Обоснование метода повышения долговечности шахтных канатов с учётом контактного взаимодействия проволок
Практика свидетельствует, что даже при этом безопасная эксплуатация подъемных установок не может быть гарантирована. Кроме того, указанные методы требуют значительных материальных и трудозатрат. Так, средний срок службы подъёмного каната скиповой машины обычно составляет 2 года. При этом канат является неремонтируемым, металлоёмким и дорогостоящим изделием. Стоимость замены одного каната может… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Обзор конструкций канатов горных подъёмных машин. Развитие теории стального каната
- 1. 1. Шахтные подъёмные машины
- 1. 2. Стальные канаты и их применение на подъёмных машинах
- 1. 3. Анализ работ по исследованию, эксплуатации и производству стальных канатов
- 1. 3. 1. Исследования стального каната
- 1. 3. 2. Исследование эксплуатационных факторов, влияющих на работу каната
- 1. 3. 3. Развитие теории стального каната
- 1. 3. 4. Технология производства стальных канатов
- 1. 3. 5. Исследование фреттинга в стальных канатах
- 1. 4. Анализ проблемы быстрого разрушения канатов
- Выводы по главе I, цели и задачи исследования
- Глава II. Математическая модель стального круглопрядного каната
- 2. 1. Описание структуры каната
- 2. 1. 1. Структурные элементы
- 2. 1. 2. Структурные параметры
- 2. 2. Математическое моделирование
- 2. 2. 1. Основные взаимосвязи
- 2. 2. 2. Система координат
- 2. 2. 3. Векторные уравнения одинарной и двойной спирали
- 2. 2. 4. Пример модели стального каната
- 2. 3. Применение математической модели
- 2. 3. 1. Определение положения проволок
- 2. 3. 2. Вычисление геометрических свойств
- 2. 3. 3. Анализ деформаций
- 2. 1. Описание структуры каната
- 3. 1. Взаимодействие проволок в канате
- 3. 1. 1. Контактные напряжения между центральной и наружными проволоками
- 3. 2. 2. Контакт наружных проволок друг с другом
- 3. 3. Трение в пряди с приложенной осевой нагрузкой
- 3. 3. 1. Трение при изгибе пряди и осевом нагружении
- 3. 3. 2. Трение в канате
- 3. 4. Уточнение решения задачи контактного взаимодействия двух цилиндров применительно к проволокам каната
- 3. 4. 1. Определение нормальных контактных напряжений
- 3. 4. 2. Определение касательных контактных напряжений
- 3. 4. 3. Определение условия проскальзывания проволок
- 3. 5. Явление фреттинга при контактном взаимодействии проволок каната
- 3. 6. Антифреттинговые присадки
- 4. 1. Объект исследования и исходные данные
- 4. 2. Описание экспериментальной установки
- 4. 2. 1. Экспериментальная установка
- 4. 2. 2. Растровая электронная микроскопия
- 4. 3. Методика проведения эксперимента
- 4. 4. Результаты эксперимента
- 4. 5. Профиль пятна разрушения
- 4. 6. Анализ результатов эксперимента
- 5. 1. Основные используемые показатели надёжности
- 5. 2. Описание методики определения долговечности каната
- 5. 3. Определение вероятности обрыва проволок каната
Обоснование метода повышения долговечности шахтных канатов с учётом контактного взаимодействия проволок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. Канаты находят широкое применение на горных предприятиях: на подъёмных устройствах, экскаваторах, конвейерах, для канатной резки и др. Особенно жёсткие требования предъявляются к канатам шахтных подъёмных установок, так, на грузолюдском подъёме применяются канаты с девятикратным и более запасом прочности. Это объясняется тем, что подъемные установки являются важным оборудованием рудника или шахты, от надежности работы которых зависит безопасность персонала предприятия, а также технико-экономические показатели всего предприятия.
В настоящее время для обеспечения безотказности работы каната применяют следующие способы, основанные на принципе избыточности: увеличение запаса прочности и уменьшение назначенного ресурса каната. Помимо этого, состояние каната постоянно должно контролироваться, в том числе и с помощью средств магнитной дефектоскопии.
Практика свидетельствует, что даже при этом безопасная эксплуатация подъемных установок не может быть гарантирована. Кроме того, указанные методы требуют значительных материальных и трудозатрат. Так, средний срок службы подъёмного каната скиповой машины обычно составляет 2 года. При этом канат является неремонтируемым, металлоёмким и дорогостоящим изделием. Стоимость замены одного каната может составлять 1−2 млн руб. Учитывая количество используемых канатов, среднее предприятие тратит 5−10 млн руб. ежегодно на замену канатов.
Особое значение для обеспечения безотказности работы канатов имеет прогнозирование долговечности и улучшение обслуживания каната. При этом следует отметить, что в настоящее время прогнозирование долговечности канатов в большинстве случаев осуществляется на основании эмпирического опыта. Наибольшие сложности возникают при прогнозировании и предотвращении внутренних дефектов каната, в частности, обрывов проволок.
Понимание внутренних деградационных процессов, происходящих в канате, позволит определить и научно обосновать влияние различных внешних и внутренних факторов на долговечность каната. В этой связи установление закономерностей разрушения поверхности внутренних проволок шахтных канатов в зоне контактного взаимодействия и их влияние на долговечность каната представляется актуальной научной задачей.
Целью работы является установление причин снижения долговечности канатов шахтных подъёмных машин, выявление закономерностей процессов, протекающих в зоне контакта внутренних проволок, и выработка рекомендаций по повышению долговечности канатов.
Идея работы заключается в том, что процесс фреттинг-разрушения, развивающийся в зоне контакта отдельных проволок, приводит к снижению долговечности каната.
Научные положения, разработанные лично соискателем, и их новизна:
• математическая модель стального круглопрядного каната, отличающаяся тем, что позволяет определить наиболее нагруженные участки в нём, а также относительное микроперемещение проволок при нагружении;
• закономерности контактного взаимодействия между проволоками, которые свидетельствуют о возникновении циклических относительных микропроскальзываний, обусловливающих развитие фреттинг-усталости;
• зависимости скорости разрушения проволок каната в результате процесса фреттинга, учитывающие наличие и состав смазки.
Обоснованность и достоверность результатов исследований.
Теоретические исследования основаны на прикладном математическом анализе, теории контактного взаимодействия твёрдых тел, прикладной механике, теории упругости и теории вероятности.
Экспериментальные исследования выполнены на специально спроектированной установке. Расхождение теоретических данных с экспериментальными составляет 0,12 с доверительной вероятностью 0,90.
Научное значение работы состоит в том, что были установлены закономерности протекания процесса разрушения поверхности внутренних проволок в зоне их контакта для обоснования метода повышения долговечности шахтных канатов.
Практическое значение работы заключается в том, что была определена причина ускоренного разрушения проволок каната и разработана методика оценки долговечности каната, отбраковка которого происходит по причине обрывов внутренних проволок, которая позволяет подобрать канат, обладающий максимальной долговечностью. Показано, что наиболее эффективным методом снижения интенсивности развития фреттинга в канате является снижение величины энергии, рассеиваемой за цикл нагружения в зоне контакта, что может быть достигнуто за счет правильного выбора смазки.
Реализация работы. Рекомендованная специальная присадка канатной смазки, которая позволяет предотвратить ускоренное разрушение проволок в результате процесса фреттинга и обеспечивает повышение долговечности каната, а также методика определения долговечности стального круглопрядного каната с учётом контактного взаимодействия проволок были приняты к использованию в ОАО «ЦНИИподземмаш» для проектирования стволовых проходческих комплексов и определения проектного ресурса эксплуатации канатов.
Апробация работы. Основные положения и содержание диссертации были доложены: на международных научно-технических симпозиумах «Неделя горняка — 2007», «Неделя горняка — 2008», «Неделя горняка — 2009» в Московском государственном горном университете.
Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано восемь научных статей из них четыре в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы из 147 наименований. Ее содержание изложено на 132 страницах машинописного текста. Работа содержит 35 рисунков и 22 таблицы.
Выводы по Главе V.
1. В случае, когда браковка каната выполняется на основании числа обрывов внутренних проволок, долговечность каната определяется фреттинг-усталостной долговечностью проволок внутренних слоев каната.
2. Критерием отбраковки каната при внутренних обрывах проволок является их число на один шаг свивки, для данной конструкции каната критерием является обрыв 14-ой проволоки.
3. Прочность каната уменьшается постепенно до величины 80% от начальной прочности, после этого канат начинает резко терять прочность.
4. Установлено, что применение антифреттинговой присадки в канатной смазке является эффективным методом, позволяющим повысить долговечность каната на 60%, за счёт минимизации фреттинг-усталостного разрушения проволок.
5. Разработана методика расчёта долговечности шахтных канатов с учётом контактного взаимодействия внутренних проволок. Анализ долговечности, проведённый по разработанной методике для нескольких канатов, в производстве которых использовалась различная смазка, показал, что использование антифреттинговых присадок в смазке позволяет в 1,6 раза увеличить долговечность каната.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате выполненных теоретических и экспериментальных исследований была решена актуальная научная задача, установления закономерностей протекания процесса разрушения поверхности внутренних проволок в зоне их контакта для обоснования метода повышения долговечности шахтных канатов.
В диссертации лично автором получены следующие результаты и выводы:
5. Анализ, выполненный на основании разработанной модели, показал, что наиболее нагруженными участками проволок каната являются участки, соответствующие углу поворота пряди на 180° и 540°, что обусловлено остаточными технологическими напряжениями металла проволок.
6. Периодическое нагружение каната в процессе эксплуатации приводит к циклическим микропроскальзываниям проволок друг относительно другамикропроскальзывания внутренних проволок каната максимальны в точках касания наружных проволок металлического сердечника и наружных проволок прядей.
7. Действие внешних нагрузок приводит к возникновению напряжений в проволоках каната, которые в сочетании с микропроскальзываниями приводят к развитию процесса фреттинга.
8. Установлено, что зависимости глубины разрушения поверхностного слоя проволок имеют экспоненциальный характер: так, для контакта без смазки глубина разрушения (а) составила 165 мкм после п=106 циклов нагружения и зависимость имеет вид а13 = 0,812 • е8'10″ 6&trade-.
9. Наличие смазки в зоне контакта обеспечивает значительное повышение стойкости поверхности проволок каната в условиях фреттингаприменение антифреттинговых присадок позволило уменьшить глубину разрушения (а) в несколько раз до 35 мкм после п=106 циклов нагружениязависимость имеет вид а43 = 1,97 • е17'10~7п .
Ю.Установлено, что применение антифреттинговой присадки в канатной смазке является эффективным методом, позволяющим повысить долговечность каната на 60%, за счёт минимизации фреттинг-усталостного разрушения проволок.
11 .Разработана методика расчёта долговечности шахтных канатов с учётом контактного взаимодействия внутренних проволок. Анализ долговечности, проведённый по разработанной методике для нескольких канатов, в производстве которых использовалась различная смазка, показал, что использование антифреттинговых присадок в смазке позволяет в 1,6 раза увеличить долговечность каната.
Список литературы
- Александров В.М., Ромалис Б.JI. Контактные задачи в машиностроении . М.: Машиностроение, 1986. 176с.
- Александров М.П. Подъёмно-транспортные машины М.: Высшая школа, 1979. 558с.
- Амитин И.И., Букштейн М. А., Герцберг A.M. Проволочные канаты Харьков: Укртекстильтрест, 1931. 383с.
- Бабаков И.М. Теория колебаний М.: Гостехиздат, 1958. 628с.
- Бабенко А.Ф., Бекерский В. И. Частота перегибов каната на блоке при определении его долговечности. // В кн. Стальные канаты. Киев: Техника, Вып. 4, 1967. 129−132с.
- Бекерский В.И. Применение канатов на судах и в портах М.: Транспорт, 1986. 152с.
- Белая Н.М. Основы расчёта несущих канатов// Стальные канаты. Киев: Техника, 1965. 139−144с.
- Белый В.Д., Найденко И. С. Шахтные многоканатные подъемные установки . -М.: «Недра», 1966. 312с.
- Беркман М.Б., Бовский Г. Н., Куйбида Г. Г., Леонтьев Ю. С. Подвесные канатные дороги и кабельные краны М.: Машиностроение, 1984. 264с.
- Беркович И.И., Громаковский Д. Г. Трибология. Физические основы, механика и технические приложения Учебник для вузов. — Самара.: Изд. Самар. гос. техн. ун-та, 2000. 268 е., 2000. 268с.
- Бессонов В.Г. Опытное определение изгибных напряжений в проволоках канатов // В. кн. Вопросы машиноведения и прочности в машиностроении. — Киев: АН УССР, Вып. 2. T. III, 1954. 40−46с.
- Боголюбский В.И., Голубев И. М., Амитин И. И. Проволочные канаты М.: Металлургиздат, 1950. 784с.
- Борохович А.И., Басиев Н. В., Дьяченко С. Н. Грузоподъёмные установки с ленточным тяговым органом М.: Машиностроение, 1980. 191с.
- Бугаенко Б.А., Магула В. Э. Специализированные судовые устройства JL: Судостроение, 1983. 392с.
- Букштейн М.А. Производство и использование стальных канатов .-М.: Металлургия, 360с., 1973. 50с.
- Букштейн М.А., Владимиров Ю. В. Смазка стальных канатов при их производстве и эксплуатации М:Черметинформация, Сер.9 № 1, 1969. с.
- Вайнсон А.А. Подъёмно-транспортные машины М.: Машиностроение, 1975.431с.
- Веремеенко Е.И. Портовые грузо-подъёмные машины М.: Транспорт, 1984. 320с.
- Ветров А.П., Гончаренко Н. К., Чурсин А. Р. Расчеты на ЭВМ напряженного состояния канатов двойной свивки после рихтовки // Стальные канаты. Вып. 10. — К.: Техшка, 1973. 122 — 124с.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника (износ и безызностность) Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: «Издательство МСХА», 2001. 616с.
- Гимазетдинов Р.Ф. и др. Унификация стальных канатов для различных отраслей народного хозяйства // Сталь -. № 6, 1987. 70−72с.
- Глушко М.Ф. Стальные подъемные канаты —К.: Техшка, 1966. 325с.
- Глушко М.Ф. Внутренняя контактная нагрузка и жёсткость каната при изгибе //Стальные канаты: Сб. № 3. Киев: Техника, 1965. с.
- Глушко М.Ф. и др. Стальные канаты Т. 1−10. Киев: Техника, 1964−1973.
- Головнин Л.А. Динамика канатов и цепей Харьков: Металлургиздат, 1962. 124с.
- Голуб Б.Н., Баширов М. А. Влияние механических свойств стальной проволоки на количественные показатели надёжности грузонесущих кабелей //В кн. Стальные канаты. Киев: Техника, Вып. 9, 1972. 254−258с.
- Горбенко Л.А., Мессежник Я. З. Кабели и провода для геофизических работ М.: Энергия, 1977. 192с.
- Горловский М.Б. Оборудование проволочных и канатных цехов М.: Металлургия, 1964. 255с.
- Горловский М.Б., Меркачёв В. Н. Справочник волочильщика проволоки М.: Металлургия, 1993. с.
- Гришко А.П. Стационарные машины . — Том 1. Рудничные подъёмные установки: Учебник для вузов. М.: МГТУ, 2006. 477с.
- Гурьянов Ю.А. Природа образования дефекта «штопор» на подъемных канатах // Сталь. № 7, 1883. 56−51с.
- Джонсон К. Механика контактного взаимодействия . -М. «Мир», 1989. 506с.
- Динник А.Н. Статьи по горному делу М: Углетехиздат СССР, 1957. 202с.
- Динник А.Н. Продольный изгиб. Кручение. М.: Изд. АН СССР, 1955. 392с.
- Дукельский А.И. Подвесные канатные дороги и кабельные краны Л: Машиностроение, 1966. 482с.
- Дукельский А.И. Портовые и судовые грузоподъёмные машины М.: Морской транспорт, 1960. 516с.
- Житков Д.Г., Поспехов И. Т. Стальные канаты для подъёмно-транспортных машин М.: Металлургиздат, 1953. 392с.
- Жуков Л.И. Свободный изгиб натянутого каната // Изв. вузов. Горный журнал, № 5, 1963. 107−118с.
- Заводчиков Д.А. Грузоподъёмные машины М.: Машгиз, 1961. 312с.
- Занегин Л.А., Воскобойников И. В., Еремеев Н. С. Машины и механизмы для канатной трелевки учеб. пособие. М.: Изд-во МГУЛ.Ч. 1., 2004. 445с.
- Исмаилов Г. М. Исследование циклического износа элементов кабельных конструкций Автореф. дис. канд. техн.наук.- Томск: Том. политехи, универ., 1993.21с.
- Казменко В.Д., Шевченко П. П. Прочность и ресурс стального каната монография. СПб.: б. и., 2001. 147с.
- Калиничееко П.М., Козовый С. И. Методика определения параметров вторичной деформации проволок при свивке нераскручивающихся спиральных канатов Стальные канаты. Вып. 9., 1972. 150−153с.
- Капур К., Ламберон Л. Надёжность и проектирование систем М.: Мир, 1980. 608с.
- Когаев В.П., Махутов Н. А., Гусенков А. П. Расчеты деталей машин и конструкций на прочность и долговечность: Справочник М.: Машиностроение, 1985. 224с.
- Козлов В.Т. К вопросу упругой отдачи стальных канатов //Стальные канаты.-Киев.-Вып.1, 1964. 144−151с.
- Козлов В.Т., Калиниченко И. М. Исследование свивочных напряжений и внутренних силовых факторов в канатах закрытой конструкции //Стальные канаты. Киев: Техника. — Вып.5, 1968. 110−115с.
- Козлов В.Т., Киршанков А. Т. Изменение напряженного состояния в проволоках спиральных канатов при обтяжке // Стальные канаты. Вып. 4. — К.: Технка, 1967. 93 — 10I.e.
- Колчин А.И. Стальные канаты М.: Машгиз, 1950. 256с.
- Кононенко Л.Ф., Бережинский В. И., Ганина Л. К., Коган A.M.
- Эксплуатация закрытых канатов на шахтных подъемах монография. Донецк1. Донбас, 1990. 63с.
- Королев В.Д. Механическое оборудование для изготовления канатов прогрессивных конструкций учеб.пособие. Магнитогорск: б. и., 2002. 127с.
- Королёв В.Д. Канатное производство М.:Металлургия, 1980. с.
- Королев В.Д., Боков И. И., Кандауров JI.E., Утяганов Л. Г. Основы технологии, расчеты и механическое оборудование для производства стальных канатов учеб.пособие. Магнитогорск: б. и., 1997. 171с.
- Короткий А.А. Исследование стойкости шахтных подъемных канатов с металлическим сердечником и подготовке мероприятий по ее увеличению Автореферат диссерт. канд. техн. наук: Новочеркасск, 1984. 16с.
- Короткий А.А. Пассажирские канатные дороги. Эффективность и безопасность при эксплуатации монография. Ростов н/Д: Изд-во журн. «Изв. вузов Сев.-Кавк. региона», 2006. 120с.
- Короткий А.А., Хальфин М. Н., Иванов Б. Ф. и др. РД РОСЭК 012−97. Канаты стальные. Контроль и нормы браковки Новочеркасск, 1997. 50с.
- Короткий А.А., Хальфин М. Н., Иванов Б. Ф. и др. РД 10−171−97. Инстрккция по проведению дефектоскопии стальных канатов подвесных канатных дорог М., 1997. 17с.
- Короткий АЛ., Хальфин М. Н. Способ браковки рудничных подъемных канатов // Изв. Северный Кавказ научного центра высшей школы тех.науки. -Ростов-на-Дону, 1984. с.
- Ксюнив Т.Н., Иванов Б. Ф., Хальфин М. Н. О расчете канатов закрытой конструкции // Грузоподъемные погрузочные машины. Новочеркасск, 1985. 87−94с.
- Ксюнин Г. Л, Хальфин М. Н., Короткий А. А. Образование дефекта типа штопор в канатах подъемных машин // Горный журнал. № 12, 1985. 50−51с.
- Куйбида Г. Г. Кабельные краны М.: Машиностроение, 1989. 288с.
- Лаврушин Г. А. Работоспособность лент и канатов из синтетических нитей монография. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1991. 202с.
- Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул М.: Высш. шк., 1982. 324с.
- Максимов Ю. В. Теория и практика применения арматурных канатов в железобетонных конструкциях учеб. Пособие. Челябинск: б. и.Ч. 1., 1992. 102с.
- Максимов Ю.В., Золотарев И. О. Пособие по расчету напряженного состояния элементов многопрядного арматурного каната монография. -Миасс: б. и., 1991. 60с.
- Малиновский В.А. Неофициальный комментарий к Правилам устройстваи безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов или когда 5*1=2 // Стальные канаты. Вып. 2. — Одесса: Астропринт, 2001. 185 — 194. с.
- Малиновский В.А. Некоторые вопросы технологии расчёта и проектирования//Стальные канаты Науч. тр. Одесса: Астропринт -Ч.1., 2001. 178с.
- Малиновский В.А. Основные теории изгиба и взаимодействия с опорной поверхностью// Стальные канаты Науч. тр. Одесса: Астропринт — 4.2., 2002. 180с.
- Малиновский В.А., Чиж А.А., Пригода А. А. Механика прямого каната с учетом несимметричного растяжения // Стальные канаты: Науч.тр. — Киев: «Лыбидь», 1991.46 357с.
- Маркман Н.Е. Геометрические параметры профиля фасонных проволок канатов закрытой конструкции Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1966. 72с.
- Маркман Н.Е. Геометрические параметры круглых проволочных прядей. М.: ЦНИИЧМ, 1964. с.
- Маслов В.Б. Волнистость в крановых подъемных канатах с металлическим сердечником и мероприятия по ее устранению Автореферат диссерт. канд. техн. наук.-Новочеркасск, 1984. 16с.
- Митропольский А.К. Техника статических вычислений М.: Наука, 1971. 576с.
- Михайлов JI.K., ПолянскийЕ.С., Торицын JI.O., Мокряк С. Я. Расчет и оптимизация гибких элементов стреловых конструкций монография. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. 130с.
- Мокряк С.Я. Исследование напряженно-деформированного состояния спирально-анизотропных стержней Томск, инж.- строит, ин-т. Томск, 1980. 120с.
- Мольнар В.Г., Владимиров Ю. В. Технология производства стальных канатов М.: Металлургия, 1975. 200с.
- Мусалимов В.М. Механика деформируемого кабеля Монография. СПб: СПбГУ ИТМО, 2005. 203с.
- Мусалимов В.М., Мокряк С. Я., Соханев Б. В., Шиянов В.Д.
- Определение упругих характеристик гибких кабелей на основе модели спирально-анизотропного тела // Механика композитных материалов.-№ 1, 1984. 136−141с.
- Мусалимов В.М., Соханев Б. В., Мокряк С. Я. Элементы механики кабельных конструкций Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981. 120с.
- Назаров Ю.И. Изгибная жесткость закрытых несущих канатов // Подъемно-трансп. оборуд. Киев. — № 10.,. 45−48с.
- Назаров Ю.И. Изгибная жесткость закрытых несущих канатов //128
- Подъемно-трансп. оборуд. Киев. — № 10,. 45−48с.
- Немудрый Б.А. Оборудование для свивки металлкорда /Ин-т «Черметинформация». М., (Обзор. Информ. Сер.9. «Метизное производство». Вып.2. 28с.), 1980. с.
- Ненахов Г. С. Ленточные конвейеры с канатным ставом монография. М.: НПО «Поиск», 1992. 120с.
- Нестеров П.П. Научные основы рационального проектирования и эксплуатации элементов подъёмного оборудования Киев, 1978. 202с.
- Нестеров П.П., Бабанов-Кушнаренко Ю.П., Гончаренко Н.К.
- Безуравнительный многоканатный подъем —К.: ДТВУ, 1963. 475с.
- Никифоров Б.А., Харитонов В. А., Копьёв А. В. Технология волочения проволоки и плющения ленты Уч. Пособие. Магнитогорск: МГТУ, 1999. с.
- Островский М.С. Триботехнические основы обеспечения качества функционирования горных машин. М: МГТУ, 1993. 230с.
- Понкратов С.А. Динамика машин для открытых горных и земляных работ (основы теории и расчета) М: Машиностроение, 1967. 447с.
- Понкратов С.А., Ряхин В. А. Основы расчета и проектирования металлических конструкций строительных и дорожных машин М: Машиностроение, 1967. 276с.
- Потураев В.Н. Вертикальный транспорт на горных предприятиях. М.: «Недра», 1975. 351с.
- Проников А.С. Надежность машин М., Машиностроение, 1978. 592с.
- Реут JI.3. Исследование циклической прочности жил при кручении сложных конструкций Труды ТомНИИКП, вып.1,-М.: Энергия, 1968. 317с.
- Рыжиков В.А. Натяжные устройства канатовьющих машин монография. Новочеркасск: б. и., 1994. 134с.
- Рыжиков В.А. Исследование канатов с неравномерным технологическим натяжением прядей при свивке // Грузоподъемные и погрузочные машины. -Новочеркасск: НПИ, 1985. 94−96с.
- Рыжиков В.А. Натяжные устройства канатовьющих машин Новочеркасск: НГТУ, 1994. 134с.
- Савин Г. Н. Краткий обзор развития исследований в области стальных канатов за 50 лет //Стальные канаты: Сб. № 1. Киев: Техника, 1968. с.
- Савин Г. Н., Горошко О. А. Динамика нити переменной длины Киев: АН УССР, 1962. 332с.
- Светлицкий В.А. Механика гибких стержней и нитей М: Машиностроение, 1978. 340с.
- Свидлер Р.П. Производство канатов. М.:Металлургия, 1973. с.
- Сергеев С.Т. Стальные канаты —К.: Техшка, 1974. 326с.
- Сергеев С.Т. Надёжность и долговечность подъёмных канатов Киев: Техника, 1968. с.
- Соханев Б.В. Исследование процесса активного упругого спиралеобразного гибкого кабеля Дис.канд.техн.наук. Новосибирск, СО АН СССР, 1982. 171с.
- Соханев Б.В. Исследование процесса активного упругого спиралеобразного гибкого кабеля Дис.канд.техн.наук. Новосибирск, СО АН СССР, 1982. 171с.
- Соханев Б.В., Соханев М. Б., Мусалимов В. М. Упруго-фрикционное взаимодействие элементов конструкции гибкого кабеля Том. инж.-строит, инт.- Томск, 1986. 102с.
- Соханев М.Б. Относительные сдвиги элементов конструкции гибких кабелей и методика ускоренной оценки из работоспособности на шаговых образцах Автореф. дис.канд. техн. наук. —Томса: Том. политех. Институт, 1988. 19с.
- Соханев М.Б. Относительные сдвиги элементов конструкции гибких кабелей и методика ускоренной оценки из работоспособности на шаговых образцах Автореф. дис.канд. техн. наук. —Томса: Том. политех. Институт, 1988. 19с.
- Тимошенко С.П., Гудьер Дж. Теория упругости . — М.: Наука, 1979. 560с.
- Уотерхауз Р.Б. Фреттинг-коррозия JL, Машиностроение, 1976. 272с.
- Феоктистов Ю.В., Фетисов В. П., Бирюков Б. А. и др. Производство металлкорда на Белорусском металлургическом заводе Экспресс-информ. / Ин-т «Черметинформация». М., 30с., 1990. с.
- Фетисов В.П., Березуев А. И. Повышение производительности оборудования при волочении канатной проволоки : материал технической информации. М.: б. и., 1991. 12с.
- Хальфин М. Н., Иванов Б. Ф., Короткий А. А. Расчет и эксплуатация крановых канатов учеб.пособие, Новочеркасск: б. и., 1993. 94с.
- Хальфин М.Н. Методы повышения стойкости подъемных канатов и безопасной их эксплуатации на глубоких шахтах Автореф. диссерт. докт. техн. наук. Новочеркасск, 1990. 36с.
- Хальфин М.Н. Влияние технологических факторов на параметры штопора в стальных канатах на этапе изготовления Новочерк. политехи, ин.-т. Новочеркасск, — Деп. в ЦНИИ Чермет 11.08.88 № 4677, 1988. 7с.
- Хальфин М.Н. Определение напряжений, возникающих в проволоках при изгибе в каната// Подъёмно-транспортное оборудование Киев, Вып. 16., 1985. 64−68с.
- Хальфин М.Н. Методы повышения стойкости подъёмных канатов и безопасной их эксплуатации на глубоких шахтах Автореф. диссетр. докт. техн. наук. Новочеркасск, 1990. 36с.
- Хальфин М.Н., Глебов Н. А., Сорокина Е. В., Иванов Е. Ф. Патент RU 2 167 048 МКИ С1 В 66 В 7/12. Дефектоскоп для неподвижных канатов Звявл. 18.04.2000- Опубл. 20.05.2001. Бюл. № 14, 2001. с.
- Хальфин М.Н., Иванов Б. Ф., Короткий А. А. Расчёт и эксплуатация крановых канатов Новочеркасск: НГТУ, 1993. 95с.
- Хальфин М.Н., Мамаев Ю. Д., Иванов Б. Ф. Несущие закрытые канаты грузовых подвесных канатных дорог Монография. Новочеркасск: НГТУ, 1998. 128с.
- Хальфин М.Н., Сорокина Е. В. Патент RU 2 184 666 С2 МПК 7 В 61 В 7/02. Подвесная канатная дорога Звявл. 24.08.2000- Опубл. 10.07.2002. Бюл. № 19, 2002. с.
- Хальфин М.Н., Сорокина Е. В., Иванов Б. Ф. Напряжения в несущих закрытых канатах подвесных канатных дорог при их эксплуатации// Стальные канаты Одесса, 2003. 95с.
- Хальфин М.Н., Сорокина Е. В., Иванов Б. Ф. Патент RU 2 184 665 С2 МПК 7 В 61 В 7/02. Подвесная канатная дорога Звявл. 9.06.2000- Опубл. 10.07.2002. Бюл. № 19, 2002. с.
- Харитонов В.А., Зюлин В. Д. Геометрический расчёт спиральных канатов Метод. Разработка. Магнитогорск: МГМИ, 1990. с.
- Хохряков Б.Д. Закрытые подъёмные канаты М.: Металлургия, 1963. 59с.
- Чаюн И.М. Прочностные и жесткостные характеристики стальных канатов. — Деп. в УкрИНТЭИ 26.08.92, № 1363-Ук92.,. с.
- Чаюн И.М. Несущая способность подъёмных канатов и лент Монография Одесса: Астропринт, 2003. 236с.
- Шахиазов Х.С. и др. Производство метизов М.: Металлургия, 1977. с.
- Шахиазов Х.С., Филатов Н. Г., Дроздов Н. И., Егоров В.Д
- Производство стальной проволоки и канатов в Англии М.: Металлургия, 1972. 32с.
- Юсупов Р.А. Основы теории прочностной надежности тяговых канатов монография. Астрахань: Астрах, ун-т, 2006. 319с.
- Правила устройства и безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог М.: Госгортехнадзор РФ, 2003. 80с.
- РД РОСЭК 012−97 Руководящий документ. Канаты стальные. Контроль и нормы браковки., 1997. с.
- Кабели, провода и шнуры. Методы проверки стойкости к многократномуперегибу. СЭВ 2126−80, 1980. с.
- Проблемы повышения качества и надежности стальных канатов: Тезисы докладов на Украинской республиканской научно-технической конференции в Одессе 14−16 мая 1991 года Днепропетровск, 1991. 136с.
- Bridon ropes. Steel wire ropes and fittings. OUSTON, 1992. 182c.
- Ropeman’s handbook NCB, National Coal Board, Mining department, 1982. 176c.
- Guidance on the selection, installation, maintenance and use of steel wire ropes in vertical mine shafts HSC, Deep Mined Coal Industry Advisory Committee, 2004. 139c.
- A. Ramalho and J. C. Miranda The Relationship Between Wear and Dissipated Energy in Sliding Systems Wear, 2006. 361−367c.
- Acaster S.M. Development of cable laid slings // Offshore Technology Conference. Houston, Texas. Vol. 3, 1977. 398−400c.
- Costello GA. Theory of wire rope монография. New York etc.: Springer, 1990. 106c.
- Hearl J.W.S. and Konopasek M. On unified approaches to twisted yearn mechanics // Appl. Polym. Symp.- № 27, 1975. 255−273c.
- Hobbs R. E. Nabijou Changes in Wire curvature as a wire rope is bent over a sheave Journal of Strain Analysis vol 30, No 4, 1995. c.
- K.Feyrer Calculation of Rope Drives Wire, 1983. 35−3 7c.
- Lee W.K. An insight into wire rope geometry Int. J Solid Structure, 1991. 490c.
- R.B. Waterhouse Fretting Fatigue Applied Science Publishers LTD, London, 1981. 384c.
- Stein R. A., Bert W. Radius of curvature of a double helix Journal of engineering for Industry, Agosto, 1962. c.