Оценка ресурса секционных плит опорно-передвижных устройств по критерию изнашивания рабочей поверхности
Представленная диссертационная работа является научным квалификационным трудом, в котором на базе выполненных теоретических исследований решена актуальная задача установления основных закономерностей процесса механического изнашивания опорных секционных плит опорно-передвижных устройств технологических машин и разработки на этой основе методики определения ресурса опорно-передвижного устройства… Читать ещё >
Содержание
- 1. ОБЗОР ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ РАСЧЕТА ПЛИТ ОПОРНО-ПЕРЕДВИЖНЫХ УСТРОЙСТВ. 10 ¦
- 1. 1. Методы оценки несущей способности и величины внедрения плиты в грунтовое основание
- 1. 2. Цель и методы исследований
- 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПОРНОЙ ПЛИТЫ МАШИНЫС ГРУНТОВЫМ 24 ОСНОВАНИЕМ
- 2. 1. Определение просадки плиты
- 2. 2. Определение контактных давлений
- 3. ДЕГРАДАЦИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ РАБОЧЕЙ ЧАСТИ 43 СЕКЦИОННОЙ ПАНЕЛИ ПРИ ИЗНАШИВАНИИ
- 3. 1. Выбор модели изнашивания и оценка величины износа
- 3. 2. Учет влияния изменения толщины нижнего листа панели на скорость изнашивания
- 3. 3. Кинетика роста напряжений при изнашивании нижнего листа
- 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВНЕШНЕЙ НАГРУЗКИ НА ОПОРНО-ПЕРЕДВИЖНЫЕ ПЛИТЫ
- 4. 1. Моделирование нагружения основания машины
- 4. 2. Учет трения в шарнирах
- 4. 3. Определение силовых факторов, действующих на плиту основа
- 5. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕСУРСА ОПОРНО-ПЕРЕДВИЖНЫХ ПЛИТ
- 5. 1. Построение методики прогнозирования ресурса и оценка точности метода
- 5. 2. Инженерная методика определения износа вибрационных плит машин для уплотнения балласта насыпи железнодорожного полотна
Оценка ресурса секционных плит опорно-передвижных устройств по критерию изнашивания рабочей поверхности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. Секционные ребристые панели нашли широкое применение в технике в качестве несущего узла из-за их высокой жесткости и малой металлоемкости. В частности, в виде секционных панелей выполняются опорные плиты опорно-передвижных устройств технологических машин, таких как экскаватор шагающего типа и машина, воспринимающая горное давление — механизированная шахтная крепь.
В качестве объекта исследования в работе принята ребристая металлическая плита, загруженная посредством рычажной системы. Примерами систем «опорная плита — рычажная система» могут служить секция горной технологической машины и шасси шагающего экскаватора (рис. 1).
Вследствие особенностей условий работы (безотрывное скольжение по грунтовому основанию) рабочая поверхность опорной секционной.
Рис. 1 Схемы опорно-передвижных устройств машин плиты, находящаяся в контакте с грунтом под нагрузкой, подвергается интенсивному изнашиванию, что приводит к утонению несущего листа.
Характер деформирования и картина износа рабочей поверхности ребристого короба секционной плиты не согласуется с известными моделями. Перераспределение контактных давлений вследствие местной деформации в области примыкания вертикальных ребер жесткости повышает интенсивность локального изнашивания и приводит к росту напряжений от местного изгиба, что может привести к выходу из строя опорной плиты.
Поскольку долговечность технологической машины закладывается на стадии проектирования, то повышение ее технико-экономических показателей напрямую связано с совершенствованием расчетных методов. Несмотря на большое количество исследований, отечественные машины имеют более низкие эксплуатационные показатели, чем их зарубежные аналоги. Объясняется это целым рядом причин, в том числе недостаточным развитием комплексного метода расчета несущих конструкций машины, включающего вопросы прочности, устойчивости и оценки ресурса на стадии проектирования.
Прогнозирование параметров долговечности машины или определение ее остаточного ресурса неизбежно связано с проведением прочностных расчетов, нормативная база которых в настоящее время в этой части недостаточно отражает накопленный экспериментальный и научный материал, современное понимание процессов разрушения. Это обусловлено сложностью процессов, определяющих ресурс технологической машины. Изменение технологии проектирования, связанное в основном с развитием вычислительных методов и средств, позволяет отказаться от многих упрощений, приближая расчетные модели к реальным процессам физико-механического разрушения.
Износ рабочей поверхности опорной плиты влияет на изменение картины напряженно-деформированного состояния рабочей части плиты, и скорость изнашивания определяет срок службы последней и, зачастую, продолжительность межремонтного периода опорно-передвижного устройства машины в целом. Малый срок службы снижает экономичность машины в целом, значительная металлоемкость корпусных деталей делает их неконкурентоспособными по сравнению с аналогичными изделиями зарубежных производителей.
Совершенствование рассматриваемых изделий сдерживается, в том числе, отсутствием комплексного метода расчета и уточненной методики прогнозирования ресурса при данных конструктивных параметрах и условиях работы, так как:
— в большинстве случаев расчет проводится по недеформированной схеме, что искажает картину распределения параметров НДС как в сечении, так и по длине элемента;
— отсутствует механическая модель задачи, позволяющая формировать вектор напряженно-деформированного состояния в сечениях с учетом взаимодействия с элементами закрепления, допускающая использование современных вычислительных алгоритмов, в том числе приспособленных для ПЭВМ;
— не учитывается влияние трения в шарнирах на формирование нагрузок на опорную плиту со стороны удерживающей рычажной системы.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о недостаточной точности классической методики оценки ресурса опорных секционных плит по критерию изнашивания и неадекватности получаемых при ее использовании результатов.
В то же время в машиностроении до сих пор отсутствуют методы, позволяющие оценивать и прогнозировать статическую прочность, долговечность и остаточный ресурс, оценивая при этом различные варианты конструктивно-технологического исполнения элементов и узлов. Решение этих вопросов представляет собой актуальную задачу.
Целью диссертации является повышение точности оценки ресурса секционных плит опорно-передвижных устройств технологических машин.
Методы исследования — комплексные, включающие: методы механики деформируемого твёрдого тела для установления закономерностей формирования нагрузок на элементы машины и анализа напряженно-деформированного состояния, численные методы решения дифференциальной краевой задачи, элементы теории размерностей и программирование на ПЭВМ.
Достоверность научных положений, выводов базируется на предварительном анализе современного состояния методов расчёта технологических машин на прочность, жёсткость, применении современных математических методов с использованием ПЭВМ, привлечении для построения моделей экспериментальных данных, а также внедрением результатов работы в промышленность. На защиту выносятся:
— основные закономерности процесса износа опорных устройств технологических машин с секционными панелями, полученные на основе системного подхода;
— математическая модель ребристой плиты на упругом основании при произвольных условиях нагружения, устанавливающая взаимосвязь между параметрами вектора напряженно-деформированного состояния, условиями нагружения и закрепления;
— модель накопления износа опорной плиты в функции числа рабочих циклов, учитывающая влияние утонения листа на изменение общей просадки плиты под нагрузкой;
— результаты исследования влияния на ресурс опорно-передвижного устройства трения в шарнирах удерживающей рычажной системы и неравномерного упругого деформирования рабочей поверхности секционной плиты.
Научная новизна работы заключается в:
— установлении на основе системного подхода основных закономерностей процесса механического изнашивания опорно-передвижных устройств технологических машин с секционными панелями;
— учете деформируемости секций под действием грунтового основания при разработке математической модели износа опорных устройств с трехсекционными панелями;
— способе учета влияния утонения контактирующей с грунтом части опорной плиты при изнашивании на постепенное увеличение ее общей просадки;
— модернизации классической методики определения ресурса опорных плит опорно-передвижных устройств по критерию износа путем учета деформируемости опорного листа панели и трения в шарнирах удерживающей рычажной системы и накопления износа. Практическое значение работы состоит в разработке метода расчета ребристой плиты при произвольных условиях нагружения, оценки ее износа при перемещении по грунтовому основанию и определении срока ее службы, повышающего точность прогнозирования ресурса на 7%- в создании возможности проектирования опорно-передвижных устройств технологических машин с заданными показателями надежностиразработке пакета прикладных программ.
Реализация работы. Полученные в ходе выполнения работы расчетные методики и результаты использованы в качестве примеров в лекционных курсах кафедры, приняты к внедрению в ЗАО «Тулажелдормаш», г. Тула.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научных семинарах кафедры «Подъёмно-транспортные машины и оборудование» Тульского государственного университета, на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава Тульского государственного университета (г. Тула, 1998 — 2002 г. г.), на Московской межвузовской научно-технической конференции студентов и молодых ученых подъемно-транспортной техники (г. Москва, 2000 г.), международной научно-практической конференции «Методы и алгоритмы прикладной математики в технике, медицине и экономике» (Южно-российский государственный технический университет, г. Новочеркасск, 2001 г.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Представленная диссертационная работа является научным квалификационным трудом, в котором на базе выполненных теоретических исследований решена актуальная задача установления основных закономерностей процесса механического изнашивания опорных секционных плит опорно-передвижных устройств технологических машин и разработки на этой основе методики определения ресурса опорно-передвижного устройства машины по критерию износа рабочей поверхности плиты, позволяющей повысить точность результата.
Основные научные и практические результаты проведенного исследования заключаются в следующем:
1) На основе системного подхода определены основные закономерности процесса износа опорных устройств технологических машин, с секционными панелями, в которых учтены деформируемость секций панели при взаимодействии с грунтовым основанием, утонение опорной плиты при изнашивании трение в шарнирах удерживающей рычажной системы;
2) Разработана математическая модель секционной плиты на упругом основании при произвольных условиях нагружения, устанавливающая связь параметров напряженно-деформированного состояния рабочей части панели с условиями нагружения и закрепления;
3) Разработана модель износа ребристой плиты с учетом неравномерной просадки отдельных зон нижнего листа, взаимодействующего с грунтовым основанием, вызывающее различие в скоростях изнашивания отдельных зон рабочей поверхности;
4) Модель накопления износа основания в функции числа рабочих циклов, учитывает изменение просадки плиты при ее изнашивании, свойства металла и грунтового основания;
5) При построении методики определения ресурса опорно-передвижного устройства учтено влияние моментов трения в шарнирах удерживающей рычажной системы на перераспределение контактных давлений под опорной плитой;
6) Методика оценки ресурса секционной панели основания опорно-передвижного устройства машины с учетом местной деформации рабочей поверхности и трения в шарнирах удерживающей рычажной системы, позволяет повысить точность прогнозирования ресурса устройства по данному критерию более чем на 7%;
7) Разработан пакет прикладных программ для определения ресурса опорной секционной плиты по критерию износа.
Список литературы
- Александров В.М., Ромалис Б. Л. «Контактные задачи в машиностроении» М.: Машиностроение, 1986 — 176 с.
- Альтер И.М. и др. Оценка напряженного состояния основания крепи 20КП-70 //Механизация горных работ на угольных шахтах. -Тула, 1989. -С. 106−111.
- Альтер И.М., Кузнецов Л. М. Определение напряженно-деформированного состояния перекрытия крепи поддерживающего типа //Изв. вузов. Горный журнал. -1989 -№ 9. -С.84−87.
- Ануфриев В.И. Расчет и обоснование конструктивных параметров механизированных крепей из трехслойных панелей: Дис. канд. техн. наук. Тула: ТулПИ. -1983. -160 с.
- Бакланова В.М., Грудев И. Д. Уточнение обеспеченности нормативных и расчетных сопротивлений строительных сталей //Разработка методов расчета и исследование действительной работы строительных металлоконструкций. -М.- 1983.-С. 104−111.
- Баловнев В. И. Моделирование процессов взаимодействия со средой рабочих органов. М.: МИСИ, 1994
- Баранов С.Г., Поляков C.B. Оценка работоспособности крепи механизированного комплекса 2КМ138 //Управление деформациями горного массива. -Л., 1986.- С. 42−47.
- Баринов B.C., Макаров Н. Я. О нагрузках в шарнирных соединениях крепи стругового агрегата СА //Уголь. -1971.- № 11. -С. 21−23.
- Батков Б.И., Новожилов В. П. Прочность механизированных крепей поддерживающего типа//Горные машины и автоматика. -1973.-№ 6.- С. 29−30.
- Безухов Н. И. Основы теории упругости, пластичности и ползучести. М.: Высшая школа, 1968. 512 с
- Беленький Д.М. и др. О законе распределения механических характеристик //Вестник машиностроения. -1977.- № 8. -С. 40−41.
- Болотин B.B. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. -М.: Машиностроение, 1984. -312 с.
- Болотин В.В. Ресурс машин и конструкций. -М.: Машиностроение, 1990. -448 с.
- Бушуев Н.П., Брусиловский Б. М. Исследование характера работы гидростоек механизированной крепи «Донбасс» //Горные машины и автоматика. -1970.- № 7−8. -С. 18−19.
- Вайнсон А. А. Подъемно-транспортные машины. М.: Машиностроение, 1989. -536 с
- Волков Е.А. Методика расчета основных силовых параметров взаимодействия крепи с боковыми породами //Механизация горных работ на угольных шахтах. -Тула, 1977. -С.73−81.
- Гольцов С.М. К вопросу выбора численных значений расчетных параметров металлических конструкций //Металлические конструкции и испытания сооружений. Д.- 1982. -С.118−122.
- Горбунов-Посадов М. И. Балки и плиты на упругом основании. -М.: Машстройиздат, 1949. -238 с.
- Горин А.Т., Демин H.H. Выбор расчетной схемы секции механизированной крепи //Вопросы горного давления. -Новосибирск, 1983. -С.58−62.
- Горин А.Т. и др. Анализ защитной функции гидростойки секции крепи ОКП-70 //Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. -1984. -№ 6. -С.104−105.
- Грицаюк Б.И. Выбор рационального типа и основных параметров крепи для сложных горно-геологических условий //Совершенствование техники и технологии разработки угольных пластов Подмосковного бассейна. -Новомосковск, 1986. -С.12−16.
- Грицаюк Б.И. Исследование давления обрушенных пород на крепь и в отработанном пространстве //Совершенствование технологии и технических средств ведения очистных работ в Подмосковном бассейне. -Тула, 1983. -С.10−15.
- Докукин A.B., Коровкин Ю. А., Яковлев Н. И. Механизированные крепи и их развитие. -М.: Недра, 1984. -288 с.
- Домбровский Н.Г., Панкратов С. А. Землеройные машины. Часть 1 -Одноковшовые экскаваторы. —М.: Госсстройиздат, 1961.-651с.
- Жемочкин Б.Н., Синицын А. П. Практические методы расчета фундаментных балок на упругом основании без гипотезы Винклера.-М.: Гостехиздат, 1962. -239 с.
- Золотарская Г. А., Бернацкий В. А., Мышляев Б. К. Универсальная методика расчета механизированных крепей с помощью ЭВМ //Управление горным давлением в комплексно-механизированных забоях. -Новосибирск, 1989. -С. 17−20.
- Казак С.А. Феноменологическая оценка живучести деталей крупных машин периодического действия при случайном нагружении //Известия ТулГУ. Сер.: Подъемно-транспортные машины и оборудование. -Тула, 1999. -С.219−224.
- Казимиров A.A. Рациональное использование прочностных свойств стали как резерв снижения металлоемкости сварных стальных конструкций //Надежность и долговечность машин и сооружений. Вып. 3. -Киев, 1983. -С. 13−22.
- Капырин В.И. Исследование параметров установки рычагов в секциях крепи //Подземная разработка тонких и средней мощности угольных пластов. -Тула, 1985. -С.91−94.
- Каретникова Т.Б., Клейменова Э. А. Оценка несущей способности механизированных крепей по предельным нагружениям //Механизация горных работ на угольных шахтах. -Тула, 1986. -С. 33−35.
- Каретников В.Н., Клейменова Э.А. Методические рекомендации по расчету механизированных крепей на прочность и устойчивость с помощью ЭВМ
- Исследование и совершенствование очистных комплексов и агрегатов. -Тула, 1973. -С.37−42.
- Каталог типовых условий эксплуатации механизированных комплексов на пологонаклонных (до 35°) пластах. Часть 1. -JL, 1985. -190 с.
- Коряков А.Е. Результаты исследований режимов нагружения секций механизированных крепей //Подземная разработка тонких и средней мощности угольных пластов. -Тула, 1992. -С.58−61.
- Крагельский И.В., Добачин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977.-220 с.
- Крепи механизированные оградительно-поддерживающего типа. Расчет нагружения секции. Методика и программа. Фонд ГПКТИ ПТМ. -Новомосковск, 1981. -103 с.
- Крепи механизированные. Перекрытия и основания. Расчет на прочность. Методика. РТМ 240.007.01. -М.: ГРШРОУГЛЕМАШ, 1976.-59 с.
- Леонтьев Н.И. Основы строительной механики стержневых систем. -М.: Стройиздат, 1996. 514 с.
- Малинин H.H. Прикладная теория пластичности и ползучести. -М.: Наука, 1975. -399 с.
- Методика определения обобщенных количественных показателей и характеристик взаимодействия механизированных крепей с боковыми породами по классам условий полого-наклонных (до 35°) пластов. -Л., 1982. -40 с.
- Механизированные забойные крепи // Глюкауф (русский перевод). -1984. -№ 3. -С.3−35.
- Микляев Е.И., Лебедовский A.A. Механизированные крепи капиталистических стран. Обзор. -М.: ЦНИЭИуголь, 1973. -78 с.
- Мышляев Б.К. Основные направления развития механизированных крепей для полого-наклонных пластов //Управление горным давлением в комплексно-механизированных забоях. -Новосибирск, 1989. -С.3−9.
- ОСТ 24.090.72 83. Нормы расчета стальных конструкций мостовых и козловых кранов. -М., 1982. -92 с.
- ОСТ 12.44.245−83. Крепи механизированные. Стойки и домкраты. Расчет на прочность. Методика. М., 1983. -75 с.
- ОСТ 12.44.255−84. Изделия угольного машиностроения. Гидроцилиндры. Расчеты на устойчивость и прочность. Методика.-Новосибирск, 1984. -96 с.
- Полежаев В.П., Петровский Б. И., Волков Б. А. Силовые параметры взаимодействия механизированных крепей с породами кровли на маломощных калийных пластах //Известия вузов. Горный журнал. -1989. -№ 10. -С.15−19.
- Попов В.Л. Горное давление и шахтные крепи. -М.: Недра, 1976.-121 с.
- Попов В.Л. Исследование конструктивных особенностей механизированных крепей и проявление горного давления при их взаимодействии с боковыми породами //Исследование и совершенствование очистных комплексов и агрегатов. -Тула, 1973. -С. 180−243.
- Попов В.Л. Технические требования на механизированные передвижные крепи для выемочных агрегатов и очистных комплексов применительно к условиям Подмосковного бассейна. Сб. научн. Тр. ПНИУИ.Вып.13. -М.: Недра, 1970. -С.27−36.
- Распределение нагрузок в шарнирных соединениях оградительно-поддерживающих крепей /Макаров Н.Я., Федоров Л. И., Баринов В. С. и др. //Горные машины и автоматика. -1982. -№ 6. -С.35−37.
- Расчет элементов секций механизированных крепей //Харитонов Н.И., Сальников В. Г. и др. //Горные машины и автоматика. -1968.-№ 5. -С.76−80.
- Романов П.Д., Грицаюк Б.И. Методика выбора исходных параметров для проектирования механизированных крепей, комплексов и агрегатов
- Повышение эффективности разработки угольных месторождений Подмосковного бассейна. Вып. 16. -Новомосковск, 1973. -С. 32−38.
- Рейш А. К. Повышение износостойкости строительных и дорожных машин. М.: Машиностроение, 1986. 184 с.
- Сальников В.Г. Расчет на прочность секций крепей для условий Подмосковного бассейна //Материалы конференции молодых ученых, посвященной 50-ти летию ВЖСМ. -М., 1968. -С.24−25.
- Сальников В.Г. Некоторые исследования взаимодействия механизированных крепей подцерживающе-оградительного типа с боковыми породами //Подъемно-транспортные машины и горные комплексы. -Тула, 1971. -С.240−244.
- Сальников В.Г. О структуре разрешающего уравнения метода расчета механизированных крепей по предельным состояниям // Известия ТулГУ. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. Вып. 5. -Тула, 1999. С.
- Сальников В.Г. Теоретическое обоснование метода расчета механизированных крепей по предельным состояниям //Управление горным давлением в комплексно-механизированных забоях. -Новосибирск, 1989. -С.138−141.
- Сальников В.Г., Ватулин Я. С. Расчет на прочность гидроцилиндров телескопирования матричным методом продолжения //Актуальные проблемы фундаментальных наук. /Сборник докладов, т.8. М.: МГТУ, 1991. -С. 127−129.
- Сальников В.Г., Ватулин Я. С., Филиппов А. В. О выборе размеров поперечного сечения силовых гидро и пневмоцилиндров, соответствующих требуемому уровню надежности /ТулГУ. -Тула. -1995.-25 с. -Деп. в ВИНИТИ. 29.05.95. № 1503-В95.
- Сальников В.Г., Собина Л. Г. Выбор размеров поперечных сечений перекрытий шахтных крепей по заданному уровню надежности /ТулГУ. -Тула. -1997. -22 с. -Деп. в ВИНИТИ. 13.06.97. № 1955-В97.
- Самуль В. И. Основы теории упругости и пластичности. М.: Высшая школа, 1970.-288 с.
- Свешников A.A. Прикладные методы теории случайных функций. -М.: Наука, 1968. -464 с.
- Сергеев И.В. Оптимизация параметров механизированных крепей с целью снижения их металлоемкости: Дис. канд. техн. наук. Тула: ТулПИ. -1986. -147 с.
- Смирнов В.И. Курс высшей математики. Том 1. -М.: Наука, 1974.-336 с.
- Соломатин Л.И., Данилова М. В. Крепь очистных забоев калийных месторождений с закладкой выработанного пространства //Механизация горных работ на угольных шахтах. -Тула, 1986.-С.45−49.
- Степанов В.М. Влияние проявлений горного давления на надежность механизированных крепей //Подземная разработка тонких и средней мощности угольных пластов. -Тула, 1985. -С. 104−107.
- Стрелецкий Н.С. К вопросу развития методики расчета по предельным состояниям //Развитие методики расчета по предельным состояниям. -М.: Стройиздат, 1971.-С.5−37.
- Строительные нормы и правила. II-6−74. Нагрузки и воздействия. Основные положения проектирования. -М.: Стройиздат, 1976. -60 с.
- Строительные нормы и правила. II-B. 3−62. Стальные конструкции. Нормы проектирования. -М.: Стройиздат, 1964. -62 с.
- Строительные нормы и правила. И-23−81. Нормы проектирования. Стальные конструкции. -М.: Стройиздат, 1982. -93 с.
- CT СЭВ 384−76. Строительные конструкции и основания. Основные положения проектирования. -М.: Стройиздат, 1978. -5 с.
- Субботин В.А., Солодовников А. Д. Методика исследования напряженно-деформированного состояния элементов механизированных крепей //Механизация горных работ на угольных шахтах. -Тула, 1977. -С.111−121.
- Суровский Б. М. Исследование режимов работы и выбор основных параметров инвентарной крепи для выемочных штреков шахт Подмосковного бассейна. Канд. дисс. ИГД им. А. А. Скочинского. М., 1972. 182 с.
- Тимошенко С. П. и Войновский-Кригер С. Пластинки и оболочки. М., «Наука», 1966, 635 с. с черт
- Федоров Д.И., Бондаревич Б. А., Перепонов В. И. Надежность металлоконструкций землеройных машин. -М.: Машиностроение, 1971. -213 с.
- Федоров Е.И., Лосицкая К. С. О выборе коэффициента сочетания нагрузок //Строительная механика и расчет сооружений. -1980.-№ 1. -С.18−21.
- Харитонов Н.И. Особенности расчета механизированных крепей, работающих на слабых почвах //Автоматизация и современные технологии. -1995. -№ 8. -С.3−5.
- Харитонов Н.И. Определение ресурса основания секции ОКП при работе на слабых почвах /ТулГУ. -Тула. -1995. -8с. -Деп. в ВИНИТИ 03.04.95. № 223-В95.
- Хрущов М. М., Бабичев М. А. Абразивное изнашивание. М.: Наука, 1970
- Цитович И.С., Митин Б. Е., Дзюнь В. А. Надежность трансмиссий автомобилей и тракторов. -Минск: Наука и техника, 1985. -143 с.
- Шпитальный Г. Л. и др. Методика определения силовой характеристики секции одностоечной крепи оградительно-поддерживающего типа //Механизация горных работ.Вып.38. -Кемерово, 1971. -С.39−43.
- Шуп Т. Е. Решение инженерных задач на ЭВМ. -М.: Мир, 1982. -235 с.
- Эксплуатация механизированных крепей и пути их совершенствования /Кузнецов С.Т., Крылов В. Д., Глушихин Ф. П. -М.: Недра, 1976. -188 с.
- Ягодкин Г. И., Казьмин В. М. Вероятностная оценка контактного взаимодействия механизированных крепей с кровлей. -М., 1970. -34 с.
- Яковлева О. В. Вдавливание опорных плит домкратов в грунт//"Тр. преподават. и слушателей Тульск. гор. ун-та науч.-техн. знаний", 1974, вып. 27, с. 63−69
- Baker, А. Tragberechnung von Stahlung Spannbetontragwerken. Bauplanung -Bantechnik, 1975,11, S.475−480, 521−525.
- Basler, E. Untersuchungen uber den Sicherheitsbegriff von Bauwerken. Schweirer Archiv, 1961,4. S. 133−160.
- Budirsky S. Analyza funkce stitove mechanizovane vyztuze pro mocne sloje. //Uhli, 1981,29, № 2. C. 65−72.
- Herzog, M. Die praktische Berechnung des Sicherheitskoeffizienten fur Baukonstruktionen Schweizerische Bauzeitung, 1965, 12. S. 185−187.91 .International Standards Organization. Snow Load on Roof, ТС 98/SEC 3/WG 1, ISO, 1974. p.24
- International Standards Organization (ISO). General principles for the Verification of the Safety of Structures. ISO 2394. 1973. p.31
- Spaethe, G. Sicherheitsfaktoren in Berechnungsvorschriften auf zuverlassigkeitstheoretisher Grundlage. Berlin. Bauinformation, Schriftenreihe. Bauforschung-Baupraxis. 1983. -114 s.
- TGL 38 792 (ST RGW 384−76). Baukonstruktionen und Grundungen Grundsatze fur die Berechnung. 1981, Mai.