Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, следует отметить недостаточность работ, которые удовлетворяли бы новым требованиям современной ситуации в обществе и где бы разрабатывались практические педагогические возможности использования материалов религиоведения, религиоведческих знаний в процессе мировоззренческого развития школьников. Ныне мировоззренческая дискуссия, разговор о религии даже в молодежной среде могут быть… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
    • 1. Философские и психолого-педагогические предпосылки формирования мировоззрения старшеклассников при освоении религиоведческих знаний
    • 2. Историко-педагогический обзор опыта использования знаний о религии в процессе формирования мировоззрения учащихся старшего возраста
  • ГЛАВА II.
  • СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
    • 1. Содержание религиоведческих знаний, формирующих мировоззрение учащихся старшего возраста
    • 2. Опыт формирования мировоззрения старшеклассников в процессе преподавания учебного курса «Религия и культура»

Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В современной научной и публицистической литературе отмечается, что кардинальные изменения всех сфер общественной жизни в нашей стране выявили давно зревшие противоречия, сформировали новые точки конфронтации и разделений в российском обществе. В частности, с серьезными проблемами, необходимостью существенной переоценки своих прежних оснований столкнулись теория и практика изучения религии и атеизма, философии и мировоззренческих принципов научного знания.

Применительно к одной из важнейших задач государства и общества, а именно, задаче воспроизводства культуры через систему народного образования и воспитания молодежи, это привело к необходимости соответствующих корректив в практике учебно-воспитательного процесса и в педагогическом осмыслении его. Ранее однозначно негативно оценивалась роль религии в истории, деятельности человека по освоению окружающего мира. Произошло практически полное вытеснение религиозной культуры из содержания образования в государственной школе. Однако, как показывает повседневная практика, религия может быть использована в разных целях, будучи, в сущности, не враждебной любому гражданскому строю в обществе. Национальная и мировая культура, в том числе и в ее светских формах, в значительной степени проникнуты религиозными образами, понятиями, сюжетами. Их полное исключение из содержания образования сказалось бы отрицательно на эффективности воспитания учащихся, их мировоззренческом развитии.

Кроме того, отчуждение процесса обучения и воспитания подрастающих поколений от знания основ религиозной культуры и национальных религиозных традиций вступало в противоречие как с конституционно закрепленными правами граждан, так и с нормами международного права, подчеркивающими право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Таким образом, ныне осознается необходимость преодоления противоречия между современным содержанием образования как в обучающем, так и в воспитывающем аспектах и содержанием как отечественной, так и общечеловеческой культуры, где религиозные представления и ценности занимают существенное место. Проблема заключается в том, каким образом содержательно и методически ввести изучение религиоведческих знаний в современное светское образование так, чтобы освоение этих знаний старшеклассниками максимально способствовало формированию социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств личности и в то же время не входило в противоречие с нормами законодательства о свободе совести, не порождало конфликтов на религиозной почве.

Современное российское общество находится в состоянии «мировоззренческого взрыва», характеризуется сложным переплетением разнообразных идеологических, политических, национальных и экономических противоречий. В таких условиях только подлинно научное мировоззрение, высокий уровень общей культуры может обеспечить сознание и поведение людей, наиболее полно соответствующие возможностям и целям общественного развития. Наиболее полная реализация каждым человеком своего жизненного потенциала предполагает достаточную развитость личностного мировоззрения как суммы возможностей и способностей личности ориентироваться в окружающей действительности, активно и творчески участвовать в ней. Формирование личности, обладающей высоким уровнем образованности, воспитанности, саморефлексии — важнейшая задача педагогики, решаемая совместно с семьей, другими институтами в обществе. При системном подходе к воспитанию важно не упускать из виду основу в разностороннем процессе развития личности — формирование мировоззрения, что обусловливает и индивидуальное и общественное самоопределение индивида. Усвоенная личностью картина мира определяет поведение человека не только в сфере природы и отношений между людьми, но и в сфере развития собственного сознания, совершенствования внутренних качеств личности.

По данным психологов, именно старший школьный возраст (15−17 лет) является периодом особенно интенсивного освоения окружающей социальной среды и вместе с тем — временем выработки сравнительно устойчивых мировоззренческих характеристик личности.

У юношей и девушек в этом возрасте в основном формируются стереотипы нравственного поведения, слагаются основные общественно значимые комплексы в структуре личности. Поэтому очевидно, что именно этот возраст в процессе мировоззренческого развития молодого человека считается наиболее важным.

Решение глобальной двуединой задачи школы: введение молодого человека в вечно меняющийся, развивающийся, а потому противоречивый мир и воспитание высокой духовности, человеколюбия, особенно в современных непростых условиях, должно осуществляться с опорой на основательную научную почву.

Здесь принципиальное значение имеют труды классиков отечественной педагогики, педагогической философии и психологии, работавших в разное время я и в разных условиях, исповедовавших подчас существенно отличные мировоззренческие установки, но объединенных любовью к детям и своему труду, таких как К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. В. Зеньковский, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и другие.

В исследованиях современных философов, педагогов, психологов Г. С. Батищева, Л. П. Буевой, Г. Н. Волков, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенкова, П. В. Копнина, В. М. Коротова, А. Н. Леонтьева, Б. Т. Лихачева, А. Ф. Лосева, А. Р. Лурии, В. С. Мухиной, Н. Д. Никандрова, П. И. Смирнова и других рассматриваются методологические проблемы образования, место и роль обучения в развитии самосознания, в совокупности воздействий, формирующих мировоззрение личности.

Теоретические, общепедагогические, психологические основы процесса формирования мировоззрения учащихся, ценностных ориентации в обучении и воспитании разрабатывались Л. Н. Боголюбовым, Г. Е. Залесским, Ф. Ф. Королевым, Э. И. Моносзоном, Р. М. Роговой, Г. Н. Филоновым и др. Проблемам развития нравственного сознания, нравственных качеств личности школьников посвящены работы О. С. Богдановой, И. С. Марьенко, В. И. Петровой и др. Формирование эстетической, экологической культуры личности учащихся изучалось А. И. Буровым, И. Д. Зверевым, Н. С. Дежниковой, А.А.Остапцом-Свешниковым, Л. П. Печко, Б. П. Юсовым и др.

В процессе формирования мировоззрения учащегося-старшеклассника овладение мировоззренческими знаниями, накопленными в культурной традиции, играет решающую роль. Будучи социально детерминированным, этот процесс обусловлен действием организуемых обществом механизмов трансляции культуры — передачи социально ценного опыта от поколения к поколению. Мировоззренчески ориентирует вся культура, но основные разделы мировоззренческой проблематики являются специальным предметом особенных ее феноменов, прежде всего философии и религии. Именно они в первую очередь имеют дело с выработкой, обоснованием, формулировкой духовных ценностей, определяющих конкретно-исторические формы общественного сознания, идеологии, нормы нравственных отношений в обществе.

Выработка правильного методологического подхода к решению актуальной проблемы соотношения культуры, религии, атеизма во многом зависит от понимания сущности культуры. По этому вопросу высказываются неоднозначные суждения, о чем свидетельствует широкая полемика в научно-философской й обществоведческой литературе. Концепции культуры, разрабатываемые современными философами, культурологами обусловливают различные подходы к оценке значимости религии, религиозной культуры для развития личности. Этим проблемам посвящены общетеоретические, методологические работы культурологов Б. А. Грушина, С. И. Иконниковой, М. С. Кагана, А. И. Кочергина, Э. С. Маркаряна, В. И. Межуева и других. Место религии в культуре, взаимодействие религии и философии, религии и науки, рассматриваются в работах религиоведов В. Л. Бачанина, В. И. Гараджи, А. И. Клибанова, Л. Н. Митрохина, М. П. Мчедлова, И. С. Свенцицкой, Д. М. Угринивича, В. В. Шердакова, И. Н. Яблокова. Следует заметить, что и сейчас осмысление религии и атеизма как культурных феноменов в логическом и историческом планах остается одним из важнейших направлений в области об-ществознания и культурологии.

Научно-методические аспекты формирование мировоззрения, общей культуры учащейся молодежи при освоении знаний о религии, религиозной культуре специально исследуются в работах Ю. С. Гурова, И. А. Галицкой, М. Е. Калашникова, Е. С. Корольковой, А. М. Леонова,.

A.В.Мителягина, Т. В. Склярова, А. Л. Соколова, Т. Г. Человенко,.

B.Л.Ширяева и других.

Однако, следует отметить недостаточность работ, которые удовлетворяли бы новым требованиям современной ситуации в обществе и где бы разрабатывались практические педагогические возможности использования материалов религиоведения, религиоведческих знаний в процессе мировоззренческого развития школьников. Ныне мировоззренческая дискуссия, разговор о религии даже в молодежной среде могут быть плодотворными только при условии достаточно высокого уровня компетентности, доказательности, широком знании предмета. Очевидно, что процесс формирования мировоззрения молодого человека, развитие личности в целом осуществляется наиболее эффективно в том случае, если старшеклассник максимально широко знакомится с культурным наследием прошлого и достижениями культуры настоящего, приобщаясь к многочисленным культурным ценностям, возникшим исторически и в рамках религиозных традиций. Особенно это касается мировоззренческой стороны культуры. Тогда возникающие перед личностью мировоззренческие вопросы смогут находить более адекватное разрешение, исключающее как депривацию, так и экстремистские проявления.

Такие условия создаются в режиме диалога и дискуссии. Мировоззренческое развитие здесь осуществляется в коллективе, при наличии целенаправленного руководящего педагогического воздействия, задающего качество и содержание, уровень и темпы освоения сложного, в высшей степени абстрактного материала. Иначе «встреча» с активными религиозными идеями осуществляется стихийно и вероятность того, что под видом религиозного образования человеку могут быть переданы и им усвоены разрушительные, антиобщественные и даже изуверные взгляды очень велика. Доказательств тому современная жизнь дает предостаточно в виде массового распространения деструктивных религиозных культов (тоталитарных сект), вовлечения в них старшеклассников, студентов, молодежи. В том случае, если в процесс формирования мировоззрения школьников включаются религиоведческие знания, такие неблагоприятные тенденции возможно предупредить и даже полностью исключить.

Таким образом, недостаточная научная разработанность вопросов связи проблемы формирования мировоззрения старшеклассников и изучения знаний о религии, необходимость повышения научного потенциала воспитательно-образовательной деятельности современной светской школы в формировании мировоззрения учащихся, в том числе при изучении религиоведческих знаний, и связанная с этим современная социально-педагогическая ситуация определили выбор темы диссертационного исследования: «ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ» .

Объект исследования — процесс формирования мировоззрения старшеклассников общеобразовательной школы в учебно-познава-тельной деятельности.

Предмет исследования — содержание и методика формирования мировоззрения старшеклассников при изучении религиоведческих знаний.

Цель исследования — определить оптимальные средства и методы формирования мировоззрения учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний.

Задачи исследования:

• обосновать философские и психолого-педагогические подходы к формированию мировоззрения старших подростков при изучении религиоведческих знаний;

• определить необходимое содержание и структуру религиоведческих знаний, совокупность форм и методов педагогической деятельности при их изучении, способствующих формированию научных и гуманистических основ мировоззрения, воспитанию культуры личности учащихся старшего возраста;

• разработать и апробировать интегративный учебный курс, направленный на практическое решение задачи формирования мировоззрения старшеклассников при изучении религиоведческих знаний, включающий совокупность методических средств, позволяющих успешно осваивать религиоведческие знания высокой степени абстракции и обобщения в учебной деятельности.

Гипотеза исследования:

Формирование мировоззрения старшеклассников в учебной деятельности будет осуществляться более эффективно, если совокупность усваиваемых ими научных, обществоведческих, исторических, культурологических и других знаний будет дополнена содержательно и методически адаптированным изучением религиоведческих знаний. Включение изучения религиоведческих знаний в совокупность педагогических воздействий, направленных на формирование мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной светской школе будет способствовать становлению личности, обладающей широким культурным кругозором, развитым самосознанием, способной критически и компетентно оценивать мировоззренческую информацию и вырабатывать собственную духовную позицию.

Методологической основой исследования явились: научно-философский подход в исследовании культуры как универсального способа существования человечества в природе и человека в обществе, а также различных феноменов культуры, в том числе философии и религииобщие философские положения о развитии, всеобщей взаимосвязи явлений и предметов действительности, о противоречивом движении мысли по линиям синтеза и анализа, от абстрактного к конкретному и от частного к общему, от чувственного к рациональномуположение о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании мировоззрения личностисравнительный религиоведческий подход при анализе и отборе собственно религиозного материаламетодологические принципы современной педагогики и психологии в теоретическом исследовании процесса развития самосознания личности, формирования мировоззрения школьников в учебной деятельности при подготовке, планировании, проведении и оценке результатов опытно-экспериментальной работы.

В ходе исследования использовался комплекс методов, включающий в себя методы теоретического и эмпирического исследованиятеоретического анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, аналогии, моделированияизучение научной литературы, первоисточников, документов по проблеме исследованиянаблюдение за практикой учебно-воспитательной деятельности современной школы в области принципов и форм религиоведческого образования, изучения религии и нерелигиозных мировоззренческих концепций, атеизма, практики использования знаний о религии в учебно-познавательной деятельностиобобщение и анализ педагогического опыта преподавания религиоведческих дисциплин и факультативных курсов мировоззренческой направленностипедагогический эксперимент и ретроспективный анализ результатов работы исследователя по формированию мировоззрения старшеклассников в процессе преподавания учебного факультативного курса «Религия и культура», при введении религиоведческих разделов и развивающих методик в содержание основного образования.

Центральное место в методическом аспекте исследования занимала опытно-экспериментальная работа по формированию мировоззрения старшеклассников. Она включала отбор предъявляемого к познанию учащимися содержания знаний, определение его структуры и методическую адаптацию к условиям современной общеобразовательной школы, разработку базового факультативного учебного курса «Религия и культура» и параллельных курсов, текущую коррекцию содержания и методик с целью обеспечить наиболее эффективные темп и качество познавательной деятельности учащихся.

В качестве частных методик в опытно-экспериментальной работе применялись: косвенное и включенное наблюдение, устные опросы при проведении констатирующего и формирующего экспериментов в школах, анкетирование учащихся, проблемные задания, письменные опросы, самостоятельная творческая деятельность, беседы, интервью, самоотчеты.

Исследование осуществлялось на базе московских средних общеобразовательных школ NN 4, 174, 984, 1158, школы N 18 г. Павловский Посад Московской области. Всего исследованием было охвачено около трехсот учащихся, на факультативных курсах занималось около восьмидесяти человек.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1986;1989 гг.) осуществлялся теоретической анализ философской, педагогической, психологической, религиоведческой, религиозной, литературы по теме исследования, накапливался материал наблюдений, анализировался опыт работы школ. Здесь же проводилась опытно-экспериментальная апробация отбираемого содержания, совершенствовались методы работы с религиоведеским материалом при проведении циклов философских, культурологических, религиоведческих лекций и занятий со старшеклассниками. Параллельно разрабатывалась структура, содержание и методическое обеспечение интегративного факультативного религиоведческого курса «Религия и культура» ;

На втором этапе (1989;1994 гг.) проводилась апробация базового курса «Религия и культура», а также параллельных тематических религиоведческих курсов «История религий», «Основы теории культуры», «Библеоведение». Продолжалась разработка теоретических и методических проблем религиоведческого содержания образования.

На третьем этапе (1994;1997 гг.) продолжалась отработка отдельных тем и разделов курсов, религиоведческих развивающих методик, осуществлялась интеграция фрагментов религиоведческого материала в учебные курсы основного образования (история, литература), анализировалась эффективность работы, формулировались результаты и выводы исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что процесс усвоения старшеклассниками светской школы религиоведческих знаний рассматривается как развивающий мировоззренческие качества личности, воспитательный феномен. Научно обоснована совокупность религиоведческих знаний — категорий, понятий, представлений, познавательных моделей, способствующих накоплению мировоззренческих знаний, формированию мировоззрения старшеклассников в учебной деятельности, становлению личности, подготовленной к условиям современной религиозной ситуации, требованиям жизни в современном обществе. Разработаны содержание и методические приемы освоения религиоведческих знаний, которые позволяют эффективно использовать их в процессе формирования научного, гуманистического мировоззрения, развитии нравственных качеств личности старшеклассника, в частности методики графического моделирования понятийных комплексов высокой степени абстракции.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и экспериментально проверены теоретические и методические рекомендации по использованию религиоведческих знаний в процессе формирования мировоззрения старших школьников, что нашло свое выражение в системе преподавания факультативного религиоведческого курса «Религия и культура», других религиоведческих курсов. Разработаны оригинальные методики освоения религиоведческих знаний: графическое моделирование понятийного содержания, психологический опыт при изучении знаний о религии. Методика преподавания религиоведческих знаний по курсу «Религия и культура» нашла применение в практике работы учителей, преподавателей курсов религиоведческой, духовно-нравственной направленности школ, лицеев, гимназийв проведении религиоведческих семинаров, разработке рекомендаций для учителей и работников системы образования в окружных методических центрах Москвы, в Московском комитете образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на научную методологию, применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования, проверкой выводов и рекомендаций исследования в ряде образовательных учреждений Москвы (общеобразовательные школы NN 514, 984, 1309, и др., школа-лицей «Воробьевы Горы», гимназия «Сабурово», МЭГУ, ЦДЮТ «Бибирево» и др.) в ходе преподавания религиоведческих курсов, использования разработанных содержательных разделов и методических приемов при изучении истории, граждановедения, обществознания, литературы, экономики и других дисциплин в общеобразовательной школе, ведении кружков и факультативов религиоведческой, духовно-нравственной направленности, практике религиоведческой подготовки учителей и работников народного образования.

Апробация основных положений и выводов исследования проводилась на заседаниях религиоведческой группы лаборатории исследования проблем формирования гуманистического мировоззрения НИИ теории и методов воспитания АПН СССР, на заседаниях лаборатории феноменологии и развития личности Института развития личности Российской Академии Образования, на научных конференциях в РАО, МГУ, конференциях молодых ученых, в рецензиях ученых-религиоведов, культурологов, философов кафедры религиоведения и истории свободомыслия МГУ им. Ломоносова, сектора культурологии Института философии Российской Академии наук.

Основные положения, выносимые на защиту:

• включение религиоведческих знаний в содержание учебно-воспитательной деятельности современной светской школы, наряду с научными, философскими, экологическими, правовыми и иными знаниями, позволяет оптимизировать процесс формирования мировоззрения старшеклассников, обеспечивать более эффективное мировоззренческое развитие личности современных школьников, формирование научных, гуманистических основ мировоззрения;

• при соблюдении научно обоснованных психолого-педагогических условий и методических требований у школьников 8−11 классов успешно развиваются мировоззренческие качества личности, формируются предпосылки для свободного и сознательного мировоззренческого самоопределения в будущем;

• основным условием, обеспечивающим эффективное использование религиоведческих знаний в процессе формирования мировоззрения старшеклассников в современной светской школе, является дидактическая разработка содержания мировоззренчески активного материала философской и религиозной культуры и наличие комплекса соответствующих методических средств;

• разработанные методики, педагогические приемы, познавательные модели дают возможность более эффективно организовать процесс изучения знаний о религии и философии в современной светской школе, что позволяет достигать существенного развития мировоззренческих ка честв личности, нравственной культуры, формировать важные предпо сылки для личностного духовного самоопределения старшеклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В целом проведенное исследование подтверждает положение о том, что религиоведческие знания выступают важнейшим в современных условиях компонентом в процессе мировоззренческого развития старших школьников, необходимым составляющим в комплексе условий, обеспечивающих наиболее эффективные, «безболезненные» для личности пути познания мира и самоопределения в обществе. При том, что такое мировоззренческое самоопределение будет осуществляться на теоретическом и концептуальном уровнях, а не вырабатываться механически за счет некритического восприятия внушений извне. Этот результат обеспечивают вырабатываемые умения самостоятельной идентификации и рефлексии мировоззренческих идей и представлений, проведения их сопоставления и критики.

Различные подходы и методы знакомства учащихся с религиозными представлениями, составляющие современную практику в государственной светской школе приводят ныне к различным результатам, иногда порождают проблемы и конфликты. Религиоведческое образование позволяет организовать приобщение учащихся к ценностям религиозной культуры на рациональной, внеконфронтационной основе, проводить профилактику внедрения в школы и воздействия на учащуюся молодежь агрессивно-религиозных (сектанских) моделей обучения и воспитания.

Разработана и апробирована достаточно эффективная система преподавания религиоведческих знаний, включающая культуро-логические основы, проблематику теоретического и исторического религиоведения, сравнительный религиоведческий анализ, иллюстративные, литературоведческие, исторические материалы.

Наше исследование показало что процесс формирования мировоззрения старшеклассников значительно ускоряется и обогащается если:

• в систему осваиваемых знаний включаются ранее не использовавшиеся религиоведческие знания, активизирующие мышление учащихся, инициирующие мировоззренческие функции личности и саморефлексию;

• используются активные методы обучения, в основе своей содержащие установку на проблемность обучения, формирование личностной заинтересованности обучаемых (беседы, дискуссии, творческие работы, ролевые игры и т. д.);

• широко используются специфические методики, позволяющие формировать образ изучаемого объекта, явления в наглядных представлениях, усиливать эмоциональное воздействие и пробуждать познавательные импульсы самих школьников (графическое моделирование, психологический опыт и др.).

Установлено, что важнейшим условием эффективности религиоведческого образования является применение адаптированных методик и педагогических приемов, позволяющих учащимся осваивать философские и религиозные представления, опираясь на тот запас знаний и опыта, который уже накоплен ими в обучении. Разработанная совокупность методических приемов с использованием схематизации, моделирования, психологического «погружения» позволяет учащимся успешно осваивать мировоззренческие идеи и представления высокой степени абстракции, формировать понимание структуры и содержания картин мира важнейших мировоззренческих комплексов (философских традиций, религий). В этой деятельности старшеклассники не только развиваются умственно, но и овладевают основами самонаблюдения, самооценки, самоконтроля. Воспитывающий эффект проявляется и в активизации качеств коммуникативностив развитии толерантности, вследствие расширения мировоззренческого кругозора. Духовно-нравственная тематика занятий благоприятно влияет на межличностные отношения учащихся между собой и с учителями, вовлекаемыми в эту работу.

Эффективность процесса формирования мировоззрения старшеклассников при изучении религиоведческих знаний, помимо содержания и методов преподавания, обуславливается комплексом внутренних и внешних условий учебного процесса, в том числе:

• статусом религиоведческого образовательного компонента в учебном заведении, школе, определяемым типом специализации школы (культурологическая, историческая, с этно-культурным компонентом и др-);

• местом религиоведческих знаний в образовательной программе данного учебного заведения (в базовом компоненте, региональном, школьном, в дополнительном образовании);

• формой изучения религиоведческих знаний (факультатив, учебный курс, курс по выбору и т. д.);

• временем занятий в течение учебного дня;

• готовностью учащихся;

• отношением администрации и педагогического коллективаа также другими факторами. Факультативные курсы являются достаточно эффективным средством освоения религиоведческих знаний старшеклассниками. Однако обязательный стандартный религиоведческий курс в рамках учебного плана в старшей школе позволил бы использовать потенциал религиоведческих знаний в максимальной степени.

Мы полагаем, что целенаправленная, педагогически организованная деятельность по формированию мировоззрения старшеклассников в дискуссии и знакомстве со всеми актуальными в общественной жизни образами мира и места человека в нем объективно будет способствовать выработке социально ценных нравственных качеств личности, таких, как: уважение к людям, традиционным институтам в обществе, культурным реликвиям и национальным святыням, социальным и государственным учреждениям, сориентирует личность молодого человека на приоритетность духовно-нравственных идеалов и ценностей в сравнении с бытовыми и меркантильными потребностями и позволит заложить основы личностной культуры каждого старшеклассника на основе высочайших в мировой и отечественной культуре и истории образцов. По свидетельствам практически всех, обучавшихся на факультативе старшеклассников, занятия позволили им достигать больших успехов в изучении учебных дисциплин базовой образовательной программы, прежде всего гуманитарного цикла.

Таким образом, проведенное исследование по проблеме формирования мировоззрения личности старшеклассников 9−11 классов в процессе изучения религиоведческих знаний в курсах факультативных занятий показало, что она может решаться при учете различных факторов: специфики используемого религиоведческого материалазакономерностей мировоззренческого развития личности в старшем подростковом возрастеналичия комплекса методических средств, адаптирующих высокоабстрактные построения философии и религии к условиям учебно-воспитательного процесса в современной школеа также психологических особенностей и механизмов изучения старшеклассниками религиоведческих знаний.

Анализ результатов исследования показал, что к концу первого года обучения по курсу «Религия и культура» свыше 80% старшеклассников успешно осваивают религиоведческие знания на теоретическом уровне, свободно ориентируются в основных религиозных представлениях, овладевают навыками рефлексии религиозных взглядов с научных и философских позиций, чем существенно повышают свой мировоззренческий кругозор и уровень личностной культуры.

Наше исследование, как и ряд других, проведенных в Институте развития личности свидетельствует, что учебный материал, обращенный к человеку, его личностным потребностям и нуждам, вызывает большой интерес у школьников, благоприятно сказывается на способах их общения друг с другом и со взрослыми — педагогами, родителями. Это говорит о том, что опыты погружения в себя, личностный труд при освоении различных представлений о мире, человеке не проходит даром, включается в способы повседневной рефлексии и поведения, обогащает эмоциональное восприятие мира, повышает возможности личности молодого человека для продуктивного сотрудничества и взаимопонимания с окружающими его людьми.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. / Отв. ред. Г. А. Антипов — Новосибирск:. Наука, 1990. — 154 с.
  2. A.B. Научное мировоззрение. М:. — Политиздат. — 1983. — 367 с.
  3. С.Ф. Мораль и поведение. 2-е изд., дополнен., — М.: Мысль.1985.- 158 с.
  4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVn веков./ АПН СССР М.: Педагогика. — 1985. — 367 с.
  5. Антология педагогической мысли России XVIII века. М.: Педагогика.1986.-286 с.
  6. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В двух томах. М.: 1994. — Т. 1 — 399 е. — Т.2 — 351 с.
  7. Аристотель. Никомахова этика. М.:Мысль. -1983. — Т. 4. — 830 с.
  8. А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. Спб.: — Наука. -1992. — 146 с.
  9. А.И. Введение в культурологию. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей. — 1993. — 325 с.
  10. Архангельский JIM. Социо-этические проблемы теории личности. М.: 1974. — 221 с.
  11. Атеизм и религия. М. — 1988. — 314 с.
  12. Атеизм, религия, культура. Сб. ст. (Отв. ред. В.И.Гараджа). М.: — Мысль. — 1972.-207 с.
  13. В.У. О природе философского знания. М.: Наука. — 1978. -207 с.
  14. Н.Безносов С. П., Волков И. П. Об аксиологических аспектах социально-психологической оценки личности. Минск — 1978. — 189 с.
  15. О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение — 1988. — 204 с.
  16. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: изд-во МГУ. — 1982.- 199 с.
  17. Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: — 1971.
  18. А.Д. Организация и методика педагогических исследований.-М.: — 1981.-43 с.
  19. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  20. И.А., Полужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: Изд-во МГУ. 1980. — 192 с.
  21. В.И. Научное мировоззрение. // На переломе. Философские дискуссии 20-годов. Сб. статей. М.: Политиздат, 1990. — 527 с.
  22. М.Д., (в соавт. И.Б.Первин) Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение. — 1977. — 159 с.
  23. Власть разума. М.: Политиздат, 1988. — 502 с.
  24. Возрастная и педагогическая писхология: Учебное пособие для педагогов и студентов. / Ред. А. П. Петровский. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
  25. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары. — 1989.
  26. Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этические ценности культуры и морали. М.: Изд-во. МГУ. — 1992. — 119 с.
  27. Л.Г. Вопросы теории и методологии исследований высшей нервной деятельности человека: Избр. труды: М.: Педагогика, 1982. — 175 с.
  28. Воспитательная работа в школе: Сборник документов. М.: Просвещение. — 1976. — 351 с.
  29. . Ф. Миф и религия. СПб: Брокгауз и Ефрон. — 1910.
  30. Л.С. Собрание сочинений. В 6-и т. М.: Педагогика. — 1982. -Т.З. Проблемы развития психики. 1983. — 368 с.
  31. Высшие ценности. М.: Молодая гвардия. 1991. — 101 с.
  32. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ. 1985.-45 с.
  33. . Г. Философия религии. М.: Мысль — 1987. — 532 с.
  34. И.Г. Структура научного исследования: (философский анализ познавательной деятельности в культуре). М.: Мысль. — 1985. — 215 с.
  35. B.C. Россия: образование и будущее (кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск. 1993. — 240 с.
  36. B.C., Шейфман Р. Общечеловеческие ценности в образовании. // Педагогика. 1992, — N 5−6. — С. 3−13.
  37. Годник С. М, Процес преемственности высшей и средней школы. Воронеж, 1981.-206 с.
  38. Л.Ю. Педагогическое стимулирование как проблема методики воспитательного процесса. // Советская педагогика. 1974. — N 12. — С. 52−61.
  39. Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль. — 1985. — 208 с.
  40. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика — 1988. — 134 с.
  41. A.A. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ. -1974.-267 с.
  42. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов на Дону. -1979.
  43. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 424с.
  44. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. 1996. — 511с.
  45. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение. 1987. — 205 с.
  46. Домострой. М.: Советская Россия, 1990. — 304 с.
  47. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика. — 1978. — 128 с. 59.3осимовский A.B. Критерии нравственной воспитанности. // Педагогика. 1992. -N 11−12.-С. 22−26.
  48. Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление. Изд-во ТГУ. — Томск. — 1984. — 247 с.
  49. И дух прав обнови во утробе моей. Сборник в 2-х т. Изд. Св. Троицкого Ново-Голутвина монастыря. 1992. — 304 с.
  50. Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: 1977. — 218 с.
  51. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука. — 1983. — 336с.
  52. О.Ф., Земляков А. И. Тестирование знаний и умений учащихся. // Советская педагогика. 1991. — N 12.-С. 74−77.
  53. О.Ф. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат. 1974. — 328 с.
  54. М.С. Понятие культура в системе философских категорий. // Культура как целостное явление. Проблемы и методология исследования. Л.: -1983.
  55. П.Ф. Избр. пед. соч. М.: Педагогика. — 1982. — 670 с.
  56. А.Г. О проблеме восприимчивости личности к воспитательным воздействиям. // Советская педагогика. 1980. — N 6. — С. 49−54.
  57. С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль. — 1986. — 172 с.
  58. Колесов. Психологические основания нравственности. // Советская педагогика. 1990. — N4. — С. 35−39.
  59. Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика. — 1994. — Т. 1. -665 с.
  60. Е.С. Формирование теоретического мышления школьников 8−9 классов в процессе усвоения гуманитарного знания. Диссертация на соискание уч. степени канд. пед. наук. М.: -1993.-173 с.
  61. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение. — 1980. -191 с.
  62. В.М. Введение в общую теорию развития личности: Лекции. -М.: Просвещение, 1991. 134 с.
  63. А.И. Педагогические основы самовоспитания. М.: Знание. -1974.-64 с.
  64. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: — Педагогика. — 1977. — 246 с.
  65. Е.И. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат. -1989.-303 с.
  66. Культура и формирование личности учащейся молодежи: Материалы конференции. АПН СССР. Нижний Новгород. — 1991. — 243 с.
  67. Культура, человек и картины мира. Сб. статей. (Ред. А. И. Арнольдов, В.А.Кругликов). М.: Наука. — 1987. — 347 с.
  68. В.О. Этика взаимоотношений учителя со старшеклассниками // Воспитание школьников. 1973. — N 6. — С. 56−59.
  69. Т.С. Личность как субъект нравственной регуляции. // Моральная регуляция и личность. М. — 1972.
  70. Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука. — 1965. — 263 с.
  71. В.А. Самосознание и рефлексия в научном познании. // Общественные науки. 1980. N 2. С. 123−137.
  72. A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях русских (семейских) Забайкалья. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. 1984. — 17 с.
  73. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М:. Изд-во МГУ, 1977. — 304 с.
  74. Д.А. Методы изучения смысложизненных ориентаций. М.: Мысль. — 1992. — 17 с.
  75. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Учебное пособие. Новосибирск. НГПИ. — 1987. — 89 с.
  76. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Педагогика. -1980.- 117 с.
  77. В.Т. О чем спорят старшеклассники. М.: Педагогика. — 1990. -190 с.
  78. .Т. Воспитательные аспекты обучения. Учебное пособие. М.: Просвещение. — 1982. — 191 с.
  79. .Т. Школа и церковь: новые отношения? // Советская педагогика. -N 6, 1991.-С. 33−36.
  80. .Т. Философия воспитания. М.: — Прометей, 1995. — 282 с.
  81. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат. — 1991. -524 с.
  82. Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат. — 1991. -367 с.
  83. Т.И. Ценностные ориентации и развитие самосознания старших школьников. / Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Сб. научных исследований. Л.: — 1976. — Вып. II. — С. 27−41.
  84. A.C. Воспитание гражданина. Сб. М.: Просвещение. — 1988. -301 с.
  85. A.C. Пед. соч.: В 8-и т. М.: Педагогика, 1983−1986 гг.
  86. Э.С. Вопросы системного исследования общества. М.: Знание, 1972. — 62 с.
  87. Э.С. Культура как система: Общетеоретические и историко-методологические аспекты проблемы. // Вопросы философии. N 1, 1984. С. 34−39.
  88. ЮО.Мартынюк И. О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев. — 1990. — 119 с.
  89. М.М. Проблемное обучение. М.: — Педагогика, 1975. — 172 с.
  90. Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 296 с.
  91. ЮЗ.Межуев В. М. О понятии «культура». М.: — 1968. — 126 с.
  92. Методическое обеспечение мировоззренческой подготовки учащихся. // Методическое пособие. М.: -1986. — 87 с.
  93. Методологические проблемы исследования истории культуры. Сборник.- Л.: 1982.
  94. Методологические проблемы психологии личности. Сб. научн. тр. / АПН СССР, Ред. Ф. Т. Михайлова. М.: — 1981. — 181 с.
  95. JI.A. Ценностные ориентации и формы их отражения в научном знании // Философские науки. 1982, — N 6. — С. 89−95.
  96. Ф.Т. Содержание образования и воспитания как средство общения. // Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. Давыдова В. В. М., 1981.
  97. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. Отв. ред. Б. А. Грушин. М.: Наука. — 1990. — 220 с.
  98. Ю.Мнацаканян Л. И. личность и оценочные способности старшеклассников. М.: Просвещение. — 1991. — 117 с.
  99. П.Монахов В. М. Изучение эффективности воспитания: теория и методика (опыт экспериментального исследования). М.: Просвещение, 1981. — 144 с.
  100. Московский старшеклассник: ценностные ориентации и социальные установки. Опыт социологического исследовании! М. — 1990.
  101. И З. Мухин М. И. Развитие самосознания школьников: (из опыта работы В.А.Сухомлинского). Изд. ИРЛ РАО. 1997. — 128 с.
  102. B.C. Рождение личности. М.: Прогресс, 1984. — 286 с.
  103. М.И. Национальное и религиозное. М.: 1996.
  104. Пб.МюллерМ. Религия как предмет сравнительного изучения. Харьков.- 1887.
  105. П.Наука и ее место в культуре. Сборник. Новосибирск. — 1990.
  106. И.А. Проблемы рациональной организации и построения учебной деятельности и поведения школьников / Вопросы методов педагогических исследований. М.: Изд. НИИ ОП АПН СССР. — 1973. — С. 5−79.
  107. В. Терапия души. Святоотеческая психотерапия. Воронеж.: Модек, 1997.-240 с.
  108. Н.Д. Слово о православии и образовании в России. // Начальная школа. N 5. — 1996. — С. 58−64.
  109. H.Д. Проблема ценностей в подготовке учителя. // Магистр.-N 6. 1994. — С.31−41.1220 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: — 1990.
  110. Образ человека XX века. М.: ИНИ ОН, 1988. — 73 с. 124.0бучение и развитие / Ред. JI.B. Занков. М., 1975. — 165 с.
  111. И.М. Феномен гуманистической культуры. Автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора пед. наук. Уфа.: 1995 — 28 с. 126.0свобождение духа / Ред. Л. А. Гусейнов, В. И. Толстых. М.: Политиздат. — 1991. — 185 с.
  112. И.П. Лекции о работе больших полушарий мозга. М.: изд. АПН РСФСР, 1952.- 182 с.
  113. В.И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития школьников. М.: Педагогика. — 1972. — 104 с.
  114. A.B. Быть личностью. М.:Педагогика — 1990. — 112 с.
  115. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. — 1982. — 255 с. 131 .Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидакти-ческай анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика. — 1972. — 172 с.
  116. М.Г. Личность и религия. М.: — 1976.
  117. Г. И. Моральная ценность научных знаний. М.: Знание. -1984.-69 с.
  118. И.М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания // Социологические исследования. 1984. — N 4. — С. 92−97.
  119. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука. 2-е изд. дополн. и исправл. — 1979. — 232 с.
  120. Примерное содержание воспитания школьников. / Ред. И. С. Марьенко. -М.: Просвещение, 1976. 132 с.
  121. Проблема управления процессом формирования личности. М.: — 1972, -С. 12−18.
  122. Проблемы формирования гуманистического мировоззрения учащихся. Сб. / Под ред. В. М. Коротова, Р. М. Роговой. М.: Б.и. — 1997. — 45 с.
  123. Проблемы развития личности и коллектива. Сб. ст. / Отв. ред. В. К. Боднарук. Ростов н/Д.: РГУ, 1986. — 95 с.
  124. Проблемы теории воспитания. Сб.ст. Ред. Буева И. Л. 4.1. Воспитание как предмет исследования. М.: Педагогика, 1974. — 260 с.
  125. Проблемы системного анализа развития культуры. Сборник. М.: — 1984.
  126. Проблемы формирования ценностных ориентиаций и активности личности в ее онтогенезе. Межвузов, сб. науч. тр. / Отв. ред. Мухина B.C. М.: МГПИ, 1987.- 151 с.
  127. Психология развивающейся личности. // Под ред. Петровского A.B. и др. М.: Педагогика. — 1987. — 238 с.
  128. Психологическая теория коллектива. М.: Педагогика, — 1979. — 239 с.
  129. .В. На пути целостному рационально-образному мировосприятию. // О человеческом в человеке. М.: — 1991.
  130. C.B. Структура мировоззрения: генетический аспект. Автореф диссерт. на соискание уч. степени доктора пед. наук. Ростов на Дону. 1995. -29 с.
  131. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М.: — ИРЛ РАО. — 1996. — 144 с.
  132. В.В. Религия и культура. М.: — 1990.151 .Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научн. изд-во, 1993. -608 с.
  133. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. / Отв. ред. Е. В. Шорохова. 2-е изд. — M.: Педагогика — 1976. — 416 с.
  134. В.Ф. Наш духовный мир. Л.: Лениздат, 1987. — 126 с.
  135. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ. — 1988. — 286с.
  136. Л.С. О взаимоотношениях страшеклассников как предпосылке самовоспитания. // Советская педагогика. 1988. — N 2. — С. 62−64.
  137. Н.В. В поисках новых ценностей.// Педагогика N3.-C. 9193.
  138. Н.В. Роль аксиологии в современном педагогическом процессе / Реферативный сборник рукописей по образованию и педагогике. М.: ИТОП РАО, 1996. — Вып I. — N 32−96.
  139. Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.: 1995. — 19 с.
  140. Словарь по этике. / Под ред. A.A. Гусейнова и И.С. Кона/. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  141. Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. Киев.: Наукова Думка. — 1989. — 120 с.
  142. Э.В. Культура и личность. Л.: Наука. — 1972. — 288 с.
  143. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
  144. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
  145. Социальные аспекты нравственного воспитания. М.: Просвещение. -1986.- 155 с.
  146. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 197 с.
  147. Н.И. Нравственный идеал в формировании личности школьника // Вопросы психологии. 1973. — N 3. — С. 104−113.
  148. В.А. Как воспитать настоящего человека. Минск: Нар. асвета, 1958. — 288 с.
  149. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. — 96 с.
  150. А.Д. Религия как общественный феномен. М.: — 1972.
  151. Н.Ф. Как управлять усвоением знаний // Советская педагогика. 1983.-К 3. — С. 94−98.
  152. Р.И. Основы формирования мировоззренческих убеждений старшеклассников. Реферат дисс. на соиск. степени доктора пед. наук. Л., 1990, — 61 с.
  153. Типология культуры. Взаимодействие культур. Тарту. — 1982.
  154. Типы акцентаций характера в подростковом возрасте: Методические рекомендации. М.: Б.и. 1993. — 25 с.
  155. Типы рациональности в культуре. / М.: ИФРАН. — 1992. — 171 с.
  156. А.И. От обычая к норме: взаимоотношение некоторых исторических способов моральной регуляции. // Моральная регуляция и личность. -М., 1972.
  157. С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат. — 1986. — 623 с.
  158. В.П. Философия сознания. Современные вопросы. М.: Мысль. 1971. — 199 с.
  159. Д.М. Психология религии. М.: Политиздат. — 1986. — 350 с.
  160. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии и избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т.1.-665 с.
  161. Г. Н. О методологических проблемах теории воспитания // Советская педагогика. 1971. — N 5. — С. 63−72.
  162. Философия и ценностные формы сознания. М., 1978. — 176 с.
  163. Философско-психологические проблемы развития образования./ Под ред. В. В. Давыдова. М.: — Педагогика, — 1981. — 176 с.
  164. Формирование мировоззрения старшеклассников: современные проблемы и тенденции. Сб. науч. тр./ АПН СССР, Отв. ред. Рогова P.M. M.: АПН СССР. — 1989. — 160 с.
  165. Формирование личности старшеклассника. Сб./ Ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика. 1989. 169 с.
  166. Формирование личности: психолого-педагогические проблемы. Сб. материалов. М.: АПН СССР. — 1989. — 72 с.
  167. Формирование философской культуры учащихся в процессе обучения. Уч. материал к экспериментальному курсу «Человек и общество». / Авт. сост. А. Ф. Малышевскми Л. ЛОИУУ. 1991. — 101 с.
  168. Формирование социальной активности личности в подростковом и юношеском школьном возрасте. Межвуз. сб. тр./ Отв. ред Л. Ю. Гордин. М.: МГПИ.- 1986.- 192 с.
  169. М. Основные понятия метафизики. // Вопросы философии, N 9, 1989-С. 18−29.
  170. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: изд-во МГУ, 1980.-390 с.
  171. Хрестоматия по воспитанию. М.: изд-во МГУ, 1976. — 418 с.
  172. О.Г. Ценностные ориентации молодежи: противоречивость их формирования //Советская педагогика.-1987. -N 7. -С. 87−93.
  173. Ценностные ориентации и интересы школьников // Сб. н. трудов. М.: изд. НИИ ОП АПН СССР, 1983. — 262 с.
  174. И.З. Парадокс Энштейна-Подольского-Розена и концепция целостности. // Вопросы философии.- N 4. 1985 — С. 28−36.
  175. А.И. Начала философии. М.:Изд-во МГУ.- 1982- 184 с.
  176. Т.Г. Интерпретация знаний в процессе. мировоззренческого развития старшеклассников. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. М.: 1996. — 19 с.
  177. М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.-74 с.
  178. А.Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. М.: — 1981.
  179. B.JI. Изучение истории религии как фактор развития общей культуры учителя. Автореферет диссертации на сосискание ученой степени канд. педю наук. Спб. 1995. — 20 с.
  180. А.Ф. Человек, природа, нравственность. М.: Мысль, 1970. -91 с.
  181. А.Ю. Ценности XX века. М.: Знание, 1990. — 68 с.
  182. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  183. М. П. Яковлев В.А. К вопросу о критерии оценки личности школьника и процесса воспитания.// Советская педагогика. 1974.- N11.-С. 70−76.
Заполнить форму текущей работой