Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ ситуации кадрового обеспечения школ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все же в последние годы в нашей стране наметилась некоторая положительная тенденция по омоложению педагогических кадров. По данным международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013), в России учительский корпус начинает омолаживаться, профессия учителя становится более привлекательной для молодых людей. На эту тему в преддверии нового 2015;2016 учебного года… Читать ещё >

Анализ ситуации кадрового обеспечения школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первой главе магистерской диссертации дается анализ обеспеченности школ педагогическими кадрами как в целом по нашей стране, так и по муниципалитетам Воронежской области. В настоящее время ситуация с педагогическим кадровым обеспечением школ является актуальной. С одной стороны, не решена проблема притока в школы лучших выпускников педагогических вузов, с другой — продолжает увеличиваться доля учителей пенсионного возраста.

Если рассматривать возрастную структуру учителей общеобразовательных организаций по нашей стране в динамике за период с 2010 по 2014 годы, заметна тенденция к сокращению численности учителей среднего возраста и увеличение численности учителей пенсионного возраста[23].

Возрастная структура учителей общеобразовательных организаций в РФ в динамике, 2010;2014 гг.

Рис. 5. Возрастная структура учителей общеобразовательных организаций в РФ в динамике, 2010;2014 гг.

Из данных видно, что с 2012 г. доля учителей моложе 25 лет, т. е. выпускников вузов, постепенно уменьшается. В этот же период незначительно снизилась доля педагогов старше 35 лет. Доля учителей пенсионного возраста с 2010 г. по 2014 г. значительно увеличилась, почти на 5 п.п. Снижение доли молодых учителей до 25 лет объясняется, с одной стороны, невысокой заработной платой у начинающих педагогов, с другой, высокими требованиями, предъявляемыми к молодым со стороны коллег и администрации. Учителя же пенсионного возраста не спешат покидать школу, поскольку пенсии учителей гораздо ниже, чем заработная плата учителей с большим стажем. С опытными учителями не спешит расставаться и администрация школ. «В условиях, когда сохраняется потребность в опытных кадрах, которые могут обеспечить, например, качественную подготовку к итоговой аттестации, рост доли учителей пенсионного возраста закономерен» [23].

Общая тенденция увеличения доли учителей-пенсионеров в целом по стране характерна как для городских, так и сельских школ, хотя в городе доля учителей пенсионного возраста выше, чем в сельской местности [23].

Доля учителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций пенсионного возраста в городской и сельской местности в РФ.

Рис. 6. Доля учителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций пенсионного возраста в городской и сельской местности в РФ.

Несмотря на то, что доля учителей пенсионного возраста в городских школах выше, чем в сельских, все же ситуация с педагогическим кадровым обеспечением сельских школ более негативная. Увеличение доли учителей пенсионного возраста на селе происходит значительно быстрее, чем в городе. За последние десять лет (2004;2014 гг) доля учителей пенсионного возраста в городских школах выросла на 19%, а в сельских этот прирост составил целых 39% [23]. По данным М. Л. Аграновича, в России — один из высоких показателей доли учителей в возрасте свыше 60 лет — 12% (среди стран, участвовавших в исследовании TALIS), тогда как в среднем этот показатель не превышает 9%. Однако в целом возрастная структура педагогического корпуса соответствует мировой.

В законе Воронежской области от 30 июня 2010 г. № 65-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года» обозначена проблема создания системы эффективного управления потоками трудовых ресурсов, адекватно отражающими изменения в экономике [6]. В программе «Развитие образования Воронежской области» на 2014;2020 годы вопросу кадрового обеспечения школ области уделяется особое внимание, в частности, предполагается создание условий для ротации кадров путем осуществления единовременных выплат при уходе на пенсию. В настоящее время в школах области введен повышающий коэффициент оплаты труда молодым специалистам, работающим в школе первые пять лет. Анализ программ развития образования муниципальных районов Воронежской области на 2014;2020 годы (Рамонского, Богучарского, Кантемировского) показал, что вопрос укомплектованности общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами в настоящее время решен. В то же время все эти районы указывают на отрицательную динамику — уменьшение количества педагогических работников школ и учреждений дополнительного образования, их старение.

В утвержденной Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013;2020 годыдополнительному образованию детей уделяется большое значение: «Расширение потенциала системы дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации планируется через мероприятия, направленные на обеспечение охвата 70 процентов детей в возрасте 5 — 18 лет программами дополнительного образования через: разработку, реализацию программ (проектов) развития дополнительного образования детей, обеспечивающих их социализацию, занятость и оздоровление». Поэтому проблема педагогического кадрового обеспечения должна рассматриваться вкупе с педагогами дополнительного образования.

ВРамонскомрайоне Воронежской области, например, уменьшается доля специалистов с высшим образованием. Существуют значительные проблемы в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, в том числе работающих с одаренными детьми. Также не решены вопросы переподготовки кадров технических, инженерных, естественнонаучных специальностей для работы в сфере дополнительного образования. В то же время в программе развития образования Рамонского района заявлено, что доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 — 18 лет должна увеличиться до 73%; в 2013 — 2014 учебном году доля детей занятых дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях района составила — 1400 человек из 2334 (59%), в учреждениях дополнительного образования детей — 1176 человек из 2334 (50,4%) [8].

Если взять Богучарский район Воронежской области, то «Повышение кадрового потенциала работников сферы образования — это одно из главных направлений кадровой политики муниципальной системы образования"[7]. Укомплектованность школ профессиональными педагогическими кадрами в Богучарском районе составляла в 2013;2014 году свыше 97,6%. Несмотря на это, в общем образовании наблюдается возрастной и гендерный дисбаланс: доля учителей пенсионного возраста составляет 23%, доля педагогов-мужчин — около 2%. Также выпускники, получившие высшее педагогическое образование, не работают по полученной специальности и как следствие — низкий уровень ротации педагогических кадров. Доля учителей в возрасте до 30 лет составляет около 10%. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,5 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет, хотя, как заявлено в Программе, к 2020 году эта цифра должна составлять не менее 70 — 73 процентов детей 5 — 18 лет [7].

Проблемы старения, слабого обновления педагогических кадров характерны для многих регионов России. Например, в Государственной программе Краснодарского края «Развитие образования» эта проблема обозначена довольно остро. «Неблагоприятно на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания влияет уровень кадров. Увеличивается возрастной и гендерный дисбаланс в общем образовании: доля учителей пенсионного возраста составляет 18,7 процента, доля педагогов-мужчин — чуть более 15 процентов. Медленно обновляются педагогические коллективы. Доля учителей со стажем работы до 5 лет составляет 12,8 процента"[5].

Данные статистических отчетов по школам Кантемировского района Воронежской области свидетельствуют о том, что проблема прихода и закрепления в профессиюмолодых учителей также актуальна [9]: на 01.09.2015 г. педагогов в школах района моложе 25 лет — 2,7%; в возрасте от 25−35 лет 11%; старше 35 лет — 68,8%. Доля учителей пенсионного возраста составляет 17,5% (из них женщины — 87%).

Возраст учителей в Кантемировском районе Воронежской области.

Рис. 5. Возраст учителей в Кантемировском районе Воронежской области.

В школах района в настоящее время не хватает учителей физики, иностранного языка, математики. Анализ численности детей дошкольного и школьного возраста по территориям поселений Кантемировского района показывает (см. приложение № 1), что численность учащихся школ района на ближайшие шесть лет останется стабильной (см. приложение № 2), за исключением трех основных школ, где численность детей может уменьшиться наполовину. В 2015;2016 учебном году в школах района обучается 73 учащихся из Украины (2,4% от общего количества учащихся Кантемировского района). Результаты опроса родителей детей из Украины показали, что 82% Украинских семей собираются остаться в Кантемировском районе на постоянное место жительства.

Все же в последние годы в нашей стране наметилась некоторая положительная тенденция по омоложению педагогических кадров. По данным международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013), в России учительский корпус начинает омолаживаться, профессия учителя становится более привлекательной для молодых людей [22]. На эту тему в преддверии нового 2015;2016 учебного года высказался и Д. Ливанов. В интервью «Российской газете» он заявил: «Такой серьезной кадровой проблемы, которая была еще несколько лет назад, сейчас нет. Учительских вакансий в школах меньше 1%: на конец августа не заняты примерно 4 тысячи. В основном не хватает кадров в сельских школах. Прежде всего учителей иностранного языка, физики, математики, химии, начальной школы».

Можно предположить, что, изучив имеющийся мировой и российский опыт по подготовке и закреплению молодых педагогов в профессии, опыт подготовки выпускников естественно-географического факультета Воронежского университета и взаимодействия с муниципальными органами управления образования Воронежской области, проанализировав ситуацию с кадровым обеспечением на территории Кантемировского района Воронежской области, можно предложить некоторые механизмы управления педагогическим кадровым обеспечением, позволяющие с большей вероятностью говорить о том, что молодые педагоги будут не только приходить в школы"временщиками", на год-два, но и оставаться в них работать.

Из сказанного следует, что проблема с педагогическим кадровым обеспечением школ не нова для российского образования. Однако в разное время она приобретала разнообразные специфические черты и мотивы. На современном этапе, когда педагогические вузы ежегодно выпускают достаточное количество молодых специалистов, не решена проблема притока в школы молодёжи, с другой стороны — продолжает увеличиваться доля учителей пенсионного возраста. Не менее актуальная проблема — закрепление молодого специалиста в школе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой