Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коррекция личности детей в условиях социальной депривации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первую очередь, необходимо рассматривать влияние социальной депривации на развитие личности воспитанников как основного фактора среды проживания данного контингента детей. Кроме того, значимо исследование особенностей социального развития детей-сирот для решения вопроса о создании условий и методов работы для их полноценной адаптации в открытом социуме. F * среде учреждений данного типа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Г Сониально-депоивированные дети-особенности Формирования i 4 s А
    • 1. 1. Феномен социального сиротства
    • 1. 2. Социализация-основа развития личности ребенка
    • 1. 3. Жизненная среда как Фактор социального развития. IS
  • -Г ' ' -t
    • 1. 4. Депривация и ее последствия
    • 1. 5. Специфика оазвития личности соииально-депривированного ребенка
  • Глава II. Организация и методика исследования
    • 2. 1. Экспериментальная база исследования
    • 2. 2. Математическая обработка
    • 2. 3. Программа психолого-педагогической коррекции социального
    • X. А. А ¦ развития воспитанников дошкольного детского дома
  • Глава III. Результаты и их интерпритация
    • 3. 1. Анализ Факторов жизненной среды дошкольного детского
  • At * * дома
    • 3. 2. Специфика развития детей-соииальных сирот
      • 3. 2. 1. Взаимоотношения воспитанников с родственниками
      • 3. 2. 2. Основные психофизиологические показатели
      • 3. 2. 3. Особенности развития речи
      • 3. 2. 4. Специфика развития сюжетно-ролевой игры
    • 3. 3. Особенности социального развития воспитанников

Коррекция личности детей в условиях социальной депривации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

.

В настоящее время в условиях социальноэкономического кризиса, снижения уровня жизни и обнищания населения резко увеличилось количество детей, оставшихся без попечения родителей.

В проблеме сиротства традиционно ставились задачи ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей. Содержание воспитанников в данного типа учреждениях направлено, в основном, на обеспечение их витальных потребностей и овладение детьми минимальным государственным образовательным стандартом.

Исследования последних лет показали, что воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Позиция «берущего», формирующаяся при жизни на полном государственном обеспечении, неприученность отвечать за свои действия ведут к формированию потребительства, иждивенчества.

Неумение строить жизнь по общепринятым правилам, отсутствие навыков самостоятельной жизни, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут в дезадаптации и негативной социализации данного контингента детей. По данным Российского Детского Фонда за последнее время каждый третий воспитанник таких учрежденийбомж, каждый пятый-преступник, каждый десятый кончает жизнь самоубийством.

Таким образом, на сегодняшний день, система воспитания и обучения с детей, находящихся на попечении государства, не приносит ожидаемых результатов и назрела необходимость создания программ изучения и коррекции развития личности воспитанников .

В первую очередь, необходимо рассматривать влияние социальной депривации на развитие личности воспитанников как основного фактора среды проживания данного контингента детей. Кроме того, значимо исследование особенностей социального развития детей-сирот для решения вопроса о создании условий и методов работы для их полноценной адаптации в открытом социуме.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Влияние социальной депривации на формирование специфики развития воспитанников дошкольного детского дома.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Особенности развития воспитанников дошкольного детского дома и специфика их социального развития по сравнению с детьми детского сада.

ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В 1995;98гг исследованы особенности развития 240 воспитанников в возрасте 3−7 лет и специфика социального развития 60 детей в возрасте 67 лет муниципального образовательного учреждения специальный (кор-рекционный) детский дом № 9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с недостатками речевого развития г. Екатеринбурга .

Исследовались особенности социального развития 60 детей в возрасте 6−7 лет с недостатками речевого развития логопедических групп детского комбината № 26 Ленинского района г. Екатеринбурга.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ.

Изучить влияние социальной депривации на специфику развития воспитанников дошкольного детского дома, на особенности их социального развития по сравнению с детьми детского сада и создать программу психолого-педагогической коррекции ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Социальная депривация негативно влияет на развитие личности детей дошкольного возраста, что требует психолого-педагогической корекции.

ЗАДА ЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.Изучить влияние социальной депривации на формирование специфики жизненной среды дошкольного детского дома.

2.Выявить особенности развития воспитанников и уровень их социального развития.

3.Создать программу психолого-педагогической коррекции социального развития старших дошкольников детского дома.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

— анализ психологической литературы по данной проблематикеметод теоретического обобщения 18-летнего практического опытаанализ документациивключенное наблюдениеанкетирование.

— методики изучения социального развития старших дошкольников а) методика «Представление о времени» б) методика «Представление о социально-бытовых действиях» в) методика «Представления о социальных отношениях» г) методика «Представление о полоролевом поведении» д) методика «Простейшие бытовые навыки» ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Обеспечена количественной и качественной обработкой материалов исследования, теоретическим анализом полученных результатов, использованием методов математической статистики.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Работа осуществлена в контексте системноэкологического подхода к анализу психического развития ребенка. Основой исследования были основные принципы отечественной психологии: принцип единства биологического и социального в развития человека, принцип интегративного подхода к изучению личности, гуманистические принципы развития индивидуальности, принципы личностноориентированного подхода в воспитании и обучении ребенка.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ И ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНА ЧЕНИЕ.

Предпринята попытка теоретического и эмпирического обоснования значения социальной депривадии для формирование особой жизненной среды учреждений для детей-сирот. Обосновывается влияние факторов жизненной среды дошкольного детского дома на формирование специфических личностных особенностей воспитанников и на искажение их социального развития. Впервые представлены диагностикокоррекционные методики изучения социального развития старших дошкольников и составлена программа психолого-педагогической коррекции нарушений социального развития детей без семьи.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Анализ влияния социальной депривации на специфику формирования личности детей-социальных сирот позволяет вскрыть основные тенденции этого процесса. Показана специфика развития детей-сирот дошкольного возраста, которая может быть полезной в практической работе специалистам, работающим с данным контингентом детей. Разработанные автором диагностикокоррекционные методики для изучения социального развития старших дошкольников могут быть использованы в работе педагогами, психологами и родителями как в учреждениях для детей-сирот, так и в детских садах. Выдвижение в качестве одного из основных фактора развития личности дошкольника его социального развития открывает новое направление в воспитательной и психокоррекционной работе с детьми 6−7 лет. Разработанная программа психологопедагогической коррекции социального развития воспитанников дошкольного детского дома позволяет улучшить уровень социального развития детей, находящихся на попечении государства и облегчить их социальную адаптацию в обществе.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Социальная депривация формирует специфику жизненной среды дошкольного детского дома, которая не способствует полноценной социальной адаптации воспитанников.

2. Специфика жизненной среды дошкольного детского дома и существующие методики работы с детьми ведут к формированию особенностей развития личности воспитанника.

3. Чем дольше находится ребенок в детском доме, тем сильнее искажается его социальное развитие по сравнению с детьми детского сада.

4. Внедрение в работу дошкольного детского дома программы психолого-педагогической коррекции социального развития воспитанников улучшит их социальное развитие.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Основные положения исследования по теме диссертации были доложены и обсуждены в определенных видах работы.

1 .Сделаны доклады на 14 международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференциях и съездах:

• Научно-практическая конференция «X Мерлиновские чтения», Пермь, 20−22 января 1995 г.

• III Международный конгресс «Теория деятельности и социальная практика», Москва, 26−30 июня 1995 г.

• II съезд практических психологов образования России, Пермь, 27−29сентября 1995 г.

• I Всероссийская конференция «Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи» Екатеринбург, 26−28 ноября 1996 г.

• Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграция академической науки и высшего гуманитарного образования» Екатеринбург, 20−21 марта 1997 г.

• Вторая Всероссийская конференция по психологии «Методы психологии», Ростов-наДону, 25−27 июня 1997 г.

• Всероссийская научно-практическая конференция «Дети с ограниченными возможностями здоровья: изучение, образование и социально-педагогическая реабилитация» Екатеринбург, 21−22 апреля 1998 г.

• Вторая Всероссийская конференция «Воспитание духовности: ценности и традиции» Екатеринбург, 15 апреля 1999 г (и далее).

2. Опубликованы 14 статей в различных изданиях (список прилагается).

3. Разработаны и читаются лекции на тему «Психолого-педагогические особенности социально-депривированных детей» для студентов УрГУ, факультет политологии и социологии и ЛГОУ (Екатеринбургское отделение).

4.Разработана, сертифицирована и внедрена в работу «Программа психолого-педагогической коррекции социального развития воспитанников дошкольного детского дома» в составе общей программы учреждения .

5. Проводились неоднократные выступления по теме исследования на педсоветах и методобъединениях педагогов и психологов района и города.

6. Результаты научной работы внедрены в собственную деятельность автора в качестве детского практического психолога.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ

.

Работа включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.

ВЫВОДЫ:

1. Полноценная социализация, удовлетворение основных жизненных потребностей ребенка и адекватные параметры жизненной среды личности ребенка имеют основополагающую значимость для развития его личности.

2. Социальная депривация, особенности жизненной среды учреждений для детей-сирот и существующие методики работы с воспитанниками приводят к формированию специфики развития данного контингента детей.

3. Особенности развития личности воспитанников дошкольного детского дома выражаются в неудовлетворительном состоянии здоровья, низком уровне физического развития, в нарушении деятельности ЦНС и психоневрологического статуса, в Формировании устойчивых привычных.

4 «Г 7 Д af Л патологических действий, в общем недоразвитии речи, в снижении уровня развития сюжетно-ролевой игры.

4. Чем дольше находится ребенок в детском доме, тем сильнее искажается его социальное развитие по сравнению с детьми детского сада.

5.

Введение

в работу с детьми программы коррекции социального оазви.

4 г* • • «» х Jt ¦ к тия улучшает социальное развитие воспитанников, что выражается в.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, помещение детей в учреждение для детей сирот способствует возникновению влияния на развитие их личности Фактора соииальной деприваиии. Отсутствие развивающих компонентов в жизненной.

• • * f * среде учреждений данного типа, ограниченность контактов с внешним миром, невозможность развивать полноценные человеческие отношения, однообразие и зарегламентированность жизнедеятельности накладываясь на имеющиеся особенности развития ребенка, не позволяет полноценно формироваться личности воспитанника и приводит к значительным искажениям .

Выполненное исследование позволило сделать следующие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Б. Пути, которые мы выбираем // Народное образование. № 5.-1995.-С. 13−18
  2. Т.А. Школа как возможный источник социальной деприва-ции // Актуальные проблемы современного детства. М.: НИИ Детства РДФ, 1993 .-120с.
  3. И.В. Социально-гигиеническая характеристика детей, воспитывающихся в детском доме. // Здравоохранение РФ, — 1994. № 2. — С. 23−25
  4. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: пер. с англ. А. И. Федорова.- СПб: Талисман, 1994, — 432с.
  5. И. М. Гамаюнова А.И. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1997. — № 1, — С. 36−42
  6. Бим-Бад Б. М, Петровский А. В, Образование в контексте социализации // Педагогика 1996.- Ш1~ СЗ-8
  7. Л.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение,!986. — 219с.
  8. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения,— М.: Наука, 1978,-311с.
  9. М.И., Шорохова Е. В. Социальная психология личности М: Политика, 1979. — 156с
  10. И.Брутман В. Б. Причины социального сиротства. Аналитический взгляд на проблему// Социальная работа, — 1994, — № 2/5 С.36−41
  11. Т.Г. Дети на улице // Соц. Исследования 1994. № 1, — С 12−16
  12. М.Ю., Окунева О. Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации// Дефектология. 1997. — № 3 — С. 15−20
  13. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Тонковой -Ямпольской Т.А. М: Педагогика. 1983, — 167с.
  14. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия: Ред.-сотр. Н. П. Иванова.-М.: АЛО, 1988 -104 с
  15. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства /У Собр. Соч. В6 Т.- М.:Педагогика, 1984. Т.2
  16. Выготский J1.C. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.224 с
  17. JI.H., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1994.- № 6 — С. 17−25
  18. И.А. Совершенствование системы реабилитации детей с отклонениями в развитии М., 1995. — 116с.
  19. Ю.Н. Декларация прав ребенка // Диалог, — 1991, — № 16, — С. 13−16
  20. Г. В. Нарушения формирования привязанностей у детей -сирот в раннем возрасте // Дефектология, — 1994, — № 3, — С. 10−16
  21. Е.Л. О девиантных формах развития ребенка // Школа здоровья. 1997, — Т.4.- № 2, — С. 7−20
  22. Е.Л., Майер М. Нарушение способностей к обучению: Американская педагогика, наука, практика, политика // Школа здоровья. -1996.-Т.З, № 3 С.5−23
  23. Государственный доклад 1994 г «О положении детей в РФ» М., 1995, гл. 8
  24. Джейм М, Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./Общ. Ред. Послесловие А. А. Петровской, — М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993.-336с.
  25. И. Г. Социальная адаптация детей-сирот // Сои, исследования. 1992,-№ 10 С, 17−19
  26. К.Р. Позитивное воспитание от, А до Я: Пер. с англ.- Мн. ЮОО «Попурри», 1996.-399с.
  27. Еремеева В, Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998, — 184с.
  28. Т.В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. — № 1.- С.50−60
  29. Ермолаева-Томина Л. Б. Формирование психической культуры у воспитанников детских домов и школ- интернатов // Развитие личности ребенка: проблемы, поиски, решения М. -1995, — С. 12−15.
  30. О.В. Состояние здоровья детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка // Педиатрия, — 1991.- № 5, — С. 100−103
  31. И.А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии 1985, — № 4 С, 16−21
  32. А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка // Актуальные проблемы возрастной психологии М.: 1978.-254с
  33. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям).- СПб: «Респекс».- 192с.
  34. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: книга для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1993.-192с
  35. Зб.Землянухина Т. М. Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в37. раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей, — М.: 1982,-231с
  36. Н.П. О причинах социального сиротства в современных условиях // Развитие личности ребенка: проблемы, поиски, решения. М.: 1995.-С. 35−37
  37. В.В. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии 1993. -№ 1, — С. 13−23
  38. И.Р., Социо-культурные технологии экологии образования.-Екатеринбург,-1996.-56с
  39. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. — 265с
  40. В.Ф. Изменения социальных связей и поведения безнадзорных детей // Труды ВШ МВД СССР М.: 1974, — Вып. 36
  41. В.Н. Социальная активность и пассивность личности: Учеб.пособ./Владимирский Гос.пед.ин-т Владимир, 1990, — ПЗе
  42. Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии, — 1996.- № 6, — С.64−75
  43. Г. В. Адаптация детей в приемной семье // Дошкольное воспитание.- 1994, — № 11С.75−79
  44. Н.К. К вопросу о детдомах // На путях к новой школе .-1924.-№ 6,7, — С.6−9
  45. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Авиценум Прага, 1984, — 335 с.
  46. В.в. Нарушение психического развития у детей М: Просвещение, 1985, — 123 с
  47. С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по возрастной психологии. М: Международная педагогическая академия, 1994. -С. 32−42
  48. А.Н. О социальной природе психики человека // Вопросы психологии, — 1968, — №> 5, — С. 21−28
  49. А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии: Сост.Л. М. Семенюк Под ред. Д. И. Фельдштейна .М.: Международная педагогическая академия, 1994.- С.46−56
  50. М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольни-ка.-М., 1974.-312 с.
  51. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия М.: Просвещение, 1991, — 187с.
  52. В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология. 1994, — № 1.- С.35−40
  53. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей: науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед. Наук СССР.-М.: Педагогика, 1989.-104с
  54. А.В. О детских домах и беспризорности/ Речь на Всероссийской конференции детдомов 15−20 ноября 1927 г// Народное просвещение ,-1927,-№ 4,-С.51−54
  55. А.Т. К вопросу об отклоняющемся поведении дошкольников// Повышение эффективности воспитательной работы по предупреждению педагогической запущенности. Иркутск, 1983, — С.92−99
  56. Н.В. Социальная защита детства : концептуальный подход // Соц. Исследования, — 1991.- № 4.- С.26−29
  57. Н.В., Нартова-Бочавер С.К. Системы ценностей детей и подростков в условиях социальной депривации // Актуальные проблемы современного детства. М.:НИИ Детства РФ, 1993. — С.68−72
  58. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция, — М.: Просвещение, 1992. 95 с61. Матейчек 3. Родители и дети М.:Просвещение, 1992, — 320с.
  59. З.И. Предотвращение жестокости по отношению к женщинам и детям // Семья в России, — 1996.- № 2, — С. 85−92
  60. Н.Н. Человек и ноосфера ., М.:1990, — 302 с
  61. Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца /
  62. Вопросы психологии. 1994, — № 6.- С. 16−25
  63. B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Развитие личности ребенка: проблемы, поиски, решения. М., 1995. — С. 5−17
  64. А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван: Изд-во АН Арм ССР, 1988, — 268 с
  65. Н.Н. Становление личности ребенка в 6−7 лет. -М.: Педагогика,! 992.-160с
  66. A.M. Ребенок под опекой,— М.: Дом. 1993.-32с.
  67. Т. Общие тенденции в развитии теории о взаимоотношениях человека и среды // Человек. Среда. Общение, — Таллин, 1980, — 289с.
  68. Общение детей в детском саду и в семье /' под ред. Т. А. Репиной, Р. В. Стеркиной М.: Педагогика, 1990. -134с
  69. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением (под общей ред. B.C. Мухиной).-М:Прометей, 1989. 178с
  70. Особенности формирования субъективной оценки времени в онтогенезе человека/У Вопр. психологии, — 1977. № 5, — С.114−119
  71. Н.С. Значение сюжетно-ситуативных форм деятельности для развития дошкольника // Вопросы психологии 1994, — № 4, — С. 24−29
  72. А. Х. Рязанова Е.П. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома // Псих. журнал .- 1994, — № 1, Т. 14. С. 44−52
  73. М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпов психического развития. М.: Международная педагогическая академия 1995, — С.81−93
  74. Г1евзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология, — 1972. № 3. — С. 12−16
  75. А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. Психологии. 1984. -№ 4. — С. 25−30
  76. В. А. Кларина JI.M., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении М., 1993. -133с
  77. . Речь и мышление ребенка.- СПб: СОЮЗ, 1997. 256с
  78. Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам // Вестник образования. 1996, — № 2, — С.34−36
  79. Г. Н., Кочерова О. Ю. Нарушения психического здоровья детей в период адаптации к детскому дому. II Здоровье семьи и репродуктивная функция: сб. науч. трудов, — М, — 1993. С.107−115
  80. Права и социальные гарантии детей, оставшихся без попечения родителей /У Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия: Ред.-сост. Н. П. Иванова ,-М.: АПО. С. 16−28
  81. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи / Детский дом: заботы и тревоги общества / М.: Педагогика, 1990, — 332с
  82. Проблемы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности: сб. науч. трудов Мое.гос. пед. ин-т М., 1981.- 76с.
  83. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой М., 1985. — 167с
  84. Психическая депривация в детском возрасте, — Прага: Авиценум 1984.-435с.
  85. Психическое развитие воспитанников дошкольного детского дома/' под ред. Дубровиной И. В. М.: Педагогика, 1990. — 198с.
  86. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах / под ред. Дубровиной И. В. М.: Просвещение, 1986. — 187с
  87. Психологическое изучение детей в школе-интернате / под ред. Божович Л. И. М., 1960, — 167с
  88. Психологические проблемы работы с семьей // Социальная работа 1994,-№ 2/5.-С.45−48
  89. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского НИИ общей пед. и психологии АПН СССР.-М.Педагогика, 1987. 238с
  90. Психология детей и подростков / Под ред. Аверина В. А. СПб, 1994,-234с.
  91. Равич-Щербо И. В. Роль среды в наследственности и формировании индивидуальности человека. М.:Педагогика., 1988. — 487с.
  92. Развитие личности ребенка: пер. с англ/ общ ред. A.M. Фонарева. М.: Прогресс, 1987- 269с
  93. Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.- М., 1982. 56с.
  94. С.Я. Проблемы общей психологии. -М.: Просвещение., 1976,-211с
  95. Руководство для врачей домов ребенка / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Л. В. Дружинина и др.- М.: Медицина, 1987, — 320с.
  96. Рыбинский Е. М. Положение детей в России как объект научного исследования. М., 1995, — 25с.
  97. Т.Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми : сущность, причины, социально-правовая защита.- М.: Дом, 1993. 32с.
  98. Т.Я., Цымбал Е. И., Ярославцева Н. Д. Реабилитация детей в приюте М., 1995. — 165с
  99. В.Д. Педагогика среды: Учебное пособие / Уральский пед. ин-т- науч.ред. М. А. Галлигузова. Екатеринбург, 1993, — 63с
  100. Семья в меняющемся мире // Социальная работа.-1994, — № 2/5.-С.33−36
  101. Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития,— М.:Педагогика, 1990 -96 с
  102. Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах JI.C. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии, — 1996, — № 6,-С.76−86
  103. Е.О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и детском доме // Вопр. Психологии. 1991, — № 6 — С.30−37
  104. Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопросы психологии. 1999, — № 1, — С. 105−117
  105. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994, — № 6, — С. 26−30
  106. ПО. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Тонковой-Ямпольской Р.В. М.: Медицина, 1980.- 189 с
  107. Социальное сиротство как важнейшая проблема современной жизни государства и общества // Государственный доклад 1994 г. «О положении детей в РФ» М., 1995. гл.8
  108. Социализирующие игры для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: Методические рекомендации/ сост. и пер. Кол-тунова И. Р. Урал.гос. пед. ун-т, Научно-педагогический центр «Уникум» Екатеринбург 1994. — 84с
  109. А.С. Профилактика детских неврозов. -М.: Изд-во Мое. ун-та. 1988, — 236с
  110. Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. -№ 2. С.50−58
  111. О.Е., Лупандин В. И. Изучение оценки времени дошкольников методом кросс-модального подбора II Вопр. Психол. -1995, — № 3,-С.133−138
  112. .М. Способности и одаренность// Хрестоматия по возрастной психологии: Сост. Семенюк Под ред. Фельдштейна .- М., 1994.-С.42−46
  113. Типовое положение об образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Типовые положения. Регламентирующие деятельность образовательных учреждений, Екатеринбург, 1996. С. 34−43
  114. У.В. К проблеме ранней компенсации задержки психического развития // Дефектология. 1980. -№ 14, — С.43−48
  115. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития М.: Педагогика, 1990, — 238с.
  116. О.Н. Дети с проблемами психического развития.-М.: НПЦ Коррекция", 1995.-208с
  117. А.П. Роль игры в воспитании детей / под ред. Запорожца А. В. М.: 1976.-199с.
  118. Д.И. К проблеме социального развития личности // Вопр. Психологии, — 1990, — № 3, — С .44−49
  119. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989, — 252с.
  120. Д.И. Психология становления личности,— М.: Международная педагогическая академия, 1994. 256 с
  121. Флейк-Хебсон А. Развитие ребенка и его отношения с окружающим. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993, — 115с
  122. Э. Человек для себя./ Пер. Л. А. Чернышевой.- Минск, Коллегиум 1992,-250с.
  123. М.Л., Хрикулова М. А., Денисенко Е. А. Особенности развития воспитанников домов ребенка и детских домов // Проблемы сиротства и организации помощи детям, лишившимся родительского попечения М., 1994, — С.65−71
  124. М. Социально-психологические факторы формирования пространственной структуры жилой среды: Канд.дис.М., 1989.- 31с
  125. М., Вальсинер Я. Контроль над микросредой: Некоторые психологические проблемы И Человек, среда, пространство. Тартусский ун-т, Тару, 1979, — 122с
  126. Т.В. Физическое развитие детей. Воспитывающихся вне семьи // Здравоохранение РФ.- 1993, — С. 15−19
  127. М. Психология жизненной среды:пер. с чеш.- М.: Мысль, 1989, — 174с
  128. Шапиро А.З.Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологии. 1994, — № 4. С.45−50
  129. Н.И. Социальная психология в образовании. М.:Владос, 1995, — 544с
  130. С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с задержкой психического развития,/ Дефектология, № 1 1994, С. 15−18
  131. Ю.С. Привычная патологическая активность у детей и подростков, связанная с собственным телом // Школа здоровья, — 1996 Т. 3, № 2. С. 13−20
  132. Д.Б. Введение в психологию развития. -М.: Наука, 1994., -188с
  133. Д.Б. Психология игры, — М., 1978, — 245 с
  134. Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и школе-интернате //Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982, — С.35−76
  135. Erikson E.H.(1985)Cliildyood and soiety.N.Y.: W.W.Norton and Company, 167
  136. Mahler S.M., Pine F, Bergman A.(I985) The psychological birth of the human infant. L. Mareslied Library, 145
  137. D.N. (1985)The interpersonal wored of the infant. A view from psychoanalysis and developmental psychology. N. Y.:Basic books, 167
  138. D.N. (1977)The first relationship .Infant and mother. Cambridge: Harward University Press, 198
  139. The needs of children (1975) Mia Kellmer Pringle. Hutchinson Educational Ltd 3 Fitzroy Square, London W 1,178
Заполнить форму текущей работой