Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике: Историко-педагогический контекст

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В учете всех элементов воспитательной системы, изменений системы в целом или покомпонентно вследствие обусловленного требованиями исторического развития общества и совершенствования хотя бы одного из них, а так же в учете действий многочисленных внешних и внутренних факторов и условий функционирования системы и заключается системный подход к воспитанию. Изменения в воспитательной системе… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сущность и своеобразие системного подхода 17−81 в педагогике. Зарождение и развитие идей системного подхода до первой половины XX века
    • 1. 1. Системный подход как общеметодологический 17−34 принцип науки: его сущность и история развития
    • 1. 2. Генезис идей системного подхода в трудах 35−57 классиков европейской и российской педагогики (XVII-XIX в.в.)
    • 1. 3. Развитие идей системного подхода в отечественной 58−81 педагогике первой половины XX века
  • Глава 2. Идеи системного подхода в современной 82−157 отечественной педагогике
    • 2. 1. Развитие идей системного подхода в советской 82−95 педагогике (вторая половина — конец XX века)
    • 2. 2. Системный подход к воспитанию в современных 96−122 педагогических концепциях
    • 2. 3. Актуализация идей системного подхода в современной 123−147 воспитательной практике и тенденции развития педагогики на основе их реализации

Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике: Историко-педагогический контекст (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Мир, бытие и мышление, природа и общество системны. Глубокое понимание мира как связанного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня. Решение этих проблем — задача будущих поколений. Готовность этих поколений к решению глобальных проблем предопределяется педагогически организованным процессом формирования личности.

Педагогической наукой накоплен богатейший теоретический и практический опыт формирования социального сознания последующих поколений.

Социальный заказ воспитания подрастающего поколения в нашей стране сформулирован в Конституции, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании». Государственная политика в области образования, в соответствии с этими документами, базируется на признании гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, свободного развития личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Этим определяется содержание воспитания в современном образовательном пространстве, призванном привести к формированию целостной, всесторонне развитой, гармоничной личности.

Процесс воспитания личности в реальной жизни чрезвычайно многогранен и динамичен. Он порождается каждой из педагогических систем, в которые включен воспитанник. Все влияния воспитательных систем, в которые входит воспитанник, интегрируются в целостном процессе его воспитания. Но в этот процесс вплетаются и другие самые разнообразные взаимодействия воспитанника со средой. Эта среда включает и несистемные взаимодействия (с точки зрения организации воспитания), входящие в жизнь общества как органического целого. Все эти разнообразные взаимодействия и образуют процесс воспитания (159,с.20). Учесть совокупность всех факторов, оказывающих влияние на развитие личности воспитанников, увидеть многообразие внутренних и внешних связей, присущих такой сложной области социальной действительности как воспитание, педагог может, исследуя их с позиций системного подхода.

Организация воспитательного процесса в современной школе не всегда приводит к результатам, которых ожидает от процесса воспитания современное общество. Причину этого мы видим в подмене системного подхода к воспитанию функциональным, предполагающим акцентирование внимания на отдельных аспектах формирования личности (157, с.5).

В теории воспитания сложились различные подходы к самому процессу воспитания, опирающиеся как на отдельные факторы воспитания, ф на такие феномены, как возраст, индивидуальность, человеческая личность, деятельность, отношение и другие. Вместе с тем «качества личности, как и аспекты ее воспитания, существуют в реальной действительности не по отдельности, а во взаимопроникновении, в органическом единстве» (129, с.9).

Абсолютизация только одного какого-либо фактора воздействия на формирование личности не может дать необходимого результата. Следовательно, процесс воспитания может быть успешным только при условии, что учитываются все воздействия на ее развитие как внутренних, так и внешних факторов, и их сложные взаимосвязи и взаимодействия, то есть при условии реализации системного подхода к организации процесса воспитания.

В современной педагогической практике возникло противоречие между необходимостью формирования целостной личности и выбором одностороннего подхода к организации управления процессом развития личности школьника. Это противоречие может быть разрешено путем последовательной реализации идей системного подхода к организации процесса воспитания. Однако современное состояние теории системного подхода отличается, на наш взгляд, некоторой фрагментарностью. Нет исследования, в котором с позиции знаний, накопленных в педагогической науке на современном этапе, было бы прослежено зарождение и развитие идей системного подхода к воспитанию в педагогической теории, что позволило бы определить перспективы их использования в современной педагогической практике. Поэтому возникла необходимость нового рассмотрения сущности системного подхода к процессу воспитания, его генезиса и перспектив развития, а также анализа современных концепций отечественной педагогической теории и практики с точки зрения реализации в них системного подхода. С учетом вышеизложенного нами определена тема исследования: «Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике (историко-педагогический контекст)».

Идеи системного подхода занимают ведущее место в самых различных областях науки. Системный подход предполагает постоянный учет и использование в процессе познания и практической деятельности закономерных связей, присущих системам.

В научных исследованиях прослеживаются два диалектически противоположных процесса: 1) процесс анализа, дифференциации, выявления и изучения частей целого и 2) процесс синтеза, интеграции, систематизации этих частей. Для системного подхода характерно целостное рассмотрение определенной совокупности объектов — материальных или идеальных. При таком подходе выясняется, что их взаимосвязь и взаимодействие приводит к возникновению новых интегративных свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов.

Одной и важнейших отличительных черт современного научного познания является усиление тенденции к взаимопроникновению и интеграции ранее обособленных друг от друга отраслей науки. Наука развивается в процессе повышения уровня обобщения приобретаемых знаний. И для педагогики в связи с этим оказывается крайне важной проблема разработки идей системного подхода.

По мере развития педагогической науки происходит процесс ее углубления, дифференциации. С каждым годом возникают все новые и новые частные проблемы, развивается, «сужается» специализация. Узкая специализация позволяет досконально изучать те или иные частные вопросы. Однако по мере накопления знаний об объекте все труднее становится представить его в целом, возрастает опасность выхода отдельных разделов педагогики из-под влияния целого.

Изучение педагогической литературы показывает, что в современных педагогических исследованиях преобладает анализ. Многие исследователи ограничиваются расчленением целостного педагогического процесса, не соблюдая требования к научному мышлению, предполагающему переход от анализа к синтезу. При этом не учитывается, что частными методами, приемами можно исследовать лишь частные проблемы. Для того чтобы осуществлять целостный, системный подход, необходимо соединять требования общенаучной методологии с методикой частного педагогического исследования.

Недостаточный учет идей системного подхода пагубно отражается на педагогической практике и, главное, на ее результатах. Исследуя сущность системного подхода, мы, вслед за Ю. П. Сокольниковым, рассматриваем воспитание как процесс целостного духовного воспроизводства в развитии культуры людей при смене поколений. Несмотря на общий интерес к проблемам системного подхода, методика его использования при конкретном анализе функционирования, развития социальных процессов и управления ими пока еще недостаточно разработана.

Исследование системного подхода как феномена социально-педагогической действительности базируется на реальных теоретических основаниях и практических предпосылках, нашедших отражение в трудах многих поколений теоретиков и практиков воспитания.

Зарождение идей системного понимания педагогической действительности связано с именами таких западноевропейских ученых, как Я. А. Коменский, Д. Локк, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег.

В русской педагогической науке развитие идей системного подхода связано с именами педагогов К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, В. Г. Белинского, П. Ф. Каптерева, Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля и др.(9,17,48,59,69,77−80,109,131,132, 179).

Теоретической основой рассмотрения системного подхода в нашем исследовании является общая теория систем, сформировавшаяся на протяжении веков и представленная трудами Платона, Аристотеля, Ч. Дарвина, Г. Гегеля, И. Канта, Д. И. Менделеева, И. Пригожина, Л. Берталанфи и др.(46,47,68,81,82,114,136).

Усилиями таких специалистов, как В. Г. Афанасьев, А. Н. Аверьянов, И. В. Блауберг, В. И. Горбач, Д. М. Гвишиани, В. Г. Горохов, А. С. Кравец, В. П. Кузьмин, В. А. Лекторский, В. Н. Садовский, М. И. Сетров, А. И. Уемов, Б. Г. Юдин, Э. Г. Юдин и др. были очерчены границы применимости системного подхода, показана его связь с методологией, продемонстрирована возможность его использования при анализе различных природных и социальных явлений (2,3,10−13,23,95,96,144,145,151).

Общенаучные методологические положения в последнее время разрабатываются в особой области знаний — синергетике, или теории самоорганизации. Рассмотрение педагогических объектов и процессов с позиции методологии системного подхода как сложных самоорганизующихся систем нашло свое отражение в работах В. И. Андреева,.

Л.Я. Зориной, Н. М. Таланчука, В. И. Редюхина и др (45,76,136,149,173,174,190,205).

В практике организации процесса воспитания и его теоретического обобщения в первой половине XX века идеи системного подхода получили свое развитие в практической деятельности и теоретических работах А. С. Макаренко, С. Т .Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, О. В. Кайдановой, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского и их последователей (91,92,111,112,164,168,197). А. С. Макаренко писал, что для хорошей школы, прежде всего, нужна научно организованная система всех влияний. Он доказал, что успех воспитания зависит от всей системы средств, гармонически организованных.

Идеи использования системного подхода к анализу социальных и психологических явлений, к организации воспитательного процесса и процесса развития и формирования личности исследованы в работах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, М. М. Рубинштейна, В. П. Ананьева, Л. И. Божович, А. А. Бодапева, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского и др.(6,24,25,28,29,40,105,130).

При рассмотрении теоретических проблем системного подхода к организации педагогического процесса мы опираемся на исследования В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, Д. В. Вилькева, В. П. Беспалько, Л. Ю. Гордина, В. В. Гузеева, М. А. Данилова, В. И. Звягинского, Л. Я. Зорина, B.C. Ильина, В. М. Коротова, В. В. Кумарина, М. И. Махмутова, Г. И. Легенького, Б. Т. Лихачева, Л. И. Мищенко, П. Т. Фролова, В. В. Краевского, Н. А. Плотникова, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина, Г. Н. Филонова и др. (4,15,18,53,56,57,62,65,66,85,89,103,117,120,153,154).

Идеи системного подхода к осмыслению способов организации воспитательного процесса, ориентированного на социум, нашли свое отражение в трудах таких ученых, как Л. А. Лиферов, В. А. Мудрик, Е. В. Бондаревская, В. Г. Бочарова, Б.П. Бит&нас и др. (22,27,123).

Основные положения и отдельные аспекты системного подхода к воспитанию, а также к организации и самоорганизации воспитательных систем разработаны в трудах Ю. П. Сокольникова, A.M. Сидоркина, Н. М. Таланчука, М. Ю. Устюжаниной и др. (148,158,160,172,173,174). Закономерности становления и развития воспитательных систем исследуются в работах Л. И. Новиковой, В. А. Караковского, С. Д. Полякова, H.JI. Селивановой, А. Г. Пашкова, Ю. С. Мануйлова и др. (36,37,38,39,70, 73).

Теоретические вопросы управления развитием современной школы как системы рассматриваются в трудах М. М. Поташника, A.M. Моисеева, B.C. Лазаревой, Т. Н. Шамовой, Т. М. Давыденко и др. (34,115,149,177,188).

В отечественной педагогической науке к обоснованию принципиально нового уровня системообразования, на котором процесс интеграции субъектов воспитания выходит за рамки отдельного образовательного заведения, вплотную подошли:

Ю.П. Сокольников, указавший место сверхкрупных образований в разработанной им иерархии воспитательных систем;

В.Г. Бочарова и другие сотрудники Центра социальной педагогики РАО, которые в русле определения сущности «социального воспитания» рассмотрели перспективы развития межведомственных культурно-образовательных центров (комплексов, охватывающих все группы населения и постепенно перерастающих в модель типа «воспитывающий город»);

Л.И. Новикова и ученые ее школы, поставившие вопрос о возможностях интеграции воспитательных систем в масштабах района, города и целого региона.

В последнее время в России развернулась целенаправленная работа по упорядочению воспитательного процесса, по разработке новых, современных концепций воспитания (В.Т. Лисовский, В. А. Мосолов, В. И. Байденко, А. А. Бодалев, В. А. Караковский, И. А. Зимняя, И. М. Ильинский, П. И. Бабочкин, Л. М. Лузина, Г. К. Селевко, О. С. Газман, И. П. Иванов, Е. В. Бондаревская,.

HJVL Таланчук и др.), рассмафивающих воспитание в разных аспектах: и как общественную и личностную ценность, и как результат, и, главное, как систему (2737, 38,43,73,123,146,160,173,174).

Частичному анализу вопросов теории и практики системного подхода на разных этапах его развитая посвящены диссертационные исследования В .А. Антюховой, ВВ. Гузеева, Ю. В. Талагаева, М. Никитина, О. Г. Приког, АР. Кузнецовой, С. В. Евтушенко (1,41,53,60,93,122,135,137,172,201).

Однако проблема состоит в том, что в современной теории воспитания сложились различные трактовки системного подхода к процессу воспитания, в педагогической науке подробно рассмотрены лишь отдельные его аспекты, теория системного подхода отличается, на наш взгляд, некоторой фрагментарностью, нет исследования, в котором с позиции знаний, накопленных в педагогической науке на современном этапе, было бы прослежено зарождение и развитие идей системного подхода к воспитанию в педагогической теории, что позволило бы определить тенденции их развития и использования в педагогической практике. Разрешение этой проблемы и определило цель исследования.

Нам представляется необходимым на современном этапе развития педагогики выделить наиболее значимые идеи системного подхода, рассмотреть основные этапы их развитая и возможные пути реализации системного подхода в решении современных воспитательных проблем.

Цель нашего исследования: провести анализ развития идей системного подхода к процессу воспитания в его историко-педагогическом контексте.

Объектом исследования является исторический процесс развития педагогики, а в качестве предмета выступает генезис идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, мы определили следующие задачи: 1. Рассмотреть своеобразие системного подхода как общеметодологического принципа науки, исследовать особенности его проявления и реализации в педагогике.

2. Исследовать процесс зарождения и развития идей системного подхода в трудах классиков европейской и российской педагогики периода XVII—XIX вв.еков.

3. Изучить развитие идей системного подхода к процессу воспитания в трудах выдающихся отечественных педагогов первой половины XX века.

4. Проследить развитие идей системного подхода к процессу воспитания в современной отечественной педагогике во второй половине XX века и определить основные тенденции их развития в XXI веке.

В качестве хронологических рамок исследования выступает достаточно обширный период истории педагогики: XVII век — зарождение идей системного подхода в зарубежной педагогике — рубеж XX—XXI вв.екаформирование современных концепций воспитания, основывающихся на идеях системного подхода и определение тенденций развития науки педагогики на путях реализации идей системного подхода.

Методологическую основу исследования составляют положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности явлений действительностипринципы историзма, научной объективностиконкретно исторический подход к исследованию педагогических явленийключевые положения общей теории систем, позволяющие рассматривать развитие идей системного подхода во взаимосвязи с историко-педагогическим процессом.

Методы исследования. Основным методом исследования является теоретический анализ философской, исторической, педагогической, психологической литературы по исследуемой проблеме, документальных источников. Кроме того, использовались ретроспективный метод и метод педагогического прогнозированияметод актуализации, нацеленный на выделение и анализ исторических явлений и фактов, знание которых способно содействовать решению актуальных проблем современного воспитанияметоды синтеза и обобщения, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования. и.

Источниковую базу исследования составляют: Официальные государственные документыпедагогические труды классиков мировой педагогической мысли, основоположников системного подхода к обучению и воспитанию (Я.А. Коменский, Д. Локк, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег) — труды основоположников системного подхода в русской педагогической мысли (К.Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П.Ф. Каптерев) — труды педагогов первой половины XX века (А.С. Макаренко, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, П.П. Блонский) — труды отечественных педагогов второй половины XX века (Ю.К. Бабанский, М. А. Данилов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, П. Т. Фролов и др.) — современные авторские педагогические концепции воспитания (Ю.П. Сокольников, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского, О. С. Газман, Н. М. Таланчука, Б.П.Битанаса), Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1997; 1998 гг.) определены проблема, цель, задачи и методы исследования, рассматривалась степень изученности проблемы, был проведен ретроспективный анализ научной литературы по проблеме исследования, составлен план и определен категориальный аппарат исследования.

На втором этапе (1999;2000 гг.) изучались труды Я. А. Коменского, в аспекте зарождения идей системного подхода в педагогике, труды Д. Локк, И. Ф. Гербарта, К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Н. К. Крупской, П. П. Блонского и др., осуществлен анализ работ перечисленных авторов с целью изучения процесса зарождения идей системного подхода в зарубежной педагогике и развитие их в русской педагогической мыслиизучался и анализировался опыт развития системного подхода в педагогике во второй половине XX века, формировалась основная часть содержания работы.

На третьем этапе (2001;2002 гг.) обобщались результаты исследования, формировались основные теоретические выводы, разрабатывались научно-методические рекомендации, завершалось оформление диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что: уточнено своеобразие системного подхода как общемегодологического принципа науки, исследованы особенности его проявления и реализации в педагогикеисследовано зарождение идей системного под хода в трудах классиков европейской и российской педагогики XVII—XIX вв.ековисследовано развитое идей системного подхода в трудах отечественных педагогов первой половины XX века АС. Макаренко, С. Т. Шацкого, HJC Крупской, ГШ. Блонского и др.- исследовано развитое идей системного подхода к процессу воспитания в современной педагогике — во второй половине XX века и на рубеже XX—XXI вв.ековрассмотрены современные концепции, основывающиеся на системном подходе к воспитанию, и реализация идей системного подхода на практике.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что впервые генезис идей системного подхода в отечественной педагогике стал предметом самостоятельного научного исследования, выделены наиболее значимые идеи, способствовавшие становлению системного подхода в педагогике, а также уточнены тенденции развитая педагогики на путях реализации системного подхода к воспитанию. В ходе проведенного анализа развитая системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике, воссоздана общая картина генезиса идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной пед агогике, и тем самым сделан определенный вклад в ее развитое.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических положений, фактологического материала и обобщенных данных в курсах теории и истории педагогикив разработке на основе материалов исследования программы спецкурса по теории и практике системного подхода в педагогике, а также в подготовке научно обоснованных методических рекомендаций по проблемам развитая воспитательного пространства и воспитательных систем общеобразовательного учреждения Эти рекомендации могут бьпъ использованы в практике работы руководителей школ, специалистов органов управления образованной и в системе повышения квалификации.

Достоверность полученных результатов исследования и выводов обеспечены его методологическими основами, научно обоснованной логикой исследования, четкостью задач и комплексом использованных методов исследования, разнообразием использованных источников информации.

Апробация исследования. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в программе спецкурса по вопросам теории и практики системного подхода в педагогике, а также на курсах повышения квалификации руководителей школ и классных руководителей в научно-методическом центре содержания образования Управления образования и науки администрации Белгородской области. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях «Преемственность в образовании: опыт, проблемы, перспективы» (Белгород, 1999), «Системное понимание педагогической действительности: история, теория, и практика» (Чебоксары, 2000), «Малокомплектная сельская школа: состояние и перспективы развития» (Белгород, 2001), «Принципы народности и православия в педагогической системе К. Д. Ушинского и развитие современного образования» (Курск, 2001), «Принципы народности и православия в педагогической системе К. Д. Ушинского и развитие современного образования» (Курск, 2001), «Социальная безопасность и здоровье молодежи» (Белгород, 2002), «Проблемы профессиональной подготовки будущего педагога» (Белгород, 2002) на городских и областных семинарах руководителей школ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Системный подход предполагает постоянный учет и использование в процессе воспитания закономерных связей, присущих системам.

2.Формирование представлений о системном характере педагогической действительности в истории педагогики происходило в рамках системного осмысления мира.

3. Становлению системного подхода в педагогике способствовало зарождение и развитие идей: а) целостности личности, б) целостности процесса воспитания, в) процесса воспитания как совокупности «управляемых», «полууправляемых» и «неуправляемых» воспитательных взаимодействий, г) системообразующих связейд) активности субъекта воспитанияж) единства личности и ее деятельностие) преемственности в процессе воспитания.

4. В 20−30 годы XX века идеи системного подхода были реализованы отечественными педагогами при построении авторских воспитательных систем. Системность была внутренним каркасом моделей школы, синонимом гармонии целей, содержания и средств, которую авторы преследовали в своих поисках.

5. На рубеже XXXXI веков системный подход используется при моделировании и построении конкретных воспитательных систем в образовательных учреждениях, эффективность воспитательного процесса в которых в значительной мере обусловлена именно реализацией идей системного подхода в воспитательной практике.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

.

Реалии современной педагогической действительности таковы, что понятие «система» стало одним из ключевых понятий в современной педагогике. Наиболее общим основанием системности является материальное единство мира, присущие действительности диалектические принципы взаимосвязи и движения, которые, однако, модифицируются в различных областях действительности и в каждом типе систем образуют свою специфическую форму.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что системный подход в педагогике проявляется при условии, что предмет воспитание — исследуется и организуется как системный объект, и именно из такого его понимания делаются научные и практические выводы. При этом воспитание существует как воспитательные системы и как порождаемый ими процесс воспитания. Процесс воспитания является результатом функционирования не одной, а нескольких воспитательных систем, в которые в данный момент включена личность, а также собственной активности в сфере свободного общения.

В учете всех элементов воспитательной системы, изменений системы в целом или покомпонентно вследствие обусловленного требованиями исторического развития общества и совершенствования хотя бы одного из них, а так же в учете действий многочисленных внешних и внутренних факторов и условий функционирования системы и заключается системный подход к воспитанию. Изменения в воспитательной системе, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о социально-правовом положении учителя. Обычно требования общества локализуется на том элементе системы, на который оно непосредственно воздействует. Этот элемент подвергается существенной перестройке, но перестройкой не затрагиваются другие элементы системы, и в итоге перестроенный элемент либо выпадает из системы, либо вступает в противоречие с другими элементами. Описанный механизм служит ключом для понимания многих управленческих решений в сфере образования на всех уровнях и часто ошибочных. Суть этих ошибок в отсутствии системного подхода к решению проблемам воспитания. В ходе исследования мы пришли к выводу, что основным направлением в повышении эффективности воспитания является обеспечение оптимального функционирования воспитательных систем.

Формирование представлений о системном характере педагогический действительности в истории педагогике происходило в рамках системного осмысление мира. В работах таких педагогов, как Я. А. Коменский, Д. Локк, И. Ф. Гербарт, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтерев, К. Н. Вентцель и других мы встречаем обращение к основопологающим вопросам построения науки педагогики, ее методов, ценностей и целей образования, сущности педагогического процесса.

Изучение развития педагогической мысли XVII—XIX вв.еков, показало, что в этот период разрабатываются фундаментальные проблемы построения науки педагогики, закладываются представления о целостном, системном характере педагогических явления. В трудах отечественных и зарубежных педагогов этого периода зарождаются идеи, впоследствии составившие основу системного подхода в педагогике. Такими идеями, на наш взгляд, стали:

— идея целостности личности.

— идея целостности процесса воспитания.

— идея понимания воспитания как самой широкой, всеобъемлющей категории.

— понимание воспитания как потока «преднамеренных» и «непреднамеренных» влияний.

— рассмотрение обучения в качестве составной части воспитания.

— идея активности субъекта воспитания.

— идея единства личности и ее деятельности.

— идея общечеловеческого воспитания.

— идея преемственности в процессе воспитания.

Системность мышления педагогов конца XIX — начала XX веков стала адекватным отражением сущности их позиций. Основные педагогические объекты постигались ими через термины «гармония», «единство», «взаимодействие», «цельность», призванные характеризовать целостную природу педагогического процесса и человеческой личности. Она возникла в результате внутринаучной рефлексии, размышлением над самим процессом познания.

В 20-е годы XX столетия для отечественной педагогики были характерны многомерность, своеобразный сплав мировых тенденций в развитии образования и достижений философско-педагогической мысли.

Системность стала фактором и формой естественного движения отечественной педагогической мысли главным образом через обращение советской педагогики к целостным объектам. Проекты всеохватных изменений в образовании осуществлялись в ходе всестороннего осмысления соответствующих феноменов и системной ревизии всего теоретического багажа отечественной педагогики под углом целей социалистического воспитания.

Анализ развития идей системного подхода в трудах теоретиков и практиков 20-х годов А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского Н. К. Крупской, П. П. Блонского, Л. С. Выготского показал, что их представления о педагогической системе вызревали в ходе длительных и сложных поисков, размышлений, экспериментов. Идеи системности не были для них ни познавательным инструментом, ни формой описания результатов. Системность была внутренним каркасом моделей школы как синоним гармонии целей, содержания и средств, которую они преследовали в своих поисках.

Однако уже к середине 30-х годов образование и педагогическая наука почти полностью расстались с системными идеями. Такое положение дел в отечественной педагогике почти полностью совпало с европейской философской и научной тенденцией, нацеленной на разрыв с принципами системосозидания.

Начиная с 40-х годов XX столетия, усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов. Педагогический процесс стали, разделяется на учебную и воспитательную работу, учебная деятельность при этом считалась доминирующей. Утверждается авторитарная трактовка воспитания как целенаправленного воздействия педагога на психику воспитуемого, с тем, чтобы придать ему качества, необходимые воспитателю.

Однако логика развития науки, самодвижение педагогического сознания способствовали развитию внутринаучной рефлексии, ощущению неудовлетворенности тем, как педагогика реализует свои гнесеологические функции. Социокультурный фон середины 50-х начала 60-х годов также способствовал актуализации идей педагогики 20-х годов.

Продолжателями идей А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского воплотившими идеи системного подхода к воспитанию в 50−60-е годы стали Ф. Ф. Брюховецкий, В. А. Сухомлинский, А. А. Захаренко, В. А. Караковский, Ю. П. Сокольников и др.

Научный интерес к проблеме целостного педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы, возобновился в середине 70-х годов. В теории воспитания и в практике воспитательной работы сложилась ситуация, при которой школа фактически стала рассматриваться как сумма частных процессов, входящих в ее структуру. Нарушался принцип целостного всестороннего развития личности. Решение проблемы виделось в реализации комплексного подхода, который и был провозглашен в качестве ведущего средства развития личности.

Анализ развития педагогической науки во второй половине XX века позволяет нам утверждать, что с середины 70 годов появляются исследования, направленные на преодоления функционального подхода к воспитанию. В ходе исследования мы рассмотрели основные из них и пришли к выводу, что несмотря на существующие различия в понимании целостного педагогического процесса, авторы выделенных направлений едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода.

Понимание и рассмотрение педагогического процесса как целостного явления во второй половине XX века стало одним из основных факторов, способствующих развитию системного понимания педагогической действительности. Разработка идей системного подхода в педагогике к концу хх века подвела ученых к выводу о возможности и неизбежности появления воспитательных систем на макроуровне. В условиях значительной разобщенности институтов воспитания, функционирующих в социуме, в последнее десятилетие усиливается внимание руководителей органов и учреждений образования, культуры, исполнительной власти к вопросам организации межведомственных коалиций, воспитательных систем, выходящих за рамки отдельных учреждений.

На рубеже веков очевидно стремление ученых, методистов и практиков подвергнуть рефлексии не отдельные стороны, аспекты, проблемы воспитательной работы с детьми, а процесс воспитания в целом. Изучение реализации идей системного подхода к воспитанию в современной педагогической практике позволило нам заключить, что в настоящее время стала очевидной несостоятельность попыток создать одну модель или программу воспитательного процесса для всех образовательных учреждений страны. Курс взят на реализацию идеи вариативности воспитательной деятельности, на создание в учебных заведениях и их структурных подразделениях собственных уникальных систем воспитания, эффективность воспитательного процесса в которых в значительной мере обусловлена именно системных характером его построения.

На смену социоцентрической по направленности и авторитарной по характеру воспитательной деятельности приходит личносто-ориентированный гуманистический процесс воспитания детей. Основные действия педагогов нацелены на обеспечение условий для проявления и развития индивидуальности и субъектности личности ребенка на основе системного понимания педагогической действительности.

На практике наблюдается стремление педагогических коллективов к системному построению воспитательного взаимодействия с воспитанниками.

Сегодня в воспитательной практике идет поиск оптимального сочетания в воспитательной деятельности «крупных доз воспитания» и малых форм воспитательной работы. Первая группа организационных форм способствует формированию в образовательном учреждении единого воспитательного пространства, вторая группа предназначена для того, что бы каждый ребенок имел возможность найти собственную нишу в этом пространстве.

Таким образом, на современном этапе развития отечественной системы образования наблюдается постепенный переход от инвариативного к вариативному, от социоцентрического к личностно-ориентированному, от моноидеологическому к поликонцептуальному, от функционального к системному построению воспитательной практики. Развитие системы воспитания в современном обществе характеризуется все большим приобретением ею целостности. В данном процессе развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинять себе все элементы общества или создать из него еще не достающие. Таким образом, система в ходе исторического развития превращается в целостность.

Логика развития науки педагогики такова, что чем больше накапливается эмпирических факторов, тем больше познание должно стремиться выявить систему явлений и законов и переходить затем на другой этап теоретического познания. Чем глубже, многостороннее становится знание о предмете, тем более оно должно быть системным. Лишь при последовательном признании ведущей роли системного подхода в познании явлений воспитания возникают объективные возможности для действительного проектирования развития педагогической науки. Обращение педагогики на очередном этапе своего развития к углубленному анализу сущности воспитания имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Сущность воспитания, его структура, его движущие Ф силы, совокупность функционирующих в нем закономерностей, механизмов" его влияния на личность, ее развитие оказываются сегодня теми общими вопросами, без научного решения которых невозможна разработка более частных, в том числе и практических вопросов. Необходимость решения этих общих вопросов ощущается, к какому бы вопросу педагогической теории мы ни обратились.

В перспективе развития педагогической науки на путях реализации идей системного подхода — постепенное превращение ее в систему органически взаимосвязанных отраслей, их развитие как целостной науки возможно на основе общей педагогической теории, основывающейся на системном понимании действительности.

Общая педагогическая теория в перспективе может стать: а) «каркасом» для систематизации и интеграции знаний, накопленных ранее в педагогикеб) теоретико-методологической базой для таких отраслей педагогики, как теория воспитательных пространств, теория и логика педагогической деятельности, концепции общего, особенного и единичного в педагогикев) теоретической базой для научно обоснованного раскрытия категорий и научных понятий, отражающих педагогическую действительность, что позволит расширить и уточнить предмет педагогики как науки, дать его новое понимание.

Системное понимание воспитания, его функций, иерархической структуры, факторов, обеспечивающих его функционирование, позволяет прогнозировать и систему тенденций, характеризующих возможное развитие воспитательной системы как целостной и вместе с тем составляющей органическую часть современного общества. В этой системе мы можем сегодня гипотетически выделить три взаимосвязанные группы тенденций:

— последовательное обогащение содержания цели воспитания как выражение требований общества к подрастающему поколению и одновременно создание более благоприятных условий для реализации этой цели;

— развитие деятельности воспитанников как сферы и фактора функционирования воспитательных систем;

— расширение сферы функционирования воспитательной системы общества, приобретение ею все большей целостности, стройности.

Одной из основных тенденций развития воспитательного процесса является расширение сферы действия целенаправленного воспитания за счет развития микрои макровоспитательных систем. Дальнейшее развитие воспитательных систем видится нам через приобретение ими следующих характеристик:

1) поворот к личности ученика, его интересам, способностям, потребностям, саморазвитию, самовоспитанию, создание условий для решения этих задач;

2) преобладание среди приоритетных, системообразующих видов деятельности познавательной, клубной и в сельских школах — трудовой;

3) разнообразие интегрированных форм учебной и внеучебной деятельности;

4) создание воспитательно-образовательных центров в школе и вне ее;

5) ориентация на освоение и преобразование среды, включение среды как действующего компонента в жизнь школы;

6) наличие коллективных творческих дел, вокруг которых организуется совместная деятельность учителей, учащихся и их родителей;

7) многообразие внешних связей, организация сотрудничества школ, внешкольных учебных заведений, научно-исследовательских институтов (взаимная заинтересованность и ответственность за разработанность новых идей, программ, методик исследования) на принципиально новой основе.

Осуществленный анализ показывает, что на рубеже веков появилась потребность в широком научном и практическом применении идей системного подхода в рассмотрении сложных объектов, их конструировании и совершенствовании. Во многом это связано с тем, что в процессе своего развития наука подошла к определенному этапу, связанному с необходимостью изучить сложные многоаспектные объекты реальной действительности — от познания мира вещей и явлений к познанию мира систем и их закономерностей — таковы тенденции современного научного поиска.

Таким образом, развитие системного подхода в педагогике мы связываем с дальнейшей разработкой теории воспитательных систем, теории управления их развитием, с разработкой теории воспитательных пространств, теории и логики педагогической деятельности, теории единства общего, особенного и единичного в воспитании. На базе системного понимания педагогической действительности должны развиваться и уже сложившиеся отрасли педагогической науки, переосмысливая с позиций такого понимания накопленный эмпирический и теоретический материал. В обеспечении рассмотренных направлений, в первую очередь, и заключается перспективное развитие идей системного подхода в педагогике.

Выполненное исследование не исчерпывает полностью все аспекты рассматриваемой нами проблемы. Дальнейшие научные поиски мы видим в более глубоком анализе идей системного подхода на рубеже XX и XXI веков, рассмотрения механизмов реализации системного подхода в современной практике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.С. Системный подход к исследованию социалистического общества и совершенствованию сферы образования. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. — Ташкент, 1984. — 329 с.
  2. А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. -М.: Наука, 1974.-271 с.
  3. А.И. Системное понимание мира. М.: Политиздат, 1985.-263 с.
  4. Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. — 214 с.
  5. .Г. Психология чувственного познания. М.: Наука. 1960. -274 с.
  6. .Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Советская педагогика, 1968. № 1, С.34−39
  7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М.: Просвещение, 1981. — 240 с.
  8. В.А. Идея целостного педагогического процесса в отечественной педагогике периода середины 60-х середины 70-х годов 20 века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Хабаровск, 1997.- 187 с.
  9. Архив Ушинского К. Д. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959−1962.
  10. .Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Советская педагогика, 1968. № 1, -С. 44−48.
  11. .Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования) М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
  12. .Г. Системность и общество. М.: Полтиздат, 1980. -368 с.
  13. .Г. Общество: системное познание, управление. М.: Политиздат, 1981.- 310 с.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982.- 294 с.
  15. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию учащихся. Киев, 1985. — 247 с.
  16. Ю.К. Избранные педагогические произведения в 2-х томах. -М.: Педагогика, 1989.- 556 с.
  17. В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1988. — 384 с.
  18. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.245 с.
  19. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование в социальных исследованиях. Методологические проблемы. М.: Мысль, 1978.- 207 с.
  20. Бим-Бад Б.М., Петровский В. В. Образование в контексте социализации // Педагогика, 1995. № 1. — С.21−26.
  21. .П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971. — 347 с.
  22. .П. Структура процесса воспитания. Каунас, 1984.- 127 с.
  23. И.В., Юдин Э. П. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 С.
  24. П.П. Избранные произведения. -М.: Просвещение, 1961. 520 с.
  25. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. М.: Просвещение, 1979.
  26. Н.В. Педагогическая системология: постановка проблемы // Педагогика, 1998. № 8. — С.40−44.
  27. Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. — 120 с.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1986. 464 с.
  29. А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. — 188 с.
  30. Ю.С. Педагогизация среды как социально педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий. Диссертация кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 1993. — 207 с.
  31. Р.Б. Школа 20-х годов- поиск и результаты. М., 1993.- 82 с.
  32. Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании: тезисы докладов / Отв. редактор Лийметс Х. И. Таллин: Таллинский педагогический институт, 1982. — 152 с.
  33. В.Г. Научное предвидение: гносеологический анализ. М.- Высшая школа, 1973.- 188 с.
  34. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Поташник М. М. М.: Просвещение, 1991.- 347 с.
  35. Воспитательная система учебного заведения / Под редакцией Балясной Л.К.-М., 1992.-115 с.
  36. Воспитательная система массовой школы. Проблема гуманизации. Сборник научных трудов / Под редакцией Новиковой Л. И. М.: НИИТ и ИП, 1992.- 134 с.
  37. Воспитательная система школы. Сборник статей / Отв. редактор Новикова Л. И.,-М., 1991. 132 с.
  38. Воспитание личности. Опыт. Проблемы. Поиски. Сборник материалов в помощь организаторам воспитания учащихся в образовательных учреждениях г. Москвы. М.: МИПКРО, 1994. -118 с.
  39. Вопросы воспитания: системный подход / Отв. редактор Новикова Л. И., -М., 1981.-145 с.
  40. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  41. А.В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1997.
  42. Гаврил ин А. И. Воспитательные системы: пути разработки, критерии качества. // Народное образование, 1998. № 9. — С.36−42.
  43. О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. Методические рекомендации. М., 1992. — 113 с.
  44. О.С., Вейс P.M. и др. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.
  45. С.А. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современность, 1994. № 2. С.91−100.
  46. Гегель. Сочинения в 9 томах. М., 1932.
  47. Гегель. Энциклопедия философских наук. М.: Наука, 1975 .
  48. Г. Г. Избранные произведения. М., 1940. — 292 с.
  49. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Наука, 1993. 358 с.
  50. .С. Методологические проблемы прогнозирования развития педагогической науки. Педагогика и народное образование в СССР. М., 1986.-325 с.
  51. И.И. Школа без неудачников. М.: Педагогика, 1991. — 182 с.
  52. П.А. Избранные произведения в 2 томах. М., 1963.
  53. В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -М., 1998.- 192 с.
  54. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня / Под редакцией Новиковой Л. И. М.: Педагогика, 1999. -235 с.
  55. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 184 с.
  56. М.А. Педагогический процесс, диалектика его движения и отражение в теории. Тезисы докладов 1-й сессии Всесоюзного семинара по методологии педагогики и методики педагогических исследований. М.: Учпедгиз, 1969. -280 с.
  57. М.А. Процесс обучения в советской школе. Диссертация на соискание докторской ученой степени. М., 1958.
  58. В.А. Методологические проблемы науковедения. Томск, 1977.- 134 с.
  59. Н.И. Полное собрание сочинений в 6 томах. М., 1934.
  60. С.В. Макровоспитательная система как фактор оптимизации воспитательного процесса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1997. — 210 с.
  61. С.В. Макровоспитательная система как феномен социально-педагогической действительности // Образование в регионах России. Уроки истории и перспективы. М., 1997. — С.71−77.
  62. В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Сред-неуральское книжное издательство, 1971. — 183 с.
  63. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.-406 с.
  64. И.П. Воспитание коллективизма. М.: Педагогика, 1981. -275 с.
  65. B.C. Проблема воспитания потребности в знании у школьников. -Ростов-на Дону: Книжное издательство Ростов-на-Дону, 1971. 224 с.
  66. B.C. Формирование личности школьников. М.- Педагогика, 1984.- 144 с.
  67. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.- 247 с.
  68. И. Сочинения в 6 томах. М.: Политиздат, 1994.
  69. П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические сочинения / Под редакцией А. М. Арсеньева. М., 1989. -247 с.
  70. В.А. Воспитание? Воспитание! Воспитание. Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996. -155с.
  71. В.А. Проблемы совершенствования воспитательной работы школы. Сборник тезисов 12 сессии Всесоюзного методологического семинара.- М., 1988. 290 С.
  72. В.А. Воспитание в обществе социальных перемен // Мир образования, 1995. № 10. -С.24−25 .
  73. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Педагогика, 1991. — 214 с.
  74. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процеса. — М., 1993.
  75. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. -М.: Мысль, 1995.-415 с.
  76. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии, 1992- № 12. С.35−41.
  77. Я.А. Избранные сочинения в 4 т. М.- Изд-во АПН РСФСР, 1995.
  78. Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2 т. М.: Педагогика, 1982.
  79. Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения в 2 томах. М.: Педагогика, 1982.
  80. Я.А., Локк Д., Руссо Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1988. -416 с.
  81. Э.Б. Сочинения в 3 томах. М., 1982.
  82. Э.Б. Трактат о системах, в которых вскрываются их недостатки и достоинства. М., 1938.
  83. И.М. Язык науки // Советская педагогика, 1969, № 1. С.63−66.
  84. Ф.Ф. В.И. Ленин и педагогика — М.: Политиздат, 1971.
  85. В.М. Общая методология учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1983.- 321 С.
  86. В.М. Воспитывающее обучение М.: Педагогика, 1980. — 284 С.
  87. В.В., Шорин В. Г. Управление социальными процессами в развитом социалистическом обществе. М., 1975. — 247 с.
  88. Э.Г., Скаткин М. И. Перспективы развития образования учащихся // Советская педагогика, 1979. № 5. — С.27−31.
  89. В.В. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса. Теоретические основы обучения в советской школе. М., 1989. — 305 с.
  90. В.В. Проблемы научного обоснования учения. М.: Просвещение, 1977.-241 с
  91. Н.К. Педагогические сочинения в 4 томах. М.- Изд-во АПН РСФСР, 1962−1963.
  92. Н.К. Дети наше будущее. М.: Просвещение, 1984. — 370 с.
  93. А.Г. Проблема целостного педагогического процесса в советской педагогике середины 50-х середины 60-х годов 20 века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Хабаровск, 1994.-184 с.
  94. А.Г. Системология в отечественной педагогике // Педагогика, 2001. -№ 3. С.53−58.
  95. В.П. Гносеологические проблемы системы знаний. М.: Мысль, 1983.-297 с.
  96. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. -М.: Политиздат, 1986. 220 с.
  97. Т.А., Новикова Л. И. О системном подходе к исследованию проблем воспитания // Советская педагогика, 1970. № 10. — С.51−57.
  98. А.Я. Начало кибернетики. М.: Мысль, 1967.- 228 с.
  99. А.Я. О соотношении обучения и воспитания. М.: Педагогика, 1981.-284 с.
  100. Д.И. История педагогики. М.: Педагогика, 1998. — 400 с.
  101. Л.А. О природе явлений воспитания // Вопросы философии, 1968.-№ 6.-С.27−33.
  102. Л.А. Логика педагогического процесса. М., 1980. -95 с.
  103. Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Харьков, 1979. — 250с.
  104. Х.И. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Мысль, 1981.-326 с.
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  106. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Наука, 1979. -362 с.
  107. .Т. Проблемы целостности в воспитании // Советская педагогика, 1986.-№ 5. С .59−63.
  108. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1993. — 528 с
  109. Д. Педагогические сочинения. М., 1939. -402 С.
  110. Д. Сочинений в 2 томах. -М.: Мысль, 1985.111.. Макаренко А. С. Сочинения в 7 томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 19 581 959.
  111. А.С. Педагогические сочинения в 8 томах. — М.: Педагогика, 1983−1986.
  112. Э.С. Вопросы системного рассмотрения культуры в человеческой деятельности. История материализма как теория социального познания и деятельности. -М.: Наука, 1972. 452 с.
  113. Материалы древней Греции. М.: Наука, 1955.-368 с.
  114. Менеджмент в управлении школой / Под редакцией Т. И. Шамовой. М., 1992, 486 с.
  115. Методы системного педагогического исследования. Л.- ЛГУ, 1980. -314с.
  116. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под редакцией Атутова P.P., Скаткина М. Н. М.: Педагогика, 1985. -284 с.
  117. Методика организации воспитательного процесса / Под редакцией Би-танаса Б.П.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1980. -261 с.
  118. С.А. Проблемы принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX веков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1999.
  119. А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.-247 с.
  120. Моделирование воспитательной системы / Под редакцией Селивановой Н. Л., Гаврилина А. В., Новиковой Л. И. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 304 с.
  121. В.М. Системообразующая связь как фактор целостности педагогического процесса: теоретический аспект. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Чебоксары, 1996.- 304 С.
  122. Общая стратегия воспитания в 2-х частях / Под редакцией Бондаревской Е.Н.-М., 2000.
  123. А.П. Этапы интеграции системности научного знания системные исследования. — М.: Мысль, 1974. -^424 с.
  124. А.Т. Педагогика. М., 1946, — С.40−45.
  125. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник докладов и материалов. М., 1984. -267 с.
  126. Организация воспитывающей деятельности в условиях экономических преобразований. М.: МПГУ, 1993. — 56 С.
  127. Основные направления и план действия по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 годы (Приложение № 1 к приказу Минобразования России от 25.01.2002 № 193 // Воспитание школьников, 2002.- № 3. С. 2−11.
  128. Педагогическая наука и образование / Под редакцией Исаева И. Ф. М.: -Белгород, 1998.- 109 с.
  129. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  130. Н.И. Избранные педагогические сочинения в 2 т. М., 1953.
  131. Н.И. Избранные педагогические сочинения в 2т. М.: Изд-во АПК РСФСР, 1962.
  132. Ф.Н. В.Г.Белинский о воспитании. М., 1949.
  133. Примерная программа воспитания школьников / Под редакцией Марь-енкоС.И.-М, 1980.-64 с.
  134. А.А. Социально-философские основания системной модели педагогической деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Томск, 1999.
  135. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.
  136. О.Г. Методологические основания системологии. Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1997.290 с.
  137. Программа развития воспитания в системе образования России на 19 992 001 годы // Вестник образования, 1999. № 12.
  138. Решение коллегии Минобразования РФ от 05.06.1996 года № 12/1 «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования».
  139. Б. А. Голубков Е.П. Системный подход в перспективном планировании. -М., 1975. 185 с.
  140. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993.
  141. Г. И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ, 1999. -316с.
  142. С.И. П.П.Блонский в его педагогических высказываниях. —М., 1928.- 168 с.
  143. В.Н. Основы общей теории систем. М.: Наука, 1974. — 253 с.
  144. В.Н. Философский энциклопедический словарь. М.: Наука, 1983.-495 с.
  145. Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии, 1996. № 6. — С.21- 34.
  146. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. -387 с.
  147. A.M. Методология системного подхода в педагогике. М.: Изд-во НИИ АПН СССР, 1989. — 271 с.
  148. Синергетика в современном мире. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. -320 с.
  149. Системное понимание педагогической действительности: история, теория, практика. Сборник трудов. Чебоксары, 2000. — 281 с.
  150. Системный анализ в структуре управления / Под редакцией Шорина В.Г.-М, 1975.-270 с.
  151. Системный анализ и научное знание / Под редакцией Афанасьева В. Г. -М.: Прогресс, 1971. 217 с.
  152. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Наука, 1977. -323 с.
  153. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  154. Словарь русского языка в 4-х томах. М.: Изд-во «Русский язык», 1982.
  155. Советский энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1990. — 524 с.
  156. Ю.П. О тенденциях, перспективах и стратегии развития педагогической науки на современном этапе. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2000. -24 с.
  157. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М., 1986. С.21−34.
  158. Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. -Изд-во М.-Б., 2000, — 150 с.
  159. Ю.П. Системный поход к воспитанию школьников: Учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 1990. — 190 с.
  160. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993. — 200 с.
  161. Ю.П. Логика и планирование деятельности школы // Методические материалы к опытной работе. — М., 1992. 78 с.
  162. Ю.П. Теория воспитательных пространств. М.-Б.: БелГУ, 1998.-38 с.
  163. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М., 1991.
  164. Е. Воспитание в начале XXI века: тенденции развития // Воспитание школьников, 2002.- № 2. С. 8−14.
  165. В .Я. Теоретическая дискуссия в советской педагогике М., 1930, С.150- 170.
  166. В.Я. В поисках марксистской методологии в педагогике. -М., 1930.
  167. В.А. Избранные произведения в 5-ти томах. Киев, 1980.
  168. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.
  169. В.А. О воспитании. М.: Просвещение, 1975.
  170. В.А. Разговор с молодым директором.- Киев, 1973.
  171. Ю.В. Системно-синергитический подход к изучению физико-математических дисциплин в общеобразовательной школе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Саратов, 2000. -171 с.
  172. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. -Казань, 1991.-22с.
  173. Н.М. Системно-синергитическая концепция педагогики и перестройка педагогического образования в 3 -х ч. Казань, 1993.
  174. Теория и практика воспитательных систем в 2-х ч. / Под редакцией Новиковой Л. И. М.: РАО, 1993.
  175. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М. — Тула, 1993. — 264 с.
  176. Управление развитием школой: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под редакцией Поташника М. М. М.: Новая школа, 1995.-464 с.
  177. Учебно-воспитательные комплексы новый тип школы 21 века: Материалы Всеросийской научно-практической конференции / Под редакцией. И. Ф. Исаева, Е. В. Тонкова — Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 260 с.
  178. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М., 1974.
  179. К.Д. Сборник сочинений в 11 томах. М.-Л., 1949−1952.
  180. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.
  181. Федеральная комплексная программа научно-педагогических исследований «Развитие образования в России». М.: Минобразования РФ, 1991. — 29 с.
  182. П.И. Исследование методологических проблем комплексного подхода к воспитанию. М.: Просвещение, 1984. — 347 с.
  183. Философский словарь / Под ред. Фролова П. Т. М., 1987. — 241 с.
  184. Философский энциклопедический словарь. М., 1993. — 870 с.
  185. Философская энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1964.-524 с.
  186. JI.M. Пути разработки педагогических теорий и их основные параметры //Советская педагогика, 1977.- №.3. С. 37.
  187. Формирование готовности педагогических кадров к решению проблем социально-нравственного развития детей. Белгород: НМДСО, 2001.- 235 с.
  188. П.Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Воронеж, 1984. — 200 с.
  189. Г. Информатизация и самоорганизация. -М.: Мир, 1991. 124 с.
  190. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России./ Сост. Полянский С. П. М.: Просвещение, 1972. — 521 с.
  191. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике / Сост. Пискунов А. И. М.: Просвещение, 1981.- 534 с.
  192. Е. Воспитание в системе образования на пороге XXI века // Народное образование, 2000. № 7. — С. 12−18.
  193. В.П. Генезис и социальный смысл системно-синергитической парадигмы. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Новгород, 1997, — 290 с.
  194. Т.И. Активизация учения у школьников. М.: Просвещение, 1991, — 164 С.
  195. С.Т. Годы исканий. М.: Просвещение, 1964. — 231 с.
  196. С.Т. Педагогические сочинения в 4-х томах. М., 1962 — 1965.
  197. К.А. Философия и воспитание. М., 1989. -213 с.
  198. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.-77 с.
  199. В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни. — М., 1973. — 234 с.
  200. М.М. Реализация идей «новой школы» в опыте педагогов первой трети ХХ-го века в России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 1998.
  201. ЯмбургЕ.А. Школа для всех. М., 1996. — 432 с.
  202. Е.А. Единое образовательное пространство // Народное образование, 1994. -№ 1.-С. 23- 32.
  203. Янч Э. Самоорганизующаяся вселенная // Общественные науки, и современность, 1999. № 1, — С. 150.
Заполнить форму текущей работой