Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методические основы формирования стратегии развития грузового автотранспортного предприятия в условиях рыночных отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время предприятия грузового автомобильного транспорта находятся в кризисном состоянии. Переход экономики России на путь развития рыночных отношений и поспешная приватизация предприятий существенным образом изменили на протяжении многих лет сложившуюся структуру перевозочного процесса на предприятиях грузового автомобильного транспорта, являющегося неотъемлемой частью в системе самого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ форм и методов планирования развития предприятий в условиях рыночных отношений
    • 1. 1. Анализ существующего положения и проблем развития предприятий грузового автомобильного транспорта в условиях рыночных отношений
    • 1. 2. Основные методы и подходы в системе планирования развития предприятий в условиях рыночных отношений
    • 1. 3. Особенности планирования развития предприятий грузового автомобильного транспорта на перспективу в условиях рынка
  • Глава 2. Методика стратегического планирования развития предприятия
    • 2. 1. Основные понятия стратегического планирования
    • 2. 2. Общие положения методики формирования рациональной стратегии развития грузового автотранспортного предприятия в условиях рыночных отношений
    • 2. 3. Алгоритм методики формирования рациональной стратегии развития грузового автотранспортного предприятия в условиях рынка
  • Глава 3. Выбор рациональной стратегии развития грузового АТП
    • 3. 1. Краткая характеристика объекта исследования
    • 3. 2. Формирование стратегии развития объекта исследования на перспективу
    • 3. 3. Оценка экономической эффективности выбранной стратегии развития

Методические основы формирования стратегии развития грузового автотранспортного предприятия в условиях рыночных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Грузовой автомобильный транспорт является одним из важнейших и основных видов транспорта, на долю которого приходится приблизительно 47% от общего объема перевозок. Поэтому от его эффективной работы всецело зависит и результативность функционирования всей экономики страны.

В настоящее время предприятия грузового автомобильного транспорта находятся в кризисном состоянии. Переход экономики России на путь развития рыночных отношений и поспешная приватизация предприятий существенным образом изменили на протяжении многих лет сложившуюся структуру перевозочного процесса на предприятиях грузового автомобильного транспорта, являющегося неотъемлемой частью в системе самого процесса производства. Сегодня предприятиям приходится работать в условиях отсутствия централизованных заказов, что вызывает крайнюю нестабильность формирования объемов услуг в течение планового периода, следствием чего становится неуверенность предприятий в достижении положительных результатов от их производственно-хозяйственной деятельности.

Быстрое формирование рынка транспортных услуг, обуславливающее большую степень неопределенности работы предприятий, которая зависит от колебаний рыночной ситуации, развитие предпринимательства и конкуренции сделали невозможным применение только тех инструментов планирования, которые использовались при административно-командной системе, так как они в достаточной степени не отвечают сложившимся реалиям. В настоящее время предприятия грузового автомобильного транспорта вынуждены сами искать пути своего развития в условиях динамичной внешней среды, гибко реагировать на ее изменения для сохранения своей конкурентоспособности и обеспечения эффективности развития в условиях рынка.

Существенный вклад в решение проблемы повышения эффективности работы предприятий в рыночных условиях хозяйствования внесли такие зарубежные и отечественные экономисты, как Р. Акофф, И. Ансофф, М. Портер, А. Чандлер, А.Дж.Стейнер, В. Г. Артюхов, В. А. Винокуров, Ю. В. Гусев, А. Н. Зайцев, И. В. Игнатова, А. М. Игнатьев, Т. Е. Канивец, Е. И. Корнева, З. Н. Лактюшина, В. И. Ляско, В. М. Мандрица, А. Н. Мельник, А. Н. Петров, Е. Н. Селянина и др. Однако среди опубликованных в литературе результатов научных исследований очень ограничено число теоретических и практических разработок, посвященных именно проблемам функционирования грузового автомобильного транспорта в рыночных условиях хозяйствования. Имеющиеся исследования, как правило, посвящены отдельным аспектам его эффективного функционирования и крайне ограничено число работ, имеющих комплексный характер.

Новизна вопроса планирования деятельности предприятий грузового автомобильного транспорта в условиях рынка требует разработки комплексного подхода не только к теоретической, но и к методической проработке вопроса формирования стратегии развития грузовых автотранспортных предприятий (АТП) с учетом своеобразия отрасли и экономической реальности сегодняшнего дня, а также всего того положительного, что накоплено в практике работы отечественных и зарубежных предприятий.

Отсутствие комплексного подхода к разработке конкретного инструментария планирования развития грузовых АТП в рыночных условиях выявило необходимость в формализации процесса планирования деятельности предприятий, разработке методологии формирования стратегии их развития, направленной на создание методических основ по прогнозу развития предприятий в условиях конкурентного рынка, адаптации предприятий к возможным изменениям рыночной ситуации, выбору в данных условиях рационального варианта развития предприятий. Этим и объясняется выбор темы исследования и ее актуальность, которая определила практическую потребность в поиске подхода к формированию стратегии развития грузовых АТП в условиях рыночных отношений.

Цель исследования состоит в разработке методики формирования рациональной стратегии развития предприятий грузового автомобильного транспорта, обеспечивающей повышение эффективности их работы на рынке транспортных услуг, основанной на анализе, изучении и обобщении отечественного и зарубежного опыта планирования на предприятиях в условиях рыночных отношений.

В соответствии с поставленной целью в работе рассмотрены и решены следующие основные задачи:

— проанализировано общее состояние и основные проблемы функционирования предприятий грузового автомобильного транспорта РФ в период формирования рыночных отношений;

— определены особенности планирования развития предприятий в условиях рынка;

— обоснована целесообразность применения концепции развития хозяйственного «портфеля» предприятия с выделением стратегических хозяйственных подразделений, обеспечивающих эффективные направления развития предприятий;

— разработана методика определения альтернативных вариантов развития грузового автотранспортного предприятия, основанная на анализе различных ситуаций, которые могут возникнуть в условиях неопределенности работы на рынке транспортных услуг;

— разработан алгоритм выбора рациональной стратегии развития предприятия с учетом работы в условиях неопределенности и риска;

— произведена оценка экономической эффективности выбранной стратегии развития предприятия;

Объектом исследования являются проблемы и методология стратегического планирования развития грузового автотранспортного предприятия в условиях рыночных отношений.

Предметом исследования служат автотранспортные предприятия, осуществляющие грузовые перевозки и нуждающиеся в разработке методов и подходов стратегического планирования своего развития на перспективу в условиях рыночных отношений.

Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам планирования развития предприятий в условиях рыночных отношений, а также статистические данные по грузовому автомобильному транспорту.

Методической основой исследования являются методы факторного анализа, экономико-математического прогнозирования и разработки сценариев, модели теории игр, методы стратегического планирования, а также методы экономического моделирования и программирования, которые все вместе позволили комплексно подойти к процессу разработки стратегии развития предприятия на перспективу.

Полученные в диссертационной работе результаты обладают научной новизной в части некоторых вопросов методологии решаемых задач. К их числу можно отнести:

— обоснованные рекомендации по применению концепции развития хозяйственного «портфеля» предприятия для оценки эффективных направлений развития предприятия;

— разработку методики формирования альтернативных вариантов развития предприятия при возможном изменении рыночной ситуации;

— разработку алгоритма выбора рациональной стратегии развития предприятия с учетом работы в условиях неопределенности и риска;

— процедуру автоматизации процесса формирования траектории развития предприятия на перспективу с использованием ПЭВМ для снижения трудоемкости работ, связанных с ее формированием.

Практическая значимость результатов и выводов диссертационной работы состоит в разработке теоретических и методических основ формирования стратегии и траектории развития грузового АТП на перспективу в условиях рыночных отношений, обеспечивающих устойчивость работы предприятия в условиях риска и неопределенности.

Разработанная методика формирования стратегии развития грузового АТП на перспективу используется в учебном процессе МАДИ (ТУ) при чтении курса «Стратегическое планирование на предприятии», а также в курсовом и дипломном проектировании.

Результаты выполненных исследований были использованы ОАО «Мосэлектронавто» при разработке стратегии развития предприятия на перспективу с целью повышения эффективности его функционирования в условиях рынка.

Апробация работы. Основные теоретические и практические рекомендации диссертационной работы были апробированы на грузовом АТП г. Москвы в ОАО «Мосэлектронавто» и показали правомерность применения предлагаемой методики в практике планирования грузовых АТП. Основные положения диссертационной работы докладывались на научно-практических конференциях в МАДИ (ТУ.

Публикации. По результатам выполненных исследований автором подготовлено и опубликовано 3 научных статьи, общим объемом 0.75 печатных листов.

Заключение

.

В настоящее время предприятия грузового автомобильного транспорта находятся в кризисном состоянии. Переход экономики России на путь развития рыночных отношений и поспешная приватизация предприятий существенным образом изменили на протяжении многих лет сложившуюся структуру перевозочного процесса на предприятиях грузового автомобильного транспорта, являющегося неотъемлемой частью в системе самого процесса производства. Работа предприятий в условиях отсутствия централизованных заказов, развитие конкуренции и предпринимательства сделало задачу планирования в условиях рыночных отношений трудно решаемой для большинства предприятий грузового автомобильного транспорта, из-за чего многие из них стали нести значительные убытки. В связи с этим работа грузовых предприятий в условиях рыночных отношений требует разработки формализованной методики формирования стратегии их развития в условиях быстро меняющейся внешней среды, чтобы справиться с рисками, связанными с принятием управленческих решений.

Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы и сформулировать следующие рекомендации:

1. Развитие рыночных отношений ставит перед предприятиями грузового автомобильного транспорта проблему обеспечения их конкурентоспособности и устойчивости, решение которой требует использования новых подходов к системе планирования на предприятии.

2. В соответствии с выполненными исследованиями и анализом литературных источников было установлено, что эффективность решения задачи планирования развития предприятий, рассматриваемых как «открытые» системы, вызывает необходимость в разработке соответствующего механизма, ориентированного на внедрение в практику работы предприятий стратегического планирования, базирующегося на методах ситуационного планирования, согласно которым все построение системы планирования есть не что иное, как ответ на воздействия со стороны внешней среды.

3. Устойчивость работы предприятий грузового автомобильного транспорта в условиях рыночных отношений зависит от спроса на различные виды оказываемых ими услуг. В связи с этим, целесообразность выполнения предприятиями тех или иных видов услуг на перспективу определяется на основе анализа потребительского спроса на данную продукцию (услугу), ее конкурентоспособности и экономической привлекательности для предприятия на рынке.

4. Проведенный анализ функционирования грузовых автотранспортных предприятий показал, что разработка стратегии развития бизнеса в условиях рынка по конкретному виду перевозок (услуг) должна определяться концепцией развития хозяйственного «портфеля» предприятия, в соответствии с которой в работе даны практические рекомендации по оценке перспектив развития имеющегося набора видов перевозок грузового предприятия.

5. Исследованиями установлено, что в условиях рыночных отношений обеспечение конкурентоспособности грузового автотранспортного предприятия должно базироваться на прогнозировании альтернативных вариантов развития предприятия в зависимости от рыночной ситуации и анализе уровня риска при ориентации на тот или иной вариант его развития.

6. Выбор рационального варианта развития предприятия рекомендуется осуществлять с помощью вероятностно-статистических критериев, позволяющих предприятию избежать возможные потери и определить наилучшие стратегии его развития. В диссертационной работе предложено в качестве критериев использовать критерии Вальда, Сэвиджа, Гурвица, Лапласа и описан механизм их применения в практике работы грузовых АТП.

7. В диссертационной работе разработана методика обоснования рациональной стратегии развития предприятия для каждого года, входящего в перспективный период планирования, и процедура формирования траектории его развития на перспективу, позволяющая предприятию своевременно определить его рыночные ориентиры развития и подстроить внутренний потенциал предприятия под открывающиеся возможности на рынке транспортных услуг.

8. Разработанная в диссертационной работе автоматизированная процедура выбора рациональной стратегии развития предприятия позволяет существенно снизить трудоемкость процесса формирования траектории развития предприятия на перспективу.

9. Изложенные в диссертационной работе методические основы формирования стратегии и траектории развития предприятия могут быть использованы грузовыми автотранспортными предприятиями для планирования их производственно-хозяйственной деятельности и повышения эффективности работы на рынке транспортных услуг, что подтверждено практической апробацией на примере ОАО «Мосэлектронавто» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Моделирование покупательского спроса населения в условиях ограничений: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М, 1991.
  2. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.- 326 с.
  3. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
  4. И.В. Разработка продуктово-рыночной стратегии предприятия: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М, 1992.
  5. И. Стратегическое управление / Пер с англ. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  6. И.К. Грузовой транспорт России (вопросы формирования и регулирования тарифов на продукцию грузового транспорта). М.: 1997. — 179 с.
  7. С.А. Математические модели и методы в экономике. -М.:МГУ, 1980.-234 с.
  8. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. -М.: Финансы и статистика, 1998. 416 с.
  9. И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 1997. — 480 с.
  10. В. Руководство по оценке эффективности инвестиций. / Пер. с англ. М.:АОЗТ «Интерэксперт», ИНФРА-М, 1995. — 527 с.
  11. Г. А., Бузова Н. И., Клейнер Г. Б. Перспективное планирование производства в объединении. М.: Экономика, 1978. — 136 с.
  12. Ю.В., Швандар В. А. Производство прибыли. М.: ЮНИТИ, 1998.-256 с.
  13. Л.А. Вопросы регулирования транспортных тарифов в странах с развитой рыночной экономикой /сб. Теория и практика ценообразования № 2, М, 1992.
  14. В.П., Боровиков И.П. STATISTICA./ Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.:Филинъ, 1998. — 608 с.
  15. В.П., Ивченко Г. И. Прогнозирование в системе STATISTICA в среде Windows. М.: Финансы и статистика, 1999. — 384 с.
  16. К. Основы стратегического менеджмента М.: ЮНИТИ, 1997.- 175 с.
  17. Вид Л.Б., Иванов Е. А. Новая философия планирования. М.: Экономика, 1990. — 161 с.
  18. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160 с.
  19. О.С. Стратегическое управление. М: МГУ, 1995.416 с.
  20. В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика, 1996. — 496 с.
  21. В.П. Формирование и развитие стратегических зон хозяйствования (на примере обувной фирмы «Ленвест»): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб, 1996.
  22. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 1997. — 208 с.
  23. Ю.В. Стратегическое управление. Новосибирск.: НГАЭиФ, 1995, — 119 с.
  24. К. Финансы и предпринимательство: финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций. / Пер. с англ. Ярославль: Елень, 1993. — 222 с.
  25. Дашевская, Клейникова Методы стратегического планирования: зарубежный опыт. М.: 1992.-43 с.
  26. Н.К. Математическая статистика в экономике. М.: Статистика, 1971. — 264 с.
  27. О.Н. Проблемы управления транспортом в регионе в условиях перехода к рынку. М.: ГАУ, 1991. — 219 с.
  28. В. Б. Иванов A.B., Колик A.B. Концепция перспективной системы регулирования и управления транспортно-дорожным комплексом на региональном уровне. М.: АО Трансконсалтинг, 1993. — 41 с.
  29. A.B., Зайцев С. И. Основы обработки и анализа экономической информации с применением ЭВМ. М.: МАДИ, 1986. — 78с.
  30. А.Н. Прогнозирование прибыльности работы предприятий грузового автомобильного транспорта в условиях перехода к рынку: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М, 1996.
  31. И.В. Исследование возможностей роста предприятий при выборе стратегии: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М, 1996.
  32. A.M. Рынок и стратегия развития предприятия. СПб.: СПБУЭФ, 1993.- 164 с.
  33. А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: ФИЛИНЪ, 1996, — 272 с.
  34. И.Ю. Выбор стратегии развития предприятия: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб, 1992.
  35. Т.Е. Оценка стратегии деятельности предприятия на основе имитационного подхода: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М, 1995.
  36. . Деловая стратегия. / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.239 с.
  37. Х.Р. Тактика успеха в бизнесе и науке. / Пер. с англ. -М.: Интеллект, 1993. 159 с.
  38. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. — 398 с.
  39. В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 1998.-512 с.
  40. Т. Стратегия и структура японских предприятий. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 384 с.
  41. Концепция развития транспортного комплекса в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: Министерство транспорта РФ, 1992.-370 с.
  42. Е.И. Организационно-экономическая стратегия функционирования грузовых АТП в рыночных условиях: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М, 1994.
  43. И.В. Методы формирования продуктово-рыночного портфеля в рамках стратегического планирования: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб, 1995.
  44. Ф. Основы маркетинга. СПб.: АО «Коруна», 1994.698с.
  45. А.Б., Маркушев О. Г. Механизм хозяйствования предприятия в условиях рынка. М.: Объединение «Машмир», 1992. — 148 с.
  46. З.Н. Экономический механизм управления на автомобильном транспорте. М.: АО Трансконсалтинг, 1997. — 285 с.
  47. В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте. М.: Транспорт, 1986. — 240 с.
  48. .Г. Управленческие решения. М.: ЭКМОС, 1998.248с.
  49. В.И. Основы прогнозирования и стратегического планирования: монография. М.: МАДИ (ТУ), 1998. — 209 с.
  50. В.И. Стратегия развития автотранспортного предприятия.- М.: АСМАП, 1995. 34 с.
  51. И.И., Романовский М. В. Условия прибыльности работы предприятия. СПб.: СПБУЭФ, 1992. — 64 с.
  52. В.М. Совершенствование управления, анализа и планирования автотранспортных предприятий. М.: Транспорт, 1977. — 232с.
  53. Э.А., Герасименко Г. П. Финансовый анализ. М.: ПРИОР, 1997.- 160 с.
  54. В.М., Айвазян З. И. О стратегии выживания российских предприятий в переходный период. М.: Диалог-МГУ, 1996. — 68 с.
  55. А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночным отношениям. СПб.: СЕЖУ ЭФ, 1996.- 102 с.
  56. А.Н. Стратегическое управление деятельностью предприятий в условиях развития рыночных отношений. Казань. 1995. -163 с.
  57. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  58. Мир управления проектами: основы, методы, организация, применение./Под ред. Регики X., Шелле X. М.: Алане, 1994. — 303с.
  59. Р. Маркетинг: ситуации и примеры. / Пер с англ. -М.:ЮНИТИ, 1994. 207 с.
  60. В.Н., Кочкин А. Т. и др. Стратегическое управление эффективностью. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1992. -33 с.
  61. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «Директ-костинг»: Теория и практика. М.: Финансы и статистика, 1993.- 128 с.
  62. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях. / Под ред. Улицкого М. П. М.: Транспорт, 1994. — 328 с.
  63. Ю.В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М.: Финансы, 1999. — 254 с.
  64. A.C. Методы анализа, планирования и управления. -Ростов-на-Дону, 1997. 258 с.
  65. Периодическая печать: журнал «Автомобильный транспорт», «Экономика и жизнь», «Вопросы статистики», «Демографический ежегодник» за 1992−1998 гг.
  66. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия: монография. СПб.: СПБУЭФ, 1992, — 127 с.
  67. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: СПБУЭФ, 1993, — 106 с.
  68. Я.А., Ауцкер Г. Д. Пути повышения эффективности грузовых автомобильных перевозок. М.: Транспорт, 1986. — 92 с.
  69. Промышленность России: Стат. сб./Госкомстат России.-М., 1998. 444 с.
  70. Россия в цифрах: Крат.стат.сб./Госкомстат России.-М., 1999.-416с.
  71. E.H. Планирование на предприятии в условиях рыночной экономики. М. 1993. 156 с.
  72. Семенов, Соколов. Теория и практика управления крупной капиталистической фирмой. М.:МНИИПУ, 1989. 119 с.
  73. T.B. Проблемы статистической оценки и анализа спроса и предложения на товарном рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М, 1996.
  74. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: Опыт развития и новые явления. М.: Наука, 1990. — 199 с.
  75. С.Н. Методические основы стратегического управления продуктивностью работы предприятия: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ставропольский государственный технический университет, 1996. — 177 с.
  76. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. М.: ЭКМОС, 1998. — 440 с.
  77. Теория потребительского поведения и спроса / Сб.ст. под ред. Гальпеина В. М. СПб.: Экон.шк., 1993. 380 с.
  78. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992. — 351 с.
  79. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1989. 210 с.
  80. М.А. Доходы предпринимателя. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
  81. Финансовый менеджмент. / Под ред. Стояновой Е. С. М.: Перспектива, 1993. — 268 с.
  82. С.А. Стратегическое планирование развития диверсифицированных предприятий: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб, 1997.
  83. А. Курс предпринимательства: практическое пособие. / Пер. с англ. -М.: Международные отношения, 1993. 352 с.
  84. А.Д., Сайфулин P.C. Методика финансового анализа. -М.: ИНФРА-М, 1996. 176 с.
  85. Шим Д.К., Д. Г. Сигел. Методы управления стоимостью и анализ затрат. М.: ФИЛИНЪ, 1996. — 344 с.
  86. М.А. Снижение себестоимости автомобильных перевозок. М.: Транспорт, 1977. — 111 с.
  87. Эванс Дж.М., .Берман Б. Маркетинг М.:Экономика, 1993.-335с.
  88. Экономика и организация рыночного хозяйства./Кушлин В.И., Бачурин А. Н., Фоломьев А. Н. и др. М.: РАУ, 1995. — 326 с.
  89. Экономика предприятия / Под ред. Семенова В. М. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 184 с.
  90. Р 90. Экономические реформы: проблемы и перспективы. / Коллективавторов. СПб.: Наука, 1993. — 212 с.
  91. А. Управленческий учет: опыт экономически развитых стран. / Пер. с польского. М.: Финансы и статистика, 1991. — 240 с.
  92. Ansoff H.I. Strategies for diversification. Harvard Business Review September-October, 1957. щ 94. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History1. dustrial Enterprises. Cambridge (Mass): MIT Press, 1962. — 724 p.
  93. Porter M.E. Competitive strategy: techniques for analyzing industries ^ and competitors. New York: Free Press. — 1980. f
  94. Steiner G. Strategic Factors in Business Success. N.Y.: Financial Executives Research Foundation, 1969.
Заполнить форму текущей работой