Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Географические различия моделей управления транснациональными корпорациями в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Условия жесткой конкуренции со стороны европейских и, в большей степени, американских компаний стали одним из основных факторов развития японской модели управления. В основе производственных достижений японских ТНК лежит соответствующая система управления персоналом. Ориентация на долгосрочную перспективу в значительной степени поддерживается перекрестным владением акциями, а система пожизненного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕНЕДЖМЕНТЕ
    • 1. 1. эволюция представлений об управлении и его юли в мировом хозяйстве
    • 1. 2. подходы к выделению региональных моделей управления транснациональными корпорациями
    • 1. 3. основные экономико-географические характеристики крупнейших ТНК, принадлежащих к региональным моделям управления
  • ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ
    • 2. 1. Американская модель управления ТНК
    • 2. 2. Японская модель управления ТНК
    • 2. 3. Европейская модель управления ТНК
  • ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОПРОРАЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    • 3. 1. Сравнение основных организационных принципов региональных моделей управления ТНК
    • 3. 2. Взаимовлияние региональных моделей управления в результате транснациональной деятельности компаний и становление транснационального менеджмента

Географические различия моделей управления транснациональными корпорациями в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последние десятилетия существенно возросло значение, так называемых, мягких факторов развития мирового хозяйства. В соответствии с этим, все большую роль играет управление человеческими ресурсами и организациями. Пронизывая все структурные элементы мирового хозяйства, управление во многом определяет его дальнейшее, в том числе пространственное, развитие. Так, для транснациональных корпораций (ТНК), ставших наряду со странами основными субъектами мирового хозяйства, управление является не просто элементом, поддерживающим их жизнедеятельность, а одной из основ их конкурентоспособности.

В условиях глобализации управление ТНК приобретает новые черты, обусловленные необходимостью эффективно действовать одновременно во многих странах, связанных между собой большим числом сложных и, что особенно важно, / стохастических взаимодействий. Многие российские компании уже пытаются встать в один ряд с транснациональными, развивая свои зарубежные операции. Однако согласно недавним исследованиям Всемирного Банка, именно недостаточное внимание к развитию своих управленческих ресурсов отделяет российские компании от того, чтобы занять соответствующие места в списке крупнейших ТНК мира. В этой связи изучение опыта управления транснациональными компаниями является чрезвычайно актуальным.

Объект исследования диссертационной работы — управление транснациональными корпорациями, претерпевшее значительные изменения в связи с развитием процесса глобализации.

В качестве предмета исследования выступают географические различия моделей управления ТНК. С точки зрения исследований, проводимых географами, наиболее интересны те различия в моделях управления ТНК, которые определяются географическими условиями их функционирования. Поэтому понятие модели управления в данном исследовании неразрывно связано со странами и регионами, к которым принадлежат крупнейшие ТНК: США, Западная Европа и Япония.

Основной целью данного диссертационного исследования является сравнительный анализ моделей управления транснациональными корпорациями в условиях глобализации и различий между ними, определяемых географической спецификой. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1. Определение управления как особого вида человеческой деятельности, играющего значительную, иногда определяющую, роль в современном мировом хозяйстве;

2. Изучение эволюции теоретических и практических представлений об управлении;

3. Обоснование региональных моделей управления транснациональными корпорациями;

4. Характеристика региональных моделей управления ТНК;

5. Сравнительный анализ региональных моделей управления ТНК;

6. Оценка фактора глобализации в развитии моделей управления ТНК.

Научная новизна работы. Находясь в центре внимания таких наук, как социология, психология, экономика и философия, проблемы управления достаточно полно освещены в научной литературе. В то же время, географические особенности развития управления до последнего времени не получали должного анализа со стороны исследователей. В диссертации представлена сравнительная характеристика региональных моделей управления ТНК и показана роль конкретных географических условий в их формировании.

Авторские положения, выносимые в качестве предмета защиты кандидатской диссертации:

1. В основе современного менеджмента лежат теоретические положения, разработанные преимущественно американскими учеными;

2. Под влиянием различных историко-географических условий в мировом хозяйстве сформировались три основные региональные модели управления: американская, европейская, японская;

3. ТНК являются проводниками управленческих достижений, выработанных в рамках региональных моделей управления;

4. ТНК вынуждены адаптироваться к различным условиям принимающих стран, учитывая географический фактор, как один из ведущих в международной конкуренции на этапе глобализации мирового хозяйства;

5. Под влиянием процесса глобализации происходит взаимовлияние и сближение региональных моделей управления ТНК;

6. В настоящее время в мировом хозяйстве складывается тип транснационального менеджмента, в основе которого лежит высокая степень адаптации к конкретным географическим условиям за счет гибкого и своевременного применения соответствующих методов управления.

Практическая значимость работы. На сегодняшний день для российских компаний необходимо детальное исследование зарубежного опыта в развитии управления и создание на его основе российской модели управления, в полной мере соответствующей особенностям развития современного мирового хозяйства и социо-культурным условиям России. Учитывая, что в условиях глобализации достижения в области управления становятся все более доступными, в том числе и для конкурентов, обобщенный в работе материал может послужить источником подходов к модернизации организационной структуры, стратегического планирования и стиля управления в соответствии с опытом крупнейших корпораций мира. Кроме того, на базе основных положений работы возможно создание учебного курса, освещающего географические особенности развития управления в условиях глобализации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается эволюция теоретических представлений об управлениивводится понятие региональной модели управления ТНКрассматриваются некоторые показатели крупнейших ТНК мира в соответствии с их принадлежностью к выделенным региональным моделям. Во второй главе дается подробное описание трех основных региональных моделей управления ТНК: американской, европейской и японской. В третьей главе проводится сравнительный анализ региональных моделей управления ТНК, выявляются общие и отличительные чертыоценивается роль фактора глобализации мирового хозяйства в развитие моделей управления ТНК.

Заключение

.

1. В современном мировом хозяйстве число изменений на единицу времени по некоторым данным возрастает экспоненциально, в результате чего неопределенность стала одной из его основных характеристик. В информационном обществе доступ к информации уже не является фактором конкурентоспособности: теперь информация не только доступна, но и избыточна, поэтому в конкурентной борьбе выигрывает не тот, кто имеет больше информации, а тот, кто сумеет ее быстрее проанализировать. Решающее значение приобретает умение правильно и своевременно, можно сказать даже с опережением, принимать решение и оперативно реагировать. Поэтому можно с уверенностью сказать, что одна из ведущих ролей в современном бизнесе принадлежит менеджерам, т. е. людям, чьи профессиональные навыки непосредственно связаны с управлением. Менеджмент в этой связи можно рассматривать не только как вид человеческой деятельности или особую область знаний, но и как искусство.

В то же время, все возрастающая роль человека, экономически обоснованная в теории «человеческого капитала», в информационном обществе сделала очевидным тот факт, что невозможно рассматривать управление вне географических условий. Эффективная работа организации и достижение ею конкретных целей не абстрактные понятия и опосредованы живыми людьми, управление которыми подчиняется не только законам логики и экономическим предпосылкам, но и законам психологии и социологии. На постиндустриальном этапе развития мирового хозяйства на первый план выходит удовлетворение потребностей высшего порядка, в самоактуализации, например — человек становится высшей и объективной ценностью для себя самого, и общество, а, следовательно, и управление вынуждены считаться с этим, перенастраивая соответствующим образом свои подсистемы. В свою очередь личность, и ее система ценностей, без учета которой в принципе невозможна мотивация, и соответственно, управление и эффективная деятельность организации, есть часть определенной социальной и культурной общности, которая привязана территориально и соответственно имеет свои географические особенности.

2. Развитие управления прошло долгий путь от первых практических методов, поддерживающих работу небольших организаций до теорий, позволяющих проектировать организационную структуру таких субъектов мирового хозяйства, как транснациональные компании, и создавать эффективные методики управления ими. Эволюция управленческих теорий соответствующим образом отразилась на практике, также в немалой степени повлиявшей на теорию, и в настоящее время мы можем наблюдать реализацию основных теоретических принципов в различных подсистемах практически всех организаций, действующих в мировом хозяйстве — научного менеджмента в организации производства, административной теории в построении властной иерархии, теории человеческих отношений в мотивации трудового коллектива.

В соответствии с тем, что большая часть управленческих идей принадлежит американским исследователям, речь идет об американском происхождении теоретических основ управления вообще. В свою очередь, практическое воплощение всех управленческих взаимосвязей в организации, т. е. система управления или модель управления, под влиянием географических, исторических и социо-культурных факторов приобретает различные черты. В этой связи можно говорить о трех основных региональных моделях управления, имеющих наиболее развитую практику управления: американской, европейской и японской, совпадающих с регионами наибольшей транснациональной активности, а, следовательно, и с региональными моделями управления ТНК. Находясь под влиянием региональной модели управления, к которой относится страна базирования, транснациональные компании становятся частью этой модели и распространяют ее характеристики на свою зарубежную деятельность.

3. Поскольку теория и практика управления не тождественны, то и американская модель управления ТНК не вполне совпадает с теоретической основой американского менеджмента, представляя собой более широкомасштабное явление. Индивидуализм, свойственной американскому обществу, в той же степени присущ и американской модели управления, в основе которой лежат, прежде всего, экономические взаимоотношения, а демократичный стиль руководства не исключает жесткого соблюдения властной иерархии. Следствием индивидуализма можно считать и строгое распределение обязанностей, и продвижение по службе в результате заслуг, принятое в американских компаниях. Высокая конкуренция между работниками одной фирмы определяет уровень текучести кадров, а излишнее внимание к достижению краткосрочных целей соответствующим образом сказывается на перспективах долгосрочного развития, чему в немалой степени способствует значительная роль акционеров в принятии стратегических решений.

Для американской модели управления ТНК в наибольшей степени применимо слово «глобальный». Благоприятные условия, в которых оказались американские корпорации после Второй мировой войны — финансовая и технологическая мощь подкреплялась слабой конкуренцией со стороны компаний других стран, позволили им стать лидерами в получении сверхприбылей за счет массового производства стандартизованной продукции, в основу которого легла экономия на масштабе в рамках всего мирового хозяйства. Стратегия «глобальных поставок», разделяющая в пространстве различные стадии производственного процесса по принципу наименьших издержек в соответствии с фордистским способом производства, привела к тому, что филиалы американских ТНК распределились по всему миру, представляя собой глобальную производственную сеть: высокотехнологичные производства и научно-исследовательские подразделения в развитых странах, а производства, требующие меньшей квалификации рабочей силы в новых индустриальных и развивающихся странах. Причем практика менеджмента на зарубежных филиалах американских ТНК отличается слабым взаимодействием с управленческой культурой принимающих стран.

4. Условия жесткой конкуренции со стороны европейских и, в большей степени, американских компаний стали одним из основных факторов развития японской модели управления. В основе производственных достижений японских ТНК лежит соответствующая система управления персоналом. Ориентация на долгосрочную перспективу в значительной степени поддерживается перекрестным владением акциями, а система пожизненного найма и повозрастной оплаты труда определяют сравнительно низкий уровень текучести кадров. Благодаря стратегии гибкой специализации" японские компании оказались наилучшим образом приспособлены к производству большого разнообразия относительно дорогостоящей и высококачественной продукции, соответствующей дифференцированному спросу мирового хозяйства 1980;х. Стратегия нулевых дефектов и система поставок «точно-в-срок», основанные на тесном, в том числе пространственном, взаимодействии с поставщиками и полном вовлечении их в транснациональную производственную систему, начиная со стадии разработки продукта, стали визитными карточками японской модели управления, позволяющими японским ТНК наиболее гибко и оперативно реагировать на любые изменения окружающей среды. Концентрация предприятий в пространстве, необходимая для реализации системы поставок «точно-в-срок» приводит к образованию таких пространственных структур как «трансплантный коридор» в автомобильной промышленности США, например, чему в немалой степени способствует также свойственное для японской модели управления ТНК сохранение всех организационных и большей части технологических преимуществ при организации зарубежных филиалов и максимально возможная адаптация их подсистем к местным условиям.

5. Европейская модель управления ТНК характеризуется некоторой дифференциацией, связанной с неоднородными социо-культурными и экономическими условиями внутри региона. Так, управление в Великобритании, Франции и Германии имеет столько же общих черт, сколько и отличий, однако в сравнении с другими моделями европейская модель управления приобретает определенную целостность. При общей тенденции к индивидуализму его реализация различна в зависимости от того, к какой стране принадлежит компания. Для французских компаний характерны высокая централизация, чрезмерное число иерархических уровней и большая дистанция власти, позволяющая при помощи формализации взаимоотношений между сотрудниками сохранить индивидуальную ответственность. Немецкий менеджмент ориентирован, прежде всего, на производственные достижения, поэтому большая часть управляющих в немецких компаниях, включая высший уровень — инженеры, имеющие практическую специализацию. Знания для немецких менеджеров играют гораздо большую роль, чем их статус, что не характерно для французских и английских менеджеров, при этом если менеджеры французских компаний проводят свои решения согласно инструкции, то для английских менеджеров основным оружием становится убеждение. В британских компаниях понятие «управление» применяется в наиболее общем виде, отдельно от объекта управления, что наиболее близко к американскому подходу. Также много общих черт с американской моделью имеет и транснациональная деятельность европейских компаний, основой которой является глобальная структура международных операций. В то же время для европейских компаний характерно более тесное сотрудничество с зарубежными филиалами, что позволяет лучше учитывать условия местных рынков и гибче реагировать на их изменения.

6. Рассматривая региональные модели управления ТНК нельзя не отметить тот факт, что именно транснациональные компании являются проводником управленческих достижений, принадлежащих региональным моделям управления. Благодаря широкому освещению достижений американских менеджеров в соответствующей литературе и активной экспансии американских ТНК, начиная с 1950;х годов, американская модель управления приобрела известность во всем мире, и ее основные принципы активно внедрялись компаниями разных стран. Появилась точка зрения о том, что американский менеджмент станет универсальной моделью для компаний любой отрасли во всем мире, но успехи японских ТНК поставили исследователей, тоже в большинстве своем американских, в тупик. Историко-географические условия, включая осознанную работу японских менеджеров, настолько сильно изменили американскую теорию, что сами создатели американской модели управления не сразу распознали ее происхождение, и лишь спустя почти десятилетие признали что, в основе японской модели управления лежат достижения американского менеджмента.

Транснациональная активность японских корпораций позволила компаниям других стран познакомиться с японскими методами управления на практике и сделала их доступными. Можно сказать, что европейская и американская модели управления подверглись «японизации» за счет внедрения если не конкретных методов, свойственных японской модели управления, таких, как пожизненный наем или повозрастная оплата труда, то, по крайней мере, за счет смещения акцентов в сторону долгосрочных контрактов с сотрудниками. Практически доскональное изучение японской модели управления и внедрение отдельных ее подходов позволило компаниям других стран модернизировать свои организационные структуры и стать более гибкими и эффективными в долгосрочной перспективе. В свою очередь требования современного мирового хозяйства заставляют японские компании двигаться в сторону демократизации основ своего управления, включая системы акциедержания и управления персоналом.

Вынужденные конкурировать в глобальном масштабе, ТНК в условиях глобализации переходят к сотрудничеству во многих сферах деятельности, и, осуществляя подобным образом глобальные проекты, передают друг другу элементы организационного знания, в результате чего происходит взаимодействие принципиально различных систем управления: американской, европейской и японской. Таким образом, речь идет о взаимовлиянии региональных моделей управления за счет деятельности транснациональных компаний. Детальное исследование практических достижений в управлении транснациональными компаниями позволило осознать несостоятельность самой идеи универсальной организационной структуры и универсального подхода к управлению персоналом, т. е. универсальной модели управления вообще, вне зависимости от географических условий.

7. Вопреки прогнозам многих исследователей глобализации, предсказывающих всеобщую экономическую и культурную унификацию, значение локальных условий возрастает вместе со значением глобальных факторов, что особенно ярко прослеживается на примере транснациональных компаний, которые одновременно находятся под влиянием и тех и других. Глобальная стратегия ТНК неотделима от конкретных условий ее реализации, что стало наиболее очевидным по мере углубления процесса глобализации, когда географические различия между производством и его управлением в стране базирования и сразу в нескольких принимающих странах стали еще более заметны: предприятия одного технологического уровня, использующие практически идентичный набор ресурсов, требуют различных подходов к управлению в зависимости от социо-культурньтх условий, в которых они работают.

Управление ТНК в условиях современного мирового хозяйства представляет собой очень динамичный процесс, претерпевающий постоянные трансформации во времени и пространстве, в результате чего достигается оперативное реагирование на изменяющиеся условия окружающей среды и по возможности точная адаптация к ним. Само существование феномена транснациональных корпораций стало возможным благодаря накопленному теоретическому опыту управления, а они в свою очередь накопили обширный опыт глубокой адаптации всех своих подсистем к социально-экономическим и культурным условиям функционирования, и этот опыт складывается в отдельную модель управления — модель управления ТНК или транснациональный менеджмент, в основе которого лежит гибкое и своевременное применение соответствующих методов управления. Транснациональный менеджмент представляет собой совокупность всех управленческих достижений, существующих в мировом хозяйстве. Любой элемент этой совокупности доступен и может быть использован в определенный момент времени в соответствии с конкретными географическими условиями для наиболее полной адаптации к ним.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. 3. Транснациональный капитал США в мировом хозяйстве. М.:1. Наука, 1990. 198 с.
  2. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.
  3. A.B. Мировая индустрия управленческого консалтинга // Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. М.: Экономисть, 2003. — С. 176−204.
  4. М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала // Менеджмент в России и за рубежом, № 3, 2000. С. 118−128.
  5. Н.Х. Транснационализация производства в свете теории самоорганизации экономических систем. М., Казань, 2002. — 315 с.
  6. И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом, № 3, 2001. С. 97−111.
  7. И.Г., Ефремов B.C. Глобализация мировой экономики и бизнес: проблемы, перспективы, ожидания // Современная теория глобализации: экономические очерки / Коллектив авторов под ред. Б. А. Денисова. М., 2002. -С. 18−52.
  8. П.Гончаров В. В. Руководство для высшего управляющего персонала. Опыт государственного, местного и корпоративного управления в США, Японии и странах Западной Европы. Том 1. М., 2002. — 525 с.
  9. У. Дж. Основаполагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996. — 271 с.
  10. П. Ф. Практика менеджмента / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 398 с.
  11. П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 272с.
  12. X. Управление человеческими ресурсами по-японски // Менеджмент: Век XX век XXI: Сборник статей / Под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. — М.: Экономиста, 2004. — С. 195−206.
  13. ., Седерберг С. Вызов лидеров / Пер. со швец. М: Дело, 1996. — 352 с.
  14. Н. Реинжиниринг компаний ФРГ и их глобальная конкурентоспсобность // Проблемы теории и практики управления. № 4, 2000. -С. 94−97.
  15. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987. -384 с.
  16. Е. Выбираясь из бездны // Япония сегодня, № 029, 2000. http://www.japantoday.ru/znakiap/ekonomika/029 Ol.shtml.
  17. Г. П., Шуманн X. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / Пер. с нем. М.: Издательский Дом «Альпина», 2001. — 335 с.
  18. В. И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. -М.: Наука, 1991.-240 с.
  19. А.Г. Мотивация и личность. / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 2001. — 478 с.
  20. Т.Н. Переживет ли японская система управления тяжелые времена? // Материалы международной конференции «Японский феномен: взгляд из Европы». 28−29 сентября 2001. http://www.iapantoday.ni/associationrus/3.shtml.
  21. Т. (2002а) Прошлое и настоящее управления персоналом. // Япония сегодня, № 33, 2002. http://www.japantoday.rU/:makiap/ekonomika/pdf/e33 2. pdf
  22. Т. (20 026) Прошлое и настоящее управления персоналом. // Япония сегодня, № 34, 2002. http://www.iapantodav.ru/znakiap/ekonomika/pdf/e34 2. pdf
  23. Менеджмент: Век XX век XXI: Сборник статей / Под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. — М.: Экономиста, 2004. — 336 с.
  24. Д. «ИБМ». Управление в самой преуспевающей корпорации в мире. -М., 1991.-386 с.
  25. .З., Олейник И. С., Рогинко С. А. Японский парадокс: (Реальности и противоречия капиталистического управления). М.: Мысль, 1985. — 264 с.
  26. Т.С. Глобальные процессы конкуренции и сотрудничества ТНК // Конкурентоспособность в системе мирового хозяйства / Под. ред. Н. С. Мироненко. М.: Пресс-Соло, 2002. — С. 282−296.
  27. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. М.: Экономиста, 2003. — 604 с.
  28. Н.С., Фомичев П. Ю., Титов К. В. Транснационализация мирового хозяйства // Пространственные структуры мирового хозяйства. / Под ред. Н. С. Мироненко. М.: Пресс-Соло, 1999. — С. 197−225.
  29. Т. Японские организационные формы в западной экономике // Проблемы теории и практики управления, № 2, 1997. С. 101−106.
  30. А.Г. Транснационализация в мировой экономике. М., 2001. — 315с.
  31. А., Либман А. Современные тенденции в развитии управления ТНК // Проблемы теории и практики управления, № 1, 2001. С. 54−59.
  32. А. «Сделано в Японии» / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 413 с.
  33. А.Е. Социальные инновации в области управления персоналом: национальные модели и мировые тенденции // География инновационной сферы мирового хозяйства / Под ред. Н. С. Мироненко. М.: Пресс-Соло, 2000. — С. 145−162.
  34. А.И. Влияние национальной культуры на управление бизнесом // Менеджмент: Век XX век XXI: Сборник статей / Под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. — М.: Экономисть, 2004. — С. 259−303.
  35. Опыт работы лучших японских фирм: Сокр. пер. с англ. / Под ред. Ю. Л. Мокринского, Е. А. Новиковой. Воронеж: Тавров-ЛТД, 1994. — 137 с.
  36. Ш., МакКарти Д. Лидерство в управлении качеством // Менеджмент: Век XX век XXI: Сборник статей / Под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. -М.: Экономисть, 2004. — С. 94−120.
  37. М., Старчер Д. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе // Менеджмент: Век XX век XXI: Сборник статей / Под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. — М.: Экономисть, 2004. — С. 52−86.
  38. Р. Корпоративное айкидо / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. -СПб.: Питер, 2001. 224 с.
  39. А. В. Теория и организация американского менеджмента. М., МГУ, 1991. 151 с.
  40. А. А. Посттейлоризм и теория «человеческого капитала» // МЭиМО, № 9, 1995, с. 20−36.
  41. Е.С. Воздействие международных альянсов на процесс создания организационного знания // Менеджмент в России и за рубежом. № 4, 1999. С. 3−18.
  42. Современная теория глобализации: экономические очерки / Коллектив авторов под ред. Б. А. Денисова. М., 2002. — 185 с.
  43. М. В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США. М.: Наука, 1991.-225 с.
  44. Ф. У. Научные основы организации промышленных предприятий. -СПб., 1912.-135 с.
  45. Ф. У. Тейлор о тейлоризме. Ленинград, 1931. — 115 с.
  46. А. Общее и промышленное управление. М., 1923.
  47. А. В. Современные сдвиги в организации промышленного производства и процесс глобализации мирового хозяйства. // Пространственныеструктуры мирового хозяйства. / Под ред. Н. С. Мироненко. M.: Пресс-Соло, 1999. — С. 181−196.
  48. A.B. Современные тенденции территориальной организации промышленного производства. М.: Пресс-Соло, 2003. — 176 с.
  49. Н.Б. Управляем ли процесс глобализации? // Современная теория глобализации: экономические очерки / Коллектив авторов под ред. Б. А. Денисова. М., 2002. — С. 76−84.
  50. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1987. 272 с.
  51. А. Гуру менеджмента. / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. -СПб.: Питер, 2002. 480 с.
  52. Хан Р. Проблемы воздействия постфордизма на мировое хозяйство // География мирового хозяйства / Под ред. Н. С. Мироненко. М.- Смоленск, 1997. С. 68−78.
  53. Ф. А. Познание, конкуренция и свобода. Антология сочинений. СПб., 1999.
  54. В.Е. Эволюционный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. № 1, 2000.
  55. О. Глобализация: сотрудничество или конкуренция? // Экономист, № 10, 2002, с. 3−16.
  56. Д. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ, под ред В. А. Спивака. СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  57. М. Государство и транснациональные компании // Проблемы теории и практики управления, № 4, 1999. С. 53−58.
  58. М. Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах в конце XX столетия // Проблемы теории и парктики управления, № 3, 1999. С. 24−30.
  59. Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М.: НП «III тысячелетие», 2001. — 480 с.
  60. Ю.В. Мирохозяйственный механизм: движение к глобализации // Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. М.: Экономисть, 2003. — С. 25−47.
  61. Р. Японские методы управления производством: (девять простых уроков) / Сокр. пер. с англ. Науч. Ред. и авт. предисл. JI.A. Конарева. М.: Экономика, 1988.-251 с.
  62. Экономика США / Под ред. В. Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003. — 651 с.
  63. Ю., Европейские корпорации в условиях глобализации // МЭ и МО, № 11, 2001, с. 66−74.
  64. Л. Карьера менеджера. / Пер. с англ. при участии У. Новака. Общ. ред. и вступ. ст. С. Ю. Медведкова. -М.: Прогресс, 1990. 384 с.
  65. Ballon R., Tomita I. The financial behavior of Japanese corporations. -Tokyo, N.Y.: Kodansha International, 1988. 268 p.
  66. Barsoux J.-L., Lawrence P. The challenge of British management. London, 1990.
  67. Bessant J., Grunt M. Management and manufacturing innovation in the United Kingdom and Germany. Gower, 1985.
  68. Bresman H., Birkinson A., Nobel R. Knowledge transfer in international acquisitions // Journal of International Business Studies. Vol. 30, № 3, 1999. — P. 439−462.
  69. Borkowski S.C. International managerial evaluation: A five country comparison // Journal of International Business Studies. Vol. 30, № 3, 1999. — P. 533−556.
  70. Casson M. The organization of international business. Aldershot, 1995. — 209 p.
  71. Clark J. Managing innovation and change. London, 1995. — 260 p.
  72. Competitive and cooperative macromanagement / Ed. Boyd G. Aldershot, 1995. -263 p.
  73. Cooperation is better. Case studies on labour-management relations in Japanese affiliated companies in the United States. Tokyo, 1991. — 67 p.
  74. European approaches to international management / Ed. Macharzina K. NY, 1986.
  75. Fujita K., Hill R. Global toyotaism and local development // International journal of urban and regional research. Vol. 19, 1, 1995. — P. 7−22.
  76. Galbraith J. R. Designing the global corporation. San-Francisco, 2000.
  77. Harrison A.L., Dalkiran E., Elsey E. International business. Global competition from a European perspective. Oxford, 2000.
  78. Hennart J., Larismo J. The impact of culture on the strategy of multinational enterprise: Does national origin affects ownership decisions? // Journal of International Business Studies. Vol. 39, № 3, 1998. — P. 515−538.
  79. Hofstede G. Intercultural Conflict and Synergy in Europe // Management in Western Europe. Society, culture and organization in twelve nations/ Ed. Hickson D. D. -Berlin, N.Y., 1993.-P. 2−8.
  80. Japan’s foreign investment and Asian Economic interdependence. Production, trade and financial systems / Edited by Shojiro Tokunaga. Tokyo: University of Tokyo Press, 1992.
  81. Kenney M., Florida R. Beyond mass production. The Japanese system and its transfer to the United States. N.Y., Oxford: Oxford University Press, 1993. -410 p.
  82. Lane C. European companies between globalization and localization: a comparison of internationalization strategies of British and German MNCs // Economy and society. L. 1998. — Vol. 27, № 4. — P. 463−485.
  83. Lin Zh., Hui Ch. Should lean production replace mass organization systems? // Journal of International Business Studies. Vol. 30, № 1, 1999. — P. 45−79.
  84. Locke R.R. The collapse of the American management mystique. Oxford, 1996.
  85. Management in Western Europe. Society, culture and organization in twelve nations/ Ed. Hickson D. D. Berlin — NY, 1993.
  86. Mclnerney F., White S. Beating Japan. N.Y.: Truman Talley Books, 1993. — 343 p.
  87. Melewar T.C., Saunders J. International corporate visual identity: standardization or localization? // Journal of International Business Studies. Vol. 30, № 3, 1999. — P. 583−598.
  88. Negandhi A. R. Role and Structure of German Multinationals: A Comparative Profile // European approaches to international management / Ed. Macharzina K. N.Y., 1986. .-P. 51−66.
  89. Organization behavior and change in Europe: Case studies / Ed. Chevalier. L, 1996.
  90. Ralston D.A., Holt R.H., Terpstra RH., Kai-Cheng Y. The impact of national culture and economic ideology on managerial work values // Journal of International Business Studies. Vol. 28, № 1, 1997. — P. 177−207.
  91. Rangan S. Do multinationals operate flexibly? // Journal of International Business Studies. Vol. 29, № 2, 1998. — P. 217−237.
  92. Pauly L.W., Reich S. National structure and multinational corporate behavior: enduring differences in the age of globalization // International organization. N. Y., 1997.-Vol. 51, № 1.-P. 1−40.
  93. Remer A. Personnel Management in Western Europe // European approaches to international management / Ed. Macharzina K. -N.Y., 1986.. P. 351−365.
  94. Pierer H. Managing a global player in the age of information // Management international review. Wiesbaden, 1999. — Vol. 39, № 3. — P. 9−17.
  95. Ronen S. Comparative and multinational management. NY, 1986.
  96. Simonin B.L. Transfer of marketing know-how in international strategic alliances // Journal of International Business Studies. Vol. 30, № 3, 1999. — P. 463−490.
  97. Sorge A. Management in France // Management in Western Europe. Society, culture and organization in twelve nations / Ed. Hickson D. D. Berlin, N.Y., 1993.. — P. 65−87.
  98. Tayeb M. English Culture and Business Organizations // Management in Western Europe. Society, culture and organization in twelve nations / Ed. Hickson D.D. -Berlin, N. Y., 1993. P. 47−64.
  99. Tsurumi Y. Japanese and European maltinationals in America // European approaches to international management / Ed. Macharzina K. N.Y., 1986.. — P. 2337.
  100. Warner M., Campbell A. German Management // Management in Western Europe. Society, culture and organization in twelve nations / Ed. Hickson D. D. -Berlin, N.Y., 1993. P. 89−108.
  101. UNCTAD, World Investment Report 2004: The Shift Towards Services. N.Y. Geneva, United Nations, 2004. — 398 p.
  102. UNCTAD, World Investment Report 2002: Transnational Corporations and Export Competitiveness. N. Y., Geneva, United Nations, 2002. — 350 p.
Заполнить форму текущей работой