Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Криминалистическое моделирование для реконструкции неочевидных обстоятельств при расследовании дорожно-транспортных происшествий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты проведенных исследований докладывались: на ежегодной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органов» (Краснодар, К10И МВД России, июнь 1998 г.) — научно-практической конференции «Использование компьютерных технологий в экспертно-криминалистической деятельности» (Волгоград, ВЮИ МВД России, май 1999 г.) — научно-методической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Моделирование как метод криминалистической реконструкции при расследовании дорожно-транспортных происшествий
    • 1. 1. Общие положения расследования дорожно-транспортных происшествий
    • 1. 2. Специфика расследования дорожно-транспортных происшествий произошедших при неочевидных обстоятельствах
    • 1. 3. Возможности моделирования условий и элементов дорожнотранспортных происшествий
    • 1. 4. Место дорожно-транспортного происшествия как источник исходных данных для реконструкции механизма происшествия
  • Глава II. Экспериментальные исследования и методики реконструкции элементов механизма «дорожно-транспортных происшествий
    • 2. 1. Установление скорости и направления движения транспортного средства по характеру рассеивания осколков стекла
      • 2. 1. 1. Экспериментальные исследования характера рассеивания осколков стекла при столкновении транспортного средства с преградой
      • 2. 1. 2. Методика установления скорости и направления движения транспортного средства по характеру рассеивания осколков стекла
    • 2. 2. Установление скорости и направления движения транспортного средства по следам выпадения груза
      • 2. 2. 1. Экспериментальные исследования следов от грузов, выпавших из транспортных средств
      • 2. 2. 2. Методика установления скорости и направления движения транспортного средства по следам выпавшего груза
    • 2. 3. Определение возможности зрительного восприятия дорожной обстановки в условиях дождя
      • 2. 3. 1. Возможности моделирования условий видимости при дожде
      • 2. 3. 2. Методика моделирования условий дождя при движении транспортного средства

Криминалистическое моделирование для реконструкции неочевидных обстоятельств при расследовании дорожно-транспортных происшествий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Постоянно растущий парк автомобилей в России, неудовлетворительное состояние дорог, а во многих случаях и слабая подготовка водителей Q естественным образом приводит к увеличению количества дорожнотранспортных происшествий. Несмотря на предупредительные меры, основанные на анализе причин и условий ДТП, ежегодно на территории Российской Федерации регистрируется более двухсот тысяч таких преступлений, в которых гибнет до тридцати пяти тысяч человек.

В этой связи особое значение приобретает объективное, всестороннее по возможности более быстрое раскрытие и расследование данной категории преступлений, специфической особенностью которых, является во многих случаях неочевидность обстоятельств, при которых они совершены.

Неочевидность обстоятельств, предопределяет необходимость реконструкции механизма совершенного ДТП по материальной и идеальной Ф следовой информации, сопровождающей процесс развития дорожной ситуации, ее кульминационную стадию и последующие процессы. Наиболее частыми основаниями, по которым производится реконструкция события и его механизма, в настоящее время являются показания свидетелей, очевидцев и потерпевших. По своей природе эти показания относятся к субъективно воспринимаемым элементам объективной реальности. Именно поэтому они не могут являться полными и исчерпывающими данными, по которым возможно с максимальной степенью достоверности воспроизвести фактические обстоятельства события.

Вместе с тем, любое дорожно-транспортное происшествие сопровождается изменением материальной обстановки — повреждения и разрушение О автотранспортных средств, трасологические следы, следы веществ и материалов. Процесс их возникновения подчиняется объективным законам природы (физики, механики, химии), а следовательно их наличие, взаиморасположение и изменения произошедшие с ними, могут составлять фактическую базу для реконструкции механизма события.

Значение реконструкции, как метода установления истины давно признавалось ученными криминалистами. Развитию теории этого вопроса ^ просвещены известные работы В. А. Мызникова, И. Г. Маландина, А. И. Булатова, Н. П. Яблокова, В. А. Илларионова и др. Однако, в большинстве работ основное внимание уделено реконструкции осуществляемой следователем на основе именно субъективных составляющих процесса. Вопросы же экспертной реконструкции в рамках проведения судебной экспертиз освещены в литературе недостаточным образом.

Крайне недостаточно в криминалистической литературе и экспертной практике используется широко распространенный в науке и технике метод моделирования, позволяющий на основе следовой информации и использования основных законов природы с достаточной степенью объективности и достоверности реконструировать событие на основе воссоздания его О физической модели.

Указанные обстоятельства, а также ряд других факторов, обуславливающих актуальность рассматриваемой проблемы, послужили основанием для выбора автором темы настоящего диссертационного исследования и направления ее разработки.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования, являются закономерности и принципы построения модели дорожно-транспортного происшествия, совершенных в условиях неочевидности для реконструкции его механизма. Предметом исследования являются: экспертная реконструкция, как разновидность моде—ф лирования, основанная на использовании материальных следов, сопровождающих происшествиеее возможности, организация проведения, общая и частные методики ее производства. Предметом также охватываются вариационные особенности экспертного исследования в зависимости от ситуационных факторов.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Основной целью исследования является поиск наиболее оптимальных и эффективных путей решения экспертных задач по реконструкции обО стоятельств неочевидных дорожно-транспортных происшествий.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

— проанализировать практику расследования уголовных дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, произошедшими в условиях неочевидности;

— на основе характеристики типовых неочевидных обстоятельств дорожно-транспортных происшествий определить понятие, сущность, и виды криминалистического моделирования при реконструкции механизма дорожно-транспортных происшествийпровести экспериментальные исследования по моделированию и ¿-Л анализу неочевидных обстоятельств дорожно-транспортных происшествий с целью установления скорости и направления движения транспортного средства по характеру разлета осколков фарного стекла и по следам от вы- 1 / павших грузов из автомобиляпровести экспериментальные исследования по определению наиболее значимых факторов влияющих на видимость из автомобиля при его движении в условиях дождяразработать методики реконструкции неочевидных обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, связанных с установлением скорости и направления движениятранспортного средства по характеру разлета осколков стекла и следов от выпавших грузов, а также моделирование видимости условий дождя при движении автомобиля.

Методологическую основу исследования составляют диалектическая теория познания, фундаментальные положения уголовно — процессуальной науки, криминалистики и общей теории судебной экспертизы. Наряду с применением общенаучных методов наблюдения, сравнения, измерения, абстрагирования, анализа и синтеза использовались собственно криминалистические методы построения модельных систем.

Нормативно правовую базу исследований составляют положения Конституции Российской Федерации, действующее уголовно-процессуальное законодательство, федеральные законы и нормативные акты.

В диссертации использована литература по различным вопросам филологии, права, судебной экспертизы, физики, механики, автотехники, проведен обзор современного состояния, исследуемой проблемы в криминалистической литературе на основе трудов ведущих ученых криминалистов: P.C. Белкина, Е. И. Зуева, В. В. Куванова, A.A. Леви, И. М. Лузгина, И. Г. Маландина, И. Х. Максутова, Б. Л. Зотова, В. К. Глистина, В. И. Жулева, Б. А. Илларионова, Ю. Б. Суворова, В. А. Труцина, Б. В. Российского, А. П. Онучина, С. И. Гирько, И. К. Коршакова и многих др. ^^.

Эмперическую базу диссертации составляют данные, полученные в результате обобщения экспертной' практики производства автотехнических, трасологических исследований, экспертиз веществ и материалов в ЭКУ ГУВД Волгоградской области за 1999 — 2001 год, социологического исследования основанного на анкетирования экспертов и следователей из 26 регионов России, специализирующихся на расследовании дорожно-транспортных происшествий, экспериментальных данных, полученных в ходе подготовки диссертации, а также собственного опыта экспертной работы.

Научная новнзна исследования определяется тем, что проведено теоретическое исследование вопросов криминалистического моделирования при расследовании дорожно-транспортных происшествий и дана характеристика типовых неочевидных обстоятельств их совершения, определены пути совершенствования расследований дорожно-транспортных происшествий на основе использования результатов экспертного эксперимента, проводимого по предлагаемой нами методике.

Основные положения, выносимые на защиту. Результаты проведенного исследования представляются следующими:

1. Рассмотрены и проанализированы имеющиеся в криминалистической литературе понятия определения «неочевидных обстоятельств», в том числе и относительно дорожно-транспортных происшествий. На основе этого анализа и анализа типовых ситуаций происшествий, предложено авторское определение понятия «неочевидные обстоятельства».

2. Для успешного проведения реконструкций обстоятельств ДТП рассмотрены необходимые и достаточные данные, которые подлежат фиксации при осмотре места происшествия, что позволило выработать практические рекомендации для специалиста, участвующего в осмотре по фиксации материальной обстановки с целью последующего построения физической модели события происшествия.

3. На основе анализа физических процессов, описывающих р^ру-шение стеклянных частей светосигнальной аппаратуры в момент удара и характер разлета осколков от них, а также механизма следообразования при выпадении груза сформулированы особенности проведения экспериментов по установлению скорости движения транспортного средства в момент столкновения.

4. На основе теоретических положений и экспериментальных данных разработаны и апробированы экспертные методики по: установлению скорости движения автомобиля в момент его столкновения при ДТП на основе характера разлета осколков стекла от светосигнальной аппаратурыустановлению скорости движения автомобиля в момент его столкновения при ДТП на основе следовой обстановки от выпавших грузовустановлению видимости в условиях дождя с использованием разработанной «дождевальной» установки.

Практическая значимость диссертации.

Разработанные в диссертации общеметодические рекомендации и методики проведения экспертных исследований по реконструкции механизма ДТП, рекомендации и выводы могут быть использованы практическими работниками органов расследования, дознания и экспертной службы в целях более эффективного расследования дорожно-транспортных происшествий, произошедших в услов^х неочевидности. Кроме того, основные результаты представлены для внедрения в учебный процесс по курсу криминалистики в вузах системы МВД.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты проведенных исследований докладывались: на ежегодной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органов» (Краснодар, К10И МВД России, июнь 1998 г.) — научно-практической конференции «Использование компьютерных технологий в экспертно-криминалистической деятельности» (Волгоград, ВЮИ МВД России, май 1999 г.) — научно-методической конференции «Проблемы преподавания экспертных дисциплин в вузах МВД России» (Волгоград, ВЮИ МВД России, июнь 2000 г.) — на научно методической конференции «Проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации государственных образовательных стандартов второго поколения» (Саратов, СЮИ МВД России,-май 2001 г.) — опубликованы статьи в сборнике «Труды адъюнктов и соискателей», Вып. 2, ч. 2 (Краснодар, КЮИ МВД России, сентябрь 2000 г.) в сборнике научных трудов «Уголовный процесс и криминалистика на рубеже веков» (Москва, 2000 г.) — опубликована статья в межвузовском сборнике научных статей: В 2 ч., Часть 2 (Саратов, СЮИ МВД России, май.

2001 г.).

Выводы, рекомендации и методики, обобщенные в результатах исследования, используются в практической деятельности ГСУ при ГУ ГУВД и ЭКУ ГУ ГУВД Волгоградской области, СО и ЭКО Городищенского РОВД Волгоградской области, в учебном процессе кафедры криминалистической техники Волгоградской академии МВД РФ, что подтверждается актами о I внедрении.

Структура диссертации обусловлена необходимостью рассмотрения общих, специальных и методических вопросов, касающихся темы исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование вопросов, связанных с реконструкцией неочевидных обстоятельств совершения ДТП позволяет сделать следующие выводы:

1. Систематизированы принципы, определяющие классификационное деление дорожно-транспортных происшествий на преступления и именно происшествия.

2. Приведена классификация дорожно-транспортных происшествий по видам, причинам возникновения и факторам, им способствующим.

3. По результатам изучения уголовных дел проведен анализ статистических данных, на основе которого были выявлены наиболее типичные причины их возвращения из судов на доследование. Наиболее часто встречающейся причиной, по нашему мнению, является отсутствие комплекса следственных действий, объясняющих механизм совершения ДТП в условиях неочевидности.

4. Рассмотрены и проанализированы имеющиеся в криминалистической литературе понятия определения «неочевидных обстоятельств», в том числе и относительно дорожно-транспортных происшествий. На основе этого анализа и анализа типовых ситуаций происшествий, предложено авторское определение понятия «неочевидные обстоятельства».

5. Анализ имеющихся в литературе понятий и определений, относящихся к осмотру месту происшествия, позволил нам предложить дополненное и уточненное определение обстановки места происшествия и интерпретировать криминалистическое понятие осмотра места происшествия.

6. На основе анализа литературы, посвященной видам моделирования, принятым и широко используемым в различных областях научного знания, определено понятие, сущность и виды криминалистического моделирования при реконструкции механизма дорожно-транспортных происшествий, произошедших в условиях неочевидности.

7. Для успешного проведения реконструкций обстоятельств ДТП рассмотрены необходимые и достаточные данные, которые подлежат фиксации при осмотре места происшествия, что позволило выработать практические рекомендации для специалиста, участвующего в осмотре по фиксации материальной обстановки с целью последующего построения физической модели события происшествия.

8. Обоснована возможность использования в процессе воссоздания модели ДТП ранее не учитывающихся материальных следов — характера разлета осколков стеклянных частей светосигнальной арматуры автомобиля и выпавших грузов.

9. На основе анализа физических процессов, описывающих разрушение стеклянных частей светосигнальной аппаратуры в момент удара и разлет осколков от них, сформулированы особенности проведения экспериментов по установлению скорости движения транспортного средства в момент столкновения.

10. В работе подробно рассмотрен механизм следообразования от выпавших в момент столкновения грузов, факторы, влияющие на него, а, следовательно, возможность их учета при моделировании с целью установления скорости автомобиля в момент столкновения.

11. Установлено, что характер следов от выпавших грузов определяется рядом факторов, которые зависят от ситуации произошедшего ДТП. Их систематизация с точки зрения законов механики дала возможность установить те признаки в следах, которые позволяют провести практически полную реконструкцию совершенного ДТП.

12. Представлены математические зависимости, позволяющие при установлении исходных данных установить скорость движения автомобиля по следам от выпавших грузов.

13. В ходе проведения экспериментальных данных по установлению (воспроизведению) видимости в условиях дождя нами было установлено влияние на нее различных факторов и показана принципиальная возможность моделирования условий дождя.

14. Разработана и апробирована «дождевальная» установка, позевот ляющая при интегральном учете всех имеющих значение факторов моделировать не только интенсивность дождя, но и реальную видимость из автомобиля в процессе его движения.

15. На основе теоретических положений и экспериментальных данных разработаны и апробированы экспертные методики по: установлению скорости движения автомобиля в момент его столкновения при ДТП на основе характера разлета осколков стекла от светосигнальной аппаратурыустановлению скорости движения автомобиля в момент его столкновения при ДТП на основе следовой обстановки от выпавших грузов;

Ф — установлению видимости в условиях дождя с использованием дождевальной" установки. О.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и иные нормативные источники.
  2. Уголовный Кодекс Российской Федерации. — М.: Инфра М-Норма, 1996.- 192 с.
  3. Конституция Российской Федерации. М.: Теис, 1996. — 48 с.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Издательство «Ось-89», 2002 г. 400 с.
  5. О милиции: Закон РСФСР с извлечениями от18 феврвля 1993 г., 15 июня 1996 г.
  6. Положение «О Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации'7/Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 354.
  7. Правила дорожного движения Российской Федера-ции//Постановление совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г № 1090.
  8. Приказ МВД РФ от 1 июня 1993 г. „О повышении эффективности экспертно-кримипалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации“.
  9. Приказ МВД РФ № 174 от 1994 года „Эксперименты в органах внутренних дел“.
  10. Приказ МВД России № 6 от 10, 01. 94 „О мерах совершенствования дорожно патрульной службы и повышения ее роли в укреплении порядка в сфере дорожного движения.“
  11. Инструкция об организации производства комплексных медико-криминалистических и медико-автотехнических экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР и Министерства здравоохранения СССР. М., 1981.
  12. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации/Под ред. A.B. Наумова. М.: Юристь, 1999, С. 688 — 689.
  13. Монографии, учебники, учебные пособия.
  14. Л.Г. Организация и тактика раскрытия преступлений, совершенных в условиях неочевидности. Учебное пособие НИиРИО., М., 1984. -44 с.
  15. Ачмиз Р. Ю. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Учебн. пособие. Краснодар., 1999. 63 с.
  16. Р., Уотте Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Пер. с англ. — М. Транспорт, 1983. 288 с.
  17. P.C. Криминалистика: Общетеоретические проблемы. М., 1973.-С. 201.
  18. P.C. Курс криминалистики в 3 ч. Т. 1: Общая теория криминалистики. М.: Юристь, 1997. — С. 350 — 351.
  19. P.C., Винберг А. И. Криминалистика: Общетеоретические проблемы. М., 1973. С. 26 — 27.
  20. P.C. Криминалистика: М.: Большая Российская энциклопедия, 1993, С.-76. '
  21. P.C. Криминалистика: Краткая энциклопедия. — М., 1993. С. 26.
  22. P.C. Теория и практика следственного эксперимента. М., 1959. С. 47.
  23. P.C. Курс советской криминалистики: М., 1979, Т. 3 С. 165.
  24. P.C. Собирание, исследование и оценка доказательств. М., 1966. С. 138- 139.
  25. .Е. Исследование факторов, обуславливающих дорожно-транспортные происшествия. — Л., 1980. 85 с.
  26. А.И., Жулев В. И., Петренко В. М. Расследование дорожно-транспортных происшествий. М., 1966. С. 3.
  27. Э.И. Раскрытие неочевидных преступлений. — М.: МВШМ МВД России, 1991. С. 3.
  28. В.А. и др. Автотехническая экспертиза. М., Юрид. лит., 1967, — С. 255.
  29. ВинбергЮ.И. Криминалистика: Общетеоретические проблемы. М., 1973.-С. 201.
  30. А.И. Роль Буринского Е.Ф. в формировании отечественной криминалистики: Учебн. пособие. Волгоград, 1981. С. 15.
  31. А.И., Малаховская Н. Г. Судебная экспертология: (общетеоретические и методические проблемы экспертизы): Учебн. пособие. Волгоград, 1979. С. 176.
  32. В.А. Теория подобия и моделирование применительно к задчам электроэнергии. М., 1966. С. 15,255.
  33. К.А., Новиков С. И. Методическое пособие по исследованию места дорожно-транспортного происшествия. Одесская НИЛ-СЭ. 1971.-С. 25−26.
  34. В.Д. Техническая экспертиза разрушений деталей автомобилей. Киев. 1976. 72 с.
  35. Г. Л. Криминалистическая ситуационная экспертиза места происшествия. — „Рефераты научных сообщений на теоретическом семинаре криминалистических чтениях“. Вып. 16. М., 1977. С. — 21.
  36. А.Е., Гудков С. А., Савелий М. Ф. Водитель. ГАИ: Справочное пособие. -М.: Юристь, 1997, С. 60.
  37. Г. А. Моделирование в работе следователя. — Л, 1980. — С. 13.
  38. С.И. Особенности расследования по делам о ДТП. М. ВНИИ МВД РФ, 1992. 24 с.
  39. В.К., Боровский Б. Е. Автотранспортные преступления. Квалификация и методика расследования: Учебн. пособие для следователей.-Л., 1969.-134 с.
  40. Л.Я. Понятие и классификация следственных ситуаций // Следственные ситуации и раскрытие преступлений. — Свердловск. 1987.-168 с.
  41. К.В. Тактика осмотров мест дорожно-транспортных происшествий и методика проведения следственных действий при их расследовании. Киров., 1997. 60 с.
  42. C.B. Следственные ситуации и тактические решения при производстве расследования. Акад. МВД РФ.: М., 1992, 147 с.
  43. В.А. Криминалистические средства и методы раскрытия неочевидных преступлений. — М., 1987, 81 с.
  44. Дорожно-транспортные происшествия СССР, 1982 / МВД СССР. Гл. упр. ГАИ, ВНИИБД под общ. ред. В. И. Жулева. М., 1983. -132 с.
  45. Дорожно-транспортные происшествия., СССР РСФСР, 1983. -М. ВНИИБДД, 1984. — 212 с.
  46. .Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. М., 1972. 66 с.
  47. П.М. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий. М.: МССШМ МВД СССР, 1990. — 56 с.
  48. В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. М.: Транспорт. 1989. — С. 123, 201,202.
  49. Л.А. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий. Саратов. ВШ МВД РФ, 1993. — 155 с.
  50. K.M. Борьба с автотранспортными происшествиями. — М., 1968.-164 с.
  51. .А. Автотранспортные преступления. М., Юрид. лит., 1976, 206 с.
  52. В.В. Реконструкция при расследовании преступлений. // Под ред. И. М. Лузгина. Учебное пособие. НИоРИО Карагандинсой высшей школы МВД СССР. 1978. — С. 4.
  53. В.В. Реконструкция при проведении криминалистических экспертиз. Караганда, 1974. С. 49 52.
  54. Ю.М. Следственный осмотр//Криминалистика. М., 1938. Ч. 1.279 с.
  55. A.C. Борьба с автотранспортными преступлениями. Омск. 1981.,-57 с.
  56. Криминалистика: Учебник / Под ред. И. Ф. Пантелеева, H.A. Селиванова. М.: Юрид. лит., 1993. — 592 с.
  57. Криминалистика: Учебник. Т. 2: Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений. Под ред. Смагоринского Б. П. -Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1994. 560 с.
  58. Криминалистика: Учебник. / Под ред. проф. А. Г. Филиппова и проф. А. Ф. Волынского. М.: „Спарк“, 1998. 543 с.
  59. Криминалистика: Учебник / отв. Ред. Н. П. Яблоков. Л-82 2-у изд., — М.: Юристъ, 1999. — 718 с.
  60. Криминалистика: Учебник / Под ред. Проф. P.C. Белкина. М.: „Норма“, 2000.-С. 244.
  61. И.А. Следственная ситуация и тактическое решение. — Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1988. 24 с.
  62. А.Н. Моделирование мышления .(над чем работают, о чем спорят философы). М., 1969. С. 23.
  63. И.К., Чалкин П. П., Чубченко А. Л. Определение скорости автомобиля в момент наезда на пешехода: Учебн. пособие. М.: ЭКЦ МВД России, 1993. — С. 24.
  64. И. К. Сидоров Ю.С. Пассивная безопасность легкового автомобиля. -М.: ЦБНТИ, 1976. С. 25.
  65. И.К. Определение скорости автомобиля в момент наезда на пешехода / Автомобильный транспорт. 1989. № 5. С. 20 — 22.
  66. Kramer Н, Burow К. Verletzungs grenren der Unterschenkel unter О) Stobartiger Belastung // Z. F. Verkehrssicherheit 20.1974. № 4. S. 239 — 250.
  67. В.П. Организационные и тактико-криминалистические основы раскрытия и расследования преступлений прошлых лет. — М., 1979. -212 с.
  68. В.А. и др. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1980. — 98 с.
  69. K.M. Безопасность движения автомобилей в условиях ограниченной видимости. М.: Транспорт. 1989. — 112 с.
  70. И.М. Реконструкция в расследовании преступлений. Волгоград, 1982. С. 48, 54.
  71. В.В. Проблемы квалификации дорожно-Q транспортных происшествий. М., Юрид. лит. 1979., 168 с.
  72. И.М. Моделирование при расследовании преступлений. М., 1981.-219 с.
  73. Е.М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. — М.: Транспорт, 1980. — 311 с.
  74. A.B. Глаз и свет. — Л.: Энергоатомиздат, 1983. 139 с.
  75. A.A. и Цыпарский Я.Г. Применение метода реконструкции при расследовании. М. 1975. С. 45.
  76. Э.П. Эксперименты по определению видимости при расследовании ДТП. МЮ. БССР., 1977.
  77. В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и1. О) российские тенденции. М, 1997, 497 с.
  78. Методическое письмо для экспертов. Исследование возможности выхода объекта, пересекающего проезжую часть за пределы опасной зоны. -: ВНИИСЭ, 1991., 27 с.
  79. Методическое письмо. Пределы экспертного исследования дорожно-транспортного происшествия. Использование экспертных заключений следователем и судом. М., 1978 (ВНИИСЭ МЮ СССР). 149 с.
  80. И.Г. Расследование дорожно-транспортных происшествий с мест, которых водители скрылись. Методическое пособие. ВНИИ МВД СССР. М.: 1993. С. 85.
  81. И.Х. Осмотр места происшествия. Л. 1965, С. 12.
  82. И.Х. Осмотр места происшествия/Криминалистика под ред. Крылова И. Ф. Л., 1976, С. 310, 350.
  83. Л.Н., Мозговых Г. А. Использование осколков фарных рассеивателей при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Алма Ата, 1970 (Каз. НИИСЭ), 85 с.
  84. Методика математического моделирования при исследовании механизма дорожно-транспортного происшествия. Киев, 1972. — 40 с.
  85. .М. Особенности расследования ДТП связанных со столкновением автотранспортных средств. М. Акад. МВД СССР., 1987. — 228 с.
  86. А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. Свердловск: Изд — во Урал. Ун -та, 1987. С. 18,44, 52.
  87. А.П. Системно — структурный анализ места происшествия и обстановки преступления / Теоретические проблемы криминалистической тактики. Свердловск, 1981. С. 75.
  88. А.П. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий. Свердловский юрид. инс-т., 1996. С. 82.
  89. В.А. Криминалистика. Учебник. М.: Юрист 1995, С. 159- 163.
  90. Обзорная информация. Вып. 1. Экспертная и судебно-следст-венная практика профилактической работы по делам о дорожно-транспортных происшествиях за X и XI пятилетки. М. ОНИ ВНИИСЭ, 1987, -32 с.
  91. Обзорная информация. Вып. 3. Организация комплексного криминалистического исследования объектов, контактно-взаимодействующих при дорожно-транспортном происшествии. М.: ВНИИСЭ, 1986. — 24 с.
  92. Опыт производства судебно-автотехнических экспертиз с применением аналогово моделирования дорожно-транспортных ситуаций. / МЮ СССР ВНИИСЭ. Авт. Литинский С. А. и др. М., 1978. — 52 с.
  93. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия.: Учебн. пособие / Под. ред. Б. Л. Золотова. ВСШ МВД СССР. Волгоград. НИиРИО, 1980.-56 с.
  94. A.C. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справ, метод, пособие / Под ред. В. А. Алферова., М.: „Лига Разум“ 1998, 22 с.
  95. Pritz H. Experimenttal Infestigation jf Pedestrian Injru Minimization Through Vehicle Design 770 095. SAE Preprints, 1977 / - P. 1 — 7.
  96. В.Ф. Раскрытие преступлений, совершенных в условиях неочевидности. JL, 1990. — 140 с.
  97. Н.А., Дворкин А. И., Завидов Б.Д и др. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справочно-методическое пособие // Под ред. В. А. Алферова и В.А. и В. А. Федорова. М.: „Лига Разум“, 1998.-С. 42−49.
  98. Н.А. Криминалистика. Учебник. М.: Юрид. лит., 1993, С. 183 187.
  99. Ю.Б. Теоретические и методологические проблемы комплексных экспертных исследований системы (ВАД) при расследовании дорожно-транспортных преступлений. М. НИИ МВД., 1993 67 с.
  100. М.В. О некоторых методологических проблемах науки криминалистики / Труды Киевской высшей школы МВД СССР. Киев, 1972.-209 с.
  101. К. Активная и пассивная безопасность автомобилей: Отчет директора Лаборатории физиологии и биомеханики „Рено-ПСА“ № 92 250.- 1981.-С. 98.
  102. И., Каситани К. Изучение наездов автомобилей на пешеходов / Пер. с япон. ВЦП. № Ц. 4989. М., 1973. — С. 19.
  103. В.А. Расследование дорожно-транспортных преступлений в случаях сокрытия их последствий. Учебн. пособие / МВД России, ВЮЗШ-М.: 1992,-46 с.
  104. А.А. Логические основы метода моделирования. М., 1971.-С. 44,49.
  105. А.Г., Волынский А. Ф. / Криминалистика: М.: Изд-во „Спарк“, 1998.-461 с.
  106. М.Н. Криминалистическая информация и моделирование при расследовании преступлений. Саратов, 1982. — 200 с.
  107. Н.И., Пушнов A.B., Чубченко A.A. Осмотр, фиксация и моделирование механизма образования внешних повреждений автомобилей с использованием их масштабных изображений: Учебн. пособие — М. ВНКЦ МВД СССР, 1991. 95 с.
  108. A.A. и др. Определение типа, марки, модели автотранспортного средства по следам шин, выступающих частей и осколкам светосигнальных приборов. М., 1987. 76 с.
  109. В.А. Моделирование и философия. М.: 1966. — 197 с.
  110. Г. А. Определение скорости транспортного средства при его многократном и полном растормаживании. // Экспертная практика и новые методы исследования. ВНИИСЭ, Вып. 22, 1979. С. 27 37.
  111. A.B. Апробация и внедрение в производство автотехнических экспертиз методики аналогово моделирования // Современное состояние и пути развития судебной автотехнической экспертизы. Баку. ВНИИСЭ., 1987. С. 232 — 240.
  112. П.В. Обстоятельства, способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий в условиях недостаточной видимости. // Криминалистика и судебная экспертиза. Респуб. Междуведом, нучно-методический сборник. Вып. 26. Киев., 1983. С. 79 — 81.
  113. В.В., Штыков A.A. К вопросу определения скорости транспортного средства по длине следов торможения // Экспертная практика и новые методы исследования. Вып. 24. М. ВНИИСЭ, 1980. — С. 12.
  114. С.И., Краенский Е. А. Осмотр места происшествия, как источник доказательств по делам о дорожно-транспортных преступлениях // Проблемы предварительного следствия и дознания. — М.: ВНИИ МВД СССР. 1991.-С. 101−108.
  115. В.И., Подпалый B.JI. Понятие криминалистической характеристики преступления // Криминалистика и судебная экспертиза. — Киев, 1986. Вып. 33. С. 3 — 8.
  116. Л.Я. Исходные следственные ситуации: генезис и динамика // Исходные следственные ситуации и криминалистические методы их разрешения. М., 1991. С. 30−35.
  117. Драпкин ЛюЯ. Понятие и классификация следственных ситуаций // Следственные ситуации и раскрытие преступлений: Науч. тр. / Сверд. юрид. ин т. — 1975. Вып. 41. — С. 26 — 29. •
  118. Ф.Д. Математическое моделирование управляемого движения автомобиля // Вопросы судебной экспертизы и экспертной профилактики. Баку. — Вып. 27. 1987, — С. 145 — 148.
  119. Г. Н. Определение условий видимости пешехода водителем с использованием цифровой ЭВМ // Современное состояние и пути развитя судебной автотехиической экспертизы. Баку., ВНИИСЭ., 1980. -С. 234−236.
  120. М.И. Определения, объекты и задачи судебной транспортно-трасологической экспертизы. // Совершенствование производства судебных автотехнических экспертиз. М. ВНИИСЭ, 1989. С. 6 — 11.
  121. О.Г. Пути определения скорости автомобилей при столкновении с неподвижным препятствием // Проблемы судебной автотехнической экспертизы. М., 1989. С. 168 — 172.
  122. И.Д. Системный метод и моделирование в криминалистике. // Актуальные теоретические и общеметодические проблемы судебной экспертизы. Сб. научн. трудов. Вып. 16, ВНИИСЭ МЮ СССР. М. 1975.-С. 115−123. '
  123. С.А. Аналоговое моделирование, как метод экспертного анализа при исследовании механизма ДТП. // Современное состояние и пути развития судебно-атотехнической экспертизы. Баку., ВНИИСЭ. 1980.-С. 237−238.
  124. Г. А. Моделирование обстановки дорожно-транспортного происшествия // Некоторые вопросы борьбы с преступностью в Казахской ССР. Алма — Ата. 1987, — С. 80 — 85.
  125. А.К. К вопросу об установлении факта движения транспортного средства в момент столкновения. // Методические рекомендации. Ташкент. 1980. С. 35 -37.
  126. A.B. О моделировании бампер — повреждений при наездах легковых автомобилей. // Современное состояние и пути развития. Баку. 1980.-290−291.
  127. И.Х. Расследование преступных нарушений правил безопасности дорожного движения // Криминалистика. — Л., 1976. — С. 540 -556.
  128. C.B. Установление причинной связи при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Информ. бюллетень СО МВД РФ № 1 (90), 1997.-С. 112−114.
  129. .В. Моделирование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, как этап установления механизма его происхождения. // Теория и практика судебной экспертизы. Сб. научн. трудов. Вып. 66, Ташкент. 1982. С. 89 — 94.
  130. М.А. Дорожно-транспортное происшествие (о некоторых недостатках в организации расследования). // журнал „Профессионал“ № 4, 1999.-С. 44−45.
  131. Н.С. Механизм дорожно-транспортного происшествия и методологические вопросы его анализа в судебной автотехнической экспертизе // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев., Вып. 37., 1989. — С. 87−92.
  132. H.A. Криминалистическая характеристика преступлений и следственных ситуаций // Соц. Законность. 1977. — № 2. — С. 56 — 59.
  133. H.A. Криминалистическая характеристика преступлений // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1983. — Вып. 26. — С. 26 — 31.
  134. A.A. Методика проведения отдельных видов следственных экспериментов при расследовании дорожно-транспортных просшест-вий. // Информ. бюллетень СО МВД РФ № 1 (86), 1996. С. 64 — 74.
  135. Е.Б. Определение скорости транспортных средств, при наезде на неподвижное препятствие по пластичным деформациям. // Проблемы совершенствования автотехнической экспертизы. Сб. научн. труд. Вып. № 19. М. ВНИИСЭ МЮ СССР. 1976. С. 79 -96.
  136. Г. Л. Определение соотношения скоростей по следам транспортных средств, от касательного контактирования их колес. // Криминалистика и судебная экспертиза. Респ. Междувед. научно-метод. сборник. Вып. № 29. Киев МЮ УССР. 1984., С 106 109.
  137. В.И. Определение направления движения и относительных скоростей столкнувшихся транспортных средств. // Криминалистика и судебная экспертиза. Республ. междувед. научн. метод, сборник. Вып. № 23. Киев. 1981.-С. 89−97.
  138. Диссертации и авторефераты диссертаций.
  139. А.И. Решение типовых задач расследования преступлений. Автореф. Дис. канд. юрид. наук. Волгоград, ВЮИ МВД РФ., 1999.
  140. Р.Ю. Расследование дорожно-транспортных преступлений (теоретические и тактико-методические аспекты): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 1999.
  141. Ю.Н. Криминалистический анализ механизма столкновений дорожно-транспортных преступлений: Дис. .канд. юрид. наук. М., 1982.
  142. X.JI. Личность виновного в совершении дорожно-транспортных преступлений: Дис. .канд. юрид. наук. М.: Акад. МВД СССР, 1978.
  143. Беноне Манчу Следственный эксперимент, теория и практика: Дис. .канд. юрид. наук.-М., 1966.
  144. Л.В. Теоретические и практические проблемы следственного осмотра: Дис. .д-ра юрид. наук. — М., 1991.
  145. С.И. Особенности расследования по делам о дорожно-транспортных преступлениях: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. — М.: НИИ МВД России, 1992.
  146. Т.Г. Проблемы борьбы с автотранспортными преступлениями: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1976.
  147. П.М. Исследования обстановки места происшествия при наездах транспортных средств на пешеходов: Дис.. канд. юрид. наук. -М.: ВЮЗИ, 1980.
  148. М.И. Экспертная реконструкция механизма дорожно-транспортного происшествия по его следам: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М,.: МЮ ВНИИСЭ, 1992.
  149. И.В. Криминологическая характеристика дорожно-транспортных-преступлений и их предупреждение ОВД: Дис.. канд. юрид. наук. -М.: Акад. МВД СССР, 1974.
  150. Н.Ф. Совершенствование организации раскрытия и методики расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в условиях неочевидности: Дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 1996.
  151. Н.С. Исследование криминалистических связей при расследовании дорожно-транспортных преступлений: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1991.
  152. А.Н. Научные и правовые основы расследования отдельных видов преступления: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. — Харьков, 1967.
  153. И.Г. Борьба с дорожно-транспортными происшествиями и правонарушениями на автотранспорте в СССР: Дис.. д-ра юрид. наук. -М. 1965.
  154. В.А. Теоретические и практические проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий: Дис.. канд. юрид. наук. С. Петербург, 1996.
  155. К.С. Криминологические проблемы и организация индивидуального предупреждения автотранспортных происшествий: Дис.. канд. юрид. наук. М.: Акад. МВД СССР, 1984.
  156. А.Х. Криминологический анализ и организация предупреждения ОВД ДТП, совершаемых водителями индивидуальных автомобилей: Дис.. канд. юрид. наук. М.: ВЗШМ, 1992.
  157. С.И. Криминалистические и иные специальные знания при расследовании места ДТП: Дис.. канд. юрид. наук. Одесса, 1973.
  158. . М. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, связанных со столкновениями автотранспортных средств: Дис. .канд. юрид. наук. — М.: Акад. МВД СССР, 1987.
  159. С.Н. Доказывание при расследовании дел о дорожно-транспортных преступлениях. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М. ЮИ МВД России, 1997.
  160. .В. Уголовно правовые и криминологические проблемы борьбы с автотранспортными преступлениями: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: Акад. МВД СССР, 1986.
  161. A.A. Криминалистическое прогнозирование дорожно-транспортных происшествий: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екате-ренбург, 1994.
  162. Ю.Б. Теоретические и методические проблемы комплексного экспертного исследования системы „водитель — автомобиль -дорога“ при расследовании дорожно-транспортных происшествий: Дис.. д-ра юрид. наук. М.: НИИ МВД России, 1993.
  163. Г. А. Криминалистическая характеристика сокрытия следов дорожно-транспортного преступления и методы его установления: Дис. канд. юрид. наук. -М.: Академ. МВД СССР, 1985.
  164. Трошкин А. А Криминалистическое прогнозирование дорожно-транспортных преступлений: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1994.
  165. Ш. Ш. Следственный эксперимент при расследовании автотранспортных происшествий: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Харьков, 1982. г5. Словари и справочники.
  166. Словарь русского языка. / Под ред. С. И. Ожегова., М. „Русский язык“, 1987. С. 60.
  167. Словарь русского языка. Изд. 11 / Под ред. Ю. Ю. Шведовой, М.,"Русский язык» 1975. С. 327.- 5.3 Толковый словарь живого великорусского языка. Том 2. Гос. изд. иностр. и национ-х слов. / Под ред. В. И. Даль, М., 1956. С. 337.
  168. Словарь иностранных языков / Под ред. И. В. Лехина, С.М. Лок-шиной и др., 6-е изд., М., 1964. С. 555.
  169. Советский энциклопедический словарь. 4 — изд. — М., 1989. — С. 1632.
  170. Состояние преступности в России за 1995 год. М., 1996. — С. 63.
  171. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М., 1982. С. 560.
Заполнить форму текущей работой