Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние взаимодействия общества и природы на общественное сознание

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ХХУ1 съезд КПСС*, последующие Пленумы ЦК нашей партии поставили перед советскими учеными важные задачи, связанные с исследованием современного этапа взаимодействия общества и природы, выработкой эффективных рекомендаций по охране окружающей среды, всесторонним совершенствованием социалистического природопользования. «Современные масштабы и темпы развития производительных сил, — указывалось… Читать ещё >

Содержание

  • ВВВДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В ИСТОРИИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
    • I. Практический характер и основные этапы взаимодействия общества и природы

    § 2. Историческая эволюция отражения взаимодействия общества и природы в общественном сознании. а. Отражение взаимодействия общества и природы в первобытную эпоху. б. Взаимодействие общества и природы в общественном сознании рабовладельческой формации. в. Отражение взаимодействия общества и природы в общественном сознании феодальной формации. г. Капитализм: окончательный разрыв социоприродного единства и его идеологическое выражение.

    ГЛАВА II. ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ.

    § I. Экологизация общественного сознания при капитализме в современных условиях

    § 2. Особенности экологизации общественного сознания в социалистическом обществе

    § 3. Экологическое сознание в структуре общественного сознания

Влияние взаимодействия общества и природы на общественное сознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное преобразование мира носит форцу революционного перехода человечества от капитализма к социализму и коммунизм. Проццена большая дистанция по пути социального обновления мира, по пути реализации революционных целей и идеалов рабочего класса. Величайшие открытия сделаны наукой, новых высот достиг технический прогресс. Вместе с тем у человечества появилось много сложных проблем глобального масштаба и среди них экологические.

ХХУ1 съезд КПСС*, последующие Пленумы ЦК нашей партии поставили перед советскими учеными важные задачи, связанные с исследованием современного этапа взаимодействия общества и природы, выработкой эффективных рекомендаций по охране окружающей среды, всесторонним совершенствованием социалистического природопользования. «Современные масштабы и темпы развития производительных сил, — указывалось на декабрьском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, — требуют изменения отношения к вопросам, связанным с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Эта задача большой экономической и социальной значимости. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на серьезные усилия, которые нами 2 предпринимаются, острота проблемы не снимается с повестки дня». Выступая на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, Генеральный секретарь нашей партии товарищ К. У. Черненко вновь указал, что о все еще «допускаются нарушения норм охраны природы». См.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 26,41,147,183−184. о.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 года. — М.: Политиздат, 1984, с. 16,17. о.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 10 апреля 1984 года. — М.: Политиздат, 1984, с. 7.

Сегодня все более возрастает необходимость углубления марксистского исследования современного этапа взаимодействия общества и природы, его многоплановых влияний на различные сферы жизни общества, в том числе и духовную. В свою очередь, совершенствование развитого социалистического общества тесно связано с повышением роли субъективного фактора, на что особое внимание партии и народа обратил июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС,* с повышением уровня сознательности, организованности, дисциплинированности, степени целеустремленности и гражданской ответственности людей, без чего нельзя добиться серьезных успехов ни в одной области, в том числе и в совершенствовании социалистического природопользования.

Значительное число исследований советских и зарубежных авторов, как философов, социологов, так и естествоиспытателей посвящено анализу различных аспектов современной экологической ситуации: технологического, экономического, социально-политического, международно-правового, идеологического, культурологического и других, критике существующих буржуазных экологических концепций и глобальных «моделей мираУ выработке концептуального аппарата теории взаимодействия общества и природы. Известное освещение в нашей литературе 70-х, 80-х годов получило и воздействие современной экологической ситуации на духовную жизнь общества. Особенно тщательному исследованию подвергнут чрезвычайно важный процесс становления новой, интегративной науки — марксистско-ле2 нинской социальной экологии.

1 См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-И?5 июня 1983 года. -М.: Политиздат, 1983, с, 10,24,70−71,74. р

Фундаментальный анализ проблем социальной экологии представлен в докторских диссертациях Э. В. Гирусова «Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы», 1978 и.

Достаточно четко установлен факт влияния экологических проблем на категориальный аппарат и ценностные ориентации естественных, технических и общественных наук, на различные компоненты общественного сознания, на формы и содержание просвещения, образования, коммунистического воспитания, на современную идеологическую борьбу. Однако следует признать, что в большинстве исследований данного направления не представлен анализ общих тенденций влияния современного этапа взаимодействия общества и природы на духовную сферу. Отсутствуют работы, в которых в обобщенном виде был бы рассмотрен сам объективный процесс экологизации общественного сознания, проанализировано понятие «экологизация» .Как справедливо подчеркивается в нашей литературе, «проблема отражения объективной диалектики взаимодействия общества и природы т в общественном сознании еще мало изучена.

К этоьщг необходимо добавить, что влияние взаимодействия общества и природы на общественное сознание не сводится только к проблеме отражениясоциоприродное взаимодействие оказывается важным детерминирующим фактором, определяющим некоторые функцио-4 нальные и структурные перестройки в общественном сознании, в частности образование такого относительно самостоятельного духовного феномена как экологическое сознание. Вопрос о природе экологического сознания, его месте в структуре общественного сознания еще находится в стадии разработки, а полученные результаты носят.

В.Д.Комарова «Философские основания социальной экологии», 1979. Палий В. Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы. — Л.: ЛГУ, 1980, с. 4. дискуссионный характер.*.

Между взаимодействием общества с природой и общественным сознанием устанавливаются прямые и обратные связи, актуальность анализа которых определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, в связи с дальнейшей разработкой марксистско-ленинской концепции взаимодействия общества и природы, представляется целесо См.: Абдуллаев З. А. Экологическое сознание и его место в системе материалистического мировоззрения.- В кн.: Марксистско-ленинское мировоззрение и диалектика научного познания.- Иркутск. Улан-Удэ, 1980, вып.4- Барбашина Э. Р. Методологические проблемы системного исследования экологического сознания. — В кн.: Системные исследования в современной науке. Новосибирск, 1982; Биджие-ва Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма: Автореф. Дис.. кавд.филос.наук. — М., 1981; Васильев Н. Г. Проблема становления «экологического сознания». — В кн.: Методологические проблемы науки. Вып.З. Новосибирск, 1975; Галеева A.M. Становление понятия «экологическое сознание». — В кн.: Проблемы взаимодействия общества и природы. — М.: МГУ, 1974; Гирусов Э. В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы. — В кн.: Философские проблемы глобальной экологии. — М.: Наука, 1983; Хоруц JI.E. Экологическое сознание и современная идеологическая борьба. — В кн.: Общий кризис капитализма и обострение социальных проблем окружающей среды. — М.: Наука, 1975; Шевцов А. Г. «Экологическое сознание» как категория социальной экологии. — В кн.: Философские проблемы обществознания: Сб.науч.трудов 307 (Свердл.гос.пед. ин-т). Свердловск, 1978; Шишина Л. Ю. Мировоззренческая природа экологического сознания. — В кн.: Человек как философская проблема и мировоззрение. Владимир- 1982; и др. образным выявить в историческом плане определенные духовные истоки генезиса современной экологической ситуации, дать, как указывает академик П. Н. Федосеев," более углубленную трактовку субъект-объектных отношений в экологическом контекстеВо-вторых, понимание особенностей влияния развивающегося взаимодействия общества и природы на общественное сознание является необходимой предпосылкой сознательного регулирования данного взаимодействия, отвечает задаче сфорглулированной на декабрьском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС — «решительно улучшить всю систему управления и контроля за состоянием окружающей среды»? В-третьих, социально-фшо-софский анализ духовных аспектов современной экологической ситуации в реальной обстановке исторического движения человечества от капитализма к коммунизм представляет собой одну из наиболее важных задач идеологической борьбы против буржуазной идеологии и мировоззрения. Наконец, нельзя не учитывать теоретического интереса марксистско-ленинской социологии к проблеме детерминации общественного сознания. Всестороннего и глубокого обоснования требует вывод о том, что «нельзя рассматривать общественное сознание только как отражение общественных отношений, ибо во многих случаях анализ отношений общества к природе позволяет выявить факторы, детерминирующие специфику его различных форм, и разобраться в его причудливых изгибах». Федосеев П. Н. Человек и природа в условиях научно-технической революции. — В кн.: Социальные аспекты экологических проблем. М.: Наука, 1982, с. 10. о.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 26−27 декабря 1983 года. — М.: Политиздат, 1984, с. 17. о.

Келле В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). — М.: Политиздат, 1981, с. 207.

Главной целью настоящего исследования является анализ влияния взаимодействия общества и природы на общественное сознание, выявление основных исторических типов отражения этого взаимодействия в общественном сознании, определение изменений в содержании и структуре общественного сознания под воздействием современной экологической ситуации.

В соответствии с целью в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:

— с позищй диалектического и исторического материализма обосновать возможность и необходимость изучения влияния взаимодействия общества и природы на общественное сознание как в историческом аспекте, так и на современном этапе;

— показать историческую эволюцию отражения взаимодействия общества и природы и на этой основе вскрыть смену его типов в общественном сознании докомь^унистических общественно-экономических формаций;

— исследовать воздействие современной экологической ситуации на духовцую жизнь общества, выяснить содержание процесса экологизации общественного сознания при капитализме;

— раскрыть закономерный характер экологизации общественного сознания при социализме, особенно на этапе совершенствования развитого социалистического общества, и проследить данную закономерность на примере ряда форм общественного сознания;

— провести социально-философский анализ экологического сознания как сложного духовного образования, возникающего в общественном сознании под влиянием современного этапа социоприродного взаимодействия.

Методологической основой данного исследования выступает марксистско-ленинская общесоциологическая теория, в частности, следующие принципы и положения разработанные К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным применительно к материалистическому пониманию взаимодействия общества и природы:

— общество и природа находятся в отношениях сложной взаимосвязи и взаимодействия, постоянно обусловливают друг друга;

— природа выступает естественным базисом, а ее материальное преобразование — сущностной основой человеческой истории;

— материальное производство обусловливает активность общества по отношению к природе, определяет его роль как ведущей стороны социоприродного противоречия;

— отношение людей к природе находится в неразрывном единстве с системой общественных отношений при определяющей роли последних, общество взятое в единстве всех его сторон выступает целостным субъектом взаимодействия с природой;

— эволюция взаимодействия общества и природы происходит в конкретно-исторических формах, соответствующих господствующим способам производства;

— из определенной формы материального производства вытекает определенная структура общества и определенное отношение людей к природеи то и другое определяет характер духовного производства, «духовный уклад» (К.Маркс), особенности функционирования и развития общественного сознания;

— характерной чертой обеих фаз коммунистической формации выступает переход к планомерно^, сознательно направляемому взаимодействию общества и природы, обусловливающее резкое возрастание и качественное изменение роли общественного сознания в целом и прежде всего науки.

В Программе Коммунистической партии Советского Союза, Конституции Союза Советских Социалистических Республик, материалах ХХ1У, ХХУ, ХХУ1 съездов нашей партии, последующих Пленумов ЦК КПСС получили дальнейшее развитие и конкретизацию основные положения материалистического понимания истории, намечены црактичес-кие пути решения назревших экологических и других глобальных проблем современности, акцентирован комплексный характер цроблемы взаимодействия общества и природы, связь ее со всеми сторонами жизни общества — наукой и управлением, экономикой и моралью, политикой и правом, искусством и философией.

Коммунистическая партийность как ведущий принцип марксистско-ленинской философии составила важнейшую мировоззренческую и методологическую предпосылку данного исследования. «Все глобальные проблемы не существуют сами по себе, — подчеркивает товарищ К. У. Черненко. — Они неотделимы от мировых сощальных противоречий, от развития классовой борьбы» .*.

При обосновании рабочих положений, формулировании промежуточных и окончательных выводов автор также основывался на изучении социально-философского материала работ М. И. Будыко, В. И. Вернадского, Э. В. Гирусова, А. К. Жирицкого, В. Д. Комарова, И. Д. Лаптева, В. А. Лось, Ю. М. Манина, В. Г. Марахова, И. Б. Новика, Ю. К. Плетникова, И. М. Рогова, В.П.1угаринова, А. Д. Урсула, И. Т. Фролова, Ю. А. Школенко и других исследователей.

Диссертация опирается на конкретный исторический, этнографический, искусствоведческий, науковедческий, естественнонаучный материал.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту и составляющие научную новизну исследования таковы:

I. Теоретически целостное осмысление современной экологической ситуации может быть достигнуто при непременном условии исследования влияния взаимодействия общества и природы на общественное.

1 Черненко К. У. Народ и партия едины. Избранные речи и статьи. — М.: Политиздат, 1984, с. 459. сознание, с позиций принципа единства логического и исторического. Реализация данного принципа предполагает социально-философское осмысление этапов взаимодействия общества и природы, комплексное изучение многоплановых процессов в духовной жизни общества как субъекта социоприродного взаимодействия. Выявление и анализ «производственно-технологического», «экологически-ограничительного», «социально-экономического» подходов к периодизации взаимодействия общества и природы показывают, что наиболее плодотворным подходом к периодизации данного взаимодействия является формационный подход, в рамках которого общественно-экономические формации выступают ступенями становления общества как целостного субъекта взаимодействия с природой, а также ступенями становления природы как естественно-^ с т о р и ч ес к о г о объекта указанного взаимодействия.

2. По мере развития общества как целостного социального организма, отражение его взаимодействия с природой получает в общественном сознании все более дифференцированный и разносторонний характер. В качестве основных типов отражения, соответствующих историческим этапам взаимодействия общества и природы, выделяются мифологический, интеллектуально-созерцательный, теоцентрист-ский (религиозный), утилитаристский и реально-гуманистический типы отражения. При этом речь идет о доминантах отражения, не исключающих его других характеристик и элементов в каждой общественно-экономической формации.

3. Экологизация материальной и духовной жизни общества выступает как характернейший признак, черта современной экологической ситуации. Этот реальный, исторически обусловленный процесс возрастания места и роли экологических проблем в рамках общественной практики, системе потребностей и интересов различных субъектов социальной деятельности ведет к определенным преобразованиям содержания и структуры общественного сознания, к его экологизации. Экологизация общественного сознания выражает определенное динамическое состояние последнего, характеризующее нарастание значимости экологической информации для функционирования всех элементов общественного сознания.

4. В условиях современного капитализма экологизация общественного сознания носит противоречивый, глубоко идеологический характер. Анализ процесса экологизации позволяет уточнить и конкретизировать на новом материале коренную противоположность подходов рабочего класса и класса буржуа к природопользованию. В этом процессе буржуазным попыткам идеологически оправдать и увековечить капиталистические формы практического и теоретического отношения общества к природе противостоят идеи и устремления трудящихся масс, их борьба за утверждение социалистических и коммунистических форм, отрицающих как эксплуатацию человека человеком, так и природы обществом.

5. При социализме экологизация выступает устойчивой тенденцией развития общественного сознания, имеющей свои отличительные особенности на первом этапе — построения основ социализма, а затем развитого социализма, и на втором этапе — этапе совершенствования развитого социалистического общества. Экологизация общественного сознания при социализме постепенно приобретает характер закона-тенденции, а на этапе зрелого социализма становится одной из общих закономерностей развития его духовной жизни.

6. Под воздействием современной экологической ситуации, в процессе экологизации общественного сознания формируется экологическое сознание, как новое духовное образование, специфическая форма осмысления обществом своего взаимодействия с природой и необходимости перехода от стихийности к сознательности в регулировании этого взаимодействия. В экологическом сознании достигается и поддерживается такой порядок организации элементов содержания общественного сознания и связей мевду ними, который в процессе совершенствования развитого социалистического общества содействует достижению адекватности отражения социоцриродного взаимодействия, оптимизации и гармонизации последнего.

7. В известной степени экологизация общественного сознания и формирование экологического сознания самостоятельные, но взаимосвязанные процессы, которые следует различать теоретически и практически. Если экологизация общественного сознания выступает объективно складывающейся закономерностью развития современной духовной жизни общества, то экологическое сознание выступает духовной координатой современной экологической ситуации, такой ее стороной, которая не только складывается стихийно, но в условиях социализма формируется сознательно в процессе экологического образования и воспитания людей.

Структура предлагаемой работы определена указанными выше целью и задачами.

В первой главе, состоящей из двух параграфов, раскрывается практический характер взаимодействия общества и црироды в логическом и историческом аспектах, анализируется эволюция отражения взаимодействия общества и природы в общественном сознании, вцце-ляются основные исторические типы этого отражения.

Во второй главе, состоящей из трех параграфов, исследуется влияние взаимодействия общества и природы на общественное сознание в современную эпоху. Это предполагает анализ понятия и реального процесса экологизации общественного сознания, критику интерпретаций данного явления буржуазной социологией. Уточнение понятия экологизации общественного сознания проводится в контексте развития социалистической цивилизации. Логическим завершением исследования экологизации общественного сознания выступает анализ понятия и феномена экологического сознания, его места в структуре общественного сознания.

В заключении подводятся итоги и вьщвигаются некоторые предложения.

Основные идеи и определенные результаты исследования докладывались и обсуждались на: конференции молодых ученых ЛГУ имени А. А. Дцанова, посвященной IIO-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Секция «В. И. Ленин и современные проблемы естествознания». Ленинград, ЛГУ, апрель 1980; Республиканской научной конференции «Диалектика общественного развития в условиях научно-технической революции». Секция «Общие проблемы и новые формы диалектики современной эпохи в условиях НТР». Ленинград, октябрь 1981; Научной конференции «Актуальные проблемы социального развития советского общества в свете решений ХХУ1 съезда КПСС». Ленинград, ЛГУ, март 1982 (выступление на данной конференции отмечено в межвузовском сборнике «Динамика социально-классовой структуры развитого социалистического общества». — Л.: ЛГУ, 1984, с. 158) — П Региональном семинаре «Диалектика и современный стиль мышления». Севастополь, приборостроительный институт, сентябрь. 1982; Забайкальской научно-теоретической конференции «Философско-социологические проблемы взаимодействия природы и общества». Секщя «Методологические проблемы исследования взаимодействия природы и общества». Чита, госпединститут, октябрь 1982; Научной конференции «Теоретическое наследие К. Маркса и современность» (к 165-члетию со дня рождения и 100-летию со дня кончины К. Маркса). Секция «Исторический материализм». Ленинград, ЛГУ, март 1983 (выступление на данной конференции отмечено в журнале «Вестник Ленинградского университета», 1983, № 17. Экономика. Философия. Право. Выпуск 3) — IX Научно-технической конференции «Капитальное строительство Министерства Обороны как фактор укрепления экономического и оборонного могущества СССР». Секция «Общественных наук». Ленинград, ЛВВИСКУ им. генерала армии А. Н. Комаровского, апрель 1983; Научной конференции «Материализм и идеологическая борьба (к 114-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина и 75-летию со дня выхода в свет работы В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»). Секция «Современная цивилизация и современная форма материализма». Ленинград, ЛГУ, апрель, 1984.

Основное содержание диссертации отражено в восьми публикациях.

Теоретический и фактический материал диссертации и публикаций используется в практике преподавания марксистско-ленинской философии, политической экономии и научного коммунизма на кафедре марксизма^ленинизма Ленинградского высшего военного инженерного строительного Краснознаменного училища имени генерала армии А. Н. Комаровского, в идеологической и организаторской работе по экологическому образованию и воспитанию курсантов высших военных училищ инженерно-строительного профиля.

185 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В условиях развитого социализма происходит нарастание сознательного, планового начала в регулировании взаимодействия общества и природы. Экологизация общественного сознания, формирование экологического сознания способствуют переходу к общественному управлению социоприродной областью. При этом, естественно, сохраняются элементы стихийности — некоторые социально-экологические закономерности еще не познаны и, следовательно, не находятся под контролем людей, познанные же законы и принципы не достаточно активно претворяются в практику социалистического природопользования. иднако интересы совершенствования развитого социализма, как это подчеркнуто ХХУ1 съездом Ш1СС, последующими Пленумами ЦК К1ЮС, требуют всемерного улучшения управления социалистическим природопользованием, охраной природы. В этой связи можно указать на некоторые задачи снижения стихийности и увеличения сознательности во взаимодействии общества и природы, задачи развертывания экологического сознания, повышения его действенности. В определенном отношении они носят црикладной характер, позволяют теснее связать теорию с практикой, сформулировать некоторые рекомендации.

I. Многие исследователи, справедливо рассматривая экологическое сознание как специфическую форму отражения современного этапа взаимодействия общества и црироды, упускают из виду тот факт, что оно возникает в ходе исторического развития отражения социо-природного взаимодействия в общественном сознании, является качественным скачком в этом развитии и, следовательно, в своем содержании должно «снять» содержание предшествующего идейного материала. Критическая переработка данного идейного наследия должна обогатить экологическую культуры современного человечества. Эта переработка должна вестись в рамках глубоких и всесторонних исследований практики взаимодействия общества и природы на основных этапах истории, а также исследований доминирующих исторических типов отражения данного взаимодействия в общественном сознании. Таким образом, вполне определенно выступает задача разработки исторического раздела марксистско-ленинской социальной экологии.

2. Важной особенностью экологизации современного общественного сознания является то, что она протекает в условиях острейшего противоборства двух противоположных мировоззрений, двух политических курсов — социализма и империализма. Учитывая, что проводимая социалистическими странами экологическая политика благотворно влияет на умы людей, на новом материале убеждающихся в бесперспективности капиталистической системыбуржуазная пропаганда главный удар наносит по социалистическому и прежде всего советскому опыту природопользования и охраны природы. В сфере проблем защиты окружающей среды идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее взаимодействия человечества с природой в немалой степени зависит от исхода этой идеологической борьбы. Отсюда следует, что экологизация общественного сознания при социализме, формирование научного экологического сознания должны включать умелую пропаганду преимуществ социалистического природопользования перед капиталистическим, аргументированную критику последнего, разоблачение лживой, подрывной империалистической пропаганды по вопросам окружающей среды. Таким образом, вывод KL1GC о необходимости для нас динамичной и эффективной системы контрпропаганды* актуален и в сфере идеологического противоборства по экологической проблематике. Теперь задача состоит в том, чтобы конкретизировать этот вывод в процессе определения содержания нашей экологической контр* См.: Материалы Пленума центрального Комитета Ш1С0. 14−15 июля 1983 года, с. 7,52,74. пропаганды можно представить следующим образом:

— улучшение пропаганды концепции взаимодействия общества и природы выработанной К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, опыта деятельности марксистско-ленинских партий по решению экологических проблем на различных этапах борьбы за социализм и коммунизм;

— глубокое и всестороннее изучение состояния социалистического природопользования, обобщение всего лучшего в опыте братских стран социализма, яркая и доходчивая пропаганда успехов реального социализма в решении экологических проблем и вместе с тем квалифицированный анализ ошибок и недостатков, объяснение их причин, показ путей преодоления трудностей, встречающихся в процессе совершенствования социалистического цриродопользования;

— убедительная пропаганда исторического предназначения социализма в сфере взаимодействия людей с природой, той конструктивной роли, которую он играет в решении мировых экологических проблем;

— раскрытие социальных истоков глобальных экологических проблем, зловейщей роли капитализма в их появлении и распространении, их связи в современных условиях с агрессивной политикой империализма, наращиванием гонки вооружений, отвлекающей гигантские силы и средства человечества от решения неотложных проблем;

— наглядное доказательство неспособности буржуазного общества избавиться не только от своих социальных, но и экологических язв.

3. ь нашей литературе справедливо связывают совершенствование управления социалистическим природопользованием с развитием теории взаимодействия общества и природы, становлением марксистско-ленинской социальной экологии, которая выступает научно-теоретическим и мировоззренческим здром экологического сознания. Однако развитие экологического сознания предполагает также его целенаправленное формирование у масс трудящихся, подъем их к сознательному, активному участию в решении экологических проблем, а в перспективе — к управлению социоприродной системой. Эта задача реализуется в экологическом воспитании. Экологическое сознание и экологическое воспитание тесно связаны. Обеспечение эффективности последнего невозможно без учета этой связи.

Во-первых, экологическое воспитание должно учитывать актуально функционирующее экологическое сознание, те настроения, нормы, стереотипы, ценности, которыми руководствуются объекты воспитания в практике природопользования. Однако организаторы экологического воспитания пока в недостаточной степени располагают эмпирически точными и теоретически обобщенными данными об отражении современной экологической ситуации в общественном сознании. В связи с этим можно сформулировать следующую рекомендацию: в целях повышения эффективности экологического воспитания советского народа, всех групп и социальных категорий трудящихся организовать постоянные конкретно-социологические исследования массового экологического сознания, продолжить теоретические исследования закономерностей его становления, развития и функционирования.

Во-вторых, экологическое воспитание должно ориентироваться на перспективный, но реально достижимый и практически приемлемый социально-экологический идеал. При этом экологическое воспитание должно опираться на те конкретные социально-экономические, политико-юридические, идеологические механизмы, использование которых людьми способно гармонизировать взаимодействие общества и природы. Можно сказать, что важнейшей задачей экологического воспитания является формирование и постоянное возвышение экологического сознания людей, воплощающегося в их действиях и поступках.

Но при этом следует помнить, что экологическое сознание с объективно детерминируемой стороны складывается под влиянием перехода социалистического природопользования в коммунистическое, в процессе экологизации всех форм, уровней и сфер общественного сознания, поэтому задача дальнейшего исследования этих процессов будет становиться все более актуальной.

4. Совершенствование функционирования экологического сознания связано с решением задач повышения его действенности и эффективности. Здесь на первый план выдвигается ряд задач: а) задача претворения в практику социалистического природопользования научных социально-экологических знаний, ина стоит и перед самой наукой социальной экологии, и перед системой управления, которая переводит язык науки на язык практики. От социальной экологии требуется не только разработка ближайших и отдаленных целей социальноприродного взаимодействия, но и программ -" идеальных средств" - их достижения. Воплощенные в экологическую программу знания должны получить свое политическое измерение, превратившись в экологическую политику правящей napta и государства. Многообразные явления социалистического природопользования испытывают влияние не просто экологически сознательной деятельности, а определенной, господствующей в данное время экологической политики, признанной правильной со стороны партии и государства. В связи с этим можно сформулировать следующую рекомендацию: учитывая определяющую значимость политических программ для практической реализации научных установок экологического сознания и повышения эффективности его регулирующей функции, ввести в готовящуюся по решению ХХУ1 съезда КПСС новую редакцию Программы Коммунистической партии Советского Союза специальный параграф «Коммунизм и природа», в котором в сжатом виде изложить коммунистический идеал взаимодействия общества и природы, программу его достижения и долгосрочную экологическую политику M1UG и Советского государства на период совершенствования развитого социалистического обществаб) задача мобилизации материальных и духовных ресурсов общества и ориентация их на решение экологических проблем. При социализме экологическое сознание связывает воедино технологические, экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические средства воздействия на практику природопользования. При этом надо различать экологизацию общественного сознания, как результат отражения в нем современной экологической ситуации, и экологизацию, как целенаправленное распространение в общественном сознании через каналы массовой коммуникации, системы просвещения, образования, воспитания социально-экологических знаний, истин и ценностей экологического сознания. Исходя из сказанного представляется целесообразным, в частности, включить в нормативный курс марксистско-ленинской философии в тему, «Формы общественного сознания» подраздел «Экологическое сознание», соответственно в курс научного коммунизма в тему «Духовная культура социалистического общества» — положения об экологизации общественного сознания как одной из важных закономерностей развития духовной жизни развитого социализма. Такова еще одна рекомендацияв) задача развертывания экологического сознания. Эффективность экологического сознания во многом определяется тем, насколько идеям удается овладеть массами, превратиться в осознанные правильные экологические действия, поведение людей, стать привычными социальными нормами, закрепиться в новых нравах, обычаях, традициях. Этр предполагает не только экологическое воспитание, но и целенаправленную экологизацию таких состояний общественного сознания как мировоззрение, общественное мнение, духовная атмосфера, социальные нормы и традиции. Эта задача при всей ее практической важности пока что не решена и в теоретической области, как впрочем и другая не менее важная задача — формирования у людей разумных социально-экологических потребностей и интересов, lie вполне ясен вопрос их соотношения как с «основными» интересами: экономическими, политическими, идеологическими, так и с иными возможными, например, познавательными и пр. Требует обоснования самостоятельность их содержания, носителей и т. д. Ответ на все эти вопросы тем более необходим, что, как отмечает академик 7 Л. Н. Федосеев, «эффективность осуществления принципов рационального природопользования возможно лишь в определенных социальных условиях, ориентированных на удовлетворение материальных, духовных и экологических потребностей личности» .1 Исследования современной экологической ситуации, ее тенденций и сценариев развития показывают, что без серьезной перестройки системы потребностей и интересов человека и общества решение экологических проблем не возможно.

Решение сформулированных задач в определенной степени будет способствовать развитию экологического сознания, а также препятствовать его превращению в некий «дух», витающий над взаимодействием общества и природы. Общий итог должен сводиться к тому, чтобы поднять экологическое сознание до программы коммунистического преобразования социального и природного мира.

7 * Федосеев Л. Н. Человек и природа в условиях научно-технической революции. — В кн.: Социальные аспекты экологических проблем, с.II.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал, т.1. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд., т.23.
  2. К. Капитал, т.2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд., т.24.
  3. К. Капитал, т.З. Маркс К., Энгельс 2?. Соч. — 2-е изд., т.25, ч.1-П.
  4. К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд., т.1, с.382−413.
  5. К. К критике политической экономии. Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.5−9.
  6. К. Маркс Энгельсу, 25 марта 1868 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Go4. 2-е изд., т.32, с.43−46.
  7. К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.6, с.428−459.
  8. К. Речь на юбилее «People's Раре*, произнесенная в Лондоне 14 апреля 1856 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд., т.12, с.3−5.
  9. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд., т. З, с.1−4.
  10. К. Теории прибавочной стоимости (1У том „Капитала“).- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч.14И.
  11. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1-П.
  12. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.419−459.
  13. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41−174.
  14. К. Экономическонфилософские рукописи 1844 года.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41−174.
  15. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд., т. З, с.7−544.
  16. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд., т.20, с.5−338.
  17. Ф. Джорджу Уильямсу Ламплу, II апреля 1893 г.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.39, с.55−56.
  18. Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20,с.339−626.
  19. Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е соч., т.7,с.343−437.
  20. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд., т.21,с.269−317.
  21. Ф. Маркс и Родбертус. Предисловие к первому немецкому изданию работы К. Маркса „Нищета философии“.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21,с.180−194.
  22. Ф. Наброски к критике политической экономии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.544−571.
  23. Ф. Николаю Францевичу Даниельсону, 15 марта 1882 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд., т.38,с.263267.
  24. Ф. Петру Павловичу Лаврову, 12−17 ноября 1875 г.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.34, с.133−138.
  25. Ф. Положение Англии Томас Карлейль „Прошлое и настоящее“. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд., т.1,с.572−597.
  26. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд., т.21,с.23−178.
  27. Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ш. Соч. — 2-е изд., т.2, с.231−517.
  28. В.И. Аграрный воцрос и „критики Маркса“. Полн. собр.соч., т.5, с.95−268.
  29. В.И. Задачи Союзов Молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
  30. В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Полн.собр.соч., т.27, с.299−426.
  31. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр. соч., т.18, с.7−384.
  32. В.И. Набросок плана научно-технических работ. -Полн.собр.соч., т.36, с.228−231.
  33. В.И. 0 карикатуре на марксизм и об „империалистическом экономизме“. Полн.собр.соч., т.30, с.77−130.
  34. В.И. Проект программы нашей партии. Полн.собр. соч., т.4, с.211−239.
  35. В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр. соч., т. З, с.1−609.
  36. В.И. Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов. Полн.собр.соч., т.1, с.125−346.
  37. В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29.
  38. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1976. 144 с.
  39. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. — 62 с.
  40. Материалы ХХУ1 съезда KtlCG. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  41. Материалы Пленума Центрального Комитета KtlCG, 14−15июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  42. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  43. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  44. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 23 октября, 1984 г. М.: Политиздат, 1984. -64. с.
  45. Об охране окружающей среды. Сборник документов партии и правительства. I9I7-I98I гг. 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1981. — 384 с.
  46. К.У. Народ и партия едины: Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984, — 496 с.
  47. К.У. По ленински жить, работать, бороться: Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 16 с.
  48. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983. — 31 с.
  49. З.А. Экологическое сознание и его место, в системе материалистического мировоззрения. В кн.: Марксистско-ленинское мировоззрение и диалектика научного познания.
  50. Улан-Удэ, 1980, вып.4, с.160−169.
  51. А.Н. О природе взаимодействия. М.: Знание, 1984. — 64 с.
  52. В.В. Энергетика в истории общества: масштабы и характер воздействия. В кн.: Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. — М.: Наука, 1981, с.125−135.
  53. G.A., Филатова А. Н. Категория истины и экологическая ориентация общества. (Эволюция от средневековья к современности). В кн.: Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Наука, 1981, с.133−170.
  54. А.А. Социально-психологические проблемы экологии. В кн.: Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса. Л., 1982, с.168−186.
  55. Андрианов Б.В.К методологии исторического исследования проблемы взаимодействия общества и природы. В кн.: Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия.- М.: Наука, 1981, с.250−261.
  56. Н.Л. Роль сознания в активизации взаимодействия общества и природы в условиях становления коммунизма и ноосферы.- В кн.: Сознание и диалектика процесса познания. Иваново, 1979, с. 3−20.
  57. Араб-Оглы Э. А. Демографические и экологические прогнозы.- М.: Статистика, 1978. 319 с.
  58. Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4-х тт. T.I. — М.: Мысль, 1976, с.64−367.
  59. Д.Л. Нам и внукам. 2-е доп. изд. — М.: Мысль, 1966. — 254 с.
  60. G.A. Культурологические исследования и глобальная экология. Вестник Академии наук СССР, 1980, № 12, с.92−98.
  61. Н.М. О домарксистском и марксистском решении проблемы социальной реальности. В кн.: Философско-методологи-ческие вопросы естественнонаучного и социального познания. -М.: Изд-во МГУ, 1980, с.67−75.
  62. З.Р. Методологические проблемы системного исследования экологического сознания. В кн.: Системные исследования в современной науке. Новосибирск, 1982, с.38−47.
  63. Э.Р., Мазурова М. Р. Методологические аспекты анализа проблемы формирования осознанного отношения к природе.-В кн.: Актуальные проблемы коммунистического воспитания. Новосибирск, 1982, с.74−80.
  64. Ф.А., Галеева A.M. Охрана природы. М.: Московский рабочий, 1976. — 105 с.
  65. В.Н. Методологический статус и современная интерпретация понятия „ноосфера“. Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1983, № 4, с.52−58.
  66. А.П. Социальная форма движения. Явления и сущность. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  67. П.А. Методологические аспекты взаимосвязи экологии и этики. В кн.: Профессиональная этика: производственные и непроизводственные аспекты. Владимир, 1982, с.165−169.
  68. Э.А. Экологические проблемы в общественном сознании социалистического общества. В кн.: Творческая природа социалистического общественного сознания. — М.: Мысль, 1980, с.126−151.
  69. Р.У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма: Автореф. дис.. канд. филос.наук. М., 1981. — 16 с.
  70. Д., Левин В. В поисках „экологического сознания“. Новый мир, 1979, № I, с.210−224.
  71. Биология человека и социальный прогресс. Пермь: Изд-во ПТУ, 1982. — 198 с.
  72. В.Д. Природа и античное общество. М.: Наука, 1976. — 80 с.
  73. J 75. Блинов А. Г. Противоречие между обществом и природой и особенности форм его разрешения в условиях социализма: Автореф. дис.. канд.филос.наук. М., 1977. — 26 с.
  74. М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1973.- 232 с.
  75. . Экологические аспекты экономических наук: Обзор разработки проблемы по материалам, поступившим в редакцию. Доклады высшей школы. Экономические науки, 1983, № 9, с.22−34.
  76. Ю.В., Бромлей Н. Я. Культура и природа. Вестник Академии наук GGGP, 1980, № 10, с.84−91.
  77. М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. -327 с.
  78. Л.И. Антропоцентризм и его экологическая критика. Вопросы философии, 1983, № 6, с.153−161.
  79. Н.Г. Проблема становления „экологического сознания“.- В кн.: Методологические проблемы науки. Вып.З. Новосибирск, 1975, с.151−157.
  80. Э.А. Структура ценностного отношения к природе.-В кн.: Проблемы природоохранного образования и воспитания. М., 1982, с.26−34.
  81. В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. — 357 с.
  82. Взаимосвязь наук при решении экологических проблем. (Тезисы к теоретической конференции). М.-Обнинск, 1976. 312 с.
  83. П.А. Экологические последствия научно-технического прогресса. Минск: Наука и техника. — 72 с.
  84. П.А., Антипенко А. И. Человеческая деятельность, культурные ценности и природа. Минск: 0-во „Знание“ EGGP, 1983. — 20 с.
  85. Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники.- М.: Политиздат, 1976. -335 с.
  86. Г. Н. „Экологический кризис“ и социалистическое природопользование. Коммунист, 1976, № 12, с.32−43.
  87. П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980.- 567 с.
  88. A.M. Становление понятия „экологическое сознание“. В кн.: Проблемы взаимодействия общества и природы. — М.: Изд-во МГУ, 1974, с.33−34.
  89. A.M. Формирование экологического стиля мышления у студентов технических ВУЗов. В кн.: Взаимосвязь наук при решении экологических проблем (Тезисы к теоретической конференции). -М.- Обнинск, 1976, с.298−300.
  90. Р.В. Общая теория отношений общества с природой и глобальная экология. В кн.: Философские проблемы глобальной экологии. -М.: Наука, 1983, с.59−79.
  91. Р.В., Новик И. В., Шаталов А. Т. Общество и природа. (Принципы взаимодействия). М.: Знание, 1974. — 64 с.
  92. Д.М. Наука и глобальные проблемы современности. Вопросы философии, 1981, № 3, с.97−108.
  93. Гегель Г. В. Ф. Наука Логики. В 3-х тт. Т.2. — М.: Мысль, 1971. — 248 с.
  94. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия <|илософских наук. T.I. Наука логики. М.: Мысль, 1974. — 452 с.
  95. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. М.: Мысль, 1975. — 695 с.
  96. И.П. Еце раз о методологических проблемах экологизации современной науки. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Человек, общество и природа в век НТР. — М.: Наука, 1983, с.295−302.
  97. И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки. Вопросы философии, 1978, № II, с.61−72.
  98. И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки. В кн.: Общество и природная среда. — М.: Знание, 1980, с.66−66.
  99. А.А. Человек и природа (Критика религиозно-идеалистической интерпретации экологических проблем). Киев: Вища школа. Изд-во при Киев. ун-те, 1981. — 144 с.
  100. Гертнер Эдгар. Рабочий класс и экология.(Пер. с нем.). М.: Прогресс, 1981. — 320 с.
  101. В.М. Природный фактор в социалистическом воспроизводстве.- М.: Наука, 1983. 159 с.
  102. Э.В. Диалектика взаимодействия общества и природы в период развитого социализма. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  103. Э.В. Исторические этапы развития экологических отношений. В кн.: Биология человека и социальный прогресс. Пермь, 1982, с.170−175.
  104. Э.В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы: Автореф. дис.. д-ра филос.наук.- М., 1978. 32 с.
  105. Э.В. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. В кн.: Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. — М.: Наука, 1981, с.48−57.
  106. Э.В. Особенности нормативного характера экологического знания. Пущино, 1980. 14 с. (Препринт.).
  107. Э.В. Система „Общество природа“ (Проблемы социальной экологии). — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 167 с.
  108. Э.В. Экологическое сознание и особенности его формирования. В кн.: Природоохранное воспитание и образование. М., 1983, с.3−10.
  109. Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы. В кн.: Философские проблемы глобальной экологии. -М.: Наука, 1983, с.105−120.
  110. Э.В., Тихонова Н. Е. Проблемы взаимодействия общества и природы в творчестве К.Маркса и Ф.Энгельса. М.: Знание, 1984. — 64 с.
  111. Г. Е. К вопросу о понятии общественного бытия.- Вопросы философии, 1958, № 5, с.117−126.
  112. Глобальные проблемы современности /Ред.Н. Н. Иноземцев.- М.: Мысль, 1981. 285 с.
  113. А.А. Роль философии в решении экологических проблем. В кн.: Наука и познание: Препринты докладов советских ученых к ХУЛ Всемирному философскому конгрессу „Философия и культура“. М., 1983, с.72−78.
  114. А.А. Философия и решение экологических проблем. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Человек, общество и природа в век НТР. — М.: Наука, 1983, с.239−247.
  115. Т.Г. Природа и общество. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 150 с.
  116. М.Ф. Проблема преобразования природы и задачи географии. В кн.: Природа и общество. — М.: Наука, 1968, с.118−131.
  117. Г. С. Научно-техническая революция и экологический кризис. М.: Международные отношения, 1975. — 232 с.
  118. Г. С. Научно-технический прогресс: сущность, основные тенденции. М.: Наука, 1970. — 271 с.
  119. А.А. Отношение к природе как нравственная проблема. Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1975, № 5, с.27−32.
  120. А.А. Коммунистическая нравственность и отношение к природе. В кн.: Мораль развитого социализма. (Актуальные проблемы теории). — М.: Мысль, 1976, с.136−155.
  121. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. — 318 с.
  122. Ю.Н. Культура-природа-традиция. В кн.: Традиция в истории культуры. — М.: Наука, 1978, с.41−60.
  123. Г. А. Проблема отношения человека и природы б философско-исторической концепции К.Маркса. Вопросы философии, 1983, № 5, с.73−85.
  124. Г. А., Элез Й. Проблема отношения человека и природы в философии. В кн.: Природа и общество. — М.: Наука, 1968, с.11−28.
  125. Л.В. Преобразование природного в социальное при натуральной системе производительных сил. В кн.: Проблемы взаимодействия общества и природы: Тез. I Всесоюз.науч.конф. -М.: Изд-во МГУ, 1978, с.70−71.
  126. В.А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимосвязи. Кишинев, 1970. 216 с.
  127. В.Н. Философский анализ нравственного отношения к природе.: Автореф.дис.. .кацц.филос.наук.- М., 1981.- 16с.
  128. В.Н., Шубенкова Е. И. Нравственные факторы современной экологической ситуации в условиях социализма. Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1983, If3 3, с.35−40.
  129. В. Прагматизм. 2-е изд. (Пер. с англ.). СПб., 1910, с.3−184.
  130. Диалектика в науках о природе и человеке: Труды Ш Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания. Человек, общество и природа в век НТР. М.: Наука, 1983. — 431 с.
  131. О.Г. Природа и границы сферы общественного бытия человека. В кн.: Проблема человека в современной философии. -М.: Наука, 1969, с.189−230.
  132. А.В. Человек и общественные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. — 124 с.
  133. А.В., Батенин С. С. Разработка В.И.Лениным проблемы материальных и идеологических общественных отношений. Вестник Ленинградского университета. Серия экономика, философия и право, 1965, вып. I, Jf° 5, с.31−42.
  134. Ю.И., Лисеев И. К., Стрельченко В. И. Экология и мировоззрение. М.: Знание, 1979. — 44 с.
  135. Ю.И., Лисеев И. К., Стрельченко В. И. „Экологическое мышление“, теория эволюции и мировоззрение. В кн.: Биология и современное научное познание. — М.: Наука, 1980, с.282−302.
  136. Е.А. К проблеме экологического воспитания как фактора развития личности. В кн.: Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности: Тез.докл.все-союз.науч.конф., вып.5, ч.1. М., 1975, с.126−130.
  137. А.К. Плата за безответственность: (Экологический кризис в современном буржуазном обществе и идейно-политическая борьба). М.: Политиздат, 1979. — 158 с.
  138. А.К. Экологический кризис и антимонополистическая борьба. М.: Мысль, 1979.
  139. В.В., Фролов И. Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. М.: Международные отношения, 1981. — 240 с.
  140. А.Б. Мировоззренческий аспект экологической проблемы. В кн.: Научно-техническая революция и решение экологических проблем (Материалы совещания). М., 1978, с.72−82.
  141. Ццеологические представления древнейших обществ: Тез. докл.конф. М., 1980. 149 с.
  142. Н.Б. Об истоках экофобного отношения к природе в европейской философской традиции. Вестник Московского университета, сер.7. Философия, 1982, № 2, с.74−84.
  143. Н.Б., Султанов Р. И. Экология, религия и этика. К анализу их взаимодействия. В кн.: Мораль, общество, личность. — М.: Изд-во МГУ, 1980, вып.2, с.88−99.
  144. Э., Давццова Г., Лекторский В. Взаимодействие. В кн.: Философская энциклопедия, т.1. — М., I960, с. 250.
  145. В.Р. Некоторые особенности первобытного общественного сознания. В кн.: Идеологические представления древнейших^ обществ: Тез.докл.конф. М.: 1980, с.149−158.
  146. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983. — 260 с.
  147. А.В. О структуре экологического знания. В кн.: Философские проблемы глобальной экологии. — М.: Наука, 1983, с.93−105.
  148. Категории исторического материализма /Ред.кол.Н.И.Дрях-лов и др. М.: Мысль, 1980. — 351 с.
  149. В. К. Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). М.: Политиздат, 1981.- 288 с.
  150. Ким М.Л., Данилова Л. В. Природное и социальное в историческом процессе. В кн.: Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. — М.: Наука, 1981, с.6−19.
  151. Н.Н. Объект экологии и его эволюция: Философско-методологический аспект. Киев: Наукова Думка, 1979. — 135 с.
  152. В.А. К проблеме периодизации взаимодействия общества и природы. В кн.: Марксизм-ленинизм и глобальные проблемы современности: (В свете решений ХХУ1 съезда КПСС). Материалы Всесоюзного симпозиума. М., 1983, вып.2, с.225−228.
  153. В.А. К проблеме разграничения и выявления взаимной связи природы и общества. В кн.: Философские проблемы глобальной экологии. — М.: Наука, с.31−59.
  154. В.А. Место „очеловеченной"природы“ в структуре взаимодействия природы и общества: Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1982, № 3, с.134−137.
  155. A.M. Социальное и природное два компонента единой общественной жизни. — Вестник Московского университета. Сер.7. Философия, 1979, $ 2, с.3−14.
  156. O.G. Экология: политика право: Правовая охрана црироды в СССР. — М.: Наука, 1976. — 230 с.
  157. В.Д. Научно-техническая революция и социальная экология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 104 с.
  158. В.Д. Развитие естественно-социального континуума и модификация человеческой природы в современную эпоху. В кн.: Биология человека и социальный прогресс. Пермь, 1982, с. 148.
  159. В.Д. Философские аспекты современной экологии.- Коммунист Татарии, 1983, № 3, с.86−92.
  160. В.Д. Философские основания социальной экологии: Автореф. дис.. д-ра филос.наук. Л., 1979. — 34 с.
  161. В.Д. Что такое социальная экология. Л.: Знание, 1978. — 19 с.
  162. . Замыкающийся круг. Природа, человек, технология. (Пер с англ.). Л.: Гидрометеоиздат, 1974. — 279 с.
  163. . Технология прибыли. (Пер. с англ.). М.: Мысль, 1976. — 112 с.
  164. Н.А. Эстетический аспект экологической проблемы.- В кн.: Наука и познание: Препринт докладов советских ученых к ХУП Всемирному философскому конгрессу „Философия и культура“. М., 1983, с.72−78.
  165. А.Н., Васильев Н. Г. Проблемы формирования экологического сознания человека. В кн.: Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности. Материалы Всесоюзной научной конференции, ч.Ш. — М.: Изд-во МГУ, 1978, с.231−236.
  166. И.И. Социальная экология в современных немарксистских теориях общественного развития. Общественные науки, 1983, № 3, с.112−125.
  167. И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития. М.: Наука, 1982. — 214 с.
  168. G.H. Роль права в формировании экологического сознания. Проблемы социальной законности, Харьков, 1983, вып.12, с.17−23.
  169. А.А. Экологические проблемы в истории человечества. В кн.: Научно-техническая революция и решение экологических проблем. — М.: Наука, 1978, с.38−46.
  170. В.П. Гносеологические проблемы системного анания. М.: Знание, 1983. — 64 с.
  171. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — 312 с.
  172. Ю.Н. Очерки природопользования. М.: Мысль, 1969. — 268 с.
  173. .Б. Избранные произведения. Т.2. М.: Изд-во Академии наук, 1959. — 442 с.
  174. И.Д. Отношение человека к природе как нравственная проблема. В кн.: НТР и социально-этические проблемы. — М.: Мысль, 1977, с.77−103.
  175. D. Лаптев И. Д. Разум и биосфера. В кн.: Проблемы оптимизации в экологии. — М.: Наука, 1978, с.40−58.
  176. И.Д. Сознательное и стихийное во взаимодействии общества и природы. Вопросы философии, 1976, Аг° 7, с.82−92.
  177. И.Д. Социально-политические и идеологические аспекты современных экологических проблем: Автореф. дис.. д-ра филос.наук. М.- 1980, — 50 с.
  178. И.Д. Экологические проблемы: социально-политический и идеологический аспекты. М.: Мысль, 1982. — 247 с.
  179. А.В. Новый фрагмент Гераклита. Вестник древней истории, 1979, № 2, с.3−23- 1980, № I, с.29−48.
  180. B.C. Человек, природа, воспитание. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 56 с.
  181. А.Ф. Эстетика Возрождения.- М.: Мысль, 1978.-623с.
  182. В.А. Взаимоотношения между человеком и природой как глобальная проблема. Вопросы философии, 1982, № 5,с.128−135.
  183. В.А. Человек и природа. (Социально-философские аспекты экологических проблем). М.: Политиздат, 1978.- 224 с.
  184. В.А. Эволюция традиционных социокультурных мифов: экологический контекст. В кн.: Наука и познание: Препринт докладов советских ученых к ХУП Всемирному философского конгрессу „Философия и культура“. М., 1983, с.72−78.
  185. А.Е. Природа, право и управление. М.: Наука, 1981. — 268 с.
  186. B.G. География и общество. М.: Мысль, 1978. -309 с.
  187. Н.М. Экологическая проблема и технические науки: (Философско-методологические аспекты). Баку: ЭЖ, 1982. -213 с.
  188. А.С. Научно-технический прогресс и охрана природы. Л., 1977. 35 с.
  189. Ю.М. НТР и экологизация производства. Минск: Наука и техника, 1979. — 135 с.
  190. Ю.М. Экологические кризисы как одна из закономерностей предыстории человечества. В кн.: Система „Человек -окружающая среда“. — М.: Наука, 1979, с.117−119.
  191. Ю.М. Экологические проблемы эпохи научно-технической революции. Минск: Наука и техника, 1977. — 105 с. .
  192. В.Г. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. М.: Высшая школа, 1975. — 144 с.
  193. В.Г. Научно-техническая революция и природная среда. Вопросы философии, 1974, № 8, с.91−101.
  194. В.Г. Научно-техническая революция, общество и природа. В кн.: Научно-техническая революция, человек, eDO природная и социальная среда. Л., 1977, с.8−15.
  195. В.Г. 0 сущности научно-технической революции. -Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1973, № 5,с.87−92.
  196. В.Г. Философский аспект проблемы окружающей среды. В кн.: Охрана окружающей среды. Л., 1979, с.122−129.
  197. Марксистско-ленинская теория исторического процесса: Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. М.: Наука, 1981. — 463 с.
  198. Марксистско-ленинская теория исторического процесса: Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, фор-мационные ступени. М.: Наука, 1983. — 535 с.
  199. Материалистическая диалектика: В 5-ти т. Т.4. Диалектика общественного развития. М.: Мысль, 1984. — 320 с.
  200. Е.М. Поэтика мифа. М.:Наука, 1976.-408 с.
  201. А.Ю. Социальная философия современного американского консерватизма. М.: Политиздат, 1980. — 143 с.
  202. Ю.К. 0 социоцентристской тенденции буржуазной философии XX в. Вопросы философии, 1983, № 10, с.99−111.
  203. Ю.К. Пути буржуазной философии XX века: (Критические очерки). М.: Мысль, 1983. — 247 с.
  204. Методологические аспекты исследования биосферы. М.: Наука, 1975. — 456 с.
  205. М.И. Идеологические проблемы социальной экологии: Автореф. дис.. канд.филос.наук. Л., 1983. — 20 с.
  206. М.И. Социально-классовая сущность теологической интерпретации экологических проблем. В кн.: Вопросы философии и социологии.- Л: Изд-во ЛГУ, 1980, с. 102−106.
  207. Н.Н. Человек, среда, общество.(Проблемы формализованного описания). М.: Наука, 1982. — 240 с.
  208. И.И. В.И.Вернадский человек и мыслитель. — М.: Наука, 1970. — 176 с.
  209. .А., Глазачев С. Н. Истины и ценности в содер-^ жании экологического обучения и воспитания. В кн.: Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград, 1980, с.139-Х46.
  210. Научно-техническая революция и решение экологических проблем. Материалы совещания. М.: Наука, 1978. — 235 с.
  211. Научно-техническая революция, человек, его природная и социальная среда. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 216 с.
  212. Научно-технический прогресс и правовая охрана природы: Проблемы совершенствования природоохранного законодательства в условиях научно-технического прогресса. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 192 с.
  213. И.Б. Будущее науки и экологическая проблема. -Вопросы философии, 1975, № I, с. ПО-115.
  214. И.Б. Диалектика экологических процессов. В кн.: Современное естествознание и материалистическая диалектика. -М.: Наука, 1977, с.386−403.
  215. И.Б. За пределами экологического техницизма. Проблемы и иллюзии (вступительная статья). В кн.: Сен-41арк Ф. Социализация природы. (Пер. с франц.). — М.: Прогресс, 1977, с.5−21.
  216. И.Б., Лось В. А., Кацура А. В. Методологические принципы взаимодействия человека и биосферы. В кн.: Проблемы оптимизации в экологии. — М.: Наука, с.58−75.
  217. Образование в области окружающей среды (Материалы 1-й Всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды, 3−6 июля 1979 г., Минск). М.: ВИНИТИ, 1980. — 298 с.
  218. Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. М.: Наука, 1981. — 344 с.
  219. Общество и природа. (Проблемы взаимодействия общества и природы). /Под ред. академика Т. С. Хачатурова. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 140 с.
  220. Общество и природная среда: Сборник. М.: Знание, 1980.- 240 с.
  221. Окружающая среда и право. М.: Ин-т государства и права, 1977. — 135 с.
  222. П.Г. Современное производство и окружающая среда.- Новосибирск: Наука, 1979. 191 с.
  223. П.Г. Сохранение окружающей среды и развитие экономических исследований. Новосибирск- Наука, 1980. — 160 с.
  224. Охрана окружающей среды: управление, право. Киев: Наукова думка, 1982. — 207 с.
  225. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. -М.: Наука, 1982. 277 с.
  226. А.А. Социальный оптимизм и экологический пессимизм. (Критика современных буржуазных концепций о взаимодействии общества и природы). М.: Мысль, 1977. — 92 с.
  227. В.Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы. Методологические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 142 с.
  228. М.Н. Общественные отношения. Методологические и социологические проблемы. Л.: Наука, 1974. — 237 с.
  229. В.П., Попов А. С. Экологические проблемы в современной идейно-политической борьбе. В кн.: Человек и природа. — М.: Наука, 1980, с.239−254.
  230. В.В. Экология и право. М.: Юридическая литера-аура, 1981. — 224 с.
  231. Печчеи Аурелио. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. — 302 с.
  232. К.С. Диалектика материального и духовного овладения миром как социально-философская проблема. В кн.: Методология общественного познания. Философия. Вып.XIX. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979, с.190−198.
  233. К.С. Структура окружающей среды и социальное опосредование. В кн.: Научно-техническая революция и решение экологических проблем. Материалы совещания. -М.: Наука, 1978, с.61−71.
  234. Ю.К. 0 природе социальной формы движения. -М.: Изд-во МГУ, 1971. 247 с.
  235. Ю.К. Современное состояние и перспективы взаимодействия общества и природы. В кн.: Исторический материализм и актуальные проблемы современности. — М.: Изд-во МГУ, 1980, с.31−48.
  236. Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Избранные философские произведения в пяти томах. T.I. — М., 1956, с.507−730.
  237. Е.А. К вопросу об объекте социально-экологического отношения. Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 1981, № 3, с.27−36.
  238. А.С. Экологический кризис и критика „американского“ пути развития в экуменическом осмыслении. Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1983, № 6, с.88−96.
  239. Природа и общество. М.: Наука, 1968. — 346 с.
  240. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. (Вторая половина XIX начало XX в.). — Л.: Наука, Ленингр.отд., 1976. — 333 с.
  241. Природоохранное воспитание и образование. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 131 с.
  242. Проблемы взаимодействия общества и природы: Тез?. I всесоюз.науч.конф. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 171 с.
  243. Проблемы оптимизации в экологии. М.: Наука, 1978. -352 с.
  244. Проблемы природоохранного образования и воспитания. -М.: Наука, 1982. 136 с.
  245. В.Г. Анализ экологических потребностей в жизнедеятельности личности. В кн.: Закономерности научного познания. Томск, 1982, с.165−172.
  246. Н.Ф. Новая тенденция в развитии современной культуры. Вестник Академии наук СССР, 1980, № 12, с.86−91.
  247. И.М. Человек в условиях научно-технической революции. Л.: Лениздат, 1978. — 183 с.
  248. Т.К. Система связей общества и природы в условиях современной научно-технической революции: Автореф. дис.. канд. фил ос. наук. М., 1980. — 22 с.
  249. Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. М.: Просвещение, 1980. — 268 с.
  250. Н.Н. Наука и общество: Статьи и речи. М.: Наука, 1973. — 479 с.
  251. Сен-Марк Ф. Социализация природы. (Пер. с франц.). -М.: Прогресс, 1977. 435 с.
  252. Система „общество природа“: проблемы и перспективы: Тр.конф. /Обнинск, июнь 1981 г. /Отв.ред.И. Б. Новик, С. А. Пегов. -М.: ВНИИСИ, 1983. — 138 с.
  253. Система „Человек окружающая среда“: (Материалы секции общественных и философских вопросов симпозиума „Человек в окружающей среде“). — М.: Наука, 1979. — 159 с.
  254. С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века.- М.: Наука, 1981.- 295с.
  255. А.В. Этико-экологические проблемы в современной буржуазной философии. Вестник Московского университета. Сер.7. Философия, 1982, № 2, с.64−73.
  256. Современная экологическая ситуация. 0 некоторых философ-ско-правовых проблемах. Рига: Зинатне, 1978. — 159 с.
  257. Соединение достижений НТР с преимуществами социализма/ Под ред.В. Г. Марахова. М.: Мысль, 1977. — 190 с.
  258. Т.В. Философская поэзия А.де Виньи. JI.: Изд-во ЛГУ, I98X. — 104 с.
  259. С.Н. Взаимодействие общества и природа: (Философские проблемы). М.: Мысль, 1983. — 252 с.
  260. Социально-экологические проблемы современности и новая НТР. Межвузовский сборник /Под ред.проф.В. Г. Марахова. Л.: Изд-во ЛГУ, 198I. — 104 с.
  261. Социальные аспекты экологии. Минск: Наука и техника, 1983. — 232 с.
  262. Социальные аспекты экологических проблем. М.: Наука, 1982. — 277 с.
  263. Социальные проблемы экологии и современность /Ред.коллегия: И. Т. Фролов (отв.ред.) и др. М.: Наука, 1978.- 244 с.
  264. Споры о будущем: Окружающая среда. М.: Мысль, 1978.- 175 с.
  265. Стимулы рационального природопользования в условиях развитого социализма. Таллин, 1979. 157 с.
  266. В.И., Навроцкий Б. А. 0 некоторых аспектах формирования экологического сознания личности. В кн.: Социальная активность личности. Волгоград, 1978, вып.2, с.129−142.
  267. Н.Д. 0 принципе взаимодействия природы и общества в марксовой периодизации истории. В кн.: Философско-социологические проблемы взаимодействия природы и общества. Чита, 1982, с.41−44.
  268. .М. Экологизация естественных наук и системный подход. В кн.: Философия и развития естественнонаучной картины мира. Л., 1981, с.189−198.
  269. США: консервативная волна. (Пер. с англ.). М.: Прогресс, 1984. — 312 с.
  270. И.Ф. Методологические вопросы социальной экологии: Автореф. Дис.. канд.филос.наук. Л., 1979. — 23 с.
  271. Теоретические проблемы соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства в условиях развитого социализма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979, — 189 с.
  272. Тойнби Арнольд. Средство спасения? Наука и религия, 1974, № 9, с.52−54.
  273. В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд). В кн.: Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. -М.: Наука, 1982, с.8−40.
  274. Ю.П. 0 предмете и основных идеях экологии. В кн.: Философские проблемы глобальной экологии. — М.: Наука, 1983, с.79−92.
  275. Ю.П. Понятие о ноосфере. В кн.: Природа и общество. ~М.: Наука, 1968, с.28−48.
  276. В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 128 с.
  277. Д.М. Сущность первобытной мифологии и тенденции ее эволюции. Вопросы философии, 1980, № 9, с.135−147.
  278. А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
  279. ., Дюбо Р. Земля только одна. (Пер. с англ.). -М.: Прогресс, 1975. 319 с.
  280. А.Д. Человечество. Земля. Вселенная. (Философские проблемы космонавтики). М.: Мысль, 1977. — 264 с.
  281. В.Б. Единство общества и природы в.свете материалистической концепции форм движения. В кн.: Принцип единства. Саратов, 1980, с.179−198.
  282. С.Л. Политические учения древнего Рима (Ш-I вв. до н.э.). М.: Наука, 1977. — 256 с.
  283. Е.К. Мир как условие оптимизации отношений человека и природы. Вопросы философии, 1981, № 3, с.80−96.
  284. Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. -Л.: Гидрометеоиздат, 1977. 176 с.
  285. П.Н. Социальное значение экологической проблемы. В кн.: Социальные проблемы экологии и современность. — М.: Наука, 1978, с.8−19.
  286. П.Н. Человек и природа в условиях научно-технической революции. В кн.: Социальные аспекты экологических проблем. М.: Наука, 1982, с.7−23.
  287. Философия, естествознание, современность: Итоги и перспективы исследований, 1970−1980 гг. М.: Мысль, 1981. — 351 с.
  288. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. ХУI Всемирный философский конгресс. М.: Наука, 1981.- 381 с.
  289. Философия марксизма и современная научно-техническая революция. ХУ Всемирный философский конгресс. М.: Наука, 1977.- 335 с.
  290. Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1983. — 352 с.
  291. Т.П. К вопросу о единстве природы и общества: (Методологический аспект). В кн.: Принцип единства. Саратов, 1980, с.161−179.
  292. Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т.
  293. В предверии философии. Духовные искания древнего человека. (Пер. с англ.). М.: Наука, 1984. — 236 с.
  294. И.Т. Экологические проблемы НТР и их разрешение при социализме. М.: Знание, 1976. — 41 с.
  295. И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1979.- 336 с.
  296. Хачатуров Т. С, Экономика природопользования. М.: Экономика, 1982. — 255 с.
  297. Г. Ф. Философские вопросы проблемы преобразования природы. В кн.: Взаимодействие наук при изучении Земли. — М.: Наука, 1964, с.55−64.
  298. Г. С. Глобальные проблемы современности (критика буржуазных концепций). М.: Мысль, 1982. — 279 с.
  299. Холл Гэс. Классовый аспект экологического кризиса.
  300. Проблемы мира и социализма, 1972, № 8, с.21−26.
  301. JI.E. Экологическое сознание и современная идеологическая борьба. В кн.: Общий кризис капитализма и обострение социальных проблем окружающей среды (идейно-теоретические и методологические вопросы): Тезисы сообщений.- М.: Наука, 1975, с. 103.
  302. Ф.С. Природа и мораль.- М.: Знание, 1983.- 64 с.
  303. Ф.С. Человек и природа.- М.: Политиздат, 1966. 199 с.
  304. Худушин Эстетическое отношение к природе. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  305. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М.: Наука, 1981. — 278 с.
  306. .А. Структура и закономерности общественного сознания. Л.: Наука, 1982. — 314 с.
  307. Г. Прогресс и археология. (Пер. с англ.). М., 1949. 195 с.
  308. Человек и природа. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  309. Человек и среда его обитания. Круглый стол. Вопросы философии, 1973, № 1−4,9,10.
  310. М.И. Критика теологической интерпретации проблем экологии. В кн.: Научно-техническая революция, человек, его природная и социальная среда. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977, с.150−154.
  311. С.С. Единство жизни. Свердловск, 1972. 99 с.
  312. С.С. Проблемы экологии человека. Вопросы философии, 1974, № 9, с.102−110.
  313. А.Г. „Экологическое сознание“ как категория социальной экологии. В кн.: Философские проблемы обществознания. Сборник научных трудов 307. (Свердл.гос.пед.ин-т). Свердловск, 1978, с.28−40.
  314. Ю.С., Мунтян В. Л., Розовский Б. Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев: Наукова думка, 1978. — ?79 с.
  315. К.И. Экологическая революция в науке. Тенденции экологизации науки. В кн.: Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. — М: Наука, 1980, с.96−112.
  316. Ю.Л. Роль экологического сознания в совершенствовании отношений общества и природы. В кн.: Формирование коммунистических общественных отношений. Тюмень, 1979, с.70−77.
  317. Л.Ю. Мировоззренческая природа экологического сознания. В кн.: Человек как философская проблема и мировоззрение: (Гуманизм диалектико-материалистического мировоззрения). Владимир, 1982, с.39−48.
  318. Ю.А. Философия, экология, космонавтика: (Критический очерк буржуазных доктрин). М.: Мысль, 1983. — 192 с.
  319. Щелкин А. Г, В плену новых иллюзий: от технократизма 60-х к консервативным тенденциям 70-х годов.- М.: Мысль, 1983. 159 с.
  320. В.Ф. Взаимодействие общества и природы в докапиталистических общественно-экономических формациях: (некоторые методологические аспекты): Автореф. дис. .канд.филос.наук. -Л., 1982. 16 с.
  321. Г. История и система средневекового миросозерцания. (Пер. с нем.). СПб., 1907. — 732 с.
  322. Экологические проблемы з оовременной идеологической борьбе /Косолапов В.В., Фролов И. Т., Сытник К. М. и др.- Редкол.: И. Т. Фролов и др. Киев: Политиздат Украины, 1984. — 275 с.
  323. Экология и культура. М.: Знание, 1976. — 94 с.
  324. О.Н. Методологические вопросы исследования соци ально-экологических проблем. Вопросы философии, 1982, № 3,с.91−99.
  325. О.Н. Экологические потребности и общественное сознание. В кн.: Взаимосвязь наук при решении экологических проблем. — М.- Обнинск, 1976, с.86−91.
  326. Р.Г. Охрана природы общественный долг ученого. — В кн.: Методологические проблемы современной науки. — М.: Политиздат, 1979, с.196−210.
  327. Ecology and Religion in History. Ed. by D. Spring, E. Spring.- N.Y., 1974.
  328. Toffler A. The Eco-Spasm Report.- N.Y., 1975»
Заполнить форму текущей работой