Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интеллектуальные умения как показатель уровня общего умственного развития представлен в исследовании мьюлительными действиями, с помощью которых осуществляется познание (операции анализа, синтеза, сравнения, дедукции, индукции) — методами познанияприемами запоминания, воспроизведения и припоминания (В.С.Безрукова, В. И. Логинова, Л.Г.Семушина). В ходе экспериментальной работы детям предлагались… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ
  • ОДАРЕННОСТИ
    • 1. 1. Понятие одаренности в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Проблема детской одаренности в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 3. Методы изучения одаренности детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 4. Состояние проблемы формирования интеллектуальных умений в теории педагогики и психологии
  • Выводы
  • Глава II. ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Задачи и методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Изучение одаренности старших дошкольников методом экспертных оценок
    • 2. 3. Выявление уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью стандартизированной шкалы Стендфорд-Бине
    • 2. 4. Уровни сформированное&trade- интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста
  • Выводы
  • ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 3. 1. Содержание и методика формирующего эксперимента
    • 3. 2. Система работы дошкольного образовательного учреждения по формированию интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 3. Семейное воспитание как условие эффективного формирования интеллектуальных умений у одаренных детей
    • 3. 4. Результаты контрольного эксперимента
  • Выводы

Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Складывающиеся в стране экономические и социальные условия, требующие возрождения и развития национальной культуры, вызывают к жизни потребность решения целого ряда проблем, связанных с воспитанием творческой личности, являющейся субъектом саморазвития и самореализации. Новые тенденции общественного развития вызывают к жизни новые ориентации в воспитании одаренных детей дошкольного возраста. Очевидно, продуктивность его связана с осознанием работниками образовательных учреждений необходимости создания таких педагогических условий, при которых этот процесс будет более эффективным.

Статистические данные свидетельствуют о том, что из числа рождающихся 98% имеют способности к различным видам деятельности, но уже среди шестилеток творческие способности проявляются лишь у 37%, а к семилетнему возрасту их остается только 17%. Среди взрослого населения одаренных насчитывается только 2% [169, с.15]. Однако, по мнению В. Чалидзе, умственные возможности почти любого человека могут быть развиты гораздо больше, чем это достигается в действительности. Если окажется, что по наличию биологических особенностей возможно научно предсказать жизненный успех людей в определенных областях деятельности, — это будет благословением и многие смогут полнее развивать свои способности [79а, с. 149].

К настоящему времени в теории и на практике накоплен обширный материал, который используется при построении научных основ развития детской одаренности. Среди работ этого направления выделяются исследования Э. А. Голубевой, Н. С. Лейтеса, В. С. Мерлина, И.В.Равич-Щербо, М. А. Холодной, Г. Гарднера, Дж. Гилфорда, Дж.Рензулли. Вопросы формирования творческих способностей младших школьников рассматриваются Д. Б. Богоявленской, О. И. Кузнецовой, А. М. Матюшкиным, Е.Торренсом. Технологии обучения одаренных детей разработаны Л. А. Венгером, Е. Р. Гореловой, О. М. Дьяченко, И. А. Бурлаковой, В. Н. Ивановым, Л. С. Подымовой и др. Углубленному пониманию проблем интеллектуальной одаренности содействуют работы Л. С. Выготского, Л. А. Венгера, Н. С. Лейтеса, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Л. Термена, Дж. Рензулли и др. Изучению уровней детской одаренности посвящены. исследования И. А. Бурлаковой, О. М. Дьяченко, И. П. Ищенко и др. Названные авторы касаются общих проблем детской одаренности. Однако работ, посвященных изучению интеллектуальных умений у одаренных детей, практически нет, хотя проблема формирования интеллектуальных умений не является новой в педагогической науке. На ее актуальность указывалось еще в XVIII—XIX вв.еках: М. В. Ломоносовым, А. Н. Радищевым, В. Г. Белинским, Н. А. Добролюбовым,. Н. Г. Чернышевским и др. Проблемы формирования интеллектуальных умений затрагивались и в XX веке: Ф. Н. Гоноболин, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн и др. рассматривали интеллектуальные умения как психологический феноменА.Е.Дмитриев, Т. А. Ильина, И. Т. Огородников, Г. И. Щукина и др. — как педагогический феномен и качество личности.

Под умениями в педагогической литературе понимается овладение способами, приемами, действиями усваиваемых знаний на практике (П.И.Пидкасистый, И. П. Подласый, И.Ф.Харламов). Интеллектуальные умения определяются как «мыслительные действия, с помощью которых осуществляется познание: операции анализа, синтеза, сравнения, дедукции, индукции и т. д.- приемы запоминания, воспроизведения и припоминания знаний» (В.С.Безрукова, В. И. Логинова, Л.Г.Семушина) — рациональный приемы той или иной мыслительной операции, используемой при решении познавательных задач (Н.А.Менчинская). Определение Н. А. Менчинской взято за основу в настоящей работе.

Идея нашего исследования состояла в разработке педагогических условий, необходимых для формирования у одаренных детей дошкольного возраста интеллектуальных умений.

Замысел исследования был продиктован необходимостью разрешения ряда противоречий:

— между потребностью в расширении спектра информации об интеллектуальной одаренности детей дошкольного возраста и сложностью сбора, обработки и анализа этой информации в условиях дошкольных образовательных учреждений;

— между необходимостью индивидуально-творческого подхода со стороны педагога к личности одаренного ребенка, что обеспечивает выявление и развитие его одаренности, и массово-репродуктивным характером современного дошкольного воспитания;

— между необходимостью приобщения ребенка к разнообразным видам интеллектуального труда как ценности, формирующей у него интеллектуальные умения, и недостаточной компетентностью в этом вопросе работников дошкольных образовательных учреждений.

Проблемой исследования является разрешение названных противоречий, обусловившее выбор темы исследования — «Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста» .

Целью исследования явились поиск и разработка педагогических условий, необходимых и достаточных для формирования у одаренных дошкольников интеллектуальных умений.

Объект исследования — воспитание одаренного ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования — педагогические условия формирования интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования основана на., предположении о том, что уровень сформированное&tradeинтеллектуальных умений у одаренных дошкольников повысится при соблюдении следующих педагогических условий:

— субъект-субъектного взаимодействия между педагогами и детьми, способствующего созданию эмоционально положительной обстановки при выполнении разнообразных видов деятельности и преодолению ребенком возникающих трудностей.

— оптимального сочетания репродуктивной и творческой деятельности одаренных детей в дошкольных образовательных учрежденияхвнедрения индивидуального и дифференцированного подходов в педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений;

— владения родителями разнообразными методами и формами организации образовательной деятельности, направленной на формирование интеллектуальных умений у одаренного ребенка.

В работе поставлен ряд конкретных задач:

— изучить генезис и современное состояние проблемы детской одаренности по материалам зарубежных и отечественных исследований;

— раскрыть сущность и содержание понятия «интеллектуальные умения» ;

— разработать критерии, показатели и уровни интеллектуальных умений у одаренных дошкольников;

— выявить и проверить экспериментальным путем педагогические условия формирования интеллектуальных умений у одаренных дошкольников;

— показать методы и формы образовательной деятельности, организуемой семьей по формированию интеллектуальных умений у одаренного ребенка;

— сформулировать научно-методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей по формированию интеллектуальных умений у одаренных детей. Методологической основой исследования явилось философское учение о человеке как высшей ценности, о единстве биологического и социального в человекетеоретические положения психологической науки о человеке как субъекте деятельности и общения, об активности субъекта деятельности, о социальной природе психической деятельности личности, о природе одаренности и факторах ее развития.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы васпекте исследуемой проблемы, наблюдение, метод оценок, опрос, беседы, тестирование, педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальная база: дошкольные образовательные учреждения №№ 25, 32 г. Ельца. Исследованием было охвачено 177 детей, 20 работников дошкольных учреждений.

Работа проводилась с 1995 по 1999 годы и состояла из трех этапов. На первом этапе — 1995;96 гг. — анализировалась философская, психологическая и педагогическая литература по теме исследования, определялась структура работы, изучалось состояние проблемы формирования интеллектуальных умений, формулировались цель, задачи, гипотеза, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе — 1996;98 гг. — определялись педагогические условия формирования интеллектуальных умений у одаренных детей 5−7 лет, проверялась эффективность педагогических условий, осуществлялся поиск методов и форм сотрудничества детского сада и семьи по формированию у одаренных детей интеллектуальных умений.

На третьем этапе — 1998;99 гг. — систематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялся текст диссертации.

На защиту выносятся:

— интеллектуальные умения, являющиеся одним из компонентов умственной одаренности и понимаемые как рациональные приемы той или иной мыслительной операции, формируются и совершенствуются в процессе образовательной деятельности детского сада и семьи;

— уровни интеллектуальных умений у одаренных дошкольников (средний, выше среднего, высокий), их критерии и показатели: точность следования инструкции педагогасамостоятельность выполнения действийобъективность оценки ребенком собственной деятельностиоригинальность выполнения заданияскорость выполнения действий и их результативность;

— педагогические условия, необходимые для формирования интеллектуальных умений у одаренных детей 5−7 лет: утверждение субъект-субъектного взаимодействия между педагогами и детьмиоптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности при доминировании последнейвнедрение в педагогический процесс индивидуального и дифференцированного подходов, способствующих актуализации интеллектуальных возможностей ребенкавладение родителями разнообразными методами и формами организации образовательной деятельности по формированию у одаренного ребенка интеллектуальных умений.

Основные результаты исследования,-их научная новизна и теоретическая значимость:

— апробирована комплексная методика выявления одаренных детей дошкольного возраста;

— разработаны уровни, критерии и показатели сформированное&tradeинтеллектуальных умений у одаренных дошкольников;

— выявлены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие формированию интеллектуальных умений у одаренных дошкольников;

— сформулированы научно-методические рекомендации по формированию интеллектуальных умений у одаренных дошкольников. Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем проверена эффективность педагогических условий, необходимых для формирования у одаренных детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных умений. Предложена система работы детского сада и семьи по формированию интеллектуальных умений. Материалы исследования могут быть использованы в системе образования будущих специалистов дошкольного профиля в условиях реализации новых государственных стандартов, при чтении лекций, проведении практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам, в разработке курсов по выбору в педагогических колледжах и педагогических вузах, на курсах повышения квалификации работников образования. Методические рекомендации могут быть использованы работниками дошкольных образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации, результаты экспериментального исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и докладывались на межвузовских конференциях молодых ученых в гг. Ельце, Липецке, Туле, Белгороде. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ. Автором разработана тематика курсовых, дипломных и выпускных квалификационных работ, прочитан курс по выбору «Диагностика одаренности детей старшего дошкольного возраста», подготовлены методические рекомендации по дисциплинам «Дошкольная педагогика», «Детская психология», «Семейная педагогика» .

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы.

1. Дошкольные учреждения имеют сегодня разнообразные образова-теьные программы, нацеленные на разностороннее развитие ребенка. Однако содержание этих программ не учитывает особенностей работы с одаренными детьми по формированию у последних интеллектуальных умений.

2. Проблема интеллектуальных умений вызывает достаточно серьезный интерес у исследователей, о чем свидетельствует большое количество работ, раскрывающих понятие «интеллектуальные умения» и рассматривающих пути их формирования (В.С.Безрукова, В. И. Логинова, Л.Г.Семушина). Вместе с тем совершенно не изучена природа проявления интеллектуальных умений у одаренных дошкольников и не обозначены пути их формирования.

3. Содержание и методы работы по формированию у дошкольников интеллектуальных умений имеют свою специфику: они должны не нарушать утвержденный режим и порядок деятельности дошкольных образовательных учреждений, а дополнять и корректировать стандартизированную программу. Дополнение и корректирование последних следует осуществлять через обогащение содержания с учетом основных принципов дидактики, разнообразия методов и форм организации обучения. Реализация дополненной программы возможна при соблюдении ряда педагогических условий: установления субъект-субъектного взаимодействия между педагогом и детьмиоптимального сочетания репродуктивной и продуктивной творческой деятельности при доминировании последнейиспользования индивидуального и дифференцированного подходов, способствующих актуализации интеллектуальных возможностей ребенкавведения в образовательный процесс заданий творческого характера, требующих мобилизации творческих сил ребенка (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, планировать, рассуждать).

4. Важным фактором, способствующим формированию у одаренных детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных умений, выступает семья. Позиция родителей по отношению к одаренному ребенку, их стремление сотрудничать с педагогами в самых разнообразных формах положительно влияют на умственное развитие детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время идет поиск необходимых условий для организации в дошкольных учреждениях работы с одаренными детьми по развитию у них интеллектуальных умений.

Интеллектуальные умения — основной показатель умственного развития детей. Умения анализа, сравнения, обобщения, классификации, планирования, рассуждения и др. позволяют детям творчески выполнять познавательную деятельность. Процесс формирования интеллектуальных умений осложняется тем, что работники дошкольных образовательных учреждений не готовы осуществлять работу в этом направлении, они не получают должной подготовки к данной деятельности с детьми в процессе вузовского образования. Для успешного формирования интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста педагогу необходимы специальные знания: 1) о сущности интеллектуальной одаренности- 2) об интерпретации процесса обучения как особой формы деятельности ребенка, выступающей в качестве потенциальной зоны развития интеллектуальных умений.

Сформулировав тему нашего исследования «Педагогические условия формирования интеллектуальных умении у одаренных детей старшего дошкольного возраста», мы предприняли попытку выявить и обосновать необходимость и достаточность совокупности педагогических условий, реализация которых позволит организовать данный процесс с большей долей эффективности.

Выдвинутые нами цель, задачи, гипотеза и положения, выносимые на защиту, нашли свое экспериментальное подтверждение в ходе исследования.

Цель исследования состояла в том, чтобы раскрыть педагогические условия формирования интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста. Для этого с помощью комплексной методики были выявлены одаренные дети 5−7-летнего возраста и определены уровни их интеллектуальных умений. Основные положения гипотезы сосредоточены на результативности формирования интеллектуальных умений у дошкольников, которая может быть достигнута при соблюдении следующих педагогических условий: утверждения субъект-субъектного взаимодействия между педагогом и детьмиоптимального сочетания репродуктивной и продуктивной творческой деятельности при доминировании последнейиспользования индивидуального и дифференцированного подходов, способствующих актуализации интеллектуальных возможностей ребенка, организации родителями образовательной деятельности по формированию у одаренных детей интеллектуальных умений. Названные условия были реализованы в процессе включения детей в репродуктивную и продуктивную деятельность.

В работе мы опирались на принятые в отечественной психологии определения одаренности как качественно своеобразного сочетания способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности, и интеллектуальной одаренности как совокупности интеллектуальных свойств человека, от которых зависит продуктивность учебной деятельности (Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова).

Интеллектуальные умения как показатель уровня общего умственного развития представлен в исследовании мьюлительными действиями, с помощью которых осуществляется познание (операции анализа, синтеза, сравнения, дедукции, индукции) — методами познанияприемами запоминания, воспроизведения и припоминания (В.С.Безрукова, В. И. Логинова, Л.Г.Семушина). В ходе экспериментальной работы детям предлагались задания, требующие стандартных способов решения, и задания, выполнение которых предполагало поиск оригинальных, нетрадиционных ответов придумывание загадок о названном предмете, сочинение рассказов по картинке, придумывание сказок, стихотворений, рассказывание смешных историй из жизни ребенка и т. д.).

Анализ полученных результатов экспериментального обучения обнаружил, что показатели интеллектуальных умений после проведенного обучения существенно изменились: значительно улучшилось качество выполняемых заданий, дети по собственной инициативе включались в игровую и художественную деятельность.

Таким образом, итоги обучения по экспериментальной программе показывают ее эффективность в формировании интеллектуальных умений у одаренных детей, что убеждает в необходимости включения этой программы в содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольных учреждениях.

Существенную помощь дошкольным учреждениям в воспитании детей оказывает семья. По нашим данным, семья, взаимодействуя и сотрудничая с детским садом, способна активно включаться в работу по формированию у детей интеллектуальных умений. Здесь, как нам удалось установить, эффективны такие формы взаимодействия, как: родительские собрания, консультации, беседы, проведение развивающих игр в условиях семьи (совместно с родителями).

Сотрудничество с семьей выступает весьма эффективным направлением в работе дошкольного учреждения по формированию у одаренных детей интеллектуальных умений в силу следующих обстоятельств:

1. Педагоги и родители, пытаясь предугадать потребности ребенка, умело организуют воспитательный процесс как в детском саду, так и в семье.

2. Родители и педагоги положительно реагируют на интерес и любознательность ребенка, непосредственно участвуя в совместных разнообразных видах деятельности, сопровождая ее комментариями, предложениями, рекомендациями. 3. Родители и педагоги разделяют положительные эмоции ребенка от полученного результата.

Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Интеллектуальные умения, являясь одним из компонентов умственной одаренности, формируются и совершенствуются под воздействием комплекса факторов: организации педагогического процесса детского сада, семейной среды и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

2. Результативность формирования интеллектуальных умений может быть усилена при соблюдении следующих педагогических условий: утверждение субъект-субъектного взаимодействия между педагогом и детьмиоптимальное сочетание репродуктивной и продуктивной творческой деятельности при доминировании последнейиспользование индивидуального и дифференцированного подходов, способствующих актуализации интеллектуальных возможностей ребенка.

3. В организации образовательного процесса дошкольных учреждений должны найти применение технологии выявления интеллектуальной одаренности детей и диагностики определения у них уровня сформированное&tradeинтеллектуальных умений.

Проведенное исследование, посвященное столь сложной и актуальной проблеме, как формирование интеллектуальных умений у одаренных дошкольников, конечно же, не является исчерпывающим. Эта проблема требует дальнейшего исследования: изучение преемственности процесса формирования интеллектуальных умений у одаренных дошкольников и их успехов в учебной деятельности в начальной школе при обучении по развивающим системам В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С., Щебланова E.H., Перлет К. Адаптация мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся // Вопросы психологии, 1991.- № 5. — С. 152−156.
  2. Г. Дж. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии, 1995. № 1.- С. 111−131
  3. Г. Дж. Узнай свой коэффициент интеллекта. Н. Новгород: АйКью, 1994.- 174 с.
  4. В.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- С. 15−32.
  5. В.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. Л.: Изд-во ЛПУ, 1962.-С. 15−36.
  6. P.M., Булычева А. И., Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В., Холмовская В. В. Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996. — 113 с.
  7. И.А., Барташников A.A. Учись играя. Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5−7 лет, — Харьков: Фолио, 1997.- 412 с.
  8. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.- 288 с.
  9. Е.С. Одаренные дети // Дошкольное воспитание, 1991. -№ 4−5. С. 69−75.
  10. Е. С. Ищенко И.П. Одаренность и дошкольное детство в ракурсе психологических исследований // Дошкольное воспитание.-1994. № 9. — С. 54−57
  11. Е.С., Ищенко И. П. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители? // Дошкольное воспитание, 1992. № 7−8. -С. 26−31.
  12. В.М. Одаренность, гениальность и мозг // Вестник знания, 1927. -№ 14. С. 15.
  13. А. Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. Пер. с франц. / Под ред. С. Л. Рубинштейна.- Киев: Госиздат Украины, 1923.-121 с.
  14. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР. -1961.-536 с.16а. Блонский П. П. Педология. М.: Изд-во Работник просвещения, 1925.-318 с.
  15. Богоявленская Д. Б Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983. — С. 173.
  16. Богоявленская Д. Б Пути к творчеству. М.: Просвещение, 1981.-С. 196.
  17. М.В. Неизвестный П.П.Блонский «Наркомпрос ГУС» // Педагогика. 1995. — № 2 — С. 84−87.
  18. А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
  19. Э. Рождение новой идеи. Пер. с англ. М., 1976.- С. 143.
  20. Е.М., Логинова Г. Н. Диагностика умственного развития учащихся на основе анализа теста // Вопросы психологии, 1986. -№ 2.-С. 149−156.
  21. Дж. Психология познания. М.: Просвещение, 1977. — 482 с.
  22. A.B. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Просвещение, 1977. — С. 64.
  23. A.B. Проблема развития в психологии мышления // Принцип развития и психология. М.: Просвещение, 1977. -С. 38−63.
  24. И.А. Особенности структуры умственной одаренности старших дошкольников: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1995. — 16 с.
  25. А. Психологическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 195 с.
  26. Введение в психодиагностику / Под ред. K.M. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Изд. Центр «Академия», 1966. — С. 468−488.
  27. Введение в психологию / Под. Ред. А. В. Петровского. М.: Изд. Центр «Академия», 1996. — С. 468−488.
  28. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Просвещение, 1989. 172 с.
  29. Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1972. № 1. — С. 30−35.
  30. Л.А. О количественном подходе к диагностике умственного развития / Вопросы психологии, 1974.-№ 1.-С. 116−122.
  31. Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.-117 с.
  32. И.П. Школа и творчество. -М.: Педагогический вестник, 1994.- 16 с.
  33. Вопросы психологии способностей / Под. ред. В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973. 317 с.
  34. Т.И. Подготовка учителя к педагогической деятельности с одаренными младшими школьниками: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1995. 16 с.
  35. Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  36. JI.C. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1982. 1984.
  37. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка //Вопросы психологии. 1969. -№ 1. — С. 15−26.
  38. Гальперин П. Я'. Методы обучения и умственного развития ребенка. -М.: МГУ, 1985.- 45 с.
  39. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под. ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — С. 433−456.
  40. Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  41. Ю.З., Гарнец О. Н., Коробко С. М. Феномен умственной одаренности//Вопросы психологии, 1990. № 4. — С. 147−155.
  42. Дж., Стейли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Мир, 1976, — 490 с.
  43. Г. А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования. М.: Просвещение, 1992. — 172 с.45а. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах. М.: Мир. — 1992. -Т.1-С. 414.
  44. Э.А. Дифференцированный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. — С.75−86.
  45. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий / Вопросы психологии, 1983.-№ 3,-С. 16−20.
  46. Е. В. Смирнов A.A., Соколов М. В., Шеварев П. А. Шкала Бине-Термена для измерения умственного развития детей. М.: Изд-во «Работник просвещения», 1930. — 171с.47а. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интер, 1996. -141 с.
  47. М.Г. Педагогические взгляды П.П.Блонского: Авто-реф.дис. докт.пед.наук. М., 1967. — 40 с.
  48. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/ Под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. А Панько. Минск: Ушверстггэцкае, 1997. -237 с.
  49. Диагностика умственного развития дошкольника / Под. ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
  50. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под. ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1981. — 158 с.
  51. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под. ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лавреньевой. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996.-Вып. 2.-С.50−55.
  52. H.A. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1986. 352 с.
  53. Г. Гармоническое развитие ребенка, как развить умственные и физические способности ребенка. М.: Аквариум, 1996. — 448 с.
  54. Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей / Под. ред. Д. П. Тонконоговой. СПб.: Сова, 1994. 32 с.
  55. М. Мыслительная деятельность детей / Под ред. В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1985.- 192 с.
  56. А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 210 с.
  57. А.И. Сто советов по развитию одаренности детей: родителям, воспитателям, учителям. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 310 с.
  58. О.М., Булычева А. И. Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками 5−7 лет // Дошкольное воспитание, 1995. № 3. — С. 24−38. .
  59. О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии, 1996. № 5. — С. 98−109.
  60. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Изд. центр «Академия», 1996. 224 с.
  61. М.С. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций // Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под. ред. И.В. Равия-Щербо. М.: Просвещение, 1998, — С. 181−236.
  62. М. С Психология индивидуальных различий. М.: Планета детства, 1997. 328 с.
  63. E.H. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных’школьников: Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-М., 1994. 16 с.
  64. E.H. Соотношение творческой и специальной одаренности в развитии возрастных групп учащихся музыкальных школ // Новые подходы в психологии, 1991.- № 1. С. 39−44.
  65. Зак А. З. Диагностика мышления детей 6−10 лет. М.: Фолиум, 1993. -48 с.
  66. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет. -М.: Новая школа, 1996. 228 с.
  67. A.B. Избранные психологические труды в 2-х томах.-М.: Педагогика, 1986. -Т.1.- 320 с.
  68. Запорожец А. В Педагогические и психологические проблемы умственного воспитания детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1972. № 4. — С. 33−39.
  69. В.Н. Индивидуализация обучения способных и одаренных учащихся сельской местности в гимназии-интернате: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
  70. Исследования проблем психологии творчества / Под. ред. Е. А. Пономарева. М.: Просвещение, 1985. — 339 с.
  71. И.П. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности у детей 4−6 лет: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1993. — 16 с.
  72. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного воспитания учащихся. М.: Просвещение, 1981.-- 200 с.
  73. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под. ред. А. М. Арсеньева.- М.: Педагогика. 1982. 740 с.
  74. Ю.В. Критерии и методы диагностики умственного развития // Вестник Московского Университета. Серия 14 «Психология», 1982. -№ 3. — С.18−23.
  75. Ю.В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей // Вопросы психологии, 1985. № 2. — С. 20−28.
  76. Э.Ф., Исколдский Н. В. Опыт адаптации методики Н.Бейли //Новые исследования в психологии, 1990. № 1. — С. 8−12.
  77. В.В. Как воспитать вундеркинда. Харьков: Фолио, СПб.: Кристалл, 1996, — 436 с.
  78. А. Г. Мясищев В.Н. Психические особенности человека.-Л.: Изд-во ЛПУ, 1960. Т.2. — «Способности». — 304 с.
  79. Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л.: Изд-во ЛПУ, 1962. С. 67−74.80а. Кулибаба И. И. Проблемы оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. М.: АПН СССР, 1976. — 98 с.
  80. C.B. Формирование общеучебных интеллектуальных умений у старшеклассников. Киев, 1990. — 147 с.
  81. А.Ф. Классификация личностей / Под. ред. М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. Л., 1925. — 290 с.81а. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвеще ние, 1964. — С.53.
  82. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. -М.:ИПП, 1977: — 448 с.
  83. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М.: Педагогика, 1978.-С. 196−211.
  84. Н.С. Не упрощать проблему // Вопросы психологии. 1990. -№ 4. — С. 155−158.
  85. Н.С. Об умственной одаренности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-214 с.
  86. Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии.- 1988.-№ 4. -С. 98−107.
  87. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  88. Н.С. Умственные способности и возраст. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1971.- 279 с.
  89. Н.С. Широта одаренности, признание, судьба // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С.139−153.
  90. А.Н. О формировании способности // Вопросы психологии.- 1966. ~№ 1. С.7−17.
  91. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. — 273 с.
  92. .Т. Педагогика. М. Прометей, 1992. — С.63−71.92а. Ломов Б. Ф. Методическая и теоретическая проблемы’психологии. -М., 1984.- 290 с.
  93. М.В. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1931.
  94. M.B. О воспитании и образовании / Сост. Т. С. Буторина.-М.: Педагогика, 1991.- 344 с.94а. Люблинская A.A. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. -415 с.
  95. A.A., Макаров А. И. Измерительная шкала ума. Л., 1926. — С. 14.
  96. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  97. A.M. Проблема одаренности в современной психологии //Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С.88−98.
  98. A.M. Раннее выявление таланта детей и их развитие // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 166−167.
  99. A.M., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 88−97.
  100. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  101. Г., Мелхорн Ч-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. Пер с нем / Под. ред. Г. В. Яцковской. -М.: Просвещение, 1989. 159 с.101а. Менчинская H.A. Проблемы учения и умственное развитие школьника. М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
  102. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  103. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. — № 5. -С. 86−95.
  104. В.А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности. -Киев: Радянска школа, 1991. 178 с.
  105. Научные педагогические идеи В. В. Логиновой / Под. ред.
  106. Т.И.Бабаевой, З. А. Михайловой. СПб: Изд-во РГПУ, 1995. — 83 с.
  107. В.Д. Избранные педагогические труды / Под. ред. Б. Ф. Ломова. М: Педагогика, 1990. — 406 с.
  108. P.C. Психолгия. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, Владос, 1995. — Кн. 3. — 512 с.
  109. H.H. Становление личности ребенка 6−7 лет. -М.: Просвещение, 1992. 160 с.
  110. С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. -М.: Просвещение, 1978. 160 с.
  111. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. -М.: Изд-во МГУ, 1972. 132 с.
  112. Одаренные дети. Пер с англ. / Под. общ. Ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
  113. Одаренный ребенок / Под. Ред. О. М. Дьяченко. М.: Международный образовательный и педагогический колледж, 1997, — 138 с.
  114. Е.В. Психологический анализ образного и вербального в умственной деятельности дошкольника: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1980. — 20 с.
  115. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под. ред. Д. В. Эльконина, Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. — 136 с.
  116. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  117. И.П. Полное собрание сочинений. -М.-Л.: Изд-во АПН СССР, 1952.
  118. В.И. Системное качество психики // Школьный психолог. -• 1998.-№ 37.-С. 4.
  119. Перре-Клермон А-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. Пер. с франц. М.: Педагогика, 1991. — 248 с.
  120. . Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М: Просвещение, 1969. — 659 с.
  121. К.К. Проблемы способностей. М.: Высшая школа, 1972. -272 с.
  122. H.H. Мышление дошкодьника. М.: Просвещение, 1977. -272 с.
  123. H.H. Новый подход к развитию творчества у дошкольников//Вопросы психологии, 1990.-№ 1.-С. 16−19.
  124. H.H. Проблемы развития мышления детей дошкольного возраста // Развитие мышления и умственное воспитание воспитание дошкольника / Под. ред. H.H. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. -М.-.Педагогика, 1985. С. 5−28.
  125. Н.Я. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Педагогика, 1967. — 264 с.
  126. Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 27−35.
  127. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  128. Программа «Одаренный ребенок». Основные положения / Сост. Л. А. Венгер и др. М.: Новая школа, 1995. — 64 с.
  129. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под. ред. Т. В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
  130. Психологическая диагностика детей и подростков / Под. ред K.M. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 360 с.
  131. Психологический словарь / Под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  132. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Под.ред. А. В. Запоржца, Д. В. Эльконина, — М.: Просвещение, 1964.- 352 с.
  133. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под. ред. Ю. В. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 320 с.
  134. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса .-М.: Академия, 1996. 416 с.
  135. Рабочая книга школьного психолога / Под.ред. И. В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991. С. 238−373.
  136. Рабочая концепция одаренности / Научн. ред. ред В. Д. Шадриков, отв. испол. Д. Б. Богоявленская. М.: Магистр, 1998. — 234 с.
  137. А.Н. Полное собрание сочинений. В 2-х томах М.: Изд-во АН СССР, 1947.-Т.2.-С. 211.
  138. Развитие и диагностика способностей / Под. ред В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Посвещение, 1992. — 181 с.
  139. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под. ред. А. А. Венгера. М.: Просвещение, 1986. -224 с.
  140. Развитие творческой активности школьников / Под. ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  141. Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М.: Московский психолого-социальный институт «Флинта», 1998. — 88 с.
  142. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под. ред. И.В.Равич-Щербо. M.: Педагогика, 1988. — 336 с.
  143. Г. И. Психологические профили. СПб., 1910. — 43 с.
  144. C.JI. Основы общей психологии. В 2-х томах M.: Педагогика, 1989. — 643 с.
  145. C.JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии, 1960. № 3. — С.3−15.
  146. Г. И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Пермь, 1996. -16 с.
  147. А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика, 1998. № 3. — С. 24−29.
  148. Т.В. Проблема развития интеллектуально-творческих способностей у одаренных дошкольников 5−6 лет // Детство: педагогический альманах. № 1. — СПб.: Изд-во «Акцидент», 1998. — С. 107−116.
  149. И.Ю. Развитие индивидуальных способностей ребенка в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Ставрополь, 1997. 19 с.
  150. П.П. Исследования умственного развития детй. M., 1925.-51с.
  151. К.Т. Гигиена труда //вестник знания. 1926. — № 2. — С. 90.
  152. Способности и склонности: комплексное исследование / Под. ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. — 197с.
  153. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. -М.: Изд. центр «Академия», 1997. 96 с.
  154. O.A. Педологическая концепция П.П.Блонского и современность//Педагогика.-1995. №.3 — С.108−110.
  155. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. — 172 с.
  156. .M. Избранные труды в 2-х томах. М.: Педагогика, 1985. -Т.1. — С. 30−31., Т.2. — С. 3−55.
  157. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, I961. — 535 с.
  158. Л.Ф., Басов A.B. развитие логического мышления детей. -Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. 240 с.
  159. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.272 с.
  160. Умственное воспитание деетей дошкольного возраста / Под. ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  161. Учимся думать. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей / Сост. К.Фэрлонг. СПб.: Сова, 1994. — 32 с.
  162. Учителю об одаренных детях / Под ред. В. П. Лебедева, В. И. Панова. -М.: Молодая гвардия, 1998.-187 с.
  163. Дж. Ваш умный ребенок. Пер с англ. М.: Семья и школа, 1996, — 192 с.
  164. Дж. как развить таланты от рождения до 5 лет. Пер. с англ. -М.: ТОО Центр «Про», 1995. 240 с.
  165. К.А., Перлет К., Спервальд В. Лонгитьюдные исследования одаренности //'Вопросы психологии. 1991, № 2. — С. 120−127.
  166. М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии, 1993. № 3. — С. 84−93.
  167. В. Иерархический человек. Социобиологические заметки. М.: Терра, 1991,210 с.169а. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1983.
  168. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии, 1986. -№ 3, — С. 78−85.
  169. В.Э., Юркевич B.C. одаренность: дар или испытание. -M.: Знание, 1990. 80 с.
  170. Н.И. принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучении и интеллект // Вопросы психологии, 1990. № 5,-С. 31−38.
  171. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во Логос, 1994.-320 с.
  172. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал, 1983. ТА. — № 5. — С. 7−10.
  173. В.Д. Способности человека. М.: ИПП, 1997. — 288 с.
  174. В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. Пер. с нем. / Под ред. Всеукраинского института труда. Киев: Изд-во Книгоспилка, 1926.
  175. В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Пер с нем. / Под. ред. В. А. Лукова. СПб.: Союз, 1997. -128 с.
  176. Е.И., Аверина М. С., Задорина E.H. методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6−7 лет // Вопросы психологии, 1994. № 4. — С. 18−23.
  177. Е.И., Аверина И. С. Современные лонгитьюдные исследования одаренности // Вопросы психологнии, 1994. № 6. — С. 134−140.
  178. В.М. Проблем одаренности. М.: 1923. — 135 с.
  179. В.М. Проблема школ для одаренных. М.-Л.: Московское академическое издательское сообщество, 1927. — 82 с.
  180. Д.Б. Избранные психологические труды / Под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  181. B.C. Изучение общей одаренности за рубежом // Вопросы психологии, 1971. № 4. — С. 154−168.
  182. B.C. Одаренный ребенок: Иллюзия и реальность. -М.: Просвещение, 1996. 136 с.
  183. Е.Н. Группа одаренных дошкольников, проблема взаимоотношений // Дошкольной воспитание, 1994. № 6. — С. 47−48.
  184. Е.Н. Особенности взаимоотношений в группе одаренных детей старшего дошкольного возраста : Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1994. — 16 с.
  185. Bloom В., Engelhart М., Furst Е&bdquo- Hill W., Krathwohl D. (Eds). Taxonomy of educational objectives, Handbook I. Cognitive domain. New York: David McKay, 1956.
  186. Cattell R.B. Intelligence: Its structure growth and action. Amsterdam. The Netherlands: North-Holland, 1987.
  187. Feldhausen J. Meeting the needs of gifted children and teachers in a university course. The Gifted Child Quarterly, 1977. 21, 195−199.
  188. Gallagher J. Teaching the gifted child: Boston: Allyn & Bacon, 1975.
  189. Guilford D. The nature of human intelligence. New Work- McGraw-Hill, 1975.
  190. Kaplan S. Curricular and programmatic concerns- Educating the preschool / primary gifted and talented. Ventura CA- Ventura Counthy Superintendent of Schools, 1980.
  191. Karnes M., Shwedel A, Linnemeyer S. The young gifted / talented child- Programs at the University of Illinois. The Elementary School Journal, 1982, 82, 195−213.
  192. Karnes M., Shwedel A., Williams M. Combining instructional models for young children. Teaching Exceptional Children, 1983. -14, 128−135.
  193. Passov A. Fostering creativity in the gifted child. Exceptional Children, 1977,-43,358−364.
  194. Renzulli J. The Enrichment Triad Model- A guide for developing programs for the gifted and talented. Wethersfield CT- Creative Learning1. Press, 1977.
  195. Renzulli J. What mares giftedness? Reexamining a definition. Phi delta Kappan, 1978. 60, 180−184, 261.
  196. Renzulli J. Smith L., Reis S. Curriculum compacting- An essential strategy for working with gifted Students. The Elementary School Journal, 1982. 82, 185−194.
  197. Terman L" Merrill M. Stanford-Binet Intelligence Scale (From L-M, 1972 norms ed.). Boston: Hougton Mifflin, 1973.
  198. Williams F. Classroom ideas for encouraging thinking and feeling. Buffalo NY: DOIC Publishers, 1970.
  199. ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ФРАГМЕНТЫ ОТВЕТОВ
  200. Фамилия, имя, отчество. В каком дошкольном воспитательном учреждении Вы работаете? В какой возрастной группе?
  201. Сколько детей в Вашей группе? Какова их физическая активность?1. Высокая Средняя Низкая1
Заполнить форму текущей работой