Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Персонифицированное обучение как фактор формирования обобщенных умений профессиональной деятельности студента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях преобразований НПО превращается в полноправный субъект рыночных отношений. Сегодня нет ограничений по количеству уровней образования, предусмотрены прогрессивные образовательные программы и государственные образовательные стандарты по различным направлениям и специальностям, а также подготовке специалистов к производственной и управленческой деятельности. Эти программы разрабатываются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЕННЫХ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Обобщенные умения профессиональной деятельности студента как педагогический феномен
    • 1. 2. Педагогические возможности персонифицированного обучения в формировании обобщенных умений профессиональной деятельности студента НПО
    • 1. 3. Структурно-функциональная модель формирования обобщенных умений профессиональной деятельности студента в персонифицированном обучении
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБОБЩЕННЫХ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА НПО В ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ
    • 2. 1. Логика и задачи экспериментальной работы по проблеме исследования

Персонифицированное обучение как фактор формирования обобщенных умений профессиональной деятельности студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Становление устойчивой рыночной экономики, стабилизация социально-экономического развития в России стимулируют обновление среднего и начального профессионального образования. Вхождение России в Болонский процесс обусловило необходимость развития потенциала и опыта системы НПО в подготовке компетентных специалистов. Требуется система профессионального образования, четко ориентированная на заказ со стороны государства и предпринимательского сообщества.

Задачи профессиональной подготовки в этом направлении определяют Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года, Федеральная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели в 2009;2012 гг.», приоритетные направления развития образовательной системы РФ, отраслевые профессиональные стандарты.

В проекте ФЗ «Об образовании» (2010) подчеркивается основная цель профессионального образования, которая заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего обобщенными умениями профессиональной деятельности. Возникает проблема персонификации обучения, решение которой напрямую зависит от «понимания сущности человека, его роли и места в мировом эволюционном процессе». (В.И. Сло-бодчиков) [176].

Однако, развитию умений, которые обеспечивают продуктивную профессиональную деятельность, как показало наше исследование, в системе НПО уделяется недостаточно внимания. Причину этого мы видим в том, что в процессе подготовки будущих специалистов наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и умениями их практического использованияв работе мастеров производственного обучения и преподавателей многие технологические подходы заимствованы из теории без их достаточной адаптации к практике персонифицированного обучения. В своей деятельности преподаватели и мастера производственного обучения испытывают профессиональные затруднения, связанные с общей организацией труда, способами взаимодействия со студентом, что обостряет проблему формирования обобщенных умений профессиональной деятельности студента в условиях персонифицированного обучения в системе НПО.

Отметим, что основной контингент преподавателей учреждения начального и среднего профессионального образования составляют высококвалифицированные специалисты, которые в связи с сокращением рабочих мест и реорганизацией производства влились в ряды преподавателей НПО. Однако, как показывают результаты научных исследований (И.И. Зарецкая, E.H. Майнагаше-ва, Институт Московской конференции промышленников и предпринимателей (работодателей) при ГОУ МГПУ), основная часть инженерно-педагогических кадров, особенно мастера производственного обучения, обеспечивающих формирование обобщенных умений профессиональной деятельности, не имеет базового педагогического образования, затрудняется в организации персонифицированного обучения.

Степень разработанности. Теоретический анализ показал, что к настоящему времени накоплен значительный объем знаний, необходимых для постановки и решения исследуемого вопроса.

Взаимосвязь персоналистической и антропологической проблематик представлены именами H.A. Бердяева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, В. В. Розанова, В. И. Слободчикова.

Феномен образования в проблемном поле русской персоналистической философии рассмотрен А. Е. Крикуновым. Осуществлен философско-педаго-гический анализ идей ученых-персоналистов (Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершун-ский, С. И. Гессен, Н. Д. Никандров, Ю. В. Сенько, Д.И. Фельдштейн). В философских и психологических трудах определен феномен «персонификация знаний» (Е.В. Болычева, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, М. Полани, A.C. Стеценко, Д.Б. Эльконин).

Разработана психологическая концепция персонифицированного обучения как особого типа обучения, ориентированного на становление интегратив-ной субъектности учащегося (C.B. Кондратьев, О.В. Кондратьева), педагогической поддержки как средства ее формирования (Э.Р. Саитбаева, Г. И. Ибрагимов, Р.Х. Шакуров).

Вопросы развития профессионального образования раскрываются в работах С. Ю. Алферова, П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, А.П. Вла-диславлева, JI.B. Елагиной, В. В. Кузнецова, В. А. Сластенина, Л. Д. Федотова, В. Д. Шадрикова. Педагоги-практики и ученые анализируют опыт, работают над инновационным преобразованием сферы профессионального обучения. Исследователи обращаются к различным аспектам персонификации образования: в рамках личностно-деятельностного подхода приоритет отдается рассмотрению проблемы персонификации содержания образования (Е.В. Бондаревская, Н. К. Зотова, И. Н. Калошина, B.C. Нургалеев, В.М. Симонов) — целостный подход акцентирует внимание исследователей на изучении путей персонификации образовательного процесса, его динамических характеристик (Н.М. Борытко, И. И. Зарецкая, В. И. Данильчук, Н.К. Сергеев).

В отношении начального профессионального образования последняя представляется особенно мало разработанной: появляются исследования, посвященные субъектным проявлениям обучаемого (Н.М. Борытко, В. В. Горшкова, О. В. Кондратьева, C.B. Кондратьев, Ф. Г. Мухаметзянова, A.M. Тре-щев).

Утверждается, что персонифицированная подготовка способствует социальной и социально-профессиональной адаптации личности (О.В. Попова).

В системе НПО все более остро обнаруживаются противоречия между:

— потребностью современного производства и общества в личности, обладающей умениями профессиональной деятельности на высоком уровне, и недостаточной их сформированностью у выпускников системы начального профессионального образования;

— инновационными поисками профессионально-педагогических коллективов НПО в направлении научно-методического обеспечения персонификации учебного процесса и недостаточной разработанностью вопроса в педагогической науке.

Несмотря на всю ценность результатов исследований тенденций персонифицированной подготовки в системе начального профессионального образования, многие важные вопросы остаются малоразработанными. Необходимо уточнение общих и особенных характеристик содержания и процесса персонифицированного обучения, частных отличий персонифицированной подготовки учебного процесса в системе профессионального и общего образования. Требуют рассмотрения вопросы об условиях персонифицированного обучения в процессе формирования обобщенных умений профессиональной деятельности в системе начального профессионального образования, о роли самого студента в этом процессе.

Исследовательская проблема: каковы содержание, методы, средства, обеспечивающие использование персонификации как фактора формирования обобщенных умений профессиональной деятельности студента НПО? Работа выполнялась в рамках тематического плана фундаментальных исследований «Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников в условиях модернизации региональной системы образования».

С учетом этого была избрана тема исследования: «Персонифицированное обучение как фактор формирования обобщенных умений профессиональной деятельности студента».

Цель исследования — обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования обобщенных умений профессиональной деятельности в процессе персонифицированного обучения студента начального профессионального образования.

Объект исследования — профессиональное обучение студента в системе НПО.

Предмет исследования — формирование обобщенных умений профессиональной деятельности студента начального профессионального образования в условиях персонифицированного обучения.

Гипотеза исследования включает в себя предположения о том, что персонифицированное обучение в системе начального профессионального образования, рассматриваемое как направленность на развитие и реализацию потенциала конкретного студента, будет обеспечивать эффективное в сравнении с имеющейся практикой формирование обобщенных умений профессиональной деятельности студента при:

— организации педагогического взаимодействия с учетом индивидуальных особенностей студента, преподавателя и мастера производственного обучения;

— использовании технологии педагогической поддержки;

— активизации профессиональной деятельности студента в процессе решения учебно-производственных задач.

Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Уточнить структуру и содержание понятий «обобщенные умения профессиональной деятельности студента НПО», «персонифицированное обучение».

2. Выявить педагогические возможности персонифицированного обучения в формировании обобщенных умений профессиональной деятельности студента.

3. Сконструировать структурно-функциональную модель формирования обобщенных умений профессиональной деятельности студента в персонифицированном обучении.

4. Разработать методику формирования обобщенных умений профессиональной деятельности студента в условиях персонифицированного обучения.

Методологическую основу исследования составляют: диалектический метод познания, теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов.

Теоретическую основу исследования составили: идеи персонификации (H.A. Бердяев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, Л.И. Шестов) — теория персонифицированной подготовки (C.B. Кондратьев) — теория адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов (E.H. Рябинова) — теория субъектности человека в обучении (К.А. Абульханова-Славская, В. П. Бедерханова, Н. М. Борытко, A.B. Брушлинский, В.П. Зинчен-ко, Ф. Г. Мухаметзянова, В.В. Сериков) — выводы о специфических чертах современной системы среднего и начального профессионального образования (Г.В. Мухаметзянова, B.C. Нургалеев) — теория формирования обобщенных умений (В.А. Беликов, Г. М. Сибаева, А.Ф. Усова) — поэтапного формирования умений (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — теория развития мотивации учения (Б.Г. Ананьев, А. К. Маркова, А. П. Леонтьев, А. Маслоу, Ж. Пиаже) — теория формирования содержания непрерывного профессионального образования (П.Р. Атутов, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Э. Ф. Зеер, М. И. Махмутов, Л. Б. Соколова, Т. А. Ткаченко), многоуровневого образования (В.А. Корвяков) — тестирование и педагогические измерения (B.C. Аванесов, А. Анастази, В.П. Бес-палько, К. Ингенкамп) — дифференцированный подход к обучению (В.Д. Шад-риков, И. Э. Унт, P.A. Утеева) — труды, обращенные к вопросам качества профессионального образования (В.И. Байденко, В. А. Болотов, Г. А. Бордовский, A.A. Вербицкий, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, А.П. Тряпицина).

Конкретно-научные: положения о формировании профессионально значимых умений среднего и начального профессионального образования (C.B. Анофрикова, И. И. Зарецкая, E.H. Майнагашева, Г. П. Стефанова, Т.А. Твер-дохлебова, Р.И. Уразгалиева).

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

— теоретические: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

— эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетный опрос, интервьюирование, беседа), метод экспертных оценок, изучение педагогической документации, анализ творческих работ студентов и выполнения ими тестовых заданий, наблюдения, обобщение педагогического опыта преподавателей, мастеров производственного обучения, констатирующий и формирующий эксперименты по исследованию возможностей отдельных педагогических средств и их групп;

— статистические: ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Эмпирическую базу исследования составили: профессиональное училище № 17 (г. Абдулино), профессиональное училище № 3 (г. Бузулук), профессиональный лицей № 8 (г. Бугуруслан), профессиональный лицей № 10 (г. Оренбург), профессиональный лицей № 18 (г. Оренбург) — Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось в 2003 — 2010 гг. и включало в себя три этапа:

Первый этап (2003 — 2004 гг.):

Изучение философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативно-программной и учебно-методической документации. Осмысление многолетнего опыта преподавательской работы в начальном профессиональном образовании, апробирование первых вариантов персонифицированного обучения студентов. Применение методов теоретико-методологического анализа к решению научной проблемы и конкретизации научных идей исследуемой проблемы позволили сформировать гипотезу, определить цель, задачи, предмет, объект, методику экспериментальной работы.

Второй этап (2005 — 2008 гг.) включал:

Уточнение гипотезы исследования, продолжение теоретического анализа, создание персонифицированных моделей формирования обобщенных умений профессиональной деятельности студентов и их апробация. Организация и проведение психолого-педагогического тестирования с целью определения эффективности исследуемого процесса. Создание методики систематического мониторинга формирования обобщенных умений профессиональной деятельности студента в условиях персонифицированного обучения. Формирующий эксперимент.

Третий этап (2009 — 2010 гг.):

Систематизация, обобщение, обработка результатов экспериментальной работы, изложение результатов исследования, внедрение их в практику, структурирование содержания диссертации. Текстовое оформление и публикация основных результатов исследования и накопленных научных фактов в виде научно-методических комплексов, статей, корректирование и оформление диссертационной работы.

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы в различных учреждениях НПО и устойчивой повторяемостью его основных результатов, соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальностиединством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью объема выборки, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые получены следующие результаты:

1. Уточнено понятие «обобщенные умения профессиональной деятельности студента» на основе теоретического анализа и анализа результатов исследования, что позволило выявить типичные ошибки, не позволяющие в полной мере учитывать педагогический потенциал персонифицированного обучения в их формировании.

Выделены основные качественные характеристики обобщенных умений профессиональной деятельности: а) целенаправленность, которая обеспечивается за счет осознанного продукта деятельностиб) оперативность, отражающая способность обобщенных умений к экстренному нахождению их применения в нестандартных ситуацияхв) ресурсоемкость, которая представляет собой профессиональное творчество в производственной деятельности, создаются новые уменияг) интегративность — в обобщенных умениях интегрируются знания, жизненный опыт, способности субъект-субъектного взаимодействияд) лотеральность, которая проявляется в том, что обобщенные умения могут быть реализованы студентами в работе по другой специальностив результате определенной последовательности в их осуществлении может быть создан другой продукт.

2. Представлен феномен персонифицированного обучения в контексте формирования обобщенных умений профессиональной деятельности студента в НПО.

3. Сконструирована структурно-функциональная модель формирования обобщенных умений профессиональной деятельности в персонифицированном обучении.

4. Разработана методика формирования обобщенных умений профессиональной деятельности студентов в НПО в персонифицированном обучении.

Теоретическая значимость результатов исследования:

— научное понимание персонифицированного обучения как педагогического потенциала различных аспектов системы профессиональной подготовки специалистов начального звена, обоснованные принципы персонификации учебного процесса (индивидуализации, гуманизации, утверждения человеческого достоинства) могут стать основой при разработке концепций работы образовательных учреждений;

— разработанная модель формирования обобщенных умений профессиональной деятельности студента в условиях персонифицированного обучения может использоваться для выявления тенденций персонификации образовательного процесса в системе начального профессионального образования, изучения закономерностей личностно-профессионального становления студента, что является вкладом в развитие теории и методики профессионального образования.

Практическое значение результатов исследования:

— обоснованные характеристики персонифицированного обучения в системе НПО позволяют административно-методической службе образовательных учреждений более эффективно управлять качеством обучения специалистов начального звена;

— выделенные технологические основы персонификации учебного процесса пригодны для разработки педагогами различных методик обучения в системе НПО, поиска отдельным преподавателем стиля педагогической деятельности.

Разработанные в ходе исследования учебные и производственные задачи, рекомендации к занятиям и учебные пособия, программы, а также апробированный обобщенный метод решения задач имеют практическую ценность при решении проблем персонифицированного обучения специалистов начального звена, отвечающих требованиям современного производства и сферы обслуживания населения.

Апробация материалов исследования осуществлялась через участие в работе научно-исследовательского центра современных проблем обучения межвузовской лаборатории исследований инноваций в образовании при кафедре общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, выступления на кафедре педагогики высшей школы, заседаниях ученого совета ИПКиППРО ОГПУ, а также на конференциях (1999;2010 гг.- Оренбург, 2004 г.- Воронеж, 2004;2009 гг.- С.-Петербург, 2005 г.- 2005;2009 гг.- 2005 г.- Челябинск, 2005;2007 гг.), публикацию материалов исследования в различных научных, научно-методических изданиях, периодической печати, 2 из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, использование разработанных в исследовании научно-методических рекомендаций в ссу-зах Оренбургской области.

Внедрение результатов исследования в практику НПО осуществлялось при проектировании и реализации образовательных программ в профессиональном училище № 17 г. Абдулино, профессиональном училище № 8 г. Бузулу-ка, профессиональном лицее № 10 г. Бугуруслана. Разными формами внедрения были охвачены более 135 преподавателей и мастеров производственного обучения, 340 студентов. В частности, первые из них участвовали при разработке и реализации программ учебных курсов и рекомендаций по их изучению, учебно-методических пособий для слушателей Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (кафедра среднего профессионального образования и технологической подготовки) Оренбургского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Персонифицированное обучение означает включение самого студента как равноправного значимого субъекта в диалогическое взаимодействие при определении целей, отборе средств, коррекции и оценке результатов учебно-профессиональной деятельности. Роль преподавателя и мастера производственного обучения в таком взаимодействии заключается в обеспечении осознания студентом собственных внутренних ориентиров, побуждающих и направляющих его учебно-профессиональную деятельность. Персонифицированное обучение позволяет актуализировать познавательную активность студента, свободу и творчествовключение в содержание формирования обобщенных умений профессиональной деятельности субъективного опыта студента, опыта его собственной учебно-производственной деятельности.

2. Обобщенные умения профессиональной деятельности представляют совокупность профессиональных действий на основе осмысления цели практического задания, отбора средств выполнения профессионального действия, осуществления его с учетом технологии исполнения, оценки результата (продукта), сравнения последнего с целью (эталоном).

Свойствами обобщенных умений профессиональной деятельности студента НПО выступают целенаправленность, оперативность, ресурсоемкость, интегративность, лотеральность.

3. Качественная новизна структурно-функциональной модели формирования обобщенных умений профессиональной деятельности в условиях персонифицированного обучения состоит в том, что она сконструирована на лично-стно-деятельностном и антропологическом подходах к организации персонифицированного начального профессионального обучения и принципах индивидуализации, гуманизации, утверждения человеческого достоинства, когда результатом является не только сформированность умений, но и становление субъектной позиции студента.

4. Эффективность формирования обобщенных умений профессиональной деятельности в контексте персонифицированного обучения обеспечивают: организация педагогического взаимодействия с учетом индивидуальных особенностей студента, преподавателя и мастера производственного обученияиспользование технологий педагогической поддержкиактивизация профессиональной деятельности студента в процессе решения учебно-производственных задач.

Выводы по второй главе.

Профессиональная подготовка в НПО призвана вносить свой вклад в гармонизацию личностных устремлений и способностей человека с общественными потребностями и интересами. Конкуренция на рынке труда, его многоук-ладность и нестабильность, возможная безработица предъявляют к выпускникам средней специальной школы повышенные требования к их личностным и деловым, «рыночным» качествам, проявлению самостоятельности и предприимчивости в профессиональном самоопределении и реализации своих потенциальных возможностей в избираемой профессиональной деятельности.

В соответствии с современной парадигмой образования необходим поиск путей совершенствования педагогического процесса в НПО, в реализации персонифицированной подготовки.

Персонифицированная подготовка как проект действий и ожидаемый результат процесса становления личности оказывает существенное влияние на модернизацию содержания, форм и методов развития системы профессиональной подготовки студентов. Современный человек живет в условиях насыщенной информационной среды, и задача системы начального профессионального образования — научить его жить в этой среде, создать условия для непрерывного самообразования. Личность должна находиться в согласии сама с собой, что требует определенных знаний в области психологии, физиологии и знакомства со сферой литературы и искусства.

В условиях преобразований НПО превращается в полноправный субъект рыночных отношений. Сегодня нет ограничений по количеству уровней образования, предусмотрены прогрессивные образовательные программы и государственные образовательные стандарты по различным направлениям и специальностям, а также подготовке специалистов к производственной и управленческой деятельности. Эти программы разрабатываются учебными заведениями в зависимости от вида технических специальностей, на базе федерального и ведомственного компонентов образования, включая принятые в НПО государственные образовательные стандарты и региональные нормативные акты в области образования. Отсюда и возникла ориентация системы образования в целом, и среднего специального, в частности, на формирование обобщенных умений профессиональной деятельности. Основной проблемой в повышении эффективности и качества образовательного процесса является проблема активизации и управления познавательной деятельностью обучающихся, с опорой на развитие элементов самостоятельности, самоуправления и самоконтроля.

В педагогической науке на достаточно высоком уровне надежности и валидности разработаны и в настоящее время широко используются педагогами-исследователями и практическими работниками системы образования различные методики определения уровня сформированности обобщенных умений профессиональной деятельности, которые послужили нам в качестве основы их диагностирования. Обобщенные умения профессиональной деятельности специалиста, обоснованные нами в диссертационном исследовании, раскрываются в процессе образовательной, квазии собственно профессиональной деятельности.

Образовательный процесс в учебных заведениях данного типа — это система деятельности преподавателя, мастера производственного обучения в единстве с познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся, направленная на достижение целей и решение задач их общего и специального образования, воспитания и развития личности.

Заключение

.

Методологическое основание концепции персонифицированной подготовки в системе НПО составляет понимание персонификации как включенности самого студента как равноправного значимого субъекта в процессе развития обобщенных умений профессиональной деятельности студента.

Субъектная позиция студента как система его отношений к содержанию, процессу обучения и перспективам применения изучаемого материала задает ценностно-целевую характеристику концепции гуманитарно-ориентированного обучения.

Содержательное ядро концепции персонификации обучения составляет система принципов индивидуализации, утверждения человеческого достоинства и педагогической помощи в обучении.

Реализующие эти принципы методы и организационные формы деятельности отбираются на основе критерия сформированности обобщенных умений профессиональной деятельности в персонифицированном обучении.

Педагогическое взаимодействие преподавателя и студента предполагает диагностический, поисковый, договорный, деятельностный и рефлексивный этапы реализации выделенных в исследовании видов педагогической помощи.

В качестве перспектив настоящего исследования видится поиск специфики персонификации учебного процесса в преподавании общеобразовательных и профессиональных дисциплин, а также методическая разработка реализации принципов персонификации учебного процесса в различных формах обучения в НПО. Исследование может быть продолжено в сфере профессиональной педагогики по следующим направлениям: влияние субъектности студента на его профессионально-личностное становление, на становление гуманитарного стиля его профессиональной деятельностивоздействие персонификации учебного процесса на успешное становление компетентного специалиста. Некоторые из этих вопросов разрабатывались в опытноэкспериментальной работе, однако требуют теоретического анализа, научного поиска.

Оценка результативного компонента персонифицированной подготовки возможна при всестороннем изучении студента и эффективности деятельности как главного ее субъекта.

Теоретический анализ и анализ опыта решения исследуемой проблемы подтвердили ее актуальность.

Методологическое основание концепции персонифицированного обучения в системе начального профессионального образования составляет понимание необходимости включения самого студента в качестве равноправного значимого субъекта процесса развития обобщенных умений профессиональной деятельности студента, которое ориентирует преподавателя и мастера на реализацию принципов индивидуализации, гуманизации, утверждения человеческого достоинства.

Принципы, методы и организационные формы деятельности отбираются на основе критерия становления в диалогическом взаимодействии преподавателя, мастера производственного обучения и студента. Именно педагогическое взаимодействие преподавателя, мастера и студента как направленность на развитие и реализацию потенциала конкретного студента в решении жизненных и профессиональных проблем предполагает реализацию выделенных в исследовании педагогических условий: организация педагогического взаимодействия с учетом индивидуальных особенностей студента, преподавателя и мастера производственного обученияиспользование технологии педагогической поддержкиактивизация профессиональной деятельности студента в процессе решения учебно-производственных задач.

В качестве перспектив настоящего исследования видится поиск специфики персонификации учебного процесса в преподавании общеобразовательных и профессиональных дисциплин, методическая разработка реализации принципов персонификации учебного процесса в различных формах обучения в НПО. Исследование может быть продолжено в сфере профессиональной педагогики по следующим направлениям: поиск путей специальной психолого-педагогической подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения по переосмыслению собственной позиции в образовательном процессепостроение прогнозируемых персонифицированных траекторий формирования обобщенных умений профессиональной деятельности для каждого студентавлияние субъектности студента на его профессионально-личностное становлениевоздействие персонификации учебного процесса на успешное становление компетентного специалиста. Некоторые из этих вопросов разрабатывались в опытно-экспериментальной работе, однако требуют дополнительного теоретического анализа, научного поиска.

Методика экспериментальной части исследования по достижению поставленной цели включала следующие действия педагога: диагностику мотивов, познавательной активности, интеллектуальных способностей студентаучет индивидуальных особенностей студентов в процессе персонифицированного обученияцеленаправленное обучение преподавателей и мастеров производственного обучения организации персонифицированной подготовки в процессе формирования обобщенных умений профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. С. Особенности типологического подхода и методы исследования личности / К. С. Абульханова-Славская // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: МГУ, 1990. — С. 18 -25.
  2. Абульханова-Славская, К. С. Стратегия жизни / К. С. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 301 с.
  3. , В. С. Проблема качества педагогических измерений / В. С. Ава-несов. М., 2005. — 29 с. — Режим доступа: http://testolog.narod.ru/Theory30.html
  4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  5. , Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н. А. Алексеев. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 332 с.
  6. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
  7. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1999.-339 с.
  8. , Н. П. Воспитание игрой : кн. для учителя / Н. П. Аникеева. М.: Просвещение, 1987. — 143 с.
  9. , П. Ф. Инновации в системе среднего профессионального образования / П. Ф. Анисимов. Казань: ИСПО РАО, 2002. — 78 с.
  10. , А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. — 250 с.
  11. , А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. 3-е изд., доп. — М.: Смысл- ИЦ «Академия», 2007. — 528 с.
  12. , П. Р. Политехническое образование школьников / Р. П. Атутов. М.: Педагогика, 1986. — 175 с.
  13. , Ю. К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  14. , В. И. Болонский процесс : проблемы, опыт, решения / В. И. Байденко. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 111 с.
  15. , Г. А. Теория учебных задач / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. -194 с.
  16. , С.Я. Содержание труда и подготовка рабочих кадров / С.Я. Ба-тышев// Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 132.
  17. , Е. П. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для вузов / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. П. Пашков и др.- под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., стер. — М.: ИЦ «Академия», 2007. — 368 с.
  18. , А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева. СПб.: Радом, 1997. -227 с.
  19. , А. П. Развитие системы профессионального образования / А. П. Беляева // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 3 — 8.
  20. , Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. М.: Междунар. отношения, 1990. — 336 с.
  21. , Н. А. Философия свободы : смысл творчества / Н. А. Бердяев. М.: Правда, 1989. — 480 с.
  22. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. М.: Эксмо, 2007. — 576 с.
  23. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. -М.: Прогресс, 1986. 442 с.
  24. , Г. А. Методологичекие основы деятельности практического психолога : учеб. пособие для вузов / Г. А. Берулава. М.: Высш. шк., 2003— 63 с.
  25. , В. П. Природосообразная педагогика / В. П. Беспалько. -М.: Народное образование, 2008. 512 с.
  26. Бим-Бад, Б. Д. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования / Б. Д. Бим-Бад // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 3 — 10.
  27. , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 335 с.
  28. , А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.- 271 с.
  29. , Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л. И. Божович // Психология формирования личности. M., 1981.-С. 56 — 69.
  30. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков //Педагогика. 2003.-№ 10.-С. 8−14.
  31. , Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. -№ 1. — С. 17−23.
  32. , Эд. де Новая религия позитиГИного мышления 5+ / Эд. де Боно. -СПб.: Питер, 2008.- 128 с.
  33. , Э. де. Рождение новой идеи : о нешаблонном мышлении: пер. с англ. / Э. де Боно — под общ. ред. О. К. Тихомирова. М.: Прогресс, 1976. -144 с.
  34. , Эд. де. Шесть шляп мышления / Эд. де Боно. СПб.: Питер Пабли-шинг, 1997.-256 с.
  35. , Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко — под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. -М.: ИЦ «Академия», 2006. 288 с.
  36. , Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова — под ред. Н. М. Борытко. М.: ИЦ «Академия», 2008. — 320 с.
  37. , А. В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. -1991.-№ 6.-С.6−10.
  38. , А. В Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. М.: Директмедиа Паблшинг, 2008. — 221 с.
  39. , Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю. К. Васильев. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  40. , А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход: метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высш. школа, 1991.-207 с.
  41. , Л. А. Приоритетные инновационные направления обеспечения качества профессионального образования / Л. А. Волович, В. И. Горбунов // Качество. Инновации. Образование. 2002. — № 3. — С. 12 -17.
  42. , Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  43. , П. Я. Лекции по психологии : учеб. пособие / П. Я. Гальперин. 4-е изд. — М.: ACT, 2007. — 400 с.
  44. , Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершун-ский. М.: Интер-Диалект +, 2007. — 608 с.
  45. , С. И. Основы педагогики : введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  46. , Н. Д. Функциональная структура действия / Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко. М.: МГУ, 1982. — 207 е.: ил.
  47. , Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. -СПб.: Свет, 1997.-608 с.
  48. , М.Т. Андрагогика : теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -495 с.
  49. , М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учеб. пособие вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -415с.
  50. , А. К. Самообразование как социальная категория : учеб.-метод. пособие к спецкурсу / А. К. Громцева. Л.: Л ГНИ, 1976. — 88 с.
  51. , Л. Л. Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. — 327 с.
  52. , В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  53. , М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М. А. Данилов // Советская педагогика. 1961. —№ 8. — С. 34.
  54. , В. И. Современный мужской педагогический лицей : теория и практика воспитания и обучения / В. И. Данильчук, А. М. Саранов, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков. М.: ВЛАДОС, 2005. — 208 с.
  55. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  56. , И. Г. Перестройка личностных структур учащихся при пер-сонализации личности педагога / И. Г. Дубов, В. А. Петровский // Психология развивающейся личности. М.: Междунар. педагогическая академия, 1995. — С. 6 — 72.
  57. , Дж., Реконструкция в философии : проблемы человека: пер. с англ. / Дж. Дьюи — послесл. и примеч. JI. Е. Павловой. М.: Республика, 2003. — 230 с.
  58. , JI. В. Воспитание культуры профессиональной деятельности будущего специалиста (теория и практика) / Л. В. Елагина, Н. А. Сергеева, С. О. Ноздрюхина. Оренбург: Пресса, 2006. — 95 с.
  59. , Г. Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Г. Ермакова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. — 53 с.
  60. , Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. М.: Учпедигз, 1961. — 238 с.
  61. , В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  62. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования / Е. С. Заир-Бек. СПб.: Просвещение, 1995. — 234 с.
  63. , Л. В. О видах обобщения в обучении / Л. В. Занков // Вопросы психологии. 1974. — № 2. — С. 174 — 179.
  64. , И. И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / И. И. Зарецкая. -М.: Сентябрь, 2002. 159 с.
  65. , М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно-нравственная культура» / М. В. Захарченко, игумен Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко) // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 40−46.
  66. , Э. Ф. Профориентология : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. М.: Академический проект, 2006. — 192 с.
  67. , Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф Зеер. -М.: МПСИ, 2003.-480 с.
  68. , Е. С. Словарь иностранных слов и выражений / Е. С. Зенович. -М.: Издательство ACT, 2006. 784 с.
  69. , В. П. Живое знании : психологическая педагогика / В. П. Зин-ченко. Самара: СГПУ, 1997. — 335 с.
  70. , В. П. Психология телесности : между душой и телом / В. П. Зинченко. М.: ACT, 2005. — 731 с.
  71. , Г. П. Непрерывное образование : социально-философская концепция / Г. П. Зинченко. Ростов н/Д.: Рост, книжн. изд-во, 1990. — 189 с.
  72. , В. П. Человеческая деятельность познание — искусство / В. П. Иванов. — Киев: Наукова думка, 1977. — 252 с.
  73. , Е. И. Обучение и сотрудничество / Е. И. Игнатьев. М.: Знание, 1981.-87 с.
  74. , И. А. Книга надежд и утешений / И. А. Ильин. М.: Апостол Веры, 2006.-384 с.
  75. , Э. В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2002.- 112 с.
  76. , Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. М.: Знание, 1972. — С. 72 — 88.
  77. , Т. А. Формирование личности школьника / Т. А. Ильина. М.: Педагогика, 1984. — 117 с.
  78. , И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.: МГУ, 1986.-200 с.
  79. , К. Педагогическая диагностика : пер. с нем. / К.Ингенкамп. -М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  80. , А. В. Диагностика уровней познавательной активности старших школьников / А. В. Иоголевич // Новые исследования в педагогических науках. 1976. — № 2. — С. 7 — 12.
  81. , И. Ф. Педагогика : учеб. пособие для вузов / И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов. М.: ИЦ «Академия», 2006. — 576 с.
  82. , И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. М.: ИЦ «Академия», 2004. — 208 с.
  83. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  84. , М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.
  85. , М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  86. , Е. И. Методическое пособие для преподавателей / Е. И. Казакова. М.: НФПК- ООО «Миралл», 2005. — 248 с.
  87. , Ю. Е. Усвоение знаний и умений в самообразовании / Ю. Е. Калугин // Развивающее обучение: современные проблемы: материалы конф. Челябинск: Факел, 1997. — С.78 — 79.
  88. , П. Ф. Избранные педагогические произведения / П. Ф. Кап-теев. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  89. , А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капусина. СПб.: Речь, 2007. — 104 с.
  90. , Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М.: Педагогика, 1988.-320 с.
  91. , Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов // Избранные психологические труды. М.: МПСИ- Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. -456 с.
  92. , В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев — отв. ред. А. А. Бодалев. М.: Просвещение, 1988.
  93. , И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. М.: ИЦ «Академия», 2007. — 288 с.
  94. , С. В. Психология становления социальной сущности человека/ С. В. Кондратьев. Волгоград: ВОГС, 1999. — 168 с.
  95. ЮО.Кондратьев, С. В. Типические особенности педагогического взаимодействия / С. В. Кондратьев // Вопросы психологии. 2004. -№ 4. -С.130 — 137.
  96. , О. В. Учитель ученик / О. В. Кондратьева. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
  97. Ю2.Корвяков, В. А. Самообразовательная деятельность студентов в условиях введения многоуровневого образования / В. А. Корвяков // Вестник гос. ун-та управления. 2008. — № 5. — С. 87 — 94.
  98. , В. А. Формирование самообразовательной деятельности студента : монография / В. А. Корвяков. М.: Университетская книга, 2006. -140 с.
  99. , В. В. Проблемы научного обоснования обучения : методологический анализ / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 263 с.
  100. , А. Е. Онтологическое обоснование педагогических практик в русской религиозной философии / А. Е. Крикунов. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. — 224 с.
  101. Юб.Кудрявцев, Т. В. Психология развития человека / Т. В. Кудрявцев. -Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1999.
  102. , Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1986. -№ 2.-С.21 -30.
  103. , Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. Самара: Изд-во СГПУ, 2002. — 282 с.
  104. Ю.Лазурский, А. Ф. Избранные труды по общей психологии: к учению о психологической активности: программа исследования личности / А. Ф. Ла-зурский. М.: Алетейя, 2001. — 192 с.
  105. , А. Н. Элективные курсы образовательной области «Технология» / А. Н. Лейбович // Профильная школа. 2005. — № 2. — С. 39 — 40.
  106. , А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. 5-е изд. — М.: ЛКИ, 2008. — 214 с.
  107. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  108. , Д. А. Выбор как деятельность / Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 97 — 110.
  109. Иб.Лернер, П. С. Инженер третьего тысячелетия: учеб. пособие для проф. обучения школьников / П. С. Лернер. М.: ИЦ «Академия», 2005. — 304 с.
  110. , Д. С. Ценности культуры / Д. С. Лихачев // Русская культура. -СПб.: Искусство, 2007. С. 197 — 211.
  111. , Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. М.: Академический проект, 2007. — 551 с.
  112. , Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Л. М. Лузина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.-224 с.
  113. , В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: НИИ ОП, 1980. — С. 35 — 40.
  114. , А. С. Марш тридцатого года / A.C. Макаренко // Педагогические сочинения: в 8 т. М.: Просвещение, 1985. — Т. 2. — С. 7−102.
  115. , А. К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А. К. Маркова, А. Я. Никонова // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 40 — 48.
  116. , А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993.- 160 с. 123 .Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996.-308 с.
  117. , В. Ш. Культура личности педагога / В. Ш. Масленникова, В. П. Юдин. Казань: Изд-во КГУ, 1994. — 78 с.
  118. , А. Г. Мотивация и личность : пер. с англ. / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. — 424 с.
  119. , Е. Г. Оценочная деятельность педагога : учеб. пособие / Е. Г. Матвиевская. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. — 123 с.
  120. , А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. -1982.-№ 4.-С. 5−17.
  121. , Н. А. Вопросы умственного развития ребенка / Н. А. Мен-чинская. М.: Просвещение, 1970. — 258 с.
  122. , Е. К. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е. К. Милерян. М.: Педагогика, 1973. — 300 с.
  123. , JI. М. Психологическое сопровождение выбора профессии : науч.-метод. пособие / JI. М. Митина. М.: ИЦ «Академия», 2003. — 135 с.
  124. , JI. М. Учитель как личность и профессионал / JI. М. Митина. М.: Дело, 1994.-216 с.
  125. , Н. А. Педагогика среднего профессионального образования / Н. А. Морева. М.: ИЦ «Академия», 2008. — 432 с.
  126. , Г. В. Вопросы общей и профессиональной педагогики / Г. В. Мухаметзянова // Избранные труды: в 3-х т. Т. 2. Казань: Магариф, 2005.-320 с.
  127. , Г. В. ДПО основа профессиональной мобильности и социальной защищенности / Г. В. Мухаметзянова // Высшее образование в России. — 2007. — № 7. — С. 83 — 87.
  128. , В. Н. Основные проблемы и современное состояние профессиональных отношений человека / В. Н. Мясищев // Наука в СССР. Т. 2. -М.: АПН РСФСР, 1960.-С. 110−125.
  129. , В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев — под ред. А. А. Бодалева. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 238 с.
  130. , А. Я. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа / А. Я. Найн, А. А. Найн. Магнитогорск: МагГПУ, 1998.- 150 с.
  131. , Б. П. Профессиональная адаптация студентов средних профессиональных учебных заведений / Б. П. Невзоров. Кемерево: Изд-во КРИПК и ПРО, 2002. — 134 с.
  132. , Н. Д. Духовно-нравственная культура и российская школа / Н. Д. Никандров // Человек и образование. 2009. — № 3. — С. 4 — 10.
  133. , А. М. Принципы демократизации профессионального образования / А. М. Новиков // Педагогика. 2000. — № 1. — С. 20 — 27.
  134. , А. М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования / А. М. Новиков // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 11- 17.
  135. , А. М. Профессиональное образование России : перспективы развития / А. М. Новиков. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  136. , А. Б. Личность и сущность : внешнее и внутреннее Я-человека / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5 — 19.
  137. , Е. М. Лабиринты выбора профессии / Е. М. Павлютенков, А. А. Шумейко. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1994. — 245 с.
  138. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский.- М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  139. , А. В. Личность : феномен субъективности / А. В. Петровский. -Ростов н/Д.: Факел, 1993. 192 с.
  140. , А. В. Психология : учебник для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИЦ «Академия», 1998. — 512 с.
  141. , В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1985.-№ 4.-С. 17−30.
  142. , Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
  143. , П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидка-систый, Ж. С. Хайдаров. М: РПА, 1996. — 234 с.
  144. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-254 с.
  145. , М. Личностное знание / М. Полани. М.: Прогресс, 1985. — 344 с.
  146. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов, -М.: Наука, 1986.-254 с.
  147. , Н. С. Профориентация в школе : игры, упражнения, опросники (8−11 классы) / Н. С. Пряжников. М.: Вако, 2005. — 288 с.
  148. Психологические проблемы индивидуальности. Л.: ЛГУ, 1984. -Вып. 2.-271 с.
  149. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 238 с.
  150. , А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломенский. СПб.: Питер ком, 1999. — 416 с.
  151. , Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 164 — 168.
  152. , Б. У. Стандарты и тесты в образовании / Б. У. Родионов, А. О. Татур. М.: МИФИ, 1995. — 48 с.
  153. , В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. М: Педагогика, 1990.-624 с.
  154. , В. М. Культурология : учеб. пособие / В. М. Розин. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 462 с.
  155. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2007. — 720 с.
  156. , С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1 997 191 с.
  157. , В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 49 — 59.
  158. , В. Г. Методологические основы образования : учеб. пособие / В. Г. Рындак. Оренбург: ИЦ ОГАУ, 2000. — 192 с.
  159. , В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя : монография / В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. -224 с.
  160. , Е. Н. Формирование познавательно-деятельностной матрицы учебного материала в высшей профессиональной школе : монография / Е. Н. Рябинова. Самара: СНЦ, 2008. — 245 с.: ил.
  161. , Э. Р. Самоопределение педагога-профессионала : сущность и образовательная поддержка: монография / Э. Р. Саитбаева. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. — 236 с.
  162. , Е. И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования : учеб. пособие к спецкурсу / Е. И. Сахарчук — науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2002. — 136 с.
  163. , Н. К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя : автореф. дис.. д-ра пед. наук в виде науч. докл. / Н. К. Сергеев. Волгоград, 1998.-80 с.
  164. , В. В. Личностный подход в образовании : концепция и технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. -164 с.
  165. , В. В. Образование и личность : теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Просвещение, 1999. — 194 с.
  166. , В. М. Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза : Электронный ресурс. / В. М. Симонов. Режим доступа: http: // flogiston.ru/articles/ educational/interest.
  167. , В. И. Актуальные проблемы педагогики психологии развития : Электронный ресурс. / В. И. Слободчиков. Владивосток, 2007. -Режим доступа: http: // www.Krombach.ru/13 456.html.
  168. , В. И. Основы психологической антропологии : психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 2000. — 416 с.
  169. , JI. Б. Меняющееся образование в меняющемся мире / JI. Б. Соколова // Вестник ОГПУ. Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО ОГПУ, 2008. — № 2(52). — С. 124 — 129.
  170. , И. А. Социальная педагогика : учебник для вузов / И. А. Солов-цова, Н. М. Борытко — под ред. Н. М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.-40 с.
  171. , А. Персонализированное обучение в контексте социализации / А. Солонин, В. Солонин // Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С. 101−108.
  172. , Г. П. Новое содержание принципа практической направленности подготовки учащихся / Г. П. Стефанова // Наука и школа. 2010. — № 2. -С. 13−16.
  173. , А. И. Квалитология образования / А. И. Суббето. СПб.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. -200 с.
  174. , Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Г. С. Сухобская, Ю. JI. Кулюткин. М.: Педагогика, 1971.-111 с.
  175. , Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. М.: ИЦ «Академия», 2006. — 288 с.
  176. , Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. -М.: Знание, 1983. 73 с.
  177. , Ю. Г. Высшее образование : методология и опыт проектирования / Ю. Г. Татур. М.: Университетская книга, 2006. -250 с.
  178. Т.А. Формирование профессионально значимых умений при обучении физике студентов-экологов учреждений среднего профессионального образования / Т. А. Твердохлебова // Наука и школа. 2007. — № 5.-С.
  179. , Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Изд-во: МПСИ, 2009. — 640 с.
  180. , А. М. Профессионально-субъектная позиция учителя : монография / А. М. Трещев. Астрахань: АГПУ, 2000. — 211 с.
  181. , Я. С. Традиции и современность : учеб. пособие / Я. С. Тур-бовской. М.: МПСИ, 2006. — 64 с. 193 .Узнадзе, Д. Н. К проблеме постижения значений / Д. Н. Узнадзе. М.: Институт психологии ГАН, 1966. — 210 с.
  182. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  183. , А. Д. Устойчивое развитие : учебное пособие / А. Д. Урсул, В. А. Лось. М.: Агар, 2000. — 254 с.
  184. , А. А. Доминанта / А. А. Ухтомский. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  185. , К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. М.: Изд-во АПН, 1950. -Т. 2. -627 с.
  186. , С. Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. — 479 с.
  187. , Ю. И. Психология подростка / Ю. И. Фролов. М.: РПА, 1997. -524 с.
  188. , И. Ф. Как активизировать учение школьников / И. Ф. Харламов. Минск: Народная асвета, 1975. — 207 с.
  189. , И. Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания / И. Ф. Харламов // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 9 — 12.
  190. , Г. Современный факторный анализ : пер. с англ. / Г. Харман. М.: Статистика, 1972. — 53 с.
  191. , X. Мотивация и деятельность : в 2-х т. / X. Хекхаузен. -М.: Педагогика, 1986. Т. 2. — 392 с.
  192. , М. А. Когнитивные стили : о природе индивидуального ума: учеб. пособие для вузов / М. А. Холодная. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. -384 с.
  193. , В. Д. Интеллектуальные операции / В. Д. Шадриков. М.: Университетская книга, 2006. — 108 с.
  194. , В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. -М.: Аспект Пресс, 2007. 284 с.
  195. , P. X. К психологической теории личностных смыслов / P. X. Шакуров // Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. 2000. — № 3. — С. 19 — 29.
  196. , Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982.-209 с.
  197. , М. Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности / М. Р. Щукин // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С. 26 — 31.
  198. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе : кн. для учителя / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 98 с.
  199. , Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин — под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  200. Юнг, К. Г. Очерки по психологии бессознательного: пер. с англ. / К. Г. Юнг. М.: Когито-Центр, 2006. — 352 с.
  201. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  202. , И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64 — 77.
  203. , И. П. Ключи к общению : основы теории коммуникаций / И. П. Яковлев. 2-е изд., перераб. — СПб.: Авалон, 2006. — 240 с.
  204. Яро, К. Социально-психологические аспекты межличностных отношений / К. Яро. Л.: ЛГУ, 1987. — 140 с.
  205. Allport, G. W. Pattern and growth in personality / G. W. Allport. N.Y.: Holt Rinehart and Winston, 1961.
  206. Allport, G. W. The person in psychology: selected essays / G. W. Allport. -Boston: Beacon Press, 1968.
  207. Bandura, A. The self system in reciprocal determinism / A. Bandura // American Psychologist. 1978. — № 3. — P. 344 — 358.
  208. Bennett, M. Basic concepts of intercultural communication: selected readings / M. Bennet. Yarmouth, Me.: Intercultural Press, 1998.
  209. Field, J. Lifelong Learning and the New Educational Order / J. Field. UK: Stoke on Trend- USA: Sterling, 2000.
  210. Flanders, N. Analyzing Teacher Behavior / N. Flanders. Amsterdam, 1970. -95 p.
  211. Jarvis, P. Universities and Corporate Universities /P. Jarvis. L.: Sterling, 2001.
  212. Kohlberg, L. The Child as a Moral Philosopher / L. Kohlberg // Mora Education. -N.Y., 1973.
  213. Kohlberg, L. Moral stages and moralization / L. Kohlberg // Moral development and behaviour. Holt, Reinehart & Winston, 1977.
  214. Kohlberg, L. Moral stages and moralization / L. Kohlberg // Moral development and behaviour. Holt, Reinehart & Winston, 1977.
  215. Бланк наблюдения взаимодействия студента, преподавателя и мастера производственного обучения на занятии
  216. ПАРАМЕТРЫ Нарицательная оценка1. Характер общения 1. Установка взаимодействия
  217. Воздействие студента на мастера На бессознательное1. На сознание
  218. Воздействие мастера на студента На бессознательное1. На сознание
  219. Постановка цели студентами
  220. Постановка цели мастером производственного обучениисе & о ←1 со «о ЧО с-- оо ОЧ
  221. ПРОФЕССИОГРАММА ЭЛЕКТРОМОНТЕРА ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
  222. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
  223. Электромонтер специалист по сборке, установке и техническому обслуживанию электрического оборудования. Профессий, связанных с электроэнергетикой очень много и они достаточно разнообразны. Но в них есть и общее — все они имеют дело с электричеством.
  224. Профессия относится к типу «человек техника».
  225. Таким образом, основная цель деятельности электромонтера обеспечение бесперебойной и надежной работы обслуживаемого им электрооборудования.
  226. Основной предмет труда техника, сопутствующий — знаковые системы.
  227. Труд электромонтера имеет такую организацию, при которой он, работаяобычно в составе бригады, свое конкретное трудовое задание выполняет индивидуально.
  228. Функционально электромонтер является исполнителем, но распределяет нагрузку и изменяет способы выполнения своей работы самостоятельно.
  229. Контакты электромонтера малочисленны и кратковременны с членами бригады.
  230. Ответственность у электромонтера повышенная материальная за сохранность электрооборудования и за жизнь и здоровье людей (опасность поражения электрическим током)
  231. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования выполняет свою работу как в помещении, так и в усложненных условиях на открытом воздухе. Основная рабочая поза — стоя.
  232. ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И1. КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА• Умение управлять собой, личная организованность-• Ответственность, дисциплинированность-• Аккуратность-• Внимательность-• Хорошая реакция.
  233. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
  234. Работа электромонтера не рекомендуется людям с заболеваниями:• Нервно- психическими-• Сердечно сосудистыми-• Опорно- двигательного аппарата-• Органов дыхания-• Желудочно- кишечного тракта-• Зрительного, слухового, обонятельного анализаторов.
  235. ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  236. Необходимы знания по математике, химии, физике, черчению в рамках школьной программы.1. ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕСИИ
  237. Профессии электромонтера обучают в учреждениях начального и среднего специального профессионального образования.1. РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕСИИ
  238. Электромонтажник, электрик, радиомонтажник, слесарь сборщик, автослесарь, слесарь по электрооборудованию, мастер по наладке и ремонту телевизоров.
Заполнить форму текущей работой