Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Виды наглядных средств обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В учебном процессе наглядные средства выполняют информационную и познавательную функции: ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены; с внешним видом предмета в его современном виде и в историческом развитии; наглядное представление о сравнении или изменении характеристик явления или процесса; об устройстве предмета и принципе его действия, управлении им, технике… Читать ещё >

Виды наглядных средств обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Средства наглядности — важный элемент системы средств обучения. Наглядность — универсальное средство обучения и воспитания, которое отражает многообразие конкретных явлений, предметов окружающего мира; организует восприятие и наблюдение учащимся реальной действительности; оказывает значительное влияние на сенсорную сферу обучающегося, развивает его наблюдательность, мышление, воображение; стимулирует познавательную и творческую активность, помогает развитию интереса к учению; способствует обобщениям; повышает качество усвоения и т. д. Однако, несмотря на ценнейшие достоинства наглядности, неумелое ее использование может подменить учебную цель ярким средством, стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, познанию существенных связей и закономерностей. Принцип наглядности сформулировал и обосновал Я. А. Коменский: «…все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»[1]. Этот принцип актуален и в наше время. Он находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций.

Подходов к систематизации наглядных средств достаточно много. Рассмотрим две классификации. В соответствии с одной из них (Л. Ф. Меняев) наглядные средства объединяются в три группы: 1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. д.); 2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т. д.); 3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.)[2].

Согласно другой классификации (Г. М. Коджаспирова) наглядные средства делятся на две группы: предметные и изобразительные. Носителями предметной наглядности выступают натуральные объекты или их заменители, которые создают ясные впечатления и представления о предмете. Изобразительная наглядность, в свою очередь, подразделяется на словесную, образную и символическую. Преподаватель может создать яркий образ не только при помощи видимых предметов, он располагает для этого выразительнейшими средствами языка. Применение «словесного рисования», живое и образное описание событий с использованием деталей обстановки, отрывков из художественных произведений с ярким и красочным изображением образов главных героев или быта той или иной эпохи, страны, крылатые выражения, меткие эпитеты — все это наглядные средства, назначение которых — создать представления, эмоциональные впечатления, яркие образы. К образным средствам относятся макеты, муляжи, модели, картины, иллюстрации, рисунки; к символическим — схемы, чертежи, карты, символы.

В. Ф. Шаталов разработал методику интенсификации учебного процесса, включающую в себя новые приемы преподавания, подготовки наглядных пособий и их использования[3]. Центральное звено в ней — опорные сигналы. В отличие от традиционной наглядности, это не изображения, а коды предметов, явлений, процессов, понятий, событий, расположенные в некоей последовательности и пространстве, образующие соответствующую картинку, иллюстрацию или плакат и способствующие более быстрому и прочному запоминанию. Психологической основой данной методики является мнемотехника.

Классификация наглядных средств по их содержанию является одной из наиболее распространенных. В соответствии с данным критерием выделяют:

  • • естественную монументальную наглядность — подлинные монументальные памятники прошлого и памятные места (например, пирамиды Древнего Египта, Ко — лизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);
  • • подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);
  • • специально изготовленную предметную наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);
  • • изобразительную наглядность (учебные картины, репродукции);
  • • условно-графическую наглядность (схематические рисунки, карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы, печатно-раздаточный материал);
  • • технические средства обучения — кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, авторские видеозаписи, компакт-диски.

Остановимся несколько подробнее на таком средстве наглядности, как авторская видеозапись, которая используется в учебном процессе вуза. Это видеозапись учебного назначения, созданная вне профессиональной студии, предполагающая синтез деятельности и аудиовизуализации, благодаря которому обеспечивается непроизвольное запоминание, включаются зрительный и слуховой анализаторы, что позволяет студентам максимально овладеть необходимым учебным материалом. Авторская видеозапись призвана решать конкретные учебные задачи для определенной группы студентов с учетом их интересов, психолого-педагогических особенностей и уровнем подготовки на данном отрезке времени. Организация деятельности по созданию авторских видеозаписей и их последующего применения в учебном процессе вуза включает в себя два блока: информативный и документальный.

Информативный блок реализуется па двух уровнях сложности: 1) создание видеосредства преподавателем или группой преподавателей; 2) создание видеосредства студентами при ведущей организаторской роли преподавателя. В структуру информативного блока входят: создание видеосредства (определение учебной цели, написание плана, разработка сценария, видеосъемка); применение видеосредства (выявление уровня первоначальных знаний, умений и навыков, снятие языковых и технических трудностей, выполнение подготовительных упражнений, просмотр созданного видеофильма, выполнение условнокоммуникативных упражнений, включающих озвучивание видеофильма, выполнение коммуникативных упражнений на базе видеофильма, выявление полученного уровня знаний, умений и навыков и сравнение полученных результатов).

Документальный блок также имеет два уровня сложности: 1) документализация студенческих монологов, диалогов, полилогов, где главными действующими лицами являются сами студенты; 2) документализация проектов, созданных самостоятельно студенческой группой. В структуру документального блока также входят: создание видеосредства (определение учебной цели, написание плана, разработка сценария, разучивание ролей, снятие психологических, технических трудностей, съемка пробного монолога, основная съемка: монолог, диалог, полилог, проект); применение видеосредства (выявление уровня сформированности первичных умений и навыков, просмотр первичной видеозаписи, анализ результатов по схеме: студент — группа — преподаватель, вторичная съемка и анализ ее результатов, выявление достигнутого уровня сформированности умений и навыков и сравнение их с первоначальными результатами).

Критериями результативности применения авторской видеозаписи являются обученность и рефлексивность.

В учебном процессе наглядные средства выполняют информационную и познавательную функции: ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены; с внешним видом предмета в его современном виде и в историческом развитии; наглядное представление о сравнении или изменении характеристик явления или процесса; об устройстве предмета и принципе его действия, управлении им, технике безопасности и т. д. Группируясь вокруг речи преподавателя и взаимодействуя, наглядные средства призваны обеспечить формирование образного представления, полноценное раскрытие учебного материала, проиллюстрировать ту или иную зависимость.

К наглядным средствам, используемым в процессе обучения, предъявляются определенные требования[4]:

  • 1) точное соответствие реальному объекту или явлению;
  • 2) ясное осознание преподавателем цели, времени и места введения наглядности;
  • 3) эстетическое оформление наглядного средства;
  • 4) адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;
  • 5) учет уровня развития и обученности студентов;
  • 6) мера в использовании наглядного средства на одном занятии; при использовании нескольких наглядных средств на одном занятии они должны предъявляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до момента использования;
  • 7) наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы нс создавать побочных ассоциаций у студентов.
  • [1] Коменский, Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. — М., 1982. — С. 302−303.
  • [2] Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 2008. — С. 227−228.
  • [3] Подробнее см.: Шаталов, В. Ф. Точка опоры: [об эксперим. методике преподавания]. — М., 1987.
  • [4] См.: Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник. — М., 2004. — С. 311.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой