Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методология исследования и субкультурные формы культурно-религиозного многообразия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе исследования как культурно-религиозного плюрализма в целом, так и субкультурных религий и религиозных субкультур в частности, необходим всесторонний анализ данных явлений. Использование выше перечисленных методологий и подходов, сложившихся в рамках философского и научно-гуманитарного дискурсов за последние два столетия, в их сопряжении способно более полно осветить наше… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Культурно-религиозное многообразие: понятие, сопряжение методологий и субкультурная морфология
    • 1. 1. Философско-методологические приоритеты в исследовании культурно-религиозного многообразия
    • 1. 2. Философско-культурологическая экспликация понятий «религиозная субкультура» и «субкультурная религия»
  • Глава II. Феномены религиозных субкультур и субкультурных религий: диахронный и синхронный аспекты
    • 2. 1. Субкультурные религии и религиозные субкультуры западного цивилизационного ареала
    • 2. 2. Специфика субкультурной религиозности и культурно-религиозного многообразия в восточных цивилизациях

Методология исследования и субкультурные формы культурно-религиозного многообразия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях глобализации происходит усиление взаимодействия различных народов, государств, цивилизаций и религий, что порождает культурное многообразие в современном мире, а также плюрализм соответствующих философских и социально-гуманитарных теорий. Эффективность некоторых из них — в частности, политико-идеологической доктрины мультикультурализма и концепции «плавильного котла» (melting pot), предполагающих слияние всех культур в одну «метакультуру», — в настоящее время ставятся под сомнение.

Тем не менее, первая определяет основы общественно-политической и культурной жизни на Европейском континенте, в странах Британского содружества наций, а вторая — в Соединённых Штатах Америки. По даже в относительно благополучной Западной Европе наблюдается рост экстремизма, обусловленный тем, что иммигрировавшие носители ориентальных цивилизационных традиций редко интегрируются в европейский социум в духе модернистской парадигмы «аккультурации». Среди натурализовавшихся в Европе выходцев из стран Азии и Африки велико влияние религиозных экстремистских организаций, что во многом связано с тем, что в рамках любой культуры сосуществуют и взаимодействуют различные субкультуры. Изучение опыта взаимодействия религиозных субкультур и субкультурных религий с феноменами традиционных культур и религий помогает найти путь к выходу из цивилизационного тупика, в котором оказалось фактически все человечество во всем его культурно-цивилизационном многообразии.

Кроме того, развитие философии и социально-гуманитарных наук на современном этапе требует уточнения ряда существующих понятий и концептов, введения в научный оборот новых, что предполагает дальнейшее совершенствование методологий. Все это определило наш интерес к философско-ангропологическому и философско-культурологическому исследованию проблем культурно-религиозного многообразия в жизни человека, который, так или иначе, реализует свою личностную идентичность в социальных группах, включая и религиозные субкультуры.

Степень научной разработанности проблемы. Прежде всего, необходимо обозначить основные проблемы, философско-теоретические подходы и результаты социально-гуманитарных наук в тематическом поле изучения культурно-религиозного многообразия и субкультурной религиозности как одной из его форм, а также с возможностью использования в философском и научном дискурсе понятий «культурно-религиозное многообразие», «религиозная субкультура» и «субкультурная религия».

Первые проблематизации феномена культурно-религиозного многообразия восходят к философии XVII в. (Ф. Бэкон, Спиноза, Толанд, Монтенель, Ш. де Бросс и др.), а завершение находят в XIX в. — в культурно-эволюционистских исследованиях религии (Э. Тейлор, J1. Морган, Дж. Фрэзер, К. Маркс и Ф. Энгельс, и др.) и культурно-цивилизационпых моделях конструирования исторической дискретности бытия человека и человечества (Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, H.A. Бердяева, А. Тойнби и др.). Если на переходе от эпохи Возрождения к Новому времени европейский человек открыл внутри своего бытия в лице античности свое иное, то к середине XIX — другое иное, культурное и религиозное.

Однако, до сих пор сам феномен культурно-религиозного многообразия не получил даже должного понятийного и концептуального оформления.

Введение

данного понятия заставляет нас обратиться к работам таких зарубежных и отечественных философов, культурологов, религиоведов и антропологов, как М. Андерсон, JI. Бенуас, М. Бойс, Г. М. Бонгард-Левин, Т. Н. Буткевич, Г. Виденгрен, Ф. Дафтари, Ж. Дюмезиль, С. А. Зеньковский, А. И. Клибанов, Л. Леви-Брюль, Ф. Кюмон, Ю. М. Лотман, Б. Малиновский, Р. Otto, M.K. Петров, М. Э. Поснов, Л. Рену, А. Рэдклифф-Брауп, Б.В.

Титлинов, С. А. Токарев, Е. А. Торчинов, JI. Фробсниус, Дж. Фрэзер, А. Л. Хосроев, Э. Эванс-Притчард, У. Эко, М. Элиаде, H.H. Яблоков и др.

Проблемы философской теории и методологии, имеющие определяющее значение для данного исследования, нашли своё обоснование в трудах Е. В. Абдуллаева, К. В. Айвазян, К. З. Ашрафян, В. В. Бартольда, Г. Башляра, А. Бергсона, А. Бивара, Ф. Броделя, Х.-Г. Гадамера, Г. Гегеля, Р. Генона, В. фон Гумбольдта, П. С. Гуревича, Э. Гуссерля, Н. Я. Данилевского, В. Дильтея, J1. Дюмона, Э. Кассирера, А. Н. Красникова, Ж. Ле Гоффа, Г. Лейбница, Г. Маркузе, Ф. М. Мюллера, X. Ортеги-и-Гассета, С. Рейнака, II. Рикёра, В. В. Розанова, Э. Сайда, Э. Сепира, Э. Тайлора, П. Тиллиха, А. Тойнби, Д. М. Угриновича, Р. Фрая, М. Фуко, Й. Хёйзинги, Дж. Шайда, В. Шмидта, О. Шпенглера, Ф. Юнгера, К. Ясперса и др.

В исследовании феноменов культурно-религиозного многообразия, субкультурных религий и религиозных субкультур не последнее место занимают работы, посвященные индивидуальной и коллективной психологии, акцентирующие внимание на внутреннем мире человека, его экзистенциальном опыте, религиозных чувствах и переживаниях. В пашем исследовании мы обращаемся к работам таких исследователей, как С. Гроф, У. Джеймс, К. Леви-Стросс, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Г. Юнг и др.

Также необходимо выделить работы, посвященные искусству, философской антропологии, политики и повседневности, которые рассматривались такими авторами, как: А. Бэшем, М. Вебер, И. Р. Григулевич, Н. Р. Гусева, Е. А. Дорошенко, Е. Дровер, И. М. Дьяконов, Э. Дюркгейм, В. В. Емельянов, В. В. Ильин, М. Б. Кизилов, Ю. М. Кобищанов, И. Ю. Котин, B.C. Кузнецов, И. Р. Лаврецкий, Л. А. Лелеков, М. Лидзбарский, Т. О’Ди, Б. Оля, H.A. Осокин, Ю. В. Рыжов, П. А. Сорокин, С. Стивенсон, A.A. Файнберг, С. Хантингтон, В. К. Шохин, Т. Элиот, Г. Якоби.

Надо отметить и работы, посвященные непосредственно философским и социально-гуманитарным аспектам субкультурности, как зарубежных авторов (Д. Аусубель, Р. Бергиус, М. Брейк, Г. Гризе, К. Дэвис, К. Кенистон,.

В. Леонард, M. Мид, Р. Муус, Ф. Найдгардт, Т. Парсонс, Л. Розенмайер, Т. Роззак, П. Смелзер, Ф. Тенбрук, Л. Хаузер, Д. Френч, С. Эйзенштадт и др.), так и отечественных (C.B. Алещенок, С. М. Артюхов, В. П. Бабинцев, Э. Я. Баталов, И.В. Бестужев-Лада, В. А. Бобахо, В. Н. Боряз, В. М. Быков, Ю. Н. Давыдов, A.C. Запесоцкий, И. М. Ильинский, И. С. Кон, С. И. Левикова, АЛО. Мсльвиль, К. Г. Мяло, Е. Л. Омельченко, В. П. Римский, И. Б. Роднянская, М. Х. Титма, A.A. Щегорцев, Т. Б. Щепанская и др.).

Понятие «субкультурная религия» введено в научный оборот О. Н. Римской и В. П. Римским. Продолжение исследовательской работы в этом направлении на конкретно-культурном эмпирическом материале и в горизонте осмысления философских и социально-гуманитарных методологий в исследовании культурно-религиозного многообразия позволит, на наш взгляд, продвинуть понимание этих сложных феноменов на новый философско-методологический и теоретический уровень.

Труды указанных авторов позволили нам определить философско-категориальные и философско-методологические ориентиры в изучении феноменов культурно-религиозного многообразия и, прежде всего, генезиса и эволюции религиозных субкультур и субкультурных религий, определения их философско-культурологического статуса.

Исходя из всего вышесказанного, объектом нашего диссертационного исследования стал феномен кулътурно-релнгиозного многообразия в его конкретно-исторических и цивилизационно-типологических формах.

Предметом исследования является особенности и функции религиозных субкультур и субкультурных религий в культурно-религиозном многообразии Запада и Востока.

Цель исследования — выявить специфику культурно-религиозного многообразия, а такэ/се форм и функций субкультурных религий и религиозных субкультур в ареалах западных (окцидентальных) и восточных (ориентальных) цивилизаций.

Реализация обозначенной цели обусловила постановку и решение конкретных задач:

— ввести понятие «культурно-религиозное многообразие» и эксплицировать его в контексте становления философских и социально-гуманитарных методологий в исследовании культурно-исторических процессов и бытия человека;

— уточнить содержание понятий «субкультурная религия» и «религиозная субкультура» в связи с исследованием культурно-религиозного многообразия;

— выявить специфику религиозных субкультур и субкультурных религий в культурно-историческом бытии западных, окцидентальных цивилизаций;

— исследовать феномены религиозных субкультур и субкультурных религий ориентальных цивилизаций в их типологической особенности и связи с другими формами культурно-религиозного многообразия.

Методология исследования обусловлена целью и задачами, поставленными в диссертации, а также спецификой анализируемого материала.

Автор опирался на общенаучные принципы историзма, социокультурной обусловленности сознания человека, научной объективности, которые предполагают многоплановое изучение проблемы, анализ различных точек зрения по интересующим вопросам, позволяя адекватно представить динамику процессов культурно-религиозной жизни, их взаимосвязь с многообразными ментальными и социальными феноменами.

Предмет исследования предопределил выбор сравнительно-исторического, культурно-цивилизационного и структурно-функционального подходов в качестве основных методологических стратегий при решении поставленных задач. Диалектический метод в освещении процессов культурно-цивилизационного развития и культурно-религиозного многообразия позволил обеспечить многомерный, комплексный и всесторонний взгляд на тематическое поле, оцени ть исследуемые феномены с учетом всей совокупности исторических фактов и событий, в их взаимообусловленности и противоречии.

При разработке проблемы автор опирался также на сравнительно-религиоведческий и кросскультурный, психологический, феноменологический, культурно-семиотический методы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• впервые в философский и научный оборот введено понятие «культурно-религиозное многообразие» и эксплицировано его эвристическое содержание в пространстве сопряжения как классических, так и неклассических методологий в философско-культурологических и социально-гуманитарных исследованиях;

• применение понятия «культурно-религиозное многообразие» способствовало определению религиозных субкультур и субкультурных религий как носителей социокодов, связанных с различными языками и культурными локусами генезиса, показало, что основной критерий разграничения понятий «субкультурная религия» и «религиозная субкультура» — сохранение или утрата связей конкретных феноменов субкультурной религиозности с «материнской» культурно-религиозной традицией.

• выявлена специфика взаимоотношения религиозных субкультур и субкультурных религий как в истории западных цивилизаций, так и в их современной социокультурной динамике, связанные с различным переживанием культурно-экзистенциального и религиозно-психологического опыта трасформации традиционных культур и религий в условиях индустриальной модернизации;

• исследование феноменов субкультурной религиозности в ареалах ориентальных цивилизаций показало, что данные явления объединяет сфера общего генерирования культурно-религиозных смыслов нуминозного", но они отличаются друг от друга по структуре и функциям, по их коммуникативным связям с западными культурно-цивилизационными системами.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Использование понятия «культурно-цивилизационное многообразие» позволяет исследовать религию не только как составную и неотъемлемую часть культуры, как «культурный феномен», но и как ядерный элемент, способный формировать в диахронной ретроспективе и синхронном бытии человека основания культурных систем. Влияние религиозных форм на культуру столь велико, что они способны создавать новые «религиозные культуры» и «религиозные субкультуры», лежащие в основаниях конкретно-исторических цивилизаций, культурных традиций определённых стран и эпох, определяют актуальную социокультурную динамику современного человечества. Теоретико-методологический потенциал понятия «культурно-религиозное многообразие позволяет нам опираться не на одну какую-либо методологию или теоретико-методологическую парадигму, а на их сопряжение в исследовании истории культуры и религии, морфологии современных культурно-цивилизационных систем.

2. Субкультуру можно определить как совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образов поведения, принимаемых группой людей, которая обособилась, но сохраняет связи с «материнской» культурой. Соответственно, если речь идёт о субкультуре как о совокупности специфических (отделяющих её от иных религиозных групп) религиозных символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образов поведения, принимаемых группой людей, но не порывающий с «материнской» культурой — свое иное — её следует именовать религиозной субкультурой. В отличие от религиозных субкультур, субкультурные религии — это самостоятельные феномены религиозности, окончательно отделившиеся от материнских" культурно-религиозных традиций и формирующие свои собственные религиозные доктрины и культовые практики — чужое иное.

3. Генезис и эволюция феноменов культурно-религиозного многообразия происходили в ареалах локальных цивилизаций и были связаны с социокодами и локусами исторических религиозных субкультур и субкультурных религий, с различными по происхождению сакральными и повседневными (профанными) языками и ментальными практиками. Мы исходим из того предположения, что субкультурные религии и религиозные субкультуры на Западе, как правило, выполняют функцию интеграции тех представителей социума, которые настроены оппозиционно по отношению к государству, господствующей конфессии и культурной традиции, поэтому субкультуры Запада выполняют функцию интеграции маргинальных представителей социума (адаптация нонконформистской идентичности).

4. На Востоке феномены субкультурпой религиозности обеспечивают сохранение культурно-религиозной самобытности, что связано с продуцированием инновационной идентичности на основаниях культурного фадиционализма в локальных субкультурных и субэтнических группах. Религиозные субкультуры и субкультурные религии в ареалах собственно ориентальных цивилизаций (например, караимизм, мандеизм, алавизм на Ближнем Востоке, ислам в Китае, сикхизм, Дин-и-Илахи, зороастризм, джайнизм в Индии) отличаются достаточно большим разнообразием доюрин и организационных форм, потому что их социокоды связаны с различными по происхождению сакральными и повседневными языками. Субкультурные религии здесь зачастую являются локальными религиями и достаточно эффективно выполняют функцию сохранения религиозно-культурной самобытности субкультурных и субэтнических групп населения па Востоке, способствуют выживание этих групп.

Теоретическое значение нашего исследования заключается в том, что выводы, полученные в ходе исследования, позволяют уточнить по-новому взглянуть на исторические и современные формы культурно-религиозного многообразия, оценить ретроспективное и перспективное положение субкультурных религий и религиозных субкультур в рамках цивилизаций Запада и Востока, при этом субкультурность как таковая может рассматриваться как средство социализации индивида и способ формирования личностной идентичности, что будет способствовать осмыслению путей преодоления антропологического кризиса в бытии современного человека.

Практическое значение нашего исследования состоит в возможности использования полученных результатов для подготовки вузовских курсов лекций и учебно-методических комплексов дисциплин «Философская антропология», «Религиоведение», «Культурология», «Политология», «История религий», «История философии», а также в воспитательной работе с молодёжью, в разработке различных прикладных культурных и социальных программ работы с молодежью на региональном и федеральном уровнях.

Личный вклад автора заключается во введении в научный оборот понятия «культурно-религиозное многообразие», которое обосновывает наличие в истории культуры и религии таких феноменов как религиозная субкультура и субкультурная религия. Автор указывает на критерии, которые позволяют провести демаркационную линию между данными понятиями и феноменами, а также определить специфику субкультурных религий и религиозных субкультур Запада и Востока. Личное участие диссертанта проявилось в обосновании методологических ориентиров, в установлении задач, целей и принципов исследования, формулировке новизны и положений, выносимых на защиту, подготовке научных публикаций, отражающих ход и результаты диссертационной работы.

Апробация работы. Автор принимал участие в работе Всероссийской межвузовской теологической конференции (Тульский государственный университет, г. Тула, РФ, апрель 2011 г.), Всероссийской молодежной научной конференции «Когнитивное моделирование: динамика гражданского общества и фактор национально-конфессиональной толерантности».

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, РФ, сентябрь 2011 г.), Международной научной конференции «Дни науки философского факультета — 2011» (Киевский национальный университет им. Т. Г. Шевченко, г. Киев, Украина, апрель 2011 г.), Международного симпозиума молодых ученых «Культура. Политика. Понимание» (Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, РФ, апрель 2014 г.), и др.

По теме диссертации опубликовано 14 научных работ (в том числе 4 статьи в журналах из списка ВАК) общим объемом 4,2 п.л.

Структура работы. Структура диссертации определена логикой исследования, подчинена последовательному решению поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа), заключения, библиографического списка.

Заключение

.

В заключении мы можем отметить, что основными методологическими моделями в изучении и понимании феноменов культурно-религиозного плюрализма являются сравнительно-исторический, структурно-функциональный, культурангропологический, психологический, феноменологический, семиотический, и некоторые другие, более специальные методы социально-гуманитарных наук, не имеющие пока философской отрефлексированности. К сожалению, методологические и эпистемологические парадигмы исследования культурно-религиозных феноменов отражают, прежде всего, «европейско-североамериканский» (западноцентристский) взгляд на культуру, религию и религиозность.

На современном этапе исследования как культурно-религиозного плюрализма в целом, так и субкультурных религий и религиозных субкультур в частности, необходим всесторонний анализ данных явлений. Использование выше перечисленных методологий и подходов, сложившихся в рамках философского и научно-гуманитарного дискурсов за последние два столетия, в их сопряжении способно более полно осветить наше тематическое поле в плане его дальнейшей проблематизации. Поскольку субкультурная религия являет собою противовес традиционной религиозности и не является одним из её элементов, то, следовательно, субкультурная религия может рассматриваться как привнесённая (извне в географическом или идеологическом смысле) культурная форма определённого вида и уровня религиозности. Несомненно, что, проникая на ту или иную территорию с чуждой или мало сходной культурной традицией, субкультурная религия может приобретать те или иные специфические черты, таким образом, приспосабливаясь к культурной системе, доминирующей среди населения данного региона. Однако влияние традиционных религиозных воззрений и особенностей культуры населения данного региона не внесут сущностную трансформацию в изначально заложенные вероучительные доктрины и догматические установления субкультурной религии. Всякая трансформация будет сведена лишь к внешним атрибутам и второстепенным элементам рассматриваемой субкультурной религии, позволяя ей, таким образом, лишь более прочно закрепиться на новой территории. С учетом культурных, религиозных, социальных, политических и иных факторов, субкультурная религия способна видоизменяться в зависимости от внешних условий и новой для неё «среды обитания».

Феномены субкультурной религиозности можно соотнести не только с «нетрадиционной», маргинальной религиозностью, но и с таким явлением как локальные культы. В религиоведении давно используется термин «локальный культ» или «локальная религия», например, применительно к зороастризму (парсизму) Средневековья, Нового и Новейшего времени, существующему в рамках исламской цивилизации в Иране и индийской цивилизации на полуострове Индостан. Иранские гебры и индийские парсы являются в ареалах исламской и индуистской культур носителями этнических субкультур, сохраняющих элементы погибшей цивилизации Сасанидского Ирана. Наследники гностиков и ессеев-назореев — мандеисоставляют этноконфессиональную группу носителей особой субкультурной традиции в давно исламизированной Месопотамии. Джайны в Индии, будучи последователями религиозно-философского учения, некогда оппозиционного брахманизму, ныне стали носителями одной из индийских субкультурных традиций и заняли прочное место в кастовой иерархии индийского общества. Таким образом, опираясь на цивилизационный подход, современные зороастризм, джайнизм, мандейство можно определить не только как локальные религии, т. е. религии, ареал исторического распространения которых ограничен географически и в этнокультурном отношении, но и как субкультурные религии.

Особенностью же религиозной субкультуры является её связь с базовой или «материнской» культурой. Религиозная субкультура — это порождение традиционной культуры, неразрывно связанное с ней. Религиозная субкультура черпает свои основополагающие идеи или доктрины из традиционной религиозности, доминирующей в том или ином регионе, при этом, формируя или привнося свой, новый (возможно, ранее утраченный самой доминирующей религиозной системой) элемент (элементы), который и будет отделять её от базовой религиозной системы. Однако, несмотря на все отличительные признаки и характеристики, религиозная субкультура будет всегда иметь больше сходства, «родственных» связей с доминирующей религиозной традицией, нежели субкультурная религия. Причина данного явления кроется в том, что и в религиозной субкультуре, и в традиционной доминирующей религии в основании будут находиться одни и те же основополагающие элементы, тогда как субкультурная религия, как явление, сформировавшееся на иной культурно-религиозной почве, несёт в себе больше своеобразных, «чуждых» характеристик по отношению к господствующей религиозной традиции.

Ярким примером религиозной субкультуры является субкультура старообрядчества, сформировавшаяся в России после церковного раскола середины — второй половины XVII в. При этом старообрядцы-беспоповцы создали субкультуру, выходящую за рамки русского православия и имеющую черты контркультуры, временами даже, субкультурной религии (хлыстовство, скопчество и т. п.).

И религиозные субкультуры, и субкультурные религии являются носителями определённого социокода, определяющего их принадлежность к той или иной цивилизации. Социокоды, носителями которых являются религиозные субкультуры и субкультурные религии, позволяют разделить их на окцидентальные (от лат. осЫёепв, -епйз т. — «запад», осс1ёеп1аП5 -«западный») и ориентальные (от лат. опеш, -еШлБ т. — «восток», опегиаНв восточный").

Введение

в научный оборот данных терминов латинского происхождения может способствовать их универсализации.

Социокод окцидентальных цивилизаций, культур, религий, религиозных субкультур, субкультурных религий можно назвать европейским. Социокод российской цивилизации можно определить как близкий европейскому. Он генетически связан с греческой лингво-культурной традицией. Однако, по мнению II.Я. Данилевского, европейская цивилизация не является прямой преемницей античной цивилизации Средиземноморья. Кроме того, в силу ряда географических и исторических факторов российскую цивилизацию следует трактовать как славянскую (по истокам) и евразийскую (по локализации), а не как вариант европейской. Концепция Н. Я. Данилевского позволяет рассматривать российскую цивилизацию в качестве социокультурного феномена, родственного цивилизациям Запада и Востока, но зачастую являвшегося их антагонистом. Тем не менее, многонациональная и многоконфессиональная Россия — это еще и страна диалога культур. При этом, российские субкультурныс традиции ближе окцидентальным, чем ориентальным (например, субкультуры духоборов (духоборцев) и молокан, некоторые старообрядческие субкультуры России близки протестантским субкультурам Европы и Америки).

Генезис феноменов субкультурной религиозности происходил и происходит в ареалах различных локальных цивилизаций. Социокоды и локусы генезиса религиозных субкультур и субкультурных религий позволяют разделить их на окцидентальные («западные») и ориентальные («восточные»). Социокоды культур, субкультур и религий связаны с различными по происхождению сакральными и разговорными языками.

Цивилизации Запада и Востока — носители различных социокодов, но они не являются замкнутыми статичными системами. Происходят диалог и зачастую синтез культур. Уникальность российской цивилизации обусловлена органичным слиянием западных и восточных культурных традиций в её ареале при преобладании первых. Феномены религиозности в ареалах окцидентальных и ориентальных цивилизаций объединяет сфера «нуминозного». Но они отличаются друг от друга по структуре и функциям. Субкультурные религии и религиозные субкультуры на Западе, как правило, выполняют функцию интеграции тех представителей социума, которые настроены оппозиционно по отношению к государству, господствующей конфессии и культурной традиции. На Востоке феномены субкультурной религиозности обеспечивают сохранение религиозно-культурной самобытности локальных субкультурных и субэтнических групп.

Практическая значимость нашего исследования состоит не только в возможности использования полученных результатов для подготовки и переработки вузовских курсов лекций и учебно-методических комплексов дисциплин. Особо стоит отметить, что полученные результаты могут быть использованы в разработке различных культурных и социальных программ работы с молодежью как на региональном, так и на федеральном уровне.

Это тем более актуально на сегодняшний день, поскольку именно молодое поколение явяляется носителем молодежных субкультур, религиозных субкультур и субкультурных религий. Несмотря на функцию социализации, которая присуща субкультурным группам, нужно помнить и о негативных моментах, таких как манипуляция сознанием и «зомбирование», которые довольно часто встречаются в субкультурных религиях псевдохристианского, неовосточпого и неоязыческого направления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. И. Два зороастризма в Иране: Иран Восточный Иран Западный. Два лица одной этнической культуры Текст. / В. И. Абаев // Вестник древней истории. — 1990. — № 4. — С. 198−207.
  2. Е.В. Идеи Платона между Элладой и Согдианой: очерки ранней истории платонизма на Среднем Востоке Текст. / Е. В. Абдуллаев. СПб.: Алетейя, 2007. — 320 с.
  3. Авеста: Избранные гимны Текст. / пер. с авест., предисл., примеч. и словарь И.М. Стеблин-Каменского. М.: Дружба народов, КРАМДС — Ахмед Ясови, 1992. — 207 с.
  4. Л. Б. Средневековая Индия Текст. / Л. Б. Алаев. СПб.: Алетейя, 2003.-304 с.
  5. А. И. К изучению ереси стригольников Текст. / А. И. Алексеев // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. — № 4 (18). — С. 22 -34.
  6. Д. Богомили Текст. / Димитър Ангелов. София: Издателство на националния съвет на отечествения фронт, 1961.-75 с.
  7. В. М. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия Текст. / В. М. Андерсон. СПб.: Типография В. И. Губинского, 1908. — 458 с.
  8. Т. Исламские мистики Текст. / Тор Андре- пер. с нем. В. Г. Ноткиной. СПб.: Евразия, 2003. — 240 с.
  9. Е. И. Философия религии. Принципы сущностного анализа Текст. / Е. И. Аринин. Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1998. — 297 с.
  10. Т. Санскрит Текст. / Томас Барроу- пер. с англ. Н. Лариной- ред. и коммент. Т. Я. Елизаренковой. М.: Прогресс, 1976. — 411 с.
  11. В. В. Сочинения Текст. Т. 6: Работы по истории ислама и Арабского халифата / В. В. Бартольд- отв. ред. И.II. Винников. М.: Наука, 1966. — 784 с.
  12. Баш л яр Г. Психоанализ огня Текст. / Гастон Башляр- пер. с фр. Н. В. Кисловой. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 176 с.
  13. В. Я., Москаленко В. Н. История Пакистана. XX век Текст. / В. Я. Белокреницкий, В. Н. Москаленко. М.: ИВ РАИ: Крафт+, 2008. — 576 с.
  14. Л. Знаки, символы и мифы Текст. / Люк Бенуас- пер. с фр. А. Калантарова. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004.- 160 с.
  15. А. Творческая эволюция Текст. / Анри Бергсон- пер. с фр. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001.-384 с.
  16. В. Империя Великих Моголов Текст. / Валери Беренстен- Пер. с фр. Н. Григорьевой. -М.: ACT: Астрель, 2005. 160 е.: ил.
  17. А. Д. X. Платон и митраизм Текст. / А. Д. X. Бивар- пер. с англ. И. С. Клочкова // Вестник древней истории. 1998. — № 2. — С. 3−18.
  18. Е. П. Ключ к Теософии Текст. / Е.П. Блаватская- пер. с англ. B.C. Зуевой, Е. Кондратьева под ред. И. В. Иваницкой, Д. Н. Попова. М.: «Сфера» РТО, 1993. — 320 с.
  19. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма Текст. / пер. с чешек. JI.B. Журавлевой- предисл. и ред. Д. Збавитела. М.: Наука, 1969. -416 с., ил.
  20. М. Зороастрийцы. Верования и обычаи Текст. / Мэри Бойс- пер. с англ. и примеч. И.М. Стеблин-Каменского. — 3-е изд. — СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1994. 288 с.
  21. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия Текст. / Г. М. Бонгард-Левин. М.: Наука, 1980.с.
  22. Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история Текст. / Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский. 2-е изд. М.: Мысль, 1983. — 206 с.
  23. С. Д. Секта меннонитов в России (в связи с историей немецкой колонизации на юге России) Текст. / С. Д. Бондарь. Пг.: Типография В. Д. Смирнова, 1916. -XXXIII, 200 с.
  24. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV XVIII вв. Текст. / Фернан Бродель- пер. с фр. Л.Е. Куббеля- вступ. ст. Ю. Н. Афанасьева. — Т. 1: Структуры повседневности. — 2-е изд. — М.: Изд-во «Весь мир», 2006. — 592 с.
  25. Т. И. Обзор русских сект и их толков Текст. / Т. И. Буткевич. Харьков: Типография Губернского правления, 1910. — X, 607, XIX с.
  26. А. Цивилизация Древней Индии Текст. / Артур Бэшем- пер. с фр. Е. Гавриловой под ред. Н. Шевченко. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 496 с.
  27. М. Протестантская этика и дух капитализма Текст. / Макс Вебер- пер. с нем. М.: Ист-Вью, 2002. — 352 с.
  28. Г. Мани и манихейство Текст. / Гео Виденгрен- пер. с нем. C.B. Иванова. СПб.: Евразия, 2001. — 256 с.
  29. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики Текст. / Ханс-Георг Гадамер- пер. с нем.- общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  30. Г. В .Ф. Лекции по философии истории Текст. / Георг Вильгельм Фридрих Гегель- пер. с нем. A.M. Водена. СПб.: Наука, 1993. -480с.
  31. Р. Очерки о традиции и метафизике Текст. / Репе Геноп- пер. с фр. В. Ю. Быстрова. СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010.-320 с.
  32. Гностики, или «О лжеименном знании» Текст.: пер. с копт., др.-греч., англ., исп. и др. К.: «УЦИММ-ПРЕСС» — «ИСА», 1996. — 397 с.
  33. И. Р. Религиозный синкретизм в Латинской Америке Текст. / И. Р. Григулевич // Локальные и синкретические культы / отв. ред. С. А. Арутюнов. М.: Наука, 1991. — С. 273−288.
  34. С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира Текст. / Станислав Гроф- пер. с англ. Н. И. Папуш и М. П. Папуша под ред. А. Киселева. М.: ACT и др., 2008. — 346 с.
  35. В. Язык и философия культуры Текст. / Вильгельм фон Гумбольдт- пер. с нем.- сост., общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыги, Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1985.-451 с.
  36. П. С. Субкультура Текст. / П. С. Гуревич // Культурология. XX в.: Словарь / ред. коллегия тома: Ж. М. Арутюнова и др.- гл. ред., сост. и авт. проекта С. Я. Левит. СПб.: Университетская Книга, 1997.-С. 450.
  37. П. С. Современный гуманитарный словарь-справочник: Философия, психология, социология, культурология Текст. / П. С. Гуревич. -М.: ACT: Олимп, 1999. 525 с.
  38. Н. Р. Джайнизм Текст. / Н. Р. Гусева. М.: Наука, 1968. — 125 с.
  39. Э. Феноменология (статья в Британской энциклопедии) Текст. / Эдмунд Гуссерль- пер. с англ., предисловие и примечания В. И. Молчанова // Логос. 1991. — № 1. — С. 12−21.
  40. Н. Я. Россия и Европа Текст. / Н.Я. Данилевский- сост. и ком. A.B. Белова- отв. ред. O.A. Платонов. 2-е изд. — М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. 816 с.
  41. Ф. Краткая история исмаилизма: Традиции мусульманской общины Текст. / Фархад Дафтари- пер. с англ. Л. Р. Додыхудоевой, Л. Н. Додхудоевой. М.: ООО «Издательство ACT», «Ладомир», 2004. 273, [15] с.
  42. В. Многообразие религиозного опыта Текст. / Вильям Джемс- пер. с англ. М.: Наука, 1993. 432 с.
  43. Н. К. Политическая история Парфии Текст. / Н.К. Дибвойз- пер. с англ., науч. ред. и библиографии, приложение В. П. Никонорова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. -816 с., ил.
  44. В. Наброски к критике исторического разума / Вильгельм Дильтей- пер. с нем. // Вопросы философии. 1988. — № 4. — С. 135−152.
  45. Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту Текст. / Н. Дингельштедт. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1885. — 289 с.
  46. Е. А. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк) Текст. / Е. А. Дорошенко. М.: Наука, 1982. — 133 с.
  47. Духовная культура Китая Текст. в 5 т. Т. 2: Мифология. Религия / ред. МЛ. Титаренко и др. М.: Вост. лит., 2007. — 869 е., ил.
  48. . Верховные боги индоевропейцев Текст. / Жорж Дюмезиль- Пер. с фр. Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1986. — 234 с.
  49. Дюмон JI. Homo hierarchicus: опыт описания системы каст Текст. / Луи Дюмон- пер. с фр. под ред. Н.Г. Краснодембской- вступ. ст. Н. Г. Краснодембской. СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. — 480 с.
  50. Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение: Пер. с фр. Текст. / Эмиль Дюркгейм. М.: Канон, 1995. — 352 с.
  51. В. В. Ритуал в Древней Месопотамии Текст. / В. В. Емельянов. СПб.: «Азбука-классика" — «Петербургское Востоковедение», 2003.-320 с.
  52. . С. Социальная культурология Текст. /Б. С. Ерасов. -М.: Аспект-Пресс, 1996. 591 с.
  53. А. Ф. Сравнительный анализ социальных воззрений О. Шпенглера и Ф. Ницше Текст. / А. Ф. Захарчук // Проблеми фшософ11. -2011.-№ 3−4.-С. 89−96.
  54. С. А. Русское старообрядчество Текст. / С. А. Зеньковский- сост. Г. М. Прохоров. Общ. ред. В. В. Нехотина. М.: Институт ДИ-ДИК, 2006. — 688 е., ил.
  55. С. А. Русское старообрядчество Текст. / С. А. Зеньковский. Минск: Изд. Белорусской православной церкви, 2007. — 541 с.
  56. В. В. Философия истории Текст. / В. В. Ильин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 380 с.
  57. М. А. На радении у хлыстов: Обличение самообольщения хлыстовских лжепророков Текст. / М. А. Кальнев. Одесса: Типо-хромолитография Д. Плющеева, 1902. — 32 с.
  58. Э. Философия символических форм Текст. / Эрнст Кассирер- пер. с нем. А. Н. Малинкина, С. А. Ромашко. Т. 1. Язык. — М.- СПб.: Университетская книга, 2001. -271 с.
  59. Э. Философия символических форм Текст. / Эрнст Кассирер- Пер. с нем. С. А. Ромашко. Т. 2. Мифологическое мышление. -М.- СПб.: Университетская книга, 2001. — 280 с.
  60. Кебра Нагаст: Книга мудрости Растафари Текст. / пер. с англ. В.Б. Соловьева- Предисл. и коммент. Дж. Хаусмана. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006.- 189 с.
  61. М. Б. Крымская Иудея: Очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен до наших дней Текст. / М. Б. Кизилов. Симферополь: Издательство «ДОЛЯ», 2011. — 336 е., ил.
  62. А. И. Меннониты Текст. / А. И. Клибанов. М.- Л.: ОГИЗ, Московский рабочий, 1931. — 110с.
  63. А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. 1917 г.) Текст. / А. И. Клибанов. — М.: Наука, 1965. — 344 с.
  64. А. И. Из мира религиозного сектантства: Встречи. Беседы. Наблюдения Текст. / А. И. Клибанов. М.: Политиздат, 1974. — 255 с.
  65. Ю. М. История африканских религий Текст. / Ю. М. Кобищанов- под ред. A.A. Громыко и др // Традиционные и синкретические религии Африки. М.: Наука, 1986. — С. 31−88.
  66. Ю. М. Синкретизм монофиситского христианства с религиями кушитских народов Текст. / Ю. М. Кобищанов- под ред. A.A. Громыко и др // Традиционные и синкретические религии Африки. М.: Наука, 1986. — С. 388−416.
  67. Р. М. Введение в сектоведение Текст. / Р. М. Копь. -Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008. 496 с.
  68. И. Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой Текст. / И. Ю. Котин. СПб.: Азбука-классика- Петербургское Востоковедение, 2005. — 256 с.
  69. А. Н. Методологические проблемы религиоведения Текст. / А. Н. Красников. М.: Академический Проект, 2007. — 239 с.
  70. Ф. Старообрядческий раскол и Папа Римский Текст. / Ф. Круглов. СПб.: Типография «Колокол», 1910. — 29 с.
  71. Я. И. «Нация ислама» (к истории распространения ислама в США) Текст. / Я. И. Кузнецов // Образование. Наука. Творчество (Армавир). 2009. — № 2. — С. 94−101.
  72. . Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее Текст. / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец- Авт. вступ. ст. А. Д. Некипелов. Т. 1: Теория и история цивилизаций. — М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 768 с.
  73. Ф. Мистерии Митры Текст. / Франц Кюмон- пер. с фр. С. О. Цветковой. СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
  74. И. Р. Боги в тропиках: Религиозные культы Антильских островов Текст. / И. Р. Лаврецкий. М.: Наука, 1967. — 160 с.
  75. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление Текст. / Люсьен Леви-Брюль- пер. с фр.- вступ. ст. В. К. Никольского. М.: Атеист, 1930. — XXXII, 339 с.
  76. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении Текст. / Люсьен Леви-Брюль- пер. с фр. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 608 с.
  77. С. И. О готах, готике и больном российском обществе Текст. / С. И. Левикова // Общественные науки и современность. 2006. — № 4. — С. 155−165.
  78. Леви-Строс К. Структурная антропология Текст. / Клод Леви-Строс- пер. с фр. под ред. и с примеч. В. В. Иванова. М.: Наука, 1985. — 536 с.
  79. Леви-Строс К. Первобытное мышление Текст. / Клод Леви-Строс- пер. с фр., вступ. ст., примеч. А. Б. Островского. М.: ТЕРРА -Книжный клуб- Республика, 1999. 392 е.: ил.
  80. Ле Гофф Ж. Герои и чудеса Средних веков Текст. / Жак Ле Гофф- пер. с фр. Д. Савосина. М.: Текст, 2011. — 220 [4] с.
  81. Г. В. Сочинения в 4-х т. Т. 2 Текст. / Готфрид Вильгельм фон Лейбниц- пер. с фр. П.С. Юшкевича- ред., авт. вступ. статьи и примеч. И. С. Нарский. — М.: Мысль, 1983. — 686 с.
  82. Л. А. Зороастризм: явление и проблемы Текст. / Л. А. Лелеков- отв. ред. С. А. Арутюнов // Локальные и синкретические культы. -М.: Наука, 1991.-С. 12−49.
  83. Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст -семиосфера — история Текст. / Ю. М. Лотман. — М.: «Языки русской культуры», 1996. — 464 с.
  84. В. А. Хип-хоп культура Текст. / В. А. Луков // Знание. Понимание. Умение. 2005. — № 1.-С. 147−151.
  85. И. А. Духовные христиане Текст. / И. А. Малахова. -М.: Политиздат, 1970. 128 с.
  86. Г. Одномерный человек Текст. / Герберт Маркузе- Пер. с англ. A.A. Юдина. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. -331, [5] с.
  87. Р. Социальная структура и аномия Текст. / Роберт Кинг Мертон- пер. с фр. Е.А. Самарской- редактор перевода М. Н. Грецкий // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. — С. 299−313.
  88. Т. П. Междисциплинарный характер курса «Религиоведение» Текст. / Т. П. Минченко // Вестник Томского государственного университета: Философия. Социология. Политология. -2008. № 3 (4). — С. 92−96.
  89. М. Шесть систем индийской философии Текст. / Макс Мюллер- Пер. с англ. М.: Искусство, 1995. — 448 с.
  90. Оля Б. Боги Тропической Африки Текст. / Богумил Оля- пер. с фр. С. М. Брейдбард. М.: Наука, 1976. — 286 е., ил.
  91. Е. JI. Молодежные культуры и субкультуры Текст. / Е. Л. Омельченко. М.: Институт социологии РАН, 2000. — 264 с.
  92. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания: Пер. с исп. Текст. / Хосе Оргега-и-Гассет. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. — 223 с.
  93. Н. А. История альбигойцев и их времени Текст. / И. А. Осокин. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»», 2000. — 896 с.
  94. Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным Текст. / Рудольф Отто- пер. с нем. и послесл. A.M. Руткевича. СПб.: AHO «Издательство СПбГУ», 2008. — 272 с.
  95. И.Г. Пантеонът на древните славяни и митологията им Текст. / И. Г. Панчовски. София: Булвест-2000, 1993. — 280 с.
  96. M. К. Язык, знак, культура Текст. / М. К. Петров. 2-е изд. — M.: Едиториал УРСС, 2004. — 328 с.
  97. М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей 1054 г.) Текст. / М. Э. Поснов. — К.: Путь к истине, 1991. — 614 с.
  98. А. В. Молокане и духоборцы сегодня Текст. // Вестник молодых ученых (Исторические науки). 1999. — № 1(5). — С. 92−98.
  99. А. А. Социология Текст. / А. А. Радугин. М.: «Центр», 2003. — 224 с.
  100. Ран О. Крестовый поход против Грааля Текст. / Отто Ран- пер. с нем. И. Иванова, С. Ляпкова, Е. Мурзина, А. Овчепко, под общ. ред. М. Тимофеева. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»», 2002. — 302 с.
  101. С. Орфей. Всеобщая история религий Текст. / Соломон Рейнак- пер. с 7-го фр. изд. Paris: Alcide Picard, editeur, 1910. XVIII, 540 с.
  102. Религиоведение: Словарь Текст. / Сост.: Е. С. Элбакян. М.: Академический Проект, 2007. — 637с.
  103. Л. Индуизм Текст. / Луи Рену- пер. с фр. В. Б. Зусевой. -М.: ACT: Астрель, 2006. 158, [2] с.
  104. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике Текст. / Поль Рикёр- пер. с фр. и вступит, ст. И. С. Вдовиной. M.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2002. — 624с.
  105. Феноменология субкультурных религий Текст.: автореферат дис.. канд. филос. наук / Римская О. И. Тула, 2011. — 23 с.
  106. В. П., Римская О. Н. Феномен субкультурных религий Текст. / В. П. Римский, О. Н. Римская. Saarbrucken: Palmarium Academic Publishing, 2012.- 136 с.
  107. В. П. Тоталитарный Космос и человек: монография Текст. / В .П. Римский. Белгород: Изд-во БелГУ, 1998. — 126 с.
  108. Ю. В. Лекции по общему языкознанию Текст. / Ю. В. Рождественский. -М.: Высшая школа, 1990. 381 с.
  109. В. В. Апокалипсическая секта (скопцы и хлысты) Текст. / В. В. Розанов. СПб.: Типография Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1914.-207 с.
  110. Ю. В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве Текст. / Ю. В. Рыжов. М.: Смысл, 2006. — 328 с.
  111. Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока Текст. / Эдвард В. Сайд- пер. с англ. СПб.: «Русский Mipb», 2006. — 639 с.
  112. Сектанты, их учение, культ и способы пропаганды (Братский труд членов IV Всероссийского Миссионерского съезда) Текст. / Под ред. М. А. Кальнева. Одесса: Типография Е. И. Фесенко, 1911.- 336 с.
  113. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии Текст. / Эдвард Сепир- пер. с англ.- общ. ред. и вступ. ст. А. Е. Кибрика. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. 656 с.
  114. Скопчество как секта и обличение ее заблуждений Текст. / Ред.-изд. В. М. Скворцов. СПб.: Типография Артели Печатного Дела, 1902. — 43 с.
  115. Н. Н. Субкультура как объект исследования / Н. Н. Слюсаревский // Социология: теория, методы, маркетинг. 2002. — № 3. -С.117- 127.
  116. Н. Дж. Социология: Текст. / Нейл Дж. Смелзер- пер. с англ. Ред. В. А. Ядов. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  117. А. Е. Этнографическая Индия Текст. / А. Е. Снесарев. -М.: Наука, 1981.-277 с.
  118. К. Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации Текст. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997.-№ 1.-С. 134−143.
  119. П. А. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / Питирим Александрович Сорокин- пер. с англ.- общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. -М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  120. И. И. Словарь древнерусского языка. Т. 3. Ч. 1: Р-С. Текст. / И. И. Срезневский. М.: Книга, 1989. — 910 с.
  121. М. А. Философия культуры Теодора Роззака (Очерк философской публицистики) Текст. / М. А. Султанова. М.: Институт философии РАН, 2005. — 196 с.
  122. А. А. Преступная субкультура Текст. // СоцИс (Социологические исследования). 2001. — № 3. — С. 90−93.
  123. Э. Б. Первобытная культура Текст. / Э.Б. Тайлор- пер. с англ. Д.А. Коропчевского- предисл. и примеч. А. И. Першица. М.: Политиздат, 1989. — 573 с.
  124. Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре Текст. / Э. Б. Тайлор- пер. с англ. Д. А. Коропчевского. Смоленск: Русич, 2000. — 275 с.
  125. Тейяр де Шарден П. Феномен человека Текст. / Пьер Тейяр де Шарден- пер. с фр. М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2012. — 381 с.
  126. П. Избранное: Теология культуры Текст. / Пауль Тиллих- пер. с англ.- составители: С. Я. Левит, C.B. Лёзов. М.: Юрист, 1995. -479 с.
  127. А. Дж. Постижение истории Текст. / Арнольд Тойнби- пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М.: Айрис-Пресс, 2008. — 640 с.
  128. С. А. Религия в истории народов мира Текст. / С. А. Токарев. -4-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1986. 576 е., ил.
  129. С.А. Ранние формы религии Текст. / С. А. Токарев. -М.: Политиздат, 1990. 622 е., ил.
  130. Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного Текст. / Е. А. Торчинов. СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2007. — 480 с.
  131. Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния Текст. / Е. А. Торчинов. 4-е изд. — СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2007. -544 с.
  132. Д. М. Современная Англо-Американская социология религии (основные направления и проблемы) Текст. // Вопросы научного атеизма. -1981.- Вып. 27. С. 274−308.
  133. Е. Н., Котин И. Ю. Сикхизм Текст. / Е. 11. Успенская, И. Ю. Котин. СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2007. — 384 с.
  134. Ф. И. История Византийской империи. Т. 2: Период III (610 716). Иконоборческий период (717 — 867) Текст. / Ф. И. Успенский. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. 624 с.
  135. А. А. Феномен «черного ислама» в США Текст.: автореферат дис. кан. филос. наук. / А. А. Файнберг. СПб.: СПбГУ, 2011. -25 с.
  136. Р. Наследие Ирана Текст. / Ричард Фрай- под ред. и с предисл. М.А. Дандамаева- пер. с англ. В. А. Лившица и Е. В. Зеймаля. 2-е изд. — М.: Вост. лит., 2002. — 463 е.: ил.
  137. Фрейд 3. Тотем и табу Текст. / Зигмунд Фрейд- пер. с нем. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. — 317, [3] с.
  138. Э. Психоанализ и религия Текст. / Эрих Фромм- пер. с англ. А. Дванова. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010.-153, [7] с.
  139. Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии Текст. / Дж. Дж. Фрэзер- пер. с англ. М.: Политиздат, 1980. — 831 с.
  140. Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете Текст. / Джеймс Джордж Фрэзер- пер. с англ. Д. Вольпина- предисл. и коммент. С. А. Токарева. 2-е изд., испр. -М.: Политиздат, 1985. — 511 е., ил.
  141. М. Что это такое философия? Текст. / Мартин Хайдеггер- пер. с нем. // Вопросы философии. — 1993. — № 8. — С. 113−123.
  142. С. Столкновение цивилизаций Текст. / Самюэль Хантингтон- пер. с англ. Ю. Новикова- под ред. Е. Кривцовой и Т. Велимеева- под общ. ред. К. Королева- послесл. С. Переслегина. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 603, [5] с.
  143. Хёйзинга Й. Homo ludens / Человек играющий Текст. / Йохан Хёйзинга- пер. с нидерланд. Д. Сильвестрова. СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. — 384 с.
  144. Хосроев A. JL История манихейства (Prolegomena) Текст. / А. Л. Хосроев. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. — 480 е., ил.
  145. Дж. Религия римлян Текст. / Джон Шайд- пер. с фр. О. Г1. Смирновой. М.: Новое издательство, 2006. — 280 с.
  146. В. К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н.э.) Текст. / В. К. Шохин. СПб.: Изд-во С,-Петерб. ун-та, 2007. — 423 с.
  147. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность Текст. / Освальд Шпенглер- пер. с нем. вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. М.: Мысль, 1998. — 663 с.
  148. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы Текст. / Освальд
  149. Шпенглер- пер. с нем. и примеч. И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1998. — 609 с.
  150. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность Текст. / Освальд Шпенглер- пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. М.: Эксмо, 2006. — 800 с.
  151. Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры Текст. / Т. Б. Щепанская. М.: ОГИ, 2004. — 286 с.
  152. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии Текст. / Эдвард Эванс-Притчард- пер. с англ. A.A. Казапкова, A.A. Велика- коммент. и послесловие A.A. Казапкова. М.: ОГИ, 2004. — 142 с.
  153. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию Текст. / Умберто Эко- пер. с итал. В. Резник и А. Погоняйло. СПб.: Symposium, 2006. 544 с.
  154. М. Очерки сравнительного религиоведения Текст. / Мирча Элиаде- пер. с англ. Ш. А. Богиной, Н. В. Кулаковой, В. Р. Рокитянского, Г. С. Старостина. М.: Ладомир, 1999. — 488 с.
  155. М. Шаманизм: Архаические техники экстаза Текст. / Мирча Элиаде- пер. с англ. К. Богуцкого, В. Трилис. К.: «София», 2000. -480 с.
  156. М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре Текст. / Мирча Элиаде- пер. с англ. Е. В. Сорокиной. К.: «София" — М.: ИД «Гелиос», 2002. — 224 с.
  157. М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий Текст. / Мирча Элиаде- пер. с фр. H.H. Кулаковой, В. Р. Рокитянского, Ю. Н. Стефанова. 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2009. — 622 с.
  158. М. История веры и религиозных идей: От Магомета до Реформации Текст. / Мирча Элиаде- Пер. с фр. Н. Б. Абалаковой, С. Г. Балашовой, H.H. Кулаковой, A.A. Старостиной. 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2009. — 463 с.
  159. М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований Текст. / М. Элиаде, И. Кулиано- пер. с фр. Н. Зубкова, Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. -- М.: Академический Проект, 2011. 352 с.
  160. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного Текст. / Карл Густав Юнг- пер. с нем. A.M. Руткевича- сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича//Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991. С. 95−128.
  161. Юнг К. Г. Психология и религия Текст. / Карл Густав Юнг- пер. с нем. A.M. Руткевича- сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича // Архетип и символ.
  162. М.: Ренессанс, 1991.-С. 129−202.
  163. Юнг К. Г. Йога и Запад Текст. / Карл Густав Юнг- пер. с нем. A.M. Руткевича- сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича // Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — С. 223−232.
  164. Ф. Г. Язык и мышление Текст. / Фридрих Георг Юнгер- пер. с нем. К. В. Лощевского. СПб.: Наука, 2005. — 301 с.
  165. К. Смысл и назначение истории Текст. / Карл Ясперс- пер. с нем. М.И. Левиной- Вступ. ст. П. П. Гайденко М.: Политиздат, 1991. -527 с.
  166. J. Е. Indian Inscriptions on the Fire Temple at Baku Text. / Justin E. Abbott // Journal of the American Oriental Society / Edited by J.R.
  167. Jewctt, and H. Oertel. Vol. 29. — New Haven, Connecticut: The American Oriental Society, 1909. — P. 299−304.
  168. Birth of the Persian Empire Text. / Edited by Vesta Sarkhosh Curtis and Sarah Stewart. Vol. 1. — London- New York: I.B. Tauris & Co Ltd in association with The London Middle East Institute at SOAS and The British Museum, 2005. — 147 p., ill., maps.
  169. Broomhall M. Islam in China. A neglected problem Text. / Marshall Broomhall- Preface by J.R. Mott, H.P. Beach, S.M. Zwemer. London: Morgan & Scott, Ltd., 1910.-XX, 332 p., ill., maps.
  170. Conybeare F. C. Russian Dissenters (Harvard Theological Studies. Vol. X) Text. / F.C. Conybeare. Cambridge, Mass.: Harvard University Press- London: Humphrey Milford, Oxford University Press, 1921. -X, 370 p.
  171. Drower E. S. The Mandaeans of Iraq and Iran. Their cults, customs, magic legends, and folklore Text. / E. S. Drower. Oxford: At the Clarendon Press, 1937. — XXVI, 436 p., ill.
  172. Frobenius L. Geografische Kulturfunde Text. / Leo Frobenius. -Leipzig: Verlag von Friedrich Brandstetter, 1904. XIV, 923 s.
  173. Frobenius L. The Childhood of Man Text. / Leo Frobenius- translated by A.H. Keane. London: Seeley & Company Limited, 1909. — 504 p., ill.
  174. Frobenius L. Atlantis. Volksmarchen und Volksdichtungen Afrikas Text. Band 1. / Leo Frobenius. Jena, Leipzig: Verlegt bei Eugen Diederichs, 1921.-IV, 292 s. V
  175. Gaina Sutras Text. Part I. The Akaranga Sutra. The Kalpa Sutra / translated from prakrit by Hermann Jacobi. Oxford: At the Clarendon Press, 1884.-LIII, 324 p.
  176. Garbe R. von. Akbar, Emperor of India. A Picture of Life and Customs from the Sixteenth Century Text. / Richard von Garbe- Translated from the German by L.G. Robinson. Chicago: The Open Court Publishing Company, 1909.-41 p., ill.
  177. Gelder K. Subcultures. Cultural histories and social practice Text. / Ken Gelder. London, New York: Routledge, Tylor & Francis Group, 2007. — 188 P
  178. Ph. E. «Pennsylvania Dutch», and Other Essays Text. / Phebe Earle Gibbons. Philadelphia: J.B. Lippincott & Co, 1872. — VII, 207 p.
  179. Glimpses of Amish-Mennonite Homes and Some Plain Talks to the Inmates by a Friend of Humanity with an Text. / Introduction by S.D. Guengerich. Scottdale, Pa.: Published by Mennonite Book and Tract Society, 1907.-341 p.
  180. King C. W. The Gnostics and Their Remains, Ancient and Mediaeval Text. / C. W. King. 2nd ed. — London: David Nutt, 1987. — XXIII, 456 p., ill.
  181. Lidzbarski M. Mandaische Liturgien. Mitgeteilt ubersetzt und erklart Text. / Mark Lidzbarski. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1920. XXVI, 295 s.
  182. Lumley Smith B.A. The Koran in India. A Comparison of the Religious Policies of Akbar and Aurengzebe Text. / B.A. Lumley Smith. -Cambridge- London: MacMillan and Co, 1858. 38 p.
  183. Mason I. The Mohammedans of China Text. / Isaac Mason. -London: China Society, 1922. 19 p.
  184. Max Muller F. Anthropological Religion Text. / Friedrich Max Muller. New Delhi: Asian Educational Services, 1977. XXVII, 464 p.
  185. O’Dea Th.F. The Sociology of Religion /Text. Thomas F. O’Dea. -Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Flail, 1966. VIII, 120 p.
  186. Roychoudhury M., Sastri B. L. The Din-i-Ilahi or the Religion of Akbar Text. / Makhanlal Roychoudhury, B.L. Sastri. Calcutta: Published by the University of Calcutta, 1941. — XLIII, 337 p.
  187. Schmidt G. L’origine de l’Idee de Dieu. Etude historico-critique et positive Text. / Guillaume (Wilhelm) Schmidt. Paris: Librairie Alphonse Picard & fils, 1910.-XIV, 316 p.
  188. Stausberg M. Die Religion Zarathushtras: Geschichte Gegenwart -Rituale Text. Bd. 1 / Michael Stausberg. — Stuttgart- Berlin- Koln: Verlag W. Kohlhammer, 2002. — XIV, 482 s.
  189. Stevenson S. Notes on Modern Jainism with Special Reference to the Svetambara, Digambara and Sthanakavasi Sects Text. / Sinclair Stevenson. -Oxford: B.H. Blackwell- London: Simpkin, Marshall & Co, Limited- Surat: Irish Mission Press, 1910. 125 p.
  190. Wadia B. P. Zoroastrian Philosophy and Way of Life Text. / B. P. Wadia. Bombay: Theosophy Company (India) Private Ltd., 1964. — 35 p.
  191. Wick B. L. The Amish Mennonites. A Sketch of Their Origin, and of Their Settlement in Iowa, with Their Creed Text. / Barthinius L. Wick. Iowa City, Iowa: Published by the State Historical Society, 1894. 60 p.
  192. Woolner A. C. Introduction to Prakrit Text. / Alfred C. Woolner- published by the University of the Panjab, Lahore. Calcutta: Printed at the Baptist Mission Press, 1917. — XV, 219 p.
  193. А. Собрание о титле на Кресте Электронный ресурс. / Андрей Денисов // Староверие в документах. Режим доступа: http://staraiavcra.narod.ru/ignatij.html
  194. Андрей Денисов и феодосиевцы. Письма Электронный ресурс. // Староверие в документах. Режим доступа: http://staraiavera.narod.ru/ignatii.html
  195. М. Сравнительная молодежная культура Электронный ресурс. / Майкл Брейк- пер. с англ. М., 2011. — Режим доступа: http://wvw.regioncentre.ru/resources/books/snbcult/subcultl4/text4/
  196. С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трапсценденция в психотерапии Электронный ресурс. / Станислав Гроф- пер. с англ. М.: ACT, 1990. — Режим доступа: www.txumen.orR
  197. Концепция государственной религиозной политики Российской Федерации Электронный ресурс. / РАГС. М., 2003. Режим доступа: http://www.religare.ru/2 8227.html
  198. С. Д. Словарь сайта Сергея Лебедева Электронный ресурс. / С. Д. Лебедев. Режим доступа: http://www.socionav.narod.ru/monograf/slovar.htm
  199. С. Е. Земное царство Христа в молоканском фольклоре сквозь призму ключевых слов Электронный ресурс. / С. Е. Никитина. Режим доступа: http://www.molokans.ru/Journal/NikitimaSE.pdf
  200. Ф. В. Выголексинское общежительство Электронный ресурс. / Ф. В. Панченко // Православная энциклопедия- под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2010. — Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/l 61 059. html
  201. Показание соловецкого диакона и эклисиарха Игнатия, о новопоявившейся в России на крестах четырелитерной I Н Ц I, титле Электронный ресурс. // Староверие в документах. Режим доступа: http://staraiavera.narod.ru/ignatii.html
  202. Художественная жизнь современного общества Электронный ресурс. Т. 1: Субкультуры и этносы в художественной жизни- отв. ред. К.Б.
  203. Соколов- редкол.: А. Я. Рубинштейн и др. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. -235, 2. с. — Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/227 250/
  204. The Aquarian Gospel of Jesus, the Christ, Transcribed from The Book of God’s Remembrance (Akashic Records) By Levi H. Dowling (1844 1911) Electronic resource. — 308 p. — Режим доступа: http://therealpublicradio.net/pdffiles/TheOriginal Gospel. pdf
Заполнить форму текущей работой