Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологическое значение сюжетно-ролевой игры в онтогенезе личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди деятельностей, в которых формируется и развивается волевая сфера человека, особое место занимает игра. Многие исследователи дошкольного периода развития, в котором игра — ведущая деятельность, подчеркивают, что главным достижением в психическом развития ребенка является становление и развитие произвольности. Связь игры с волей и произвольностью, как правило, относят исключительно к старшему… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Взаимосвязь развития личности и игровой деятельности в 7 онтогенезе
    • 1. 1. Современное состояние исследования игровой деятельности
    • 1. 2. Психологическое содержание понятия личность 23 1.3. Психологическое содержание понятия «субъекта игровой 36 деятельности»
  • Глава 2. Генезис субъекта игровой деятельности
    • 2. 1. Методика исследования произвольности игровой деятельности
    • 2. 2. Особенности развития игры и произвольности к игровой 49 деятельности у детей дошкольного возраста
    • 2. 3. Особенности развития игры и произвольности к игровой 71 деятельности у детей младшего школьного возраста *
    • 2. 4. Особенности развития игры и произвольности к игровой 77 деятельности у детей подросткового возраста
    • 2. 5. Особенности развития игры и произвольности к игровой 89 деятельности у юношей и девушек
    • 2. 6. Особенности развития игры и произвольности к игровой 95 деятельности у взрослых
  • Глава 3. Психологические характеристики детей и взрослых с разным 118 уровнем развития субъекта игровой деятельности
    • 3. 1. Особенности развития произвольности игровой деятельности
    • 3. 2. Особенности развития внимания у людей разных 122 психологических возрастов
    • 3. 3. Особенности внимания у людей с разным уровнем развития 134 субъекта игровой деятельности
  • Глава 4. Личностные особенности детей и взрослых с разным 137 уровнем произвольности игровой деятельности
    • 4. 1. Исследование самосознания у взрослых людей
    • 4. 2. Особенности профессионального самосознания у людей разным уровнем развития произвольности игровой деятельности
  • Заключение
  • Выводы
  • Литература

Психологическое значение сюжетно-ролевой игры в онтогенезе личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Автор культурно-исторической концепции Л. С. Выготский, с одной стороны, довольно редко использует понятие личность в своих работах, вместе с тем, можно без преувеличения сказать, что вся культурно-историческая психология есть психология личности. Развивая идею Л. С. Выготского о том, что при изучении личности человека необходимо учитывать принцип единства аффекта и интеллекта, Г. Г. Кравцов подчеркивает, что центральная линия развития личности в онтогенезе связана с волевой сферой, без которой проблема единства аффекта и интеллекта не может быть решена. Согласно идее Л. С. Выготского, и проведенным впоследствии теоретико-экспериментальным исследованиям, динамическое единство аффекта и интеллекта в каждом возрастном периоде реализуется своим особым образом (Л.А. Кожарина, Е. Л. Горлова, А. В. Сапожникова и др.).

Среди деятельностей, в которых формируется и развивается волевая сфера человека, особое место занимает игра. Многие исследователи дошкольного периода развития, в котором игра — ведущая деятельность, подчеркивают, что главным достижением в психическом развития ребенка является становление и развитие произвольности. Связь игры с волей и произвольностью, как правило, относят исключительно к старшему дошкольному возрасту, оставляя без внимания роль игры в дальнейшем развития воли и произвольности в онтогенезе и те изменения, которые происходят в самой игре по мере взросления человека.

Другой важной проблемой, связанной со становлением и развитием игровой деятельности, является проблема связи разных видов игры с Ф развитием волевой сферы и личности в онтогенезе. В последние годы было установлено, что игра в своем развитии проходит много разнообразных видов и форм. (Г.Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Е. Л. Бережковская, И. В. Сысоева, М. Г. Сальтина и др.) Было установлено, что между основными видами игры существует связь генетической преемственности. В то же время, особое место в онтогенезе игровой деятельности занимает сюжетно-ролевая игра.

Целью исследования является изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности на разных этапах онтогенеза.

Гипотеза исследования: В процессе развития игровой деятельности в онтогенезе формируется субъект игровой деятельности, обеспечивающий ® произвольность самой игры. Появление и развитие этого субъекта связано преимущественно с сюжетно ролевой игрой. Становление субъекта игровой деятельности существенно влияет на особенности развития волевой сферы и развитие личности в онтогенезе.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности развития различных видов игровой деятельности в онтогенезе.

2. Установить стадии развития субъекта игровой деятельности в ® дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском и взрослом возрасте.

3. Выявить соотношение развития игры и субъекта игровой деятельности.

4. Определить связь развития сюжетно-ролевой игры с особенностями личности на разных этапах онтогенеза.

Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые вводится понятие произвольности игровой деятельности, которое связывается с понятием субъекта игровой деятельности. В работе показано, что сюжетноролевая игра является тем особым видом игры, который способствует Ф становлению и развитию субъекта игровой деятельности. В диссертации получены принципиально новые данные о психологических условиях и закономерностях развития личности в сюжетно-ролевой игре на разных этапах онтогенеза.

Ф Теоретическая значимость работы связана с тем, что в ней получены результаты, которые позволят, по новому, подойти к проблемам целенаправленного развития воли и личности в онтогенезе. Материалы диссертации позволяют теоретически осмыслить взаимосвязь развития игровой деятельности с волевой сферой и особенностями личностного роста, в том числе с произвольным вниманием и развитием профессионального самосознания.

Практическая значимость заключается в том, что полученные в работе данные могут быть непосредственно использованы как педагогами, так и психологами для целенаправленного развития или, в случае необходимости, коррекции психического и личностного развития детей и ® людей различного психологического возраста.

Объект исследования: особенности развития личности детей дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста и взрослых людей в контексте развития произвольности игровой деятельности.

Предмет исследования: становление и психологическое значение субъекта игровой деятельности.

Методологическую основу исследования составляют культурно®историческая теория Л. С. Выготского, концепция развития личности Г. Г. Кравцова, периодизация игровой деятельности Е. Е. Кравцовой.

Методы исследования: в диссертации использовалась корректурная проба (тест Бурдона), методика «Я — предложения», в качестве методики изучения субъекта игровой деятельности и уровня развития игры использовалась авторская методика «Неоконченная сказка».

Достоверность результатов, полученных в исследовании, ¦ обеспечивалась объемом и репрезентативностью выборки, применением методов, адекватных целям исследования, проведением содержательного психологического анализа литературных источников и экспериментальных Ф материалов, количественной и качественной обработкой полученных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное влияние на ^ развитие личности как в детском, так и во взрослом возрасте.

2. Люди с разными уровнями развития субъекта игровой деятельности имеют определенные различия в развитии произвольного внимания и в профессиональном самосознании.

3. Условия, способствующие становлению и развитию субъекта игровой деятельности, являются условиями целенаправленного развития (или коррекции) личности.

Апробация материалов исследования проводилась на кафедре психологии личности и на кафедре проектирующей психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, на научных и научно-практических конференциях: Международной научной конференции, посвященной памяти.

Л. С. Выготского (Москва, 2003 г.), Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (Москва 2003 г.), на четвертых, пятых, шестых чтениях, посвященных памяти Л. С. Выготского (2003, 2004, 2005 года). Результаты исследования включены в курсы «Экспериментальный психологический театр» «Психология режиссуры», «Психологическое проектирование» Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ. Основные положения и результаты исследования использовались в работе с педагогами и психологами гг. Москвы,.

• Московской области, Владимира, Ростова-на-Дону, Азова, Белой Калитвы, Сургута и др., внедрены в работу психологов и педагогов, работающих по образовательной программе «Золотой ключик».

Заключение

.

Данное исследование было посвящено изучению взаимосвязи развития личности и игры в онтогенезе. Предполагалось, что развитие личности связано с развитием волевой сферы, обеспечивающей единство аффекта и интеллекта.

Анализ строения и развития игровой деятельности позволил выделить этот вид человеческой активности как создающий наиболее благоприятные условия для развития воли и произвольности. Вместе с тем, было экспериментально установлено, что развитие игровой деятельности в некоторых случаях не только не обеспечивает высокий уровень произвольности, но может быть помехой для реализации волевого поведения и поступков.

Рассмотрение игры с точки зрения развития воли и произвольности позволило выдвинуть предположение о том, что развитие личности связано с отношением субъекта к собственной игре. В связи с этим было введено понятие произвольности игровой деятельности (субъекта игровой деятельности), отражающее уровень владения субъектом собственной игрой.

Первая часть экспериментального исследования была посвящена изучению генезиса субъекта игровой деятельности и его связи с развитием игры в онтогенезе. Полученные с помощью специально сконструированной методики данные о развитии игры и произвольности игровой деятельности у детей дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов, а также у взрослых, и их анализ позволили установить, что развитие игры и ее субъекта не только не совпадают между собой, но имеют различные закономерности развития. Так, если развитие игровой деятельности происходит поступательно, то развитие произвольности игры может быть представлено своеобразной синусоидой. Помимо этого получило экспериментальное подтверждение предположение о том, что в развитии субъекта игровой деятельности особо важное место принадлежит сюжетно-ролевой игре. Полученные данные позволили установить, что развитие произвольности игры связано с позицией играющего и с тем, на каком основании он конструирует сюжет игры.

Вторая часть экспериментального исследования была посвящена изучению роли произвольности игровой деятельности в развитии произвольного внимания как процесса, представляющего, с одной стороны, высшую психическую функцию, а, с другой стороны, являющегося, по мнению J1.C. Выготского и других исследователей, центральным новообразованием младшего школьного периода развития. С этой целью всем испытуемым, принимавшим участие в первой части исследования, была предложена традиционная методика на внимание «Корректурная проба» (тест Бурдона).

Полученные в этой части исследования результаты и их анализ, позволили заключить, что субъект игровой деятельности обеспечивает высокую переключаемость внимания, выражающуюся в стабильном объеме внимания при изменении инструкции и плотности ошибок (количеством ощибок на единицу объема). Связь произвольности игровой деятельности с произвольным вниманием, выражающаяся в корреляции уровней переключаемости и этапов развития субъекта игровой деятельности, а также в особенностях поведения и деятельности испытуемых во время эксперимента, позволили предположить, что уровень произвольного отношения к игре существенно отражается на особенностях самосознания личности.

Данное предположение было проверено в третьей части исследования, где изучались особенности профессионального самосознания и его связь с личностным самосознанием у взрослых людей, принимавших участие в первых двух экспериментах. С этой целью была использована методика «я предложения», а также целенаправленные наблюдения за профессиональной деятельностью педагогов (одной из трех групп взрослых). Полученные данные позволяют сделать заключение о том, что формирующийся в сюжетно-ролевой игре субъект игровой деятельности оказывается непосредственно связанным с особенностями профессионального самосознания, с характером реализации профессиональной деятельности, а также личностными особенностями испытуемых.

Анализ выделенных групп педагогов свидетельствует о том, что они различаются по тому принципу, который Л. С. Выготский обозначил как единство аффекта и интеллекта. Согласно теоретическим взглядам Г. Г. Кравцова этот принцип является неукоснительным требованием ко всякому исследованию в области проблем психологии личности, а его выполнение с необходимостью связано с учетом развития волевой сферы. Полученные в нашем исследовании экспериментальные данные, взятые во всей их совокупности, подтверждают эти общетеоретические положения и по новому освещают психологическое значение сюжетно-ролевой игры в становлении и развитии личности, в том числе, личности взрослых людей.

Исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В процессе развития игровой деятельности в онтогенезе поэтапно формируется субъект игровой деятельности (возникает произвольность игры).

2. Игра в своем развитии проходит 7 уровней:

— на нулевом уровне игра отсутствует или подменяется действиями с предметами, мало связанными друг с другом и с сюжетом;

— на первом уровне появляется осмысление предметных действий в контексте заданного сюжета и частично реализуется инструкция экспериментатора.;

— особенностью второго уровня является то, что он состоит из двух частей, в первой из которых ребенок реализует свое воображение (придумывает окончание сказки), а во второй реализует режиссерскую игру с помощью экспериментатора;

— третий уровень: предварительное проговаривание своих действий и самостоятельная реализация режиссерской игры;

— четвертый уровень: придумывание конца истории, с помощью мелких деталей конструктора, а затем проигрывание целостного сценария;

— пятый уровень: самостоятельная реализация режиссерской игры;

— шестой уровень: сюжетно-ролевая игра, в которой сначала лидерство принадлежит экспериментатору, а затем начинает строиться самим играющим;

— седьмой уровень: реализация разных видов игровой деятельности и управление собственной игрой и собой играющим.

3. Произвольность игровой деятельности (субъект игровой деятельности) имеет 5 стадий развития: первая стадия — играющий придумывает сюжет из реальной позициивторая стадия — «коллективно-распределенная произвольность» по отношению к игретретья стадия — играющий придумывает конец истории из условной позиции, но нуждается в реальном процессе игры с предметамичетвертая стадия — конструирование сюжета из условной позициипятая стадия — конструирование сюжета из условно-реальной или реально-условной позиции.

4. Выявлено следующее соотношение уровней развития игры и стадий произвольности игровой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973
  2. Абульханова Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989
  3. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980
  4. Абульханова Славская К. А. Проблема активности личности, методология и стратегия исследования / Активность и жизненная позиция личности. М., 1998
  5. A.C. Философские основания понимания личности. М., 2001
  6. .Г. Психология и проблема человекознания. Москва-Воронеж, 1996
  7. А.Г. Анализ установок личности в ситуации деловой игры, (совместно с А.М.Айламазьян) / Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979
  8. А.Г. Личность как предмет психологического исследования, М., 1984
  9. А.Г. Психология личности. М., 1990
  10. А.Г. Личность (Совместно с А.В.Петровским) / Педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т.1
  11. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995
  12. А. Индивидуальная психология./ История зарубежной психологии. 30−60-е годы XX в. (тексты). М.1986
  13. М.Я. Общие основы педологии. M.-JL, 1931
  14. Т. В. Игра как средство самопознания старших школьников. Автореф. к. н.- Якутск, 1999.
  15. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПБ., 1991
  16. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПБ., 1992
  17. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1992.
  18. B.C., Берлянд И. Е., Кондратов P.P. Сознание доминанта психической жизни дошкольника. // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Красноярск, 1990
  19. П.П. Педология., М., 1934
  20. З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. Известия АПН РСФСР, вып. 64, 1965
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
  22. Л.И. Психологический анализ условий формирования истроения гармонической личности \ Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  23. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе \ Вопросы психологии. 1979. — № 2.
  24. .С. К изучению смысловой сферы личности /Вестник МГУ. Сер. «Психология» 1981, № 2
  25. .С. Аномалии личности. М., 1988
  26. Г. Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей.// В сб.: Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966
  27. Л.С. Проблема развития в структурной психологии. Анализ общей теории Коффки. В кн. Коффка К. Основы психологического развития. М.-Л., 1934, с. 1Х-Х1
  28. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, № 6- Из записок конспекта Л. С. Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста. В кн.: Эльконин Д. Б. Психология игры, с. 289−294
  29. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е&bdquo- М., 1967.
  30. Л.С. История развития высших психических функций Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  31. Гадамер Х-.Г. Истина и метод. М., 1988.
  32. П.Я. Введение в психологию. М., 1976
  33. Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения/ Австореф. дис. на соик.учен.степени канд.психол.наук. -М., 200 234. .Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию., М., 1996.
  34. К. Душевная жизнь ребенка. Киев 1916, с.57
  35. А.И. О ценностных отношениях личности.// Советская педагогика, 1974,
  36. У. Психология. М. 1991 г.
  37. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975
  38. Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 196 340.43,44,45
Заполнить форму текущей работой