Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионального самоопределения студентов педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показатель успеваемости студентов (средний балл) экспериментальной группы по спецдисциплинам (4,0 балла), по психолого-педагогическим — 4,4 балла, обусловлен тем, что глубокое усвоение ими учебного материала рассматривается не как конечная цель своей деятельности, а как необходимый способ достижения вершин профессионального мастерства. Такое отношение к профессиональной подготовке как к продукту… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Профессиональное самоопределение студентов педагогического университета как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Отражение исследуемой проблемы в философской и психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Уровни профессионального самоопределения студента факультета технологии и предпринимательства
    • 1. 3. Факторы профессионального самоопределения студентов

    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионального самоопределения студентов педагогического вуза. 55 2.1. Методы формирования самооценки как условие профессионального самоопределения студентов.

    2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию профессионального самоопределения студентов.

    2.3. Эффективность формирования профессионального самоопределеи) ф ния у будущих учителей технологии.

Формирование профессионального самоопределения студентов педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Рыночная экономика России ставит каждого человека перед необходимостью совершенствовать свою профессиональную деятельность, повышая уровень компетентности и конкурентоспособности. Динамика экономических и социальных процессов требует сегодня от человека высокопрофессионального отношения к труду, умения быстро приспосабливаться к жизненным ситуациям, совершенствовать свою профессиональную квалификацию. Комплекс социально-экономических и психолого-педагогических задач по активизации вопросов профессионального самоопределения молодёжи призвана решить профессиональная ориентация — целостная система научно-практической деятельности современных социальных институтов. Профориентацию, как комплексную проблему, составляют несколько аспектов: социально-экономический (анализ потребностей общества в разнообразных профессиях, выявление их перспектив в трудовых ресурсах и т. д.), психофизиологический (выбор профессии соответственно особенностям человека, его склонностям и способностям и т. д.), психолого-педагогический (формирование интереса к профессии и т. д.). Эти аспекты профориентации достаточно хорошо представлены в специальной литературе.

Одним из самых важных теоретических выводов исследователей П. Р. Атутова, С. Г. Вершловского, К. М. Гуревича, А. С. Егорова, Р. П. Жданова, Е. М. Павлютенкова, С. Н. Чистяковой и др. является вывод об усилении развивающей, формирующей роли профориентации, которая рассматривается как социально-педагогическое явление. Профориентация обеспечивает условия развития личности, раскрытие её творческих сил и способностей, а также удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных, инициативных и ответственных специалистах.

Практически во всех работах по профессиональной ориентации проблема профессионального самоопределения рассматривается как её составная часть, одна из её подсистем.

Исследователи И. Н. Грызлова, З. А. Оруджев, А. П. Сейтешев, Е.М. Пав-лютенков и др. посвятили свои работы изучению вопросов готовности личности к профессиональному выбору трудовой деятельности, профессиональному становлению, которые связываются авторами с понятиями «адаптация», «профессиональное самоопределение».

Проблемой профессионального самоопределения студентов педагогического вуза занимались С. Э. Артёмов, A.JI. Ростунов, В. Ф. Сафин, А. П. Сейтешев и др. Анализ этих работ показал, что их авторы основное внимание уделяют развитию профессиональных интересов и способностей обучающихся, профессиональной направленности учебного процесса.

Научно-методологические предпосылки таких исследований раскрываются в фундаментальных трудах психологов — К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, К. К. Платонова, — которые рассматривают с различных позиций психологические механизмы профессионального самоопределения и самореализации человека.

Некоторые особенности процессов профессионального самоопределения, самоорганизации и самореализации представлены в исследованиях В. И. Загвязинского, В. А. Сластенина, АЛ Щербакова и др.

Роль профессионального самоопределения как компонента системы профессиональной ориентации молодёжи рассматривается в исследованиях ПР. Атутова, Н. Н. Захарова, НН Калугина, ЕМ Павлюгенкова, НС. Пряжникова. Анализ этих работ показал, что, несмотря на различные подходы к содержанию и механизмам процесса профессионального самоопределения, ученые единодушны относительно самоопределения как неминуемого этапа в переходе человека от одного вида деятельности (учебного — в школе) к другому (учебно-профессиональному — в вузе, профессиональному — в школе, уже в роли учителя). В таком понимании частичное несоответствие и неполная самостоятельность студента и молодых специалистов закономерны и даже ожидаемы, но в определённых границах. Если период профессионального самоопределения затягивается, то это может иметь отрицательные последствия как для личности студента, так и для общества.

Всё это свидетельствует о том, что проблема профессионального самоопределения, с одной стороны, не является абсолютно новой, а с другой — остаётся «вечной» проблемой. Это следует из того, что и сегодня многие выпускники педвуза не идут работать в школу не потому, что маленькая заработная плата (21%) или не могут трудоустроиться (9%), а потому, что профессионально не самоопределились — 27%.

Некоторые вопросы профессионального самоопределения оказались недостаточно исследованными. Среди них можно назвать слабую разработку содержания, форм, методов формирования профессионального самоопределения, а также недостаточную обоснованность уровней сформированности самоопределения.

Анализ научных исследований и практики профессионального педагогического образования выявил ряд противоречий, обусловливающих актуальность исследования:

— между современными требованиями общества к профессиональной подготовке специалистов и реальным уровнем сформированности профессионального самоопределения выпускников педвуза;

— необходимостью осуществления учителями школ и преподавателями вуза работы по профессиональному самоопределению школьников и неразработанностью содержания этой деятельности, неопределённостью форм и методов формирования профессионального самоопределения.

Таким образом, актуальность заявленной проблемы и необходимость разрешения указанных противоречий определило выбор темы нашего диссертационного исследования: «Формирование профессионального самоопределения студентов педагогического вуза».

Объект исследования — целостный образовательный процесс педагогического вуза.

Предмет исследования — содержание, формы и методы подготовки студентов к профессиональному самоопределению в процессе обучения в педвузе.

Цель исследования состоит в выявлении и научном обосновании педагогических условий формирования у будущих учителей профессионального самоопределения в процессе учебно-познавательной деятельности в педвузе.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что подготовка студентов педвуза к профессиональному самоопределению в процессе профессиональной подготовки будет успешной, если:

— профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение и профессиональная направленность рассматриваются как целостный образовательный процесс, направленный на профессиональную деятельность и на социализацию личности;

— в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза выявляются и учитываются факторы и условия, которые влияют на процесс профессионального самоопределения студентов;

— разработана, апробирована и используется преподавателями методика определения уровней и критериев сформированности профессионального самоопределения студентов;

— разработана и усвоена студентами методика самооценки своего профессионального самоопределения и самостоятельной профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность и особенности связи профессионального самоопределения и профессионального обучения в педвузе.

2. Обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы подготовки студентов к профессиональному самоопределению.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие профессиональному самоопределению.

Методологической основой исследования явились:

— философские положения об активной сущности человека, о единстве теории и практики, содержания и формы;

— ведущие принципы государственной политики в области образования: гуманизация, демократизация;

— концепция целостности и системности педагогического процесса.

Теоретическую основу исследования составляют:

— теоретические основы социализации личности (Г.М. Андреева, А. Г. Асмолов, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.).

— ведущие идеи профессионального самоопределения и профориентации (Е.А. Климов, Е. М. Павлютенков, Н. С. Пряжников, В. А Сластёнин,.

А.И. Щербаков, С. Н. Чистякова и др.);

— основные положения психологии профессионализма и профессиональной педагогики (В.И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, К. К. Платонов, АИ. Щербаков и др.).

Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы: историко-логический и сравнительно-сопоставительный анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по данной проблемепрямое, косвенное, включённое наблюдениеанкетированиетестированиеинтервьюирование студентов и преподавателейбеседаиграпедагогические ситуациианализ результатов деятельности студентовопытно-экспериментальная работа.

База исследования — Липецкий государственный педагогический университет. Исследование осуществлялось на протяжении 1998;2003 гг. в три этапа:

Первый этап П 998−1999 гг.).

Изучение литературы по теме исследования. Теоретический анализ проблемы, определение предмета и задач исследования, разработка методики.

Второй этап (1999;2001 ггЛ.

Опытно-экспериментальная работа, проверка и уточнение положений гипотезы. Выявление уровней определения профессионального самоопределения, факторов и условий, влияющих на процесс профессионального самоопределения.

Третий этап (2001;2003гг.).

Анализ и обобщение результатов исследования. Оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены методы и разработана методика формирования профессионального самоопределения будущего учителя в процессе профессиональной подготовки;

— предложена методика выявления уровней и критериев сформированное&tradeпрофессионального самоопределения студентов: первый уровень — осведомлённость о профессиональной деятельностикритерий — наличие способностей освоить и дать характеристику особенностям, элементам своей профессиональной деятельностивторой уровень — переход к самостоятельной деятельности — выражается правильным самостоятельным выполнением функциональных обязанностейкритерий — успешность выполнения специалистом профессиональных задачтретий уровень — полная профессиональная самостоятельностькритерий — соответствие эффективности и качества деятельности, требованиям и нормамчетвертый уровень — профессиональная активность и ответственность, профессиональное мастерствокритерий — превышение нормативов и проявление профессионального мастерства в деятельности;

— разработана и экспериментально проверена методика самооценки профессионального самоопределения;

— выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, которые разделены на объективные и субъективные, внешние и внутренние, надлежащим образом организованны, упорядочены, систематизированы.

Объективность, достоверность решения поставленных в диссертации задач обеспечены исходными теоретико-методологическими положениями, выбором комплекса методов исследования, адекватных его логике и задачам, экспериментальной проверкой разработанной системы заданий в практике обучения (всего было охвачено экспериментом 196 студентов), репрезентативностью выборки участников педагогического эксперимента, всесторонним анализом полученных данных и обоснованностью сделанных выводов.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и теоретическом обосновании комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование профессионального самоопределения студентов, разработке методики определения уровней и критериев сформированности профессионального самоопределения студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют реально оценить процесс профессионального самоопределения студентов педвуза. Методические рекомендации, отраженные в диссертации, ориентированы на повышение профессиональной направленности преподаваемых предметов, эффективности исследуемого процесса, актуализируют социально-педагогический аспект деятельности преподавателей вуза, что может быть использовано в широкой практике их работы. Предложенная методика выявления уровней и критериев сформированности профессионального самоопределения может быть использована в самообразовании и самовоспитании студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на факультете технологии и предпринимательства Липецкого государственного педагогического университета, на курсах повышения квалификации учителей технологии при Липецком государственном институте усовершенствования учителей. Основные положения и результаты экспериментального исследования были обсуждены на заседаниях кафедры теории и истории педагогики, кафедры профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства и кафедры методики преподавания и технического творчества ЛГПУ, а также нашли свое отражение в ряде публикаций по теме исследования, в выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей, студентов и аспирантов ЛГПУ (1998;2003 гг.), на ежегодной областной научно-практической конференции «Творческая конструкторская деятельность учителей технологии, учащихся школ, технических училищ и студентов ФТиП» (2000;2003 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

— методика формирования профессиональной самооценки в ходе учебной деятельности включает: ситуационный тренинг с целью активизации профессионального самоопределенияпридание различным формам учебной работы ярко выраженной профессиональной направленностистимулирование профессионального развития личности, целенаправленное формирование мотива-ционной сферыовладение такими понятиями, как «содержание профессиональной деятельности», «требования к профессиональной деятельности», «профессиональные качества исполнителя этой деятельности» и др.- формирование представлений о морально-этической стороне выбора области своей профессиональной деятельностиимитация педагогических ситуаций из жизни школы и вузаопределение содержания учебного материала, имеющего высокую профессиональную направленность и процедуру его включения в «базовые» дисциплины учебного плана.

— система педагогических условий формирования профессионального самоопределения студентов в ходе приобретения профессии, к основным из которых мы относим: знание содержания, особенностей и требований к педагогической профессиисформированность коммуникативных и организаторских уменийусвоение студентом основных видов профессиональной деятельностиовладение методикой профессионального общения и самостоятельной работы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Результаты исследования ценностных ориентаций личности студентов и абитуриентов.

Ранговые места жизненных сфер «по значимости» п/п Список жизненных сфер Абитуриенты, закончившие профтехучилище (54 чел.) Абитуриенты, закончившие математические классы (60 чел.) Студенты 1-го курса по специальности «Технология» (50 чел.).

1 Здоровье 1 2 6.

2 Общение 3 8 7.

3 Высокий социальный статус 15 14 14.

4 Создание семьи 2 5 3.

5 Активность для достижения позитивных изменений в обществе 17 12 15.

6 Познание нового в мире, природе, человеке И 13 8.

7 Помощь и милосердие другим людям 14 16 16.

8 Высокое материальное благополучие 5 6 4.

9 Получение высшего образования 4 1 1.

10 Вера в бога 16 17 17.

11 Приятное времяпрепровождение 13 9 13.

12 Полная самореализация 6 3 9.

13 Поиск и наслаждение прекрасным 7 10 10.

14 Любовь 3 4 2.

15 Признание и уважение людей 8 7 11.

16 Интересная работа 9 2 5.

17 Свобода как независимость в поисках и действиях 10 11 12.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме показал сложность и многоаспектность понятия «профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение человека в настоящее время представляет собой сложную систему его отношений к избранной деятельности, потому что именно здесь переплетаются, сталкиваются и сопрягаются его материальные и духовные, профессиональные и бытовые, нравственные и волевые стремления, интересы и потребности. Всё это свидетельствует об одной из наиболее сложных областей рефлексии человеческого разума, когда речь идёт о личностной и профессиональной деятельности.

Следует также отметить, что сегодня профессиональное самоопределение в широком понимании трактуют как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств человека к жизни и профессиональной деятельности человека в условиях существования безработицы, когда приходится работать не по специальностипроцесс активного взаимодействия личности и среды для успешного овладения новой специальностьюпроцесс взаимодействия личности с окружающей средой, который приводит, в зависимости от степени активности личности, к изменению своего отношения к новой профессии, к преобразованию своего окружения в соответствии с возникшими потребностями, ценностями и идеалами личности или же к зависимости личности от средыизменения, которые сопровождают на уровне психической регуляции процесс активного приспособления индивида к новым условиям профессиональной жизнедеятельностипроцесс, который является целостной реакцией личности на сложные изменения жизни и профессиональной деятельности.

В работе прослеживается тесная взаимосвязь профессионального самоопределения с профориентацией. Профессиональная ориентация рассматривается как сложная динамическая система социальных психологических и педагогических условий подготовки молодёжи к свободному самостоятельному выбору профессииреализации призвания, учёту как индивидуальных особенностей личности, так и необходимости полноценного распределения ресурсов в социально значимых пропорциях. Её задачей является формирование общественно значимых мотивов выбора профессии на основе интересов, склонностей, способностей личности в процессе приобретения знаний о массовых профессиях, правилах и принципах выбора профессий, её социальных, экономических, нравственных, психологических, медицинских аспектах и активного включения обучающихся в различные виды деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Теоретический анализ проблемы исследования позволяет сделать выводы о том, что процесс самоопределения личности — сложный, противоречивый. В психолого-педагогических исследованиях нашли своё отражение различные стороны самоопределения: личностная, социальная, профессиональная. Наш подход при рассмотрении профессионального самоопределения выражен в диалектическом единстве его компонентов, их взаимосвязи и взаимообусловленности с такими процессами, как профориентация и профессиональное педагогическое образование. Под профессиональным самоопределением мы понимаем систему устойчивых взглядов личности на перспективы профессиональной деятельности, видения себя в этой сфере деятельности, самооценки себя как специалиста педагогической профессии. Процесс профессионального самоопределения предполагает активный осознанный поиск жизненных перспектив, соотносимых с профессиональной педагогической карьерой.

Профессиональное самоопределение как многомерный и многоступенчатый процесс рассматривается под разными углами зрения. Социологический подход на первый план выдвигает потребности общества в педагогических кадрах. Личностно ориентированный подход отдаёт приоритет интересам, потребностям и возможностям личности.

Одной из важных педагогических задач педагогического вуза является формирование у студентов готовности к профессиональному самоопределению, которая понимается нами как результат целенаправленной подготовки и самоподготовки к самостоятельному выбору профессииинтегральное свойство личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию формирования профессионального выбора и выражающееся в нравственной, психофизиологической и практической готовности к профессиональной педагогической деятельности. Способности к профессиональному самоопределению определяются основными критериями: социальным (осознание смысла и цели своей жизни, соответствие избранной профессии требованиям общества и др.) — психофизиологическим (профессиональная направленность личности, соответствие здоровья требованиям профессии) — практико-ориентированным (знание содержания, условий труда, требований педагогической профессии и ДР-).

Формирование способности личности студента к профессиональному самоопределению в педагогическом вузе обеспечивается развитием умений и навыков самоанализа, самооценки, овладением способами анализа педагогической деятельности, познанием и самооценкой своих возможностей через профессиональные пробы при прохождении педагогических практик.

Значительное место в разрешении проблемы профессионального самоопределения в вузе занимает информационная культура студента, способная в сензитивный период профессионального становления специалиста создавать доминирующую направленность его личности, уточнять ценностные ориентации, ускорять или замедлять ход профессионального самоопределения.

В диссертационной работе выделены и проанализированы три группы факторов: субъективные, факторы среды, факторы управления.

В современной педагогической литературе термины «факторы», «условия», «среда» очень часто используются как синонимы. Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что под педагогическими условиями профессионального самоопределения следует понимать педагогические обстоятельства, которые сопровождают фактор. Эти обстоятельства оказывают содействие (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей процесса формирования профессионального самоопределения, обусловленных действием факторов. Под «фактором» в диссертации рассматривается то, что становится побудительной силой в профессиональном самоопределении, а «условия» -это те обстоятельства, в которых разворачиваются действия фактора. Однако из-за чрезвычайной сложности педагогических процессов профессионального самоопределения нельзя настаивать на абсолютно жесткой закреплённости за конкретным элементом педагогической ситуации «метода», «фактора» или «условия».

Анализ литературы позволяет утверждать, что учёные выделяют много условий как педагогических, так и психологических, которые влияют на профессиональное самоопределение студентов. Нами выделены наиболее значимые условия формирования профессионального самоопределения:

— знание содержания педагогической профессии;

— знание требований избранной профессии к личности;

— теоретическое и частично практическое усвоение компонентов профессиональной деятельности;

— правильная самооценка профессиональных качеств, соотношение их с требованиями профессии;

— самооценка себя как специалиста педагогической профессии;

— выработка коммуникативных и организаторских качеств;

— наличие профессиональных умений и навыков;

— овладение методикой профессионального общения;

— наличие привычек самостоятельной работы по овладению профессией;

— наличие потребностей в профессиональном самообразовании и самовоспитании.

Эти условия должны быть надлежащим образом организованы. Процесс профессионального самоопределения студентов не может быть эффективным, если он каким-либо образом не организован, если не скоординированы действия и усилия участников в педагогическом процессе в вузе.

Во время экспериментальной работы изменилась мотивационная сфера студентов. В частности, в значительной мере стала осмысливаться личная склонность к будущей педагогической деятельности. Это проявилось в том, что в экспериментальной группе большое количество студентов осмыслило свою профессию как способ реализации способностей, самоусовершенствания, творчества и организованности. Увеличилось число студентов, которые осмыслили требования к профессии и своим умственным способностям и физической выносливости.

Если в контрольной группе, где нами не проводилась работа по профессиональному самоопределению, личная склонность к будущей профессиональной деятельности характеризовалась 3,9 балла, то в экспериментальной — 4,6 балла (по 5-балльной системе). Профессиональная направленность у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной оказывается более заметной (соответственно 4,7 и 3,05 балла). Эти показатели важны ещё и потому, что как раз мотивационная направленность личности оказывает содействие оптимизации процесса профессионального самоопределения.

Использование различных форм учебной деятельности студентов (лекции, семинары, лабороторно-практические занятия, деловые игры и другие виды, имеющие профессиональную направленность), обсуждение критериев социально-психологического профессионального самоопределения, решение тестовых задач заметно повлияло на активизацию видов педагогической деятельности, которые содействовали более эффективному профессиональному самоопределению студентов.

Зафиксирован определённый, хотя и незначительный прирост количества студентов, которые занимаются научной работой, связанной с избранной профессией, профессиональным самообразованием, самовоспитанием, регулярно оценивают свои профессиональные знания.

Показатель успеваемости студентов (средний балл) экспериментальной группы по спецдисциплинам (4,0 балла), по психолого-педагогическим — 4,4 балла, обусловлен тем, что глубокое усвоение ими учебного материала рассматривается не как конечная цель своей деятельности, а как необходимый способ достижения вершин профессионального мастерства. Такое отношение к профессиональной подготовке как к продукту учебной деятельности проявилось в высоком качестве знаний (74,2%). Соответственно показатель (средний балл) успеваемости контрольной группы по спецдисциплиннам составил 3, 02 балла, а качество знаний — 44, 2%. Эти показатели свидетельствуют о заинтересованности студентов не столько качеством продукции своей учебной деятельности, сколько самим фактом её окончания (дипломом). То есть, эти студенты рассматривают изучение учебного материала как конечную цель своей деятельности, а не как способ дальнейшего профессионального усовершенствования.

Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Выполненная работа не претендует на исчерпывающее решение поставленной проблемы. Требуют дальнейшего рассмотрения исследования роли всех кафедр факультета в формировании профессионального самоопределения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская КА Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299 с.
  3. Л.Н. Размышления о конфликте // Социальный конфликт. -1994.-№ 1.-С. 9−23.
  4. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д. В. Колесова. -М.: Педагогика, 1987. С. 123−139.
  5. О.В. Подготовка студентов университета к воспитательной работе в современных условиях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Иркутск, 1999. -24 с.
  6. Анализ определений социальной адаптации // Методологические проблемы социологического исследования. М.: МГУ, 1979. — С. 158−173.
  7. .Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — Вып. 2. -С. 3−15.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339с.
  9. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высш. шк., 1981. — 240с.
  10. В. Социальные факторы развития вузовской науки // Alma Mater. 1991. — № 2.- С. 7−9.
  11. Э.Э. Динамический рабочий стереотип, как критерий адаптации студентов к обучению в вузе // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров. Минск, 1976. — С. 144 146.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  13. П.Р. Профессиональная ориентация как педагогическая проблема // Педагогические основы профориентации учащейся молодёжи. М., 1992.- С. 10−11.
  14. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. -190 с.
  15. В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми / Под ред. ПИ. Пидкасисгош. М.: Изд-во Рос. пед. агенства, 1997. -55с.
  16. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 92−100.
  17. .А. Психопрофилактическая помощь студентам вузов // Психогигиена и психопрофилактика. 1983. — С. 46.
  18. С.А. Основы превентивной психологии.-М, 1994. 221с.
  19. А.Т. Специфика учебно-воспитательного процесса на начальном этапе обучения студентов в высшей школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1989. — 23 с.
  20. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация студентов и молодых специалистов. М.: Высш. шк., 1976. -162 с.
  21. А.А. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983. -272 с.
  22. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994.208 с.
  23. С.Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоровье, 1989.-133 с.
  24. Л.П. Личность и ее социальная деятельность // Очерки методологии познания социальных явлений. М.: Мысль, 1970. — С. 160−214.
  25. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход М.: Высш. шк., 1991. — 240с.
  26. А.А. Игровые формы контекстного обучения. М.: Высш. шк., 1983. — С. 3−35.
  27. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.-Л, 1990. -33 с.
  28. С.Г. Особенности социально-профессиональных ори-ентаций учителей // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности: Сб. научных трудов. -М: Просвещение, 1970. -С. 5−23.
  29. Г. Г. Твоя информационная культура. — М.: Мол гвардия, 1988.-303с.
  30. JI.C. История развития высших психологических функций // Собрание соч.: В 6 -ти томах. Т. 3 М., 1983 — 328 с.
  31. С.Е. Формирование социально-психологического климата студенческой группы как средство становления профессионально-педагогических качеств будущего учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Волгоград, 1993.- 15с.
  32. Возрастная психология: личность от молодости до старости/ М. В. Гамезо, и др. -М, 1999.-271 с.
  33. В.Ф. Психологические исследования и охрана здоровья рабочих // Психолог, журнал. 1986. -№ 1- С. 31 — 40.
  34. М.М. Целостные ориентации студентов в учебной деятельности как объект педагогического воздействия // Единство обучения и воспитания студентов. Казань, 1989. — С. 118−128.
  35. И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. JL, 1986. — 19 с.
  36. Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Педагогика, 1989.156 с.
  37. JI.A., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. -М.: Педагогика, 1989. -156 с.
  38. М.И., Красноянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметр, методы. -М: Педагогика, 1997.-135 с.
  39. Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989.-319 с.
  40. С.А. Трудовое воспитание студентов: Методология, теория, управление. М.: Высш. шк., 1986. — 94 с.
  41. Р.Г. Социалистические проблемы воспитания. М: Педагогика, 1981.- 176 с.
  42. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука, 1970.-271 с.
  43. В.В. Воспитание молодёжи в новых социально- экономических условиях // Педагогика. 1997. — № 7. — С. 3−14.
  44. Т.Б. и др. К вопросу о параметрах адаптации студентов к условиям учебно-воспитательного процесса в вузе // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров: Сб. докладов и выступлений. Минск, 1976.-С. 147−150.
  45. Демократизация народного образования на основе самоуправления учащейся и студенческой молодёжи. Челябинск: Изд-во Челябин. гос. ун-та, 1989.-86 с.
  46. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. М.: АСО-ПиР, 1994.-125 с.
  47. Диагностика психических состояний и свойств личности. Калуга: ГМК, 1993.- 119 с.
  48. , М. А. Психологический анализ «человек профессиональная среда» // Вестник ЛГУ. — 1990.- Серия 6. — Вып. 1. — С. 82−90.
  49. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. — 206 с.
  50. В.И. Изучение направленности личности как путь обеспечения ее профессиональной подготовки // Социальный педагог: подготовка и деятельность. Челябинск: Изд-во Челябин. гос. ун-та, 1994.-С. 100−106.
  51. С.А., Кузьмина Е. С. Способности к обеспечению безопасности деятельности. Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та, 1996. — 86 с.
  52. Ю.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Д., 1983.-103 с.
  53. Р.П. Профессиональная ориентация и профотбор в системе совместной работы общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Рязань, 1974. — 24 с.
  54. Г. В. и др. Школа социальной адаптации. М.: АСОПиР, 1993.-С. 110−124.
  55. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  56. Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. — 272 с.
  57. Г. М., Поташник М. М. Оптимизация переподготовки кадров //Народное образование. -1981. № 9. — С. 20−23.
  58. Э.Ф. и др. Профориентология: Теория и практика. М.: Акад. проект- Екатеренбург: Деловая кн., 2004. — 188, (1)с.
  59. Игры обучение, тренинг, досуг / Под ред. ВВЛегрусинского: В 4 кн. — М.: Новая школа, 1994. -368 с.
  60. Н.М., Пристром А. Б., Северный А. А. Пакет практикоориен-тированных методик и технологий для анализа ситуации социальной дезадаптации у детей и подростков. М.: ЦСП РАО, 1993. — 203 с.
  61. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.- 192 с.
  62. Карцев ИД и др. Физиологические критерии профессиональной готовности подростков к различным профессиям. -М: Медицина, 1977. -176 с.
  63. A.M., Ценцинер А. Б. Некоторые социально-психологические факторы адаптации студентов к условиям вуза // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров: Сб. докладов и выступлений. Минск, 1976. — С. 131−133.
  64. X., Фрейд 3. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты / Пер. с англ. -М.: Стрингер, 1992.- 213 с.
  65. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГИК, 1993. — 164 с.
  66. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 1996. — 512 С.
  67. , А.Б. Фактор случайности в самоорганизации адаптивных систем // Самоорганизация и адаптивные информационно-управляющие системы. -М.: АН СССР, 1979.-С. 5−16.
  68. Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальный период обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л., 1989.-16 с.
  69. JT.C. Элементы психологической грамотности. Барнаул, 1997.
  70. Кон, И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
  71. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  72. Концепция воспитания учащейся молодёжи // Педагогика. 1992. -№ 3−4.-С. 11−19.
  73. В.Е. Правовая психология. Харьков: ГУ, 1990.198с.
  74. Е.Т. Формирование адекватной самооценки в процессе ориентации старшеклассников на педагогическую профессию: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. — 182 с.
  75. Корнеева J1.M. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ.-1989.-№ 27. Серия 6.- Вып. 4. — С. 1524.
  76. Н.Л. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике. // Новые исследования в педагогических науках. -М., 1991.-Вып. 1.-С. 6−12.
  77. Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: «КСП»: Ин-т психологии РАН, 1997. — 224 с.
  78. В.В. Проблемы научного обоснования: Методолог, анализ. М.: Педагогика, 1997. — 173 с.
  79. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Самар. гос. пед. ин-та, 1994. — 165 с.
  80. B.C. Роль контроля адаптации первокурсника // Вестник высш. шк. 1979. — № 9. — С. 89−91.
  81. O.K. Теоретическое представление о профессии в предмете социологии // Становление специалиста / Под ред. ЕЗ. Смирновой. Л.: ЛГУ, 1989.-С. 12−29.
  82. Н.В. Формирование ю/лыуры будущего специалиста. М.: Высш. шк., 1990.-140 с.
  83. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -182 с.
  84. М. В., Мажура Г. П. Использование динамики групповых процессов // Академическая группа. Формирование социальной и профессиональной зрелости студентов. Свердловск: СГПИ, 1983. — С. 53−64.
  85. Т.А. Адаптация молодых специалистов инженеров : Ав-тореф. дисс.. канд. пед. наук. — Л., 1980. — 24 с.
  86. Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда /Общ. ред. и предисл. Ю. Г. Рычкова и И.В. Равич-Щербо- Пер. с анг. -М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. 208 е.: ил.
  87. B.C. Содержание образования. М.: Высш. шк., 1991.224с.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-300с.
  89. . Кризисы жизни шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Пер. с нем. — Калуга, 1994.
  90. В.Т. Молодёжная политика: Проблемы и перспективы // Теория и практика социальной работы: отечеств, и зарубеж. опыт: В 2 т. Т. 2 М.: — Тула, 1993. — С. 188−202.
  91. В.Т. Молодёжь в условиях кризиса // Народное образование. 1994. — № 5. — С. 11−17.
  92. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал.- 1981.-№ 1.-С. 3−17.
  93. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Педагогика, 1984. 132 с.
  94. Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М.: Меж-дунар. пед. академия, 1994. — 365с.
  95. Максимова В. Н Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Авгореф. диссд-ра пед. наук.-Л, 1981.-48 с.
  96. Мамедов AM, Мамедов Аз. М. Особенности реакции студентов младших курсов на воздействие комплекса факторов, связанных с обучением в вузе // Вопросы гигиены и здоровья студентов вузов.-М: Высш. идс, 1974.-С. 155−156.
  97. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  98. Н.Ф. Диагностика тест-карты по изучению профессиональной деятельности учителя и становление личности школьника. Орёл, 1991.
  99. Н.Ф. Искусство невербальной диагностики. Орёл, 1993.
  100. П.Л. Человек и образование // Кентавр.-1994.-№ 4.
  101. П.Л. Категория «развитие» и разработка новых педагогических форм // Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы.-Орёл, 1995.-С. 12−15.
  102. П.Л. Развитие индивидуального творческого мышления. — М.: ПАН, 1994.
  103. Молодёжь как объект социальной работы // Теория и методика социальной работы. Вып. 4. М.: Союз, 1994. — С. 250−261.
  104. О.И. Психология самопознания личности. М.: Ин-т развития личности, 1993. — 96 с.
  105. А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 365 с.
  106. Г. П., Шабанов О. А. Условия и факторы развития личности в студенческой группе // Формирование социальной и профессиональной зрелости студентов. Свердловск: СГПИ, 1985. — С. 39−53.
  107. А .Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых и рабочих. М.: Высш. шк., 1987. — 127с.
  108. А. Я. Управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи: Пед. аспект. М.: Педагогика, 1991. — 133, 2.с.
  109. А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.-С. 32−39.
  110. В.Я. Социология образования. М.: МГК, 1992. — 200 с.
  111. Л.Е. Высшая социальная ценность // Народное образование.-1994. № 5.-С. 7−10.
  112. И.И. Роль и место студента в новых условиях хозяйствования вуза // Высшая школа в новых условиях хозяйствования. М.: НИИ ВШ, 1990-С. 34−35.
  113. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Ред. сост. Н. Б Крылова. — М.: Ин-т пед. инноваций РАО. 1955. -133 с.
  114. С.И. Словарь русского языка: Около 80 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1984. — 797с.
  115. Ю.М. Восхождение к индивидуализации. М., 1991.- 286 с.
  116. Орлов ЮМ Потребностно-мотивационные факторы эффективной учебной деятельности студентов вуза: Дисс. д-ра. психол. наук-М, 1984. 435 с.
  117. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической позиции учителя // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 24−25
  118. АК. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Вып. 1.-М.-Нальчик: Изд-во центр Эльгфа, 1996.- 128 с.
  119. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. -М.: МГУ, 1986. С. 67−73.
  120. Е.М. Компетентний вшускник мгга i результат д1яльност1 школи // Психолого-пед. забезнечення навчально-прфесшно! д1яльности. Вып. 10.-3апор1жня, 1998. — С. 172−186.
  121. В.В. Социология образования // Социально-полит, журнал. 1996. — № 4. — С. 121−133.
  122. Н.Ю. Творческий стиль деятельности .-Казань:КГУ, 1983.205 с.
  123. JI.A. Компетентность в общении. Соц.-психолог. тренинг.-М.: МГУ, 1989.-216 с.
  124. А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 26−38.
  125. . Избранные психологические труды. М: Просвещение, 1969.659 с.
  126. З.А. Англичане говорят так. М.: Высш. шк., 1991.173с.
  127. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.
  128. Н.М., Яковлева И. В. Диагностика и формирование коммуникативных качеств // Социальные и психологические проблемы личности. -Л.: ЛГУ, 1989.-С. 74−86.
  129. В.А. Соцюлогж Основи соцюлоп пращ й управлшня. Кшв: УМКВО, 1992.-152 с.
  130. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. — 234 с.
  131. Проблемы духовного возрождения Росси и задачи учреждений образования и социальной сферы. Орёл, 1993. — 151 с.
  132. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в её онтогенезе / Под ред. В. С. Мухиной. М.: МГПИ, 1987. — 151 с.
  133. А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий соц.-психолог. тренинга. М., 1993. — 43 с.
  134. Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. -М. Воронеж, 1977, — 80 с.
  135. Психологические и педагогические аспекты работы со студентами 1 курса // Казан. город. науч.-метод. конференция: Тезисы. Казань, 1987. — 82 с.
  136. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского.-М., 1990.-494с.
  137. В.М. Особенности адаптационного периода для студентов в вузе // Азбука педагогического труда. М.: Высш. шк., 1990. — С. 99−101.
  138. Рожкова ЕЛ Формирование творческой деятельности студентов средствами модульного обучения: Дисс.. канд. пед наук.-Калуга, 1991.-212 с.
  139. О.В. Культурная среда как фактор формирования досуга рабочей молодёжи: Дисс. д-ра пед. наук. Спб., 1992 г.
  140. Г. Г. Изменения свойств внимания студентов в период адаптации их к учебному процессу вуза // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров: Сб. докладов и выступлений.-Минск, 1976.-С. 119−124.
  141. А. Т. Формирование профессиональной пригодности- Минск: БГУ, 1984.- 175 с.
  142. Ю.В. Формы работы вуза по воспитанию сознательного отношения и профессии у учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. JI., 1977. — 24 с.
  143. М.С. Особенности становления профессионала: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1985. — 24 с.
  144. С.Н. Организация контроля и коррекции учебно-познавательной деятельности обучающихся в инженерно-технических вузах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1999. — 20 с.
  145. А., Шилов С. Материальное положение студентов: Опыт сравнительной характеристики // Alma mater. 1991. — С. 8−11.
  146. А.П. Пути профессионального становления учащейся молодёжи. М.: Высш. шк., 1988. — 336 с.
  147. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л: ЛГУ, 1990.-360 с.
  148. Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе // Со-цис. 1980. — № 3. — С. 44−51.
  149. В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1985. — 223 с.
  150. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Между народ, пед. академия, 1995. — 200 с.
  151. А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Л., 1985.24 с.
  152. А.П. К вопросу о воспитании молодёжи в условиях реформ // Соц.-полит. журнал. 1996. — № 4. — С. 144−152.
  153. М.И. Проблема социальной адаптации молодых сельских учителей: Автореф. дисс.. канд. философ, наук. Л., 1985. — 24 с.
  154. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. 157 с.
  155. Социальная адаптация личности // Теория и методика социальной работы: В 2 ч. Ч. 2. М.: Союз — С. 44−61.
  156. В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. Смоленск: СГПИ, 1995. — 212 с.
  157. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Российской научно-практической конференции. М., 1996. -184 с.
  158. Социальна защита молодёжи: вопросы теории и практики. М.: АСОПиР, 1994.- 174 с.
  159. Э.В. Свободное время и культура досуга: Дисс.. д-ра. философ, наук. Л., 1981.
  160. Социальная педагогика: Вопросы теории и практики: Методические материалы. -М., 1994. 109 с.
  161. Социологический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. — Минск: Университетское, 1991. — 528с.
  162. Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: Учеб. пособии. Кострома: КГПУ, 1994. — 107 с.
  163. Л.Ф. и др. Педагогические задачи и их решения. М. — Кострома, 1991.-115 с.
  164. Среда Система — Уравление в педагогике / Ред. Ю. С. Манулова. -Кустанай: ГУО, 1994. — 106 с.
  165. Н.Н. Значение психологического обследования в работе отборочных медико-педагогических комисси // Дефектология, 1970. — № 2. -С. 3−7.
  166. Становление специалиста / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л: ЛГУ, 1989.- 136 с.
  167. Стефановская ТА Педагогика: наука и искусство: Учебное пособиеМ.: Совершенство, 1998. 368 с.
  168. Ю. А. Общение в сфере свободного времени. — М.: МГИК, 1991.- 116 с.
  169. Студенческая группа. -М.: Молодая гвардия, 1980. 189 с.
  170. Студенческий коллектив и студенческое самоуправление в системе социальной организации деятельности, формирования и развития социально-личностных качеств специалистов в вузе // Воспитание специалиста. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. — С. 58−70.
  171. Стресс жизни: понять, противостоять и управлять // Сб. статей зарубежных авторов. М.: Лейла, 1994. — 381 с.
  172. Ю.В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974. — 192 с.
  173. Н.Д. Экспериментальное изучение макроструктуры деятельности общения студента: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1977.
  174. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. В. Г. Бочаровой, Т. Ф. Яркиной.- М. Тула, 1993.
  175. М.Х. Молодёжь: Ориентация и жизненные пути. -Рига, 1988.-162 с.
  176. .А. Досуговые объединения как фактор социализации детей, подростков и юношества: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1994.
  177. Д.И. Психология личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1990.-206 с.
  178. Фефилова В Л. Режим дня в процессе адаптации студентов первых курсов к вузовским условиям: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М, 1982. -16 с.
  179. Р.Ф. Социология образования. М.: Наука, 1980. — 199 с.
  180. Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. М.: НИИ семьи и воспитания РАО, 2000. — 160 с.
  181. Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. М.: ЦСП РАО, 1995. — 23 с.
  182. Г. Н. Социальная педагогика: Научный статус и прикладные функции // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 37.
  183. Философские проблемы теории адаптации. М., 1975. — С. 230−234.
  184. В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. -М., 1996. — 47 с.
  185. В.А. Изучение процесса адаптации учащихся ПТУ в трудовом коллективе // Советская педагогика. 1982. — № 11. — С. 92−96.
  186. В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  187. С. Потребность психической активности: анализ и деление понятий. Спб.: Сфера, 1994. — С. 17−20.
  188. Г. Д. Управление адаптацией в системе «абитуриент -студент вуза инженер» // Комплексная программа профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров: Сборник докладов и выступлений. -Минск, 1976. — С.128−130.
  189. А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990.220 с.
  190. З.Е. Социальная направленность личности. Киев: Политиздат Украины, 1988. — 279 с.
  191. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление.-М:Педагогика, 1987.-160с.
  192. В.И., Зубок Ю. А. Социализация молодёжи в посткоммунистической России // Соц.-полит. журнал. 1996. — № 6. — С. 150−157.
  193. Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  194. В.Н. Конфликт в трудовых коллективах. М.: МГУ, 1992.-80 с.
  195. Т.И. Активизация учения школьников. -М: Педагогика, 1982.-112 с.
  196. А.В. Молодёжная политика в свете концепций устойчивого развития // Соц.- полит, журнал. 1996. — № 3. — С. 143−149.
  197. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1,2. / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. -304 с.
  198. Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза. М.: МГПИ, 1986. — 102 с.
  199. А. Культура и этика. -М.: Прогресс, 1973.-343 с.
  200. Л.Л. Социокультурная адаптация: Сущность, направления, механизм реализации: Дис.. д-ра философ, наук. М., 1992.
  201. Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе: Фи-лософ.-социолог. проблемы: Дис.. д-ра философ, наук. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. — 232 с.
  202. Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Калуга: Духовное познание, 1992. — 108 с.
  203. Р. Социальное будущее. Калуга: Духовное познание, 1993.-240с.
  204. И.И. Жизненные стратегии подростков // Социс: 1999. -№ 5. — С. 52−62.
  205. Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития теории деятельности // Обучение и развитие: Материалы к симпозиуму.-М.: Просвещение, 1996.
  206. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л.: ЛГПИ, 1967. — 240 с.
  207. И.С. Тактика психологического консультирования в работе психолога с педагогами инновационной школы // Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы. Орёл, 1995. — С. 104−108.
  208. Е.А. Стажировка и проблема повышения качества подготовки специалиста в вузе // Социальная активность специалиста: истоки и механизм формирования (социологический анализ) / Под. ред. Е. А. Якуба. Харьков: Высш. шк., 1983. — С. 158−177.
  209. Т.Ф. Проблемы духовного мира человека и его формирования в биоэнергитическом срезе. М.: ЦСП РАО, 1996. — 34 с.
  210. Т.Ф. Проблемы социальной адаптации в условиях новых ориентиров // Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: Теоретико-методолог. аспект. М.: ЦСП РАО, 1997. — С. 40−42.
  211. Т.С. Метод активной социально-психологической подготовки студентов к общению в практике педвуза // Психологическая служба в высшей школе. Новосибирск: Наука, 1981. — С. 88−96.
Заполнить форму текущей работой