Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Клиническая эффективность и влияние на качество жизни усовершенствованного терапевтического обучения больных артериальной гипертонией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Улучшение результатов терапевтического обучения больных артериальной гипертонией возможно путем использования лнчиостно-ориентированного подхода в преподавании и пролонгирования обучения с индивидуальным контролем уровня знаний и степени сформированное&tradeу пациентов навыков самоко*гтроля заболевания Бальные артериальной гипертонией. обученные по усовершенствованной методике в «Школе здоровья… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ЗНАЧИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ В
  • ПРАКТИКУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (обзор литературы)
    • 1. 1. Контроль артериальной гипертонии в России
    • 1. 2. Терапевтическое обучение больных как метод немедикаментозного лечения пациентов с хроническими заболеваниями
    • 1. 3. Терапевтическое обучение больных артериальной гипертонией: решенные и нерешенные проблемы
  • ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬНЫХ. ДИЗАЙН И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Контингент больных и дизайн исследования
    • 2. 2. Общеклинические методы исследования
    • 2. 3. Методы терапевтического обучения больных артериальной гипертонией
    • 2. 4. Методы оценки эффективности обучения
    • 2. 5. Методы статистической обработки результатов
  • ГЛАВА 3. КЛИНИЧЕСКАЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТИПОВОГО СТРУКТУРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ
    • 3. 1. Клиническая эффективность типового структу рированного обучения бальных артериальной гипертонией
    • 3. 2. Медико-социальная эффективность типового структурированного обучения больных артериальной гипертонией
    • 3. 3. Влияние на качество жизни типового структурированного обучения больных артериальной гипертонией
  • ГЛАВА 4. КЛИНИЧЕСКАЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ
    • 4. 1. Клиническая эффективность усовершенствованного обучения больных артериальной гипертонией
    • 4. 2. Медико-социальная эффективность усовершенствованного обучения больных артериальной гипертонией
    • 4. 3. Влияние на качество жизни усовершенствованного обучения больных артериальной гипертонией

    4.4 Сравнительная характеристика клинической, медико-социальной эффективности и влияния на качество жизни типового структурированного и усовершенствованного способов обучения больных артериальной гипертонией

    ГЛАВА 5. ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ НА ИНФОРМИРОВАННОСТЬ БОЛЬНЫХ ОБ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ И МОТИВАЦИИ К ДЛИТЕЛЬНОМУ ЛЕЧЕНИЮ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ

Клиническая эффективность и влияние на качество жизни усовершенствованного терапевтического обучения больных артериальной гипертонией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Артериальная гипертония — одна из наиболее актуальных проблем кардиологии, так как ее распространенность по возрасту, по данным Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины, в России составляет среди мужчин 39,2%, среди женщин — 41,1% [75] Основная цель лечения больных АГ — максимальное снижение риска развития сердечно-сосудистых осложнений. Одним из важнейших условий последнего является достижение целевого уровня АД.

Существенные успехи в изучении механизмов развития АГ и связанное с этим улучшение возможностей эффективного лечения заболевания коренным образом изменили прогноз больных данной категории, однако не в полной мере сказались на результатах лечения [30, 53] Отмечена высокая частота АГ, низкая осведомленность населения по вопросам, касающимся АД и здорового образа жизни в целом, неадекватные стереотипы немедикаментозного и медикаментозного лечения Доказано, что контроль АГ в общей популяции практически отсутствует [ 18, 20, 82].

В настоящее время признано, что для успешного лечения АГ необходима достаточная информированность больных о своем заболевании и методах его контроля, что обеспечивается терапевтическим обучением пациентов с АГ В нашей стране разработана структурированная (типовая) программа обучения больных в «Школе здоровья для пациентов с АГ», утвержденная Министерством здравоохранения Российской Федерации Продемонстрирована клиническая эффективность обучения больных АГ [48, 89, 95, 119]. Целевой уровень АД достигается у 48−54% больных [48, 119] и даже у 98% пациентов, прошедших обучение [8] Однако, опыт проведения типового обучения показал, что одного информирования пациентов об АГ для достижения желаемой цели недостаточно, так как полученный клинический эффект является краткосрочным, а мотивация больных АГ к модификации образа жизни и пожизненному медикаментозному лечению своего заболевания — неустойчивой [48].

Для достижения изменений поведения пациентов в отношении контроля заболевания важны не только содержание подаваемой пациентам информации, но и методы ее донесения [48, 109].

Среди современных методов преподавания наиболее эффективным является личностно-ориентированное обучение, основанное на моделировании жизненных ситуаций, использовании личного опыта обучающегося и обеспечения групповой поддержки [4, 126].

Высказываются предположения, что пролонгированные формы терапевтического обучения больных АГ могут быть более эффективными, чем кратковременное обучение в «Школе здоровья для пациентов с АГ» [122]. На основании вышеизложенного можно предположить, что совершенствование методики обучения больных АГ будет способствовать повышению его эффективности.

ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ усовершенствовать типовую структурированною программу обучения больных в «Школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией» и оценить ее клиническую, медико-социальную эффективность и влияние на качество жизни пациентов для улучшения контроля заболевания ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. На основании оценки клинической и медико-социальной эффективности обучения больных в «Школе здоровья» по типовой структурированной программе, а также изучения его влияния на качество жизни больных определить возможности совершенствования терапевтического обучения пациентов с артериальной гипертонией.

2. Усовершенствовать способ типового обучения больных в «Школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией» путем введения личностно-ориентированного подхода в преподавании и пролонгирования обучения в течение года и оценить его клиническую и медико-социальную эффективность, влияние на качество жизни пациентов.

3. Сравнить результаты типового и усовершенствованного способов обучения больных артериальной гипертонией по параметрам их информированности о заболевании, сформированное&tradeнавыков самоконтроля артериальной гипертонии и мотивации больных к длительному лечению заболевания.

4. Сопоставить клиническую и медико-социальную эффективность типового структурированного обучения и усовершенствованного способов обучения больных артериальной гипертонией для определения места последнего в системе терапевтического обучения пациентов с артериальной гипертонией.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ Впервые показано, что обучение больных артериальной гипертонией по типовой структурированной программе, являясь клинически эффективным, недостаточно влияет на формирование устойчивой мотивации пациентов к лечению заболевания и не способствует длительному сохранению достигнутого уровня информированности пациентов об артериальной гипертонии.

На основании клинической и медико-социальной эффективности усовершенствованного способа обучения больных артериальной гипертонией продемонстрированы пути совершенствования типового структурированного обучения, заключающиеся во введении личностно-ориентированного подхода в преподавании и его пролонгирования в течение года.

Установлено преимущество усовершенствованного способа обучения больных артериальной гипертонией перед типовым структурированным по параметрам его клинической и медико-социальной эффективности, влияния на качество жизни больных.

Показано повышение информированности пациентов об артериальной гипертонии, степени сформированности навыков самоконтроля заболевания и уровня положительной мотивации больных к длительному лечению артериальной гипертонии.

Впервые получены данные об уровне мотивации больных артериальной гипертонии к длительному лечению заболевания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Предложен усовершенствованный способ обучения больных артериальной гипертонией, который позволяет повысить эффективность лечения этой категории пациентов. Доказано, что использование личностно-орнентированного подхода в обучении больных артериальной гипертонией по типовой структурированной программе и организация пролонгирования обучения в течение года приводит наряду с длительно сохраняющимся высоким уровнем информированности пациентов об артериальной гипертонии к стойкому формированию навыков самоконтроля заболевания и повышению мотивации больных к длительному лечению артериальной гипертонии.

Разработан способ комплексной оценки готовности больных к контролю заболевания, включающей информированность пациентов об артериальной гипертонии, навыки самоконтроля заболевания и мотивацию к длительному лечению артериальной гипертонии.

Внедрен способ балльной оценки информированности об артериальной гипертонии и навыков самоконтроля заболевания с выделением 4 степеней их сформированное&tradeи описанием содержательной наполненности каждой степени для определения результативности обучения больных в «Школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией».

Предложена и апробирована методика изучения скрытой мотивации больных к длительному лечению артериальной гипертонии.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Результаты исследования представлены на Российских национальных конгрессах кардиологов (Москва, 2003, 2005), Международных конгрессах «Hypertension-from Korotkov to present days» (С.-Петербург, 2005), «Паллиативная медицина и реабилитация» (Москва, 2005), Всероссийских научно-практических конференциях «Перспективы развития кардиологии и внедрение новых методов диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний» (Москва, 2004), «Пути снижения заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний» (Москва, 2003), «Артериальная гипертония: возрастные аспекты» (Иваново, 2003), «Молодые женщины в науке» (Иваново, 2004), «Достижения и трудности современной кардиологии» (Москва, 2005), II Всероссийском съезде геронтологов (Москва, 2003), Научной конференции РКНПК МЗ РФ и Всероссийской конференции молодых ученых-кардиологов «Достижения отечественной кардиологии» (Москва, 2005), Четвертом конгрессе молодых ученых и специалистов «Науки о человеке» (Томск, 2003), на итоговых конференциях Совета Научного Общества студентов и молодых ученых ИвГМА «Неделя науки» (2003, 2004).

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Усовершенствованный способ обучения пациентов в «Школе здоровья для больных артериальной гипертонией» внедрен в практику работы ГУЗ «Кардиологический диспансер» г. Иваново Результаты исследования используются в учебном процессе на кафедре терапии № 3 факультета дополнительного и послевузовского профессионального образования ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Опубликованы методические рекомендации для врачей «Терапевтическое обучение больных: методика работы «Школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией».

По материалам диссертации опубликованы 22 печатные работы ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Обучение больных в «Школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией» по типовой структурированной программе может быть усовершенствовано путем введения личностно-ориентированного подхода в преподавании и пролонгирования обучения в течение года.

2. Усовершенствованный способ обучения больных АГ имеет преимущества перед типовым структурированным обучением в виде большей частоты достижения целевого уровня АД, модификации ряда факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, регресса признаков сердечно-сосудистого ремоделирования, повышения приверженности медикаментозному лечению, снижения суммарного риска сердечнососудистых осложнений и улучшения качества жизни больных АГ Повышение клинической эффективности усовершенствованного способа обучения больных АГ по сравнению с обучением по типовой структурированной программе обеспечивается сохранением высокого уровня информированности больных об АГ, большей сформированностью навыков самоконтроля заболевания и устойчивой положительной мотивацией пациентов к длительному лечению АГ.

ВЫВОДЫ.

I Терапевтическое обучение больных артериальной гипертонией по типовой структурированной программе обеспечивает достижение целевого артериального давления у 47,5% пациентов, регресс гипертрофии левого желудочка у 13,8% больных н сопровождается повышением качества жизни у 53,8% пациентов Обучение по типовой структурированной программе повышает информированность больных об артериальной гипертонии, но недостаточно влияет на формирование у них навыков самоконтроля заболевания н не способствует длительному сохранению достигнутой после обучения информированности, так как через 6 месяцев после обучения выявлено затухание знаний гЕацнентов о заболевании.

2. Улучшение результатов терапевтического обучения больных артериальной гипертонией возможно путем использования лнчиостно-ориентированного подхода в преподавании и пролонгирования обучения с индивидуальным контролем уровня знаний и степени сформированное&tradeу пациентов навыков самоко*гтроля заболевания Бальные артериальной гипертонией. обученные по усовершенствованной методике в «Школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией», через год после обучения имели целевое артериальное давление в 74,5% случаев, регресс гипертрофии левого желудочка — в 29,9%. повышение качества жизни — в 59,4%. Вследствие усовершенствованного обучения больных наблюдалось достоверное снижение числа случаев временной нетрудоспособности, гипертонических кризов, госпитализаций, вызовов «(скорой помощи», обращений больных за амбулаторной медицинской помощью по поводу ухудшения забатевания.

3. Более высокая клиническая и медико-социальная к1"фек-гивност1. усовершенствованного способа терапевтического обучения больных артериальной гипертонией, но сравнению с типовым структурирован&tradeм обучением обеспечивается значительным повышением и сохранением в течение года достигнутого уровня информированности больных об артериальной гипертонии, а также большей степенью сформированностн навыков самоконтроля заболевания и повышением мотивации больных к длительному лечению.

4 Усовершенствованный способ обучения пациентов с артериальной гипертонией, имеющий доказанное преимущество по клинической эффективности в сравнении с типовым аруктурнрованным обучением в виде большей частоты достижения целевого уровня АД, модификации ряда факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, регресса признаков сердечно-сосудистого рсмоделированкя, повышения приверженности медикаментозному лечению, снижения суммарного риска сердечно-сосудистых осложнений и улучшения качества жизни пациентов, является методом выбора в системе образования больных артериальной гипертонией.

ПРЛКТИЧЕСКИ Е РЕКОМЕНДАЦИИ.

Усовершенствован шк обучение является метолом выбора при организации образовательной работы с пациентам и АГ в «Школе здоровья для больных артериальной гипертонией» как более эффективного по сравнению с типовым структурированным обучением.

Для повышения эффективности терапевтического обучения больных АГ рекомендуется использовать разработанный усовершенствованный способ обучения, для «(его требуется дополнительное знакомство преподавателя «Шкалы» с лнчноспю-орис"ггированиой методикой обучения Для определения эффективности обучения больных АГ наряду с общепринятыми клиническими и медико-социальными критериями, рекомендуется оценивать в динамике информированность пациентов об АГ. владение навыками самоконтроля заболевания и мотивацию больных к длительному лечению АГ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.Г., Фомин ИВ, Мареев В.Ю., Еслсиков Ю. Н. Распространенность артериальной пшсртояни в Европейской части Российской Федерации Данные исследования ЭПОХА, 2003 г //Кардиология 2004 .-•№ П.- С 50−53
  2. З.Р., Кокосов АН, Овчаренко СИ и др. Хронические обструктнвные болезни легких. Федеральная программа//РМЖ- 2001 -№ К-С. 9−34.
  3. Алексеева Л И. Современные представления о диагностике и лечении оетеоарфоза'/РМЖ 2000 -№ 9. — С. 377−382.
  4. Алексеев НА Понятие лнчностно-орисшированного обучения!1'Журнал «Завуч» 1999С, 113−127
  5. Арбатская И Ю, Рагозин А. К., Лншиюва Э. С., Журавлева А-Д., Демидова ИЮ Сахарный диабет I типа и беременность Структурированная программа обучения и лечения. Вопросы качества жизни больных сахарным диабетом Издат компании Aventis, 2001 C.7-J3
  6. Ард&щев ВН., Замотаев Ю. Н, Мандрыкин Ю-В. и др. Этапная реабилитация и диспансерное наблюдение больных шнемнческой болезнью ссрдна после аортокоронарного шунтнровання//Военио-меднцинскнй журнал 1998 — № 3 — С. 40−45
  7. Бакшеев В. И, Кол о мое u Н. М. Гипертоническая боисчнь Как жить н выжить*7 (учебно-методическое пособие к занятиям в школе бального гипертонической болезнью (советы больному с повышенным артериальным давлением)) М Медицина, 2002 9бе.
  8. Бакшеев ВЛ, Колом оец Н. М Клиническая и экономическая эффективность работы школы больного гнпертоннческой болезнью// Клиническая медицина 2003 — № 6 — С 59−61
  9. ИМ., Шоничсв Д. Г., Козлова В.Г и лр. Некоторые подходы к повышению качества лечения пациентов с артериальной типертензией (опыт «школы» пациента с артериальной гипертензней) //Терапевтический архив 2000 Н? I — С, 47−51
  10. Бслсвскнн А. С Исследование качества жизни больных бронхиальной астмой в России // Качество жизни Медицина 2004 № 1(4).- С. 72−75
  11. Берт К Желаемого веса можно достичь Практикум делового человека (переводе немецкою) М. Медицина, 1993.- 60с
  12. Большакова Е В Роль информации о болезни в системе реабилитации больных ревматоидным артритом Дне канд мед. наук.-Ярославль, 2003
  13. Бруснн С И. Хроническая обструктианая болезнь легких Актуальные вопросы терапии Часть П.- Яр -Рыб., 2004. 119с.
  14. АН., Лукъяненок П. Т., Петрова А.С «Школа гипертоника» в поликлинике// Врач 1998-№ 10.- С.19−20.
  15. Бугрова С, А. Плохая А. А. Лечение ожирения, современные аспекты/. РМЖ 2001 24 — С. И 40−1144
  16. Ватгнерис АД Метод определения скорости распространения пульсовой волны. Рита: Зннатнс, 1966. — 147с.1. Вебер В. Р., Бритое АН Профилактика и лечение артериальной гипертонии Великий Новгород-Москва, 2002, — 244с,
  17. Вербицкая, НО Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта/'Пелагогнка -2002 — С.34−39
  18. Волков В, С, Платонов Л Ю Контроль артериальной гипертонии среди населения состояние проблемы (по результатам эпидемиологическою исследования) Н Кардиология 2001. — № 9 — С.22−25.
  19. Воронова Т, А Контрольно диагностическое сопровождение процесса обучения прн реализации личностно-деятель и ого подкола к образованию Методическое пособие — Иваново, 2002,
  20. Глезер М. Г, Бойко Н В. т Абнльдмнова, А Ж., Соболев К. Э Факторы риска у московской популяции больных с артериальной гипертонией/,'Российский кардиологический журнал 2002 № 6 (38) С.21−24.
  21. Глобальная стратегия диагностики, лечения и профилактики хронической обструктнвной болезни легких Пер. с англ. под ред Чучалнна А. Г. М Издательство «Атмосфера», 2003 — 96с
  22. А.А., Поздняков Ю. М. и др Коронарный клуб. М. ЦПФС «Единение», 1999
  23. Горбунов В М Значение самостоягельного измерения артериального давления больными с артериальной гнпсртснзнсй /Кардиолагня 2002 -Jfcl.-C.58~ 65.
  24. Данилов Ю. АГ, Карташов ВТ, Бакшеев В11 Общение больных ншемнческой болезнью сердца, перенесших операции на коронарныхартериях, в «шкапе коронарных бол ьны xW/Клннн чсская медицина 2003. С.47−50
  25. НИ. Анциферов МБ, Гяястян Г Р и др Обучение больных сахарным диабетом М: Берег, 999 — 304с
  26. Дедова И И Фалеева ВВ Обучение больных сахарным диабетом www Русский Медицинский Сервер Эндокринология Обучение бальных сахарным диабетом htm
  27. НИ., Федееяа В В Введение в диабегологню (Руководство дня врачей) М Берег, I998.-C. 101−1J7
  28. ГС., Константинов ВВ., Варламова Т, А, Капустина, А В Артериальная гнпертензня: эпидемиологическая ситуация в России и других страна, Х//РМЖ -1997 -Т 5JW. -С, 551−5 58
  29. B.C., хруленко С Б., Петухов О И Психологические особенности и качество жизни больных артериальной гипертонией с метаболическими факторами риска// Кардиология -2002 -M-C.I5-I9
  30. Замотаев Ю Н. Косов В. А. Кремнев Ю. А, Антошнна И. Н Применение программы медицинской н психологической поддержки у больных ншемнческой болезнью сердца, перенесших коронарное шунтнрованне/.'гКарлнологня -2002 1 -С 76−79
  31. Замотаев Ю, Н., Косов В, А, Мандрыкин Ю. В. Опыт применения программы медицинской н психологической поддержки бальных, перенесших карднохнрургнчсскне опсрацнн//Терапевтнческий архив 2000 № 1 -С 25−28
  32. Н.Г., Снбурнна Т. А. Подходы к использованию средств массовой информации в формировании навыков -здорового образа жизин//Мсднцинская помошь.-1996.-№ 9.-С.22−24
  33. Ильин Е П Мотивация и мотивы СПб: Питер, 2000 508с.
  34. Информационная деятельность в области укрепления здоровья Руководство для медицинских работников М. 1996 — 68с
  35. К Здоровой России Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний приоритет основные неннфекцнонные заболевания. М., 1994
  36. Калинина AM Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией И Качество жизни Медицина 2003.-№ 2 — С.78−82.
  37. А. В Школы для патентов с хроническими заболеваниям н/'Врач 2004.~№ 3 -С.34−36
  38. КЪтмыкова М.А., Фрейлин Ю Л, Шкловский-Корди Н, Е. Информированное согласие пациента на исследование и лечение (обзор зарубежной литсрагурыуГГерапевтнческий архив 2000. № 12 — С.70−72
  39. Классификатор сложных и комплексных мелншшских услуг (приказ Министерства здравоохранения РФ № 268 от 16.07.2001 г. „Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации 2001
  40. Кобаллва ЖД, Коговская ЮВ, Замоизева ЮН Комбиннрованная терапия артериальной iннертонииТКачество жизни. Медицина 2005. -№ 3(10) С 56−60
  41. .Д. Коговская Ю.В Артериальная гиттертоння 2000 ключевые аспекты диагностики и дифференциальной диагностики, профилактики, клиники и лечения Москва, 2001
  42. Колпакова Е В. Качество жизни н артериальная гипертония: роль оценки качества жизни в клинических исследованиях и практической деятельности вра<�ш // Терапевтический архив 2000. 4, — С.71−74
  43. Концевая, А В Клиническая эффективность и клнннко-экономическое обоснование обучения больных артериальной гипертонией: Антореф лис канд мел наук Иваново, 2005
  44. М.С., Затейщиков Д.А, Сидоренко Б А. Измерение жесткости арюрнй и ее клиническое значение1/ Кардиология.- 2005 -Mel.- С.63−71
  45. Коц Я.И., Лнбис Р. А Качество жизни у больных с сердечно-сосудисты ми заболеваниями // Кардиология 1993. № 5. С.66−71.
  46. Куделькииа НА, Дума С. Н. Информированность практических врачей поликлинического звена в области профилактики хронических неннфекционных заболеваний и общих для них факторов риска1'/ Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 1999 № 4- С. 15−21
  47. Кузьмина И В Методы исследования педагогической деятельности.-Л Изд во Леиингр ун-та, 1970 — С 60−61
  48. Лаптева Г Н, Губачев Ю. М. Семейный врач и организация здорового образа жизни Часть I Проблема питания С. Петербург. 2000.
  49. Лукъяненок ПИ „Школа артериальной гннертсиэни“ как модель улучшения здоровья населения Сибири н ее место в структуре медицинских >• грежденнй 1'осси Й С кий кардиологический журнал -2002 -Jft4{36) -С.72−77.
  50. Майоров А. Ю Принципы ннсулннотсрапии у больных сахарным диабетом I типа// РМЖ 2000 -№(7 — С.680−682,
  51. Мандрыкин Ю. В Опыт применения программы медицинской и психологической поддержки бальных, перенесших карднохирургнчсскнс операции1','Терапевтический архив 2000 -Mil. — С.25−28.
  52. АФ. Лечение сахарного диабета и его осложнений.// РМЖ. -2002 -Мв17. -С.773−777.
  53. Матвеева И Е. Роль образовательных программ в лечении хронического обегруктнвиого бронхита В кн Сборник резюме XI национального конгресса по болезням органов дыхания М, 2001. -С. 166.
  54. Минеева Л Ю Педагогические условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровьссберегакмцего педагогического процесса Дне канд пед, наук Шуя, 2001
  55. Моисеева И. Е Немедикаментозная коррекция артериальной гнпертензнн в обшей врачебной практике: Автореф. лис канд мед наук С. Петербург, 2003
  56. Мустафа XX Клиническая опенка скорости распространения пульсовой волны у пациентов с артериальной гипертонией Дисс канд мел наук Иваново, 2005
  57. Н. В, Изучение качества жизни у больных артериальной гипертонией и влияние гипотензивной тсралии/ЛСа<>ество жизни Медицина 2003 № 2 -С 48−52.
  58. Мясоедова Н А, Тхостова Э. Б, Белоусов Ю. Б. Оценка качества жизни прн различных сердечно-сосудистых заболевай иях/Жачсственная клиническая практика-2002. ЛИ С. 1−6.
  59. Недогодо С В., Лопатин Ю. М., Чалябн Т. А. и соавт Изменения скорости распространен ня пульсовой волны при артериальной гнпертензнн/, 1 Южно-Российский Мед жури.- 2002 -ЖЗ CJ9−42,
  60. А.О., Кутузов А.Э.Т Петрова Н. Н., Варшавский С Ю., Перепсч Н Б. Исследование качества жизни н психологического статусабольных с хронической сердечной недостаточностью','Сердечная недостаточности 2000 -№ 4 -С.148−151
  61. Николаева Л Ф, Зайцев В. П., Аронов Д М Школа для больных, перенесших инфаркт миокарда, и их родственников метод фуппового психосоциального вмешательства н оценка ее тффе ктн в и ости/,'К ар ЛИ ологня -1985 -№ 2. С 19−22.
  62. Ноанк А. А, Ионова Т. Н., Гандек Б., Сухонос Ю. А., Кнштович А. В., Цспкона, А А Показатели качества жизни населения Санкт-Петербурга// Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2001 № 4 С.22−31
  63. Иовнк А. А, Ионова Т. И. Кайнд П Концепция исследования качества жизни в медицине -СПб. ЭЛБИ, 1999- 140с
  64. Носков С М Болезни суставов -Ярославль Ремдер. 2002.-С23−34
  65. Огаиов РГ Проблема контроля артериальной гипертонии среди населения // Кардиология -1994.- № 3 С, 80−83
  66. SI Огаиов Р. Г. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний возможности практического здравоочрансннА’УКарднсюаскулярная терапия н профилактика -2002 № 1, — С-5−10.
  67. Огаиов РГ Эпидемиология артериальной гипертонии в России и возможности профнлактики.'Ясрапентн'нгскнй архив (997-С.66−69
  68. Р.Г. Калинина А, М., Поздняков Ю М н др Организация Школ Здоровья в первичном звене здравоохранения Организационно-методическое письмо Минздрава РФ. М., 2002 30с
  69. Л.И., Андрушиишна ТБ Рациональная фармакотерапия артериальных тпертензнй // РМЖ 2001 -№ 15(134). -С.615−621
  70. Ощепкова Е В. О Федеральной целевой программе „Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации“.'V Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2002. № 1 — С.3−7
  71. Ошепкова Е В, Цаглрншвн: ш и др Образовательные npoi-раммы для iianueirroB с артериальной гипертонией''ТерапевтическиЯ архив 2004- С 90−92
  72. Палеев Н Р., Касвинер И М. Гемодикамические исследования в клинике внутренних болезней М. Медицина, 1975 — 238с
  73. Т.Д. Шапиро И, А Структурированная программа обучения больных артериальной гипертонией методические рекомендации. -Хабаровск, 1999−41с.
  74. ТА. Эффективность структурированной обучающей программы в профилактике осложнений артериальной гипертонии путем модификации факторов риска Апторсф дне канд мед наук -Хабаровск, 2002.
  75. Т.А., Шапиро И. А., Пьянкова Е Ю Организация вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний на базе амбу.-саторно-нолнклиннческих учреждений в Хабаровском крае/.'Профилактика и укрепление здоровья 2000. № 4 -С.38−20.
  76. Подобед В И., Горшкова В В. Образование взрослых методологический аспект // Педагогика 2003 — № 7. — С 30−36
  77. Полторацкая О, В Оценка эффективности влияния терапевтического обучения на качество лечения больных артериальной гипертонией с высоким риском сердечно-сосудистых осложнений: Автореф дне канд мед наук М. 2003
  78. Полторацкая О, В. Качество лечения больных гипотонической болезнью в амбулаторных у сдоиня v Российский кардиологический журнал.-2003-Jfel.-С.40−42,
  79. Полторацкая ОВ Влияние терапевтического обучения на качество жнзнн больных с артериальной гипертонией и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений МЗ РФ РМЛПО М., 2002 -5с Рук деп в ГЦНМБ № Д — 27 252
  80. Молубояринова И&bdquo- М Семь шагов к снижению массы тела //Врач -2004 -т. CJ29−34.
  81. Т.С., Мишина И. Е., Ушакова С. Е. Профилактическая работа врача обшей практики (уч. терапевта) Учебно-методическое пособие для студентов Иваново. 2001.
  82. Проект второго пересмотра рекомендаций ВНОК по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии -М., 2004.
  83. АЛ. „Школа“ для бальных, перенесших кардиохнрургнческне операции и их родственников Методическое пособие М : Изд ЦВКГ МЩРФ, 1998
  84. Рашндов Н И Пснхотерапевтнческне подходы в практике шкалы артериальной гнпертенэин. ожирения и подагры прн клинике им^ Е. М Тареева И Врач 2004 — № 10 — С 27−31
  85. Ребров АП, Бслоусова В Г, Ииамова О. И Внедрение программы образования больных в ревматологическом стациоиаре//Научно-иракгнчссгаи ревматология -2002.-Jfe4 -С12Ы28
  86. Н.Н. Биофизические основы кровообращения и клинические методы изучения гемодинамики Ленинград Медицина, 1974 С.47−78
  87. Р. И. Данышбасва А.Б. Опыт работы „астма-шкоды“ в областной больнице В кн. Сборник резюме ХЕ национального конгресса по болезням органов дыхания. М, 2001.-С. 166.
  88. Е.Г., Анциферов М Б, Гдлстян Г.Р., Дедон И И Эффективность программы интенсивного лечения и обучения больных сахарным диабетом I типа //Проблемы эндокринологии -1994 -№ 3. -С.31−35.
  89. Е.Г., Девать, А В Проблема ожирения глазами врача и потенциальною пацнснта//Тсрапсвтнческнй архив 2001 -№ 10 — С 1420
  90. Суркова Е, В Анциферов М Б Роль программ обучения в лечении больных сахарным диабетом 2 типа //Проблемы эндокринологии 1995 -№ 6, — С. 4~б
  91. ТануйловаО. К Остеоартроз современный взгляд на проблему//РМЖ. -1998 -№ 14 -С.3−64
  92. Терапевтическое обучение больных Программы непрерывного обучения для работников здравоохранения в области профилактики хронических заболеваний Отчет рабочей группы ВОЗ.-М., 1998.
  93. ПО Татсгов C. R Развитие творческой ютовностм организатора здравоохранения к профессиональной деятельности. М, 2003 -356с
  94. ИI Узнадзе Д Н. Экспериментальные основы психологии установки -Тбилиси Иэд-во Акад наук Груз ССР, 1961 -210с.
  95. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний (основные термины и понятия)/Пая ред. акад РАМН РГ. Оганова и чл -корр РАМН АИ Вял кова-М, 2001
  96. Хамаганова Л К. Влияние обучения и мониторинга бальных с хронической сердечной недостаточностью на качество их лечения ипотребность в госпитализации Лвтореф. дне канд. мед наук М, 2002
  97. Хрустами О. А Артериальная гипертония стратегия и тактика лечения Актуальные вопросы терапии Часть П Яр -Рыб., 2004 -С. 61−68
  98. Чазова НЕ Артериальная гипертония Стандарты сегодняшнего дня и нерешенные нроблемы//Сердце -2002 -№ 5(5) С 217−219
  99. Чазова И Е, Дмитриев В В, Толпыгнна С. Н, Ратова Л Г Структурно-функциокальные изменения миокарда прн артериальной гипертонии и их Прогностическое значение/Терапевтический архив 2002. № 9 -С50−56
  100. И.А. Вторичная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний на уровне амбулаторно-пашклиннческнх учреждений в условиях реформ здравоохранения. Автореф дне докт. мед наук -М., 2002
  101. Шляхзо Е.В.Т Конрадн АО. Захаров Д. В., Рудомаиов О. Г. Структурно-функциональные изменения миокарда больных гипертонической болезнью // Кардиология 1999 № 2 — С 49−55
  102. Шяяхто Е.В., Коирадн А, 0, Рсмолелнрованнс сердца при гипертонической балезниЛСердце 2002 — № 5 — С 232−234
  103. Е.А., Назарова О.А, Ушакова С. Е., Комисарснко НА. Организация обучения пожилых бальных артериальной гипертонией Методические рекомендации для врачей по организации школ для больных артериальной гипертонией Иваново, 2003 — 41с
  104. A.M. Иванов AJ1, Песков И Ш Школа для больного с заболеваниями сердцаТВоснно-медниннский журнал -2000.-ЛЫ С 61
  105. Эйдельман С. Е, Фармакоэпидемнология артериальной гнпсртснлнм в Петроградском районе Санкт Петербурга'1!'Артериальная гнпсртензня 2003. № 9-С.51−55.
  106. В. А. Методология и техника социологического исследования -М Тарту, 1969 -С. 217
  107. Якиманская И С Разработка технологии лнчностио-ориентнрованного обучениям/Вопросы психологии. -1995. -№ 2. -С.31−41
  108. Alexander J К., Peterson K L. Cardiovascular effects of weight reduction.'/ Circulation 1972 № 45 — P.310−318
  109. American Diabetes Association Clinical Practice Recommendations 2001 Preconception Care of Women wilh Diabetes/Diabetes Care-2001 -V 24 (suppl 1),-Р212−235
  110. Anlhoniscn MR, Connctt JE, Kilcy JP, Attosc MD, Bailey WC, Buisl AS, el at. Effects of smoking intervention and the use of an inhaled anticholinergic bronchodilalor on the rate of decline of FEV|. The Lung Health Study/ZJAMA 1994 -№ 272 — P 1497−505
  111. Appleton C P. Hatle L. K The natural history of to left ventricular filling abnormalities assessment by two-dimensional and Doppter echocardiography// Echocardiography 1992 — № 9 — P.437−457.
  112. Appleton C.P.t Hatle L.IC. Popp R L, Relation of transmural velocity patterns to left ventricular diastolic function new insights from a combined hemodynamic and Doppler echocardiography^ study II J. Am. Coll Cardiol -1998 -№ 12 -P 426 440
  113. Aruett D, Evans Riley W Arterial stiffness: a new cardiovascular risk factor //Am J, Epidemiol 1994 — № 140 — P 664−682
  114. Barlow J.H., Turner A P. Wnglh С С A randomized controlled study of the Arthritis Self-Management Programme in the UtoTHcallh Edue Res.- 2000 -№ 15(6), -P 665−680
  115. Barlow J H, Turner A.P. Wrigth C. C Long-term outcomes of an artiuitis self-management programme//Br. J Rheumatol 1998-№ 37(12)-P 13 151 319
  116. Barlow JTL, Williams В, Wrigth C. C 'Instilling the strength to figth the pain and gei on with life': learning to become an arthritis self-management through an adult education programme/Health Educ Res -1999 № 14(4) P 533−544
  117. Berk man L F The role of social relations in health promotion'1 /Psychosomat Med-1995 -№ 57-P 245−254
  118. Birtwistle R. V T Godwin M S., Dclva M D ct al Randomized equivalence trial comparing ihree month and six month follow up of patients with hypertension by family practitioners BMJ, doi lO 1136/bmj 37 967 374 063 EE (January 2004)
  119. Blacher J., Asmar R., Djane S. Aortic pulse wave velocity as a marker of cardiovascular risk in hypertensive patients1'ti Hypertension 1999. -№ 33(5) -PI Ill-Ill 7
  120. Bonaccorso S, Sturchio J L What information do patients need about medtcincs? Perspectives from the pharmaceutical industry/,''BMJ -2003. -№ 327(7419).-P 863−864
  121. Boutouyne P., Tropeano A J., Asmar R et al Aortic stiffness is an independent predictor of primary coronary events in hypertensive patients'“ Hypertension, 2002 № 39 -P10−15
  122. Car J. Sheikh A Telephone consullalions/BMJ 2003 -№ 326 P 966−969
  123. Celli B. R Pulmonary rehabilitation m patients with COPD//Am J Respir Crit.
  124. Care Med -1995 № 152 -P.86M
  125. Clark N M, Nothwchr F., Gong M., Evans D, Mannan LA, Hurwitz ME, el at Physician-patient partnership m managing chronic illness-YAcad. Med 1995 № 70 -P 957−9
  126. Geo R Nonn |j>ng-Tcrm Effectiveness of a Hypertension Education Program fnr Patients with Diabetes Mellilus in Germany, 2003 http: // flti eonfex. com/slti / bcsciencc / lediprogram / scssion23I6 film
  127. Cobcn R A, Moser DJ. Clark M M el al Neurocognitive functioning and improvement ш quality of life following participation in cardiac rehabilitations/Am J Cardiol 1999 № 83(9) -P 1374−8
  128. Cohen S Psychosocial models of ihc role of social support in the etiology of physical disease/Health Psycho. -1988 № 7 -P 269−297
  129. Consoli S. M, lieu Said M. Jean J et al. Benefits of a computer assisted education program for hypertensive patients compared with standart education tools/ZPalient Educ Coons 1995 № 26(1−3). -P, 1027−1030
  130. Cuspidi C., Lconali L, Sampicn L cl al To better know hypertension educational meeting for hypertensive patients'/Blood Pressure -2000 -№ 9 -P2SS-9.
  131. Cuspidi C., Sampicn L, Масса G. et al Improvement of patients' knowledge by a single educational meeting on hypertension'/J Hum Hypertens -2001 -№ 15(1).-P. 57−61
  132. Del Donrvo M R, Verdun A, Chetta A, Olivien D Educational programs and self-management in bronchial asthma'/Minerva Med 20Q2.-№ 93(6)-P 437−445
  133. Devercux RB, Alonsu DR., Lutas EM Echocardiography assessment of left ventricular hypertrophy comparison to necropsy findmgs//A J Cardiol -1986. № 57 -P 450−458
  134. Engel G. L The clinical application of the biopsychosocial model//Am J Psychiatry 1980 -№ 137 P 535−538
  135. Etaker S.A., Kirschl .LP., Becker M.H. Understanding and improving patient’s compliance''Arii! Int Med 1984 № 100 -P 258−68
  136. Erhardl L, Cltne C. Heart Failure clinic, a possible means of improving care// Heart -1998 № 80 -P 428−429
  137. Fletcher A E, Hunt В M, Buipitt C.J. Evaluation of quality of life in clinical trials of cardiovascular diseasc/ZJ Chron, Dis 1987 -№ 40 -P 557−66
  138. Foster J, Jessopp I-, Dale J Concerns and confidence of general practicioners in providing telephone consults! lons/ZBr J Gen Pracl-1999.-№ 49."P.I11−113
  139. Fredman R K, Kazis L.E., Jette A et al A telecommunications system for monitoring and counseling palieiils with hypertension Impact on medication adherence and blood pressure controL'/Am.J Hypertens l996.-№ 9.-P, 285−92
  140. Gilarevsky S, Baschinsky S, Boeva О Health education for congestive heart failure'
  141. Gotay A., Amali F, Ricckcr-Agranier A, Ybarra J Поддержка больных в борьбе с факторами сердечно-сосудистого риска Создание мотивации у больного//Сфдис и Метаболизм -2004 -№ 12 -С. 17−20.
  142. Grucningcr П Education ct hypertension lc patient, partenaire de saute'.''Bull Educ Patient -1996 -№ 15 -P 50−58
  143. Gruenmger U., Goldstein M., Duffy F Patient education in hypertension five asscntial step&'flmt. J. Hypertens 1989 -№ 7 P93−98
  144. Haynes B R, Sacrett D.L., Gibson E.S. et al Improvement of medical complianceinuncontrolledhypertensiOft/ZLancet 1976 № 1 P. I265−8.
  145. Haynes R В, McKibbon K.A., Kanani R. Systematic review of randomized trials of interventions to assist patients to follow prescriptions for medications//Lancet-1996 № 348-P 383−6
  146. HcfTncr J. E, Fahy В., Hilling L, Barbien С Outcomes of advance directive education of pulmonary rehabilitation patients/7 Am I Rcspir Crit Care Med 1997 № 155-P 1055−9
  147. Hill M, Houston N Adherence to antihypertensive therapy,' 'Chapter -1999 -№ 131 -P 390−2
  148. Hopman Rock M, WesthofTM H The effects of a health educational and exercise program for older adults with osteoarthritis for the lup or knec//J Rheumatol — 2000,-№ 27(8) -P I947−1954
  149. Horvatbova 11., Kimlikova К, Bala/ovjech I, Kysclovic I, Compliance and lite therapeutic effect in patients with arterial hypertension/ZBratisI Lek Listy 2003 № 104(4−5)-P 149−54
  150. Joint National Committee on Detection, Evaluation, and Treatment of High Blood Pressure Hie sixth report of the Joint National Committee on Detection, Evaluation, and Treatment of High Blood Pressure (JNC-Viy/ Arch Intern Med -1997 № 157-P. 2413−2446
  151. Jula A M, Karanko N il Effects on left ventricular hypertrophy of long-term non-pharmacological treatment with sodium restriction in mild-to-moderatc essent ial hypcrtension/ZCirculalton. 1994 -№ 89 -P 1023−1031
  152. Kanoel W B Blood pressure as a cardiovascular nsk factor prevention and lrealment//JAM A -1996 -№ 275-P 1571 -15 76
  153. Katz S The scicnce of quality of life// J Chron Dis 1987 № 40 -P 459−63
  154. Kolasa К M Dictaiy approaches to stop hypertension (DASH) in clinical practice: a primary care cxpcricnce/ZClin Cardiol.-1999.-№ 22 -P. 16−22
  155. Keren M.J. Devercux R.B., Casale P. N Relation of left ventricular mass and geometry to morbidity and mortality m uncomplicated essential hypertension //Ann Intern Med 1991, — V 114 PJ45−352
  156. Kronsbem P. Muhlhauser 1, Venhous A., et al. Evaluation of a structured treatment and teaching programme of non-insulm-dependenl diabetes// Lancet -1988 № 17 P 1407−1411
  157. Lacroix A, Assal J Ph Therapeutic education of patients New approaches to chronic illness Pans, 2000
  158. Long K. R, Mazoosoo PD, Holman H R Evidence suggesting that health education lor self-management in patients with chronic arthritis has sustained health benefits while reducing health care costs'/Artftr Rheum -1993-№ 36(4) -P 439−446
  159. Long К, Holman H Arthritis self management a twelve year review of the literalure//Paticni Educ Couns -1987 № 10 PJ07−252
  160. Lorig К., Gonzales V.M., Ritter P Community-based Spanrsh Language arthritis education program a randomized trial/ZMed Care -1999 № 37(9).-P 957−63
  161. Long K. R, Laurent D D, Deyo R A. et. Al Can a Back Pain E-mail Discussion Group improve health status and lower health care costs?: A randomized study/ZArch Intern Med 2002-№ 162<7)-Р 792−796.
  162. Long К R. Sobel D S. Stewart A L ct al Evidcncc suggesting that a chronic disease self-management program can improve health status while reducing hospitalization a randomized tnal//Mcd Care -1999 -№ 37 -P 5−14
  163. Mantero A., Gentil F. t Gualtierotti C. et al Lcfi ventricular diastolic parameters in 288 normal subjects from 20 to 80 years old1'''Eur Heart J -1995 № 16 -P 94−105
  164. Mehos B, M. Sasecn J, J., MacLaughlui EJ Effect of pharmacisi intervention and initiation of home blood pressure monitoring in patients with uncontrolled hypertension'1 /Pharmacotherapy 2000 -№ 20(11) -P 1384−1389
  165. Mcngden T, Chamontm В., Phong Chau N. el al. User procedure for self-measurement of blood pressure First International Consensus Conference on Self Blood Pressure Measurement/Blood Press Monii 2000 № 5(2).-P 111−129.
  166. Miller L.G. Use of patient education and monitoring software in community pharmacies^ Am Pharm Assoc (Wash) -1997 № 37(5) -P 517−521
  167. Miller R et al Motivational interviewing//.! Psychother Iterg 1991 -№ 21 -P 835−842
  168. Moser M Clinical management of hypertension. 6* ed Caddo OK professional communications Ins, 2002
  169. Muhthauser I, Bruckner J., Bergcr M. Evaluation of an intensified insulin treatment and teaching programme as routine management of type I (insuhn-dependcnt) diabetes The Buicharest Dusscldorf study/ZDiabetologia -1987 v.30 P 681−690
  170. Muhlig J.E., Rinnc H., Mehren F et al In-patient asthma education and self-management training in clinical practice- a national survey in Germany// Pneumologie- 2002 № 56(3) -P 167−175.
  171. Nevas-Nacher E., Cotangelo L. Beam C. Greenland Ph Risk Factors for Coronary Heart Disease in men 18 to 39 years of ago'/A tin Intern. Med.2001 № 134 -P 433−139
  172. Neutel J.M., Smith D.H. Improving patient compliance: a major goal in the management ofhypertensionVJ Clin Hypertens 2003 -№ 5(2).-P 127−132
  173. NHLBI Clinical Guidelines on the identification. Evaluation and treatment of obesity ui adults 1998 In Overview of JNC VI New direction in themanagement of hypertension and cardiovascular risk//Am. J. Hypcrtens -1999- V 12.-P. 65−72
  174. Nordmann A., Frach В., Walker T et al. Compulsion of self
  175. Prochaska JO, Di Clemenle C C Stages of change in the modifications of problem bchaviors/ZProg Bchav Modif-1992 № 28 P 183−218
  176. Rasen E. Frohhch E D, Messerh F H el al Cardiovascular changes after weight reduction in obesity hypertension// Ann I mem Med -1983 -№ 98 -P315−319
  177. Rogers M A, Small D, Buchan DA, et al Home Monitoring Service Improves Mean Arterial Pressure in Patients with Essential Hypertension// Ann. Intern Med-2001 -№I34(II)-P 1024−1032
  178. Sackett D. L, Haynes R В, Gibson E S et al Randomized clinical trial of strategies for improving medication compliance m primary hypertension// Lancet 1975-№ 1-P 1205−7
  179. Schiller N.V., Shan PM, Crawford M Recommendation for quantitation of the left ventricle by two-dimensional echocardiography/'-' Am Soc Echocardiogr 1989-№ 2 -P 358−367
  180. Shoor S., Loiig KR Sclf4are and doctor-patient relationship.,'Med Care 2002 -№ 40(suppl 4),-P 40−44
  181. Steven I D. Wing L. Control and cardiovascular risk factors of hypertension An Assessment of a sample of patients//Aus. Fam Physican -1999 -№ 28-P.45−8.
  182. Stewart MA Effective physician patient communication and health outcomes a rev iew//CMAJ 1995-№I52.-P 1423−33
  183. Strymberg A Heat failure climcs/ZHeart 1998 № 80-P 426−427
  184. Sullivan J. M,. Vander Zwag R., El-Zecky F E. eft ventricular hypertrophy effect on survival// J Am Coll Cardiol 1993 № 22 P 508−513
  185. Toshima Ml, Kaplan RM, Ries AL Experimental evaluation of rehabilitation in chronic obstructive pulmonary disease: short-term effects on exercise endurance and health statu&'/Health Psychol 1990. -№ 9 -P.237−52
  186. Von KorffM., Moore J.E., Long K. Et al A randomized trial of a lay person-led self-management group intervention for back pain patients m primary carc/ZSpme -1998 -№ 23{23)-P 2608−2615
  187. Vrijens В, Goethebeur E. Comparing compliance patterns between randomized treatments'/Controlled elimcal trials. 1997 .-№ 18, -P. 187−203.
  188. Waeber В., Bruniter H.R., Metry J-M. Compliance with antihypertensive treatment implication to practice'/Blood Pressure1997.-№ 6-P 326−31
  189. Waeber В, Bumier M Brunncr H.R. How to improve adherence with prescribed treatment in hypertensive paticnls?//J. Cardiovasc. Pharmacol.-2000. -№ 36(suppl. 3).~P. 23−26.
  190. Ware J E. SF 36 Health Survey Update//Spme.-2000.-№ 25(24). PJI30−3139.
  191. Ware J E» Snow KK, Kosmski M. Gander В SF 36 Health Survey Manual and interpretation guide Tlte Health Institute, New England Medical Center, Boston, Mass. 1993
  192. West J A, Miller N H, Parker KM el al. A comprehensive management system for heart failure improves clinical outcomes and reduces medical resource utilization//Am J Cardiol -t997 № 79 -P 58−63
  193. WHO Expert Committee Hypertension Control WHO Technical Report Scries № 862 Geneva World Health Organization, 1 996 227^ Williams G, H. Quality of life and it’s impact on hypertensive patients//Amer i Med 1987 № 82 -P 99−105
  194. Williams M V, Baker DW. Parker RM, Nurss JR Relationship of functional Health literacy to patients' knowledge of their chrome disease A study of patients with hypertension and diabeics/ZArcb Intern Med- 1998 -№ 158 -P 166−72
  195. Worth H. Effects of patient education in asthma and COPD what is provable17 //Med Klin — 2002 -№ 97(suppl.) -P 20−24
  196. Zillicb A J. Carter B.L., Ernst M E. Kelly M W Effect of a telephone mcdication renewal service on bkiod pressure control//.! Am Pharm Assoc (Wash DC) -2003 -№ 43(5) -P 561−565
  197. Zweifler A J, Sisson J. C, Wolf RM. Trabm N. L, Dicken L.L. Gruppen L D Training studies in education of the hypertensive patient enhanced performance after a simulated patient instructor (SP1 >— based exercise,'/Am J Hyperions- 1998-№l I P 610−3
Заполнить форму текущей работой