Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии: На материале семей России и бедуинского сектора Израиля
![Диссертация: Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии: На материале семей России и бедуинского сектора Израиля](https://gugn.ru/work/2809830/cover.png)
В группе бедуинских родителей с больными детьми достоверно уменьшается показатель эмоционального отвержения, а в группе российских родителей повышается показатель доминирующей гиперпротекции. Т. е. больной ребенок является объектом повышенного внимания, контроля со стороны родителей. В группе бедуинских родителей наблюдается увеличение показателя потрворстующей гиперпротекции, однако достоверных… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы
- 1. 1. Психологические исследования самооценки по данным русской и зарубежной литературы
- 1. 2. Самооценка в структуре «Я — концепции» младшего школьника. ig
- 1. 3. Клинико-психологические исследования детей с задержанным психическим развитием по данным российской и зару бежной литературы. ф
- 1. 4. Клинико-психологические исследования детей с психическим недоразвитием по данным российской и зарубежной литературы
- 1. 5. Проблема семейного воспитания как фактора формирования личности детей
- 1. 5. 1. Основные подходы к семейному воспитанию в психологической литературе
- 1. 5. 2. Определение понятий «стиль воспитания», «стилевые особенности воспитания»
- 1. 5. 3. Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка
- 1. 6. Этнопсихологические проблемы семейного воспитания по данным российской и зарубежной литературы
- 1. 7. Клинико-психологические исследования особенностей самооценки у детей с нарушениями в психическом развитии по данным российской и зарубежной литературы
- Глава 2. Описание методик и объект исследования
- 2. 1. Характеристика обследуемых детей. ц
- 2. 2. Описание методов исследования
- 2. 2. 1. Тест-опросник АСВ (анализ семейного воспитания)
- 2. 2. 2. Метод Дембо-Рубинштейн, модифицированный Прихожан, направленный на исследование реальной и идеальной самооценки у школьников
- 2. 2. 4. Рисуночные тесты, как дополнительная информация о ребенке
- 3. 1. Уровневые и структурных характеристики самооценок в изучаемых группах школьников
- 3. 1. 1. Результаты обследуемых школьников контрольной группы: здоровые школьники (российские и бедуинские) по методи-II ке Дембо-Рубинштейн
- 3. 2. Особенности самооценки у школьников с ЗПР
- 3. 2. 1. Результаты обследования школьников с ЗПР по методике
- 3. 3. Особенности самооценки у школьников с психическим недоразвитием
- 3. 3. 1. Результаты обследуемых русских и бедуинских школьников с психическим недоразвитием по методике Дембо-Рубинштейн
- 3. 3. 2. Анализ родительских оценок детей с нарушением в развитии щ (методика Дембо-Рубинштейн)
- 3. 3. 3. Анализ рисуночных тестов
- 4. 2. Анализ особенностей семейного воспитания детей с нарушениями в интеллектуальном развитии в российских и бедуинских семьях
- 4. 3. Влияние семейного воспитания на самооценку школьников с нарушениями в психическом развитии российских и бедуинских семьях
Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии: На материале семей России и бедуинского сектора Израиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Медицинская и социальная реабилитация детей с нарушениями в интеллектуальном развитии представляет собой комплексный, многогранный процесс, успешность которого зависит от особенностей самооценки личности ребенка.
Самооценка является важным фактором саморегуляции и контроля развития личности (Ананьев Б. Г., 1980; Бороздина JL В., 2001; Кон И. С., 1979; Столин В. В., 1985; Соколова Е. Т., 1981; Чеснокова И. И., 1977 и др.).
Подавляющее большинство детей с нарушениями в интеллектуальном развитии имеют ряд психологических проблем, связанных с негативным воздействием макросоциального окружения, психогенной травматизацией в связи с интеллектуальным дефектом, что негативно отражается на формировании их самооценки.
Клинические, клинико-психологические и психолого-педагогические исследования детей с нарушениями в интеллектуальном развитии указывают на нарушения в развитии личности, которые могут иметь различную степень выраженности, и обусловлены действием биологических и социальных факторов (Выготский JI. С., 1960; Лубовский В. Н., 1981; Лебединский В. В., 1985; Певзнер М. Я., 1982; Рубинштейн С. Я., 1970; Сухарева Г. Е., 1974 и др.).
Самооценка как важный регулятор поведения имеет сложные системные и структурные характеристики, включающие в себе когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Исследование самооценки требует комплексного подхода с учетом биологических и социальных факторов в развитии ребенка. Важную роль в формировании самооценки играет семейное воспитание (Липкина А. И., 1976; Сафина, 2003; Савенько Е. И., 1972; Эльконин Б. Д., 1971; Эриксон, 1971 и др.).
Исследований самооценки детей с нарушениями в психическом развитии крайне недостаточно. Ряд исследований отличаются выраженной противоречивостью, где подчеркивается завышенная или заниженная самооценка у детей с ЗПР и с умственной отсталость (Де-Грееф, Выготский JL С., 1983; Рубинштейн С. Я., 1979; Leonardi, 1993; Прихожан, 1984). Однако подавляющее большинство работ отражает неадекватную самооценку у детей с ЗПР и с умственной отсталостью в сравнении со здоровыми школьниками.
Гуманистический подход к личности в целом предполагает отношение к ней как к субъекту культуры и истории. Процесс социализации личности требует обязательного учета этнопсихологических факторов. Созревание и становление семейных отношений, стилей семейного воспитания невозможно без формирования этнических установок и стереотипов. Родительские установки и стиль семейного воспитания тесно связаны с наличием у данной культуры тех или иных стереотипов, системы отношений, — мотивационных факторов. Учет этнических факторов формирования личности, выработанных в процессе исторического развития общности, является необходимым при изучении социализации личности как здорового, так и ребенка с нарушениями в психическом развитии.
В формировании самооценки особую роль играют особенности семейного воспитания ребенка. Исследований взаимосвязи семейного воспитания и формирования самооценки у здоровых детей крайне недостаточно за исключением отдельных работ (Врага А. Я., 1985; Столина В. В., 1983; Хофф-ман М., 1982).
Исследований влияние семейного воспитания на формирование самооценки у здоровых детей и детей с нарушениями в развитии в различных этнических группах в доступной нам литературе мы не нашли. Представленная тема исследования является весьма актуальной. Это позволяет, выявить роль этнокультурных образований в развитии самооценки и особенностей ее нарушений у детей с психическим недоразвитием и задержкой психического развития и разработать методы психокоррекционных воздействий с учетом клинико-психологических и этнодифференцирующих факторов.
Цель исследования.
Основной целью исследования является сравнительный анализ влияния стилей и типов семейного воспитания на формирование самооценки у детей с нарушенным развитием в семьях с разными этнокультурными особенностями (российские семьи и бедуинские семьи в секторе Израиля).
Задачи исследования:
— Исследование уровневых и структурных характеристик самооценки у здоровых детей и детей с психическим недоразвитием различных этнокультурных групп.
— Исследование уровней и структурных характеристик самооценки у детей с ЗПР различных этнокультурных групп.
— Сравнительное исследование особенностей родительских отношений и стилей семейного воспитания к здоровым детям и детям с нарушениями в развитии в изучаемых этнокультурных группах.
— Анализ влияния родительских отношений, оценок и стилей семейного воспитания на формирование их самооценки в изучаемых группах.
— Анализ факторов семейного воспитания в формировании самооценки у детей с нарушениями в психическом развитии.
— На основе полученных данных разработка рекомендаций по психологической коррекции, направленной на развитие адекватной самооценки у детей с нарушенным развитием.
Объект исследования: Младшие школьники с задержкой психического и с умственной отсталостью, учащиеся начальных классов специальных (коррекционных) школ г. Санкт-Петербурга и школы г. Рахат, Израиль.
Предмет исследования.
Особенности уровня и структуры самооценки, родительские отношения, стили семейного воспитания здоровых детей и детей с нарушенным развитием двух этнокультурных групп (Российские и бедуинский сектор Израиля).
Гипотеза исследования.
У школьников с психическим недоразвитием и с задержкой психического развития наблюдается нарушение самооценочного компонента личности как по уровневым, так и по структурным характеристикам в сравнении со здоровыми детьми. Родители детей различных этнических групп (бедуинской и российской) по-разному оценивают интеллектуальные, коммуникативные и эмоционально-волевые характеристики здоровых и больных детей. На формирование самооценки у здоровых и больных детей существенное влияние оказывают стили семейного воспитания, отражающие этнопсихологические различия и определяющие уровневые и содержательные характеристики самооценки у здоровых школьников и у детей с интеллектуальными нарушениями.
Методологической основой исследования являлись фундаментальные положения российских психологов о детерминации психических явлений (Блонский П. П., 1961; Рубинштейн С. JL, 1970), культурно-историческая теория Л. С. Выготского (1960), принципы изучения личности и самооценочных ее компонентов при нормальном и аномальном развитии (Ананьев Б. Г., 1980; Мясищев В. Н., 1935; Божович Л. Е., 1969; Липкина А. И., 1976; Леонтьев А. Н., 1983; Лебединский В. В., 1975; Лубовской В. И., 1981; Певзнер М. С., 1982; Рубинштейн С. Я., 1970 и др.), принципы изучения стилей и типов семейного воспитания детей и подростков (Личко А. Е., 1983; Эйдемил-лер Э.Г., 2000; Юстицкий В. В., 1992; Варга А. Я., 1985; Столин В. В., 1983; Мамайчук И. И., 1997 и др.). При исследовании этнопсихологических особенностей личности использовались личностно-центрированное и культурно-центрированные направления (Mead М., 1953; Duijker Н., 1960; Kluckhohn С., 1951; Zavalloni R., 1946; Стефаненко Т. О., 1999 и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что впервые на основе изучения влияния стилей семейного воспитания на особенности формирования самооценки у детей с нарушениями в интеллектуальном развитии были получены новые данные о формировании уровневых и структурных характеристик самооценки при нормальном и нарушенном развитии. На основе сравнительного изучения выделены этнопсихологические параметры, влияющие на формирование самооценки у здоровых детей и детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации новых психодиагностических подходов к анализу самооценки у детей с интеллектуальными нарушениями, что позволяет разработать дифференцированный подход к психологической коррекции с учетом клинико-психологических, социально-психологических и этнопсихологических параметров. Результаты исследования можно использовать в консультативной и в психокоррекционной работе со здоровыми школьниками и с детьми с нарушениями в психическом развитии.
Достоверность выводов исследования определяется использованием валидных и апробированных методов исследования, статистической обработкой эмпирических данных, соблюдением стандартности условий обследования.
Основные положения, выносимые на защиту.
Сравнительный анализ уровня и структуры самооценки у здоровых младших школьников и у школьников с психическим недоразвитием и с ЗПР выявил неадекватность самооценки у них в сравнении со здоровыми школьниками, причем с увеличением степени тяжести интеллектуального дефекта неадекватность самооценки увеличивается.
В группах здоровых школьников в обеих этнических группах интеллектуальные качества являются значимыми в структуре самооценочного компонента личности. Уровневые характеристики самооценки в группе российских школьников незначительно выше, чем в группах бедуинских школьников.
В российских семьях, в отличие от бедуинских наблюдается тенденция к завышению оценок ребенка по эмоционально-волевым характеристикам детей, как в группе здоровых детей, так и в группах детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.
Стили семейного воспитания существенно различаются в обеих этнических группах. В российских семьях с детьми с психическим недоразвитием и ЗПР отмечается излишняя концентрация на проблемах ребенка, повышенная гиперопека, удовлетворение потребностей больного ребенка, что негативно отражается на формирование его активности и самостоятельности, а в бедуинских семьях преобладает авторитарность, наблюдается достоверно большее количество запретов и санкций, даже в семьях с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии.
В обеих клинических и этнических группах гиперопека приводит к завышению самооценочных показателей у ребенка по факторам «УМ», и занижению показателей по факторам «здоровье» и «счастье».
Выводы.
1. В обеих этнических группах у школьников с психическим недоразвитием и с ЗПР наблюдается нарушение самооценочного компонента личности как по уровневым, так и по структурным характеристикам в сравнении со здоровыми детьми.
2. Возрастной анализ развития самооценки у здоровых младших школьников показал тенденцию к занижению самооценочных показателей по всем факторам: коммуникативным, эмоционально-ролевым и интеллектуальным.
3. Родители бедуинских школьников оценивают интеллектуальные и коммуникативные характеристики детей достоверно ниже, чем родители российских школьников, особенно это проявляется в группах детей с психическим недоразвитием и задержанным развитием.
4. У родителей российских детей наблюдается тенденция к завышению оценок ребенка по эмоционально-волевым характеристикам детей как в группе здоровых детей, так и в группах детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.
5. Анализ стилей семейного воспитания выявил существенные различия в обеих этнических группах. В российских семьях с детьми с психическим недоразвитием и ЗПР отмечается излишняя концентрация на проблемах ребенка, повышенная гиперопека. Удовлетворение потребностей больного ребенка, что негативно отражается на формировании его активности и самостоятельности.
6. В бедуинских семьях преобладает авторитарность, наблюдается достоверно большее количество запретов и санкций, даже в семьях с детьми с психическим недоразвитием и ЗПР.
7. Выявлена связь между таким стилем семейного воспитания как гиперпротекция и завышение самооценочных характеристик у ребенка по фактору «ум», занижение показателей по факторам «здоровье» и «счастье» у детей с нарушениями в интеллектуальном развитии в российской группе. В бедуинской семье воспитание по типу повышенной ответственности игнорирование потребности ребенка снижает уровень развития его самооценки.
8. На основе полученных данных разработаны дифференцированные методы психологической коррекции самооценки школьников с интеллектуальными нарушениями. Важным в формировании самооценки является непосредственная работа не только с ребенком, а с семьей в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В формировании самооценки особую роль играют особенности семейного воспитания ребенка. Исследований взаимосвязи семейного воспитания и формирования самооценки у здоровых детей и у детей с нарушениями в интеллектуальном развитии крайне недостаточно за исключением отдельных работ. ([Врага А. ЯД985- Столин^ В.В., 1983; М. Хоффман, 1982).Исследований влияние семейного воспитания на формирование самооценки у здоровых детей и детей с нарушениями в развитии в различных этнических группах в доступной нам литературе мы не нашли. Представленная тема исследования является весьма актуальной.
Методологической основой исследования являлись фундаментальные положения российских психологов о детерминации психических явлений.
Блонский П. П., 1961; Рубинштейн С. JL, 1970), культурно-историческая теория JI. С. Выготского (1960), принципы изучения личности и самооценочных ее компонентов при нормальном и аномальном развитии (Ананьев Б. Г., 1980; Мясищев В. Н., 1935; Божович JI. Е., 1969; Липкина А. И., 1976; Леонтьев А. Н., 1983; Лебединский В. В., 1975; Лубовской В. И., 1981; Певзнер М. С., 1982; Рубинштейн С. Я., 1970 и др.), принципы изучения стилей и типов семейного воспитания детей и подростков (Личко А. Е., 1983; Эйдемиллер Э. Г., 2000; Юстицкий В. В., 1992; Варга А. Я., 1985; Столин В.
B., 1983; Мамайчук И. И., 1997 и др.). При исследовании этнопсихологических особенностей личности использовались личностно-центрированное и культурно-центрированные направления (Mead М., 1953; Duijker Н., 1960; Kluckhohn С., 1951; Zavalloni R., 1946; Стефаненко Т. О., 1999 и др.).
В качестве основного подхода к организации исследования использовался сравнительный подход, в основе которого лежат идеи Л. С. Выготского (1983), В. В. Лебединского (1985), В. И. Лубовского (1989), М.
C. Певзнер (1982), Г. Я. Трошина (1916) и др. Анализ результатов исследования самооценки у здоровых школьников и школьников с задержанным развитием и психическим недоразвитием показал, что у здоровых младших школьников в русской и бедуинской группах в целом наблюдается адекватный уровень развития самооценки по всем изучаемым параметрам: интеллектуальным, коммуникативным и эмоциональным. Уровень самооценки у здоровых российских школьников выше, чем в группе бедуинских школьников. Корреляционный анализ показал, что наиболее высокая нагрузка в группе русских здоровых школьников падает на фактор «Характер» и «Ум», а группе бедуинских школьников высокая нагрузка падает на факторы «Ум» и «Счастье» .
Исследование особенностей самооценки у детей с задержкой психического развития показал, что усредненных характеристик самооценки в группах русских и бедуинских школьников с ЗПР не наблюдается, в основном преобладают или высоко завышенные, высокие или резко сниженные уровни самооценок. Эти данные подчеркивают неадекватность самооценочного компонента личности у младших школьников с ЗПР.
Возрастной анализ показал, что у первоклассников в группе русских школьников с ЗПР преобладают завышенные и высокие уровни самооценки, а у бедуинских школьников, а у бедуинских школьников наблюдаются высокие уровни самооценки Во втором и в третьем классе у русских и бедуинских школьников с ЗПР наблюдается тенденция к снижению самооценочных показателей, однако в сравнении со здоровыми школьниками она незначительна. В целом, как в группах здоровых школьников показатели самооценки у бедуинских школьников с ЗПР во всех возрастных группах (8−11л.) ниже, чем у русских школьников с ЗПР .В обеих этнических группах детей с ЗПР преобладают завышенные оценки почти по все факторам, за исключением фактора «ум» и «общительность». В обеих группах детей с ЗПР показатели по этим факторам достоверно ниже. Следует подчеркнуть, что дети с ЗПР дают адекватные характеристики своих умственных способностей. Несмотря на то, что эти показатели распределены в диапазоне завышенных самооценок, но они не превышают показатели здоровых сверстников.
Исследования особенностей развития самооценки у школьников с психическим недоразвитием показал, что в обеих этнических группах наблюдается завышенный уровень самооценки, в сравнении со здоровыми школьниками и школьниками с ЗПР. Преобладание завышенного уровня самооценки у бедуинских школьников с психическим недоразвитием наблюдается в 70% случаев, в группе российских школьников 80%, случаях. Причем, у российских школьников с ЗПР завышенный уровень самооценки наблюдается в 53% случаях, в у российских 60%. С возрастом детей с психическим недоразвитием уровень самооценки в обеих этнических группах незначительно снижается в отличии от здоровых детей и детей с ЗПР. Несмотря на то, что во всех возрастных группах российских и бедуинских школьников с психическим недоразвитием преобладает неадекватно высокая самооценка, уровень самооценки в группах российских школьников достоверно выше, чем в группах бедуинских школьников.
Корреляционный анализ показал, что наиболее значимыми качествами личности для российских школьников с психическим недоразвитием являются «здоровье», «характер» и «внешность», а для бедуинских школьников с психическим недоразвитием являются «здоровье», «характер» .
Сопоставление родительских оценок и самооценок детей показал, что в российской группе родители здоровых детей завышенные оценки дают детям по параметрам «ум», «внешность», «авторитет» ," характер". У родителей бедуинских детей наблюдаются достоверно более низкие оценки детей по всем характеристикам.
Родители детей с нарушениями в психическом развитии в российской группе, также как и родители здоровых школьников, дают более завышенные оценки своих детей, а родители бедуинских школьников более низкие оценки. Корреляционный анализ показал, что в группе российских родителей здоровых школьников наблюдается высокая значимость таких факторов как «здоровье», «счастье» характер", а в группах бедуинских родителей — «счастье», «авторитет», «ум. «В группе российских родителей с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии отмечается высокая значимость таких факторов как «здоровье», «ум», а группах бедуинских родителей — «ум», «характер» и «здоровье» .
Итак, у здоровых школьников в обеих этнических группах наиболее значимыми показателями является интеллект, который тесно коррелирует с такими факторами как здоровье, и со средним показателем общей самооценки. У школьников с ЗПР и с психическим недоразвитием в обеих этнических группах наблюдается разбалансированность структуры самооценки, что указывает на неинтегрированность самооценочного компонента в структуре их личности в отличие от здоровых школьников.
Анализ особенностей семейного воспитания показал, что в российской группе здоровых школьников преобладает такой стиль семейного воспитания как потворствующая гиперпротекция. При таком типе воспитания ребенок находится как бы в центре внимания семьи, которая стремиться к максимальному удовлетворению его потребностей. В бедуинских семьях преобладают гипопротекция и эмоциональное отвержение. При таком стиле воспитания ребенок как бы предоставлен самому себе, не интересуются им и недостаточно контролируют его.
Анализ полученных данных показывает: достоверно высокие показатели в российской группе родителей здоровых школьников в сравнении с бедуинской по факторам: гиперпротекция, что означает повышенный контроль за ребенком, тенденция к удовлетворению потребностей ребенка, страх его утраты, более выраженная неразвитость родительских чувств. Гипопротекция, наблюдаемая в бедуинской группе родителей отражает сниженный контроль за ребенком.
Анализ средних данных показывает, что для российских семей показатель «потворствование «относительно близко к воспитательной неуверенности, минимальность санкций. Для бедуинских семей гипопротекция» близка по значению к «игнорированию потребностей», «требованиям» (обязанностям), «фобии утраты ребенка», «неразвитости родительских чувств», «вынесением конфликта между супругами в сферу воспитания», «проекцией собственных нежелательных качеств на ребенке». В группе бедуинских родителей на первом месте находятся два типа семейного воспитания: гипопротекция и воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Такие стили семейного воспитания способствуют развитию ранней самостоятельности у ребенка. Например, многие здоровые дети в бедуинских семьях с раннего детства помогают родителям в скотоводстве (пасут овец, верблюдов), многие дети участвуют на земляных работах.
Анализ особенностей семейного воспитания детей с нарушениями в интеллектуальном развитии в российских и бедуинских семьях показал, что в обеих этнических группах наблюдаются завышенные показатели по гиперпротекции, расширение сферы родительских чувств. В группе бедуинских родителей наблюдается минимальность санкций по отношению к больному ребенку. Для более качественного анализа мы проанализировали индексы стилей семейного воспитания здоровых и больных детей обеих этнических групп.
В группе бедуинских родителей с больными детьми достоверно уменьшается показатель эмоционального отвержения, а в группе российских родителей повышается показатель доминирующей гиперпротекции. Т. е. больной ребенок является объектом повышенного внимания, контроля со стороны родителей. В группе бедуинских родителей наблюдается увеличение показателя потрворстующей гиперпротекции, однако достоверных статистических различий между группами родителей здоровых и больных детей не получено. Дополнительно нами был проведен анализ особенностей адаптации родителей в проблема ребенка, предложенной Дударовой. Анализ показал, что в обеих этнических группах показатель адаптации у родителей больных детей уменьшается, однако достоверные различия получены только в группе российских родителей. К больному ребенку родители предъявляют меньше требований, нарастает воспитательная неуверенность у родителей и потворствующая гиперротекция. В группе бедуинских родителей достоверно увеличивается показатель дезадаптации, что проявляется в неустойчивых стилях воспитания, в в фобиях утраты ребенка. В группе российских родителей показатель нонадаптации достоверно выше, чем, в группе бедуинских родителей. Это проявляется в выраженных неустойчивых стилях воспитания ребенка, в отсутствии требований к больному ребенку, в расширении сферы родительских чувств, в повышенной концентрации родителей на проблемах ребенка. В целом наблюдаются одинаковые установки и отношения родителей к болезни ребенка, что проявляется в увеличении гиперпротекции, в наличии неустойчивых стилей воспитания, в фобиях утраты ребенка, в снижении требований к нему.
Анализ влияния особенностей семейного воспитания на самооценку школьников с нарушениями в психическом развитии российских и бедуинских семьях позволил выделить стили семейного воспитания, оказывающие патогенное влияние на формирование уровневых и содержательных характеристик самооценки. Было отобрано 25 детей российской группы с нарушениями интеллекта (из них 12 детей с ЗПР и 13 с умственной отсталостью) и 30 детей бедуинской группы (из них 14 с ЗПР и 16 с умственной отсталостью). Анализ корреляционных матриц показывает, что в российской групп наибольшая нагрузка падает на фактор потворствующая гиперпротекция, которая положительно коррелирует с такими показателями как «ум», «внешность», «характер» Доминирующая гиперпротекция отрицательно корреллирует с такими показателями как здоровье, т. е. чем выше уровень доминирующей гиперпротекции, тем ниже дети оценивают свое здоровье.
Эмоциональное отвержение отрицательно коррелирует с показателем здоровье и общим уровнем самооценки. В бедуинской группе наибольшая нагрузка падает на такой стиль семейного воспитания как повышенная моральная ответственность, которая положительно коррелирует с общим уровнем самооценки, с самооценочными показателями «общительность» и «здоровье». В отличии от российской группы эмоциональное отвержение положительно коррелирует с общим уровнем самооценки. Интересно, что самооценочный показатель «ум» в группе бедуинских школьников «положительно коррелирует с такими показателями «здоровье» и «характер». Качественный анализ и приведенные примеры подтверждают полученные эмпирические данные.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -303 с.
- Абакумова И.В.О Становлении толерентней личности в поликультурном образовании Ж., М., 2003.
- Адлер А. очерк по индивидуальной психологии .пер. нем. М,.1998.
- Азбукина Д. Н. Клиника олигофрении // Учебное пособие. М., 1936.
- Аль-Маграши А. А. Семейная психокоррекция нарушений поведения подростков семей России и Йемена. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2000.
- Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В2 т. Т. 1. М., 1980.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Анцыферова Л. И. Эпингенетическая концепция развития личности Г.Эриксона // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. -С.212−243.
- Бабанский Ю. К. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика. 1972, № 1.
- Бадалян Л. О. Невропатология. М., 1987.
- Бадиа А. А. Исследование особенности самооценка у детей с психическим недоразвитием и детей с ЗПР. Магистерская диссертация. СПб: СПбГУ, 2000.
- Басина Е. 3. Становление самооценки и образа Я // Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Элько-нина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — С.56−65.
- Белобрыкина. О. А Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001, № 4. -С. 31−38.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.
- Бине, Альфред и Симон. Ненормальные дети. М., 1911.
- Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.
- Блонский П. П. Школьная успеваемость / Избранные педагогические произведения. М., 1961.
- Богдан JT. О. Детская невропатология. М., 1984.
- Божович JI. И. Проблемы формирования личности. М., 1996.
- Божович JI. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология развития. СПб.: Питер, 2001.
- Божович JI. И., Морозова Н. Г., Славина JI. С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников // Известия АПН РСФСР. 1951, № 36.
- Бодалев А.А. Разработке некоторых проблем общения, Л., 1977.
- Бородушкина JI. С. Изучение отношения младших школьников к родителям // Педагогический опыт как источник психолого-педагогических знаний в коллективе и личности школьника. М., 1986. — С. 19−24.
- Бороздина JI. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. -Т.13.-1992, № 4.
- Ботта Н. И. Лечебное воспитание детей с ДЦП. Л., 1987.
- Братусь Б. С., Павленко В. И. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии // Вопросы психологии. 1989, № 3.
- Брезо, Бодо. Активация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. М., 1981.
- Бударный А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1965.
- Бшара Ихсан. Психологическая помощь подросткам с расстройствами психического развития. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1998.
- Валентинас А. А. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных норм детьми младшего возраста. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Киев, 1986. 16с.
- Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989, № 3.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
- Валлон А. Психология развития .СПб., 2001.
- Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Психология. Вестник МГУ. 1985, № 4. — С.32−38.t
- Варга А. Я. Структуры и типы родительского отношения. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1987. 25 с.
- Вахиб А. С. Этнопсихологические различия отношений к болезни у подростков России и Йемена. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол.наук. СПб.: СПбГУ, 1996.
- Вахид М. С. Особенности психического развития детей в йеменской семье. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. СПб., 1997.
- Веккер JI. М. Психические процессы. JL: изд. ЛГУ, 1974.
- Власенко И. Т. Особенности славянского мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990.
- Власова Т. А. и др. Отбор детей во вспомогательных школах. М., 1983.
- Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
- Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с временными задержками психического развития. М., 1971.
- Власова Т. А., Влияние нарушения слуха на развитии ребенка. М., 1954.
- Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей /
- Под ред. Ю. К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972.
- Воронкова В. В. Актуальные проблемы олигофренопедагогики. М., 1988.
- Выготский JI. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М., 1936.
- Выготский JI. С. Развитие высших психологических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.
- Выготский JI. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
- Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. М.: Знание,, 1988.
- Гарцштейн Н. Г. Умственно отсталый ребенок. М., 1963.
- Гельмонт А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
- Давыдов В. В., Запорожец и др. Словарь психологии. М., 1983.
- Дембр Т. В. Приспособление к увечью проблема социально-психологической реабилитации, 1962.
- Джемс У. Психология. Пг., 1922.
- Дугарова Э. JI. Стилевые особенности воспитание в и русских семьях. Автореф. дис. на соиск.уч.степ. канд.психол.наук. М., 1987.
- Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики.
- Еременко И. Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. Киев, 1972.
- Зайгарник. Патопсихология. М., 1976.
- Зайгарник. Практикум по патопсихологии. М., 1987.
- Занков JI. В. Об исследовании умственно отсталого ребенка. М., 1987.
- Занков J1. В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939.
- Захаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации отношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. — 1981, № 3.-С. 58−68.
- Захарова А. В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
- Изучение познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы // Известия. М., 1961.
- Иванова Е.В. традиционные формы воспитании детей и подростков у народов южной и юго восточной Азии, М,.1988.
- Иогихес М. И. Органические заболевания неровной системы у детей. Л.-М., 1931.
- Исаев А. М. Психические нарушения у детей. М., 1981.
- Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. JI.: Медицина, 1982.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М, 1968.
- Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы Казань: изд-во Казан, унта, 1969.-230 с.
- Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
- Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука 1980.
- Коржанинская В. И. Мозг и пространственное восприятие. М.: изд. МГУ, 1977.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. М.: Педагогика. 1991.
- Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема соотношений личности в трудах В. Н. Мясищева // Психологический журнал. Т. 13. -1992, № 3.
- Кэттел Р. психология личности, пер. с англ. 1997.
- Ладывир С. А. Формирование у дошкольников понятийной классификации объектов. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. Киев, 1977.
- Ладывир С. А. Влияние семейных взаимоотношений на отзывчивость.
- Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М.: Педагогика, 1982.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
- Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000.
- Левин, Курт. Динамическая психология. Избранные труды / Под общ. ред. В. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой. М., 2001.
- Левкович В. П. Социально-психологические аспекты семейного воспитания // Прикладные проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1983.-С. 99−116.
- Липкина А. И. Самооценка Школьника. М.: Знание, 1976.
- Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968.
- Лубовский В. И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971, № 6.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: изд. МГУ, 1969.
- Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М.: изд. АПН РСФСР, 1963.
- Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. Т.2. М., 1970.
- Лурия А. Р. Нарушение познавательных процессов при локальных поражениях головного мозга. Доклады, АПН РСФСР. Т.5, 1962.
- Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Программирование конструктивной деятельности при локальных поражениях головного мозга // Вопросы психологии. 1965, № 2.
- Маан А. К. Сравнительная характеристика психологических факторов дезадаптации у подростков Йемена и России. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1995.
- Мамайчук И. И. Гаптическое и зрительное восприятие у школьников в норме и при нарушениях моторики и интеллекта. Автореф. дисс. на со-иск. уч. степ. канд. наук. JL, 1978.
- Мамайчук И. И., Бахматова Е. Н. Комплексное психологическое исследование больных со спастической формой ДЦП // Журнал дефектологии. Труды НИИ им. Г. И. Турнера. 1984.
- Мамайчук И. И., Манихина 3. П. О роли моторного дефекта в развитии познавательной деятельности у детей с ДЦП // Труды НИИ им. Турнера.-1974.
- Мамайчук И. И., Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии СПб, 2003 .
- Мамайчук И. И., Экспертиза личности в судебно-следственной практике СПб, 2002 .
- Марковская И.Ф. .зпр клиническая нейропсихологическая диагностика .М., 1993.
- Мастюкова Е. М. О нарушениях гностических функций у у^ащикся с тяжкими расстройствами речи // Дефектология. 1976, № 1.
- Мастюкова Е. М. профилактика и коррекция нарушении психического развития детей при семейном алкоголизме, М., 1989 .
- Матейчек 3. родители и дети, М,.1992.
- Мерлин В. С. Связь социально-типичного и индивидуального в личности // Ученые записки Пермского педагогического института. — 1967. -Вып. 4.-С. 4−19.
- Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности, М,.1986.
- Мурачковский Н. И. Типы неуспеваемости школьников // Советская педагогика. 1965, № 7.
- Мустафа Фахми. Психология аномальных детей. Египет. 1965. 22 с.
- Мухаммед Амид Эль-дин Исмаил. Ребенок от беременности до взрослого периода (заведующий кафедрой психологии в университете Три-поля). Кувейт, 1989. 30 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология.-М.: Академия, 2004.
- Мухина В. С. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985.
- Насонова Е. В. Эмоциональные отношения между родителями и детьми младшего школьного возраста // Психология. Киев, Рязанская школа. — 1989.-Вып. 32.-67 с. '
- Нещерет Т. В. Взаимоотношения в семье и воспитательные возможности родителей // Педагогические аспекты социальной психологии. — Минск, 1978.-С. 218−219.
- Наймарк М.С. Изучение мотивации поведения детей и подростков, М., 1972 .
- Обозов Н. Н., Абакумов О. Н., Трапезникова Т. М. Влияние личностных характеристик родителей и взаимоотношений между ними на формирование личности ребенка // Психология возрастных коллективов.-М., 1978.-С. 128−199.
- Оллпорт Г. В. личность в психологии ., пер. с англ. СПб., 1986.
- Орабаров А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961.
- Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1966.
- Певзнер М. С. Дети-олигофрены. Л., 1959.
- Плаксина Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. М., 1998.
- Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., 1962.
- Прихожан A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. М., 1984.С.76−88.
- Прихожан A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. С.76−88.
- Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно-отсталого школьника. М., 1970.
- Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии1 и их применение в клинике.-М.: Медицина. 1970.-С. 187−190.
- Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. наук. М., 1970.
- Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Божо-вич J1. И., Благонадежной J1. Б. М.: Педагогика, 1972.
- Семго Н.Я. проблемные дети, М,.2000.
- Сикорова В.Н. специфика социально- психологического общении в семье ,.JT., 1975 .
- Соколова Е. Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности // Семья и формирование личности. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1981.-С. 15−21.
- Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
- Соколова Е. Т., Федотова Е. О. Апробация методики КИСС // Вестник Моск. ун-та, сер. Психология. 1982, № 3.
- Спиваковская А. С. Как быть родителями М.: Педагогика, 1986. -160 с.
- Столина В. В. Самосознание личности. М., 1983. С 14−17.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). М.: Медицина, 1965.
- Татарская Т. С. Формирование адекватной самооценки младших школьников в процессе обучения и межличностного общения. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Киев, 1988. — 143 с.
- Тищенко С.П. Влияние оценочных характеристик родителей на формирование эмоций ребенка // Формирование взаимоотношений в детском саду и семье. М.: Педагогика, 1987. — С. 8−22.
- Тищенко С.П. Воспитание дошкольники в семье. М., 1979.
- Федотова Е. О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: Автореф. канд. дисс. М., 1985.
- Фельдштейн Д. И. Психология подростка. М., 1978.
- Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989.
- Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.
- Цетлин. В. С., Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. -М.: Педагогика, 1977.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
- Цукерман Г. А., Шияновская С. И., Табачникова Н. JL, Суховерша JI.A., Романеева, М. П., Миндарова В. А. Оценка без отметки. Рига, 1999.-77 с.
- Цыпина Н. А., Власова Т. А. Дети с задержкой психического развития. М., 1984.
- Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Шохат М., Юсиф Д. Социализация бедуинов в Негеве. Амман, 2000.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. М., 1971.
- Эльконин Д. Б Детская психология. М., 1960.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Под ред. Толстых А. В. М., 1996.
- Эйдемиллер Э.Г. психология и психотерапия семьи СПб., 2000.
- Adler A. Untertanding Human Nater, N4 1927. — 286 p.
- Adler A. The practice and Theory of Individual Psychology. London, 1924.
- Allport G. W. Personality A Psychological interpretation. N.Y., 1937. -588 p.
- Erikson E. Child and society. N.Y., 1963 P. 11−22.
- Cromwell, Ruel. Personality evaluation In A.A. Baumeister Mental retardation 1967.-22 p.
- Deip.H. Psychological evaluating. 1963. 64 p.
- Fromm Erich. Man for him self. London, 1979. 254 p.
- Handbook of Mental Defectology. D. Kamal Ибрагим Мурси Куйт университет. 1996. 133 с.
- Hobbman М. Develorment ob proscial motivrtion empathy and guit // The develorment ob prosocial behavior Ed. by Eisenberg — N.Y., 1982. -P.281−313.
- Kirman В. H. Drugs in the mental deficiency. 1964. 112 p.
- Kirman В. H. The mental deficiency. 1963.
- Leonardi. Child Psychology, 1993.
- Leonardi. Psychology of the Child, 1995
- Mac Millan D. L. Mental retardation in school and society. Boston, 1977.
- Rembowski I. Jebyactwo dzeeci w dome I w szkole. Fom. 14. Wroclaw Os-solipeum. 1975. 132 p.
- Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston. Houghton Miffin, 1951.
- Rogers C.R. Counseling and psychotherapy: New concepts in practice. Boston, 1942 .
- Rogers C.R. The clinical treatment of the problem child. Boston, 1939.
- Rogers C.R. the problem of children. Boston, 1937
- Stagner R. Individual Style. N4, 1962. 161 p.
- Stagner R. The Individual., 1961.
- Witkind H. A. Repce of body Position and ob the posit ob the visual field. Washington, 1950. 46 p.178. wittling W ., Neuroendocrine brine asymmetry and physical complaints. 1993.