Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-философский анализ конформизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социальной философии Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Результаты проведенного автором исследования отражены в б опубликованных работах. Материалы диссертации были использованы автором в выступлениях на Хабаровской краевой конференции молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы… Читать ещё >

Содержание

  • ННЕЦЩНИЕ
  • ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС НОТНОЙ КОНЩЗДМ И СУЩНОСТЬ КОНФОРМИЗМА .II
    • I. Формирование представлений о конформизме в социальной философии. II
    • 2. Социально-психологические исследования конформизма.*
    • 3. Определение конформизма. Особенности социально-философского подхода к его изучению
  • ГЛАВА II. ОНТОЛОГИЯ КОНФОРМИЗМА
    • I. Виды конформизма
    • 2. Минимизация конформизма в современном обществе

Социально-философский анализ конформизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность теш исследования. Выбор теш диссертационного исследования связан с проблемой человека, занимающей центральное место в развитии социальной философии на протяжении всей ее истории. Определяющие проблем человека вопросы — о природе я сущности человека, о его месте в мире, о цели и смысле его бытия, о его судьбе — являются вечными философскими вопросами и имеют первостепенную важность для любых стран и эпох.

Однако в XX веке проблема человека приобретает особую значимость. Во-первых, в XIX столетии, особенно во второй его половине, произошло существенное приращение конкретно-научного знания о человеке. Успехи биологии и этнографии, социологии и психологии дали сильный импульс для антропологической переориентации философии. Во-вторых, (и это обстоятельство является более существенным, чем первое), огромный интерес к проблеме человеке обусловлен произошедшими в XX столетии социальными и политическими потрясениями, отчетливо выявившими всю неустойчивость и проблематичность человеческого существования. Усложняется мир человека, обостряются противоречия между объективным и субъективным, целями и средствами целесообразной человеческой деятельности. Сила и могущество, приобретенные человеком при овладении природными и социальными обстоятельствами в процессе развития индустриальной, техногенной цивилизации, оказались направленными против него самого. Созданные во имя процветания человека и общества и основанные на принципе формальной свобода экономические и политические системы не стали условиями реализации этой свободы, условиями развития человеческого в человеке, а наоборот, в значительной мере поработили человека, но в иной, чем прежде, более изощренной форме, привели к дегуманизации общества. Данные обстоятельства особенно наглядно проявились именно в нынешнем столетии и в современных философских исследованиях отмечается существование «антропологического кризиса», «падение качества» современного человека и даже указывается на возможность его вырождения.

В связи с этим весьма актуальным становится изучение тех способов связи личности и общества, которые, с одной стороны, выступают элементами целостной картины человеческого бытия, создаваемой современной социальной философией, а с другой — воплощают в себе несвободу и отчужденность, столь характерные для человека нынешнего столетия. К числу таких способов относится и конформизм. Выявление сущности и особенностей, объективных и субъективных факторов детерминации подобного рода феноменов позволяет наметить пути социальных преобразований и индивидуальных изменений, следование которым будет способствовать гуманизации общества ж подлинной самореализации личности.

Степень разработанности проблемы. Изучение конформизма имеет определенную традицию. В этой традиции особо выделяются два направления: социально-психологическое и социально-философское. Центральным пунктом социально-психологического направления являются эксперименты С. Эша, в которых был четко зафиксирован феномен конформности, определяющийся как внутригрупповая внушаемость индивида, как функция зависимости меньшинства группы от ее большинства. (Следует оговориться, что в дальнейшем конформность рассматривалась как социально-психическая основа конформизма), В русле изменения методики С. Зша и реинтеграции полученных в его опытах результатов выполнены работы В. Виллиеа, Р. Крачфилда, Дк. Тернера" М. Уэзрелла, М. Хогга, Дж. Хоманса, Г. Шульмана, отечественных исследователей Б. Г. Парыгина, А. Д. Сопикова. Соединение методики С. Эта и идей теории установки Д. Н. Узнадзе осуществлено в работе Г. А. Маградзе, изучавшей зависимость конформности от установки индивида по отношению к социальной группе и валентностью этой установки. Иной ракурс исследования конформизма был задан С. Московиси, который рассматривал конформность как зависимость большинства группы от ее меньшинства. В рамках стратоме трической концепции группового развития, развивавшейся в работах А. В. Петровского, В. А. Бакаева, И. А. Обатуровой, М. А. Туревского, В. В. Шпалинекого, конформность определяется как вид реакции индивида в неорганизованной группе. В социально-психологической литературе конформность рассматривается как специфическая реакция, но имеющаяся сопряженность с другими социально-психологическими механизмами социализации — внушением, подражанием, заражением, модой.

У истоков социально-философского направления изучения конформизма стояли ученые, в той или иной мере связанные с Франкфурт-ско-социологической школой — В. Беньямин, Э. Фромм, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, П.Тиллих. Заслуга этих авторов — в признании конформизма как феномена социального бытия, в стремлении определить порождающие его социальные причины. Для автора особо важное значение имеет понимание конформизма Э. Фроммом как вида «бегства от свободы» современного человека, как формы его неподлинного бытия, а также мысль, высказанная Т. Адорно я М. Хоркхайме-ром о связи между конформизмом и социальной властью. Р. Мертон рассматривал конформизм как способ социального приспособления человека. Детерминация конформизма бюрократической системой индустриального общества рассматривается в работах В. Брудера, С.Н.Пар-кинсова, К.Ясперса. Конформизм как результат манипулятивной деятельности над человеком анализируется Г. Влумером, Г. Шиллером, Э.

Шостремом.

Проблема конформизма в отечественной социально-философской литературе впервые была поднята в работах Ю. А. Замошкина «Кризис буржуазного индивидуализма и личность» (1966 г.) и И. С. Кона «Социология личности» (1967 г.). За прошедшие с тех пор 30 лет она получила развитие в немалом числе публикаций. Так, в исследованиях Л. М. Баткина, В. Й. Борисюка, Й. М. Бунина, А. Я. Гуревича, К. С. Гадаиева, Б. Т. Григорьяна, Г. Г. Дилигенского, Ю. А. Замошкина, Э .Ю.Соловьева анализируются исторические аспекты возникновения и существования конформизма. Диалектика интересов в конформизме, отличие конформизма от подлинной коллективности рассматривается в работах В. Г. Иванова, В. П. Ратникова. Нравственные особенности конформизма получили отражение в публикациях Н. А. Головко, В. Г. Иванова, А.й.Ореховского, А. П. Скрипника, А. Й. Титаренко, В.ЭЛудновского. Реализация конформизма в духовной культуре исследуется в публикациях Г. К. Ашина, Ю. А. Ермакова, Д. Н. Когана, А. В. Кукаркина, П. АЛандесмана, А. В. Романова, Ю. В. Согомонова, Й.Б.СесюниноЙ. Немалый вклад в определение сущности и социальной природы конформизма внесли диссертационные исследования Й. В. Лобанова, О. А. Масловой, Л. В. Теньковой, С. П. Яновской.

Начиная с конца 80-х гг. сформировалось и весьма интенсивно развивается еще одно — социологическое направление изучения конформизма, представленное в работах К. Касьяновой, Ю. А. Левады, Н. Е, Тихоновой, В. Ф. Чесноковой, в диссертационном исследовании Г*Э. Ибрагимова.

Вместе с тем, следует отметить, что в научных публикациях по проблеме конформизма имеется немало «белых пятен». Во-первых, недостаточно уясненной является сущность конформизма. Как правило,.

—? данный феномен определяется через перечисление его весьма противоречивых признаков, таких как пассивность и воинствующая активность, беспринципное, некритическое следование навязываемому стандарту' и соответствие ожиданиям общества. Отсюда, непонятно, какое же качество объединяет эти противоположные свойства.

Во-вторых, в имеющейся литературе не вполне четко определены границы реализации конформизма в социальном времени и социальном пространстве. Основной временной областью осуществления конформизма признается буржуазное общество, возможность же воспроизведения конформизма при социализме связывается с «пережитками» капитализма. Такой подход объясняется влиянием в течение предшествующих десятилетий политических и идеологических догматов. Социально-пространственные пределы реализации конформизма сопряжены с духовной жизнью общества, при этом другие сферы общественной жизни практически не затрагиваются. В-третьих, предметом обсуждений является вопрос об аксиологическом значении конформизма. В попытках решения его имеют место случаи вольного обращения с философской традицией изучения конформизма, неадекватной интерпретации социально-психологических исследований конформности.

Цель и задачи диссертационного исследования обусловлены степенью разработанности проблемы.

Цель диссертации состоит в том, чтобы дать целостную социально-философскую характеристику конформизма как социального явления. Дяя достижения данной цели были определены следующие задачи:

— рассмотреть зарождение и эволюцию представлений о конформизме в социальной философии;

— дать анализ ооциально-психологических исследований конформизма;

— 8 г.

— на этой основе выявить сущность, конституирующие признаки и аксиологическое значение конформизма;

— выделить виды конформизма и их особенности, определить социально-временные и социально-пространственные пределы социального бытия конформизма;

— определить возможную меру и практические способы противодействия конформизму.

Теоретическая и методологическая оонова исследования. Особенности предаета исследования обусловили междисциплинарный характер настоящей работы. Автор основывается на социально-философских, социально-психологических и социологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих проблему конформизма. При этом в работе доминирует социально-философский подход, а эмпирический (социологический и социально-психологический) материал применяется' главным образом для иллюстрации концептуальных положений.

В качестве методологической базы выступают принципы социального детерминизма, единства сознания и предметно-практической деятельности социального субъекта, единства жизнедеятельности людей и содержания общественных отношений, системного и конкретно-исторического подходов к явлениям общественной жизни.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Впервые предпринимается попытка рассмотрения генезиса научной концепции конформизма, и, прежде всего, ее философского содержания.

2. Конформизм определяется как социальная ориентация, складывающаяся из базирующихся на власти взаимодействий социальных субъектов: при этом дается дефиниция социальной ориентации;

— показывается, что конструктами конформизма выступают свойственные власти отношения господства и подчинения;

— рассматриваются специфические признаки конформизма.

3. Конформизм рассматривается как негативный механизм социализации, как форма мнимой самореализации социального субъекта, альтернативой которой выступает подлинная его самореализация.

4. Привлекается внимание к малоизученным особенностям реализации конформного поведения, таким, как минимизация и блокирование собственных интересов субъекта конформизма, негативная деформация его творческих прав и способностей.

5. В контексте систематизации имеющегося научного знания о видах конформизма вводится в научный оборот деление конформизма в зависимости от положения конструктов конформизма относительно друг друга на авторитарный, традиционный и субъектный конформизм, рассматриваются некоторые корреляции указанных видов с иными видами конформизма.

6. Предпринимается попытка обосновать принципиальную «неискоренимость» конформизма, анализируются возможные способы минимизации конформизма, значимые для различных уровней социального бытия. :

Практическая значимость работы. Диссертация вносит определенный вклад в рассмотрение проблемы взаимосвязи личности и общества. Ее материалы были привлечены автором при подготовке и проведении учебных занятий по курсам философии и социологии для слушателей Екатеринбургской высшей школы МВД РФ, в спецкурсах «Социология допрофессионального образования», «Социология личности», «Социология культуры» дня студентов Уральского государственного профессионально-педагогического университета в 1992;1997 гг. Основные положения и вывода диссертации могут быть также использо.

— IG ваны ддя подготовки учебных курсов по этике, политология, социальной психологии, в политической и педагогической деятельности, в практике менеджмента.

Апробация исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социальной философии Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Результаты проведенного автором исследования отражены в б опубликованных работах. Материалы диссертации были использованы автором в выступлениях на Хабаровской краевой конференции молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы развития общественных наук и молодежь» (1986 г.), на научно-практических конференциях «Великий Октябрь и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии: единство научного познания и практики» (г.Владивосток, 1987 г.), «Взаимосвязь науки и практики в процессе перестройки» (г.Братск, 198? г.), «Актуальные проблемы воспитания молодежи в условиях перестройки» (г.Минск, 1988 г.). «Мировоззрение: проблемы формирования в условиях интенсивного освоения районов Дальнего Востока и Крайнего Севера» (г.Петропавловск-Камчатский, 1989 г.), «Технико-экономический прогресс: развитие общественных отношений и личности» (г.Свердловск, 1989 г.), «Проблемы науки и практики борьбы с преступностью» (г.Екатеринбург, 1996 г.), «Экономико-правовые и нравственные аспекты борьбы с преступностью» (г.Екатеринбург, 1996 г.), на 7П региональном симпозиуме «Философия, социология и этика воспитания» (г.Владимир, 1988 г.), на IX Уральских социологических чтениях (г.Екатеринбург, 1994 г.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой