Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные тенденции развития подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных высших учебных заведениях в 1960-2003 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы сложилась устойчивая тенденция к интеграции российской системы образования в мировую образовательную систему с учетом общих закономерностей глобального развития. В этих условиях образование, особенно высшее, становится одним из основных глобальных факторов общественного развития, выдвигаясь в числе наиболее важных национальных и общемировых приоритетов, выступающих в качестве… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Становление процесса подготовки специалистов для зарубежных стран в высших учебных заведениях СССР
    • 1. 1. Причины и предпосылки развития подготовки специалистов для зарубежных стран в вузах СССР
    • 1. 2. Развертывание широкомасштабной подготовки национальных кадров для зарубежных стран в высших учебных заведениях Советского
  • Союза
  • ГЛАВА 2. Развитие подготовки специалистов для зарубежных стран в высших учебных заведениях СССР в 1960 — 1990 гг
    • 2. 1. Развитие форм и методов построения и организации образовательного процесса подготовки специалистов для зарубежных стран в вузах СССР
    • 2. 2. Организация идейно-воспитательной работы с иностранными студентами
  • ГЛАВА 3. Развитие подготовки специалистов для зарубежных стран в вузах Российской Федерации в 1991—2003 гг.: состояние и перспективы
    • 3. 1. Современные тенденции развития подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских вузах
    • 3. 2. Основные перспективы и направления развития деятельности российской высшей школы в сфере подготовки специалистов для зарубежных стран

Основные тенденции развития подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных высших учебных заведениях в 1960-2003 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная российская система образования переживает важный и ответственный период своего реформирования, которое затрагивает основополагающие принципы его построения, существенным образом обновляет саму модель образования, содержания деятельности образовательных учреждений. Идет интенсивный поиск ценностных основ педагогической парадигмы образования. При этом важнейшей задачей образовательной политики становится обеспечение качества на основе сохранения фундаментальности образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Именно поэтому представляется чрезвычайно важным с этих позиций провести теоретическое переосмысление практики формирования государственной политики в области образования и, в частности, в сфере подготовки специалистов для зарубежных стран, дать ретроспективный анализ основных тенденций развития международной образовательной деятельности отечественных вузов.

В последние годы сложилась устойчивая тенденция к интеграции российской системы образования в мировую образовательную систему с учетом общих закономерностей глобального развития. В этих условиях образование, особенно высшее, становится одним из основных глобальных факторов общественного развития, выдвигаясь в числе наиболее важных национальных и общемировых приоритетов, выступающих в качестве одного из важнейших компонентов социокультурного и экономического устойчивого развития личности, социума, государства. На этом фоне углубление и диверсификация международных образовательных связей придают взаимозависимости национальных образовательных систем глобальный характер. К настоящему моменту обозначены предпосылки для построения общего европейского образовательного пространства при сохранении особенностей и достижений национальных образовательных систем. Развитые страны усиливают конкурентную борьбу за лидерство в мировой системе образования, что в современном обществе является одним из наиболее эффективных инструментов влияния на международные отношения. Это объясняется следующим: во-первых, подготовка специалистов для зарубежных стран во все времена и во всех странах рассматривалась как инструмент внешней политики, один из действенных способов реализации геополитических интересов государства, более того, обучение иностранных студентов всегда было важным фактором международной экономики и политики, игнорировать который невозможново-вторых, международный рынок образовательных услуг открывает широкие возможности поиска и освоения новых внебюджетных источников финансирования национальных систем образования, что влечет несомненные экономические выгоды.

Российское образование обладает реальным потенциалом, позволяющим занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Общеизвестно, что российскую, а до этого советскую систему образования, всегда отличали высокая фундаментальность и научность, активное участие в международных научно-образовательных и педагогических процессах.

Таким образом, актуальность изучения проблем развития подготовки специалистов для зарубежных стран, на наш взгляд, определяется следующими причинами:

— необходимостью повышения качества подготовки специалистов для зарубежных стран с целью достижения экономических и геополитических целей на высококонкурентном рынке образовательных услуг;

— возросшим количеством российских вузов, определяющих обучение иностранных студентов в качестве одного из важных направлений своей деятельности;

В связи с этим, необходимо изучение историко-педагогического опыта подготовки специалистов для зарубежных стран, накопленного отечественными высшими учебными заведениями, который не утратил своего значения и в наши дни. Его изучение и обобщение имеет теоретико-практический интерес. Обращение к истории подготовки специалистов для зарубежных стран в советских вузах содействует повышению эффективности в решении задач, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран, дальнейшему развитию на этой основе международных контактов.

Степень научной разработанности проблемы. В плане рассмотрения исследуемой проблемы существенный интерес представляют труды, раскрывающие и отражающие различные историко-педагогические, организационно-управленческие и нормативно-правовые аспекты отечественной системы подготовки иностранных специалистов.

Большой вклад в разработку общетеоретических проблем подготовки специалистов для зарубежных стран в педагогике внесли такие ученые, как В. Л. Василевский, В. В. Давыдов, М. А. Иванова, В. И. Ильченко, В. Г. Костомаров, B.C. Мерлин, О. Д. Митрофанова, С. Ю. Прохоров, Ю. А. Самарин, А. Г. Смирнов, С. И. Сохин, А. И. Суббэто, А. И. Сурыгин,.

B.М. Филиппов, Л. И. Харченкова, А. Н. Щукин и др. Изучением проблем подготовки иностранных специалистов в зарубежных странах занимались Л. И. Гурье, М. А. Добранина, Т. Я. Кревелева, Л. И. Писарева, E.H. Смирнов, Е. Е. Федорова и др.

В отечественной историко-педагогической литературе получили освещение отдельные аспекты международной образовательной деятельности советских и российских вузов. В. А. Беловым раскрыты административно-управленческие основы обеспечения подготовки национальных кадров для зарубежных стран в советских вузах.

C.Г. Стафеевым изучалось сотрудничество стран-участниц Совета экономической взаимопомощи (далее СЭВ) в области образования в 1960;е -1980;е гг. В исследовании О. В. Золоторубовой рассматриваются проблемы взаимодействия СССР и ЮНЕСКО в области подготовки национальных кадров для стран Азии, Африки и Латинской Америки. В работе A.A. Алексеева проводится анализ организации подготовки специалистов для стран — членов СЭВ в высших учебных заведениях СССР, а Н. Ю. Гаврилова — для развивающихся стран Африки.

В работах отечественных исследователей получили отражение различные психолого-педагогические аспекты организации учебно-воспитательного процесса для иностранных граждан (М.И. Васильева, Т. Н. Власова, И. А. Зимняя и др.), проблемы учебно-методического обеспечения процесса профессионального обучения иностранных студентов и подготовки научно-педагогических кадров для работы с данным контингентом учащихся (Т.М. Балыхина, Т. А. Вишнякова, М. Н. Вятютнев, Т. И. Капитонова, Е. И. Мотина и др.).

В исследованиях Е. М. Верещагина, Т. К. Донской, И. Б. Игнатовой, Д. И. Изаренкова, A.A. Леонтьева, О. Д. Митрофановой, Е. И. Мотиной изучаются теоретико-методические, психолого-педагогические и лингвометодические основы преподавания русского языка как иностранного. В работах данных авторов рассматривается развитие методики обучения русскому языку как иностранному в отечественных вузах на всем протяжении рассматриваемого периода.

В работах М. А. Ивановой, Л. В. Ивановой, Е. П. Изотовой, A.M. Горошенко, А. П. Кормилицына, H.A. Титковой, A.B. Зиньковского, Т. П. Чернявской рассматриваются проблемы социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым социокультурным и образовательным условиям в советской и современной российской высшей школе. Отдельную группу работ составляют исследования, посвященные проблемам интернационального и идеологического воспитания иностранных студентов в советских вузах (В.Н. Вязьмитинова, Г. Домбровецка, Л. Я. Дубровина, В.И. Ильченко).

Особое место в современной педагогической литературе по вопросам международного образования занимают исследования направленные на раскрытие организационных и содержательных аспектов предвузовской подготовки иностранных студентов. В исследованиях А. И. Сурыгина, Д. Г. Арсеньева, А. Н. Ременцова, Н. И. Зверева и др., обучение иностранных студентов рассматривается с точки зрения формирования нового раздела дидактики — обучение на неродном языке в неродной социокультурной среде.

До настоящего времени обучение иностранных граждан в отечественных вузах не являлось предметом комплексного историко-педагогического исследования. Опыт, накопленный в педагогике отечественной высшей школы, в теории и методике образования позволяет разрешить противоречие между объективной потребностью в изучении развития подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных вузах и недостаточной изученностью данной проблематики в современной педагогической науке. Необходимость разрешения данного противоречия позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении основных тенденций развития подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных высших учебных заведениях в изучаемый период.

Хронологические рамки исследования охватывают период от 1960 г. — начала развертывания широкомасштабного обучения иностранных студентов в вузах страны — до 2003 г. время восстановления организованной системы подготовки специалистов для зарубежных стран в российских вузах. В 1960 г. было принято решение о строительстве Университета дружбы народов, приняты различные партийные и государственные постановления, направленные в целом на развертывание в нашей стране широкомасштабной подготовки специалистов для зарубежных стран. К 2003 г. относится утверждение и начало внедрения в практику «Основных положений концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях», разработка и внедрение новых государственных стандартов, инструкций и положений, касающихся обучения иностранных студентов в отечественных вузах, что свидетельствует о начавшемся восстановлении государственных позиций в данной области образовательной политики.

Объектом исследования является процесс подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных высших учебных заведениях.

Предметом исследования являются основные тенденции развития подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных вузах в данный период.

Целыо исследования является выявление и обоснование основных тенденций развития подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных высших учебных заведениях в изучаемый период.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования: проанализировать предпосылки и причины развертывания широкомасштабной международной образовательной деятельности советской высшей школы, а также изучить ее организационные механизмывыявить тенденции развития образовательного процесса подготовки специалистов для зарубежных стран в советских высших учебных заведениях в 1960 — 1990 гг. охарактеризовать тенденции развития международной образовательной деятельности российских высших учебных заведений в 1991;2003 гг. определить перспективы развития подготовки специалистов для зарубежных стран вузами Российской Федерации.

Гипотеза исследования заключается в трех взаимосвязанных предположениях: во-первых, становление и развитие подготовки специалистов для зарубежных стран в советских вузах отражало глобальную конфигурацию международных отношений и в частности, внешнеполитические приоритеты СССР в рассматриваемый периодво-вторых, международная образовательная деятельность советских и российских вузов значительно отличается по целевым установкам, складывавшимся в ситуации наличия идеологических и геополитических детерминант развития этой деятельности и рыночной экономики соответственнов-третьих, наличие исторического опыта подготовки специалистов для зарубежных стран может являться объективным фактором успешной интеграции российского высшего образования в мировое образовательное пространство, в том числе и в направлении развития экспорта образовательных услуг.

Методологическую основу исследования составляют принципы системного подхода, научности и объективности, конкретности, единства теории и практики, социального детерминизма и историзма.

Решение поставленных задач и проверка исходных положений обеспечивалась использованием комплекса методов исследования. Основными методами исследования являлись: диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному, методы причинно-следственного и системного анализа изучаемого процессачастные методы научного исследования (историко-генетический метод, метод критического анализа архивной документации и опубликованной литературы, сравнительно-исторический метод, метод количественного анализа однородного статистического материала).

Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные материалы.

1. Нормативно-законодательные акты, касающиеся процесса обучения иностранных граждан в отечественных вузах (материалы съездов КПСС, Постановления ЦК КПСС, Совета министров СССР, Правительства РФ, Министерств высшего и среднего специального образования СССР, Министерства образования и науки РФ, «Положения об обучении в СССР граждан зарубежных стран», «Основные положения Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях» и др.);

2. Материалы официального делопроизводства (положения, инструкции, аналитические записки, информационные письма, приказы Министерств образования СССР, РФ, приказы и распоряжения по отдельным вузам, планы работы факультетов, отчеты о работе факультетов);

3. Учебно-методические материалы (государственные образовательные стандарты, учебные планы, программы, учебники, учебные пособия, методические материалы);

4. Материалы периодической печати (публикации в центральной советской прессе, зарубежных периодических изданиях, научно-методических журналах);

5. Материалы статистики, касающиеся количественных параметров деятельности отечественной высшей школы в сфере подготовки специалистов для зарубежных стран.

В исследовании использовались неопубликованные источники, представленные архивными материалами, хранящимися в фондах Государственного архива Российской Федерации (фонд 9606 «Министерство высшего и среднего специального образования СССР») и Государственного архива Белгородской области (фонд 1163 «Белгородский государственный педагогический институт им. М.С. Ольминского»).

Базой исследования стал Белгородский педагогический институт им. М. С. Ольминского, где в 1980 г. был открыт первый подготовительный факультет для иностранных граждан в системе педагогических вузов страны.

Организация исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2001;2002 гг.) изучалась научная, учебно-методическая литература, опубликованные источники, были определены исходные положения исследования, цель, задачи и методы исследования.

На втором этапе (2002;2003 гг.) изучались архивные материалы, связанные с развитием процесса подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных вузах, анализировался собранный материал, формировалась основная часть текста.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, формировались основные теоретические выводы, завершалось литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем был проведен комплексный историко-педагогический анализ основных направлений и этапов развития подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных вузах с привлечением широкого круга исторических источников, позволивший:

— выявить причины и проанализировать предпосылки становления и развертывания подготовки специалистов для зарубежных стран в советской системе образования;

— выявить тенденции развития подготовки специалистов для зарубежных стран в советской высшей школе в 1960;1990 гг.;

— исследовать тенденции развития подготовки специалистов для зарубежных стран в российской высшей школе в 1991;2003 гг.;

— определить перспективы развития международной образовательной деятельности российских вузов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения могут быть использованы специалистами, работающими с иностранными студентами в учебно-воспитательном процессе. Результаты исследования могут быть использованы при разработке нормативных документов, учебно-методических материалов, касающихся организации образовательной деятельности вуза в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курсов «Педагогика» и «История педагогики» в высших учебных заведениях, а также при разработке учебного спецкурса «История международной образовательной деятельности отечественной высшей школы» для студентов и аспирантов, обучающихся по педагогическим специальностям, слушателей учреждений повышения квалификации работников образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается системностью теоретико-методологических построений, единством теоретических и практических методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачамколичеством анализируемых источниковсоблюдением требований системного и сравнительного анализа конкретных проблем развития подготовки национальных кадров для зарубежных стран.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Развертывание подготовки специалистов для зарубежных стран в советских высших учебных заведениях в 1960;е гг. было обусловлено необходимостью решения советским правительством задачи по включению стран, освободившихся от колониальной зависимости, в орбиту влияния СССР.

Предпосылками развертывания широкомасштабной подготовки специалистов для зарубежных стран в вузах СССР стало, во-первых, наличие опыта обучения иностранных граждан в вузах Советского Союза, где в 1921.

— 1938 гг. работал Коммунистический университет трудящихся Востока, а с 1945 г. небольшие группы студентов из социалистических стран начали проходить обучениево-вторых, высокий международный авторитет советской высшей школыв-третьих, заинтересованность советского руководства в активизации международной образовательной деятельности советских вузов, выразившаяся в интенсивном наращивании ресурсного обеспечения.

2. Основными тенденциями в развитии подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных вузах в период с 1960 — 1990 гг. являлись: совершенствование организационной структуры международной образовательной деятельности отечественной высшей школы, которое заключалось в унификации и централизации процесса подготовки специалистов для зарубежных стран, и включения в эту деятельность все большего количества учреждений высшего профессионального образования. диверсификация подготовки специалистов для зарубежных стран, выражавшаяся в варьировании образовательного процесса в соответствии с исходным образовательным уровнем иностранных студентов, а также с учетом национальных потребностей и спецификой социально-экономического развития зарубежных странидеологизация образовательного процесса у иностранных студентов в высших учебных заведениях СССР, посредством организации сложной системы их социально-культурной и образовательной адаптации, направленной на формирование у них максимально благоприятного отношения к советской действительности, и социалистическому строю в целом.

3. Основными тенденциями в развитии подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных вузах в период с 1991 — 2003 гг. являлись:

— деструктуризация международной образовательной деятельности российской высшей школы, выразившаяся в ликвидации системы формирования контингента иностранных студентов и сокращении их численности, в сокращении ресурсного обеспечения, децентрализация управления подготовкой специалистов для зарубежных странкоммерциализация деятельности по обучению иностранных студентов, явившаяся следствием смещения акцентов с решения государственных внешнеполитических задач на поиск и привлечение вузами внебюджетных источников финансирования;

4. Исходя из современного состояния и вектора развития международной образовательной деятельности российской высшей школы, перспективы ее развития представляются следующими: определение государством внешнеполитических приоритетов в настоящее время является фактором восстановления и дальнейшего развития сферы подготовки специалистов для зарубежных странформирование в мировом общественном мнении позитивного имиджа российской высшей школы и страны в целом в аспекте предоставления образовательных услуг в соответствии с международными стандартами обеспечения качества в области образованияцентрализация и координация деятельности вузов по привлечению иностранных студентовправовое и организационное оформление сферы экспорта образовательных услуг, как самостоятельного сегмента российского образованияв ситуации интернационализации международного образовательного пространства активизация работы по интеграции в него российского высшего образования будет способствовать привлечению иностранных студентов в отечественные вузыв условиях намечающегося демографического спада особое значение приобретает привлечение иностранных студентов как возможного резервного контингента для сохранения потенциала отечественного высшего образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены на 4 международных конференциях: «Межкультурная коммуникация и языковая прагматика в теории и практике обучения русскому языку как иностранному» (г. Белгород, 2003), «Дни науки'2005» (г. Днепропетровск, 2005), «Теория и практика современной русистики в мировом контексте» (Белгород, 2005), «International Seminar: Russian Language, Literature and Culture Today» (Индия, Мирут, 2005). Основные положения и материалы исследования отражены в 5 публикациях.

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из трех глав, введения, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по третьей главе:

В начале 1990;х гг. система подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных вузах фактически была разрушена, произошла ее практически полная деструктуризация. В это время в сфере подготовки специалистов для зарубежных стран получили развитие следующие тенденции:

В 1991;1992 гг. в связи с произошедшими общественно-политическими и социально-экономическими изменениями в нашей стране, пересмотром внешнеполитических приоритетов, фактически произошла деструктуризация подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных вузах: был разрушен аппарат управления подготовкой специалистов для зарубежных стран, выявилось несоответствие нормативно-правовой базы для обучения иностранных студентов и др. В 1992 г. Управление по обучению специалистов для зарубежных стран было закрыто и этом же году был прекращен набор иностранных студентов по государственной линии. Результатом происходивших изменений стало резкое сокращение количества иностранных учащихся в российских вузах.

Если в 1990 г. в вузах Советского Союза обучалось около 11% иностранных студентов, то в 1995 г. доля иностранных студентов, обучавшихся в России, составляла около 2,5% от общемировой численности всех иностранных студентов.

Со второй половины 1990;х гг. началось постепенное восстановление позиций российского высшего образования на международном рынке образовательных услуг. С 1996 г. возобновляется обучение иностранных граждан на основе различных межправительственных соглашений и договоровначинается постепенный рост числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.

Развитие сферы подготовки специалистов для зарубежных стран во многом связана с ее коммерциализацией, что порождает заинтересованность самих вузов в расширении международной образовательной деятельности с точки зрения получения экономических выгод. К тому же, необходимо отметить, что в условиях ожидающегося демографического кризиса с 2007 г. иностранные студенты в отечественных вузах могут выполнять роль резервного контингента для сохранения научно-кадрового потенциала отечественной высшей школы.

В настоящее время сложились определенные предпосылки, способствующие развитию международной деятельности российской высшей школы в данной сфере образования. К числу таких предпосылок можно отнести следующее:

Значительный объем образовательных услуг системы образования России не потерял своей конкурентоспособности на международном рынке.

Имеются существенные резервы для увеличения численности приема в образовательные учреждения страны, особенно учитывая предстоящий демографический спад.

• Развернута программа обучения иностранных студентов по государственной линии.

Накоплен опыт работы на рынке образовательных услуг, начато его обобщение.

Производя анализ, принимаемых и намечаемых мер по реформированию высшей школы, и в частности системы подготовки специалистов для зарубежных стран в высших учебных заведениях, можно говорить о том, что дальнейшее ее развитие имеет своей целью реализовать неиспользуемый до конца потенциал отечественной высшей школы. При этом необходимо отметить, что при восстановлении утраченных позиций в подготовке специалистов для зарубежных стран в российских вузах не делается попыток слепого копирования подобных западных систем образования, а используется, сохранившаяся в вузах страны базу и сложившиеся за многие годы работы по обучению иностранных студентов опыт и традиции отечественной высшей школы.

Таким образом, исходя из современного состояния и вектора развития международной образовательной деятельности российской высшей школы, ее перспективы представляются следующими: определение государством внешнеполитических приоритетов в настоящее время является фактором восстановления и дальнейшего развития сферы подготовки специалистов для зарубежных странформирование в мировом общественном мнении позитивного имиджа страны в целом и российской высшей школы в частности в аспекте предоставления образовательных услуг в соответствии с международными стандартами обеспечения качества в области подготовки высококвалифицированных специалистовцентрализация и координация деятельности вузов по привлечению иностранных студентовправовое и организационное оформление сферы экспорта образовательных услуг как самостоятельного сегмента российского образованияв ситуации интернационализации мирового образовательного пространства активизация работы по интеграции в него российского высшего образования, возможно, будет являться фактором, способствующим привлечению иностранных студентов в отечественные вузы;

Заключение

.

Результаты проведенного исследования позволяют, сделать следующие выводы:

Для развертывания широкомасштабной подготовки национальных кадров для зарубежных стран в вузах Советского Союза сложились следующие предпосылки: советская высшая школа обладала достаточным научно-педагогическим, учебно-методическим уровнем для решения подобных задачимелся опыт организации работы с иностранными гражданами в высших учебных заведенияхотечественная высшая школа пользовалась достаточно высоким международный авторитетомсложилась благоприятная международная политическая ситуация, позволившая начать работу по расширению подготовки в Советском Союзе специалистов для зарубежных стран.

Основной причиной развертывания подготовки специалистов для зарубежных стран в советских вузах стала глубокая заинтересованность советского руководства в расширении подготовки иностранных студентов из социалистических и развивающихся стран в высших учебных заведениях СССР, что было связано с решением внешнеполитических задач советского государства: усиление влияния на политическую, экономическую и культурную жизнь развивающихся страносуществление интеграции советской системы образования в международное образовательное пространствораспространение коммунистической идеологии в различных странах мирасоздание в развивающихся странах социальных слоев, ориентированных на социалистический путь развития общества.

Перед системой образования СССР руководством страны была поставлена задача выйти на одно из первых мест в мире по подготовке специалистов для зарубежных стран. Для ее решения необходимо было проведение ряда мероприятий по созданию в стране системы подготовки специалистов для зарубежных стран, которая включала бы нормативноправовую базу этого процесса, аппарат управления, подготовку научно-педагогических кадров для работы с иностранными студентами, систему формирования контингента иностранных студентов, организационные формы работы с иностранными учащимися, учебно-методическое и научное обеспечение процесса обучения иностранных студентов в отечественных вузах, комплекс мероприятий, направленных на адаптацию иностранных студентов, проведение с ними идеологической и воспитательной работы.

В ноябре 1960 г. в Москве был открыт Университет дружбы народов, что явилось качественным прорывом вперед в деле развития подготовки специалистов для зарубежных стран в СССР. Это был единственный в своем роде университет, предназначенный для обучения иностранных граждан, аналогов которому не существовало в мире. Вместе с этим подготовка специалистов для зарубежных стран была развернута еще в 45 высших учебных заведениях, расположенных в 10 городах Советского Союза. Это требовало создания нормативно-правовой и организационной базы для деятельности по расширению подготовки специалистов для зарубежных стран.

В первой половине 1960;х гг. получили оформление и дальнейшее развитие оптимальные и эффективные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса у иностранных студентов на протяжении всего срока их обучения в вузе. Была создана новая отрасль методики преподавания русского языка — обучение русскому языку как иностранному. Создававшиеся во многих вузах кафедры русского языка как иностранного становились центрами учебно-воспитательной работы с иностранными гражданами, научной разработки проблем обучения иностранных учащихся.

Ведущим направлением в развитии подготовки специалистов для зарубежных стран было создание подготовительных факультетов для иностранных граждан, осуществлявших предвузовскую подготовку и в силу этого являвшихся базовыми элементами в структуре обучения иностранных студентов в вузах страны. Сеть подготовительных факультетов для иностранных граждан, создававшаяся в Советском Союзе, стала основой для дальнейшего развития системы подготовки специалистов для зарубежных стран в рамках всей системы отечественного высшего образования. В конце 1970;х — начале 1980;х гг. было начато развертывание подготовки педагогических кадров для зарубежных стран. Первым и единственным в системе педвузов стал созданный в 1980 г. подготовительный факультет для иностранных граждан в Белгородском государственном педагогическом институте им. М. С. Ольминского. Основной задачей нового факультета являлась подготовка иностранных граждан к обучению по педагогическим специальностям в различных вузах страны.

Одной из ведущих в развитии подготовки специалистов для зарубежных стран являлась тенденция ее диверсификации, которая получала практическое выражение в дифференциации предвузовской подготовки, специализации и ориентации профессиональной подготовки на социально-экономическую специфику зарубежных стран, а также в появлении различных форм организации вузовской и послевузовской подготовки.

Дифференциация учебного процесса на подготовительном факультете для иностранных граждан в соответствии с принципом профессиональной направленности выражалась в появлении различных профилей предвузовской подготовки, а также выделении отдельных аспектов изучения русского языка и общенаучных дисциплин.

Специализация в обучении иностранных граждан в отечественных вузах в конце 1970;х — 1980;х гг. проявлялась в ориентации профессиональной подготовки на требования к подготовке и квалификации специалистов в зарубежных странах. Это находило свое отражение в корректировке существующих и подготовке новых учебных программ и учебных планов, создании факультативов, спецсеминаров и спецкурсов для иностранных студентов, создании дополнительных специализаций профессиональной подготовки. Кроме этого, отдельные вузы специализировались на подготовке специалистов для определенных стран.

В обучении иностранных граждан в вузах нашей страны появлялись такие новые формы подготовки, как включенное обучение и магистерская форма подготовки специалистов. Вместе с тем активно развивавшейся формой подготовки и повышения квалификации специалистов для зарубежных стран в советских вузах являлось обучение в аспирантуре. Удельный вес иностранных граждан, получавших послевузовское образование в нашей стране, к общему числу иностранных студентов непрерывно увеличивался.

Особое значение в вузах СССР придавалось идеологизации воспитательной работы с иностранными студентами. Руководство идейно-воспитательной работой, как и всей подготовкой специалистов для зарубежных стран в вузах СССР, носило централизованный характер. В масштабах страны такую работу возглавлял Общесоюзный Совет по делам иностранных учащихся, созданный при Минвузе в 1964 г. В стране была создана сеть подобных Советов городского и республиканского значения, подчинявшихся Общесоюзному Совету. В вузах руководство такой работой осуществляли проректоры по международным связям, деканаты по работе с иностранными гражданами.

Идейно-воспитательная работа с иностранными учащимися в вузе была направлена на максимально полное включение их в общественную жизнь. Фактически это являлось специально организованной и управляемой интенсивной социализацией личности иностранного гражданина, приехавшего на обучение в СССР, на основе советских мировоззренческих установок, норм и принципов общественного устройства. Оказание идеологического влияния в ходе этой работы осуществлялось преимущественно не путем прямой пропаганды идей социализма, а посредством организации сложной системы социально-культурной работы с иностранными студентами, на основе специально выработанных педагогических методик и технологий, направленных на создание максимально благоприятного отношения иностранных учащихся к советской действительности, советской идеологии и Советскому Союзу в целом. Это обеспечивало достижение основной цели существования системы подготовки специалистов для зарубежных стран в учебных заведениях СССР.

В 1991 — 1992 гг. в связи с произошедшими общественно-политическими и социально-экономическими изменениями в нашей стране, пересмотром внешнеполитических приоритетов фактически произошла деструктуризация подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных вузах: был разрушен аппарата управления подготовкой специалистов для зарубежных стран, выявилось несоответствие нормативно-правовой базы для обучения иностранных студентов и др. Результатом происходивших изменений стало резкое сокращение количества иностранных учащихся в российских вузах.

Со второй половины 1990;х гг. началось постепенное восстановление позиций российского высшего образования на международном рынке образовательных услуг. С 1996 г. возобновляется обучение иностранных граждан на основе различных межправительственных соглашений и договоровначинается постепенный рост числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.

В процессе восстановления позиций российского высшего образования на международном рынке образовательных услуг произошли качественные изменения в финансово-экономическом обеспечении подготовки специалистов для зарубежных стран. Если в советских вузах эта деятельность централизованно финансировалась государством, то в изменившихся социально-экономических условиях становления рыночной экономики и недостаточного финансово-экономического обеспечения российского высшего профессионального образования обучение иностранных граждан становится одним из источников дополнительного внебюджетного финансирования вузов. Таким образом, наметилась тенденция коммерциализации сферы подготовки специалистов для зарубежных стран.

Основные перспективы дальнейшего развития подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных высших учебных заведениях, на наш взгляд, определяются следующими факторами:

— определение государством внешнеполитических приоритетов в настоящее время является фактором восстановления и дальнейшего развития сферы подготовки специалистов для зарубежных стран;

— формирование в мировом общественном мнении позитивного имиджа страны в целом и российской высшей школы в частности в аспекте предоставления образовательных услуг в соответствии с международными стандартами обеспечения качества в области подготовки высококвалифицированных специалистов;

— централизация и координация деятельности вузов по привлечению иностранных студентов;

— правовое и организационное оформление сферы экспорта образовательных услуг как самостоятельного сегмента российского образования;

— в ситуации интернационализации мирового образовательного пространства активизация работы по интеграции в него российского высшего образования, возможно, будет являться фактором, способствующим привлечению иностранных студентов в отечественные вузы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции: в 2ч.// Под.ред. Е. И. Войленко. М.: Высшая школа, 1978.
  2. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры: Материалы ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО, 1998. — 95с.
  3. Высшее образование в СССР: Сборник статистических материалов. -М.: Госстатиздат, 1961.
  4. Дипломатия и кадры. Внешняя политика и проблемы подготовки национальных кадров развивающихся стран: сборник документов // Ред.-сост. В.Д. Щетинина-М.: Наука, 1968 г. -224с.
  5. Доклад ЮНЕСКО о положении дел в области высшего образования в мире /ЮНЕСКО. -Париж: 1993.-48с.
  6. А.Н. Выступление на Торжественном собрании, посвященном первому выпуску УДН им. П. Лумумбы // Правда. 1965. — 30 июня.
  7. Народное образование, наука и культура в СССР: Статистический сборник ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1977.
  8. О дальнейшем развитии школы и повышении качества подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 29 июня 1979 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Политиздат, 1981. — Т.13 — С.394−403.
  9. Утверждено постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10.04.96 N 5 // Российские вести. -1996. -N167 (05.09). С. 5
  10. Системы высшего образования развивающихся стран. Каталог. М.: Изд-во УДН, 1986. -348 с.
  11. , Р. Похищение умов. / Р. Аванов, В. Гаврилюк М.: Политиздат, 1970. — 159с.
  12. Актуальные аспекты обучения и воспитания студентов-иностранцев на подготовительных факультетах: тезисы докладов на научно-методической конференции. М.:МАДИ, 1990. — 158с.
  13. Актуальные проблемы обучения иностранцев в России в современных условиях: Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции./ под.ред. Аркаченкова А. Д. Тверь: ТвГУ, 1994. — 231с.
  14. Актуальные проблемы обучения студентов-иностранцев: материалы международной конференции-семинара / под. ред. И. И. Трифонова. -Ковров, 1996. 71с.
  15. , A.A. История подготовки в Советском Союзе национальных кадров специалистов для зарубежных стран. / А. А. Алексеев М.: Политиздат, 1985.-45с.
  16. , A.A. Подготовка кадров специалистов для стран — членов СЭВ в высших учебных заведениях СССР (1949 1980 гг.): Автореф.дис.канд.ист.паук./ A.A. Алексеев-М., 1984. -25с.
  17. , Т.В. Внеаудиторные формы работы как необходимый компонент процесса обучения студентов иностранцев/ Т. В. Алонсо,
  18. , Д.Г. Образование на пороге XXI века / Д. Г. Арсеньев, А. И. Сурыгин // Обучение иностранных студентов: состояние и перспективы: Сборник научно-методических статей. — СПб.: Изд-во СП6ГТУД997. С.9−20
  19. , Д.Г. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. / Д. Г. Арсеньев СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2003.-159с.
  20. , С. М. Формирование коммуникативной культуры «вторичной» языковой личности иностранных студентов-филологов в процессе обучения русскому языку : подготовительный факультет: дис.. канд. пед. наук. / С. М. Андреева. Белгород, 2003. — 333 с.
  21. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. / С. И. Архангельский М.: Высшая школа, 1980.- 168с.
  22. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : метод, основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 92 с.
  23. , Ю.К. Интенсификация процесса обучения. / Ю. К. Бабанский -М.: Знание, 1987.-78с.
  24. , Ю.К. Оптимизация учебного процесса обучения./ Ю.К.Бабанский-М.: Знание, 1977.-67с.
  25. , Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. / Ю. К. Бабанский М.: Знание, 1981. — 96с.
  26. , Т.М. Структура и содержание российского филологического образования: методические проблемы обучения русскому языку./ Т. М. Балыхина М.: МГУ, 2000. — 400с.
  27. , З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство / З. И. Батюкова // Педагогика. 1996. -№ 3. — С.98−102.
  28. В.А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах./ В. А. Белов Калининград: Изд-во ЮГУ, 2003. — 268 с.
  29. В.А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах: II половина 1960-х гг. конец 1990-х гг.: Автореф.дис.канд.ист.наук. -М., 2000. — 27с.
  30. , Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного педагогического образования : Автореф. дис.. д-ра.пед.наук./Е.П. Белозерцев. Д., 1990
  31. , П.П. Помощь стран социализма в подготовке кадров для освободившихся государств. / П. П. Брицкий Львов: Изд-во при Львовском государственном университете, 1986. — 182с.
  32. , Т.Г. Некоторые аспекты современной ситуации в области социальной политики: (На прим. подготовки национальных кадров в Африке) / Т. Г. Былинская. -М.: Институт Азии и Африки АН СССР, 1991.-70с.
  33. , Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного./ Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1990 — 269с.
  34. , С.А. Особенности самовоспитания студентов иностранцев: Автореф.дис. .канд.пед.наук./ С. А. Вишняков. -М., 1987.-34с.
  35. , Т.А. Основы методики преподавания русского языка студентам нефилологам. / Т. А. Вишнякова. — М.: Русский язык, 1982. — 126с.
  36. , Т.И. Дидактические условия формирования гуманистической направленности политической культурыиностранных студентов: Автореф.дис. .канд.пед.наук./ Т. И. Власова — Ростов н/Д, 1990 г. -23с.
  37. Вопросы теории и практики подготовки студентов развивающихся стран к обучению в вузах СССР: Науч.-метод. сб. материалов и документов / под.ред. И. Л. Зорникова Вороиеж: ВГУ, 1989. — 126с.
  38. Воспитательная работа с учащимися РУДН в современных условиях: концепция, проблемы, организация. Науч.-практ. конф., 24−25 апреля 1997 г. тезисы докладов и выступлений. М.: Изд-во РУДН, 1997. 324с.
  39. , В.Н. Интернациональное воспитание иностранных учащихся в Советском Союзе: Автореф.дис. .канд.пед.наук./ В. Н. Вязьмитинова. Харьков, 1987. — 22с.
  40. Гаврилов НЛО. Исторический опыт подготовки национальных кадров специалистов для развивающихся стран Африки (1960-е 1980-е гг.): Автореф. дис. канд.ист.наук. / Н. Ю. Гаврилов. — М, 1991. — 19с.
  41. , К.Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР./ К. Т. Галкин. М.:Наука, 1958. — 224с.
  42. , П.Я. Введение в психологию. / П. Я. Гальперин М.: Изд-во МГУ, 1976.-154с.
  43. В.К. Уроки прошлого в современном ракурсе/ В. К. Голубев., Г. Е. Горчаков, В. П. Мышелов, A.M. Хомяков. // «Высшее образование в России». 1994.- № 4. — С.87−96.
  44. , А.Е. Подготовка национальных кадров для развивающихся стран в высшей школе СССР/ А. Е. Голубев // Современной высшей, школа, — 1986.- № 1.- С.35−41.
  45. , A.M. К вопросу об адекватности представлений преподавателей о студентах разных национальных регионов. / A.M. Горошенко, Е. Ф. Изотова, Т. А. Ладанова. — М.: Высшая школа, 1987.-78с.
  46. , A.M. Ценностные ориентации иностранных студентов и особенности учебно-воспитательного процесса с представителями разных национальных регионов.: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. / A.M. Горошенко. Л., 1985.-19с.
  47. , И.В. Некоторые формы интернациональной работы со студентами./И.В. Дзевульская. М.: Высшая школа, 1974. — 123с.
  48. , Н. М. Образовательные услуги высокодоходная отрасль экономики. / Н. М. Дмитриев. •// Вестник РАН., 2003 — Т. 73. — № 2. -С. 104−109
  49. , Т.К. Принципы развивающего обучения русскому языку. / Т. К. Донская Д.: ЛГПИ, 1985. — 80с.
  50. , Л.Я. Изучение жизни и деятельности В.И. Ленина как средство идеологического воспитания иностранных студентов.: Автореф. дисс.. канд.пед.наук./ Л. Я. Дубровина. Л., 1984. — 18с.
  51. , В.П. Развитие высшей школы в СССР. / В. П. Елютин. М.: Наука, 1971г- 171с.
  52. , Н.И. Актуальные проблемы подготовки иностранных специалистов в России. Сравнительная оценка./ Н. И. Зверев, A.M. Алексанков. // Вестник ЦМО МГУ 2002. — № 4. — Часть 3. -С.24- 38.
  53. , Н.И. Предуниверситетская подготовка иностранных учащихся в новых условиях / Н. И. Зверев. // Вестник ЦМО МГУ, вып.1, частьЗ. -М.: Изд-во МГУ, 1997 г. С.17−25.
  54. М.А. Влияние психологической атмосферы в интернациональных студенческих группах па эффективность учебногопроцесса на подготовительном факультете. / М. А. Иванова, H.A. Титкова- СПб.: СПбГТУ, 1994.-48с.
  55. М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: Дисс.. д-ра психол. наук./ М. А. Иванова.- СПб., 2003 437с.
  56. М.А. Социологический портрет иностранного студента первого года обучения в вузе. / М. А. Иванова. СПб.: Из-во СпбГУ, 1993.-61с.
  57. Т.А. Формирования системы знаний об СССР у студентов из развивающихся стран в процессе обучения русскому языку: Автореф.дисс.. канд.пед.наук./ Т. А. Иванова. Л., 1987. — 19с.
  58. , Л.В. Африканцы в СССР и в России (1960−2003гг.): проблемы адаптации: Дис. канд.ист.наук./ Л. В. Иванова. М., 2004. — 200с.
  59. , М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе: Методические рекомендации преподавателям./ М. А. Иванова. Спб.: СпбГТУ, 1993. — 88с.
  60. , И. Б. Обучение грамматическому строю речи иностранных студентов-филологов как основа формирования языковой личности будущего учителя : дис.. д-ра пед. наук / И. Б. Игнатова. СПб., 1997.-420 с.
  61. , И.Б. Система внеучебной воспитательной деятельности (на примере вузов Белгородской области) / И. Б. Игнатова, В. С. Шилова, Н. В. Киреева. Белгород: БелГИК, 2005. — 252с.
  62. , Д.И. Обучение диалогической речи./ Д. И. Изаренков. М.: Русский язык, 1985. — 85с.
  63. , Е.Ф. Психолого-педагогические факторы учебной успешности иностранных студентов: Автореф.дис.. канд. пед.наук./ Е. Ф. Изотова. -Л., 1985−24с.
  64. , В.И. Иностранные студенты в современном мире: методологический анализ проблемы / В. И. Ильченко // Современная высшая школа. 1983.- № 2-С.45−52.
  65. , В.И. Иностранные учащиеся в СССР. Проблемы подготовки национальных кадров специалистов для зарубежных стран./ В. И. Ильченко. М.: Наука, 1982. — 67с.
  66. , В.И. Об интернациональном воспитании студентов из освободившихся стран, обучающихся в СССР. / В. И. Ильченко // Интернациональное воспитание советских и иностранных студентов в высших учебных заведениях г. Москвы. М., 1979. — С.24 -31
  67. Интернациональное воспитание иностранных учащихся подготовительного факультета: методические рекомендации. / Ред.-сост. Б. И. Гамбурарь. Кишинев: КГУ, 1986. — 56с.
  68. Информационно-справочные материалы по вопросам обучения иностранных граждан в Российской Федерации / Ред. сост. Мушенков В. М. — Воронеж: ВГУ, 1995. — 123с.
  69. , И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект / И. Ф. Исаев. -М.: Белгород, 1992. 100 с.
  70. , В.Н. Проблемы формирования интеграционных процессов в высшей школе/ В. Н. Казаков. // Международная академия наук высшей школы. 1999. — № 2(8). — С. 39−45.
  71. , Т.И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. / Т. И. Капитонова, А. И. Щукин. М.: Русский язык, 1987. -230с.
  72. , Т.Г. Формирование коммуникативных умений иностранных студентов в процессе профессионально направленной довузовской подготовки: Дисс.. канд. пед. наук. / Т. Г. Колосова. М.: РУДН, 2004. 224с.
  73. , А.П. Социально-педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки : Автореф. дис. канд. пед. наук./ А. П. Кормилицын. М., 1997.- 22 с.
  74. , М.А. К вопросу об общей теории педагогических систем. / М. А. Коротков. // Интернационализация высшего образования и научных исследований в XXI веке: материалы международной конференции 24−25 июня 1999 г. СПб.: Нестор, 1999. — С.234−240.
  75. , В.Г. Методическое указание для преподавателей русского языка иностранцам. / В. Г. Костомаров, О. Д. Митрофанова. -М.: Русский язык, 1988. 155с.
  76. , В.Г. Сравнительная педагогика и международное сотрудничество./ В. Г. Костомаров, В. Г. Разумовский. // Педагогика. -1991.-№ 5.-С.115−122
  77. , С.П. О сотрудничестве стран-членов СЭВ в области аттестации научных и научно-педагогических кадров. / С. П. Кулешов. // Современная высшая школа. 1983. — № 1. — С.89−96.
  78. , A.A. Методика./ A.A. Леонтьев. М.: Русский язык, 1988. — 180с.
  79. , А.П. Глобальное образование путь к интеграции в мировое образовательное пространство./ А. П. Лиферов. — М.: Педагогический поиск, 1997. — 110с.
  80. , А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия./ А. П. Лиферов. — М.: Славянская школа, 1997. -356с.
  81. , Э.С. Сотрудничество СССР со странами Африки в деле подготовки квалифицированных специалистов (опыт МГУ). / Э. С. Львова // Африка в современном мире. М.: Политиздат, 1979. -С.35−38.
  82. , C.B. Африканские студенты в Москве в год Африки. / С. В. Мазов. // «Восток». 1999. — № 3. — С.89−103.
  83. , В.Ф. О некоторых аспектах проблемы адаптации иностранных учащихся в вузах России. / В. Ф. Мартюшов. // Международное сотрудничество в образовании: Материалы научно-практической конференции. СПб.:СПбГТУ, 1998. — С.29−30.
  84. , Л.А. Технологии формирования основ профессионального поведения у иностранных студентов (напредвузовском этапе обучения). Автореф. дис.. канд.пед.наук. / K/F/ Марюкова. СПб., 1999.-24с.
  85. , Н.К. Научно-педагогическое обеспечение аккультурации иностранных студентов в российских вузах: Дисс. .канд.пед.наук. / Н. К. Маяцкая. Ставрополь, 2003. — 181с.
  86. Международное сотрудничество в образовании: материалы научно-практической конференции. СПб.:СПбГТУ, 1998. — 111с.
  87. , Н.В. Правовое положение иностранных граждан в СССР/ Н. В. Миронов // Советское гражданское право 1982. — № 3. — С.95 -104.
  88. , В.П. Как «воспитывают» студентов-иностранцев в США. /В.П.Мирошин // Вестник высшей школы. 1971. — № 9. — С.44−46.
  89. , О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения./ О. Д. Митрофанова. М.: Русский язык, 1976. — 199с.
  90. , В.А. Бескорыстная помощь друзьям. / В. А. Михайлов. -JI.:Лениздат, 1974. 102с.
  91. , Л.Г. Основные тенденции развития высшего образования в странах Западной Европы. / Л. Г. Можаева. М.: Наука, 1985. — 186с.
  92. , Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. / Е. И. Мотина. М.: Русский язык, 1988. — 176с.
  93. , И.Л. Психологические факторы адаптации иностранных студентов к обучению на подготовительном факультете: Автореф.дис.. каид.псих.наук. / И. Л. Мушарапова Калуга, 2000.-19с.
  94. , И.Ф. Опыт сотрудничества социалистических стран в области высшего образования: развитие содержания, форм и методов этого сотрудничества./ И. Ф. Образцов. // Современная высшая школа. 1985. — № 2. — С.23−32.
  95. Обучение иностранных студентов и стажеров в СССР и за рубежом: Библ. Указатель // сост. Г. С. Филиппова. М.: Изд-во УДН, 1979. — 89с.
  96. Обучение иностранных студентов: состояние и перспективы: Сб. научных статей / под.ред. В. Н. Воронина — СПб.:СП6ГТУ, 1997 -228с.
  97. Обучение российских и иностранных граждан на подготовительных факультетах в условиях международной интеграции высшего образования: тезисы докладов международной научно-практической конференции 25−26 ноября 1999 г. М.:РУДН, 1999. — 406с.
  98. , М.А. Трудности учебной адаптации иностранных студентов на подготовительном факультете. / М. А. Панормова // Пути оптимизации обучения иностранных студентов. Сборник научных трудов.-М.:УДН, 1990-С.55−58.
  99. Подготовительные факультеты: организация работы и обучение студентов в современных условиях: тезисы докладов научно-методической конференции. Ростов-на-Дону: РГУ, 1995. — 80с.
  100. Подготовка специалистов для зарубежных стран специфическая область педагогической теории и практики. Сб. информационно-аналит. док-тов. / А. М. Горошенко, И. Ф. Изотова, Т. А. Ладанова, И. П. Шершнева. — М.:НИИВШ, 1987. — 217с.
  101. , Ю.Л. Вопросы разработки адаптивной педагогической системы. / Ю. Л. Полевой. // Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов. Сборник статей. Вып.1 -Воронеж: ВГУ, 1997. С.64−73.
  102. , Д.К. Проблемы просвещения и подготовка кадров в Африке (1960- 1975гг.)/Д.К. Понмарев.-М.: Наука, 1980.- 189с.
  103. Предмет и технологии обучения иностранных учащихся: Сб. статей / под.ред. В. А. Шарапова. Харьков: ХАДИ, 1994. — 144с.
  104. Проблемы обучения иностранных студентов / под.ред. М. М. Шарапова. Ташкент: Высшая школа, 1979. — 123с.
  105. Проблемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф./ под. ред В. Н. Боронина СПб.: СПбГТУ, 1995.- 197с.
  106. Проблемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран: материалы международного совещания-семинара деканов подготовительных факультетов 3−7 декабря 1990 г./ под.ред. В.Н.Боронина- Л. :ЛГТУ, 1991.-68с.
  107. Пути и методы совершенствования учебно-воспитательного процесса на подготовительных факультетах для иностранных граждан: Сб. материалов межвузовской научно-практической конференции / под.ред. Л. В. Сурвинского Калинин: ЮПИ, 1989. — 159с.
  108. Пути оптимизации обучения иностранных студентов: сб. научных трудов / Гос.ком.СССР по нар. образованию М.: Изд-во УДН, 1990. -149с.
  109. , А.Н. Дополнительная довузовская подготовка иностранных граждан в системе непрерывного профессионального образования России: Дисс.. д-ра. пед.наук. / А. Н. Ременцов.- М., 2000.-375с.
  110. , А.Н. Концепция дополнительного образования иностранных учащихся в вузах России. / А. Н. Ременцов. // Международная научно-практическая конференция. Спб.:СПбГТУ, 1999.-С.281 -285.
  111. , А.Н. Непрерывное образование иностранных граждан и взаимосвязь образовательных ступеней. / А. Н. Ременцов. М.: МАДИ (ТУ), 1998.-99с.
  112. Н.И. Белгородский государственный университет. / Н. И. Руднева, Н. В. Камышанченко. Белгород: БелГУ, 2001 г. -334с.
  113. Сборник документов касающихся международных аспектов высшего образования / сост. Е. В. Шевченко. СПб.: СПбГТУ, 2000. -211с.
  114. Сборник документов по вопросам приема, обучения и материального обеспечения иностранных граждан, обучающихся в СССР.// под ред. А. Е. Голубева. -М.: Изд-во УДН, 1983. 420 с.
  115. , Е.В. Психологический анализ социальной адаптации личности в инокультурной среде: (На примере иностранных студентов): Автореф.дис.. канд. псих.иаук. / Е. В. Скворцова. М., 1997.- 24 с.
  116. , В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шияиов — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002.-568 с.
  117. , В. А. Университетское педагогическое образование: проблемы и решения / В. А. Сластенин // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Белгород: Изд — во БГУ, 1996. — С. 3−7.
  118. , А.Г. Национальные кадры освободившихся стран. / А. Г. Смирнов, О. П. Побокова, Г. Ф. Ткач. М.: Изд-во АПН «Новости», 1980.-263с.
  119. , А.Г. Формирование кадрового потенциала развивающихся стран. / А. Г. Смирнов. М.: Наука, 1979 — 156с.
  120. Современные методы обучения на подготовительных факультетах для иностранных граждан: тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции 5−8 декабря 1989 г. Волгоград: ВПИ, 1989.- 137с.
  121. , Т.С. Дыханье первых лет. / Т. С. Сорокина. // Российскому университету дружбы народов 40 лет. История и современность: Материалы V международной научно-практической конференции. -М.: Изд-во РУДН, 2000 г. — С.82−115.
  122. , H.H. Международные связи советской высшей школы в девятой пятилетке / H.H. Софинский // Вестник высшей школы. -1975. № 9. -С.3−9.
  123. , С.И. Прочные основы дружбы и сотрудничества. / С. И. Сохин. // Вестник высшей школы. 1972. — № 12 — С. 86 — 88.
  124. , С.Г. Подготовка специалистов для стран Азии, Африки и Латинской Америки : Автореф.. дис. канд.ист.наук. / С. Г. Стафеев. -М., 1992 г.-26с.
  125. , Л.И. Вклад России в подготовку болгарской интеллигенции в 50-е 70-е rr.XIX века. / Л. И. Степанова. — Кишинев: Штинница, 1981.- 132с.
  126. , М.П. Сотрудничество стран СЭВ с развивающимися государствами. / М.П. Стрепетова-М.: Наука, 1973 189с.
  127. , А.И. Дидактические основы предвузовской подготовки иностранных студентов в высших учебных заведениях: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. / А. И. Сурыгин. СПб., 2000 — 37с.
  128. , А.И. Дидактический аспект обучения иностранных учащихся Основы теории обучения на неродном для учащихся языке./ А. И. Сурыгин. СПб.: Нестор, 2000. -240с.
  129. , А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов/ А. И. Сурыгин. -СПб.: Златоуст, 2001.-128с.
  130. , А.И., Левина В. И. Проблемы стандартизации предвузовской подготовки иностранных студентов. / А. И. Сурыгин. // Обучение иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки: Сб.науч. статей. СПб.: СПбГТУ, 1996 г. — С.3−18.
  131. Сурыгин, А. И. Основы теории обучения на неродном языке. / А. И. Сурыгин. -СПб.: Златоуст, 2000. 178с.
  132. Теория и практика обучения иностранных учащихся: Сб.науч.трудов. / под.ред. М. И. Бондаренко. Харьков: Binja школа, ХГУ, 1989.-76с.
  133. , Н.И. Коммунистический университет трудящихся Востока. КУТВ (1921 1938гг.) / Н. И. Тимофеева. // Народы Азии и Африки. — 1979. — № 2 — С.32−40.
  134. Том, В. Совместные усилия стран членов СЭВ в области подготовки специалистов и научных кадров. / В. Том // Экономическое сотрудничество стран членов СЭВ. — 1975. — № 2 — С. 63 — 64.
  135. Традиции и инновации в обучении иностранных учащихся в российских вузах: материалы республиканской научно-практической конференции / под.ред. В. Ф. Мартюшова. -Тверь:ТвГУ, 1997. 140с.
  136. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан: Отраслевой стандарт. /А.Н. Ременцов, Д. П. Билибин, А. И. Сурыгин. М.: Минобразования РФ, 1997. — 22с.
  137. , JI. И. Диалог культур в обучении РКИ / Л. И. Харченкова. СПб, 1994. — 142 с.
  138. Т.В. Глобализация образования: роль международных организаций. / Т. В. Черноморова. // Глобализация образования / ИНИОН РАН. М., 2001, С. 96−99.
  139. Т.П. Дидактическая адаптация иностранных студентов к Советскому Союзу.: Автореф.дис.. канд.пед.наук./ Т. П. Чернявская. -Одесса, 1991.-41с.
  140. Д.Г. СССР и развивающиеся страны. / Д. Г. Чертков. -М.:АПН, 1972−88с.
  141. Н.Д. Учебная мотивация студентов из развивающихся стран на начальном этапе обучения в советском вузе :Автореф.дисс.. канд.пед.наук. / Н. Д. Шаглина. Л., 1987. — 34с.
  142. С.Ф. Актуальные проблемы обучения русскому языку иностранных учащихся. / С. Ф. Шатилов. Л.:ЛГУ, 1985. — 56с.
  143. Э.А. Африканцы в России. / Э. А. Шауро // Азия и Африка сегодня. 1998. — № 2. — С.34−41.
  144. Е.В. Система повышения квалификации сотрудников международных служб образовательных учреждений и региональных органов управления образованием. / Е. В. Шевченко. // Вестник ЦМО МГУ, вып.2, частьЗ. М.: Изд-во МГУ, 1999 г. — С.23−35.
  145. Ф.Э. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). / Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриев, А. Л. Арефьев. М.: Центр социального прогнозирования, 2002.- 552с.
  146. Ши Си Нин. Оптимизация педагогического общения как условие социально-педагогической адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу российского вуза: Дисс. .канд. психол.наук. / Ши Синин- Тула, 2002. 186с.
  147. И.В. Особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе.: Автореф. дис. .канд. психол. наук, JL, 1980.— 23с.
  148. В.Е. Национальная доктрина образования РФ. / В. Е. Шукшунов. // Международная академия наук высшей школы. -1999. № 2. -С.9−26.
  149. Agarval V.B., Winkler D.R. Migration of foreign students to the United States / Journal of higher education, 1985. vol. 56. N5 -34 p.
  150. Anti-Taylor W. Moscow Diary. London, 1967. -167 p.
  151. Blakely A. Russia and Black Africa. London, 1974 -112 p.
  152. Bruch T. Meeting the needs of international students: the experience of UK institutions // EAIE Newsletter. N.20. — October, 1995. — P.35−36.
  153. Callan H. The cultures of education // EAIE Newsletter. N.19. — June 1995. — P .11−14
  154. Ditter J-G. The Tempus Programme in the Russian Federation (19 932 000).// Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки. Воронеж, 2001. Часть 1. С.32
  155. Fresson S. La rappel des cadres africans. // Hommes el migration, 1980. -N.31. -P.183−184
  156. Mcnay I. Strategic Planning and Manadgement for Higher Education in Central and Eastern Europe. Centre for Higher Education Manadgment, Anglia Polytechnic University, UK, 1997 — 234 p.
  157. Pudlowski Z.J. USICEE Building East-West bridges trough engineering education // 3rs East-West congress on engineering education. -Poland, Gdynia, 1996. — P. 145−150.
  158. Rapport mondial sur l’education 2000. Ledroit a l’education: vers «I'education pourtous», tout au long de la vie. Paris, 2000, 122 p.
  159. Van Ginkel H. Higher Education and Sustainable Human Deveopment // World Conference on High Education. UNESCO. Paris, 1998. -P.22−26.161
  160. World education report 2000. UNESCO Publishing. Paris, 2000. 116 p.
Заполнить форму текущей работой