. наук. Ярославль. 1998. — 268 с.
  84. Концепция модернизации российского образования // Вестник образования. — 2002. № 6. — С.41−42.
  85. В.А. Особенности образования в России: исторический взгляд // Основы государства и права. — 2000. № 3. — С. 89−91.
  86. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. —1995. № 6. — С. 84—89.
  87. Т.В. Правовое воспитание учащихся в образовательном процессе профессионально-технических училищ: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 158 с.
  88. В.В., Лернер И .Я. Дидактические основания определения содержания учебника // Проблемы школьного учебника. — М., 1980. — Вып. 8. —122 с.
  89. С.Э. Социальная философия. —Волгоград, 1994. —212 с.
  90. Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. — Волгоград. Перемена, 1999. — 196 с.
  91. И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дисс.. канд. юрид. наук. Ростов-н/Д, —1999. — 189 с.
  92. Э.В. Кризис современного правосознания // Правоведение.— 1994. № 3. — С. 3−22.
  93. А. Новые рубежи человеческой природы. — М., 1999.— 432 с.
  94. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография.— Волгоград, 1995. — 152 с.
  95. Э. Система правового образования во Франции // Проблемы преподавания права в образовательных учреждениях: Тез. докл. и сообщ. / Редкол.: Анисимов П. В. (отв. ред.) и др.— Волгоград: ВЮИ МВД России, 1998.—С. 12−13.
  96. Т.Н. Юридический лицей № 6 г. Волгограда // Основы государства и права. — 2002. № 3. — С. 45−48.
  97. Т.Н. Формирование правосознания личности ребенка // Концептуальные полходы к обеспечению прав ребенка на региональном уровне: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. — Волгоград: Перемена, 2001, —С.121−126.
  98. А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях // Педагогика. — 2002. № 1. — С. 23−27.
  99. В.Д. О проблемах правового образования в школе // Основы государства и права. —2000. № 3. — С. 73−80.
  100. А.С. Педагогические сочинения: В 8 т.— М., 1983. — Т. 2. — 460 с.
  101. Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной «медали» // Правоведение. —1994. № 2. — С. 5−11.
  102. Наименование государственных и муниципальных образовательных учреждений // Письмо Министерства образования Российской Федерации № 150/14−12 от 17.02.1997.
  103. А .Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. —1996. № 5. — С. 10−15.
  104. Е.А. Юридическая профессия: прошлое и настоящее // Основы государства и права.— 1999. № 8. — С. 37−41.
  105. Педагогика открытости и диалога культур / Под ред. М.Н. Певзне-ра, В. О. Букетова, О. М. Зайченко. —М., 2000. — 360 с.
  106. Д.В. Правосознание и внутренняя свобода личности // Проблемы преподавания права в образовательных учреждениях: Тез. докл. и сообщ. / Редкол.: АнисимовП.В. (отв. ред.) и др. —Волгоград: ВЮИ МВД России, 1998. — С. 71−73.
  107. Право. Свобода. Демократия: Матер. Кругл, стола // Вопросы философии, — 1990. № 6. — С. 3−31.
  108. Правовое образование гражданина // Основы государства и права. —2000. № 3. — С. 49−68.
  109. Программа развития Волгоградского лицея областной экспериментальной мужской средней школы-интерната педагогического профиля / Под ред. A.M. Саранова. — Волгоград, 2000. — 67 с.
  110. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. —М., 1994. — 480 с.
  111. Е.В. Правовая культура руководителей образовательных учреждений как фактор повышения качества управления образованием // Проблемы повышения качества подготовки учителя: Матер, межд. науч. конф,—Шуя: ШГПУ, 1999. — С. 206−208.
  112. В.П. Правовая культура // Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред. проф. В. К. Бабабева.— Н. Новгород, 1993. — С. 489−511.
  113. A.M., Зайцев В. В. и др. Технология разработки программы развития инновационной школы (на примере классической гимназии г. Урюпинска). —Волгоград: Перемена, 1997. —108 с.
  114. A.M. Инновационный поиск в современной развивающейся школе: Учеб. пособие. —Волгоград: Перемена, 1999. — 228 с.
  115. A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. Волгоград: Перемена, 2000. — 295 с.
  116. A.M., Перекрестова Т. С. Теория и практика становления и развития авторской школы: Учеб. пособие. —Волгоград: Перемена, 2001. — 133 с.
  117. Н.К. Целостный подход в педагогическом исследовании / Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Матер, методол. семин. пам. проф. B.C. Ильина. Вып. 5. -— Волгоград, 2001.—С. 17−22.
  118. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. —М., 1999. — 272 с.
  119. Г. К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: Метод, реком. —Ярославль, 1997. — 112 с.
  120. А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. — Свердловск, 1990. — 121 с.
  121. Ф.Ф., Сериков В. В., Сергеев Н. К., Саранов A.M., Перекрестова Т. С. и др. Авторская педагогическая система Ф.Ф. Слипченко. Теоретические основы и опыт инновационной деятельности мужского педагогического лицея. —Волгоград, 1999. — 202 с.
  122. В.И. Основы проектирования развивающегося образования // Материалы научно-практической конференции. 4.2. —- Петрозаводск, 1996. — С. 24−29.
  123. В.И. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов // Образовательная программа гимназии: идеология, технологии, опыт, рефлексия: Научное издание. Киров: КОГУП «Кировская областная типография», 2001. — С. 29−39.
  124. Н.Я. Профессиональное сознание юристов.— М., 1988. — 98 с.
  125. Е.А. Юридический факультет должен готовить специалистов-юристов, а не стряпчих. // Право.— 1997. № 2. — С. 4−8.
  126. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001, —95 с.
  127. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — Саратов: СВШ МВД РФ, 1995,—560 с.
  128. А.Н. Экспертиза инновационной школы // Инновационное движение в российском школьном образовании. —М, 1997. — С. 32−38.
  129. Франк С. J1. Духовные основы общества. Введение в социальную философию.— М., 1992. —395 с.
  130. Философский энциклопедический словарь. —М., 1983. — С. 292−293.
  131. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. — 1993. № 1. — С. 26−38.
  132. И.Д. Феномены инновационной школы // Нар. образование. — 1995. № 7.—С. 11−18.
  133. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика. —1992. № 7—8. — С. 11−15.
  134. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. —М., 1994. — 156 с.
  135. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М., 2001. — 384 с.
  136. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. — М., 1998. — 456 с.
  137. С.В. Формирование у старшеклассников правосознания в обучении гуманитарным дисциплинам: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1999.—221 с.
  138. B.C. Дидактические нормативы отражения аппарата контроля. / Под ред. В. В. Краевского. —М.: Педагогика, 1983. — 405 с.
  139. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. —М., 1996. — 96 с.
  140. Е.А. Школа для всех. —М., 1996. — 352 с.
  141. Н.В. Проблемы правовой установки личности.— Ярославль, 1993. —253 с.
  142. Н.И. Гуманистические основы системы правового образования в школе. Дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1998. — 462 с.
  143. В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. — 2000. № 2. — С. 28−36.
  144. Handbook Resourse and Teaching Material in Conflict Resolution, Education for Human Rights, Peace and Democracy. UNESCO. — Paris. 1994.—P. 35.
  145. The Philosophy of Human Rights. Morton E. Winston (Editor). — Belmont, California, 1989. — P. 7−9.
  146. The Teaching of Human Rights. Proceeding of the International Congress of the Teaching of Human Rights. Vienna. 12−16. September 1978. UNESCO. — Paris, 1980.— 259 p.
  147. Rogers E. M. Diffusion of innovations // Free Press.— 1983. № 4. — P —2−14.
Заполнить форму текущей работой