Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль живописи в проектной культуре средового дизайна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что в дизайне и живописи проектность реализуются (в плане композиционных соответствий) через: а) принципы организации средового пространства — целостность, системность, структурность, программность (концептуальность), уникальность (индивидуализация) — б) свойства формы — динамичность, пластичность, ритмичность, масштабность, пропорциональность, освещённость, цветность, тактильность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Живопись в контексте проектной культуры средового дизайна
    • 1. 1. Проблема диалектического взаимодействия дизайна и живописи
    • 1. 2. Пространство и среда как категории проектной культуры. Статичность и динамичность — два типа художественного пространства
    • 1. 3. Средовое пространство: особенности трактовок в дизайне и живописи
    • 1. 4. Графичность и живописность как два метода организации художественного пространства
  • Глава 2. Живопись как эстетическая основа формирования проектной культуры средового дизайна: образно-стилевые соответствия
    • 2. 1. Художественная образность и стилевые характеристики в истории взаимодействия дизайна и живописи. Тенденция организации средового пространства
    • 2. 2. Влияние стилевых направлений живописи XX века на дизайн
    • 2. 3. Метод живописности как актуальная тенденция практики современного дизайна
    • 2. 4. Организация художественно-образного средового пространства на примере дизайн-концепции пешеходной улицы Советской (Николаевской) в г. Оренбурге
  • Глава 3. Моделирование принципов средового подхода на основе живописи: композиционные и концептуальные соответствия с дизайном
    • 3. 1. Морфо-аксиологические аспекты роли живописи в проектной культуре средового дизайна. Средовой подход в живописи как образец для дизайна
    • 3. 2. Синтез живописи, архитектуры и дизайна на примере проекта супрематической росписи оренбургского Свободного театра, разработанного И. А. Кудряшовым (1919 г.)
    • 3. 3. Общие принципы организации средового пространства, проектные композиционные свойства и качества в дизайне и живописи
    • 3. 4. Роль живописи в процессе профессионального формирования дизайнера. Экспериментальное моделирование средового объекта на основе произведений живописи

Роль живописи в проектной культуре средового дизайна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

На современном этапе проблема взаимовлияний дизайна и изобразительного искусства особенно актуальна. Экстраполяция базовых ценностей пространственных искусств на утилитарный объект определяет ведущую развивающую тенденцию проектной культуры, а её- неотъемлемыми характеристиками становятся присущие искусству гармония, «духовность, целостность. Опираясь на традиции «чистого» искусства, современный дизайн утверждает и часто выдвигает на первый план эмоционально-образную художественную составляющую проектирования.

О проблемах художественности в дизайне с разных позиций писали Н. В. Воронов, О. И. Генисаретский, А. В. Ефимов, Е. В. Жердев, А. В. Иконников, К. М. Кантор, А. Н. Лаврентьев, В. Ф. Сидоренко, В. И. Тасалов и др. Вместе с тем, сложнейшая проблема целостного развития художественной культуры еще не исследована систематически в контекстах выявления закономерностей взаимовлияний искусств, их формообразования и языка выразительности, присущих проектной культуре (А.В. Иконников) [64, с. 250].

В последние годы опубликованы труды, затрагивающие проблему связей проектирования и изобразительного творчества (И.А. Азизян, А. П. Ермолаев, А. В. Иконников, В.Ф. Сидоренко), однако не выявлено специальных исследований, раскрывающих значение и возможности взаимовлияний средового дизайна и живописи, которые позволили бы выработать соответствующую проектную методологию.

Современный дизайн характеризуется общим с живописью качеством художественности, а в живописи прослеживается такая характерная особенность современной культуры, как проектность. Живопись — это традиционная форма изобразительного искусства, которая выработала свою особую систему пространственных и пластических ценностей. В решении пространства произведения живописи среда играет доминирующую роль, а средовая образность находит своё- яркое выражение. Способность живописца не только интуитивно «схватывать», но и анализировать, моделировать пространственно-средовые отношения, определяет существенное воспитательное значение живописи для дизайнера.

В данном контексте необходимо уточнить и сформулировать сущность общих проектных основ средового дизайна и живописи как пространственных искусств. Благодаря общности базового категориального аппарата опорные моменты такого взаимодействия выявляются через образно-стилевые, концептуальные и композиционные соответствия.

Актуальность настоящего исследования определяется следующими общетеоретическими и практическими условиями:

— необходимостью сопоставительного анализа проектных составляющих дизайна и живописи как видов художественной культуры;

— выявлением принципов организации пространства, присущих живописи, и определением их роли в формировании проектной культуры средового дизайна;

— определением интеграционных связей между средовым дизайном и живописью;

— выработкой на основе живописи проектной методологии процесса подготовки специалистов-дизайнеров.

Цель настоящего исследования — раскрыть роль живописи в проектной культуре средового дизайна.

Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие, задачи:

1. определить формы взаимодействия дизайна и живописи в сфере проектной культуры;

2. провести сопоставительный анализ общих принципов организации пространства в дизайне и живописи;

3. выявить проектные свойства, присущие дизайну и живописи;

4. выявить историческую тенденцию воплощения средового пространства в живописи во взаимосвязи с дизайном на примере творчества художников, наиболее ярко выражающих данную тенденцию;

5. уточнить терминологический аппарат понятий, используемых в контексте данного исследования: «пространство», «среда», «средовое пространство» и др.

Объект исследования — взаимосвязь принципов организации художественно-образных средовых пространств в дизайне и живописи.

Предмет исследования — выявление роли живописи как фактора развития проектной культуры средового дизайна.

Границы исследования определяются временными рамками от Ренессанса (эпохи зарождения проектной культуры) до наших дней. Выявление роли живописи для средового дизайна рассматривается, преимущественно, на этапе проектного замысла.

Методы исследования основываются на системном и историческом подходах к процессам формообразования в дизайне и живописи. Применяются методы искусствоведческого анализа, сравнительного анализа, а также метод аналогии. Методологической базой исследования являются труды в области теории, истории, философии и эстетики дизайна, архитектуры, изобразительного искусства.

Научная новизна исследования определяется тем, что благодаря общности базового категориального аппарата дизайна и живописи прослеживаются их образно-стилевые, концептуальные и композиционные взаимодействия. Раскрывается влияние проектности, свойственной живописи, на становление и развитие средового дизайна, на его практику. В центре внимания находится объединяющее дизайн и живопись внутри концепции средового подхода понятие «средового пространства». Графичность и живописность как методы организации пространства (П.А. Флоренский) анализируются в свете актуальных тенденций современного дизайн-проектирования. Живопись выступает как инструмент экспериментального моделирования концептуальных принципов средового подхода.

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что основные принципы организации средового пространства, присущие дизайну, прослеживаются во взаимосвязи с соответствующими принципами, характеризующими живопись. Возможность и продуктивность экстраполяции идей живописи на дизайн раскрывается на конкретных примерах, в контексте проектной практики дизайна. На основе осмысления совокупности современных представлений о пространстве и среде (средовом пространстве) применительно к дизайну и живописи обнаруживаются перспективные направления для развития их дальнейшего взаимодействия.

Практический аспект рассмотрения данной проблемы определяется тем, что изучение живописи в контексте проектной культуры позволяет эффективнее воплощать в проектируемых объектах художественно-образную, проектно-средовую концепцию и наиболее полно, сознательно, эффективно и обоснованно использовать опыт изобразительного искусства в проектной практике. Выявленные художественно-образные и формально-стилистические методы и приёмы дизайн-проектирования раскрываются в контексте условий и традиций оренбургского региона.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли свое отражение в методических разработках, научных статьях и тезисахпромежуточные результаты исследования докладывались на научных конференциях и семинарах (Оренбург, Москва 2006;2008). Часть практических работ была представлена на персональных выставках автора. Материалы исследования использованы при обучении основам художественного проектирования архитектурной среды студентов специальности «Дизайн архитектурной среды» Оренбургского государственного университета.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Раскрыта и конкретизирована роль живописи как фактора развития проектной культуры средового дизайна. Определены основные аспекты взаимовлияний дизайна и живописи. Общность базового категориального аппарата позволяет выявить их образно-стилевой параллелизм, концептуальные и композиционные соответствия.

2. Выявлено, что взаимосвязи дизайна и живописи, как пространственных искусств, осуществляются посредством понятий «художественное пространство», «среда», статический и динамический (средовой) типы пространства.

3. Исследованы взаимосвязи между оппозициями «пространство-среда», «статичность-динамичность», «графичность-живописность», которые определяют перспективность трактовки живописи как инструмента моделирования принципов средового подхода в дизайне.

Выведена сравнительная характеристика графичности и живописности как общих для всех пространственных искусств методов построения художественного пространства применительно к практике средового дизайна.

Показана роль живописности как метода организации, характерного для средового дизайна.

4. Установлено, что в дизайне и живописи проектность реализуются (в плане композиционных соответствий) через: а) принципы организации средового пространства — целостность, системность, структурность, программность (концептуальность), уникальность (индивидуализация) — б) свойства формы — динамичность, пластичность, ритмичность, масштабность, пропорциональность, освещённость, цветность, тактильность, фактурностьв) качества формы — вариабельность, трансформируемость, комбинируемость (гибкость, органичность, естественность связей внутри средового произведения), адаптивность (вписанность, пригнанность) к средовому пространству.

5. Разработана методика экспериментального моделирования средового объекта на основе произведений живописи.

6. Введена в научно-практический обиход средового дизайна малоизученная страница художественной истории — проект супрематической росписи оренбургского театра, разработанный И. А. Кудряшовым в 1919 ч году — образец синтеза живописи, дизайна и архитектуры (пример проектного замысла, отражённого в живописной картине).

7. Разработана и внедрена на основе результатов настоящего исследования концепция колористического решения фасадов зданий при реконструкции пешеходной улицы Советской (Николаевской) в Оренбурге.

Настоящее исследование позволило внести качественные дополнения и изменения в учебные курсы дисциплин: «Живопись и архитектурная колористика», «Архитектурная живопись», «Основы проектирования оборудования архитектурной среды», «Основы художественного проектирования архитектурной среды» для специальности «Дизайн архитектурной среды».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящий период, когда смысл и формы организации жизни прямо отражаются на сущности проектных идей и решений, современный полноценный средовой ансамбль дизайна образуется из разнородных компонентов, объединенных, скорее, не технической, а художественной концепцией той или иной среды жизнедеятельности. Отмечается стирание граней между визуальной и функциональной, стилистической и композиционной сторонами проектного творчества. Рассмотренные аспекты взаимосвязей средового дизайна и живописи позволяют расширить представление о дизайне как пространственном искусстве, вбирающем в себя ценности, идеалы и образы среды.

Именно средовое пространство и в дизайне, и в живописи преображает объект, превращает отвлеченную конструкцию в художественное событие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Теория композиции как поэтика архитектуры / И. А. Азизян, И. А. Добрицина, Г. С. Лебедева. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 568 с.
  2. Р. Динамика архитектурных форм / пер. с англ. В. Л. Глазычева. -М.: Стройиздат, 1984. 192с.
  3. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007.-392 с.
  4. В.Р. Художник и предметное творчество. М.: Советский художник, 1987. -232 с.
  5. В.Р. Леонардо да Винчи: «Нон финито» в проектном мышлении // Проблемы дизайна. Сборник статей. — М.: Союз дизайнеров России, 2003.-С. 236−254.
  6. В.Г. Западное искусствознание XX века. М.: Традиция, Академический проект, 2005. — 864 с.
  7. А.А. История интерьера и мебели / А. А. Барташевич, Н. И. Аладова, A.M. Романовский. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 400 с.
  8. Н.И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма. -М.: ФГОУ ВПО РГАУ МСХА им. К. А. Тимирязева, 2007. — 242 с.
  9. Барсукова НЛ Архитектурно-дизайнерские формы в системе современной культуры. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2007. -163 с.
  10. В.Е. Визуальные трюки в городском пространстве и в интерьере // «Визуальная культура и визуальное мышление в дизайне»: методические материалы. -М., 1990. 87 с.
  11. М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. — 140 с.
  12. А. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения / пер. с нем. М., 1935. — 176 с.
  13. Л. Дизайн и время: стили и направления в современном искусстве и архитектуре / пер. с англ. И. Д. Голыбиной. М.: АРТ-РОДНИК, 2006. — 256 с.14
Заполнить форму текущей работой