Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современные подходы к формированию музыкально-исполнительской техники в процессе обучения: На материале учебной работы в фортепианном классе музыкального вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совершенствование двигательно-технического «аппарата» исполнителя предполагает отработку приёмов постоянного и регулярного «сброса» психофизиологических напряжений («зажимов», мышечных спазм), возникающих при игре. Практика свидетельствует, что эта задача зачастую выпадает из поля зрения преподавателей музыкально-исполнительских классов. Между тем, есть основания утверждать, что недостаточное… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Гл. I Формирование профессионального (двигательно-технического) мастерства исполнителя как историко-теоретическая проблема
    • 1. 1. Западноевропейские клавирные школы XVI — XVIII вв
    • 1. 2. Доминирующие концепции развития техники учащегося-музыканта в западноевропейской педагогике конца XVIII-XJX вв
    • 1. 3. Психотехническая школа в музыкальной культуре XX века: атрибутивные качества и свойства
  • Гл. II Формирование профессионально-технической готовности учащегося-музыканта к реализации художественного образа
    • 2. 1. Категориальные аспекты музыкально-исполнительской техники
    • 2. 2. Индивидуально ориентированное техническое упражнение как средство оптимизации процесса профессиональной подготовки учащегося-пианиста
  • Гл. III Опытно-экспериментальное исследование процесса оптимизации учебной работы над двигательно-техническим развитием учащихся
    • 3. 1. Педагогические наблюдения
    • 3. 2. Педагогические собеседования и анкетирование
    • 3. 3. Формирующий (обучающий) эксперимент
  • Выводы

Современные подходы к формированию музыкально-исполнительской техники в процессе обучения: На материале учебной работы в фортепианном классе музыкального вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наше время характеризуется заметными достижениями в области теории и практики преподавания музыкальных дисциплин. Появляются новые и подчас достаточно перспективные авторские методики, систематизируется и обобщается опыт выдающихся педагогов, переосмысливаются некоторые традиционные подходы к преподаванию музыки. В то же время быстрые перемены в современной социокультурной ситуации, появление новых, прогрессивных психолого-педагогических «технологий» ставят перед практикующим учительством новые задачи. Более высокие требования предъявляются к качеству обучения — в том числе и в системах музыкального воспитания и образованияобострившаяся конкуренция между однопрофильными учебными заведениями (в частности, музыкальными школами, училищами, вузами) побуждает коллективы преподавателей искать более эффективные приёмы и способы приобщения учащейся молодёжи к основам профессионального мастерства.

Сказанное в полной мере касается и фортепианной педагогики. Даже обладая богатыми традициями, опираясь на творческое наследие таких мастеров, как К. Н. Игумнов и А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз и С. Е. Фейнберг, она вынуждена изыскивать ресурсы для своего дальнейшего развития, постоянно пополнять свой теоретический и методологический потенциал.

Одна из первоочередных задач, стоящих перед преподавателями исполнительских классов музыкальных учебных заведений, — преодолеть разрыв между художественными замыслами, интерпретаторскими намерениями учащихся и их профессиональными (техническими) возможностями, которые подчас явно недостаточны для практической реализации этих замыслов и намерений. Далеко не всегда и всюду эта задача решается на должном уровне. Тем самым можно говорить о проблеме, характерной для массового музыкально-педагогического обихода. Наметить перспективные пути и способы решения этой проблемы, теоретически обосновать их принципиально важно с точки зрения дальнейших перспектив развития отечественной музыкальнопедагогической школы. Сказанным определяется актуальность настоящего исследования.

Его цель — оптимизация процесса формирования двигательно-технических умений и навыков у учащихся фортепианных классовопределение современных педагогических подходов к решению этой проблемы.

Объект исследования — учебный процесс на музыкально-исполнительских отделениях (фортепианных и др.) профессиональных музыкальных учебных заведений.

Предмет исследования — художественно-стилевой и психофизиологический аспекты формирования техники музыканта-исполнителя.

Задачи исследования: а) выявить современные художественно-стилевые и психофизиологические подходы к формированию технического «аппарата» у обучающихся в музыкально-исполнительских классахб) дать рекомендации по выработке у учащихся умения дифференцировать технические приёмы и способы игры в зависимости от стилистики музыки и индивидуально-творческой манеры автора исполняемого произведенияв) проанализировать особенности звукоизвлечения на фортепиано, характерные для произведений различных стилей, в контексте профессионально-технических и звукоколористических задач, стоящих перед музыкантом-исполнителемг) сформировать у учащегося умение самостоятельно создавать те или иные технические упражнения (экзерсисы), направленные на преодоление различных трудностей в разучиваемых произведениях, а также на ликвидацию индивидуальных недочётов и пробелов в профессионально-технической подготовке этого учащегосяд) отработать на занятиях с учеником «механизмы» психофизиологической релаксации (расслабления, «сброса» эмоционального и мышечного напряжения) в процессе игры на музыкальном инструментедать представление ученику о принципе перманентного чередования мышечных напряжений и расслаблений как условии продуктивной и рационально налаженной музыкально-исполнительской деятельности.

Гипотеза исследования.

1. Укоренившиеся в массовой практике обучения подходы к технике музыканта-исполнителя как универсальной, обобщённо-абстрактной категории нуждаются в пересмотре и коррекции. С позиций современного музыкально-исполнительского искусства, его эстетики и передовой художественной практики техника игры объективно детерминирована стилем, характером и образно-поэтическим строем исполняемого музыкального произведения. Игнорирование этого принципиально важного обстоятельства в работе с учащимся ведёт к стиранию стилевых различий между произведениями разных авторов и эпох и, тем самым, к обесцениванию результатов музыкально-исполнительской деятельности.

2. Интерпретация фортепианных произведений различных стилей подразумевает владение исполнителем разнообразными техническими приемами, в том числе и нетрадиционными, характерными для композиторов XX столетия (жесткая, «ударная» трактовка инструмента, техника игры «мартел-лато» в различных её вариантах и модификациях и т. д.).Всё это предполагает специальную и целенаправленную отработку в ходе занятий в музыкально-исполнительских классах. Суть и смысл этих занятий — в достижении необходимого соответствия стилевым критериям произведений разных эпох и, одновременно, соблюдении художественно-эстетических норм музыкально-исполнительского искусства.

3. Стандартные, типовые упражнения (гаммы, арпеджио, аккордово-октавные последования и т. п.) не решают всех разносторонних и многоплановых исполнительских задач, стоящих перед учащимся. Необходимо уметь самому конструировать (составлять, подбирать) те или иные технические экзерсисы, нацеленные на преодоление конкретных исполнительских трудностей, а также на ликвидацию индивидуальных недочётов и пробелов в техническом арсенале учащегося.

4. Совершенствование двигательно-технического «аппарата» исполнителя предполагает отработку приёмов постоянного и регулярного «сброса» психофизиологических напряжений («зажимов», мышечных спазм), возникающих при игре. Практика свидетельствует, что эта задача зачастую выпадает из поля зрения преподавателей музыкально-исполнительских классов. Между тем, есть основания утверждать, что недостаточное внимание к фактору релаксации в технической работе — тем более, при разучивании произведений, требующих от исполнителя повышенной эмоциональной энергетики и мускульной активности — может стать серьёзным тормозом при решении стоящих перед учащимся профессионально-технических проблем.

Методологические основы исследования включали в себя: а) концептуальные положения российских дидактов, относящиеся к целям, задачам и содержанию обучения (Ю.К. Бабанский, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский и др.) — б) психолого-педагогические теории, направленные на стимулирование инициативы и творческой активности учащихся (Л.И. Божович, Л. В. Занков, Е. А. Климов, A.M. Матюшкин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др) — в) методологические установки по рациональному использованию психофизиологических ресурсов человека (В.М. Бехтерев, Н. А. Бернштейн,.

A.В. Запорожец, В. Н. Мясищев, И. М. Сеченов и др.) — г) некоторые теоретические положения современной эргономики, связанные, в частности, с проблемой оптимизации двигательных, психомоторных действий (Н.Д. Гордеева,.

B.М. Девишвили, В. П. Зинченко и др.) — д) методические воззрения и практико-ориентированные рекомендации российских и зарубежных музыкантов-исполнителей и педагогов, касающиеся формирования двигателыю-технических умений и навыков у обучающихся музыке (А.Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, А. Корто, И. Гофман, Л. Н. Оборин, Г. М. Коган, А. Д. Алексеев, М. Лонг, А. Шнабель, Л. В. Николаев и др.).

Методы исследования включали в себя:

— изучение литературы по проблемам педагогики, психологии, психофизиологии, теории и методики обучения музыке;

— анализ и обобщение передового музыкально-исполнительского и педагогического опыта;

— систематизацию личного профессионального (исполнительского и педагогического) опыта автора диссертации;

— методы эмпирического уровня (педагогические наблюдения, собеседования, анкетирование, интервьюирование, обучающий эксперимент).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В широкой массовой практике обучения музыке доминируют в большинстве случаев обобщённо-абстрактные подходы к формированию исполнительской техники учащихсяставка делается на выработку «техники вообще», вне её художественно-стилевой специфики. Это наносит очевидный ущерб профессиональной подготовке музыкантов (пианистов, скрипачей и др.), ведёт к стилистически нейтральной интерпретации музыкальных произведений, заметно обесценивая эти интерпретации.

2. Некоторые фортепианные произведения композиторов XX в. (Б. Бар-ток, С. Прокофьев, И. Стравинский и др.) диктуют музыканту-исполнителю новые, нетрадиционные средства выразительности, в частности, приёмы и способы игры, отличающиеся от тех, которые практикуются в классических и романтических опусах. Часто на передний план в современной музыке выходит ударная манера игры, доминирует техника «мартеллато» в наиболее открытых, «жёстких» её вариантах. Это естественным образом меняет технологические основы инструментального исполнительства, в том числе и принципы звукоизвлечения. Приобщение учащихся к метаморфозам такого рода должно трактоваться как специальная задача в обучении. В противном случае возникает опасность использования учащимися антиэстетических, «силовых» приёмов игры, отхода от культуры исполнительства.

3. Элементы музыкально-исполнительской техники — во всём их многообразии — должны отрабатываться в ходе специальных упражнений. Следует учитывать в то же время, что традиционные виды и типы упражнений могут оказаться малоэффективными при решении профессионально-технических проблем, которые возникают при исполнении некоторых произведений композиторов XX века. Необходимо подготовить молодого музыканта к созданию собственных, индивидуально ориентированных упражнений, с помощью которых смогут решаться и частные, и более общие проблемы исполнительства.

4. Инструментальные сочинения, созданные в минувшем столетии, требуют от исполнителя высоких эмоциональных, психофизиологических нагрузок и энергозатрат, граничащих в ряде случаев с нервно-физическими перегрузками. В этой связи особо актуальной в ходе обучения становится выработка умений и навыков психического и мышечного видов релаксации, представляющих собой взаимосвязанные и внутренне коррелирующие процессы. Овладение методами релаксации является важной частью профессионально-технической подготовки учащегося.

Новизна исследования:

— Созданы педагогические условия, способствующие пониманию учащимися творческих заданий, выдвигаемых инструментальной музыкой разных стилейвыявлены и систематизированы факторы, способствующие адекватному воссозданию в исполнительском процессе содержания и форм произведений, принадлежащих как недавнему прошлому, так и сегодняшнему этапу развития мировой художественной культуры.

— Дана аргументированная, научно обоснованная критика распространённых «штампов» и стереотипов в технической работе учащихсяпредложены современные, инновационные методы формирования и развития профессионально-технической умелости.

— Проанализированы особенности пианизма в произведениях композиторов различных эпохизучена природа звукоизвлечения в их произведенияхвыявлены специфические двигательно-технические приёмы и способы исполнения указанных произведений.

— Даны рекомендации по использованию в процессе занятий технических упражнений разных уровней организации и сложности. Рассмотрена структура двигательно-технических упражнений, выявлена логика их строения, комбинирования и системной организациипроанализирована специфика исполнительских средств, реализующих те или иные художественные и технические задания.

— Показано, что самостоятельное создание различных технических экзерсисов, являясь атрибутивным свойством профессионального самосознания учащегося, одновременно активизирует процессы становления и развития этого самосознания.

— Выявлена логика перманентных психофизиологических напряжений и расслаблений в игровом процессеуказано на возможность использования полных либо частичных, локальных актов релаксации. Сформулированы в этой связи конкретные педагогические установки, направленные на оптимизацию деятельности профессионально-технического «аппарата» учащегося-музыканта.

Теоретическая значимость исследования.

Систематизированы и обобщены современные данные, касающиеся оптимизации учебно-образовательного процесса в музыкально-исполнительских классах профессиональных музыкальных учебных заведений. Расширен круг знаний, связанных с формированием профессионально-технической умелости учащихся-музыкантов. Выявлены и проанализированы корреляционные связи и зависимости между стилистикой разучиваемых музыкальных произведений и выразительно-техническими средствами, необходимыми для художественно убедительной интерпретации этих произведений.

Практическая значимость.

Предложены конкретные методические рекомендации, направленные на совершенствование процесса профессионально-технической подготовки учащихся-музыкантов. Обоснованы педагогические подходы и установки, направленные на эффективное формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для стилистически достоверного и высокохудожественного исполнения произведений выдающихся мастеров музыкальной культуры. Материалы исследования могут быть использованы как в процессе индивидуальных занятий в музыкально-исполнительских классах, так и в рамках соответствующих лекционных курсов («Теория и история пианизма», «Методика обучения игре на музыкальных инструментах» и др.).

Достоверность исследования обеспечена опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психофизиологии, музыкознанияприменением комплекса методов, адекватных целям и задачам, природе и характеру, объекту и предмету исследования. Работа проводилась на основе системного подхода, что обусловило рассмотрение диссертационной проблематики в её сложных внутренних связях и взаимозависимостях.

Основные этапы исследования:

1998 — 1999 гг. — сбор теоретического и экспериментального материала, определение целей и задач, объекта, предмета и методов исследованияпроведение различных поисковых мероприятий эмпирического уровня.

1999 — 2004 гг. — определение концептуальных основ диссертациидальнейшая работа с теоретическими материаламисоздание первых вариантов текста исследованияпроведение разнохарактерных опытно-экспериментальных работ.

2004 — 2005 гг. — проведение заключительных серий обучающего экспериментаобработка данных анкет и педагогических собеседованийоформление и редактирование основного текста диссертации.

Апробация результатов исследования проводилась в ходе обсуждения диссертации на кафедрах специального фортепиано и музыкальной педагогики ТГМПИ им. С. В. Рахманиновав докладах на межвузовских научно-практических конференциях (Уфа, 2001 г., Тамбов, 2003 и 2005) — в русле педагогической и исследовательской работы на Международных курсах высшего художественного мастерства музыкантов-исполнителей памяти С. В. Рахманинова (Тамбов, 2002, 2003, 2005 гг.), а также через опубликование статей и методических материалов по теме диссертации.

По теме диссертации опубликованы следующие материалы:

1. Галушка В. Н. К вопросу использования внутреннего слуха в технической работе музыкантов-исполнителей. // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы международной научно-практической конференции. — Тамбов, 2005. — С. 34−37 (0,16 п.л.).

2. Галушка В. Н. К вопросу о музыкально-техническом обучении пианистов в вузе. // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.6. — М.: МПГУ, 2005. — С. 80−85 (0,39 п.л.).

3. Галушка В. Н. К проблеме формирования пианистического навыка «контакта с инструментом». // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.6. — М.: МПГУ, 2005. — С. 105−110 (0,37 п.л.).

4. Галушка В. Н. Некоторые проблемы фортепианного обучения в вузе в контексте современных условий музыкального образования. // Актуальные проблемы музыкального образования и воспитания: история, теория, практика. — Тамбов: ТГМПИ, 2004. Вып. 5. — С. 65−70 (0,34 п.л.).

5. Галушка В. Н. О некоторых принципах звукоизвлечения в фортепианной технике. // Проблемы музыковедения и гуманитарного знания: тезисы межвузовской научно-практической конференции. — Тамбов: ТГМПИ, 2003. -С. 8−10(0,09 п.л.).

6. Галушка В. Н. Универсальный подход и примеры его применения в овладении фортепианной техникой. // Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики: тезисы межвузовской научно-практической конференции. -Тамбов, 2004. — С. 20−23 (0,23 п.л.).

7. Галушка В. Н. Формирование базовых основ техники звукоизвлечения на фортепиано. — Учебное пособие. — Тамбов: ТГМПИ, 2005. — 35 с. (2,09 п.л.).

Выводы.

1. Существующие в массовой практике преподавания воззрения на технику музыканта-исполнителя как обобщённо-абстрактную категорию, имеющую свой особый, внестилевой статус, нуждаются в серьёзной коррекции. Техника в её реальном выражении существует «де факто» в контексте тех или иных художественно-стилевых задач, устающих перед музыкантом исполнителем.

2. Идейно-художественное и образно-поэтическое содержание фортепианных опусов композиторов разных эпох требует от исполнителя осознанного выбора средств музыкальной выразительности, соответственно — выбора особых технических и звукоколористических решений. Поскольку само по себе понимание учащимися норм и закономерностей интерпретации разностилевой музыки не означает их успешной реализации на практике, требуется особое внимание к этой стороне учебной работы в музыкально-исполнительских классахнеобходима выработка арсенала технических приёмов и средств, соотносящихся со спецификой инструментальной музыки конкретных композиторов.

3. Работа над двигательно-техническими упражнениями — необходимый компонент учебного процесса в исполнительских классах профессиональных музыкальных учебных заведений. Определённую позитивную роль могут сыграть традиционные технические упражнения, основанные на типовых фактурных формулах и комбинациях. Однако более эффективны индивидуально ориентированные упражнения, создаваемые на определённом этапе возрастного и профессионального развития самими учащимися, продиктованные их собственными исполнительскими интересами и потребностями. Задача педагога — способствовать формированию этого умения у учащихся.

4. Совершенствование двигательно-моторного, технического «аппарата» музыканта-исполнителя предполагает отработку навыка психофизиологической (эмоциональной, мускульной) релаксации в процессе игры. Фактор релаксации, умение «отдыхать на лету» (Я.В. Флиер), будучи одним из принципиально важных в общей структуре технической подготовки учащегося, выступает на передний план пришсполнении любых виртуозных, технически сложных музыкальных произведений, особенно произведений, принадлежащих композиторам XX столетия.

Настоящее исследование показало, что наряду с перечисленными существуют и другие важные аспекты формирования профессионально-технической умелости музыканта-исполнителя. Но они требуют дальнейшего изучения и теоретико-методической разработки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М.: Прометей, 1990. — 480 с.
  2. Э.Б., Ванилихина О. В., Морозова И. В. и др. Методологическая культура педагога-музыканта. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Издательский центр Академия, 2002. — 272 с.
  3. А.Д. Из истории фортепианной педагогики: хрестоматия. Киев: Музична Украина, 1974. — 161 с.
  4. А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 1−2. М.: Музыка, 1988.-414 с.
  5. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.-288 с.
  6. А.Д. Творчество музыканта-исполнителя. М.: Музыка, 1991. -102 с.
  7. Ю.Б. Дидактика практике (дидактика художественного образования). — М.: Издательство института образования и педагогики, 1996. — 288 с.
  8. С.М., Фадеев И. Г. Ремонт роялей и пианино. М.: Легкая индустрия, 1968.-228 с.
  9. А.Б. К вопросу об устойчивости мотивации в работе над музыкальным произведением // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. — С. 90−101
  10. Л.Г. Методика музыкального воспитания. М.: МГЗПИ, 1990.-52 с.
  11. Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. М.: МГОПИ, 1995.-192 с.
  12. Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984.-111 с.
  13. Ю.К. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  14. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -78 с.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  16. Ю.К. Рациональная организация учебной, деятельности. М.: Знание, 1981.-96 с.
  17. А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. Тамбов: ТГМПИ, 2002. — 311 с.
  18. С.Н. Фортепианная школа А.Н. Есиповой и её значение в современной музыкальной педагогике. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: МПГУ,-2000.-21 с.
  19. Т.И. Программа интегрированного искусства. — М.: Рино, 1996. 240 с.
  20. Т.И. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М.: МПГУ, — 1990.-47 с.
  21. JT.A. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. — Л.: Музыка, 1969.-288 с.
  22. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.
  23. Л.А. Путь к музицированию. Л.-М.: Сов. композитор, 1973. -270 с.
  24. Т.Л. А.Н. Есипова. М.: Музгиз, 1948. — 174с.
  25. Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 255 с.
  26. Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. -С. 44−142, 248−260
  27. В.М. Избранные произведения. М.: Медгиз, 1954. — 528 с.
  28. А.В. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. -136 с.
  29. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
  30. А. Уроки Листа. Л.: Музыка, 1964. — 65 с.
  31. Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII первой половины XIX века. — М.: Музыка, 1991. — 123 с.
  32. В. Педагогика С. Е. Фейнберга. М.: Музыка, 2000. — 80 с.
  33. А.В. Психологический «анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением // Музыкальная психология: Хрестоматия / Сост. М. С. Старчеус. М.: Моск. коне., 1992. — С. 186−203
  34. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 5. М.: Музыка, 1984. — 134 с.
  35. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 11. Научные труды Московской гос. консерватории. Сб. 16. М.: Моск. коне., 1997. — 160 с.
  36. М.С. Оборин артист и учитель // Л.-Н. Оборин — педагог. — М.: Музыка, 1989. — С. 6−19
  37. Н.И. Ремонт и настройка фортепиано. Куйбышевское кн. изд-во, 1977.-144 с.
  38. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-534 с.
  39. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  40. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966.-313 с.
  41. Л. Исполнителю, педагогу, слушателю: Статьи, рецензии. — Л.: Советский композитор, 1988. — 168 с.
  42. Л. Фортепианная музыка XX века: Очерки. 2-е изд., доп. — Л.: Сов. композитор, 1990. — 288 с.
  43. В.Н. К вопросу использования внутреннего слуха в технической работе музыкантов-исполнителей // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы международной научно-практической конференции. Тамбов: ТГМПИ, 2005. — С. 34−37
  44. В.Н. К вопросу о музыкально-техническом обучении пианистов в вузе // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Межвузовский сборник научных трудов.^Вып. 6. М.: МПГУ, 2005.-С. 80−85
  45. В.Н. К проблеме формирования пианистического навыка «контакта с инструментом» // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. М.: МПГУ, 2005. — С. 105−110
  46. В.Н. Некоторые проблемы фортепианного обучения в вузе в контексте современных условий музыкального образования // Актуальные проблемы музыкального образования и воспитания: история, теория, практика. Вып. 5. Тамбов: ТГМПИ, 2004. — С. 65−7Q
  47. В.Н. О некоторых принципах звукоизвлечения в фортепианной технике // Проблемы музыковедения и гуманитарного знания: тезисы межвузовской научно-практической конференции. Тамбов: ТГМПИ, 2003.-С. 8−10
  48. В.Н. Универсальный подход и примеры его применения в овладении фортепианной техникой // Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики: тезисы межвузовской научно-практической конференции. -Тамбов: ТГМПИ, 2004. С. 20−23
  49. В.Н. Формирование базовых основ технику звукоизвлечения на фортепиано. Учебное пособие. Тамбов: ТГМПИ, 2005. — 35 с.
  50. Гат И. Техника фортепианной игры. Москва-Будапешт, 1967 — 125 с.
  51. В. Мысли художника. Советская музыка, № 10, 1970
  52. JI. О работе над музыкальным произведением. М.: Музыка, 1981.- 143 с.
  53. Н.И. О музыкальном исполнительстве. JL: Музыка, 1985. -143 с.
  54. А.Б. О музыкальном искусстве // Под ред. Д. Благого. М.: Музыка, 1975. — 415 с.
  55. А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Советский композитор, 1969.-447 с.
  56. Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.: Тривола, 1995. — 324 с.
  57. A.JI. Музыкальная психология. -М.: NB Магистр, 1993. 193 с.
  58. И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре: Пер. с англ. — М.: Музгиз, 1961. — 224 с.
  59. МГК им. П. И. Чайковского, 2000. 148 с.
  60. В.М. Методы изучения движений человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С. 3−40
  61. В.Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М.: Советский композитор, 1973.-285 с.
  62. В.Ю. Фортепианные концерты С. Прокофьева. М.: Советский композитор, 1973. — 285 с.
  63. Т.А. Из записной книжки трубача: заметки об исполнительском мастерстве музыканта. М.: Радуница, 1995. — 108 с.
  64. Н., Котляревский И., Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев: Музична1. Г' Украина, 1987.- 111 с.
  65. Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования: Психология. Теория. Практика. СПб: Деан — Ферт, 1993. — 264 с.
  66. .П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 248 с.
  67. Жарова J1.M. Специфика внеклассной хоровой работы в школе. М.: Прометей, 1992. — 12 с.
  68. JI.M. Хоровой класс и практическая работа с хором. Учебная программа. М.: МПГУ, 2002. — 15 с.
  69. В.И. Методология и методика дидактических исследований -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  70. JT.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 175 с. 73.3анков J1.B. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1990.418 с.
  71. JI.B. О предмете и методах дидактических .исследований. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 148 с.
  72. А.В. и др. Восприятие и действие // Под ред. А. В. Запорожца.- М.: Просвещение, 1967. 322 с.
  73. А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. // Под ред. В. В. Давыдова, В. К. Зинченко. -М.: Педагогика, 1986
  74. .Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987. — 140 с.
  75. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001.-384 с.
  76. В.П. Восприятие и действие. Проблема действия в современных теориях восприятия. К характеристике процессов восприятия // Доклады АПН РСФСР, № 5. -М., 1961.-С. 93−97
  77. В.П. Некоторые особенности ориентировочных движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков // Вопр. психол. № 6.-1956
  78. К.Н. Мои исполнительские и педагогические принципы. В кн.: Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. — М.-Л., 1966.1. С. 144−147
  79. К.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3. М., 1973. — 232 с.
  80. Н.И. Эстетика философия науки. — М.: Изд. дом Вильяме, 2005.-592 с.
  81. X., Клюмбиес Г. Техника релаксации. М., 1965. — 73 с.
  82. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. — 277 с.
  83. Г. М. Избранные статьи. Вып. 2. -М.: Советский композитор, 1972. -265 с.
  84. Г. М. Работа пианиста. М.: Музгиз, 1963. — 201 с.
  85. Г. М. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 1961. — 115 с.
  86. Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. — 416 с.
  87. Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования. М.: МГК им. Чайковского, 1986. — 153 с.
  88. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980.-256 с.
  89. Н.А., Медынский Е. К., Шабаева М. Ф. История педагогики.- М.: Просвещение, 1974. 447 с.
  90. А. О фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1965. — 362 с.
  91. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977.-264 с.
  92. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  93. .Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Музыка, 1966. — 120 с.
  94. Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза. М.: Музыка, 1984- 89 с.
  95. .Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-эстетического анализа. Вопросы теории и практики подготовки учителя.- М.: Искусство в школе, 2000. 240 с.
  96. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест, 1999.-384 с.
  97. Куперен Франсуа. Искусство игры на клавесине. М.: Музыка, 1973. -151 с.
  98. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.
  99. Е.А. Готовясь работать с подростками. Монография. М.: Роспедагенство, 1994. — 336 с.
  100. Е.А. Проблема субъективного взаимодействия теории и методики воспитания. Монография в соавторстве. Калининград, БИЭФ, 1999.-312 с.
  101. Л.Н. Оборин педагог. Сб. статей. — М.: Музыка, 1989. — 190 с.
  102. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  103. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  104. Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.: Фигаро-центр, б/г. — 138 с.
  105. Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.-236 с.
  106. X. Аутогенная тренировка. Мн.: Попурри, 2000. — 192 с.
  107. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986.-280 с.
  108. М. За роялем с Клодом Дебюсси. За роялем с Габриэлем Форе. За роялем с Морисом Равелем. М.: Композитор, 2000. — 288 с.
  109. Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли. Учебное пособие.-М.: Композитор, 1997.-312 с.
  110. Е.П. О педагогикеВ.В. Листовой.-М.: Музыка, 1991.-64с.
  111. А.В. Стилевые проблемы в пианистической теории. 1920−1970 гг. (Из истории отечественного исполнительского музыкознания) // Фортепианное исполнительство: теория и практика. — М.: Мин. культуры РФ, 1998. С. 32−59
  112. А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование.1. Лу М., 1990.- 186 с.
  113. А.Н. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. I—V вв.ып. М., 1998−2000. — 448 с.
  114. Т.Г. Вопросы методики преподавания в классе фортепиано (из педагогического наследия Я.И. Мильштейна) // Специфика профессиональной деятельности педагога-музыканта: аспекты теории и практики. М.: МПГУ, 2004. — 18 с.
  115. К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе зву-котворческой воли: Пер. с нем. — М.: Музыка, 1966. 220 с.
  116. О.В. Формы работы по активизации самообразовательной деятельности в процессе фортепианного обучения // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1985. — С. 23−30
  117. А.Г. Педагогическое наследие В.И. Сафонова и актуальные проблемы современной музыкальной педагогики (на материале рабо
  118. Ь' ты фортепианных классов музыкальных факультетов): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1996. — 22 с.
  119. A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981 — 230 с.
  120. Н.К. Воспоминания, статьи, материалы. М.: Сов. композитор, 1981.-352 с.
  121. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Муз-гиз, 1963.-96 с.
  122. Методы системного педагогического исследования // Кузьмина и др. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
  123. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Сов. композитор, 1983. — 262 с.
  124. Я.И. Исполнительские и педагогические принципы К.Н. Игумнова // Мастера советской педагогической школы. — М.: Музгиз, 1961. -238 с.
  125. Я.И. Советы Шопена пианистам. М.: Музыка, 1967. — 117 с.
  126. Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. ст. М.: Музыка, 1991. — 23 8 с.
  127. Музыкальное исполнительство и современность: Вып. 2. Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 19. М.: Моск. гос. коне.-1997.-154 с.
  128. Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей // Сост. М. А. Смирнов.-М.: Музыка, 1988.-319 с.
  129. В.Н. Психология отношений (Избранные труды). Москва-Воронеж, 1995.-400 с.
  130. Е.Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. -383 с.
  131. И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л., 1969. — 134 с.
  132. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Заметки педагога. М.: Музыка, 1982.-300 с.
  133. Л.В. Статьи и воспоминания современников // Под ред. Л. Баренбойма и Н. Фишмана. Л.: Советский композитор, 1979. — 323 с.
  134. А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском ¦'¦ Ц классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика. музыканта. М.: МПГУ, 2003. — 252 с.
  135. Е.В. Концептуальный подход к изучению истории отечественного музыкального образования // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Отв. ред. Э. Б. Абдуллин. -М.: МПГУ, 1999.-204 с.
  136. Е.В. Методика работы над произведениями современной музыки в самодеятельном академическом хоре. Методическое пособие. -М.: ВНМЦ, 1980. 142 с. '
  137. Оборин Л.Н.: Статьи. Воспоминания. К семидесятилетию со дня рождения. Составление и общая редакция М. Г. Соколова. М.: Музыка, 1977. — 223 с. tf 142. Павлов И. П. Физиология высшей нервной деятельности. Полное собрание трудов. М.-Л.: АН СССР, 1949
  138. В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Владос, 1997. — 384 с.
  139. Пианисты рассказывают. Вып.1 // Сост., общая редакция М. Соколова. -М.: Музыка, 1990. 176 с.
  140. М.Г. История педагогики. Учебное пособие. М.: Сфера, 1998. -С.213−252, 266−301
  141. М.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. Учебное пособие. М.: Сфера, 1996. — 360 с.
  142. М.Г. Проблемы дисциплины в истории советской педагогики и школы. — М.: Российский открытый университет, 1996. — 240 с.
  143. В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструменов: Методическое пособие по настройке. М.: Музыка, 1990. — 192 с.
  144. Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. М.: Музыка, 1974. — 336 с.
  145. Г. П. Формирование музыканта-исполнителя. М., 1956 — 96 с. '
  146. Психология индивидуальных различий.-М.: Изд-во МГУ, 1982.-319 с.
  147. Д.А. Исполнитель и стиль. М.: Советский композитор, 1. V/ 1981.- Вып.2. 228 с.
  148. О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Изд. РАО, 1999.-314 с.
  149. О.П. Музыкальное развитие детей. М.: Владос, 1997. — 315 с.
  150. О.П. Музыкальные шедевры. Учебная программа. М.: Кном-пресс, 1999.-241с.
  151. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. -141 с.
  152. В.Г. Исследование музыкально-исполнительского образа // Вопр. психол. 1978. — № 2. — С.70−80
  153. В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении//Вопр. психол. 1988.-№ 1.-С.ЗЗ-41iy 159. Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  154. JI.A. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998. -608 с.
  155. JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М.: Прометей, 1991. 137 с.
  156. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
  157. Руководство по физиологии движений // Под ред. B.C. Гурфинкеля. -Л.: Наука, 1976.-С. 5−26
  158. С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор, 1961. -271 с.
  159. С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.-Л.: Музыка, 1964. 187 с.' 166. Савшинский С. И. Работа пианиста над техникой. Л.: Музыка, 1968. 107 с.
  160. Г. В. Новые приёмы фортепианного исполнительства в творчестве композиторов XX века. СПб.: Санкт-Петербургская гос. коне., 1994.-70 с.
  161. И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во АН СССР, 1961
  162. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-95 с.
  163. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  164. JI.E. Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей. (Из опыта работы фортепианного факультета МГК им. П.И. Чайковского): Дис. канд. искусствоведения. М., 2000. — 180 с.
  165. В.З. Хрестоматия по истории педагогики. — М.: Учпедгиз, 1961.-600 с.
  166. М.А. Воспитание музыканта-исполнителя // Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе. М.: Моск. коне., 1978. — С. 18−34
  167. Современная дидактика: теория практике // И. Я. Лернер и др. — М.: ИТПИМИО, 1994. — 288 с.
  168. В.П. Принципы обучения как дидактический фундамент пианиста: методическое пособие. Елец: Муза, 2000. — 32 с.
  169. В.П. Развитие беглости в технической работе пианиста: методическое пособие. Елец: Муза, 2003. — 32 с.
  170. В.П. Свобода игрового аппарата пианиста. Елец: Муза, 2001. -32 с.
  171. К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1 985 479 с.
  172. Ю.В. Управление учебно-образовательными структурами в сфере культуры и искусства. М.: МПГУ, 2004. — 245 с.
  173. A.M. Психология и педагогика. М.: Юнити-Дана, 2001. -423 с.
  174. Г. П. Хоровой класс. Учебное пособие для студентов музыкального факультета. М.: Просвещение, 1998. — 24Фс.
  175. Л.Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы. Тамбов: ТГМПИ, 2004. — 277 с.
  176. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.- 173 с.
  177. .М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
  178. Е.М. Воспитание пианиста: Методическое пособие. Изд. 2-е. -М.: Сов. композитор, 1989. — 144 с.
  179. Традиции отечественной фортепианной педагогики: Сб. трудов. Вып. 132. М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. — 96 с.
  180. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. — Т.1. — 584 с. Т.2. — 438 с.
  181. М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. -М.: Сов. композитор, 1973. 158 с.
  182. М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.: Музыка, 1975. 111 с.
  183. С.Е. Мастерство пианиста. М.: Музыка, 1978. — 205 с.
  184. С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969. — 598 с.
  185. С.Е. Пианист. Композитор. Исследователь. М.: Сов. композитор, 1984.-232 с.
  186. Я.И. Статьи., воспоминания, интервью / Ред. М. Яковлева. М.: Советский композитор, 1983. — 268 с.
  187. Фортепианное искусство на рубеже XX — XXI веков: Проблемы совр. творчества, исполнительства, педагогики: Межвуз. сб. науч. тр. / Под общ. ред. О. Ю. Кошелева. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. — 213 с.
  188. П.А. Оптимизация самостоятельных домашних занятий учащихся-музыкантов (На материале работы класса общего фортепиано): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 25 с.
  189. И.Ф. Педагогика: Курс лекций. Минск: БГУ, 1979. — 107 с.
  190. Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Дис.. докт. психол. наук. Л., 1989. — Т. I. — 425 с. Т. II (прилож.) -155 с.
  191. Г. М. Исполнитель и техника. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-192 с.
  192. Г. М. Концертная сцена России: Проблемы, Суждения, Мнения. М.: Феникс-АРТ, 1993.- 177 с.
  193. Г. М. Музыкально-исполнительское искусство. СПб.: Алетейя,~ «2001.-318с.
  194. Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988. — 384 с.
  195. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. -176 с.
  196. Г. М. Портреты советских пианистов. М.: Сов. композитор, Г/ 1990.-327 с.
  197. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. — 373 с.
  198. Г. М. Шопен и русская пианистическая традиция. М.: Музыка, 1990.-96 с.
  199. Т.И. Проблемный подход в обучении. Новосибирск, 1969. — 175 с.
  200. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. JL: Музыка, 1971.-70 с.
  201. А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран. М.: Музыка, 1967. — Вып.З. — 226 с.
  202. Ф. Физиология ведения смычка. М., 1930
  203. О.Ф. О психофизическом единстве исполнительского ис-~ ' кусства // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1973. —1. Вып. 12- С. 187−222
  204. Р. Жизненные правила для музыкантов: Пер. с нем. М.: Муз-гиз, 1959.-40 с.
  205. А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. М.: Музыка, 1968.-247 с.
  206. А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования. Учебное пособие по курсу «Методология музыкально-педагогического образования». М.: Прометей, 2001. — 424 с.
  207. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  208. А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века: Автореф. дис. докт. пед. наук. М.: МПГУ, 2004
  209. Alt М. Didaktik der Musik. Dusseldorf: Schwann, 1968. — 280 s.
  210. Fuhr C. The German Education system since 1945: outlines and problems. -Bonn: Inter Nationes, 1997. 316 p.
  211. Gisella Selden-Goth. Ferruccio Busoni. Un profile. Leo S. Olshchki, V Firenze, 1964
  212. Nineteenth-Century Piano Music: Essays in Performance and Analysis. -New York London: Garland Publishing, 1997. — 208 p.
  213. Varro M. Der Lebendige Klavierunterricht. Seine Methodik und Psychologies N. Simrok, Hamburg-London, 1958. 330 s.
Заполнить форму текущей работой