Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимосвязь дисфункциональных отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению личности подростка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры психологии личности и специальной психологии НГПУ, а также на заседаниях кафедры психологии Куйбышевского филиала НГПУ. Основные положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на конференциях Всероссийского и международного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению отклоняющегося поведения в психологической науке
    • 1. 1. Отклоняющееся поведение: проблема дефиниций
    • 1. 2. Основные подходы к изучению отклоняющегося поведения
    • 1. 3. Особенности личности в подростковом возрасте и склонность к отклоняющемуся поведению
  • Глава 2. Дисфункциональность супружеских отношений и возникновение отклоняющегося поведения подростка
    • 2. 1. Исследование проблемной семьи в современной психологии
    • 2. 2. Теория систем как концептуальная основа исследования семьи
    • 2. 3. Влияние дисфункциональности супружеских отношений на отклоняющееся поведение подростка
  • Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи дисфункциональных отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению подростка
    • 3. 1. Организация и методы экспериментального исследования
    • 3. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи дисфункциональности отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению подростка

Взаимосвязь дисфункциональных отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению личности подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Подростничество представляет собой сложное социокультурное явление, имеющее историческое происхождение и природу. В отечественной психологии особую роль сыграли работы JI.C. Выготского, в которых была преодолена натуралистическая, внеисторическая трактовка человеческого развития, детство стало рассматриваться как продукт культурно-исторического развития. В русле традиционной парадигмы детства и детского развития акцентируется зависимость, производность закономерностей, механизмов и темпов психического развития ребенка от конкретно-исторических условий его жизни. В качестве основы развития ребенка полагается усвоение и производство готовых форм социокультурного опыта. Основой развития личности ребенка является усвоение и воспроизводство готовых форм социокультурного опыта. Глубокие социальные изменения в нашем обществе (кризис экономики, культуры и образования) вызывают ухудшение условий жизни и воспитания молодого поколения, сопровождающееся размытостью, а иногда и полным крушением морально-нравственных ценностей, что приводит к увеличению девиантности подростков.

Для современной России характерен рост преступности, при этом 60% всех преступлений совершается молодежью, у 77% молодых людей выявлена склонность к отклоняющемуся поведению (И.В. Нехорошева, В.Н. Зубов). Проблема профилактики и коррекции отклоняющегося поведения становится одной из важнейших для будущего России, так как варианты его проявлений становятся все более опасными, агрессивными и жесткими. Необходимость ранней диагностики степени склонности к отклоняющемуся поведению очевидна, в связи с возможностью своевременного предотвращения не только отклонений в поведении, но и тесно связанных с ними девиаций дальнейшего жизненного пути подростков.

В отечественной психолого-педагогической литературе вопросам нарушенного поведения ребенка посвящено множество работ (А.С. Макаренко,.

А.С. Белкин, А. Д. Гонеев, А. И. Захаров, Ю. А. Клейберг, Е. В. Змановская, А. А. Лиханов, Л. Я. Олиференко, В. Г. Степанов, Д. И. Фельдштейн и др.). Интерес исследователей обусловлен остротой проблемы организации практической работы по воспитанию детей и подростков с отклоняющимся поведением.

Спектр причин неблагополучного поведения подростков широк. Многие авторы считают наиболее существенной из них кризисные явления в семье, которая является важнейшим институтом социализации ребенка. Произошедшие изменения в общественно-экономическом устройстве страны обусловили ухудшение жизни российских семей, негативную динамику психологического климата семьи, супружеских и детско-родительских отношений.

Вопросы влияния семьи на развитие личности ребенка рассматривали многие авторы (Ю.Е. Алешина, Л. Я. Гозман, А. С. Спиваковская, С. В. Ковалев, Н. Н. Обозов, Т. М. Мишина, И. Ф. Дементьева, А. Г. Лидере, А. Я. Варга, В. В. Столин, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, А. Н. Елизаров и др.). Между тем в существующей научной литературе отсутствуют четкие определения «отклоняющееся поведение», «склонность к отклоняющемуся поведению» и «дисфункциональность отношений в супружеской диаде». По мнению Е. И. Поповой, В. В. Юстицкис и др., несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «дисфункциональная семья», главной ее особенностью является разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности подростка, проявляющееся в поведенческих отклонениях.

Отклоняющееся поведение является следствием психической деформации личности, связанной с проблемами в семье (А.А. Реан, Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, А. Ю. Егоров, И. В. Нехорошева, В. Н. Зубов, Е. В. Заика и др.). Эффект воздействия внутрисемейной атмосферы аккумулируется с возрастом, отражаясь на формировании структуры личности подростка, определяя специфику его поведения и взаимоотношений с окружающим миром. Несмотря на выделенные рядом исследователей (Е.И. Попова, Н. В. Дмитриева и др.) личностные особенности подростков, воспитывающихся в дисфункциональных семьях (низкая самооценка, склонность ко лжи, отсутствие индивидуальности и творчества, эмоциональная депривация, агрессивность и др.), Д° сих пор отсутствуют исследования взаимосвязи дисфункциональных отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению подростка, подтверждающие, что в проблемной семье ребенок выступает средством достижения родителями определенных целей.

Выбор темы исследования и категории испытуемых (подростки и их родители) не случаен потому, что существует острая потребность в профессиональной психологической помощи в вопросах воспитания и развития детей, что стимулировало развитие практики консультативной помощи родителям. В последнее время существенно вырос уровень доверия к информационно-просветительской работе и психологическому консультированию, в том числе семейному, и среди обращений велик процент родителей подростков. Таким образом, спрос на получение квалифицированной психологической помощи возрос, что требует повышения качества подготовки специалистов в сфере оказания психологической помощи семье.

Для решения этой задачи необходимо рассмотреть и выбрать из арсенала практической психологии адекватные психологические методы диагностики склонности к отклоняющемуся поведению подростка, разработать пути помощи семье, испытывающей трудности воспитания ребенка, проанализировать возможности подготовки специалистов к работе с семьей.

Решение поставленных вопросов позволит в определенной степени найти пути разрешения противоречий между:

— степенью изученности проблемы отклоняющегося поведения подростков и необходимостью решения практических вопросов их обучения и воспитания;

— возрастанием числа подростков с отклоняющимся поведением и недостаточной эффективностью принимаемых социально-педагогических и психологических мер по его профилактике и коррекции;

— значимостью роли семьи в социализации подростков и наличием кризиса семьи, а также снижением ее воспитательного потенциала;

— ростом числа теоретических исследований, практических разработок в области семейного консультирования и слабой изученностью влияния дисфункциональности супружеской диады на поведение подростка.

Стремление найти пути решения указанных противоречий определило проблему данного исследования.

В теоретическом плане — определение взаимосвязи между дисфункцией отношений в супружеской диаде и склонностью к отклоняющемуся поведению личности подростка.

В практическом плане — разработка путей оказания психопросветительской, профилактической, консультативной помощи семье с ребенком подросткового возраста.

Поэтому при изучении данной проблемы в первую очередь необходимо исследовать такие ее аспекты, как:

— дисфункциональность семейной системы и ее влияние на поведение ребенка;

— неготовность супружеской пары к принятию взрослости ребенка, к сепарации подростка от семейной системы;

— влияние особенностей отношений в супружеской диаде, как основного звена семейной системы, на отклонения в поведении подростка.

Учитывая распространенность поведенческих нарушений подростков, важность изучения этого вопроса для решения задач прикладной психологии, социальной педагогики, разработки вопросов профилактики и коррекции поведения подростков, а также необходимости организации семейного консультирования, мы провели данное исследование.

Объект исследования', склонность к отклоняющемуся поведению личности подростка.

Предмет исследования: взаимосвязь дисфункциональности отношений в супружеской паре и склонности к отклоняющемуся поведению подростка.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей взаимосвязи дисфункциональности отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению подростка.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия, виды, причины, стадии и механизмы формирования отклоняющегося поведения личности подростка.

2. Определить роль дисфункциональности отношений в супружеской диаде в формировании направленности поведения личности подростка.

3. Выделить показатели дисфункциональности отношений в супружеской диаде, находящиеся во взаимосвязи с показателями склонности к отклоняющемуся поведению подростков, и проанализировать специфику этой взаимосвязи.

4. Провести экспериментальное исследование, позволяющее определить характер взаимосвязи дисфункциональности отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению личности подростка.

Гипотеза исследования: в основу диссертационного исследования положено предположение о том, что существует взаимосвязь между особенностями дисфункциональных отношений в супружеской диаде, а именно ролевой неадекватностью, несогласованностью семейного воспитания, высоким уровнем тревожности, неудовлетворенностью брачными отношениями, дисбалансом сплоченности и гибкости и склонностью подростка к отклоняющемуся поведению.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются:

1) культурно-историческая теория JI.C. Выготского, выделяющая в развитии личности критические периоды, когда повышается риск возникновения отклонений в поведении-ребенка;

2) общая теория систем K. JL фон Берталанфи, основанная на концепции математической формализации описания различных типов систем, в том числе и социальных, с целью их анализа;

3) биопсихосоциокультуральный и социодинамический подходы (Ц.П. Короленко, Н. В. Дмитриева, Д.В. Четвериков), утверждающие, что формирование отклоняющегося поведения личности детерминируется комплексом факторов различного генеза: психофизиологического, индивидуально-психологического, социального, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, недостатками воспитания;

4) психолого-педагогический подход к изучению девиаций подростков (М.А. Алемаскин, А. С. Белкин, А. Д. Гонеев, Ю. А. Клейберг, В. Г. Степанов, И. А. Невский и др.), определяющий, что проблемное поведение формируется под влиянием конкретных факторов и условий;

5) нравственно-правовой (криминологический) подход к изучению отклонений поведения несовершеннолетних (Б.Н. Алмазов, JT.A. Грищенко, А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, Г. М. Миньковский, Д. И. Фельдштейн и др.), согласно которому важную роль в формировании нарушенного поведения играет направленность личности;

6) системный подход в изучении семейной проблематики (М. Боуэн, С. Минухин, Д. Хейли, А .Я. Варга, М. А. Бебчук, В. В. Юстицкис, Э.Г. Эйдемиллер), в котором нарушенные поведенческие паттерны подростка рассматриваются как важнейший стабилизатор всей семейной системы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач комплексно использовались взаимодополняющие методы: теоретические методы: общенаучный поисковый метод — анализ психолого-педагогической литературы по исследуемому вопросу, методы обобщения и систематизации, сравнения и сопоставленияэмпирический метод — тестирование. В качестве психодиагностических методик использовались: для изучения особенностей взаимоотношений в супружеских парах — опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) — «Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-З» (Д. Олсон, модификация Э. Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса), опросник «Анализ семейной тревоги» (Э.Г. Эйдемиллер), опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) — для исследования склонности к отклоняющемуся поведению подростков — опросник «Взаимодействие родитель-ребенок"-«Зеркало» (И.М. Марковская), «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП), (А.Н. Орел), опросник «Суверенность психологического пространства» (автор С.К. Нартова-Бочавер), опросник «Акцентуации характера» X. Шмишека. Проводился констатирующий эксперимент. Для обработки результатов применялись: количественный анализ с применением методов математической статистики (факторный анализ, метод ранговой корреляции Спирмена, t-критерий Стьюдента для независимых неравнозначных выборок), качественный анализ и интерпретация результатов.

Научная новизна:

1. Уточнено содержание понятие «отклоняющееся поведение», под которым понимается психосоциальный феномен, выраженный в действиях, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (группе) социальным нормам, что способствует формированию социально-психологической дезадаптации. Конкретизировано содержание понятия «склонность к отклоняющемуся поведению», под которым понимается предрасположенность к нарушениям социальных норм, являющаяся предпосылкой к возникновению устойчивых признаков девиации.

Разработана теоретическая модель отклоняющегося поведения личности, определены основные психологические механизмы возникновения отклоняющегося поведения: механизм компенсации дефицита социально значимого общения ребенка и механизм адаптации к условиям окружающей среды.

2. Конкретизировано определение «дисфункциональность отношений в супружеской диаде», подразумевающее невозможность справиться с поставленными внешними и внутренними задачами из-за нерешенности супружеских проблем на предыдущих стадиях развития семьи, ее нарушенной структуры и трудностей в переживании нормативных кризисов. Определена роль дисфункциональности супружеской диады в стабилизации семейной системы.

3. Выделены показатели дисфункциональности отношений в супружеской диаде, находящиеся во взаимосвязи с показателями склонности к отклоняющемуся поведению подростков. Дисфункциональность отношений в супружеской диаде препятствует приобретению успешного опыта автономного поведения ребенка, вовлеченного в эмоциональные процессы родителей, что становится основой отклоняющегося поведения подростка.

4. Определен характер взаимосвязи дисфункциональности отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению подростка: повышение дисфункциональности способствует возникновению склонности подростка к отклоняющемуся поведению, депривирует его психологическое пространство и влияет на формирование акцентуации характера как основы для возникновения нарушенного поведения. Специфическим фактором возникновения склонности к отклоняющемуся поведению является понижение уровня взаимопонимания подростка с родителем противоположного пола.

Теоретическая значимость заключается в расширении информационной базы таких отраслей, как психология личности, психология поведения, психология семьи и семейного консультирования, социальная педагогика. Осуществленное исследование вносит вклад в научные исследования о видах, причинах и механизмах возникновения отклоняющегося поведения подростков. В частности, эмпирические данные, представленные в диссертации, подтверждая взаимосвязь дисфункциональности отношений в супружеской диаде и отклоняющегося поведения подростка, обогащают социодинамический подход Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриевой новыми фактами о роли семьи в процессе эмоционального дистанцирования подростка от родителей.

Эмпирически доказана значимость дисфункции отношений супругов в формировании акцентуации характера подростка, депривированности его психологического пространства, взаимопонимания в диаде «родитель-ребенок», что становится основой для возникновения нарушенного поведения.

Кроме того, исследование вносит вклад в психологию и педагогику общеобразовательной школы, определяя конкретные направления работы по развитию личности подростков.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных данных в работе специалистов, направленной на оказание психологической помощи родителям, воспитывающим проблемного подростка. Результаты исследования имеют практическую значимость для преподавателей высшей школы, могут существенно дополнить курсы по социальной педагогике, психологии личности, семейной психологии. Полученные данные позволяют организовать проведение спецкурсов, теоретических и практических занятий по проблемам организации консультативной помощи семье, воспитывающей ребенка, склонного к нарушениям в поведении. Основные положения и результаты данной диссертационной работы могут использоваться в дальнейших научно-прикладных исследованиях причин возникновения отклоняющегося поведения.

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2006 по 2009 годы и включало три этапа.

Первый этап (май 2006 — август 2008 гг.) — подготовительный. На основе изучения психолого-педагогической литературы осмыслены теоретические методологические и эмпирические направления исследования, его цель и задачи, сформулирован категориально-понятийный аппарат, выбраны методы исследования.

Второй этап (сентябрь 2008 — май 2009 гг.) — констатирующий. Разработан план, определен контингент испытуемых, база проведения эксперимента. Проведен эксперимент, проверяющий теоретические положения о взаимосвязи дисфункциональности отношений в супружеской диаде и отклоняющимся поведением подростков.

Третий этап (июнь 2009 — сентябрь 2009 гг.) — аналитический. Произведена математико-статистическая обработка, систематизация и обобщение данных, конкретизировано содержание учебного пособия для студентов, итоговое оформление результатов диссертационного исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала МОУ СОШ № 3 города Куйбышева Новосибирской области. Всего в исследовании приняло участие 240 человек: 80 подростков и 160 родителей.

Достоверность и надежность результатов обеспечена теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позицийподбором комплекса надежных и апробированных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованиярепрезентативностью выборки испытуемыхприменением адекватных методов математической статистикипланированием экспериментасоотнесением теоретических положений с результатами экспериментального исследованиясопоставлением результатов различных методик.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры психологии личности и специальной психологии НГПУ, а также на заседаниях кафедры психологии Куйбышевского филиала НГПУ. Основные положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на конференциях Всероссийского и международного уровня: на III Национальной научно-практической конференции «Психологическое образование: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» (Москва, 2006) — на Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое обеспечение инновационных процессов в образовании» (Новосибирск, 2007) — на III Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека» (Новосибирск, 2008), на IV Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека» (Новосибирск, 2010), а также на региональных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы социализации личности в современных условиях» (Куйбышев, 2003), «Актуальные проблемы высшей школы» (Куйбышев, 2004), «Современная семья: состояние, проблемы, перспективы» (Куйбышев, 2005) — на научно-практических конференциях профессорскопреподавательского состава Куйбышевского филиала НГПУ: «Информационные технологии в образовательном процессе» (Куйбышев, 2007), «Компетентностный подход к обеспечению качества подготовки специалиста в педагогическом вузе» (Куйбышев, 2009). Основные результаты исследования отражены в 13 научных публикациях автора, в том числе 1 статья опубликована в журнале, рекомендованном ВАК.

Материалы исследования внедрялись автором в практику психологического сопровождения семей с детьми подросткового возраста, обучающихся в базовой школе, а также в практику преподавания курсов «Социальная педагогика», «Психология семьи с основами семейного консультирования» на факультете психологии Куйбышевского филиала НГПУ. По материалам диссертации разработаны учебное пособие и практикум для подготовки студентов психологического факультета к практической работе по организации семейного консультирования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Склонность к отклоняющемуся поведению — личностное качество, являющееся предиктором нарушения социальных норм, предпосылкой к возникновению устойчивых признаков девиации. Отклоняющееся поведение личности включает в себя: асоциальное поведение, которое может быть позитивным, нейтральным и негативнымантисоциальное поведение, подразделяющееся на делинквентное и криминальное. Основными факторами риска возникновения отклоняющегося поведения подростков являются особенности возраста, проблемы становления характера и заострения его черт, значимость и особенности общения, дисфункциональность отношений родителей. Процесс возникновения нарушенного поведения состоит из четырех стадий и сопровождается актуализацией двух психологических механизмов приспособления к сферам социально значимого общения: компенсаторного и адаптационного.

2. Дисфункциональность отношений в супружеской диаде — невозможность справиться с поставленными внешними и внутренними задачами из-за нерешенности супружеских проблем на предыдущих стадиях развития семьи, нарушения структуры семьи, трудностей в переживании нормативных кризисов. Дисфункциональность отношений супружеской диады выполняет функцию стабилизации семейной системы, снижая уровень негативного эмоционального напряжения за счет вовлеченности ребенка в проблемные отношения родителей, что снижает уровень эмоционального дискомфорта всех членов семьи.

3. Показатели дисфункциональности отношений супружеской диады находятся во взаимосвязи с показателями склонности к отклоняющемуся поведению подростков, препятствуя приобретению им успешного опыта автономного поведения.

4. Дисфункциональность отношений супружеской диады тесно связана со склонностью подростка к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, нарушению установленных норм и правил, к аддикциямвлияет на формирование акцентуации характера у подростка, что становится основой для возникновения нарушенного поведения. Важную роль в этом процессе играет несогласованность воспитательной стратегии родителей. Специфическим фактором возникновения склонности к отклоняющемуся поведению является уровень взаимопонимания с родителем противоположного пола: понижение уровня взаимопонимания матери и сына-подростка приводит к формированию склонности к нарушению норм и правил, формированию аддиктивного и делинквентного поведенияпонижение уровня взаимопонимания отца и дочери приводит способствует формированию отклоняющегося поведения девочки-подростка. Родители, занятые решением диадного конфликта, дистанцируются от подростка, проблемное поведение которого выступает средством объединения родителей или способом привлечения их внимания.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 174 источника, приложений. Текст содержит 9 таблиц, 9 рисунков, 4 приложения. Общий объем работы составляет 173 страницы.

Заключение

.

Социальные изменения российского общества (кризис экономики, культуры и образования) вызывают ухудшения условий жизни и воспитания молодого поколения, приводят к увеличению девиантности подростков. Проблема профилактики и коррекции отклоняющегося поведения становится одной из важнейших для будущего России, так как варианты его проявлений становятся все более опасными, агрессивными и жесткими. Необходимость ранней диагностики степени склонности к отклоняющемуся поведению очевидна, в связи с возможностью своевременного предотвращения не только отклонений в поведении, но и тесно связанных с ними девиаций дальнейшего жизненного пути подростков.

Существует множество причин формирования нарушенного поведения подростков. Усугубляет ситуацию кризисное состояние российской семьи, что порождает сложности социализации и взрослого человека, и ребенка. Семья была и остается важнейшим институтом социализации, поэтому в условиях кризиса ребенку сложнее усвоить нормы и ценности общества. В числе существенных факторов детского неблагополучия следует выделить такие кризисные явления, как: нарушение структуры и функций семьи, рост числа разводов и количества неполных семейасоциальный образ жизни ряда семейпадение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детейнарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детяхраспространение жестокого обращения с детьми в семьяхалкоголизм родителей. Во внешне благополучной семье часто формируются дисфункциональные отношения, поэтому гармонизировать процесс воспитания в этом случае крайне затруднительно. В подобной ситуации подростку трудно достичь автономии от родительской семьи, и нередко у него формируется склонность к отклоняющемуся поведению.

В начале исследования нами была поставлена цель: выявить особенности взаимосвязи дисфункциональных отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению подростка. Анализ научной литературы по теме исследования и результаты экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Проблема исследования склонности подростка к отклоняющемуся поведению имеет междисциплинарный характер, базируясь на стыке психофизиологии, общей психологии, психологии личности и развития, клинической, социальной психологии, педагогики и др.

2. Теоретический анализ позволил:

• уточнить содержание понятия «отклоняющееся поведение», под которым понимается психосоциальный феномен, выраженный в действиях, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (группе) социальным нормам, способствующий формированию социально-психологической дезадаптации;

• конкретизировать содержание понятия «склонность к отклоняющемуся поведению» как личностное качество, являющееся предиктором нарушения социальных норм, предпосылкой к возникновению устойчивых признаков девиации.

3.Детальное изучение отклоняющегося поведения личности позволило:

• разработать его теоретическую модель, включающую: асоциальное поведение, которое может быть позитивным, нейтральным и негативнымантисоциальное поведение, подразделяющееся на делинквентное и криминальное поведение;

• выявить стадиальность процесса возникновения нарушенного поведения, который включает: стадию формирования предпосылок асоциального поведения в дошкольный период, стадию начальных проявлений асоциальной направленности у младших школьников, стадию стабилизации неблагоприятных тенденций в поведении младших подростков, стадию возникновения устойчивых признаков асоциального поведения старших подростков;

• установить основные факторы риска возникновения отклоняющегося поведения подростков (особенности возраста, проблемы становления характера и заострения его черт, значимость и особенности общения, дисфункциональность отношений родителей);

• определить основные психологические механизмы процесса возникновения нарушенного поведения: компенсаторный и адаптационный.

4. Конкретизировано определение «дисфункциональность отношений в супружеской диаде», подразумевающее невозможность справиться с поставленными внешними и внутренними задачами из-за нерешенности супружеских проблем на предыдущих стадиях развития семьи, ее нарушенной структуры и трудностей в переживании нормативных кризисов. Дисфункциональной диаде свойственны: высокий уровень тревожности супругов, низкий уровень удовлетворенности отношениями, высокая степень ролевой неадекватности, чрезмерно высокий или чрезмерно низкий уровень сплоченности, ригидность правил, несогласованность ценностей, особенно в сфере воспитания, высокий уровень конфликтности. Дисфункциональность супружеской диады выполняет функцию стабилизации семейной системы, снижая уровень негативного эмоционального напряжения за счет вовлеченности ребенка в проблемные отношения родителей, подтверждая тем самым, что в проблемной семье он выступает средством достижения родителями определенных целей.

5. Установлено наличие взаимосвязи показателей дисфункциональности супружеской диады с показателями склонности к отклоняющемуся поведению подростков. Дисфункциональность отношений в супружеской диаде препятствует приобретению подростком успешного опыта автономного поведения, вовлеченности в эмоциональные процессы родителей, являясь условием возникновения отклоняющегося поведения подростка.

6. Определен характер взаимосвязи дисфункциональности отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению подростка: повышение дисфункциональности способствует формированию акцентуации характера у подростка, что становится основой для возникновения нарушенного поведения. Дисфункциональная пара также формирует у подростка склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, нарушению установленных норм и правил, к аддикциям. Специфическим фактором возникновения склонности к отклоняющемуся поведению является уровень взаимопонимания с родителем противоположного пола: повышение уровня взаимопонимания матери с сыном позволяет ему быть уверенным в собственной социальной компетентности и эффективно выстраивать отношения со сверстникамипонижение уровня взаимопонимания матери и сына-подростка приводит к формированию склонности к нарушению норм и правил, формированию аддиктивного и делинквентного поведения. Снижение уровня взаимопонимания отца и дочери приводит к трудностям волевого контроля подростка, формированию склонности к самоповреждению и саморазрушению, склонности ко лжи, к агрессии и насилию, к аддикциям, к нарушению норм и правил.

Таким образом, мы выявили, что дисбаланс супружеской диады по вопросам сплоченности и гибкости, ролевая неадекватность жены, неудовлетворенность семейными отношениями обоих супругов и особенно несогласованность стратегий семейного воспитания связаны с деструктивными характерологическими особенностями подростка и склонностью к отклоняющемуся поведению. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза частично подтверждена, цель достигнута, задачи решены.

Проведенное исследование вносит определенный вклад в исследование факторов возникновения склонности к отклоняющемуся поведению личности подростка, но является лишь одним из направлений решения рассматриваемой проблемы.

Перспективными направлениями дальнейшего научного исследования по проблеме взаимосвязи дисфункциональных отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению личности подростка может стать дальнейшее совершенствование и поиск новых методов психодиагностики, определение направлений построения родительско-детских отношений, способствующих формированию основополагающих качеств личности подростка, препятствующих формированию поведенческих отклоненийразработка технологий психологического сопровождения семей, воспитывающих подростков, склонных к отклоняющемуся поведению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азбука роста. Профилактика девиантного поведения детей: (методические и программные материалы социально-педагогической и психологической помощи подросткам). Вып. 2 / под ред. Т. Е. Шапошниковой. — Новосибирск, 2003. — 152 с.
  2. , Ю.Е. Консультирование супружеской пары / Ю. Е. Алешина // Семейная психология и семейная терапия. 2000 — № 3. — С. 3−30.
  3. , Т. В. Психология современной семьи : монография / Т. В. Андреева. СПб.: Речь, 2005. — 436 с.
  4. , О.О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика: Монография / О. О. Андронникова. — Новосибирск: НГИ, 2005. 300 с.
  5. , Р.Т. Ваш беспокойный подросток : практическое руководство для отчаявшихся родителей: пер. с англ. / Роберт Т. Байярд, Д. Байярд. — М.: Академический Проект, 2003. -208 с.
  6. , Т. С. Девиантное поведение подростков — трудности социализации / Т. С. Баранова // Психология и школа. 2005. — № 3. — С. 3−21.
  7. , Е.В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей / Е. В. Бахадова // Вопросы психологии. 2009. -№ 1.-С. 37−50.
  8. , М.А. Циркулярная логика и циркулярное интервью в семейной терапии / М. А. Бебчук // Семейная психология и семейная терапия. 2001. — № 2.-С. 92−107.
  9. , А.С. Отклонения в поведении школьников : учебное пособие / А. С. Белкин. — Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1973. — 138 с.
  10. , О.А. Проявление дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики / О. А. Белобрыкина // Психология и школа. — 2005. — № 2. — С. 3−11.
  11. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание = Self-concept development and education : пер. с англ. / Р. Берне- общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986. 423 с.
  12. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК" — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2004. — 672 с.
  13. , А.А. Особенности Я-концепции подростков с разным уровнем приватности : (суверенности психологического пространства личности) / А. А. Бочавер, С.К. Нартова-Бочавер // Психология и школа. 2005. — № 3. — С. 33−41.
  14. , Д. Теория и практика семейного консультирования / Д. Браун, Д. Кристенсен. СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  15. , Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : Учебное пособие для вузов / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
  16. , Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  17. , М.И. Ребенок из неблагополучной семьи : записки детского психиатра: книга для учителей и родителей / М. И. Буянов. М.: Просвещение, 1988.-207 с.
  18. , А.Я. Системная семейная психотерапия : Краткий лекционный курс / А. Я. Варга. СПб: Речь, 2001. — 144 с.
  19. , Ю.В. Социальная педагогика : курс лекций: учебное пособие для вузов / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2000. 440 с.
  20. , Г. Практика семейной расстановки: Системные решения по Берту Хеллингеру (Составитель Г. Вебер) / Перевод с немецкого И. Д. Беляковой. — М.: Международный институт консультирования и системных решений, Высшая школа психологии, 2004. — 384 с.
  21. , К. За пределами психики : терапевтическое путешествие Карла Витакера / К. Витакер- под ред. Дж.Р. Нейла, Д.П. Книскерна- пер. с англ. М. И. Завалова. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 400 с.
  22. , К. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на опыте / К. Витакер, В. Бамберри. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 176 с.
  23. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учебно-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. -М.: ВЛАДОС, 2003. 240 с.
  24. , Л.С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-1008 с.
  25. , Н.Г. Замысловатый танец супружеской пары / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова // Семейная психология и семейная терапия. — 2000. — № 1. — С. 3−11.
  26. , В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике : Учебное пособие для студентов вузов / В. Е. Гмурман. 7-е изд., доп. — М.: Высшая школа, 2003. — 394 с.
  27. Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 176 с.
  28. , Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Голованова. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  29. , А.Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 280 с.
  30. , И. В. Основы семейной жизни : учебное пособие для студентов пед. институтов / И. В. Гребенников. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
  31. , Б.Б. Консультирование семьи : практ. руководство: пер. с англ. / Б. Б. Грюнвальд, Г. В. Макаби. -М.: Когито-Центр, 2004. 416 с.
  32. , Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии : пособие-практикум для студентов вузов / Ю. Г. Демьянов. СПб: Паритет, 1999.-224 с.
  33. Дети в семейной психотерапии: Практическая работа и профессиональное обучение / Под ред. Джоан Дж. Зильбах. М.: Издательство Института психотерапии, 2004. — 208 с.
  34. Диагностика семьи: методики и тесты. Учебное пособие по психологии семейных отношений / Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: издательский дом БАХРАХ-М. — 2004. — 736 с.
  35. , Н.В. Психология аддиктивного поведения. Монография / Н. В. Дмитриева, Д. В: Четвериков. Новосибирск, НГПУ, 2002. — 278 с.
  36. , В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 176 с.
  37. , В.Н. Психология о современной семье: результаты исследований / В. Н. Дружинин // Семейная психология и семейная терапия. -2001. -№ 3.- С. 3−18.
  38. , А.Ю. Расстройства поведения у подростков : клинико-психологические аспекты / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. — СПб.: Речь, 2005. — 436 с.
  39. , А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения / А. Ю. Егоров. СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
  40. , А.Н. Психологическое консультирование семьи : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Елизаров. М.: Ось-89, 2005. — 400 с.
  41. , О.Ю. Математическая статистика для психологов : учеб. для студ. вузов / О. Ю. Ермолаев. — М.: Московский психолого-социальный инт: Флинта, 2002. 336 с.
  42. , Е.В. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением / Е. В. Заика, И. П. Крейдун, А. С. Ячина // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 83−91.
  43. , Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Змановская. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2006. — 288 с.
  44. , М.Н. Род, семья, очаг как фамильные ценности / М. Н. Зыкова, Л. Б. Шнейдер // Психология зрелости и старения. — 2008. — № 2. — С. 10−17.
  45. , Н. Неблагополучные семьи как причина трудной жизненной ситуации детей / Н. Иванова // Социальная педагогика. — 2008. № 2. — С. 25−33.
  46. , О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для студ. вузов / О. А. Карабанова. М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
  47. , О.А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель / О. А. Кармадонов // Социально-гуманитарные знания. — 2001.-№ 6.-С. 148−160.
  48. , JI.B. Семья в трансформирующемся обществе / JI.B. Карцева // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2004. -№ 1.- С. 65−72.
  49. , В.П. Из педагогического наследия / В. П. Кащенко // Дефектология. 2006. — № 4. — С. 6−8.
  50. , Ю.А. Психология девиантного поведения : Учебное пособие для вузов / Ю-А. Клейберг. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. — 160 с.
  51. , Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг / Н. В. Клюева. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 160 с.
  52. , С.В. Психология семейного воспитания / А. Г. Ковалев. -Минск: Народная асвета, 1980. — 256 с.
  53. Кон, И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М.: просвещение, 1980. — 192 с.
  54. Кон, И. С. Ребенок и общество: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. С. Кон. — М.: Издательский центр «Академия», 3003.-336 с.
  55. , Ц.П. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. — Новосибирск, 2006. 460 с.
  56. , Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. — Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2001. -251 с.
  57. , Ц.П. Семь путей к катастрофе : деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. — Новосибирск: Наука, 1990.-224 с.
  58. , Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 460 с.
  59. , А.И. Социология : учеб. для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. СПб.: Питер, 2004. — 432 с.
  60. , Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк. СПб.: Речь, 2005. — 240 с.
  61. , Н.М. О кризисах семейной системы / Н. М. Лаврова, В. В. Лавров // Психологическая газета. 2004. — № 10. — С. 22−26.
  62. , В.Л. Нестандартный ребенок / В. Л. Леви. — 2-е изд. обновленное, доп., с авт. рис. — М.: Леви-Центр, 1996. 352 с.
  63. , А.Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие — практикум для студ. фак. психологии вузов / А. Г. Лидере. М.: Академия, 2006.-432 с.
  64. , А.Е. Определение понятий «психопатия» и «акцентуации характера» // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В .Я. Романова. М.: Владос. — 2000. — С. 664−666.
  65. , Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов / Т. В. Лодкина. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  66. , В.К. Психосексуальное развитие ребенка / В. К. Лосева, А. И. Луньков. М.: А.П.О., 1995. — 52 с.
  67. , К. Стратегическая семейная терапия : учебное пособие / Клу Маданес- пер. с англ. Т. В. Снегиревой. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.-272 с.
  68. , Г. Ю. Загляните в семейный альбом / Г. Ю. Макарова // Семейная психология и семейная терапия. — 2001. — № 4. — С. 93−95.
  69. , Л. Ребенок-взрослый: терапия отношений: Психокоррекционная программа / Л. Макарова, Л. Подвинцева // Школьный психолог (Прилож. к газ. «Первое сентября»). — 2004. — № 27−28. -С. 11−38.
  70. Малки на-Пых, И. Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. 992 с.
  71. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2008. — 928 с.
  72. , Е.И. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов / Е. И. Манапова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — 144 с.
  73. , В.Д. Психология девиантного поведения : учеб. пособие для студ. вузов / В. Д. Менделевич. СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
  74. , В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект): Учебно-методическое пособие / В. М. Минияров. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2000. — 256 с.
  75. , ВД. Зависимость : семейная болезнь: В семье зависимость от алкоголя или наркотиков. Как выжить тем, кто рядом? / В. Д. Москаленко. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 333 с.
  76. , А.В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. вузов / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2004. — 304 с.
  77. , Ф.А. Основы социальной педагогики: учебник для высш. пед. учеб. заведений / Ф. А. Мустаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 416 с.
  78. , Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. — М.: Изд-во психолого-социального ин-та- Воронеж: «МОДЭК», 1999.-224 с.
  79. , Г. Тайны семейного (не) счастья / Г. Навайтис. — М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: «МОДЭК», 1998. 176 с.
  80. Нартова-Бочавер, С. К. Онтогенез психологической суверенности личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психология зрелости и старения. — 2005. -№ 1(29).-С. 102−113.
  81. Нартова-Бочавер, С. К. Опросник «Суверенность психологического пространства» новый метод диагностики личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. — 2004. — № 5. — Том 25. — С.77−89.
  82. Нартова-Бочавер, С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. 2003. — № 6. — Том 24. — С. 27−36.
  83. Нартова-Бочавер, С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии / С.К. Нартова-Бочавер. СПб: Питер, 2008. — 400 с.
  84. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
  85. Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. / А. Д. Наследов. СПб.: Питер, 2007. — 416 с.
  86. , О. Семейная терапия. Концепции и методы / О. Нейпир, К. Витакер. -М.: ЭКСМО, 2005. 960 с.
  87. , О. Семья в кризисе / О. Нейпир, К. Витакер. М.: Когито-центр, 2005.-344 с.
  88. , И.В. Диагностика предрасположенности молодежи к девиантному поведению / И. В. Нехорошева, В. Н. Зубов // Вопросы психологии. -2009.-№ 5.-С. 28−39.
  89. , М. Семейная терапия. Концепция и методы / М. Николе, Р. Шварц. 5-е междунар. изд. — М.: Эксмо, 2004. — 960 с.
  90. , Р.В. Психологическая диагностика и коррекция девиантного поведения подростков на основе переживания-преодоления критических ситуаций /Р.В. Овчарова, С. В. Духновский // Психология и школа. 2002. — № 1. — С. 104−130.
  91. , Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студ. вузов / Р. В. Овчарова. М.: Академия, 2005. — 368 с.
  92. , С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. РАН Ин-т русского языка. / С. И. Ожегов. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 2001. — 944 с.
  93. , Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства / Л. Я. Олиференко // Народное образование. — 2000. — № 8. — С. 67−74.
  94. , Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учебное пособие / Л .Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. — М.: Академия, 2002. 256 с.
  95. , Н.И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
  96. , Н.И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика^ психологическая помощь / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич, Т. Ф. Валента. — М.- Обнинск, 2005. 360 с.
  97. , В.Н. Проблемы сиротства в России: социально-исторические и психологические аспекты / В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Семейная психология и семейная терапия. — 2001. № 1. — С. 5−37.
  98. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: учеб. пособие для вузов / под ред. Ф. А. Мустаевой. М.: Академический Проект, 2003. — 208 с.
  99. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Н. Посысоева. — М.: ВЛАДОС, 2004. 328 с.
  100. Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учеб пособие для студ. и аспирантов вузов / сост. JI.B. Мардахаев. — М.: Академия, 2003. -384 с.
  101. Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь-справочник / Под общ. ред. доктора пед. наук. проф. В. А. Попова, канд. пед. наук доцента С. А. Завражина. — Владимир: Изд-во ВШУ, 1994. 216 с.
  102. , Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. — 1987. № 4. — С. 92−102.
  103. , В.Э. Психопрофилактика в образовании / В. Э. Пахальян // Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С. 38−44.
  104. , В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования : Учеб. пособие / В. Э. Пахальян. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 208 с.
  105. , В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. — 2002.-№ 5−6.-С. 83−95.
  106. , Ю.П. Социальная психология поведения : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. П. Платонов. М.: Питер, 2006. — 464 с.
  107. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2001. -672 с.
  108. Психология современного подростка / НИИ общей и пед. психологии АПН СССР- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. -240 с.
  109. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Социальное здоровье России, 1999.-182 с.
  110. , В.Т. Размышления о семье российской / В. Т. Пуляев // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 6. — С. 128−147.
  111. , П. Семейная терапия и ее парадоксы / П. Пэпп. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 288 с.
  112. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : учебное пособие для вузов / Ф. Райе. 8-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2000. -624 с.
  113. , А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие / А А. Реан. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. — 224 с.
  114. , А.А. Семья как фактор социальных девиаций личности / А. А. Реан // Российский психологический журнал. 2007. — Т. 4. — № 1. — С. 25−28.
  115. , А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов / А. А. Реан // Вопросы психологии. — 1991.- № 4. С. 139−144.
  116. , С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека : Теоретический и эмпирический анализ ключевых проблем психологии социализации / С. И. Розум. СПб.: Речь, 2006. — 365 с.
  117. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. — СПб.: Речь, 2007.-768 с.
  118. , Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии / Пер. с англ. Н. М. Падалко. — М.: Независимая фирма «Класс», 1996. — 224 с.
  119. , Н.В. Родители и дети / Н. В. Самоукина // Прикладная психология. 2000. — № 2. — С. 39−57.
  120. , Н.В. Социально-психологические проблемы семейного кризиса в условиях современной России / Н. В. Самоукина // Семейная психология и семейная терапия. — 1998. — № 1. — С. 116−126
  121. , В. Психотерапия семьи / В. Сатир. СПб.: Речь, 2000. — 283 с.
  122. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2003. — 350 с.
  123. , Н.Р. Психология девиантного поведения: новый взгляд / Н. Р. Сидоров // Вестник практической психологии образования. — 2006. — № 2. — С. 47−51.
  124. , Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: ВЛАДОС, 2001. — 96 с.
  125. Системная семейная психотерапия / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. -СПб.: Питер, 2002. 368 с.
  126. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю Головин. Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
  127. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  128. , B.C. Проявления девиации в подростковой субкультуре / B.C. Собкин, З. Б. Абросимова, Д. В. Адамчук и др. // Вопросы психологии. — 2004.-№ 3.-С. 3−18.
  129. , В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье / В. А. Смехов // Вопросы психологии. — 1985. -№ 4.-С. 83−92.
  130. Современный психологический словарь: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК»: ОАО ВКТ Владимир, 2008. — 490 с.
  131. Социальная педагогика: курс лекций учебное пособие для студентов вузов / под общей ред. М. А. Галагузовой. — М.: Владос, 2000. — 116 с.
  132. Социальная и психолого-педагогическая поддержка детства: справочное издание / сост. Л. Я. Олиференко. М.: Изд-во ИПК и ПРО МО, 1995.-56 с.
  133. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: В 2 ч.: 4.1: хрест.: учебно-метод. пособие / сост. Л. Б. Шнейдер. — М.: Моск. психолого- социальный ин-т- Воронеж: «МОДЭК», 2004. — 728 с.
  134. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: В 2 ч.: 4.2: хрест.: учебно-метод. пособие / сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: «МОДЭК», 2004. — 712 с.
  135. , Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е. Н. Спирева, А. Г. Лидере // Семейная психология и семейная терапия. 2001. — № 4. — С.71−84.
  136. , В.Г. Психология трудных школьников : Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений / В. Г. Степанов. 7-е изд., переаб. и доп. — М.: Академический Проект: Трикста, 2004. — 560 с.
  137. , Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками : Практ. пособие / Г. С. Тагирова. — М.: Педагогическое общество России, 2003. 128 с.
  138. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика / Под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. М.: Когито-центр, 2005. — 496 с.
  139. , Г. В. Причины формирования криминального поведения в юношеском возрасте / Г. В. Уварова // Психология в вузе. — 2005. — № 4. — С. 41−56.
  140. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранныетруды / Д. И. Фельдштейн. — М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1999. 672 с.
  141. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн- Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  142. , Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества / Д. И. Фельдштейн // Воспитание школьников. 2005. — № 5.-С. 4−8.
  143. , Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г. Г. Филиппова // Вопросы психологии. — 2001. — № 2. С. 22−36.
  144. , Г. Г. Психология материнства : Учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
  145. , Д. Техники семейной терапии / Д. Фримен. — СПб.: Питер, 2001.-384 с.
  146. , И.Ю. Повышение дифференциации «Я». Теория семейных систем М. Боуэна // Системная семейная терапия: Классика и современность / Сост. А. В. Черников. — М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 400 с.
  147. , А.Г. Социология воспитания : (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности) / А. Г. Харчев. — М.: Политиздат, 1990.-222 с.
  148. , Б. Источнику не нужно спрашивать пути / Б. Хеллингер. — М.: Институт консультирования и системных решений. — 2005. — 308 с.
  149. , Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий / Б. Хеллингер. — М.: изд-во Института Психологии, 2001. — 400 с.
  150. , В.М. Психология неблагополучной семьи : Кн. для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 272 с.
  151. , В.М. Психология современной семьи : Кн. для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 288 с.
  152. , А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. — 208 с.
  153. , А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности- негативности внутрисемейных взаимоотношений / А. З. Шапиро // Вопросы психологии. 1994. — № 4. — С. 46−56
  154. , Т. Социальная психология : пер. с англ. / Т. Шибутани. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  155. , Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении : практическое пособие / Т. А. Шилова. М.: Айрис-пресс, 2004.-176 с.
  156. , И.П. Влияние взаимоотношений подростка с родителями на особенности его самоопределения и склонность ко лжи / И. П. Шкуратова, Ю. А. Гоцева // Психология и школа. — 2005. № 3. — С. 69−79.
  157. , Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. — 336 с
  158. , Л.Б. Основы консультативной психологии : учеб.-метод. пособие / Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 352 с.
  159. , Л.Б. Основы семейной психологии : учебно-методическое пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 928'с.
  160. , Л.Б. Педагог-психолог и семья школьника / Л.Б. Шнейдер
  161. Школьный психолог (Прилож. к газ. «Первое сентября»). — 2006. № 10. — С. 18−22.
  162. , Л.Б. Семейная психология : учеб. пособие для студ. вузов / Л. Б. Шнейдер. 2-е изд. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — 768 с.
  163. , Т.И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005.-254 с.
  164. , Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2002. — 656 с.
  165. , Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. СПб.: Питер, 2003. — 336 с.
  166. Bandura, A. Principles of Behavior modification / A. Bandura. New York: Holt, Rinehart& Winston, 1969. — 436 p.
  167. Bowen, M. The use of family theori in clinical practice / M. Bowen // Comprehensive psychiatri. — 1966. V. 7. — P. 345−374.
  168. Minuchin, S., Nickols, M.P. Family healing. New York, The Free Press, 1993.
  169. Schwarz, R. Systemiesche Therapie mit der ihneren Familie. Munchen (Pfeiffer), 1997. S. 465.
  170. Watzlawick P., Beavin J.H., Jackson D. Don Pragmatics of human communication. L, NY, 1974. — P. 109.
  171. Gurtner, M. Ineiandereifende Skriptzirkel: ein Model transaktionsanalitischer Paartherapie / M. Gurtner // Yournal fur tiefenpsichologisce Transaktionsanalyse. -1996. — S. 57−75.
  172. Kinsinger, W. Das Kind zwischen Herkunfts- und Ersatzfamilie. Der Familienherapeutische Aspekt im Pflegestellenwesen // Unsere Ugend, 1982. 34: S. 443−452.
  173. Weber, G. Zweierlei Gluk. Die systemische Psichotherapie Bert Hellingers. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme), 1993. S. 382.
Заполнить форму текущей работой