Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе доведения их до научной общественности, в том числе в докладах и статьях на VI, VII и VIII междисциплинарных научно-практических конференций аспирантов и соискателей (Москва, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.) — в материалах сборника «Проектирование подготовки социальных педагогов в системе непрерывного педагогического образования» в рамках… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии
    • 1. 1. Предпосылки развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа
    • 1. 2. Характеристика процесса развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в современных условиях
    • 1. 3. Предметно-цикловая комиссия как организационная форма развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Технологические основы и педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии
    • 2. 1. Моделирование деятельности предметно-цикловой комиссии как способ развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа
    • 2. 2. Механизм реализации модели деятельности предметно-цикловой комиссии колледжа по развитию профессиональной мобильности преподавателя
    • 2. 3. Апробация модели деятельности предметно-цикловой комиссии колледжа по развитию профессиональной мобильности преподавателя
    • 2. 4. Педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии
  • Выводы по главе

Развитие профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном мире, идущем по пути интеграции и глобализации, способность людей быстро и успешно адаптироваться к условиям внутренней и международной конкуренции становится важнейшим фактором устойчивого развития общества. Главные преимущества высокоразвитой страны в настоящее время определяются человеческим потенциалом, который во многом обусловлен доступной и качественной системой образования. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста России в средней и долгосрочной перспективе.

Российскому государству и обществу необходимы специалисты, способные гибко перестраивать содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка труда. Прежний профессиональный опыт в новых условиях может оказаться не только бесполезным, но даже вредным. Возникает потребность в «обучении длиною в жизнь» для получения новых знаний и навыков, «привязанных» к конкретным условиям жизнедеятельности человека.

Роль образования в решении задач социально-экономического развития страны заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности каждого человекав формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страныв обеспечении обучающихся системой знаний, умений, навыков, которая позволила бы ему в течение короткого времени профессиональной переподготовки существенно изменять содержание своей профессиональной деятельности, способствовать социальной и профессиональной мобильности человека. Одной из основных целей профессионального образования, как указывается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является не только подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, но и специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Эти требования в полной мере относятся и к педагогическим работникам системы средних профессиональных учебных заведений (далее — СПО). Профессиональная мобильность педагога в данном случае рассматривается как его социальная и профессиональная позиция, которая является источником активности личности и преобразований в педагогической деятельности, которая противостоит инерции мышления и деятельности.

Актуальность научного исследования развития профессиональной мобильности педагогов в современных динамичных условиях преобразования всех сфер российского общества обусловлена тем, что данный процесс является закономерным явлением в эволюции теории и практики педагогической деятельности, проявляющимся в ответах на вызовы социально-экономических факторов жизни, последствия научно-технического и социального прогресса. Влияние профессиональной мобильности педагога на повышение качества среднего профессионального образования и рост профессиональной компетентности преподавателей требуют своего научного изучения.

Результаты наблюдений и анализа опыта педагогической деятельности педагогов СПО показывают, что в профессионализации их личности и деятельности наметилась тенденция перехода от профессиональной адаптации к разумной профессиональной мобильности в интересах профессии и человека. Её суть заключается в стремлении и получении возможности педагогом оказать влияние на изменение образовательной и социокультурной ситуации в интересах общества и самого человека. Это новое явление требует своего научного осмысления и выработки практических рекомендаций педагогическим работникам системы СПО.

Наряду с этим, актуальными являются соотношения профессиональной мобильности педагога и творчества в педагогической деятельности, развития творческой индивидуальностипрофессиональная мобильность педагога и различные «барьеры», затрудняющие осуществление педагогической деятельностипрофессиональная мобильность педагога и сохранение своей идентичности, развитие самостоятельности мышления и др. Все эти злободневные проблемы нуждаются в специальном научном исследовании и ответах с позиций педагогической науки.

Немаловажное значение для научного исследования имеет то обстоятельство, что профессиональная мобильность педагога является позитивным примером для коллег, обучающихся (воспитанников) и их родителей. Профессиональная мобильность педагога формирует мобильность у выпускников СПО, которая сегодня востребована в обществе и на рынке труда. Следовательно, научное обоснование процесса развития у педагогов профессиональной мобильности открывает путь для формирования мобильности у обучающихся (воспитанников) системы СПО.

В настоящее время перед образовательными учреждениями СПО стоит целый ряд новых дидактических, воспитательных и развивающих задач, связанных не только с передачей знаний, умений и навыков, и даже не с освоением новых методов подготовки обучающихся к профессиям, которые завтра могут устареть, а с формированием специалиста нового типа, умеющего жить в условиях постоянно меняющегося общества и готового переоформлять свои про-фессионально-деятельностные горизонты1. Это требует создания на практике целенаправленного и непрерывного комплексного процесса развития всех профессиональных качеств педагога, в том числе такого значимого сегодня, как профессиональная мобильность.

Исследование процесса развития профессиональной мобильности преподавателя с точки зрения педагогической науки имеет большое значение.

Данная проблема является объектом научных исследований педагогов и психологов С. Я. Батышева, Е. В. Бондаревской, И. Б. Будик, JI.B. Горюновой, JI.B. Заниной, И. И. Зарецкой, И. Р. Ибрагимова, Е. М. Ибрагимовой, Н. В. Кузьминой, И. П. Кузьмина, И. В. Крупиной, В. А. Крутецкого, Г. У. Матушанского, Г. В. Мухамедзяновой, Н. П. Меньшиковой, A.M. Новикова, Ю. П. Петрова, И.П.

1 Организационно-экономические условия устойчивого развития образовательных учреждений: пособие для работников образования. / под ред. В. А. Ермоленко. — М., 2002. — С. 28.

Подласого, П. И. Пидкасистого, В. Г. Рындак, В. П. Симонова, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, В. Д. Шадрикова, А. И. Щербакова и др. авторов.

Мобильность как профессиональное качество рассматривалось в трудах Т. И. Заславской, С. А. Кугеля, Р. Т. Насибулина, Е. Л. Осоргина, И. Л. Смирновой и др. ученых.

Вопросы педагогического проектирования и моделирования представлены в работах Л. В. Байбородовой, Л. В. Макаровой, С. М. Марковой, Г. У. Мату-шанского, Е. Л. Осоргина, Е. Э. Смирновой, Н. О. Яковлевой и др.

Выше перечисленные авторы подробно рассматривают многочисленные проблемы педагогической деятельности преподавателей образовательных учреждений и пути её совершенствования. Однако в научных исследованиях лишь упоминается о профессиональной мобильности педагога и не рассматривается процесс развития данного качества личности у преподавателей колледжей.

Профессиональный колледж в настоящее время рассматривается как принципиально новый тип учебного заведения среднего профессионального образования. Это обусловлено радикальными переменами в системе образования, которые, в свою очередь, были вызваны социально-экономическими и социокультурными преобразованиями в стране и интеграцией российского образования в мировое образовательное пространство.

В Российской Федерации с начала 90-х гг. название «колледж» принимают некоторые новые или реорганизованные учебные заведения, дающие, как правило, среднее профессиональное образование1.

В Типовом Положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 597, колледж определяется как «самостоятельное учебное заве.

1 Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — С. 122. дение или структурное подразделение университета, академии, института, реализующее неполные и (или) полные образовательные программы высшего профессионального образования"1.

Кроме этого определения колледжа во Временном Положении о педагогическом колледже, разработанном Министерством образования и науки Российской Федерации, записано: «Педагогический колледж (далее колледж) в Российской Федерации является образовательным учреждением, имеющим статус юридического лица и реализующим профессиональные образовательные программы среднего и (или) общего высшего педагогического образования"2.

Из приведенных определений понятия «колледж» вытекает, что, во-первых, колледжи предлагают образование более высокого уровня, а повышенный уровень обучения при реализации образовательных программ дает выпускнику, кроме основной, еще и дополнительную квалификацию.

Во-вторых, в условиях модернизации системы отечественного образования широко обсуждается вопрос о преемственности образовательных программ. Она предполагает создание условий для овладения студентами колледжа такими знаниями, умениями и навыками, которые являются необходимыми и достаточными для продолжения обучения на следующем уровне профессионального образования — высшем профессиональном образовании — и получении квалификации «бакалавр».

В-третьих, педагогические коллективы колледжей в своей повседневной деятельности осуществляют не только учебно-воспитательную работу со студентами. Они выполняют методическую, научно-исследовательскую, производственную и другие виды деятельностипроводят повышение квалификации специалистов по различным профессиональным программам и курсамудовлетворяют потребности общества в квалифицированных специалистах по широ.

1 Бюллетень Госкомитета по высшей школе. — М., 1993. — № 8. — С.5.

2 Будик И. Б. Методические основы формирования профессионально-значимых качеств специалиста в условиях колледжа: дис. канд. пед. наук. -М., 1999. — С.10−11. кому спектру традиционных и новых специальностейрешают задачи переподготовки кадров, проблемы безработицы и занятости населения, распространяют знания, повышают общеобразовательный и культурный уровень граждан. В колледжах по учебным дисциплинам (циклам дисциплин) созданы различные методические, в том числе предметно-цикловые, комиссии. Выяснение их роли и места в развитии профессиональной мобильности преподавателей СПО представляется также важной научной задачей.

Следовательно, актуальность исследования развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа обусловлена значительным расширением за последние годы профессионально-педагогического поля средних специальных учебных заведений1, а также необходимостью использования возможностей предметно-цикловых комиссий в этом процессе.

На основе анализа научной литературы и педагогической практики развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа были выявлены следующие основные объективно существующие противоречия:

• между социальным заказом современного общества на преподавателя, способного активно решать новые образовательные задачи и неготовностью педагогов включиться в инновационные изменения, происходящие в системе среднего профессионального образования;

• между расширением профессионально-педагогического поля средних профессиональных образовательных заведений и неразвитостью или отсутствием профессиональной мобильности преподавателей в этой сфере;

• между социальными требованиями к профессиональной мобильности преподавателя колледжа и неразработанностью теоретических и технологических основ педагогического процесса развития этого личностного качества;

1 Осоргин Е. Л. Проектирование и реализация системы методической работы в средней профессиональной школе: дис. д-рапед.наук: 13.00.08.-Тольятти, 2000. -С.35.

• между необходимостью преподавателю колледжа обладать профессиональной мобильностью и недостаточным уровнем педагогических условий, которыми располагает образовательное учреждение СПО для развития этого качества.

Поиск путей разрешения данных противоречий определил научную проблему диссертационного исследования: выявление совокупности педагогических условий развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии.

Актуальность научной проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность в современной педагогической науке обусловили выбор темы исследования: «Развитие профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии».

Объект исследования: процесс развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа.

Предмет исследования: педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа на основе деятельности предметно-цикловой комиссии.

Гипотеза исследования: развитие профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии будет осуществляться более успешно, если:

• определены теоретические подходы к развитию профессиональной мобильности преподавателя колледжа (социально-экономические и социокультурные, историко-педагогические, собственно-педагогические, психологические предпосылки);

• раскрыто содержание понятия «профессиональная мобильность преподавателя колледжа» (определение, показатели);

• создана модель деятельности предметно-цикловой комиссии как организационной формы развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа и разработан механизм реализации этой модели;

• обоснованы педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа (мотивационные, организационные, материально-технические, кадровые).

В соответствии с научной проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

• систематизировать предпосылки развития профессиональной мобильности преподавателя учреждения СПО в современных условиях;

• раскрыть содержание понятия «профессиональная мобильность преподавателя колледжа» (определение, показатели);

• выявить теоретические основы развития профессиональной мобильности педагога системы СПО (цель, задачи, содержание, формы, методы, условия, оценка результатов);

• проанализировать опыт деятельности предметно-цикловых комиссий (далее — ПЦК) в системе СПО, создать модель деятельности ПЦК как организационной формы развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа, разработать механизм реализации данной модели;

• обосновать педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в практике СПО;

• разработать рекомендации по использованию модели развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии для учреждений среднего профессионального образования.

Общеметодологическая основа научного исследования. За общеметодологическую основу взяты работы:

• о профессиональных качествах преподавателя (Ю.П. Азаров, Э.Т. Арда-широва, С. Я. Батышев, Е. В. Бондаревская, И. Б. Будик, Л. В. Занина, И.И.

Зарецкая, Я. А. Коменский, Н. В. Кузьмина, Б. Т. Лихачев, A.C. Макаренко, Н. П. Меньшикова, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, А. П. Ситник, В. П. Симонов, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Л. Ф. Спирин, К. Д. Ушинский, С. М. Фридман, В. Д. Шадриков, А. И. Щербаков и др.) — о профессиональной мобильности (Т.И. Заславская, Е. А. Климов, С.А. Ку-гель, Р. Т. Насибулин, Е. Л. Осоргин, И. Л. Смирнова и др.) — об истории педагогики и педагогического образования (А.Н. Джурин-ский, А. Е. Иванов, В. Г. Кинелев, A.M. Новиков и др.- о методологии педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.П. Бес-палько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, М.Н. Скат-кин, Т. И. Шамова, Г. П. Щедровицкий и др.) — о методологии социологических исследований (Э.А. Капитонов, И. С. Кон, В. А. Ядов и др.) — о теории целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М. А. Данилов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев и др.) — о теории проектирования и моделирования (Л. В. Байбородова, В. П. Бес-палько, А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, М. В. Кларин, С. М. Маркова, Г. Ц. Матушанский, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, А. М. Новиков, В. Е. Родионов, Ю. Г. Татур, А. П. Тряпицина, П. Хилл, В. 3. Юсупов, Н. О. Яковлева и др.) — о системном подходе к педагогическому проектированию (В.П. Беспаль-ко, Н. Ф. Кузьмина, В. А. Садовничий, В. П. Симонов, А. Г. Спиркин, Э. Г. Юдин и др.) — о процессуальном подходе к педагогическому проектированию (Ю.К. Бабанский, А. П. Беляева, Л. П. Крившенко, A.M. Новиков, В. А. Сластенин и др.) — о деятельностном подходе к педагогическому проектированию (П.Я. Гальперин, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Сагатовский, Н. Ф. Талызина и др.).

Методы исследования определялись его целью, предметом, задачами и логикой. В диссертационной работе использовался комплекс методов теоретического уровня исследования: анализ психолого-педагогической литературы и других источников, синтез, сравнение, конкретизация, моделирование и обобщениекомплекс методов эмпирического уровня: изучение документации предметно-цикловых комиссий, наблюдение, интервьюирование, анкетированиеконстатирующий и формирующий эксперименты.

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Истринского педагогического колледжа, Зарайского педагогического колледжа, Московского областного гуманитарного колледжа, Московского областного сельскохозяйственного колледжа, Московского областного государственного автомобильно-дорожного колледжа, Дмитровского профессионального колледжа, Волоколамского колледжа экономики и права. В ходе экспериментальной работы приняли участие 326 педагогов средних профессиональных учебных заведений страны.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в период с 2002 по 2007 гг. и включало три этапа.

Первый этап исследования (2002 — 2003 гг.) — поисково-теоретический. Он связан с осмыслением состояния и способов решения проблемы исследования: предварительно определены тема, объект, предмет и цель исследованиясформулирована рабочая гипотезанамечены задачи исследования и пути их решения. На данном этапе разрабатывались содержание и методика экспериментальной деятельности, был проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап исследования (2004 — 2005 гг.) — экспериментальный. Он характеризуется уточнением теоретической и методологической базы исследования, разработкой проекта «Механизм развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии» и моделированием деятельности предметно-цикловой комиссии по развитию профессиональной мобильности преподавателя. На данном этапе разрабатывался замысел и методический инструментарий, проводился формирующий педагогический эксперимент.

На третьем этапе исследования (2006 — 2007 гг.) — заключительно-оценочном — осуществлялись анализ, систематизация, обработка и теоретическое обобщение материалов экспериментальной работы. Определялись результаты исследования, формулировались выводы, проводилась апробация и внедрение результатов исследования в практику деятельности предметно-цикловых комиссий колледжей. На этом этапе завершалось литературное оформление диссертационного исследования и практических рекомендаций по использованию механизма развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии для учреждений среднего профессионального образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• обоснованы предпосылки развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа (социально-экономические и социокультурные, исто-рико-педагогические, собственно-педагогические, психологические);

• раскрыто содержание понятия «профессиональная мобильность преподавателя колледжа» (определение, показатели);

• создана модель деятельности предметно-цикловой комиссии как организационной формы развития профессиональной мобильности преподавателя колледжаразработан механизм реализации этой модели;

• обоснованы педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа (мотивационные, организационные, материально-технические, кадровые).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что систематизированы предпосылки развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в современных условиях, раскрыта сущность понятия такого качества личности педагога системы СПО, как профессиональная мобильность, выявлены теоретические основы процесса развития профессиональной мобильности педагога, разработаны и теоретически обоснованы механизм и условия развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные педагогические условия, модель развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии и механизм реализации этой модели позволили более эффективно осуществить апробацию и внедрение этого процесса в ряде колледжей, что подтверждается отзывами и актами учреждений, участвующих в экспериментеа также разработать рекомендации по использованию механизма развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии для учреждений среднего профессионального образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основе теоретических выводов обеспечивается логикой научного исследования и определенностью исходных методологических положений, использованием комплекса методов исследования, адекватных его цели и задачам, а также осуществлением экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы, экспертной оценкой разработанной модели и механизма ее реализации, рекомендациями по их использованию в образовательных учреждениях системы СПО.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Комплекс предпосылок развития профессиональной мобильности педагога:

• социально-экономические и социокультурные (интеграция и глобализация современного мира, требование быстро и успешно адаптироваться к условиям конкуренции, модернизация системы российского образования, расширение профессионально-педагогического поля ссузов, социальный заказ современного общества на преподавателя, способного активно решать новые образовательные задачи, вызванные научно-техническим и социальным прогрессом);

• историко-педагогические (динамика, исторически присущая отечественному образованию: концепции, реорганизация органов управления образованием, создание новых видов и типов образовательных учреждений);

• собственно-педагогические (выявление профессионально значимых качеств педагога, вычленение профессиональной мобильности как наиболее значимого профессионального качества, обоснование педагогических условий и технологии развития этого качества);

• психологические (ожидания личности и общества от профессиональной мобильности педагога, степень его удовлетворенности результатами труда и др.).

2. Понятие «профессиональная мобильность преподавателя колледжа» как степень его готовности к постоянным или временным изменениям в профессиональных функциях, зависящим от социально-экономической и социокультурной ситуации и не требующим перемены рабочего места.

Показатели готовности:

• научно-теоретические (знание приемов и способов самоизменения в педагогической деятельности);

• практические (реализация действий, овладение новыми видами педагогической деятельности);

• физические (здоровье, энергия, настроение, работоспособность);

• психические (оценка своих возможностей, уверенность).

3. Модель деятельности предметно-цикловой комиссии колледжа по развитию профессиональной мобильности преподавателя и механизм реализации этой модели, состоящие из следующей совокупности компонентов:

• четырех этапов (диагностический, прогностический, теоретический, аналитический);

• трех уровней деятельности (деятельность предметно-цикловой комиссии внутри колледжа, на уровне горизонтальных связей, на уровне вертикальных связей);

• системы средств стимулирования со следующими составляющими (психологическая, экономическая, информационная);

4. Педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии:

• мотивационные (перспективность педагогической деятельности, возможность реализовать свой личностный и профессиональный потенциал и др-);

• организационные (наличие в колледже механизма развития данного качества, позиционирование образовательного учреждения через участие в инновационных проектах и др.);

• материально-технические (достаточность учебных площадей, наличие современного оборудования и информационных ресурсов, безопасность жизнедеятельности, социальный пакет и др.);

• кадровые (конкурсный отбор кадров, непрерывное повышение их квалификации, правильная расстановка руководящих кадров и др.).

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе доведения их до научной общественности, в том числе в докладах и статьях на VI, VII и VIII междисциплинарных научно-практических конференций аспирантов и соискателей (Москва, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.) — в материалах сборника «Проектирование подготовки социальных педагогов в системе непрерывного педагогического образования» в рамках целевой программы развития образования Московской области (Москва, 2003 г.) — в тезисах Первой международной конференции «Международное сотрудничество в области развития профессионального образования. Новые технологии и непрерывное образование» (Москва, 2004 г.) — в материалах конференции «Самообразование как способ развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа» (Вологда, 2004 г.) — в журнале «Учитель» (Москва, 2004, № 4) — в материалах Московского областного гранта «Разработка научно-методического обеспечения и реализация деятельности педагогического отряда как элемента системы образования, направленного на профилактику безнадзорности и асоциальных явлений в среде несовершеннолетних» (Москва, 2004 г.), в тезисах Регионального координационного центра Института открытого образования МГОУ «Значение использования ИКТ в развитии профессиональной мобильности преподавателя колледжа» (Москва, 2006 г.), в статье «Развитие профессиональной мобильности преподавателя колледжа как условие формирования специалиста нового типа» (Москва, 2007 г.).

Результаты исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве заместителя директора Истринского педагогического колледжа Московской области, а также другими педагогами в колледжах Московской области.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (163 источника) и приложений.

Выводы по главе.

1. Метод моделирования позволил сформировать ориентировочную основу деятельности предметно-цикловой комиссии по развитию профессиональной мобильности преподавателя колледжа в современных условиях.

2. Реализация модели деятельности предметно-цикловой комиссии колледжа по развитию профессиональной мобильности преподавателя осуществляется при помощи механизма, представляющего устройство (совокупность компонентов), состоящее из трех уровней деятельности, четырех этапов и системы средств стимулирования профессиональной мобильности педагогов;

3. Апробация модели деятельности предметно-цикловой комиссии колледжа по развитию профессиональной мобильности преподавателя в процессе формирующего эксперимента на базе нескольких колледжей Подмосковья выявила, что основные показатели профессиональной мобильности преподавателей предметно-цикловых комиссий улучшились по сравнению с данными констатирующего эксперимента.

4. В результате целенаправленной работы предметно-цикловых комиссий в экспериментальных колледжах удалось добиться планомерного развития профессиональной мобильности преподавателей. Это позволило решить вопрос о перспективности предлагаемого подхода к повышению квалификации преподавателя колледжа на уровне учебного заведения, его горизонтальных и вертикальных связей и предложить этот подход ссузам, стремящимся к инновационной образовательной деятельности и позиционирующим себя в регионе и за его пределами в качестве современного, востребованного обществом и государством образовательного учреждения.

5. Целенаправленное создание мотивационных, организационных, материально-технических и кадровых условий способствуют развитию профессиональной мобильности преподавателя колледжа.

Заключение

.

Ориентация современного профессионального образования на рынок труда и требования социально-экономического развития страны ставят перед образовательными учреждениями системы СПО новые и достаточно трудные задачи. Стремление педагогических коллективов сделать многопрофильное среднее профессиональное образование ориентирующимся на спрос личности, социума, конкретного работодателя происходит активно, но не всегда приводит к положительным результатам в силу многих причин.

Расширение профессионального поля колледжей и вынужденное переключение преподавателей на новые виды деятельности, вызванное социально-экономическими и социокультурными требованиями, влечет за собой рост различных проблем, связанных, в частности, с адаптацией к изменению содержания труда педагогов.

Решению возникающих проблем способствует развитие у преподавателей профессиональной мобильности на основе активизации деятельности предметно-цикловой комиссии колледжа.

В результате исследования развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии были сделаны следующие выводы.

1. Актуальность проблемы развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа обусловлена значительным расширением за последние годы профессионально-педагогического поля СПО, которое связано:

• с ростом числа новых специальностей (специализаций) и дополнительных образовательных программ;

• со стремлением к подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (начального, среднего и высшего профессионального);

• с интеграцией с высшими учебными заведениями;

• с расширением масштабов социои межкультурного взаимодействия;

• с введением новых информационных технологий, образовательных услуг и др.

2. Совершенствование педагогической деятельности в учреждениях среднего профессионального образования должно строиться с учетом нарастающего расширения их профессионально-педагогического поля, которое акцентировало внимание на современных профессиональных качествах педагога колледжа и усилило роль профессиональной мобильности как одного из наиболее значимых профессиональных качеств педагога образовательного учреждения СПО.

3. Это актуализировало потребность решения основной задачи исследования: разработать модель развития профессиональной мобильности преподавателя в современном колледже и механизм ее реализации.

4. Для решения поставленной задачи были определены теоретические подходы к развитию профессиональной мобильности преподавателя колледжавыявлены и структурно представлены предпосылки развития профессиональной мобильности:

• социально-экономические и социокультурные предпосылки, которые связаны с интеграцией и глобализацией современного мира, требованием быстро и успешно адаптироваться к условиям внутренней и международной конкуренции, модернизацией системы российского образования, расширением профессионально-педагогического поля ссузов и с социальным заказом современного общества на преподавателя, способного активно решать новые образовательные задачи, вызванные последствиями научно-технического и социального прогресса;

• историко-педагогические предпосылки, коренящиеся в динамике исторически присущей отечественному образованию: концепции, реорганизация органов управления образованием, создание новых видов и типов образовательных учреждений, в том числе, колледжей;

• собственно-педагогические предпосылки, связанные с определением профессионально значимых качеств педагога, вычленением профессиональной мобильности как наиболее значимого профессионального качества и обоснованием педагогических условий и технологии развития этих качеств;

• психологические предпосылки, необходимые для понимания процесса развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа (ожидания личности и общества от профессиональной мобильности педагога, степень его удовлетворенности от результатов труда и др.).

5. Сформулирована цель развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа — достижение степени готовности преподавателя к овладению новыми профессиональными функциями под руководством предметно-цикловой комиссии.

6. Выявлены показатели готовности:

• научно-теоретические (знание приемов и способов самоизменения в педагогической деятельности — уровень саморегуляции и исполнительности);

• практические (реализация действий — уровень адаптированности к овладению новыми видами педагогической деятельности);

• физические (здоровье, энергия, энтузиазм, настроение — уровень работоспособности);

• психические (оценка своих возможностей — уровень уверенности).

7. В качестве содержания исследуемого процесса предложена совокупность таких задач, как:

• овладение педагогом знаниями, умениями и навыками не только в области предмета преподавания, но и в других, смежных в ней областях знаний (цель — преподавание других учебных дисциплин при необходимости);

• развитие восприимчивости к изменениям, в том числе к неожиданным и неприятным;

• формирование позитивного отношения к себе и своей профессиональной деятельности с целью побуждения к новым изменениям;

• повышение организационной (самоменеджмент) и коммуникационной компетентности;

• влияние на развитие профессиональной мобильности студентов.

8. Отмечены внутренние и внешние факторы, тормозящие процесс, в частности, недостаточное понимание проблемы развития профессиональной мобильности как задачи модернизации современного образования и, как следствие, недостаточная ориентация преподавателей на развитие мобильности. Сделан вывод о том, что устранение этих факторов возможно при активной деятельности предметно-цикловых комиссий (далее — ПЦК) колледжей, которые рассматриваются как организационная форма развития профессиональной мобильности педагогов.

9. Разработан проект «Механизм развития профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии» путем создания системы моделей:

• модели профессионально значимых качеств преподавателя колледжа (личностных — преподаватель-человекпрофессиональных — преподаватель-специалистсоциальных — преподаватель-работник);

• модели основных направлений деятельности ПЦК образовательного учреждения СПО в современных условиях (информационно-коммуникационные технологии, учет требований работодателей к компетенциям выпускников, презентация педагогов, презентация работы ПЦК, профессионально-ориентационная деятельность, работа с вузами, связь и взаимодействие с социальными партнерами, участие в национальных, региональных и муниципальных проектах развития образования и ДРО.

• модели деятельности предметно-цикловой комиссии по развитию профессиональной мобильности преподавателя колледжа (внутри колледжа, на уровне горизонтальных и вертикальных связей).

10. Метод моделирования позволил сформировать ориентировочную основу деятельности предметно-цикловой комиссии по развитию профессиональной мобильности преподавателя колледжа в современных условиях.

11. Реализация модели деятельности предметно-цикловой комиссии колледжа по развитию профессиональной мобильности преподавателя осуществляется при помощи механизма, представляющего устройство (совокупность компонентов), состоящее из четырех этапов, трех уровней деятельности и системы средств стимулирования профессиональной мобильности педагогов (схема 6).

12. Апробация модели деятельности предметно-цикловой комиссии колледжа по развитию профессиональной мобильности преподавателя в процессе формирующего эксперимента на базе нескольких колледжей Подмосковья выявила, что основные показатели профессиональной мобильности преподавателей предметно-цикловых комиссий улучшились по сравнению с данными констатирующего эксперимента. В результате целенаправленной работы предметно-цикловых комиссий в экспериментальных колледжах удалось добиться планомерного развития профессиональной мобильности преподавателей. Это позволило решить вопрос о перспективности предлагаемого подхода к повышению квалификации преподавателя колледжа на уровне учебного заведения, его горизонтальных и вертикальных связей.

13. Полученные в результате реализации этого проекта данные стали основой для определения педагогических условий использования модели деятельности предметно-цикловой комиссии по развитию профессиональной мобильности преподавателя колледжа в практической деятельности учреждений среднего профессионального образования. Выявлены несколько групп условий наиболее эффективного формирования профессиональной мобильности преподавателя колледжа в деятельности предметно-цикловой комиссии. К ним относятся условия, побуждающие педагога систематически и целенаправленно заниматься самосовершенствованием (мотивационные), позволяющие каждодневно осуществлять личностное и профессиональное развитие преподавателя в процессе многогранной педагогической деятельности (организационные), создающие необходимые материально-технические возможности для саморазвития, а также условия продуманной кадровой работы в колледже, который стремится к инновационной образовательной деятельности и позиционирует себя в регионе и за его пределами как современное, востребованное обществом и государством образовательное учреждение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.А. Профессиональная компетентность современного учителя / В. А. Адольф. — Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1998. — 309 с.
  2. , Э.Т. Основы культуры и этики учителя / Э.Т. Ардаширо-ва -М., 1997
  3. , JI.B. Проектирование деятельности педагогических колледжей: Методическое пособие / Л. В. Байбородова. Казань: ИСПО РАО, 2002. — 140 с.
  4. , С.Я. Профессиональная педагогика / С. Я, Батышев. М.: Профессиональное образование, 1997. — 512 с.
  5. , В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя / В. П. Бездухов. Самара: Сам. ГПУ, 2001. -132 с.
  6. , А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А. П. Беляева. СПб., 1999
  7. Большая Советская энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1977
  8. Ю.Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: ACT, 2002.- 960 с. 11 .Бондаревская, Е. В. Введение в педагогическую культуру / Е.В. Бонда-ревская. Ростов-н/Д.: РГПУ, 1995. — 58 с.
  9. П.Будик, И. Б. Методические основы формирования профессионально-значимых качеств специалиста в условиях колледжа: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Б. Будик. М., 1999.- 169 с.
  10. , Л.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  11. Н.Булгаков, С. Н. Философия хозяйства/ С. Н. Булгаков. M. I990
  12. Бюллетень Госкомитета по высшей школе. М., 1993. — № 8. — С.5
  13. , Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / Ю. В. Варданян. М.: Б.и. — 1998. -179 с.
  14. Ю. Структура и мобильность рабочей силы / Ю. Вениге Е. Йо-жа, Л. Дьетваи. М., 1978. — 170 с.
  15. , В.Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкуренции: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. Г. Веселова. Армавир, 2001. 177 с.
  16. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / под ред. В. Г. Кинелева. М., 1995
  17. , В. Праксеологический анализ проектно-конструкторских разработок / В. Гаспарский. М.: Мир, 1978. — 172 с.
  18. Гиг, Дж. Ван. Прикладная общая теория систем: в-2-х кн. / Дж. Ван Гиг- пер. с англ. М.: Мир, 1981
  19. , A.B. Реабилитационная педагогика: профессиональная самореабилитация педагога. Учебное пособие / A.B. Гордеева. М.: АПК и ПРО, 2000. — 80 с.
  20. , Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Н. Гущина. Ярославль, 2001. — 252 с.
  21. , В.В. Виды общения в обучении / В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1972. — 424 с.
  22. , В. Толковый словарь / В. Даль. М., 1955
  23. Данилов-Данильян, В. И. Моделирование: системно-методологический аспект // Системные исследования / В.И. Данилов-Данильян, A.A. Рыбкин. -1982. М.: Наука, 1983. — с. 182−209
  24. , М.В. Природа деятельности: Монография / М. В. Демин. М.: МГУ, 1984.- 168 с.
  25. , Я. Проектирование и конструирование: Системный подход / Я. Дитрих. М.: Мир, 1981. — 456 с.
  26. , Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс- пер с англ. Т. П. Бурмистровой, И. В. Фриденберга 2-е изд., доп. — М.: Мир. -1986.-326 с.
  27. , А.Н. История педагогики: учеб. пособие / А.Н. Джурин-ский.-М., 2000
  28. Задачи, поставленные Президентом России // Среднее профессиональное образование. 2004. — № 1. — С. 2
  29. , Е.М. Непрерывная педагогическая подготовка будущего учителя: теоретико-экспериментальное исследование / Е. М. Ибрагимова. Казань: ХЭТЕР, 2002. — 212 с.
  30. , Т.А. Педагогика / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. -495 с.
  31. , В.Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании (на материале становления инновационных школ в Пермской области): дис. канд. пед. наук: 13. 00.01 / В. Р. Имакаев. М., 1997. -154 с.
  32. Исследование приоритетных проблем развития профобразования: сб. рез-тов науч. исследований. М.: изд. центр АПО, 2001.-263 с.
  33. , А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента / А. Б. Каганов. Минск: БГУ, 1983. — 111 с.
  34. , Н.И. Логический словарь-справочник / Н. И. Казаков. М.: Наука.- 1975.-720 с.
  35. , В.Н. Математическая статистика / В. Н. Калинина, В. Ф. Танкин. М.: Высшая школа, 1994. — 336 с.
  36. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (Исследование субъектно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога) / В.А. Кан-Калик. Грозный: Чеч.- Инг. кн. изд-во, 1976. -288 с.
  37. , М.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательных учреждений: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / М. Н. Карапетова. М., 2000. — 192 с.
  38. Колледжное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. -Казань: КРТУ, 2001.-245 с. 51 .Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т.4 Т.1 / Я. А. Коменский. -М.: Педагогика, 1982. 656 с.
  39. , В. Трудовые ресурсы пятилетки / В. Костаков. М.: Экономика, 1976
  40. , В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: Сам. ГПИ, 1994.- 165 с.
  41. , С.А. Профессиональная мобильность в науке / С. А. Кугель. -М.: Мысль, 1983.-256 с.
  42. , И.П. Профессиональная культура преподавателей и мастеров производственного обучения: управление формированием и развитием / И. П. Кузьмин. СПб: Центр. ИПК профобразования, 1997. — 237 с.
  43. , Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. М.: Исслед. центр проблем качества подг. специалистов, 2001. — 144 с.
  44. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  45. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-издат, 2003. — 607 с.
  46. , A.C. Избранные педагогические произведения: статьи, лекции, выступления / A.C. Макаренко. М.: АПН РСФСР, 1946. — 304 с.
  47. , Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация / Л. В. Макарова. М.: Иссл. Центр проблем качества подг. специалистов.- 1992.- 161 с.
  48. , С.М. Методолого-теоретические основы педагогического проектирования в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования: монография / С. М. Маркова. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — 301 с.
  49. , Г. У. Дополнительное профессиональное образование преподавателя высшей школы (история, модели, перспективы) / Г. У. Матушанский. Казань: Казан, гос. энерг. ун-т, 2003. — 159 с.
  50. , Г. В. Значение использования ИКТ в развитии профессиональной мобильности преподавателя колледжа / Г. В. Меденкова // Современная система модернизации методической службы Московской области: сб. тезисов. М.: МГОУ, 2006. — С. -32−34
  51. , Г. В. Развитие профессиональной мобильности преподавателя колледжа как условие формирования специалиста нового типа / Г. В. Меденкова // Весшик МГОУ. М.: МГОУ, 2007. — С. 48−53
  52. Методы педагогических исследований / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  53. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  54. , Ю.Д. Содержание методической работы в условиях колледжа: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. Д. Мироненко. М., 2002. — 162с.
  55. , В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике / В. И. Михеев. М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.
  56. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Глинский Б. А. и др. М.: Высшая школа, 1965. — 248 с.
  57. Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М., 1981
  58. , A.A. Модульные программы, основанные на компетенциях / A.A. Муравьева // Среднее профессиональное образование. 2004.-№ 2. -С. 28−30
  59. , Р.Т. Социальные проблемы профессиональной мобильности специалистов с высшим образованием: автореф. дис.. канд. фи-лос. наук по специальности: 09.00.02 / Р. Т. Насибулин. Казань, 1980. -20 с.
  60. , В.К. Непрерывное образование российского педагога в условиях социально-экономических перемен / В. К. Невлев. М.: Институт молодежи, 1997. — 225 с.
  61. , Я.Г. Модели в науке и технике / Я. Г. Неуймин. М., 1984. -112 с.
  62. , Э.М. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров: учеб. пособие / Э. М. Никитин. М.: ИПК и ПРО, 1995. -84с.
  63. , Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования / Э. М. Никитин. М.: ИПК и ПРО, 1999. — 314 с.
  64. , Э.М. Андрагогика: история и современность: учеб. пособие / Э. М. Никитин и др. М.: АПК и ПРО, 2003. — 125 с.
  65. , H.H. Основы профессионально-педагогической деятельности / H.H. Никитин, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002.-288 с.
  66. , A.M. Методология образования / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2002.-320 с.
  67. , Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. М.: МЗ- Пресс, 2004. — 67с.
  68. Образование педагогов в современной социокультурной ситуации: материалы науч.-практ. конференции. СПб.: ИОВ РАО, 1997.- 102 с.
  69. Педагогика: уч. пособие для студентов вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское Педагогическое агентство, 1996. 602 с.
  70. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. -479 с.
  71. Педагогика: учебник / под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2006.-432 с.
  72. Педагогика / В. А. Сластенин и др. М., 2004
  73. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-528 с.
  74. , Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования / Ю. Н. Петров. Н. Новгород: Ай Кью, 1994. — 351 с.
  75. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1981. — 176с.
  76. , И.П. Педагогика / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2003. -576 с.
  77. , В.Г. Человек в мире профессий / В. Г. Подмарков // Вопросы философии. 1972.- № 8.- С. 60
  78. , Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т. С. Полякова. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  79. Проблемы и перспективы взаимодействия ВУЗа и средних учебных заведений: сб. научных работ.- СПб, 2002. 59 с.
  80. Проблемы и перспективы развития профессиональной деятельности учителя в системе непрерывного педагогического образования: межвузовский сб. науч. ст. Барнаул: БГПУ, 2000. — 191 с.
  81. Проблемы и перспективы непрерывного образования: сб. науч. трудов. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 189 с.
  82. , Н.И. Психолого-педагогические условия профессионального развития учителя при повышении квалификации: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. И. Прокопинская. Томск, 2002. — 176 с.
  83. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 539 с.
  84. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях/ А. П. Беляева и др. СПб., 1995
  85. , В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: дис. д-ра пед. наук /В.Е. Радионов. СПб, 1996,-320 с.
  86. Редько, JI. JL Управление качеством непрерывного уровневого педагогического образования в условиях формирования региональных образовательных систем / JI. JL Редько. М., 2001
  87. , Д.Б. Моделирование социально-профессиональной деятельности учителя: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. Б. Резвецов. -Ярославль, 2000.-219с
  88. , Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Е. И. Рогов. -Ростов н/Д, 1999.-354с.
  89. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993
  90. , В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя / В. Г. Рындак. М.: Пед. вестник, 1997. — 244 с.
  91. , В.Г. Учитель и творчество: теория и опыт. Профессионально-педагогический колледж / В. Г. Рындак. М.: Пед. вестник, 1998. -156 с.
  92. , В.Н. Категориальный контекст деятельного подхода. Деятельность: теория, методология, проблемы / В. Н. Сагатовский. -М.: Политиздат, 1990. 70 с.
  93. , Э.Р. Диагностика особенностей самоопределения педагогов-профессионалов / Э. Р. Саитбаева. Оренбург: ИПКРО, 2002. -70 с.
  94. , И.И. Педагогические условия повышения профессионального мастерства преподавателей вуза в процессе перехода к университетскому образованию: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. И. Семенова. Ростов н/Д, 2001. — 204 с.
  95. , В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых: учеб. пособие / В. П. Симонов. книга третья. — М.: МГОУ, 2004.- 173 с.
  96. , А.П. Развитие профессиональной культуры учителя в процессе методической работы: учеб. пособие / А. П. Ситник. М.: АПК и ПРО, 2001.-40 с.
  97. , М.И. Трудовой потенциал социалистического общества / М. И. Скаржинский, И. Ю. Баландин, А. И. Тяжов. М.: Экономика, 1989. — 102 с.
  98. , Г. Б. Основы технологии коррекции педагогической деятельности преподавателя / Г. Б. Скок. Л., 1988.
  99. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. 24-е изд., испр. — М.: Издательский дом ОНИКС 21 век, 2004. — 1200 с.
  100. , И.Л. Профессиональная мобильность и образование (политико-экономическое исследование) дис.. канд. эк. наук: 08.00.01 / И. Л. Смирнова. — Кострома, 1998. — 134 с.
  101. , Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Е. С. Смирнова. Л.: ЛГУ, 1977. — 140 с.
  102. , Б.Я. Моделирование систем: уч. для вузов / Б. Я. Советов, С. Я. Яковлев. М.: Высш. шк., 1998. — 319 с.
  103. Современный учитель: стандарты профессионализма: сб. науч.-мет. ст.: Новосибирск: НИПК и ПРО, 2000. 193 с.
  104. , A.B. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе/ A.B. Соловьев. М.: Экономика, 1979. — 142 с.
  105. , H.H. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов) / H.H. Соловьева. -М.: АПК и ПРО, 2001. 74 с.
  106. , Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л.Ф. Спир-кин. Кострома: Костромской гос. пед. ун-т им. H.A. Некрасова, 1995.
  107. , Е.В. Становление профессионально-важных качеств специалиста в условиях средних специальных учебных заведений: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Стоян. Брянск, 2002. — 235с.
  108. , В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975
  109. , Н.Ю. Развитие информационно-исследовательской компетентности преподавателя педагогического университета: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.ю. Таирова. Ростов н/Д, 2001.-221 с.
  110. , Д.П. Информационно-педагогическая модель деятельности кафедры педагогического вуза: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. П. Тевс. Барнаул, 2000. -160 с.
  111. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: Школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского и др. М.: Смысл, 1999.-425 с.
  112. , Т.Н. Теория и практика маркетинга в структуре непрерывного образования: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Т. Н. Третьякова. Челябинск, 2001. — 423 с.
  113. Учитель: здоровье и профессиональное развитие: материалы регион. науч.-практ. конф. Кемерово: обл. ИУУ, 2001. — 228 с.
  114. , К.Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  115. , В.В. Формирование информационно-компьютерной готовности будущих военно-морских специалистов: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. В. Фадеева. Калининград, 2001. — 155 с.
  116. , В.Н. Учитель и время / В. Н. Филиппов // Педагог: Наука, технология, практика. 1997. — № 2. — С. 8−11
  117. , Л.И. Методическая работа: опыт научного исследования / Л. И. Филатова. М.: АПК и ПРО, 2002. — 120 с.
  118. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983
  119. , Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания / Ю. Г. Фокин. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 424 с.
  120. , С.М. Проблемы педагогического труда / С. М. Фридман. -М.- Л., 1929
  121. , П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений / П. Хилл- пер. с англ. Е. Г. Коваленко. М.: Мир, 1973. — 263 с.
  122. , B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / B.C. Черепанов. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  123. , В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1998. — 320 с.
  124. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26−31
  125. , С.Т. Избранные педагогические сочинения. Т.1. — М., 1980
  126. , B.C. Научное познание как деятельность / B.C. Швырев. -М.: Политиздат, 1984. 232 с.
  127. , Е.М. Проектирование содержания профессиональной подготовки студентов в негосударственных вузах: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. М. Шендерей. Тольятти, 2002. — 229с.
  128. , С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. -№ 2, — С. 30−34
  129. , H.H. Колледж в системе непрерывного образования малого города: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / H.H. Щкодкина. -Брянск. 2001.- 185 с.
  130. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.-391 с.
  131. , Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. / Э. Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1977. — 444 с.
  132. , В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования: автореф. дисс. д-ра пед. наук / В. З. Юсупов. Ярославль, 1999. — 36 с.
  133. , В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Язов. М.: Наука, 1987. — 257 с.
  134. , Н.О. Педагогическое проектирование: учеб.-практ. пособие / Н. О. Яковлева. Челябинск: ЧГПУ, 2001. — 123 с.
  135. , Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: (теоретические основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. М.: Новая школа, 1997.-352 с.
  136. , Н.Г. Проблемы проектирования содержания среднего профессионального образования в условиях введения нового поколения ГОС СПО / Н. Г. Ярошенко // Среднее профессиональное образование. 2004. — № 2. — С. 51. Ресурсы Интернет
  137. , JI.B. Особенности становления российской системы многоуровневого профессионального педагогического образования / JI.B. Занина (Ростов-на-Дону: РГПУ. 2000. Web — сайт № 220 007 019)
  138. , JI.M. Информационные технологии и развитие личности / JI.M. Петрова (http: //www.ito.su /2000/ otklon/ otklon58/html)
  139. , Е.А. Типологии самообразования: социологический аспект / Е. А. Шуклина (http: // ons.gfns.net/1999/5/13.htm)
Заполнить форму текущей работой