Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности самосознания подростков в условиях зрительной депривации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ограничение возможностей полноценного зрительного познания окружающей действительности вызывает у подростков сильные негативные переживания, перенапряжение физических и психических функций, приводящих иногда к депрессии, неверию в свои силы, вызывает состояние фрустрации, агрессии, ведёт к потере смыслов общественной активности. В связи с этим актуальным является выявление факторов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О САМОСОЗНАНИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕПРИВАДИЕЙ зрения
    • 1. 1. Теоретические основы изучения самосознания как психологического феномена
      • 1. 1. 1. Самосознание как высший уровень развития сознания
      • 1. 1. 2. Проблема изучения генезиса самосознания в психологии
      • 1. 1. 3. Проблема изучения самосознания как целостного структурного образования личности
    • 1. 2. Подростковый возраст как поворотный этап жизненного пути личности. л
      • 1. 2. 1. Исторический подход к проблеме подростничества
      • 1. 2. 2. Подростковый период как этап психического развития
      • 1. 2. 3. Самосознание как центральное новообразование подросткового возраста
    • 1. 3. Развитие личности в условиях зрительной депривации
      • 1. 3. 1. Влияние зрительной депривации на психическое развитие
      • 1. 3. 2. Становление самосознания подростков в условиях зрительной депривации
      • 1. 3. 3. Социально-психологические условия формирования самосознания подростков в условиях зрительной депривации
  • Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
      • 2. 1. 1. Обоснование организации исследования
      • 2. 1. 2. Программа исследования
      • 2. 1. 3. Характеристика выборки
    • 2. 2. Краткое описание методов и методик исследования
  • Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ
    • 3. 1. Результаты сравнительного анализа уровневых и содержательных характеристик сферы самосознания подростков со зрительной депривацией и i нормально видящих подростков
    • 3. 2. Результаты корреляционного анализа
    • 3. 3. Результаты факторного анализа

Особенности самосознания подростков в условиях зрительной депривации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях трансформирующегося социума с его кризисами и катаклизмами широко рассматривается проблема успешной интеграции инвалидов, в частности, инвалидов по зрению в развивающееся общество. В последнее время в Российской Федерации наблюдается выраженная тенденция к росту численности инвалидов с детства. Общая численность детей-инвалидов в России на 01.01.1996 составила 453,6 тысяч детей. По Санкт-Петербургу в 1997 году детей-инвалидов -14 298 человек, без детской психиатрии -11 573 человека или 80,9% от общего числа детейинвалидов [2- 55]. Анализ динамики численности обучающихся в специальных учреждениях детей с 1990;1991 года по 1992;1993 учебный год показывает увеличение общего числа таких детей на 34 тысячи человек [219]. Таким образом, данный контингент является неотъемлемым потенциалом современного общества. В настоящее время продуктивно рассмотрение инвалидности в двух ракурсах:

1. С установкой на личность инвалида — его воспитание, образование, самообразование, саморазвитие, самосовершенствование и самореализация;

2. С установкой на его связи с социумом и создание благоприятных условий, необходимых для интеграции в него.

Не случайно одной из важнейших проблем современной психологической науки стало изучение личности, находящейся во взаимодействии с трудными жизненными ситуациями. Особенно остро эта проблема встает перед подростками с депривацией зрения, находящихся на пороге интеграции в общество нормально видящих людей. В связи с этим становится наиболее важной проблема осознания себя подростками со зрительной депривацией, особенно, осознание себя как «уникального» человека.

Ограничение возможностей полноценного зрительного познания окружающей действительности вызывает у подростков сильные негативные переживания, перенапряжение физических и психических функций, приводящих иногда к депрессии, неверию в свои силы, вызывает состояние фрустрации, агрессии, ведёт к потере смыслов общественной активности. В связи с этим актуальным является выявление факторов психологической устойчивости личности подростков с депривацией зрения и их умения справляться с трудными жизненными ситуациями. Важнейшую роль в этом призвано играть самосознание подростков с депривацией зрения, особенности его структурной организации, под воздействием которых каждый из них занимает либо активную поведенческую позицию, демонстрирует гибкий стиль поведения, либо избирает другой путь, мало способствующий нахождению выхода из создавшейся ситуации. На современном этапе развития общества достаточно актуальной является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Бажович, JI.C. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, B.C. Мерлина, В. Н. Панферова, П. Р. Чаматы, И. И. Чесноковой и ряда других авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития.

Становление самосознания и социализация в подростковом возрасте происходят в неразрывном единстве с изменениями на макросоциальном уровне, происходящими сегодня в России и отражающимися, как указывает Е. П. Белинская [18]:

1) в особенностях ценностно-нормативных ориентаций, которые опосредуются отношением подростков к актуальной социальной ситуации;

2) в изменении роли и значимости нормообразующих микроструктур в социальном окружении подростков, а именно: в динамике соотносительной роли семьи, группы сверстников в процессе социализации;

3) в изменении Я-концепции, в частности, в особенностях Я-репрезентации подростков.

В отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к изучению структуры самосознания как целостного образования, а также к его уровневому строению. В данном эмпирическом исследовании мы придерживаемся такой точки зрения, согласно которой самосознание, рассматриваемое со стороны своей структуры, представляет собой установочное образование, состоящее из трёх компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого, которые имеют относительно независимую логику развития, однако, в своём реальном функционировании обнаруживают взаимосвязь.

В последнее время внимание тифлопсихологов и дефектологов всё больше привлекают разные аспекты психического развития учащихся с депривацией зрения, особенно формирования их личности. Тем не менее, вопросы о внутреннем мире подростков с депривацией зрения, осознании ими самих себя, ощущении себя в обществе, а также вопросы о самоактуализации и самореализации ещё пока уходят из поля внимания специалистов. По всей видимости, это может быть связано с общей тенденцией в психологической науке, связанной с изучением различных психологических образований с точки зрения анализа объективной причинности, в связи с чем, была утрачена субъективная, субъектная, собственно личностная специфика.

Последние годы характеризуются возрастанием интереса отечественной психологии к исследованию субъективной и субъектной сторон личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. С. Братусь, В. Н. Панфёров, A.B. Петровский, В. В. Столин и др.). Это положительно отразилось на переориентировке научных поисков закономерностей поведенческой сферы с объективных на субъективные. Отечественные психологические исследования, посвящённые проблеме изучения самосознания учащихся с депривацией зрения, раскрывают лишь отдельные аспекты этого явления, не рассматривая его как целостное образование личности, имеющее отдельные по содержанию компоненты, взаимосвязанные в своём функционировании. Таким образом, проблема изучения особенностей самосознания подростков с депривацией зрения остаётся до сих пор малоизученной, недостаточно раскрытой.

С учётом отмеченных обстоятельств был сделан выбор темы диссертационного исследования, посвященного изучению особенностей самосознания подростков в условиях зрительной депривации. Более глубокое изучение данной проблемы позволит выявить те специфические психологические особенности личности, выступающие на первый план, что, в свою очередь, может явиться необходимостью для оказания психологической помощи подросткам с депривацией зрения.

Теоретический анализ психологической литературы по данной проблеме позволил сформулировать следующую гипотезу: Становление самосознания как центрального психического образования личности подростков с депривацией зрения характеризуется как общностью условий и стадий его развития в норме, так и специфичностью, обусловленной влиянием степени поражения зрительной функции на проявление когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. К общим относятся социально-психологические условия, в которых происходит становление самосознания подростков со зрительной депривацией и которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на его формирование: семья, сверстники, школа, общество в целом. К специфическим относятся различные психологические проявления, на которые депривация зрения оказывает значительное влияние: эмпатийно-коммуникативный потенциал, самооценка, глубина осознание себя, повышенная фрустрированность.

Цель исследования — выявить специфические закономерности проявлений самосознания подростков в условиях зрительной депривации.

Объект исследования — учащиеся старших классов школы-интерната N 1 им. К. Грота для слепых и слабовидящих детей г. Санкт-Петербурга (104 человека). Для повышения надёжности результатов и обеспечения сравнительного анализа экспериментальной и контрольной групп дополнительно было проведено обследование учащихся старших классов общеобразовательной школы N 474 Выборгского района г. Санкт-Петербурга (90 человек).

Предмет исследования — психологические образования подростков с депривацией зрения, отражающие проявление самосознания как структурного образования личности.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза исследования определяют следующие его задачи:

1. Определить на основе анализа теоретических научных представлений сущность самосознания подростков в условиях зрительной депривации.

2. Изучить структуру самосознания подростков с депривацией зрения как целостного психического образования.

3. Провести сравнительный анализ проявлений самосознания подростков с депривацией зрения и нормально видящих подростков.

4. Изучить влияние степени поражения зрительной функции на проявления самосознания подростков с депривацией зрения.

5. Выявить системообразующие факторы, обусловливающие становление самосознания подростков со зрительной депривацией.

6. Разработать на. основе полученных результатов исследования рекомендации для специалистов по психологической помощи подросткам в условиях зрительной депривации, находящихся на пороге интеграции в общество нормально видящих людей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самосознание как центральное ядро личности выступает тем ведущим психическим образованием, которое является психологической детерминантой успешной интеграции подростков с депривацией зрения в общество нормально видящих людей и определяет их способность быть субъектом своей жизнедеятельности, а не пассивным объектом воздействия стрессовых ситуаций.

2. Структура самосознания подростков с 'депривацией зрения характеризуется высокой интегрированностью и целостностью, взаимосвязанностью практически всех компонентов и представлена такими ведущими психологическими образованьями личности, как осознание высокого собственного эмпатийного потенциала, осознание собственного коммуникативного потенциала, соответствие реальной и субъективной школьной успешности, высокий эмоционально-соматический дискомфорт при глубоком поражении зрительной функции, высокая внутренняя ответственность.

3. Глубина поражения зрительной функции оказывает значительное влияние на такие высокоорганизованные психологические образования самосознания подростков, как осознание эмпатийно-коммуникативного потенциала, уровень невротизма, уровень самочувствия, редкое проявление стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях, как приспособление, стремление к компромиссу при разрешении различных конфликтных ситуаций, принятие ответственности за происходящие события на себя.

Научная новизна состоит в расширении представлений о психологии человека с сенсорной депривацией, в углублении знаний о психологических особенностях подростков с ограниченными зрительными возможностями, обусловливающих успешность преодоления трудных жизненных ситуаций. Выявлены содержание и структура самосознания подростков с депривацией зрения как центрального психического образования личности. Доказано, что самосознание подростков со зрительной депривацией представляет собой сложное динамическое образование и выступает интегративным потенциалом их личности. Определена роль степени поражения зрительной функции в структурной организации самосознания подростков в условиях зрительной депривации.

Практическая значимость работы определяется выявлением системообразующих факторов в структуре самосознания подростков с депривацией зрения, обусловливающих те или иные затруднения, испытываемые ими при взаимодействии с окружающим миром, что позволяет судить об основных проблемах, возникающих при их включённости в общественную жизнь, и служит основой для разработки рекомендаций для специалистов по оказанию психологической помощи таким подросткам. Изучение особенностей самосознания подростков с депривацией зрения, отражающих специфичность психологической организации личности, находящейся в условиях зрительной депривации, позволяет определить психологические условия, необходимые для полноценного развития самосознания в данной ситуации.

Теоретическую и методологическую основу данного исследования составили:

• принципы комплексности" и системности представления изучаемого явления, изложенные в трудах Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова и др.;

• концепция о малоценности и дефекте как основной движущей силы развития и целевой финальной точки жизненного плана (А. Адлер, О. Рюле, В. Штерн, JI.C. Выготский, А. И. Скребитский и др.);

• теоретическое положение, заключающееся в том, что развитие ребёнка с ограниченными возможностями, в частности с депривацией зрения, не устраняет наиболее общих закономерностей нормального психического развития детей, сохраняет все стадии психического развития, наблюдаемые в норме и с той же последовательностью, но с изменением времени и границ этих стадий. Такая точка зрения разделяется и развивается в трудах JI.C. Выготского, И. В. Лубовского, А. Г. Литвака, А. П. Гозовой, Ю. А. Кулагина и др.- теоретическое положение о самосознании, как новообразовании подросткового возраста (И.С. Кон, A.B. Петровский, Л. Ф. Обухова, Д.И., Фельдштейн и др.);

• гуманистический подход к изучению личности, основная идея которого заключается в том, что человек является наивысшей ценностью и несёт в себе позитивную основу (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Методы исследования. Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов:

Нестандартизированная подготовительная беседа с испытуемыми, направленная на установление доверительных отношений и формирование позитивного отношения к экспериментуметод наблюдения, в ходе которого оценивалось отношение испытуемых к экспериментубиографический метод (сбор данных о семье) — анамнестический методметодика «кто Я?» М. Куна и Т. Макпартлэнда [96]- методика на выявление уровня невротизма разработанная А.И., Захаровым [18]- методика на выявление уровня фрустрации разработанная А.И., Захаровым [61]- модифицированный вариант методики незаконченных предложенийметодика на выявление уровня самочувствия, разработанная А. И. Захаровым [61]- модифицированный вариант методики на выявление эмпатийного потенциала И. М. Юсупова [161]- шкала самооценки, разработанная А.И., Захаровым [61]- авторская методика на выявление коммуникативного потенциала подростковметодика самооценки школьной успешностиметодика экспертной оценки коммуникативного потенциала учащихся (опросник для классных руководителей и воспитателей) — метод экспертной оценки школьной успешности (работа со школьной документацией).

Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов математической статистики: анализ достоверности различий, корреляционный и факторный анализ (был использован пакет прикладных программ статистической обработки данных «STATISTICA» для персональных компьютеров типа PENTIUM).

Апробация работы. Полученные результаты и основные положения проведённого исследования обсуждались на научно-методических семинарах аспирантов и заседаниях кафедры психологической помощи РГГТУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), на: Российском национальном Конгрессе «Человек и его здоровье» (Санкт-Петербург, 1999) — четвертой Санкт-Петербургской ассамблее молодых ученых и специалистов.

Санкт-Петербург, 1999) — международных конференциях (Санкт-Петербург, 1997, 1998) — всероссийской юбилейной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры тифлопедагогики (Санкт-Петербург, 1999) — научно-практических конференциях: (Санкт-Петербург, 1998,1999,2000) — межвузовских научных конференциях: (Санкт-Петербург, 1998, 1999). Основное содержание диссертации отражено в 11 научных публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложения. Основной текст диссертации изложен на 198 страницах, содержит 2 таблицы и 9 рисунков. Приложение включает 3 таблицы и 3 рисунка.

Список литературы

состоит из 247 наименований.

ВЫВОДЫ.

Теоретический анализ проблемы и полученные результаты комплексного психологического исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Самосознание подростков с депривацией зрения представляет собой ведущее психологическое образование, отражающее их особый внутренний мир и обусловливающее определенную готовность к взаимодействию с окружающими людьми и объективной реальностью.

2. Становление самосознания подростков в условиях зрительной депривации, сохраняя особенности и стадии его развития в норме, обнаруживает при этом свою специфичность, обусловленную влиянием глубины поражения зрительной функции на различные психологические проявления личности. Подростки с глубоким нарушением зрения обнаруживают осознание собственного высокого эмпатийно-коммуникативного потенциала, высокий уровень невротизма, умеренно выраженные отклонения в физическом и психическом самочувствии, глубокое осознание личностного Я, стремление к компромиссу при разрешении конфликтных ситуаций, редкое проявление стратегии поведения, как приспособление, принятие ответственности за происходящие с ними события на себя.

3. Подростки с депривацией зрения по сравнению с нормально видящими подростками обнаруживают более сформированную определенную готовность к трудным жизненным ситуациям, выражающуюся в принятии ответственности за происходящие события на себя, оказывающую непосредственное влияние на стиль поведения в этих ситуациях, а также определяющую успешность выхода из них. Нормально видящим подросткам свойственна менее выраженная внутренняя ответственность, делегируемая ими значимым другим людям.

4. Содержание самосознания подростков со зрительной депривацией отражает определенную направленность их личности, раскрывающуюся в фиксированности на своем внутреннем мире, ограничивающей возможность развития и осознания собственного социально-ролевого Я. Самосознание нормально видящих подростков презентирует более выраженное социально-ролевое Я, что свидетельствует о более высокой социальной их зрелости.

5. К психологическим особенностям подростков с депривацией зрения, затрудняющим взаимодействие с окружающим миром и собой, в первую очередь необходимо отнести недоверие к окружающим, повышенную сенситивность, выраженный высокий уровень невротизма, низкую фрустрационную толерантность, недостаточное осознание себя как особого человека, эмоционально-соматический дискомфорт, а также заниженную самооценку.

6. Изучение структуры самосознания личности подростков с депривацией зрения и нормально видящих подростков выявило существование общих и специфических особенностей, обусловливающих тот или иной стиль поведения в трудных жизненных ситуациях: степень осознания себя, реализация эмпатийно-коммуникативного потенциала, выраженность эмоционально-соматического дискомфорта, самооценка своих познавательных способностей и себя в целом, а также экспертная оценка школьной успешности. Более структурированная, характеризующаяся взаимосвязанностью практически всех параметров рассматриваемой структуры самосознания система психологических образований личности подростков с депривацией зрения обеспечивает им возможность быть более гибкими, подготовленными к трудным жизненным ситуациям и позволяет реализовать собственные потенциальные возможности при разрешении данных ситуаций. Специфика структурных особенностей самосознания нормально видящих подростков, характеризуется меньшей интегрированностью, изолированностью отдельных показателей, разорванностью взаимосвязей, меньшей их структурированностью.

7. Комплексы психологических характеристик, выступающих в качестве составляющих структуру самосознания как целостного образования личности, повторяют друг друга и отличаются по содержанию, а также являются системообразующими факторами самосознания подростков с депривацией зрения и их нормально видящих сверстников. Содержание ведущего фактора подростков с депривацией зрения отражает осознание ими собственного высокого эмпатийного потенциала, реализация которого очень разнообразна и происходит на всех уровнях взаимодействия. Ведущий фактор нормально видящих подростков представлен комплексом характеристик, где доминирующая роль отведена показателям эмпатии, а в частности их осознанности. Осознание проявления эмпатийного потенциала интегрируется с осознанием проявления коммуникативного, образуя единый эмпатийно-коммуникативный потенциал, реализуемый как на эмоциональном, так и на поведенческом уровне.

РЕКОМЕДАЦИИ.

Исходя из позиций гуманистической психологии, ситуация становления самосознания подростков с депривацией зрения, являясь поворотным этапам на жизненном пути личности, рассматривается нами как ситуация брошенного жизнью вызова, как кризис, переживаемый в данном возрасте. Жизненный кризис выступает поворотным моментом для принятия новых решений, изменения взглядов и установок человека на себя и на мир, мобилизующим толчком, дающим возможность собственного роста. Выявленные в ходе работы специфические особенности психологической организации подростков с депривацией зрения, а также становления их самосознания позволили сформулировать следующие практические рекомендации школьным психологам, тифлопедагогам и другим специалистам, непосредственно работающим с данным контингентом.

1. Разработка новых психологических корригирующих программ может быть направлена на осознание и изменение подростками с депривацией зрения личностных особенностей, снижающих регулятивную функцию самосознания, а также мешающих более успешной адаптации к условиям окружающей действительности. Создание подобных программ должно пройти под лозунгом «воспитание человека нового типа», отражающим одну из главных идей теории самоактуализации А. Маслоу согласно которому необходимо воспитывать человека нового типа, «.который не чувствовал бы себя потерянным в быстро меняющимся мире, человека, которого изменения воодушевляли бы, человека, способного к импровизации, уверенного, мужественного, сильного человека, который мог бы с четью и с радостью встретить неожиданную, новую для него, ситуацию» [124, 70]. Он также отмечает, что люди должны стремиться стать другими, — «людьми, которые с уверенностью смотрят в неожиданный завтрашний день, людьми, настолько уверенными в своих силах, чтобы с воодушевлением смотреть в лицо грядущим переменам и жить, импровизируя и приспосабливаясь к ним. Это и есть новый тип человека.» И резюмируя свои мысли, А. Маслоу заключает: «общество, взрастившее таких людей, сможет выжитьобщество, которое не сможет вырастить такого человека, обречено» [124, 71]. К психологическим особенностям подростков с депривацией зрения, затрудняющим взаимодействие с окружающим миром и собой, в первую очередь необходимо отнести недоверие к окружающим, повышенную сенситивность, выраженный высокий уровень невротизма, низкую фрустрационную толерантность, недостаточное осознание себя как особого человека, эмоционально-соматический дискомфорт, а также заниженную самооценку.

2. При работе с подростками в условиях зрительной депривации правомерно использовать методы выработки решений, приёмы мобилизации личностного ресурса, техники преодоления жизненных кризисов, развитие уверенности в себе и эмоциональной устойчивости, формирование позитивного отношения к себе как к особому Я, формирование адекватного отношения к собственному дефекту, принятие дефекта, а также формирование адекватного восприятия окружающей действительности.

3. Представляется важным введение в школьные программы специального курса по психологии, направленного на выработку у учащихся адекватного отношения к себе, в частности, к своему особому Я, доверия к окружающим их людям и к реальной действительности. Необходимо также постепенно вырабатывать у старших школьников с депривацией зрения правильное отношение к миру и, прежде всего, правильную временную перспективу по отношению к прошлому, настоящему и будущему. Имеет смысл информированность подростков с депривацией зрения о возможных трудных жизненных ситуациях с целью формирования у них определённой культуры, позволяющей относиться к этим ситуациям как к неизбежному факту в жизни любого человека, становящемуся не препятствием, а толчком, способствующим его развитию, росту. Целесообразно устраивать занятия по исследованию различных трудных ситуаций, проводя игры, где учащиеся с депривацией зрения осуществляли бы моделирование своего поведения в необычных для них ситуациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Причина прихода человека в этот мир является уникальной загадкой. Стремление к пониманию смысла собственного существования — тот рмпульс, который побуждает человека к жизни, к самораскрытию, к саморазвитию и самовыражению. «Кто Я такой?», «Зачем Я живу?», «Какой может и должна быть моя жизнь?» — вот те вопросы, которые стоят перед теми, кто не хочет плыть по течению и равнодушно взирать на себя и своё окружение [84]. Размышление над подобными вопросами отражает направленность личности на саморазвитие. Фактически каждый человек отвечает на эти вопросы своей собственной жизнью, тем, как понимает себя и окружающий мир, как использует свои потенциальные возможности.

Теоретической основой данного эмпирического исследования — одним из её пластов — является гуманистический подход к изучению личности, основная идея которого состоит в том, что человек выступает наивысшей ценностью и несёт в себе позитивную основу. Внимание фокусируется на неповторимой индивидуальности личности и направляется на изучение собственно человеческих качеств. Гуманистический подход в психологии опирается на следующие принципы [84]:

1. Признание права личности быть собой, сохранять свою целостность и уникальность;

2. Ориентация на творческое спонтанное развитие человека и его самоактуализацию;

3. Поиск осуществления возможностей свободного выбора решений и принятия ответственности на себя за этот выбор.

Согласно гуманистическим взглядам, самостоятельное прохождение жизненного пути является источником деятельности и роста личности. Рассматривая личность как активный субъект своей жизнедеятельности, берущий ответственность в трудной жизненной ситуации на себя, мы исходили из того, что соотношение ситуации и субъекта, особенности их взаимодействия, определяются тем внутренним потенциалом, тем резервом личности, который предрасполагает её к тому или иному стилю поведения в той или иной ситуации. Однако, способность к активному, деятельному стилю преодоления трудных жизненных ситуаций, с полным принятием ответственности за происходящие события на себя, свойственна (в силу специфичности экспериментальной группы по сравнению с контрольной) далеко не каждому подростку, принимавшему участие в данном психологическом исследовании. В ходе работы удалось установить, что у подростков с депривацией зрения в большей мере сформирована готовность к трудным жизненным ситуациям, преодолевая которые они осознанно принимают ответственность за происходящее на себя. Нормально видящие подростки проявили меньшую склонность к принятию внутренней ответственности, низкая выраженность которой объясняется семейной обусловленностью — более полным составом семьи и более высшим образованием отца.

Отрочество, в целом, проявляется как период жизни, особенно отмеченный развитием, поскольку все аспекты биологической, когнитивной и социальной жизни испытывают важные изменения, заданные требованиями адаптации. Пубертатные изменения, открывающие период отрочества, вызывают необходимость жить в сексуальном теле, что предполагает освоение нового физиологического опыта. Изменение когнитивных структур отмечает переход к формальному мышлению, к более высокому уровню моральных суждений и нравственному мировоззрению. Развитие социальной жизни, охватывающей весь средний подростковый возраст, вызывает постепенное уменьшение привязанности к родителям, установление отношений равенства со сверстниками. Наконец, утверждение идентичности, завершающее отрочество, предполагает реализацию системы фундаментальных выборов, которая определяет человека для себя самого и для другого, и отныне включает его во взрослую жизнь. В связи с этим М. Кле [76] отмечает, что в различных зонах развития в отрочествекогнитивной, социальной, биологической, зоне идентичности — можно видеть, что это не простое повторение прошлого детского опыта, а напротив, новое психологическое образование, постепенно развивающееся, охватывающее как прошлое личности, так и новые достижениякогнитивные, социальные и др., которые становятся частью подросткового опыта и.самосознания. Переживание кризиса для подросткового возраста характерно наиболее, чем для другого любого возраста. Кризис, с точки зрения М. Кле, Э. Эриксона, — это вестник надежды. Идея умирания детства и рождения нового человека является центральной идеей всех обрядов и инициаций отрочества. Способность противостоять достигнутым в ходе детства изменениям позволяет подросткам освоить эти новые реальности и интегрировать их в собственный опыт. Таким образом, учитывая все специфические особенности и общие закономерности развития в подростковом возрасте, как уникальном этапе жизненного пути, для нас представлял огромный интерес определённый подход к изучению самосознания подростков с депривацией зрения сквозь призму изложенных аспектов.

Ограничения в познании окружающей действительности, а также неприятные события, происходящие с подростками с депривацией зрения и выступающие своего рода как фрустраторы, существенно влияют на общее их состояние и оказывают травмирующее воздействие на психику, вызывая иногда состояние агрессии, фрустрации ведя, порой, к потере смысла существования. Для подростков с депривацией зрения характерно изначально низкое «базальное» доверие и к окружающим людям, и к окружающему их миру, воспринимаемому часто как неопределённость, выраженная фрустрированность, выраженный эмоционально-соматический дискомфорт. Очень важным моментом при этом становится психологическая помощь подросткам с депривацией зрения, направленная на создание благоприятных условий, необходимых для формирования более высокого доверия к окружающим людям и к окружающей действительности, а также для формирования адекватной оценки реального мира, преобладающего над миром фантазий и догадок. В связи с этим встаёт необходимость в выявлении психологических образований, предрасполагающих к тому или иному стилю поведения в незнакомых жизненных ситуациях, к осознанию своего внутреннего мира и индивидуально-психологических особенностей, к эмоционально-ценностному (позитивному или негативному) отношению к себе и к значимым другим, а также предрасполагающих к самопринятию или к самоотторжению себя.

В ходе теоретического исследования состояния проблемы изучения самосознания подростков в условиях зрительной депривации был проделан анализ изучаемого явления с целью определения психологических факторов, обусловливающих позитивное или негативное их воздействие на его становление на данном этапе жизненного пути. Выявилось, что в литературе, посвящённой изучению психологической организации лиц с депривацией зрения, рассматриваемая нами проблема остаётся ещё мало изученной. В результате проведённого комплексного исследования были расширены рамки представлений о специфических особенностях (свойственных подросткам с депривацией зрения), а также об общих особенностях (свойственных подросткам и с депривацией зрения, и нормально видящим) психологической организации сферы самосознания подростков в условиях зрительной депривации.

В данном эмпирическом исследовании к изучению самосознания подростков с депривацией зрения мы подходили с точки зрения его структуры, представляющей единство трёх компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого, которые имеют относительно независимую логику развития, однако в своём реальном функционировании обнаруживают взаимосвязь. Образование целостной системы самосознания является результатом взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными компонентами. Усиление одних компонентов другими рождает более сложные взаимосвязи между ними, определяя одно и то же направление всей системы в целом.

В ходе психологического исследования были обнаружены системообразующие факторы, составляющие структуру самосознания подростков с депривацией зрения и нормально видящих подростков и отражающие как общие, так и специфические особенности его проявления. В связи с этим результаты, полученные в ходе научного исследования, подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что: становление самосознания как центрального психического образования личности подростков с депривацией зрения характеризуется как общностью условий и стадий его развития в норме, так и специфичностью, обусловленной влиянием степени поражения зрительной функции на проявление когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.

В условиях меняющейся внешней ситуации развития современного общества, когда привычные ценностные нормы и стереотипы не могут служить ориентиром в жизни, подростки с депривацией зрения, находящиеся на пороге интеграции в широкий социум, могут отыскать свой жизненный путь лишь только вследствие внутренних усилий. Это требует от них особых ценностно-смысловых установок по отношению к жизни, к себе, к другим, наличия особой жизненной позиции, диктующей потребность в осмыслении и адекватной оценке происходящих событий.

Полученные результаты данной научной работы имеют, как теоретическое, так и практическое значение. Диагностика сформированности самосознания личности подростков с депривацией зрения может выступать в качестве прогноза успешной и неуспешной их интеграции в общество нормально видящих людей и позволяет экстраполировать результаты исследования на другие трудные жизненные ситуации. Полученные данные могут быть использованы для работы как с самими подростками в условиях зрительной депривации, так и с их семьями с близкими родственниками), а также, в связи с актуальностью проблемы, для последующей работы в этом направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособ. для студентов вузов. М., 1998. — 320 с.
  2. A.B., Синипостол А. Б. Анализ детской инвалидности Санкт -Петербурга за 1997 год. // Актуальные вопросы реабилитации инвалидов: Сб. науч. тр. /Под ред. H.H. Лебедева. СПб., 1998. — С. 9−10.
  3. Альманах психологических тестов. М.: «КСП». -1995 — 400 с.
  4. Н.И. и др. Развитие самосознания как основы физического воспитания //Формирование образа Я и проблемы физического воспитания. Сб. науч. тр. НИИ АПН СССР/ Отв. ред. П. А. Жоров. — М., 1990. — 95 с.
  5. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1985. -20 с.
  6. Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении /Сб. Личность, общение, групповые процессы. М., 1991. — С. 37−74.
  7. . Г. Комплексное изучение человека в психологическом исследовании //Вопросы психологии. 1968, № 6. — С. 45−46.
  8. . Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.-371 с.
  9. . Г. Человек как предмет познания Л., 1969. — 339 с.
  10. Ю.Анисимов А. Ф. Природа и общество в отражении сказки и мифа. Л., 1953.-160 с.
  11. П.Анкудинова Н. Е. Самосознание и его место в структуре личности //Проблемы управления процессом воспитания: Под ред. Е. В. Тонкова. -Курск.-1976.-С. 73−83.
  12. Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу //Вопросы психологии. -1973, № 4. — С. 173−180.
  13. З.Анциферова Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности //Психологический журнал. 1981.- Т.2, № 2.- С. 8−18.
  14. В. М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М., 1994. — 216 с.
  15. В. М. Введение детей с ограниченными физическими возможностями в образовательный социум // Куда идет Россия: социальная трансформация постсоциалистского пространства. М., 1996. — С. 426−430.
  16. В.Д. О структуре индивидуального сознания //Психологические проблемы самореализации личности. Вып 2. /Под ред. A.A. Крылова, J1.A. Коростылевой. СПб., 1998. — С.47−58.
  17. Р. Эмоционально-значимые события в жизни слепых и слабовидящих и методика работы с ними //Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними: Межвуз. сб. науч. тр. /Под. Ред. А. Г. Литвака. РГПУ. — Л. -1990. — С. 3−9.
  18. Е.П. Я концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений //Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. — 1997.- № 4. — С.25−31.
  19. Белопольская Н. Л Оценка когнетивных эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития //Вопр. психологии. -1997. № 1. — С. 19−25.
  20. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.- 421 с.
  21. А.П. Ценности основных типов человеческого самосознания //Актуальные проблемы гуманитарных цаук: Тез. всесоюз. науч. конф., поев. 35-летию РУНД.- М., 1995.-С. 11−12.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -464 с.
  23. Л.И. Особенности самосознания подростков //Вопросы психологии. 1955. — № 1.
  24. Jl. В., Видинска Р. К. Соотношение самооценки и уровня притязаний //Личность в системе коллективных отношений: Тезисы докл. Всесоюз. Конференции в г. Курске, 20−22 мая 1980 г. /Под ред. A.A. Бодалева и др./- М., 1980. С. 36−37.
  25. Л. В., Русаков С. В. Концепция Я и характер реакции на фрустрацию как детерминанты социальной адаптации молодежи //Понимание и общение в учебно-воспитательном процессе. — Фрунзе, 1983. -С. 247−249.
  26. И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе //Психологический журнал. -1998.-Т. 19. № 4. — С. 27−40.
  27. . С. Нравственное сознание личности. М., 1985.-64 с.
  28. . С., Павленко В. Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии //Вопр. психологии. 1986. — № 4. — С. 146−154.
  29. .С. Аномалия личности. М., 1988. — 304 с.
  30. П. Психология слепых: Пер. с нем. /Под ред. и с предисл. В. А. Гандера. М., 1934. — 264 с.
  31. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов
  32. Под ред. A.B. Петровского. М., 1973. — 288 с.
  33. И.П. О подготовке и защите диссертаций по психологии физической культуры и спорта в СПб. ГАФК им. П. Ф. Лесгафта //Вестник Балтийской Академии. СПб. — Вып. 26.- № 2.-1999.- С. 105−108.
  34. Л. С. Педология подростка /Собр. соч.-Т.4.-М., 1929. С. 5−10.
  35. Л. С. Собрание сочинений. Т.5.-М., 1983. — 367 с.
  36. Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием как задача психологической службы вуза //
  37. Воспитание, обучение и психическое развитие. Ч.1.:Тезисы науч. сообщений. М., 1983. — 240 с.
  38. Т. М. Самооценка как метод изучения личности //Конференция по проблемам патопсихологии: Тезисы докл. М., 1972. — С. 105−117.
  39. И. Способы коррекции самооценки учащихся с нарушенным зрением //Балт. сборник по спец. педагогике -I. / /Сост. А. Амешкаускас и др.-Тарту .-1995.-С.'41 .Галич А. Картина человека. СПб., 1834. — С. 246.
  40. Г. Собр. соч. -Т. 12. Лекции по эстетике. М., 1938. — 468 с.
  41. Г. Собр. соч. -Т.З. Ч. З. Философия духа. -М., 1956.- С. 201.
  42. С. Способность слепых приспосабливаться к жизни //Слепец. 1891. -С. 189.
  43. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли- Пер. с англ.- Общ. ред. Ю. П. Адлера. М., 1976 — 495 с.
  44. ., Что такое психология? В 2т.- М., — 1992. T. l/Пер. с фр. H.H. Алипова и др.- Под ред. Т. Г. Аракелова 491с.
  45. Т.2 /Пер. с фр. H.H. Алипова, В.В. Свечникова- Под ред. Т. Г. Аракелова. -370с.
  46. Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и другим //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1982. — № 4. — С. 21−30.
  47. А.П., Кулагин Ю. А., Лубовский В. И. и др. Изучение психического развития аномальных детей //Дефектология.-1983.-№ 6. С. 3−17.
  48. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. -Киев. 1989.-189 с.
  49. О. А. Представление Л. С. Выготского о самосознании и марксизм //Психолог, журнал. -1996. -Т.П. № 5. — С.-31−41. .
  50. Н. Л. Процесс индивидуации как «путь к себе» // Психолог, журнал.-1996.- Т. 17. № 1. — С. 52−62.
  51. Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязания и его влияние на личностные особенности: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М.-1995. -24 с.
  52. . Е. А., Бороздина Л. В. Связь уровня тревожности с высотой самооценки и притязаний. РАО // Новые исслед. в психологии М., 1993-№ 4.-С. 104−113.
  53. А. В. Генезис самооценки: Дис. докт. психол. наук. М., 1989. -350 с. '
  54. А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1993. 16 с.
  55. К вопросу о физиологии слепых //Слепец.-1903- С. 63, 82, 106.
  56. В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности //Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 154−157.
  57. Н.Я. Мотивационный аспект самосознания заикающихся пациентов в процессе социореабилитации //Психологический журнал.-1997 Т. 18 -№ 3. — С. 109−120.
  58. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие / (Пер. с фр.).-М., 1991.- 171 с.
  59. А. Г. Личность воспитывает себя. М., 1983. — 256 с.
  60. Л. Развитие моральных суждений: пособие для учителей //Цукерман А. Г. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов.- Рига, 1997. С.49−51.
  61. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание М., 1984. — 335 с.
  62. Кон И. С. Категория «Я» в психологии //Психолог, журнал.-1981.- Т.2.- № 3. -С. 25−38.
  63. И. Н., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психолог. Журнал.-1995.- Т.16.- № 1. С. 43 -51.
  64. М. Ю. Типологические особенности психоциального развития подростков //Вопросы психологии. -1997.- № 3.- С. 69−78.
  65. А. П. О некоторых способах самооценки личности //Проблемы экспериментальной психологии и ее истории /Труды МГПИ им. Ленина.- М., 1973.-С.
  66. Е.П. Психологическая помощь: Учеб. пособие. -СПб., 1994.-39 с.
  67. А. П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психолог, журнал. -1995.- Т.16. № 1. — С. 107−114.
  68. Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. /Под ред. А. К. Крылова. Л. А. Коростылевой. СПб., 1998. — С.3−20.
  69. В.Н. О типах регуляции нравственного поведения подростков /Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы науч. сообщений. //Журнал сов. Психологов к VI Всесоюз. съезду. Ч.1.- М., 1983. 240 с.
  70. Э.А. Узловые проблемы психофизиологии сознания //Журнал высш. нервн. деят., 1994.- Т.44.- Вып. 6.- С. 899−908.
  71. А. И. Как заниматься самовоспитанием. 3-е издание.-Минск, 1991. -287 с.
  72. A.A. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики. -1926 140 с.
  73. . A.A. Наблюдения над слепыми (о некоторых особенностях душевной жизни слепых) //Слепец.-1903. С. 209.
  74. Кузьмина 3. В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи /В кн.: Личность в психологическом эксперименте: Редкол. A.B. Петровский и др. М., 1973. — С.34−44.
  75. И.Е. Адекватность представлений о своем поведении у детей и подростков //Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. научн сообщений сов. Психологов к VI Всесоюз. съезду. Ч.1.-М., 1983.-С. 240 245.
  76. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя //Современная зарубежная социальная психология: Тесты /Под ред. Г. М. Андреевой и др.- М., 1984. С. 180−184.
  77. В.Н. Проблемы психологии современного подростка: Сб. науч. тр. М.-1982. — 160 с.
  78. А. Ф. Психология общая и экспериментальная. Л., 1925. — С.
  79. И., Матейчек 3. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — С.
  80. С.С. Актуальные проблемы интеграции инвалидов в общество // Образование как фактор интеграции инвалидов в общество: теория, практика, перспективы: Материалы научн.-практич. Конференции /Сост. И научн. ред. С. С. Лебедева. СПб., 1999. — С. 7−15.
  81. В. Л. Механизм самооценки и поведения личности // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. — С.
  82. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний //Вопр. психологии. -1967. № 6. — С. 118−129.
  83. ЛейкоК. Психическая энергия и психический темп у слепых //Слепец.-1908.- № 4. -С. 103.
  84. A. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. /Под ред. В. В. Давыдова и др. -М. -1983. Т.1.-1983.-391 е.- Т.2. 1983.-318 е.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.- с. 227.
  86. А. И. Самооценка школьника и его память //Вопросы психологии. 1981, — № 9 С.27−32.
  87. А. И. Самооценка школьника и его память //Вопросы психологии. 1987, № 3.- С. 45−57.
  88. А. И. Самооценка школьника. М.-1976.- 64 с.
  89. А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968.- 142 с.
  90. А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих.-Л., 1972.-225 с.
  91. А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учебное пособие. -Л.-1973.-155 с.
  92. А.Г. и др. Практикум по тифлопсихологии: (для дефектол. фак.) /А.Г. Литвак, В. М. Сорокин, Т. П. Головина. М., 1989. — 110 с.
  93. Дж. Попытка интеграции разных сторон психического развития / Цекерман А. Г. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, 1977. — С. 58−61.
  94. В.Н. Об исследовании особенностей развития самознания //Проблемы психологии современного подростка: Сб. науч. тр. /АПН СССР.--М., 1982.-С.
  95. В.Н., Усманова A.A. Представления современных подростков о своем будущем в связи с социально-психологическими особенностямиличностного развития в настоящем //Новые исследования в психологии М., 1993.-№ 1 (7).-95 с.
  96. . Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии. -1975.-№ 2.-С. 31−45.
  97. В. А. Цели, задачи и содержание работы тифлопсихолога //Дефектология. 1995.-№ 1.- С. 21−29.
  98. В. А. Психологическая служба в школах для детей с нарушением зрения//Дефектология-1994, — № 6.- С. 10−16.
  99. В. И. Л.С. Выготский и специальная психология//Вопросы психологии. 1996.-№ 6.-С. 118−124.
  100. В. И. Общие специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология. -1971.- № 6. С. 15−20.
  101. Лукьянова 3. Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими людьми //Вопросы психологии. -1989. №.3. — С. 71−75.
  102. К. Влияние поздней слепоты на характер: Пер. с нем. // Слепец-1890.- № 11.-С.125.
  103. Н. Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника //Вопросы психологии. -1983, — № 5. С. 42−47.
  104. К., И Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М., 1956. С.565- 566.
  105. А.Г. Дальние пределы человеческой психики: (Пер. с англ.) М., 1997.-430 с.
  106. А.Г. Психология бытия. М., 1997. 304 с.
  107. B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. М.- 1986.-256 с.
  108. B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека //Психолог, журнал. 1980. -Т.1. -С. 58−71.
  109. Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / НИИ общ. и пед. психологии АН СССР. М., 1991. -151 с.
  110. Ю. А. Саморегуляция и творческая активность личности //Вопр. психологии.-1988. № 3. — С. 71−79.
  111. Ф.Г. Загадка человеческого «Я». -2-е изд. М., 1976. — 288 с. *
  112. Ф.Т. Самосознание моё и наше: к постановке проблемы" /Отв. ред. Ф. Т. Михайлов. 1997- М., 220 с.
  113. JI. Древнее общество. Л., 1934. — С. 48.
  114. В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психолог, журнал.- 1995. Т.16, № 4.- С. 26−36.
  115. A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. -М., 1977.-64 с.
  116. Е.П., Харламенкова Н. Е. Самоутверждение человека //Вопр. философии. 1997. -№ 9. -С. 96−117.
  117. Л.И. О проблеме самосознания //Актуальные вопросы в марксистской гносеологии и социологии. М., 1978. — С. 54−61.
  118. Л. В. Возрастные особенности формирования мировоззренческого сознания личности /Вопросы общественных наук. -Киев. 1990.- Вып. 81. — С.118−124.
  119. Э. Происхождение и развитие сознания: (Пер. с англ.). М., 1998. 462 с.
  120. Л. Ф. Детская психология: Учебник. М., 1996. — 372 с.
  121. Д. В. К анализу когнитивной самооценки человека // Проблемы медицинской психологии: Сб. статей. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др.-М., 1980.-С. 62−78.
  122. Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. М.: Просвещение. — 1987. — 223 с.
  123. В.Н. Психология человека: Человек и его психические свойства.- СП6.-1996. 51 с.
  124. Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа //Психологические исследования познавательных процессов и личности: Сб. статей /АН СССР-М., 1983.-С. 45−51.
  125. M. С Психические особенности детей при осложненных формах слепоты /В кн.: Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. М., 1965. — С.236−239.
  126. М. С. Значение учения Л. С. Выготского для разработки проблемы аномального детства //Психология. Минск, 1990, — Вып. 10.- С. 158−167.
  127. Л. М. Содержание образования с позиций самоидентификации личности //Педагогика. М., 1997, — № 3. — С. 36−39.
  128. . Интеллектуальное обеспечение саморазвития //Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов /Под ред. Г. А Цукерман. Рига, 1997. — С. 46−49.
  129. М. П. Понимание учащимися 12−17 лет своей личности и понимание их другими людьми //Вопр. психологии. -1983.- № 3. С.
  130. К.К. Значение иерархии системных качеств для психологии //Проблемы интегрального исследования индивидуальности: Респ. науч. тр. /Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 1978. — Вып. 2. — С. 3−14.
  131. К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 20−33.
  132. Т.А. О внутренней структуре самооценке личности // Социально-психологические проблемы формирования личности учебно-воспитательного коллектива. М., 1975. — С. 106−116.
  133. Практическая психодиагностика: Методика и тесты: Учеб. пособ. /Ред. -сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998. — 668 с.
  134. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка: Сб. статей. /Отв. ред. А. Р. Лурия М., 1956. — 420 с.
  135. A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте /Воспитание, обучение и психическое развитие. М., 1983.- С. 672−674.
  136. А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности //Вопросы психологии. 1991, № 5. — С. 156.
  137. Психофизиология: Учебник для вузов / H. Н. Данилова. Ред. совет: В. И. Бахтин и др. М., 1998. — 372 с.
  138. К. К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. -216 с.
  139. М.А. Психологическая близость со значимыми лицами и некоторые особенности самосознания старшеклассников: //Проблемы общения и воспитания: Сборник статей. Тарту, 1974.- Вып 2. — С. 168−178.
  140. Развитие психики и особенности отражения при глубоких нарушениях зрения //Сборник по реабилитации слепых /Под общ. ред. А. Г. Литвака. -М., 1982.-116 с.
  141. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособ. М., 1996. — 529 с.
  142. Г. Я. Самопознание как проблема социальной перцепции //Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: Науч. тр. / Кубанский ун-т. Краснодар, 1977.- Вып. 235. — С. 169−174.
  143. С. Л. Основы общей психологии: В 2-х Т. /АПН СССР.- М., Т.2.-1989.-323 с.
  144. С.Л. Проблемы общей психологии: Отв. ред. Е. В. Шорохова. Изд. 2-е. М., 1976.- 416 с.
  145. Л.И. Теория самовоспитания: Учебное пособие М., 1973. -263 с.
  146. Э. Болезнь как момент развития (В жизни ребенка) //Семья и школа.-1998, № 2.-С. 72.
  147. О. Психика пролетарского ребенка. М.- Л., -1926. — С.
  148. Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста //Вопросы психологии. -1975.-№ 4. С. 107−116.
  149. Т.С. Влияние потребностного профиля личности студента на эффективность учебной деятельности на примере изучения психолого-педагогического цикла. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1991.-16 с.
  150. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. — 264 с.
  151. Самосознание: моё и наше: к постановке проблемы /Под ред. Ф. Т. Михайлова. 1997. — 258 с.
  152. Р. Этапы развития социального интеллекта: Пособие для учителей. / Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Под ред. Г. А. Цукерман. Рига, 1997. — С. 51 -55.
  153. И.М. Избранные философские и психологические произведения. -С. 504.
  154. Е.В. Экспериментальная групповая психология: Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции А. Адлера: Учеб. пособие. СПб., 1993.- 152 с.
  155. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.-349с.
  156. В. И. О личностных компонентах самооценки //Воспитание личности: Материалы конференции.-Таллинн, 1976.-С. 166−171.
  157. П.В. Сознание и мозг // Журнал высш. нервн. деят., 1993 .- Т.43. -Вып. 2.-С. 211−218.
  158. А. И. Воспитание и образование слепых, и их призрение на Западе. СПб., 1903. — 1024 с.
  159. Словарь по этике //Аверинцев С. С. др./Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. М&bdquo- 1989.-447 с.
  160. В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития //Вопр. психологии. -1991, № 2.- С.37−49.
  161. Словарь основных терминов: Пособ. для специалистов в области реабилитации больных и инвалидов. /Сост. А. Г. Рябоконь, Е. М. Старобина, С. А. Стеценко. Спб. — 1997. — 80 с.
  162. Е. О. Когда в семье ребенок-инвалид // Соц. исслед. М., 1997. -№ 1.- С. 83−89.
  163. Е. О. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты.-Саратов, 1996. -189 (1), с.
  164. Т. В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте //Вопросы психологии. 1989, — № 2. С. 27−35.
  165. Т. А. Формирование самосознания и самооценки у советских школьников. Автореф. канд. дисс. М., 1953.
  166. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М., 1989. -213 с.
  167. Л. И. Изучение аномальных детей: Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии //Дефектология, 1991.- Вып. № 5. -С.10−14.
  168. А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.-303 с.
  169. С. «Комплекс неполноценности» //Семья и школа. -1994 № 5.-С.11−13.
  170. В.И. Выявление навыков рефлексивной саморегуляции деятельности у подростков 10−14 лет //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990. -145 с.
  171. В. И. Роль субъективных критериев успешности результативности в регуляции поведения //Вопр. психологии. 1984, № 5.-С.118−122.
  172. В. В. Самосознание личности. М., 1983. — 284 с.
  173. А. И. Влияние социальных условий на формирование социальных установок и установки к себе лиц со зрительными дефектами: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1978. — 21 с.
  174. Г. В. Основы математической статистики для психологов: Учебник /СПбГУ. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб., 1998.- 461 с. с ил.
  175. М.Г. Педагогические основы самовоспитания старших подростков. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1968. -203 с.
  176. А. К. Социально-психологические аспекты формирования самооценки и уровня притязаний личности /Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. науч. трудов М., 1988.- С.
  177. А. В. Три грани личности: //Философ. исслед.-1997.- № 2. С. 26−40.
  178. А.И. Структуры нравственного сознания: опыт этико-философского исследования. -М., 1974.- 278 с.
  179. В. П. Личность и общество. М., 1965. — 191 с.
  180. Е. М. Развитие самооценки слабовидящих школьников // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих (Психологические и методические аспекты реабилитации): Сб. науч. тр. Л., 1982. — С. 15−26.
  181. О. Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей /Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М.: Б.и. -1990. — 200 с.
  182. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные психологические труды. -М., 1995. 367 с.
  183. В.А. Реабилитация и абилитация инвалидов по зрению как предпосылка и условие их интеграции в современное развитие общества / Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов. -Тюмень.-1996.- С. 48−50.
  184. . Детский вариант метода незаконченных предложений Б. Форера. /Психологическая диагностика и коррекция личности школьников: Метод, рекомендации для студентов пед. ин-тов и школьных психологов /Составители Т. О. Бальи др.- Воронеж, 1991. С.83−92.
  185. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. — 181 с.
  186. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1989.-168 с.
  187. А. Психология Я и защитные механизмы /Пер. с англ. М. Р. Гинзбурга. М., 1993. -140 с.
  188. Р. Задачи развития в подростковом возрасте: Пособие для учителей / Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Под ред. Г. А. Цукерман. Рига, 1997. — С. 61−62.
  189. Характеристика слепых //Слепец. 1894. — С.104.
  190. Е. А. Феномен субъективной значимости другого человека. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984. — 22 с.
  191. В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. Киев, 1992.-30 с.
  192. Л., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения, исследования и применение: Учеб. пособие. СПб., 1977. — 608 с.
  193. П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. // Психологическая наука в СССР: сб. статей. Т.2. М., 1960. — 656 с.
  194. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности //Проблемы сознания. М., 1968. — С. 230−235.
  195. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., -1977.-144 с.
  196. И.И. Психологическое исследование самосознания //Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 162−164.
  197. В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация человека //Вопр. психологии. -1996.- № 3. С. 116−132.
  198. Л. М., и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995. — 80 с.
  199. Е.В. Тенденции исследований личности в советской психологии //Психологический журнал. 1980. — Т.1.- С. 45−57.
  200. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Пг., 1922.-С.
  201. Е. А. Психологическая характеристика личности старшеклассника //Вопросы психологии. -1982.- № 5. С. 72−79.
  202. В. Н. Сущность и структура . нравственного самосознания //Совершенствование профессионального психолого-педагогического мастерства в условиях непрерывного образования: Сб. науч. тр.- Минск, 1991.-С. 7−14.
  203. Эгоизм слепых //Слепец.-1906. С. 141.
  204. Д. Б. Какая деятельность ведет за собой психическое развитиеподростков?: Учебное пособие. /Психология саморазвития: задача дляподростков и их педагогов. Под ред. Г. А. Цукермана. Рига, 1997. — С. 3340.
  205. Энциклопедия практического самопознания / Сост. А. И. Красило. M., 1994.-346 с.
  206. Э. Главное развивающее противоречие: Учебное пособие. / Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Под ред. Г. А. Цукерман. Рига, 1997. — С.40−46.
  207. Э. Идентичность, юность и кризис: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. A.B. Толстых. М., 1996. — 340 с.
  208. Этюды о психологии слепых Т. Геллера //Слепец. 1896.- С. 92−106.
  209. С.М. Самооценка как фактор самосознания //Ученые записки. Ташкентский гос. пед. ин-т.- 1974. -Т.117. С. 69−80.
  210. М. Социальная адаптация больных детей // Воспитание школьников.-1998.- № 4. С.5−6.
  211. И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань. -Изд-во Казанского ун-та. — 1993. — 201 с.
  212. С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М., 1984.-142 с.
  213. Adler A. Praxis und Theorie der Individuaipsychologie. -Munchen. 1927.
  214. Adler A. Uber den nervosen Clarakter.- Munchen. 1928.
  215. Aries Ph. L Enfant et la Vie Familiale sous L Ancien Regime. P., 1973.
  216. BerkovitzL. Aggression: a Systematic Reintegretion. N. Y., 1962.
  217. Brown J. and Farber L. Emotions Conceptualized as Intervening Variables with Suggestion toward a Theory of Frustration. «Psych. Bull.», 1951, v. 48, 465 495.
  218. Debesse M. D. Adolescence/ P., 1947.
  219. Eisenstadt S.N. From Generation to Generation. Glencoe, 1960.
  220. Hill R. Families under stress. New York, 1949.
  221. Lawson K. Frustration. The Development of a Scientific Concept. N.Y., 1965.
  222. Lawson K. And Marx M. Frustration theory and experiment. «Genet. Psych. Monorg.» v. 57, 1938, p. 97- 464.
  223. Rosenberg M. Society and the adolescent self-image. P.U.P, 1965. XII, 326 s.
  224. Rosenzweig S. an Outline of Frustration Theory. In: Hunt J.M.W. (edit). Personality and Behavior Disorders. V.LN.Y., 1949, p. 379−388.
  225. Rosenzweig S.A. General Outline of Frustration. «Charact and Person», 1938. -№ 2.
  226. Wanechek O. Der Blinde in der Sage, im Marchen und der Legende. Ztschr. f. d. ost. Blindwesen, 1919.
  227. МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДА НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
  228. Инструкция: Дорогой друг, тебе предлагается ряд незаконченных предложений которые необходимо закончить. 1 -ая часть «Я и моё окружение"1. Я учусь в классе2. Труднее всего мне даётся
  229. Я бы хотел, чтобы у меня было
  230. Когда я понял, что опоздал
  231. Когда я вникаю в объяснения учителем нового материала
  232. Когда учитель просит помочь отстающему однокласснику
  233. Если я не выучил домашнее задание20. Чтобы не опоздать на урокпродолжение приложения
  234. Чтобы решить сложное задание во время контрольной работы
  235. Чтобы успеть выполнить большое домашнее задание
  236. Если мне не хочется идти на какой-то урок
  237. Если мне сложно даётся какой-то предмет
  238. Когда мне нравится чем-то заниматься
  239. Если с моим мнением не согласны одноклассники
  240. Во время разговора с учителем
  241. Когда меня ругают родители29. Если меня обидели друзья
  242. Чтобы добиться понимания родителей, я31. Чтобы быть здоровым
  243. Когда я свидетель ссоры двух друзей33. Чтобы хорошо выглядеть
  244. Когда я не согласен с высказываниями одноклассников
  245. Чтобы доставить приятное окружающим1. СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ
  246. АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА НА ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО1. ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
  247. Способный оказать поддержку-
  248. Умеющий поставить себя на место-
  249. Легко принимающий точку зрения-4. Идущий во всем навстречу-5. Терпеливый по отношению-
  250. Проявляющий всегда внимание к —
  251. Отзывчивый по отношению к-
  252. Испытывающий чувство вины по отношению к-9. Доверяющий-
  253. Сочувствующий- 11. Заботящийся о-12.Переживающий за-13.Помогающий- .14. Открытый-15.Общительный с. 1. СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ
Заполнить форму текущей работой