Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творчество и личность А.П. Серебрянского в современном ему литературном контексте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вообще, к А. П. Серебрянскому всегда было множество вопросов: как верно произносить его фамилию5? каков масштаб его поэтического дарования? как и в какой степени повлиял он на Кольцова 6? «ломались копья» и по поводу «спорных Дум"7, авторство которых приписывалось то Серебрянскому, то Кольцову. Всё, что мы знаем об Андрее Серебрянском сейчас, -это лишь «вершина айсберга». «Вершина» — не только… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. О ЖИЗНИ И СУДЬБЕ А. П. СЕРЕБРЯНСКОГО
    • 1. 1. Воронежские годы
    • 1. 2. А. П. Серебрянский и А. В. Кольцов
    • 1. 3. Столичные искания
  • ГЛАВА 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЙ СТРОЙ ЛИРИКИ А. П. СЕРЕБРЯНСКОГО
    • 2. 1. Наследие классицистической традиции (ода «Бессмертие»)
    • 2. 2. Основные темы поэзии А. П. Серебрянского
      • 2. 2. 1. Цветы
      • 2. 2. 2. Любовь
      • 2. 2. 3. Водная стихия
      • 2. 2. 4. Весна
      • 2. 2. 5. Смерть
      • 2. 2. 6. Рок
      • 2. 2. 7. Ночь
      • 2. 2. 8. Разлука с родиной
    • 2. 3. Пир, дружба и смерть в стихотворении «Вино»
  • ГЛАВА 3. «ДУХ МУЗЫКИ» В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. СЕРЕБРЯНСКОГО
    • 3. 1. Особенности песен А. П. Серебрянского
    • 3. 2. «Мысли о музыке» — явление в русской музыкальной эстетике

Творчество и личность А.П. Серебрянского в современном ему литературном контексте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воронежский поэт Андрей Порфирьевич Серебрянский (1809 — 1838) занимал одно из видных мест в истории развития литературной и общественной мысли Воронежского края в 20-е-30-е годы XIX века. Многосторонне начитанный, самостоятельно образованный, человек острого ума и тонкого художественного чутья, Серебрянский оказывал огромное влияние на своих товарищей и, в частности, на молодого Алексея Васильевича Кольцова. Их дружба, впоследствии перешедшая в творческое содружество, стала для Кольцова, по мысли В. Г. Белинского, «истинной школой развития во всех отношениях, особенно в эстетическом» [10, 86].

Актуальность диссертации обусловлена необходимостью восполнить существенные пробелы в исследовании творчества и жизни А. П. Серебрян-ского, тем более, что в сравнительно недавнее время обнаружены новые, ранее неизвестные произведения поэта.

Объектом исследования данной работы является литературное наследие А. П. Серебрянского, восстановленное к настоящему времени, а также творческая биография поэта. Главный предмет исследования — жанрово-тематический строй произведений поэта.

Основная цель работы — воссоздать личность и творчество и А. П. Серебрянского в контексте современной ему эпохи.

Ее достижение предполагает решение следующих задач:

1. Дать сводный очерк творческой биографии А. П. Серебрянского.

2. Определить «внешние» и «внутренние» факторы, повлиявшие на судьбу А. П. Серебрянского и характер его творчества.

3. Проследить воздействие различных «поэтик» (классицистической, сентиментально-романтической, фольклорной) на поэзию А. П. Серебрянского и их взаимоналожение.

4. Обозначить жанрово-стилистические координаты поэтического наследия А. П. Серебрянского.

5. Рассмотреть основные темы поэтического творчества Л. П. Серебрянско-го на фоне творчества его современников.

6. Выявить индивидуальные черты поэзии Л. П. Серебрянского, ее автобиографический характер.

7. Раскрыть содержание музыкальной эстетики А. П. Серебрянского.

В процессе исследования в основном использованы сравнительно-исторический, психолого-биографический, стилистический методы.

Научная новизна работы обусловлена тем, что на основе впервые собранных воедино и опубликованных поэтических произведений Л. П. Серебрянского представлен их филологический анализ.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материал может быть использован в лекционных курсах по истории русской литературы XIX века, спецкурсах по изучению литературы Черноземного края и провинциальной культуры, спецкурсах и спецсеминарах по проблемам поэзии и стиховедения, в краеведческой и музейной работе.

Апробация. Результаты исследований опубликованы в книге: «А. П. Серебрянский. Дни нашей жизни. Стихотворения. Поэмы. Статьи" — в периодической печати, изложены на ежегодных научных сессиях филологического факультета ВГУ.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Творческая и жизненная судьба А. П. Серебрянского — пример трагической судьбы художника-провинциала, выходца из низов духовенства, не сумевшего реализовать в полной мере свой поэтический дар и погибшего в борьбе с действительностью.

2. В культурно-психологическом аспекте судьба А. П. Серебрянского может восприниматься как промежуточный фазис на пути от сентиментальноромантического канона бытия «бедного поэта» к модели жизни писателя-разночинца.

3. В поэтическом творчестве Л. П. Серебрянского наблюдается характерное для переломных эпох в литературе скрещение различных «поэтик»: классицистической, сентиментально-романтической, фольклорной.

4. Поэзия А. П. Серебрянского обнаруживает сплав «общего» и «своего», стилистической «вторичности» и исповедального, автобиографического начала, позволяющего судить о внутреннем облике поэта и реконструировать документально не зафиксированные факты его жизни.

5. Анализ поэзии А. П. Серебрянского убеждает в том, что обращение к клишированному тематическому репертуару не препятствует его индивидуальной огласовке художником и не может оцениваться только по критерию «подражательность / оригинальность».

6. Музыкальная эстетика А. П. Серебрянского, в целом отразившая воздействие шеллингианских идей, представляет собой квинтэссенцию творчества поэта и этап в развитии отечественной музыкальной мысли.

7. А. П. Серебрянский — художник, который вошел в литературу стихотворением-романсом («Вино»), но оказал косвенное влияние на литературный процесс, многое определив в развитии литературной жизни г. Воронежа, в становлении А. В. Кольцова и наметив своей поэзией новые -«бардовские» — перспективы песенного синтеза высокого и низкого, литературы и фольклора, слова и музыки.

Защищаемые положения последовательно обоснованы и раскрыты во.

Введении, трех главах диссертации и Заключении.

Для исследователей жизненного и творческого пути поэта судьба А. П.

Серебрянского явила много парадоксального, загадочного и неясного, касающегося как биографических данных, так и литературных произведений.

Известно, что он во множестве писал стихи и экспромты, но уцелели: в напечатанном виде — ода «Бессмертие"1 и небольшая тетрадь его стихотворений-2 в рукописном — баллада «Алий, несчастный певец» (опыт повествовательной поэзии) и «Ода дружбе».3 Студенческой молодежи полюбились песни и романсы А. П. Серебрянского, но в большую литературу он вошел лишь как автор одного стихотворения — «Быстры, как волны, дни нашей жизни.», пережившего своего создателя больше чем на сто лет. Попытки вырваться из провинции в поисках своего пути окончились для Серебрянского трагически безуспешно. Серебрянский остался знаменитым и признанным поэтом только у себя на родине. Слава о нем, по словам видного литературоведа, фольклориста и этнографа Воронежского края А. М. Пу-тинцева (1880 — 1937), «долго жила в Воронежской семинарии, послуживши даже основанием для поэтических традиций, так что поэтическая лира И. С. Никитина — семинариста 40-х годов, отчасти явилась под влиянием этих традиций» [105, 53].

За исключением статьи «Мысли о музыке», помещенной в журнале «Московский наблюдатель» (1838. Вып. I. С. 5 — 14) за несколько месяцев до кончины А. П. Серебрянского, произведения поэта при его жизни не публиковались.

Внимание к творчеству и судьбе А. П. Серебрянского возникает в Воронеже в конце XIX — первом десятилетии XX века и возрастет в 40 — 80-х гг. XX века, отчасти в связи с интересом к нему как другу и наставнику А. В. Кольцова.

Ода «Бессмертие» печаталась дважды — в 1892-м году (в «Памятной книжке Воронежской губернии») и в 1910 году (в «Филологических записках») — часть стихотворений и песен помещается А. М. Путинцевым в «Памятной книге Воронежской губернии за 1905 год». Спустя еще пять лет в «Филологических записках» выходит собрание сочинений А. П. Серебрянского, дополненное еще не издававшимися пятнадцатью стихотворениями.

Что же касается степени изученности жизни и литературных произведений А. П. Серебрянского, то эти вопросы до сих пор раскрыты неполно и освещены явно недостаточно подробно, и в особенности это относится к его творчеству.

Все публикации об А. П. Серебрянском можно условно разделить на три группы.

1) Сведения-очерки о жизни и творчестве А. П. Серебрянского.

Первым, довольно информативным, дающим представление о поэте и его произведениях был литературоведческий материал А. М. Путинцева (1906) [105], затем нужно назвать работы П. Щукина (1910) [167], М. Серге-енко (1941) [127], В. А. Тонкова (1947) [146], И. Каширского (1966), В. А. Тонкова и Ю. В. Воронцова (1970) [147], В. И. Кузнецова (1983) [57].

2) Дополнения, уточнения, выборочные сообщения, новые факты.

Сюда относятся: упоминание о существовавшем разногласии в начертании фамилии поэта (заметка А. М. Путинцева «Сребрянский или Сереб-рянский — фамилия друга Кольцова?» (1905)) [106], выяснение положения А. П. Серебрянского в семинарии и обстоятельства прочтения им своей оды (Т. М. Олейников (1910) [89]), сообщение о найденных рукописном списке оды «Бессмертие» и связке стихов А. В. Кольцова, правленных Серебрян-ским, и письма последнего к брату (П. Щукин (1910) [167]), выяснение обстоятельств жизни и обучения в Москве и Санкт-Петербурге после увольнения из семинарии — на основании архивных данных (Г. Дорохов (1957)[42]), исследование родословной поэта (А. Н. Акиныиин (2001)[ 1 ]).

3) Отношения А. П. Серебрянского и А. В. Кольцова.

Им посвящены работы Е. С. Сталинского (1868) [138], А. М. Путинцева (1906)[105], а также ряд литературных материалов, повествующих о Кольцове и связанных с именем Серебрянского косвенно: М. Ф. Де Пуле (1878) [38], Н. Ф. Бунакова (1892), В. А. Тонкова (1958) [145]. Синтезировав все противоречия в позициях и взглядах исследователей, обширное обобщение этой темы сделал А. А. Слинько (1966) [136].

Не обошла стороной А. П. Серебрянского научно-популярная и художественная литература: на страницах произведений II. Скатова «Кольцов».

1983)[ 135], В. Кораблинова «Жизнь Кольцова» (1975) [56] ярко обрисована личность поэта, ставшего для А. В. Кольцова, пожалуй, самым близким, сердечным другом и духовной опорой на долгие годы.

Произведенные нами разыскания позволили представить творческое наследие поэта в наиболее полном виде в книге: Серебрянский Л. П. Дни нашей жизни. Стихотворения. Поэмы. Статьи (2001) 4 [131].

Говоря об Л. П. Серебрянском, мы все время будем сталкиваться с его таинственностью: аура неизвестности окружает это имя с момента появления писателя на свет вплоть до ранней кончины и упокоения в безымянной могиле.

Год рождения поэта у разных исследователей колебался в пределах четырех лет (1808 — 1811), и только В. И. Кузнецовым [57] была названа точная дата — 1809 год. Не ясно, где и как прошли детство и отрочество Л. П. Серебрянского до поступления им в семинариюогромное «белое пятно» ложится на последнее семилетие — годы столичных скитаний.

Вообще, к А. П. Серебрянскому всегда было множество вопросов: как верно произносить его фамилию5? каков масштаб его поэтического дарования? как и в какой степени повлиял он на Кольцова 6? «ломались копья» и по поводу «спорных Дум"7, авторство которых приписывалось то Серебрянскому, то Кольцову. Всё, что мы знаем об Андрее Серебрянском сейчас, -это лишь «вершина айсберга». «Вершина» — не только потому, что скрытая, незримая часть значительно превосходит видимую, но и потому, что это еще — вершина творчества. В судьбе Серебрянского, судя по известным фактам, всё случилось именно так, что начало его жизни как художника стало и кульминацией, и финалом, вместившись в короткий отрезок юношеских семинарских лет. Эта кажущаяся внезапность — «всплеск» дарования поэта и само его таинственное явление как бы из небытия на краткий миг и опять уход в безвестность — позволила А. М. Путинцеву [105,53] сравнить Серебрянского с метеором, который «промелькнул на сереньком небосклоне провинциальной жизни, оставив после себя симпатичную полосу света».

Тетрадь стихотворений (т. н. «тетрадь № 6», переписанная рукою Якова Переславцева, двоюродного брата А. В. Кольцова), в которую вошли поэтические сочинения Л. П. Серебрянского 1830 — 1834 — го гг., философско-религиозная ода «Бессмертие» (1830) (выразительное чтение которой едва не стоило 19-летнему юноше исключения с последнего семинарского курса) и опубликованная в «Московском наблюдателе» статья «Мысли о музыке», получившая высокую оценку В. Г. Белинского («Таких статей немного в европейских, не только русских журналах» [12,147]) и привлекшая внимание музыкальной общественности того времени, — самые известные произведения поэта.

Отыскались считавшиеся утраченными баллада «Алий, несчастный певец» (опыт повествовательной поэзии) и «Ода дружбе», о принадлежности которых «перу Серебрянского» упоминал А. М. Путинцев [105, 40−41], ссылаясь на оставленные рукою Кольцова замечания — пометки в своих тетрадях. А. П. Серебрянскому принадлежит также статья «Воронежская новость» к готовившемуся первому изданию стихотворений Кольцова, авторство которой ранее приписывали Н. В. Станкевичу.

По оплошности была предана огню редакторская работа А. П. Серебрянского над стихотворениями А. В. Кольцова, найденная одновременно с рукописью «Бессмертия». Об этом факте рассказывает П. Щукин [165, 117 118], в распоряжение которого отдал рукопись «виновник» открытия — семинарист-пятиклассник Новиков. Семинарист объяснил, что «нашел ее в сундуке с книгами в доме, купленном его матерью в слободе Писаревке Бо-гучарского уезда. Там еще была кипа листков почтовой бумаги, мелко исписанных выцветшими уже чернилами, связанных тонкой бечевкой. Снявши бечевку, воспитанник прочитал на обложке: «Стихотворенья Кольцова, исправленные Серебрянским». Пачка была попорчена мышами, «однако он хорошо заметил, что это действительно стихи Кольцова, с многочисленными исправлениями, сделанными другой рукою». Через несколько дней, вспомнив о находке, Новиков узнал от матери, что та, посчитав бумаги за связку чужих писем, бросила их в печку.

Унесены пожаром и письма Кольцова и Серебрянского, хранившиеся у младшего брата Л. П. Серебрянского — Василия, в монашестве Виссариона, игумена Вологодского Лопотова монастыря. Бумаги Кольцова, в числе которых были письма Белинского, Одоевского, Вяземского, Глинки, Гребенки, Серебрянского и других были, по словам М. Сергеенко [127, 214−216], «варварски истреблены отцом поэта — человеком малограмотным и недалеким, продававшим их после смерти сына на обертку». Упоминание об этих утратах приводит к мысли, что творческое наследие Л. П. Серебрянского могло быть обширнее. Из-за отсутствия сведений личного характера — дневников и писем поэта8- трудно во всей полноте представить, что это была за личностьвоспоминания современников скупы и противоречивы, но являются единственными документальными источниками знаний о нем. Важнейшим подспорьем в понимании внутреннего мира Серебрянского служит его лирика, исповедальность которой приоткрывает некоторые страницы жизни автора, в их поэтическом преображении.

Заключение

.

Жизненный путь и литературное наследство А. П. Серебрянского являют нам интересную, сложную и трагическую личность творчески одаренного молодого провинциала начала XIX века. Несмотря на свою принадлежность к «социальным низам», на то, что ему не предназначалось доли лучшей, чем быть, как и его отец, священником в каком-нибудь бедном деревенском приходе, Серебрянский, ощутив в себе силы таланта и желание найти свой путь, не смирился с действительностью и предпринял попытки вырваться из серого мелкого быта в большой мир — и положил за свои мечты жизнь.

Главной и общепризнанной заслугой А. П. Серебрянского считается то, что он первый указал Кольцову на «жизнь народную» как на предмет его творчества. Это пророческое чутье Серебрянского принесло действительную славу его другу: Кольцов, которого салонные поэты почитали за «мужика-самоучку», знал жизнь народа не издалека, а был судьбою духовно и корнями связан с нею и, по словам В. Г. Белинского, «любил крестьянский быт так, как он есть в самом деле» [11, 371].

А. П. Серебрянскому же не дано было раскрыть свой дар в полной мере. Бедность, потеря отца, нужды семьи заставили его отклониться от сугубо творческого пути, но и обучение медицине («чтобы не отчаиваться в будущем, по крайней мере, в куске хлеба» [10, 87]) не принесло Серебрянскому успеха: он метался меж домом и столицами, бросал все и начинал вновь. Вечные материальные трудности, болезни, тоска, трагическая беспросветность жизни духовно и физически истощили его. Исповедь лирики открывает, что жизнь для него явилась обманом, мечты — сном, надежда изменила ему.

Расхожий в преромантической культуре образ «бедного поэта» все более терял литературную окраску, впитывая биографические черты и судьбы:

Заботе, злой старухе, Огдал ты жизни цвет,.

И умер с голодухи,.

Как истинный поэт.

Людвиг Уланд («Поэту, умирающему от голода», 1816) [99, 357].

Как говорил о судьбе друга А. В. Кольцов, «земной благодати и капли не сошло на его жизнь, нужда и горе иссушили страдальца» [10, 95] и приблизили его конец.

По всей вероятности, поэзией А. П. Серебрянский перестал заниматься не только под воздействием житейских обстоятельств, охладивших его «поэтический пыл». Выбор был осознанным и неизбежным — принести пользу конкретным делом, не только словом: вспомним письмо к брату с мыслями о пользе отечеству, честной «службе Богу и Государю», желанием «нравно и правно нести свой крест" — идеалы «Бессмертия», славящие деятельную творческую личность.

Во вступительном сочинении «Чтение лучших писателей полезно» А. П. Серебрянский рассуждал об «апостольском» даре писателя, присущим не всякому жаждущему сочинять, но обладающему совершенными для этого духом, талантом, мерой саморазвития. Считал ли себя сам Серебрянский избранником, способным «жечь глаголом» сердца людей? Возможно, как для всякой «натуры искусства», вначале так оно и было. Но жизнь часто несовместима с той программой и представлениями, которые вынашивает в душе личность. Вспомним хотя бы о типологически и стадиально близкой судьбе поэтов кружка Н. В. Станкевича, идеальные мечты которых разбились от столкновения с реальностью, уступив место «разумным мыслям» о государственной службе.

Но обличать действительность можно и ее неприятием, противопоставляя внешнему миру свое «внутреннее совершенство». И в этом смысле показательна судьба самого Н. В. Станкевича, который столь благотворно повлиял на окружающих именно обаянием своей личности (надолго оставшейся в памяти людей середины XIX века).

Отчасти это может быть отнесено и к Л. П. Серебрянскому, также пережившему волнение высоких дум и страстей, ободрявшего и объединявшего вокруг себе подобных. Не только в его поэзии выказалось сочувствие к человеческой судьбе. В дружеских отношениях с А. В. Кольцовым — самоотверженное, самопожертвенное поведение Серебрянского, отдавшего молодому поэту немало собственных духовных и поэтических сил. «Соловья поднявший на крыло» — так охарактеризовал Серебрянского воронежский поэт О. Шевченко. Удалось бы Кольцову стать самим собой без нравственной и творческой поддержки друга?

Поэты дворянского круга по своему происхождению могли рассчитывать на определенное положение в обществе, на продвижение по службе, на которой можно было надеяться утвердить идеал «справедливости и блага». (Свои размышления о включении человека в сферу активной деятельности тот же Н. В. Станкевич, к примеру, воплотил в зарисовке «Несколько мгновений из жизни графа Т***». Герой ее — человек с пылкой душой, «открытой миру и людям», порвавший со светом, пренебрегший «чинами и крестами», жаждущий познаний («святого стремленья к истине»), разуверившись, посвящает себя «честной и трудной деятельности», то есть стремится приносить близким пользу на государственной ниве [96, 42].) А. П. Серебрянскому, как и многим юношам его круга, необходимо было попросту выжить, «заработать на хлеб», и поэтическому поприщу он предпочтет медицинское во многом именно поэтому. Но и на нем удача ему не улыбнется.

В. К. Кюхельбекер писал: «Горька судьба поэтов всех временТяэ! селей всего судьба казнит Россию» («Участь русских поэтов») [36, 245]. По словам Ю. М. Лотмана, «на массовой литературе это видно особенно ярко: ссылки, политические преследования, преждевременная смерть от чахотки, запоя, нищеты — таковы „биографические обстоятельства“ десятков русских поэтов. Еще более частая форма удушения таланта — лишение его минимальных условий для развития. Многие второстепенные — третьестепенные поэты — это поэты, которым не дали сказать в полный голос свое поэтическое слово. В изучении забытых биографий судьбы русской культуры раскрываются не в менее захватывающей и драматической форме, чем в высших творческих достижениях гениев» [102, 62]. В этом ряду и трагическая судьба А. П. Серебрянского — истинного поэта и в своем слове, и в своей неприкаянности, и в отношении к миру, и в редкостной способности услышать голос чужой души.

Уцелевшее творческое наследие А. П. Серебрянского крайне скудно, но оно — в силу своей исповедальности и преломленной автобиографичностипомогает пролить свет на эту личность, определить направление, круг тем и вопросов, присущих ему как становящемуся поэту.

Его лирика отражает период промежутка эпох, что прослеживается и на «смеси» поэтик, на разножанровости его произведений (оды, псалмы, дума, баллада, элегии, песни, критическая статья, очерк). Сочинитель классицистической оды и шеллингианских «Мыслей о музыке», А. П. Серебрян-ский по своему происхождению (сын священника, «образованный пролетарий», как сказал о нем М. Ф. Де Пуле) принадлежал уже эпохе будущегоразночинского — периода в литературе. (Подобный же случай, например, и судьба поэта 3. А. Буринского, также сына священника, вошедшего в литературу на рубеже XVIII — XIX веков.).

А. П. Серебрянский, усваивая литературные веяния эпохи, работает по-преимуществу в сентиментально-романтической манере, раскрывая присущие художникам этих направлений темы. Элегические мотивы к этому времени перестали быть доминирующими, но еще звучали в массовой культуре. Не потому ли А. П. Серебрянский, ощущая тенденции переломного времени, «оговорился» в элегии-зачине своего альбома: «Песни грусти нищего поэта. не годились нигде»?

В целом же, настроение его «песен» было характерным отражением чувств человека 30-х годов XIX века. Поколение эпохи «общественного недуга» (В. Г. Белинский) вобрало в себя горечь и тревогу людей, переживших крушение высоких идеалов и надежд. Образ юноши, способного ощущать прекрасное, душа которого, «полная некогда высокими верованиями, любовью к жизни, — упала, убита людьми, разочарована жизнью», намечен в задуманной Н. В. Станкевичем драматической фантазии (письмо к Н. Я. Неверову (5 ноября 1833)) [142, 260−261]. Ощущения бессилия, напрасного существования современника-интеллигента с формульной емкостью выражено В. И. Красовым (поэтом «станкевического» круга):

Хоть и кровь кипит, у нас силы есть, Л мы отжили, хоть в могилу несть. Лишь в одном у нас нет сомнения: Мы — несчастное поколение.

Как до времени, прежде старости", 1840-е)[96, 276].

Излюбленным жанрами А. П. Серебрянского являются элегии и песни. Причем в них мы наблюдаем сложный сплав сентиментального начала («любовь к слезам», «кладбищенские» мотивы, тяготение к природе и пр.), романтического (трагическое разочарование в жизни, чувство одиночества, элементы героики и др.) и фольклорного (особый образно-композиционный строй, репертуар тропов и т. п.). Лирика Серебрянского эмоциональна и экспрессивна. Распространенный прием построения у него — контраст, столкновение двух состояний жизни: «счастья» дней минувших и «трагедии» нынешних.

А. П. Серебрянский был не просто поэт, а автор-песенник. Недаром все его творчество проникнуто «духом музыки», а его стихам присуща такая важная романтическая особенность, как музыкальность.

В настоящее время лирическим произведениям поэта дана вторая, «музыкальная» жизнь воронежским композитором и дирижером Т. А. Шипули-ной. Воронежский историк и краевед А. Н. Акиныиин, помимо постоянных разысканий, касающихся биографии А. П. Серебрянского, составил наиболее полную библиографию поэта [1], [131] (она использована автором при составлении новейшего списка библиографических материалов, опубликованных в диссертации). (Заметим, кстати, что Т. А. Шипулина и А. Н. Акиньшин являются не просто земляками поэта, а уроженцами его родной Козловки.).

На воронежском радио неоднократно звучала музыкально-поэтическая композиция «Поэт Андрей Серебрянский» (2001) (автор — С. В. Сыноров при участии автора диссертации).

А. П. Серебрянский как личность и художник — фигура романтическая. В него было вложено больше, чем он смог поделиться с миром. В стихотворении А. В. Кольцова «Две жизни» есть строки, которые можно напрямую соотнести с личностью его друга:

Две жизни в мире есть.

Одна светла, горит она как солнце.

Другая жизнь — темна;

В ее очах — земная грусть и ночь;

Кратка она, как блеск звезды падучей. 55, 183].

А. П. Серебрянского можно уподобить «падучей звезде»: она сгорела, но ее пламень оказался путеводным для А. В. Кольцова, духовно зажег И. С. Никитина, озарил начало творчества Б. Ш. Окуджавы.

И все же, сколько бы мы не рассуждали о прекрасной личности А. П. Серебрянского, всего о нем поведать невозможно, потому что многое недосказанное осталось в той загадке «последнего семилетия», которая окружает его имя таинственным романтическим ореолом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Н. Андреи Порфирьевич Серебрянский: Материалы к биографии / Л. II. Лкиныпин // Серебрянский Л. П. Дни нашей жизни. Воронеж, 2001. — С. 95−101.
  2. М. П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования / М. Г1. Алексеев. -JI.: Наука, 1987.-527 с.
  3. М. П. Споры о стихотворении «Роза» / М. П. Алексеев // Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. JI.: Наука, 1987.- С.337−388.
  4. Г. В. Семинария и кружок Л. П. Серебрянского / Г. В. Антюхин // Кольцов-ские места. Воронеж: Цент.- Черн. кн. изд-во, 1982. — С. 17−21.
  5. В. Ф. Род Аскоченских в воронежском крае / В. Ф. Аскоченская // Край воронежский: Межвузовский студенческий сборник. 1999. -№ 3. — С.138−140.
  6. К. Н. Полное собрание стихотворений / К. II. Батюшков. JL: Сов. писатель, 1964.-580 с.
  7. Г. Вода и грезы: Опыт о воображении материи / Гастон Башляр. М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 1998. -268 с.
  8. В. Г. Сочинения Александра Пушкина / В. Г. Белинский // Собр. соч.: В 9 т. -М., 1982. -Т.6. -С.7−53.
  9. В. Г. 0 жизни и сочинениях Кольцова / В. Г. Белинский // Собр. соч.: В 9 т. -М&bdquo- 1982. -Т.8. -С.78−120.
  10. В. Г. А. В. Кольцов / В. Г. Белинский // Собр. соч.: В 9 т. М., 1982.- Т. 5. -С.370 — 372.
  11. В. Г. / В. Г. Белинский // Собр. соч.: В 9 т. М., 1982. — Т. 9. — С. 147.
  12. Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. JL: Наука, 1973.-487 с.
  13. М. Библифетчик / М. Булгаков // Гудок. 1924. — 21 окт.
  14. Р. Избранные работы / Р. Вагнер — / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова- вст. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. — 695 с.
  15. В. В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов. М.: Искусство, 1966.- 404 с.
  16. В. Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа» / В. Э. Вацуро. Спб.: Санкт-Петерб. изд. фирма «Наука», 1993.-238 с.
  17. М. Н. Две чаши (О дружеском послании 1810-х годов) / М. П. Виролай-нен // Русские пиры (альманах «Канун». Вып. 3). Спб., 1998. — С.40−69.
  18. М. II. Культурный герой Нового Времени / М. П. Виролайнен // Легенды и мифы о Пушкине. Спб.: Акад. Проект, 1999. — С.321−341.
  19. Д. «С глаголом неба на земле» /Д. Веневитинов — / сост. Р. В. Андреева, Л. Ф. Попова- науч. ред. Б. Т. Удодов. Воронеж: Центр дух. возр. Черноземн. края, 2003.-352 с.
  20. Воронцов 10. В. Андрей Серебрянский и его статья «Мысли о музыке» / 10. В. Воронцов // Советская музыка. -Лгя 4.- 1984. С. 115−118.
  21. П. А. Стихотворения / П. А. Вяземский. Л.: Сов. писатель, 1958.- 508 с.
  22. П. А. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки / П. А. Вяземский. -М.: Правда, 1988.-480 с.
  23. М. JI. Избранные труды: Т. 1. О поэтах / М. JI. Гаспаров. М.: Языки русской культуры.- (Язык. Семиотика. Культура). — 1997. — 660 с.
  24. М. Л. Избранные труды: Т. 2. О стихах / М. Л. Гаспаров. М.: Языки русской культуры. — (Язык. Семиотика. Культура). — 1997. — 411 с.
  25. Л. Я. Еще раз о старом и новом (Поколение на повороте) / Л. Я. Гинзбург // Тыняновский сборник: Вторые тыняновские чтения.- Рига, 1986. С. 132−140.
  26. JI. Я. О лирике / JI. Я. Гинзбург. М.: Нитрида, 1997.-414 с.
  27. Н. В. Собр. соч.: В 8 т. / II. В. Гоголь. М.: Правда, 1984. — Т.7. -528 с.
  28. М. Фома Гордеев / М. Горький // Собр. соч: В 16 т.- М.: Правда, 1979.- Т.2. -С.214.
  29. Э. Т. Л. Гофман. Избранные произведения / Э. Т. Л. Гофман — пер. Л. Галембы, И. Касаткиной- вступ. ст. И. Ф. Бэлзы. М.: Музыка, 1999. — 382 с.
  30. Э. Т. Л.: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / сост. К. Гюнцель. М.: Радуга, 1987.-462 с.
  31. Е. Н. Представления о детстве поэта на материале жизнеописаний конца XVIII начала XIX вв. / Е. II. Грачева // Лотмановский сборник: Т.1.- М.: ИЦ-Гараит, 1995.-С.323−333.
  32. В. А. Мир пушкинской лирики / В. А. Грехнев. Н. Новгород, 1994. — 398 с.
  33. Декабристы. Избранные сочинения: В 2-х томах / сост. А. С. Пемзер и О. А. Проскурин. М.: Правда, 1987. -Т.1.-544 с.
  34. Декабристы. Избранные сочинения: В 2-х томах / сост. А. С. Немзер и О. А. Проскурин.- М.: Правда, 1987.- Т.2. -527 с.
  35. А. А. Полное собрание стихотворений / А. А. Дельвиг — / вст. статья, подг. текста и прим. Б. В. Томашевского. Л.: Сов. писатель. — 340 с.
  36. Де Пуле М. Ф. Кружок Серебрянского / М. Ф. Де Пуле // История Воронежской духовной семинарии 4.1. / сост. Никольский П. Воронеж, 1868. — С. 173−178.
  37. Г. Р. Стихотворения / Г. Р. Державин / под. ред. Д. Д. Благого. Л.: Сов. писатель, 1958. — 561 с.
  38. Дневник Виктора Ипатьевича Аскоченского // Исторический вестник.- 1882. T. VII -IX.
  39. Г. К Биографии А. П. Сребрянского / Г. Дорохов // Подъём. 1957. — № 6. -С.143−148.
  40. Думы, которые А. П. Серебрянский считал своими // Филологические записки. 1910. — Вып.1. — С.146−150.
  41. В. М. Байрон и Пушкин / В. М. Жирмунский. Л.: Наука, 1978. — 423 с.
  42. В. А. Собр. соч.: В 4 т. / В. А. Жуковский. М.-Л.: Госиздат худож. лит-ры, 1959.-Т.1.-587 с.
  43. В. А. Собр. соч.: В 4 т. / В. А. Жуковский.- М.-Л.: Госиздат худож. лит-ры, 1959.-Т.2.-544 с.
  44. И., Петров Е. Двенадцать стульев- Золотой теленок / И. Ильф, Е. Петров. М.: Мысль, 1982.-686 с.
  45. История русской поэзии: В 2- х т. / под ред. Б. П. Городецкого. М.: Наука, 1968.- Т.1. -607 с.
  46. П. А. Размышления и разборы / П. А. Катенин — / сост. Л. Г. Фридман. М.: Искусство, 1981.-374 с.
  47. H. М. Поли. собр. стихотворений / II. М. Карамзин. М, — Л.: Сов. писатель, 1966.- 537 с.
  48. М. Г. Изучение языка писателей: Пушкин. Лермонтов. Гоголь / М. Г. Качу-рин, М. А. Шнеерсон .- М.: Учпедгиз, 1961. 304 с.
  49. С. М. Думы Кольцова /С. М. Клюев // Известия ВГПИ, — Т.ХХХ. 1960. — С. 5469.
  50. А. В. Сочинения (Стихотворения и письма) / А. В. Кольцов — / вступ. ст., подг. текста и прим. 10. Л. Акимова. М.: Гослитиздат, 1955. — 416 с.
  51. Л. В. Стихотворения / Л. В. Кольцов. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977.-287 с.
  52. В. В. Жизиь Кольцова / В. В. Кораблинов. Воронеж: Центр. — Черноземн. книжн. изд-во, 1976. -591 с.
  53. В. И. «Прекрасный мир души прекрасной.» / В. И. Кузнецов // Подъем. -1983.-№ 10. -С.127−131.
  54. В. И. Хранить вечно (но страницам кольцовских архивов) / В. И. Кузнецов // Подъем. 1984. -№ 9. -С. 112−116.
  55. А. И. Поединок / Л. И. Куприн // Собр. соч.: В 9 т.- М.: Правда, 1964. Т.4. — С. 200.
  56. Легенды и мифы о Пушкине / под ред. М. II. Виролайнен. Спб.: Академ, проект, 1994.-352 с.
  57. М. 10. Избранное. / М. 10. Лермонтов — / вступ. статья и прим. Б. Т. Удодо-ва. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1981.-576 с.
  58. М. В. Сочинения / М. В. Ломоносов — / сост. А. А. Морозов. М.: Госиздат. худож. лит-ры, 1957. — 672 с.
  59. Лотмаи 10. М. Архаисты-просветители /10. М. Лотман // Тыняновский сборник: Вторые тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1986. — С. 192−208.
  60. Лотман 10. М. Биография живое лицо / 10. М. Лотман // Новый мир. — 1985. — № 2. -С.236−244.
  61. Лотман 10. М. Сотворение Карамзина /10. М. Лотман. М.: Книга, 1987. -336 с.
  62. Е. Л. О русском романтизме / Е. А. Маймин. М.: Просвещение, 1975. — 517с.
  63. Д. Е. Поэзия Лермонтова / Д. Е. Максимов. М.- Л.: Наука, 1964. — 266 с.
  64. Манн 10. В. Динамика русского романтизма /10. В. Манн. М.: Наука, 1995 .-412 с.
  65. Манн 10. В. Поэтика русского романтизма /10. В. Манн.- М.: Наука, 1976. 368 с.
  66. Манн 10. В. Русская философская эстетика /10. В. Манн. М.: Наука, 1969. — 431 с.
  67. С. Н., Милонов М. В. Стихотворения. Драматические произведения. Сцены и отрывки. Письма / С. П. Марин, М. В. Милонов- / вступ. статья, сост., прим. Б. Т. Удодова. Воронеж: Центр.- Черн. кн. изд-во, 1983.-298 с.
  68. А. Е. «Эолова арфа» В. А. Жуковского и романтический миф об эоловой арфе /
  69. A. Е. Махов // Романтизм: Эстетика и творчество. Тверь, 1994. — С. 67−78.
  70. А. Е. Musica Literatura. Идея словесной музыки в европейской поэтике / А. Е. Махов. Москва: Intrada, 2005. — 224 с.
  71. А. Ф. Стихотворения. / А. Ф. Мерзляков — / вступ. статья, подг. текста и прим. 10. М. Лотмана. Л.: Сов. писатель, 1958. — 327 с.
  72. Д. Голос нежной души / Д. Митькин Л. Кройчик. // Воронежский курьер. -2001. 7 августа. — Рец. на кн.: А. П. Серебрянский. Дни нашей жизни / сост. А. А. Но-воточинова и В. В. Инютин. — Воронеж, 2001. — 106 с.
  73. Музыкальная энциклопедия / иод. ред. 10. В. Келдыша.- М.: Сов. энциклопедия, 1976. С. 1017.
  74. Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т.1: Антология / сост. А. В. Михайлов и В. И. Шестаков.- М.: Музыка, 1981.-415 с.
  75. Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т.2: Антология / сост. А. В. Михайлов и В. И. Шестаков, — М.: Музыка, 1982. 432 с.
  76. Музыкальная эстетика Западной Европы XYII XYIII / сост. текстов и общ. вступ. ст.
  77. B. П. Шестакова, — М.: Музыка, 1971.- 688 с.
  78. Неизвестные письма Сергея Есенина к М. П. Бальзамовой // Есенин и современность. -М.: Современник, 1975. С.255−257.
  79. Л. В. Дневник: В 3 т. /А. В. Никитенко — / подг. текста, вступ. ст. и прим. И. Я, Лйзенштока. -М.: Гослитиздат Ленингр. отд-е., 1955. Т. 1.(1826 — 1857). — 543 с.
  80. Л. М. Русская поэзия XVIII первой половины XIX века и народная песня: Учеб. пособие / Л. М. Новикова. — М.: Просвещение, 1982. — 412 с.
  81. Л. Л. Дни жизни и поэзия Андрея Серебрянского / А. А. Но-воточиновой, В. В. Инютин // Подъем. 2002. — № 11. — С. 184- 207.
  82. Л. А. О личности и творчестве А. П. Серебрянского / А. А. Новоточинова // Костровский сборник: Провинциальная культура в контексте русской культуры. Киров: Изд-во Вятк. гос. ун-та, 2002. — С.49−52.
  83. В. Ф. Избранные музыкально-критические статьи / В. Ф. Одоевский — / вступ. ст. и коммент. Вл. Протопопова. М.- Л.: Гос.муз. издат., 1951. — 120 с.
  84. В. Ф. Соч: В 2 т. / В. Ф. Одоевский — / сост., вступ. ст. и коммент. В. И. Сахарова. М.: Худож. лит., 1981. — Т. 1. — 365 с.
  85. Т. М. К биографии А. П. Серебрянского / Т. М. Олейников // Воронежская старина. 1910. — Вып.9. — С.36−37.
  86. П. А. Русский сентиментализм / П. А. Орлов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. -271.
  87. Е. М. Очерки о русских композиторах XIX- начала XX века : Учеб. пособие / Е. М. Орлова. М.: Музыка, 1982. — 223 с.
  88. И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский человек эпохи реализма / И. Паперно. — М.: Новое лит. обозрение, 1996, — 208 с.
  89. Песни Булата Окуджавы. М.: Правда, 1989.- С. 21.
  90. А. П. Серебрянского к брату / публ. П. Щукина // Филологические записки. -1910.-Вып. I. -С.146−150.
  91. Поэзия российских деревень: Стихотворения / сост. и предисл. В. Лазарева.- М.: Сов. Россия, 1982.-320 с.
  92. Поэты кружка Н. В. Станкевича. Н. В. Станкевич, В. И. Красов, К. С. Аксаков, И. П. Клюшнпков / вступ. ст., подг. текста и прим. С. И. Мапшнского- гл. ред. В. Н. Орлов. -М.-Л.: Сов. писатель, 1964. -617 с.
  93. Поэты 1820−1830-х годов. Соч: В 2-х т. / под. ред. Л. Я. Гинзбург Л.: Ленингр. отд. изд-ва «Сов. писатель», 1972.- Т.1.- 792 с.
  94. Поэты 1820−1830-х годов. Соч: В 2-х т. / под. ред. Л. Я. Гинзбург.- Л.: Ленингр. отд-нпе изд-ва «Сов. писатель», 1972. Т.2.- 768 с.
  95. Поэзия немецких романтиков / сост., предисл. и коммент. А. В. Михайлова. М.: Худож. лит-ра, 1985. — 597 с.
  96. Поэзия XIX начала XX в. / сост. II. Банников. — М.: Худож. лит., 1983.-480 с.
  97. Поэты пушкинской поры / сост., вступ. ст. и прим. II. Л. Степанова. М.: Худож. лит., 1972.-573 с.
  98. Поэты 1790−1810-х годов / сост. 10. М. Лотман. Л.: Сов. писатель, 1971.- 911 с.
  99. Протоиерей Евфимий Светозаров. Воспоминания о святителе Антонии (Смирпицком) / Е. Светозаров // Воронежский епархиальный вестник. 1998. — № 1.(55). — С.33−36.
  100. А. М. К вопросу о влиянии А. П. Серебрянского на А. В. Кольцова / А. М. Путинцев // Филологические записки. 1909. — Вып.1. — С.1−19.
  101. А. М. Сребрянский или Серебрянский фамилия друга А.В.Кольцова? / Путинцев А. М. // Филологические записки. — 1905.- Вып. I-II. — С. 1−3.
  102. А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т./ Пушкин А. С.- М.-Л.: Наука, 1977. T. I.- 451с.
  103. А. С.Полн. собр. соч.: В 10 т. / Пушкин А. С.- М.-Л.: Наука, 1977. Т.2.- 421с.
  104. А. С. Собрание сочинений: Золотой том / Пушкин А. С М.: Корона-принт, 1999.-976 с.
  105. Романтизм: Эстетика и творчество. Тверь, 1994. — 156 с.
  106. П.Розанов И. Н. Песни русских поэтов / И. II. Розанов.- Л: Сов. писатель Ленингр. отд-е., 1957.-526 с.
  107. Русская поэзия 1801−1812 / сост. Д. Архангельский, Л. Немзер. М.: Худож. лит., 1989.-367 с.
  108. Русская поэзия 1813 1825 / сост. Л Архангельский, А Немзер. — М.: Худож. лит., 1990.-421 с.
  109. Русская поэзия 1826−1836 / сост. А. Немзер. М.: Худож. лит., 1991. — 348 с.
  110. Русские поэты XIX века: Первая половина / сост. М. С. Вуколова. М.: Просвещение — 479 с.
  111. Русская элегия XIII начала XX века: Антология / встуи. ст., подг. текста и прим. Л. Г. Фризмана. — Л.: Сов. писатель, 1981, — 683 с.
  112. Русские пиры: Альманах «Канун». Вып. 3 / иод ред. Д. С. Лихачева. СПб., 1998. -428 с.
  113. Русские писатели 1800−1917: Биографический словарь / под ред. П. А. Николаева. -М.: Сов. энцикл., 1989. Т.1. — 681 с.
  114. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2-х т. / сост., вступ. ст. и прим. 3. А. Каменского. М.: Искусство, 1974. — Т.1.-406 с.
  115. Русский биографический словарь: Сабанеев Смыслов / под ред. С. Ф. Платонова, С.
  116. B. Рождественского. М.: Аспект — пресс, 1999. — 674с.
  117. Рейд Айн. Несломленная / Айн Ренд // Подъем. 1997. — № 7−8, 12.
  118. В. И. Встречи с Шеллингом (по новым материалам) / В. И. Сахаров // Писатель и жизнь.- М.: Наука, 1978. С. 167−180.
  119. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сад во время зимы (1830) / И. Брянчанинов // Воронежский епархиальный вестник. 1998. — № 2.(56) — С.5−7.
  120. С. Вино, похмелье и жанры романтической лирики / С. Сендерович // Русские пиры (альманах «Канун». Вып. № 3.) Спб., 1998. -С.107−120.
  121. А. П. Алий, несчастный певец (опыт повествовательной поэзии) / А. П. Серебрянский (Фоторепр. ВМН 2980/1−7. Воронежский обл. лит.- худ. музей им. И.
  122. C. Никитина. ФондА. В. Кольцова).
  123. А. П. Бессмертие / А. П. Серебрянский // Памятная книга Воронежской губернии на 1892 год. Вып.П. — С.315−342.
  124. А. П. Воронежская новость /А. П. Серебрянский // Современники о Кольцове. Воронеж, 1959. — С. 102−103.
  125. А. П. Дни нашей жизни. Стихотворения. Поэмы. Статьи /А. П. Серебрянский — / сост., сопр. ст. и прим. А. А. Новоточиновой и В. В. Инютина. Воронеж, 2001.- 106 с.
  126. Ш. Серебрянский А. П. Ода дружбе / А. П. Серебрянский (Фоторепр. ВМН 2981 / 1−5. -Воронеж, обл. лит.- худ. музей им. И. С. Никитина. Фонд Кольцова).
  127. А. П. Мысли о музыке / А. П. Серебрянский // Филологические записки. 1910, — Вып. VI.-С. 854−855.
  128. А. П. Чтение лучших писателей полезно / А. П. Серебрянский (ЦГИ-АМ. Ф.433. Оп.53. Ед.хр.188. Л. 20−22.)
  129. II. П. Кольцов / II. II. Скатов. М.: Мол. Гвардия, 1983. — 526 с.
  130. Л. Л. «Филологические записки» о взаимоотношениях Л. В. Кольцова и Л. П. Серебрянского / Л. Л. Слинько // Филологические очерки (по материалам Воронежского края) / иод ред. В. Л. Малкина. Воронеж, 1966. — С. 190−203.
  131. Собрание народных песен П. В. Киреевского: В 2 т. Записи П. И. Якушкина. JI.: Наука, 1986.-576 с.
  132. Современники о Кольцове. Воронеж, 1959. — 147 с.
  133. Л. П. Серебрянского // Филологические записки. 1910. — Вып. VI.- С. 819 -859.
  134. Е. Кольцов и Серебрянский / Е. Сталинский. Воронеж, 1868. — 28 с.
  135. А. П. Избранные произведения / А. П. Сумароков- / вступ. ст., подг. текста и прим. Н. П. Беркова. JI.: Сов. писатель, 1957.- 506с.
  136. II. В. Переписка, 1830 1840 / Н. В. Станкевич — / ред. и изд-е А. Станкевича. — М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1914 — 1777 с.
  137. Н. В. Проза. Статьи. Письма / Н. В. Станкевич / вступ. ст., сост. и прим. Б. Т. Удодова. Воронеж: Центр.- Чернозем, кн. изд-во, 1988. — 271 с.
  138. Тахо-Годи А. А. Античные мотивы в поэзии Державина / А. А. Тахо-Годи // Писатель и жизнь. М.: Наука, 1978. — С. 117−132.
  139. В. А. А. В. Кольцов. Жизнь и творчество/ В. Л. Тонков. Воронеж, 1958.-512с.
  140. В. Л. А. П. Серебрянский / В. Л. Тонков // Писатели воронежцы XIX и начала XX в. — Воронеж, 1947. — С. 5- 47.
  141. Тыняновский сборник: Вторые тыняновские чтения.- Рига, 1986. 487 с.
  142. Тынянов 10. В. Пушкин и его современники /10. В. Тынянов. М.: Наука, 1968. -517с.
  143. . Т. М. 10. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы / Б. Т. Удодов. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1973. — 702 с .
  144. П. Общечеловеческие корни идеализма / П. Флоренский // Оправдание космоса / сост. К. Г. Исупов. Спб.: РХГИ, 1994. — С.27−64.
  145. У. Р. Лермонтов. Логика творчества / У. Р. Фохт.- М.: Просвещение, 1975.-351с.
  146. II. В. Поэзия Батюшкова / II. В. Фридман. М.: Наука, 1971.-431с.
  147. Е. И. Романтизм в музыке / Е. И. Чпгарева // Романтизм: Эстетика и творчество. Тверь, 1994. — С. 145−154.
  148. Ф. В. Сочинения / Ф. В. Шеллинг — / пер. с нем.: М. И. Левиной, А. В. Михайлова. -М.: Мысль, 1998.- 1661 с.
  149. Ф. В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг — / под ред. М. Ф. Овсянникова. -М.: Мысль, 1999.-607 с.
  150. О. Соловья поднявший на крыло / О. Шевченко // Коммуна.- 2001. 11 августа.- Рсц .на кн.: Л. П. Серебрянский. Дни нашей жизни / сост. Л. А. Новоточинова и В. В. Инютин. — Воронеж, 2001. — 106 с.
  151. П. Л. П. Сребрянский, биографический очерк / П. Щукин // Филологические записки. 1910.-Вып. 1. — С.104−118.
  152. П. Письмо Л. П. Серебрянского к брату / П. Щукин // Филологические записки. I- 1910.!-Вып. 1. С.146−150.
  153. П. Рукопись Серебрянского / П. Щукин // Воронежский телеграф.- 1910. II октября.
  154. С. С. Романс в русской поэзии ХУШ века (Становление и специфика жанра): Автореф. дис. .канд. филолог, наук / Светлана Станиславовна Яницкая. Спб., 1995. — 19 с.
  155. Н. М. Сочинения / Н. М. Языков — / сост., встун.ст. и прим. А. А. Карпова. Л.: Худож. лит., 1982. — 448 с.
  156. О письме А. П. Серебрянского брату от 19 февраля 1837 г. // Санкт-петербургские ведомости. 1867. — № 88. — 31 марта.2. г. Забытыи поэт / ЪII Дон. 1905. — № 5. — 11янв.
  157. А. «Вместе мы с ним росли.»: А. П. Серебрянский. / А. Акииыиин // Призыв (г. Бутурлиновка Воронежск. обл.). 1985.- 16 февр.
  158. А. Откуда пошли Серебрянские / А. Акиньшин // Заря (г. Алексеевка Бел-городск. обл.).- 1997.- 19 февр.
  159. А. Старинный том из музея Никитина: Духовное училище в Воронеже / А. Акиньшин // Воронеж православный. 1999. — № 1 (21).- С. 8.
  160. А. Храмы и пастыри села Козловка / А. Акиньшин // Призыв (г. Бутурлиновка Воронежск. обл.). 1997. — 17,22 аир.
  161. А. Н. Не стихнет колокольный звон: Церкви и священники с. Козловки Бутурлиновского района. / А. Акиньшин // Подъем.- 1998. № 3.- С. 231−240.
  162. А. Н. Андрей Порфирьевич Серебрянский: Материалы к биографии / А. II. Акиньшин // Серебрянский А. П. Дни нашей жизни.- Воронеж, 2001. С. 95−101.
  163. А. II. Здание духовной семинарии, в которой учились поэты А. П. Серебрянский и И. С. Никитин / А. Н. Акиньшин, Г. В. Антюхин, Б. Т. Удодов // Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР: Воронежская область.- М., 1984.Ч. 1.- С. 29−31.
  164. Г. В. Семинария и кружок А. П. Серебрянского / Г. В. Антюхин // Кольцов-ские места. Воронеж, 1982.- С. 17−21.
  165. Архимандрит Димитрий (Самбикин). Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии / Д. Самбикин // Воронеж, 1884.- Вып. IV. С. 272.
  166. В.Т. Прошение А. П. Серебрянского об увольнении его из Воронежской духовной семинарии в 1831 г. / В. Т. // Воронежские губернские ведомости. 1883. — № 10. — 5 февр.
  167. II. Друг, учитель, наставник поэта / II. Васильев // Призыв (г. Бутурлиновка Воронежск. обл.). 1969. — 16 окт.
  168. Воронцов 10. В. Андрей Серебрянский и его статья «Мысли о музыке» /10. В. Воронцов // Советская музыка. № 4. — 1984. — С. 115−118.
  169. Воспоминания о Сребрянском // Воронежский телеграф. 1892.- 29 нояб., N 138. (Со ссылкой на газету «Сын отечества»).
  170. Де Пуле М. Ф. Кружок Серебрянского / М. Ф. Де Пуле // История Воронежской духовной семинарии. 4.1. / сост. П. Никольский. Воронеж, 1868. — С. 173−178.
  171. Де Пуле М. Ф. Неизданные стихотворения А. В. Кольцова / М. Ф. Де Пуле // Русский архив. 1864.-N9.-С. 990−1001.
  172. А. Т. Край Бутурлиновский / А. Т. Докучаев. Бутурлиновка, 1995.- С. 61, 86−87.
  173. Г. К биографии А. П. Сребрянского / Г. Дорохов // Подъём. 1957. — № 6. -С.143−148.
  174. Думы, которые А. П. Серебрянский считал своими // Филологические записки. 1910. -Вып. 1.-С.146−150.
  175. В. Кузнецов В. «Это был человек замечательный.» / В. Кузнецов // Молодой коммунар. 1984.- 22 нояб.
  176. И. Наш земляк поэт Андрей Серебрянский / И. Каширский // Призы" (г. Бутурлиновка Воронежск. обл.). 1966.- 5 авг.
  177. С. М. Думы Кольцом / С. М. Клюев // Известия ВГПИ. Т.ХХХ. — 1960. — С. 5469.
  178. В. В. Жизнь Кольцова / В. В. Кораблинов. Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. изд-во, 1976.-591 с.
  179. В. И. «Прекрасный мир души прекрасной.» / В. И. Кузнецов // Подъем.1983.-№ 10.- С. 127−131.
  180. В. И. «Это был человек замечательный.»: К 175-летию со дня рождения А. П. Серебрянского / В. И. Кузнецов // Призыв (г. Бутурлиновка Воронежск. обл.).1984.- 15 нояб.
  181. В. И. Нетленные строки: Этюды об Алексее Кольцове и Иване Никитине / В. И. Кузнецов. Воронеж, 1984. — С. 41−52.
  182. В. В. Питомцы Воронежской духовной семинарии, вышедшие из духовного звания / Литвинов// Воронежская старина. Воронеж, 1913. — Вып. 12. — С. 463−464.
  183. П. В. Кольцов и его неизданные стихотворения / П. В. Малыхин // Отечественные записки.- 1867. Т. 170. — Кн. 1.- С. 494−515- Кн. 2. — С. 810−834.
  184. Д. Голос нежной души / Д. Митькин Л. Кройчик. // Воронежский курьер. -2001. 7 авг. — Рец. на кн.: Серебрянский А. П. Дни нашей жизни / сост. А. А. Новото-чинова и В. В. Инютин. — Воронеж, 2001. — 106 с.
  185. А. И. Списки воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской духовной семинарии за истекшее столетие (1780−1879) / А. И. Николаев. -Воронеж, 1884.- С. 169−171.
  186. П. В. История Воронежской духовной семинарии / П. В. Никольский. -Воронеж, 1899. Ч. 2. С. 173−176.
  187. А. А. Дни жизни и поэзия Андрея Серебрянского / А. А. Новоточинова, В. В. Инютин // Подъем.- 2002. -№ 11-. С. 184- 207.
  188. А. А. О личности и творчестве А. П. Серебрянского / А. А. Новоточинова // Костровский сборник: Провинциальная культура в контексте русской культуры. -Киров, 2002. С.49−52.
  189. А. А. Тайна Андрея Серебрянского / А. А. Новоточинова, В. В. Инютин // Серебрянский А. П. Дни нашей жизни. Стихотворения. Поэмы. Статьи. Воронеж, 2001.-С. 3, 83 -94.
  190. Т. М. К биографии А. П. Серебрянского / Т. М. Олейников // Воронежская старина. 1910. — Выи.9. — С.36−37.
  191. А. М. К вопросу о влиянии А. П. Серебрянского на А. В. Кольцова / А. М. Путинцев//Филологические записки 1909. — Вып.1. — С.1−19.
  192. А. М. Сребрянский или Серебрянский фамилия друга А. В. Кольцова? / Путинцев А. М. // Филологические записки. — 1905.- Вып. I-II. — С. 1−3.
  193. Л. Друг поэта / JI. Рыжова // Коммуна. 1969. — 4 окт.
  194. II. II. Кольцов / Н. II. Скатов. М.: Мол. Гвардия, 1983. — 526 с.
  195. А. А. «Филологические записки» о взаимоотношениях А. В. Кольцова и А. П. Серебрянского / А. А. Слинько // Филологические очерки (по материалам Воронежского края) / под ред. В. А. Малкина. Воронеж, 1966. — С. 190−203.
  196. Современники о Кольцове. Воронеж: Центр, — Черноземн. кн. изд-во, 1959.- 120 с.
  197. Е. Кольцов и Серебрянский / Е. Сталинский. Воронеж, 1868.- 28 с.
  198. В. А. А. В. Кольцов. Жизнь и творчество / В. А. Тонков. Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. изд-во, 1958.- 512 с.
  199. В. Л. Л. П. Серебрянский / В. Л. Тонков // Писатели воронежцы XIX и начала XX в. — Воронеж, 1947.- С. 5 -47.
  200. В. Село Верхние Острожки (Козловка) / В. Турбин // Воронежские епархиальные ведомости. 1885.- N2.-0. 61−66.
  201. П. В. Страничка к истории Воронежской духовной семинарии / П. В. Цезаревский // Воронежская старина. Воронеж, 1907 — Вып. 6.- С. 255.
  202. П. Л. П. Сребрянский, биографический очерк / П. Щукин // Филологические записки. 1910.-Вып. 1. — С. 104−118.
  203. П. Кольцов и Серебрянский / П. Щукин // Воронежский телеграф. 1909. — 3 окт. (№ 227 (иллюстрированное приложение)).
  204. П. Письмо А. П. Серебрянского к брату / П. Щукин // Филологические записки.!- 1910-" Вь, п- !•-- СЛ46−150.
  205. П. Рукопись Серебрянского / П. Щукин // Воронежский телеграф. 1910. II октября.
  206. Произведении Л. II. Ссрсбринского
  207. Л. П. Серебрянского к брату // Филологические записки. 1910. — Вып.1.- С. 146−150- Подъем. — 2002. — № 11. — С. 205−207.
  208. Л. П. Алий, несчастный певец (опыт повествовательной поэзии) / А. П. Серебрянский (Фоторенр. В М Н 2 980 / 1−7. Воронеж, обл. лит. — худ. музей им. И. С. Никитина. Фонд А. В. Кольцова).
  209. А. П. Бессмертие / А. П. Серебрянский // Памятная книга Воронежской губернии на 1892 год.- Вып. П. С.315−342.
  210. А. П. Воронежская новость / А. П. Серебрянский // Современники о Кольцове. Воронеж, 1959. — С.102−103.
  211. А. П. Дни нашей жизни. Стихотворения. Поэмы. Статьи / А. П. Серебрянский — / сост. А. А. Новоточиновой и В. В. Инютина. Воронеж, 2001. — 106 с.
  212. А. П. Мысли о музыке / А. П. Серебрянский // Московский наблюдатель. 1838. -№ 5. — С. 5−14.
  213. А. П. Ода дружбе / А. П. Серебрянский (Фоторепр. В М Н 2 981 / 1−5. Воронеж, обл. лит. — худ. музей им. И. С. Никитина. Фонд А. В. Кольцова).
  214. А. П. Чтение лучших писателей полезно / А. П. Серебрянский Архивные материалы В. И. Кузнецова. — (ЦГИЛМ. Ф. 433. Оп.53. Ед.хр.188. С.20−22).
  215. А. П. Серебрянского // Филологические записки. 1910. — Вып.6. — С. 819 859.
  216. А. П. Дни нашей жизни Избранная лирика- письмо А. П. Серебрянского к брату. / А. П. Серебрянский — / вступ ст. и сост. А. А. Новоточиновой и В. В. Инютина//Подъем. 2002.-№ 11.-С. 197−207.
Заполнить форму текущей работой