Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Духовность российской молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отношение к личному благу как конечной цели раскрывается через такие ценности, как человечность, гуманность, забота (социальный альтруизм), то есть через отношения, не сводимые к вещным отношениям. Эти ценности, которыми руководствуется человек в духовном поведении, обеспечивают высшую общественную или личную целесообразность, так как она направлена на поддержание гармонии личности и общества… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
    • 1. 1. Сущность, структура и типы духовности
    • 1. 2. Молодежь как объект социально-философского анализа
  • ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
    • 2. 1. Духовный мир современной российской молодежи
    • 2. 2. Роль социальных институтов в становлении духовности молодежи

Духовность российской молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что преобразования, которые произошли во всех сферах российского общества за последние годы, повлияли и на процесс становления духовности молодого поколения россиян. Вместе с возможностью выбора сфер самореализации современная российская молодежь приобрела и ряд проблем социального и духовного плана. В их числе — снижение духовности и нравственности, увеличение молодежной преступности, форм девиантного поведения, социальное расслоение.

Усилия государства по формированию духовности молодежи пока не привели к желаемым результатам. Молодежь оказалась на распутье: с одной стороны, она испытывает влияние ценностей недавнего советского прошлого, с другой стороны, ей предлагают возрождать ценности дореволюционной России, с третьей — пытаются представить ценности современного западного общества как образец для новой России.

Изменение системы ценностей общества и нежелание молодежи принять их стало фундаментом для возрождения реакционных идеологий, в том числе фашистских, а также для формирования новых субкультур, проповедующих бессмысленность жизни и эстетику смерти. Отсюда реальностью сегодняшнего дня стал кризис процесса социализации молодежи, одним из проявлений которого выступает углубляющийся разрыв преемственности поколений, уничтожение социальной памяти, когда старшее поколение практически не может оказывать действенное влияние на воспитание молодежи в духе патриотизма.

Эта ситуация обостряется тем, что в результате смены общественного строя молодежь оказалась у подножия социальной пирамиды вследствие невозможности ею не только войти в престижные социальные группы, но и получить какую-либо работу после окончания профессиональной подготовки. Однако динамика социальных изменений вынуждает молодежь приспосабливаться к новым условиям жизни, вести постоянныйпоиск новых форм социальной идентичности, вырабатывать свою жизненную позицию и созидать свой духовный мир.

Вместе с тем, полноценное становление духовности российской молодежи возможно лишь тогда, когда основой государственности станет эффективно действующая система социальных институтов, традиционно формирующих духовность молодежи.

Время диктует необходимость обращения к формированию духовности современной российской молодежи, что предполагает выработку научно-обоснованной системы мер по формированию нового духовного облика у молодого поколения и включения ее в процесс модернизации России.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования духовности молодежи находится на стыке смежных областей гуманитарного знания различного уровня общности и специализации таких наук, как философия, психология, социология.

Проблемы, касающиеся формирования духовности молодёжи, рассматривались авторами с различных мировоззренческих позиций, культурно-исторических традиций и школ, методологических и концептуальных оснований. Это работы отечественных философов Д. М. Азаматова, Р. Г. Апресяна, А. И. Арнольдова, Э. А. Баллера, O.A. Беленковой, Б. С. Галимова, Д. Ж. Валеева, A.A. Валькова, У. С. Вильданова, Г. Н. Волкова, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, М. Т. Иовчука, В. В. Куравлева, Н. С. Злобина, Л. Н. Когана, Г. Г. Квасова, И. К. Кучмаевой, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, Э. А. Орловой, С. М. Поздяевой, Ф. Б. Садыкова, B.C. Хазиева и других.

К ним относятся работы Ф. А. Гайсина, O.K. Валитова, В. Н. Орлова, Л. П. Сверчкова, А. Ф. Кудряшева, Н. Н. Козловой, Л. И. Новиковой, И: М. Сиземской, В. Ф. Левичевой, A.B. Лукьянова, И. Б. Сесюниной, Л. Б. Султановой, В. Г. Федотовой, И. В. Фроловой, Б. И. Шенкмана, H.A. Шергенг и др., посвященные концептуально-теоретическому анализу духовного производства, а также труды А. К. Уледова, в которых анализируется феномен духовной жизни общества, и Ж. Т. Тощенко, рассматривающего особенности и закономерности развития духовной сферы.

Духовность, ее типы изучаются в трудах Л. М. Архангельского, Е. М. Бабосова, В. П. Барышкова, Д. Ж. Гилязетдинова, Ю. Н. Дорожкина, C.B. Егорышева, Л. Н. Когана, И. М. Орешникова, О. В. Лармина, С. Н. Плотникова, В. М. Соколова. А. Н. Семашко, Ф. С. Файзуллина, Ю.У.Фохт-Бабушкина и др.

Содержание и принципы духовности становились предметом изучения авторов Б. С. Ерасова, Р. Г Исмагилова, Л. Г. Ионина, Ю. М. Лотмана, Ю. А. Муравьева, З. Я. Рахматуллиной.

Научный подход к молодежи как особой группе общества, учет комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни и культуры молодежи получил отражение в работах многих отечественных ученых гуманитарных направлений.

Среди них можно назвать труды П. И. Бабочкина, B.C. Боровика, Н. Ф. Головатого, Г. Д. Дмитриева, С. Н. Иконниковой, И. М. Ильинского, Ю. С. Колесникова, B.C. Комаровского, В. Т. Лисовского, А. Л. Маршака, Г. В. Осипова, В. В. Павловского, Н. В. Лясникова и Ю. В. Лясниковой, М. Н. Руткевича, Н. С. Слепцова, Ф. Р. Филиппова, В. Н. Шубкина и других.

Таким образом, проблема становления духовности молодежи всегда была и остаётся в сфере интересов исследователей, изучающих различные аспекты этого сложного социокультурного процесса. Эти исследования проводились и проводятся в различные исторические эпохи и отвечают потребностям общества и духу времени.

В настоящее время в трансформирующейся России требуется переосмысление целого ряда существующих подходов и проведение новых комплексных социально-философских исследований. Современная практика настоятельно требует теоретического анализа проблем становления духовности молодежи с учетом реальностей современного, динамично изменяющегося российского общества.

Настоящим исследованием подтверждено определяющее значение формирования духовности молодежи в рамках духовности общества, обусловленных активным усвоением и переосмыслением новых" ценностей и социальных норм. В условиях длительных социально-экономических преобразований изменениям подвергаются ключевые элементы духовности, причем их механизм состоит в вытеснении одного поколения другим, а не в реформировании системы ценностей взрослых людей, чья социализация уже состоялась.

Стремление найти пути разрешения противоречия между тенденциями к возрождению духовности молодежи и недостаточной востребованностью духовного потенциала молодежи российским обществом определило научную проблему нашего исследования.

В теоретическом плане — это проблема обоснования теоретико-методологических основ становления духовности молодежи. В практическом плане — это поиск путей оптимизации процессов формирования духовности молодежи в современный период развития российского общества.

Объектом исследования выступает молодежь как социально-демографическая группа, претерпевающая динамичные изменения в условиях новой социокультурной реальности современного российского общества.

Предметом исследования является процесс становления духовности российской молодежи под влиянием динамично изменяющихся факторов макро — и микросоциальной среды.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ становления духовности современной российской молодежи как сложного и многогранного социального образования на современном этапе развития российского общества.

Достижение данной" цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:

— исследование социокультурных процессов как праксиологической основы формирования духовности молодёжи, определение её наиболее значимых концептуально — философских основ, обеспечивающих эффективную социализацию молодёжи в современных условияхвыявление социально — философских оснований" духовности современной российской молодёжи;

— анализ состояния и особенностей становления высокой духовности молодёжи;

— определение путей и средств формирования духовности молодёжи.

Методологическая основа диссертации. Методологическую основу диссертации составляют системный, субкультурный, стратификационный, субъективный, процессуальный, аксиологический и деятельностный подходы, позволившие определить сущностные, системные характеристики изучаемого объекта.

В исследовании также использовались общефилософские принципы историзма, объективности, конкретности и др.

Научная новизна диссертационного исследования сформулирована в следующих основных положениях:

— установлено, что духовность есть способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я» и в соответствии с этим строить свое поведение и жизнедеятельность;

— обосновано, что российская молодежь, испытывая влияние процессов глобализации, адаптирует и интерпретирует массовую культурную продукцию применительно к своей духовности и духовному опыту, создавая при этом новые формы субкультур;

— обнаружено, что процесс становления духовности современной российской молодежи характеризуется разрывом между ценностными ориентациями, формируемыми, обществом, и идеалами нравственности самой-молодежи, ростом прагматических настроений, углублением противоречий между устремлениями молодежи и реальными возможностями их реализации;

— выявлено, что преобладающим в духовной жизни российской молодежи является полицентризм ценностей с характерным для него эмоционально-рассудочным видением реальности и абстрагированием от душевных переживанийопределены приоритетные направления формирования высокой духовности молодого поколения: гуманитаризация образованияповышение роли семьи в формировании духовного иммунитета против влияния негативных идей и идеологий, раскрытие творческого и инновационного потенциала молодёжи.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке эффективных социальных технологий социализации и воспитания молодежи в различных типах социальных институтов (таких, как семья, система общего и профессионального образования, профессиональная сфера и др.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления, а также в преподавании спецкурсов по социальной философии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на ряде научных и научно-практических конференциях, в том числе, на региональной конференции «Лучшие программы психологического сопровождения деятельности студентов» (Уфа, 2008) — на республиканской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал системы в формировании компетентного педагога в условиях профессионального образования" — на международной научной конференции «Философия в XXI веке» (Уфа, 2006) — на республиканской научной конференции «V Садыковские чтения» (Уфа, 2009) — на V Российском* философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009 г.), а также в 9 научных публикациях автора, в том числе 1 монографии. Общий объем публикаций — 7 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованнойлитературы, включающего 200 наименований. Общий объем диссертации -142* страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования духовности молодежи, нравственного самоопределения и приобщения к миру общечеловеческих ценностей относится к числу вечных, разрабатываемых многими поколениями исследователей. Научная литература, освещающая тему духовности, многочисленна, включает разнообразные определения, толкования, ракурсы исследования. Имеющаяся в подходах к изучению этой проблемы пестрота во многом обусловлена отсутствием обобщенной теории духовности.

Проведенный социально-философский анализ процессов и факторов, обусловливающих духовное становление поколения самореализующейся молодежи, позволил выявить, что в динамично изменяющемся российском обществе, одним из основополагающих факторов перехода к устойчивому развитию является становление поколения самореализующейся молодежи. Она сможет не только выжить, но и преобразовать окружающую социоприродную среду, в соответствии со своими потребностями и стратегическими интересами российского общества.

Самореализация молодого человека как социального субъекта в нестабильной социоприродной среде предполагает наличие специфических структурных элементов, определяющих ресурс самореализации, в число которых входит психосоматическое здоровье, социально-психологическая устойчивость к воздействиям социоприродной среды, развитие способностей, наличие цели и смысла жизни, сформированного мировоззрения, самоопределения, активности и ответственности. Большое значение здесь имеет эффективное выполнение социальных ролей и функций в соответствии-с современными требованиями общества, что выступает важнейшим фактором устойчивости к деструктивным воздействиям.

Формирование духовности российской молодежи осуществляется в процессах социализации, воспитания и самовоспитания при воздействии факторов современной социокультурной реальности, глобализации.

Российская’молодежь переживает культурное отчуждение, во многом обусловленое дуалистическим характером российского социокультурного типа, балансирующей между Западом и Востоком, традиционализмом и стремлением к инновациям, атеизмом и религиозностью, утонченностью духовности, сложным характером преемственности советского и досоветского культурного наследия.

Вестернизация российской культуры, накладываясь на существующие культурные противоречия, усугубляет внутрикультурный дисбаланс, способствует маргинализации молодежи, приводит к крайне негативным последствиям. Общество, провозглашая ценностью высокие жизненные стандарты западной культуры, лишает большинство молодежи возможности достижения этой цели традиционно одобряемыми средствами, что имеет следствием формирование новой «двойной морали» и ведет к девиантности.

Превращение экономической ценности из инструментальной в терминальную ведет к обеднению духовного мира молодого человека, порождает отчужденные формы активности, дегуманизацию социальных отношений. Параллельно с тенденцией роста общего количества преступлений, совершаемых молодыми россиянами, идет иррационализация духовного мира российской молодежи, а приобщение молодежи к ценностям религии носит также отчужденный характер.

Духовность как личностное образование в обществе через механизм самореализации обнаруживает себя как духовное поле. Самореализация представляет собой целенаправленную деятельности личности, целью которой является обнаружение, реализация и исчерпание своего духовного потенциала в окружающем миреВ результате механизма самореализации, через активный поиск истины, добра, красоты индивид, выступая в роли субъекта деятельности, реализует свой накопленный духовный опыт в обществе.

Критериями духовного развития личности в молодежном возрасте являются:

— отношение к другому как самоценности, что выражено * в таких качествах,. как сострадание" соучастие, правдивость, совесть, общительность, отзывчивость, дружелюбие, доброта, умение владеть собой, душевность, реалистичность в оценке ситуации, самоотдача и других;

— творческий, целенаправленный характер жизнедеятельности — миротворчество, альтруизм, деятельная помощь окружающим, соучастие, организация микросреды общения, целеустремленность, высокая сензитивность, открытость, коллективное творчество и другое;

— духовно-творческая активность личности, где особое значение приобретают высокая самооценка, оптимизм, бодрость, стремление к успеху, гибкость мышления, изобретательность, ответственность перед собой и другими, вера в осуществимость намеченного, воля, потребность в позитивной свободе и другое.

В целом процесс становления духовности молодежи противоречив и бесконечен во времени. Противоречия, оказывающие влияние на становление духовности молодежи, объективные и субъективные. При этом отметим, что данные противоречия изоморфны на всех возрастных этапах, и если они разрешаются, то укрепляют духовные устои личности, если не разрешаются, то духовное развитие может зайти в тупик.

Выделяются следующие противоречия: между идеализированными, возвышенными ожиданиями, обусловленными воображаемым игровым опытом и реальными впечатлениямимежду узким, индивидуальным, субъективным, жизненным опытом и объективными социальными ценностямимежду изменяющимся потенциальным запасом сил для самореализации и недостаточным владением способом самореализациимежду стремлением стать активным членом общества и разделить его ценности и недостаточной осведомленностью о ценностях окружающего мирамежду знанием молодежью ценностей и недостаточным индивидуальным выбором своей направленностимежду представлением об идеале и социальном запросоммежду недостаточным духовным развитием личности, слабой готовностью к самореализации и накоплением знаний в условиях потребительской психологии.

В структуре духовности выделены: — познавательный компонент (как сфера поиска истины) — - нравственный (как сфера поиска добра) — - эстетический компонент (как сфера поиска красоты).

Ведущим элементом в познавательном компоненте является знание, которое следует понимать не как непосредственную данность, а как духовный продукт, создание которого опосредовано наличными возможностями культуры. Эти возможности многообразны, предстают как динамические и развивающиеся, зависимы от условий социокультурной ситуации. Поэтому как передача, так и создание и усвоение знаний тесно связаны с активной деятельностью субъекта познания, что позволяет избежать однообразия и прямолинейности в процессе познания и осуществить переход от менее полной к более полной истине.

Нравственный компонент — это нормы духовного поведения, регулирующие личные и общественные интересы, взаимоотношения личности и окружающего мира таким образом, чтобы при этом были обеспечены и общее, и личное благо. Отношение личности к общему благу как высшей цели характеризуется такими понятиями, как дружба, солидарность, братство.

Отношение к личному благу как конечной цели раскрывается через такие ценности, как человечность, гуманность, забота (социальный альтруизм), то есть через отношения, не сводимые к вещным отношениям. Эти ценности, которыми руководствуется человек в духовном поведении, обеспечивают высшую общественную или личную целесообразность, так как она направлена на поддержание гармонии личности и общества, выступающей условием их благополучия. Эмоциональным' восприятием и выражением этого смысла является, очевидно, то, что называется совестью и присуще исключительно человеку:

Эстетический компонент в структуре духовности — это восприятие жизни как ценности, наслаждение этими ценностямиэто способность воспринимать красоту в окружающем мире, чему способствуют такие составляющие эстетического компонента, как эстетические переживания" чувства)^ эстетическая оценка на основе накопленного опыта эстетических восприятии и сложившихся критериев красотыэстетический вкус, эстетическая установка в практической деятельности личности.

Особая роль в формировании эстетического компонента принадлежит средствам культуры и искусства, выступающим в процессе становления человека как пути его духовного самосовершенствования.

Таким образом, духовность — это сложноструктурированное качество, включающее достаточно широкий диапазон составляющих, и их взаимодействие, гармонизация имеют большое значение в развитии духовности. Интегрируясь, они образуют особый, относительно самостоятельный план отражения, преобразования окружающего мира и Я в этом мире.

Значимыми компонентами, влияющими на процесс духовного становления молодежи, являются: самооценка личностью уровня своего духовного развитияусвоение основных нравственных понятий-, развитие социальной и эмоциональной направленности.

Формирование духовности молодежи целенаправленно может происходить в системе социальных институтов общества. Процесс духовного воспитания личности, в соответствии с заданной моделью, выступает основой становления молодежи в современном российском обществе. На практике его следует осуществлять в едином воспитательном пространстве России на основе принципов концепции воспитания.

В создании системы духовного становления молодежи и реализации процесса духовного воспитания должен действовать, принцип регионализмаКаждый регион России имеет свою духовную? среду, которая? воздействует на процессы духовного воспитания.

Наиболее эффективно становление духовности молодежи происходит в системе социальных институтов, где целенаправленное формирование личности выступает в качестве функциональной роли данного института. В настоящее время они существуют и в определенной степени функционируют, но не представляют собой систему, поскольку нет общепринятой? идеологии и модели формирования духовности молодежи в российском обществе.

Содержательная сторона системы формирования духовности имеет структуру, включающую следующие разделы: нравственное воспитание, воспитание гражданственности и патриотизма, эстетическое воспитание, а также различные виды, связанные с принадлежностью к социальным группам (религиозное, атеистическое, национальное). Здесь необходима работа по координации деятельности всех воспитательных структур в условиях современной эпохи, что должно быть учтено при разработке и осуществлении государственной молодежной политики России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. 1992. № 8.- С. 146−148.
  2. П. Теологические трактаты. (Сост. Неретиной С.С.).М.: Прогресс. Гнозис, 1995. 413 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — 260 с.
  4. Азаматов Д.М.: Девяткина Р. И. Здоровье как константа внутреннего мира человека. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. — Т. 4. — С. 706.
  5. П.В. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 3-е издание., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 1999.- 944 с.
  6. C.B. Добровольное участие молодежи в общественных инициативах//Материалы Всероссийской научной конференции' «Молодежь и становление новой России». Москва, 27−30 мая 1997 г. Часть 2.-М.: 1997.-С. 182−189.
  7. Ю.В. Культура как интегратор социума. Н. Нов-город: ННГУ, 1996.-174 с.
  8. Анатомия кризисов. М.: 1999. — 280 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: 1994. — 236 с.
  10. Аристотель. О душе. Собр. соч. в 4 т. М.: 1975. — С. 396−448.
  11. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: 1981.- 156 с.
  12. А.И. В поисках моральных ориентиров//Социс. № 3. 2004. С. 138 140.
  13. A.C. Социокультурная динамика России // Политические исследования. 1991. № 5. — С. 26−35.
  14. Г. А. Культура как предмет философии // Вестник ЛГУ. 1991.сер. 6.-Вып. 3.-С. 13- 14.
  15. П.И., Мантуров C.B. Этнонациональные ценности и социализация молодежи Бурятии. М.: 2001. — 105 с.
  16. В.П., Матронина Л:Ф. Динамика религиозности в информационном обществе. //Социс. 2004. № 9. — С. 102−105
  17. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. — С. 2−8.
  18. В. С. Социальная философия. 4.1. М.: 1993. — 180 с.
  19. Э. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) // ОНС. 1994. № 6. С. 41−46.
  20. Л.М. Индивидуальность и личность в истории // Одиссей, 1990. -М.: Наука, 1990. С. 6−8.
  21. M. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М.: 1986. — С. 123−126.
  22. M. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник. М.: 1989. — С. 85−89.
  23. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну.М.: 2000.-230 с.
  24. В.А. В защиту индивидуальности. М.: 1997. — 185 с.
  25. А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. — 384с.
  26. H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 480с.
  27. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: 1989. — 215 с.
  28. Э. Люди, которые играют в игры. М.: 1994. — 175 с.
  29. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование социальных потребностей" молодежи: опытсоциологического анализа- Mi: 1978?. -183 с:.
  30. В. С. От наукоучения к логике культуры. М.: 1991. — 320 с.
  31. В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2004. № 7. — С. 46−51.
  32. Г. А. Культура как предмет философии // Вестник ЛГУ. сер.6. -1991. № 20. Вып. 3. — С. 14−18.
  33. Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон. Ф. Соч. В 2-х т.
  34. М.: Мысль, 1997. Т. 1. 458 с.
  35. Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. -Уфа: 1998. 148 с.
  36. Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. Уфа: 2001. — 352 с.
  37. М.В. Структура культуры мира как элемента культуры личности студента. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. — Т. 4. — С. 580.
  38. И. А. Политический консенсус в гуманитарном диалоге культур // Вопросы философии. 1996. № 8. — С. 50−53.
  39. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 704с.
  40. М. Протестантская этика. Сборник М.: ИНИОН, 1992- 208 с.
  41. Ю.Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шапко В. Т. Практикум по социологии молодежи. М.: 2000. — 265 с.
  42. В.А. Самореализация как постижение медиасмыслов// Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. — Т. 4. — С. 457.
  43. С. Н. Мистицизм в современной молодежной среде: социально-философский анализ: Автореф. дис. к.ф.н. М.: 1996. — 24 с.
  44. Т. П. Философские проблемы образования в информационном обществе //Автореферат дис. д-ра филос. наук. М.: 1995. — 36 с.
  45. Н.И. Массовая культура// Вопросы философии. 2005. № 8. — С. 184- 187.
  46. О.И. Молодежная культура как социальная проблема // Современное обществознание Запада: методологические проблемы, исследования. Свердловск: 1990. — С. 117−126.
  47. Всемирный доклад по вопросам молодежи.// Материалы 60 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 2005. 44 с.
  48. Второй конгресс российских философов: некоторые итоги // Вопросы философии. 2000. № 5. — С. 145−165.
  49. Н.В. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования. М.: 2000. — 264 с.
  50. В.И. Политическая социализация молодых // Свободная мысль. 1996. № 7.-С. 18−20.
  51. К. Политическая философия. М.: 1999. — 287 с.
  52. Ф.А., Попов В. Д. Духовность сущность человека. — Уфа. 1995. -116 с.
  53. .С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов. 1981.-256 с.
  54. .С., Васильева И. Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. Уфа. 2001. — 54 с.
  55. .С., Мусин. Г. Х. Биосоциальная система: опыт потребностного подхода. Уфа. 2000. — 280 с.
  56. Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т. 3. -М.: 1977.-406 с.
  57. Дж. М. Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике. Уфа: 1995. — 40 с.
  58. Государственная молодежная политика в республиках Российской Федерации: Документы и материалы. М.: Социум, 1997. — 141 с.
  59. В. В., Грибанова Г. И. Инициативные, самодеятельные молодежные движения. Л.:.3нание, 1991. — 32 с.
  60. Е.А. Динамика изменений политических ориентации молодежи: 1995−1997 гг. // Молодежь 97: надежды и разочарования. Книга 1. -М., 1997.-С. 68−76.
  61. Л.Н. Конец и вновь начало. М.: 1994. — 136 с.
  62. П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996. -288 с.
  63. E.B. Измерение социального самочувствия"молодежи-/ Рос. АН. Ин-т социологии. М.: 1992. — 50 с.
  64. В.В. Роль молодежи в глобализирующемся мире // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. — С. 641.
  65. Л.Г. Мир человека и человек в мире. // Филос. науки. 1990. № 1. -С. 109−112.
  66. Г. Г. Индивидуализм старый и новый: личность в постсоветском социуме. // Политические исследования. 1999. № 3. — С. 5.
  67. В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы // Вестник МГУ. Сер. Социология. № 1. — 2004. — С 7−27.
  68. Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодежи. М.: 1995. — 256 с.
  69. М.С. Духовное возрождение. Правопорядок. Молодежь. М.: 1998.-225 с.
  70. Н.П. Что такое человек? М.: Мысль, 1983. — 123 с.
  71. Духовное развитие и воспитание молодежи. М.: 1983. — 105 с.
  72. Э.М. Лиминарная идентичность молодежи как следствие трансформации общества // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. — С. 42.
  73. И.А., Сержантова A.A. Жизненные ориентации современной молодежи // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса.- М.: 2005. Т. 4. — С. 643.
  74. Л.С. Социокультурные процессы в, изменяющейся России: тендерный аспект. М.: 2000. — 108 с.
  75. С. Что происходит с нашей культурой? // Российская Федерация сегодня. 2005. № 10. — С. 2−3.
  76. Д.Д., Нысыбаева А. Н. Социальный портрет молодежи в современном Казахстане // Социс. 2004. № 12. — С. 86−88.
  77. В. В. Формирование духовной культуры молодежи: проблемы, поиски, решения // Социально-политические науки. 1990. № 6. — С. 24−26.
  78. И. В., Пейкова З. И. Религиозность российских и финских подростков // Социологические исследования. 1998. № 1. — С. 136−141.
  79. Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. № 3.-2005.-С. 5−16.
  80. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: 1986. — 355 с.
  81. JI.A. Духовная культура. М.: 1999. — 125с.
  82. И.А. и др. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). — М.: 1999. — 106 с.
  83. H.A. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение // Мониторинг общественного мнения, 2001, № 2. -С. 52−65.
  84. Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи// Социологические исследования. 1998. № 8. — С. 47−54.
  85. Ю.А. Проблемы риска в социологии молодежи. М.: 2003. — 126 с.
  86. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М.: Социум, 1998. — 136 с.
  87. A.C. Государство и молодежь как субъекты формирования нового облика России. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса.- М.: 2005. Т. 3. С. 643.
  88. С.П. Проблемы социализации современной российской молодежи. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 3. — С. 644−645-
  89. Э.В. Философия и культура. М.: 1991. — 464 с.
  90. И. Путь духовного обновления. Собр. соч. М.: 1993. Т. 1. — 302 с.
  91. И.М. и другие. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М.: Изд-во «Голос»., 1999. — 324 с.
  92. И.М. Молодежь планеты. М.: 1999. — 134 с.
  93. О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрениемолодежи: Автореф. дис. к.ф.н. Пермь, 1997. — 24 с.
  94. А. Бунтующий человек. М.: 1990. — 156 с.
  95. И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч.: В 6 т. М.: 1966.-Т. 6.-420 с.
  96. И. Соч. В 6-ти т. Т.4. 480 с.
  97. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения //Социологические исследования. 2000. № 3. С. 124−128.
  98. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. № 12. — С. 12−16.
  99. В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции. -Краснодар, 1994. 175 с.
  100. В.Ж. Духовное и интеллектуальное в культуре: к методологии анализа// Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. — Т. 4. — С. 308−309.
  101. C.B. Знаково-психологические мотивы в молодежной субкультуре // Социс. 2005. № 9. — С. 113−115.
  102. Ю1.Ключарев Г. М. Духовность, идентичность и религиозные ценности в российском образовании // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М.: 2003. С. 169−170.
  103. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. 1992. № 12. — С. 6−13.
  104. JI. Н. Современная молодежь и духовная культура // Молодежь, ее интересы, CTpeMnemifl? идеалы. М/.1969. — С. 25−31.
  105. Л.Н. Философская теория ценностей: СПб- 1997. -23 Г с.
  106. М.А. Исследование динамики ценностных ориентаций студентов технических специальностей // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. -С. 490−491.
  107. О.Н. О реальности и целостности поколения современной российской молодежи // Молодежь в контексте социальных перемен. М.:1997.-е. 31−44.
  108. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. 1984. — 230 с.
  109. Концепция воспитания жизнеспособных поколений// под ред. И. М. Ильинского, П. И. Бабочкина. М.: 1995. — 204 с.
  110. В.Ф. Политическая социализация молодежи. Мурманск, 1998.- 186 с.
  111. Г. А. Становление личности в глобализирующемся мире: проблемы идентификации // Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. — С. 638.
  112. С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12. — С. 21−28.
  113. В.И. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки. 1991. № 12. — С. 41−53.
  114. Кто изучает проблемы молодежи? Российские исследователи и научные организации. Справочник / Ред. Алещенок C.B. М.: 1997. — 208 с.
  115. . А.Ф. Деятельность, основание, мировоззрение // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: материалы научно-практической конференции. Уфа. 1997. С. 5−8.
  116. И. Социокультурные основания изучения альтернативных культур // Молодежь и проблемы современной художественной культуры. -Л.: 1990.-С. 5−12.
  117. Культура. Нравственность. Религия (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1989. № 11. С. 43−46.1171 Левикова С. И. Молодежная субкультура. М.: 2005.-260 с.
  118. Р. Л. Духовность и бездуховность личности // Духовность и культура. Екатеринбург, 1994. — С. 37−46
  119. В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: 1990.-260 с.
  120. А. Ф. Дух // Философская энциклопедия в 6 т. Т. 2. М.: 1962.- 320 с.
  121. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция М.: Республика, 1995. 400 с.
  122. A.B. Философия. Предвидение. Духовность. Уфа: 1993. 269 с.
  123. О.Ю. Культурное самоопределение современной молодежи // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. — С. 505.
  124. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.:Изд-во Лабиринт, 1994. — 89 с.
  125. Г. П. Духовная реальность человека : (Анализ филос. -онтологических основ). Казань, 1999. — 407 с.
  126. Молодежный экстремизм. СПб, 1996. — 104 с.
  127. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Государственный доклад. М.: 2000. — 206 с.
  128. Молодежь Республики Башкортостан//Бюллетень научно-исследовательского и информационно-аналитического центра БАГСУ Уфа: 1998. № 1.- 20 с.
  129. Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков. М.: 2001.-464 с.
  130. Молодежь сферы материального производства Республики Башкортостан. -Уфа: 2003.- 159 с.
  131. Молодежь, образование, рынок: Сб. науч. тр. М.: НИИВО, 1992. — 111с.
  132. Молодежь: будущее России. М.: 1995 — 238 с.
  133. A.B. Социализация и-воспитание. М.: Педагогика, 1997. — 379 с.
  134. Ю.А. Истина. Культура. Идеал. М.: Прометей, 1995. — 89 с.
  135. Т.В. Изменение ценностей, социализация и политические ориентации молодежи: тенденции анализа // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. -М.: 2005. Т. 4. С. 563.
  136. Мчедлов М.' П. Религиозность молодежи: Преодоление старых стереотипов и превалирование светских ценностей // Независимая газета, 1998. 23 января. С. 2.
  137. К.Г. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. -М.: 1991.-253 с.
  138. Н.Г. Механизмы формирования эстетической культуры молодежи в переходный период//Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. М.: 1992. — С. 77−91.
  139. Т.М. Образование и воспитание: особенности современной цивилизации // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. — С. 42.
  140. E.JI. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск, 2004. 184 с.
  141. .В., Эйнгорн Н. К. Духовные ценности. Проблема отчуждения. Екатеринбург, 1993. 183 с.
  142. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М. Искусство, 1991. -586 с.
  143. Ортегга-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3. -С. 120−121.
  144. В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. -М.: Академический Проект, 2001. 301 с.
  145. В.Д. Исследования факторов здорового образа жизни студентов // Социс. № 11.-2004.-С. 98−99.
  146. Д.В. Личности свойственно некое благородство // Одиссей. 1990. М.: Наука. 1990': — С. 18−26.
  147. Д. В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996. 21 с.
  148. Т.Э. К вопросу о социальном облике российского студенчества в начале XX столетия // Тезисы Всероссийской научной конференции «Молодежь и становление новой России». Москва, 28−30 мая 1996 г. М.: 1996. — С. 14−15.
  149. А. Человеческие качества. М.: 1990. — 203 с.
  150. В. Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М.: 1992. — С. 40−54.
  151. Д. Почему молодежь выбирает секты // Аргументы и факты, 2000,№ 1−2.-С. 11.
  152. Г. В., Косичев А. Д. Духовность и наша жизнь. М.: 1999. — 159 с.
  153. A.B. Стратегия образования- это стратегия развития страны // Российская Федерация сегодня. № 17. 2005. — С. 16−17.
  154. А.Д. Молодая российская семья как объект государственной молодежной политики // Материалы Всероссийской научной конференции «Молодежь и становление новой России». Москва, 27−30 мая 1997 г. Часть 2.-М.: 1997.-С. 211−215.
  155. С.М. Российское общество в условиях модернизации. Уфа: 1998 -208 с.
  156. В.В. Идентификация личности в культуре // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. — С. 371−373.
  157. П.Л. Гражданское сознание молодежи: состояние и особенности проявления //Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. М.: 1992. — С. 92−105.
  158. В.Г. Молодежь в сфере криминального влияния //Социологические исследования. 1998. № 5. — С. 75.
  159. М.Ю. Нравственная ресоциализация личности: феномен российской модернизации// Вестник МГУ. Сер. Социология. № 3: 2004. С 20−36.
  160. O.A. Социальные ориентиры^ молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: 1994. — 106 с.
  161. З.Я. Башкирская традиция. Уфа: 2002. -240 с.
  162. М.Н. Направления и интенсивность межпоколенной мобильности молодежи // Социс. № 6. 2004. С. 102−105.
  163. B.C. В XXI век с молодежной политикой. // Молодежная политика XXI века: стратегия выбора. Санкт-Петербург, 1999. — С. 3−5.
  164. Российская наука и молодежь. Круглый стол.// Вопросы философии. № 8. 2004. — С. 3−34.
  165. Россия сегодня на перекрестке мнений // Вестник Российского Философского Общества. Москва. — 2000. № 4. — С. 91.
  166. В. О национальной идее и будущем России // Международная жизнь. 1999. № 3. — С. 102−107.
  167. М.Н. Социология образования и молодежь: Избранное (1965 -2002). М.: Гардарика, 2002. — 296 с.
  168. .А. Комсомол: уроки прошлого и опыт для будущего молодежного движения // Молодежь и общество на рубеже веков М: Голос, 1999. — С. 212.
  169. .А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. № 5. -С. 12−20.
  170. Ф.Б. Нравственная культура студентов и пути ее повышения // Проблемы коммунистического воспитания студентов. Уфа: 1982.
  171. Ф.Б. Особенность советской цивилизации. Уфа: 1998. — 308 с.
  172. Салагаев А.Л.: Шашкин A.B. Молодежные группировки опыт исследования // Социс. № 9. — 2004. — С. 50−51.
  173. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм" // Сумерки богов. — М.: Политиздат. 1990. — 360 с.
  174. Социология молодежи. // под редак. В. Н. Кузнецова. М.: Гардарика. 2005. -335 с.
  175. Сергеев-В.К. Молодежная культура и СМИ. М.: 2002. — 105 с.
  176. С.А. Молодежные субкультуры в республике// Социологические исследования. 1999. № 11. — С. 95−102.
  177. . С.Н., Бондарчук Е. В. К проблеме философии мировоззрения студентов. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4 С. 552−553.
  178. П.В., Ершов П.М.: Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. -М.:.1989. 190 с.
  179. A.K. Формирование логических основ культуры мышления у современной молодежи // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. — Т. 4. — С. 553−554.
  180. Л.Г. Гуманизация молодежной политики. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. — Т. 4. — С. 554−555.
  181. A.B. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества//Социс. № 9. 2005. — С. 91−97.
  182. В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Собр. соч. в 2 т. М.: 1988. Т. 1. — 306 с.
  183. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992. — 542 с.
  184. B.C. Философская антропология и философия науки. М. 1992. -192 с.
  185. Стратегия государственной молодежной политики РФ. Проект. М.: 2005. -24 с.
  186. Т.Г. Организованная преступность и молодежь// Социологические исследования. 2000. № 1. — С. 16−54.
  187. А.К. Духовное обновление общества. М.: 1990.- 175 с.
  188. В. А. Человек в информационно-техническом мире. Хабаровск, 1999.- 136 с.
  189. В.Г. Духовное и душевное // Человек и духовность. Рига, 1990. — 320 с.
  190. Н.С. Отчуждение и образование // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса.
  191. M.: 2005. T. 4. С. 565−566.
  192. С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. — С. 74−78.
  193. С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: На-ука, 1995. 656 с.
  194. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990. — 186 с.
  195. Э. Бегство от свободы. Минск, 1992. — 203 с.
  196. C.B. Духовность в реалиях техногенного общества // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. — Т.4. — С. 134.
  197. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке// Под редакцией Е. Г. Слуцкого. СПб.: 2004.- 733 с.
  198. Юнг К. Психологические типы. СПб.: Ювента. — М.: Прогресс-Универс, 1995. — 603 с.
Заполнить форму текущей работой