Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Модели экономического поведения фирм в условиях современной олигополии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В третьей главе «Гипотеза и верификация модели поведения на олигополистическом рынке» предложены параметры, определяющие состояние конкуренции на рынке, которые, наряду со структурными факторами, формируют определенные взаимосвязи, отражающиеся, в свою очередь, в модели поведения, участников в олигополистической среде. Определенные параметрыорганически объединяют положения структуралистского… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы исследования моделей рынка
    • 1. 1. Развитие теории структуры рынка
    • 1. 2. Концепции формирования отраслевых рынков
    • 1. 3. Критические аспекты неоклассической интерпретации рынков несовершенной конкуренции
  • 2. Методологический инструментарий анализа рынков
    • 2. 1. Методологические подходы к оценке структуры рынка
    • 2. 2. Верификация условия Нэша-Курно в условиях современных олигополистических рынков
  • 3. Гипотеза и верификация модели поведения на олигополистическом рынке
    • 3. 1. Теоретический вывод модели поведения на олигополистическом рынке
    • 3. 2. Интерпретация модели поведения участников рынка
    • 3. 3. Верификация модели поведения на олигополистическом рынке
    • 3. 4. Прикладные аспекты модели в контексте антимонопольных ограничений слияний и поглощений

Модели экономического поведения фирм в условиях современной олигополии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современные отношения в области конфигурации рыночной среды, ее структуры образуют, по сути, стержень реальной экономики. Непрерывная трансформация данных отношений, являющаяся следствием эволюционного развития, приводит к усилению их непосредственного влияния на макроэкономические параметры и опосредованного — на социально-политическую сферу, что предопределяет их исключительную общественную значимость. При этом ядром исследуемой темы являются реальные экономические субъекты и закономерности их поведения, совместно формирующие модель современной экономической среды и предопределяющие динамику ее развития.

Длительность изучения данного вопроса синхронизируется с историей развития отраслевых рынков. При этом справедливым будет утверждение о некотором запаздывании создания теоретического аппарата, который, по факту, лишь стремился объяснить явления, фиксируемые на практике. В связи с этим теоретико-практическая взаимосвязь моделей поведения фирм и описательного аппарата непрерывно возрастает, обуславливая постоянную необходимость совершенствования последней. Многогранность рынков, порождающая, в свою очередь, определенные исключения, которые могут обрести качество закономерности, приводит к необходимости постоянного критического анализа существующего теоретико-методологического аппарата с целью более совершенного объяснения и проникновения в сущность изучаемых процессов.

Высока также и практическая значимость исследования олигополистических рынков в современных условиях Российской Федерации ввиду их исторического доминирования, с одной стороны, а, с другой, требования повышения их конкурентоспособности, вследствие ужесточения конкуренции на международных рынках, обусловленной глобализацией экономических процессов.

Дополнительным фактором, усиливающим важность совершенствования теоретико-методологического аппарата исследования рынков, является и его прикладной характер, реализуемый посредством антимонопольного регулирования, оказывающего, в свою очередь, уже непосредственное воздействие на реальные рыночные процессы.

Формирование дополнительного инструментария исследования структуры рынка позволяет внести новые элементы его технического анализа, KOTOpbiej могут быть использованы как аналитиками, так и антимонопольными службами. В свою очередь, более глубокое представление фирмами сущности экономических процессов, в том числе в сфере слияний и поглощений, позволяет им адекватным образом выстраивать свою стратегию в данной области с соответствующей более аргументированной позицией, учитывающей и вопросы антимонопольного регулирования.

Таким образом, изучение моделей поведения фирм на олигополистических рынках является особенно значимым и актуальным в современных условиях.

Разработанность темы исследования. Качественные изменения экономической среды, происходившие в мире в XIX в., обусловленные промышленной индустриализацией общества, привели к необходимости изучения данного феномена и созданию так называемой неоклассической школы, представленной в лице О. Курно, Ж. Бертрана, Ф. Эджуорта, Г. Штакельберга, Д. Нэша, К. Форхаймера, Д. Кларка, исследовавших некооперативные модели поведения фирм на рынке.

Структурирование и дальнейшая специализация идеализированных моделей рынков нашли продолжение в ключевых для своего времени работах: Э. Чемберлина, Дж. Робинсон, Ф. Найта, Г. Хоттелинга, К. Сэллопа, П. Сраффы, К. Эрроу, В. Шеппарда, М. Шубика, В. Войтинского, Д. Крепса.

Ряд процессов в начале XX в., связанных с созданием картелей и шокирующим общество обнаружением сговоров, ставших следствием роста концентрации, привел к созданию нового теоретико-методологического аппарата анализа отраслевых рынков, базировавшихся на ранних (конец XIX в.) работах Ф. Клейнтвехтера, Д. Пихно и далее продолженных А. Боули, Д. Стиглером, Э. Мэйсоном, Д. Бейном, П. Суизи, Р. Хэллом, Ч. Хитчем, Д. Саттоном*.

Акцентированное внимание на методологических проблемах монополий прослеживалось в работах А. Пигу, Р. Коуза, Д. Кларка, П. Джоскоу, Э. Чадвика, X. Демсеца, У. Баумоля, Ф. Рамсея, Д. Спенглера, Д. Панзара, Р. Виллинга.

Относительная новизна1 данных явлений для российской экономики, современная рыночная история которой достаточно мала, привела также к необходимости изучения вопросов развития отраслевых рынков с учетом отечественной специфики, что нашло отражение в работах С. Б. Авдашевой, Н. М. Розановой, А. Е. Шаститко, Ю. В. Касьянова, В: М. Полтеровича, Е. Г. Ясина, Е. Н. Калмычковой, Б. В. Кузнецова, С. Афонцева, С. Плаксина, Р. Мартусевича, С. Лукьянова, Н. Кисляк, И. Гречишкиной, М. Дерябиной, П. Крючкова и др. Большинство работ рассматривают вопросы совершенствования действующего антимонопольного законодательства, реформирования структур естественных монополий и поиска путей дальнейшей оптимизации институциональный среды.

В' ряде работ, в частности Ю. В. Касьянова, представлен критический анализ имеющихся теорий монополистических и олигополистических рынков. Однако, как мы полагаем, в существующих работах недостаточно широко нашло отражение как эмпирическая верификация неоклассических подходов анализа рынка, так и их критика, в которые в равной степени включается необходимость определения и верификации основных драйверов рынков и взаимосвязей’их развития.

Принимая во внимание, что фундаментальный теоретико-методологический аппарат разработан зарубежными исследователями на базе развитых рыночных отношений, его безусловное копирование, в частности, в форме антимонопольного законодательства в современные реалии отечественной экономики без соответствующей адаптации (по крайней мере, в отношении отдельных рынков), может привести к вероятности проявлений неэффективности реализации промышленной политики в целом.

Цель диссертационной работы. Заключается в разработке теоретико-методологического аппарата анализа современных олигополистических рынков. Задачи работы включают в себя:

• исследование традиционного вида кривой спроса в случае наличия целевых дифференцированных сегментов и эмпирическая верификация выявленных зависимостей;

• оценку применимости неоклассического инструментария для практических исследований рынков;

• определение ключевых параметров олигополистических рынков, связывающих его структуру, уровень конкуренции и результативность в виде однозначно исчисляемых и взаимосвязанных друг с другом критериев посредством теоретически выведенной формулы;

• исследование поведения фирм наолигополистических рынках, позволяющей осуществлять их динамический анализ с возможностью логической интерпретации полученных результатов;

• коррекцию антимонопольных ограничений в сфере слияний и поглощений.

Область исследования. Экономическая теорияобщая экономическая теория. Микроэкономическая теория: теория потребительского спроса, теория фирмы, теория организации рынков, теория конкуренции и антимонопольного регулирования.

Объект исследования. Мировой и российский рынок черных металлов.

Предмет исследования. Моделирование динамических процессов современных олигополистических рынков (на примере черных металлов).

Методологическая и теоретическая основа исследования. Выводы и положения неоклассической и институциональной экономической теории, маржиналистского анализа, теории отраслевых рынков, теории фирмы, микроэкономики, концептуализированные в большинстве своем зарубежными исследователями и некоторыми отечественными авторами. В работе использованы материалы экономической литературы, ряда специализированных отраслевых и общественно-публицистических изданий, материалов тематических конференций, Интернет-источников.

Основными методами исследования явились методы системного, сравнительного и статистического анализа.

Информационную базу исследования, составили данные мировой экспортно-импортной статистики ООН, Федеральной службы государственной статистики РФ, законодательные и нормативные актыправительства РФ, информационно-аналитические материалы специализированных аналитических агентств осуществляющих мониторинг рынка черных металлов.

Научная новизна работы.

1. Обоснована гипотеза дискретной природы кривой' спроса (в отношении целевых рыночных сегментов) и осуществлена ее эмпирическая верификация (п. 1.2 — теория потребительского спросатеория организации рынков паспорта специальности ВАК 08.00.01).

2. Определена некорректность практического применения некоторых элементов теории маржинального анализа в контексте теории рынков на примере ряда олигополистических сред (п. 1.2 — теория организации рынков паспорта специальности ВАК 08.00.01).

3. Произведен математический расчет модели поведения фирм в олигополистической среде виде формулы, взаимосвязывающей ряд показателей, однозначно идентифицирующих уровень конкуренции на рынке (п. 1.2 — теория организации рынковтеория конкуренции и антимонопольного регулирования паспорта специальности ВАК 08.00.01).

4. Осуществлена интерпретация модели поведения игроков в олигополистической среде с конструированием соответствующего аппарата анализа рынка, опровергающая некоторые элементы неоклассической теории (п. 1.2 — теория организации рынков паспорта специальности ВАК 08.00.01).

5. Сформулированы соответствующие корректировки антимонопольных ограничений, нейтрализующие современные негативные последствия практики слияний и поглощений (п. 1.2 — теория конкуренции и антимонопольное регулирование паспорта специальности ВАК 08:00.01).

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Теоретические выводы диссертационного исследования делают попытку объединения структуралистского и конкурентного подходов исследования рынков, формируют методологический аппарат исследования* рынков с однозначной интерпретацией взаимозависимости ключевых факторов рынка, подтверждаемых эмпирическим’анализом.

Анализируется возможность существования дискретных сегментов спроса с выявлением соответствующих скачкообразных уровневых переходов в зависимости от загрузки мощности производителей и динамики спроса, нашедшая качественное соответствие с эмпирическими данными.

Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей проработки теории рынка, формализованы в виде конкретных алгоритмов анализа рынков, осуществляемых как фирмами, так и антимонопольными службами, реализованы в виде непосредственных правил в сфере слияний и поглощений.

Апробация результатов исследования. Основные аспекты исследования были представлены на 11 международных, всероссийских и t межрегиональных научно-практических конференциях, а также на пленарном заседании XV международной научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга» (Н.Тагил, 2009 г.).

Результаты диссертационного исследования были использованы администрацией города Нижний Тагил в процессе стратегического планирования оптимальных направлений развития городского общественного транспорта.

Теоретико-практические аспекты диссертационного исследования используются в процессе обучения студентовна кафедре «Экономика и управление' в промышленности» ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет-УПИ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» Нижнетагильский технологический институт (филиал) УГТУ-УГТИ.

Прикладные выводы настоящей работы нашли практическое применение в организации аналитической работы ООО «Торговая компания «ЕвразХолдинг» .

Публикации. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 12 печатных работах общим объемом 2,7 печатных листа.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Работа изложена на 156 страницах текста, включает 21 таблицу, 28, рисунков. Список, литературы состоит из 170 материалов зарубежных и отечественных авторов, статистических источников, нормативно-правовых документов.

Во введении обосновывается актуальность, выбранной тематики, исследуется степень ее разработанности, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, информационное поле проблематики исследования.

В'- первой главе «Теоретические основы исследования моделей рынка» проанализированы фундаментальные основы теории рынков. Сформирована собственная точка зрения относительно применимости допущений различных неоклассических моделей исследования олигополистических сред, равно как и их выводов в контексте их соответствия практике. Определена ключевая, на наш взгляд, роль уровня загрузки производственных мощностей влияющая на результативность функционирования рынка. Предложена критическая переоценка традиционного вида кривой спроса с необходимостью ее замены на дискретные сегменты потребления и качественной эмпирической верификации данной гипотезы. Определены основные предпосылки наличия дискретного характера кривой спроса, ввиду существенной неоднородности структуры доходов населения и наличия в нем определенных «плато» .

Во второй главе «Методологический инструментарий анализа рынков» представлены методики оценки и анализа структуры рынка, расчета критериев монопольной власти существующего теоретического аппарата. Осуществлена верификация возможности практического использования наиболее перспективных из имеющихся методик. Определена ограниченность области практического применения имеющегося методологического аппарата исследования рынков (на примере олигополистических сред).

В третьей главе «Гипотеза и верификация модели поведения на олигополистическом рынке» предложены параметры, определяющие состояние конкуренции на рынке, которые, наряду со структурными факторами, формируют определенные взаимосвязи, отражающиеся, в свою очередь, в модели поведения, участников в олигополистической среде. Определенные параметрыорганически объединяют положения структуралистского подхода изучения рынков и конкурентной теории Дж. Саттона с формированием взаимосвязей и выводов, не укладывающихся в традиционные представления, неоклассической школы. Осуществлена эмпирическая верификация разработанного инструментария, определены ключевые факторы, влияющие на эффективность функционирования рынков как с общественно-экономической точки зрения в контексте антимонопольной практики, так и непосредственно с позиции фирмы. Проанализированы ключевые принципы антимонопольной политики в различных странах с позиции как устранения негативных последствий монополизма, так и повышения конкурентоспособности фирм на глобальных рынках как элемента реализации промышленной', политики государства. Определены основные направленияразвития отечественной антимонопольной политики, ряд проблемных участков ее реализации и возможности дальнейшего совершенствования. Предложены практические критерии оптимизации антимонопольных правил, регулирующих рынки слияний и поглощений.

В заключении подытожены основные выводы работы в отношении, как теоретической концепции темы, так и ее практического приложения, включая методологические приемы анализа рынка и некоторые прикладные аспекты антимонопольной практики.

Заключение

.

В настоящей работе нами предпринята попытка изучения основных аспектов теории рынков с предложением авторской модели поведения фирм в олигополистических средах с ее дальнейшей интерпретацией, верификацией и формированием предложений прикладного характера в области слияний и поглощений.

В главе 1 «Теоретические основы исследования моделей рынка», в параграфе 1.1. «Развитие теории структуры рынка», проанализированы основные существующие методологические подходы изучения различных сред.

Сформулированы определенные сомнения в отношении справедливости выбора в моделях Курно и Штакельберга стратегической переменной — объема производства и последовательного порядка принятия решений. В реальных условиях рынка изменение доли поставок фирмы, с нашей точки зрения, возможно именно вследствие изменения цены.

В параграфе 1.2. «Концепции формирования отраслевых рынков» проанализированы основные методологические подходы оценки современных сред, охватывающих собственно фирму, альтернативы ее стратегического поведения, которые непосредственным образом воздействуют на конфигурацию окружения, в том числе в направлении его укрупнения.

В параграфе 1.3. «Критические аспекты неоклассической интерпретации рынков несовершенной конкуренции» нами предложена идея необходимости изменения формата представления традиционной непрерывно ниспадающей кривой спроса на дискретные участки. Данное предположение основано на:

• дифференциации и неоднородности распределения^ доходов населения с образованием определенных «плато», сохранение которых прослеживается в динамике;

• предположении наличия порога переключения между смежными сегментами потребления;

• ограниченности целевых сегментов потребления, усиливаемых стандартизацией и отсутствием заменителей со стороны предложения;

• унификации моделей поведения потребителей;

• объяснении как устойчивого равновесия, так и неустойчивых состояний сопровождаемых резким колебанием цен.

Концепция дискретных уровней кривой спроса приводит к следующим значимым следствиям:

• наличие горизонтальных участков дискретной кривой спроса обуславливает соответствие с ней кривой предельного дохода, следовательно, установление равновесия ее пересечением в контексте маржинального анализа с кривой предельных (средних долгосрочных) издержек формально идентично ситуации совершенной конкуренции. При этом равновесие устанавливается при более низкой цене и более высоком объеме по сравнению с традиционной ниспадающей кривой спроса;

• различие вертикальных участков (разрывов цен) между дискретными кривыми спроса приводит к скачкообразоной вариации величины уровневых переходов, а, следовательно, и"изменения цен на рынке, что косвенно подтверждается резкими колебаниями стоимости, к примеру, сырьевых товаров, имевшим место в последнее десятилетие.

• изменение цены при переходе между дискретными уровнями спроса определяется ограничением производственной мощности.

В главе 2 «Методологический инструментарий анализа рынков», в параграфе 2.1. «Методологические подходы к оценке структуры рынка», рассматриваются основные элементы существующих методик, позволяющие произвести оценку структуры рынка. Установлены естественные ограничения практической идентификации таких элементов индекса Лернера как предельные издержки и эластичность спроса.

В параграфе 2.2. «Верификация условия Нэша-Курно в условиях современных олигополистических рынков» нами осуществлена оценка корректности предпосылок теоретического вывода индекса Лернера, равно как и возможности практической идентификации его составляющих.

В частности, ключевое исходное допущение Нэша-Курно об изменении рынка исключительно за счет одного игрока в реальных условиях нерационально и практически невозможно. В исследованном примере олигополистического рынка металлопроката РФ нами установлено, что более чем в 50% случаев на протяжении 2002;2007 гг. изменение потребления превышает 50% среднего объема поставок производителей на данный рынок.

В дополнение к этому определение величины предельных издержек и их непосредственное сравнение с ценой некоторого рынка, при условии несоответствия его изменения темпу производства, лишает данный показатель логической основы. дО.

Дополнительным важным следствием условия Нэша-Курно = 1 dq, является, с нашей точки зрения, отсутствие учета влияния изменения объема рынка на формирование рыночной цены.

В главе 3 «Гипотеза и верификация модели поведения на олигополистическом рынке», в параграфе 3.1. «Теоретический вывод модели поведения на олигополистическом рынке», нами предпринята попытка определения следующих компонентов конкуренции, большинство из которых удовлетворяет требованию однозначной идентификации:

• изменение объема рынка;

• уровень превышения производственных мощностей относительно потребления;

• эластичность рынка;

• уровень превышения цен рынка относительно конкурентного уровня (эталонного рынка);

• структура рынка.

Результатом проведенных нами расчетов является следующая формула:

Q/'ф t дррф ^ -ул д, гф ^ ч, рф ^ 3Qрф Ррф ~~ Р-м:п РРФ дОуф Орф Q рф РрФ в которой,.

0РФобъем потребления (поставок) продукции на выделенный рынок.

РФ) — ql — объем поставок i-ro поставщика на выделенный рынокqnkcn — объем экспортных поставок i-ro поставщика;

Ррф — цены поставок на выделенный рынок (РФ);

Рэксп — цены поставок на экспортный (эталонный) рынок;

СПр-ва ~ себестоимость производства продукции.

Установленная зависимость, как мы полагаем, позволяет определить влияние структурных и динамических факторов внутреннего рынка, включая темп потребления, уровень загрузки производственных мощностей на степень отклонения внутренней цены от экспортной (выбранной в качестве эталона).

В главе 3.2. «Интерпретация модели поведения участников рынка» исследуется взаимосвязь элементов найденной формулы.

Сохранение в формуле индекса Херфиндаля-Хиршмана делает ее вид подобной классическому индексу Лернера. При этом индекс Херфиндаля-Хиршмана, модифицированный по степени соответствия изменению общего рынка изменения поставок каждого игрока, позволяет идентифицировать их поведение в комплексе.

Учет модифицированного индекса Херфиндаля-Хиршмана, по сравнению с традиционной его формой, приводит к более точной описательной взаимосвязи структурных факторов рынка и, собственно, изменением цен на нем. А именно, модифицированный индекс Херфиндаля-Хиршмана объясняет:

• парадоксальную с классической точки зрения ситуацию, в которой при снижении традиционного HHI мера переплаты цены рынка может увеличиться (в случае отставания роста поставок действующих производителей от темпа увеличения емкости рынка и добавления нового игрока), вследствие, например, ограниченности производственных мощностей;

• ситуацию увеличения традиционного HHI, сопровождающуюся снижением цены (в случае разнонаправленного рынку изменения поставок действующих производителей). При этом восстановление обычного уровня загрузки мощности и доли рынка происходит за счет снижения цены.

В главе 3.3. «Верификация модели, поведения на олигополистическом рынке» предпринята попытка динамической и статической проверки соответствия результативности функционирования рынка различным методологическим подходам, в том числе и предложенного нами.

В результате проведенной верификации зависимости составляющих элементов конкуренции и их результирующего взаимодействия мы пришли к следующим результатам:

• выявлена положительная корреляция индекса Херфиндаля-Хиршмана, модифицированного по вкладу в изменение общего потребления изменения поставок каждого производителя внутреннего рынка с превышением цены на нем относительно экспортного. Определено улучшение соответствия корреляционной модели в случае ограничений производственных мощностей производителей;

• определена слабая положительная корреляция темпов роста потребления внутреннего рынка и превышения цены на нем относительно экспортного;

• установлено отсутствие динамической корреляции индекса Херфиндаля-Хиршмана для внутреннего рынка с превышением цены на нем относительно экспортного и ее наличие в статическом усредненном случае;

• обнаружено отсутствие динамической корреляции индекса Лернера для внутреннего рынка с превышением цены на нем относительно экспортного.

В главе 3.4. «Прикладные аспекты модели в контексте антимонопольных ограничений слияний и поглощений» предлагается следующим образом скорректировать действующие правила в сфере слияний и поглощений:

• является возможным и необходимым увеличение уровня концентрации в отрасли при условии преодоления объединенными участниками дефицита мощностей с достижением и сохранением существенного их превышения относительно внутреннего потребления в длительной перспективе;

• является возможным и целесообразным введение обременительного требования по вводу новых мощностей, размещаемых на территории РФ, в случае скупки зарубежных активов национальными компаниями. Кроме того, представляется также обоснованным введение в антимонопольное законодательство собственно определения ценового параллелизма действий, являющегося, по сути, антиконкурентным и вместе с тем достаточно распространенным, равно как и мер ответственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства. // Вопросы экономики. 2007. № 1. С. 98−111.
  2. С., Крючкова П., Шаститко А. Доминирование на рынке справочных правовых систем: опыт экономического анализа // Вопросы экономики. 2007. №. 11. С. 104 119.
  3. С., Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 100−116.
  4. С.Б. Антимонопольный контроль слияний и присоединений. // Экономический вестник Ростовского Государственного университета. 2004. Т. 2. №.3. С.110−124.
  5. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. -М.: Магистр, 1998. С. 198.
  6. С.Б., Розанова Н. М., Калмычкова Е. Н. Доминирующее положение и антиконкурентные соглашения. // Экономический вестник Ростовского Государственного университета. 2004. Т. 2. №.2. С.112−127.
  7. С.Б., Шаститко А. Е. Новое антимонопольное законодательство: результат стратегического взаимодействия? // Экономическая политика. 2007. № 3. С. 72−91.
  8. С.Б., Шаститко А. Е., Кузнецов Б. В. Конкуренция и структура рынков, что мы можем узнать из эмпирических исследований о России. // Российский журнал менеджмента. Том 4. № 4. 2006. С. 3−22.
  9. О., Бахарев И., Топалов А., Могутов И. С чувством неоплаченного долга. // Газета.ги. 10.03.2008. Режим доступа: http ://www. gazeta.ru/business/2009/03/10/2 955 353 .shtml
  10. У., Квандт Р. Эмпирические методы и оптимально несовершенные решения // Теория фирмы. СПб., 1995. С. 448−476. (Вехи экономической мысли — Вып. 2).
  11. Бензин в США с июля подешевел более чем в 2 раза. РосБизнесКонсалтинг. 25.11.2008. Режим доступа: http://top.rbc.rU/society/25/l l/2008/263 357.shtml
  12. Н. Усиление неравенства в новой глобальной экономике. // Вопросы экономики. 2006. № 4. С. 84−89.
  13. JI. Антимонопольная политика в Италии / Приватизация и антимонопольное регулирование (зарубежный опыт). М., Российская академия управления, 1992. С. 41.
  14. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. С. 297.
  15. А. Проблемы реформирования естественных монополий // МЭиМО.2003. № 12. С. 9.
  16. В. Государственыо-частное партнерство как альтернатива приватизации в инфраструктурном комплексе // Проблемы теории и практики управления.2004. № 2. С.47−48.
  17. Ю. России сулят «избиение трестов». // Российская бизнес-газета.2008. № 675. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/10/14/antimonopol.html.
  18. В. Рынок и цены: Теория потребления, рынка и рыночных цен. СПб., 1906. Гл. 6−8.
  19. А.В. Дополнительный инструментарий неоклассического аппарата анализа рынков / Актуальные вопросы экономических наук. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: ЦРНС — Издательство СИБПРИНТ, 2009. Ч. 1.-С. 46−50.
  20. А.В. Интерпретация модифицированного индекса Херфиндаля-Хиршмана. Материалы XVI" Уральской Международной конференции молодых ученых по приоритетным направлениям развития науки и техники. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. Ч. 2. С. 231−236.
  21. А.В. Критический анализ классических моделей рынка / Проблемы развития АПК Саяно-Алтая. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. Ч. 1. С. 68−72.
  22. А.В. Синтез структуралистского подхода и теории Дж. Саттона в современных экономических средах / Экономика и управление в современных условиях. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Красноярск, 2008. 4.1. С. 76−83.
  23. А.В. Особенности антимонопольной практики в РФ / Наука -образование производство: Опыт и перспективы развития. Материалы региональной научно-практической конференции. — Нижний Тагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ, 2009. Т. 1. — С. 42−46. '
  24. А.В., Ильяшенко В. В. Гипотеза модели поведения в олигополистической среде рынка. Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. № 2 (24). С.4−11.
  25. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. СПб., 2008.1. Т. 2.
  26. В., Гончар К., Кузнецов Б., Яковлев А. Российская промышленность на перепутье: Что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными. // Вопросы экономики. 2007. № 3. С. 4−34.
  27. С. Антимонопольное регулирование как инструмент развития рынка газа//Вопросы экномики. 2005. № 12. С. 122−132.
  28. А., Монополии ограничат уступками // Коммерсантъ. 2008. № 167 (3984). 17.09.2008.
  29. Т. Реально тчк Лондон тчк. // Эксперт. 2007. № 23. Режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/23/politikaneoliberalizma/
  30. Д. Участники рынка ожидают плавного снижения спроса на арматуру в течение всего 2009 г. // Rusmet.ru. 18.03.2009. Режим доступа: http://www.rusmet.ru/ncws.php?act=showncwsitem&id-=48 017
  31. Е. Враждебные поглощения и защита от них в условиях корпоративного рынка России. // Вопросы экономики. 2007. № 4. С. 70−84.
  32. М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики. 2006. № 1. С. 102−121.
  33. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 1999. С. 28.
  34. Э.Дж., Линдсэй Д., Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.1. С. 389.
  35. В.В. Антимонопольная политика как средство регулирования инфляционных процессов в современной России / Экономико-правовые проблемы современной России: юбилейный сб. научн. тр. Екатеринбург: Издательство Урал. гос. экон. ун-та, 2007.
  36. В.В. Макроэкономические и микроэкономические аспекты инфляции в трансформируемой экономике России. Екатеринбург: Издательство Урал. гос. экон. ун-та, 2006. 207 с.
  37. В.В. Микроэкономика: учеб. пособие. 2-е изд., доп. Екатеринбург: Издательство Уральского гос. экон. ун-та, 2001. 259 с.
  38. В.В. Монополизм экономики и ценообразование / Демография -общество человек в условиях формирования новой экномики: материалы Всероссийской науч.-практ. конф.: в 2 ч. — Екатеринбург: Издательство Урал. гос. экон. ун-та, 2007.
  39. Информационное агентство: Металл-Курьер Режим доступа: http://www.metalcourier.ru/
  40. Е.Н., Розанова Н. М. Зарубежный опыт реформирования отраслей естественной монополии (на примере электроэнергетики и газовой отрасли // Экономический вестник Ростовского Государственного университета. 2004. Т. 2. №.4. С.138−155.
  41. Ю. Антимонопольное законодательство за рубежом: позитивный опыт. // Вопросы экономики. 2004. № 8. С. 15−25.
  42. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях». № 45 ФЗ от 09.04.2007. Ст. 14.31.
  43. К.К., Соколов Д. Г., Юдаева К. В. Инновационная активность российских фирм. Экономический журнал ВШЭ. 2004. 8 (3): С. 399−420. Режим доступа: http://ecsoman.edu.ru:8100/economics/.
  44. Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция // Экономический журнал ВШЭ. 2000. № 2. С. 245.
  45. Е.И. Тенденции в развитии теоретических подходов к регулированию естественных монополий // Экономический журнал ВШЭ. 1999. — № 2. — С. 253.
  46. Корпорация Чермет Режим доступа: http://www.k-chermet.ru/
  47. Ф. Маркетинг менеджмент. 19-е изд. СПб.: Питер, 2000. С. 306.
  48. Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. С. 41.
  49. О.Д., Шапкина И. Н. История экономики. М., 2000: С. 336−337.
  50. С., Кисляк Н. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции. // Вопросы экономики. 2007. №. 2. С. 101−110.
  51. Е., Хрипунов К. $ 2 трлн на светлое будущее. // Ведомости. 2008. № 213. Режим доступа: http://www.vedomosti.rU/newspaper/article.shtml72008/l 1/11/168 247
  52. МакКоннелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Москва: «Туран», 1996. — Т. 2.. 222.
  53. Р. Конкурсы за концессии в отраслях естественных монополий в контексте тарифного регулирования // Вопросы экономики. 2008. № 4. С. 142−157.
  54. Монополизм и антимонопольная политика. М., 1993. С. 173.
  55. Монополистически капитал Японии и его роль в системе современного капитализма. М. 1973.
  56. Мор Т. Утопия. М.- Л., 1947. С. 59.
  57. Ю.М. Коммерческая логистика. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. С.135−140.
  58. А. Как подорожает свет. // Ведомости. 26.11.2008. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newsline/index.shtml72008/ll/26/689 600
  59. А. Развитие мирового металлургического комплекса и фондовый рынок. // Вопросы экономики. 2006. № 12. С. 98−114.
  60. А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. Т. 1. Гл. 16.
  61. Д. И. Торгово-промышленные стачки. Киев, 1885.
  62. В. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. 2008. № 4. С. 4−24.
  63. Режим доступа: http://mjp.univ-perp.fr/europe/1957rome3.htm
  64. А. Времена дешевых газа и нефти прошли. // РБК daily. 25.11.2008. -Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2008/1 l/25/tek/391 826
  65. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986. С. 143.
  66. Н. Эволюция антимонопольной политики России//Вопросы экономики. 2005. № 5. 117−131.
  67. Н.М. Политика поддержки конкуренции и промышленная политика в зарубежных странах // Экономический вестник Ростовского Государственного университета. 2006. Т. 4. №.1. С. 32−47.
  68. Н.М. Экономические основы конкурентной политики. // Экономический вестник Ростовского Государственного университета. 2003. Т. 1. №.4. С. 141−149.
  69. Рой Л.В., Третьяк В. П. Анализ отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 2008.1. С. 312.
  70. Российский Центр внешней торговли. Режим доступа: hhttp://www.rusimpex.ru/indexl.htm?varurl=Content/Economics/index.htm
  71. Российский экономический барометр. М.: ИМЭМО РАН. 1995−2003.
  72. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. (Книги 1−1П). М-, 1993. С. 255.
  73. Дж. Теория олигополии // Теория фирмы. СПб., 1995. (Вехи экономической мысли — Вып. 2).
  74. В. Управление рисками в сфере естественных монополий // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 6. С. 52.
  75. . Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности. СПб., 1996. С. 243−244.
  76. О.И. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат. CEV Press, 1996. С. 181.
  77. М.Ю. Онлайн-интервью. // Эксперт Online. 19.03.2009. -Режим доступа: http://www.expert.ru/interview/2009/03/19/urnovm/
  78. Федеральная антимонопольная служба РФ. Режим доступа: http://fas.gov.ru/news/n17433.shtml7print
  79. Федеральная служба Государственной статистики // Распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы за апрель 2008 г. -Режим доступа: http://www.gks.ru/wages/wag08.htm
  80. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., Экономика. М., 1993. С. 262−263.
  81. К. ЕС оштрафовал стекловаров на 1,4 млрд евро за сговор. // Ведомости. № 217. 2008. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newsline/index.shtml72008/! 1/13/683 218.
  82. К. Сделка века сорвалась. // Ведомости. № 224. 2008. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml72008/ll/26/170 888
  83. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 1999. Т. 1, С. 297.
  84. С.В. Конкуренция в россиской промышленности (1995−2002). // Научные труды ИЭПП, № 57. М.: ИЭПП. Режим доступа: http://iet.ru.
  85. Э. На путях к более общей теории стоимости // Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1996. С. 340.
  86. Н.Н. Теория ценности и распределения: Критическое исследование о новейших течениях в экономической теории. М., 1912. С. 18−19.
  87. А. Реформа антимонопольного регулирования в России: повестка дня и дизайн дискуссии // Вопросы экономики. 2004. № 3. С. 140−148.
  88. А. Экономические аспекты ослабления наказания за нарушение антимонопольного законодательства// Вопросы экономики. 2007. № 8. С. 68−79.
  89. А., Авдашева С., Адвокатирование конкуренции как часть конкурентной политики // Вопросы экономики. 2005. № 12. С. 109−121.
  90. А., Афонцев С., Плаксин С. Структурные альтернативы социально-экономического развития России. // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 71−85.
  91. М. Не по зубам. // РБК daily. 26.11.2008. Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2008/ll/26/industry/391 988.
  92. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 2000. С.174−175.
  93. К. К теории ценового приспособления // Теория фирмы. СПб., 1995. С. 432−447. (Вехи экономической мысли — Вып. 2).
  94. К., Ясин Е. Стратегия 2050 справится ли Россия с вызовами глобализации. // Вопросы экономики. 2008. № 5. С. 4−21.
  95. А. А. Конкуренция, глобализация и развитие корпоративного сектора в России (предварительные результаты анализа). Вопросы статистики. 2006. № 5. С. 25−32.
  96. Е. Г. Структурные изменения в-российской промышленности. М.: ГУ-ВШЭ. 2004.
  97. Averch H., L.L. Johnson. Behavior of the Firm Under Regulatory Constraint //American Economic Review. -1962. № 52. — 1059−69
  98. Bain J. Industrial Organization. N.Y., 1959.
  99. Baumol, W., Panzar J., and R.D. Willig, Contestible Markets and the Theory of Industry Structure. New York, 1982: Harcourt Brace Javanovich.
  100. Berle A., Means G. The Modern Corporation and the Private Property. New York. Macmillan, 1932.
  101. Bowley A. The Mathematical Ground Work of Economics. Oxford, 1924.
  102. Carlton D.W., Perloff J.M. Modern Industrial Organization. P. 672.
  103. Carvalho A. World Steelmaking Capacity. OECD. Steel Committee Meeting. 2007. Режим доступа: http://www.oecd.org/dataoecd/38/57/38 742 492.pdf
  104. R. & Williamson. What is Product Differentiation, Really?// Journal of Industrial Economics, 1985. Vol.34. PI 13−132.
  105. Chamberlin E. Measuring the Degree of Monopoly and Competition // Monopoly and Competition and Their Regulation / Ed. by E. Chemberlin. London, 1954. P. 264−265.
  106. Clark J. The Control of Trusts: An Argument in Favor of Curbing the Power of Monopoly by a Natural Method. N.Y., 1901.
  107. Cooper J., Pautler P., Zywicki T. Theory and Practice of Competition Advocacy at the FTC. George Mason University. School of Law. Law and Economics Working Papers, 2001, 04−48.
  108. Cournot A. Recherches sur les principles mathematique de la theorie des richesses. Paris, 1938. Ch. VII.
  109. Cowling K., Mueller D. The Social Cost of Monopoly // Econ. Journ. 1978. Vol. 88.1. Aug.
  110. Demsetz H. Industry Structure, Market Rivalry, and Public Policy // Journal of Law and Economics. 1973. V. 16. P. 1−9.
  111. Demsetz H. Why Regulate Utilities //Journal of Law and Economics. 1968. — № 11.- 55−65.
  112. Dutz M., Vagliasindi M. Competition Policy implementation in transition economies: an empirical assessment. Working paper JV°27. European Bank for Reconstruction and Development, 1999.
  113. Economie appliqu?. 1993. № 1. P. 15.
  114. Emmot R. Strategic opportunities for the steel industry in the 21 century. The 1999 Middle East Steel Congress. 1999. Режим доступа: http://www.hatchbeddows.com/articles/papers/steelindustryin21.htm
  115. Estache. A., Washington G. de Rus. Privatization and Regulation of Transport Infrastructure: Guidelines for Policymakers and Regulators. D.C.: The World Bank. P.239.
  116. European Commission. Homepage.-Режим доступа: http://ec.europa.eu/comm/competition/mergers/statistics.pdf
  117. Fenton M. Iron and Steel statistics. U.S. Geological Survey. 2008. Режим доступа: http://minerals.usgs.gov/ds/2005/140/ironsteel.xls
  118. Ferguson P., Ferguson G. Industrial Economics: Issues and -Perspectives. 2nd ed. Houndmills, 1994. P. 16−19, 264.
  119. German Steel Federation and IISI verifications. // Steel Orbis: Steel Trade Conference. 11.07.2008. -Режим доступа: http://66.39.14.41/new/2 008 071 l.ppt.
  120. Global Steel Market Development. OECD. 2002. Режим доступа: www.oecd.org/dataoecd/31/49/1 954 580.pdf.
  121. Hall R., Hitch Ch. Price Theory and Business Behaviour // Oxford Econ. Papers. 1939. Vol. 2. May. P. 12−45.
  122. Ilarberger A. Monopoly and Resource Allocation // Amer. Econ. Rev. Papers a. Proceedings. 1954. Vol. 44. P. 77−87.
  123. Iiotelling H. Stability in Competition // Econ. Joum. 1929. Vol. 39, N 153. March.1. P. 54−55.
  124. Humburger W. Conscious Parallelizm and the Kinked Demand Curve // Amer. Econ. Rev. 1967. Vol. 57, N 2. May.
  125. Jamison M.A. A Further Look at Proper Tests for Natural monopoly // PURC Working Paper / Universityof Florida. 1997.
  126. Jenkinson Т., Mayer C. Hostile Takeovers: Defense, Attack, Corporate Governance. London: McGraw-Hill, 1994.
  127. Joscow P.L. Transaction cost economics and competition policy, Report on Yearly Conference of International Society for New Institutional Economics.
  128. Joskow P.L. Regulation of Natural Monopolies / Massachusetts Institute of Technology, Center for Energy and Environmental Policy Research, (05−008 WP), April 2005. C. 49−52. Режим доступа: http://web.mit.edu/.
  129. Kleinwuhter F. Die Kartelle. Innsbruk, 1883.
  130. Kreps D. A Course in Microeconomic Theory. New York et al., 1990. P. 345.
  131. Linda R. Competion Policies and Measury of Dominant Power // Mainstreams in Industrial Organization / Ed. by H. de Jong, W. Shepherd. Dordrecht, 1986. B. 2.
  132. Marris R. The Economy Theory of Managerial Capitalism. London, 1966.
  133. Martin S. Advanced Industrial Economics/ USA Blackwell Publishers, 1993. P.2.
  134. Martin S. Industrial Economics: Economic Analysis and Public Policy. New York, 1988. P. 155.
  135. Marvel H.P., McCafferty S. The Welfare Effects of RPM//Journal of Law and Economics, 1985. Vol. 28. P. 363.
  136. Mason E. Price and Production Policies of large-scale Enterprise // American Economic Review. March 1939. V. 29. P. 61−74.
  137. North D. Structure and Change in Economic History. New York, Norton. 1981. P.
  138. Posner R. The Social Cost of Monopoly and Regulation // Journ. Polit. Econ. 1975. Vol. 83. Aug.
  139. Prescott E., Visscher M. Organization Capital//Journal of Political Economy. 1980. N88. P. 446−461.
  140. PricewaterhouseCoopers. Режим доступа: http://www.pwc.com/extweb/pwcpublications.nsf/docid/ED21656DF1956EB880257433004FE0D 4/$file/P wCMAinRussiain2007rus. pdf
  141. Reglament CEE № 4064/89 du Conseil, 21 decemdre 1989. JOCE № 90C 203/06.1990.
  142. Rey P. Collective Dominance and the Telecommunications Industry. IDEI, 2002. -Режим доступа: europa.eu.int/comm./competition/antitrust/others/telecom/collectivedominance.pdf.
  143. Scherer F., Ross D. Industrial Market Structure and Economic Performance. 3rd ed. Boston, 1990. P. 141−143.
  144. Shepherd W. G. On the Concepts of Industrial Economics // Mainstreams in Industrial Organization / Ed. by H. W. de long, W. G. Shepherd. Dordrecht- Boston — Lancaster, 1986. В. 1, vol. 6. P. 26−27.
  145. Shepherd W. The Economics of Industrial Organization. 3rd ed. Englewood Cliffs, N.Y., 1990. p. 13−15.
  146. Shubic M., Levltan R. Market Structure and Behaviour. Cambridge, Mass., 1980. P.13
  147. Spengler J. Vertical Integration and Antitrust Policy // Journal of Political Economy, 1950. Vol. 58. P. 347−352.
  148. Sraffa P. The Lows of Returns Under Competitive Conditious // Econ. 1926. Vol. 36, N 144. Dec.
  149. Stackelberg H. van. Marktform und Gleichgewicht. Wien — Berlin, 1934.
  150. Stackelberg H. von. Grundlagen. S. 235. См. также: Stackelberg H. von. Marktform und Gleichgewicht. Wien — Berlin. 1934.
  151. Stigler G. The Organization of Industry. Chicago, 1968.
  152. Sutton J. Sunks Costs and Market Structure: Price Comtetition, Advertising and the Evolution of Concentration. 1991. MIT Press: Cambridge, MA.
  153. Sweezy P. Demand under Conditions of Oligopoly // Journ. Polit. Econ. 1939. Vol. 47. Aug. P. 568−573.
  154. The OECD Report on Regulatory Reform' Sectoral Studies, Vol. 1., Thematic Studies, Vol. 2. Paris, OECD, 1997.
  155. United Nations Commodity Trade Statistics Database. Режим доступа: http://comtrade.un.org/db
  156. W. The Economics of Industrial Organization. 3rd ed. Englewood Cliffs, 1990. P.74.75.
Заполнить форму текущей работой